Сочинение на тему основные мотивы лирики ахматовой

14 вариантов

  1. Анна Ахматова
    Анна Андреевна Ахматова 11 июня 1889, Одесса, — 5 марта 1966, Домодедово, Московская область — русская поэтесса, переводчица и литературовед, одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX века.
    Её судьба была трагична. Репрессиям были подвергнуты трое близких ей людей: первый муж, Николай Гумилёв, был расстрелян в 1921 году; третий муж, Николай Пунин, был трижды арестован и погиб в лагере в 1953 году; единственный сын, Лев Гумилёв, провёл в заключении в 1930—1940-х и в 1940—1950-х годах более 10 лет. Горе жен и матерей «врагов народа» было отражено в одном из наиболее значительных произведений Ахматовой — поэме «Реквием».
    Признанная классиком отечественной поэзии ещё в 1920-е годы, Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и травле, многие произведения не были опубликованы на родине не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти. В то же время имя Ахматовой ещё при жизни окружала слава среди почитателей поэзии как в СССР, так и в эмиграции.
    Родилась: 23.06.1889, Одесса
    Умерла: 05.03.1966 (76 лет)
    Популярные произведения А.А. Ахматовой
    Реквием
    Другие сочинения по произведению Ахматовой
    Тема любви в поэзии Анны Ахматовой
    Сочинение по творчеству А. А.Ахматовой
    Мой любимый поэт
    Тема родины в поэзии Анны Ахматовой
    Любовь в поэзии А. А. Ахматовой
    Основные мотивы лирики Ахматовой
    Мои любимые страницы поэзии «серебряного века» — Анна Ахматова и Марина Цветаева
    Поэт и родина в лирике А.А. Ахматовой
    Любовная лирика А.Ахматовой
    Тема родины в произведениях А. Ахматовой
    Любовная лирика Ахматовой в 20 – 30-е годы
    Тема России в творчестве Ахматовой
    Поэзия А. Ахматовой
    “Не с теми я, кто бросил землю…” (Патриотическая тема в лирике А.А. Ахматовой)
    Тема поэта и поэзии в лирике А. А. Ахматовой (План-сочинение)
    Переводческая деятельность Ахматовой А. А.
    “Я научилась просто, мудро жить…” (философские мотивы лирики А.А. Ахматовой)
    Слава тебе, безысходная боль
    “Я была тогда с моим народом”
    Источник вдохновения для лирики Анны Ахматовой
    Сочинение «Основные мотивы лирики Ахматовой»
    Ахматова – все сочинения
    Чем живет человек? Наверное, любовью. Любовью к людям, верой в будущее, надеждой на лучшее. Возможно, именно потому, что все эти спутники любви Анна Ахматова всегда несла в своем сердце, она и прожила долгую жизнь, человеческую и творческую. Эта замечательная талантливая женщина донесла до нас литературные достижения своей эпохи, которая появилась на пересечении двух веков. Поэтому поэтесса вобрала в свое творчество и развила приобретение и своих предшественников, и своих современников. И нынешнее поколение увлекается творчеством Анны Ахматовой, ее стихотворения дошли до сердца каждого читателя.
    «Есть три эпохи в воспоминаниях», – сказала Ахматова в одном из стихотворений. Возможно, это случайность, но и судьба ее тоже распределяется на три периода.
    Первый — юный, начальный отразился «Вечером», «Белой стаей» — произведениями, такими близкими к наследием поэтической классики XIX века.
    Поэзия А. Ахматовой возникла в лоне так называемого «серебряного века». Во время выхода в печать ее первого поэтического сборника, автор очутился среди больших и ярких поэтов, среди которых были Брюсов и Бальмонт, Белый и Сологуб, Гумилев и Иванов, а впоследствии — Маяковский, Мандельштам, Цветаева и Есенин. Она черпала из приобретений «серебряного века» чрезвычайную словесную культуру и дух новаторства.
    Лирика Ахматовой этого периода — это лирика любви. Но тема любви в ее произведениях значительно более глубока и более значима традиционных представлений, ведь не слабостью личности обозначена она, а чрезвычайной силой воли. Ее лирическая душа выступает мятежной и независимой, а не подавленной и покорной. Поэтому тень внутреннего благородства отражается даже в страданиях. Чувства поэтессы обращены к разным героям, слитным в единственный образ большой настоящей любви, не временной и мгновенной, а всеобъемлющей и внутренне необходимого.
    Ты, росой окропляющий травы
    Вестью душу мою оживи, –
    Не для страсти, не для забавы
    Для великой земной любви.
    («Эта встреча никем не воспета.»)
    Есть еще одна неповторимая черта интимной лирики Ахматовой этого периода — устами поэтессы заговорила женщина, которая из объекта поэтического чувства превратилась в лирического героя. К тому же интимная лирика вобрала и черты гражданской поэзии. Наиболее популярным в годы Первой мировой войны стало стихотворение «Утешение».
    Вестей вот него не получишь больше
    Не услышишь ты о него.
    В объятой пожарами скорбной Польше
    Не найдешь могилы его.
    Ее основные поэтические ощущения тех лет — ощущение общественной нестабильности и приближение катастрофы. Вся дореволюционная лирика Анни Ахматовой отображала драматичную эпоху противоречий. И потому не удивительно, что ощутимые здесь нотки ужаса привели к поискам спасения в религии, а жестокое самоистязание — к мысли о моральных обязанностях художника перед обществом.
    Но не пытайся для себя хранить
    Тебе дарованное небесами:
    Осуждены — и это знаем сами —
    Мы расточать, а не копить.
    Иди один и исцеляй слепых,
    Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
    Учеников злорадное глумленье
    И равнодушие толпы.
    («Нам свежесть слов и чувства простоту…»)
    Стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно» — одно из самых ярких произведений революционного периода. Ведь здесь страстно и понятно прозвучал голос той интеллигенции, которая ходила по мукам, ошибалась, колебалась, искала, не находила, но делала свой выбор: осталась вместе со своей страной и своим народом.
    Второй период творчества, который пришелся на послереволюционный голод, разруху, когда старая жизнь разрушилпсь, а новая только началось, Анна Ахматова благословила вечную и новую мудрость жизни (стихотворение «Все расхищено, предано, продано.»).
    Даже интимная лирика этого периода приобрела более духовный характер. А драматичные тридцатые годы наполнились ощущением новой трагедии — мировой войны. На волнующе суровом фоне войны и личных потрясений Ахматова обращается к фольклорным источникам народного плача и библейских мотивов. Тут состоялся бурный всплеск ее творчества и вылился в разоблачение двух больших трагедий — Второй мировой войны и войны преступной власти над своим народом.
    Нет! и не под чуждым небосвободом
    И не под защитой чуждых крыл —
    Я была тогда с моим народом,
    Там, где мой народ, к несчастью, был.
    («Та к не зря мы вместе бедовали…»)
    Но личное горе не разъединило ее с собственным народом в годы Великой Отечественной. Период эвакуации был глубоко философским. Конец войны наполнился солнечной радостью и подъемом.
    Поздняя поэзия стала поэзией переосмысления и прощания с прошлым.
    Развитие ахматовской поэзии на протяжении всей жизни автора проходила на почве отечественной культуры. Титулованная когда-то званием «Сафо ХХ века», Анна Ахматова вписала в Книгу Любви новые страницы, отмеченные самым глубоким психологизмом и меткостью.
    Поэзия Ахматовой — неотъемлемая часть современной русской и мировой культуры.

  2. Основные мотивы лирики Ахматовой и творческий путь.
    «Есть три эпохи у воспоминаний», — сказала однажды Анна Ахматова. Ее творческая судьба тоже распадается на три этапа, три биографических круга.
    Начало первого — 1912 г. — выход в свет сборников «Вечер» и «Четки». Творчество Ахматовой этого периода связано с акмеиз­мом, да и позже поэт (Ахматова не признавала определения «по­этесса» по отношению к себе) не отреклась от своей связи с акмеизмом. Лирика первых книг — почти исключительно лирика любви. Стихи-миниатюры были лиричны и внутренне драматичны, ино­гда даже сюжетны («Смятение»). В ее ранних стихах поражало сочетание нежности, хрупкости чувства с твердостью и отчетливостью стиха. Современники говорили о «загадке» Ахматовой. Любовная лирика ее крайне интимна и предельно откровенна, чувственна. «Поединком роковых страстей» она близка Тютчеву.
    Любовь — основной нерв ранней лирики Ахматовой. Она дана в предельных кризисных моментах — взлета и падения, разрыва и встречи, признания и отказа («Как велит простая учтивость…», «Небывалая осень построила купол высокий…»).
    Лирика первых сборников передает ощущение непрочности бытия, какой-то неустойчивости. В предреволюционные годы в стихах появляются библейские и исторические ассоциации, все более властно заявляет о себе тема России («Ты знаешь, я том­люсь в неволе»). Для Ахматовой Россия нередко ассоциирова­лась с Царским Селом, где «смуглый отрок бродил по аллеям», где все было пронизано духом пушкинской поэзии. Ее Россия — это и Петербург — город культуры и державного величия.
    Тема Родины, ее трактовка в годы Первой мировой войны отличалась от ура-патриотических взглядов многих поэтов. Ах­матова понимала, что война — это убийство, смерть, великое зло. Ее поэзия носит антивоенный, пацифистский характер, покоившийся на религиозной основе («Утешение», «Молитва»).
    Дай мне горькие годы недуга,
    Задыханья, бессонницу, жар,
    Отыми и ребенка, и друга,
    И таинственный песенный дар —
    Так молюсь за твоей литургией После стольких томительных дней,
    Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей.
    Второй период творчества Ахматовой охватывает годы от ре­волюции до конца 1930-х. Поэзия наполняется общечеловече­ским содержанием. Все трудные годы разрухи, голода, лишений Ахматова не оставляет Родину, не эмигрирует. В стихах «Мне голос был, он звал утешно…» и «Не с теми я, кто бросил зем­лю…» выражается истинный патриотизм и мужество поэта, счита­ющего позором оставить страну в трудное время:
    Мне голос был. Он звал утешно,
    Он говорил: «Иди сюда.
    Оставь свой край, глухой и грешный,

  3. Чем живет человек? Наверное, любовью. Любовью к людям, верой в будущее, надеждой на лучшее. Возможно, именно потому, что все эти спутники любви Анна Ахматова всегда несла в своем сердце, она и прожила долгую жизнь, человеческую и творческую. Эта замечательная талантливая женщина донесла до нас литературные достижения своей эпохи, которая появилась на пересечении двух веков. Поэтому поэтесса вобрала в свое творчество и развила приобретение и своих предшественников, и своих современников. И нынешнее поколение увлекается творчеством Анны Ахматовой, ее стихотворения дошли до сердца каждого читателя.
    «Есть три эпохи в воспоминаниях», – сказала Ахматова в одном из стихотворений. Возможно, это случайность, но и судьба ее тоже распределяется на три периода.
    Первый — юный, начальный отразился «Вечером», «Белой стаей» — произведениями, такими близкими к наследием поэтической классики XIX века.
    Поэзия А. Ахматовой возникла в лоне так называемого «серебряного века». Во время выхода в печать ее первого поэтического сборника, автор очутился среди больших и ярких поэтов, среди которых были Брюсов и Бальмонт, Белый и Сологуб, Гумилев и Иванов, а впоследствии — Маяковский, Мандельштам, Цветаева и Есенин. Она черпала из приобретений «серебряного века» чрезвычайную словесную культуру и дух новаторства.
    Лирика Ахматовой этого периода — это лирика любви. Но тема любви в ее произведениях значительно более глубока и более значима традиционных представлений, ведь не слабостью личности обозначена она, а чрезвычайной силой воли. Ее лирическая душа выступает мятежной и независимой, а не подавленной и покорной. Поэтому тень внутреннего благородства отражается даже в страданиях. Чувства поэтессы обращены к разным героям, слитным в единственный образ большой настоящей любви, не временной и мгновенной, а всеобъемлющей и внутренне необходимого.
    Ты, росой окропляющий травы
    Вестью душу мою оживи, –
    Не для страсти, не для забавы
    Для великой земной любви.
    («Эта встреча никем не воспета.»)
    Есть еще одна неповторимая черта интимной лирики Ахматовой этого периода — устами поэтессы заговорила женщина, которая из объекта поэтического чувства превратилась в лирического героя. К тому же интимная лирика вобрала и черты гражданской поэзии. Наиболее популярным в годы Первой мировой войны стало стихотворение «Утешение».
    Вестей вот него не получишь больше
    Не услышишь ты о него.
    В объятой пожарами скорбной Польше
    Не найдешь могилы его.
    Ее основные поэтические ощущения тех лет — ощущение общественной нестабильности и приближение катастрофы. Вся дореволюционная лирика Анни Ахматовой отображала драматичную эпоху противоречий. И потому не удивительно, что ощутимые здесь нотки ужаса привели к поискам спасения в религии, а жестокое самоистязание — к мысли о моральных обязанностях художника перед обществом.
    Но не пытайся для себя хранить
    Тебе дарованное небесами:
    Осуждены — и это знаем сами —
    Мы расточать, а не копить.
    Иди один и исцеляй слепых,
    Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
    Учеников злорадное глумленье
    И равнодушие толпы.
    («Нам свежесть слов и чувства простоту…»)
    Стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно» — одно из самых ярких произведений революционного периода. Ведь здесь страстно и понятно прозвучал голос той интеллигенции, которая ходила по мукам, ошибалась, колебалась, искала, не находила, но делала свой выбор: осталась вместе со своей страной и своим народом.
    Второй период творчества, который пришелся на послереволюционный голод, разруху, когда старая жизнь разрушилпсь, а новая только началось, Анна Ахматова благословила вечную и новую мудрость жизни (стихотворение «Все расхищено, предано, продано.»).
    Даже интимная лирика этого периода приобрела более духовный характер. А драматичные тридцатые годы наполнились ощущением новой трагедии — мировой войны. На волнующе суровом фоне войны и личных потрясений Ахматова обращается к фольклорным источникам народного плача и библейских мотивов. Тут состоялся бурный всплеск ее творчества и вылился в разоблачение двух больших трагедий — Второй мировой войны и войны преступной власти над своим народом.
    Нет! и не под чуждым небосвободом
    И не под защитой чуждых крыл —
    Я была тогда с моим народом,
    Там, где мой народ, к несчастью, был.
    («Та к не зря мы вместе бедовали…»)
    Но личное горе не разъединило ее с собственным народом в годы Великой Отечественной. Период эвакуации был глубоко философским. Конец войны наполнился солнечной радостью и подъемом.
    Поздняя поэзия стала поэзией переосмысления и прощания с прошлым.
    Развитие ахматовской поэзии на протяжении всей жизни автора проходила на почве отечественной культуры. Титулованная когда-то званием «Сафо ХХ века», Анна Ахматова вписала в Книгу Любви новые страницы, отмеченные самым глубоким психологизмом и меткостью.
    Поэзия Ахматовой — неотъемлемая часть современной русской и мировой культуры.

  4. Творчество Анны Андреевны Ахматовой пришлось на первую половину XX века, на эпоху войн и революций, период коренной ломки не только мировоззрения людей, населяющих нашу страну, но и самих жизненных устоев. Духовно выйдя из серебряного века русской поэзии, Ахматова вместе со страной пережила революционное лихолетье, массовые репрессии 30-х годов, военные годы.
    Все эти этапы жизненного пути нашли свое отображение в творчестве Ахматовой, повлияв не только на тематику и эстетику стихов, но и на философию, способ видеть и чувствовать мир.
    Условно творчество Ахматовой можно подразделить на три этапа.
    Лирика периода первых книг Ахматовой («Вечер», «Четки», «Белая стая») — почти исключительно любовная лирика. Ее новаторство как художника первоначально проявилось именно в этой традиционной теме.
    Как еще отмечал Б. Эйхенбаум, для ахматовской лирики характерна «романность», каждая книга ее стихов представляет собой как бы лирический роман, восходящий к традициям русской реалистической прозы.
    В этом роде искусства, в лирическом романе-миниатю- ре, Анна Ахматова достигла большого мастерства. Трагедия десяти лет могла быть рассказана ею в одном кратком событии (напр., стихотворение «Как велит простая учтивость…»). Нередко миниатюры Ахматовой были, в соответствии с ее излюбленной манерой, не завершены и походили не столько на маленький роман, сколько на случайно вырванную страничку из романа или даже часть страницы, не имеющей ни начала, ни конца и заставляющей читателя додумывать то, что происходило между героями раньше.
    Ахматова всегда предпочитала «фрагмент» связному, последовательному рассказу, так как он давал возможность насытить стихотворение психологизмом. Кроме того, фрагмент придавал изображаемому своего рода документальность: перед читателем возникал как бы не то отрывок из нечаянно подслушанного разговора, не то оброненная записка, не предназначавшаяся для чужих глаз.
    Уже с первых сборников («Вечер», «Четки») поэзию Ахматовой отличают такие особенности, как ясность значений всех слов, используемых в произведениях, простота видения, предметность стиха, наполненность произведений обыкновенными вещами. Для нее характерны разговорность поэтической речи, тяготение стихотворения к сценке или новелле при лаконизме стиля, воспринятом от Пушкина, к которому Ахматова обращалась с самых первых шагов своего творчества.
    Начиная с третьего сборника стихотворений («Белая стая») в поэтику Ахматовой входят новые образы. В нем она вышла за пределы личных переживаний, и в стихах возникли темы современной жизни. В произведениях Ахматовой появились «влажный весенний плющ», тусклый синий цвет неба, «крики журавлей и черные поля», осенние узкие дороги, работающие в полях жницы, моросящий дождик, «липы шумные и вязы», черные кресты. А вместе с этими деталями ландшафта пришло ощущение родной страны, Родины, появились нежные признания в любви «сладостной земле». Автор сумел услышать и передать в стихах чувства народа и свою причастность к ним. Это было началом новой темы в творчестве Ахматовой — гражданской темы.
    Только нашей земли не разделит
    На потеху себе супостат:
    Богородица белый расстелет
    Над скорбями великими плат,
    — напишет она в одном из своих стихотворений. Лирика этого периода приобретает большую философскую глубину, отражает сопричастность автора всему происходящему вокруг. Гражданские мотивы органично входят в творчество поэта, их наличие вытекает из представления Ахматовой о высоком предназначении поэзии (воспринятому от Пушкина). Поэзия не только сладкий дар песно- пенья, но и «веление небес», тяжелый крест, который нужно нести достойно. И потому поэт всегда обречен быть в гуще жизни, в центре событий, какими бы трагическими они ни были.
    Для третьего периода творчества Ахматовой характерно органическое слияние двух начал — лирического и гражданственного. Это период синтеза, обретения высшего «духовного зрения». Ярчайший пример такого синтеза — поэма «Реквием», в которой слились воедино судьба женщины-поэта и всего многомиллионного народа.
    Нет, и не под чуждым небосводом,
    И не под защитой чуждых крыл —
    Я была тогда с моим народом,
    Там, где мой народ, к несчастью, был…
    — напишет она. Ахматова работала над этим произведением пять.лет (1935—1940). Основным толчком к созданию произведения и ее содержанием стали массовые репрессии в стране, а также события личной жизни.
    В 1921 году в ЧК был расстрелян ее муж, поэт Николай Гумилев, якобы за участие в контрреволюционном заговоре. В тридцатые годы по ложному обвинению был арестован сын Ахматовой Лев, под арестом находился и второй муж Н. Пунин. «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде», — вспоминает Ахматова в предисловии к «Реквиему».
    С первых строк автор подчеркивает, что поэма затрагивает не только ее личное несчастье, но касается общенародного горя («Так не зря мы вместе бедовали…»). Некоторые стихи, входящие в поэму, строятся как народный плач («Уводили тебя на рассвете…»).
    В стихотворении «Распятие» автор соединяет историю Божьего Сына с судьбой собственного. В результате возникает параллель между муками в советских застенках и восхождением на Голгофу Христа. Причем до ранга крестных мук возвышаются не только страдания сына, но и всех, кто был невинно осужден и казнен. Эта тема особо отчетливо звучит в «Эпилоге»:
    И я молюсь не о себе одной,
    А обо всех, кто там стоял со мною…
    Итак, творчество Анны Ахматовой может быть поделено на три периода, как по тематике, так и по особенностям мировоззрения. Эволюционируя от интимно-лирической поэзии через гражданскую к поэзии, в которой и лирика и гражданственность оказались слиты воедино, Ахматова открывала для себя и читателя не только новые темы, но и новую философию, чувство единения своей личной судьбы с судьбой народа.
    Творчество Ахматовой — уникальное явление. Соединив в себе проникновенный лиризм и эпический размах, вобрав в себя лучшие классические традиции, оно приобрело ту многогранность и ту эмоциональную убедительность, которые прославили имя Ахматовой во всем мире. Поэтому вполне можно согласиться с К. Паустовским, сказавшим, что «Анна Ахматова — целая эпоха в поэзии нашей страны».

  5. Многое еще, наверно, хочет
    Быть воспетым голосом моим…
    А. Ахматова
    Творчество великого художника — реалиста ли, модерниста — заключает в себе целый мир, все бытие в его многообразии. Однако всегда существуют какие-то наиболее общие, универсальные темы и образы, присущие произведениям того или иного автора. Так и творчество А. Ахматовой в целом определено рядом основных идей и мотивов, нашедших свое развитие в ее стихах.
    Пожалуй, для меня Ахматова, прежде всего, певец любви — того “высокого и огненного чувства”, которое Анна Андреевна считала властелином мира (некогда еще Шекспир сказал: “Любовь и голод правят миром”). Тему любви Ахматова разрабатывает по-своему, не так, как ее великие современники. У нее нет ни мистических прозрений, ни социальной обусловленности любовных конфликтов: первое характерно для поэзии Блока, второе — для творчества Маяковского. В лирике же Ахматовой драматизм страсти основывается на отношениях двух характеров, психологическом подходе. Воссоздавая в стихах женскую сущность, она избегает абстракций, символичности, философских и социальных обобщений: любовная лирика Ахматовой реалистична и психологична в лучших традициях русской классической литературы. Любовь — чувство, которое определяет для героини смысл жизни, ее ход; оно — естественное состояние человеческого сердца. Оно — “роковое душ слиянье” и их “поединок роковой”, говоря словами Тютчева. Оно — боль и мука, для описания которых поэт прибегает к почти натуралистическим деталям:
    От любви твоей загадочной,
    Как от боли, в крик кричу.
    Стала желтой и припадочной,
    Еле ноги волочу.
    Вспоминаются строчки Маяковского:
    Я ж
    навек
    любовью ранен —
    еле-еле волочусь.
    При этом в отличие от Маяковского, от Цветаевой Ахматова была очень сдержанна в своих стихах. Они горят неким внутренним огнем, позволяющим только предположить подлинную силу и глубину страсти. С темой любви неразрывно связана тема женской гордости и независимости. Несмотря на всепоглощающую силу чувства, героиня отстаивает свое право на внутреннюю свободу, индивидуальность:
    Есть в близости людей заветная черта,
    Ее не перейти влюбленности и страсти…
    Мысль о покорности, подчинении любимому человеку чужда героине:
    Тебе покорной? Ты сошел с ума!
    Покорна я одной Господней воле.
    Любовь и творчестве, страсть и предназначение часто возникают в лирике поэта как враждующие стороны. Их сложные взаимоотношения описываются следующим образом:
    Одной надеждой меньше стало,
    Одною песней больше будет.
    Поэтической душе невыносимо любовное молчание, и потому она поет. Избранник сердца может отказаться от ее глаз, но —
    Всю жизнь ловить он будет стих,
    Молитву губ моих надменных.
    Лирическая героиня поэзии Ахматовой — тоже поэт. И, как у каждого поэта, у нее есть своя Муза. Ее Муза — родная сестра дантовской и шекспировской, это муза-иностранка; она — подруга и соперница, неумолчный глас совести и нежная небожительница.
    В своих стихах Ахматова часто развивает тему поэзии как пути служения миру, людям — пути зачастую неблагодарного и тягостного:
    Иди один и исцеляй слепых,
    Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
    Учеников злорадное глумленье
    И равнодушие толпы.
    Гражданские мотивы органично входят в творчество поэта, их наличие вытекает из представления Ахматовой о высоком предназначении поэзии. Поэзия не только сладкий дар песнопенья, но и “веление небес”, тяжелый крест, который нужно нести достойно. И потому поэт всегда обречен быть в гуще жизни, в центре событий, какими бы трагическими они ни были:
    Нет, и не под чуждым небосводом,
    И не под защитой чуждых крыл —
    Я была тогда с моим народом,
    Там, где мой народ, к несчастью, был.
    Побег, отступничество от своей страны, от своего народа, от своих идеалов — поступки, недостойные “скорбного духа” поэзии.
    Образ женщины, ее назначение, судьба женщины-поэта — таковы проявления “женской” темы в творчестве Ахматовой. У нее уникальное положение в русской литературе — положение первой женщины-поэта (не поэтессы, а именно поэта). И сама она осознавала этот свой удел — быть первой, и потому в ее лирике “женская” тема является едва ли не доминирующей, Ахматова не просто научила “женщин говорить”, выразив в своем творчестве женскую душу, — она целенаправленно разрушала веками складывавшийся образ иконы, “гения чистой красоты”:
    Нет, царевич, я не та,
    Кем меня ты видеть хочешь,
    И давно мои уста
    Не целуют, а пророчат.
    Мир стихов Ахматовой — это мир, откровенно, открыто данный с позиции женщины, чья натура изменчива и противоречива. Это мир, который измеряется I глубиной личных чувств героини. В подобном подходе для поэта — особая сила и полнота восприятия, а не его узость. Следует отметить, что сама Ахматова была способна объективно и даже с иронией отнестись как к своей роли женщины-поэта, так и к особенностям женской природы в общем:
    Могла ли Биче словно Дант творить,
    Или Лаура жар любви прославить?
    Я научила женщин говорить,
    Но, Боже, как их замолчать заставить!
    Санкт-Петербург, духовная родина Ахматовой, стал неотъемлемой частью ее творчества. Ее поэзия — поэзия петербуржанки, строгая, классически соразмерная, родственная самой архитектуре города с его торжественностью, симметричностью и строгостью линий. Стихи Ахматовой неотделимы от Летнего сада, от белых ночей и невских набережных:
    Как площади эти обширны,
    Как гулки и круты мосты!
    Для любимого города у нее множество эпитетов — порою противоречивых: дикий, мрачный, священный, холодный, страдальческий, туманный, спокойный, строгий Петербург, а затем Ленинград — неизменно присутствующий в ее поэзии фон, пространство, где живут любовь и ненависть, измена, разлука, радость, кровь.
    Таким представляется мне поэтический мир Ахматовой. Своеобразие ее стихов, своеобразие трактовки в них тех или иных традиционных мотивов обусловлено во многом творческой индивидуальностью автора, сплавившей воедино великую традицию русской поэзии XIX века и искусство новейшей эпохи. Она внесла свое понимание в такие темы, как любовь, творчество, женская душа, патриотизм. При этом внутреннее душевное богатство и огромный поэтический дар позволили ей явить из глубин своего “я” целостную и универсальную картину мира и человека в нем. Определив любовь как центр мира и смысл жизни, Ахматова тем самым вовсе не ограничивает свое творчество — все его мотивы и образы замечательным образом оказываются связанными друг с другом и с четко обозначенным центром. Ее лирика — ярчайший пример поэзии настоящего мастера и действительно великого человека.

  6. Чем живет человек? Наверное, любовью. Любовью к людям, верой в будущее, надеждой на лучшее. Возможно, именно потому, что все эти спутники любви Анна Ахматова всегда несла в своем сердце, она и прожила долгую жизнь, человеческую и творческую. Эта замечательная талантливая женщина донесла до нас литературные достижения своей эпохи, которая появилась на пересечении двух веков. Поэтому поэтесса вобрала в свое творчество и развила приобретение и своих предшественников, и своих современников. И нынешнее поколение увлекается творчеством Анны Ахматовой, ее стихотворения дошли до сердца каждого читателя.
    «Есть три эпохи в воспоминаниях», – сказала Ахматова в одном из стихотворений. Возможно, это случайность, но и судьба ее тоже распределяется на три периода.
    Первый — юный, начальный отразился «Вечером», «Белой стаей» — произведениями, такими близкими к наследием поэтической классики XIX века.
    Поэзия А. Ахматовой возникла в лоне так называемого «серебряного века». Во время выхода в печать ее первого поэтического сборника, автор очутился среди больших и ярких поэтов, среди которых были Брюсов и Бальмонт, Белый и Сологуб, Гумилев и Иванов, а впоследствии — Маяковский, Мандельштам, Цветаева и Есенин. Она черпала из приобретений «серебряного века» чрезвычайную словесную культуру и дух новаторства.
    Лирика Ахматовой этого периода — это лирика любви. Но тема любви в ее произведениях значительно более глубока и более значима традиционных представлений, ведь не слабостью личности обозначена она, а чрезвычайной силой воли. Ее лирическая душа выступает мятежной и независимой, а не подавленной и покорной. Поэтому тень внутреннего благородства отражается даже в страданиях. Чувства поэтессы обращены к разным героям, слитным в единственный образ большой настоящей любви, не временной и мгновенной, а всеобъемлющей и внутренне необходимого.
    Ты, росой окропляющий травы
    Вестью душу мою оживи, –
    Не для страсти, не для забавы
    Для великой земной любви.
    («Эта встреча никем не воспета.»)
    Есть еще одна неповторимая черта интимной лирики Ахматовой этого периода — устами поэтессы заговорила женщина, которая из объекта поэтического чувства превратилась в лирического героя. К тому же интимная лирика вобрала и черты гражданской поэзии. Наиболее популярным в годы Первой мировой войны стало стихотворение «Утешение».
    Вестей вот него не получишь больше
    Не услышишь ты о него.
    В объятой пожарами скорбной Польше
    Не найдешь могилы его.
    Ее основные поэтические ощущения тех лет — ощущение общественной нестабильности и приближение катастрофы. Вся дореволюционная лирика Анни Ахматовой отображала драматичную эпоху противоречий. И потому не удивительно, что ощутимые здесь нотки ужаса привели к поискам спасения в религии, а жестокое самоистязание — к мысли о моральных обязанностях художника перед обществом.
    Но не пытайся для себя хранить
    Тебе дарованное небесами:
    Осуждены — и это знаем сами —
    Мы расточать, а не копить.
    Иди один и исцеляй слепых,
    Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
    Учеников злорадное глумленье
    И равнодушие толпы.
    («Нам свежесть слов и чувства простоту…»)
    Стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно» — одно из самых ярких произведений революционного периода. Ведь здесь страстно и понятно прозвучал голос той интеллигенции, которая ходила по мукам, ошибалась, колебалась, искала, не находила, но делала свой выбор: осталась вместе со своей страной и своим народом.
    Второй период творчества, который пришелся на послереволюционный голод, разруху, когда старая жизнь разрушилпсь, а новая только началось, Анна Ахматова благословила вечную и новую мудрость жизни (стихотворение «Все расхищено, предано, продано.»).
    Даже интимная лирика этого периода приобрела более духовный характер. А драматичные тридцатые годы наполнились ощущением новой трагедии — мировой войны. На волнующе суровом фоне войны и личных потрясений Ахматова обращается к фольклорным источникам народного плача и библейских мотивов. Тут состоялся бурный всплеск ее творчества и вылился в разоблачение двух больших трагедий — Второй мировой войны и войны преступной власти над своим народом.
    Нет! и не под чуждым небосвободом
    И не под защитой чуждых крыл —
    Я была тогда с моим народом,
    Там, где мой народ, к несчастью, был.
    («Та к не зря мы вместе бедовали…»)
    Но личное горе не разъединило ее с собственным народом в годы Великой Отечественной. Период эвакуации был глубоко философским. Конец войны наполнился солнечной радостью и подъемом.
    Поздняя поэзия стала поэзией переосмысления и прощания с прошлым.
    Развитие ахматовской поэзии на протяжении всей жизни автора проходила на почве отечественной культуры. Титулованная когда-то званием «Сафо ХХ века», Анна Ахматова вписала в Книгу Любви новые страницы, отмеченные самым глубоким психологизмом и меткостью.
    Поэзия Ахматовой — неотъемлемая часть современной русской и мировой культуры.

  7. Ранняя поэзия Анны Ахматовой – один из наиболее ярких образом драматического по типу творчества. Столь высокая степень драматизации лирического жанра – явление до нее небывалое. Это не означает, конечно, что у предшественников Ахматовой полностью отсутствовал драматический элемент. Драматичны Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Блок и мн. др. Но в их творчестве драматизм не становится таким всеохватывающим, подавляющим свойством, как у Ахматовой, где он доминирует, отчетливо проступая и во внутреннем содержании, и во введшей форме ее лирических миниатюр.
    Постановка данной проблемы восходит еще к дооктябрьской критике, которая уделяла ей особое место. Это и понятно – именно в первых сборниках Ахматовой (“Вечер”, 1912; “Четки”, 1913; “Белая стая”, 1917) черты драматического дарования поэтессы выражены наиболее ярко. Поэзия этих сборников овеяна смятением и тревогой. Она рисует острые внутренние столкновения противоборствующих сил. Не случайно, видимо, пресса на все голоса заговорила об авторе “Вечера” как радостной и ограниченной Психее”1, акцентируя особое внимание на болезненных изломах ее души. Одни увидели в молодой поэтессе жажду муки жалящей вместо счастья безмятежного”2, “любовь к своему сиротству”3, “болезненную привязанность к страданию”4; другие говорили о стихах, “полных усталости и затаенной боли”5; третьи сравнивали ее лирику со “струной, натянутой до последней степени”6.
    В 20-е годы в период развития так называемой формальной школы литературоведения проблема драматизма интересовала таких крупных представителей этого направления, как В. В. Виноградов, Б. Эйхенбаум, В. Жирмунский. Они исследовали поэтику Анны Ахматовой, но при этом коснулись какими-то гранями и своих аналитических конструкций, в некоторых существенных сторон интересующей нас проблемы. Так, Б. Эйхенбаум, не употребляя в книге об Ахматовой самого термина “драматизм”, вскрывает драматическое содержание ее стиха, анализируя его поэтическую структуру. Когда он говорит о “напряженности эмоций”, о “сложной передаче чувств”, о “сгущенности смысла”, о “подвижности, прерывности интонации”, о “разговорности и лаконизме” поэтической речи, об особой “энергии” в передаче чувств, о “парадоксальных противоречивых сочетаниях слов”, о “резкости смысловых переходов”7, то во всех этих формальных приметах вырисовывается внутренний содержательный драматизм ранних стихов Ахматовой. В работе В. В. Виноградова содержится более конкретное указание на эту особенность творчества поэтессы: “Большинство стихотворений Ахматовой – выдержки из монологов, в которых развивается драма ее героини”8.
    Однако в пестрой и многообразной “ахматовиане” нет специального исследования о генезисе и основных чертах своеобразно драматической лирики Ахматовой. В разработке этой проблемы заметны две крайности: либо априорное утверждение драматизма, как это было в дооктябрьской критике, либо подход к нему с позиций формалистического анализа, дающего довольно нечеткое представление о существе вопроса.
    Эти две противоположности сохраняются и в работах истекшего десятилетия, хотя в 60-е годы была предпринята первая попытка рассмотреть творчество Ахматовой на фоне ее эпохи и литературной среды. Один из современных исследователей творчества Ахматовой Е. Добин пишет: “Содержание, раздумья, порывы, томление ожидания – все это, разумеется, было в ахматовской лирике. Но застучал, заколотился гулко пульс живой человеческой судьбы, лихорадочно затрепетала чья-то доля, чья-то участь, она решалась здесь рядом, рукой подать… “. Приведя далее ряд примеров, автор продолжает: “…драматическое содержание влекло с собой драматургическую форму”9.
    Е. Добин дает тонкий интересный анализ “драматургической формы”, но “драматическое содержание” остается при этом все же в тени. А ведь по заключению того же исследователя, у Ахматовой “драматургическая форма” адекватна “драматическому содержанию”. И “диалог”, и “физические действия”, и “мимические движения”, и “подтекст” – весь этот богатейший арсенал драмы, кот

  8. Тема Родины, ее трактовка в годы Первой мировой войны отличалась от ура-патриотических взглядов многих поэтов. Ах­матова понимала, что война — это убийство, смерть, великое зло. Ее поэзия носит антивоенный, пацифистский характер, покоившийся на религиозной основе («Утешение», «Молитва»).
    Дай мне горькие годы недуга,Задыханья, бессонницу, жар,Отыми и ребенка, и друга,И таинственный песенный дар —Так молюсь за твоей литургиейПосле стольких томительных дней,Чтобы туча над темной РоссиейСтала облаком в славе лучей.
    Второй период творчества Ахматовой охватывает годы от ре­волюции до конца 1930-х. Поэзия наполняется общечеловече­ским содержанием. Все трудные годы разрухи, голода, лишений Ахматова не оставляет Родину, не эмигрирует. В стихах «Мне голос был, он звал утешно…» и «Не с теми я, кто бросил зем­лю…» выражается истинный патриотизм и мужество поэта, счита­ющего позором оставить страну в трудное время:
    Мне голос был. Он звал утешно,Он говорил: «Иди сюда.Оставь свой край, глухой и грешный,Оставь Россию навсегда».Но равнодушно и спокойноРуками я замкнула слух,Чтоб этой речью недостойнойНе осквернился скорбный дух.
    В поэзии Ахматовой отразились все трагические противоре­чия эпохи: разрушение быта, семьи, культуры. В годы граждан­ской войны Ахматова пишет: «Все расхищено, предано, прода­но». Несмотря на страшный быт, поэт видит свет. Сила жизни позволяет верить в чудесное будущее, произносить слова благо­словения новизне и красоте жизни.
    1930-е годы оказались порой тяжелых испытаний для Ахмато­вой: были арестованы муж, сын. Сама она — бывшая жена расстре­лянного в 1921 г. «контрреволюционера» Николая Гумилева — жила в ожидании ареста. Все это рождает трагические стихи «Послед­ний тост», «Зачем вы отравили воду…». Главным итогом 1930-х годов явилась поэма «Реквием». Ею Анна Ахматова выполнила свой гражданский долг перед теми, кто в течение долгих меся­цев стоял в очереди к тюремному окошку. В поэме передана уду­шающая атмосфера всеобщего оцепенения. Здесь создан удиви­тельно емкий образ Города, который резко отличается от было­го блоковско-ахматовского Петербурга. Теперь это не город кра­соты и гармонии, а «ненужный» привесок к гигантской тюрь­ме, в которую превратилась вся страна: Материал с сайта //iEssay.ru

  9. ахматова поэтесса стихи
    А еще так недавно, недавно
    Замирали вокруг тополя,
    И звенела и пела отравно
    Несказанная радость твоя.
    Лирическая героиня Ахматовой, захваченная страстью, точнее видит себя и острее воспринимает окружающий ее предметный, вещный мир, который словно вовлекается в орбиту ее чувствования, ее “ауры”.
    Таким образом, можно отметить, что уже в начале своего творческого пути А. Ахматова возвращала русскую поэзию к “лирическому реализму”, к точности слова, к реальной сущности переживаний, к его “жизненному подтексту”, возрождая тем самым традиции классические, пушкинские. Позднее в стихотворении “Творчество”, размышляя над “тайнами ремесла” поэта, Ахматова, для которой стихи всегда были прежде всего формой высказывания, образом ее мыслей, а не просто “стихосложением”, сама подчеркнет эту реалистическую, жизненно достоверную, а не выдуманную основу своих произведений:
    Когда б вы знали, из какого сора
    Растут стихи, не ведая стыда,
    Как желтый одуванчик у забора,
    Как лопухи и лебеда.
    Наступал 1914-й год, открывший еще одну замечательную черту личности и творчества Ахматовой – ее высокую гражданственность. Войну она восприняла как трагедию личную (ушел на фронт муж, Николай Гумилев, и вскоре пропал без вести), и как общенародную.
    В этот “страшный год”, когда надвинулась “туча над темной Россией” и приходилось “над усопшим светло горевать”, Ахматова, подобно многим своим современникам-поэтам, заговорила голосом пророческим о грядущих вместе с войной больших национальных бедствиях.
    Сроки страшные близятся. Скоро
    Станет тесно от свежих могил.
    Ждите глада, и труса, и мора,
    И затменья небесных светил.
    Трагически по большей части звучит и тема любви в ее книге “Белая стая”, вышедшей в сентябре 1917 года:
    Вестей от него не получишь больше,
    Не услышишь ты про него.
    В объятой пожарами, скорбной Польше
    Не найдешь могилы его.
    Анна Ахматова продолжала писать на протяжении и 20-х, и 30-х годов, но ее стихи лишь изредка появлялись на страницах журналов либо вовсе не печатались по цензурным соображениям, а большая их часть вообще не могла быть тогда обнародована и сжигалась, уничтожалась .самим автором после прочтения немногим близким друзьям. В своих “Записках об Анне Ахматовой” ее подруга, писательница Л. Чуковская рассказывает: “Это был обряд: руки, спички, пепельница, – обряд прекрасный и горестный”
    Высокое чувство моральной ответственности перед своими современниками как поэта и гражданина помогло ей и дало силы подняться над личным горем и выразить всю трагедийную катастрофичность своей эпохи. И хотя порой она писала, что ей “петь не хочется под звон тюремных ключей”, в “этом ужасе” пыток, ссылок и казней, но именно в то время она начала писать свой “Реквием”, ставший памятником всем жертвам репрессий и ее гражданским подвигом.
    Великая Отечественная война Анну Ахматову застала в Ленинграде. Поэтесса Ольга Берггольц, вспоминая ее в начальные месяцы ленинградской блокады, пишет: «С лицом, замкнутым в суровости и гневности, с противогазом через плечо, она несла дежурство как рядовой боец противопожарной обороны. Она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи-убежища в саду того же Фонтанного дома, под кленом, воспетым ею в “Поэме без героя”….» В годы войны Ахматова писала стихи высокого патриотического звучания, которые составили цикл “Ветер войны”. Некоторые из них она читала по ленинградскому радио в самом начале войны: “Важно с девочками простились”, “Первый дальнобойный в Ленинграде”, “Птицы смерти в зените стоят” и др. В июле 1941г. именно по радио голос Ахматовой произнес ее знаменитую “Клятву”:
    И та, что сегодня прощается с милым, –
    Пусть боль свою в силу она переплавит.
    Мы детям клянемся, клянемся могилам,
    Что нас покориться никто не заставит!
    Осенью 1941г. тяжело больная Анна Ахматова была вывезена на самолете из осажденного Ленинграда в Москву. Затем вместе с Л. Чуковской оказалась ненадолго в Чистополе (куда приехала через 2 месяца после гибели Марины Цветаевой), а потом была эвакуирована поездом в Ташкент. В Ташкенте, перенеся тяжелую и долгую болезнь, она продолжила в своем творчестве тему войны. В своих стихах (“Постучись кулачком, – я открою”, А вы, моя друзья последнего призыва”, “Статуя “, “Ночь в Летнем саду”) она мысленно устремлялась в родной осажденный город, к его защитникам и жертвам блокады, стремясь вселить в них своим высоким словом стойкость и силу сопротивления врагу. “Мужество” – так не случайно называлось одно из лучших ее произведений военных лет, по своему духу и строгой, чеканной форме родственное ее стихам периода революции и гражданской войны. Как и “Клятва”, оно написано от имени “мы”, от лица коллективного героя: “Мы знаем, что ныне лежит на весах”. Этот герой – все русские люди, которым “не страшно под пулями мертвыми лечь”, ибо, как верит автор, “мужество нас не покинет”. Ведь только общее сопротивление и стойкость – залог свободы великой страны и великого народа, носителя “великого русского слова”, свободного и чистого.
    Мы знаем, что ныне лежит на весах
    И что совершается ныне.
    Час мужества пробил на наших часах.
    И мужество нас не покинет.
    Не страшно под пулями мертвыми лечь,
    Не горько остаться без крова, –
    Но мы сохраним тебя, русская речь,
    Великое русское слово.
    Свободным и чистым тебя пронесем,
    И внукам дадим, и от плена спасем
    Навеки!
    Именно в военные годы Ахматова раскрылась как гражданский поэт. Она в полной мере заговорила от имени народа и получила его признание. В ее поэзии слились воедино и женское, материнское начало, и мужество, честность, и сострадание, и страдание.
    А в 1946г. последовали печально знаменитое Постановление ЦК ВКП (б) “О журналах “Звезда” и “Ленинград” и выступление Жданова, в которых перечеркивалось все творчество ленинградских писателей Ахматовой и Зощенко. Анна Ахматова была названа тогда носительницей “салонной буржуазной культуры”, “одним из поэтов безыдейного реакционного литературного болота”, ее клеймили во всех печатных изданиях, на всех собраниях, как это было тогда принято.
    Но она не сдалась, полагая, что “лирический поэт обязан быть мужчиной.” С гневом и гордостью Ахматова писала в те годы стихи, обращаясь к своим гонителям, “этим любителям пыток, знатокам в производстве сирот”
    Восемь лет, вплоть до смерти Сталина в 1953г, Ахматова жила буквально под дамокловым мечом “гибели всерьез”. Но и в эти страшные годы “удушья” (по ее собственным словам) Ахматова продолжала свой нелегкий труд поэта, завершив дело многих лет жизни – “Поэму без героя”.
    Создаются стихи, составившие ее “Седьмую книгу”, куда вошли цикл Тайны ремесла с традиционной для русской поэзии темой поэта и Поэзии, образами музы и читателя в их неповторимом ахматовском толковании и осмыслении, лирика ташкентского и послевоенного периодов, цикл “Венок мертвым”, посвященный памяти ее литературных друзей, “Северные элегии” и лирические миниатюры о Царском Селе и Петербурге. Особое место в Седьмой книге занимает стихотворение 1961г. “Родная земля”.
    Родная земля
    И в мире нет людей бесслезней,
    Надменнее и проще нас.
    1922
    В заветных ладанках не носим на груди,
    О ней стихи навзрыд не сочиняем,
    Наш горький сон она не бередит,
    Не кажется обетованным раем.
    Не делаем ее в душе своей
    Предметом купли и продажи,
    Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
    О ней не вспоминаем даже.
    Да, для нас это грязь на калошах,
    Да, для нас это грязь на зубах.
    И мы мелем, и месим, и крошим
    Тот ни в чем не замешанный прах.
    Но ложимся в нее и становимся ею,
    Оттого и зовем так свободно – своею.
    В таком понимании чувства единения с родиной Ахматова опять-таки идет в русле русской поэтической традиции Пушкина, Лермонтова, Блока, Некрасова. Читая ахматовскую “Родную землю”, не случайно вспоминаешь строчки из стихотворения ее современника и друга А.Блока “Россия”:
    Россия, нищая Россия!
    Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые,-
    Как слезы первые любви!
    Анна Ахматова говорила о своих стихах: «Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

  10. Чем живет человек? Наверное, любовью. Любовью к людям, верой в будущее, надеждой на лучшее. Возможно, именно потому, что все эти спутники любви Анна Ахматова всегда несла в своем сердце, она и прожила долгую жизнь, человеческое и творческое. Эта замечательная талантливая женщина донесла до нас литературные достижения своей эпохи, которая возникла на пересечении двух веков. Поэтому поэтесса вобрала в свое творчество и развила достояние своих предшественников, и своих современников. И нынешнее поколение увлекается творчеством Анны Ахматовой, ее стихи дошли до сердца каждого читателя.
    «Есть три эпохи у воспоминаний»,- сказала Ахматова в одном из стихотворений. Возможно, это случайность, но и судьба ее тоже распределяется на три периода.
    Первый – юный, начальный сказался «Вечером», «Чітками», «Белой стаей» – произведениями, такими близкими к достижениям поэтической классики XIX века.
    Поэзия А. Ахматовой возникла в лоне так называемого «серебряного возраста». Во время выхода в свет ее первого поэтического сборника, автор оказалась среди крупных и ярких поэтов, среди которых были Брюсов и Бальмонт, Белый и Сологуб, Гумилев и Иванов, а впоследствии – Маяковский, Мандельштам, Цветаева и Есенин. Она черпала из достижений «серебряного возраста» чрезвычайную словесную культуру и дух новаторства.
    Лирика Ахматовой этого периода – это лирика любви. Но тема любви в его произведениях значительно глубже и значимей за традиционные представления, ведь не слабостью личности обозначена она, а необычайной силой воли. Ее лирическая душа выступает мятежной и независимой, а не подавленной и покорной. Поэтому тень внутреннего благородства сказывается даже на страданиях. Чувства поэтессы обращены к разным героев, слитых в единый образ великого настоящей любви, не временного и мгновенного, а всеобъемлющего и внутренне необходимого.
    Ты, росой окропляющий травы,
    Вестью душу мою оживи,-
    Не для страсти, не для забавы,
    Для великой земной любви.
    («Эта встреча никем не воспета…»)
    Есть еще одна неповторимая черта интимной лирики Ахматовой этого периода – устами поэтессы заговорила женщина, которая из объекта поэтического чувства превратилась в лирического героя. К тому же интимная лирика вобрала и черты гражданской поэзии. Наиболее популярным в годы Первой мировой войны стало стихотворение «Утешение».
    Вестей от него не получишь больше,
    Не услышишь ты про него.
    В объятой пожарами скорбной Польше
    Не найдешь могилы его…
    Ее основные поэтические ощущения тех лет – ощущение общественной нестабильности и приближение катастрофы. Вся дореволюционная лирика Анны Ах-матовой отражала драматическую эпоху противоречий. И поэтому не удивительно, что ощутимые здесь нотки ужаса привели к поискам спасения в религии, а жестокое самоистязание – к мысли о моральных обязанностях художника перед обществом.
    Но не пытайся для себя хранить
    Тебе дарованное небесами:
    Осуждены – и это знаем сами –
    Мы расточать, а не копит.
    Иди один и исцеляй слепых,
    Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
    Учеников злорадное глумленье
    И равнодушие толпы.
    («Нам свежесть слов и чувства простоту…»)
    Стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…» – один из ярчайших произведений революционного периода. Ведь здесь страстно и ясно прозвучал голос той интеллигенции, которая ходила по мукам, ошибалась, сомневалась, искала, не находила, но делала свой выбор: осталась вместе со своей страной и своим народом.
    Второй период творчества, который пришелся на послереволюционный голод, разруху, когда старая жизнь рухнула, а новая только началось, Анна Ахматова благословила вечную и новую мудрость жизни (стихотворение «Все расхи запрещено, предано, продано…»). В стихах сборников «Подорожник» и «Алло Дотіпі» так много светлых и радостных строк, что начинаешь понимать: поиски нового и целостного поэтесса совершает через гражданские и философские размышления. Даже интимная лирика этого периода приобрела более духовного характера. А драматические тридцатые годы исполнились ощущением новой трагедии – мировой войны. На волнующе-суровом фоне войны и личных потрясений Ахматова обращается к фольклорным источникам народного плача и библейских мотивов. Ту т произошел бурный всплеск ее творчества и вылился в разоблачении двух больших трагедий Второй мировой войны и войны преступной власти со своим народом.
    Нет! и не под чуждым небосвободом
    И не под защитой чуждых крыл –
    Я была тогда с моим народом,
    Там, где мой народ, к несчастью, был.
    («И к не зря мы вместе бедовали…»)
    Но личное горе не разъединило ее с собственным народом в годы Великой Отечественной. Период эвакуации был глубоко философским. Конец войны исполнился солнечной радостью и воодушевлением.
    Поздняя поэзия стала поэзией переосмысление и прощание с прошлым.
    Развитие ахматовской поэзии на протяжении всей жизни автора проходил на почве отечественной культуры. Титулованная когда званием «Сафо ХХ века», Анна Ахматова вписала в Книгу Любви новые страницы, отмеченные глубоким психологизмом и точностью.
    Поэзия Ахматовой – неотъемлемая часть современной русской и мировой культуры.

  11. “Основные мотивы лирики Ахматовой”
    Ахматова – все сочинения
    Чем живет человек? Наверное, любовью. Любовью к людям, верой в будущее, надеждой на лучшее. Возможно, именно потому, что все эти спутники любви Анна Ахматова всегда несла в своем сердце, она и прожила долгую жизнь, человеческую и творческую. Эта замечательная талантливая женщина донесла до нас литературные достижения своей эпохи, которая появилась на пересечении двух веков. Поэтому поэтесса вобрала в свое творчество и развила приобретение и своих предшественников, и своих современников. И нынешнее поколение увлекается творчеством Анны Ахматовой, ее стихотворения дошли до сердца каждого читателя.
    «Есть три эпохи в воспоминаниях», – сказала Ахматова в одном из стихотворений. Возможно, это случайность, но и судьба ее тоже распределяется на три периода.
    Первый — юный, начальный отразился «Вечером», «Белой стаей» — произведениями, такими близкими к наследием поэтической классики XIX века.
    Поэзия А. Ахматовой возникла в лоне так называемого «серебряного века». Во время выхода в печать ее первого поэтического сборника, автор очутился среди больших и ярких поэтов, среди которых были Брюсов и Бальмонт, Белый и Сологуб, Гумилев и Иванов, а впоследствии — Маяковский, Мандельштам, Цветаева и Есенин. Она черпала из приобретений «серебряного века» чрезвычайную словесную культуру и дух новаторства.
    Лирика Ахматовой этого периода — это лирика любви. Но тема любви в ее произведениях значительно более глубока и более значима традиционных представлений, ведь не слабостью личности обозначена она, а чрезвычайной силой воли. Ее лирическая душа выступает мятежной и независимой, а не подавленной и покорной. Поэтому тень внутреннего благородства отражается даже в страданиях. Чувства поэтессы обращены к разным героям, слитным в единственный образ большой настоящей любви, не временной и мгновенной, а всеобъемлющей и внутренне необходимого.
    Ты, росой окропляющий травы
    Вестью душу мою оживи, –
    Не для страсти, не для забавы
    Для великой земной любви.
    («Эта встреча никем не воспета. »)
    Есть еще одна неповторимая черта интимной лирики Ахматовой этого периода — устами поэтессы заговорила женщина, которая из объекта поэтического чувства превратилась в лирического героя. К тому же интимная лирика вобрала и черты гражданской поэзии. Наиболее популярным в годы Первой мировой войны стало стихотворение «Утешение».
    Вестей вот него не получишь больше
    Не услышишь ты о него.
    В объятой пожарами скорбной Польше
    Не найдешь могилы его.
    Ее основные поэтические ощущения тех лет — ощущение общественной нестабильности и приближение катастрофы. Вся дореволюционная лирика Анни Ахматовой отображала драматичную эпоху противоречий. И потому не удивительно, что ощутимые здесь нотки ужаса привели к поискам спасения в религии, а жестокое самоистязание — к мысли о моральных обязанностях художника перед обществом.
    Но не пытайся для себя хранить
    Тебе дарованное небесами:
    Осуждены — и это знаем сами —
    Мы расточать, а не копить.
    Иди один и исцеляй слепых,
    Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
    Учеников злорадное глумленье
    И равнодушие толпы.
    («Нам свежесть слов и чувства простоту…»)
    Стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно» — одно из самых ярких произведений революционного периода. Ведь здесь страстно и понятно прозвучал голос той интеллигенции, которая ходила по мукам, ошибалась, колебалась, искала, не находила, но делала свой выбор: осталась вместе со своей страной и своим народом.
    Второй период творчества, который пришелся на послереволюционный голод, разруху, когда старая жизнь разрушилпсь, а новая только началось, Анна Ахматова благословила вечную и новую мудрость жизни (стихотворение «Все расхищено, предано, продано. »).
    Даже интимная лирика этого периода приобрела более духовный характер. А драматичные тридцатые годы наполнились ощущением новой трагедии — мировой войны. На волнующе суровом фоне войны и личных потрясений Ахматова обращается к фольклорным источникам народного плача и библейских мотивов. Тут состоялся бурный всплеск ее творчества и вылился в разоблачение двух больших трагедий — Второй мировой войны и войны преступной власти над своим народом.
    Нет! и не под чуждым небосвободом
    И не под защитой чуждых крыл —
    Я была тогда с моим народом,
    Там, где мой народ, к несчастью, был.
    («Та к не зря мы вместе бедовали…»)
    Но личное горе не разъединило ее с собственным народом в годы Великой Отечественной. Период эвакуации был глубоко философским. Конец войны наполнился солнечной радостью и подъемом.
    Поздняя поэзия стала поэзией переосмысления и прощания с прошлым.
    Развитие ахматовской поэзии на протяжении всей жизни автора проходила на почве отечественной культуры. Титулованная когда-то званием «Сафо ХХ века», Анна Ахматова вписала в Книгу Любви новые страницы, отмеченные самым глубоким психологизмом и меткостью.
    Поэзия Ахматовой — неотъемлемая часть современной русской и мировой культуры.
    .

  12. Страница: [ 1 ] 2
    Чем живет человек? Наверное, любовью. Любовью к людям, верой в будущее, надеждой на лучшее. Возможно, именно потому, что все эти спутники любви Анна Ахматова всегда несла в своем сердце, она и прожила долгую жизнь, человеческую и творческую. Эта замечательная талантливая женщина донесла до нас литературные достижения своей эпохи, которая появилась на пересечении двух веков. Поэтому поэтесса вобрала в свое творчество и развила приобретение и своих предшественников, и своих современников. И нынешнее поколение увлекается творчеством Анны Ахматовой, ее стихотворения дошли до сердца каждого читателя.
    «Есть три эпохи в воспоминаниях», – сказала Ахматова в одном из стихотворений. Возможно, это случайность, но и судьба ее тоже распределяется на три периода.
    Первый — юный, начальный отразился «Вечером», «Белой стаей» — произведениями, такими близкими к наследием поэтической классики XIX века.
    Поэзия А. Ахматовой возникла в лоне так называемого «серебряного века». Во время выхода в печать ее первого поэтического сборника, автор очутился среди больших и ярких поэтов, среди которых были Брюсов и Бальмонт, Белый и Сологуб, Гумилев и Иванов, а впоследствии — Маяковский, Мандельштам, Цветаева и Есенин. Она черпала из приобретений «серебряного века» чрезвычайную словесную культуру и дух новаторства.
    Лирика Ахматовой этого периода — это лирика любви. Но тема любви в ее произведениях значительно более глубока и более значима традиционных представлений, ведь не слабостью личности обозначена она, а чрезвычайной силой воли. Ее лирическая душа выступает мятежной и независимой, а не подавленной и покорной. Поэтому тень внутреннего благородства отражается даже в страданиях. Чувства поэтессы обращены к разным героям, слитным в единственный образ большой настоящей любви, не временной и мгновенной, а всеобъемлющей и внутренне необходимого.
    Ты, росой окропляющий травы
    Вестью душу мою оживи, –
    Не для страсти, не для забавы
    Для великой земной любви.
    («Эта встреча никем не воспета.»)
    Есть еще одна неповторимая черта интимной лирики Ахматовой этого периода — устами поэтессы заговорила женщина, которая из объекта поэтического чувства превратилась в лирического героя. К тому же интимная лирика вобрала и черты гражданской поэзии. Наиболее популярным в годы Первой мировой войны стало стихотворение «Утешение».
    Вестей вот него не получишь больше
    Не услышишь ты о него.
    В объятой пожарами скорбной Польше
    Не найдешь могилы его.
    Ее основные поэтические ощущения тех лет — ощущение общественной нестабильности и приближение катастрофы. Вся дореволюционная лирика Анни Ахматовой отображала драматичную эпоху противоречий. И потому не удивительно, что ощутимые здесь нотки ужаса привели к поискам спасения в религии, а жестокое самоистязание — к мысли о моральных обязанностях художника перед обществом.
    Но не пытайся для себя хранить
    Тебе дарованное небесами:
    Осуждены — и это знаем сами —
    Мы расточать, а не копить.
    Иди один и исцеляй слепых,
    Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
    Учеников злорадное глумленье
    И равнодушие толпы.
    Страница: [ 1 ] 2

  13. Чем живет человек? Наверное, любовью. Любовью к людям, верой в будущее, надеждой на лучшее. Возможно, именно потому, что все эти спутники любви Анна Ахматова всегда несла в своем сердце, она и прожила долгую жизнь, человеческую и творческую. Эта замечательная талантливая женщина донесла до нас литературные достижения своей эпохи, которая появилась на пересечении двух веков. Поэтому поэтесса вобрала в свое творчество и развила приобретение и своих предшественников, и своих современников. И нынешнее поколение увлекается творчеством Анны Ахматовой, ее стихотворения дошли до сердца каждого читателя.
    «Есть три эпохи в воспоминаниях», — сказала Ахматова в одном из стихотворений. Возможно, это случайность, но и судьба ее тоже распределяется на три периода.
    Первый — юный, начальный отразился «Вечером», «Белой стаей» — произведениями, такими близкими к наследием поэтической классики XIX века.
    Поэзия А. Ахматовой возникла в лоне так называемого «серебряного века». Во время выхода в печать ее первого поэтического сборника, автор очутился среди больших и ярких поэтов, среди которых были Брюсов и Бальмонт, Белый и Сологуб, Гумилев и Иванов, а впоследствии — Маяковский, Мандельштам, Цветаева и Есенин. Она черпала из приобретений «серебряного века» чрезвычайную словесную культуру и дух новаторства.
    Лирика Ахматовой этого периода — это лирика любви. Но тема любви в ее произведениях значительно более глубока и более значима традиционных представлений, ведь не слабостью личности обозначена она, а чрезвычайной силой воли. Ее лирическая душа выступает мятежной и независимой, а не подавленной и покорной. Поэтому тень внутреннего благородства отражается даже в страданиях. Чувства поэтессы обращены к разным героям, слитным в единственный образ большой настоящей любви, не временной и мгновенной, а всеобъемлющей и внутренне необходимого.
    Ты, росой окропляющий травы
    Вестью душу мою оживи, –
    Не для страсти, не для забавы
    Для великой земной любви.
    («Эта встреча никем не воспета.»)
    Есть еще одна неповторимая черта интимной лирики Ахматовой этого периода — устами поэтессы заговорила женщина, которая из объекта поэтического чувства превратилась в лирического героя. К тому же интимная лирика вобрала и черты гражданской поэзии. Наиболее популярным в годы Первой мировой войны стало стихотворение «Утешение».
    Вестей вот него не получишь больше
    Не услышишь ты о него.
    В объятой пожарами скорбной Польше
    Не найдешь могилы его.
    Ее основные поэтические ощущения тех лет — ощущение общественной нестабильности и приближение катастрофы. Вся дореволюционная лирика Анни Ахматовой отображала драматичную эпоху противоречий. И потому не удивительно, что ощутимые здесь нотки ужаса привели к поискам спасения в религии, а жестокое самоистязание — к мысли о моральных обязанностях художника перед обществом.
    Но не пытайся для себя хранить
    Тебе дарованное небесами:
    Осуждены — и это знаем сами —
    Мы расточать, а не копить.
    Иди один и исцеляй слепых,
    Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
    Учеников злорадное глумленье
    И равнодушие толпы.
    («Нам свежесть слов и чувства простоту…»)
    Стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно» — одно из самых ярких произведений революционного периода. Ведь здесь страстно и понятно прозвучал голос той интеллигенции, которая ходила по мукам, ошибалась, колебалась, искала, не находила, но делала свой выбор: осталась вместе со своей страной и своим народом.
    Второй период творчества, который пришелся на послереволюционный голод, разруху, когда старая жизнь разрушилпсь, а новая только началось, Анна Ахматова благословила вечную и новую мудрость жизни (стихотворение «Все расхищено, предано, продано.»).
    Даже интимная лирика этого периода приобрела более духовный характер. А драматичные тридцатые годы наполнились ощущением новой трагедии — мировой войны. На волнующе суровом фоне войны и личных потрясений Ахматова обращается к фольклорным источникам народного плача и библейских мотивов. Тут состоялся бурный всплеск ее творчества и вылился в разоблачение двух больших трагедий — Второй мировой войны и войны преступной власти над своим народом.
    Нет! и не под чуждым небосвободом
    И не под защитой чуждых крыл —
    Я была тогда с моим народом,
    Там, где мой народ, к несчастью, был.
    («Та к не зря мы вместе бедовали…»)
    Но личное горе не разъединило ее с собственным народом в годы Великой Отечественной. Период эвакуации был глубоко философским. Конец войны наполнился солнечной радостью и подъемом.
    Поздняя поэзия стала поэзией переосмысления и прощания с прошлым.
    Развитие ахматовской поэзии на протяжении всей жизни автора проходила на почве отечественной культуры. Титулованная когда-то званием «Сафо ХХ века», Анна Ахматова вписала в Книгу Любви новые страницы, отмеченные самым глубоким психологизмом и меткостью.
    Поэзия Ахматовой — неотъемлемая часть современной русской и мировой культуры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *