Сочинение на тему отцы и дети образ одинцовой

13 вариантов

  1. О такой черте характера данной героини заявил Евгений Базаров. Их встречи, их общение должно было вызвать в Анне хоть какие-то чувства. Однако, Одинцова не чуть не скучала без Базарова, она не ждала с ним встречи. Хотя их очередная прогулка значительно оживляла строгую даму. Почему?
    Думаю, потому что Базаров был очередным развлечением для героини, и не более. Он представлял собой интересную игрушку, с которой можно было занять свое время. На любовное предложение и объяснение Базарова, Анна Сергеевна отвечает отказом. А после его смерти, героиня состоит в очередном, последующем замужестве.
    Другие персонажи романа испытывали иные чувства по отношению в Анне. Катерина называла ее независимой. Кирсанов делает из женщины идеал. Сам автор говорит о ней, как о достаточно странном существе, без особых верований, но с достаточно пытливым умом, который самоуверенно вел женщину к цели.
    Пройдя сквозь многие жизненные испытания, Анна Сергеевна хочет спокойной, размеренной жизни. Именно поэтому, она не вмешивается во все, что происходит вокруг нее. Ей настолько не хотелось рушить тишину и покой, которые она создала вокруг себя, что даже любовные признания Базарова не потревожили женское сердца.
    А умела ли она вообще чувствовать, любить? Думаю, что нет. Героиня совершенно не ценит жизнь, не ценит людей, которые окружали ее. Их существование она воспринимала, как должное.
    Образ Одинцовой помог Евгению Базарову открыть свою душу и понять, что в мире есть еще что-то увлекательное, интересное. Он понял, что кроме исследований и научных достижений, в мире есть чувства и любовь. Евгений Базаров смог ступить на следующую ступеньку развития человеческой души, а вот, Анна Одинцова так и осталась жить в своем тихом и замкнутом мире.

  2. Женские образы в романе Тургенева «Отцы и дети» играют важную роль в деле раскрытия идейного содер­жания романа. Каждый женский образ вводится автором в повествование в качестве олицетворения определенных качеств человеческого характера: так, например, Фенечка олицетворяет женственность, мягкость, умение преданно и искреннее любить; Катя — практичность, уравнове­шенность, деловитость; Кукшина пародирует мировоззре­ние Базарова; мать Базарова становится символом мате­ринской любви и преданности. Образ же Анны Сергеевны Одинцовой, богатой, самостоятельной и умной женщины, выписан автором наиболее тщательно и объемно.
    Нелегкий жизненный путь, который пришлось прой­ти этой молодой и привлекательной женщине, сформиро­вал и закалил ее сильный характер, благодаря чему она и стала самодостаточным человеком — рассудительным, уравновешенным, свободным от предрассудков. Дочь иг­рока, кутилы, неудачника, она смогла не опустить руки, даже оставшись в раннем возрасте без родителей и с ма­ленькой сестрой на попечении. Анна Сергеевна получила хорошее образование, к тому же, обладая от природы ост­рым умом, умением хорошо разбираться в людях, она, несмотря на свой молодой возраст, является весьма гар­монично развитой личностью. Ее сложно обмануть — она смотрит на все объективно, и в этом ей помогают прису­щие ей трезвость ума и ярко выраженная практичность. Анна Сергеевна — это не тот человек, который дает сво­боду чувствам, более того — она даже не способна на проявление сильных эмоций. Душевное спокойствие и равновесие — вот вещи, которые имеют для нее настоя­щую ценность, и, вспоминая сложный жизненный путь Анны Сергеевны, мы понимаем, почему.
    В то же время образ Одинцовой является идеальным фоном для проявления эмоций Базарова. Душевное рав­новесие Базарова оказывается далеко не таким незыбле­мым, как ему бы того хотелось, в то время как сама Анна Сергеевна, сразу же раскусившая и трезво оценившая истинную сущность этого человека, остается непоколебимой. Именно чувства к Анне Сергеевне являются той лакмусовой бумажкой, которая помогает автору проде­монстрировать читателю внутренний конфликт Базарова, несостоятельность исповедуемых им убеждений и про­пагандируемых им идей. Эмоциональность, романтизм, пылкость — эти качества Базарова попросту перечерки­вают все принципы, декларируемые им же самим. То, что раздражало и возмущало Базарова в других, становится для героя источником сильнейших мучений, проявив­шись в его собственном характере.

  3. Женские образы в романе Тургенева «Отцы и дети» играют важную роль в деле раскрытия идейного содер­жания романа. Каждый женский образ вводится автором в повествование в качестве олицетворения определенных качеств человеческого характера: так, например, Фенечка олицетворяет женственность, мягкость, умение преданно и искреннее любить; Катя — практичность, уравнове­шенность, деловитость; Кукшина пародирует мировоззре­ние Базарова; мать Базарова становится символом мате­ринской любви и преданности. Образ же Анны Сергеевны Одинцовой, богатой, самостоятельной и умной женщины, выписан автором наиболее тщательно и объемно.
    Нелегкий жизненный путь, который пришлось прой­ти этой молодой и привлекательной женщине, сформиро­вал и закалил ее сильный характер, благодаря чему она и стала самодостаточным человеком — рассудительным, уравновешенным, свободным от предрассудков. Дочь иг­рока, кутилы, неудачника, она смогла не опустить руки, даже оставшись в раннем возрасте без родителей и с ма­ленькой сестрой на попечении. Анна Сергеевна получила хорошее образование, к тому же, обладая от природы ост­рым умом, умением хорошо разбираться в людях, она, несмотря на свой молодой возраст, является весьма гар­монично развитой личностью. Ее сложно обмануть — она смотрит на все объективно, и в этом ей помогают прису­щие ей трезвость ума и ярко выраженная практичность. Анна Сергеевна — это не тот человек, который дает сво­боду чувствам, более того — она даже не способна на проявление сильных эмоций. Душевное спокойствие и равновесие — вот вещи, которые имеют для нее настоя­щую ценность, и, вспоминая сложный жизненный путь Анны Сергеевны, мы понимаем, почему.
    В то же время образ Одинцовой является идеальным фоном для проявления эмоций Базарова. Душевное рав­новесие Базарова оказывается далеко не таким незыбле­мым, как ему бы того хотелось, в то время как сама Анна Сергеевна, сразу же раскусившая и трезво оценившая истинную сущность этого человека, остается непоколебимой. Именно чувства к Анне Сергеевне являются той лакмусовой бумажкой, которая помогает автору проде­монстрировать читателю внутренний конфликт Базарова, несостоятельность исповедуемых им убеждений и про­пагандируемых им идей. Эмоциональность, романтизм, пылкость — эти качества Базарова попросту перечерки­вают все принципы, декларируемые им же самим. То, что раздражало и возмущало Базарова в других, становится для героя источником сильнейших мучений, проявив­шись в его собственном характере.

  4. Образ Одинцовой лишен терпения и уравновешенности – она слишком нетерпелива и не может выполнять работу, требующую усидчивости.
    Анна Сергеевна очень требовательная и настойчивая женщина, она часто придерживается своего мнения и готова его отстоять.
    Однако эта идеальная женщина не остается без изъяна. В ее случае это проявляется в особой любви к роскоши и комфорту. Именно эти два критерия она ценит превыше всего, и именно они являются ключевыми двигательными силами в ее жизни.
    Анна Сергеевна считает, что во всем следует придерживаться порядка – в ее доме все происходит по определенному графику, благодаря такому четкому режиму дня ее жизнь в деревне не наскучивает ей.
    В доме Одинцовой царит исключительная чистота, она не любит, когда что-то лежит на своем месте или в доме неубрано: «все было чисто, всюду пахло каким – то приличным запахом, точно в министерских приемных».
    Анна Сергеевна никогда никого по настоящему не любила, некоторые люди вызывают у нее чувство симпатии и даже мимолетной страсти, как, например, в случае с Евгением Базаровым. «Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего то, сама не зная, чего именно».
    В глубине души женщина очень несчастна, но не знает как ей исправить ее положение.

    Одинцова и Аркадий Кирсанов

    Правильней было бы сказать, что отношения Анны Сергеевны Одинцовой и Аркадия Кирсанова закончились не начавшись. Когда Аркадий впервые увидел Одинцову, то не смог скрыть свое восхищение молодой женщиной – ее красота и ум напрочь пленили ум и сердце молодого человека. После их встречи, он все дни напролет мечтал о ней, поэтому ее приглашение в Никольское Аркадий воспринял как праздник – это была прекрасная возможность улучшить отношения с Одинцовой и, вполне вероятно, развить их. Однако со стороны Одинцовой все выглядело совсем в ином свете – она прекрасно понимала, какие чувства испытывает Кирсанов, но, к сожалению, не испытывала к нему ничего кроме легкой симпатии – в ее понимании Аркадий был милым человеком, способным поддержать с ней разговор, но в качестве возлюбленного она его не воспринимала.
    В Никольском Аркадий все больше и больше осознает этот факт и постепенно сближается с сестрой Анны – Катериной. Катерина оказывается ближе по характеру и мировоззрению Аркадию – постепенно горечь разочарования и отторжения сменяется у Аркадия истиной любовью к Катерине.

    Анна Одинцова и Евгений Базаров

    В то время, как мысли Аркадия Кирсанова были заняты Анной Сергеевной, сама Анна Сергеевна была пленена другом Кирсанова – Евгением Базаровым. Этот прагматичный и в некой мере грубый человек сумел заинтересовать женщину, его видение определенных моментов в жизни общества настолько отличалось от общепринятого, что невозможно было не обратить внимание на этого человека. К тому же Базаров обладал естественным шармом и обаянием, что также располагало к его личности.
    В Никольском Анна Сергеевна все больше и больше начинает сближаться с Базаровым отдаляя себя от общения с Кирсановым.
    Базаров, привыкший часто быть в центре внимания на этот раз чувствует себя не в своей тарелке – он впервые влюбился, и это чувство заставляло его совершать поступки и мысленно принадлежать только одному – своей влюбленности. Базаров всегда высмеивал привязанность к романтическим чувствам и любви в целом, но теперь сам оказался сам заложником любви и это еще больше обескураживало его. Анна Сергеевна, которая, по сути никогда не любила никого, а подобно Базарову, всегда руководствовалась умом, а не чувствами также была в смятении – она испытывала тягу к этому человеку и страсть, но поддаться этому чувству не решалась.
    В результате, когда их отношения достигли эмоционального пика, Базаров решается на первый шаг, но Одинцова, которая всегда остерегалась перемен в личной жизни не торопилась ответить возлюбленному взаимностью, в результате, в их отношениях случился коллапс – зашедшие отношения в тупик требовали срочного решения, но совершать что либо в этом направлении не торопился никто. Одинцова фактически мечтала, чтобы эта ситуация решилась как-то сама собой – Евгений определенно вызывал у нее значительно большие чувства, чем симпатия, но его положение в обществе ее не устраивало – связь с Базаровым была бы причиной дисбаланса в ее стабильности и системности жизни, и, даже, возможно, стала бы причиной расставания с некоторыми элементами комфорта роскоши, к которым Одинцова так привыкла, усиливало эту ситуацию его и тот факт, что Базаров был простым человеком.
    В конце концов, их отношения прекратились – несмотря на то, что персонажи не хотели окончания их отношений конфликтным способом, мирных и дружеских отношений в результате разрыва у них не получилось.

    Жизнь Одинцовой после разрыва отношений с Базаровым

    После того, как отношения Евгения и Анны Сергеевны прекратились, Одинцова осталась в Никольском и детали того, как она пережила расставание, были читателю не известны.
    Можно предположить, что она не сильно переживала разрыв, ведь, по сути, именно из-за ее желания и поступков развития отношений с Базаровым стали невозможны.
    Базаров же, сильно обжегшись, возвращается в родительский дом – ситуация с его влюбленностью стала причиной ухода из жизни Базарова сразу двух людей – Одинцовой и Кирсанова. В то время как о Кирсанове и раздоре с ним Базаров переживал мало, то личность Одинцовой его существенно занимала.
    Ни Базаров, ни Одинцова после расставания не искали встречи друг с другом – их встречу определил случай – Базаров был болен и находился в шаге от смерти. Его последним желанием было увидеть Анну Сергееву и Одинцова, как бы она не была прагматична и горда – приехала к Базарову. Помочь ему она уже ничем не могла, но фактически облегчила последние минуты Базарова своим присутствием.
    Смерть Базарова не лучшим образом повлияла на Одинцову, но не балованная судьбой женщина вскоре смогла оправиться от этой трагедии и вышла замуж. Ее мужем стал вновь-таки не любимый ею человек, судя по всему, Одинцова в этом браке по расчету не стала счастливой.
    Таким образом, Анна Сергеевна Одинцова в романе Тургенева является носителем холодной красоты и ума – она не стремится сделать счастливыми других людей, даже самых родных и близких – так как женщина никогда не испытывала счастья и любви, она не знает как подарить эти чувства другим людям. Ее жесткость и грубость становятся причиной отсутствия симпатии с родной сестрой, которую она запугала и подавила своей принципиальностью и авторитетом.
    Неопределенность в чувствах не дает ей возможности стать счастливой в отношениях с Евгением Базаровым – человеком, который испытывал к ней искренние чувства. Анна Сергеевна так и не смогла обрести счастье – ней все восхищались и хотели быть похожи, но на самом деле не знали, как тяжело и печально быть Анной Одинцовой.

  5. Женские образы в романе Тургенева «Отцы и дети» играют важную роль в деле раскрытия идейного содер­жания романа. Каждый женский образ вводится автором в повествование в качестве олицетворения определенных качеств человеческого характера: так, например, Фенечка олицетворяет женственность, мягкость, умение преданно и искреннее любить; Катя — практичность, уравнове­шенность, деловитость; Кукшина пародирует мировоззре­ние Базарова; мать Базарова становится символом мате­ринской любви и преданности. Образ же Анны Сергеевны Одинцовой, богатой, самостоятельной и умной женщины, выписан автором наиболее тщательно и объемно.
    Нелегкий жизненный путь, который пришлось прой­ти этой молодой и привлекательной женщине, сформиро­вал и закалил ее сильный характер, благодаря чему она и стала самодостаточным человеком — рассудительным, уравновешенным, свободным от предрассудков. Дочь иг­рока, кутилы, неудачника, она смогла не опустить руки, даже оставшись в раннем возрасте без родителей и с ма­ленькой сестрой на попечении. Анна Сергеевна получила хорошее образование, к тому же, обладая от природы ост­рым умом, умением хорошо разбираться в людях, она, несмотря на свой молодой возраст, является весьма гар­монично развитой личностью. Ее сложно обмануть — она смотрит на все объективно, и в этом ей помогают прису­щие ей трезвость ума и ярко выраженная практичность. Анна Сергеевна — это не тот человек, который дает сво­боду чувствам, более того — она даже не способна на проявление сильных эмоций. Душевное спокойствие и равновесие — вот вещи, которые имеют для нее настоя­щую ценность, и, вспоминая сложный жизненный путь Анны Сергеевны, мы понимаем, почему.
    В то же время образ Одинцовой является идеальным фоном для проявления эмоций Базарова. Душевное рав­новесие Базарова оказывается далеко не таким незыбле­мым, как ему бы того хотелось, в то время как сама Анна Сергеевна, сразу же раскусившая и трезво оценившая истинную сущность этого человека, остается непоколебимой. Именно чувства к Анне Сергеевне являются той лакмусовой бумажкой, которая помогает автору проде­монстрировать читателю внутренний конфликт Базарова, несостоятельность исповедуемых им убеждений и про­пагандируемых им идей. Эмоциональность, романтизм, пылкость — эти качества Базарова попросту перечерки­вают все принципы, декларируемые им же самим. То, что раздражало и возмущало Базарова в других, становится для героя источником сильнейших мучений, проявив­шись в его собственном характере.

  6. 6
    Текст добавил: о_О ~FannY cRaZzzzY GiRL~ О_о

    И. С. Тургенев не случайно ввел в свое произведе­ние образ Анны Одинцовой. Базаров должен был пройти испытание любовью. Любовь — это самое чи­стое, самое высокое и красивое чувство, перед ним раскрываются душа и личность человека, показывая свои истинные качества.
    В начале романа автор представляет нам своего ге­роя как нигилиста, человека, «который не склоняет­ся ни перед какими авторитетами, который не при­нимает ни одного принципа на веру», для которого романтизм — это чушь и блажь: «Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидеть глаза­ми, положить на язык, словом, только то, что можно ос­видетельствовать одним из пяти чувств».
    И этот человек, отрицающий все и вся, влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдову, умную и загадочную женщину. Сначала главный герой го­нит от себя это романтическое чувство, прикрываясь грубым цинизмом. В разговоре с Аркадием он спра­шивает об Одинцовой: «Это что за фигура? На осталь­ных баб не похожа». Из высказывания видно, что она заинтересовала Базарова, но он всячески пытается опорочить ее в своих глазах, сравнивая с Кукши- ной, вульгарной особой.
    Одинцова приглашает обоих друзей к себе в го­сти, они соглашаются. Базаров пытается быть рав­нодушным. Он ведет себя очень развязно в ее при­сутствии, потом смущается, краснеет, и Одинцова замечает это. Во второй приезд в имение Одинцовой Базаров очень волнуется, но пытается сдержаться. Он все больше понимает, что испытывает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убеждениями, ведь любовь для него — это «белибер­да, непростительная дурь», болезнь. В душе Базаро­ва бушуют сомнения и злость, чувство к Одинцовой мучит и раздражает его, но все-таки он мечтает об от­ветной любви.
    Герой с негодованием сознает романтика в самом себе. Анна Сергеевна пытается вызвать его на разго­вор о чувствах, и он с еще большими презрением и равнодушием высказывается обо всем романтиче­ском.
    Перед отъездом Одинцова приглашает Базарова к себе в комнату, говорит о том, что у нее нет цели и смысла в жизни, и хитростью вытягивает из него признание. Главный герой говорит, что любит ее «глупо, безумно», по его виду понятно, что он готов на все ради нее и ничего не боится. Но для Одинцовой это лишь игра, ей интересен Базаров, но она не любит его. Главный герой в спешке покидает имение Один­цовой и едет к родителям. Там, помогая отцу, База­ров заражается тяжелой болезнью. Осознавая, что скоро умрет, он отбрасывает все сомнения и убежде­ния и посылает за Одинцовой. Перед смертью База­ров прощает Анну Сергеевну и просит позаботиться о его родителях.
    Базаров жертвует всем ради любви — своими убеждениями и воззрениями. Он готов к этому чув­ству и не боится ответственности. Но здесь ничего не зависит от него: он полностью отдается чувству, ох­ватившему его, но ничего не получает взамен — Одинцова не готова к любви, поэтому отталкивает Базарова.

    читать похожие:

    Образ Анны Сергеевны Одинцовой в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    Образ нигилиста в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    ТИП ДЕМОКРАТА—ШЕСТИДЕСЯТНИКА В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»
    Трагизм образа Базарова (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

  7. План
    1. Женские образы в романе «Отцы и дети».
    2. Образ Анны Сергеевны.
    3. Любовь Базарова к Одинцовой как свидетельство несостоятельности его жизненной позиции.
    Женские образы в романе Тургенева «Отцы и дети» играют важную роль в деле раскрытия идейного содержания романа. Каждый женский образ вводится автором в повествование в качестве олицетворения определенных качеств человеческого характера: так, например, Фенечка олицетворяет женственность, мягкость, умение преданно и искреннее любить; Катя – практичность, уравновешенность, деловитость; Кукшина пародирует мировоззрение Базарова; мать Базарова становится символом материнской любви и преданности. Образ же Анны Сергеевны Одинцовой, богатой, самостоятельной и умной женщины, выписан автором наиболее тщательно и объемно.
    Нелегкий жизненный путь, который пришлось пройти этой молодой и привлекательной женщине, сформировал и закалил ее сильный характер, благодаря чему она и стала самодостаточным человеком – рассудительным, уравновешенным, свободным от предрассудков. Дочь игрока, кутилы, неудачника, она смогла не опустить руки, даже оставшись в раннем возрасте без родителей и с маленькой сестрой на попечении. Анна Сергеевна получила хорошее образование, к тому же, обладая от природы острым умом, умением хорошо разбираться в людях, она, несмотря на свой молодой возраст, является весьма гармонично развитой личностью. Ее сложно обмануть – она смотрит на все объективно, и в этом ей помогают присущие ей трезвость ума и ярко выраженная практичность. Анна Сергеевна – это не тот человек, который дает свободу чувствам, более того – она даже не способна на проявление сильных эмоций. Душевное спокойствие и равновесие – вот вещи, которые имеют для нее настоящую ценность, и, вспоминая сложный жизненный путь Анны Сергеевны, мы понимаем, почему.
    В то же время образ Одинцовой является идеальным фоном для проявления эмоций Базарова. Душевное равновесие Базарова оказывается далеко не таким незыблемым, как ему бы того хотелось, в то время как сама Анна Сергеевна, сразу же раскусившая и трезво оценившая истинную сущность этого человека, остается непоколебимой. Именно чувства к Анне Сергеевне являются той лакмусовой бумажкой, которая помогает автору продемонстрировать читателю внутренний конфликт Базарова, несостоятельность исповедуемых им убеждений и пропагандируемых им идей. Эмоциональность, романтизм, пылкость – эти качества Базарова попросту перечеркивают все принципы, декларируемые им же самим. То, что раздражало и возмущало Базарова в других, становится для героя источником сильнейших мучений, проявившись в его собственном характере.

  8. Иван Сергеевич Тургенев — один из писателей-романистов XIX века. Его произведения «Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», «Накануне», «Новь» являются свидетелями и, в то же время, доказательством творческой эволюции Тургенева.
    Эволюционировали не только сюжетные линии или стилевые характеристики, эволюционировал, прежде всего, герой. Оставаясь «лишним» человеком он, тем не менее, с каждым романом все больше возвышался над реальной действительностью.
    Получили свое развитие в романах Тургенева и женские образы. Не преувеличивая, можно отметить, что женские типажи Тургенева — одни из лучших в мировой литературе. Его героинями — Лизой Калитиной, Натальей Ласунской — мы восхищаемся, а вот образ Анны Сергеевны Одинцовой, рассмотренный в романе «Отцы и дети», вызывает в нас чаще всего противоречивые чувства.
    Эта героиня стоит словно «особняком» от других тургеневских героинь. Виновата ли ее холодность и равнодушие или неумение любить? Мы не знаем. Она вызывает презрение и непонимание, жалость и сострадание одновременно. Почему? Может быть потому, что противоречива и ее судьба, ее взгляды и чувства, устои жизни и поступки? Хотя, в конце концов, Одинцова приходит в согласие с самой собой. А пока…
    Имя этой героини упоминается первый раз в 8 главе романа. О существовании Одинцовой мы узнаем из уст госпожи Кукшиной, которая считает ее женщиной хорошенькой, но с достаточно неопределенной репутацией: «Аркадий оглянулся и увидел женщину высокого роста, в черном платье … Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана, красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкой».
    Итак, перед нами достаточно красивая дама двадцати девяти лет от роду, когда-то вышедшая замуж за чудака-ипохондрика, не любя его, а теперь свободная женщина-вдова. Краткой биографией, в которой автор говорит об этом, а также о всей жизни Одинцовой (о ее отце-картежнике, ее бедности, путешествии за границу) Тургенев, думается, хотел показать, как детство могло повлиять на Анну Сергеевну, как ее предыдущая жизнь смогла изменить будущую. Так ли это? На это вопрос нам еще предстоит ответить.
    Перед нами спокойная, рассудительная женщина. Светская львица? Скорее, нет. Просто дама, уверенно себя чувствующая в любом обществе — в деревенском, в петербургском ли. Уже с первых мгновений знакомства с ней в нашем воображении рисуется женщина строгая и равнодушная, решительная и безразличная ко всему, уравновешенная и бесчувственная. Окружающий ее мир, люди, их чувства вызывают в ней лишь любопытство. Это заметил и Базаров:
    «- Вы решительно не хотите верить, что я способна увлекаться?
    Базаров исподлобья взгляну на нее:
    – Любопытством, пожалуй, но не иначе».
    Прав ли Базаров? По-моему, прав, и последующие за балом отношения с Евгением Васильевичем доказывают его правоту. Появившийся на вечере Базаров заинтересовался Одинцовой (хоть сам себе в этом и не признался), начались встречи, прогулки, разговоры. Казалось бы, хоть что-то Одинцова должна была испытывать к Базарову: уважение ли, интерес, согласие или несогласие с его взглядами на мир, должна быть противостоять герою или, наоборот, прислушиваться к нему. Но … «Он занимал ее, она много о нем думала, В его отсутствии она не скучала, не ждала его, но его появление тотчас ее оживляло».
    Вы скажете, что это не простое любопытство, ведь Одинцова думала о Базарове и оживала при встрече с ним. Но употребленный Тургеневым глагол «занимал» уже говорит о многом. Этот человек был для Анны Сергеевны развлечением, игрушкой, избавлением от скуки. Жестоко. Но ведь так оно и есть.
    Вы скажете, что Одинцова не такая, какой я ее рисую. Она решительная и независимая, добрая и умная, не безразличная. «А как же ее отношения с Катей?» — спросите вы. Да, с Катей она ведет себя по-другому: еще строже, жестче, равнодушнее. Анна Сергеевна хочет ее воспитать? Нет, она просто «запугивает» сестру, заставляет быть замкнутой, делает ее забитой и слишком застенчивой.
    Но не в отношениях с сестрой лучше всего проявляет себя Одинцова, а в отношениях с Базаровым. Именно ее отношения с главным героем должны находиться в центре нашего внимания. Пусть не на протяжении всего романа, лишь во второй его части, но Тургенев все-таки не зря показывает эту любовную коллизию: постепенное сближение героев, объяснение Базарова в любви, отказ Одинцовой, последующие встречи, смерть Базарова и новое замужество героини.
    Все легко и просто, лаконично и ясно. Но это лишь на первый взгляд. Краткими репликами, сценами, словами Тургенев дает общую характеристику нашей героине, раскрывает ее суть, указывает на ее роль в судьбе героя.
    Так, для Катерины Анна Сергеевна представляется женщиной независимой, Аркадий Кирсанов на протяжении почти всего знакомства с ней создает из Одинцовой идеал. Самые точные и меткие характеристики главной героине дает Базаров: «тертый калач», «первый сорт», «баба с мозгом», «нрав спокойный и холодный». А также автор: «Анна Сергеевна была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких сильных верований, она ни перед чем не уступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да он едва ли не желала полного удовлетворения. Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время, и сомнения никогда не утихали до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги».
    В первую очередь, мы согласимся с мыслями Базарова, ведь на протяжении всего романа Анна Сергеевна словно подтверждает эти характеристики героя. Общаясь с сестрой, Аркадием, Базаровым, она ничем не выдает своих чувств, умно и умело ведет беседу, стараясь как можно больше узнать о собеседнике. Познав, что такое бедная жизнь, побывав замужем, Одинцова уже знает, чего хочет от этого мира: жить спокойно, ни во что не вмешиваясь, никого не впуская в свою жизнь.
    Героиня до того привыкла к такому существованию, что не хочет, чтобы ее нарушила даже надежда на счастье — любовь Базарова. Анна Сергеевна слишком замкнулась, спряталась в своей раковине, откуда не хочет выбираться. Она не хочет любить, чтобы не нарушить духовный покой, не хочет отдавать свое сердце никому, чтобы не страдать. И тут мы задаемся вопросом: а умеет ли она вообще любить?
    Возвратимся к характеристике героини самим Тургеневым и поймем, что он, хоть и завуалировано, но дал ответ на этот вопрос. Нет, не могла любить Одинцова. Это подтверждает и сам Базаров: «а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастие». Только если он это называет несчастием, думается, сама Одинцова принимала этот как должное. Может, даже считала необходимым условием своего мирного существование. Да, именно существования: «нет во мне желания, охоты жить…”
    Не умела Одинцова жить, любить жизнь, не умела сочувствовать и чувствовать, ей суждено было всегда быть одной, одинокой. Заметим, каково происхождение её фамилии: Одинцова — один, одна, одинокая. Героиня не жила, а существовала. Базаров попробовал пробудить ее, но получилось наоборот: она пробудила его.
    Одинцова, вызвав в Базарове бурю эмоций, испугалась и отшатнулась от него. А герой влюбился и, наконец, понял, что в этом мире есть что-то помимо неопровержимых научных теорий и фактов, что есть еще любовь, которую не докажешь экспериментально. Если сначала Базаров стоял на одной ступеньке с Одинцовой, то теперь он возвысился, поднялся над ней. А она осталась там, внизу, в своем уютном тихом мирке.
    Образ Анны Сергеевны Одинцовой помог Тургеневу лучше раскрыть образ Базарова, показать глубину его души, сокрытую под маской нигилизма. Одинцова сыграла свою роль — и покинула театр, возвратилась в свой собственный нигилистический мирок. Но если нигилизм Базарова не смог победить его внутреннюю сущность, если Базаров понял несостоятельность своей теории, то Одинцова так и не поняла, что ее неумение любить, дарить тепло, страдать, чувствовать — это тоже по-своему нигилизм, отрицание душевных волнений (а может, отрицание души?). Должны ли мы ее осуждать? Нет! Должны ли мы ей сочувствовать? Да! Да! Да!
    Героиня достойна жалости, ибо никогда не познает в этой жизни любви, тепла объятий, нежности любящих глаз, не узнает, что есть в этом мире счастье, ради которого стоит жить и страдать.

  9. Иван Сергеевич Тургенев – один из писателей-романистов XIX века. Его произведения “Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Отцы и дети”, “Накануне”, “Новь” являются свидетелями и, в то же время, доказательством творческой эволюции Тургенева.
    Эволюционировали не только сюжетные линии или стилевые характеристики, эволюционировал, прежде всего, герой. Оставаясь “лишним” человеком он, тем не менее, с каждым романом все больше возвышался над реальной действительностью.
    Получили свое развитие в романах Тургенева и женские образы. Не преувеличивая, можно отметить, что женские типажи Тургенева – одни из лучших в мировой литературе. Его героинями – Лизой Калитиной, Натальей Ласунской – мы восхищаемся, а вот образ Анны Сергеевны Одинцовой, рассмотренный в романе “Отцы и дети”, вызывает в нас чаще всего противоречивые чувства.
    Эта героиня стоит словно “особняком” от других тургеневских героинь. Виновата ли ее холодность и равнодушие или неумение любить? Мы не знаем. Она вызывает презрение и непонимание, жалость и сострадание одновременно. Почему? Может быть потому, что противоречива и ее судьба, ее взгляды и чувства, устои жизни и поступки? Хотя, в конце концов, Одинцова приходит в согласие с самой собой. А пока…
    Имя этой героини упоминается первый раз в 8 главе романа. О существовании Одинцовой мы узнаем из уст госпожи Кукшиной, которая считает ее женщиной хорошенькой, но с достаточно неопределенной репутацией: “Аркадий оглянулся и увидел женщину высокого роста, в черном платье … Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана, красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкой”.
    Итак, перед нами достаточно красивая дама двадцати девяти лет от роду, когда-то вышедшая замуж за чудака-ипохондрика, не любя его, а теперь свободная женщина-вдова. Краткой биографией, в которой автор говорит об этом, а также о всей жизни Одинцовой (о ее отце-картежнике, ее бедности, путешествии за границу) Тургенев, думается, хотел показать, как детство могло повлиять на Анну Сергеевну, как ее предыдущая жизнь смогла изменить будущую. Так ли это? На это вопрос нам еще предстоит ответить.
    Перед нами спокойная, рассудительная женщина. Светская львица? Скорее, нет. Просто дама, уверенно себя чувствующая в любом обществе – в деревенском, в петербургском ли. Уже с первых мгновений знакомства с ней в нашем воображении рисуется женщина строгая и равнодушная, решительная и безразличная ко всему, уравновешенная и бесчувственная. Окружающий ее мир, люди, их чувства вызывают в ней лишь любопытство. Это заметил и Базаров:
    “- Вы решительно не хотите верить, что я способна увлекаться?
    Базаров исподлобья взгляну на нее:
    – Любопытством, пожалуй, но не иначе”.
    Прав ли Базаров? По-моему, прав, и последующие за балом отношения с Евгением Васильевичем доказывают его правоту. Появившийся на вечере Базаров заинтересовался Одинцовой (хоть сам себе в этом и не признался), начались встречи, прогулки, разговоры. Казалось бы, хоть что-то Одинцова должна была испытывать к Базарову: уважение ли, интерес, согласие или несогласие с его взглядами на мир, должна быть противостоять герою или, наоборот, прислушиваться к нему. Но … “Он занимал ее, она много о нем думала, В его отсутствии она не скучала, не ждала его, но его появление тотчас ее оживляло”.
    Вы скажете, что это не простое любопытство, ведь Одинцова думала о Базарове и оживала при встрече с ним. Но употребленный Тургеневым глагол “занимал” уже говорит о многом. Этот человек был для Анны Сергеевны развлечением, игрушкой, избавлением от скуки. Жестоко. Но ведь так оно и есть.
    Вы скажете, что Одинцова не такая, какой я ее рисую. Она решительная и независимая, добрая и умная, не безразличная. “А как же ее отношения с Катей?” – спросите вы. Да, с Катей она ведет себя по-другому: еще строже, жестче, равнодушнее. Анна Сергеевна хочет ее воспитать? Нет, она просто “запугивает” сестру, заставляет быть замкнутой, делает ее забитой и слишком застенчивой.
    Но не в отношениях с сестрой лучше всего проявляет себя Одинцова, а в отношениях с Базаровым. Именно ее отношения с главным героем должны находиться в центре нашего внимания. Пусть не на протяжении всего романа, лишь во второй его части, но Тургенев все-таки не зря показывает эту любовную коллизию: постепенное сближение героев, объяснение Базарова в любви, отказ Одинцовой, последующие встречи, смерть Базарова и новое замужество героини.
    Все легко и просто, лаконично и ясно. Но это лишь на первый взгляд. Краткими репликами, сценами, словами Тургенев дает общую характеристику нашей героине, раскрывает ее суть, указывает на ее роль в судьбе героя.
    Так, для Катерины Анна Сергеевна представляется женщиной независимой, Аркадий Кирсанов на протяжении почти всего знакомства с ней создает из Одинцовой идеал. Самые точные и меткие характеристики главной героине дает Базаров: “тертый калач”, “первый сорт”, “баба с мозгом”, “нрав спокойный и холодный”. А также автор: “Анна Сергеевна была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких сильных верований, она ни перед чем не уступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да он едва ли не желала полного удовлетворения. Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время, и сомнения никогда не утихали до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги”.
    В первую очередь, мы согласимся с мыслями Базарова, ведь на протяжении всего романа Анна Сергеевна словно подтверждает эти характеристики героя. Общаясь с сестрой, Аркадием, Базаровым, она ничем не выдает своих чувств, умно и умело ведет беседу, стараясь как можно больше узнать о собеседнике. Познав, что такое бедная жизнь, побывав замужем, Одинцова уже знает, чего хочет от этого мира: жить спокойно, ни во что не вмешиваясь, никого не впуская в свою жизнь.
    Героиня до того привыкла к такому существованию, что не хочет, чтобы ее нарушила даже надежда на счастье – любовь Базарова. Анна Сергеевна слишком замкнулась, спряталась в своей раковине, откуда не хочет выбираться. Она не хочет любить, чтобы не нарушить духовный покой, не хочет отдавать свое сердце никому, чтобы не страдать. И тут мы задаемся вопросом: а умеет ли она вообще любить?
    Возвратимся к характеристике героини самим Тургеневым и поймем, что он, хоть и завуалировано, но дал ответ на этот вопрос. Нет, не могла любить Одинцова. Это подтверждает и сам Базаров: “а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастие”. Только если он это называет несчастием, думается, сама Одинцова принимала этот как должное. Может, даже считала необходимым условием своего мирного существование. Да, именно существования: “нет во мне желания, охоты жить…”
    Не умела Одинцова жить, любить жизнь, не умела сочувствовать и чувствовать, ей суждено было всегда быть одной, одинокой. Заметим, каково происхождение её фамилии: Одинцова – один, одна, одинокая. Героиня не жила, а существовала. Базаров попробовал пробудить ее, но получилось наоборот: она пробудила его.
    Одинцова, вызвав в Базарове бурю эмоций, испугалась и отшатнулась от него. А герой влюбился и, наконец, понял, что в этом мире есть что-то помимо неопровержимых научных теорий и фактов, что есть еще любовь, которую не докажешь экспериментально. Если сначала Базаров стоял на одной ступеньке с Одинцовой, то теперь он возвысился, поднялся над ней. А она осталась там, внизу, в своем уютном тихом мирке.
    Образ Анны Сергеевны Одинцовой помог Тургеневу лучше раскрыть образ Базарова, показать глубину его души, сокрытую под маской нигилизма. Одинцова сыграла свою роль – и покинула театр, возвратилась в свой собственный нигилистический мирок. Но если нигилизм Базарова не смог победить его внутреннюю сущность, если Базаров понял несостоятельность своей теории, то Одинцова так и не поняла, что ее неумение любить, дарить тепло, страдать, чувствовать – это тоже по-своему нигилизм, отрицание душевных волнений (а может, отрицание души?). Должны ли мы ее осуждать? Нет! Должны ли мы ей сочувствовать? Да! Да! Да!
    Героиня достойна жалости, ибо никогда не познает в этой жизни любви, тепла объятий, нежности любящих глаз, не узнает, что есть в этом мире счастье, ради которого стоит жить и страдать.

  10. 1. Загадка женской души в литературе.
    2. Неординарная личность Одинцовой.
    3. Новый тип женщины в литературе.
    Во все времена писателей интересовало состояние и загадки женской души, отсюда такое большое разнообразие женских образов в русской литературе. Представительница слабого пола с ее подвижной психикой, склонностью к эмоциональному выражению собственных чувств представлялась авторам идеальным объектом для исследования и изучения, не говоря уже о таинственности и непредсказуемости именно русского женского характера. При этом каждый писатель наделял свою героиню теми качествами, которые бы хотел видеть в ней в идеале, в зависимости от того, какое место и предназначение в этой жизни он ей предусматривал.
    К примеру, Л. Н. Толстой видел представительницу прекрасного пола в качестве хранительницы домашнего очага, матери многочисленного семейства. Именно такая участь была уготовлена его самой любимой героине Наташе Ростовой из романа «Война и мир» после замужества с Пьером. Если же женщина по тем или иным причинам не желала вписываться в строгие рамки, это сурово каралось справедливым возмездием. Достаточно вспомнить несчастную Анну Каренину, завершившую свою жизнь под колесами поезда.
    Совсем иное мнение о предназначении женщин у другого великого мастера слова Ф. М. Достоевского. Он видел представительницу слабого пола прежде всего преданной спутницей мужчины, нежной и заботливой подругой, для которой возлюбленный и муж, и отец, и ребенок. Именно поэтому героини писателя склонны разделять мировоззрения своего избранника, а еще более мягко направлять, нравственно облагораживать его и заботиться о духовном развитии. Достоевский считал, что настоящая женщина по складу своего характера более остро способна ощутить несправедливость и ложь, а значит, она должна ограждать своего мужчину и своих близких от неприятностей, идти ради этого даже на самопожертвование.
    В произведениях Н. В. Гоголя женщины, как правило, умны, задорны и держатся с мужчинами на равных. Они могли и схитрить, поплакав для дела, и проявить чудеса выдержки и бесстрашия. В целом это расчетливые особы, которым приходилось выживать в этом нелегком мужском мире. В большинстве рассказов А. П. Чехова представительница прекрасного пола выступала как легкое, воздушное создание. Многие его героини отличались миловидными личиками, детскими выходками и легкомысленностью. Но это совершенно не мешало им прекрасно разбиваться в событиях общественной жизни и верно оценивать обстановку. Блистая на балах и семейных торжествах, очаровывая сослуживцев и начальство мужа, прелестница нередко становилась чуть ли не единственным аргументом, продвигающим ее суженного вверх по карьерной лестнице.
    У И. С. Тургенева, несомненно, было свое видение характера представительниц прекрасного пола. В своих произведениях он мастерски нарисовал немало женских образов, что послужило поводом для выделения среди реально существующих дам типа так называемой тургеневской девушки.
    Одной из ярких представительниц авторской галереи являлась Анна Сергеевна Одинцова из романа «Отцы и дети». С первых мгновений знакомства с героиней читатель может понять, что перед ним предстала сильная, неординарная и цельная личность. Она разительно отличается от городских дам своей уверенностью, чувством собственного достоинства, даже некоторой властностью. При первом же взгляде на нее Аркадий мгновенно сделал вывод, что «она много уже передумала и перечувствовала» в этой жизни. Его интуиция не подвела. Рано осиротевшей и оставшейся с малолетней сестрой на руках, Анне Сергеевне пришлось быстро повзрослеть и самой заняться небольшим имением, оставшимся в наследство, долгами отца и препятствиями, которые непременно всегда встречаются на пути неопытных девушек. Однако Одинцова не позволила отчаянию взять вверх. Она сама нашла выход из сложившегося положения: занялась хозяйственными делами, выписала престарелую тетку. Ради благополучия маленькой семьи Анна Сергеевна вышла замуж за богатого старика, который вскоре оставил ей хорошее наследство.
    Молодая женщина с несвойственной многим дамам высшего света рассудительностью взялась за управление своих владений и даже ввела в своем имении строгий порядок, полагая, что без этого в деревне «со скуки умрешь». Анна Сергеевна сразу поразила главных героев своим умом, независимостью, отсутствием предрассудков, а также равнодушием к различным сплетням и пересудам, распространяющимся по местному светскому обществу: «Анна Сергеевна была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких верований, она ни перед чем не отступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения». Молодая женщина, сознательно поселившаяся в деревне, сторонилась городской суеты, редко показывалась на балах, однако живо интересовалась всеми новыми идеями и достижениями науки. Отличаясь прекрасным образованием, она старалась вести свое хозяйство в ногу со временем. Для сего даже выписывала из столицы и внимательно изучала некоторые научные издания. Безусловно, ее внимание не мог не привлечь новый молодой человек, отличающийся суждениями, идущими вразрез общепринятых представлений. Молодых людей сближало то, что каждый из них старался жить своим умом, не признавая общественные авторитеты.
    Однако Анна Сергеевна быстро рассмотрела в Базарове бунтаря, который никогда не удовлетворится спокойной и размеренной жизнью, так оберегаемой женщиной. Добившись определенной внешней и внутренней гармонии, Одинцова сильно дорожила этим своим состоянием: «Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время: ее сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она богата и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть… Но ей жилось легко, хотя она и скучала подчас, и она продолжала провожать день за днем, не спеша и лишь изредка волнуясь. Радужные краски загорались иногда и у ней перед глазами, но она отдыхала, когда они угасали, и не жалела о них». Свое спокойствие и благополучие Одинцова ставила на первое место. Именно поэтому женщина никогда не позволяла себе увлекаться чем или кем-либо: «Раз она где-то за границей встретила молодого, красивого шведа с рыцарским выражением лица, с честными голубыми глазами под открытым лбом; он произвел на нее сильное впечатление, но это не помешало ей вернуться в Россию». Ее боязнь разрушить однажды уже созданную гармонию и рассудочность в самом зародыше гасит ее душевные порывы. Анна Сергеевна производит впечатление холодной неприступной особы. «Эко, как она себя заморозила», — подмечает Базаров при знакомстве с этой женщиной. Однако по-другому, Одинцова возможно бы и не выжила. Ей пришлось принять такой стиль поведения, чтобы с одной стороны вполне сносно уживаться в окружающем мире с другими его обитателями, а с другой духовно не чувствовать себя в чем-то ущербной, оставить себе пространство для внутреннего развития. Вполне понятно, почему временами Анна Сергеевна чувствует себя одинокой. Ей, как и любой женщине, хотелось бы настоящей любви, сильных чувств и увлечений, о чем она и говорит Базарову. Однако это могло бы угрожать устроенности ее жизни, поэтому минутная слабость быстро преодолевается и не оставляет никаких следов в ее душе: «Воображение ее уносилось даже за пределы того, что по законам обыкновенной морали считается дозволенным; но и тогда кровь ее по-прежнему тихо катилась в ее обаятельно стройном и спокойном теле».
    Таким образом, можно сделать вывод, что Тургенев воспринимал женщин, как равных себе по складу ума и положений, он оставлял за ними право на свободолюбие и независимость. Именно такие характеры были ему интересны. С цельной натурой, рассудительной и спокойной, на любое явление жизни имеющей свое собственное мнение, всегда приятнее иметь дело, нежели с прелестной, но легкомысленной кокеткой. В произведениях Тургенева явно просматривалось и такое общественное явление XIX века, как женская эмансипации. Прекрасные дамы становились более независимыми от мужчин. Они довольно трезво понимали, что удачное замужество просто необходимо любой женщине, поскольку способно придать некоторый вес в обществе. Однако добившись определенного благосостояния, они были склонны отказаться от брачного союза, освещенного церковью.
    Эти женщины прекрасно знали себе цену и не позволяли чувствам взять верх над разумом. То есть в России складывался совершенно новый тип женщин, способных прекрасно обходиться без сильной половины, самостоятельно управлять хозяйством, и обретать экономическую независимость.

  11. Одинцова Анна Сергеевна – аристократка, которую полюбил Базаров. В О. проявляются черты, свойственные новому поколению дворян: отсутствие снобизма и высокомерия, свобода суждений и демократизм. О. умна и горда. Ее умерший старик-муж оставил О. огромное наследство. Это позволяет героине жить независимо и делать то, что ей вздумается. Только О. давно уже ничего не хочется. Она говорит Базарову: «Я очень устала, я стара, мне кажется, я очень давно живу…Воспоминаний много, а вспомнить нечего, и впереди, передо мной – длинная, длинная дорога, а цели нет…Мне и не хочется идти». За безмятежным спокойствием и размеренным существованием героини скрывается ее душевная холодность, неспособность к увлечениям, равнодушие, эгоизм. Сам Базаров говорит О. о том, что она хочет полюбить, но не способна на это. И в этой душевной холодности заключается ее несчастье. Но О. сама выбрала для себя путь «без эмоций». Это спокойный и удобный путь, не приносящий радостей, но и не заставляющий страдать. В конце романа героиня выходит замуж «не по любви, а по убеждению», чтобы обеспечить себе благополучную жизнь до старости.

  12. План:
    1. Загадка женской души в русской литературе.
    2. Неординарная личность Анны Сергеевны Одинцовой.
    3. Новый тип женщины в русской литературе. Одним из вечных вопросов, который в разные времена волновал писателей всех времен и народов является загадка женской души. Не являются исключением в этом отношении и русские писатели, поэтому в нашей литературе так много женских образов. Представительницы прекрасного пола с их природной склонностью к эмоциональному выражению чувств, с их подвижной и восприимчивой психикой, были идеальными объектами для литературных исследований, не говоря уже о непредсказуемости и таинственности характера русской женщины. При этом чаще всего каждый писатель стремился наделить своих героинь теми качествами, которые выражали его представление об идеале, изменяя при этом только место и предназначение женщины в различных условиях.
    Большое внимание женским образам уделяли такие великие русские писатели, как Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и Н. В. Гоголь. Собственное видение женских характеров было и у И. С. Тургенева, который в своих выдающихся произведениях смог мастерски показать немало ярких женских образов. Эти образы впоследствии стали поводом для появления так называемой «тургеневской девушки», черты которой стали сравнивать с чертами реально существующих дам.
    Одним из наиболее ярких женских образов И. С. Тургенева стала Анна Сергеевна Одинцова — главный женский персонаж романа «Отцы и дети». С первых же минут знакомства с этой героиней читателю становится ясно, что перед ним предстала неординарная, цельная и сильная личность. Анна Сергеевна разительно выделяется среди городских дам чувством собственного достоинства, уверенностью и даже некоторой властностью характера. Аркадий уже при первом взгляде на эту женщину сделал вывод, что «она много уже передумала и перечувствовала» в своей жизни, и в этом он не ошибся. Анне Сергеевне пришлось быстро повзрослеть, поскольку она рано осиротела и осталась с маленькой сестрой на руках. Она была вынуждена самостоятельно заняться небольшим имением, которое досталось ей от отца, и самостоятельно преодолевать препятствия, которые встречаются на жизненном пути неопытных девушек. Однако Анна Сергеевна не отчаивалась, и, не имея достаточного опыта, она все же сумела найти выход из сложившейся ситуации. Она вплотную занялась хозяйственными делами, выписала себе в помощь престарелую тетку, а когда появилась возможность, пожертвовала собой и для того, чтобы обеспечить свою семью, и вышла замуж за богатого старика. За эту жертву Анна Сергеевна была вознаграждена — муж оставил ей хорошее наследство.
    Молодая женщина отличалась необычайной рассудительностью, которая была несвойственна дамам высшего света. Управляя своим имением, она навела в нем безупречный порядок и считала, что, где…
    бы она не находилась, она найдет для себя занятие и никогда не будет скучать. Героев романа Анна Сергеевна поразила своей независимостью и отсутствием предрассудков, своим умом и умением решать самые сложные вопросы, своим равнодушием к пересудам и сплетням, которые мгновенно распространялись в светском обществе. «Анна Сергеевна была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких верований, она ни перед чем не отступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения». Эта удивительная молодая женщина, которая осознанно поселилась в деревне, сторонилась городского общества и была редкой гостьей на светских вечеринках, с большим интересом относилась к новым идеям и достижениям науки, выписывая из столицы некоторые научные издания. Скорее всего, именно поэтому она не могла не обратить внимание на нового молодого человека, который отличался суждениями, идущими вразрез с общепринятыми нормами. Сблизило их и то, что каждый из них жил своим умом и не придерживался правил, принятых в обществе того времени.
    Благодаря своим выдающимся качествам Анна Сергеевна быстро рассмотрела в главном герое бунтаря, не способного на спокойную и размеренную семейную жизнь, которой так дорожит большинство женщин. И ее стремление во что бы то ни стало сохранить душевную и жизненную гармонию, которой ей удалось добиться неимоверными усилиями, гасят чувства к Базарову. Ее минутная слабость к нему спустя некоторое время практически не оставляет никаких следов.
    Из этого всего можно сделать вывод, что И. С. Тургенев относился к женщинам как к равным себе по положению и складу ума, он считал, что они наравне с мужчинами имеют право на независимость и самостоятельность. Именно такие характеры, как у Анны Сергеевны, были более всего ему интересны. Ведь иметь дело со спокойной и рассудительной натурой куда более приятно, нежели с самой привлекательной, но в то же время пустой кокеткой.
    В романе «Отцы и дети» явно просматриваются характерные признаки такого общественного явления того времени, как эмансипация. В период творчества И. С. Тургенева все больше представительниц прекрасной половины человечества становились независимыми и не слишком считались с общественным мнением. Такие женщины, как Анна Сергеевна, прекрасно знали себе цену и не давали воли своим чувствам. Над ними всегда преобладал разум. На примере героини романа мы видим, как в России XIX века складывался новый тип женщин, которые были способны без труда обходиться без мужчин, самостоятельно вести хозяйственные дела и быть экономически независимыми.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *