События декабря 1825 года навсегда изменили мировоззрение Александра Пушкина и заставили его по-новому взглянуть на роль поэта в обществе. Он понял, что стихотворные работы, наполненные определенным смыслом, могут стать настоящим оружием, способным поднять массы на борьбу. Вновь и вновь анализируя восстание декабристов, Александр Сергеевич пишет стихотворение «Арион». Случилось это в 1827 году.
Стихотворение «Арион» было написано с использованием такого литературного приема, как аллегория. В основу данной стихотворной работы легла древнегреческая легенда про Ариона. Он был певцом, который исполнят лирические баллады перед знатными особами. За это они щедро награждали его. По легенде, после одного из таких выступлений Арион получил сундук с несметными сокровищами, но на обратном пути был ограблен моряками и выброшен за борт. Ариону удалось спасти свою жизнь, благодаря приплывшему дельфину.
В стихотворении «Арион» Пушкин сравнивает себя с древнегреческим певцом, но немного видоизменяет сюжет легенды. Он так же, как и Арион, плывет на корабле, но члены корабля ему не враги, всех объединяет одна цель. Каждый член команды выполнял свою роль: кто-то «парус напрягал», а кто-то «упирал в глубь мощны веслы». Пушкину была отведена роль беспечного певца.
В. В. Шаповал
2002
АРИОН
Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
Вглубь мощны веслы. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный челн;
А я – беспечной веры полн, –
Пловцам я пел… Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный…
Погиб и кормщик и пловец! –
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
Пушкин А.С. Золотой том. Собр. Соч. – М.: Имидж, 1993. С. 424, 895. XI. Арион (стр. 424).
Напечатано без подписи в июле 1830 г. в “Литературной Газете”. В сочинениях Пушкина не перепечатывалось при его жизни. В черновой рукописи помечено 16 июля 1827 г. Стихотворение основано на мифе о певце Арионе, который, спасаясь от грабителей-корабельщиков, выпрыгнул в море и был спасен дельфином, доставили его на сушу. В данном стихотворении аллегорически изображена судьба Пушкина после декабрьского разгрома. Смысл стихотворения объясняет, почему Пушкин печатал его анонимно.
Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. – М.: НЛО, ГЛК Шичалина, 1995. – С. 84-85.
Как Терпандр приплыл с Лесбоса в Спарту, так Арион прибыл с Лесбоса в Коринф – учить греков закону гармонии. Это было уже при тиране Периандре. Угождая народу, Периандр завел в Коринфе праздники в честь Диониса, бога вечно возрождающейся природы. На праздниках выступали хоры; участники хоров были одеты сатирами – веселыми козлоногими спутниками Диониса; они пели песни о его деяниях – не такие торжественные, но такие же стройные, как и в честь Аполлона, а сочинял эти песни Арион.
Отслужив Периандру, Арион поехал с песнями в другие города, заработал там много денег и пустился обратно в Коринф. Корабельщики, с которыми он плыл, увидели его богатство и решили Ариона убить, а деньги его поделить. Разжалобить их было невозможно. Тогда Арион попросил об одном: он споет свою последнюю песню и сам бросится в море. Ему позволили. Он надел свой лучший наряд, взял в руки лиру, встал на носу корабля, громким голосом пропел высокую песнь и бросился в море. И случилось чудо: из моря вынырнул дельфин, принял Ариона на свою крутую спину и после долгого плавания вынес его на греческий берег. Изумленный Периандр воздал Ариону почести, как любимцу богов, корабельщики были наказаны, а на том берегу поставили медную статую человека верхом на дельфине.
Двадцать пять веков спустя от имени этого Ариона написал свое аллегорическое стихотворение Пушкин – о том, что, несмотря ни на какие бедствия, он верен своим идеалам:
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
Геродот. История в девяти книгах. Л.: Наука, 1972. С. 17-18 (кн. I, гл. 23-24)
Периандр был тираном Коринфа. С ним-то, как говорят коринфяне (и этот рассказ подтверждают также лесбосцы), приключилось в жизни величайшее диво. Арион из Мефимны был вынесен на дельфине из моря у Тенара. Это был несравненный кифаред своего времени и, насколько я знаю, первым стал сочинять дифирамб,{26} дал ему имя и обучил хор для постановки в Коринфе.
{26} Дифирамб – собственно, культовое прозвище Диониса. Впоследствии слово стало обозначать торжественную песнь в честь бога или героя. Она пелась под аккомпанемент главным образом флейты.
24. Этот-то Арион большую часть времени своей жизни провел у Периандра и затем решил отплыть в Италию и Сикелию. Там он нажил великое богатство, потом пожелал возвратиться назад в Коринф. Он отправился в путь из Таранта и, так как никому не доверял больше коринфян, нанял корабль у коринфских мореходов. А корабельщики задумали [злое дело]: в открытом море выбросить Ариона в море и завладеть его сокровищами. Арион же, догадавшись об их умысле, стал умолять сохранить ему жизнь, предлагая отдать все свои сокровища. Однако ему не удалось смягчить корабельщиков. Они велели Ариону либо самому лишить себя жизни, чтобы быть погребенным в земле, либо сейчас же броситься в море. В таком отчаянном положении Арион все же упросил корабельщиков (раз уж таково их решение) по крайней мере позволить ему спеть в полном наряде певца, став на скамью гребцов. Он обещал, что, пропев свою песнь, сам лишит себя жизни. Тогда корабельщики перешли с кормы на середину корабля, радуясь, что им предстоит услышать лучшего певца на свете. Арион же, облачась в полный наряд певца, взял кифару и, стоя на корме, исполнил торжественную песнь.{27} Окончив песнь, он, как был во всем наряде, ринулся в море. Между тем корабельщики отплыли в Коринф, Ариона же, как рассказывают, подхватил на спину дельфин и вынес к Тенару. Арион вышел на берег и в своем наряде певца отправился в Коринф. По прибытии туда он рассказал все, что с ним случилось. Периандр же не поверил рассказу и велел заключить Ариона под стражу и никуда не выпускать, а за корабельщиками внимательно следить. Когда же те прибыли в Коринф, Периандр призвал их к себе и спросил, что им известно об Арионе. Корабельщики отвечали, что Арион живет и здравствует где-то в Италии и они-де оставили его в Таранте в полном благополучии. Тогда внезапно появился Арион в том самом одеянии, в каком он бросился в море. Пораженные корабельщики не могли уже отрицать своей вины, так как были уличены. Так рассказывают коринфяне и лесбосцы. А на Тенаре есть небольшая медная статуя – жертвенный дар Ариона, изображающий человека на дельфине.
{27} Nomos orthios – напев, мелодия, исполняемая очень высоким голосом.
Арион – греческий поэт, певец с кифарой с острова Лесбос. В мифе является сыном Посейдона – морского бога и нимфы Онеи. Он очень много путешествовал и был известен своими песнями о Дионисе. Арион придумал новый жанр поэзии – дифирамб.
Однажды тиран Периандр предложил поселиться Ариону в Коринфе и последний согласился. Вскоре Ариону предложили поучаствовать в качестве музыканта в конкурсе в городе Тенар. Периандр не желал отпускать его, но все же позволил ему отправиться. Арион победил и взял главный приз, а почитатели принесли ему много подарков. Команда корабля стала завидовать и задумала ограбить певца и разделаться с ним. Капитан сказал Ариону, что тот должен умереть за свое богатство. Он предложил им все свое имущество в обмен на жизнь, но те даже не хотели слушать. Арион готов был прыгнуть с судна, но только если ему разрешат спеть в последний раз. Капитан дал свое согласие и Арион, облачившись в лучшую одежду и драгоценности, вышел на палубу и исполнил свою песню, а затем прыгнул в море, а судно отправилось дальше в путь. Но его песню услышал дельфин из стаи. И так им понравилось, что один позволил человеку плыть, держась за него. И вместе со стаей дельфинов Арион добрался до Коринфа даже быстрее корабля.
Тиран Периандр, был безумно рад спасению Ариона. Вскоре в пристань зашел корабль и причалил к берегу, Периандр притворился, что ни о чем не знает и спросил у команды куда подевался певец Арион. Те ответили, что тот не захотел возвращаться из Тенара. Периандр был в ярости от поступка команды корабля, но не подал виду и попросил их принести клятву на могилах, а затем явился Арион. Команда была казнена. Через какое-то время Аполлон – бог искусств и предсказаний поместил образ греческого певца и дельфина на небе среди звезд.
Арион и тиран Периандр — реальные личности, что жили примерно в 7 веке до нашей эры. Но некоторые не уверены, что этот миф правдив, хоть и остались некоторые доказательства и тот факт, что дельфины действительно чувствуют музыку и были случаи спасения ими людей. Один автор писал, что он лично видел эту историю, а Арион поставил памятник дельфину в Тенаре. Существует множество вариаций этого мифа с некоторыми различиями. Например, что дельфинов послал Аполлон или сам принял образ одного из них. В итоге Арион и его история еще долго вдохновляли поэтов и художников.
Автор: Пушкин А.С.
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Арион».
Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны веслы. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный челн;
А я — беспечной веры полн, —
Пловцам я пел… Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный…
Погиб и кормщик и пловец! —
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
Стихотворение А.С. Пушкина «Арион» написано в 1827 году. Известный читателям древнегреческий миф об Арионе был существенно изменен Александром Сергеевичем. В мифе корабельщики были врагами Ариона, а в стихотворении Пушкин сказано: «Нас было много на челне», то есть Арион считает себя членом команды. В мифе Арион после гибели корабля был спасен дельфином, а в стихотворении Пушкина герой «на берег выброшен грозою». Такие отступления от мифа не случайны. Дело в том, что поэт приближает ситуацию стихотворения к русской жизни, к историческому потрясению – 14 декабря 1825 года.
Герои стихотворения – пловцы, отправившиеся в путешествие. У каждого на корабле своя работа: «иные парус напрягали, иные дружно упирали вглубь мощны весла…» Корабельщики дружно преодолевают препятствия, их ведет «кормщик умный», а герой, «беспечной веры полн», поет им, уверенный в том, что его талант, его песни помогают пловцам в их нелегкой работе. Лирический герой, доверчивый, открытый, свободный, безусловно, очень близок автору. Пушкин тоже «пел, беспечной веры полн», не зная о готовящемся восстании, о замыслах его руководителей, не зная о том, какое «плавание» готовят его друзья.
Центральное событие стихотворения – «вихорь шумный», разбивший корабль, унесший жизни и кормщика, и пловцов. Это метафорическое изображение восстания декабристов, его разгрома. Для Пушкина события 1825 года были трагедией, штормом, кораблекрушением. Так же, как и поэт, Арион избежал гибели в шторме, он «на берег выброшен грозою». Но эта случайность не сломала героя, не заставила его отречься от друзей. «Я гимны прежние пою» – в этих словах и верность декабристам, и верность своим убеждениям, вере в справедливость.
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Арион».
Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны веслы. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный челн;
А я — беспечной веры полн, —
Пловцам я пел… Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный…
Погиб и кормщик и пловец! —
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
Стихотворение А.С. Пушкина «Арион» написано в 1827 году. Известный читателям древнегреческий миф об Арионе был существенно изменен Александром Сергеевичем. В мифе корабельщики были врагами Ариона, а в стихотворении Пушкин сказано: «Нас было много на челне», то есть Арион считает себя членом команды. В мифе Арион после гибели корабля был спасен дельфином, а в стихотворении Пушкина герой «на берег выброшен грозою». Такие отступления от мифа не случайны. Дело в том, что поэт приближает ситуацию стихотворения к русской жизни, к историческому потрясению – 14 декабря 1825 года.
Герои стихотворения – пловцы, отправившиеся в путешествие. У каждого на корабле своя работа: «иные парус напрягали, иные дружно упирали вглубь мощны весла…» Корабельщики дружно преодолевают препятствия, их ведет «кормщик умный», а герой, «беспечной веры полн», поет им, уверенный в том, что его талант, его песни помогают пловцам в их нелегкой работе. Лирический герой, доверчивый, открытый, свободный, безусловно, очень близок автору. Пушкин тоже «пел, беспечной веры полн», не зная о готовящемся восстании, о замыслах его руководителей, не зная о том, какое «плавание» готовят его друзья.
Центральное событие стихотворения – «вихорь шумный», разбивший корабль, унесший жизни и кормщика, и пловцов. Это метафорическое изображение восстания декабристов, его разгрома. Для Пушкина события 1825 года были трагедией, штормом, кораблекрушением. Так же, как и поэт, Арион избежал гибели в шторме, он «на берег выброшен грозою». Но эта случайность не сломала героя, не заставила его отречься от друзей. «Я гимны прежние пою» – в этих словах и верность декабристам, и верность своим убеждениям, вере в справедливость. Добавил: MrYava
Творчество А.С.Пушкина, как и вся его жизнь,
является ценным нравственным уроком для нашего
поколения. Вчитываясь в его насыщенные
широчайшей гаммой чувств строки, знакомясь с
воспоминаниями о нём современников,
родственников, потомков, мы полнее постигаем
тайные пружины человеческих взаимоотношений,
которые отразились в его произведениях. Одним из
таких произведений является стихотворение
“Арион”. Б.С.Дыханова включила его в программу
шестого класса не случайно: здесь тесная связь с
мифологией.
Перед изучением этого стихотворения учащиеся
подробно знакомятся с мифом об Арионе. . Миф
небольшой. Поэтому чтение его, словарная работа и
эвристическая беседа займут первую половину
урока. По ходу чтения учащихся необходимо
познакомить с тем, кто такой Геродот. Сообщение о
нём лучше сделает заранее подготовленный ученик,
после которого у всех появится запись в тетради:
Геродот – знаменитейший греческий историк,
живший в 484-425 гг. до н.э., в своё время удостоенный
почётного имени Отца истории.
Словарная работа, которую предлагает автор
программы, подразумевает знакомство с
малоизвестными или неизвестными словами и
выражениями из легенды, а также постижение их
смысла. Словарную работу необходимо проводить
при изучении каждого произведения. Времени на
неё обычно уходит много, однако, по мнению
Б.С.Дыхановой, это
ускоряется процесс овладения грамотой чтения;
сокращаются речевые ошибки до минимума;
полноценно воспринимается смысл читаемого;
пробуждается интерес к семантике каждого слова;
развиваются стилеразличительные навыки,
появляется особый слух на смысловые оттенки
слова.
Такая постоянная, обязательная работа рождает
творческое и любовное отношение к русскому
языку. Обогащающая активный словарь школьника
словарная работа спонтанно сопрягается с
формированием представлений об исторической
эпохе, которой принадлежит или с которой
перекликается художественное произведение, о её
бытовых реалиях. Ознакомление с ушедшей
культурой происходит без пространных
вступлений, натуженного зазубривания –
благодаря каждодневному вниманию к семантике
художественных деталей, воплощённых в словесной
структуре текста. Выяснение предметных значений
слов способствует тому, что из совокупности
наименований складывается живая, и динамичная
картина того или иного времени, его культурный
облик.
При изучении мифа словарная работа займёт
немного времени. Учащиеся выяснят, что значит
слово “тиран”; как возникло определение
“несравненный кифаред” и означает ли этот
эпитет запрет на какие бы то ни было сравнения с
другими музыкантами; познакомятся со словом
“кифара”; определят, к какому из слов “кров”
или “кровь” восходит по значению корень в слове
“сокровище”; установят в прямом или переносном
значении употреблено понятие “смягчить” (“не
удалось смягчить корабельщиков”) и какое
современное слово восходит к понятию
“погребенный” (“…быть погребенном в земле”).
В тетрадях появятся записи:
Тиран – (от господин) – так называли
насильственно захватившего власть в полисе и
установившего единоличное правление ( что такое
полис, учащиеся знают из учебника “История
древнего мира”)
Кифаред – тот, кто играет на кифаре.
Кифара – распространённый щипковый
музыкальный инструмент античной Греции. На
кифаре играли стоя, держа её перед грудью. Она
считалась инструментом Аполлона.
Сокровище – собственно-русское. Возникло
лексико-семантическим путём на базе сокровище –
“кладовая, хранилище, сокровенное место”,
“кров”.
Не удалось смягчить корабельщиков –
употреблено в значении “сделать менее суровыми
и строгими, но более мягкими и уступчивыми”.
Быть погребённом в земле – похороненным.
После понимания первого слоя прочитанного
текста, который помогла сделать словарная
работа, необходимо переходить к поэтапному
постижению смысла произведения. Это помогут
сделать эвристические вопросы.
Они обращены к самому тексту и к личному опыту
школьника и организуют интеллектуальную
деятельность учащихся и учителя, обеспечивают их
сотворчество. Такой способ активизирует
деятельность учащихся, способствует более
глубокому пониманию текста, развивает
наблюдательность, тренирует внимание и память,
формирует коммуникативную компетентность Темп
эвристической беседы зависит от общего уровня и
умственного развития классного коллектива. К
тексту легенды об Арионе можно задать следующие
вопросы:
1.Почему, согласно записи, “величайшее диво”
приключилось не в судьбе кифареда Ариона, а в
жизни тирана Коринфа?
2.Действен ли способ защиты от злого умысла,
избранный Арионом? В чём сила искусства?
3.Как жертвенный дар характеризует личность
самого певца?
4.В чём чудо спасения Ариона?
5. Почему Периандр заключил под стражу не
корабельщиков, а их жертву? Логично ли это?
6.Какие представления древних о законах,
управляющих жизнью людей, выражает эта легенда? В
чём её нравственный смысл?
А затем читается стихотворение А.С.Пушкина
“Арион” (можно послушать чтение наизусть
заранее подготовленного ученика).
Для понимания прочитанного проводим словарную
работу. В зависимости от времени её можно
увеличить или уменьшить.
Парус напрягали… – Что они делали с парусом.
Каково современное значение слова “напрягать”?
Правил грузный челн… – Как расшифровать это
выражение, “переводя” его на современный язык?
Беспечной веры полн… – Имеет ли определение
“беспечный” отношение к печи, пеклу или здесь
какие-то иные слова –родственники?
Ризу влажную мою… – Что такое риза? Элементом
чьей одежды она является? Меняет ли пушкинский
текст исконное значение этого слова или
возвращает к нему?
В ходе этой работы у учащихся появляется запись
в тетради:
парус напрягали – 1) сделать упругим, натянуть;
2) приложить усилия, повысить степень проявления,
действия чего-либо – натягивали, прикладывая
усилия;
правил грузный челн – управлял судном, лодкой,
челном;
беспечной веры полн – беззаботный,
легкомысленный, от печаль, опека, печь. Печаль
буквально значит “то, что жжёт”. Опека –
заимствовано из польского языка, что значит
заботиться;
ризу влажную мою – риза – обязательный элемент
верхней церковной одежды священнослужителей. В
этом стихотворении это слово выражает авторское
представление о священном, высоком
предназначении искусства и его творца.
Следующие задания для компенсации недостатка
времени лучше выполнить группами.
Первая группа определяет, в каком значении
употреблены в контексте стихотворения слова
мощны (мощны вёсла), грузный (грузный чёлн),
беспечный (беспечной веры полн), шумный (вихорь
шумный), таинственный (таинственный певец).
Находит обособленные определения и приложения,
объясняет знаки препинания при них,
односоставные предложения, указывает вид и
способ выражения главного члена (те, кто
обучается по технологии Ю.А.Поташкиной, могут
определить ситуативные типы простых
предложений).
Вторая группа разбирает по составу и делает
словообразовательный анализ слов кормщик,
пловец, певец; производит морфологический разбор
всех имён прилагательных из текста (мощны, умный,
грузный, беспечной, шумный, таинственный,
прежние, влажную).
Третья группа определяет все части речи в
предложении “Другие дружно упирали в глубь
мощны вёслы”, приводит грамматический омоним к
сочетанию в глубь, составляет с омонимом
предложение. Производит морфологический разбор
наречий и объясняет их правописание (много,
дружно, вдруг, с налёту).
Такая работа необходима не только для
понимания стиля текста, но и для компенсации
знаний по языку в целом.
Далее при помощи эвристических вопросов
проводим сравнительный анализ древнегреческой
легенды и одноимённого пушкинского
стихотворения. Итоги размышлений отражаем в
опорной схеме.
1. В чём сходство двух текстов? (рассматривается
сходство и различие в названиях, в сюжете, в
деталях, в составе участников событий, итог этих
событий). Здесь учащиеся могут не только
высказывать свою точку зрения, но и опираться на
мнения различных критиков по поводу данного
стихотворения, например, Д.Благова, который
утверждает, что “в пушкинском “Арионе”
отсутствует какой-либо мифологический элемент”.
Приводя пример из литературоведческого
произведения, они учатся отстаивать свою точку
зрения, соглашаясь или не соглашаясь с авторами.
2.Совмещается ли в пушкинском тесте образ,
заданный названием, и “я” лирического героя?
Почему имя древнегреческого певца употреблено
лишь в названии стихотворения?
Арион – древнегреческий поэт и музыкант VII – VI
вв. до нашей эры. Образ, заданный в названии и “я”
лирического героя совмещаются. Чудом спасшийся
Арион – это Пушкин.
3.В каких отношениях были мифологические Арион
и корабельщики – в дружеских или враждебных?
В мифе корабельщики враждебно относились к
Ариону. Они “задумали злое дело: в открытом море
выбросить Ариона в море и завладеть его
сокровищами”.
4.А что у Пушкина – противостояние или союз
певца и пловцов?
У Пушкина – союз певца и пловцов. Он среди тех,
кто находится на челне (“нас было много на
челне”). У каждого было своё дело, “а я –
беспечной веры полн, Пловцам я пел”. В следующих
строках эпитет “таинственный певец” напоминает
о том, что многие, а особенно вольнолюбивые стихи
Пушкина тайно распространялись среди читателей.
5. Какова мотивация пения в легенде об Арионе и в
пушкинском тексте?
Арион пел торжественную песнь в честь бога
Диониса (дифирамб), Пушкин – гимны. Гимном ( от
греческого hymnus) называлась в Древней Греции
песнь в честь божества, исполняемая в
сопровождении кифары и при участии подпевающих
пению слушателей. В раннем христианстве тоже
пелись гимны во славу Бога, а позднее – гимны
святым. Будучи традиционным жанром церковного
пения, гимн считался отголоском небесного пения
ангелов.
6. Есть ли какая-то особая значимость того, что в
греческом мифе Арион находится на корабле, а
пловец Пушкина – на челне? Чем чёлн отличается от
корабля? Какое судно предназначено для открытого
моря?
Особой значимости нет. Корабль, конечно, более
устойчив, но открытое море для него также опасно,
как и челну.
7. Случайно ли, что в пушкинской стихотворной
интерпретации нет дельфина, с которым в мифе
связано чудо спасения Ариона?
Не случайно. В “Арионе” герой на берег
выброшен грозою. У Пушкина образы “непогоды”,
“грозы”, “волн”, “ветра”, “бури”
употребляются в качестве политических метафор.
Это спасение в сознании Пушкина являлось
счастливой случайностью и подтверждением его
поэтического дара, благодаря которому ему
удалось укротить свирепость бури.
8.Давайте переместимся в пушкинскую эпоху. Мог
ли автор в этом стихотворении отождествлять
собственную судьбу с судьбой мифического героя.
Что означает апелляция к древнегреческому мифу?
Чем отличается от мифологических у Пушкина
картина бури, чудесное спасение? Просматривается
ли здесь связь с историческими событиями
пушкинской эпохи и его авторской биографией?
Написано стихотворение 16 июля 1827 года. Дата
создания данного произведения указывает на то,
что события, описанные здесь, тесно связаны и с
биографией самого поэта и с судьбой его
друзей-декабристов. Всего год прошёл после казни
вождей декабристского восстания. Весь этот год
поэт размышлял и об их судьбе, и о своём отношении
к их идеям в революционной борьбе. Эти мысли и
нашли своё отражение в стихотворении “Арион”.
Через мифологический сюжет, через аллегорию
утверждается верность поэта не только памяти
друзей, но и их верованиям, идеалам и
одновременно – идеалам самого Пушкина. В легенде
нет бури, а в стихотворении “лоно волн”, “вихорь
шумный”, “гроза” – это метафоры политических
событий в России.
9.Что могло означать в таком историческом
контексте заявление “Я гимны прежние пою”? Что
такое гимн? Чем он отличается от песни?
10. Что же такое “Арион” Пушкина – всего лишь
стихотворный перевод древнегреческого мифа или
самостоятельное художественное произведение, в
котором автор, используя мифологическую
символику, преследует собственные
художественные цели? Каковы эти цели?
“Арион” – лирическое стихотворение. Это не
пересказ легенды, а глубоко современное
произведение, форма которого помогла А.С.Пушкину
выразить одно из самых главных и дорогих для него
убеждений: свою верность идеалам декабристов.
По ходу ответов учащиеся составляют таблицу,
которая будет являться для них опорой в
подготовке домашнего задания. Дома они пишут
сочинение по теме урока или готовят устный ответ.
События декабря 1825 года навсегда изменили мировоззрение Александра Пушкина и заставили его по-новому взглянуть на роль поэта в обществе. Он понял, что стихотворные работы, наполненные определенным смыслом, могут стать настоящим оружием, способным поднять массы на борьбу. Вновь и вновь анализируя восстание декабристов, Александр Сергеевич пишет стихотворение «Арион». Случилось это в 1827 году.
Стихотворение «Арион» было написано с использованием такого литературного приема, как аллегория. В основу данной стихотворной работы легла древнегреческая легенда про Ариона. Он был певцом, который исполнят лирические баллады перед знатными особами. За это они щедро награждали его. По легенде, после одного из таких выступлений Арион получил сундук с несметными сокровищами, но на обратном пути был ограблен моряками и выброшен за борт. Ариону удалось спасти свою жизнь, благодаря приплывшему дельфину.
В стихотворении «Арион» Пушкин сравнивает себя с древнегреческим певцом, но немного видоизменяет сюжет легенды. Он так же, как и Арион, плывет на корабле, но члены корабля ему не враги, всех объединяет одна цель. Каждый член команды выполнял свою роль: кто-то «парус напрягал», а кто-то «упирал в глубь мощны веслы». Пушкину была отведена роль беспечного певца.
В. В. Шаповал
2002
АРИОН
Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
Вглубь мощны веслы. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный челн;
А я – беспечной веры полн, –
Пловцам я пел… Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный…
Погиб и кормщик и пловец! –
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
Пушкин А.С. Золотой том. Собр. Соч. – М.: Имидж, 1993. С. 424, 895. XI. Арион (стр. 424).
Напечатано без подписи в июле 1830 г. в “Литературной Газете”. В сочинениях Пушкина не перепечатывалось при его жизни. В черновой рукописи помечено 16 июля 1827 г. Стихотворение основано на мифе о певце Арионе, который, спасаясь от грабителей-корабельщиков, выпрыгнул в море и был спасен дельфином, доставили его на сушу. В данном стихотворении аллегорически изображена судьба Пушкина после декабрьского разгрома. Смысл стихотворения объясняет, почему Пушкин печатал его анонимно.
Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. – М.: НЛО, ГЛК Шичалина, 1995. – С. 84-85.
Как Терпандр приплыл с Лесбоса в Спарту, так Арион прибыл с Лесбоса в Коринф – учить греков закону гармонии. Это было уже при тиране Периандре. Угождая народу, Периандр завел в Коринфе праздники в честь Диониса, бога вечно возрождающейся природы. На праздниках выступали хоры; участники хоров были одеты сатирами – веселыми козлоногими спутниками Диониса; они пели песни о его деяниях – не такие торжественные, но такие же стройные, как и в честь Аполлона, а сочинял эти песни Арион.
Отслужив Периандру, Арион поехал с песнями в другие города, заработал там много денег и пустился обратно в Коринф. Корабельщики, с которыми он плыл, увидели его богатство и решили Ариона убить, а деньги его поделить. Разжалобить их было невозможно. Тогда Арион попросил об одном: он споет свою последнюю песню и сам бросится в море. Ему позволили. Он надел свой лучший наряд, взял в руки лиру, встал на носу корабля, громким голосом пропел высокую песнь и бросился в море. И случилось чудо: из моря вынырнул дельфин, принял Ариона на свою крутую спину и после долгого плавания вынес его на греческий берег. Изумленный Периандр воздал Ариону почести, как любимцу богов, корабельщики были наказаны, а на том берегу поставили медную статую человека верхом на дельфине.
Двадцать пять веков спустя от имени этого Ариона написал свое аллегорическое стихотворение Пушкин – о том, что, несмотря ни на какие бедствия, он верен своим идеалам:
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
Геродот. История в девяти книгах. Л.: Наука, 1972. С. 17-18 (кн. I, гл. 23-24)
Периандр был тираном Коринфа. С ним-то, как говорят коринфяне (и этот рассказ подтверждают также лесбосцы), приключилось в жизни величайшее диво. Арион из Мефимны был вынесен на дельфине из моря у Тенара. Это был несравненный кифаред своего времени и, насколько я знаю, первым стал сочинять дифирамб,{26} дал ему имя и обучил хор для постановки в Коринфе.
{26} Дифирамб – собственно, культовое прозвище Диониса. Впоследствии слово стало обозначать торжественную песнь в честь бога или героя. Она пелась под аккомпанемент главным образом флейты.
24. Этот-то Арион большую часть времени своей жизни провел у Периандра и затем решил отплыть в Италию и Сикелию. Там он нажил великое богатство, потом пожелал возвратиться назад в Коринф. Он отправился в путь из Таранта и, так как никому не доверял больше коринфян, нанял корабль у коринфских мореходов. А корабельщики задумали [злое дело]: в открытом море выбросить Ариона в море и завладеть его сокровищами. Арион же, догадавшись об их умысле, стал умолять сохранить ему жизнь, предлагая отдать все свои сокровища. Однако ему не удалось смягчить корабельщиков. Они велели Ариону либо самому лишить себя жизни, чтобы быть погребенным в земле, либо сейчас же броситься в море. В таком отчаянном положении Арион все же упросил корабельщиков (раз уж таково их решение) по крайней мере позволить ему спеть в полном наряде певца, став на скамью гребцов. Он обещал, что, пропев свою песнь, сам лишит себя жизни. Тогда корабельщики перешли с кормы на середину корабля, радуясь, что им предстоит услышать лучшего певца на свете. Арион же, облачась в полный наряд певца, взял кифару и, стоя на корме, исполнил торжественную песнь.{27} Окончив песнь, он, как был во всем наряде, ринулся в море. Между тем корабельщики отплыли в Коринф, Ариона же, как рассказывают, подхватил на спину дельфин и вынес к Тенару. Арион вышел на берег и в своем наряде певца отправился в Коринф. По прибытии туда он рассказал все, что с ним случилось. Периандр же не поверил рассказу и велел заключить Ариона под стражу и никуда не выпускать, а за корабельщиками внимательно следить. Когда же те прибыли в Коринф, Периандр призвал их к себе и спросил, что им известно об Арионе. Корабельщики отвечали, что Арион живет и здравствует где-то в Италии и они-де оставили его в Таранте в полном благополучии. Тогда внезапно появился Арион в том самом одеянии, в каком он бросился в море. Пораженные корабельщики не могли уже отрицать своей вины, так как были уличены. Так рассказывают коринфяне и лесбосцы. А на Тенаре есть небольшая медная статуя – жертвенный дар Ариона, изображающий человека на дельфине.
{27} Nomos orthios – напев, мелодия, исполняемая очень высоким голосом.
Арион – греческий поэт, певец с кифарой с острова Лесбос. В мифе является сыном Посейдона – морского бога и нимфы Онеи. Он очень много путешествовал и был известен своими песнями о Дионисе. Арион придумал новый жанр поэзии – дифирамб.
Однажды тиран Периандр предложил поселиться Ариону в Коринфе и последний согласился. Вскоре Ариону предложили поучаствовать в качестве музыканта в конкурсе в городе Тенар. Периандр не желал отпускать его, но все же позволил ему отправиться. Арион победил и взял главный приз, а почитатели принесли ему много подарков. Команда корабля стала завидовать и задумала ограбить певца и разделаться с ним. Капитан сказал Ариону, что тот должен умереть за свое богатство. Он предложил им все свое имущество в обмен на жизнь, но те даже не хотели слушать. Арион готов был прыгнуть с судна, но только если ему разрешат спеть в последний раз. Капитан дал свое согласие и Арион, облачившись в лучшую одежду и драгоценности, вышел на палубу и исполнил свою песню, а затем прыгнул в море, а судно отправилось дальше в путь. Но его песню услышал дельфин из стаи. И так им понравилось, что один позволил человеку плыть, держась за него. И вместе со стаей дельфинов Арион добрался до Коринфа даже быстрее корабля.
Тиран Периандр, был безумно рад спасению Ариона. Вскоре в пристань зашел корабль и причалил к берегу, Периандр притворился, что ни о чем не знает и спросил у команды куда подевался певец Арион. Те ответили, что тот не захотел возвращаться из Тенара. Периандр был в ярости от поступка команды корабля, но не подал виду и попросил их принести клятву на могилах, а затем явился Арион. Команда была казнена. Через какое-то время Аполлон – бог искусств и предсказаний поместил образ греческого певца и дельфина на небе среди звезд.
Арион и тиран Периандр — реальные личности, что жили примерно в 7 веке до нашей эры. Но некоторые не уверены, что этот миф правдив, хоть и остались некоторые доказательства и тот факт, что дельфины действительно чувствуют музыку и были случаи спасения ими людей. Один автор писал, что он лично видел эту историю, а Арион поставил памятник дельфину в Тенаре. Существует множество вариаций этого мифа с некоторыми различиями. Например, что дельфинов послал Аполлон или сам принял образ одного из них. В итоге Арион и его история еще долго вдохновляли поэтов и художников.
Автор: Пушкин А.С.
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Арион».
Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны веслы. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный челн;
А я — беспечной веры полн, —
Пловцам я пел… Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный…
Погиб и кормщик и пловец! —
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
Стихотворение А.С. Пушкина «Арион» написано в 1827 году. Известный читателям древнегреческий миф об Арионе был существенно изменен Александром Сергеевичем. В мифе корабельщики были врагами Ариона, а в стихотворении Пушкин сказано: «Нас было много на челне», то есть Арион считает себя членом команды. В мифе Арион после гибели корабля был спасен дельфином, а в стихотворении Пушкина герой «на берег выброшен грозою». Такие отступления от мифа не случайны. Дело в том, что поэт приближает ситуацию стихотворения к русской жизни, к историческому потрясению – 14 декабря 1825 года.
Герои стихотворения – пловцы, отправившиеся в путешествие. У каждого на корабле своя работа: «иные парус напрягали, иные дружно упирали вглубь мощны весла…» Корабельщики дружно преодолевают препятствия, их ведет «кормщик умный», а герой, «беспечной веры полн», поет им, уверенный в том, что его талант, его песни помогают пловцам в их нелегкой работе. Лирический герой, доверчивый, открытый, свободный, безусловно, очень близок автору. Пушкин тоже «пел, беспечной веры полн», не зная о готовящемся восстании, о замыслах его руководителей, не зная о том, какое «плавание» готовят его друзья.
Центральное событие стихотворения – «вихорь шумный», разбивший корабль, унесший жизни и кормщика, и пловцов. Это метафорическое изображение восстания декабристов, его разгрома. Для Пушкина события 1825 года были трагедией, штормом, кораблекрушением. Так же, как и поэт, Арион избежал гибели в шторме, он «на берег выброшен грозою». Но эта случайность не сломала героя, не заставила его отречься от друзей. «Я гимны прежние пою» – в этих словах и верность декабристам, и верность своим убеждениям, вере в справедливость.
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Арион».
Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны веслы. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный челн;
А я — беспечной веры полн, —
Пловцам я пел… Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный…
Погиб и кормщик и пловец! —
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
Стихотворение А.С. Пушкина «Арион» написано в 1827 году. Известный читателям древнегреческий миф об Арионе был существенно изменен Александром Сергеевичем. В мифе корабельщики были врагами Ариона, а в стихотворении Пушкин сказано: «Нас было много на челне», то есть Арион считает себя членом команды. В мифе Арион после гибели корабля был спасен дельфином, а в стихотворении Пушкина герой «на берег выброшен грозою». Такие отступления от мифа не случайны. Дело в том, что поэт приближает ситуацию стихотворения к русской жизни, к историческому потрясению – 14 декабря 1825 года.
Герои стихотворения – пловцы, отправившиеся в путешествие. У каждого на корабле своя работа: «иные парус напрягали, иные дружно упирали вглубь мощны весла…» Корабельщики дружно преодолевают препятствия, их ведет «кормщик умный», а герой, «беспечной веры полн», поет им, уверенный в том, что его талант, его песни помогают пловцам в их нелегкой работе. Лирический герой, доверчивый, открытый, свободный, безусловно, очень близок автору. Пушкин тоже «пел, беспечной веры полн», не зная о готовящемся восстании, о замыслах его руководителей, не зная о том, какое «плавание» готовят его друзья.
Центральное событие стихотворения – «вихорь шумный», разбивший корабль, унесший жизни и кормщика, и пловцов. Это метафорическое изображение восстания декабристов, его разгрома. Для Пушкина события 1825 года были трагедией, штормом, кораблекрушением. Так же, как и поэт, Арион избежал гибели в шторме, он «на берег выброшен грозою». Но эта случайность не сломала героя, не заставила его отречься от друзей. «Я гимны прежние пою» – в этих словах и верность декабристам, и верность своим убеждениям, вере в справедливость.
Добавил: MrYava
Творчество А.С.Пушкина, как и вся его жизнь,
является ценным нравственным уроком для нашего
поколения. Вчитываясь в его насыщенные
широчайшей гаммой чувств строки, знакомясь с
воспоминаниями о нём современников,
родственников, потомков, мы полнее постигаем
тайные пружины человеческих взаимоотношений,
которые отразились в его произведениях. Одним из
таких произведений является стихотворение
“Арион”. Б.С.Дыханова включила его в программу
шестого класса не случайно: здесь тесная связь с
мифологией.
Перед изучением этого стихотворения учащиеся
подробно знакомятся с мифом об Арионе. . Миф
небольшой. Поэтому чтение его, словарная работа и
эвристическая беседа займут первую половину
урока. По ходу чтения учащихся необходимо
познакомить с тем, кто такой Геродот. Сообщение о
нём лучше сделает заранее подготовленный ученик,
после которого у всех появится запись в тетради:
Геродот – знаменитейший греческий историк,
живший в 484-425 гг. до н.э., в своё время удостоенный
почётного имени Отца истории.
Словарная работа, которую предлагает автор
программы, подразумевает знакомство с
малоизвестными или неизвестными словами и
выражениями из легенды, а также постижение их
смысла. Словарную работу необходимо проводить
при изучении каждого произведения. Времени на
неё обычно уходит много, однако, по мнению
Б.С.Дыхановой, это
ускоряется процесс овладения грамотой чтения;
сокращаются речевые ошибки до минимума;
полноценно воспринимается смысл читаемого;
пробуждается интерес к семантике каждого слова;
развиваются стилеразличительные навыки,
появляется особый слух на смысловые оттенки
слова.
Такая постоянная, обязательная работа рождает
творческое и любовное отношение к русскому
языку. Обогащающая активный словарь школьника
словарная работа спонтанно сопрягается с
формированием представлений об исторической
эпохе, которой принадлежит или с которой
перекликается художественное произведение, о её
бытовых реалиях. Ознакомление с ушедшей
культурой происходит без пространных
вступлений, натуженного зазубривания –
благодаря каждодневному вниманию к семантике
художественных деталей, воплощённых в словесной
структуре текста. Выяснение предметных значений
слов способствует тому, что из совокупности
наименований складывается живая, и динамичная
картина того или иного времени, его культурный
облик.
При изучении мифа словарная работа займёт
немного времени. Учащиеся выяснят, что значит
слово “тиран”; как возникло определение
“несравненный кифаред” и означает ли этот
эпитет запрет на какие бы то ни было сравнения с
другими музыкантами; познакомятся со словом
“кифара”; определят, к какому из слов “кров”
или “кровь” восходит по значению корень в слове
“сокровище”; установят в прямом или переносном
значении употреблено понятие “смягчить” (“не
удалось смягчить корабельщиков”) и какое
современное слово восходит к понятию
“погребенный” (“…быть погребенном в земле”).
В тетрадях появятся записи:
Тиран – (от господин) – так называли
насильственно захватившего власть в полисе и
установившего единоличное правление ( что такое
полис, учащиеся знают из учебника “История
древнего мира”)
Кифаред – тот, кто играет на кифаре.
Кифара – распространённый щипковый
музыкальный инструмент античной Греции. На
кифаре играли стоя, держа её перед грудью. Она
считалась инструментом Аполлона.
Сокровище – собственно-русское. Возникло
лексико-семантическим путём на базе сокровище –
“кладовая, хранилище, сокровенное место”,
“кров”.
Не удалось смягчить корабельщиков –
употреблено в значении “сделать менее суровыми
и строгими, но более мягкими и уступчивыми”.
Быть погребённом в земле – похороненным.
После понимания первого слоя прочитанного
текста, который помогла сделать словарная
работа, необходимо переходить к поэтапному
постижению смысла произведения. Это помогут
сделать эвристические вопросы.
Они обращены к самому тексту и к личному опыту
школьника и организуют интеллектуальную
деятельность учащихся и учителя, обеспечивают их
сотворчество. Такой способ активизирует
деятельность учащихся, способствует более
глубокому пониманию текста, развивает
наблюдательность, тренирует внимание и память,
формирует коммуникативную компетентность Темп
эвристической беседы зависит от общего уровня и
умственного развития классного коллектива. К
тексту легенды об Арионе можно задать следующие
вопросы:
1.Почему, согласно записи, “величайшее диво”
приключилось не в судьбе кифареда Ариона, а в
жизни тирана Коринфа?
2.Действен ли способ защиты от злого умысла,
избранный Арионом? В чём сила искусства?
3.Как жертвенный дар характеризует личность
самого певца?
4.В чём чудо спасения Ариона?
5. Почему Периандр заключил под стражу не
корабельщиков, а их жертву? Логично ли это?
6.Какие представления древних о законах,
управляющих жизнью людей, выражает эта легенда? В
чём её нравственный смысл?
А затем читается стихотворение А.С.Пушкина
“Арион” (можно послушать чтение наизусть
заранее подготовленного ученика).
Для понимания прочитанного проводим словарную
работу. В зависимости от времени её можно
увеличить или уменьшить.
Парус напрягали… – Что они делали с парусом.
Каково современное значение слова “напрягать”?
Правил грузный челн… – Как расшифровать это
выражение, “переводя” его на современный язык?
Беспечной веры полн… – Имеет ли определение
“беспечный” отношение к печи, пеклу или здесь
какие-то иные слова –родственники?
Ризу влажную мою… – Что такое риза? Элементом
чьей одежды она является? Меняет ли пушкинский
текст исконное значение этого слова или
возвращает к нему?
В ходе этой работы у учащихся появляется запись
в тетради:
парус напрягали – 1) сделать упругим, натянуть;
2) приложить усилия, повысить степень проявления,
действия чего-либо – натягивали, прикладывая
усилия;
правил грузный челн – управлял судном, лодкой,
челном;
беспечной веры полн – беззаботный,
легкомысленный, от печаль, опека, печь. Печаль
буквально значит “то, что жжёт”. Опека –
заимствовано из польского языка, что значит
заботиться;
ризу влажную мою – риза – обязательный элемент
верхней церковной одежды священнослужителей. В
этом стихотворении это слово выражает авторское
представление о священном, высоком
предназначении искусства и его творца.
Следующие задания для компенсации недостатка
времени лучше выполнить группами.
Первая группа определяет, в каком значении
употреблены в контексте стихотворения слова
мощны (мощны вёсла), грузный (грузный чёлн),
беспечный (беспечной веры полн), шумный (вихорь
шумный), таинственный (таинственный певец).
Находит обособленные определения и приложения,
объясняет знаки препинания при них,
односоставные предложения, указывает вид и
способ выражения главного члена (те, кто
обучается по технологии Ю.А.Поташкиной, могут
определить ситуативные типы простых
предложений).
Вторая группа разбирает по составу и делает
словообразовательный анализ слов кормщик,
пловец, певец; производит морфологический разбор
всех имён прилагательных из текста (мощны, умный,
грузный, беспечной, шумный, таинственный,
прежние, влажную).
Третья группа определяет все части речи в
предложении “Другие дружно упирали в глубь
мощны вёслы”, приводит грамматический омоним к
сочетанию в глубь, составляет с омонимом
предложение. Производит морфологический разбор
наречий и объясняет их правописание (много,
дружно, вдруг, с налёту).
Такая работа необходима не только для
понимания стиля текста, но и для компенсации
знаний по языку в целом.
Далее при помощи эвристических вопросов
проводим сравнительный анализ древнегреческой
легенды и одноимённого пушкинского
стихотворения. Итоги размышлений отражаем в
опорной схеме.
1. В чём сходство двух текстов? (рассматривается
сходство и различие в названиях, в сюжете, в
деталях, в составе участников событий, итог этих
событий). Здесь учащиеся могут не только
высказывать свою точку зрения, но и опираться на
мнения различных критиков по поводу данного
стихотворения, например, Д.Благова, который
утверждает, что “в пушкинском “Арионе”
отсутствует какой-либо мифологический элемент”.
Приводя пример из литературоведческого
произведения, они учатся отстаивать свою точку
зрения, соглашаясь или не соглашаясь с авторами.
2.Совмещается ли в пушкинском тесте образ,
заданный названием, и “я” лирического героя?
Почему имя древнегреческого певца употреблено
лишь в названии стихотворения?
Арион – древнегреческий поэт и музыкант VII – VI
вв. до нашей эры. Образ, заданный в названии и “я”
лирического героя совмещаются. Чудом спасшийся
Арион – это Пушкин.
3.В каких отношениях были мифологические Арион
и корабельщики – в дружеских или враждебных?
В мифе корабельщики враждебно относились к
Ариону. Они “задумали злое дело: в открытом море
выбросить Ариона в море и завладеть его
сокровищами”.
4.А что у Пушкина – противостояние или союз
певца и пловцов?
У Пушкина – союз певца и пловцов. Он среди тех,
кто находится на челне (“нас было много на
челне”). У каждого было своё дело, “а я –
беспечной веры полн, Пловцам я пел”. В следующих
строках эпитет “таинственный певец” напоминает
о том, что многие, а особенно вольнолюбивые стихи
Пушкина тайно распространялись среди читателей.
5. Какова мотивация пения в легенде об Арионе и в
пушкинском тексте?
Арион пел торжественную песнь в честь бога
Диониса (дифирамб), Пушкин – гимны. Гимном ( от
греческого hymnus) называлась в Древней Греции
песнь в честь божества, исполняемая в
сопровождении кифары и при участии подпевающих
пению слушателей. В раннем христианстве тоже
пелись гимны во славу Бога, а позднее – гимны
святым. Будучи традиционным жанром церковного
пения, гимн считался отголоском небесного пения
ангелов.
6. Есть ли какая-то особая значимость того, что в
греческом мифе Арион находится на корабле, а
пловец Пушкина – на челне? Чем чёлн отличается от
корабля? Какое судно предназначено для открытого
моря?
Особой значимости нет. Корабль, конечно, более
устойчив, но открытое море для него также опасно,
как и челну.
7. Случайно ли, что в пушкинской стихотворной
интерпретации нет дельфина, с которым в мифе
связано чудо спасения Ариона?
Не случайно. В “Арионе” герой на берег
выброшен грозою. У Пушкина образы “непогоды”,
“грозы”, “волн”, “ветра”, “бури”
употребляются в качестве политических метафор.
Это спасение в сознании Пушкина являлось
счастливой случайностью и подтверждением его
поэтического дара, благодаря которому ему
удалось укротить свирепость бури.
8.Давайте переместимся в пушкинскую эпоху. Мог
ли автор в этом стихотворении отождествлять
собственную судьбу с судьбой мифического героя.
Что означает апелляция к древнегреческому мифу?
Чем отличается от мифологических у Пушкина
картина бури, чудесное спасение? Просматривается
ли здесь связь с историческими событиями
пушкинской эпохи и его авторской биографией?
Написано стихотворение 16 июля 1827 года. Дата
создания данного произведения указывает на то,
что события, описанные здесь, тесно связаны и с
биографией самого поэта и с судьбой его
друзей-декабристов. Всего год прошёл после казни
вождей декабристского восстания. Весь этот год
поэт размышлял и об их судьбе, и о своём отношении
к их идеям в революционной борьбе. Эти мысли и
нашли своё отражение в стихотворении “Арион”.
Через мифологический сюжет, через аллегорию
утверждается верность поэта не только памяти
друзей, но и их верованиям, идеалам и
одновременно – идеалам самого Пушкина. В легенде
нет бури, а в стихотворении “лоно волн”, “вихорь
шумный”, “гроза” – это метафоры политических
событий в России.
9.Что могло означать в таком историческом
контексте заявление “Я гимны прежние пою”? Что
такое гимн? Чем он отличается от песни?
10. Что же такое “Арион” Пушкина – всего лишь
стихотворный перевод древнегреческого мифа или
самостоятельное художественное произведение, в
котором автор, используя мифологическую
символику, преследует собственные
художественные цели? Каковы эти цели?
“Арион” – лирическое стихотворение. Это не
пересказ легенды, а глубоко современное
произведение, форма которого помогла А.С.Пушкину
выразить одно из самых главных и дорогих для него
убеждений: свою верность идеалам декабристов.
По ходу ответов учащиеся составляют таблицу,
которая будет являться для них опорой в
подготовке домашнего задания. Дома они пишут
сочинение по теме урока или готовят устный ответ.