Сочинение на тему от экологии природы к экологии души

7 вариантов

  1. Митрошкина Полина Александровна,
    обучающаяся 9А класса МАОУ
    Гимназии №1 ГО Сухой Лог
    Эссе на тему «Экология души»
    (Экология мира начинается с экологии души. Они не только взаимосвязаны, но и следуют друг за другом)
    Экология души – это чистота души человека, ее истинная красота. Наша душа – это огромный мир, наполненный чувствами и эмоциями, волнениями и переживаниями, человеческими качествами, которые мы проявляем в разных жизненных ситуациях…
    Этот мир души создает сам человек, складывая его как мозаику в течение всей своей жизни. Чтобы наша внутренняя красота никогда не увядала, нужно уметь ориентироваться в пестрой картине своих чувств, понимать свои истинные желания, осознавать свои цели и способности, а самое главное  –  уметь понимать и признавать свои ошибки, чтобы не совершать их в будущем. Несомненно, каждый из нас должен научиться уважать  не только свои истинные желания и чувства,  но и чувства других людей. Изо дня в день человек должен самосовершенствоваться и становиться лучше и, в конечном итоге,  это обязательно приведет к  душевной чистоте.
    С экологии  души человека и начинается экология всего окружающего мира.  Можно сказать и по-другому:  с экологии мира начинается  экология души. И это тоже будет верно! Экология мира и экология души – верные спутники, неразлучные друзья, которые  не только взаимосвязаны,  но и следуют друг за другом. Лишь человек с чистой душой способен по-настоящему любить природу, искренне восхищаться ее красотой, с восторгом наблюдать алые закаты и рассветы, вдыхать полной грудью чистый воздух, нежиться в теплых золотистых лучах солнца, жить  без войн и конфликтов.
    Экология души человека во многом зависит и от его воспитания, от общества, в котором он вырос. Важно, чтобы в семье всегда  царила атмосфера мира  и  счастья,  любви и радости, добра и уюта,  чтобы родительский  дом был тем местом, куда хочется возвращаться, где разделят с тобой радость  и поддержат тебя в трудную минуту.  Именно в семье душа ребенка «наполняется»  нравственными ориентирами. Мать и отец, самые близкие люди на земле, учат  нас с детства любить свой дом, улицу, школу, родину,  природу,  учат жить в мире  и согласии,  быть толерантными и милосердными, проявлять альтруизм и любовь ко всему живому.  Родные люди – это наши   советчики и путеводители,  хранители наших душ, они всегда будут рядом, что бы  с нами ни случилось.
    Нельзя забывать и про друзей. Без сомнения, люди, с которыми мы общаемся, чаще всего разделяют наши взгляды, мысли,  чувства. Не зря говорят, что у друзей  одинаковые души,  поэтому нужно правильно выбирать друзей и понимать, чем настоящий друг отличается от знакомого.
    Одинаковых людей  на земле нет, все мы разные.  К этому выводу я пришла, став участницей международного проекта «Посткроссинг», который позволяет людям  со всего мира обмениваться почтовыми открытками. Я занимаюсь посткроссингом около года,  за это время  получила  56 открыток из разных стран:  Германии, Франции, Британии, Японии, Польши, Индонезии, Тайваня, Венгрии, Австралии…
    Участие в проекте  дает  мне возможность общаться с людьми из других стран, знакомиться с их традициями, праздниками, находить новых друзей, изучать и практиковать английский язык (все открытки подписываются на английском языке).  Посткроссинг пробуждает желание путешествовать, узнавать новое и стремиться  увидеть в этой жизни как можно больше. Но самое главное – посткроссинг объединяет людей, которые хотят жить в мире,  умеют любить  и дружить. Посткроссеры –  люди с чистой душой и отзывчивым сердцем. Я, как участница международного проекта «Посткроссинг»,  могу с полной уверенностью сказать, что  экология мира начинается с экологии души человека.
    Рассуждая об экологии души и мира,  не могу не  вспомнить мое любимое  произведение Антуана  де  Сент-Экзюпери – «Маленький принц». Думаю, эта повесть-сказка очень верно раскрывает понятие «экология души».  Маленький принц – это ребенок с очень чистой душой, добрым сердцем, он умеет любить, дружить, наслаждаться природой. Каждое утро он  чистит и убирает свою планету, а это ли не доказательство того,  как неразрывно экология души связана с чистотой окружающего мира.
    Советую прочитать это произведение и взрослым, и детям. Мне кажется, читая историю Маленького Принца,  многие узнают  себя и захотят   измениться  в лучшую сторону.
    Люди планеты Земля! Давайте, как Маленький принц, попробуем стать немного добрее друг к другу,  по-другому посмотрим на мир, изменим  свое отношение не только к природе, но и к себе, к своей душе. Давайте остановимся, оглянемся вокруг и увидим, как прекрасна наша планета. И я уверена, что в этот момент, каждый испытает счастье и радость, обретя гармонию с окружающим миром и самим собой
    Да, у каждого человека свой внутренний мир, своя душа.  Идеальных людей, я уверена, не бывает. Но, работая над собой, воспитывая в себе Человека, каждый может изменить себя в лучшую сторону, а значит, осознанно   идти по жизни с  улыбкой на лице, совершая  добрые дела, даря радость и себе, и окружающим. Я думаю, это и есть экология человеческой души.

  2. (занятие с учащимися 16-17 лет)
    Цель:
    Показать взаимосвязь нравственности личности и состояния окружающей среды.
    Задачи:
    Формировать и закрепить нравственное отношение к окружающей среде у подростков.
    Развивать познавательную активность, мышление, творческое воображение, положительные эмоций и чувства, связанные с заданной проблемой.
    Воспитать основы экологической культуры, проявляющейся в чувстве ответственности за свои поступки, активной жизненной позиции.
    Оборудование: Компьютер (фильм о проблемах экологии), карточки (загадки и вопросы), два стихотворения, памятка экологического календаря.
    На доске тема: «От экологии природы к экологии души». (спрятана)
    Эпиграфы:
    “Кто не любит природу, тот не любит человека”. (Ф. Достоевский.)
    “Охранять природу – значит охранять родину”. (М. Пришвин.)
    “Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения”. (К. Паустовский.)
    «Для того чтобы жить – человеку нужно солнце, свобода и маленький цветок…» (Г. Х. Андерсен)
    Методы: Словесные, наглядные, проблемные, частично-поисковые.
    Формы: Совместные, групповые.
    Ход занятия.
    Организационный этап.
    – Здравствуйте! Я рада, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и понимание. Уверена, что наше сотрудничество сегодня и всегда будет успешно. Предлагаю вам в начале нашего занятия провести следующее упражнение, которое мы назовём: «Здравствуй, сосед!» улыбка + комплимент. Они ничего не стоят, но многое дают.
    Спасибо. У вас замечательные, милые улыбки и хорошее настроение, судя по комплиментам, вы настроены на уважение друг к другу и деловой разговор.
    II. Постановка проблемы, темы и цели занятия.
    Я – ПЛАНЕТА”. Когда произносишь эти слова – Я и планета, вспоминаешь о Маленьком принце, летящем во вселенной на своем крохотном астероиде. Их только двое в бесконечном звездном пространстве: Маленький принц и его планета. Как же важно каждому из них быть таким, чтобы другому хорошо жилось рядом. Как необходимо заботиться друг о друге, помогать, защищать, любить…
    Все мы, живущие на Земле, очень похожи на Маленького принца. Ведь у каждого из нас тоже только одна планета. Мы не можем выбрать себе другую, так же, как и Земля не может найти себе другое человечество. Человек и его планета нас тоже только двое во вселенной.
    Живая душа природы”. “Если любишь цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно, чтобы чувствовать себя счастливым…” – так или примерно так сказал однажды Маленький принц.
    Окружающий нас мир насыщен тайнами и чудесами. О чем-то можно прочитать, о чем-то спросить более знающих людей. Но есть в природе такое, что можно лишь прочувствовать, пережить, ощутить, пропустить через свою душу.
    – Я предлагаю вам посмотреть фильм и попробовать пропустить его через свою душу. (демонстрация фильма) http://www. moyapartiya. ru/video/yekologija/yekologija-problema-zemli-ecology-the-problem-of-the-earth. html
    – Опишите свои чувства после просмотра. (ответы учащихся)
    – Какие проблемы мы будем сегодня обсуждать на нашем занятии? (экологические проблемы)
    – Предложите варианты темы занятия. (ответы учащихся)
    – Все ваши варианты очень хорошие! Посмотрите на доску (открывается тема занятия). Совпали ваши варианты с моим? (ответы учащихся)
    – Как вы понимаете, что такое “экология природы” и “экология души”? (ответы учащихся)
    – Как бы вы сформулировали цель нашего занятия? (ответы учащихся)
    III. Актуализация знаний учащихся.
    – Что вы знаете об экологии как о науке? (ответы учащихся)
    – Всё, что вы говорите это верно, я, в свою очередь, хочу добавить. Всякая наука оказывает людям огромную помощь но, пожалуй, ни одна из них не занимается так вплотную самим существованием нашим на земле, как экология. Экология стоит на страже нашего здоровья, борясь за чистоту воздуха, воды и продуктов питания. Эта наука учит, как охранять их от загрязнения и контролировать общий баланс природных составляющих.
    Экология – молодая наука. Появилась она сравнительно недавно, но интерес к ней растет с каждым днем, ведь экологические проблемы современности не дают нам отсрочки для их решения, и не замечать их становится все сложнее. Все очевиднее, что при современном темпе развития промышленности Земля не доживет до того, как ее разрушит комета или сожжет Солнце. Человечество развивается рекордными темпами и ежедневно создает все новые технические средства, которые, с одной стороны, облегчают жизнь, а с другой — усугубляют экологические проблемы.
    За всю историю своего существования человек относился к природе потребительски, нещадно эксплуатируя ее. Это не могло не сказаться на состоянии окружающей среды. Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах.
    – Давайте назовем их.
    (Учащиеся называют глобальные экологические проблемы)
    – Вашему вниманию предлагается прослушать стихотворение Р. Рождественского и назвать проблему, которую осветил поэт.
    (Один учащийся читает стихотворение Р. И. Рождественского «В музее естествознания»)
    До теперешней нашей Земли,
    До ее дождей и метелей
    Бронтозавры не доползли,
    Птеродактили не долетели.
    Это – личная их беда,
    За нее никто не в ответе.
    Заблудились, пошли не туда.
    Смерть нашли в тупиковой ветви.
    Древо жизни листвой шелестит,
    Ветвь – направо и ветвь – налево.
    Человек разумный сидит
    На вершине этого древа.
    Он – мыслитель. Он хмурит лоб.
    Человека идея гложет:
    Хочет что-то придумать, чтоб
    Самого себя уничтожить.
    Он подпер подбородок рукой –
    Вождь прогресса, краса и гордость…
    Он – придумает! Он – такой!
    Вы, пожалуйста, не беспокойтесь!
    А над ним проносится век.
    Повороты. Круговороты…
    Да неужто и человек –
    Тупиковая ветвь природы?!
    – Назовите проблему. (ответы учащихся)
    IV. Работа по группам.
    – Предлагаю вам поделиться на 5 групп и поработать в них. Ваша задача – разгадать загадки и выбрать вариант ответа на вопрос из карточки. Время работы 5 минут.
    Карточка № 1.
    Есть три брата родные: один ест – не наестся, другой пьет – не напьется, третий гуляет – не нагуляется.
    Что человек всегда видит и чего никогда достать не может?
    Есть на свете конь – всему миру не сдержать.
    И тонок, и долог, а сядет – в траве не видать.
    1.Чем страшна пленка нефти толщиной всего в “одну молекулу” на поверхности океана?
    А) мешает дышать живым организмам;
    Б) препятствует испарению;
    В) уменьшает поток энергии океана.
    Карточка № 2.
    Бежать, бежать – не добежать, лететь, лететь – не долететь.
    Голубой платок, красный колобок, по платку катается, людям улыбается.
    Не зверь, не птица, а в избу просится.
    Лежит птица без крыла, бьет охотник без ружья, повар варит без огня, баран ест безо рта.
    2. Можно ли избавиться от всемирной беды – скопища полиэтиленовых пакетов и пластиковых бутылок?
    А) невозможно;
    Б) есть надежда;
    В) абсолютно невозможно.
    Карточка № 3.
    Иди, иди, а конца не найдешь.
    Сито вито кругловато, кто ни взглянет, тот заплачет.
    Расходится детина – удержу нет, уляжется – не видать, не слыхать.
    Что в руках не удержать?
    3.Когда же день именин у Земли?
    А) 22 декабря;
    Б) 22 июня;
    В) 22 апреля.
    Карточка № 4.
    Двое стоячих, да двое лежачих, два разбойника, разорителя.
    Что выше леса, краше света, без огня горит?
    Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его.
    Кругом вода, а с питьем беда.
    4. Почему так уязвимо озеро Байкал и его экосистема?
    А) очень капризное и своенравное;
    Б) очень чистое и подсоленое;
    В) очень древнее и глубокое.
    Карточка № 5.
    Сито вито, решетом покрыто.
    Мету, мету – не вымету, несу, несу, – не вынесу, пора придет – сам уйдет.
    Горя не знает, а слезы проливает.
    На всех садится, никого не боится.
    5. Сколько “дырок” в озоновом слое могут проделать космические ракеты?
    А) очень немного;
    Б) не могут;
    В) очень даже могут
    (Каждая группа озвучивает свои ответы, если у других групп есть дополнения или противоречия, то идет совместное обсуждение).
    – А теперь общий вопрос для всех:
    – Что нас ждет в ближайшем будущем по “большому счету”?
    А) ничего хорошего;
    Б) светлое будущее;
    В) никакого будущего.
    (ответ учащихся)
    – Правильно! Ответ (а). Цивилизация дала множество благ, но и губит нас. Испокон веков мы не приспосабливались к природе, а покоряли ее. Мы бездумно изменяли и уродовали прекрасный лик планеты. Угроза нависла не только над биологическим равновесием, меняются геохимические и геофизические параметры планеты, ее атмосфера и гидросфера. Так видит судьбу планеты С. Красносельский, и, будучи специалистом в области экологии, с ним нельзя не согласиться.
    – По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения:
    70% населения планеты дышат воздухом, вредным для здоровья.
    Вода 75 % водоемов не пригодна для питья.
    Ежегодно от плохого качества воды умирает 25 тыс. человек.
    Ежегодно пустыня поглощает 27 млн гектар плодородных земель.
    – ТРЕВОЖНЫЕ ФАКТЫ!
    V. Беседа о нравственности.
    – Вашему вниманию предлагается слайд. Внимательно прочтите это четверостишие, найдите в нем ключевые слова. (показ слайда)
    Прости, Земля, прости, прости, прости.
    Мы, люди, так тебя обидели.
    Груз совести за это нам нести.
    На многое смотрели и… не видели.
    (Ответы учащихся: прости, земля, люди, обидели, груз совести).
    – Какое понятие объединяет эти слова? (ответы учащихся)
    – Как вы понимаете, что такое “нравственность”? (ответы учащихся)
    – Проблемы нравственности и духовности стояли перед человечеством с древнейших времен. Всегда ценились такие качества личности, как доброта, сострадание, уважение, любовь. Подтверждение чему мы находим в различных исторических и литературных источниках.
    (Один учащийся читает отрывок из поэмы Р. Рождественского “Монолог царя зверей”)
    В катакомбах музея пылится пастушья свирель,
    Бивень мамонта, зуб кашалота и прочие цацки…
    Человек! Ты послушай Царя терпеливых зверей.
    И прости, что слова мои будут звучать не по-царски.
    Я – последний из львов, но пускай за меня говорят –
    Лань в объятьях капкана, ползучего смога громадность.
    И дельфинья семья, за которой неделю подряд
    С вертолета охотился ты, чтоб развеяться малость
    Пусть тебе повстречается голубь, хлебнувший отрав,
    Муравейник сожженный, разрытые норы барсучьи,
    Оглушенная семга, дрожащий от страха жираф
    И подстреленный лебедь, и чайки – по горло в мазуте.
    Пусть они голосят, вопрошая карающий век.
    Пусть они стороною обходят любую машину…
    Ты – бесспорно – вершина природы, мой брат – человек.
    Только где и когда ты встречал без подножья вершину?
    Ты командуешь миром, пророчишь, стоишь у руля.
    Ты – хозяин. Мы спорить с тобой не хотим и не можем.
    Но без нас – ты представь! – разве будет землею земля?
    Но без нас – ты пойми! – разве море останется морем?
    Будут жить на бетонном безлюдье одни слизняки.
    Океан разольется огромной протухшею лужей.
    Я тебя не пугаю, но очень уж сети крепки.
    И растет скорострельность твоих замечательных ружей.
    Всё твоё на планете! а нашего – нет ничего.
    Так устроена жизнь, мы уже лишь на чучела сгожи.
    Зоопарки твои превосходны, да жаль одного:
    Мы в твоих зоопарках давно на себя не похожи…
    Так устроена жизнь. Мы поладить с тобой не смогли.
    Нашу поступь неслышную тихие сумерки спрячут.
    Мы уходим в историю этой печальной земли.
    Человечьи детеныши вспомнят о нас. И заплачут…
    Мы – пушистые глыбы тепла. Мы – живое зверьё.
    Может, правда, что день ото дня мир становится злее?..
    Вот глядит на тебя поредевшее царство моё.
    Не мигая, глядит. И почти ни о чём не жалея.
    И совсем ничего не прося. Ни за что не коря.
    Видно, в хоботы, ласты и когти судьба не дается…
    Я с седеющей гривы срываю корону царя!
    И реву от бессилия… А что мне еще остаётся?
    – Какие чувства у вас возникли? (ответы учащихся)
    – “Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди” (Б. Шоу).
    – А что значит жить как люди? (ответы учащихся).
    – Совершенно очевидно пользовательское отношение человека к природе, а как гласит народная мудрость: “как аукнется, так и откликнется”, – так что пока, к сожалению, рассчитывать на улучшение ситуации не приходится. Но медлить дальше уже нельзя, и каждый из нас просто обязан начинать делать свой личный вклад в дело защиты природы. Ведь «если не я, то кто?»
    VI. Итоговый этап.
    – А теперь вернитесь к эпиграфам нашего занятия и скажите согласны ли вы с этими высказываниями, подходят ли они к нашей теме и обоснуйте свой ответ. (ответы учащихся)
    – В завершении нашего с вами занятия прочту несколько высказываний.
    – Лев Николаевич Толстой в свое время писал: « Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с нею». Чтобы сохранить удивительный и многообразный мир природы нужно знать ее и любить всем сердцем.
    – «Я сорвала цветок – и он увял. Я поймала мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я поняла, что прикоснуться к природе можно только сердцем». Е. Л. Прасолова
    – Жил один мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
    – Вот и я говорю вам ребята: «Будущее планеты в ваших руках! Берегите её!»
    – Хочу раздать вам подарки в виде памятки экологического календаря, чтобы вы не забывали о праздниках Природы. Всем спасибо за участие!
    16 сентября
    Международный день охраны озонового слоя Земли.
    20 сентября
    День леса.
    27 сентября
    День моря.
    4 октября
    День защиты животных.
    29 декабря
    День 6иологического разноо6разия.
    22 марта
    Всемирный день воды.
    1 апреля
    День птиц.
    18-22 апреля
    Дни заповедников и национальных парков.
    22 апреля
    День Земли.
    5 июня
    День охраны окружающей среды.
    17 июня
    День борьбы с опустыниванием и засухой.
    Список литературы:
    «Сибирский экологический журнал». Новосибирск, 2012. № 3
    Толковый словарь по охране природы / Под ред. В. В. Снакина. – М.: Экология, 1995. – 191 с.
    Рац М. В. Что такое экология или как спасти природу. – М., 1993.
    Молодцова З. В. В стране экологических загадок. – Новосибирск, 1996.
    http://jmkn. ru/rozhdestvenskii/v-muze-estestvoznanija. html
    http://www. rogdestvenskij. ru/

  3. Рыбина Ольга Петровна
    Серповской филиал МБОУ Устьинская СОШ
    Учитель начальных классов
    E-mail:[email protected]
    Контактный телефон: 89108513425
    Доклад
    «ОТ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ –
    К ЭКОЛОГИИ ДУШИ»
    Природа  – матушка моя.
    /Воронцова И./
    Природа, я иду в тебя
    С душой и сердцем обнажённым.
    Прими, пожалуйста, любя,
    Хочу быть заново рождённой.
    Природа – матушка моя,
    Твои исполню повеленья.
    За все грехи прости меня,
    Возьми, как детку на колени.
    На пороге XXI века все мы, кто ответственен за наших детей, думаем о том, что ещё нужно сделать для того, чтобы школа, детская литература, различные виды искусств, пробуждали в юных душах интерес к миру красоты, добра творчества. Помогали детям находить пути к снятию конфликтных противоречий современной жизни, развивали чувство ответственности за судьбу другого человека, за будущее Отечества. Объединение  сил деятелей образования и культуры в единой программе гуманистической работы, в защите детства – голос времени.  Учёные выступают с различными прогнозами на грядущее столетие. Один из самых приоритетных –провозглашение XXI века ВЕКОМ РЕБЁНКА
    На фоне непрекращающихся воин, политических и экономических катаклизмов становится очевидной спасательная роль диалогов между народами, диалога культур разных стран, систем обучения, что может действительно сближать, связывать людей и, самое главное, – молодое поколение.
    Все мы – и дети, и взрослые – дети одного большого царства природы.
    Как сохранить природу? Как жить с нею в согласии? А может лучше научиться понимать её и бережно относиться к ней с самого раннего детства.
    Так уж получилось, что губить свою Землю человек начал гораздо раньше, чем пришёл к мысли о том, что её надо сохранить. Ряд документов Киевской Руси говорит, что уже в те далёкие времена славяне пытались как – то ограничить расходование природных биологических запасов. Позже ПётрI впервые в истории России учредил лесное управление. Он специальным Указом объявил заповедные леса, прилегающие к берегам крупных рек на 50 вёрст, а к берегам мелких – на 20.
    В них под угрозой тяжкого наказания запрещалось рубить дубы, клёны, вязы, лиственницы. Так начиналась российская ЭКОЛОГИЯ.
    В настоящее время слово «экология» чаще стоит в сочетании со словами «природа», и «окружающая среда». Но сама жизненная практика подсказывает, что экология природы несовместима без экологии души.
    Человек – творец, хранитель, но он же и разрушитель. Если судить по нынешней весьма напряжённой экологической обстановке, сложившейся в разных регионах нашей страны, мы мало думаем о своём благополучии, о здоровье своих семей и тем более о внуках и правнуках.
    Открыть секрет гармонии с природой у взрослых получается не всегда, а вот детям это удаётся даже очень легко. Ведь волшебство рассветов и закатов, дождя и радуги, сказочный мир растений и животных ещё на успели стать для них чем-то обычным. Поэтому мы сами можем смело утверждать, что в каждом ребёнке дремлет самый настоящий художник, т.е. ЧЕЛОВЕК, который видит жизнь необычно красивой и удивительной. Но если не помочь малышу открыть  в себе способность выражать свой  восторг перед красотой цветов, деревьев, грозовых туч, то со временем  художник в нём может угаснуть, а природа перестанет быть ИСТОЧНИКОМ – ПИТАЮЩИМ ДУШУ.
    Вспоминая годы первого учительского опыта, я думала, что если работа на уроке с книгой – воспитание любви к книге, упражнение о дереве – воспитание  любви к природе. Два-три предложения о добром  мальчике из рассказа К.Паустовского «Заячьи лапы» – и есть надежда, что завтра все дети будут сиять от доброты и тепла не только к животным, но и к людям. И только годы работы в школе, общение с детьми, их радость и печаль, смех и слёзы убели меня в том, что воспитание души человеческой, пожалуй, самое трудное и мучительное в учительской профессии.
    Хотя я сейчас много слышу, что в обязанности учителя не должно входить «теребить душу ребёнка», ведь все «от мала до велика» устали от воспитателей. Прежде всего, нужно хорошо учить считать, читать, а душа…?
    Ну что душа? Сама «вырастит», а не «вырастит» – ещё лучше. Легче будет жить в наше трудное время. Однако в период ломки стереотипов поведения и традиций, который переживает не только наша страна, но и всё планетарное общество. И именно та нация, которая сегодня сумеет создать более совершенную систему – «УЧИТЕЛЬ», основанной на этике и новом понимании места человека и задачах цивилизации, сделается лидером XXI века.
    И именно сейчас нельзя забывать о том, что учитель – человек, который передаёт подрастающему поколению знания, жизненный опыт, мудрость и т. п., накопленную веками. Передать всё это без воздействия на душу ребёнка невозможно. А мне хочется вложить ребячьи ладошки в свою руку и повести их  в далёкий мир познания.
    Экологическому воспитанию школы в классно- урочной системе уделяется сегодня значительное внимание, но у него есть существенные недостатки:
    – оторванность от жизни;
    – неумение применять на практике природоведческие знания.
    К тому же я,  и большинство сельских учителей начальных классов испытывают серьёзные затруднения при организации практической работы в природе. Для ребёнка, оторванного от живой природы, возникает ложное представление об экологии в данной местности. Для них экологические проблемы существуют где-то там, далеко от каждого из нас. Кто-то нехороший, но не я и не мои близкие, совершают экологические проблемы. Какие-то предприятия, разрушающие среду обитания, несимпатичные люди, работающие на них. Всем от природы что-то нужно. Но только сама она, выходит, никому не нужна. И природа, где медленно, где чуть быстрее погибает. Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды.
    На мой взгляд, нужно чаще и как можно раньше говорить об экологии человеческой души. Душу ребёнка надо растить осторожно, внимательно и с любовью. Чтобы сохранить в ребёнке художественное  восприятие мира – главное общение с природой, т. е. через туристско-краеведческую деятельность, через укрепление здоровья путём закаливания организма холодной водой, через формирование сознания.
    Непосредственные контакты с окружающим миром  вырабатывают эстетическое восприятие окружающего мира, умение преодолевать естественные трудности и препятствия. Это делает детей более выносливыми, терпимыми к окружающим. Формирует такие качества личности, как настойчивость, целеустремлённость, смелость, способствует приобретению умений и навыков в общении с живой природой. Знания, приобретённые наглядным путём не только более прочны, но и помогают сформировать у детей миропредставление, включающее их в окружающий мир не как хозяев, а как участников естественного процесса его развития
    «Два мира есть у человека:
    Один, который нас творил,
    Другой, который мы от века
    Творим по мере наших сил».
    /Н. Заболоцкий ./
    Мать – Природа имеет универсальные знания для человека. Она источник и основа нашей жизни
    У человека необходимо выработать экологическую культуру. Ведь это есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему живому миру с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс. И тогда
    «Не станет он искать побед,
    А ждать великое начало
    Его всё чаще побеждало,
    Чтобы расти ему в ответ»
    М.Н. Рыльке
    /перевод В. Пастернака./
    Учёные утверждают, что содержание экологического образования должно строиться на основе интегрированной научной картины природной и социальной действительности.
    Наше же народное образование постоянно совершенствуется, ищет новые пути и подходы в обучении детей. Но с каждым годом убеждаешься в том, что слово ЧЕЛОВЕК – не звучит так гордо, как созидатель, хранитель, а всё больше он становится разрушителем всего и вся.
    Хочется изменить поток людей. Крикнуть: «Опомнитесь, люди!!!»
    В беседах хочется достучаться до сердец, но порой люди глухи. Наши проблемы личного характера настолько кажутся большими, что мы совсем забыли про свой другой мир – духовный.
    Но во все века были проблемы, ситуации, но искорка человеческой души, любви ко всему живому в природе к людям, живущим вокруг нас – была всегда.
    Стоит вспомнить наше детство и разливается тепло в душе. Ведь детство от нас не уходит, это мы стараемся спрятаться от него. Только тогда, когда человек почувствует себя ребёнком на руках Матери – Природы, а не царём её, только тогда, когда человек будет жить осознанно, только тогда, когда не пойдёт против своей совести – будет  ЛЮБОВЬ на Земле ко всему живому, и только тогда, когда культура экологии, человеческой души будет на высоте. Но к этому нужно идти.
    Каждый день идёшь на работу, а в душе чувствуешь, что ещё теплится искорка  светлого. А сколько таких  искорок у меня в классе. Ведь дети – это нераспустившийся бутон цветка. Стоит только прикоснуться к его бархатной головке нежно и бережно, как он потянется к тебе, к солнечному свету.
    Но всё это праздные слова, а в действительности постоянно стоят вопросы:
    Сумею ли я, учитель войти во внутренний мир человека, который учится и взрослеет?
    Смогу ли я отнестись к этому миру без предрассудков, без предвзятых оценок?
    Смогу ли я лично эмоционально откликнуться на этот мир?
    Смогу ли я помочь ребёнку расти целостным человеком, чувства которого порождают идеи – чувства?
    Смогу ли я принимать и поддерживать нарождающиеся и в первый момент несовершенные идеи и творческие задумки моих учеников?
    И каждый день! И завтра, и вчера…
    Каким он будет день? Будет ли он днём открытий или просто обыкновенным днём зависит от нас. Но для меня он открывается словами педагога и учёного Симона Соловейчика: «…Каждое утро повторяю, как молитву, взываю к тому лучшему, что есть во мне: мне доверен ребёнок, это мой гость дорогой, я благодарна ему зато, что он есть. Он также призван к жизни, как и я, это нас объединяет – мы живые люли, он – человек и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди, я принимаю его, я охраняю его детство, я понимаю, терплю и прощаю. Я люблю его и я благодарен ему зато, что он есть, и зато, что я могу его любить  и тем самым я возвышаюсь в духе своём.
    …Если бы не было этих чудесных «гостей» на нашей Земле, детей, то мир погиб бы, то мир погиб бы  не от старости, ещё прежде – от бездуховности своей.»
    В сущности, как мало нужно для  хорошего воспитания. Надо лишь понять, что нет двух отношений к ребёнку – человеческого и педагогического. Есть одно, одно и только одно – ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ .
    Человечество подошло к порогу, за которым нужна и новая нравственность, и новые знания, и новая система ценностей. Кто их будет создавать и пестовать? От того, как следующие поколения смогут усвоить эту тревогу за будущее и реализовать собственную ответственность, и зависит будущее.

  4. Мы земляне. Земля – всего лишь бесконечно малая
    частичка Вселенной, но только на ней одной из всех известных человеку планет
    есть жизнь. Природа Земли едина, и каждого человека касаются ее беды – будь то
    гибель ярославских лосей от ядохимикатов, исчезновение у берега Камчатки сельди,
    самой распространенной рыбы, или печальная судьба прославленных американских
    мустангов.
    Почему охрана окружающей среды стала одной из
    главнейших задач нашего времени?
    В эпоху научно-технической революции природа
    оказалась беззащитной перед человеком. Перегораживаются плотинами реки,
    запускаются в космос ракеты, земную кору пронизывают глубочайшие скважины. И
    вольно или невольно человек вмешивается в ход природных процессов, нарушая
    естественное равновесие. В результате изменяется климат, гибнут реки, исчезают
    животные, растения. Это бедствие называется экологическим кризисом. В наше время
    интенсивно развивается наука. Ее название происходит от греческих слов «ойкос» –
    «дом» и «логос» – «наука». Люди разных возрастов и профессий должны иметь
    представление об экологии и помнить о неразрывной связи между всеми организмами
    на Земле, о том, какое огромное влияние оказывает человек на природу и как важно
    бережно относиться к ней.
    Природа – великий учитель! Во всех областях
    человеку есть чему поучиться у неё. На уроках окружающего мира мы с детьми
    рассматривали ряд документов Киевской Руси, в которых говорится, что уже в те
    далёкие времена славяне пытались как-то ограничить расходование природных
    биологических запасов. Позже Петр I впервые в истории России учредил лесное
    управление. Он специальным указом объявил заповедными леса, прилегающие
    к берегам крупных рек на 50 верст, а к берегам мелких – на 20.
    В них под угрозой тяжкого наказания запрещалось рубить
    дубы, клёны, вязы, лиственницы…
    Так начиналась российская, русская экология.
    Углубленно изучал влияние человеческой деятельности
    на окружающую среду наш гениальный натуралист Владимир Иванович Вернадский.
    В «Концепции устойчивого развития России» выделен
    раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания», а
    постановления правительства возводят экологическое образование в разряд
    первостепенных государственных проблем.
    Современная экология – это комплексная
    наука, изучающая не только связи живых организмов с окружающей средой, но и все
    виды взаимодействий человека – общества – природы. То есть сама жизненная
    практика показала, что экология природы немыслима без экологии души. Человек –
    творец, хранитель, но он же и разрушитель. Если судить по нынешней весьма
    напряженной экологической обстановке, сложившейся в разных регионах нашей
    страны, мы мало думаем о своем благополучии, о здоровье своих семей, а тем более
    о внуках и правнуках.
    Каждая прогулка с детьми в лес, в парк –
    возможность совершить маленькое открытие. Перед детьми открывается красота
    родной природы, её неповторимость. В одну из таких прогулок замечаем чёрную
    гарь. Выясняем, сколько вреда причинили люди природе, сжигая прошлогоднюю траву,
    листья. Вместе с травой сгорело множество насекомых, ящериц, лягушек, семян
    растений, корней травы. От поджога мог возникнуть лесной пожар. Представьте себя
    на месте муравья, который оказался посреди пылающего огня.
    Всем от природы что-то нужно. Только сама природа,
    выходит, никому не нужна. И она, где медленно, где чуть быстрее, погибает. «Все
    меньше окружающей природы, все больше окружающей среды». На мой взгляд, надо
    чаще и как можно раньше говорить об экологии души. Душу ребенка надо растить
    осторожно, внимательно и с любовью. Экологическое воспитание в основном носит
    запретительный характер и проводится на уровне призывов: «Не рвите!», «Не
    топчите!». А любовь к природе лозунгами не воспитаешь.
    На уроках математики с целью повышения активности и
    интереса детей к решению арифметических примеров использую задания
    экологического содержания. Предлагаю решить пример и определить, какое из
    деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим «пылесосом».
    34 + (15 – 6) = ?
    Берёза – 37
    Сосна – 29
    Тополь – 43
    Выясняем, почему тополь является лучшим
    «пылесосом», какую пользу приносит он, очищая воздух от пыли и ядовитых газов. И
    сразу проблема: учёные считают, что ива в 8 раз превосходит тополь по своим
    очистительным качествам, к тому же не выбрасывает столь надоедливый нам пух,
    почему иву можно редко встретить на улицах города?
    Зимой начинает работу «Птичья столовая». Вместе с
    детьми продумываем, где лучше разместить «столовую», какие кормушки для каких
    птиц смастерить. На уроках технологии и дома с родителями изготавливаем
    кормушки, накапливаем корм. Весной выходим на уборку школьной территории – это
    подарок своей планете. «Есть такое твёрдое правило, – как говорил Маленький
    принц, – встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в
    порядок свою планету».
    Почему именно природе отводится особая роль в
    формировании личности ребенка?
    Да потому, что природа окружает ребенка с первых
    дней его жизни. Ребенок знакомится с природой еще до того, как произнесет свои
    первые слова и сделает самостоятельные шаги. Дети – пытливые исследователи
    окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. Еще И.М.Сеченов
    писал о прирожденном и «крайне драгоценном» свойстве нервно-психической
    организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую среду и себя
    самого.
    «Никто не учит маленького человека: будь
    равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё
    личное. Всё дело в одной очень важной закономерности нравственного воспитания.
    Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в
    результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так) в результате
    будет зло. Не учат ни добру, ни злу – всё равно будет зло, потому что человек
    рождается существом, способным стать человеком». Эти слова В.А. Сухомлинского
    подтверждаются самой жизненной практикой, которая показала, что экология природы
    немыслима без экологии души. Природа-мать, прощая нам эгоизм, наше
    потребительское отношение к ней, приходит к нам на помощь сама, возрождая наши
    загрубевшие души, наполняя наши сердца любовью.
    Уроки литературного чтения обладают большими
    возможностями для осуществления экологического и нравственного воспитания. Мы
    говорим об увлечениях природой В. Бианки, о роли природы в произведениях А.С.
    Пушкина, С. А. Есенина, Ф.И. Тютчева…
    Анализ лирических стихотворений развивает у детей
    умение сравнивать состояние природы в разное время года, видеть многообразие
    форм и настроений природы, отзываться на её красоту, формировать своё видение
    окружающего мира, видеть отношение человека к окружающему миру. Так уроки, на
    которых дети знакомятся с произведениями о весне, начинаю с прослушивания музыки
    из альбома П.И. Чайковского «Времена года». Предлагаю представить журчание
    весенних ручьёв, пение первых весенних птиц, звон капели. Затем рассматриваем
    репродукции картин В. Саврасова, И. Левитана. Дети вспоминают увиденное и
    пережитое ими самими, сопоставляя свои ощущения с музыкой. Очень важно пробудить
    чувство сострадания к живой природе, к человеческим переживаниям.
    Познавая себя, человек осознает, понимает себя как
    уникальное творение природы. Процесс самопознания очень увлекательный и
    длительный. Человек познает себя всю жизнь, открывая в себе все новые и новые
    грани. И в этом ему помогают окружающие люди. Младший школьник еще не в
    состоянии этого сделать самостоятельно. Ему нужно помочь, это можно сделать
    практически на каждом уроке.
    Первый этап – это уровень познания своего «Я
    физического». Я человек, мальчик, девочка.
    Второй этап – «Я социальное». Уровень познания себя
    через окружающих и значимых людей.
    Третий этап – это высший уровень самопознания. «Я
    духовное». Это осознание внутреннего мира человека: ценностей, целей, идеалов,
    чувств.
    Уроки русского языка помогают развивать культуру
    нашей речи, т.е. экологию собственного «Я». Речь младших школьников уже пестрит
    «сорными словами». Чем раньше они от них избавятся, тем лучше. Представим, что
    наши слова – это сказочные растения. Красивые слова – это благоухающие цветы,
    плохие – это ядовитая сорная трава. В классе нашлось место для клумбы каждого
    ученика. Все стали садовниками, высаживали на клумбы и красивые и «сорные» слова
    своих друзей. Всем хочется, чтобы «сорных» слов было меньше. Только вот беда:
    сорняк погибает не сразу, а только в том случае, если его не повторяют в течение
    недели.
    В начальной школе при целенаправленном обучении
    пониманию самого себя как результат у ребенка развиваются следующие умения:
    слушать, слышать и понимать себя и другого;
    быть внимательным к самому себе и к окружающим;
    осознавать себя как уникальное творение
    природы;
    осмысливать и оценивать свои поступки и
    поступки другого;
    понимать свое собственное эмоциональное
    состояние и настроение другого;
    уметь противостоять опасностям окружающей
    среды;
    уметь находить выход в нестандартных ситуациях.
    Одним из важнейших принципов экологического
    образования считается принцип непрерывности. При этом под непрерывностью
    понимается взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на
    протяжении всей его жизни. Человек собирает, скрепляет все доброе в себе самом,
    затем вокруг себя, расширяя поле своей ответственности до Вселенной. Особую роль
    в этом процессе занимают детские годы. Поэтому столь велико предназначение
    учителя на пороге третьего тысячелетия. Учитель в ответе за жизнь на планете.
    Своеобразие и необычность работы учителя начальных
    классов в том, что ему необходимо быть специалистом в области разноплановых
    наук: математики, русского языка, литературы, биологии и географии,
    изобразительного искусства, технологии. Это сложный вид учительского труда, где
    современный учитель должен творчески подходить к преподаванию всех предметов.
    Как объединить разнохарактерные знания в целостную картину, которая станет базой
    экологического мировоззрения? В рамках какого предмета найдется место воспитанию
    чувств, способности залюбоваться красотой пейзажа, умению ощутить чужую боль?
    Очевидно, что многоаспектность проблем комплексной экологии вызывает
    необходимость построения учебных заданий с учетом принципов межпредметности и
    интеграции. В результате задания, построенные на подобной основе, позволяют так
    организовать учебный процесс, что школьники чаще вовлекаются в самостоятельный
    поиск, учатся прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей
    среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.
    Технология разработки заданий по экологии доступна каждому учителю. Главная её
    особенность – смотреть на мир глазами ребенка, чувствовать его интерес и
    понимать многочисленные «почему?», а также системно воспринимать окружающий мир
    и уметь обсуждать возникшие проблемы с ребенком, как с партнером.
    Перечень направлений развития современных
    педагогических технологий – комплексные экскурсии, этические беседы,
    экологические сказки, проекты, дидактические и ролевые игры, творческая и
    практическая деятельность, задания и задачи по организации многообразной
    деятельности учащихся свидетельствуют о том, что эти формы обучения и воспитания
    достаточно традиционны. Однако в современной школьной практике эти формы
    претерпели значительные изменения, как в целевой направленности, так и в
    содержании, и методике их проведения. Они способствуют формированию
    экологического сознания младших школьников, состоящего из 4-х элементов.

  5. Надежда Герасимова
    Сочинение-эссе по экологии
    Сочинение-эссе на тему «Мое отношение к природе».
    Как здорово ловить тёплые лучи солнца, гуляя босиком по шёлковой траве; кормить белок прямо с рук; слушать осенний шелест листвы; глядеть с высокого холма на тихую гладь пруда; чувствовать свежий морозный воздух; видеть бесконечные поляны подснежников….Красота!
    Меня как современного педагога волнуют проблемы бережного отношения к природе. Казалось бы, ну что я могу?
    Многое! Ведь именно в детстве формируется мировоззрение, значит, именно мы (педагоги детских учреждений) можем изменить взгляд общества на проблему, наметить пути её решения.
    Какая проблема существует сейчас? На ум сразу же приходит выражение «экологическая катастрофа». Да, действительно, эта проблема актуальна как никогда. Не случайно же двадцать первый век по предложению Организации Объединённых Наций был объявлен веком Всеобщей экологизации. Учёные предлагали экологизировать весь педагогический процесс для того, чтобы изменить отношение человека к природе – из человека – потребителя превратить его в человека – созидателя.
    Наверное, точнее будет сказать, что существует кризис не экологический, а нравственный. Нам так долго внушали, что «Человек – царь природы»! Как перестроить сознание? Человек – часть природы. Лучшая, но часть.
    Сложно будет изменить взгляд взрослых, уже сформировавшихся людей, но повлиять на детей – можно. Мы не рождаемся разрушителями, такими становимся благодаря (или вопреки) воспитанию. Фрэнсис Бэкон сказал: «Природу подчиняют, повинуясь ей». Стремление создать хорошие условия для жизни привело человека к разрушению самой жизни. Стоило бы заглянуть на шаг вперёд – к чему стремимся? Остановиться и оглядеться, как советуют восточные философы.
    Те эпитеты, которыми человек наградил природу, говорят о том, что он прекрасно осознаёт её значение. Природа – «мать», «колыбель». Она вдохновляет на создание шедевров искусства, врачует и даже исцеляет. «Потому мы радуемся, попадая в природу, – писал М. М. Пришвин, – что тут мы приходим в себя». Жить в гармонии с природой, значит, жить в гармонии с собой – это и есть счастье.
    Уже давно (больше тринадцати лет) я работаю с детьми. Учила детей ви-деть прекрасное в природе, передавать свои чувства с помощью рисунка, пластики движения, самостоятельно составленного рассказа или сказки. Постепенно пришло твёрдое убеждение – простого созерцания, любования природой недостаточно.
    Любой источник, особенно прекрасный нуждается в охране. Таким источником является природа. Её ресурсы нещадно эксплуатируются, животный мир уничтожается, при этом восхваляется красота. Что за парадокс?
    Даже дети понимают противоречивое отношение к природе. Наблюдают они и отношение родителей – любуются первыми цветочками, а потом собирают букеты (вернее сказать, охапки, которые быстро гибнут, а потом украшают мусорные контейнеры). Как потом воспитывать бережное отношение детей к природе, если главный пример, пример взрослых, является негативным? Но дети – это чистые души, они интуитивно чувствуют, что хорошо, что плохо и выбирают правильную линию поведения. Более того, дети пытаются влиять на взрослых. Ведь дети – будущее страны. И каким оно будет, во многом зависит от воспитания, и экологического в том числе. Своим поведением, бережным отношением к листочкам, муравьишкам, птичкам, они «стучат» в загрубевшие души взрослых, пытаясь заставить их измениться, не врать себе и другим, воспевая природу, а просто жить в ней как в родном доме.
    Родной дом – это самое лучшее место в мире, куда стремится человек в любом возрасте. Он защищает его, старается сохранить. Также должен по-ступать человек и по отношению к природе. Не будет дома – негде будет жить человеку, не будет природы – не будет и человечества.

  6. От экологии природы к экологии души
    Старкова Г.А.
    учитель русского языка и литературы
    Сегодня о проблемах экологии говорят повсюду: в печати, по телевидению, в интернете, на автобусной остановке, в метро, в школах появляется такой предмет как экология. Конечно, больше всего экология связана с биологией, но нельзя забывать и об остальных предметах. Я, как учитель русского языка и литературы, расскажу вам, как можно связать эти две, на первый взгляд, несвязываемые дисциплины.
    Литература – это в первую очередь книги. Книги, которые мы читаем. Книги, которые мы берем в библиотеке. Книги, которые мы изучаем в школе. Изначально, когда только появилась затея совместить экологию и литературу, я была в ступоре, так как не знала, с какой стороны подойти к этому. Но затем поняла – ведь почти каждое произведение, которое мы изучаем, содержит в себе либо красоту природы, либо последствия человеческой деятельности, либо реагирует на настроение главного героя.
    Так зародился первый проект «Пророчества Рея Брэдбери», который выполнял ученик нашей школы, ныне 10-классник, Калашник Константин. Мы выбрали несколько рассказов – «Улыбка», «И грянул гром», «Обратно в будущее», «Время, вот твой полет» и выделили 3 пророчества.
    В будущем нет цивилизации
    Изменив прошлое – не увидишь счастливого    будущего
    Люди будущего хотят жить в прошлом
    По данным прогнозам составили «Мир, в котором нам предстоит жить», далеко не радостный.
    Следующий проект – «Зелёная сказка», выполняла Рысева Александра. Она была увлечена произведением Волкова «Волшебник Изумрудного города», поэтому я предложила ей написать продолжение и связать его с экологией. Работа у нас получилась, мы написали сказку «Крах Изумрудного города» и выступили с ней на экологической конференции.
    После этой сказки и я задумалась о написании своего проекта, своей работы и остановилась на сказкотерапии, на экологических сказках и доказала, что их можно использовать не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка в разнообразных формах – диктанты, комплексные анализы текста, сопоставительные таблицы, изложения и т.д.
    В этом году на конференцию представлялось 2 проекта. Первый – «Проблема «природного» в человеке (на примере повести Ч.Айтматова «Белый пароход»)», который выполнила Малукова Дилангез, рассмотрев экологические проблемы произведении, проанализировав мифологическую основу и связав ее с реальностью.
    Второй проект – «Экомультфильмы», здесь 3 автора – Гуральская Алина, Нечаева Татьяна, Таурбаева Дана. Ученицы проделали огромную работу, собрав почти все экологические мультфильмы советского, зарубежного и современного пространства, и составили картотеку и рекомендательный указатель по ним.
    В дальнейшем и дальше я планирую совмещать литературу  и экологию, создавать проекты, разрабатывать интегрированные уроки и продолжать экологическое воспитание учащихся.

  7. РЯБОВА АННА
    От экологии природы к экологии души человека
    От экологии природы к экологии души человека.
    В эпоху научно-технической революции природа оказалась беззащитной перед человеком. Перегораживаются плотинами реки, запускаются в космос ракеты, земную кору пронизывают глубочайшие скважины. И вольно или невольно человек вмешивается в ход природных процессов, нарушая естественное равновесие. В результате изменяется климат, гибнут реки, исчезают животные, растения. Это бедствие называется экологическим кризисом. В наше время интенсивно развивается наука. Ее название происходит от греческих слов «ойкос»«дом» и «логос»«наука». Люди разных возрастов и профессий должны иметь представление об экологии и помнить о неразрывной связи между всеми организмами на Земле, о том, какое огромное влияние оказывает человек на природу и как важно бережно относиться к ней.
    Всем от природы что-то нужно. Только сама природа, выходит, никому не нужна. И она, где медленно, где чуть быстрее, погибает. «Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды». На мой взгляд, надо чаще и как можно раньше говорить об экологии души. Экология души-это уровень личного духовного развития человека. Это и состояние и нашей с вами души. Душу ребенка надо растить осторожно, внимательно и с любовью. Уже в душе младенца развивается чувство добра, чуткости и милосердия, заложенное природой. Ормируются благородные чувтва, такие как-сострадание, добрата, отзывчивость. Эти чувства должны быть правильно развиты и нуждаются в постоянном контроле. Ведь если поступки и помыслы будут чистыми, чистой будет и окружающая среда. А если будет грязной душа-будет грязной экология нашей матушки- природы. Экологическое воспитание в основном носит запретительный характер и проводится на уровне призывов: «Не рвите!», «Не топчите!». А любовь к природе лозунгами не воспитаешь.
    «Никто не учит маленького человека: будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное. Всё дело в одной очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так) в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – всё равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком». (Слова В. А. Сухомлинского) Природа-мать, прощая нам эгоизм, наше потребительское отношение к ней, приходит к нам на помощь сама, возрождая наши загрубевшие души, наполняя наши сердца любовью.
    Познавая себя, человек осознает, понимает себя как уникальное творение природы. Процесс самопознания очень увлекательный и длительный. Человек познает себя всю жизнь, открывая в себе все новые и новые грани. И в этом ему помогают окружающие люди. Младенец еще не в состоянии этого сделать самостоятельно. Ему нужно помочь, это можно сделать практически на каждой беседе, на каждом развлечении, на каждой игре.
    В дошкольном образовании стоит одна из важных задач- воспитывать творческую личность, которая сознаёт свою ответственность за состояние окружающей среды, за состояние нашего с вами дома. Чтобы решить эту задачу мы направляем свои усилия на возрождения духовных, нравственных традиций русского народа, на приобщение к народной культуре. Через сказки народов, через потешки, музыку разных народов младенец впитывает любовь к природе. Ведь природе совсем не важно –какой ты национальности и где живешь, важно как ты относишься к своему дому

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *