Сочинение на тему осень в стихах русских поэтов

8 вариантов

  1. Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Все они осознавали себя частью природы, “дышали с природою одной жизнью”, как говорил Ф. И. Тютчев. Ему же принадлежат другие замечательные строки:
    Не то, что мните вы, природа:
    Не слепок, не бездушный лик –
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык…
    Именно русской поэзии оказалось под силу проникнуть в душу природы, услышать ее язык. В поэтических шедеврах А. С. Пушкина, А. А. Фета, С. Никитина, Ф. И. Тютчева, М. Ю. Лермонтова и многих других авторов нашли отражение разные времена года и в обобщенных картинах (например, “Унылая пора! Очей очарование!”), и в их прекрасных мгновениях (“О первый ландыш!”).
    Нельзя сказать, что какое то время года удостоилось большего или меньшего творческого внимания. Просто в каждом состоянии природы поэт может увидеть и услышать созвучие своим мыслям и чувствам.
    Вот перед нами два “осенних” стихотворения М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева: “Осень” и “Осенний вечер”.
    Одно из них, стихотворение Лермонтова, рисует как бы обобщенную картину осенней поры, включающую в себя и пейзаж, и жизнь зверей, и настроение людей. Определяющими здесь являются слова: “поникли”, “мрачную”, “не любит”, “скрыться”, “тускл”. Именно они создают грустный эмоциональный фон стихотворения, передают ощущение какой то потери. Но Лермонтов – поэт, видящий мир ярким и полным движения. Так и в этом небольшом произведение присутствует яркая цветовая гамма: сочетание желтого, зеленого, серебряного, а глаголы составляют здесь почти треть среди самостоятельных частей речи. В первых двух строках употребление трех глаголов подряд сразу создает впечатление осеннего ветра, свежести.
    Следующая картина противоположна первой: она статична: “Лишь в бору поникли ели Зелень мрачную хранят”. Но прием олицетворения оживляет и ее.
    А вот и человек – пахарь, закончивший свой тяжелый труд на земле. Да, отдыхать меж цветов ему теперь долго не придется, но ведь таков закон жизни, и безнадежной грусти в этой картине тоже нет.
    Все живое встречает по своему осень, поэтому и “зверь отважный скрыться где нибудь спешит”. Интересен эпитет “отважный”, им М. Ю. Лермонтов передает восхищение разумной устроенностью живого мира: ведь умело скроются и переживут звери суровую зиму.
    В последних строчках поэт обращает свой взгляд от земли к небу: там тусклый месяц, туман. И все же поле серебрится даже под этим тусклым светом.
    Лермонтов создает картину осени, полную гармонии, естественности, жизни.
    Также сумел уловить “умильную, таинственную прелесть” в осенних вечерах Ф. И. Тютчев. Этот поэт чувствует едва заметные переходы от поздней зимы к ранней весне или от позднего лета к ранней осени. Природа в его стихах живая, деятельная, будто она ведет сама свой календарь.
    В стихотворении “Осенний вечер” запечатлен переход грустно сиротеющей природы к сходящим бурям, остановлено мгновение увядания, изображена таинственная душа живого мира, страдающего от ухода пестроты деревьев, туманной и тихой лазури. Поэтому так естественна в конце стихотворения параллель этого состояния природы с миром существ разумных, кротко и стыдливо переносящих неизбежные страдания. Обращает на себя внимание эпитет “зловещий”, таким увиден Тютчевым блеск осенних листьев. Это слово выделяется в ряду других образных определений стихотворения: “тихая лазурь”, “грустно сиротеющая земля”, “кроткая улыбка”. Приведенные эпитеты оставляют впечатление замирающей жизни, усиленное словами “ущерб, изнеможение”, и поэтому пестрота деревьев с багряными листьями на этом фоне кажется какой то вызывающе неестественной; обманчивой, а потому “зловещей”.
    Стихотворение написано Тютчевым как бы на одном дыхании, потому что в нем всего лишь одно предложение, в котором слились в единое целое душа человека и душа природы.

  2. Главная
    Сочинения по литературе
    Осень в лирике русских поэтов. По стихотворениям Лермонтова Осень и Тютчева Осенний вечер – сочинение
    Природа родной земли – это всегда неисчерпаемая тема для творчества поэтов. Русская природа отличается неброской скромностью, простотой, но оставляет глубокий след в душе каждого человека. Ее внутренняя красота и спокойствие оказывают влияние на внутренний мир людей, дают почувствовать покой и гармонию в душе. Для поэтов гармония природы и мира – обязательное условие свободного творческого вдохновения. Об осени писали многие поэты, но все они передавали свое настроение, вызванное сменой времени года, по-разному.
    М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Осень» видит увядание природы. Он показывает, как желтеют листья, заканчиваются полевые работы, поля пустеют. Свое грустное настроение автор передает с помощью эпитетов: «мрачную» зелень, «поникши», месяц «тускл». Контрастом к пожелтевшим листьям служит зелень елей, но и она производит удручающее впечатление:
    Лишь в бору поникши ели
    Зелень мрачную хранят.
    Основным в описании осени у М.Ю. Лермонтова стало описание действий, переданное с помощью глаголов. Автор перечисляет изменение в природе: листья «и кружатся и летят», зверь «спешит», месяц «серебрит» поле. Это создает грустную, но динамичную, полную движения картину.
    А для Ф.И. Тютчева осень нетороплива и медлительна, поэтому глаголов в его стихотворении почти нет. У его стихотворения не энергичный двусложный размер, как у М.Ю. Лермонтова, а плавный, трехсложный, иногда неровный. В его перечислениях преобладают существительные: что видит автор в прелести осеннего вечера. Все это: блеск и пестрота, шелест, лазурь, ветер, ущерб, изнеможенье –все это обобщается поэтом как «кроткая улыбка увяданья» природы. Но это не только характерная особенность осени. Поэт сопоставляет ее с душевным состоянием человека, но его мысли, осеннее увядание соответствуют страданию человека, отзываются грустью «в существе разумном». Стихотворение обильно эпитетами: «умильная, таинственная» прелесть, «томный легкий» шелест, «туманная и тихая» лазурь, над «грустно-сиротеющей» землею, «порывистый, холодный» ветер, «кроткая» улыбка. Это создает настроение стихотворения – грустно-задумчивого размышления о природе и о жизни человека.
    По-разному описали осень М. Лермонтов и Ю. Тютчев, но картины, созданные ими, запомнятся надолго.

  3. Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Все они осознавали себя частью природы, «дышали с природою одной жизнью», как говорил Ф. И. Тютчев. Ему же принадлежат другие замечательные строки:
    Не то, что мните вы, природа:
    Не слепок, не бездушный лик –
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык…
    Именно русской поэзии оказалось под силу проникнуть в душу природы, услышать ее язык. В поэтических шедеврах А. С. Пушкина, А. А. Фета, С. Никитина, Ф. И. Тютчева, М. Ю. Лермонтова и многих других авторов нашли отражение разные времена года и в обобщенных картинах (например, «Унылая пора! Очей очарование!»), и в их прекрасных мгновениях («О первый ландыш!»).
    Нельзя сказать, что какое то время года удостоилось большего или меньшего творческого внимания. Просто в каждом состоянии природы поэт может увидеть и услышать созвучие своим мыслям и чувствам.
    Вот перед нами два «осенних» стихотворения М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева: «Осень» и «Осенний вечер».
    Одно из них, стихотворение Лермонтова, рисует как бы обобщенную картину осенней поры, включающую в себя и пейзаж, и жизнь зверей, и настроение людей. Определяющими здесь являются слова: «поникли», «мрачную», «не любит», «скрыться», «тускл». Именно они создают грустный эмоциональный фон стихотворения, передают ощущение какой то потери. Но Лермонтов – поэт, видящий мир ярким и полным движения. Так и в этом небольшом произведение присутствует яркая цветовая гамма: сочетание желтого, зеленого, серебряного, а глаголы составляют здесь почти треть среди самостоятельных частей речи. В первых двух строках употребление трех глаголов подряд сразу создает впечатление осеннего ветра, свежести.
    Следующая картина противоположна первой: она статична: «Лишь в бору поникли ели Зелень мрачную хранят». Но прием олицетворения оживляет и ее.
    А вот и человек – пахарь, закончивший свой тяжелый труд на земле. Да, отдыхать меж цветов ему теперь долго не придется, но ведь таков закон жизни, и безнадежной грусти в этой картине тоже нет.
    Все живое встречает по своему осень, поэтому и «зверь отважный скрыться где нибудь спешит». Интересен эпитет «отважный», им М. Ю. Лермонтов передает восхищение разумной устроенностью живого мира: ведь умело скроются и переживут звери суровую зиму.
    В последних строчках поэт обращает свой взгляд от земли к небу: там тусклый месяц, туман. И все же поле серебрится даже под этим тусклым светом.
    Лермонтов создает картину осени, полную гармонии, естественности, жизни.
    Также сумел уловить «умильную, таинственную прелесть» в осенних вечерах Ф. И. Тютчев. Этот поэт чувствует едва заметные переходы от поздней зимы к ранней весне или от позднего лета к ранней осени. Природа в его стихах живая, деятельная, будто она ведет сама свой календарь.
    В стихотворении «Осенний вечер» запечатлен переход грустно сиротеющей природы к сходящим бурям, остановлено мгновение увядания, изображена таинственная душа живого мира, страдающего от ухода пестроты деревьев, туманной и тихой лазури. Поэтому так естественна в конце стихотворения параллель этого состояния природы с миром существ разумных, кротко и стыдливо переносящих неизбежные страдания. Обращает на себя внимание эпитет «зловещий», таким увиден Тютчевым блеск осенних листьев. Это слово выделяется в ряду других образных определений стихотворения: «тихая лазурь», «грустно сиротеющая земля», «кроткая улыбка». Приведенные эпитеты оставляют впечатление замирающей жизни, усиленное словами «ущерб, изнеможение», и поэтому пестрота деревьев с багряными листьями на этом фоне кажется какой то вызывающе неестественной; обманчивой, а потому «зловещей».
    Стихотворение написано Тютчевым как бы на одном дыхании, потому что в нем всего лишь одно предложение, в котором слились в единое целое душа человека и душа природы.

  4. «Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.
    Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли».
    Константин Паустовский. «Желтый свет».

    2

    «Я так любила осень, — позднюю осень, когда уже уберут хлеба, окончат все работы, когда уже в избах начнутся посиделки, когда уже все ждут зимы. Тогда всё становится мрачнее, небо хмурится облаками, желтые листья стелются тропами по краям обнаженного леса, а лес синеет, чернеет, — особенно вечером, когда спустится сырой туман и деревья мелькают из тумана, как великаны, как безобразные, страшные привидения».
    Федор Достоевский. «Бедные люди»

    3

    «Дни стояли туманные, странные: проходил мерзлой поступью ядовитый октябрь; замороженная пыль носилась по городу бурыми вихрями; и покорно лег на дорожках Летнего сада золотой шепот лиственный, и покорно ложился у ног шелестящий багрец, чтобы виться и гнаться у ног прохожего пешехода, и шушукать, сплетая из листьев желто-красные россыпи слов; та синичья сладкая пискотня, что купалась весь август в волне лиственной, в волне лиственной не купалась давно: и сама синичка Летнего сада теперь сиротливо скакала в черной сети из сучьев, по бронзовой загородке да по крыше Петровского домика».
    Андрей Белый. «Петербург»

    4

    «На улице уже темнело, накрапывал дождь, палая листва плыла по канаве, как порванное в клочки письмо, в котором лето объясняло, почему оно убежало к другому полушарию».
    Алексей Иванов. «Географ глобус пропил»

    5

    «С конца сентября наши сады и гумна пустели, погода, по обыкновению, круто менялась. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи.
    Холодно и ярко сияло на севере над тяжелыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков, закрывалось окошечко в голубое небо, а в саду становилось пустынно и скучно, и снова начинал сеять дождь… сперва тихо, осторожно, потом все гуще и наконец превращался в ливень с бурей и темнотой. Наступала долгая, тревожная ночь…»
    Иван Бунин. «Антоновские яблоки»

    6

    «Какая драма! нездорова, невесела… осень на дворе, а осенью человек, как все звери, будто уходит в себя.
    Вон и птицы уже улетают — посмотрите, как журавли летят! — говорила она, указывая высоко над Волгой на кривую линию черных точек в воздухе. — Когда кругом все делается мрачно, бледно, уныло — и на душе становится уныло… Не правда ли?»
    Иван Гончаров. «Обрыв»

    7

    «Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются; воображение реет и носится, как птица, и всё так ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то вдруг задрожит и забьется, страстно бросится вперед, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свиток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею душою владеет человек. И ничего кругом ему не мешает — ни солнца нет, ни ветра, ни шуму…»
    Иван Тургенев. «Лес и степь»

    8

    «Осень похожа на уже прочитанную, но успевшую позабыться книгу — каждая страница о том, что знаешь и о чем смутно помнишь, каждая страница — возвращение туда, где уже побывал. Ночи отныне наполнены шумом дождя, утра пахнут обессилевшей, но еще не остывшей землей, солнце, растерявши всю свою чинную неспешность, суетливо скользит по краю неба, не поднимаясь выше холмов — время солнца ушло, настали чужие времена».
    Наринэ Абгарян. «Зулали»

    9

    «По-русски осень, как и женщина, зовется она — это и есть женщина, выполнившая все свои обеты и потому спокойная в ясности предзимнего ожидания, синеглазая до боли, пристальная во всех своих затаенных чувствах вдовы, которая вспоминает прошлое, одиноко ложась в холодную, пробитую пушистым инеем постель».
    Анатолий Ким. «Белка»

    10

    «Долгий осенний закат догорел. Погасла последняя багровая, узенькая, как щель, полоска, рдевшая на самом краю горизонта, между сизой тучей и землей. Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба. Только над головой большие звезды дрожали своими ресницами среди черной ночи, да голубой луч от маяка подымался прямо вверх тонким столбом и точно расплескивался там о небесный купол жидким, туманным, светлым кругом. Ночные бабочки бились о стеклянные колпаки свечей. Звездчатые цветы белого табака в палисаднике запахли острее из темноты и прохлады.
    «Да-с… Осень, осень, осень, — говорил старик, глядя на огонь свечи и задумчиво покачивая головой. — Осень. Вот и мне уж пора собираться. Ах, жаль-то как! Только что настали красные денечки. Тут бы жить да жить на берегу моря, в тишине, спокойненько…»
    Александр Куприн. «Гранатовый браслет»
    20.10.2017

  5. [pic]
    [pic]
    [pic]
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса –
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и в золото одетые леса…
    А.С. Пушкин
    Мое любимое время года – осень. Мне нравится и ранняя осень,
    когда появляются первые разноцветные листья на деревьях, и поздняя, когда
    завершается листопад и жизнь замирает, готовясь принять белый наряд. Но
    больше всего я люблю золотую осень. В это время в лесу становится веселее и
    наряднее. Кроны деревьев расцвечены всеми оттенками от зеленых до
    пурпурных. Красный, желтый, бурый, золотистый ложится на землю лист. По
    болотам краснеет клюква, кое-где мелькают гроздья брусники. Природа
    становится пышной, величавой и удивительно красивой.
    У многих поэтов осень тоже была любимым временем года. Самый
    известный русский поэт А.С. Пушкин в своем стихотворении “Осень”
    признается в своей нелюбви к весне:
    Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен…
    Не любит он и лето:
    Ох, лето красное! любил бы я тебя,
    Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи…
    К зиме поэт относится более благосклонно:
    Суровою зимой я более доволен,
    Люблю её снега…
    И только осень действительно мила его сердцу:
    Люблю я пышное природы увяданье…
    А.С.Пушкин любит осень в самом её разгаре, когда “ роняет лес багряный
    свой убор “ и “роща отряхает последние листы “. Ему приятны и “ редкий
    солнца луч, и первые морозы …
    “Осень в стихах у Пушкина торжественно – печальна и величаво – красива.
    Поэту легко отдыхается в эту прекрасную пору, легко пишется,
    легко рифмуется:
    И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
    Минута – и стихи свободно потекут.
    Осень самое плодотворное время года в творчестве А.С.Пушкина.
    Но не только Александр Сергеевич Пушкин обращался к теме осени. Этой
    теме посвящали свои стихотворения такие замечательные поэты как : Ф.И.
    Тютчев, И.А. Бунин.
    Федора Ивановича Тютчева принято называть “певцом природы”. Много стихов,
    и при этом самых радостных, самых жизнеутверждающих из всего им
    написанного, он посвятил весне. Но есть одно стихотворение поэта, которое
    невозможно не вспомнить, говоря о стихах, посвященных осени:
    Есть в осени первоначальной
    Короткая, но дивная пора –
    Весь день стоит как бы хрустальный,
    И лучезарны вечера…
    В этом стихотворении поэт описывает начало осени, когда “далеко еще до
    первых зимних бурь”. Не началось еще буйство красок в лесу и в природе
    ощущается некая пустота: урожай собран, поля пусты, ”птиц не слышно более”.
    Замечается только блестящий на солнце “тонкий волос”паутины. Скоро, скоро
    заиграет красками осень, но пока только “чистая и теплая лазурь”, льющаяся
    на отдыхающее поле заполняет эту пустоту.
    О лазури голубой упоминает в своем стихотворении “Листопад” другой
    русский поэт – Иван Алексеевич Бунин:
    Лес, точно терем расписной,
    Лиловый, золотой, багряный,
    Весёлой, пёстрою стеной
    Стоит над светлою поляной.
    Берёзы жёлтою резьбой
    Блестят в лазури голубой
    Как вышки ёлочки темнеют
    А между клёнами синеют
    То там, то здесь в листве сквозной
    Просветы в небо,что оконца,
    Лес пахнет дубом и сосной…
    И.А.Бунин описывает здесь уже золотую осень. Он сравнивает лес с
    теремом, расписанным лиловыми, золотыми, багряными красками. Кроны берез –
    это желтая резьба, которая особенно выделяется на фоне голубого неба. Весь
    этот отрывок у А.И.Бунина – жизнерадостный, ободряющий и не верится, что
    этот лес скоро станет голым и пустым, что это – “последние мгновенья
    счастья”.
    Теме осени посвящали свои стихотворения такие поэты, как А.Н.Майков,
    С.А.Есенин, А.Н.Апухтин, А.А.Фет, К.Д.Бальмонт, Н.А.Некрасов и другие.
    С разными оттенками и настроением описывали они это время года. Например,
    у К.Д.Бальмонта в эту пору: “ Все деревья блистают в разноцветном уборе”, а
    у А.Н.Апухтина осенний лес – ”роща златотканная”. В стихах А.Н.Майкова
    осень” уже румянит клены”, “осинник желтый бьет тревогу”. К.Д.Бальмонт так
    пишет о предстоящих осенних дождях: “Скоро осень проснется и заплачет
    спросонья”.С.А.Есенин, прощаясь с осенью, писал: “ Отговорила роща золотая
    … “
    Чаще всего строки об осени написаны с тоской, унынием, но у
    Н.А.Некрасова:
    “ Славная осень! Здоровый, ядреный
    Воздух усталые силы бодрит … ”
    За что я люблю осень? За красоту ! Но не только. Завершается годовой
    цикл. Природа сначала все время брала для того, чтобы пробудиться,
    расцвести, завязать плоды, вызреть. И, наконец, наступило время, когда она
    отдает все, что накопила. Мудрость и зрелость осени, ее красота и
    ощущение ее краткости – вот что привлекало и привлекает в этом
    удивительном времени года.
    Это всего лишь зима настает,
    Это всего лишь кончается осень,
    Грустную песню нам скрипка поет,
    Песню надежды о лете доносит…
    Наталья Иванова
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
    ЛИТЕРАТУРЫ :
    Ф.И. Тютчев.“Сочинение в двух томах”. М.,“Правда”, 1980 г.
    И.А. Бунин. “Стихотворения”. М., “Детская литература”, 1976 г.
    Времена года. Стихи русских поэтов о природе. С-Пб, ”Лениздат”,1996 г.
    А.С. Пушкин. Сочинения в трех томах. М., “Художественная литература”, 1985
    г.
    С.А.Есенин. Собрание сочинений в пяти томах. М.,”Художественная
    литература”,1961г.
    Б.Б. Запартович, Э.Н. Криворучко, Л.И. Соловьева.” С любовью к природе”.
    М., “Педагогика”, 1983 г.

  6. 6
    Текст добавил: Двадцатигранник

    План
    Введение
    Природа родной земли – всегда неисчерпаемая тема для русских поэтов.
    Особенности русской природы.
    Все поэты передавали по-разному свое настроение, вызванное сменой времен года.
    Основная часть
    М.Ю. Лермонтов видит увядание природы:
    а) показывает, как желтеют листья;
    б) передает свое грустное настроение;
    в) автор перечисляет изменения в природе с помощью глаголов.
    У Ф.И. Тютчева осень нетороплива:
    а) плавный трехсложный размер стихотворения;
    б) преобладают существительные;
    в) поэт сопоставляет осень с душевным состоянием человека;
    г) стихотворение изобилует эпитетами;
    д) стихотворение Тютчева – это грустно-задумчивое размышление о природе и жизни человека
    Заключение
    Картины осени, созданные поэтами, незабываемы.
    Природа родной земли – это всегда неисчерпаемая тема для творчества поэтов. Русская природа отличается неброской скромностью, простотой, но оставляет глубокий след
    в душе каждого человека. Ее внутренняя красота и спокойствие оказывают влияние на внутренний мир людей, дают почувствовать покой и гармонию в душе. Для поэтов гармония природы и мира – обязательное условие свободного творческого вдохновения. Об осени писали многие поэты, но все они передавали свое настроение, вызванное сменой времени года, по-разному.
    М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Осень» видит увядание природы. Он показывает, как желтеют листья, заканчиваются полевые работы, поля пустеют. Свое грустное настроение автор передает с помощью эпитетов: «мрачную» зелень, «поникши», месяц «тускл». Контрастом к пожелтевшим листьям служит зелень елей, но и она производит удручающее впечатление:
    Лишь в бору поникши ели
    Зелень мрачную хранят.
    Основным в описании осени у М.Ю. Лермонтова стало описание действий, переданное с помощью глаголов. Автор перечисляет изменение в природе: листья «и кружатся и летят», зверь «спешит», месяц «серебрит» поле. Это создает грустную, но динамичную, полную движения картину.
    А для Ф.И. Тютчева осень нетороплива и медлительна, поэтому глаголов в его стихотворении почти нет. У его стихотворения не энергичный двусложный размер, как у М.Ю. Лермонтова, а плавный, трехсложный, иногда неровный. В его перечислениях преобладают существительные: что видит автор в прелести осеннего вечера. Все это: блеск и пестрота, шелест, лазурь, ветер, ущерб, изнеможенье – все это обобщается поэтом как «кроткая улыбка увяданья» природы. Но это не только характерная особенность осени. Поэт сопоставляет ее с душевным состоянием человека, но его мысли, осеннее увядание соответствуют страданию человека, отзываются грустью «в существе разумном». Стихотворение обильно эпитетами: «умильная, таинственная» прелесть, «томный легкий» шелест, «туманная и тихая» лазурь, над «грустно-сиротеющей» землею, «порывистый, холодный» ветер, «кроткая» улыбка. Это создает настроение стихотворения – грустно-задумчивого размышления о природе и о жизни человека.
    По-разному описали осень М. Лермонтов и Ю. Тютчев, но картины, созданные ими, запомнятся надолго.

  7. 7
    Текст добавил: МОдЕрАтОр_ДлЯ зНаКомСтВ

    Природа родной земли – это всегда неисчерпаемая тема для творчества поэтов. Русская природа отличается неброской скромностью, простотой, но оставляет глубокий след в душе каждого человека. Ее внутренняя красота и спокойствие оказывают влияние на внутренний мир людей, дают почувствовать покой и гармонию в душе. Для поэтов гармония природы и мира – обязательное условие свободного творческого вдохновения. Об осени писали многие поэты, но все они передавали свое настроение, вызванное сменой времени года, по-разному.
    М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Осень» видит увядание природы. Он показывает, как желтеют листья, заканчиваются полевые работы, поля пустеют. Свое грустное настроение автор передает с помощью эпитетов: «мрачную» зелень, «поникши», месяц «тускл». Контрастом к пожелтевшим листьям служит зелень елей, но и она производит  удручающее впечатление:
    Лишь в бору поникши ели
    Зелень мрачную хранят.
    Основным в описании осени у М.Ю. Лермонтова стало описание действий, переданное с помощью глаголов. Автор перечисляет изменение в природе: листья «и кружатся и летят», зверь «спешит», месяц «серебрит» поле. Это создает грустную, но динамичную, полную движения картину.
    А для Ф.И. Тютчева осень нетороплива и медлительна, поэтому глаголов в его стихотворении почти нет. У его стихотворения не энергичный двусложный размер, как у М.Ю. Лермонтова, а плавный, трехсложный, иногда неровный. В его перечислениях преобладают существительные: что видит автор в прелести осеннего вечера. Все это: блеск и пестрота, шелест, лазурь, ветер, ущерб, изнеможенье –все это обобщается поэтом как «кроткая улыбка увяданья» природы. Но это не только характерная особенность осени. Поэт сопоставляет ее с душевным состоянием человека, но его мысли, осеннее увядание соответствуют страданию человека, отзываются грустью «в существе разумном». Стихотворение обильно эпитетами: «умильная, таинственная» прелесть, «томный легкий» шелест, «туманная и тихая» лазурь, над «грустно-сиротеющей» землею, «порывистый, холодный» ветер, «кроткая» улыбка. Это создает настроение стихотворения – грустно-задумчивого размышления о природе и о жизни человека.
    По-разному описали осень М. Лермонтов и Ю. Тютчев, но картины, созданные ими, запомнятся надолго.

  8. У осени много красок.
    Осень – самое разноцветное время года, самое насыщенное красками и потому многие считают его самым красивым. В самом начале осень еще очень напоминает лето – такая же зеленая, цветущая пестрыми астрами и георгинами. Но проходит немного времени и все начинает желтеть. У каждого дерева свой срок, когда желтеют листья, одно может стоять еще почти зеленое, другое – изменило окраску. И вот – все деревья меняют свой цвет. Но в палитре осени не только желтая охра. Там и лимонный, и оранжевый, и багровый, и бордовый, и алый, и малиновый.
    Вот все чаще в небе собираются птицы. Иногда даже сквозь городской шум прорывается крик птичьих стай, которые собираются улетать на юг. Мелкие птицы летят огромными бесформенными стаями, крупные, такие как аисты, гуси, журавли – тянутся клином. Впереди указывает путь вожак.
    Золотая осень – любимая пора русских поэтов и художников. На эту тему написано множество стихотворений, создано множество картин. “Осенняя пора, очей очарование!” – написал когда-то великий поэт Александр Пушкин. И хочется повторять вслед за ним это много раз.
    Земля лишь понемногу отдает свое тепло, приближаясь к зиме. В это время в садах, огородах, на полях собирают последний урожай. Поздние яблоки – самые сладкие и душистые, их можно хранить всю зиму, но собирать нужно осторожно. Иногда случаются ночные морозы, они могут испортить урожай, поэтому люди стремятся убрать овощи и фрукты побыстрее.
    Начинается листопад. Вся золотая краса падает на землю. Листья шуршат под ногами. В эту пору гулять в парках всегда приятно, и настроение мечтательное. Воздух свежий, даже немножко морозный, но не холодно.
    Пора листопада длится недолго. Две недели – и вот уже деревья стоят голые, а листья сгребли в кучу и вывезли за город. Яркие краски осени исчезают. Появляется печальная серая краска и начинаются дожди.
    Голые деревья, дождь, туман, слякоть – вот картина поздней осени, написанная серым цветом. Настроение тоже меняется. Бродить часами по улице уже не хочется. Хочется сидеть дома и смотреть в окно, завернуться в теплый плед и читать интересную книжку. Однажды просыпаешься, смотришь в окно, а все уже белым-бело. Ночью был снегопад и выпало много снега, который упрятал все. Вот и закончились краски осени – яркие, разноцветные. У зимы только одна краска – белая.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *