Сочинение на тему опыт самый лучший учитель только плата за учение велика
9 вариантов
1. Сочинение в основном соответствует теме, хотя в некоторых случаях Вы показываете свое непонимание значения слова “опыт” и отступаете от темы. Так, совсем неуместным является обращение к “опыту” в значении “научный эксперимент”. Речь должна идти совсем о другом.
2. Аргументы из литературных произведений подобраны в соответствии с темой (кроме повести “Собачье сердце” М.А.Булгакова). В сочинении представлен анализ проблемы “ошибок” и полученного в результате жизненного “опыта” на примере героев из произведений А.С.Пушкина и Ф.М.Достоевского, при характеристике художественных образов ошибок в интерпретации произведений нет.
3. В сочинении допущены логические неувязки. Во вступлении предлагается мысль о необходимости учиться на чужих ошибках, в частности, учитывать опыт близких людей, родителей, но эта мысль не развивается. В результате говорится все-таки о личном опыте, который должен помочь человеку правильно сориентироваться в жизни. Не совсем понятно, почему после анализа повести М.А.Булгакова и А.С.Пушкина делается вывод о том, что плата за их ошибки была велика. Чем таким “великим” они поплатились? Никто от их экспериментов и их неумения оценить другого человека, кроме их самих, по сути, не пострадал. Не совсем понятна логика развития мысли при анализе романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”. Кого “ошибки” Раскольникова должны научить? Если читателей (а об этом Вы пишете), то почему тогда в выводе говорится только о “личном опыте”, а не о том, что можно получить этот “опыт” и учитывая “ошибки” героев литературных произведений? В целом логика сочинения не продумана, мысли повторяются и не вытекают одна из другой.
4. Качество речи среднее. Есть речевые недочеты, связанные с однообразием грамматических конструкций, отсутствием богатого лексического материала, но в целом качество речи не затрудняет понимание смысла высказываемых тезисов.
5. В сочинении огромное количество пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста. Кроме того, имеются орфографические, грамматические и речевые ошибки.
Родители всегда повторяют, что надо учиться на ошибках других людей, а я считаю, что необходимо делать эти ошибки самому. Человеку необходимо набираться опыта самому, личный опыт – самый лучший учитель в жизни.
Не нужно слушать никого, ведь все люди ошибаются. Если кому – то не повезло по жизни, то это совершенно не значит, что и ты оступишься. Люди всегда будут недовольны твоим выбором и будут осуждать, но что поделаешь, нельзя просто взять и угодить всем. Необходимо делать то, чтоб душе было хорошо, чтобы можно было чувствовать эту жизнь, понимать, что ты действительно живешь. Конечно же, проще сидеть в своей бетонной коробке и бояться сделать шаг, чтобы выйти из нее, но может, если ты из нее выйдешь, ты увидишь намного больше, чем все.
Личный опыт помогает корректировать свою жизнь, менять принципы, идеологию своей жизни, вкусы. Ведь опыт помогает перенести всю ситуацию через себя, почувствовать ее на своей шкуре, когда кто – то рассказывает тебе об этом, ты не чувствуешь ничего. Да, возможно порой полезно прислушаться к окружающим, но человек такое существо, что ему непременно нужно проверить сказанные слова.
Опыт можно получить не только в плохих ситуациях, он получается везде, каждую минуту в любом действии. Если действие повторяется каждодневно, то опыт только улучшается. Очень хорошо, что люди проверяют все слова, сказанные им на себе, они учатся делать свои выводы, становятся индивидуальностями. Наша жизнь и складывается из фрагментов нашего опыта, так как мы знаем, что лучше делать, а куда лучше будет не совать свой нос.
Опыт – самый лучший учитель и эти слова ничем не оспоришь. Поэтому прежде чем давать людям совет, лучше всего сказать, что было с вами и дать человеку самому решать прислушиваться к вам или нет. Человек ответственен только за свою жизнь.
11 класс.
Сочинение по четвёртому направлению от ФИПИ. «Опыт – самый лучший учитель, только плата за обучение слишком высока» Т.Карлейль
Жизнь прожить – не поле перейти
Идет человек по дороге ли, по лесной тропинке ли, торопится – споткнулся и упал, набил шишку, получил ссадину, ушиб. На ровном месте. Потому что очень спешил. Больно только ему одному.
Идет человек по жизни, по судьбе, торопится, не оглядывается по сторонам, спотыкается. На ровном месте. Потому что спешил, не думал ни о чем и ни о ком. Больно ли ему? Иногда – да, чаще – нет. Но больно тем, кто рядом, с кем пересеклась его дорога жизни. Работаем ли мы над собой, анализируя ошибки и превращая их в горький, но опыт, чтобы плата за обучение была не слишком высока. Все мы ошибаемся, но главное в нашей жизни – понимание того, что опыт, пусть даже порой и горький, – действительно самый лучший учитель в нашей жизни.
Испить такую горькую чашу ошибок, какая выпала на долю литературного героя Н.М. Лескова «Очарованный странник» Ивана Северьяныча Флягина, и прийти к праведной жизни – один из показательных примеров того, как в одном человеке соединяется несоединимое, и лишь время и усиленная работа мысли героя все расставляют по своим местам. Овому – овое, кесарю – кесареву, каждому – своё.
«Овое» началось с несчастного случая в юности, бедной, безрадостной, крепостной: озорство молодого форейтора стоило жизни старого монаха. Именно с этого момента, на мой взгляд, жизнь Флягина, в ту пору Голована, с рождения обещанного Богу, будет вести его от одной беды к другой, от испытания к испытанию, пока не очистится его душа и не приведет героя в монастырь. Долго он будет умирать и не умрет. В какие только передряги Иван ни попадал, где только ни служил. Но ведь выжил же! Иначе и быть не могло, потому что есть в романе фраза, которая как нельзя лучше подходит к главному герою: «Ты ведь русский человек? Русский человек со всем справится». Хоть это и было сказано относительно очередной работы героя, я склонна видеть в этих словах судьбу таких людей, как Флягин. Многим ему пришлось заплатать за свои ошибки: любовью, пленом в киргиз-кайсацких степях, рекрутством – почти всей своей жизнью, чтобы очистилась душа героя. Мы, читатели, видим Флягина в тот момент, когда он готов, сменив рясу на амуницию, жизнь отдать за русский народ.
Я привела пример, когда жизненная стезя героя, начавшаяся с ошибок и испытаний, его горький опыт позволили ему осознать свое истинное назначение на земле – защищать русский народ. Но так, к сожалению, случается не всегда. Если дорога Флягина – это дорога вверх, к очищению, то жизнь еще одного героя недюжинных способностей из романа «Угрюм-река» В.Я. Шишкова – это дорога в ад. А как же красиво всё начиналось! С размахом, с уверенностью, что ему, Петру Громову, все по плечу, даже строптивая сибирская река с несметным богатством её края, должна лечь у его ног. Фортуна улыбалась семнадцатилетнему парню: выжить в тайге, выброшенному туда отцом, пусть даже с находящимся рядом верным слугой Ибрагимом, – это ли не чудо?! Как все же схожи некоторые обстоятельства двух героев, о которых я веду речь: первому жизнь спасала молитва матери, умершей при его родах, второму –шаманка-ведьма Синильга, та, что ни одного путника не выпустит живым из своих мертвых объятий, а Петра Громова пожалела.
Как хорош был этот семнадцатилетний юноша в своих благих намерениях освоить таежные богатства Сибири, построить заводы, пустить пароходы, заботиться о простом народе. Но прав будет тот, кто скажет, что маленький орел опериться и выпустит свои когти, если кто попадет в них, несдобровать: хватка у него железная, мертвая – не вырваться. И тот, кто скажет: «Единожды предав предаст не раз». Эти два замечания относятся уже не к юноше с чистыми помыслами, а к богатому золотопромышленнику, который и стерлядь кушает, и в столице развлекается, а между этими занятиями отца загоняет в психушку, убивает преданного Ибрагима, любимую женщину Анфису, рабочих, волка… и свою душу. Не может душа справиться с таким потрясением, потому что глубоко запряталась в его могучем теле мысль, вроде маленьким зародышем пытается достучаться до совести, да там и остается, погибает. Об отсутствии души купца писатель нам говорит при помощи одного сравнения: иногда он плачет, только слезы его – это ртуть, которая скатывается со стекла. Плата за все злодеяния этого хищника высока – безумие.
Это лишь единичные примеры, подтверждающие главную мысль моего рассуждения: человек должен научиться анализировать свои ошибки, вместе с этим набираться опыта и давать себе отчет, что и как сделано, чтобы пружина собственной судьбы в итоге не была натянута до такой степени, что готова будет отплатить человеку за все его неверные шаги. Автор: Царакова Надежда Радионовна.
По мнению Уильяма Шекспира, опыт приобретается только деятельностью. Но как часто наши поступки, совершаемые в юности, бывают ошибочны. Так что же, ничего не делать? Ждать у моря погоды? Лев Николаевич Толстой предлагает:
Чтобы жить честно, надо рваться, метаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться… А спокойствие – душевная подлость.
В романе «Война и мир» главная и любимая героиня Толстого Наташа Ростова – воплощение чистоты, свежести, радости и света. Её поведение всегда диктуется чувством, которое очень часто продиктовано моментом. Эмоция влечёт Наташу, и она восторженно поёт лунной ночью в Отрадном! А потом искренне пляшет у дядюшки после целого дня разъездов в седле на охоте, и как пляшет, что невозможно не залюбоваться! Любовь для юной графини – чувство новое, и многое для неё непонятно. Она не знает, что пережил князь Андрей, почему он выбрал именно её. Ей непонятна холодность и неприятие старого князя Болконского. Попав в театр прямо в руки распутной «голой» Элен, она воспринимает её поведение за образец. Ведь перед отъездом князь Андрей советовал в случае чего обращаться к Пьеру, а Элен его жена. Наташа привыкла принимать родственные связи, как что-то прочное, незыблемое. Она видит, как Элен ведёт себя, как реагирует на игру актёров, которые ей кажутся нелепыми и смешными (недаром Толстой использует в лексике «толстые ляжки», подчёркивая искусственность театральной постановки), и начинает сомневаться в собственных ощущениях. Если люди вокруг так радостно аплодируют, значит, это хорошо. Она не имеет опыта светского общения. Она искренне верит, что чувство, внушённое ей Анатолем, – настоящее, что только это и есть любовь. И совершает страшную ошибку. Хорошо, что рядом с ней оказывается Соня, живущая исключительно разумом. Но её Толстой не любит, она всё делает по правилам и не способна совершать ошибки. А это не настоящая жизнь.
Однако Наташе Ростовой было всего лишь семнадцать лет. Но вот когда ошибку совершает человек в возрасте… Об этом стоит подумать. Великолепный, виртуозный авантюрист Чичиков сумел обвести вокруг пальца всю губернию. Он хладнокровно, тщательно продумал свой крестовый поход за богатством. Совершив крупную покупку, по мнению многих, на миллион рублей, он вдруг расслабляется, погружается в мечты. И тут жизнь подбрасывает ему испытание. Встреча с губернаторской дочкой словно парализует его рассудок. Он вдруг погружается в сладостные мечты о браке с этим чудесным, милым, непорочным существом. Пока он шёл к цели, он был доступен для каждого. Женщины лелеяли мечты о свидании с милашкой Чичиковым, даже писали письма. Все думали, что именно к нему господин херсонский помещик благоволит больше, чем к другим. Но когда на балу он вдруг рассеянно перестает контролировать свои поступки – всё рушится, летит в тартарары. Именно женщины первые объявляют его персоной нон грата, человеком, потерявшим доверие. И двери всех домов закрываются перед ним. Он уже никому не интересен, вот-вот его арестуют по подозрению в мошенничестве.
Не имея опыта в любовных похождениях, Павел Иванович Чичиков чуть не проваливает всё своё предприятие. Опыт всегда поможет нам не совершать ошибку. Хотя, может быть, это будет уже не жизнь…. «Опыт — самый лучший учитель, только плата за обучение слишком велика».
Человек рождается, растет, взрослеет. По мере взросления он приобретает знания, познает окружающий мир, набирается опыта. Опыт помогает человеку учиться жить. Но очень часто опыт набирается путем ошибок и проб.
Говорят, что на ошибках учатся. Мы не всегда задумываемся над этими словами. Так устроен человек, что пока сам не познает, не увидит, не попадет в трудную ситуацию, не сделает для себя верных выводов. Что же такое опыт? Какие надо совершить ошибки, чтобы его приобрести? Какой ценой? За ответами на эти вопросы обратимся к художественной литературе.
Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Главный герой поэмы Мцыри живет в монастыре, в мире смирения и послушания. Но рожден Мцыри был для другого, в нем кипит кровь гордого и свободолюбивого человека. И вот во время грозы юноша бежит из монастыря. Там, на свободе, он познает мир. И этот прекрасный мир оставляет в душе Мцыри неизгладимое впечатление. Всего три дня был Мцыри на свободе, но эти три дня дали ему возможность увидеть другой мир, не тот, который он видел в монастыре. Вскоре юноша понимает, что заблудился, что совершил страшную ошибку. Оказывается, все эти три дня он кружил вокруг монастыря. Мцыри не знал, куда идти. Зато за эти три дня он узнал, что такое настоящая жизнь, он приобрел жизненный опыт. Мцыри научился чувствовать и понимать природу, он наслаждался ею. А встреча с прекрасной грузинкой рождает в нем самое великое чувство — чувство любви. Он познает радость победы (битва с барсом). Всего три дня — и целая жизнь! Вот цена его ошибки! И Мцыри ни о чем не пожалел. Когда он увидел, что вновь пришел к монастырю, он понял, что не сможет больше жить так, как прежде.
Рассматривая данную тему, хотелось бы остановиться на еще одном произведении. Это повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце». Действие происходит в Москве. Грязные улицы, вывески, обещающие светлое будущее, непогода, жалкий бездомный пес с обожженным боком — все это производит гнетущее впечатление. В этой разрухе и хаосе автор рисует образ профессора Преображенского. Он сыт, доволен, у него есть любимая работа. И вот этот обеспеченный господин идет на необычный эксперимент. Он подбирает на улице бродячего голодного пса и проводит уникальную операцию по омоложению организма. Но вместо омоложения из симпатичного и несчастного пса он получает чудовище в человеческом облике. С общечеловеческой и нравственной точки зрения он совершает страшную ошибку, нарушив естественные законы жизни. Совершив такую ошибку, профессор мучается, переживает, понимая всю ответственность за содеянное. Осознавая свою ошибку, он путем второй операции возвращает Шарикова в его прежнее состояние. Преображенский приобрел опыт, хотя и горький. В финале повести мы видим его совсем другим: он весел, поет любимую песню, гремит склянками, что- то творит. Он учел свои ошибки? Да, конечно. Он будет заниматься своим любимым делом — наукой. Может быть, это будет другая операция. Этот упорный, настойчивый человек будет добиваться своей цели.
Да, мы видим, что слишком дорого заплатили герои рассматриваемых произведений за свои ошибки. Но, может быть, оно того стоит? Ошибаясь, человек обретает опыт, учится жить дальше.
1. Сочинение соответствует теме, все рассуждения выстраиваются на основе связанных с темой тезисов.
2. Для аргументации привлекается литературный материал, однако выбор романа И.С.Тургенева “Отцы и дети” обоснован плохо, при интерпретации произведения допущена фактическая ошибка. Второе произведение – повесть В.Г.Распутина “Живи и помни” проанализировано в аспекте выбранной темы.
3. Сочинение логично, хотя присутствуют некоторые логические несоответствия, мысль слабо развивается, много повторов.
4. Качество речи низкое, мысль часто выражена неточно, присутствуют повторы грамматических конструкций, обедняющие речь. Например, при описании смертельной болезни Базарова в предложениях, следующих друг за другом, Вы пишете: “на смертном одре он понимает…”, “он понимает”, “Базаров понимает”. Низкое качество речи иногда затрудняет понимание смысла сказанного, поэтому по данному критерию поставлено “не зачтено”.
5. В сочинении присутствуют речевые ошибки, орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок нет.
Иногда плата за усвоенный жизненный урок слишком высока, а переживаемые события настолько трудны, что стоят жизни.
Некоторые ситуации должен пережить каждый человек, так как это обязательный шаг на жизненном пути человека, который приведет его к получению опыта. В словаре Ожегова «опыт – совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений», а багаж приобретенных умений не всегда легок. В таком случае человеку более выгодно послушать чужие советы, чем учиться на своем горьком опыте.
Обратимся к роману Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Действие романа происходит в 1859 году в России, накануне отмены крепостного права. Шаткость государственного строя объясняется нарастающими бунтами недовольных крестьян. Правительство принимает решение об отмене крепостного права. Если бы этого не произошло, то страна получила бы кровавый опыт революции, но с помощью знаний, власть повернула историю страны по пути бескровия. Конечно же, реформы не произошло бы, не будь в стране обыкновенных людей, способных настраивать себя и других на путь нового, неизведанного. Одним из подобных людей является Евгений Базаров – главный герой романа, нигилист. Он учится на хирурга: режет лягушек, готовясь лечить людей. Базаров занимается исключительно практическими делами, он не витает в облаках, не предается философии. Для Базарова «старые» ценности потеряли свой смысл, актуальность. Евгений отрицает эстетику, любовь, поэзию…
Однако по воле судьбы он влюбляется в Анну Одинцову и сам презирает себя за это. Во время вскрытия трупа Евгений думал об Анне Сергеевне. Он случайно порезался и заразился тифом. На смертном одре он понимает, что такой человек, как он, со своими идеями, взглядами не нужен никому. Все, за что он боролся, оказалось ничем не примечательным, иногда глупым. Он осознает, что строить что-то новое можно лишь на фундаменте старого, пережитого. Базаров отдает себе отчет в том, что совершил большую жизненную ошибку. К этому пониманию его привела отрицаемая им любовь, а все его жизненные взгляды, утверждения, высказанные в начале романа, теперь отрицаются. Возможно, само поведение Базарова, его приверженность своей идеологии, сыграли с ним злую шутку. Думая, что создает что-то торжественн
Говорят, что на ошибках учатся. Мы не всегда задумываемся над этими словами. Так устроен человек, что пока сам не познает, не увидит, не попадет в трудную ситуацию, не сделает для себя верных выводов. Что же такое опыт? Какие надо совершить ошибки, чтобы его приобрести? Какой ценой? За ответами на эти вопросы обратимся к художественной литературе.
Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Главный герой поэмы Мцыри живет в монастыре, в мире смирения и послушания. Но рожден Мцыри был для другого, в нем кипит кровь гордого и свободолюбивого человека. И вот во время грозы юноша бежит из монастыря. Там, на свободе, он познает мир. И этот прекрасный мир оставляет в душе Мцыри неизгладимое впечатление. Всего три дня был Мцыри на свободе, но эти три дня дали ему возможность увидеть другой мир, не тот, который он видел в монастыре. Вскоре юноша понимает, что заблудился, что совершил страшную ошибку. Оказывается, все эти три дня он кружил вокруг монастыря. Мцыри не знал, куда идти. Зато за эти три дня он узнал, что такое настоящая жизнь, он приобрел жизненный опыт. Мцыри научился чувствовать и понимать природу, он наслаждался ею. А встреча с прекрасной грузинкой рождает в нем самое великое чувство — чувство любви. Он познает радость победы (битва с барсом). Всего три дня — и целая жизнь! Вот цена его ошибки! И Мцыри ни о чем не пожалел. Когда он увидел, что вновь пришел к монастырю, он понял, что не сможет больше жить так, как прежде.
Рассматривая данную тему, хотелось бы остановиться на еще одном произведении. Это повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце». Действие происходит в Москве. Грязные улицы, вывески, обещающие светлое будущее, непогода, жалкий бездомный пес с обожженным боком — все это производит гнетущее впечатление. В этой разрухе и хаосе автор рисует образ профессора Преображенского. Он сыт, доволен, у него есть любимая работа. И вот этот обеспеченный господин идет на необычный эксперимент. Он подбирает на улице бродячего голодного пса и проводит уникальную операцию по омоложению организма. Но вместо омоложения из симпатичного и несчастного пса он получает чудовище в человеческом облике. С общечеловеческой и нравственной точки зрения он совершает страшную ошибку, нарушив естественные законы жизни. Совершив такую ошибку, профессор мучается, переживает, понимая всю ответственность за содеянное. Осознавая свою ошибку, он путем второй операции возвращает Шарикова в его прежнее состояние. Преображенский приобрел опыт, хотя и горький. В финале повести мы видим его совсем другим: он весел, поет любимую песню, гремит склянками, что- то творит. Он учел свои ошибки? Да, конечно. Он будет заниматься своим любимым делом — наукой. Может быть, это будет другая операция. Этот упорный, настойчивый человек будет добиваться своей цели.
Да, мы видим, что слишком дорого заплатили герои рассматриваемых произведений за свои ошибки. Но, может быть, оно того стоит? Ошибаясь, человек обретает опыт, учится жить дальше.
Жизнь — это очень непростой и долгий путь к совершенству. Каждый из нас проходит его самостоятельно: познает мир, взрослеет, знакомится со своими внутренними изменениями. Опыт — один из самых лучших учителей, но плата за учение бывает слишком великой.
Каждому человеку свойственно ошибаться и от ошибок не застрахован никто. Ошибка в нашем понимании — это неправильность в действиях, мыслях, поступках, высказываниях. Если мы допускаем какую-то ошибку, то мы делаем все возможное чтобы не повторить её вновь. Всегда ли плохо совершать жизненные ошибки? Нет. Иногда ошибки дают нам неплохой жизненный опыт и такие ошибки являются необходимыми для человека. Самое главное — проанализировать опыт каждой совершенной ошибки, чтобы в будущем их избежать, если этого не сделать ошибки ничему нас не научат.
Проживая свою жизнь, человек будет совершать ошибки снова и снова. Возможно при огромном опыте, интерес к жизни потеряется. Поэтому каждый делает свой выбор самостоятельно: тихо сидит в своем доме и спокойной наслаждается полученным опытом или сознательно совершает свою очередную ошибку.
1. Сочинение в основном соответствует теме, хотя в некоторых случаях Вы показываете свое непонимание значения слова “опыт” и отступаете от темы. Так, совсем неуместным является обращение к “опыту” в значении “научный эксперимент”. Речь должна идти совсем о другом.
2. Аргументы из литературных произведений подобраны в соответствии с темой (кроме повести “Собачье сердце” М.А.Булгакова). В сочинении представлен анализ проблемы “ошибок” и полученного в результате жизненного “опыта” на примере героев из произведений А.С.Пушкина и Ф.М.Достоевского, при характеристике художественных образов ошибок в интерпретации произведений нет.
3. В сочинении допущены логические неувязки. Во вступлении предлагается мысль о необходимости учиться на чужих ошибках, в частности, учитывать опыт близких людей, родителей, но эта мысль не развивается. В результате говорится все-таки о личном опыте, который должен помочь человеку правильно сориентироваться в жизни. Не совсем понятно, почему после анализа повести М.А.Булгакова и А.С.Пушкина делается вывод о том, что плата за их ошибки была велика. Чем таким “великим” они поплатились? Никто от их экспериментов и их неумения оценить другого человека, кроме их самих, по сути, не пострадал. Не совсем понятна логика развития мысли при анализе романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”. Кого “ошибки” Раскольникова должны научить? Если читателей (а об этом Вы пишете), то почему тогда в выводе говорится только о “личном опыте”, а не о том, что можно получить этот “опыт” и учитывая “ошибки” героев литературных произведений? В целом логика сочинения не продумана, мысли повторяются и не вытекают одна из другой.
4. Качество речи среднее. Есть речевые недочеты, связанные с однообразием грамматических конструкций, отсутствием богатого лексического материала, но в целом качество речи не затрудняет понимание смысла высказываемых тезисов.
5. В сочинении огромное количество пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста. Кроме того, имеются орфографические, грамматические и речевые ошибки.
Родители всегда повторяют, что надо учиться на ошибках других людей, а я считаю, что необходимо делать эти ошибки самому. Человеку необходимо набираться опыта самому, личный опыт – самый лучший учитель в жизни.
Не нужно слушать никого, ведь все люди ошибаются. Если кому – то не повезло по жизни, то это совершенно не значит, что и ты оступишься. Люди всегда будут недовольны твоим выбором и будут осуждать, но что поделаешь, нельзя просто взять и угодить всем. Необходимо делать то, чтоб душе было хорошо, чтобы можно было чувствовать эту жизнь, понимать, что ты действительно живешь. Конечно же, проще сидеть в своей бетонной коробке и бояться сделать шаг, чтобы выйти из нее, но может, если ты из нее выйдешь, ты увидишь намного больше, чем все.
Личный опыт помогает корректировать свою жизнь, менять принципы, идеологию своей жизни, вкусы. Ведь опыт помогает перенести всю ситуацию через себя, почувствовать ее на своей шкуре, когда кто – то рассказывает тебе об этом, ты не чувствуешь ничего. Да, возможно порой полезно прислушаться к окружающим, но человек такое существо, что ему непременно нужно проверить сказанные слова.
Опыт можно получить не только в плохих ситуациях, он получается везде, каждую минуту в любом действии. Если действие повторяется каждодневно, то опыт только улучшается. Очень хорошо, что люди проверяют все слова, сказанные им на себе, они учатся делать свои выводы, становятся индивидуальностями. Наша жизнь и складывается из фрагментов нашего опыта, так как мы знаем, что лучше делать, а куда лучше будет не совать свой нос.
Опыт – самый лучший учитель и эти слова ничем не оспоришь. Поэтому прежде чем давать людям совет, лучше всего сказать, что было с вами и дать человеку самому решать прислушиваться к вам или нет. Человек ответственен только за свою жизнь.
11 класс.
Сочинение по четвёртому направлению от ФИПИ.
«Опыт – самый лучший учитель, только плата за обучение слишком высока»
Т.Карлейль
Жизнь прожить – не поле перейти
Идет человек по дороге ли, по лесной тропинке ли, торопится – споткнулся и упал, набил шишку, получил ссадину, ушиб. На ровном месте. Потому что очень спешил. Больно только ему одному.
Идет человек по жизни, по судьбе, торопится, не оглядывается по сторонам, спотыкается. На ровном месте. Потому что спешил, не думал ни о чем и ни о ком. Больно ли ему? Иногда – да, чаще – нет. Но больно тем, кто рядом, с кем пересеклась его дорога жизни. Работаем ли мы над собой, анализируя ошибки и превращая их в горький, но опыт, чтобы плата за обучение была не слишком высока. Все мы ошибаемся, но главное в нашей жизни – понимание того, что опыт, пусть даже порой и горький, – действительно самый лучший учитель в нашей жизни.
Испить такую горькую чашу ошибок, какая выпала на долю литературного героя Н.М. Лескова «Очарованный странник» Ивана Северьяныча Флягина, и прийти к праведной жизни – один из показательных примеров того, как в одном человеке соединяется несоединимое, и лишь время и усиленная работа мысли героя все расставляют по своим местам. Овому – овое, кесарю – кесареву, каждому – своё.
«Овое» началось с несчастного случая в юности, бедной, безрадостной, крепостной: озорство молодого форейтора стоило жизни старого монаха. Именно с этого момента, на мой взгляд, жизнь Флягина, в ту пору Голована, с рождения обещанного Богу, будет вести его от одной беды к другой, от испытания к испытанию, пока не очистится его душа и не приведет героя в монастырь. Долго он будет умирать и не умрет. В какие только передряги Иван ни попадал, где только ни служил. Но ведь выжил же! Иначе и быть не могло, потому что есть в романе фраза, которая как нельзя лучше подходит к главному герою: «Ты ведь русский человек? Русский человек со всем справится». Хоть это и было сказано относительно очередной работы героя, я склонна видеть в этих словах судьбу таких людей, как Флягин. Многим ему пришлось заплатать за свои ошибки: любовью, пленом в киргиз-кайсацких степях, рекрутством – почти всей своей жизнью, чтобы очистилась душа героя. Мы, читатели, видим Флягина в тот момент, когда он готов, сменив рясу на амуницию, жизнь отдать за русский народ.
Я привела пример, когда жизненная стезя героя, начавшаяся с ошибок и испытаний, его горький опыт позволили ему осознать свое истинное назначение на земле – защищать русский народ. Но так, к сожалению, случается не всегда. Если дорога Флягина – это дорога вверх, к очищению, то жизнь еще одного героя недюжинных способностей из романа «Угрюм-река» В.Я. Шишкова – это дорога в ад. А как же красиво всё начиналось! С размахом, с уверенностью, что ему, Петру Громову, все по плечу, даже строптивая сибирская река с несметным богатством её края, должна лечь у его ног. Фортуна улыбалась семнадцатилетнему парню: выжить в тайге, выброшенному туда отцом, пусть даже с находящимся рядом верным слугой Ибрагимом, – это ли не чудо?! Как все же схожи некоторые обстоятельства двух героев, о которых я веду речь: первому жизнь спасала молитва матери, умершей при его родах, второму –шаманка-ведьма Синильга, та, что ни одного путника не выпустит живым из своих мертвых объятий, а Петра Громова пожалела.
Как хорош был этот семнадцатилетний юноша в своих благих намерениях освоить таежные богатства Сибири, построить заводы, пустить пароходы, заботиться о простом народе. Но прав будет тот, кто скажет, что маленький орел опериться и выпустит свои когти, если кто попадет в них, несдобровать: хватка у него железная, мертвая – не вырваться. И тот, кто скажет: «Единожды предав предаст не раз». Эти два замечания относятся уже не к юноше с чистыми помыслами, а к богатому золотопромышленнику, который и стерлядь кушает, и в столице развлекается, а между этими занятиями отца загоняет в психушку, убивает преданного Ибрагима, любимую женщину Анфису, рабочих, волка… и свою душу. Не может душа справиться с таким потрясением, потому что глубоко запряталась в его могучем теле мысль, вроде маленьким зародышем пытается достучаться до совести, да там и остается, погибает. Об отсутствии души купца писатель нам говорит при помощи одного сравнения: иногда он плачет, только слезы его – это ртуть, которая скатывается со стекла. Плата за все злодеяния этого хищника высока – безумие.
Это лишь единичные примеры, подтверждающие главную мысль моего рассуждения: человек должен научиться анализировать свои ошибки, вместе с этим набираться опыта и давать себе отчет, что и как сделано, чтобы пружина собственной судьбы в итоге не была натянута до такой степени, что готова будет отплатить человеку за все его неверные шаги.
Автор: Царакова Надежда Радионовна.
По мнению Уильяма Шекспира, опыт приобретается только деятельностью. Но как часто наши поступки, совершаемые в юности, бывают ошибочны. Так что же, ничего не делать? Ждать у моря погоды? Лев Николаевич Толстой предлагает:
Чтобы жить честно, надо рваться, метаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться… А спокойствие – душевная подлость.
В романе «Война и мир» главная и любимая героиня Толстого Наташа Ростова – воплощение чистоты, свежести, радости и света. Её поведение всегда диктуется чувством, которое очень часто продиктовано моментом. Эмоция влечёт Наташу, и она восторженно поёт лунной ночью в Отрадном! А потом искренне пляшет у дядюшки после целого дня разъездов в седле на охоте, и как пляшет, что невозможно не залюбоваться! Любовь для юной графини – чувство новое, и многое для неё непонятно. Она не знает, что пережил князь Андрей, почему он выбрал именно её. Ей непонятна холодность и неприятие старого князя Болконского. Попав в театр прямо в руки распутной «голой» Элен, она воспринимает её поведение за образец. Ведь перед отъездом князь Андрей советовал в случае чего обращаться к Пьеру, а Элен его жена. Наташа привыкла принимать родственные связи, как что-то прочное, незыблемое. Она видит, как Элен ведёт себя, как реагирует на игру актёров, которые ей кажутся нелепыми и смешными (недаром Толстой использует в лексике «толстые ляжки», подчёркивая искусственность театральной постановки), и начинает сомневаться в собственных ощущениях. Если люди вокруг так радостно аплодируют, значит, это хорошо. Она не имеет опыта светского общения. Она искренне верит, что чувство, внушённое ей Анатолем, – настоящее, что только это и есть любовь. И совершает страшную ошибку. Хорошо, что рядом с ней оказывается Соня, живущая исключительно разумом. Но её Толстой не любит, она всё делает по правилам и не способна совершать ошибки. А это не настоящая жизнь.
Однако Наташе Ростовой было всего лишь семнадцать лет. Но вот когда ошибку совершает человек в возрасте… Об этом стоит подумать. Великолепный, виртуозный авантюрист Чичиков сумел обвести вокруг пальца всю губернию. Он хладнокровно, тщательно продумал свой крестовый поход за богатством. Совершив крупную покупку, по мнению многих, на миллион рублей, он вдруг расслабляется, погружается в мечты. И тут жизнь подбрасывает ему испытание. Встреча с губернаторской дочкой словно парализует его рассудок. Он вдруг погружается в сладостные мечты о браке с этим чудесным, милым, непорочным существом. Пока он шёл к цели, он был доступен для каждого. Женщины лелеяли мечты о свидании с милашкой Чичиковым, даже писали письма. Все думали, что именно к нему господин херсонский помещик благоволит больше, чем к другим. Но когда на балу он вдруг рассеянно перестает контролировать свои поступки – всё рушится, летит в тартарары. Именно женщины первые объявляют его персоной нон грата, человеком, потерявшим доверие. И двери всех домов закрываются перед ним. Он уже никому не интересен, вот-вот его арестуют по подозрению в мошенничестве.
Не имея опыта в любовных похождениях, Павел Иванович Чичиков чуть не проваливает всё своё предприятие. Опыт всегда поможет нам не совершать ошибку. Хотя, может быть, это будет уже не жизнь…. «Опыт — самый лучший учитель, только плата за обучение слишком велика».
Человек рождается, растет, взрослеет. По мере взросления он приобретает знания, познает окружающий мир, набирается опыта. Опыт помогает человеку учиться жить. Но очень часто опыт набирается путем ошибок и проб.
Говорят, что на ошибках учатся. Мы не всегда задумываемся над этими словами. Так устроен человек, что пока сам не познает, не увидит, не попадет в трудную ситуацию, не сделает для себя верных выводов. Что же такое опыт? Какие надо совершить ошибки, чтобы его приобрести? Какой ценой? За ответами на эти вопросы обратимся к художественной литературе.
Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Главный герой поэмы Мцыри живет в монастыре, в мире смирения и послушания. Но рожден Мцыри был для другого, в нем кипит кровь гордого и свободолюбивого человека. И вот во время грозы юноша бежит из монастыря. Там, на свободе, он познает мир. И этот прекрасный мир оставляет в душе Мцыри неизгладимое впечатление. Всего три дня был Мцыри на свободе, но эти три дня дали ему возможность увидеть другой мир, не тот, который он видел в монастыре. Вскоре юноша понимает, что заблудился, что совершил страшную ошибку. Оказывается, все эти три дня он кружил вокруг монастыря. Мцыри не знал, куда идти. Зато за эти три дня он узнал, что такое настоящая жизнь, он приобрел жизненный опыт. Мцыри научился чувствовать и понимать природу, он наслаждался ею. А встреча с прекрасной грузинкой рождает в нем самое великое чувство — чувство любви. Он познает радость победы (битва с барсом). Всего три дня — и целая жизнь! Вот цена его ошибки! И Мцыри ни о чем не пожалел. Когда он увидел, что вновь пришел к монастырю, он понял, что не сможет больше жить так, как прежде.
Рассматривая данную тему, хотелось бы остановиться на еще одном произведении. Это повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце». Действие происходит в Москве. Грязные улицы, вывески, обещающие светлое будущее, непогода, жалкий бездомный пес с обожженным боком — все это производит гнетущее впечатление. В этой разрухе и хаосе автор рисует образ профессора Преображенского. Он сыт, доволен, у него есть любимая работа. И вот этот обеспеченный господин идет на необычный эксперимент. Он подбирает на улице бродячего голодного пса и проводит уникальную операцию по омоложению организма. Но вместо омоложения из симпатичного и несчастного пса он получает чудовище в человеческом облике. С общечеловеческой и нравственной точки зрения он совершает страшную ошибку, нарушив естественные законы жизни. Совершив такую ошибку, профессор мучается, переживает, понимая всю ответственность за содеянное. Осознавая свою ошибку, он путем второй операции возвращает Шарикова в его прежнее состояние. Преображенский приобрел опыт, хотя и горький. В финале повести мы видим его совсем другим: он весел, поет любимую песню, гремит склянками, что- то творит. Он учел свои ошибки? Да, конечно. Он будет заниматься своим любимым делом — наукой. Может быть, это будет другая операция. Этот упорный, настойчивый человек будет добиваться своей цели.
Да, мы видим, что слишком дорого заплатили герои рассматриваемых произведений за свои ошибки. Но, может быть, оно того стоит? Ошибаясь, человек обретает опыт, учится жить дальше.
1. Сочинение соответствует теме, все рассуждения выстраиваются на основе связанных с темой тезисов.
2. Для аргументации привлекается литературный материал, однако выбор романа И.С.Тургенева “Отцы и дети” обоснован плохо, при интерпретации произведения допущена фактическая ошибка. Второе произведение – повесть В.Г.Распутина “Живи и помни” проанализировано в аспекте выбранной темы.
3. Сочинение логично, хотя присутствуют некоторые логические несоответствия, мысль слабо развивается, много повторов.
4. Качество речи низкое, мысль часто выражена неточно, присутствуют повторы грамматических конструкций, обедняющие речь. Например, при описании смертельной болезни Базарова в предложениях, следующих друг за другом, Вы пишете: “на смертном одре он понимает…”, “он понимает”, “Базаров понимает”. Низкое качество речи иногда затрудняет понимание смысла сказанного, поэтому по данному критерию поставлено “не зачтено”.
5. В сочинении присутствуют речевые ошибки, орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок нет.
Иногда плата за усвоенный жизненный урок слишком высока, а переживаемые события настолько трудны, что стоят жизни.
Некоторые ситуации должен пережить каждый человек, так как это обязательный шаг на жизненном пути человека, который приведет его к получению опыта. В словаре Ожегова «опыт – совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений», а багаж приобретенных умений не всегда легок. В таком случае человеку более выгодно послушать чужие советы, чем учиться на своем горьком опыте.
Обратимся к роману Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Действие романа происходит в 1859 году в России, накануне отмены крепостного права. Шаткость государственного строя объясняется нарастающими бунтами недовольных крестьян. Правительство принимает решение об отмене крепостного права. Если бы этого не произошло, то страна получила бы кровавый опыт революции, но с помощью знаний, власть повернула историю страны по пути бескровия. Конечно же, реформы не произошло бы, не будь в стране обыкновенных людей, способных настраивать себя и других на путь нового, неизведанного. Одним из подобных людей является Евгений Базаров – главный герой романа, нигилист. Он учится на хирурга: режет лягушек, готовясь лечить людей. Базаров занимается исключительно практическими делами, он не витает в облаках, не предается философии. Для Базарова «старые» ценности потеряли свой смысл, актуальность. Евгений отрицает эстетику, любовь, поэзию…
Однако по воле судьбы он влюбляется в Анну Одинцову и сам презирает себя за это. Во время вскрытия трупа Евгений думал об Анне Сергеевне. Он случайно порезался и заразился тифом. На смертном одре он понимает, что такой человек, как он, со своими идеями, взглядами не нужен никому. Все, за что он боролся, оказалось ничем не примечательным, иногда глупым. Он осознает, что строить что-то новое можно лишь на фундаменте старого, пережитого. Базаров отдает себе отчет в том, что совершил большую жизненную ошибку. К этому пониманию его привела отрицаемая им любовь, а все его жизненные взгляды, утверждения, высказанные в начале романа, теперь отрицаются. Возможно, само поведение Базарова, его приверженность своей идеологии, сыграли с ним злую шутку. Думая, что создает что-то торжественн
Говорят, что на ошибках учатся. Мы не всегда задумываемся над этими словами. Так устроен человек, что пока сам не познает, не увидит, не попадет в трудную ситуацию, не сделает для себя верных выводов. Что же такое опыт? Какие надо совершить ошибки, чтобы его приобрести? Какой ценой? За ответами на эти вопросы обратимся к художественной литературе.
Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Главный герой поэмы Мцыри живет в монастыре, в мире смирения и послушания. Но рожден Мцыри был для другого, в нем кипит кровь гордого и свободолюбивого человека. И вот во время грозы юноша бежит из монастыря. Там, на свободе, он познает мир. И этот прекрасный мир оставляет в душе Мцыри неизгладимое впечатление. Всего три дня был Мцыри на свободе, но эти три дня дали ему возможность увидеть другой мир, не тот, который он видел в монастыре. Вскоре юноша понимает, что заблудился, что совершил страшную ошибку. Оказывается, все эти три дня он кружил вокруг монастыря. Мцыри не знал, куда идти. Зато за эти три дня он узнал, что такое настоящая жизнь, он приобрел жизненный опыт. Мцыри научился чувствовать и понимать природу, он наслаждался ею. А встреча с прекрасной грузинкой рождает в нем самое великое чувство — чувство любви. Он познает радость победы (битва с барсом). Всего три дня — и целая жизнь! Вот цена его ошибки! И Мцыри ни о чем не пожалел. Когда он увидел, что вновь пришел к монастырю, он понял, что не сможет больше жить так, как прежде.
Рассматривая данную тему, хотелось бы остановиться на еще одном произведении. Это повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце». Действие происходит в Москве. Грязные улицы, вывески, обещающие светлое будущее, непогода, жалкий бездомный пес с обожженным боком — все это производит гнетущее впечатление. В этой разрухе и хаосе автор рисует образ профессора Преображенского. Он сыт, доволен, у него есть любимая работа. И вот этот обеспеченный господин идет на необычный эксперимент. Он подбирает на улице бродячего голодного пса и проводит уникальную операцию по омоложению организма. Но вместо омоложения из симпатичного и несчастного пса он получает чудовище в человеческом облике. С общечеловеческой и нравственной точки зрения он совершает страшную ошибку, нарушив естественные законы жизни. Совершив такую ошибку, профессор мучается, переживает, понимая всю ответственность за содеянное. Осознавая свою ошибку, он путем второй операции возвращает Шарикова в его прежнее состояние. Преображенский приобрел опыт, хотя и горький. В финале повести мы видим его совсем другим: он весел, поет любимую песню, гремит склянками, что- то творит. Он учел свои ошибки? Да, конечно. Он будет заниматься своим любимым делом — наукой. Может быть, это будет другая операция. Этот упорный, настойчивый человек будет добиваться своей цели.
Да, мы видим, что слишком дорого заплатили герои рассматриваемых произведений за свои ошибки. Но, может быть, оно того стоит? Ошибаясь, человек обретает опыт, учится жить дальше.
Жизнь — это очень непростой и долгий путь к совершенству. Каждый из нас проходит его самостоятельно: познает мир, взрослеет, знакомится со своими внутренними изменениями. Опыт — один из самых лучших учителей, но плата за учение бывает слишком великой.
Каждому человеку свойственно ошибаться и от ошибок не застрахован никто. Ошибка в нашем понимании — это неправильность в действиях, мыслях, поступках, высказываниях. Если мы допускаем какую-то ошибку, то мы делаем все возможное чтобы не повторить её вновь. Всегда ли плохо совершать жизненные ошибки? Нет. Иногда ошибки дают нам неплохой жизненный опыт и такие ошибки являются необходимыми для человека. Самое главное — проанализировать опыт каждой совершенной ошибки, чтобы в будущем их избежать, если этого не сделать ошибки ничему нас не научат.
Проживая свою жизнь, человек будет совершать ошибки снова и снова. Возможно при огромном опыте, интерес к жизни потеряется. Поэтому каждый делает свой выбор самостоятельно: тихо сидит в своем доме и спокойной наслаждается полученным опытом или сознательно совершает свою очередную ошибку.