Сочинение на тему осенние зарисовки 7 класс

9 вариантов

  1. Сегодня с сожалением наблюдаешь падение
    интереса к богатейшему наследию русской
    классической литературы, пугает низкая языковая
    культура, скудность и безграмотность речи. Язык –
    лексическое богатство, которого едва ли возможно
    оценить засоряется сленгом, словами-паразитами,
    зачастую ненужными заимствованными словами.
    Как уберечь от этого детей? Взрастить в них
    чувство прекрасного? Передать и развить в них дар
    слова, приобщить к традициям национальной
    культуры, научить сопереживать, размышлять,
    видеть красоту окружающего мира. Раскрыть
    творческие возможности каждого ученика. Как
    научить любить язык Пушкина и Чехова, Бунина и
    Паустовского?
    Ребенок пришел учиться в первый класс, он умеет
    говорить, но достаточен ли его словарный запас,
    чтобы общаться на новом для него уровне, хватит
    ли его для выражения своих мыслей, чувств.
    Конечно, нет. И передо мной, как учителем
    ставится первая задача – работа над словарным
    запасом ребенка.
    Развивая устную речь, поощряя и поддерживая
    желание детей высказывать свои мысли, делиться
    впечатлениями, я постепенно готовлю их изложению
    своих мыслей на письме. Начинаем с записи 2-3
    предложений связанных общей темой. К 4 классу мы
    уже пишем небольшие сочинения описания,
    рассуждения, основанные на личных наблюдениях
    детей в природе и окружающем мире.
    Тема: Учимся писать сочинение
    «Осенние зарисовки».
    Цели:
    Формировать умение составлять художественное
    описание природы, используя личный опыт
    наблюдений за окружающим миром.
    Расширить представления о красоте русской
    природы посредством знакомства с
    произведениями писателей, композиторов,
    художников.
    Способствовать развитию чувств и эмоций детей.
    Оборудование: репродукция картины
    И.Левитана «Осенний день. Сокольники»,
    выставка рисунков детей.
    ХОД УРОКА
    Славная Осень! Здоровый, ядреный
    Воздух усталые силы бодрит;
    Лед неокрепший на речке студеной
    Словно как тающий сахар лежит
    Около леса, как в мягкой постели
    Выспаться можно – покой и простор! –
    Листья поблекнуть еще не успели,
    Желты и свежи лежат, как ковер…
    Н.А. Некрасов
    – Сегодня на уроке мы будем писать сочинение.
    Мне хотелось бы пригласить вас в необычное
    путешествие. В мире давно уже царствует
    прекрасная осень, но мы в повседневной жизни
    часто не замечаем ее красоты. Я предлагаю
    совершить мысленно экскурсию в осенний лес, парк,
    пройтись по тропинкам, усыпанным пожелтевшей
    листвой. Как все прекрасное осень обладает
    определенной долей таинственности и
    загадочности, наверное, поэтому она всегда
    привлекала к себе большое внимание поэтов и
    композиторов, писателей и художников.
    Я тоже очень люблю это время года, мне нравятся
    тихие осенние вечера, нравится шорох дождя в
    парке, запах травы. Я думаю, что у каждого из вас
    свое отношение к осени, и сегодня мы вместе
    попробуем выразить свои мысли на бумаге.
    (Настраиваю ребят на то, что во время чтения и
    обсуждения произведений они должны делать в
    черновиках словесные наброски для своей
    работы над сочинением)
    Беседа с детьми об изменениях в природе, их
    непосредственных наблюдениях

    – А теперь давайте вспомним, что в творчестве
    многих поэтов и писателей осень занимает особое
    место, но больше всех это время года всех
    любил Пушкин. Эта была особенная трепетная
    любовь.
    Работа над стихотворением А.С. Пушкина
    «Унылая пора!»

    – Понравилось вам стихотворение? Какие чувства
    оно у вас вызвало?
    – Какие строки стихотворения вам понравились
    больше всего? Почему?
    – Как удалось поэту передать очарование осени,
    какими средствами?
    – Какие еще стихи Пушкина об осени вы знаете?
    – Кто еще из русских поэтов писал об осени?
    Ответы ребят.
    Чтение стихотворений учащимися
    наизусть по желанию

    – Сегодня мне хотелось бы еще познакомить вас с
    творчеством замечательного якутского поэта
    Сергея Васильева-Борогонского.
    Осень моя
    Лето уходит и
    Зелень природы уносит с собой,
    Зелень уносит,
    А после цветы прибирает;
    Небо теряет
    Свой девственный цвет голубой,
    Лето уходит –
    И травы, и листья горят-выгорают.
    Осень приходит
    И медные краски повсюду кладет,
    Горы светлеют,
    Но глуше становятся дали,
    Ночи темнеют,
    И каждое деревце плод
    Прячет в спасательной почве…
    – Путь у природы от лета до зимы долгий. И, как у
    каждого пути, есть у него свои этапы – периоды.
    Принято считать, что у осени таких периодов
    четыре: ранняя осень, золотая осень, глубокая и
    предзимье. Не менее красивой предстает перед
    нами осень в прозе.
    Чтение отрывка об осени И.
    Соколова-Микитова «Русский лес»

    Особенно красив и печален русский лес в ранние
    осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы
    выделяются яркие пятна раскрашенных кленов,
    осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берез
    пожелтевшие легкие листья. От дерева к дереву
    протянуты тонкие серебристые нити липкой
    паутины.
    Тихо в осеннем лесу. Шелестит под ногами опавшая
    сухая листва. Кое-где краснеет шляпка позднего
    подосиновика. Тонко просвистит рябчик, прокличут
    высоко в небе пролетающие косяком журавли.
    Что-то грустное, прощальное слышится и видится в
    осеннем лесу. Идешь, бывало, по такому осеннему,
    расцвеченному красками лесу, – музыкальным,
    поэтическим чувством наполняется душа…
    Прозрачен и чист осенью воздух, прозрачна вода в
    лесных ручьях: каждый виден на дне камешек. Еще
    цветут последние осенние цветы… Но уже
    оголились вершины берез. На темном фоне
    сплошного елового леса отчетливо видны яркие
    краски осин… Хорошо в осеннем лесу. Долго не
    хочется из него выходить, прощаться с золотыми
    осенними днями.
    И. Соколов-Микитов.
    – Понравился вам рассказ? Что особенно
    запомнилось?
    – Как можно назвать чувства, которые переполняют
    автора? (Восторг, восхищение, грусть,
    безмятежность)
    – Какое настроение создает у человека это
    приобщение с природой? Картину какой осени
    описывает писатель в своем рассказе?
    – Какие краски использовал бы автор для описания
    поздней осени? Почему?
    – Приведите, пожалуйста, примеры.
    – Замечали ли вы, как беззащитна, становится
    окружающая нас природа поздней осенью? С чем
    можно сравнить образ облетевшего леса? (С
    человеком, плохо одетым, зябнущим на ветру)
    – Помогло вам знакомство с произведениями
    А.С.Пушкина, И. Соколов-Микитова, в создании
    набросков к сочинению?
    Знакомство с репродукцией картины
    И.Левитана «Осенний день»
    (Приложение
    2
    ).
    Исаак Ильич Левитан любил природу до
    восторженного поклонения ей, он как никто другой
    глубоко чувствовал, понимал ее, умел настроиться
    на ее состояние.
    Я хочу познакомить с самой любимой своей работой
    в творчестве И.Левитана «Осенний день.
    Сокольники».
    Эта картина была одной из первых, написанной
    Левитаном. Сравните: у Пушкина царствует буйство
    красок (багрец, золото, пышный царственный убор
    осени) у Левитана же преобладают неяркие краски
    последних дней осени. Присутствует чувство
    смятения, беспокойства. Вглядитесь: торопливо
    идет молодая хрупкая женщина, и созвучно ей
    зябко трепещутся на ветру молоденькие клены.
    Природа на полотне Левитана проста и
    непритязательна, краски сдержаны, но это
    удивительным образом позволяет ощутить дыхание
    осени
    Рассматривание и беседа по содержанию
    картины

    Речевая подготовка к сочинению
    – Как бы вы описали состояние природы осенью?
    Что она чувствует?
    – Попробуйте посмотреть на окружающий мир
    глазами художника, поэта, писателя. Давайте
    попробуем сделать словесные наброски для
    создания описания осени. На что обязательно
    надо обратить внимание, чтобы описание был
    полным, какие характерные признаки указать.
    Составление «осеннего словаря»
    настроения:

    Лес – грустный, печальный, озябший….
    Яркая палитра красок;
    Настроение (грусть, печаль, уныние…)
    Состояние окружающей природы (тишина, покой,
    покорность; осторожное, тревожное, робкое …)
    – Подберем главные опорные слова, которые
    помогут нам в работе. К существительным сразу
    будем подбирать имена прилагательные, которые
    сделают предметы ярче и выразительнее.
    (Коллективная работа)
    солнце
    бледное, неласковое.
    небо
    низкое, хмурое, серое.
    дни
    короткие,
    тихие.
    воздух
    холодный, звенящий,
    лес
    темный, тревожный, печальный.
    – Готовы ли вы к работе? Изменились ваши
    чувства к осени? Что прибавилось, какие новые
    ощущения?
    – Мне хотелось бы, чтобы во время работы вы
    мысленно погрузились в осеннюю природу,
    прошлись по тропинкам засыпанным опавшей
    листвой, подышали осенним воздухом, послушали
    звенящую тишину леса.
    – Не забывайте о том, что наш язык богат и
    выразителен, старайтесь избегать повторов,
    следите за грамотностью при письме, избегайте
    ошибок.
    Работа над сочинением (Приложение
    1
    )
    Использованная литература: приложение
    журнала «Крестьянка» «Музеи мира».

  2. ОСЕННИЕ ЗАРИСОВКИ

    Есть люди, которым не нравится осень. А я ее люблю, осо­бенно, когда она золотая.
    О  красоте осени сказано много. Разве я смогу передать оча­рование «золотой осени» лучше Пушкина, Тютчева, Тургене­ва?! Но сегодня я вышла в сад и замерла, околдованная волшеб­ным видом. Там у нас растут рядом несколько абрикосовых деревьев. Еще вчера они стояли в нежно-желтых атласных на­рядах и тихонько шептались: «Какие мы модные! Какие мы стильные! Наши платья — хит сезона!» А сегодня они подарили свои чудесные наряды земле. Пусть и она покрасуется. Тихо. Ветра нет. Осеннее солнце особенно яркое. Ярко-желтая ткань равномерно покрыла землю. Она такая ослепительная, что хо­чется зажмуриться. Я останавливаюсь. Я не буду наступать на «абрикосовый» наряд, чтоб не повредить, не порвать, не испач­кать его. А вообще-то я люблю ходить по ковру из листьев, под­девать листву ногами и шуршать. Это весело!
    Еще осень для меня — это запах дыма от костра и вкус пече­ной картошки. Мы с друзьями любим печь картошку в сумер­ках. Долго ждать, пока сгорят дрова. Потом бросать в костер картошку, время от времени проверять, готова ли, разворачи­вая золу палкой. При этом, как светлячки, разлетаются искры. Жар от костра согревает воздух. И вот картошка готова. Ешь ее горячей, обжигаясь, перебрасывая с ладошки в ладошку.

  3. ОСЕННИЕ ЗАРИСОВКИ
    Есть люди, которым не нравится осень. А я ее люблю, осо­бенно, когда она золотая.
    О красоте осени сказано много. Разве я смогу передать оча­рование «золотой осени» лучше Пушкина, Тютчева, Тургене­ва?! Но сегодня я вышла в сад и замерла, околдованная волшеб­ным видом. Там у нас растут рядом несколько абрикосовых деревьев. Еще вчера они стояли в нежно-желтых атласных на­рядах и тихонько шептались: «Какие мы модные! Какие мы стильные! Наши платья — хит сезона!» А сегодня они подарили свои чудесные наряды земле. Пусть и она покрасуется. Тихо. Ветра нет. Осеннее солнце особенно яркое. Ярко-желтая ткань равномерно покрыла землю. Она такая ослепительная, что хо­чется зажмуриться. Я останавливаюсь. Я не буду наступать на «абрикосовый» наряд, чтоб не повредить, не порвать, не испач­кать его. А вообще-то я люблю ходить по ковру из листьев, под­девать листву ногами и шуршать. Это весело!
    Еще осень для меня — это запах дыма от костра и вкус пече­ной картошки. Мы с друзьями любим печь картошку в сумер­ках. Долго ждать, пока сгорят дрова. Потом бросать в костер картошку, время от времени проверять, готова ли, разворачи­вая золу палкой. При этом, как светлячки, разлетаются искры. Жар от костра согревает воздух. И вот картошка готова. Ешь ее горячей, обжигаясь, перебрасывая с ладошки в ладошку.
    Руки и рот становятся черными от подгоревшей кожуры. Ну разве это не весело?! Вот что для меня осень.

  4. Яркая зелень в садах и парках постепенно начинает сменяться осенними цветами: желтым и красным. Скоро все кусты, деревья устроят настоящий осенний карнавал, и дороги и тропки будут усеяны разноцветными листочками. А потом они обнажатся и подставят свои ветки пронизывающему ветру и ледяному дождю, ожидая пышной белой шубки в виде снега. Но это время пока не пришло.

    Птицы.

    Пожалуй, именно птицы первыми начинают чувствовать грядущие изменения в природе. Они сбиваются в стаи, начиная подготовку к длительным перелетам в более теплые места. Их щебетание и гомон пока еще слышится отовсюду: на прудах, деревьях, кустарниках. Птицы скоро взмоют в небо, выстраиваясь в стаи, причудливых форм, и улетят. Но и это время пока не пришло.
    Утром воздух стал более прохладным и свежим, а небо чистым голубым и глубоким. Чувствуется легкий аромат скошенной травы, спелых яблок и винограда. Зимние птицы и маленькие зверьки начинают быстренько пополнять свои зимние запасы только-только подоспевшими ягодами, плодами, орехами и грибами. Но скоро все они впадут в зимнюю спячку или скроются по своим норкам и гнездам, и лишь изредка будут появляться на полянках и деревьях. Да, скоро, но не сейчас.
    Ведь до холодов и морозов, ливней и снега, стай перелетных птиц, улетающих на юг и уютно спящих в своих норках зверьков, будет поистине сказочная пора. Пора размышлений и созерцания. Осень.

  5. Сочинение на тему «Осень»

    Спешит, торопится осень, всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листьев. Для своей работы взяла осень самые яркие краски и принялась за свою картину. Берёзы и тополя покрыла она лимонной желтизной. А листы осинок и клёна разрумянила, будто спелые яблоки. Все деревья и даже кусты разукрасила осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко – красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, а их трудно разрисовать. Пусть, как были летом зелёные, так и остаются. И вдруг резко меняет осень свои краски. Растения серые, пожухлые. Опустели поля и луга. Ещё шире, просторнее стало. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток… Улетают птицы в тёплые края.
    Чудесная получилась картина. Только кажется, будто в ней что-то не закончено, будто ждут чего–то притихшие омытые осенним дождём поля и леса. Ждут, не дождутся голые ветви кустов и деревьев, когда придет новый художник и оденет их в пушистый белый убор. Мне кажется, что это самое красивое время года. Особенно я люблю конец сентября – листья деревьев в этот период просто восхитительны… В такие дни мне нравится гулять по лесу, чувствуя прохладный, прозрачный воздух; созерцать красно-жёлтые цвета, ощущать приятную грусть… Осень… Опять она пришла к нам, сменив удушливое и местами слишком сладкое и позитивное лето. Снова можно любоваться обилием красок. Задумчиво рассматривать свинцовое небо и ловить лицом дождь. Можно сидеть в парке на скамеечке, отдаваясь прохладному ветерку.
    Осень – прекрасна. Она сводит с ума вихрем разноцветных листьев, которые танцуют вместе с развивающимися волосами. Я люблю осень. Потому что люблю…

  6. Клемин Алексей
    7 класс А
    ГБОУ ЦО «Школа здоровья» №943
    Учитель – Лобанова Марина Николаевна
    Золотая осень
    Моё любимое время года – осень. Сам не знаю почему, но мне нравится дождливая погода, листопад, печальный крик улетающих птиц, первые заморозки с их серебристой пылью на ветках и ледком на лужах – всё, что понимают под словом «осень».
    Конечно, осень не только красивое и моё любимое время года, это ещё и начало занятий в школе, и подготовка к зиме, и уборка урожая на дачном участке. Я всё это давно полюбил и не хочу лишать себя удовольствия поработать как следует! Кто ещё из ребят может похвастаться такими чувствами?!
    И само собой разумеется, осень – самое поэтичное время года!
    Андриевский Игорь
    7 класс А
    ГБОУ ЦО «Школа здоровья» №943
    Учитель – Лобанова Марина Николаевна
    Осень
    Осень – самое разноцветное время года, самое насыщенное краскам, и поэтому многие считают его самым красивым.
    В начале осень ещё напоминает лето: такая же зелёная, цветущая пёстрыми астрами и георгинами пора. Но проходит немного времени, и всё начинает желтеть. Вот и листья меняют свой цвет. Однако в палитре осени не только жёлтые оттенки, но и оранжевый, и багровый ,и алый, и малиновый.
    Золотая осень – любимая пора русских поэтов и художников. На эту тему создано множество стихотворений и живописных полотен. «Осенняя пора, очей очарованье!» – написал когда-то великий поэт Александр Пушкин. И хочется повторить вслед за ним это много раз!
    Начинается листопад. Вся золотая краса падает на землю. Листья шуршат под ногами. В эту пору гулять в парках всегда приятно. Воздух свежий, даже немного морозный, но не холодно. Пора листопада длится недолго. Две недели – и вот уже деревья стоят голые. Яркие краски осени исчезают.
    Дождь, туман, слякоть – вот картина поздней осени, написанная серым цветом. Настроение тоже меняется. Бродить часами по улицам уже не хочется. Хочется сидеть дома и смотреть в окно. Однажды просыпаешься, смотришь в окно, а там уже белым-бело. Ночью был снегопад и упрятал всё под своё белое одеяло. Вот и закончилась осень!
    Гарагезова Эльвина
    7 класс А
    ГБОУ ЦО «Школа здоровья» №943
    Учитель – Лобанова Марина Николаевна
    Золотая осень
    Наступает самая яркая пора – золотая осень. Деревья, прежде чем погрузиться в долгий сон, надевают золотые одёжки из стремительно желтеющих листьев. Блестит на солнце, переливаясь золотцем, берёзка. С лёгким ветром роняет медные листья клён. Листопад, хороводом кружась, устилает влажную от частых дождей землю. По чёрному зеркалу пруда плывут разноцветные листья-кораблики.  Деревья в лесу пестрят красками золотой осени, вот только дуб осыпался полностью, и, обнажив сухие ветви, раньше всех приготовился к зиме.
    Ветер с шумом кружит листья. На небе проплывают последние кучевые облака. Грозовых дождей уже не бывает, стремительно холодает одновременно с появлением обильных проливных дождей. В лучах прохладного сентябрьского солнца на голубеющем небосклоне всё чаще появляются стаи перелётных птиц. Многие уже улетели, а  скворцы и грачи ещё побудут какое-то время с нами, но и их уже тянет в путь. Совсем скоро первые заморозки.
    Но вот небо проясняется. Солнышко радует последним теплом, и всё вокруг преображается. Сегодня один из таких дней. На дворе жарко, почти как летом. Только холодный ветерок напоминает, что лето ушло безвозвратно.
    Я стою на пригорке и смотрю на лес. Он охвачен жёлто-оранжевым пожаром. И среди этого пламени зеленью проступают островки сосен и елей.
    На увядающей траве сверкают нити паутины. Их всегда сравнивают с серебром. Но мне они больше напоминают жемчуг своим перламутровым блеском. Паутина разлетается повсюду. Одна легла мне на лицо, защекотав щёки.
    Вот такую осень я люблю. Хочется отправиться в лес, просто так побродить по опавшей листве. Я ощущаю шорох листвы под ногами. Чувствую её аромат. И, оставив все дела, я отправляюсь в осеннюю сказку!

  7. Перед вами сочинение на тему: Осенние зарисовки.
    Есть люди, которым не нравится осень. А я ее люблю, осо­бенно, когда она золотая.
    О красоте осени сказано много. Разве я смогу передать оча­рование «золотой осени» лучше Пушкина, Тютчева, Тургене­ва?! Но сегодня я вышла в сад и замерла, околдованная волшеб­ным видом. Там у нас растут рядом несколько абрикосовых деревьев. Еще вчера они стояли в нежно-желтых атласных на­рядах и тихонько шептались: «Какие мы модные! Какие мы стильные! Наши платья — хит сезона!» А сегодня они подарили свои чудесные наряды земле. Пусть и она покрасуется. Тихо. Ветра нет. Осеннее солнце особенно яркое. Ярко-желтая ткань равномерно покрыла землю. Она такая ослепительная, что хо­чется зажмуриться. Я останавливаюсь. Я не буду наступать на «абрикосовый» наряд, чтоб не повредить, не порвать, не испач­кать его. А вообще-то я люблю ходить по ковру из листьев, под­девать листву ногами и шуршать. Это весело!
    Еще осень для меня — это запах дыма от костра и вкус пече­ной картошки. Мы с друзьями любим печь картошку в сумер­ках. Долго ждать, пока сгорят дрова. Потом бросать в костер картошку, время от времени проверять, готова ли, разворачи­вая золу палкой. При этом, как светлячки, разлетаются искры. Жар от костра согревает воздух. И вот картошка готова. Ешь ее горячей, обжигаясь, перебрасывая с ладошки в ладошку.
    Руки и рот становятся черными от подгоревшей кожуры. Ну разве это не весело?! Вот что для меня осень.

  8. 1
    МБОУ В-Ханжоновская СОШ Выполнила Нейман Ирина Рустамовна Осенние зарисовки из школьных сочинений учебный год
    2
    Пришла осень. Лето ушло незаметно, не предупредив никого.За ним потянулись вдаль птицы, а дни, растерявшись от внезапных перемен, испуганно съёжились, уступив место властным чернобровым ночам. Солнце устало. Оно ещё делало мир ярким и праздничным, но согревать землю, как раньше, уже не могло. Небу без птиц было холодно и одиноко. Оно частенько плакало, пока не прилетал резкий порывистый ветер, возмущённо разгонявший тяжёлые влажные тучи. Все поняли – пришла осень! Жалостливые деревья очень хотели согреть зябнувшую по утрам землю. Они красили свои кроны яркими весёлыми красками и засыпали лёгкими высохшими листьями. Листья кружились жёлтыми, зелёными, багряно-красными бабочками, приставали к прохожим, заглядывали в окна, присев на подоконник. Парки и леса переодевались в золото, словно боясь, что неожиданно вернувшееся из дальних стран лето не найдёт их. Ученик 4 класса Горбанёв Александр
    3
    Золотая осень. Наступила золотая осенняя пора. Листья на деревьях стали разноцветными, как радуга на небе. Из жёлтых, красных, оранжевых листьев можно сделать разные поделки. Деревья даже без своего зелёного наряда красивые. Скоро наступит зима, укроет их снегом, и им будет теплее. Осень – это самое красивое время года. Ученица 4 класса Шаповалова Алеся.
    4
    Осенний лес. Как прекрасен осенний лес. Деревья нарядились в самый красивый наряд, каких расцветок только нет! С ветки на ветку снуёт белочка, запасает орешки на зиму. Суетливый ёж шуршит опавшей листвой, собирает грибы. Птицы стаями собираются на юг, и лишь воробьи беззаботно веселятся, радуясь последним тёплым лучам осеннего солнышка. Ранним утром на опушке виднеется седина. Это наступают первые заморозки. Но это только украшает лес. Ученик 4 класса Левцов Илья
    5
    . Осень – художник. Об осени часто говорят художник – осень. Всего за несколько дней она «перекрашивает» природу. Раньше лес был зелёным, но пришла осень и изменила зелёный на множество цветов и оттенков. Каждое деревце окрасилось в свой цвет. Некоторые деревья стали лимонно– жёлтыми, другие – оранжевыми. Попадаются оттенки красного: багровый, малиновый, тёмно–красный. Коричневый всех оттенков тоже можно увидеть. Только вечнозелёные деревья остаются в своих зелёных нарядах. А ещё осень окрашивает небо. Ранней осенью оно бывает яркого лазурного цвета, по нему плывут белые лёгкие облака. Постепенно синий смешивается с серым, облака становятся тяжёлыми, тёмными и превращаются в тёмно-серые тучи. Всё чаще льёт осенний бесконечный дождь. Яркие радостные краски сменяются на мрачные, скучные. Ученик 4 класса Куликов Кирилл
    6
    Золотая осень. Листья падают, кружатся, это просто красота! Мне нравится осенний листопад, когда в воздухе кружатся жёлтые, красные, оранжевые листья. Осенью солнце всё ниже и ниже, поэтому становится холоднее и холоднее. Дожди идут всё чаще. Скоро наступит долгая зима. Под ёлкой спрятался ёжик и делает себе постельку из опавших листьев. Караваны птиц улетают в тёплые края. Ученица 4 класса Азаренкова Ксения.

  9. Предмет
    Русский язык
    Тема урока
    Сочинение – описание по заданному плану «Краски осени»
    Тип урока
    Урок развития речи
    Цель урока
    создание условий для совершенствования умения писать сочинение-описание с элементами повествования на материале непосредственных наблюдений.
    Задачи урока
    Обучающие:
    способствовать формированию умения строить текст в определённой композиционной форме, осознанно использовать собранный материал, языковые средства в соответствии со стилем в письменной речи;
    провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочётов и грамматических ошибок в сочинениях.
    Развивающие:
    создать условия для развития творческого воображения, мышления, эмоционального восприятия произведений искусств; обогащения и усложнения словарного запаса изобразительной лексикой;
    содействовать развитию связной речи учащихся через составление рассказов;
    способствовать развитию орфографической зоркости.
    Воспитывающие:
    способствовать пробуждению интереса к данному виду работы, используя различные виды творческой деятельности;
    содействовать воспитанию эстетических чувств, позитивного отношения к окружающему миру.
    Ход и содержание урока, деятельность учителя и учеников
    Этап урока
    Деятельность учителя (содержание, формы и методы)
    Деятельность учащихся содержание, формы и методы)
    1.Организацион-но- мотивацион-
    ный этап.
    2.Вступительная беседа
    3.Постановка темы и задач урока.
    4. Беседа об особенностях сочинения-мозаики.
    5.Обсуждение границ и объёма темы, типа текста, стиля речи.
    6. Подготовка к сочинению. Устное составление зарисовок.
    7. Физкульт-
    минутка
    8. Словарная работа.
    9. Написание сочинения.
    10.Редактирова-
    ние текстов (обсуждение в группах).
    11. Анализ сочинений – мозаик.
    12. Итог урока. Рефлексия.
    13. Домашнее задание.
    Организует деятельность учащихся, формирует положительный настрой
    Включает учащихся в беседу, с целью с, развития
    познавательного интереса, мотивации на предстоящую работу.
    Сообщает тему и задачи урока
    Просит учащихся сравнить и сделать выводы
    Побуждает школьников к самостоятельному формулированию результата
    Организует деятельность учащихся по составлению устных зарисовок сочинения
    Определения способа получения недостающих знаний и перечня источников, где они могут быть
    Организует самостоятельную деятельность учащихся по написанию сочинения, осуществляет помощь группам, требующим контроля
    Организует самостоятельную деятельность, побуждает учащихся к выявлению и устранению ошибок
    Проводит анализ, исправляет речевые недочеты.
    Организует деятельность учащихся по самооценке и взаимооценке.
    Объясняет выполнение домашнего задания
    Настраиваются на деятельность
    Формулируют собственные заключения и устанавливают их связь с полученными знаниями
    Формулируют полученный результат
    Ищут способы решения учебной задачи: выявляют источники, определяют план дальнейших действий
    Просматривают видеофайлы, составляют устные сочинения
    Работают с приложениями, со словарями
    Работа в группах
    Индивидуальная работа.
    Слушают составленные зарисовки в группах, редактируют тексты.
    Зачитывают составленные в группе сочинения – мозаики.
    Осуществляет оценочную деятельность по самооценке и взаимооценке достигнутых результатов
    Подробное описание всех этапов урока
    Ход урока.
    1. Организационно-мотивационный этап.
    Я рада видеть каждого из вас,
    И осень пусть прохладой в окна дышит,
    Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
    Друг друга любит, чувствует и слышит.
    2. Вступительная беседа.
    Прослушание музыки П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» (из цикла «Времена года»)
    С каким временем года ассоциируется эта музыка? Обоснуйте ответ.
    А кто узнал, что это за произведение?
    Какое настроение у вас возникло?
    Нравится ли вам это время года? Чем?
    Какие чудесные превращения происходят осенью в природе?
    Вспомните нашу осеннюю экскурсию в парк. Какие новые краски появились у природы осенью?
    А как красоту осени можно сохранить даже зимой? (Можно собрать гербарий, сфотографировать, нарисовать).
    Удивительная природа нашей Беларуси. Посмотрите на экран (видеофайлы 2-4). Какие замечательные картины можно увидеть у нас в Беларуси осенью, когда весь лес и вся земля разукрашена яркими красками и узорами. Осень – прекрасное время года. Сколько новых звуков, красок, запахов дарит нам осень.
    Многие художники любили и любят осень. Эта пора года вдохновляла их на написание своих картин. Вспомните, как называется рисунок, картина с изображением природы? (Пейзаж)
    Посмотрите, как изобразили это чудесное время года известные художники: И. Левитан, И.Остроухов, Л.Афремов. (видеофайлы 5-13)
    Перед вами репродукции картин этих художников. Рассмотрите их.
    Какие признаки осени изобразили художники? (Золотую осень).
    Какие краски использовали художники? (Жёлтые, голубовато-серые, коричневые, красноватые и другие.)
    Но не только художников вдохновляло это время года. Сколько замечательных строк посвятили наши писатели, поэты этому удивительному времени года!
    Ребята, а какие стихи и рассказы об осени вы читали? (Ответы учащихся, чтение стихотворений наизусть)
    Прочитайте внимательно стихотворение Р.П.Ругина и скажите, какие приметы осени мы ещё не назвали. (Приложение 1)
    Итак, поэты, писатели, художники, песенники отразили в произведениях своё видение осени, своё настроение, связанное с её приходом, а мы при написании сочинения расскажем о своих чувствах.
    3. Постановка темы и задач урока.
    Сегодня на уроке мы будем писать сочинение-мозаику на тему «Краски осени». Будьте внимательны и активны! Успехов вам! (видеофайл 14)
    4. Беседа об особенностях сочинения-мозаики.
    Как вы думаете, почему именно сейчас, когда осень в самом разгаре, лучше писать сочинение-мозаику на тему «Краски осени»? (После зелёного лета природа окрашивает землю разноцветным ковром, лес становится как терем расписной.)
    Будут ли краски осени в середине осени похожи на разноцветный холст?
    Вспомните, что такое мозаика и сможем ли мы сравнивать краски осени с мозаикой? (Краски осени не окрашены в один цвет, поэтому напоминают мозаику.)
    Сегодня наша задача – описать как можно больше красок осени.
    5.Обсуждение границ и объёма темы, типа текста, стиля речи.
    Итак, название сочинения «Краски осени». Что вы можете сказать о теме сочинения? О чём мы будем писать?
    В каком стиле лучше написать сочинение на эту тему? (В художественном.)
    Как вы думаете, какой тип текста мы должны будем составить? (Описание).
    Тема сочинения «Краски осени» очень ёмкая. Краски осени можно заметить сейчас всюду, их очень много, они разнообразны. Какие краски осени мы будем описывать?
    Составим план сочинения.
    Вспомните, из каких частей состоит сочинение? (Сочинение состоит из вступительной части, основной части и заключения)
    На экране (видеофайлов 15) названия тех маленьких картинок, зарисовок, из которых и будет состоять весь текст. Давайте подумаем, в какой последовательности их расположить в нашем сочинении, поразмышляем над их содержанием. Ознакомьтесь с зарисовками. Попробуйте определить их последовательность в сочинении.
    Портрет Осени.
    Что мне особенно нравится осенью?
    Музыка осеннего дня.
    Осень «перекрашивает» пейзаж.
    Осеннего солнышка лучик.
    О чем рассказал осенний листок.
    (Выстраиваем на доске последовательность плана сочинения. Под запись прикрепляется иллюстрация)
    6. Подготовка к сочинению. Устное составление зарисовок.
    Зарисовка 1. Портрет Осени. (видеофайлы 16-17)
    С какой картинки лучше начать наше сочинение? (Портрет Осени)
    Составим первую часть сочинения вместе. О чём мы можем здесь написать?
    Почему слово «Осень» в названии написано с заглавной буквы? Какой прием можно использовать в описании Осени? (Олицетворение)
    Каким вы представляете её портрет? (видеофайл)
    Сейчас в природе Осень – полновластная хозяйка. От нее нельзя отвести глаз: длинная золотая коса, венок из осенних листьев, воздушное платье, как легкое осеннее облачко.
    Зарисовка 2. Осеннего солнышка лучик.
    (Видеофайл18)
    Уж небо осенью дышало,
    Уж реже солнышко блистало…. А.С.Пушкин
    О чём мы напишем во второй части сочинения?
    Как вы понимаете смысл этих строчек?
    Вы наблюдали, какое небо сейчас? Какие краски вы бы подобрали, чтобы нарисовать осеннюю природу? (видеофайлы 19-24)
    Небо всё чаще бледно-голубое, в дождливую погоду небо покрыто облаками. Солнце светит, но уже не так греет.
    Итак, одну из осенних зарисовок можно посвятить описанию неба, солнца, облаков.
    Задание: Подберите и запишите как можно больше признаков к предметам: небу, солнцу, облакам.
    Небо (какое?) Солнце (какое?) Облака (какие?)
    Зарисовка 3. Осень «перекрашивает» пейзаж. (видеофайл 25)
    Пришла без красок и без кисти
    И разукрасила все листья. Кто это?
    Спешит, торопится осень, всё новые и новые краски находит она для своей картины.
    О чём можно написать в этой зарисовке? (О том, что осень раскрасила природу в разные цвета.)
    А что вы можете рассказать об окраске деревьев, трав? (Просмотр видеофайлов 26-38)
    Итак, какие же краски есть у осени? (Осень богата разными красками: желтыми, красными, оранжевыми, голубыми, серыми и т.д.)
    Посмотрите на экран. Подтвердилось ли наше предположение, что краски осени похожи на разноцветный ковер?
    Красиво. А вы наблюдали в жизни такие картины? (Ответы учащихся).
    Работа в парах. Прочитайте, как об этом написал И.Северянин. (Приложение 1)
    Видите, как поэты и писатели могут всё подмечать в природе, мимо чего мы с вами часто проходим, не замечая этого.
    Зарисовка 4 .О чем рассказал осенний листок.
    Какой будет следующая зарисовка в нашей мозаике?
    Какие листья по форме? На что похожи? (Просмотр видеофайлов 39-43)
    О чем может рассказать осенний листок? (О том, как, из чего он образовался, какое у него настроение, что он наблюдает)
    Какие волшебные превращения мог совершить листок, упавший (спустившийся) на землю? (Согрел землю…, разбудил… , развеселил…, подбодрил)
    Во что он превращается на земле?
    Как вы думаете, только ли грустная эта картинка?
    В каком жанре можно было бы сделать эту зарисовку? (В жанре сказки).
    Зарисовка 5. Музыка осеннего дня. (видеофайлы 44-53)
    У каждого времени года свои звуки. Они такие неповторимые и яркие, что многих композиторов вдохновляли на создание музыкальных произведений на темы времен года. Осенние мелодии самые впечатляющие.
    Прослушивание симфонической сюиты «Времена года» («Осень») А.Вивальди, запись пения птиц
    Какие же звуки осени вспоминаются прежде всего? (Прощальные песни птиц, звук первого школьного звонка, стук дождя)
    Голоса, чьих птиц вы узнали?
    Ребята, а какие запахи есть у осени? (Запах скошенной травы, запах ягод, грибов, чистый воздух)
    Зарисовка 6. Что мне особенно нравится осенью? (видеофайлы 54-62)
    Как закончить сочинение?
    О чем напишете в этой части? (О своем отношении к волшебнице осени, о том, какие краски больше нравятся, что особенно радует глаз, о том, что нас волнует, радует, восхищает)
    7. Физкультминутка (под музыку)
    Немного отдохнем. Представьте, что вы – осенние листочки.
    Утро. Восходит солнце. Листочки просыпаются, открывают свои глазки. Солнышко поднимается выше. Листочки тянутся к нему. Незаметно подкрадывается ветер и срывает листок с дерева. Листок движется по тротуару, будто маленький желтый кораблик, танцует, как в известной песне: “танцевала в подворотне осень вальс-бостон”.
    8.Словарная работа.
    Поэты, писатели, художники, композиторы сумели в своих произведениях передать красоту осени. Мы с вами тоже искали такие слова, чтобы описать красоту осени. Обратимся к осеннему словарю. (Приложение 2)
    Подобранные вами ассоциации распределены по определенным группам. Они помогут вам создать свой текст. Найдите в этих словах орфограммы.
    (Определения способа получения недостающих знаний и перечня источников, где они могут быть) – работа с орфографическим словарем и словарем синонимов.
    9. Написание сочинения (самостоятельная работа) (видеофайл 63)
    Работа в группах.
    Сейчас вы сами будете в роли писателя. Подберите эпиграф к работе. (Приложение №4)
    Каждый из вас в группе берет себе ту зарисовку (картинку), которую он хотел бы составить. Вы можете написать в прозе или в стихах, в жанре сказки.
    А затем мы соединим все ваши зарисовки в группе и получим большое и, надеюсь, красивое сочинение-мозаику «Краски осени».
    Индивидуальная работа.
    Для учащихся с низким уровнем творческих способностей подготовлены варианты деформированных текстов (Приложение 5)
    Во время работы звучит фортепианный цикл «Времена года» («Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь») П.И.Чайковского.
    10. Редактирование текстов (обсуждение в группах).
    Перечитайте свои сочинения в группах. Посмотрите, может что-то нужно изменить или дописать.
    11. Анализ сочинений – мозаик.
    Чтение текстов
    Рефлексия учащихся на тему урока и ее освоение
    Прием «Шесть шляп мышления» (надень свою мыслительную шляпу)
    Посмотрите, что у меня в руках? (шляпы)
    Для чего человеку нужна шляпа? (для того, чтобы надевать ее на голову)
    А какие шляпы вы знаете? (соломенная, летняя, кепка, колпак у Буратино)
    Сейчас я предлагаю вам надеть не простую шляпу, а мыслительную. Мы привыкли, что у нас мыслит что? (голова) А у нас? (шляпа) Проверим?
    Какую шляпу выбираете? Поразмыслите над вопросами выбранной вами шляпы.
    Белая шляпа: Что вы узнали сегодня об осени?
    Красная шляпа: Чем интересен был сегодня урок? Какую пользу приносит тем, кто учится сочинять?
    Зеленая шляпа: Людям каких профессий пригодится умение красиво выражать свои мысли?
    Желтая шляпа: Какие чувства вы испытывали, работая сегодня на уроке?
    Синяя шляпа: Понравилась ли вам, как работали сегодня ваши друзья?
    Черная шляпа: Что было трудно? Неясно? На какую шляпу поменяете? Почему?
    Иное
    Приложение 1
    Листопад.
    Брожу лесами и лугами,
    Я здесь богаче короля:
    В такую пору под ногами
    Вся шёлком выстлана земля!
    Листы с одной, с другой берёзки
    Скользят по воздуху везде
    Рывками – словно камень плоский,
    Который скачет по воде,
    Всему, что вижу, удивляясь,
    Земную славлю красоту.
    Вот подставляю, улыбаясь,
    ладонь летящему листу.
    И капелька, что примостилась
    На нём, мне руку обожгла,
    Как будто лист просил, как милость,
    Ещё немножечко тепла.
    Р.П.Ругин.
    Всего за несколько дней осень «перекрашивает» пейзаж. Раньше лес был зеленым, но пришла осень и изменила зеленый на множество цветов и оттенков. Каждая порода дерева окрасилась в свой цвет. Некоторые деревья становятся лимонно-желтыми, а некоторые – оранжевыми. Есть такие, которые окрашиваются в густой темно-желтый цвет, он называется охра. Попадаются и оттенки красного: багровый, малиновый, темно-красный. Коричневый всех тонов также присутствует в палитре осени-художника. Есть и такой оттенок, который называется золотистым. Только вечнозеленые деревья остаются такими, как и были.
    Осень окрашивает не только листья на деревьях, но и плоды. Цвет осени – это цвет спелых яблок. А яблоки тоже могут быть разными: от зеленого до красного. Темно-синие и нежно-зеленые сливы, спелый фиолетовый виноград, ярко-оранжевые тыквы – это тоже краски осени.
    И.Северянин
    Приложение 2
    Осенний словарь
    Портрет Осени
    рыжая хозяйка королева
    веселая хозяйка художница
    полновластная хозяйка волшебница
    богатая урожаем
    Осень
    ранняя золотая спешит
    грустная холодная торопится
    поздняя радостная царствует
    печальная багряная
    разноцветная
    Осенний день
    чудесный
    волшебный
    изумительный
    восхитительный
    таинственный
    Воздух
    свежий
    чистый
    прозрачный, как будто хрустальный
    Солнце
    ласковое
    теплое
    Небо
    голубое
    безоблачное
    лазурное
    Деревья
    кованая медная броня – у дуба
    желтые шапки – у ольхи и ивы
    тяжелый убор из золотой парчи – у лип
    лимонное покрывало
    золотой наряд
    красный сарафан у осины
    белая юбочка у березы
    зеленое нарядное платье – у ели
    зеленая шуба
    желтая рубашка – у клена
    Листья
    шелестят шуршат летят
    танцуют бегают прыгают по сучкам
    качаются шумят
    Приложение 3
    Эпиграфы
    Лес, точно терем расписной,
    Лиловый, золотой, багряный,
    Веселой, пестрою стеной
    Стоит над светло поляной.
    И. Бунин
    Осень все позолотила,
    Золотое все кругом –
    И березы, и осины
    Золотым горят костром.
    Сентябрь-златоцвет
    В золотой кафтан одет.
    Лес красуется листвой,
    Пышной, яркой, золотой.
    Т. Шорыгина
    Дарит осень чудеса,
    Да еще какие!
    Разнаряжены леса
    В шапки золотые.
    М. Гиллер
    Листья в поле пожелтели,
    И кружатся, и летят…
    М. Лермонтов
    Утром мы во двор идем –
    Листья сыплются дождем,
    Под ногами шелестят
    И летят, летят, летят. Е. Трутнева
    Бродит в роще листопад
    По кустам и кленам..
    Л..стопа..! Л..стопа..!
    Лес ..сенний конопат!
    Нал..тели конопу..ки –
    Стали рыж..ми опушки.
    Н. Егоров
    Уж небо осенью дышало,
    Уж реже солнышко блистало.
    А. С. Пушкин
    Приложение 4
    Листья падают
    …. дорога….. через лес. Наблюдаю….. осенний ……. Вот меня ……. На самой верхушке, как желтый платок …… . Осень … лимонным покрывалом …. . Зеленый наряд ….. красавица леса – … . Листья …. Грустную песню. Идет дождь. Царство тоски. Летят …. Убегают от кого-то. Пахнут …. .
    Мес…ц желтых м…телей в тихий день разлита между д…ревьями желтая музыка листья кружатся в медленном танце пов…сают на паутинах з..л..тым л..стьем ложатся на елки.
    Д…жди туман белая соль м…роза с каждым днем все гуще «гань л…стопада и приходили наконец день желтой м…тели закруж…лось перепуталось все в л…су шорох мелькание желтого красного.
    Вихри круговороты.
    Можно ли эти записи назвать текстом?
    Что нужно сделать?
    Запишите текст (на выбор). Подчеркните грамматическую основу в предложениях с однородными членами, укажите части речи.
    Литература
    Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов.- М.: Издательский дом «Академия», 2002.
    2. Учебная программа для I – IV классов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск, НИО, 2012.
    3. Развитие творческих способностей учащихся в начальной школе: пособие для учителей начальных классов / сот. Г. И. Мохначева. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2008.
    «Шаг за шагом»: из опыта реализации образовательной модели/ авт.-сост. Г. Н. Герус. – Мозырь: Содействие, 2007.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *