Сочинение на тему основные темы и мотивы пушкинской лирики 10 класс

11 вариантов

  1. Александр Сергеевич Пушкин является выдающимся русским поэтом и писателем. Он – гений, а гений, как известно, всегда ходит на краю бездны. Его книги – это не только стихи, рассказы, поэмы. Это стихи и о дружбе, о предназначении поэта и поэзии, а также гражданская лирика.
    В своих произведениях он поднимал острые, как политические, так и личные темы. А. С. Пушкин в совершенстве владел слогом. Понятие «лирика» вообще означает описание личного чувства. Лирическое означает поэтическое. Поэзия для Пушкина стояла на первом месте после прозы.
    В своих стихах он прославлял дружбу, любовь, свободу. Некоторые его стихи в своё время не прошли цезуру. Его лирика повлияла на таких авторов как Лермонтов, Толстой, Достоевский. И оставила наследство для поэтов уже Серебряного века, конца девятнадцатого начала двадцатого, таких как Бунин, Блок, Бехтерев и др.
    На становление самого поэтического слога и смыслов Пушкина повлияли такие поэты как Вольтер, Мольер, Байрон. Они также восхваляли свободу личности над государством, за что собственно и были гонимы в своём отечестве. Но их лирика, как и Пушкина, предопределила развитие демократических ценностей, в первую очередь – свободы. Сам Пушкин был своевольным (вольным в суждениях и мнении) человеком, водил дружбу с декабристами. Когда он вернулся из ссылки и был представлен императору Николаю Первому, тот его спросил о его действиях в декабрьских событиях 1825 года. Пушкин, не боясь, ответил, что если бы в тот день он был в Петербурге, он непременно примкнул бы к декабристам. Такой ответ вовсе не повлиял на его дружбу с царём.

  2. Тема поэта и поэзии

    Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина – основной мотив творчества писателя. Она присутствовала в каждый из периодов его жизни. Могли меняться идеалы, а эта тематика оставалась неизменной. Александр Сергеевич считал, что поэт стоит выше греховной земной власти. Его цель – служение правде, а не царям.
    Тема творчества в лирике Пушкина открывает читателям, что автор презрел тех поэтов, которые подстраиваются под политический строй и пишут свои стихи в угоду власть имущих. Сам Александр Сергеевич никогда не делал этого. Он считал, что писатель должен быть выше политики.

    Тема любви и дружбы

    Тема любви в лирике Пушкина прослеживается как в раннюю, так и более позднюю пору деятельности писателя. Особенно ярко развивается эта тематика в так называемом южном периоде творчества. Именно в это время была написана такая романтичная поэма, как «Цыгане». Здесь писатель говорит не только о любви, но и о самоотречении. В этом заключается своеобразие любовной лирики Пушкина. Он утверждает, что это возвышенное чувство несопоставимо с эгоизмом. Такие убеждения прослеживаются и в знаменитом стихотворении «Я вас любил…».
    Не последнее место занимает и тема дружбы в лирике Пушкина. У писателя было много друзей, которым он часто посвящал стихи. Среди знаменитых стихотворений можно выделить такое произведение, как «И.И. Пущину». Именно этот друг не оставил писателя, когда тот был отправлен в ссылку и навестил его, несмотря на запрет.
    Александр Сергеевич поддерживал общение с лицейскими товарищами. Именно их он ценил больше и любил с ними проводить время больше, чем в светском обществе. О своих друзьях писатель не забывал ни в один из периодов творчества.

    Тема свободы в лирике Пушкина

    Тема свободы в лирике Пушкина занимает ведущее место. Он всегда считал, что нельзя ограничивать права человека и идти против его воли. При этом социальное положение индивида не должно влиять на его независимость. Каждый человек должен быть свободным. Писатель считал, что монархия, которая ничем не ограничена – основное зло людей.
    На творчество Александра Сергеевича оказало сильное влияние движение декабристов. Он сам был непосредственным участником и имел много друзей в этом сообществе. В этот период его стихи уже стали напоминать призыв к действию.
    Александр Сергеевич видел будущее России так – страной правит монарх, который защищает права человека. Эту идею он и освещал в своем творчестве.

    Философская лирика Пушкина

    Тема философской лирики Пушкина – это рассуждения о вечных вопросах. Автор в своем творчестве говорил о добре и зле, смысле жизни, вере, неизбежности смерти.
    Философские мотивы в лирике Пушкина носят личностный характер. Его философия была опробована собственной жизнью. Он не писал о том, чего не смог пережить, перетерпеть, испытать. Именно в этом заключалось своеобразие данной тематики.
    Если описывать основные мотивы лирики Пушкина кратко, то это темы свободы, любви, поэта и поэзии, дружбы. Прослеживаются также философские мысли в каждом его произведении. Каждое из них имеет глубокий смысл, ведь не зря Александр Сергеевич считается гением литературы.

  3. Во многих произведениях А. С. Пушкина звучат идеи патриотизма. Писатель всегда думал о своей стране, о ее будущем, поэтому часто поднимал в своих стихотворениях актуальные и злободневные проблемы. Важной становится гражданская проблематика. Ради спасения Родины и ее улучшения лирический герой готов жертвовать самим собой.

    Тема поэта и поэзии

    Тема поэта и поэзии в русской литературе во многом развивалась благодаря пушкинской традиции. Поэт был одним из первых, кто понял значение писателя в человеческом мире: именно он способен «глаголом жечь сердца людей». Поэт, по мнению А. С. Пушкина, обладает божественным началом, отличающим его от обычных людей.

    Философские мотивы

    Великий писатель и поэт XIX века во многих своих стихотворениях обращался к вечным проблемам. А. С. Пушкин размышлял о предназначении человека, о сущности бытия, о жизни и смерти, о добрых и злых началах. А. С. Пушкин к философской лирике обращался на протяжении всего своего творчества, эти мотивы соединялись со многими другими темами.

    Обобщение

    Продемонстрировать основные темы, звучащие в лирических произведениях А. С. Пушкина, поможет таблица с примерами наиболее известных стихотворений.
    Темы и мотивы
    Стихотворения
    Тема любви
    «Я вас любил: любовь еще, быть может…»

  4. Страницы милые опять персты раскрыли;
    Я снова умилен и трепетать готов…
    А. А. Фет
    Читая лирику А. С. Пушкина, великий русский писатель Н. В. Гоголь задался вопросом: “Что же стало предметом поэзии А. С. Пушкина?” И сам отвечал: “Все стало предметом”.
    В своем творчестве поэт обращался к темам любви и дружбы, его волновали проблемы свободы и назначения поэта.
    Всю лирику А. С. Пушкина можно представить как бесконечный роман в стихах, главным предметом изображения которого оказывается внутренний мир лирического героя с его чувствами, переживаниями и стремлениями, будь то порыв страсти, предчувствие любви или разочарования в идеале.
    Одной из самых главных в творчестве поэта для меня стала тема любви, которая развивается, подобно всем мотивам его лирики. В юности лирический герой А. С. Пушкина видит в любви радость и великую общечеловеческую ценность:
    …мои стихи, сливаясь и журча,
    Текут, ручьи любви, текут полны тобою.
    Во тьме твои глаза блистают предо мною,
    Мне улыбаются — и звуки слышу я:
    Мой друг, мой нежный друг… люблю… твоя… твоя!..
    Но постепенно с взрослением лирического героя тема любви переосмысливается, и теперь для А. С. Пушкина становятся важнее чувства и переживания любимой женщины:
    Но ты от горького лобзанья
    Свои уста оторвала;
    Из края мрачного изгнанья
    Ты в край иной меня звала.
    Лирический герой Пушкина способен ценить любое чувство и наслаждаться даже грустью любви:
    На холмах Грузии лежит ночная мгла;
    Шумит Арагва предо мною.
    Мне грустно и легко; печаль моя светла;
    Печаль моя полна тобою…
    По мере того как лирический герой становится личностью, он наделяется способностью жертвовать своими чувствами ради счастья любимой женщины. В качестве примера я хотела бы привести свое любимое стихотворение “Я вас любил: любовь еще, быть может…”, в котором неразделенная любовь поэта лишена всякого эгоизма:
    Я вас любил: любовь еще, быть может,
    В душе моей угасла не совсем;
    Но пусть она вас больше не тревожит;
    Я не хочу печалить вас ничем.
    Кульминацией этой темы можно по праву считать стихотворение “Мадонна”, в котором А. С. Пушкин возносит женщину до небес и обожествляет ее:
    Исполнились мои желания.
    Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
    Чистейшей прелести чистейший образец.
    Тема дружбы становится одной из центральных тем в лирике А. С. Пушкина. В ранний период творчества, когда юный творец учился в Царскосельском лицее, дружба воплощала собой лишь счастье и беззаботность:
    Что смолкнул веселия глас?
    Раздайтесь, вакхальны припевы!
    Да здравствуют нежные девы
    И юные жены, любившие нас!
    По мере взросления поэта тема дружбы эволюционирует, и А. С. Пушкин видит в дружбе не только радость, но и трагичность. Поэт испытывает огромную боль за утраченных друзей, и мне особо дорого стихотворение “19 октября”, которое было написано в 1825 году. В этом произведении чувствуется разочарование. Пушкин отмечает верность и преданность старых друзей.
    С мольбой моей печальной и мятежной, С доверчивой надеждой первых лет, Друзьям иным душой предался нежной; Но горек был небратский их привет.
    Сравнивая “19 октября” 1825 года и “19 октября” 1827 года, легко заметить произошедшие изменения в душе лирического героя. Если в 1825 году поэт думает о верности своим друзьям, о том, что многие товарищи потеряны: “Кого от вас увлек холодный свет? Кто не пришел? Кого меж вами нет?”, то в 1827 году совершенно другое настроение посещает автора. Стихотворение наполнено весельем, радостью и оптимизмом: “Бог помочь вам, друзья мои…”
    Принято считать, что одной из основных тем поэзии А. С. Пушкина является тема свободы. Читая любимые произведения русского поэта, сколько граней свободы можно увидеть в его творчестве! Свое начало тема свободы берет в оде “Вольность”, где идеалом молодого поэта оказывается конституционная монархия:
    Владыки! вам венец и трон
    Дает Закон — а не природа;
    Стоите выше вы народа,
    Но вечный выше вас Закон.
    Однако уже через два года А. С. Пушкин отказывается от сугубо политического понимания свободы. Это легко заметить в стихотворении “Деревня”, в котором проявляется интерес поэта к свободе частного человека:
    О, если б голос умел сердца тревожить! Почто в груди моей горит бесплодный жар И не дан мне судьбой Витийства грозный дар? Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И Рабство, падшее по манию царя, И над отечеством Свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная Заря?
    Такое восприятие свободы открывает множество возможностей для лирического героя: самосовершенствования, самоуглубления и творчества:
    Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!
    В уединенье величавом
    Слышнее ваш отрадный глас.
    Он гонит лени сон угрюмый,
    К трудам рождает жар во мне,
    И ваши творческие думы
    В душевной зреют глубине.
    Также в творчестве А. С. Пушкина можно увидеть еще одно понимание свободы: романтическое восприятие вольности. Одним из моих самых любимых стихотворений является произведение “К морю”, в котором проявляется принцип романтического двоемирия. Лирический герой мыслит себя человеком необыкновенным, он не может найти чего-либо равного себе в обществе и поэтому обращается к миру природы, к стихии:
    Моей души предел желанный!
    Как часто по брегам твоим
    Бродил я тихий и туманный,
    Заветным умыслом томим!
    Вершиной темы свободы становится стихотворение “(Из Пиндемонти)”, которое является гимном личной свободе. Особенно мне близки строки, посвященные воспеванию чести и достоинства человека:
    Зависеть от царя, зависеть от народа —
    Не все ли нам равно? Бог с ними.
    Никому
    Отчета не давать, себе лишь самому
    Служить и угождать, для власти, для ливреи
    Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи…
    Так как Пушкин в своем творчестве обращался к темам поэта и поэзии, времени и вечности, нельзя забывать о философской лирике поэта.
    Молодой лирик воспринимал смерть очень трагично, но сознавал, что жизнь не прекращается, так как А. С. Пушкин мыслил себя очень важным звеном в цепи поколений, ему удается преодолеть трагедию смерти:
    Здравствуй, племя
    Молодое, незнакомое! не я
    Увижу твой могучий поздний возраст,
    Когда перерастешь моих знакомцев
    И старую главу их заслонишь
    От глаз прохожего. Но пусть мой внук
    Услышит ваш приветный шум, когда,
    С приятельской беседы возвращаясь,
    Веселых и приятных мыслей полон,
    Пройдет он мимо вас во мраке ночи
    И обо мне вспомянет.
    Проблема времени и вечности, на мой взгляд, одна из главных проблем в философской лирике А. С. Пушкина.
    Лирический герой осознает, что человек живет в рамках времени, а природа вечна, и поэтому она равнодушна к трагедии человека:
    И пусть у гробового входа
    Младая будет жизнь играть,
    И равнодушная природа
    Красою вечною сиять.
    Также в философской проблематике я хотела бы выделить тему поэта и толпы. А. С. Пушкин осознает одиночество поэта в мире обывателей, которые не могут понять, а главное — оценить его творчество:
    Поэт! не дорожи любовию народной.
    Восторженных похвал пройдет минутный шум;
    Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
    Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
    Дар поэта обрекает личность на одиночество, на выделенность из толпы, на страдания, но это противопоставление толпе может быть осмыслено как благо в стихотворении “Поэт”:
    Тоскует он в забавах мира,
    Людской чуждается молвы,
    К ногам народного кумира
    Не клонит гордой головы…
    Мне кажется, что самым выдающимся стихотворением, которое посвящено теме поэта и поэзии, является произведение “Пророк”.
    А. С. Пушкин утверждает высокую миссию поэта:
    Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей.
    Это стихотворение является моим самым любимым, так как поэт показывает, что приходится пережить человеку, которому назначено судьбой стать пророком:
    И он к устам моим приник,
    И вырвал грешный мой язык,
    И труднословный и лукавый,
    И жало мудрыя змеи
    В уста замершие мои
    Вложил десницею кровавой.
    В конце жизненного пути А. С. Пушкин возвращается к теме поэта и поэзии в стихотворении “Памятник”, где лирика волнует тема поэтического бессмертия. В этом произведении сливаются свобода политическая и свобода творящей личности. Основной смысл содержится в строках:
    Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
    Мой прах переживет и тленья убежит —
    И славен буду я, доколь в подлунном мире
    Жив будет хоть один пиит.
    Вера в то, что произведения останутся в сердцах и душах поколений, наполняет жизнь поэта смыслом и значимостью не только для А. С. Пушкина, но и для почитателей его таланта.
    Чем взрослее я становлюсь, тем произведения великого русского лирика приобретают для меня все новый и новый смысл. Каждый раз, перечитывая уже с детства знакомые произведения, я открываю для себя нового Пушкина, потому что на протяжении всего жизненного пути поэт следовал своим нравственным идеалам, которые являются столь близкими мне.

  5. А. С. Пушкин воплотил в своем поэтическом слове мировую гармонию и непосредственно жизнь. Горячо и страстно он не только жил, но и писал. Пушкин — самое драгоценное, что есть у России, самое родное и близкое для каждого из нас; и оттого, как заметил один исследователь русской литературы, нам трудно говорить о нем спокойно, объективно, без восторга.
    Творчество этого богопоэта необыкновенно разнообразно, как сама жизнь. Любовь, ненависть, смысл бытия, стремление к свободе, посмертная слава, муки творчества — все это становится объектом поэтического исследования.
    В своей поэзии Пушкин сочетал лучшие традиции мировой и русской литературы. Наиболее выразительно это проявляется в теме предназначения поэта и поэзии.
    Над вопросом о своем поэтическом наследии задумывались все поэты всех времен. Название «Я памятник себе воздвиг…» восходит к оде Горация «Exegi monument». Строки пушкинского стихотворения также перекликаются со строками Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул. Превыше пирамид и крепче меди…» и с одой Державина: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, металлов тверже он и выше пирамид…». Но Пушкин понимает предназначение поэта иначе: «Глаголом жги сердца людей».
    Поэтические строки Пушкина всегда предполагают бесконечное множество осмыслений. Перечитывая, каждый раз по-новому понимаешь их содержание.
    «Что же было предметом его поэзии?» — спрашивал Гоголь. И отвечал: «Все стало предметом». Действительно, в стихах Пушкина мы найдем все: и реальные портреты времени, и философские размышления о главных вопросах бытия, и картины вечного изменения природы, и движения человеческой души. Пушкин был больше чем поэт. Это историк, философ, политик — человек, являющий собой эпоху.
    Поэт был настоящим живописцем природы, он воспринимал ее зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта:
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса…
    Часто через символику пейзажа поэт передает свои вольнолюбивые порывы:
    Прощай, свободная стихия!
    В последний раз передо мной
    Ты катишь волны голубые
    И блещешь гордою красой.
    Именно в стихотворении «К морю» Пушкин связывает образ моря с неспокойной, бурной стихией, со «свободной стихией» борьбы.
    Другое настроение воплощено в стихотворении «Я помню чудное мгновенье…». В нем Пушкин рассказывает не только о своей любви, но и о том, как на его жизнь повлияло это чувство: «…Звучал мне долго голос нежный, и снились милые черты». Стихотворение построено на сопоставлении двух образов: любви и жизни. Жизнь идет своим чередом «в глуши, во мраке заточенья», но любовь — это «божество» и «вдохновенье», которые торжествуют над жизнью.
    Мотив смерти в лирике Пушкина — это «пир во время чумы»: всегда одновременно кто-нибудь пирует и кто-нибудь умирает, цепь жизнь—смерть непрерывна: «Эта черная телега имеет право всюду разъезжать». И на одном из этих празднеств, окаймленных черной смертью, Пушкин над нею смеется, дерзновенно славит Царствие чумы и раскрывает глубины обезумевшего сердца:
    Есть упоение в бою,
    И бездны мрачной на краю,
    И в разъяренном океане
    Средь грозных волн и бурной тьмы,
    И в аравийском урагане,
    И в дуновении чумы! —
    Все, все, что гибелью грозит,
    Для сердца смертного таит
    Неизъяснимы наслажденья,
    Бессмертья, может быть, залог.
    Вся поэзия Пушкина является оправданием Бога, творца, оправданием добра. И это ее назначение сказывается и в самой форме, в самих звуках его стихотворений. Не только определенные сюжеты и общий строй его песен, но и сами они как песни, даже отдельные тона их, ласкающие сердце, уже примиряют с природой и жизнью.
    Пушкин «видел и внимал» всю окружающую жизнь. Его произведения именно поэтому так близки многим читателям. Он смог «жить, чтоб мыслить и страдать», и, читая его строки, мы мыслим и страдаем вместе с Пушкиным.

  6. Пушкин, Александр Сергеевич –
    Биография и творчество
    План:
    Вступление, 3
    Тема дружбы, 4
    * «К Чаадаеву»
    * «Пирующие студенты»
    * «19 октября (1825)»
    Тема вольности и свободы, 5-8
    * «Вольность»
    * «Деревня»
    * «Узник»
    * «Арион»
    Тема поэта и поэзии, 8-9
    * «Пророк»
    * «Памятник»
    Тема любви, 9-10
    * «Я помню чудное мгновенье»
    * «Я вас любил»
    * «Мадонна»
    О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии:
    “Свободен, вновь ищу союза
    Волшебных звуков, чувств и дум”.
    Пушкин уже к семнадцати годам был вполне сложившимся поэтом, способным соперничать с такими маститыми светилами, как Державин, Капнист. Поэтические строки Пушкина в отличие от громоздких строф Державина обрели ясность, изящество и красоту. Обновление русского языка, столь методично начатое Ломоносовым и Карамзиным, завершил Пушкин. Его новаторство нам потому и кажется незаметным, что мы сами говорим на этом языке. Бывают поэты «от ума». Их творчество холодно и тенденциозно. Другие слишком много внимания уделяют форме. А вот лирике Пушкина присуща гармоничность. Там все в норме: ритм, форма, содержание.
    Брожу ли я вдоль улиц шумных,
    Вхожу ли в многолюдный храм,
    Сижу ль средь юношей безумных,
    Я предаюсь моим мечтам.
    Так начинается одно из самых блистательных стихотворений Пушкина. Музыкальное повторение звуков “у” “и” “или” не кажется нарочитым, но создает особую мелодию стиха, всецело подчиняемую общей идее произведения. Поэта мучает мысль о скоротечности жизни, о том, что на смену ему придут новые поколения и он, возможно, будет забыт. Эта печальная мысль развивается на протяжении нескольких строф, но затем, по мере того как она уступает место философскому примирению с действительностью, меняется и звуковой настрой стихотворения. Элегическая протяженность исчезает, последние строки звучат торжественно и спокойно:
    И пусть у гробового входа
    Младая будет жизнь играть,
    И равнодушная природа
    Красою вечною сиять.
    Исключительное художественное чутье Пушкина руководило им в выборе ритма, размера. Удивительно точно воспроизводится тряска дорожного экипажа:
    Долго ль мне гулять на свете
    То в коляске, то верхом,
    То в кибитке, то в карете,
    То в телеге, то пешком?
    Когда читаешь стихотворение «Обвал», невольно приходит на память гулкое горное эхо, возникают в воображении угрюмые очертания скал и обрывов.
    …И ропщет бор,
    И блещут средь волнистой мглы
    Вершины гор.
    Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений.
    Тема дружбы – одна из ведущих в лирике поэта. Через всю свою жизнь он пронес дружбу с Дельвигом, Пущиным, Кюхельбекером, зародившуюся еще в лицее.
    Одно из первых стихотворений Пушкина, в котором отражена тема дружбы, было написано поэтом в пятнадцатилетнем возрасте. Это шутливое стихотворение «Пирующие студенты». В нём набросаны легкие поэтические портреты друзей, собравшихся у праздничного стола. Кроме весёлого застолья друзей объединяют здесь взаимные шутки и освобождение на некоторое время от «холодных мудрецов» и «учёных дураков». Такими шутливыми, хотя и не лишенными иронии, строками обращается в «Пирующих студентах» молодой Пушкин к Кюхельбекеру, одному из своих лицейских приятелей:
    Писатель за свои грехи!
    Ты с виду всех трезвее;
    Вильгельм, прочти свои стихи,
    Чтоб мне заснуть скорее.
    Тема дружбы с особой полнотой раскрывается Пушкиным в его поэтическом шедевре «19 октября», написанном в 1825 году. Это стихотворение поэт посвятил годовщине открытия лицея. Его начальные строки овеяны грустью, вызванной обстоятельствами личной жизни.
    Роняет лес багряный свой убор,
    Сребрит мороз увянувшее поле,
    Проглянет день как будто по неволе,
    И скроется за край окружных гор.
    Пылай, камин, в моей пустынной келье;
    А ты, вино, осенней стужи друг,
    Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
    Минутное забвенье горьких мук.
    В это время Пушкин находился в ссылке и был лишён возможности встретиться с друзьями в знаменательный день их жизни. Но душой он был рядом с ними.
    Горечь одиночества смягчается, когда в воображении поэта возникают образы милых его сердцу людей. Дружба спасает его от «сетей судьбы суровой», помогает преодолеть мучительность ссылки и дарит ему надежду на встречу в будущем:
    Друзья мои, прекрасен наш союз!
    Он, как душа, неразделим и вечен –
    Неколебим, свободен и беспечен,
    Срастался он под сенью дружных муз.
    Куда бы нас ни бросила судьбина
    И счастье куда б ни повело,
    Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
    Отечество нам Царское Село.
    Спустя год после окончания лицея у Пушкина появляются новые взгляды. Поэт начинает шире смотреть на мир, который заставляет его почувствовать свою ответственность за то, что происходит с родной страной. Поэтому многие вольнодумные стихи Пушкина адресованы друзьям, единомышленникам. Таким является стихотворение «К Чаадаеву». Пушкин призывает своего старшего по возрасту приятеля посвятить отчизне души прекрасные порывы:
    Пока свободою горим,
    Пока сердца для чести живы,
    Мой друг, отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!
    Что касается дружбы, то она была не идеальной, а со спорами, с разногласиями. Впрочем, как всякая настоящая дружба. Несмотря на то, что поэт не один раз высказывал Чаадаеву своё несогласие с его уничижительными оценками прошлого и настоящего в России, дружба не прерывалась, так как основана была на уважении и человеческом взаимопонимании.
    Столь же недвусмысленный призыв к восстанию содержится и в знаменитой оде Пушкина «Вольность». Главная мысль оды в том, что «вольность» возможна и в монархическом государстве, если монарх и народ строго следуют законам, в том числе и моральным. Пушкин призывает, но вместе с тем звучит предупреждение тиранам:
    «Тираны мира! трепещите!»
    Поэтические проклятия в их адрес занимают целую строфу:
    Самовластительный злодей!
    Тебя, твой трон я ненавижу
    Твою погибель, смерть детей.
    С жестокой радостию вижу.
    Читают на твоем челе
    Печать проклятия народы.
    Ты ужас мира, стыд природы,
    Упрек ты богу на земле.
    Царь рассвирепел, прочитав эти строки. «Пушкина надо сослать в Сибирь, – заявил он. – Он бунтовщик хуже Пугачева». Разумеется, его, возглавившего заговор против своего отца, болезненно задел намек в “Вольности”.
    На зловещем контрасте безмятежной природы и ужасов крепостничества строится стихотворение «Деревня». Произведение условно можно разделить на две части. Тема и настроение первой части резко отличается от темы и настроения второй, но, несмотря на это, части тесно связаны между собой. Их роднит и объединяет заложенная в стихотворении идея.
    Первая часть – это «приют спокойствия», где все полно «счастья и забвенья».
    От этих строк веет тишиной, покоем и прохладой:
    Приветствую тебя, пустынный уголок,
    Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
    Где льётся дней моих невидимый поток
    На лоне счастья и забвенья!
    Казалось бы, по тону первой части ничто не предвещает взрыва негодования. Даже подбор оттенков говорит нам о радужных картинах сельской природы: “душистые скирды», «светлые лучи», «лазурные равнины». Иначе, «везде следы довольства и труда».
    Но вторая часть стихотворения несет антикрепостническую направленность:
    Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
    Среди цветущих нив и гор
    Друг человечества печально замечает
    Везде невежества губительный позор.
    Не видя слёз, не внемля стона,
    На пагубу людей избранное судьбой,
    Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
    Присвоило себе насильственной лозой
    И труд, и собственность, и время земледельца.
    С гениальной прозорливостью поэта за внешним покоем и благополучием Пушкин видит и другую сторону деревенской жизни. Именно здесь, в деревне, поэт отображает зловещую причину всех бедствий – крепостное право, «рабство тощее», «барство дикое». В этой части стихотворения тон авторской речи резко меняется. В словах поэта – гнев и негодование. Пушкин яростно изобличает и осуждает барское насилие над трудом крепостного народа. Тем более это возмущает поэта, что совсем недавно этот так бедствующий народ принёс победу его стране в Отечественной войне 1812 г. В заключительных строках стихотворения – раздумье автора. И ещё, мне кажется, сомнения насчёт того, преобразится ли когда-нибудь мир, падут ли когда-нибудь оковы рабства, станет ли народ свободным:
    Увижу ль, о друзья! народ не угнетенный
    И рабство, падшее по манию царя,
    И над отечеством свободы посвященной
    Взойдет ли, наконец, прекрасная заря?
    Но царь не внял призывам поэта. Пушкина ожидала ссылка. Правда, благодаря Жуковскому, северную ссылку заменили южной. Формально то, что мы называем южной ссылкой, значилось служебным перемещением. Но, по сути, это была именно ссылка: Пушкина удаляли из столицы, отправляли под надзор. Он уехал из Петербурга в мае 1820 года, чтобы вернуться в 1826. На 5 лет он оказался исключен не только из светской жизни столицы, но и во многом из жизни литературных кружков и сообществ. Служебными обязанностями чиновник Пушкин перегружен не был. В этом была относительная свобода, Пушкин ощущал себя изгнанником, и это не могло не сказаться в его творчестве.
    1820-1822 годы в творчестве Пушкина – расцвет романтизма. В художественной системе романтизма ключевое место занимает свободная личность героя, для романтика свобода – высшее благо. Чтобы лучше понять идейно-образное содержание романтического метода надо обратиться к одному из известнейших стихотворений Пушкина той поры – к “Узнику”. Это своеобразная формула романтического мировосприятия.
    Стихотворение открывается образом “темницы” и томящегося в
    ней “узника”. Вам никогда не приходило в голову задать вопрос:
    за какое преступление герой “сидит”? На какой срок осужден? Как
    происходил суд? Где расположена тюрьма? Разумеется, не приходило. И это абсолютно нормально и правильно. Потому что по законам романтизма подобные вопросы и не могут возникать.
    Основное содержание романтизма – выражение страданий души от несоответствия действительности идеалам: мир не таков, каким должен быть. И остро ощущающий это несоответствие романтический герой чувствует себя чужим в этом сером обыденном мире. Он одинок, он загнан в клетку. Отсюда центральные мотивы романтизма – тема свободы, бегства из тюрьмы в некий иной, недостижимый и манящий мир. Люди кажутся безликой массой, герой ищет свой мир вне толпы: там, где небо, море – стихия.
    Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
    Туда, где за тучей белеет гора,
    Туда, где синеют морские края,
    Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..
    Отчего именно орел? Почему не щегол, не синица? Образ орла –
    романтический символ. Это птиц гордая (не дается в руки, не приручается!), одинокая (орлы никогда не собираются в стаи). В нем – мощь свободного полета, тяга в поднебесье… следует обратить внимание, что стремление к свободе у орла – врожденное, ведь он вскормлен в неволе. То есть, это стремление – определяющее качество; утратив его, орел перестает быть орлом, перестает быть романтическим символом. Куда зовет орел узника?
    Во время восстания декабристов Пушкин жил в Михайловском. Здесь его застала весть о жестокой расправе над ними. Он пишет замечательное стихотворение «В Сибирь», которое передает декабристам через Александру Муравьёву. Поэт призывает их «хранить гордое терпение», говорит о том, что их «скорбный труд» не пропадёт, что их дело будет продолжено единомышленниками и что «придёт желанная пора» – свобода:
    Не пропадет ваш скорбный труд
    И дум высокое стремленье.
    Оковы тяжкие падут,
    Темницы рухнут – и свобода
    Вас примет радостно у входа
    И братья меч вам отдадут.
    Пушкин был не только единомышленником декабристов, его стихи воодушевляли их. Один из декабристов, Александр Одоевский, в стихотворении «Наш ответ» пишет Пушкину:
    Наш скорбный труд не пропадёт:
    Из искры возгорится пламя,
    И просвещённый наш народ
    Сберётся под святое знамя.
    Каждое новое произведение было событием, переписывалось из рук в руки. Об этом говорится в стихотворении «Арион», написанном в 1927 году:
    …А я – беспечной веры полн, –
    Пловцам я пел…
    Певец оказывается единственным, кто уцелел после «грозы». Но он остается верен своим убеждениям: «я гимны прежние пою».
    Кто такой поэт? Каково его место в жизни? Может быть, он выше других и имеет право учить людей тому, как нужно жить? Или он должен быть просто зеркалом, отражающим в своей поэзии судьбы страны и чувства людей? Или, наконец, поэт имеет право только на отражение в поэзии своих собственных мыслей и чувств? В лирике А. С. Пушкина мы находим размышления на тему значения поэта и поэзии и можем попробовать понять, какие ответы даёт великий русский поэт на некоторые из этих нелёгких вопросов.
    Рассматривая эту тему в творчестве А. С. Пушкина, в первую очередь нужно обратиться к его поэтическому шедевру «Пророк», написанному в 1826 году. Название и содержание стихотворения говорят нам об использовании Пушкиным библейской легенды о пророке Исайе, который находится в отчаянии, видя порочность людей, и чувствует себя осквернённым. Согласно легенде, серафим очищает пророка от греха и, повинуясь воле Господа, тот должен выполнить миссию по исправлению людей. В «Пророке» мы находим интерпретацию Пушкиным этой библейской легенды.
    Герой стихотворения находится в удручённом состоянии, он томим «духовной жаждой», и тут ему является посланник Божий «шестикрылый серафим». Вдруг с поэтом происходят чудесные, но мучительные превращения. Он наделяется необычной для человека остротой видения окружающего мира. Его ощущения описаны в следующих строках:
    Перстами легкими, как сон,
    Моих зениц коснулся он.
    Отверзлись вещие зеницы,
    Как у испуганной орлицы.
    Далее Пушкин пишет:
    Моих ушей коснулся он, –
    И их наполнил шум и звон:
    И внял я неба содроганье,
    И горний ангелов полёт,
    И гад морских подводный ход,
    И дальней лозы прозябанье.
    Теперь поэт посвящён в тайны мирозданья и одарён тонким чувством восприятия внешнего мира во всём его разнообразии. Он избавлен от сомнений и страха, но и этого мало, чтобы стать пророком:
    И он мне грудь рассёк мечом,
    И сердце трепетное вынул,
    И угль, пылающий огнём,
    Во грудь отверстую водвинул.
    Открывшиеся для поэта возможности, с одной стороны, возвышают его над людьми, а с другой, – возлагают на него трудную задачу. Подобно тому, как в библейской легенде пророк Исайя наделяется Господом ответственной миссией, в пушкинском «Пророке» «Бога глас» взывает к поэту:
    Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей
    И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.
    Такой видит свою миссию Пушкин. Он не пытается исправить людей, научить их, как нужно поступать, но, будучи поэтом, обращается к нашим сердцам. Поэзия апеллирует не к разуму, а к душе. То есть, можно сказать, что Пушкин раскрывает в этом стихотворении роль поэзии как чего-то возвышенного, стоящего над людьми, но не назидательного. Поэзия – это часть духовной жизни человека. А роль поэта – пробуждать в человеке то лучшее, что есть в нём.
    В 1836 году Пушкин написал стихотворение «Памятник», где он говорит о своей роли поэта. Мысленно подводя черту под своим творчеством, Пушкин выражает уверенность в том, что воздвигнутый им «памятник нерукотворный» даёт ему бессмертие. Великий поэт считает, что справился со своей ответственной миссией:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.
    Быть с друзьями в беде – священный долг каждого человека. Высокие чувства любви и дружбы неизменно сопутствуют Пушкину, не дают ему впасть в отчаянье. Любовь для Пушкина – высочайшее напряжение всех душевных сил.
    Как бы ни был человек подавлен и разочарован, какой бы мрачной ни казалась ему действительность, приходит любовь – и мир озаряется новым светом. Самым изумительным стихотворением о любви, на мой взгляд, является стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Пушкин умеет найти удивительные слова, чтобы описать волшебное воздействие любви на человека:
    Душе настало пробужденье:
    И вот опять явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    Женский образ дан лишь в самых общих чертах: «голос нежный», «милые черты». Но даже эти общие контуры женского образа создают впечатление возвышенного, необычайно прекрасного.
    Главное, что хотел донести автор этим стихотворением – светлую память о любви, радость от неожиданной, и от этого более сладостной, встречи с тем, что казалось утраченным навсегда.
    В стихотворении «Я вас любил» показано, что настоящая любовь не эгоистическая. Это светлое, бескорыстное чувство, это желание счастья любимой. Пушкин находит удивительные строки, хотя слова совершенно простые, повседневные. Лишь одну метафору использует автор: «Любовь угасла не совсем». Наверно, именно в этой простоте и повседневности проявляется красота чувств и нравственная чистота:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим
    Особое внимание хотелось бы обратить на стихотворение «Мадонна». Это произведение Пушкин посвятил своей жене. Радость и счастье от долгожданного брака (он трижды делал предложение Н. Н. Гончаровой) выразились в строках:
    Исполнились мои желания. Творец
    Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
    Чистейшей прелести чистейший образец
    Дважды повторяющиеся слова с одним корнем не являются речевыми ошибками – это приём, который выполняет особую художественную задачу: красота и святость светятся в образе Мадонны.
    Подводя итог, можно сказать, что Александр Сергеевич Пушкин не только раскрыл в своей поэзии тему роли поэта, но и всем своим творчеством доказал, что поэт действительно может быть пророком. Многое из того, о чём мечтал Пушкин, к чему призывал в своих стихах, сбылось. А самое главное – его поэзия до сих пор служит пробуждению в нас самых высоких и светлых чувств.

  7. Ведущей темой лирики Пушкина является тема свободы. Поскольку для поэта «свобода» – понятие основополагающее, то эта тема видится своеобразным стержнем, проходящим через все творчество поэта. Свобода рассматривается как социальный, политический и нравственный идеал пушкинской поэзии. Данная тема включает в себя ряд мотивов, которые и раскрывают ее широту.
    Мотив политической свободы выражен в стихотворениях «Лицинию» (1818), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819). В этих произведениях высказаны идеи, близкие взглядам декабристов: служение общественным идеалам, осуждение тирании, угнетения.
    Мотив личной свободы звучит в стихотворениях «Узник» (1822), «Птичка» (1823). Здесь романтический призыв бегства из мира-«темницы» и желание дать освобождение «хоть одному творенью» усиливается образами птиц, олицетворяющими природное стремление к воле.
    Противоречивость мотива личной свободы отражена в произведениях «Свободы сеятель пустынный…» (1823), «К морю» (1824).
    В стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может…» (1829) мы встречаемся еще с одним проявлением мотива личной свободы – уважение личности другого человека. Философское осмысление рабства как противопоставления свободе ярко видно в стихотворении-притче «Анчар» (1828).
    Свобода творческой личности – важнейший мотив темы проявляется в стихотворениях «Поэту» (1830), (Из Пиндемонти) (1836).
    Свобода как всеобъемлющее понятие, как основа жизни человека – этот мотив звучит в стихотворении «Пора, мой друг, пора…» (1836). «Покой и воля» – духовный идеал личности, ищущей совершенства.
    Следующей темой, которую можно выделить в поэзии Пушкина – гражданственность и патриотизм. Мотивы этой темы широки и разнообразны.
    Мотив любви к родной природе как выражение любви к Родине отражен в произведениях «Редеет облаков летучая гряда…» (1820), «Кавказ» (1829), «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю…» (1829), «Румяный критик мой…» (1830), «Осень» (1833), «…Вновь я посетил…» (1835).
    Мотив служения общественным идеалам как проявление гражданской позиции выражен в стихотворениях «К Чаадаеву» (1818), «Кинжал» (1821), «Во глубине сибирских руд…» (1827), «Арион» (1827).
    В стихотворениях «Стансы» (1826), «Клеветникам России» (1831), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836) Пушкин выражает свои политические идеалы, проявляет сыновью любовь к отечеству и стремление служить его интересам на поэтическом поприще.
    Тема дружбы опирается на лирические произведения, обращенные к лицеистам. «Священный союз» лицейских друзей для Пушкина свят и непоколебим. Стихотворения в честь лицейских годовщин (19 октября), послания к товарищам-лицеистам – основа лирических стихотворений о дружбе: «19 октября» (1825), «И. И. Пущину» (1826), «Чем чаще празднует лицей…» (1830).
    Относятся к этой теме стихотворения, обращенные к декабристам, с многими из которых Пушкин был в дружеских отношениях, – «Во глубине сибирских руд…» (1827), «Арион» (1827) и послание «К Чаадаеву» (1818) – другу и учителю, оказавшему серьезное влияние на формирование взглядов молодого Пушкина.
    Особняком стоят лирические произведения, обращенные к няне, доброту и теплые отношения к которой поэт пронес через всю жизнь. К ним относится стихотворение «Зимний вечер» (1825).
    Любовная лирика Пушкина полна светлых и нежных чувств к женщинам. Тема любви, раскрывающая широкую палитру человеческих чувств, отражена в стихотворениях «Погасло дневное светило…» (1820), «Я пережил свои желанья…» (1821), «Сожженное письмо» (1825), «Желание славы» (1825), «Храни меня, мой талисман…» (1825), «К-» (1825), «Под небом голубым страны своей родной…» (1826), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829), «Явас любил: любовь еще, быть может…» (1829), «Что в имени тебе моем?..» (1830), «Мадонна» (1830), «Для берегов отчизны дальней…» (1830).
    Тема назначения поэта и его поэзии главенствует в творчестве Пушкина. Мотив высокого предназначения поэзии, ее особой роли в обществе слышен в стихотворениях «К Н. Я. Плюсковой» (1818), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Осень» (1833), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836).
    Место поэта в современном мире определено Пушкиным в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824).
    Поэт как высший судья своих произведений – важный мотив темы предназначения поэта и его поэзии. Пушкин рассуждает о свободе поэтического творчества, о сложных взаимоотношениях поэта с властью, с народом, с чернью.
    Эти мысли отражены в стихотворениях «Свободы сеятель пустынный…» (1823), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), (Из Пиндемонти) (1836), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836).
    Философская лирика Пушкина отражает осмысление поэтом вечных тем человеческого существования: размышления о жизни и смерти, о взаимоотношении добра и зла. Эти мысли звучат в таких произведениях, как «Я пережил свои желанья…» (1821), «Бывало в сладком ослепленье…» (1823), «Дар напрасный, дар случайный…» (1828), «Анчар» (1828), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829), «Бесы» (1830), «Элегия» (1830), «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» (1830), «Не дай мне Бог сойти с ума…» (1833), «…Вновь я посетил…» (1835).
    Вычленение тем и мотивов в поэтическом творчестве Пушкина отнюдь не нарушает его гармоничности. Все темы и мотивы существуют в органическом единстве, создавая богатый художественный мир, имя которому – лирика Пушкина.

  8. Основные мотивы лирики А.С. Пушкина.

    Нет ни одной стороны жизни, которую не отразил бы А.С. Пуш­кин в своей поэзии. «Что же было предметом его поэзии?» — спрашивал Н.В. Гоголь. И отвечал: «Все стало предметом». Лю­бовь и смерть, стремление к свободе и размышление о роли поэзии, природа и история — все гармонично и естественно вошло в стихи Пушкина.
    Вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина зарождаются еще в лицейские годы. В раннем стихотворении «К Лицинию» поэт предостерегает современников: «Свободой Рим возрос, а рабст­вом погублен».
    Обличение самодержавия и крепостничества в оде «Вольность» и стихотворении «Деревня» отражало понимание Пушкиным свободы как личной независимости, свободы взглядов, свободы крестьян от крепостничества. Настроения лучшей части дворян­ской молодежи, охваченной революционным романтизмом, выразил поэт в дружеском послании П.Я. Чаадаеву — участнику войны 1812 г., члену «Союза благоденствия» — организации бу­дущих декабристов, философу. В стихотворении «К Чаадаеву» сливаются интимные и гражданские мотивы. Стихотворение про­низано высоким гражданским пафосом и оптимизмом: Товарищ, верь: взойдет она,
    Звезда пленительного счастья,
    Россия вспрянет ото сна,
    И на обломках самовластья Напишут наши имена!
    После поражения декабристов Пушкин не отрекается от сво­их взглядов. В стихотворении «Арион» в аллегорической форме, используя античную легенду о знаменитом певце, поэт воссоз­дает события на Сенатской площади. Пушкин не скрывает своей связи с декабристами: «Нас было много на челне… Пловцам я пел», но буря разметала всех по морю. Не многие устояли, не многие выплыли. Но певец волею судеб остался жив и верен своим принципам: «Я гимны прежние пою».
    Послание Пушкина «В Сибирь» было передано ссыльным де­кабристам с Марией Волконской, которая добровольно ехала к мужу на каторгу. Это стихотворение стало психологической под­держкой декабристам:
    Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье.
    Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье.
    Поэт стремился вселить в декабристов уверенность в ненапрасности их дела, веру в грядущую победу и торжество свобо­ды, когда «оковы тяжкие падут, темницы рухнут…». Это сти­хотворение было актом гражданского мужества Пушкина, не отрекшегося от опальных друзей.
    Одно из самых ярких политических стихотворений Пушкина — «Анчар». Оно, как и «Арион», построено на аллегории. Поэт ис­пользует полулегендарные сведения о растущем в пустыне ядо­витом дереве как аллегорию самодержавной политики. Среди «чахлой и сухой» пустыни, «как грозный часовой», стоит ан­чар, источающий яд. Ни зверь, ни птица не приближаются к «древу смерти». Но в условиях деспотизма, когда нарушены за­коны естественного равенства людей,
    … человека человек
    Послал к анчару властным взглядом.
    Для владыки жизнь раба не имеет цены. Выполнив приказ, раб доставляет владыке яд и сам умирает. Судьба его трагична. Деспотизм несет гибель не только людям своей страны, но и «соседям в чуждые пределы». Он порождает войны, уничтоже­ние других людей.
    Стремление к свободе, воле, независимости характеризует героев романтических поэм Пушкина «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Цыганы». Герои этих поэм чувствуют свой разрыв с окружающей действительностью, ищут независимость, но представляют ее только вне общества, вне цивилизации. Та­кая свобода оказывается иллюзорной.
    С вольнолюбивой лирикой тесно связана тема поэта и поэзии. Пушкин провозглашает задачу поэта и его творчества в стихотворении-декларации «Пророк». Томимый духовной жаждой, поэт должен стать проповедником истины и добра. В поэзии не­обходимо дать место всему многообразному миру, а не только прекрасному в нем, как утверждали некоторые поэты — совре­менники Пушкина. Поэт-пророк обязан видеть и низкое, и воз­вышенное:
    И горний ангелов полет,
    И гад морских подводный ход,
    И дольней лозы прозябанье.
    Он не может быть бестрепетным наблюдателем. Поэзия толь­ко тогда воздействует на других, когда прошла через сердце по­эта, которое «угль, пылающий огнем». Пушкин призывает поэта выполнить свою миссию:

  9. Лирика Александра Сергеевича Пушкина — это не только стихи о любви. Это стихи и о дружбе, о предназначении поэта и поэзии, а также гражданская лирика.
    Примерами гражданской лирики являются ода «Вольность», «Свободы сеятель пустынный», «Во глубине сибирских руд».
    Самое первое произведение на эту тему — ода «Вольность». Ее Пушкин написал в 18 лет. Первая же строка говорит нам, о чем будут эти стихи:
    Хочу воспеть свободу миру,
    На тронах поразить порок.
    Уже в юности Пушкин чувствовал, что его произведения будут восславлять свободу, борьбу за нее, потому что был воспитан на произведениях таких вольнодумных авторов, как Мольер, Бомарше и Вольтер. Особое влияние на его становление как поэта-вольнодумца оказали Н.М. Карамзин — дядя Александра Сергеевича, учителя В.А. Жуковский, Г.Р. Державин. Его молодость проходит бурно: романы, дуэли, пишутся резкие стихи, остроты и эпиграммы. Его дружба с Чаадаевым, Н.И. Тургеневым, который является противником крепостничества, также оказывают влияние на творчество А.С. Пушкина. Влияние взглядов Тургенева сказывается в стихотворении «Деревня»:
    Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
    Присвоило себе насильственной лозой
    И труд, и собственность, и время земледельца,
    Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
    Здесь рабство тощее влачиться по браздам.
    Однако Пушкин верит, что стремление бороться за свободу обязательно принесет свои плоды:
    Товарищ, верь: взойдет она,
    Звезда пленительного счастья,
    Россия вспрянет ото сна,
    И на обломках самовластья
    Напишут наши имена!
    А.С. Пушкина всегда волновало предназначение поэта и поэзии. Он всегда высоко оценивал роль поэта в обществе. Уже его лицейские стихи говорили о том, что Пушкин задумывался над тем, какова роль поэта в современном ему обществе.
    В одном из первых стихов «К другу стихотворцу» присутствуют такие размышления:
    Не так, любезный друг, писатели богаты,
    Судьбой им не даны ни мраморны палаты,
    Ни чистым золотом набиты сундуки,
    Лачужка под землей, высоки чердаки.
    Предупреждая «друга» о трудной и незавидной судьбе поэта, Пушкин, однако, сам выбирает именно путь поэта:
    И знай, мой жребий пал, я лиру избираю.
    Пусть судит обо мне, как хочет, целый свет,
    Сердись, кричи, бранись, — а я таки поэт.
    Его не трогает суждение общества о нем, поэт должен быть свободен от этого и идти своим путем, что Пушкин и доказывает своими стихами. Во времена Пушкина считалось плохим тоном не уметь писать стихи. Но не все те, кто их писал, достигли такого уровня, как Пушкин. Ему удавались все жанры поэзии: ода, элегия, сатира, эпиграмма. Его стихи далеки от классицизма. Пушкин отказывается воспевать царей, но воспевает «свободу миру» и своими стихами «поражает пороки» общества, о которых он писал, еще будучи совсем юным. Свою жизненную позицию А.С. Пушкин обозначил не только свободолюбивыми стихами, но и дружбой с декабристами. «На тебя устремлены глаза России, тебя любят, тебе верят, тебе подражают. Будь поэт и гражданин», — эти строки написал Пушкину Рылеев.
    Без стихов о любви совершенно невозможно представить поэзию Пушкина. В них раскрывается талант видеть и ощущать красоту человеческих чувств. Его стихи доказывают, что Пушкин ценил чувства так же высоко, как дружбу и служение отчизне.
    Все его стихи о любви создают ощущение, что это чувство беспредельно и что ему «все возрасты покорны». Любовь околдовывает не только молодых, но и зрелых, умудренных жизненным опытом. Стихотворение «Желание», которое написано в лицейские годы, передает тоску первой несчастной любви, от которой герой не хочет избавляться, несмотря на то, что она несет с собой боль:
    Мне дорого любви моей мученье –
    Пускай умру, но пусть умру любя!
    Со временем, с порой взросления восприятие любви у поэта меняется. Любовь уже не столь мучительна, а наоборот, источник жизни. Она творит с людьми чудеса, душа пробуждается.
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    Это стихотворение посвящено А.П. Керн. Знакомство с ней произвело на 20-летнего Пушкина незабываемое впечатление, он посвятил ей 7 посланий на французском языке.
    Уже много лет спустя, плененный красотой звучания этих строк, композитор М. Глинка написал романс. Анна Керн сама отдала ему стихи, написанные рукой Пушкина, о чем потом очень жалела. Глинка стихи потерял. Но романс все-таки был написан в 1840 году и посвящен дочери А.П. Керн. В нее был влюблен М. Глинка. Так прекрасные стихи о «гении чистой красоты» нашли свое продолжение в чувствах совершенно другого человека. Но не только Керн Пушкин посвящал свои стихи. Многие женщины: Е.К. Воронцова, Е.П. Полторацкая, Е.Н. Ушакова, княгиня З.А. Волконская — были удостоены такой чести. Пушкин видел в них не только внешнюю красоту. Он очень ценил женский ум.
    Нельзя обойти стороной его любовь к своей жене Наталье Гончаровой. Пушкин пишет о первой встрече: «Когда я увидел ее в первый раз, я полюбил ее, голова моя закружилась».
    Женившись на Наталье Гончаровой, Пушкин всю свою недолгую жизнь с ней восхищался своей женой. Она для него всегда была прелесть, милое, доброе создание:
    Я влюблен, я очарован,
    Я совсем оганчарован.
    Пушкин настолько очарован одной из красавиц Петербурга, что, судя по слову «оганчарован», поэт просто потерял себя.
    Стихотворение «Мадонна» — еще одно доказательство того, что для А.С. Пушкина Н.Н. Гончарова — совершенный идеал. И на самом деле она была такой. Жена поэта, по воспоминаниям современников, была красива настолько, что в свет ее начали выводить с 15 лет. Поэтому неудивительно, что поэт написал о ней:
    Исполнились мои желанья.
    Творец Тебя мне ниспослал, моя мадонна,
    Чистейшей прелести чистейший образец.
    Все стихи А.С. Пушкина, написанные о любви, говорят нам о том, что любовь — это не эгоистичное чувство. Любовь — чувство, которое возвышает человека над обыденностью. Влюбленный человек становится духовно чище, душа в этот момент источает доброжелательность и благородство. Любовь делает мир ярче и прекраснее. Красота для Пушкина — святыня. Нельзя написать о таких чувствах, не испытав их самому. Поэтому стихи о любви А.С. Пушкина такие прекрасные — поэт все это прочувствовал и пережил сам.
    facebook

  10. Нет, весь я не умру —
    Душа в заветной лире
    Мой прах переживет
    И тленья убежит.
    А. С. Пушкин
    Одной из отличительных особенностей творчества А. С. Пушкина является необыкновенная разносторонность его творческого дарования. Глубоко искренняя реалистическая лирика поэта — невероятно важная, полная гениальной легкости и глубины часть творчества поэта. Лирический дар дает поэту возможность выражать свои чувства и настроения, остро и быстро реагировать на изменения общественно-политической и литературной жизни.
    Пушкин прежде всего — выразитель передовых для своего века взглядов, певец политической свободы. Наиболее четко его взгляды отразились в оде “Вольность”, написанной им в 1817 году. Произведение отражает разнообразные чувства автора: пламенное желание свободы, негодование против тиранов. Революционно звучали для читателей заключительные строки второй строфы:
    Тираны мира! трепещите!
    А вы, мужайтесь и внемлите,
    Восстаньте, падшие рабы!
    Эта же тема, тема вольности и борьбы с самодержавием, звучит и в стихотворении “К Чаадаеву”. Пушкин призывает отчизне посвятить “души прекрасные порывы”, бороться за ее свободу. Любовь к родине для него неразрывна с борьбой, и он верит в неизбежность падения самодержавия и в освобождение русского народа: “Взойдет она, звезда пленительного счастья!”.
    Ярким примером политической лирики А. С. Пушкина является стихотворение “Деревня”, в котором благодаря приему противопоставления ярко и резко подчеркивается несправедливость и жестокость крепостного права. Именуя себя “другом человечества “, Пушкин говорит о “диком барстве”, которое “присвоило себе и труд, и собственность, и время земледельца”. Беспощадная эксплуатация крестьянства и благополучие господствующего класса возмущают поэта до глубины души, и у него срываются горькие слова: “О, если б голос мой умел сердца тревожить!”. Его пламенное желание — увидеть “народ неугнетенный” и взошедшую над страной “прекрасную зарю свободы просвещенной”. Тема свободы, борьбы, счастья народа проходит через все творчество поэта. Здесь и его “Сказки”, стихотворения “В Сибирь”, “Арион” и другие. Много прекрасных стихотворений посвятил Пушкин самому замечательному чувству — дружбе. По характеру очень общительный Пушкин имел много друзей. Это в первую очередь его лицейские друзья, которым он ежегодно посвящал свои стихотворения. Дружба была для него той силой, которая соединяет людей в крепком союзе на всю жизнь, вливает бодрость в жизненной борьбе. Бездушному светскому обществу он всегда предпочитал тесный круг друзей:
    И, признаюсь, мне во сто крат милее
    Младых повес счастливая семья,
    Где ум кипит, где в мыслях волен я.
    Гимном дружбы можно назвать его послание к лицейским друзьям из ссылки “19 октября 1827 года”. Стихотворение согрето большой и подлинной нежностью, глубоко искренним чувством любви к друзьям.
    Среди стихотворений Пушкина видное место принадлежит тем, в которых поэт с исключительной поэтической силой и любовью рисует картины родной природы. Любовь к родной природе нашла свое художественное выражение в стихотворениях, поэмах, романе “Евгений Онегин”. Сначала его стихи носят романтический характер, например, стихотворение “К морю”. В нем звучит речь, насыщенная восклицаниями, обращениями, риторическими вопросами, эпитетами и метафорами. Поэтическое изображение моря сочетается в стихотворении с размышлениями поэта о своей судьбе, судьбе изгнанника, и о судьбах народов. Море представляется ему живым воплощением мятежной и свободной стихии, мощной и гордой красоты. В своей реалистической пейзажной лирике Пушкин рисует внешне скромную, но милую его сердцу красоту родной природы. Как замечательны его картинки осени, зима в “Евгении Онегине”, описания замечательной крымской природы в “Бахчисарайском фонтане “! Всем знакомы его стихотворения “Зимний вечер”, “Зимнее утро”, “Туча”, “Вновь я посетил” и другие.
    Пушкин сравнивал поэта с эхом, которое откликается на всякий призывный звук жизни. Лирика поэта знакомит нас с его раздумьями о смысле жизни, о счастье человека, с его нравственным идеалом, особенно воплощенном в стихах о любви. Идеал любимой представляется поэту как “гений чистой красоты”, как “чистейшей прелести чистейший образец”. Любви присуще и трагическое — ревность, разлука, смерть. Пушкин, его лирический герой всегда желает счастья той, которую он любит так безнадежно:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Нередко тема любви сливается в стихотворении Пушкина с лирическим пейзажем, который так гармонирует с тем чувством, которое владеет поэтом. Особенно это прослеживается в стихотворениях: “Кто знает край, где небо блещет”, “На холмах Грузии лежит ночная мгла”. Эти основные темы лирики поэта отчетливы и в его романтических поэмах, цикле произведений о Петре I, в его поэме “Полтава” и повестях Белкина, романе “Евгений Онегин” и трагедии “Борис Годунов”.
    Но особо хочется остановиться еще на одной теме — это размышления о судьбе поэта, его назначении в условиях жестокой николаевской реакции. Он создает стихотворение “Пророк”, написанное непосредственно под впечатлением кровавой расправы с декабристами. В образе пророка выступает поэт-гражданин, несущий свое пламенное, свободное слово в народ. Только тот поэт, по мнению Пушкина, кто всегда душой и помыслами со своим народом. Только он может оправдать свое назначение: правдивым поэтическим словом пробуждать в человечестве высокие чувства. Он призывает поэта “глаголом жечь сердца людей”.
    Подводя итог своему творчеству, А. С. Пушкин в стихотворении “Я памятник себе воздвиг…” утверждает, что заслужил право на признание и любовь народа тем, что:
    …чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я Свободу
    и милость к падшим призывал.
    Равнодушно принимая хвалу и клевету, “обиды не страшась, не требуя венца”, Пушкин следовал своему призванию. Лирика Пушкина, являясь живым откликом поэта на современную ему жизнь, в то же время перерастает его время и не теряет своего значения и в наши дни. Мы ценим у Пушкина полноту восприятия жизни, жизнерадостность, свободолюбие, высокую гуманность, призыв к служению Родине. Думаю, что стихи Пушкина вечны, что они интересны людям разных поколений “всех времен и народов”.

  11. Лирика Пушкина – “явление чрезвычайное”, говорил Гоголь, и, восхищался многогранностью его творчества. Пушкинское творчество многообразно поэтому можно выделить достаточно много основных тем и мотивов его произведений.
    “Свобода” для Пушкина – понятие основополагающее, и эта тема красной нитью проходит через все его творчество: здесь выделяется несколько более конкретных мотивов.
    Мотив политической свободы, идеи, близкие взглядам декабристов: служение общественным идеалам, осуждение тирании, угнетения – стихотворения “Лицинию” (1818), “К Чаадаеву” (1818), “Деревня” (1819) -.
    Мотив личной свободы звучит в стихотворениях “Узник” (1822), “Птичка” (1823), где романтический призыв бегства из мира – “темницы” и желание дать освобождение “хоть одному творенью” усиливается образами птиц, олицетворяющими природное стремление к воле.
    Противоречивость мотива личной свободы отражена в произведениях “К морю” (1824).
    В стихотворении “Я вас любил: любовь еще, быть может…” (1829) ярко проявляется еще один мотив свободы – уважение личности другого человека.
    Рабство как противопоставления свободе выводится в стихотворении-притче “Анчар” (1828).
    Свобода творческой личности – важнейший мотив темы поднимается в стихотворениях “Поэту” (1830), (Из Пиндемонти) (1836).
    В произведении “Кавказ” (1829), в стихотворениях “Осень” (1833), “…Вновь я посетил…” (1835) отражен мотив любви к родной природе как выражение любви к Родине .
    Мотив служения общественным идеалам как проявление гражданской позиции – в стихотворениях “К Чаадаеву” (1818), “Кинжал” (1821).
    В стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” (1836) Пушкин приводит свои политические идеалы, любовь к отечеству и готовность служить ему.
    Тема дружбы: стихотворения в честь лицейских годовщин (19 октября), послания к товарищам-лицеистам: “19 октября” (1825), “И. И. Пущину” (1826), и обращенные к декабристам, с многими из которых Пушкин был в дружеских отношениях, – “Арион” (1827) и послание “К Чаадаеву” (1818) – другу и учителю, оказавшему серьезное влияние на формирование взглядов молодого Пушкина.
    Тема любви нашла свое воплощение в стихотворениях “Сожженное письмо” (1825), “Храни меня, мой талисман…” (1825), “Под небом голубым страны своей родной…” (1826), “Я вас любил: любовь еще, быть может…” (1829), “Что в имени тебе моем?..” (1830), “Мадонна” (1830), “Для берегов отчизны дальней…” (1830).
    Тема назначения поэта и его поэзии наравне с темой свободой главенствует в творчестве Пушкина: высокое предназначение поэзии слышится в стихотворениях “Пророк” (1826), “Поэт” (1827), “Осень” (1833), “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” (1836).
    То, что поэт является высшим судьей для своих произведений – важный мотив темы предназначения поэта и его поэзии. Пушкин рассуждает о свободе поэтического творчества, о сложных взаимоотношениях поэта с властью, с народом, с чернью: “Поэт и толпа” (1828), “Поэту” (1830), (Из Пиндемонти) (1836), “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” (1836).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *