Сочинение на тему основные мотивы лирики некрасова

14 вариантов

  1. Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант, которым щедро наградила его природа, и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику.
    Одной из главных тем лирики Некрасова является народ и идея народного служения. Эти мотивы стали для поэта главной очищающей силой, источником нравственного обновления, духовной опорой. В 1845 году его стихотворение «В дороге» стало настоящим потрясением для русской поэзии. Некрасов сделал крестьянина главным героем лирического произведения, изобразив его как человека с индивидуальной судьбой.
    Чтобы понять себя, осветить так или иначе историю своей души, поэт обращается к поре детства. Стихотворение «Родина» – это попытка проанализировать влияние крепостничества на формирование детской души. Деспотизм и рабство не только оставляли в детской душе страшные следы – они рождали ненависть, сопротивление, стремление выбраться из этого мира. Поэтому так отрадно звучат в стихотворении строки:
    И набок валится пустой и мрачный дом,
    Где вторил звону чаш и гласу ликований
    Глухой и вечный гул подавленных страданий,
    И только тот один, кто всех собой давил,
    Свободно и дышал, и действовал, и жил.
    С детских лет Некрасов был близок к крестьянам, он рано открыл для себя «незримые, невидимые лиру слезы», стоны и печаль:
    Волга! Волга!… Весной многоводной
    Ты не так заливаешь поля,
    Как великою скорбью народной
    Переполнилась наша земля…
    Понять нужды народа и повести его за собой призваны «народные заступники», «учителя народа», «сеятели» правды:
    Сейте разумное, доброе, вечное…
    Мотив заступничества за народ звучит во многих стихах Некрасова, посвященных памяти Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Гоголя. Некрасов воспевает их высокие нравственные качества, мудрый ум и волю.
    Что же является залогом будущего благополучия? Русский национальный характер, богатырские силы народа, который:
    Вынесет все – и широкую, ясную
    Грудью дорогу проложит себе…
    Вся лирика Некрасова проникнута чувством любви не только к русскому народу, «которому пределы не поставлены», но и к родной земле с ее бескрайними нивами, зелеными лесами, суровыми зимами. Некрасовский мир – это не только «страшный мир», есть в нем и другая сторона.
    Мир света и надежды связан у поэта прежде всего с природой. Любовь к полям и лесам своей родины зародилась у Некрасова в ранние детские годы. Он восхищался родной ярославской природой, красотой ее зеленых просторов:
    Там зелень ярче изумруда,
    Нежнее шелковых ковров,
    И, как серебряные блюда,
    На ровной скатерти лугов
    Стоят озера.
    Трепетной любовью и проникновенным чувством наполнено описание весны в стихотворении «Зеленый шум»:
    Как молоком облитые,
    Стоят сады вишневые,
    Тихохонько шумят;
    Пригреты теплым солнышком,
    Шумят повеселелые
    Сосновые леса…
    Ну а как же без стихов, посвященных любимой женщине Авдотье Яковлевне Панаевой («Я не люблю иронии твоей…», «Поражена потерей невозвратной…», «Да, наша жизнь текла мятежно…»)? В них поэт правдиво раскрывает свои душевные переживания:
    Я мучился: я плакал и страдал,
    В догадках ум испуганный блуждал,
    Я жалок был в отчаянье суровом…
    Он не смягчает, не сглаживает собственные противоречия и терзания, анализируя самые сокровенные чувства:
    Мы с тобой бестолковые люди:
    Что минута, то вспышка готова!…
    После ссоры так полно, так нежно
    Возвращенье любви и участья…
    В любовной лирике герой берет на себя вину в наступлении охлаждения, мучительно кается в разрыве отношений, трагически переживая страдания любимой им женщины:
    Я счастия тебе желаю и молю,
    Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,
    Души моей смягчает муки.
    Сквозной мотив, раскрытый в творчестве каждого поэта, – предназначение поэта и поэзии – проходит и в стихотворениях Некрасова. Поэт у него – это пророк, которого к людям «послал бог гнева и печали». Его путь тернист, потому что поэт проходит этот путь с карающей лирой в руках, негодуя и облачая. Поэт понимает, что снискать всеобщую любовь таким образом невозможно:
    Его преследуют хулы:
    Оно ловит звуки одобренья
    Не в сладком ропоте хвалы,
    А в диких криках озлобленья.
    Но его позиция – это позиция поэта-гражданина, сына своей Родины:
    Не может сын глядеть спокойно
    На горе матери родной.
    Поэтически манифестом Некрасова стало стихотворение «Поэт и гражданин», написанное в форме диалога поэта с читателем, демократом по своим убеждениям. Читатель предъявляет поэту требования от имени лучших людей страны – эти требования отвечают духу времени, духу самой жизни:
    Пора вставать! Ты знаешь сам,
    Какое время наступило

    Проснись, громи пороки смело…
    Гражданин убеждает поэта в том, что его роль в жизни общества значительна и требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений:
    Поэтом можешь ты не быть,
    Но гражданином быть обязан.
    Муза – «печальная спутница печальных бедняков», «униженно просящая» за судьбу народа, прошла вместе с Некрасовым через всю его жизнь:
    Чрез бездны темные Насилия и Зла,
    Труда и Голода она меня вела –
    Почувствовать свои страданья научила
    И свету возвестить о них благословила…
    Да! Лирика Некрасова многоводна, как река. Его поэзия неисчерпаема, как народная мудрость, и прекрасна, как Россия, которой он служил. «Сейте разумное, доброе, вечное, / Сейте! Спасибо вам скажет сердечное / Русский народ…» – призывает поэт идущих за ним. Это своеобразное завещание великого русского поэта потомкам.

  2. С детства знакомы каждому из нас проникновенные стихи и поэмы Николая Алексеевича Некрасова. В своем творчестве он выразил думы и надежды простых людей с такой силой, с какой это не удавалось ни одному поэту до него. Поэтому с уверенностью поэт говорит:
    Я лиру посвятил народу своему,
    Быть может, я умру, неведомый ему.
    Но я ему служил — и сердцем я спокоен.
    Картины жизни, созданные им, впечатляют правдой и глубиной. В своих произведениях он выразил самые сокровенные чаяния народа, его светлые стремления. С любовью, с сочувствием и пониманием создавал Некрасов образ простого человека. Он подмечал в нем живой ум, талант. Для него
    Доля народа,
    Счастье его,
    Свет и свобода
    Прежде всего!
    Особое место в его творчестве занимают женщины-крестьянки. Николай Алексеевич показывает мучительную и трудную жизнь их в крепостной России и, вместе с тем, замечательные качества: красоту, нравственную чистоту, чувство личного достоинства. Очень красивыми и гордыми были они тогда. В их душах таились сокровища доброты и благородства. Все выносили и голод, и холод, и нужду, и бедствия. Но тяжелая, полная лишений и невзгод жизнь не сломила воли, не принизила характера русской женщины. Поэма «Мороз Красный Нос», стихотворения «Арина», «Мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская» говорят о том, что Некрасов твердо верит в их прекрасное светлое будущее.
    Своими стихами поэт выражал прогрессивное стремление современной ему передовой молодежи, будил ее сознание, призывал к действию:
    Пора вставать! Ты знаешь сам,
    Какое время наступило.
    В ком чувство долга не остыло,
    Кто сердцем неподкупно прям,
    В ком дарованье, сила, меткость,
    Тому теперь не должно спать.
    В своих произведениях, посвященных русским писателям, Н. А. Некрасов, говорил о духовно близких ему людях, единомышленниках и соратниках по борьбе. После смерти Добролюбова и ареста Чернышевского он писал:
    Узы дружбы, союзов сердечных
    Все порвалось, мне с детства судьба
    Посылала врагов долговечных,
    А друзей уносила борьба!
    Поэт очень жалеет, что «песни вещие их не допеты». Николай Алексеевич также высоко ценил труды критика:
    Белинский был особенно любим…
    Молясь твоей многострадальной тени,
    Учитель! Перед именем твоим
    Позволь смиренно преклонить колени!
    На эту тему были написаны многие стихи, среди них «Поэт и гражданин», «Газетная», «Блажен незлобивый поэт».
    Особенно мне нравится «Памяти Добролюбова». В нем Некрасов отразил жизненный подвиг его, духовную мощь лучших среди шестидесятников, «штурманов будущей бури». Здесь, по его словам, «старался выразить … идеал общественного деятеля». С точки зрения поэта, это человек суровый, умный, рассудительный. Его чувства проникнуты беспредельной любовью к Родине. Он целомудренно сдержан, но это не говорит о том, что не способен отдать себя во имя ее:
    Учил ты жить для славы для свободы.
    Но более учил ты умирать…
    Чтобы отчизна стала лучше, краше, Добролюбов отдавал ей свои труды, надежды, помыслы. Он делал все для того, чтобы быстрее пробил час революции, настало светлое будущее:
    Взывая к жизни новой,
    И светлый рай, и перлы для венца
    Готовил ты любовнице суровой
    Некрасов скорбит о молодом друге, соратнике и гордится им как истинным героем:
    Но слишком рано твой ударил час
    И вещее перо из рук упало.
    Какой светильник разума угас!
    Какое сердце биться перестало!
    Хотя и прошло много лет со дня его смерти, однако он остается в сердцах людей, а его труды высоко ценятся. Некрасов скорбит, что такого человека потеряла русская земля, в то же время поэт призывает ее гордиться за такого сына, в котором
    Сокровища душевной красоты
    Совмещены были благодатно.
    Н. А. Некрасов говорит, что
    Когда б таких людей
    Ты иногда б не посылала миру,
    Заглохла б нива жизни.
    Стихотворение звучит торжественно, как гимн герою, который заслужил право на бессмертие, на благодарную память потомков. Последняя строка неожиданно обрывается, словно поэт не в силах закончить речь или умолкает, охваченный думами о человеке, о жизни, о бессмертии.
    В «Памяти Добролюбова» немало художественно-изобретательных средств. Особую выразительность придают риторические восклицания, которые помогают выделить основную мысль, находящуюся в нем, подчеркивают чувства автора, его отношение к этому человеку. Сравнения усиливают эмоциональность речи поэта. Например:
    Как женщину, ты родину любил…
    Такие эпитеты, как «любовнице суровой», «светлый рай», «вещее перо» и др., помогают представить нам, оценить этого человека, узнать его убеждения, занятия. Точно подобранные глаголы: не дал, умел, учил, отвергал и другие дают понять, что Добролюбов имел огромное влияние на современников и последующее поколение.
    Изучив лирику Некрасова, я убедилась, что это истинный народный поэт. Его стихи не потеряли актуальность и в наши дни. Из них мы узнаем о творчестве и деятельности выдающихся людей его эпохи, о тяжелом положении крестьян, о роли поэта и поэзии в обществе. Они заставляют задуматься над нашей историей.

  3. Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант, которым щедро наградила его природа, и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику.
    Одной из главных тем лирики Некрасова является народ и идея народного служения. Эти мотивы стали для поэта главной очищающей силой, источником нравственного обновления, духовной опорой. В 1845 году его стихотворение «В дороге» стало настоящим потрясением для русской поэзии. Некрасов сделал крестьянина главным героем лирического произведения, изобразив его как человека с индивидуальной судьбой.
    Чтобы понять себя, осветить так или иначе историю своей души, поэт обращается к поре детства. Стихотворение «Родина» — это попытка проанализировать влияние крепостничества на формирование детской души. Деспотизм и рабство не только оставляли в детской душе страшные следы — они рождали ненависть, сопротивление, стремление выбраться из этого мира. Поэтому так отрадно звучат в стихотворении строки:
    И набок валится пустой и мрачный дом,
    Где вторил звону чаш и гласу ликований
    Глухой и вечный гул подавленных страданий,
    И только тот один, кто всех собой давил,
    Свободно и дышал, и действовал, и жил.
    С детских лет Некрасов был близок к крестьянам, он рано открыл для себя «незримые, невидимые лиру слезы», стоны и печаль:
    Волга! Волга… Весной многоводной
    Ты не так заливаешь поля,
    Как великою скорбью народной
    Переполнилась наша земля…
    Понять нужды народа и повести его за собой призваны «народные заступники», «учителя народа», «сеятели» правды:
    Сейте разумное, доброе, вечное…
    Мотив заступничества за народ звучит во многих стихах Некрасова, посвященных памяти Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Гоголя. Некрасов воспевает их высокие нравственные качества, мудрый ум и волю.
    Что же является залогом будущего благополучия? Русский национальный характер, богатырские силы народа, который:
    Вынесет все — и широкую, ясную
    Грудью дорогу проложит себе…
    Вся лирика Некрасова проникнута чувством любви не только к русскому народу, «которому пределы не поставлены», но и к родной земле с ее бескрайними нивами, зелеными лесами, суровыми зимами. Некрасовский мир — это не только «страшный мир», есть в нем и другая сторона.
    Мир света и надежды связан у поэта прежде всего с природой. Любовь к полям и лесам своей родины зародилась у Некрасова в ранние детские годы. Он восхищался родной ярославской природой, красотой ее зеленых просторов:
    Там зелень ярче изумруда,
    Нежнее шелковых ковров,
    И, как серебряные блюда,
    На ровной скатерти лугов
    Стоят озера.
    Трепетной любовью и проникновенным чувством наполнено описание весны в стихотворении «Зеленый шум»:
    Как молоком облитые,
    Стоят сады вишневые,
    Тихохонько шумят;
    Пригреты теплым солнышком,
    Шумят повеселелые
    Сосновые леса…
    Ну, а как же без стихов, посвященных любимой женщине Авдотье Яковлевне Панаевой («Я не люблю иронии твоей…», «Поражена потерей невозвратной…», «Да, наша жизнь текла мятежно…»)? В них поэт правдиво раскрывает свои душевные переживания:
    Я мучился: я плакал и страдал,
    В догадках ум испуганный блуждал,
    Я жалок был в отчаянье суровом…
    Он не смягчает, не сглаживает собственные противоречия и терзания, анализируя самые сокровенные чувства:
    Мы с тобой бестолковые люди:
    Что минута, то вспышка готова…
    После ссоры так полно, так нежно
    Возвращенье любви и участья…
    В любовной лирике герой берет на себя вину в наступлении охлаждения, мучительно кается в разрыве отношений, трагически переживая страдания любимой им женщины:
    Я счастия тебе желаю и молю,
    Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,
    Души моей смягчает муки.
    Сквозной мотив, раскрытый в творчестве каждого поэта, — предназначение поэта и поэзии — проходит и в стихотворениях Некрасова. Поэт у него — это пророк, которого к людям «послал бог гнева и печали». Его путь тернист, потому что поэт проходит этот путь с карающей лирой в руках, негодуя и облачая. Поэт понимает, что снискать всеобщую любовь таким образом невозможно:
    Его преследуют хулы:
    Оно ловит звуки одобренья
    Не в сладком ропоте хвалы,
    А в диких криках озлобленья.
    Но его позиция — это позиция поэта-гражданина, сына своей Родины:
    Не может сын глядеть спокойно
    На горе матери родной.
    Поэтически манифестом Некрасова стало стихотворение «Поэт и гражданин», написанное в форме диалога поэта с читателем, демократом по своим убеждениям. Читатель предъявляет поэту требования от имени лучших людей страны — эти требования отвечают духу времени, духу самой жизни:
    Пора вставать! Ты знаешь сам,
    Какое время наступило

    Проснись, громи пороки смело…
    Гражданин убеждает поэта в том, что его роль в жизни общества значительна и требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений:
    Поэтом можешь ты не быть,
    Но гражданином быть обязан.
    Муза — «печальная спутница печальных бедняков», «униженно просящая» за судьбу народа, прошла вместе с Некрасовым через всю его жизнь:
    Чрез бездны темные Насилия и Зла,
    Труда и Голода она меня вела —
    Почувствовать свои страданья научила
    И свету возвестить о них благословила…
    Да! Лирика Некрасова многоводна, как река. Его поэзия неисчерпаема, как народная мудрость, и прекрасна, как Россия, которой он служил. «Сейте разумное, доброе, вечное, / Сейте! Спасибо вам скажет сердечное / Русский народ…» — призывает поэт идущих за ним. Это своеобразное завещание великого русского поэта потомкам.

  4. Основные мотивы лирики Н. А. Некрасова
    Н. А. Некрасов явился «поэтическим выразителем целой эпохи нашего общественного развития» (Плеханов), откликнувшимся на самые злободневные вопросы дореформенной и пореформенной России, главным из которых был вопрос о путях освобождения крестьян от крепостной зависимости. Некрасов явился истинно народным поэтом, писавшим о народе, для народа, от имени народа. Любовью к народу пронизано все его творчество.
    В поэзии Некрасова народ и родина — два неразделимых понятия, два образа, слитых воедино. Неслучайно одно из первых его стихотворений так и называется — «Родина» (1846). В стихотворении выражена ненависть к дворянскому усадебному быту, знакомые места не вызывают у поэта прилива нежных чувств, его сердце не переполняется любовью. При воспоминании о днях юности его грудь стесняют «злоба и хандра», потому что в памяти возникают картины «бесплодной и пустой» жизни отцов:
    Разврата грязного и мелкого тиранства,
    Где рой подавленных и трепетных рабов
    Завидовал житью послушных барских псов.
    Лишь образы несчастной матери, которая «жребии свои несла в молчании рабы», «отданная навеки угрюмому невежде», да сестры, разделившей «и горе, и позор судьбы ее ужасной», вызывают чувства любви и тоски.
    Как автобиографическое воспринимается и другое стихотворение Некрасова — «На Волге». Переживания его лирического героя в значительной степени отразили реальные впечатления автора. В нем еще ярче прозвучали гневные и восторженные ноты некрасовской поэзии.
    Величественная русская река ассоциируется у поэта с родиной, с Русью. Каждый раз после разлуки с Волгой (где прошли детские и юношеские годы поэта) его сердце переполняется любовью, поэт не может не высказать своих трепетных чувств:
    О Волга!., колыбель моя!
    Любил ли кто тебя, как я!
    В Основные мотивовы лирики Н. А. Некрасова входила и великая русская река Волга — «благословенная река, кормилица народа». Но никогда не изгладятся из памяти поэта картины, увиденные в детстве: рабский, изнурительный труд бурлаков, «лохмотья жалкой нищеты, изнеможденные черты»:
    О, горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной реки И в первый раз ее назвал Рекою рабства и тоски!..
    Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» (1858) — это размышления поэта о народе и о тех, в чьих руках находится его судьба. С сочувствием изображается поэтом народ: «Где народ, там и стон…» — и с гневным возмущением — полное равнодушие вельможи, не любящего «оборванной черни»:
    Что тебе эта скорбь вопиющая,
    Что тебе этот бедный народ?
    Вечным праздником быстро бегущая
    Жизнь очнуться тебе не дает…
    Верой в могучие силы народа проникнуто стихотворение Некрасова «Железная дорога» (1864). Автор изображает непосильный труд рабочего люда, согнанного голодом из своих деревень на строительство железной дороги. Печаль, негодование и восхищение — вот основные чувства, воплощенные в этом стихотворении поэтом.
    Печаль по поводу тягостного положения народа, негодование не только против угнетателей, но и против долготерпения, покорности народа — вот что волнует автора. И в то же время восхищение русским народом, способным вынести любые испытания. Поэт верит в будущее России, но сожалеет, что сам уже не увидит этого времени;
    …Вынесет все — и широкую, ясную
    Грудью дорогу проложит себе.
    Жаль только — жить в эту пору прекрасную
    Уж не придется ни мне, ни тебе.
    В стихотворении «Элегия» (1874) Некрасов также говорит о бедственном положении народа и определяет высокое назначение своей поэзии:
    Я лиру посвятил народу своему.
    Быть может, я умру, неведомый ему,
    Но я ему служил — и сердцем я спокоен.
    Наиболее полно авторская позиция по вопросу о назначении поэта и поэзии представлена в стихотворении «Поэт и гражданин» (1856), написанном в форме диалога, но не как столкновение двух противников, а, наоборот, в форме взаимного поиска истинного ответа на вопрос о роли поэта и. назначении поэзии в общественной жизни.
    Видимо, поэтому в споре нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений, активной борьбы за эти убеждения. А главная мысль, которая утверждается Некрасовым в этом стихотворении, звучит как призыв: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».
    Сопоставление это неожиданно, но не случайно. Два образа — истязаемой крестьянки и музы — сливаются в один, и он становится для Некрасова постоянным.
    Правдиво и глубоко изображает поэт судьбу простой русской женщины в стихотворении «Тройка» (1846), ее горькую участь и тяжкие испытания, выпавшие на ее долю:
    И схоронят в сырую могилу,
    Как пройдешь ты тяжелый свой путь,
    Бесполезно угасшую силу
    И ничем не согретую грудь.
    Поэзия Некрасова отразила все богатство и лучшие качества русского народа: его мудрость, культуру, особенности характера, нравственные силы, духовное богатство, а также глубокое чувство любви к родине, к своей земле, к природе.
    Яркость красок, романтические Мотивы лирики, связь природы с жизнью крестьянина, его трудом, надеждами, мечтами — характерные особенности картин русской природы в поэзии Некрасова.
    Поэт не перестает восхищаться простором своей Родины, богатством ее природы:
    Чуть не полмира в себе совмещая, Русь широко протянулась, родная! Много у нас и лесов, и полей, Много в отечестве пашен, зверей!
    В поэме «Кому на Руси жить хорошо» картины природы усиливают, подчеркивают душевное состояние героев — тоску или радость, тревогу, душевный подъем и т. д.
    Таким образом, более чем за тридцать лет творческой деятельности Некрасов внес достойный вклад в развитие русской поэзии. С его именем в умах многих поколений читателей связывается целая эпоха в русской литературе. С его именем вошло в литературу что-то особенное, что не устарело с годами, а развивалось и углублялось. Это особое чувство народности и гражданственности, новые поэтические открытия, нашедшие отражение в поэзии Блока и других поэтов XX века.

  5. ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ НЕКРАСОВА. С детства знакомы каждому из нас проникновенные сти­хи и поэмы Николая Алексеевича Некрасова. В своем твор­честве он выразил думы и надежды простых людей с такой силой, с какой это не удавалось ни одному поэту до него. Поэтому с уверенностью поэт говорит:
    Я лиру посвятил народу своему,
    Быть может, я умру, неведомый ему,
    Но я ему служил — и сердцем я спокоен.
    Картины жизни, созданные им, впечатляют правдой и глу­биной. В своих произведениях он выразил самые сокровенные чаяния народа, его светлые стремления. С любовью, с сочувс­твием и пониманием создавал Некрасов образ простого чело­века. Он подмечал в нем живой ум, талант. Для него
    Доля народа,
    Счастье его,
    Свет и свобода Прежде всего!
    Особое место в его творчестве занимают женщины-крес­тьянки. Николай Алексеевич показывает мучительную и труд­ную жизнь их в крепостной России и, вместе с тем, замеча­тельные качества: красоту, нравственную чистоту, чувство личного достоинства. Очень красивыми и гордыми были они тогда.- В их душах таились сокровища доброты и благородс­тва. Все выносили и голод, и холод, и нужду, и бедствия. Но тяжелая, полная лишений и невзгод жизнь не сломила воли, не принизила характера русской женщины. Поэма «Мороз Красный Нос», стихотворения «Арина», «Мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская» говорят о том, что Некрасов твердо верит в их прекрасное светлое будущее.
    Своими стихами поэт выражал прогрессивное стремле­ние современной ему передовой молодежи, будил ее созна­ние, призывал к действию:
    Пора вставать! Ты знаешь сам,
    Какое время наступило.
    В ком чувство долга не остыло,
    Кто сердцем неподкупно прям,
    В ком дарованье, сила, меткость,
    Тому теперь не должно спать.
    В своих произведениях, посвященных русским писателям, Н. А. Некрасов, говорил о духовно близких ему людях, еди­номышленниках и соратниках по борьбе. После смерти Доб­ролюбова и ареста Чернышевского он писал:
    Узы дружбы, союзов сердечных —
    Все порвалось, мне с детства судьба
    Посылала врагов долговечных,
    А друзей уносила борьба!
    Поэт очень жалеет, что «песни вещие их не допеты». Ни­колай Алексеевич также высоко ценил труды критика:
    Белинский был особенно любим…
    Молясь твоей многострадальной тени,
    Учитель! Перед именем твоим
    Позволь смиренно преклонить колени!
    На эту тему были написаны многие стихи, среди них «Поэт и гражданин», «Газетная», «Блажен незлобивый поэт».
    Особенно мне нравится «Памяти Добролюбова». В нем Некрасов отразил жизненный подвиг его, духовную мощь лучших среди шестидесятников «штурманов будущей бури». Здесь, по его словам, «старался выразить … идеал обще­ственного деятеля». С точки зрения поэта, это человек су­ровый, умный, рассудительный. Его чувства проникнуты беспредельной любовью к Родине. Он целомудренно сдер­жан, но это не говорит о том, что не способен отдать себя во имя ее:
    Учил ты жить для славы для свободы.
    Но более учил ты умирать…
    Чтобы отчизна стала лучше, краше, Добролюбов отда­вал ей свои труды, надежды, помыслы. Он делал все для того, чтобы быстрее пробил час революции, настало свет­лое будущее:
    Взывая к жизни новой,
    И светлый рай, и перлы для венца
    Готовил ты любовнице суровой,
    Некрасов скорбит о молодом друге, соратнике и гордит­ся им как истинным героем:
    Но слишком рано твой ударил час
    И вещее перо из рук упало.
    Какой светильник разума угас!
    Какое сердце биться перестало!
    Хотя и прошло много лет со дня его смерти, однако он остается в сердцах людей, а его труды выеоко ценятся. Не­красов скорбит, что такого человека потеряла русская зем­ля, в то же время поэт призывает ее гордиться за такого сына, в котором
    Сокровища душевной красоты
    Совмещены были благодатно.
    Н. А. Некрасов говорит, что
    Когда б таких людей
    Ты иногда б не посылала миру,
    Заглохла б нива жизни.
    Стихотворение звучит торжественно, как гимн герою, ко­торый заслужил право на бессмертие, на благодарную память потомков. Последняя строка неожиданно обрывается, словно поэт не в силах закончить речь или умолкает, охваченный думами о человеке, о жизни, о бессмертии.
    В «Памяти Добролюбова» немало художественно-изобре­тательных средств. Особую выразительность придают ритори­ческие восклицания, которые помогают выделить основную мысль, находящуюся в нем, подчеркивают чувства автора, его отношение к этому человеку. Сравнения усиливают эмо­циональность речи поэта. Например:
    Как женщину, ты родину любил…
    Такие эпитеты, как «любовнице суровой», «светлый рай», «вещее перо» и др. , помогают представить нам, оце­нить этого человека, узнать его убеждения, занятия. Точно подобранные глаголы: не дал, умел, учил, отвергал и дру­гие дают понять, что Добролюбов имел огромное влияние на современников и последующее поколение.
    Изучив лирику Некрасова, я убедилась, что это истин­ный народный поэт. Его стихи не потеряли актуальность и в наши дни. Из них мы узнаем о творчестве и деятель­ности выдающихся людей его эпохи, о тяжелом положении крестьян, о роли поэта и поэзии в обществе. Они заставля­ют задуматься над нашей историей.

    читать похожие:

    ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ Н. А. НЕКРАСОВА
    Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова
    ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ ЛЕРМОНТОВА
    ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

  6. С детства знакомы каждому из нас проникновенные стихи и поэмы Николая Алексеевича Некрасова. В своем творчестве он выразил думы и надежды простых людей с такой силой, с какой это не удавалось ни одному поэту до него. Поэтому с уверенностью поэт говорит:
    Я лиру посвятил народу своему,
    Быть может, я умру, неведомый ему.
    Но я ему служил — и сердцем я спокоен.
    Картины жизни, созданные им, впечатляют правдой и глубиной. В своих произведениях он выразил самые сокровенные чаяния народа, его светлые стремления. С любовью, с сочувствием и пониманием создавал Некрасов образ простого человека. Он подмечал в нем живой ум, талант. Для него
    Доля народа,
    Счастье его,
    Свет и свобода
    Прежде всего!
    Особое место в его творчестве занимают женщины-крестьянки. Николай Алексеевич показывает мучительную и трудную жизнь их в крепостной России и, вместе с тем, замечательные качества: красоту, нравственную чистоту, чувство личного достоинства. Очень красивыми и гордыми были они тогда. В их душах таились сокровища доброты и благородства. Все выносили и голод, и холод, и нужду, и бедствия. Но тяжелая, полная лишений и невзгод жизнь не сломила воли, не принизила характера русской женщины. Поэма «Мороз Красный Нос», стихотворения «Арина», «Мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская» говорят о том, что Некрасов твердо верит в их прекрасное светлое будущее.
    Своими стихами поэт выражал прогрессивное стремление современной ему передовой молодежи, будил ее сознание, призывал к действию:
    Пора вставать! Ты знаешь сам,
    Какое время наступило.
    В ком чувство долга не остыло,
    Кто сердцем неподкупно прям,
    В ком дарованье, сила, меткость,
    Тому теперь не должно спать.
    В своих произведениях, посвященных русским писателям, Н. А. Некрасов, говорил о духовно близких ему людях, единомышленниках и соратниках по борьбе. После смерти Добролюбова и ареста Чернышевского он писал:
    Узы дружбы, союзов сердечных
    Все порвалось, мне с детства судьба
    Посылала врагов долговечных,
    А друзей уносила борьба!
    Поэт очень жалеет, что «песни вещие их не допеты». Николай Алексеевич также высоко ценил труды критика:
    Белинский был особенно любим…
    Молясь твоей многострадальной тени,
    Учитель! Перед именем твоим
    Позволь смиренно преклонить колени!
    На эту тему были написаны многие стихи, среди них «Поэт и гражданин», «Газетная», «Блажен незлобивый поэт».
    Особенно мне нравится «Памяти Добролюбова». В нем Некрасов отразил жизненный подвиг его, духовную мощь лучших среди шестидесятников, «штурманов будущей бури». Здесь, по его словам, «старался выразить … идеал общественного деятеля». С точки зрения поэта, это человек суровый, умный, рассудительный. Его чувства проникнуты беспредельной любовью к Родине. Он целомудренно сдержан, но это не говорит о том, что не способен отдать себя во имя ее:
    Учил ты жить для славы для свободы.
    Но более учил ты умирать…
    Чтобы отчизна стала лучше, краше, Добролюбов отдавал ей свои труды, надежды, помыслы. Он делал все для того, чтобы быстрее пробил час революции, настало светлое будущее:
    Взывая к жизни новой,
    И светлый рай, и перлы для венца
    Готовил ты любовнице суровой
    Некрасов скорбит о молодом друге, соратнике и гордится им как истинным героем:
    Но слишком рано твой ударил час
    И вещее перо из рук упало.
    Какой светильник разума угас!
    Какое сердце биться перестало!
    Хотя и прошло много лет со дня его смерти, однако он остается в сердцах людей, а его труды высоко ценятся. Некрасов скорбит, что такого человека потеряла русская земля, в то же время поэт призывает ее гордиться за такого сына, в котором
    Сокровища душевной красоты
    Совмещены были благодатно.
    Н. А. Некрасов говорит, что
    Когда б таких людей
    Ты иногда б не посылала миру,
    Заглохла б нива жизни.
    Стихотворение звучит торжественно, как гимн герою, который заслужил право на бессмертие, на благодарную память потомков. Последняя строка неожиданно обрывается, словно поэт не в силах закончить речь или умолкает, охваченный думами о человеке, о жизни, о бессмертии.
    В «Памяти Добролюбова» немало художественно-изобретательных средств. Особую выразительность придают риторические восклицания, которые помогают выделить основную мысль, находящуюся в нем, подчеркивают чувства автора, его отношение к этому человеку. Сравнения усиливают эмоциональность речи поэта. Например:
    Как женщину, ты родину любил…
    Такие эпитеты, как «любовнице суровой», «светлый рай», «вещее перо» и др. , помогают представить нам, оценить этого человека, узнать его убеждения, занятия. Точно подобранные глаголы: не дал, умел, учил, отвергал и другие дают понять, что Добролюбов имел огромное влияние на современников и последующее поколение.
    Изучив лирику Некрасова, я убедилась, что это истинный народный поэт. Его стихи не потеряли актуальность и в наши дни. Из них мы узнаем о творчестве и деятельности выдающихся людей его эпохи, о тяжелом положении крестьян, о роли поэта и поэзии в обществе. Они заставляют задуматься над нашей историей.

  7. Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант, которым щедро наградила его природа, и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику.
    Одной из главных тем лирики Некрасова является народ и идея народного служения. Эти мотивы стали для поэта главной очищающей силой, источником нравственного обновления, духовной опорой. В 1845 году его стихотворение «В дороге» стало настоящим потрясением для русской поэзии. Некрасов сделал крестьянина главным героем лирического произведения, изобразив его как человека с индивидуальной судьбой.
    Чтобы понять себя, осветить так или иначе историю своей души, поэт обращается к поре детства. Стихотворение «Родина» – это попытка проанализировать влияние крепостничества на формирование детской души. Деспотизм и рабство не только оставляли в детской душе страшные следы – они рождали ненависть, сопротивление, стремление выбраться из этого мира. Поэтому так отрадно звучат в стихотворении строки:
    И набок валится пустой и мрачный дом,
    Где вторил звону чаш и гласу ликований
    Глухой и вечный гул подавленных страданий,
    И только тот один, кто всех собой давил,
    Свободно и дышал, и действовал, и жил.
    С детских лет Некрасов был близок к крестьянам, он рано открыл для себя «незримые, невидимые лиру слезы», стоны и печаль:
    Волга! Волга!… Весной многоводной
    Ты не так заливаешь поля,
    Как великою скорбью народной
    Переполнилась наша земля…
    Понять нужды народа и повести его за собой призваны «народные заступники», «учителя народа», «сеятели» правды:
    Сейте разумное, доброе, вечное…
    Мотив заступничества за народ звучит во многих стихах Некрасова, посвященных памяти Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Гоголя. Некрасов воспевает их высокие нравственные качества, мудрый ум и волю.
    Что же является залогом будущего благополучия? Русский национальный характер, богатырские силы народа, который:
    Вынесет все – и широкую, ясную
    Грудью дорогу проложит себе…
    Вся лирика Некрасова проникнута чувством любви не только к русскому народу, «которому пределы не поставлены», но и к родной земле с ее бескрайними нивами, зелеными лесами, суровыми зимами. Некрасовский мир – это не только «страшный мир», есть в нем и другая сторона.
    Мир света и надежды связан у поэта прежде всего с природой. Любовь к полям и лесам своей родины зародилась у Некрасова в ранние детские годы. Он восхищался родной ярославской природой, красотой ее зеленых просторов:
    Там зелень ярче изумруда,
    Нежнее шелковых ковров,
    И, как серебряные блюда,
    На ровной скатерти лугов
    Стоят озера.
    Трепетной любовью и проникновенным чувством наполнено описание весны в стихотворении «Зеленый шум»:
    Как молоком облитые,
    Стоят сады вишневые,
    Тихохонько шумят;
    Пригреты теплым солнышком,
    Шумят повеселелые
    Сосновые леса…
    Ну а как же без стихов, посвященных любимой женщине Авдотье Яковлевне Панаевой («Я не люблю иронии твоей…», «Поражена потерей невозвратной…», «Да, наша жизнь текла мятежно…»)? В них поэт правдиво раскрывает свои душевные переживания:
    Я мучился: я плакал и страдал,
    В догадках ум испуганный блуждал,
    Я жалок был в отчаянье суровом…
    Он не смягчает, не сглаживает собственные противоречия и терзания, анализируя самые сокровенные чувства:
    Мы с тобой бестолковые люди:
    Что минута, то вспышка готова!…
    После ссоры так полно, так нежно
    Возвращенье любви и участья…
    В любовной лирике герой берет на себя вину в наступлении охлаждения, мучительно кается в разрыве отношений, трагически переживая страдания любимой им женщины:
    Я счастия тебе желаю и молю,
    Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,
    Души моей смягчает муки.
    Сквозной мотив, раскрытый в творчестве каждого поэта, – предназначение поэта и поэзии – проходит и в стихотворениях Некрасова. Поэт у него – это пророк, которого к людям «послал бог гнева и печали». Его путь тернист, потому что поэт проходит этот путь с карающей лирой в руках, негодуя и облачая. Поэт понимает, что снискать всеобщую любовь таким образом невозможно:
    Его преследуют хулы:
    Оно ловит звуки одобренья
    Не в сладком ропоте хвалы,
    А в диких криках озлобленья.
    Но его позиция – это позиция поэта-гражданина, сына своей Родины:
    Не может сын глядеть спокойно
    На горе матери родной.
    Поэтически манифестом Некрасова стало стихотворение «Поэт и гражданин», написанное в форме диалога поэта с читателем, демократом по своим убеждениям. Читатель предъявляет поэту требования от имени лучших людей страны – эти требования отвечают духу времени, духу самой жизни:
    Пора вставать! Ты знаешь сам,
    Какое время наступило

    Проснись, громи пороки смело…
    Гражданин убеждает поэта в том, что его роль в жизни общества значительна и требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений:
    Поэтом можешь ты не быть,
    Но гражданином быть обязан.
    Муза – «печальная спутница печальных бедняков», «униженно просящая» за судьбу народа, прошла вместе с Некрасовым через всю его жизнь:
    Чрез бездны темные Насилия и Зла,
    Труда и Голода она меня вела –
    Почувствовать свои страданья научила
    И свету возвестить о них благословила…
    Да! Лирика Некрасова многоводна, как река. Его поэзия неисчерпаема, как народная мудрость, и прекрасна, как Россия, которой он служил. «Сейте разумное, доброе, вечное, / Сейте! Спасибо вам скажет сердечное / Русский народ…» – призывает поэт идущих за ним. Это своеобразное завещание великого русского поэта потомкам.

  8. С детства знакомы каждому из нас проникновенные стихи и поэмы Николая Алексеевича Некрасова. В своем творчестве он выразил думы и надежды простых людей с такой силой, с какой это не удавалось ни одному поэту до него. Поэтому с уверенностью поэт говорит:
    Я лиру посвятил народу своему,
    Быть может, я умру, неведомый ему.
    Но я ему служил — и сердцем я спокоен.
    Картины жизни, созданные им, впечатляют правдой и глубиной. В своих произведениях он выразил самые сокровенные чаяния народа, его светлые стремления. С любовью, с сочувствием и пониманием создавал Некрасов образ простого человека. Он подмечал в нем живой ум, талант. Для него
    Доля народа,
    Счастье его,
    Свет и свобода
    Прежде всего!
    Особое место в его творчестве занимают женщины-крестьянки. Николай Алексеевич показывает мучительную и трудную жизнь их в крепостной России и, вместе с тем, замечательные качества: красоту, нравственную чистоту, чувство личного достоинства. Очень красивыми и гордыми были они тогда. В их душах таились сокровища доброты и благородства. Все выносили и голод, и холод, и нужду, и бедствия. Но тяжелая, полная лишений и невзгод жизнь не сломила воли, не принизила характера русской женщины. Поэма «Мороз Красный Нос», стихотворения «Арина», «Мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская» говорят о том, что Некрасов твердо верит в их прекрасное светлое будущее.
    Своими стихами поэт выражал прогрессивное стремление современной ему передовой молодежи, будил ее сознание, призывал к действию:
    Пора вставать! Ты знаешь сам,
    Какое время наступило.
    В ком чувство долга не остыло,
    Кто сердцем неподкупно прям,
    В ком дарованье, сила, меткость,
    Тому теперь не должно спать.
    В своих произведениях, посвященных русским писателям, Н. А. Некрасов, говорил о духовно близких ему людях, единомышленниках и соратниках по борьбе. После смерти Добролюбова и ареста Чернышевского он писал:
    Узы дружбы, союзов сердечных
    Все порвалось, мне с детства судьба
    Посылала врагов долговечных,
    А друзей уносила борьба!
    Поэт очень жалеет, что «песни вещие их не допеты». Николай Алексеевич также высоко ценил труды критика:
    Белинский был особенно любим…
    Молясь твоей многострадальной тени,
    Учитель! Перед именем твоим
    Позволь смиренно преклонить колени!
    На эту тему были написаны многие стихи, среди них «Поэт и гражданин», «Газетная», «Блажен незлобивый поэт».
    Особенно мне нравится «Памяти Добролюбова». В нем Некрасов отразил жизненный подвиг его, духовную мощь лучших среди шестидесятников, «штурманов будущей бури». Здесь, по его словам, «старался выразить … идеал общественного деятеля». С точки зрения поэта, это человек суровый, умный, рассудительный. Его чувства проникнуты беспредельной любовью к Родине. Он целомудренно сдержан, но это не говорит о том, что не способен отдать себя во имя ее:
    Учил ты жить для славы для свободы.
    Но более учил ты умирать…
    Чтобы отчизна стала лучше, краше, Добролюбов отдавал ей свои труды, надежды, помыслы. Он делал все для того, чтобы быстрее пробил час революции, настало светлое будущее:
    Взывая к жизни новой,
    И светлый рай, и перлы для венца
    Готовил ты любовнице суровой
    Некрасов скорбит о молодом друге, соратнике и гордится им как истинным героем:
    Но слишком рано твой ударил час
    И вещее перо из рук упало.
    Какой светильник разума угас!
    Какое сердце биться перестало!
    Хотя и прошло много лет со дня его смерти, однако он остается в сердцах людей, а его труды высоко ценятся. Некрасов скорбит, что такого человека потеряла русская земля, в то же время поэт призывает ее гордиться за такого сына, в котором
    Сокровища душевной красоты
    Совмещены были благодатно.
    Н. А. Некрасов говорит, что
    Когда б таких людей
    Ты иногда б не посылала миру,
    Заглохла б нива жизни.
    Стихотворение звучит торжественно, как гимн герою, который заслужил право на бессмертие, на благодарную память потомков. Последняя строка неожиданно обрывается, словно поэт не в силах закончить речь или умолкает, охваченный думами о человеке, о жизни, о бессмертии.
    В «Памяти Добролюбова» немало художественно-изобретательных средств. Особую выразительность придают риторические восклицания, которые помогают выделить основную мысль, находящуюся в нем, подчеркивают чувства автора, его отношение к этому человеку. Сравнения усиливают эмоциональность речи поэта. Например:
    Как женщину, ты родину любил…
    Такие эпитеты, как «любовнице суровой», «светлый рай», «вещее перо» и др. , помогают представить нам, оценить этого человека, узнать его убеждения, занятия. Точно подобранные глаголы: не дал, умел, учил, отвергал и другие дают понять, что Добролюбов имел огромное влияние на современников и последующее поколение.
    Изучив лирику Некрасова, я убедилась, что это истинный народный поэт. Его стихи не потеряли актуальность и в наши дни. Из них мы узнаем о творчестве и деятельности выдающихся людей его эпохи, о тяжелом положении крестьян, о роли поэта и поэзии в обществе. Они заставляют задуматься над нашей историей.

  9. Главная
    Сочинения по литературе
    Основные мотивы лирики Некрасова – сочинение
    С детства знакомы каждому из нас проникновенные стихи и поэмы Николая Алексеевича Некрасова. В своем творчестве он выразил думы и надежды простых людей с такой силой, с какой это не удавалось ни одному поэту до него. Поэтому с уверенностью поэт говорит:
    Я лиру посвятил народу своему,
    Быть может, я умру, неведомый ему.
    Но я ему служил — и сердцем я спокоен.
    Картины жизни, созданные им, впечатляют правдой и глубиной. В своих произведениях он выразил самые сокровенные чаяния народа, его светлые стремления. С любовью, с сочувствием и пониманием создавал Некрасов образ простого человека. Он подмечал в нем живой ум, талант. Для него
    Доля народа,
    Счастье его,
    Свет и свобода
    Прежде всего!
    Особое место в его творчестве занимают женщины-крестьянки. Николай Алексеевич показывает мучительную и трудную жизнь их в крепостной России и, вместе с тем, замечательные качества: красоту, нравственную чистоту, чувство личного достоинства. Очень красивыми и гордыми были они тогда. В их душах таились сокровища доброты и благородства. Все выносили и голод, и холод, и нужду, и бедствия. Но тяжелая, полная лишений и невзгод жизнь не сломила воли, не принизила характера русской женщины. Поэма «Мороз Красный Нос», стихотворения «Арина», «Мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская» говорят о том, что Некрасов твердо верит в их прекрасное светлое будущее.
    Своими стихами поэт выражал прогрессивное стремление современной ему передовой молодежи, будил ее сознание, призывал к действию:
    Пора вставать! Ты знаешь сам,
    Какое время наступило.
    В ком чувство долга не остыло,
    Кто сердцем неподкупно прям,
    В ком дарованье, сила, меткость,
    Тому теперь не должно спать.
    В своих произведениях, посвященных русским писателям, Н. А. Некрасов, говорил о духовно близких ему людях, единомышленниках и соратниках по борьбе. После смерти Добролюбова и ареста Чернышевского он писал:
    Узы дружбы, союзов сердечных
    Все порвалось, мне с детства судьба
    Посылала врагов долговечных,
    А друзей уносила борьба!
    Поэт очень жалеет, что «песни вещие их не допеты». Николай Алексеевич также высоко ценил труды критика:
    Белинский был особенно любим…
    Молясь твоей многострадальной тени,
    Учитель! Перед именем твоим
    Позволь смиренно преклонить колени!
    На эту тему были написаны многие стихи, среди них «Поэт и гражданин», «Газетная», «Блажен незлобивый поэт».
    Особенно мне нравится «Памяти Добролюбова». В нем Некрасов отразил жизненный подвиг его, духовную мощь лучших среди шестидесятников, «штурманов будущей бури». Здесь, по его словам, «старался выразить … идеал общественного деятеля». С точки зрения поэта, это человек суровый, умный, рассудительный. Его чувства проникнуты беспредельной любовью к Родине. Он целомудренно сдержан, но это не говорит о том, что не способен отдать себя во имя ее:
    Учил ты жить для славы для свободы.
    Но более учил ты умирать…
    Чтобы отчизна стала лучше, краше, Добролюбов отдавал ей свои труды, надежды, помыслы. Он делал все для того, чтобы быстрее пробил час революции, настало светлое будущее:
    Взывая к жизни новой,
    И светлый рай, и перлы для венца
    Готовил ты любовнице суровой
    Некрасов скорбит о молодом друге, соратнике и гордится им как истинным героем:
    Но слишком рано твой ударил час
    И вещее перо из рук упало.
    Какой светильник разума угас!
    Какое сердце биться перестало!
    Хотя и прошло много лет со дня его смерти, однако он остается в сердцах людей, а его труды высоко ценятся. Некрасов скорбит, что такого человека потеряла русская земля, в то же время поэт призывает ее гордиться за такого сына, в котором
    Сокровища душевной красоты
    Совмещены были благодатно.
    Н. А. Некрасов говорит, что
    Когда б таких людей
    Ты иногда б не посылала миру,
    Заглохла б нива жизни.
    Стихотворение звучит торжественно, как гимн герою, который заслужил право на бессмертие, на благодарную память потомков. Последняя строка неожиданно обрывается, словно поэт не в силах закончить речь или умолкает, охваченный думами о человеке, о жизни, о бессмертии.
    В «Памяти Добролюбова» немало художественно-изобретательных средств. Особую выразительность придают риторические восклицания, которые помогают выделить основную мысль, находящуюся в нем, подчеркивают чувства автора, его отношение к этому человеку. Сравнения усиливают эмоциональность речи поэта. Например:
    Как женщину, ты родину любил…
    Такие эпитеты, как «любовнице суровой», «светлый рай», «вещее перо» и др. , помогают представить нам, оценить этого человека, узнать его убеждения, занятия. Точно подобранные глаголы: не дал, умел, учил, отвергал и другие дают понять, что Добролюбов имел огромное влияние на современников и последующее поколение.
    Изучив лирику Некрасова, я убедилась, что это истинный народный поэт. Его стихи не потеряли актуальность и в наши дни. Из них мы узнаем о творчестве и деятельности выдающихся людей его эпохи, о тяжелом положении крестьян, о роли поэта и поэзии в обществе. Они заставляют задуматься над нашей историей.

  10. Litra.ru
    Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант, которым щедро наградила его природа, и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику.
    Поговорим о политической, гражданской лирике Некрасова. Встреча с В. Г. Белинским сыграла большую роль не только в жизни, но и в творчестве Некрасова. У поэта нет личной жизни без творчества, они всегда взаимосвязаны. Одна отражается в другой, влияя и взаимодействуя друг с другом. Под непосредственным влиянием демократических идей Белинского поэтом созданы замечательные стихи: “Родина”, “Тройка”, “Перед дождем”, “Еду ли ночью по улице темной…”, “Вчерашний день, часу в шестом…”
    Стихотворение “Родина” во многом автобиографично. Автор, изображая подлинные события жизни, которым он был свидетель, творчески их переосмысливает. Стихотворение это навеяно детскими воспоминаниями о жизни в Грешневе. Оно обличает крепостничество, деспотизм, полную забитость крестьян. Поэт описывает усадьбу:
    Тема обличения крепостничества и самодержавия, любовь к простому человеку, сочувствие обиженным и угнетенным проходит красной нитью через все творчество Некрасова. Весь ужас и бесправие самодержавной России поэт сумел отразить в очень коротком, но удивительно емком по содержанию стихотворении:
    Тема Музы, женщины, матери проходит через все творчество Некрасова, начиная от ранних стихотворений “В дороге”, “Тройка”, “Буря” до зрелых произведений шестидесятых-семидесятых годов “Мороз, Красный нос”, “Орина, мать солдатская”, “Коробейники”.
    У Некрасова, как мы уже отмечали, нет чисто любовной лирики. Она вся пропитана гражданским чувством. В стихотворении “Поэт и гражданин” Некрасов ставит знак равенства между этими двумя словами, призывая поэта очнуться от неги и бездействия, включиться в борьбу за благо народа.
    Стихотворение написано в форме диалога – спора гражданина с поэтом, который призывает талантливого поэта возвысить свой голос в защиту обездоленных, убогих, сирых. Он выполнит свой долг, если облегчит участь хотя бы одному, но поэт способен помочь тысячам, он не должен молчать:
    Поэт сомневается в могуществе сил своих, в возможности проявить эти силы на благо Родины. Но гражданин вдохновляет его на подвиг во имя общественного блага:
    Поэтом можешь ты не быть.
    Но гражданином быть обязан.
    Что же такое – гражданин? Это человек, который ответствен за все происходящее на Родине, переживает неудачи и радуется достижениям страны. Он носит ее язвы, как свои. Много стихотворений поэт посвятил конкретным людям, истинным борцам за счастье России: “Памяти Белинского”, “Русскому писателю”, “Тургеневу”, “Пророк”, посвященное Чернышевскому. В них поэт говорит о духовно близких ему людях, единомышленниках и соратниках по борьбе:
    Многие стихотворения Некрасова посвящены описанию народной, деревенской жизни. Некрасов рос на Волге. Образ великой русской реки постоянно встречается в его произведениях. Связь Некрасова с родным краем на протяжении всей жизни постоянно оказывала влияние на его творчество:
    Стихотворение “Элегия” достойно завершает лирику Некрасова. В нем поэт говорит, что народная тема не может устареть, пока есть несчастные и обездоленные, позия не может отвернуться от этой темыОбъять необъятное невозможно. А лирика Некрасова многоводна, как река. Мы коснулись лишь малой ее части. Некрасов же отразил в своем творчестве все многообразие и сложность жизни. Его поэзия неисчерпаема, как народная мудрость, и прекрасна, как Россия, которой он служил, на алтарь которой положил свой талант и жизнь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *