Сочинение на тему основная мысль текста

6 вариантов

  1. Информационная обработка
    Основная мысль текста – это сжато сформулированный предмет содержания. Реализация авторского замысла, которая передает его отношение к тому, о чем он сообщает, его оценку изображаемого. Иными словами, что хотел сказать автор.
    Умение определять основную мысль текста очень важно. От него зависит качество усвоения и скорость понимания текста. Постоянно растущий объем информации заставляет работать с текстами не только школьников и студентов, но и взрослых людей. Быстрое выделение основной мысли позволит снизить затраты времени на чтение, и увеличит объем обрабатываемых текстов, облегчив работу.
    В ЕГЭ по русскому языку включено задание, проверяющее ваше умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения и использовать приемы сжатия текста. Это задание А27. Модель задания предполагает выбор тобой такого ответа, где сокращение текста проведено с сохранением полного объема информации, при этом главная информация максимально выражена при минимальной затрате речевых средств. Тебе необходимо соотнести содержание текста с предложениями, где основная информация сжата, и найти предложение, в котором основная информация, переданная без фактических ошибок, не содержит перечислений, дополнительной детализированной информации.
    Подсказка.
    В исходном тексте задания А27 в каждом варианте содержится 3 предложения. Вывод (ответ на вопрос) заключен либо в первом, либо в третьем предложении текста; чаще всего – в третьем.
    Разберем задание, предложенное в демоверсии ЕГЭ.
    Разбор задания.
    Прочитайте текст.
    Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это две пятых пространства Азии. Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Именно поэтому в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.
    В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
    1) Сибирь занимает две пятых пространства Азии, и поэтому в планах экономического развития России этому региону уделяется большое внимание.
    2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам полезных ископаемых.
    3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные природные богатства.
    4) В развитии мировой экономики Сибири уделяется большое внимание, так как этот регион занимает две пятых пространства Азии и здесь сосредоточены огромные природные богатства.
    Какая информация содержится в тексте? Этот текст о Сибири, которой в планах экономического развития России уделяется большое внимание. Во-первых, Сибирь – это огромные пространства. Во-вторых, Сибирь – это крупнейшая сокровищница по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Какой же из этих двух аргументов главный, а какой второстепенный? Конечно, главный аргумент второй. Сибири уделяется большое внимание в планах экономического развития России, потому что она крупнейшая сокровищница. Следовательно, основная мысль текста в ответе № 3: В планах экономического развития России уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные природные богатства.

    А28

    Чтобы решить это задание, нужно понять смысл текста.
    Разбор задания.
    (1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая,
    двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.
    (2)– Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и,
    отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный
    треугольничек.
    (3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений.
    (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес.
    (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..
    (6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем
    двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.
    (10)Варя сразу наткнулась на главное место.
    (11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё
    это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)– Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины.
    (15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.
    (16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша
    часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте… а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию… (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза –
    на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага…
    (23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости!
    – (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые.
    – (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить…»
    (27)– Да, он очень вырос, твой Родион, ты права… – складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.
    (28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие,
    затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события
    истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.
    https://5-ege.ru/osnovnaya-mysl-teksta/
    О чём говорит высказывание героя: «Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости!»?
    1) Отступление наших войск проходит без боёв, без крови.
    2) Автор письма не способен совершить какой-либо предосудительный
    поступок.
    3) Чтобы стать настоящим мужчиной, не всегда надо доказывать
    физическую силу, порой важнее испытание силы духа.
    4) Автор письма не трус и не боится предстоящих сражений.
    Высказывание героя говорит о духовном перерождение автора. Бои здесь не при чем, значит, первый вариант неверный. В тексте нет сожаления героя, поэтому второй вариант ответа не подходит. Автор письма действительно не трус, но эти слова не отражают суть высказывания. Таким образом, верный ответ – №3.
    Потренируйся.
    1. Прочитайте текст.
    Еда дает человеку силы, необходимые для жизни. Энергия, содержащаяся в продуктах питания, в результате очень сложного процесса – этот процесс мы называем пищеварением – превращается в химическую энергию. Питательные вещества, полученные из продуктов питания в результате процесса пищеварения, разносятся кровью по всем частям организма, и, когда в крови достаточно питательных веществ, мы чувствуем сытость.
    В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
    1) Силы, необходимые для жизни, человек получает в результате пищеварения: энергия из продуктов питания превращается в химическую энергию, и кровь разносит питательные вещества по организму, насыщая его.
    2) Энергия, содержащаяся в продуктах питания, в результате очень сложного процесса – этот процесс мы называем пищеварением – превращается в химическую энергию.
    3) Питательные вещества, полученные из продуктов питания в результате процесса пищеварения, разносятся кровью по всему нашему организму.
    4) Пищеварение – это процесс перехода энергии из продуктов питания в химическую энергию.
    2. Прочитайте текст.
    В наши дни сохранение природного окружения стало одной из самых главных задач общества. Ненарушенные ландшафты становятся огромной ценностью, и о них заговорили как о величайшем достоянии, как о природном наследии человечества. Важно помнить, что вступление в права наследования предполагает не только обладание этим достоянием, но и заботу о его сохранении.
    В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
    1) Человек забывает, что вступление в права наследования предполагает не только обладание каким-либо достоянием.
    2) В наши дни о ненарушенных ландшафтах заговорили как о наследстве, передающемся из поколения в поколение.
    3) Сохранение ландшафтов – природного наследия человечества – одна из самых главных задач современного общества.
    4) Вступление в права наследования предполагает не только обладание определенным достоянием: полученное наследство необходимо сохранять и приумножать.
    3. Прочитайте текст.
    В Арктике и Антарктике – полярных областях нашей планеты, а также высоко в горах поверхность Земли постоянно покрыта льдом и снегом. Здесь распространены многолетние скопления льда – ледники, которые образуются в тех местах, где накопившийся за долгую зиму снег летом не успевает растаять. Ледниковый лед содержит мало примесей, и при таянии из него получается самая чистая вода, которую сейчас все чаще используют в лечебных целях.
    В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
    1) Ледники образуются в тех местах, где накопившийся за долгую зиму снег летом не успевает растаять, – в Арктике и Антарктике, а также высоко в горах.
    2) В Арктике, Антарктике и высоко в горах находятся ледники – многолетние скопления содержащего мало примесей льда, при таянии которого получается чистейшая вода, используемая в лечебных целях.
    3) Высоко в горах поверхность Земли постоянно покрыта льдом и снегом, который содержит мало примесей и используется в различных целях.
    4) Чистую воду можно получить только изо льда, который образуется в тех местах, где накопившийся за долгую зиму снег летом не успевает растаять, то есть в полярных широтах.
    Ответы: 1) 1; 2) 3; 3) 2.
    Рекомендуем:
    Согласование подлежащего и сказуемого, нормы
    Средства связи предложений в тексте. Последовательность, целостность
    Шаблоны сочинений ЕГЭ
    План сочинения ЕГЭ по русскому языку
    ОГЭ: примеры сочинений

  2. Система работы по формированию умения раскрывать основную мысль в сочинении
    Система работы по формированию умения раскрывать основную мысль в сочинении должна представлять собой систему по формированию целого комплекса частных умений, в которой умение раскрывать основную мысль является ведущим, а все остальные умения, входящие в данную систему (умение определить тему и основную мысль готового текста, умение правильно строить текст, выделять части в своём тексте), должны быть направлены на достижение единой цели: умения раскрывать основную мысль в сочинении. Все эти умения должны рассматриваться не отдельно друг от друга, а во взаимосвязи, взаимном влиянии друг на друга.
    При разработке системы работы по формированию умения раскрывать основную мысль в сочинении прежде всего необходимо рассмотреть такую компоненту данной системы, как формирование умения определить тему и основную мысль готового текста. Без формирования данного умения процесс создания учащимися собственного текста, отвечающего всем требованиям, предъявляемым к тексту вообще, будет для них или очень труден или совсем невозможен.
    Содержательную сторону данных умений составляют знания о том, что текст имеет тему и подчинён главной мысли. Тема – то, о чём говорится в тексте. Главная мысль отражает цель его создания и отношение автора к описываемому. Основное требование к раскрытию темы и основной мысли состоит в том, что тема и основная мысль должны быть понятны читающему, для этого нужно передать содержание текста без искажения (точно) и не пропустить важного (полно). В соответствии с этим для точного и полного раскрытия темы и основной мысли текста при подготовке к изложению как подготовительного этапа для последующего написания сочинения необходимо выполнить следующие операции:
    Определить тему исходного текста, ответив кратко на вопрос: о чём говорится в тексте?
    Определить основную мысль текста, ответив на вопрос: в чём автор хотел убедить читателя?
    Отобрать из текста существенные для раскрытия темы и основной мысли факты и детали.
    Выделить языковые средства, помогающие раскрыть основную мысль.
    Такой анализ ориентирует учащихся на осознание того, что всё в тексте (его тема, построение, выбор речевых средств) определяет цель высказывания. Учитель постоянно должен ориентировать учащихся на установление связей в работе над изложением и сочинением. Опираясь на знания и умения, полученные в работе над изложением, детей нужно научить самих определять операции, выполняемые при обдумывании сочинения.
    Работа над авторскими текстами проводится с установкой на то, что всё, чему дети учатся, передавая содержание текста, пригодится им при составлении своих сочинений. С этой целью необходимо рассматривать не только содержание текста, но и то, как он “сделан”. Для этого выясняется, как автор раскрывает тему, основную мысль, какие факты отбирает, какие речевые средства использует и почему, в какой последовательности строит текст, как его начинает, как заканчивает и т.д.
    Так, сочинению с элементами описания предшествует работа над авторскими текстами, задача которой состоит в том, чтобы показать, с какой целью и как автор включает в текст описание, как строит его в зависимости от основной мысли, а также чтобы познакомить учащихся с композицией описания. Для ознакомления со структурой описания может быть предложен деформированный текст с изменённым порядком предложений.
    Проводя восстановление деформированного текста, учитель требует обоснования последовательности предложений. Для обоснования учащиеся должны определить принцип расположения предложений в описании и установить связи между ними. Полученные знания и умения учащиеся впоследствии применяют при составлении собственных описаний.
    Необходимо особо отметить важность формулировки темы сочинения при обучении детей умению раскрывать основную мысль в сочинении.
    Поскольку тема [2] – это предмет сочинения, т.е. то, о чём в нём говорится, то она определяет круг вопросов, которые должны быть освещены в сочинении. Очень важно правильно понять тему. От того, как сформулирована тема учителем, как учащиеся подведены к её пониманию, зависит и то, как будет раскрыта основная мысль сочинения.
    Известно, что тема и заглавие сочинения не всегда совпадают. Но в начальных классах при формировании умения раскрывать основную мысль в сочинении надо учить детей формулировать так заглавие, чтобы оно помогало раскрывать основную мысль сочинения.
    При формировании умения раскрывать основную мысль сочинения не следует предлагать учащимся слишком общую, широкую тему, поскольку это затрудняет глубокое её раскрытие, а то и вообще сочинение будет представлять разрозненный набор предложений, хотя и объединённых единой темой. Следует давать учащимся небольшие, ясные, чёткие темы, способствующие глубокому раскрытию основной мысли сочинения.
    Работа над сочинением с точки зрения умения раскрывать основную мысль в сочинении должна строиться на осознании учащихся зависимости всех компонентов текста от цели высказывания. При подготовке к сочинению после определения его темы учащимися необходимо предложить подумать, с какой целью, для чего они будут создавать свой текст. Затем, исходя из цели, необходимо произвести отбор материала, речевых средств, наметить композицию текста, содержание его основных структурных частей.
    Так, прежде всего, необходимо провести обсуждение процесса подготовки к сочинению и поставить учебную задачу. Схематично данная часть урока может быть представлена следующим образом:
    Обсуждение процесса подготовки к сочинению
    а) К какому сочинению готовились?
    б) О чём нужно подумать, приступая к сочинению (о теме, основной мысли).
    Постановка учебной задачи
    Задача: научиться определять основную мысль своего сочинения и раскрывать её в тексте.
    Далее необходимо провести обсуждение содержания сочинения и средств для раскрытия основной мысли. Этот этап урока схематично может быть представлен в виде следующих подэтапов:
    обсудить, что главное должно быть отражено в сочинении – обсуждение темы и основной мысли сочинения;
    привести несколько возможных вариантов тем сочинения, обсудить их;
    обсудить возможные варианты выражения основной мысли в данном сочинении, как её можно раскрыть;
    прослушать один или несколько вариантов раскрытия основной мысли (на примере сочинений учащихся), обсудить их;
    обсуждение структуры сочинения:
    а) какие части должны быть в тексте? (вводная, основная, заключительная)
    б) как можно начать сочинение? О чём сказать в вводной части? Привести несколько примеров и обсудить их;
    в) о чём необходимо писать в основной части? На какие мелкие части её можно разделить? Отметить важность правильного составления первого предложения каждой части.
    г) как закончить сочинение? Привести несколько примеров и обсудить их.
    После выяснения содержания вводной, основной и заключительной частей текста сочинения внимание детей должно акцентироваться на том, что объединяет их основная мысль, все части ей подчиняются.
    Следует отметить, что данное представление урока весьма условное и должно изменяться в зависимости от конкретного сочинения. Так, например, убедительно показать зависимость компонентов текста от основной мысли сочинения может позволить сравнение различных стилей речи (в художественном стиле, в деловом стиле и др.)
    Благодаря этому учащиеся убеждаются в том, что содержание сочинения, его построение, отбор языковых средств диктуются его основной задачей, а это ведёт к осознанию умений определять и раскрывать тему и основную мысль как ведущих.
    Важным моментом при формировании умения раскрывать основную мысль в сочинении является умение составлять план сочинения.
    Работа по составлению плана должна ориентировать учащихся на установление смысловых связей между частями [2], на соотнесение содержания части с общей идеей сочинения. При этом умение составлять план должно осознаваться учащимися как подчинённое умению раскрывать тему и основную мысль сочинения. Одним из главных критериев при оценке планов является отражение в нём темы и основной мысли.
    Следует отметить при формировании умения раскрывать основную мысль в сочинении важность передачи отношения автора к тому, о чём идёт речь в сочинении. Для этого учащимся может быть предложено сравнить два сочинения, близких по содержанию, в одном из которых выражено отношение автора к описываемому, в другом – нет. Учащиеся убеждаются в том, что первый текст более интересен и выразителен, помогает ярко представить описанное, заставляет переживать вместе с автором, передаёт его чувства. Такое сравнение должно быть направлено на осознание необходимости научиться определять основную мысль своего сочинения и подчинять ей создаваемый текст.
    При формировании умения раскрывать основную мысль в сочинении необходимо научить детей обдумывать будущий текст в целом, что позволяет им осознать смысловые связи между содержательными компонентами текста именно с точки зрения раскрытия основной мысли. Эффективным приёмом при этом является составление памяток, определяющих состав и последовательность выполняемых операций. При обучении сочинению с точки зрения необходимости подчинения всего текста сочинения основной мысли, может быть составлена следующая памятка [3]:
    Определи, о чём будешь писать (тему).
    Наметь цель своего сочинения, своё отношение к описываемому.
    Наметь части сочинения, составь план.
    Определи, о чём рассказать поподробнее.
    Напиши сочинение.
    Проверь работу.
    В дальнейшем при работе над сочинением дети пользуются составленной памяткой, при этом в зависимости от задачи урока и сложности текста часть операций может выполняться самостоятельно, часть – под руководством учителя.
    Памятка может уточняться по мере получения новых знаний о тексте.
    Список литературы:
    Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М., 1985
    Щёголева Г.С. Системный подход в работе над развитием связной речи младших школьников. / Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. /Под ред. Рамзаевой Т.Г. С-Пб, 1997.
    Щёголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе. – С.-Пб., 1996.

  3. автор: Дементьева Елена Николаевна,
    учитель русского языка илитературы высшей категории
    МОУ «Лицей №15 имени академика Юлия Борисовича Харитона»
    г. Саров Нижегородской области.
    При написании сочинения по тексту (часть С ЕГЭ) ученик обычно сталкивается с двумя проблемами: «не понял текст» и «не знаю, что писать». Ситуация осложняется тем, что необходимо выдержать определенную типологическую структуру сочинения – рассуждения:
    · формулировка проблемы исходного текста,
    · комментарий к проблеме исходного текста,
    · отражение позиции автора исходного текста,
    · изложение собственного мнения о проблеме.
    В связи с этим перед учителем стоит несколько задач. Вот 2 из них, наиболее важные:
    1. Формирование у учащихся понятий: «проблема исходного текста», «комментарий к проблеме», «позиция автора», «аргумент» (учащиеся должны понимать, каким должно быть содержание каждой из частей сочинения).
    2. Научить учащихся понимать прочитанное.
    Убедить ребят в том, что подробный, вдумчивый анализ текста – главное условие успеха в написании части С ЕГЭ, трудно, но возможно. Некоторые из методических приемов и форм работы над текстом предлагаются далее в статье.
    Как определить проблему и основную мысль текста?
    1. Как различить тему, основную мысль, проблему текста?
    понятие
    тема
    основная мысль текста
    проблема
    толкование
    предмет речи (о чем говорится в тексте)
    что говорится об этом предмете речи;
    та мысль, ради которой написан текст
    вопрос, исследуемый, обсуждающийся в данном тексте.
    способ формулировки
    имя существительное
    имя сущ. + гл – сказ (или часть речи, заменяющая гл.)
    (см. далее)
    пример
    Данный текст об искусстве.
    Эстетические ощущения человека связаны с ощущением родины.
    Как связаны эстетические ощущения русского человека с ощущением родины?
    2. Как сформулировать проблему?
    способы формулировки проблемы
    способ формулировки проблемы
    с помощью вопроса
    с помощью
    двух понятий
    (слов, указывающих на наличие какого-то противоречия)
    с помощью словосочетания:
    проблема (чего?)…
    примеры
    Как связаны эстетические ощущения русского человека с ощущением родины?
    – Какова роль…
    – Каково назначение…
    – В чем заключается…
    Автор рассуждает об эстетических ощущениях человека от искусства и ощущении Родины.
    – Любовь к Родине и духовность
    – Образованность и интеллигентность
    – Искусство и духовность
    – Человек и время…
    Автор ставит проблему роли искусства в современном мире.
    – Проблема духовности
    – Проблема смысла жизни
    – Проблема выбора
    Проблема и основная мысль текста.
    Формулирование проблемы с помощью вопроса – самый удобный и простой способ.
    Во-первых, в таких конструкциях учащиеся реже допускают речевые и грамматические ошибки. Во-вторых, проблему, как главный вопрос текста, достаточно легко сформулировать, перефразировав с помощью вопросительного слова основную мысль текста.
    Сравним: «Эстетические ощущения человека связаны с ощущением родины» – «Как связаны эстетические ощущения русского человека с ощущением родины?»
    Значит, учащимся с целью формирования навыка по формулированию проблемы текста можно предложить (может быть, на небольших по объему текстах) потренироваться в определении основной мысли текста и перестроении данного предложения в вопросительное. Или, используя текст, в котором проблемы уже сформулированы, поставить задачу найти ответ на этот вопрос.
    (Комментарий дается на основе текста В.Конецкого:
    (1)Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. (2)Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. (3)На освещенном мощными огнями теплоходе. (4)И в этом туманном мире возникли усталые созвездия…
    (5)Я вышел из рубки на крыло мостика. (б)Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. (7)Я поднял к глазам бинокль. (8)В стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы – распушённые ветром мокрые комочки. (9)Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.
    (10)Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг. (11)Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. (12)И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. (13)Это не опишешь. (14)Это возвращает в детство. (15)И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины, России.
    (16)И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. (17)3а именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. (18)Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. (19)И как проста русская песня, так проста живопись.
    (20)И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего анализа жизни общества, – в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства – будить и освещать в соплеменнике чувство родины.
    (21)Пускай наших пейзажистов не знает заграница. (22)Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. (23)Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолётного, но счастья. (24)А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. (25)Я не знаю, есть ли у других наций такал нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины?)
    3. Как «найти» и сформулировать основную мысль текста?
    Основная мысль и тема текста.
    Проблема редко бывает сформулирована автором. Эта задача ставится перед учащимся. Успешность ее выполнения будет зависеть от того, насколько правильно, глубоко понят исходный текст. Нужно не только правильно определить тему, но и понять замысел автора – идею текста.
    Особенно это вызывает затруднения, когда основная мысль не выражена в конкретном предложении текста и ее надо сформулировать самостоятельно или текст сложен для восприятия школьника из-за пространности рассуждений автора, затрагивающих сразу несколько проблем.
    Например, в 2009 году на ЕГЭ был предложен текст С.Кудряшова о русской классической литературе:
    (1)В годовщину празднования пушкинского юбилея на одном из совещаний мне довелось быть свидетелем очень любопытного разговора. (2)3аместитель главы одного из городских районов спрашивал у своего коллеги, как они хотят отметить годовщину. (З)Чиновник вздохнул и жалобно протянул: «Да не знаем пока…» (4)В его голосе было столько мучительной тоски, столько неподдельной усталости! (5)3аставили бедного человека заниматься тем, в чем он не видит никакого смысла, никакой пользы.
    (6)Boт как раз о пользе Пушкина мне бы хотелось поговорить. (7)В наше время, когда безраздельно господствует рынок с его точным расчетом, многим кажется, что духовная сфера человека несущественна, ею можно пренебречь, ее можно проигнорировать. (8)Действительно, в жизни царит всем и каждому понятная «арифметика»: покупаешь там, где дешевле и лучше, и производитель, если он не хочет вылететь в трубу, позаботится о том, чтобы угодить потребителю. (9)Но такие понятность и логичность на самом деле иллюзорны, те, кто в них верит, гораздо доверчивее и наивнее тех, кто верит в нравственные силы человеческой души.
    (10)«Береги честь смолоду», – завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке». (11)«А зачем?» – спросит иной современный «идеолог» нашей рыночной жизни. (12)3ачем беречь товар, на который есть спрос: если мне за эту самую «честь» хорошо заплатят, то и её продам. (13)Вспомните купца Паратова из «Бесприданницы»: «У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно…» (14)И единственным препятствием на пути этой сделки является вопрос цены. (15)Но к чему приводит такая вполне разумная логика в нашей жизни?(16)Вот аптечному работнику предлагают поддельные лекарства, и он соглашается ими торговать вовсе не потому, что яростно желает зла людям, а просто ему это выгодно, и препятствие в лице «чести», «стыда» и прочих «ненужностей» устранено. (17)Вот преподаватель вуза за взятку устраивает вчерашнего двоечника в вуз… (18)Люди переступают через совесть только потому, что считают её чем-то эфемерным, придуманным, а ассигнации, которые они получают в руки, – вполне материальной основой благополучия. (19)Но к чему приводит эта куцая философия, какие страшные, совсем уже материальные, вполне осязаемые беды приносит нам эта скудоумная премудрость, эта беспринципность, это «бесчестье»?
    (20)Нравственные призывы русских писателей многие воспринимают как нудное поучение, не сознавая, что в их основе лежит стремление спасти человека. (21)И судьба нашей страны, у которой есть все материальные предпосылки для того, чтобы стать одной из самых богатых стран мира, но которая почему-то до сих пор остаётся бедной, как раз говорит о том, как важна душа человека, как важно быть честным и совестливым.
    Основную мысль данного текста большинство экзаменующихся определили так: автор возмущен бездуховностью современного общества, главной бедой считает расчетливость, влекущую за собой беспринципность, «бесчестие». А проблему связали с причинами подобного состояния общества.
    Ошибка явная. Что же хотел сказать автор?
    основные мысли
    проблемы
    1. Значение русской классической литературы в духовной жизни современного общества велико, так как литература развивает в людях нравственное начало.
    1. В чем значение русской классической литературы для современного общества? (Проблема роли русской классической литературы в духовной жизни современного общества)
    2. Приоритет чести, совести, высокая нравственная требовательность – важнейшие условия процветания нашей страны.
    2. Как взаимосвязаны устои общества и развитие страны в целом?
    (Проблема чести, совести)
    Может быть, определить обе идеи выпускникам и трудно. Но основная причина их неудачи в упрощенном восприятии текста: выпускники выпустили из внимания микротему последнего абзаца и объединили второй и третий как иллюстрацию к мысли о нравственном состоянии современного общества, не использовав ключевые фразы (в тексте они выделены курсивом), которые могли бы подвести к правильному пониманию основной мысли этих частей текста. Поверхностное восприятие текста, формальный подход к его анализу – типичная ошибка учащихся.
    Первейшая цель учащихся – научиться понимать текст.
    Поэтому они должны уметь решать следующиезадачи:
    1. Определять (или формулировать) микротему с учетом основной мысли абзаца.
    2. Искать подтекст (для чего автор дает это описание или повествует о событиях?).
    3. Использовать смыслообразующую функцию слова:
    – находить ключевые слова – образы в тексте (образно-тематические узлы текста,
    зафиксированные лексически),
    – определять, в каком контексте они употреблены, т.е. объяснять, как эти опорные
    слова связаны от начала до конца текста,
    – опираясь на полученные цепочки слов, формулировать основную мысль или
    проблему текста.
    Можно предложить учащимся следующую форму работы – составить к тексту 2 плана:
    1 – с учетом темы абзаца, 2 – с учетом основной мысли абзаца.
    Например, к тексту С.Кудряшова можно составить следующие 2 плана:
    План с учетом темы абзаца
    План с учетом основной мысли абзаца
    1. О праздновании пушкинского юбилея.
    1. Равнодушие к наследию А.С. Пушкина в современном мире («не видит смысла, пользы»)
    2. Особенность времени: господство расчета над духовной сферой жизни.
    2. О пользе Пушкина во времена господства расчета над духовной сферой жизни. Сколь существенна духовная сфера человека?
    3. Результаты прагматического отношения к жизни.
    3. Нравственность и расчет
    oНравственность и расчет – традиционная проблема русской классической литературы.
    oБеспринципность, «бесчестье» как результат прагматического отношения к жизни.
    4. Судьба страны в эпоху расчета.
    4. Роль русской классической литературы в формировании духовного мира человека, в формировании нравственности как важнейшем условии процветания страны.
    По подчеркнутым и выделенным ключевым словам и выражениям можно определить, какой контекст воспринят учащимися, а значит, о чем будет сочинительная часть: в первом случае – о состоянии современного общества, во втором – о роли литературы в современном обществе.
    Проделав подобную работу, учащийся легко может убедиться, что замысел автора гораздо глубже, чем кажется при первичном восприятии текста. Поэтому, чтобы получить на экзамене больше баллов, необходимо:
    · несколько раз прочитать текст,
    · детально проанализировать, выделяя опорные слова и находя смысловые связи между ними.
    Подобная работа, начатая уже в среднем звене, даст уже к 9 классу хорошие результаты.
    Например, в 7 классе, обучая изложению, можно провести анализ текста В.Астафьева
    «И прахом своим…»
    В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень. Пень этот сторожили выводки опят с рябоватыми шершавыми шляпками. На срезе пня мягкою шапкою лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники. И здесь же ютились хиленькие всходы елочек. У них было всего по две-три лапки и мелкая, но очень колючая хвоя. А на кончиках лапок все-таки поблескивали росинки смолы и виднелись пупырышки завязей будущих лапок. Однако завязи были так малы и сами елочки так слабосильны, что им уже и не справиться было с трудной борьбой за жизнь и продолжать рост.
    Тот, кто не растет, умирает – таков закон жизни. Этим елочкам предстояло умереть, едва-едва народившись. Здесь можно было прорасти. Но нельзя выжить.
    Я сел возле пенька и заметил, что одна из елочек заметно отличается от остальных, она стояла бодро и осанисто посреди пня. В заметно потемневшей хвое, в тоненьком смолистом стволике, в бойко взъерошенной вершинке чувствовались какая-то уверенность и вроде бы даже вызов.
    Я запустил пальцы под волглую шапку мха, приподнял ее и улыбнулся: «Вот оно в чем дело!»
    Эта елочка ловко устроилась на пеньке. Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня. Мелкие корешки сосали влагу из мха, и потому он был такой линялый, а корешок центровой ввинчивался в пень, добывая пропитание.
    Елочка долго и трудно будет сверлить пень корешком, пока доберется до земли. Еще несколько лет она будет в деревянной рубашке пня расти из самого сердца того, кто, возможно, был ее родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя.
    И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, еще долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным теплым дыханием прошедшей жизни.
    Когда мне становится невыносимо больно от воспоминаний, а они не покидают, да и никогда, наверное, не покинут тех, кто прошел войну, когда снова и снова передо мной встают те, кто пал на поле боя, а ведь были среди них ребята, которые не успели еще и жизни-то как следует увидеть, ни полюбить, ни насладиться радостями мирскими и даже досыта поесть, – я думаю о елочке, которая растет в лесу на пне.
    Задание для учащихся:
    1. Определите тему высказывания в каждом абзаце, составьте план.
    Предполагаемый вариант ответа:
    План с учетом темы абзаца.
    1. Хиленькие всходы елочек на срезе пня.
    2. Здесь нельзя выжить.
    3. Особая елочка, стоящая бодро и осанисто.
    – описание елочки,
    – как приспособилась
    (описание корешков).
    4. Помощь родительницы – ели.
    5. Авторские воспоминания о войне.
    2. Выделите опорные слова в каждом абзаце, определите смысловые связи между ними.
    Составьте план к тексту с учетом основной мысли каждого абзаца.
    3. Определите основную мысль текста.
    Предполагаемый вариант ответа:
    1 часть
    пень
    · серый, в 2 обхвата, сторожили выводки опят
    мох
    линялый, лежит мягкою шапкою,
    с 2-3 кисточками брусники
    всходы
    елочек
    ютились, хиленькие,
    по 2-3 лапки, мелкая хвоя, слабосильны,
    пупырышки завязей веток
    Основная мысль– не справиться в борьбе за жизнь, не выжить
    2 часть
    · особенная елочка
    стояла бодро и осанисто
    • хвоя
    потемневшая (сила)
    • стволик
    тоненький смолистый
    • вершинка
    бойко взъерошенная;
    в ней – уверенность, вызов
    • елочка
    ловко устроилась:
    веером развернула липкие корешки,
    • корень
    впился шильцем,
    ввинчивался в пень, добывая пропитание,
    сверлить пень
    Основная мысль – елочка живет – торжество жизни над смертью
    Почему торжествует жизнь над смертью?
    3 часть
    родительница – ель
    отдает последние соки,
    сберегает влагу,
    согревает в стужу
    Основная мысль – «согревал остатным дыханием прошедшей жизни –
    и после смерти хранил и вскармливал дитя» (любовь, самопожертвование)
    4 часть
    Авторская ассоциациявоспоминание о войне
    воспоминание о молодых солдатах,
    погибших ради жизни других
    Основная мысль – любовь движет человеком, готовность к самопожертвованию
    Основная мысль текста:торжество жизни над смертью – в бесконечности жизни; толчок к ее продолжению – тепло любви, подвиг самопожертвования.
    План с учетом основной мысли абзаца:
    1. Не справиться с трудной борьбой за жизнь.
    2. Елочка живет – торжество жизни над смертью.
    3. «Ипосле смерти хранил и вскармливал дитя»- подвиг любви и самопожертвования
    4. Жизнь торжествует над смертью, пока существует любовь.
    Такой анализ текста поможет не только в изложении исходного текста, в большей степени он будет хорошим подспорьем в работе над сочинением-рассуждением.
    Допустим, дано задание порассуждать над темой «Почему рассказчик, когда ему «становится невыносимо больно от воспоминаний» о войне, думает о елочке, которая растет в лесу на пне?»
    Ученик, опираясь на 1 план к тексту, т.е. не вникая в его идейное содержание, будет следовать фактам. Например, вот что может получиться: « Вспоминая погибших на войне, автор думает о елочке, потому что однажды, гуляя по лесу, он увидел, как…» – это неминуемо приведет к пересказу исходного текста.
    Работая над цитатой или проблемным вопросом, ученик должен отразить позицию автора, рассуждая с учетом идеи текста или проблемы, в нем поставленной.
    Используя ключевые слова из формулировки темы: война (боль, переживания) – елочка (вера, надежда), – можно составить примерный план рассуждений на заданную тему.
    Почему рассказчик, когда ему «становится невыносимо больно
    от воспоминаний» о войне, думает о елочке,
    которая растет в лесу на пне?
    План ответа:
    • Война – тяжелое испытание для человека.
    • Война – борьба за будущее страны, за жизнь.
    • Елочка как напоминание о необходимости борьбы,
    о вечном законе жизни ( из праха возрождается жизнь).
    • Любовь, самоотверженность как незыблемые основы жизни,
    необходимые для ее продолжения.
    Пример 3.
    Аналогичная работа на небольших по объему текстах не займет много времени.
    Можно использовать любой текст учебника, уделив анализу на уроке 10-15 мин.
    Например, упр. 479 в учебнике русского языка М.М.Разумовской для 7 класса:
    Пожив в Каракумах неделю, делаешь открытие: пустыня не так уж безжизненна. Открытие это делаешь ночью. Прохладная ночь пустыни полна звуков. Легкий топот – это стадо джейранов, спугнутое волком. А это шакалы не поладили возле павшего верблюда. Стрекочет в ночи какой-то родственник кузнечика, пискнула птица…
    Есть жизнь в пустыне! Приспособилась она и к песку, и к жаре, и к безводью. Там же, где есть вода, жизнь рассветает пышной зеленью оазисов. В Каракумах вызревает самый сладкий виноград, самый лучший хлопок, самые пахучие и вкусные дыни. Чудеса делает вода в пустыне!
    К нему можно составить 2 плана:
    План с учетом
    темы абзаца:
    План с учетом
    основной мысли абзаца:
    1.Звуки пустыни.
    2.Чудеса пустыни.
    1.Пустыня полна звуков.
    2.Чудеса делает в пустыне вода.
    По 2 плану учащимся легче сориентироваться и определить основную мысль текста: есть жизнь в пустыне. Кстати, после первого чтения они могут предложить в качестве основной мысли другой вариант: чудеса делает вода в пустыне. Но в 1 абзаце о значении воды для пустыни не говорится. Наоборот, предложение второго абзаца (обобщающее): «Приспособилась она (пустыня)…к безводью» – и противопоставление в следующем предложении: «Там же, где есть вода…» – подготавливают читателя к мысли, что пустыня не безжизненна даже там, где нет воды.
    Таким образом, нахождение опорных слов в тексте и смысловых связей между ними – серьезное подспорье в определении замысла автора. Какая проблема его волнует, какой материал писатель использует, чтобы ее преподнести читателю, какое решение находит – все это становится доступным для ученика при вдумчивой, планомерной работе над анализом текста.
    Литература:
    1. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии /Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. – М.: Айрис-пресс, 2005.-192с.
    2. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 кл / авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. – М.: Дрофа, 2009.-219 с.
    3. Отличник ЕГЭ. Русский язык. Решение сложных заданий / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр. 2011.-224с.

  4. 1
    Текст. Тема и основная мысль текста Текст – это несколько предложений, которые объединены темой и основной мыслью. Тема – это то, о чём говорится в тексте (предмет речи). Тема может быть определена в заголовке текста. Основная мысль – это то главное, что хотел сказать автор текста. Основная мысль: – может раскрываться в заголовке текста («Удачная рыбалка», «Счастливый случай»); – может быть выражена в одном из предложений текста; – может формулироваться из всего содержания текста.
    2
    Основные признаки текста Единство темы и основной мысли Все предложения и части текста раскрывают его тему и основную мысль. Связность Предложения в тексте связываются по смыслу и грамматически. Последовательность развития мысли В любом тексте каждое последующее предложение даёт информацию для развёртывания содержания текста. Завершённость в раскрытии темы Небольшие тексты в основном состоят из 3 частей: – зачина (начала) – средней части – концовки Завершённым считается тот текст, в котором имеются все эти 3 части.
    3
    Способы связи предложений в тексте. Цепная связь При цепной связи мысль последовательно передаётся от одного предложения к другому. В каждом последующем предложении сообщаются новые сведения, дополняющие предыдущие. При такой связи предложения в тексте нельзя поменять местами. Средства связи предложений в тексте повторы слов синонимы местоимения союзы Слово великое дело. Добрым словом можно соединить людей, приласкать. А неосторожным словом можно обидеть. Народные песни и пляски обычно сопровождались игрой на гуслях. Этот старинный инструмент очень любили на Руси. Во дворе у Никитиных стояла берёза. Она была старая и кривая. Никто не знал точно, сколько ей было лет. Осенью птицы улетают на юг. А перед дальней дорогой они всегда поют на прощание у своих домиков.
    4
    Способы связи предложений в тексте. Параллельная связь При параллельной связи каждое предложение текста связывается с первым, раскрывая и дополняя его. При такой связи предложения в тексте можно поменять местами. Средства связи предложений в тексте одинаковый порядок одних и тех же членов предложения однотипные грамматические формы местоимения союзы повторы Погас последний день ноября. Наступили первые заморозки. (сказуемые стоят перед подлежащими) Солнце жарко палит. Цветёт рожь. Тёплый ветер несёт с поля её сладкий запах. Всё молчит. (все глаголы – в форме настоящего времени)
    5
    Типы текстов. Повествование В повествовании рассказывается о событиях, которые развиваются последовательно. Композиционная схема повествования 1. Начало события 2. Развитие события 3. Конец события
    6
    Типы текстов. Описание В описании раскрываются (перечисляются) признаки предмета речи. Композиционная схема описания 1. Общее впечатление от предмета речи 2. Признаки предмета речи 3. Оценка предмета речи

  5. Тема урока: Текст. Основная мысль текста.
    Тип урока: Урок развития речи
    Цель деятельности учителя: Углубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении.
    Планируемые образовательные результаты:
    Предметные: знать понятия «тема текста» и «основная мысль текста», способы раскрытия основной мысли текста, уметь определять тему и основную мысль текста, находить в тексте предложения, в которых выражена основная мысль, редактировать предлагаемую заметку повествовательного характера с точки зрения раскрытия в ней основной мысли, писать сочинение повествовательного характера на заданную тему.
    Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
    Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

  6. 6
    Текст добавил: Моя jiznь,moi pr@vil@

    В лингвистике до сих пор нет общепринятого определения понятия «текст». Причина этого заключается в том, что ученые, как правило, выделяют те аспекты текста, которые, на их взгляд, являются основными, не претендуя при этом на полноту определений.
    Важное значение имеет вопрос о соотношении текста и предложения. Большинство ученых считают, что некоторые тексты могут состоять из одного предложения (простого или сложного). Эти случаи являются достаточно редкими и существуют только в таких предложениях, где можно обнаружить признаки именно текста.
    Итак, текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.
    Тема это то, о чем (или о ком) говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. п. Каждый текст создается на определенную тему. Все его предложения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает целостность текста, независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают ее. Тема текста может быть выражена в его заголовке.
    Основная мысль, идея – это то главное, то хотел сказать автор текста. Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст. Основная мысль (как и тема) может быть выражена в заголовке текста.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *