Сочинение на тему осинкам холодно

5 вариантов

  1. Рассказ о природе осеннего времени года
    Начало осени Осинкам холодно Осенняя роска Ветренний день Роса Ноябрь Рябина краснеет Заводь Иван-Так-Марья Осенние письмеца Последние цветыНачало осени
    Сегодня на рассвете одна пышная береза выступила из леса на лужайку, как в кринолине, и другая, боязливая, худенькая, роняла лист за листком на темную елку. Вслед за этим, пока рассветало больше и больше, разные деревья мне стали показываться по-разному. Это всегда бывает в начале осени, когда после пышного и общего всем лета начинается большее изменение и деревья все по-разному начинают переживать ноябрь
    Я оглянулся вокруг себя. Вот купена, расчесанная кавычками тетеревей. Раньше, бывало, непременно в ямке такой купены находишь перышко тетерева или глухаря, и если оно рябое, то знаешь, что копалась самка, если черное – петух. Теперь в ямках расчесанных купен лежат не перышки птиц, а опавшие желтые письмеца. А то вот старая-престарая сыроежка, огромная, как тарелка, вся красная, и края от старости завернулись вверх, и в блюде плавает желтое письмецо березы
    Осинкам холодно
    В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, будто бы им там, в еловом лесу, стало холодно и они вышли погреться на опушку, как у нас в селах люди выходят на солнышко и сидят на завалинках
    Осеннаяя роска
    Заосеняло. Мухи стучат в потолок. Воробьи табунятся. Грачи – на убранных полях. Сороки семьями пасутся на дорогах. Роски холодные, серые. Другая росинка в пазухе листа весь день просверкает.
    Ветренний день
    Этот свежий ветер умеет нежно разговаривать с охотником, как самые охотники часто болтают между собой от излишка радостных ожиданий. Можно говорить и можно молчать: разговор и молчанье легкие у охотника. Бывает, охотник бодрый что-то рассказывает, но вдруг мигнуло что-нибудь в воздухе, охотник посмотрел туда и потом: «А о чем я рассказывал?» Не вспомнилось, и – ничего: можно что-нибудь другое начать. Так и ветер охотничий осенью постоянно шепчет о чем-то и, не досказав одно, переходит к другому вот донеслось бормотанье молодого тетерева и перестало, кричат журавли
    Роса
    Из полей, из лугов, из вод поднялись туманы и растаяли в небесной лазури, но в лесу туманы застряли надолго. Солнце поднимается выше, луче сквозь лесной туман внедряются в глубину чащи, и на них там, в чаще, можно смотреть прямо.
    Зеленые дорожки в лесу все будто бы курятся, туман везде поднимается, вода пузырьками садится на письма, на хвоинки елок, на паутинные сети, на телеграфный провод. И, по мере того как поднимается солнце и разогревается воздух, капли на телеграфном проводе начинают сливаться одна из другого и редеть. Наверное, т же именно делается и на деревьях: там тоже сливаются капли
    И когда, в конце концов, солнце стало порядочно греть на телеграфном проводе, большие радужные капли начали падать на землю. И то же самое в лесу хвойный и лиственному – не дождь пошел, а будто бы пролились радостные слезы. Особенно трепетно- радостна была осина, которая когда упала сверху одна капля приводила в движенье чуткий лист, и так все ниже, все сильнее вся осина, в полном безветрии сверкая, дрожала от падающей капели
    В это время и некоторые високонастороженние сети пауков пообсохли, и пауки стали подтягивать свои сигнальные нити. Застучал дятел по елке, заклевал дрозд на воробьиные
    Ноябрь
    Вот из густых елок вышел под березу заяц и остановился, увидя большую лужайку. Не посмитив прямо идти на ту сторону и пошел вокруг всей лужайки от березки до березки. Вот он остановился, прислушался. Кто боится чего-то в лесу, то лучше не хода, пока падают письма и шепчутся. Слушает заяц: все ему кажется, будто бы кто-то шепчется позади и крадется. Можно, конечно, и трусливому зайцу набраться храбрости и не оглядываться, но тут бывает другое: ты не побоялся, не подвергнулся обману падающих писем, а именно вот тут кто-то воспользовался и тебя позади под шумок схопиввзуби.
    Рябина краснеет
    Утро малоросистое. Совсем нет паутин на вырубках. Очень тихо. Слышно желну, сойку, дрозда. Рябина очень краснеет, березки начинают желтеть. Над скошенной травой изредка перелетают белые, едва побольше молы, мотылька
    Заводи
    Среди обгорелых от лесного пожара в прошлом году деревьев сохранилась одна небольшая осинка на самом краю высокого оврага, против нашей Казенной заводи. Возле этой осинки летом стог поставили, и теперь осенью от времени он стал желтым, а осинка ярко-красной, горящей. Далеко видишь этот стог и осинку и узнаешь нашу заводь, где сомов столько же, сколько в большом городе жителей, где по утрам шелеспер, страшный хищник, выкидается на стаю рыбок и так хлещет хвостом по воде, что рыбки переворачиваются вверх животом, и хищник их поедается
    Мелкой рибици (мальков) так много в воде, которая от удара весла впереди часто выскакивает наверх стайка, будто бы кто-то ее вверх подбросил. На удочку рыба уже неважно берется, а сомы по ночам идут на жабу, только жаб в этом году по случаю сухмени очень мало, так же имело и пауков, и этими красными осенними на днях в лесу совсем нет паутины
    Несмотря на морозы, на Кубре еще встречаются цветущие лилии, а маленьких мелких цветочков, похожих на землянику, на воде целые лужайки, как белые скатерти
    Лилии били лежали на блюдцах зеленых, и грациозные ножки их в чистой воде так глубоко виднелись, что если достать их, измериться, то, наверное, нас и двух на них не хватило бы.
    Иван-Так-Марья
    Поздней осеннюю бывает иногда совсем как ранней весной там белый снег, там черная земля. Только весной из проталин пахнет землей, а осенью снегом. Так непременно бывает: мы привыкаем к снегу зимой, и весной нам пахнет земля, а летом принюхаемся к земле, и поздней осеннюю пахнет нам снегом
    Редко бывает, просмотрит солнце на какую-нибудь час, но зато которая же это радость! Тогда большое удовлетворение доставляет нам какой-нибудь десяток уже замерзших, но уцелевших от бур писем на вербе или очень маленький голубой цветок под ногой
    Наклоняюсь к голубому цветку и с удивлением узнаю в нем Ивана: это один Иван остался от бывшего двойного цветка, всем известного Ивана-да-Марьи.
    По правде говоря, Иван не настоящий цветок. Он сложный из очень мелких кудрявых письмец, и только цвет его фиолетовый, за то его и называют цветком. Настоящий цветок с пестиками и тычинками только желтая Марья. Это от Марьи упали на эту осеннюю землю семян, чтобы в новом годе снова покрыть землю Иванами и Марьями. Дело Марьи много труднее, вот, верно, поэтому она и опалая прежде Ивана
    Но мне нравится, что Иван перенес морозы и даже заголубел. Провожая глазами голубой цветок поздней осени, я говорю потихоньку:
    – Иван, Иван, где теперь твоя Марья?
    Осенние письмеца
    Перед самым восходом солнца на лужайку ложится первый мороз. Притаиться, подождать в краю, – что там только делается, на лесной лужайке! В полумраке рассвета приходят невидимые лесные существа и потом начинают по всей лужайке расстилать белые полотна. Первые же лучи солнца забирают полотна, и остается на белому зеленое место. Мало-помалу белое все исчезает, и только в тени деревьев и купен долго еще хранятся беленькие клинушки.
    На голубом небе между золотыми деревьями не поймешь, что творится. Несет ветер листы или стайками собрались мелкие птички и несутся в теплые далекие края
    Ветер – заботливый хозяин. За лето везде побывает, и у него даже в самых густых местах не остается никакое незнакомого письмеца. А вот осень пришла – и заботливый хозяин забирает свой урожай
    Письма, падая, шепчутся, прощаясь навек. В них ведь так всегда: раз ты оторвался от родного царства, то и прощайся, погиб
    Последние цветы
    Снова морозная ночь. Утром на поле увидел группу уцелевших голубых колокольчиков, – на одному з них сидел шмель. Я сорвал колокольчик, шмель не взлетел, стряхнул шмеля, он упал. Я положил его под горячий луч, он ожил, оправился и полетел. А на раковой шейке точно так же за ночь оцепенела красная бабка и на моих глазах оправилась под горячим лучом и полетела. И коньки в огромном числе стали сыпаться из-под ног, а среди них были трескунки, что взлетали с треском вверх, голубые и ярко-красные
    Г. Пришвин “Поры года”
    Осень в рассказах М. Г. Пришвина

  2. 2
    Текст добавил: -АМ:)фи:(там->инка,

    Цели:
    Обучающая: проверить, закрепить и
    расширить знания учащихся по творчеству
    М.М.Пришвина; способствовать познанию природы
    детьми; ввести учащихся в мир образного языка
    искусства, показать взаимосвязь природы и
    музыки;
    Развивающая: развивать наблюдательность и
    пытливость в отношении к родной природе; помочь
    учащимся почувствовать музыку природы,
    внутренним зрением увидеть природу в музыке.
    Воспитывающая: воспитывать бережное и
    заботливое отношение к окружающему миру,
    стремление защитить его.

    Оборудование:
    компьютер, видеоаппаратура,
    видеокассета “Времена года” П.И.Чайковского,
    проигрыватель, портреты А.С.Пушкина,
    П.И.Чайковского, И.И.Левитана, М.М.Пришвина,
    И.И.Шишкина, выставка книг, тексты очерков,
    рисунки учащихся (иллюстрации к очеркам) и
    творческие работы (мини-сочинения).
    Подготовка учащихся к уроку:
    прочитать миниатюры М.М.Пришвина из “Времён
    года”: “Голубые тени”, “Красные шишки”,
    “Осинкам холодно”, “Поздняя осень”, “Деревья в
    снегу”;
    повторить из теории литературы
    изобразительно-выразительные средства языка
    (что такое метафора, сравнение, эпитеты,
    олицетворение);
    создание мини-сочинений по собственным
    наблюдениям за природой в разные времена года;
    подготовить небольшие сообщения о каждом
    месяце года (консультация учителя музыки);
    выполнить зарисовки (рисунки) к миниатюрам
    М.М.Пришвина.
    Ход урока
    Природа – вечный образец искусства.
    1. Орг. момент.
    2. Сообщение темы и целей урока.
    3. Вступительное слово.
    Учитель литературы: Сегодня у нас
    необычный урок. Наше внимание будет обращено к
    фортепианному и литературному циклу “Времена
    года”. В этих миниатюрах отражено настроение
    сезона – весенняя свежесть, летнее раздолье,
    осенняя грусть и зимние грёзы. Композитор
    П.И.Чайковский и писатель М.М.Пришвин вложили в
    них всю свою огромную любовь ко всему родному – к
    русскому человеку, русской природе, русскому
    складу ума, русским обычаям.
    Михаил Пришвин – тонкий знаток и ценитель
    родной природы. За умение слушать и понимать
    природу современники звали писателя кудесником,
    волшебником. День за днем, год за годом записывал
    он голоса леса, воды, лета, осени. На уроке мы
    обсудим и ваши творческие работы.
    Миниатюры Пришвина очень живописны, красочны,
    наполнены звуками и ароматами, то есть всё
    многообразие окружающего мира писатель
    переносит средствами языка в свои небольшие
    зарисовки. Но этим не ограничивается богатство
    его очерков. Они насыщены чувством и мыслью
    автора и, следовательно, носят
    лирико-философский характер.
    Описание природы начинается с весны. Весна,
    особенно ранняя, – самое любимое время года для
    М.М. Пришвина. Он даже придумал образное
    выражение – весна света, – символизирующее
    радость жизни.
    4. Работа по теме урока. Раздел “Весна”.

    Миниатюра “Голубые тени”
    – Что описал Пришвин?
    – Какие образы здесь преобладают: звуковые или
    цветовые? (цветовые)
    – Назовите их. (пороша; сверкающие блёстки;
    солнце; сверкающая пороша; голубой и прекрасный).
    – Какими красками наполнена картина?
    – “Перед нами во всём великолепии предстаёт
    солнечный весенний день, когда ещё не сошёл снег
    с полей и с лесных полян”. Что вы можете сказать
    об авторе этих строк? (что он человек добрый и
    любит всё живое на земле. У него даже кустик
    старого полынника, репейника, былинки, травинки
    выглядят голубыми и прекрасными).
    – Почему в тексте рядом стоят два слова:
    “голубой” и “прекрасный”?
    – Давайте посмотрим, какие
    художественно-изобразительные средства
    использует писатель.
    – Какие сравнения и с какой целью приводит
    писатель?
    – Какого цвета бывают тени? От чего зависит их
    цвет?
    – Как относится автор к тому, что он видит?

    Вывод:
    в нескольких лирически
    окрашенных строчках Пришвин создаёт живописную
    картину весеннего дня, используя выразительные
    языковые средства.
    – А как вы описали в своих мини-зарисовках весну?
    (дети зачитывают свои миниатюры о весне)
    Учитель музыки: (читает стихотворение
    под звуки музыки)
    “Тихо, тихо, сядем рядом –
    Входит музыка в наш дом
    В удивительном наряде,
    Разноцветном, расписном.
    И раздвинутся вдруг стены –
    Вся земля видна вокруг:
    Плещут волны речки пенной,
    Чутко дремлют лес и луг.
    Вдаль бегут степные тропки,
    Тают в дымке голубой.
    Это – музыка торопит
    И ведёт нас за собой”.
    Музыка, которая сейчас звучала и к которой мы
    сегодня пришли в гости, написана великим русским
    композитором Петром Ильичом Чайковским.
    То, о чём ты сейчас узнаешь, произошло
    очень-очень давно. В Петербурге, где долгое время
    жил П.И.Чайковский издавался журнал, который
    назывался “Новеллист”- от слова “новелла” – что
    значит небольшой рассказ. Журнал выходил каждый
    месяц и в каждом его номере читателей ждал
    приятный сюрприз: ноты музыкальных пьес для
    рояля, сочинённых П.И.Чайковским. Каждая имела
    название одного из месяцев года. 12 месяцев в году,
    12 номеров журналов, 12 музыкальных пьес. Все они
    потом были объединены в альбом красочных
    музыкальных зарисовок, который стал называться
    “Времена года”.
    Давайте вместе перевернём странички
    музыкального календаря природы и внимательно
    прислушаемся к каждой.
    (Сообщения учеников)

    “Март”

    Музыка первого месяца весны называется “Песня
    жаворонка”
    . Она нежная и звонкая. Очень похожа
    на разливающиеся над полями трели жаворонков.
    Сама песня светлая, мелодичная. Слушаешь – и
    словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны,
    словно ощущаешь удивительное весеннее солнце,
    тепло лучей, которого смешивается со свежестью
    холодного по – зимнему ветерка, воздух
    прозрачный, чистый.
    У русского художника Левитана есть картина,
    которая называется “Март”. Как удивительно
    похожи эти произведения: музыкальная пьеса П. И.
    Чайковского и картина Левитана. Как композитор в
    звуках, художник в красках постарался передать
    звонкую холодноватость мартовского воздуха и
    яркость солнечных лучей на белом снегу, и
    ожидание тепла, которого ещё немного в этот
    мартовский день. Но уже греют солнечные лучи, уже
    подтаивает снег. И вся природа ждёт настоящей
    весны.

    “Апрель”

    Отшумели февральские вьюги, отзвенели первые
    весенние капели. Всё ярче и теплее греет солнце.
    Спешит, торопится весна. Хорошо кругом! Даже в
    городе воздух какой-то особенный. А уж за городом!
    В лесу появились первые цветы. Люди несут домой
    маленькие синие букетики. Принесут, поставят в
    воду – вот и в комнате весна. Музыка похожа на
    вальс. Мелодия как бы стремится вверх, растёт,
    ширится. Кажется, что ароматный воздух заполняет
    грудь, дышится легко и хочется то ли покружится в
    вальсе плавном, небыстром, то ли просто закрыть
    глаза и помечтать под эту чудесную музыку.
    “Сперва понемножку
    Зелёную выставил ножку,
    Потом потянулся, из всех своих маленьких сил,
    И тихо спросил:
    “Я вижу, погода тепла и ясна.
    Скажите, ведь, правда, что это весна?”.
    “Зелёная ножка”, ну конечно, это цветок. Первый
    цветок весны, маленький голубой подснежник. О
    нём и рассказывает нам музыка “Апреля”. Вот он
    выглядывает из-под тающего снега, качает
    головкой на лёгком весеннем ветерке, и неяркое
    весеннее солнышко играет в капельках воды на его
    лепестках. Под эту музыку, наверное, можно
    станцевать очень красивый танец.

    “Май”

    Музыка “Мая” грустно задумчивая. Композитор
    назвал её “Белые ночи”. Можно представить
    себе наступающий вечер, сумерки, в комнате ещё не
    зажгли лампу. Только из окна льётся странный
    серовато-синий свет. В мае в Петербурге наступают
    удивительные белые ночи. Все предметы в комнате
    теряют чёткие очертания, словно расплываются и
    человека охватывает тихая, беспричинная грусть.
    Вот это настроение передаёт музыка. У поэта
    А.С.Пушкина есть такие строки о времени белых
    ночей, когда сероватый, волнующий свет наполняет
    улицы, тянутся бесконечные сумерки и Петербург
    становится непостижимо прекрасным.
    “Твоих задумчивых ночей
    Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
    Когда я в комнате моей
    Пишу, читаю без лампады,
    И ясны спящие громады
    Пустынных улиц”.
    Главный, задумчивый ритм стиха созвучен музыке
    П.И.Чайковского. Музыка “Мая” не рисует никаких
    изображений, не рассказывает ни о чём
    определённом. Главное в ней – настроение. Музыка
    рассказывает о чувствах, которые вызывают у нас
    белые ночи.
    5. Раздел “Лето”.

    Миниатюра “Красные шишки”.
    (Анализ миниатюры по вопросам учителя
    литературы: выявление образов, нахождение
    языковых средств, наблюдение за настроением
    очерка, слогом писателя, звуками и красками,
    которые использует автор и т.д.)
    (Чтение творческих работ учащихся)
    Учитель музыки:
    (Сообщения учеников)

    “Июнь”

    Вот и наступило лето. О чём же рассказывает
    музыка “Июня”? П. И. Чайковский назвал пьесу “Баркаролой”.
    Слово это родилось в Италии, и переводится оно
    “лодочная” или “песня в лодке”, потому что
    “барка”, по-итальянски и означает “лодка”. Тот,
    кто пробовал петь в лодке на озере, море знает,
    что голос на воде звучит особенно звонко и песня
    разносится далеко-далеко.
    Мерно, плавно покачивается музыка. Это
    покачивание сопровождает всю “Баркаролу”.
    Широко и привольно льётся на музыкальных волнах
    мелодия песни. Слушаешь – и, кажется, что сам
    сидишь в лодке, а она плывёт, чуть качаясь, то ли
    от ровных ударов вёсел, то ли от маленьких волн,
    поднятых внезапно налетевшим тёплым и лёгким
    ветерком. Летит над водой счастливая песня.
    Здравствуй, лето.

    “Июль”

    Лето в разгаре. Жарко. Сколько работы у жителей
    деревни в это время! Косить пора.
    Музыка “Июля” рассказывает о работе. И вместе
    с тем это ещё одна песня – композитор назвал её “Песня
    косаря”
    . Она мужественная и энергичная. Идут
    по полю косари. Ослепительно вспыхивают на
    солнце лезвия из кос. А шаг под песню становится
    особенно ладным, ровным у всей шеренги косарей.

    “Август”

    Эту пьесу композитор назвал “Жатва”.
    Музыка её не очень похожа на песню. Скорее это
    музыкальная картинка. Если в “Песне косаря”
    ощущается мужественность, сила, энергия, то
    музыка “Жатва” звучит мягче, женственнее. Но
    косить – всегда считалось делом мужским, а жать
    серпом – женским. Поэтому и музыка “Жатва” хотя
    и очень быстрая, звучит немного нежнее, чем
    “Песня косаря”.
    Если внимательно прислушаться, можно услышать
    перезвоны серпов. Подвижная, весёлая мелодия как
    бы рисует оживлённую картинку: цветастые платки
    женщин среди ослепительно жёлтых колосьев
    спелой ржи, слепящими молниями вспыхивают на
    солнце косы и серпы. Интересно, какие картинки вы
    нарисуете.
    Эта удивительная музыка звучит и сегодня. Об
    этом и мечтал П. И. Чайковский.
    “Он желал бы всеми силами души,
    Чтобы музыка его распространялась,
    Чтоб она баюкала в тиши,
    Чтобы с нею вместе улыбались,
    Чтоб она печали отвела,
    Напоила путника в дороге
    Он хотел, чтоб музыка была
    Утешеньем, радостью, подмогой.
    Пусть музыка всегда живёт,
    И радость всюду побеждает!
    Пусть сердце русское поёт!
    Чайковского повсюду знают
    6. Раздел “Осень”.

    Миниатюра “Осинкам холодно”.
    – Как Пришвин описывает наступление осени?
    (стало холодно и осинки вышли, как будто
    погреться на опушку; сравнение)
    – Какие слова здесь являются ключевыми?
    (разноцветные, вышли погреться)
    – Пришвин рисует словами картину наступления
    изменений в природе – от тепла к похолоданию, и
    это всё заключено всего лишь в двух
    словосочетаниях: разноцветные осинки и на опушке
    елового леса. А при помощи сравнения (как будто им
    там…) усиливается впечатление от наступления
    осени. Образы очень яркие. Есть и второе
    сравнение. Какое? (“как у нас в деревнях люди
    выходят и сидят на завалинках”)
    – Создаётся ещё один сюжет, теперь из жизни
    людей.

    Миниатюра “Поздняя осень”.
    – Какие образы мы может выделить в этой
    миниатюре? (берёзка с золотыми листиками, “как
    обмерла, так и осталась”; “рябина сморщится и
    станет “сладкой””, муравей, стрекоза).
    – Какое сравнение использует писатель, говоря
    об осени? (“…как узкий путь с крутыми
    поворотами”).
    – О чём говорит это сравнение? (о том, что осенью
    погода очень изменчива).
    – Как действует поздняя осень и ранняя весна
    на настроение человека? (осенью человек думает:
    “Вот переживу эту зиму и ещё одной весне
    обрадуюсь”. А ранней весной он получает радость
    без всяких заслуг: “…придёт весна, ты оживёшь в
    ней и полетишь, как стрекоза, вовсе не раздумывая
    о муравье”).
    (Чтение мини-сочинений об осени)
    Учитель музыки:
    (Сообщения учеников)

    “Сентябрь”

    Начинается “Сентябрь” с призывного,
    фанфарного сигнала, больше похожего на звуки
    гулкого, громкоголосого рога. И сразу же за этим
    сигналом в музыке слышится скачка –
    стремительный чёткий и звонкий топот лошадиных
    копыт. Пьеса называется “Охота”
    “Октябрь”

    Октябрь-это уже настоящая осень. Не ранняя,
    пышно убранная и нарядная, а другая – невидная
    собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с
    тихим плачем мелкого дождя, словом та Золушка,
    которую зовут у нас в России поздней осенью.

    Пьеса
    “Октябрь” называется ещё “Осенняя
    песня”
    . Тихий покой слышится в первой
    музыкальной фразе. Но вот зазвучали два голоса.
    Один словно пытается взлететь, разлиться легко и
    свободно и тут же бессильно стихает. Очень
    хочется человеку тепла, света и счастья. Но
    сумрачно на душе. Снова взлёт – и снова падение. Не
    подняться, не вздохнуть полной грудью. И хочется
    плакать от непонятной обиды. Второй голос более
    уверенный – короткие музыкальные фразочки
    уговаривают, успокаивают, утешают.
    “Унылая пора, очей очарованье”, – писал об
    осени А.С. Пушкин. Это время года особенно любил
    поэт. Он посвятил ему много прекрасных стихов.
    Природу рисуют художники, о ней пишут стихи
    поэты. У художников – краски, у поэтов – слово, у
    композитора – только звуки. Но ими можно
    прекрасно рисовать природу. Так же, как это
    делает в своей музыке П. И. Чайковский.

    “Ноябрь”

    Хотя ноябрь – это последний месяц осени, в
    России в это время приходит зима. Замерзают реки,
    выпадает снег. Поэтому и музыка “Ноября”
    называется “На тройке”.
    Слушаешь её, и, кажется, будто сам сидишь в
    санях, закутанный в тёплую медвежью шубу, а
    лошади несут тебя по снежной дороге. Кругом,
    сколько хватает глаз, – белые просторы, звенят под
    дугами колокольчики, и раздаётся протяжная
    ямщицкая песня. Музыка словно передаёт нам
    чувства, которые вызывает у путника песня ямщика,
    его грустные думы и невесёлое настроение.
    Прислушайся, снова звучит тихий звон
    колокольчиков.
    “Кто долго жил в глуши печальной
    Друзья, тот, верно, знает сам,
    Как сильно колокольчик дальний
    Порой волнует сердце нам”. Так писал А. С.
    Пушкин.

    7. Раздел “Зима”.

    Миниатюра “Деревья в снегу”.
    – Какие образы использует писатель в этой
    миниатюре?
    – Назовите сравнения.
    – Назовите новый для вас образ. (тишина)
    – Почему вы так решили? (в зимнем лесу очень тихо:
    не слышно птиц, они улетели, деревья не шумят,
    потому что на них много снега).
    – И в этой тишине у человека появляются мысли,
    уводящие в сказочный мир. Какие же? (“Отчего… они
    (фигуры из снега) ничего не скажут друг другу,
    разве только меня заметили и стесняются?” Так
    тихо, что, когда полетел снег, казалось, был
    слышен шёпот снежинок).
    – В зимнем лесу, в отличие от летнего и особенно
    весеннего, устанавливается таинственная,
    снежная тишина.
    Годовой круговорот завершился.
    (Чтение мини-сочинений)
    Учитель музыки:
    (Сообщения учеников)

    “Декабрь”

    Это последняя пьеса из альбома “Времена года”.
    Она называется “Святки”. Святки – старинный
    праздник перед Новым годом. Музыка декабря, не
    рассказывает нам именно о святках. Это просто
    вальс. Красивый вальс, который можно слушать, а
    можно под него и танцевать. Только он медленный,
    задумчивый, зимний. И немножко грустный. Ведь
    расставаться – всегда грустно. А вальс этот в
    альбоме “Времена года” последний. Композитор
    прощается со своими слушателями. Концерт
    окончен, музыка вдруг смолкла. Но так ли это?
    Кажется, сейчас она звучит, и будет долго-долго
    ещё звучать для каждого из нас.

    “Январь”

    Первой пьесе альбома П. И. Чайковский дал ещё
    одно название “У камелька”. “Камелёк” –
    уютное, ласковое слово. Слушаешь неторопливое
    звучание мелодии и видишь перед собой огонь,
    угасающий в камине или в печке, чувствуешь, как
    тепло от горячих углей разливается по комнате.
    Тепло, уютно, тихо. В комнате полутемно, вечереет.
    Музыка “Января” вначале спокойная,
    неторопливая. Похоже, что ласковый негромкий
    голос рассказывает о чём-то. А может быть, просто
    мечтает человек, сидя у затухающего камина. Но
    вот рояль зазвучал тревожно и таинственно.
    Вместе с музыкой хорошей
    К нам приходит волшебство.
    Осторожней, осторожней –
    Не спугнуть бы нам его.
    Что нарушило тёплый, уютный покой? Может быть, в
    сказке, которую бабушка рассказывает в сумерках
    своим внукам, говорится о чём- то тревожном и
    таинственном? Затихает, успокаивается музыка –
    улеглась тревога в душе. Снова неторопливая,
    тихая мелодия. Послушайте внимательно эту
    музыку, а потом сами придумайте маленький
    рассказ о зимнем вечере.

    “Февраль”

    “И от грусти, и от скуки
    Могут вылечить нас всех
    Озорных мелодий звуки,
    Песни, пляски, шутки, смех.
    Золотой волшебной рыбкой
    Может музыка блеснуть
    И по-дружески, с улыбкой
    Вдруг в глаза нам заглянуть.
    Может песней – полусказкой
    Нас, шутя развеселить
    И рассыпаться вдруг пляской,
    В хороводе закружить”.
    Каждый знает, что такое масленица. Это
    весёлый, яркий, шумный праздник. Всюду слышны
    песни, пляски, смех. Народ провожает зиму. Во
    время масленицы пекли румяные масленые блины –
    круглые, горячие, как солнце, которое очень ждут
    люди после холодной зимы. Ступай, масленица, за
    солнцем, за летом. Зови его к людям. Об этом и
    рассказывает музыка “Февраля”. Вслушайтесь в
    неё – словно не рояль звучит, а играет русский
    народный оркестр, по-настоящему весёлая пляска.
    8. Итог урока.
    9. Выставление оценок.
    10. Домашнее задание.
    Написать сочинение на одну из тем:
    1. Моё любимое произведение М.М.Пришвина.
    2. Миниатюры “Времена года” и музыка.
    3. Каким я представляю себе М.М.Пришвина.
    4. Прогулка в лес (в поле, на речку…). (На основе
    личных наблюдений и впечатлений.).
    5. Чем интересны “Времена года” Чайковского?
    Приложение.

  3. Рассказ о природе осеннего времени года
    Начало осени Осинкам холодно Осенняя роска Ветренний день Роса Ноябрь Рябина краснеет Заводь Иван-Так-Марья Осенние письмеца Последние цветы
    Начало осени
    Сегодня на рассвете одна пышная береза выступила из леса на лужайку, как в кринолине, и другая, боязливая, худенькая, роняла лист за листком на темную елку. Вслед за этим, пока рассветало больше и больше, разные деревья мне стали показываться по-разному. Это всегда бывает в начале осени, когда после пышного и общего всем лета начинается большее изменение и деревья все по-разному начинают переживать ноябрь
    Я оглянулся вокруг себя. Вот купена, расчесанная кавычками тетеревей. Раньше, бывало, непременно в ямке такой купены находишь перышко тетерева или глухаря, и если оно рябое, то знаешь, что копалась самка, если черное – петух. Теперь в ямках расчесанных купен лежат не перышки птиц, а опавшие желтые письмеца. А то вот старая-престарая сыроежка, огромная, как тарелка, вся красная, и края от старости завернулись вверх, и в блюде плавает желтое письмецо березы
    Осинкам холодно
    В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, будто бы им там, в еловом лесу, стало холодно и они вышли погреться на опушку, как у нас в селах люди выходят на солнышко и сидят на завалинках
    Осеннаяя роска
    Заосеняло. Мухи стучат в потолок. Воробьи табунятся. Грачи – на убранных полях. Сороки семьями пасутся на дорогах. Роски холодные, серые. Другая росинка в пазухе листа весь день просверкает.
    Ветренний день
    Этот свежий ветер умеет нежно разговаривать с охотником, как самые охотники часто болтают между собой от излишка радостных ожиданий. Можно говорить и можно молчать: разговор и молчанье легкие у охотника. Бывает, охотник бодрый что-то рассказывает, но вдруг мигнуло что-нибудь в воздухе, охотник посмотрел туда и потом: «А о чем я рассказывал?» Не вспомнилось, и – ничего: можно что-нибудь другое начать. Так и ветер охотничий осенью постоянно шепчет о чем-то и, не досказав одно, переходит к другому вот донеслось бормотанье молодого тетерева и перестало, кричат журавли
    Роса
    Из полей, из лугов, из вод поднялись туманы и растаяли в небесной лазури, но в лесу туманы застряли надолго. Солнце поднимается выше, луче сквозь лесной туман внедряются в глубину чащи, и на них там, в чаще, можно смотреть прямо.
    Зеленые дорожки в лесу все будто бы курятся, туман везде поднимается, вода пузырьками садится на письма, на хвоинки елок, на паутинные сети, на телеграфный провод. И, по мере того как поднимается солнце и разогревается воздух, капли на телеграфном проводе начинают сливаться одна из другого и редеть. Наверное, т же именно делается и на деревьях: там тоже сливаются капли
    И когда, в конце концов, солнце стало порядочно греть на телеграфном проводе, большие радужные капли начали падать на землю. И то же самое в лесу хвойный и лиственному – не дождь пошел, а будто бы пролились радостные слезы. Особенно трепетно- радостна была осина, которая когда упала сверху одна капля приводила в движенье чуткий лист, и так все ниже, все сильнее вся осина, в полном безветрии сверкая, дрожала от падающей капели
    В это время и некоторые високонастороженние сети пауков пообсохли, и пауки стали подтягивать свои сигнальные нити. Застучал дятел по елке, заклевал дрозд на воробьиные
    Ноябрь
    Вот из густых елок вышел под березу заяц и остановился, увидя большую лужайку. Не посмитив прямо идти на ту сторону и пошел вокруг всей лужайки от березки до березки. Вот он остановился, прислушался. Кто боится чего-то в лесу, то лучше не хода, пока падают письма и шепчутся. Слушает заяц: все ему кажется, будто бы кто-то шепчется позади и крадется. Можно, Бой кирпича в любых объемах с доставкой по Петербургу и области от компании «ВИККО»
    конечно, и трусливому зайцу набраться храбрости и не оглядываться, но тут бывает другое: ты не побоялся, не подвергнулся обману падающих писем, а именно вот тут кто-то воспользовался и тебя позади под шумок схопиввзуби.
    Рябина краснеет
    Утро малоросистое. Совсем нет паутин на вырубках. Очень тихо. Слышно желну, сойку, дрозда. Рябина очень краснеет, березки начинают желтеть. Над скошенной травой изредка перелетают белые, едва побольше молы, мотылька
    Заводи
    Среди обгорелых от лесного пожара в прошлом году деревьев сохранилась одна небольшая осинка на самом краю высокого оврага, против нашей Казенной заводи. Возле этой осинки летом стог поставили, и теперь осенью от времени он стал желтым, а осинка ярко-красной, горящей. Далеко видишь этот стог и осинку и узнаешь нашу заводь, где сомов столько же, сколько в большом городе жителей, где по утрам шелеспер, страшный хищник, выкидается на стаю рыбок и так хлещет хвостом по воде, что рыбки переворачиваются вверх животом, и хищник их поедается
    Мелкой рибици (мальков) так много в воде, которая от удара весла впереди часто выскакивает наверх стайка, будто бы кто-то ее вверх подбросил. На удочку рыба уже неважно берется, а сомы по ночам идут на жабу, только жаб в этом году по случаю сухмени очень мало, так же имело и пауков, и этими красными осенними на днях в лесу совсем нет паутины
    Несмотря на морозы, на Кубре еще встречаются цветущие лилии, а маленьких мелких цветочков, похожих на землянику, на воде целые лужайки, как белые скатерти
    Лилии били лежали на блюдцах зеленых, и грациозные ножки их в чистой воде так глубоко виднелись, что если достать их, измериться, то, наверное, нас и двух на них не хватило бы.
    Иван-Так-Марья
    Поздней осеннюю бывает иногда совсем как ранней весной там белый снег, там черная земля. Только весной из проталин пахнет землей, а осенью снегом. Так непременно бывает: мы привыкаем к снегу зимой, и весной нам пахнет земля, а летом принюхаемся к земле, и поздней осеннюю пахнет нам снегом
    Редко бывает, просмотрит солнце на какую-нибудь час, но зато которая же это радость! Тогда большое удовлетворение доставляет нам какой-нибудь десяток уже замерзших, но уцелевших от бур писем на вербе или очень маленький голубой цветок под ногой
    Наклоняюсь к голубому цветку и с удивлением узнаю в нем Ивана: это один Иван остался от бывшего двойного цветка, всем известного Ивана-да-Марьи.
    По правде говоря, Иван не настоящий цветок. Он сложный из очень мелких кудрявых письмец, и только цвет его фиолетовый, за то его и называют цветком. Настоящий цветок с пестиками и тычинками только желтая Марья. Это от Марьи упали на эту осеннюю землю семян, чтобы в новом годе снова покрыть землю Иванами и Марьями. Дело Марьи много труднее, вот, верно, поэтому она и опалая прежде Ивана
    Но мне нравится, что Иван перенес морозы и даже заголубел. Провожая глазами голубой цветок поздней осени, я говорю потихоньку:
    – Иван, Иван, где теперь твоя Марья?
    Осенние письмеца
    Перед самым восходом солнца на лужайку ложится первый мороз. Притаиться, подождать в краю, – что там только делается, на лесной лужайке! В полумраке рассвета приходят невидимые лесные существа и потом начинают по всей лужайке расстилать белые полотна. Первые же лучи солнца забирают полотна, и остается на белому зеленое место. Мало-помалу белое все исчезает, и только в тени деревьев и купен долго еще хранятся беленькие клинушки.
    На голубом небе между золотыми деревьями не поймешь, что творится. Несет ветер листы или стайками собрались мелкие птички и несутся в теплые далекие края
    Ветер – заботливый хозяин. За лето везде побывает, и у него даже в самых густых местах не остается никакое незнакомого письмеца. А вот осень пришла – и заботливый хозяин забирает свой урожай
    Письма, падая, шепчутся, прощаясь навек. В них ведь так всегда: раз ты оторвался от родного царства, то и прощайся, погиб
    Последние цветы
    Снова морозная ночь. Утром на поле увидел группу уцелевших голубых колокольчиков, – на одному з них сидел шмель. Я сорвал колокольчик, шмель не взлетел, стряхнул шмеля, он упал. Я положил его под горячий луч, он ожил, оправился и полетел. А на раковой шейке точно так же за ночь оцепенела красная бабка и на моих глазах оправилась под горячим лучом и полетела. И коньки в огромном числе стали сыпаться из-под ног, а среди них были трескунки, что взлетали с треском вверх, голубые и ярко-красные
    Г. Пришвин “Поры года”

  4. Мини-сочинения «о Зиме» для 2, 3, 4, 5 класса

    1 вариант. Наступила зима. Все знают, что зима – суровая пора года. Солнце восходит позже и заходит рано, а дни всё короче и холоднее, ночь длиннее. Люди одеваются в теплую одежду. Хочется посидеть дома в тепле и не выходить на улицу. В школе нам задали на дом задание написать мини сочинение о зиме. Зимой можно покататься на санках и коньках, лепить снеговиков. Через три месяца зима кончится, потеплеет и все вокруг начнет расцветать. Наступит весна…
    2 вариант. Хмурую осень сменила зима – удивительное и красивое время года. Выпал первый снег и все вокруг укрыто снежным покровом, словно белым пушистым одеялом. Особенно красиво в ясные дни, когда лучи солнца отражаясь и переливаясь на снегу, заполняют все ярким светом. И как здорово до самого вечера играть с друзьями в снежки, слепить снеговика, покататься на санках или коньках. Для меня, зима – самое замечательно время в году!
    3 вариант. В этом году зима теплая и снежная. Люблю, когда снежинки медленно падают на землю. Белым ковром покрыты все дороги, снежные шапки на крышах домов и ветках деревьев. Красиво, как в сказке! Каждый год мы с семьей катаемся на санках за городом. Люблю зиму!
    Можно играть в снежки, поваляться в снегу, слепить снеговика. Зима – сказка наяву!
    4 вариант. я люблю зиму, особенно люблю когда идёт снег. Над городом висят тучи, солнца не видно. Снежинки тихо падают на землю, то в виде звездочек, то в виде крупы. Но красивее всего, это когда снег падает хлопьями. Кажется, что летит не снег, а хлопья ваты. Снег покрывает крыши домов, машины, деревья, улицы.
    Красиво как в сказке!
    5 вариант. Все тропинки припорошило снегом. Голые деревья стоят, укутанные в снежные одеяла, и лишь одни ели раскинули свои пушистые лапы. Хлопочут синицы, обирая красные ягоды рябины. Изредка пробежит заяц-беляк. Он уже сменил свою серую шубку на светлый наряд.

  5. Сочинение на тему «Осень»

    Спешит, торопится осень, всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листьев. Для своей работы взяла осень самые яркие краски и принялась за свою картину. Берёзы и тополя покрыла она лимонной желтизной. А листы осинок и клёна разрумянила, будто спелые яблоки. Все деревья и даже кусты разукрасила осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко – красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, а их трудно разрисовать. Пусть, как были летом зелёные, так и остаются. И вдруг резко меняет осень свои краски. Растения серые, пожухлые. Опустели поля и луга. Ещё шире, просторнее стало. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток… Улетают птицы в тёплые края.
    Чудесная получилась картина. Только кажется, будто в ней что-то не закончено, будто ждут чего–то притихшие омытые осенним дождём поля и леса. Ждут, не дождутся голые ветви кустов и деревьев, когда придет новый художник и оденет их в пушистый белый убор. Мне кажется, что это самое красивое время года. Особенно я люблю конец сентября – листья деревьев в этот период просто восхитительны… В такие дни мне нравится гулять по лесу, чувствуя прохладный, прозрачный воздух; созерцать красно-жёлтые цвета, ощущать приятную грусть… Осень… Опять она пришла к нам, сменив удушливое и местами слишком сладкое и позитивное лето. Снова можно любоваться обилием красок. Задумчиво рассматривать свинцовое небо и ловить лицом дождь. Можно сидеть в парке на скамеечке, отдаваясь прохладному ветерку.
    Осень – прекрасна. Она сводит с ума вихрем разноцветных листьев, которые танцуют вместе с развивающимися волосами. Я люблю осень. Потому что люблю…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *