Сочинение на тему особенности литературы первой половины 19 века

9 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Девочка_ДеМоН

    Девятнадцатый век в русской литературе является самым многозначительным для России. В этом веке начали проявлять свое творчество А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.Н. Островский. Все их произведения ни на что не похожи и несут большой смысл в себе. Даже по сей день в школах проходят их произведения.
    Все произведения принято делить на два периода: на первую половину девятнадцатого века и вторую. Это заметно по проблемам произведении и используемых изобразительных средств.
    В чем же заключаются особенности русской литературы в девятнадцатом веке?
    Первое, это то, что А.Н Островского принято считать реформатором, который принес очень много новшеств в драматургические произведения. Он первый затронул самые волнующие темы того времени. Не побоялся написать о проблемах низшего класса. Также А.Н.Островский первый смог показать нравственное состояние души героев.
    Во-вторых, и И.С. Тургенев известен своим романом “Отцы и дети”. Он затронул вечные темы любви, сострадания, дружбы и тему отношения между старым поколением и новым.
    И, конечно, это Ф.М. Достоевский. Его темы в произведениях обширны. Вера в Бога, проблему маленьких людей в мире, человечность людей – все это он затрагивает в своих произведениях.
    Благодаря писателям девятнадцатого века, нынешняя молодежь может учиться доброте и самым искренним чувствам через произведения великих людей. Миру повезло, что в девятнадцатом веке родились и жили эти талантливые люди, которые дали всему человечеству новую пищу для ума, открыли новые проблемные темы, научили сочувствию к ближнему и указали на ошибки людей: на их черствость, лживость, зависть, отречение от Бога, унижения другого человека и их корыстные побуждения.

  2. Кто же творил в это время и чьими произведениями мы восхищаемся до сих пор? Кто сделал русскую литературу первой половины века такой, какой мы видим ее сейчас?
    Список писателей первой половины девятнадцатого века можно продолжать бесконечно. Нам же следует остановиться на некоторых из них.
    Самый знаменитый, конечно же, Александр Сергеевич Пушкин – величайший поэт и прозаик девятнадцатого века, признанный литературный гений. В его произведениях можно найти любой ответ на самые различные философские вопросы. Он поднимает в своих произведениях следующие темы: тема войны, тема государства, религии, веры, любви, предательства, ненависти, дружбы и так далее. Поэтому произведения Александра Сергеевича Пушкина поистине классические и гениальные.
    Вторым известнейшим автором того периода можно назвать Михаила Юрьевича Лермонтова. Именно в его произведениях так отчетливо проявляется романтизм. Именно М. Ю. Лермонтов впервые показал читателю мир, полный несовершенства и отчаяния, мир, в котором ничего не значат ни люди, ни государство.
    Пожалуй, именно Пушкин и Лермонтов являются наиболее известными авторами, творившими в начале девятнадцатого века. Именно благодаря им русская литература сегодня стала такой, какой она есть, приобрела такие черты, какие мы видим в ней и сегодня. Она была и остается актуальной для всех поколений, независимо от их возраста, потому что русская литература – это источник ответов на интересующие философские или какие-либо иные вопросы.
    Отдельное внимание стоит уделить теме лишнего человека в русской литературе начала девятнадцатого века. «Лишний человек» – потерянный, не нашедший себя в обществе и в каком-либо деле, никому не нужный человек. Он образован и умен, однако, бесконечно одинок. Именно такими качествами и обладал «герой» того времени – лишний человек в русской литературе.

  3. 19 век – знаменательный век в русской литературе. Он дал миру такие великие имена, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой… Литература этого времени четко делится на два периода: первая половина 19 века и вторая половина 19 века. Художественные произведения этих периодов отличаются идейным пафосом, проблематикой, художественными приемами, настроением.
    Авторы, чьи произведения составляют классику русской литературы второй половины 19 века, очень разные. В их число входят А.Н. Островский, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов.
    А.Н. Островский по праву считается реформатором, привнесшим много нового в русскую драматургию. Новаторство его сказалось в том, что он круто повернул русский театр к жизни и к ее актуальным социально-нравственным проблемам. Островский первым обратился к жизни русского купечества, обрисовал быт и нравы этого огромного слоя российского общества, показал, какие проблемы существуют в нем.
    Кроме того, именно Островский стал «разработчиком» психологической драмы, показывающий внутренний мир героев, волнения их души. Пьесы этого драматурга наполнены символикой. Все эти черты найдут продолжение в пьесах Чехова и драматургов 20 века.
    И.С. Тургенев вошел в историю не только русской, но и мировой литературы как непревзойденный психолог и художник слова. Этот писатель известен прежде всего как автор романов «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Рудин» и другие. Кроме того, он является создателем стихов в прозе, полных лиризма и глубоких раздумий над жизнью, и других прозаических произведений.
    Определяя главную особенность своего творческого пути, Тургенев говорил: «Я стремился, насколько хватало сил и умения добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить то, что Шекспир называл самый образ и давление времени».
    Классик сумел показать в своем творчестве чистоту любви, силу дружбы, страстную веру в будущее своей Родины, уверенность в силе и мужестве русского человека. Творчество истинного художника слова предполагает множество открытий, и Тургенев – тому подтверждение.
    Все творчество Ф.М. Достоевского — это художественное исследование человека, его идеальной сути, его судьбы и будущего. Человек Достоевского — это существо, потерявшее целостность, это человек в разладе, в несовпадении с действительностью и с самим собой. Можно сказать, что герой Достоевского – это мятущийся герой, который постоянно находится в поисках себя. Этот путь полон страданий, крови, греха. Но всегда это – мыслящий человек, пытающийся познать себя. В своем отрицании и Бога и жизни герой Достоевского намного честнее, чем многие «верующие» и «добропорядочные» люди.
    Персонажи Достоевского кровно связаны с Богом, хотя часто и отрицают его. Сами того не ведая, они часто проходят путь многих евангельских святых, буквально «перестрадав» свою веру.
    Мир Достоевского – это мир «униженных и оскорбленных». Взгляд писателя обращен именно к ним, обнажая жизнь и страданья этих людей. Во многом, поэтому Ф.М. Достоевского называют «великим русским гуманистом».
    Изображение духовного роста человека, «диалектики души» — самое, пожалуй, характерное в творчестве Л.Н. Толстого. Эта художественная особенность прослеживается на протяжении всего творческого пути писателя. Толстой пишет так, что ясно видно: чем больше влияет на человека светское общество, тем беднее его внутренний мир, человек может достигнуть внутренней гармонии в общении с народом, с природой. Толстой убежден, что сословные преграды угнетающе действуют на развитие характера. Все произведения А.П. Чехова не только очень реалистичны, но в них еще и заложен глубокий философский смысл. «Пошлость пошлого человека» – это то, против чего всю жизнь боролся писатель. Протест против обыденщины, мещанства – главное в его произведениях. Одни герои писателя стремятся вырваться из этого «заколдованного круга» (три сестры из одноименной пьесы), другие покорно погружаются в эту трясину, постепенно усыпляя свою душу (док тор Старцев из «Ионыча», например).
    Произведения Чехова сложны и очень тонки. В них несколько смысловых пластов, раскрыть которые может только внимательный и знающий читатель. Все произведения этого русского писателя наполнены множеством символов, позволяющих раскрыть всю их глубину.Таким образом, русская литература второй половины 19 века очень разнообразна и ярка. Каждый писатель того времени – это настоящая величина не только русской, но и мировой литературы. Несмотря на все различия, всех этих художников объединяет любовь к родине, стремление улучшить жизнь русских людей. Кроме того, все писатели пользовались классическими традициями, создавая на их основе что-то свое, новое, ставшее, в свою очередь, тоже классикой.

  4. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».
    Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма).
    В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века. При этом многие писатели реализуют сатирическую тенденцию в гротескной форме. Примерами гротескной сатиры являются произведения Н. В. Гоголя «Нос», М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», «История одного города».
    С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.
    Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.
    Развитие поэзии несколько затихает. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа.
    Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А.Н. Островского А.П. Чехова. Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А.П. Чехова был Максим Горький.
    Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.

    Русская литература XX века: общая характеристика

    Описание литературного процесса XX века, представление основных литературных течений и направлений. Реализм. Модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Литературный авангард.
    Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее “серебряным веком” (“золотым веком” называли пушкинскую пору). В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили. Вместе с тем культуре “серебряного века” были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.
    Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих уже не устраивали описание и изучение зримой реальности, разбор социальных проблем. Притягивали вопросы глубинные, вечные — о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. Ожил интерес к религии; религиозная тема оказала сильнейшее влияние на развитие русской культуры начала XX века.
    Однако переломная эпоха не только обогащала литературу и искусство: она постоянно напоминала писателям, художникам и поэтам о грядущих социальных взрывах, о том, что может погибнуть весь привычный уклад жизни, вся старая культура. Одни ждали этих перемен с радостью, другие — с тоской и ужасом, что вносило в их творчество пессимизм и надрыв.
    На рубеже XIX и XX вв. литература развивалась в иных исторических условиях, чем прежде. Если искать слово, характеризующее важнейшие особенности рассматриваемого периода, то это будет слово “кризис”. Великие научные открытия поколебали классические представления об устройстве мира, привели к парадоксальному выводу: “материя исчезла”. Новое видение мира, таким образом, определит и новое лицо реализма XX в., который будет существенно отличаться от классического реализма предшественников. Также сокрушительные последствия для человеческого духа имел кризис веры (“Бог умер!” — воскликнул Ницше). Это привело к тому, что человек XX века все больше стал испытывать на себе влияние безрелигиозных идей. Культ чувственных наслаждений, апология зла и смерти, воспевание своеволия личности, признание права на насилие, обернувшееся террором — все эти черты свидетельствуют о глубочайшем кризисе сознания.
    В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.
    Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление “серебряного века” русской литературы. Термин этот связывают с именем Н. Бердяева, употребившего его в одном из выступлений в салоне Д. Мережковского. Позже художественный критик и редактор “Аполлона” С. Маковский закрепил это словосочетание, назвав свою книгу о русской культуре рубежа столетий “На Парнасе серебряного века”. Пройдет несколько десятилетий и А. Ахматова напишет “…серебряный месяц ярко / Над серебряным веком стыл”.
    Хронологические рамки периода, определяемого этой метафорой, можно обозначить так: 1892 — выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране, манифест и сборник “Символы” Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д.) — 1917 год. По другой точке зрения, хронологическим окончанием этого периода можно считать 1921—1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н. Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философ и историков из страны).
    Русская литература XX века была представлена тремя основными литературными направлениями: реализмом, модернизмом, литературным авангардом. Схематично развитие литературных направлений начала века можно показать следующим образом:

  5. У народа, лишённого общественной свободы, литература – единственная трибуна,с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести.
    А.И. Герцен
    Уже на рубеже 18 и 19 веков русская литература по своему развитию не уступает литературе Европы. Однако во многом она ещё не самобытна, а берёт за основу темы и сюжеты европейских произведений. Как и в Европе, в России переживают кризис классицизм и сентиментализм, начинает зарождаться романтизм.
    Ведущими направлениями 19 века станут романтизм и критический реализм.
    В начале века ещё живы и активно работают выходцы из прошлого столетия – Державин и Карамзин. Комедиограф и журналист Иван Андреевич Крылов начинает писать басни. В первое десятилетие 19 века зажигается звезда Василия Андреевича Жуковского, ставшего “отцом” русского романтизма.
    В историческом плане век начинается в 1801 году с убийства Павла Первого и воцарения 23-летнего внука Екатерины – Александра Первого, начало царствования которого ознаменовалось, с одной стороны, геополитическими успехами России (турецкие войны, победа над Наполеоном), с другой, просветительскими реформами. Это, в свою очередь, усиливает тягу русской интеллигенции к просвещению и интерес к литературе.
    Появляются литературные салоны и общества.
    Александр Христофорович Востоков
    “Вольное общество любителей русской словесности, наук и художеств” – одна из первых общественных литературных организаций. Общество, созданное выпускниками гимназии при Академии наук, просуществовало четверть века – с 1801 по 1826 годы. Членами общества были переводчик и педагог Иван Мартынович Борн, поэты Василий Васильевич Дмитриев и Василий Васильевич Попугаев, академик-языковед Александр Христофорович Востоков, поэт и публицист Иван Петрович Пнин, сыновья А.Н. Радищева Василий и Николай.
    Дом Державина в Санкт-Петербурге, где заседали “беседчики”
    “Беседа любителей русского слова” (они же “шишковисты”, или “беседчики”) – это общество, основанное в 1811 году, “выросло” из литературного салона Г.Р. Державина. Общество возглавил адмирал русского флота, филолог, академик Александр Семёнович Шишков. Участниками “Беседы…” были поэт и министр юстиции Гаврила Романович Державин, драматург Александр Александрович Шаховской, поэт Иван Андреевич Крылов, поэт и переводчик Николай Иванович Гнедич.
    Александр Семёнович Шишков
    “Беседчики” выступили против реформы языка, предложенной Карамзиным, против влияния на Россию “чужеземной культуры”, защищали чистоту русского языка, предлагая заменить все заимствованные слова русскими аналогами (бульвар – “гульбище”, калоши – “мокроступы”, театр – “позорище” и т.д.). В литературе отстаивали принципы уже устаревшего к тому времени классицизма и опирались на теорию трёх “штилей” Ломоносова.
    Николай Михайлович Карамзин
    “Арзамас” (они же “карамзинисты”) – литературное общество, возникшее в 1815 году в противовес “Беседе…” и объединившее сторонников “нового слога” Карамзина. Участниками общества были поэты Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков, Пётр Андреевич Вяземский, Василий Львович Пушкин, Александр Сергеевич Пушкин, Денис Васильевич Давыдов, экономист и декабрист по убеждениям Николай Иванович Тургенев, академик Сергей Семёнович Уваров, генерал-майор, декабрист Михаил Фёдорович Орлов.
    Обложка журнала “Вестник Европы”
    Наряду с литературными салонами и обществами, в 19 веке началось интенсивное развитие литературной журналистики. По выражению Державина, в начале века в России “всё зажурналилось”. Наиболее популярными стали журналы
    “Вестник Европы” – редакторы Николай Михайлович Карамзин и Василий Андреевич Жуковский;
    “Северный вестник” – издатель Иван Иванович Мартынов;
    “Журнал российской словесности” – издатель Николай Петрович Брусилов;
    “Цветник” – сотрудники редакции Иван Андреевич Крылов, Александр Христофорович Востоков, Константин Николаевич Батюшков;
    “Сын Отечества” – издатель Николай Иванович Греч.
    Обложка альманаха “Мнемозина”
    В 1820-е годы будущие декабристы издавали альманахи “Мнемозина” и “Полярная звезда”.
    Александр Сергеевич Пушкин совместно с Антоном Антоновичем Дельвигом основал “Литературную газету” (выходит по сей день), а в 1836 году – журнал “Современник”.
    Обострённый интерес к литературе объяснялся ещё и тем, что именно писатели ставили и решали в своих произведениях острейшие социально-политические вопросы, что особенно актуально в условиях отсутствия политических свобод. Начало 19 века – “золотого века” русской литературы – дало настолько мощный заряд, что уже через несколько десятилетий русская литература стала одной из величайших в мире.

  6. 19 век – знаменательный век в русской литературе. Он дал миру такие великие имена, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой… Литература этого времени четко делится на два периода: первая половина 19 века и вторая половина 19 века. Художественные произведения этих периодов отличаются идейным пафосом, проблематикой, художественными приемами, настроением.
    Авторы, чьи произведения составляют классику русской литературы второй половины 19 века, очень разные. В их число входят А.Н. Островский, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов.
    А.Н. Островский по праву считается реформатором, привнесшим много нового в русскую драматургию. Новаторство его сказалось в том, что он круто повернул русский театр к жизни и к ее актуальным социально-нравственным проблемам. Островский первым обратился к жизни русского купечества, обрисовал быт и нравы этого огромного слоя российского общества, показал, какие проблемы существуют в нем.
    Кроме того, именно Островский стал «разработчиком» психологической драмы, показывающий внутренний мир героев, волнения их души. Пьесы этого драматурга наполнены символикой. Все эти черты найдут продолжение в пьесах Чехова и драматургов 20 века.
    И.С. Тургенев вошел в историю не только русской, но и мировой литературы как непревзойденный психолог и художник слова. Этот писатель известен прежде всего как автор романов «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Рудин» и другие. Кроме того, он является создателем стихов в прозе, полных лиризма и глубоких раздумий над жизнью, и других прозаических произведений.
    Определяя главную особенность своего творческого пути, Тургенев говорил: «Я стремился, насколько хватало сил и умения добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить то, что Шекспир называл самый образ и давление времени».
    Классик сумел показать в своем творчестве чистоту любви, силу дружбы, страстную веру в будущее своей Родины, уверенность в силе и мужестве русского человека. Творчество истинного художника слова предполагает множество открытий, и Тургенев – тому подтверждение.
    Все творчество Ф.М. Достоевского — это художественное исследование человека, его идеальной сути, его судьбы и будущего. Человек Достоевского — это существо, потерявшее целостность, это человек в разладе, в несовпадении с действительностью и с самим собой. Можно сказать, что герой Достоевского – это мятущийся герой, который постоянно находится в поисках себя. Этот путь полон страданий, крови, греха. Но всегда это – мыслящий человек, пытающийся познать себя. В своем отрицании и Бога и жизни герой Достоевского намного честнее, чем многие «верующие» и «добропорядочные» люди.
    Персонажи Достоевского кровно связаны с Богом, хотя часто и отрицают его. Сами того не ведая, они часто проходят путь многих евангельских святых, буквально «перестрадав» свою веру.
    Мир Достоевского – это мир «униженных и оскорбленных». Взгляд писателя обращен именно к ним, обнажая жизнь и страданья этих людей. Во многом, поэтому Ф.М. Достоевского называют «великим русским гуманистом».
    Изображение духовного роста человека, «диалектики души» — самое, пожалуй, характерное в творчестве Л.Н. Толстого. Эта художественная особенность прослеживается на протяжении всего творческого пути писателя. Толстой пишет так, что ясно видно: чем больше влияет на человека светское общество, тем беднее его внутренний мир, человек может достигнуть внутренней гармонии в общении с народом, с природой. Толстой убежден, что сословные преграды угнетающе действуют на развитие характера.
    Герои Толстого не чужды противоречий, в них происходит упорная внутренняя борьба, но лучшие душевные качества никогда не изменяют им. Интуитивная душевная чуткость Наташи, благородство Пьера, аналитический ум и моральная красота князя Андрея, тонкая душа княжны Марьи — все это объединяет героев «Войны и мира», несмотря на индивидуальность каждого характера. Можно сказать, что всех лучших героев Толстого объединяет богатство душевного мира и стремление к счастью.
    Все произведения А.П. Чехова не только очень реалистичны, но в них еще и заложен глубокий философский смысл. «Пошлость пошлого человека» – это то, против чего всю жизнь боролся писатель. Протест против обыденщины, мещанства – главное в его произведениях. Одни герои писателя стремятся вырваться из этого «заколдованного круга» (три сестры из одноименной пьесы), другие покорно погружаются в эту трясину, постепенно усыпляя свою душу (док тор Старцев из «Ионыча», например).
    Произведения Чехова сложны и очень тонки. В них несколько смысловых пластов, раскрыть которые может только внимательный и знающий читатель. Все произведения этого русского писателя наполнены множеством символов, позволяющих раскрыть всю их глубину.
    Таким образом, русская литература второй половины 19 века очень разнообразна и ярка. Каждый писатель того времени – это настоящая величина не только русской, но и мировой литературы. Несмотря на все различия, всех этих художников объединяет любовь к родине, стремление улучшить жизнь русских людей. Кроме того, все писатели пользовались классическими традициями, создавая на их основе что-то свое, новое, ставшее, в свою очередь, тоже классикой.

  7. Русская литература прошла долгий и трудный путь развития. XIX век — время, когда она достигает особого расцвета. Это целая эпоха, характеризуемая великими именами Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, Некрасова и Л. Толстого, Достоевского и Чехова. Литература XIX века учитывает, продолжает и развивает лучшие традиции, которые были созданы в предшествующие периоды — в древнерусской литературе, в литературе XVIII века. Но именно в XIX веке русская литература, выражая передовые идеи эпохи, приобретает всемирно-историческое значение. М. Горький писал: «Нигде на протяжении неполных ста лет не появлялось столь яркого созвездия великих имен, как в России…
    …И все они, правдиво и честно освещая понятое, пережитое ими, говорят: храм русского искусства строен нами при молчаливой помощи народа, народ вдохновлял нас, любите его!
    В нашем храме чище и сильнее, чем в других, возглашалось общечеловеческое,— значение русской литературы признано миром, изумленным ее красотой и силой»
    Для русской литературы XIX в. был характерен широкий социально-исторический кругозор, мощная обличительная мысль, стремление содействовать пробуждению народа. Вера в могучие силы народа, связь с освободительными движениями обусловливали оптимизм русских писателей, их надежду на победу высоких идеалов добра и справедливости над силами реакции, косности и застоя. Последовательно и настойчиво разоблачая разнообразные «мертвые души», порождаемые самодержавно-крепостническим строем, выдающиеся представители русской классической литературы верили в великое будущее своего народа. Эта вера воодушевляла их на борьбу за осуществление вековых народных стремлений к свободной и счастливой жизни. Поэтому с такой силой пропагандировалась в русской литературе убежденность в решающей роли народа в историческом процессе, так напряженно шел поиск ответов на вопросы: «кто виноват?», «что делать?», «когда же придет настоящий день?».
    Утверждая высокие духовные ценности, близкие и дорогие всем людям доброй воли, русские писатели становятся активными участниками сегодняшних идеологических дискуссий, нашими соратниками и союзниками в борьбе за жизнь и мир на земле, благородные идеалы социальной справедливости, за общечеловеческие нормы нравственности. В этом и заключается залог бессмертия классики всегда современной обновляющейся, всегда нужной нам в наших раздумьях, тревогах и надеждах.

  8. Основной конфликт комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» – столкновение «века нынешнего» в лице Александра Андреевича Чацкого с «веком минувшим», представленным в комедии фамусовским обществом. Но разве «век минувший» – это век, ушедший навсегда, освободивший при этом место новому времени с совершенно иными жизненными ценностями? На мой взгляд, Чацкий необъективен в своем суждении о «наступившем» и «прошедшем» временах, считая, что «нынче свет уж не таков», как прежде. Эта необъективность в убеждениях героя обусловлена его молодостью и некоторой наивностью. Чацкому, который только что вернулся из долгого путешествия, трудно понять атмосферу в доме Фамусова и правильно оценить нравы «прошедшего житья». Герою кажется, что мир изменился, но на самом деле все осталось по-прежнему. Слова «век минувший» обозначают в комедии определенный жизненный уклад, мировоззрение, в рамках которого главными ценностями являются чины и богатство.
    Уже с первых страниц пьесы для нас становится очевиден тот факт, что в доме Фамусова все лгут друг другу. И лишь ложь Лизы и Софьи носит благородный характер. Лиза лжет барину, помогая тем самым Софье и Молчалину. Софья обманывает отца для того, чтобы тот не узнал о любви дочери к секретарю, ведь Фамусов не сможет принять в семью бедного человека («Кто беден – тот тебе не пара!»). Ложь Софьи можно оправдать, она вызвана глубоким чувством к возлюбленному, а вот ложь Молчалина – это предательство. Он обманывает и своего благодетеля, и «возлюбленную» исключительно ради собственной выгоды.
    Забыв о том, что он только что заигрывал с Лизой, Фамусов с важностью говорит о себе: «Монашеским известен поведеньем!» Грибоедов намеренно столь подробно показывает читателю обстановку в доме Фамусова: она отражает нравственную атмосферу целого общества.
    Фамусова, в доме которого происходит действие пьесы, можно назвать самым серьезным оппонентом Чацкого. Конфликт между этими героями носит социально-политический характер. В параллели Чацкий – Фамусов практически невозможно найти точек соприкосновения. Фамусов – типичный московский барин, лишенный нравственных целей. Чины и богатство – главная жизненная цель его, оправдывающая любые средства: «Желал бы зятя он с звездами, да с чинами». Идеалы Фамусова – Кузьма Петрович, приверженец семейственности, человек «с ключом» (золотой ключ был показателем статуса камергера), который «и сыну ключ умел доставить», и Максим Петрович, дядя Фамусова, известный своим угодничеством и низкопоклонством. Фамусов живет по составленному на неделю распорядку, который носит бытовой, житейский характер: крестины, «форели», погребенье… Отношение к делам у этого барина поверхностное, он не вникает в суть службы: «Подписано, так с плеч долой». А в книгах Павел Афанасьевич не видит пользы: «И в чтеньи прок-от не велик…» – что характеризует его как невежу, непросвещенного человека. И такое отношение к книгам присуще всему московскому дворянскому обществу с консервативными взглядами на мир.
    Чацкий же – пылкий молодой человек декабристского мироощущения – не приемлет такого образа жизни, таких идеалов: «И точно, начал свет глупеть…» Фамусовское общество чуждо ему, поэтому Чацкий обличает его «подлейшие черты».
    Итак, кто же в комедии представляет общество? Это московский «туз» – полковник Скалозуб, самодовольный карьерист, «известный человек, солидный». Его мечта – «только бы досталось в генералы». Скалозуб продвигается по службе за счет уволенных и умерших товарищей: «То старших выключат иных, другие, смотришь, перебиты». В разговоре со Скалозубом Фамусов заискивает перед ним, ведь именно такой зять для Фамусова приемлем, так как Скалозуб «и золотой мешок, и метит в генералы».
    Следующий персонаж, жизненное кредо которого – «и награжденья брать, и весело пожить», а средство для достижения этого – «угождать всем людям без изъятья», – Молчалин, мелкий дворянин, являющийся секретарем в доме Фамусова. У Молчалина хорошая репутация в обществе, он умеет казаться тем, кого в нем хотят видеть. Зависеть от других – основной принцип Молчалина. Этот персонаж пользуется возможностями, связями «сильных мира сего», их положением в обществе. Своей угодливостью Молчалин располагает к себе. Его идеалы – Татьяна Юрьевна и Фома Фомич, которых он считает цельными личностями и ставит в пример Чацкому. Чацкий же так высказывается о Фоме Фомиче: «пустейший человек, из самых бестолковых!»
    Софья любит Молчалина за то, что для спокойного семейного счастья тот подходит гораздо больше, чем заносчивый, смелый в своих суждениях Чацкий. А Чацкий не может понять чувства к тому, «кто на всех глупцов похож!». Молчалин же считает Чацкого глупеньким, нелепым мальчишкой, жалеет его.
    Думается, что главный критерий оценки Чацким окружающих людей – ум. Это определяет как положительные, так и отрицательные стороны героя. А. С. Пушкин отказывал Чацкому в уме, имея в виду ум житейский, светский. Чацкий предстает в комедии как носитель подлинного, высокого ума.
    Огромное значение в комедии имеет сцена бала: именно в ней перед читателем возникает целая галерея разнообразных «портретов», именно на балу конфликт между обществом и Чацким оказывается доведен до предельной остроты. Первыми в доме Фамусова появляются Горичи. Платон Михайлович – яркий образ мужа-мальчика, мужа-слуги, семейная жизнь которого однообразна и скучна.
    Следующие гости – князь и княгиня Тугоуховские с шестью дочерьми. Главная забота родителей – выдать замуж дочерей. Для княгини не важны душевные качества возможного зятя, важен его имущественный статус. Узнав о том, что Чацкий небогат, княгиня, пославшая Тугоуховского знакомиться с Чацким, кричит мужу что есть мочи: «Князь, князь, назад!» – совершенно не стесняясь при этом присутствия Чацкого.
    Графиня-бабушка и графиня-внучка Хрюмины проявляют сословную спесь по отношению к другим людям, присутствующим на балу («Мы первые!»), в то же время радуясь встрече с Загорецким, «отъявленным мошенником», полезным каждому.
    Важную роль в пьесе играет Репетилов – своеобразный «двойник» Чацкого, искаженная его тень. Читателю кажется странным то, что Репетилов одинаково любезен и с Чацким, и со Скалозубом. Репетилов так же много говорит, как и Чацкий, но у них разные на то мотивы. Репетилов в некотором роде пародирует Чацкого. Этот герой комедии – неудавшийся карьерист, прожигатель жизни, член «тайного общества». Монолог Репетилова содержит характеристику якобы прогрессивной части московского дворянства, но этот «сок умной молодежи» не что иное, как дань моде на людей с передовыми взглядами.
    Именно на балу распускают слух о сумасшествии Чацкого. Чацкий – трагический герой, попавший в комедийную ситуацию. Он может казаться смешным фамусовской Москве, но не читателю. Неудачи Чацкого – признак его неотступного стремления сохранить верность своим идеалам. Герой нетерпим к глупости, пошлости и угодничеству, распространенным в обществе, с которым его сталкивает судьба. Но Чацкий не одинок в своих стремлениях к переменам. «Союзники», единомышленники главного героя в комедии – двоюродный брат Скалозуба, который оставил службу и «в деревне книги стал читать», профессора Педагогического института, а также племянник княгини Тугоуховской Федор – химик и ботаник, не желающий «знать чинов». Передовые люди того времени видели, что общество нуждается в переменах, у них появились новые жизненные ценности – образование, которого так боялись представители консервативного фамусовского общества, и свобода личности.
    Оскорбленный клеветой, Чацкий покидает Москву, на которую он возлагал большие надежды. Герою хотелось обновления русской жизни. Но этого не произошло. В городе – и во всей стране – сохранилась верность идеалам «века минувшего». Благородному Чацкому не место в фамусовском обществе, но он не остается побежденным в комедии, так же как и не является в ней победителем. «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанося ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы новой», – писал И. А. Гончаров через несколько десятилетий в статье «Мильон терзаний», посвященной пьесе «Горе от ума».
    В противопоставлении Чацкого фамусовскому обществу выразилась глубокая уверенность Грибоедова в том, что «век нынешний» одержит в России победу над «веком минувшим». Трагичность судьбы Чацкого указывает на то, что противостояние двух мировоззрений будет долгим и болезненным.

  9. 9
    Текст добавил: Самый Неуловимый

    XIX век можно назвать поистине золотым веком русской литературы. Русская литература, озаренная гением Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Жуковского, Крылова, Грибоедова, сделала гигантский шаг в мировую культуру. Александра Сергеевича Пушкина принято считать родоначальником нашей классической литературы, началом всех начал.
    Родился Пушкин 26 мая (6 июня) 1799 года в Москве. Его родители были представителями старинных аристократических родов. Для своих сыновей они хотели блестящей служебной карьеры, а потому Александр был отдан в лучшее в России закрытое учебное заведение — Царскосельский лицей. Написанные еще на школьной скамье стихи Пушкина отличались игрой живого ума и были проникнуты патриотическим чувством.
    Из лицея Пушкин вышел в годы общественного подъема, который наступил после окончания войны 1812 года. «Вольные стихи» и политические эпиграммы его исполнены неумолимого презрения и ненависти к «самовластительным злодеям» на троне и их «холопам» в Военных и чиновничьих мундирах.
    В мае 1820 года Пушкина высылают из Петербурга далеко на юг — сначала в Екатеринослав, затем в Кишинев и Одессу. По доносу осенью 1824 года он был сослан в псковское поместье матери — село Михайловское, где был вынужден находиться два года. Именно в Михайловском Пушкин близко познакомился с жизнью народа, его песнями, сказками, которыми он был буквально очарован.
    Николай I в 1826 году возвратил Пушкина из ссылки сначала в Москву, а позже в Петербург. По-прежнему поэт остается .глубоко чуждым придворному высшему обществу. 29 января 1837 года поэт, вступившись за честь жены, умирает, смертельно раненный на дуэли.
    Литературная деятельность Пушкина началась довольно рано. Своими учителями молодой поэт избрал Державина, Батюшкова и Жуковского. В поэме «Руслан и Людмила», завершенной в 1820 году, Пушкин ввел в сферу русского литературного языка живой народный говор. Позднее именно у простого народа он призывал учиться правильности и чистоте русской речи.
    Поэт начинает критически относиться к романтизму Байрона и в особенности к его героям — индивидуалистам, которые хотят воли лишь «для себя». Это отчетливо звучит в поэме «Цыганы» (1824) и с полной силой сказывается в романе в стихах «Евгений Онегин». В лице Онегина Пушкину удалось «сладить» с типичным характером представителя современной ему просвещенной дворянской молодежи. Онегин не находит применения своим силам и способностям и потому становится «лишним человеком».
    Проза Пушкина достигла совершенства в повести «Пиковая дама» (1833)’и историческом романе «Капитанская дочка» (1836). В 1833 году Пушкин создает «петербургскую повесть» в стихах — «Медный всадник». Это поэма о прошлом, о настоящем и о будущем России. Как никто он умел и учил находить прекрасное не только в исключительном, но и в самом простом. Высшая красота для Пушкина — высшая простота.
    Николай Васильевич Гоголь
    В 1832 году вышли в свет две части книги Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Восемь повестей, из которых состояли обе части, представляли собой новое явление в русской литературе. Произведения основаны на украинском народном творчестве, народных поверьях, песнях, сказках, а также на воспоминаниях Гоголя об Украине.
    Цикл Петербургских повестей занимает важное место в творчестве Гоголя.
    Повесть «Шинель» — протест против социальной несправедливости, защита «маленького человека».
    Комедия «Ревизор» повествует, как власти губернского города приняли проходимца за важную персону, приехавшую проверять их работу. Чиновники дают ему взятки и радуются тому, что обманули ревизора.
    Еще большую силу обобщения сатира Гоголя приобрела в поэме «Мертвые души», где хищник-приобретатель Чичиков, помещики Манилов и Со-бакевич, Ноздрев и Плюшкин, чиновники губернского города — все они страшны своей человеческой пошлостью.
    Гоголь любил Россию, верил в русского человека и восхищался им. «Русь! Русь! — писал он, — вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросано и неприютно в тебе… Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе?» Гоголь с необычайным патриотическим воодушевлением говорит о безбрежных просторах России, о ее природе, о «живом, бойком уме» русского человека, о «замашистом» и метком русском слове.
    Федор Михайлович Достоевский
    Достоевский родился и вырос в Москве. Отец писателя служил военным врачом. В семье царили взаимные обиды и недоверие, так как отец Достоевского был человеком вспыльчивым, болезненно подозрительным и скупым. В 16-летнем возрасте Достоевский переехал в Петербург и поступил в Военно-инженерное училище, окончив которое, определился на службу, но тяготился ею и вскоре вышел в отставку.
    Двадцатипятилетний Достоевский принес роман «Бедные люди» Некрасову и Белинскому, которые, прочитав рукопись, пришли в восторг. За участие в революционном кружке Петрашевского в 1849 году Достоевский был приговорен к смертной казни. Вместе с другими осужденными его привели на эшафот, на каждого накинул палач белый саван, прочли смертный приговор, солдаты подняли ружья. И только тогда было объявлено о замене казни каторгой. Четыре года каторги, а после четыре года солдатской службы.
    «Записки из мертвого дома» (1856) — это правдивое изображение страданий народа и сочувствие автора угнетенным и обездоленным.
    В 1859 году Достоевский вернулся в Петербург. Восемь лет подневольной жизни отразились на здоровье писателя, а несчастья в семье — на характере. Смерть любимого брата, жены, двоих детей пережил Достоевский после возвращения из ссылки. Нужно было кормить свою семью, а также семью брата. «Работа из-за денег задавила и съела меня», — писал он в 1865 году. После двадцати лет работы Достоевскому удалось избавиться от денежных долгов. Достоевский умер в 1881 году.
    Лев Николаевич Толстой
    О жизни своей семьи Толстой рассказал в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Толстой показал, как в душе его героя, Николеньки Иртеньева, то есть в душе самого будущего писателя, постепенно возникало отношение к окружающей его среде. В нем росло желание идти непроторенными путями, жить иначе — лучше, честнее, чем жило подавляющее большинство людей его круга.
    В 1844 году Толстой поступает в Казанский университет, а в 1847 году покидает его и идет в Ясную Поляну. Сельский период своей жизни он описал в повести «Утро помещика». Молодой помещик Нехлюдов пытается улучшить положение крепостных, каждому помочь, но сталкивается с вопиющей бедностью и с недоверием к нему крепостных мужиков.
    В 1851 году Толстой едет на Кавказ, где поступает на военную службу. О своих впечатлениях он рассказал в повести «Казаки», написанной десять лет спустя.
    «Севастопольские рассказы» созданы писателем по живым следам военных событий, в которых он принимал участие. Толстой полагал, что сама по себе любовь может изменить жизнь к лучшему. Он надеялся, что, веря в Бога, люди, согласно заповедям религии, будут делать друг другу добро и станут счастливыми.
    В 1862 году писатель женился на Софье Андреевне Берс и с той поры безвыездно жил в своей усадьбе. На протяжении 60-х годов Толстой работал над романом-эпопеей «Война и мир», посвященной историческим событиям начала XIX века и в особенности войне 1812 года.
    В романе «Анна Каренина» он отразил жизнь людей. эпохи, в которой все было «неясно и запутанно». Светские ханжи и лицемеры осудили чувство Анны к Вронскому как преступное нарушение семейного долга. У нее отнимают сына, подвергают оскорблениям. У нее остается лишь любовь Вронского, который не понимает переживаний Анны и тяготится отчуждением светского общества. Анна приходит в отчаяние и бросается под поезд.
    В 1859 году в Ясной Поляне Толстой организовал школу для крестьянских детей и взрослых, где сам был учителем. В конце 70-х и в 80-х годах у него возник душевный кризис, в результате чего взгляды писателя поменялись.
    В своих произведениях — повести «Смерть Ивана Ильича», рассказе «После бала», повести «Хаджи-Мурат» (1896—1904), романе «Воскресение» (1889—1899) — автор рисует жизнь привилегированного класса, лицемерие и ложь составляющих его людей.
    В-октябре 1910 года Толстой тайно уехал из Ясной Поляны, чтобы никогда больше туда не вернуться: он умер в пути. В это время ему было 82 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *