Сочинение на тему отцы и дети описание базарова

15 вариантов

  1. В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» главным героем является молодой нигилист по имени Евгений Базаров. Этот персонаж сильно выделяется из всей основной массы героев романа. Он, как и Печорин или как Пётр Гринёв является «лишним» в ещё неготовом к таким людям российском обществе.
    Евгений Базаров на протяжении всего романа имел сообщника и ученика в лице Аркадия Кирсанова. Это молодой образованный дворянин, только что окончивший университет. Он пытается походить на Базарова, быть нигилистом, но не может, так как в душе Аркадий мягкий сентиментальный и великодушный человек. Именно поэтому молодой Кирсанов не смог стать продолжателем дела Евгения Базарова.
    Одиночество главного героя было неизбежно. Никто не мог мыслить и рассуждать так, как он: ни Ситников, сын богатого купца, ни Кукшина, эмансипированная женщина. Все эти люди брали от нигилизма только то, что им было выгодно и необходимо. Кукшина, например, обосновывала нигилизмом свою эмансипацию, но на самом-то деле она просто разъехалась с мужем и занималась имением одна. Ситников же был глуповат, ругал женщин за их ограниченность, любил презирать что-либо и делал вид, что он настоящий нигилист.
    Евгений остался один на один с проблемами, которые считал глобальными. Он решил уехать к родителям и там помогать отцу лечить больных. Но почему-то в родных местах даже мужики не хотели с ним разговаривать, обходили стороной. Возможно, это и стало последним шагом к концу жизни Евгения Базарова.
    Таким образом, Базаров был обречён на трагическое одиночество. Его никто не понимал, никто не разделял его взглядов. Может быть, вследствие этого к Базарову пришло осознание того, что все его труды и старания напрасны, может быть именно поэтому он предпочёл самоубийство дальнейшему сопротивлению миру, который не может изменить даже нигилист.
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Образ Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети» читают:
    Сочинение «Город Калинов и его обитатели в пьесе «Гроза»
    Сочинение на тему «Кому на Руси жить хорошо», 10 класс
    Сочинение на тему «Любовь в жизни Обломова»
    Поделиться:

  2. Вместе с тем, мы видим человека одинокого, который волею судьбы оказался в обществе, чуждому его взглядам. Несмотря на то, что Евгений уверенно и доброжелательно общается со всеми, кто его окружает, в силу своего малого жизненного опыта он ошибочно полагает, что некоторые вещи совсем не обязательны человечеству.
    Он не задумывается о том, что искусство также необходимо народу, как и «хлеб насущный», что любовь и чувства — неотъемлемые составляющие бытия любого человека, что красота природы не может не волновать воображение людей. Вся деятельность и убеждения Базарова говорят об обратном.
    Да, его горячие обсуждения политических тем зарождают в душах собеседников сомнения в правильном понимании ими происходящего вокруг. Только что мы видим потом? Человек «выгорает» и постепенно его юношеский пыл сходит «на нет». Что же послужило поводом для изменения взглядов Базарова на жизнь?
    Как это ни странно — любовь! Именно любовь, которую Евгений отрицал, как движущую силу мироздания, привела «нашего борца за справедливость» к переосмыслению ценностей жизни. Ни об этом ли его предупреждали родные и окружающие люди? Юношеский максимализм и стремление к масштабным изменениям не давали возможности Базарову понять одну вещь — не все так просто в этом мире!
    Несмотря на то, что произведение было создано писателем в далеком 1862 году, оно отражает и реалии нашего времени. Нежелание мириться с действительным положением вещей, с фактическим рабством народа и его невежеством, зарождает в сердцах молодого поколения стремление к революции! Только стоит ли идти «напролом» или нужно сначала все хорошенько обдумать?
    Почитайте роман «Отцы и дети», «примерьте на себя» образ Базарова — и вы многое поймете!

  3. Роман Тургенева «Отцы и дети» соединил в себе наиболее актуальные проблемы, которые торжествовали в обществе того времени. Именно на момент создания романа, в России происходил переломный момент ее развития.
    Конечно же, одной из наиболее актуальных проблем были отношения отцов и детей. В таких отношения ярко сталкивались два взгляда – аристократический и демократический.
    Герой романа Базаров был выходцем из демократов, из разночинцев. Он не признавал корней матери, которые уходили в дворянство. Базаров собственными силами, своим трудом добивался поставленных целей в жизни. Он ценил людей за их трудоспособность, за их человечность.
    О его жизненных убеждениях ярко говорит и наружная внешность героя. На нем одет простенький балахон, из-под которого видна красная рука. Это говорит о том, что данный герой труженик, его руки знакомы с работой, и он не скрывает этого. Именно труд является главным в его жизни. Он постоянно возил с собой микроскоп и проводил какие-то опыты.
    Образ Базарова является полной противоположностью тем аристократам, которые привыкли проводить свое время в ничего неделанье.
    Как же относились к такому персонажу остальные герои романа? Некоторые аристократы (в своем понимании), побаивались, отчуждались от Базарова. Старик Прокофьич обзывал его живодером. Павел Петрович отнес Базарова к числу гордецов и нахалов. А вот обычные, простые люди всегда приветствовали Базарова. Они относили его к числу своих людей, не к баринам.
    При общении с окружающими, Базаров пытался говорить спокойно и размеренно. Даже в столкновениях с Павлом Петровичем, он старался держать себя в руках, ведь считал такие споры совершенно бессмысленными.
    Именно сравнение этих двух персонажей и открывает перед читателями полную картинку их образов. Павел Петрович много и часто использовал слова, свойственные именно аристократам. Он выражался иностранными высказываниями, чем, в свою очередь, необычайно раздражал Евгения. Но, на самом деле, такие выражения были пустыми.
    Разговор Базарова отличался неким остроумием. Герой безупречно владел родным языком, и умело использовал его выражения в разговорной речи. В спорах со своими оппонентами, главный герой ведет себя самоуверенно, и даже эгоистично. Он не ценит поэзии, он надсмехается над Пушкиным. Ему не понятны стихотворные работы, посвященные пейзажной лирике. Хотя, сам Базаров положительно относится к природе. Он видит в ней источник, которым может пользоваться человек в свое благо.
    Характеризуя образ Евгения Базарова, нельзя не отметить, что он был достаточно одиноким человеком. Находясь в деревне отца, он совершенно чужой. Его воспринимают за барина, хотя, он далек от такого звания. К тому же, на страничках романа «Отцы и дети» нам не встречается ни один герой, который был бы схож с Евгением своими взглядами, жизненными позициями. Нет у него ни настоящих друзей, ни преданной любви. Именно поэтому, образ Базарова настолько волнующий, настолько привлекающий к себе внимание.

  4. Центральный персонаж романа «Отцы и дети» — Евге­ний Базаров — поражает своей яркостью и неоднозначнос­тью, но безусловная его особенность — глубокий трагизм.
    Базаров выступает в романе как носитель настроений нового поколения. Он называет себя нигилистом — отрицающим, не верящим ни во что. Он не признает никаких авторитетов, стереотипов и принципов. Он ярый против­ник «уездного дворянства», выступающего в его представ­лении «самолюбивым и пустым». Базаров и такие, как Базаров, по его же словам, призваны сломать установлен­ные нормы и порядок вещей, реализовав таким образом жажду перемен, будоражащую общество.
    Назвать Базарова материалистом — мало. Любое самое загадочное явление или чувство он низводит до уровня химии или физиологии: «И что за таинственные отно­шения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка ана­томию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, за­гадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество», — говорит он своему товарищу и учени­ку Аркадию Кирсанову. Молодой нигилист утверждает, что единственно верный способ жизни — руководствуясь ощущениями, соображением пользы: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным», — говорит Ба­заров Павлу Петровичу Кирсанову в одном из споров. А Аркадия позже убеждает: «Я придерживаюсь отрица­тельного направления — в силу ощущения. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен — и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? — тоже в силу ощущения».
    Но здесь-то и начинается противоречивость идей Ба­зарова. Он, ценящий здравый смысл, науку и прогресс (хоть сам это и отрицает), ратующий за просвещение и образованность, предлагает опуститься до уровня инс­тинктов. Он, обвиняющий дворянство в себялюбии, сам только себя и считает за человека, не скрывая презрения к окружающим. Только умирая, он сознается перед собой в своей непомерной гордыне, называя себя топорщащим­ся полураздавленным червяком.
    Самое яркое противоречие слов и чувств Базарова про­является в его отношениях с Одинцовой. Было бы даже забавно наблюдать, как он отрицает свои нежные чувс­тва к ней… если бы он не делал этого с таким звериным ожесточением, разрывая и уродуя свою душу, лишая себя права на счастье в угоду выдуманному им же самим прин­ципу отрицания, — им, который «против принципов»! Им, живущим «ощущениями»! Разве не ощущал он, как новое, неведомое, щемящее чувство заполняет его сердце? Как меняется картина его мира? Как шатаются незыбле­мые материалистические устои, как слетает с него налет цинизма? Как радость наполняет его от одного осознания, что Она рядом?.. В добровольном «усечении» собственной души, в разрушительной войне с собой и с любовью, в оз­лоблении на весь мир и на себя самого состоит глубокий трагизм образа Базарова.
    Главный герой романа — из тех образов, которые не могут оставить равнодушными никого. Им можно восхи­щаться, его можно ненавидеть, превозносить или пори­цать… или и то, и другое. Он, не боясь непонимания или осуждения, высказывает свои мысли; он честен и прямоли­неен; он целеустремлен, собран, практичен; он явный ли­дер по натуре; обладает незаурядным умом и широтой кру­гозора; он независим и смел; он носитель прогрессивных, демократичных тенденций и противник рабства… Многие из этих качеств были необходимы обществу того времени, но общество еще не было готово к ним. Да и сам Базаров не является идеальным примером «нового человека». Ско­рее, он — предтеча этого человека, обреченный на траги­ческое непонимание… Но Базаров не только привлекате­лен, но и отвратителен: в своем цинизме, в своей гордыне, в своем фантастическом эгоизме.
    Смерть Базарова не случайна: образ «героя времени» не имеет будущего, он может быть дорисован только вре­менем. И. С. Тургенев показал, что слепое отрицание старого — не выход: необходимо новое мировоззрение, унаследовавшее лучшие качества «отцов» — духовность, благородство, патриотизм, — дополненное базаровским бесстрашием, новаторством и честностью.

  5. События, которые описанные в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети » в канун крестьянской реформы. Прогрессивная общественность разделилась на либералов и революционер – демократов. Одни приветствовали реформу, а другие были против такой реформы.
    В центре романа появляется Евгений Базаров. И роман Тургенева начинается с приезда Базарова в имение Кирсановых. Базаров был сыном лекаря, так же он прошел суровую школу, потом учился в университете на гроши, увлекался разными науками, хорошо знал ботанику, агротехнику, геологию, никогда не отказывает в медицинской помощи людям, вообщем он гордится собой. А вот неприятия и интерес у людей он вызвал своим внешним видом: высокий рост, старый плащ, длинные волосы. Так же автор подчеркивал его ум, указывая на череп и лицо, выражающие самоуверенность. А вот Кирсановы были лучшие из дворян. Взгляды Базарова вызывают у них разные чувства.
    Характеристика Базарова в романе «Отцы и дети» звучит одним словом: он – нигилист, он ярко отстаивает свою позицию отрицания всего. Он плохо высказывается об искусстве. Природа не предмет восхищения для героя, она для него не храм, а мастерская, и человек в ней работник. А любовь Базаров называет ненужным чувством. Взгляды Базарова не типичны для представителей радикального дворянства.
    Автор проводит своего героя через много испытаний, а так же через испытания любовью. Когда у него произошла встреча с Одинцовой, Базаров был уверен, что любви нет, и не будет вообще. На женщин он смотрит равнодушно. Анна Сергеевна для него – только представитель одного из разрядов млекопитающих. Он говорил, что её богатое тело, достойно театра, но он о ней не задумывался как о человеке. Потом неожиданно для него вспыхивает чувство, которые его вводят в состояние рассеянности. Чем дольше он находился в гостях у Одинцовой, чем ближе сходится с ней, тем сильнее к ней привязывается.
    Человек, сильно веривший в свою теорию нигилизма, принимающий ее на 100 %, ломается при первой же настоящей жизненной ситуацией. Подлинная любовь настигает героя романа Базарова и он не знает, что делать и как правильно поступить. Он не лишается гордости из-за неразделенного чувства, он просто отходит в сторону.
    Отношение Базарова к окружающим – разное. Аркадия он пытается увлечь своей теорией. Павла Петровича Кирсанова ненавидит, а Николая Петровича считает добрым, но уже отжившим свой век человеком. Внутри него растет чувство внутреннего противостояния с самим собой. Пытаясь выстроить свою жизнь на основе нигилизма, он не может подчинить ее всем этим сухим канонам.
    Отрицая существование чести, он, в то же время, принимает вызов на дуэль, так как считает это правильным. Презирая принцип благородства, на дули он ведет себя, именно благородно, что признает сам Павел Кирсанов. Поступки, требующие определенного анализа Базарова пугают и не всегда он понимает как поступить.
    Как Базаров не пытается, ему не удается спрятать свои нежные чувства к родителям. Особенно это проявляется в момент приближения смерти Базарова. Прощаясь с Одинцовой, он просит не забывать стариков. Осознание того, что базаров нигилист, но он верит в существование любви для него тягостно и болезненно.

  6. Главная
    Сочинения
    Сочинения по произведению Ивана Сергеевича Тургенева
    Сочинения по произведению Отцы и Дети
    “Характеристика Евгения Базарова”
    Сочинение по роману Тургенева «Отцы и дети» – «Характеристика Евгения Базарова»
    После жизни полной труда студент Евгений Базаров стал человеком сильным и излишне суровым. Естественные науки, которые он изучал, развили в нём ум и приучили никогда не принимать что-либо на веру. Базаров стал чистым эмпириком. То есть опыт для него – единственный источник познания, лишь личное ощущение – единственное убедительное доказательство. Евгений Базаров признаёт лишь то, что можно узнать одним из пяти чувств. Всё остальное для него – деятельность нервной системы. То, что большинство называет идеалом – поэзия, любовь – не лучше вина, всё это преувеличение – «романтика», «вздор». Критик Антонович отмечал, что герои романа – это олицетворённые идеи. Базаров олицетворяет отрицательное направление, а иными словами нигилизм. М.А. Антонович считает, что Базаров – лучший представитель поколения «детей», но и его Тургенев изображает подлецом. И вообще автор, по мнению критика, изобразил молодёжь субъективно, обличив не худшую её часть, а всех молодых людей скопом.
    В тоже время Евгений не совершает подлостей, но не из-за нравственных убеждений или совести, но из расчёта. Исключительно из расчёта он выполняет вещи порой неприятные.
    Базаров чрезвычайно самолюбив, работает он без перспективы, без цели, для добывания хлеба или из-за любви к работе.
    Евгений поступает всегда только так, как ему захочется или же как ему выгодно и удобно. Им управляют личная прихоть или личный расчёт. Базаров не признаёт никакого нравственного закона над собой, никакого принципа (хотя отрицание – тоже принцип). Как говорил Достоевский «Если Бога нет, всё дозволено». Базарову всё дозволено, он сам определяет границы своих действий.
    Впереди у Евгения никакой высокой цели, при всём этом потенциал его огромен. Базаровщина – неизлечимая болезнь века.
    Базаров никого не любит, хоть его харизма и привлекает тут же внимание людей, а в особенности женщин. В цинизме Базарова критики отмечают внутреннюю и внешнюю стороны. Внутренняя сторона – это цинизм мыслей героя и его чувств. Внешняя же сторона – цинизм манер и выражений, которые он себе позволяет.
    Ирония по отношению к различным чувствам, мечтательности, лирическим порывам и, как следствие, несерьёзное восприятие искусства – всё это следствие внутреннего цинизма души. Здесь повлиял склад ума Евгения, изучавшего естественные науки и ставшего воспринимать весь мир через призму науки. Выражение ироничного отношения (ухмылки и развязное поведение героя в серьёзных моментах), беспричинная резкость в обращении – это уже цинизм внешний. Этот вид цинизма зависит уже от чисто внешних условий развития, свойств общества.
    Пролетарий-труженик, вроде Евгения, независимо от выбранного пути доходит до практического реализма. Мечтательность сама собой отмирает за ненадобностью. Человеку не хочется стремиться к идеальной высокой цели. По сути и конфликт романа – это конфликт между практикой и теорией.
    Тургенев специально сделал Базарова грубым, не знающим манер, чтобы бросить тень и на нигилизм. Во всей литературе того времени нигилистов представляли эмансипированными грубыми женщинами, невоспитанными разнузданными мужчинами. Критик М.А. Антонович отмечает, что Тургенев, обличая нигилизм Базарова, вкладывает в Евгения все современные ему прогрессивные воззрения поколения «детей», не совсем в них разобравшись. Критик считает, что Тургенев отказывает в возможности любоваться природой, изучая её и понимая все закономерности окружающего мира. Отрицание в романе действительно не представляется достойным принципом жизни. Безусловно у автора есть полное право на такую точку зрения.
    Надо помнить, что рубеж пятидесятых-шестидесятых годов девятнадцатого века – эпоха назревающих социальных кризисов. Именно в эту эпоху создавал роман И.С. Тургенев. Нужно так же вспомнить, что часто бывая заграницей, писатель стал свидетелем революции 1848 года во Франции. Да и события на родине Тургенева были не менее показательны – политическая «оттепель» начавшаяся в правление Александра II не могла не вызвать усиления революционно настроенных групп.
    Критики в статьях о романе выводят и историческое происхождение образа Базарова. Во все времена было меньшинство умных людей, недовольных жизнью.
    Глубокий же анализ всегда вызывает скепсис, это показал ещё Лермонтов в своём творчестве и образе Печорина. Не имея возможности реализовать свой потенциал, переделать общество, такие люди вымещают своё бессилие в критику. Они начинают анализировать, исследовать, выявлять слабые стороны и критиковать всё. Отсюда рождается презрение к миру, которое не приносит ничего плодотворного, кроме упражнений героев в остроумии.
    В литературе это тип “лишнего человека”: Чацкий, Онегин, Печорин, Рудин (герой одноимённого романа Тургенева) и Бельтов (“Кто виноват?” Герцена), которые, имея горячее желание, не могут подняться даже до начальника отделения.
    Человек из народа, представитель большинства, в противоположность меньшинству “лишних” людей, скован предрассудками и в этом залог его душевного спокойствия, в этом его защита от стрессов жизни и от бесцельных духовно-нравственных исканий. Такие герои как Максим Максимыч и Татьяна Ларина руководствуются предрассудком. Но помимо негативного, это слово понимается и в своём прямом значении – перед рассудком, до рассудка. Такую предрассудочную природу имеет народный, даже наивный фатализм Максима Максимовича, который просто объясняет сложные вещи: “Впрочем, видно, уж так у него на роду было написано”. У Татьяны Лариной основой её личности является нравственный долг (именно поэтому она любимый персонаж Пушкина, ценившего долг и честь и ставившего их выше рассудка и чувств). Татьяна, продолжая любить Онегина, остаётся на нравственной высоте и выражает своё мировоззрение хрестоматийным, но чрезвычайно глубоким
    “Но я другому отдана;
    Я буду век ему верна”.
    Любовь к отчизне у лирического героя стихотворения М.Ю. Лермонтова “Родина” тоже является предрассудком. Ведь это “странная любовь”, которую не победит рассудок, замечающий в России массу отрицательных вещей. Это стихотворение даёт нам возможность отделить настоящего Лермонтова от в некоторой степени близкого, но не тождественного ему Печорина. При всей аналитичности ума и критичном отношении к проблемам современной ему России, Лермонтов был чужд байроническому презрению мира. Его отношение ближе к миросозерцанию Гёте и восточному восприятию жизни.
    Меньшинство постоянно думающих, ищущих, размышляющих, а потому лишних людей, в противовес народу несчастно. В их душе есть противоречие, побуждающее к духовно-нравственным исканиям, которые никогда не заканчиваются удачей. У Чацких ум без мудрости, Печориных – воля без знаний, у Рудиных – знание без воли.
    Но Базаров, хоть и восходит к этой череде героев, от них отличается. Помимо того, что Базаров довольно беден для сына дворянки, мысль у него слилась с делом. Он реально стремится принести практическую пользу, лечит людей, двигает науку. Противоречие казалось бы решено, цельность характера и убеждений Базарова отлична от смятённого духа Печорина, который сам не знал чего хотел и трагично закончил жизни в Персии. Но, нашедший своё кредо, нашедший последователей, Евгений Васильевич оказывается лишним в обществе традиций, оказывается слабее его.
    Простой народ любит и понимает Евгения, но своим он стать до конца не может. Он чудной, ведь «свой» и барин – антитеза для простого народа. У Базарова нет друзей, одиночество его устраивает. Он замкнут. У Евгения в любви нет анализа, он не смог бы найти семейного счастья. У того же Аркадия больше шансов, хотя Базаров и умнее, и замечательнее.
    В любви личность раскрывается во всей своей глубине. Ведь по отношению к любви, к возлюбленным мы видим всю подноготную человека, его готовность к жертвам, степень его альтруизма в межличностных отношениях.
    Любовь Базарова к Анне Сергеевне Одинцовой интересна своей динамичностью. Чувство, родившись в глубинах души Евгения, постепенно, «с боем», берёт и сознание нигилиста в плен. Сначала Базаров пытается прикрыть чувства физическим влечением, но неожиданно для себя самого признаётся Анне Сергеевне. Получив отказ, Евгений не может вернуться к прежней жизни. Любовь оставила на его душе неизгладимый след. Никакие учения, весь его цельный и последовательный нигилизм не смогли бороться с любовью. Чувства подавили всяческое сопротивление как у поколения «отцов» (Павел Петрович), так и у поколения «детей» (собственно Базаров).
    Перед смертью Базаров доказывает стойкость своей системы, своего мировоззрения. Полностью осознавая своё положение он отказывается от исповеди (соглашаясь на неё лишь в бессознательном состоянии). Некоторые критики видят в его желании видеть Одинцову наоборот крушение нигилизма, разрушение которому приносит любовь. Всё это есть в сцене смерти – и мужество Базарова-нигилиста, и в тоже время его предсмертное прозрение. Он вдруг понимает, что мир всё же шире нигилистических взглядов. Как отмечал Писарев, перед смертью Евгений стал человечнее, показал свою поистине богатую, цельную натуру.
    Но Евгений умирает, а последователи этого “героя времени” оказываются пустыми подражателями, копирующими лишь внешнюю оболочку нигилизма. На деле Кукшина и Ситников, при всей их эксцентричности и самомнении, остались такими же мещанами как и их окружение,. “Поколение отцов” будет воспроизводить себя ещё долгие годы, укреплённое устойчивыми мифами и предрассудками, в которых живёт большинство. Образы же подобные Базарову до самого конца 1870-х годов окажутся маргинальными, бичуемыми в большой литературе (всё позднее творчество Достоевского будет антинигилистическим). В 1881 нигилизм, на русской почве теснейшим образом связанный с революционными идеями, приведёт к смерти Александра II и окончательно разделит русское общество на два противоборствующих лагеря.

  7. 7
    Текст добавил: Очень Приятно Царь

    Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в 1862 году. С тех пор он продолжает восхищать читателей своими художественными достоинствами, а политические, философские и эстетические проблемы, поднятые писателем на его страницах, продолжают волновать умы и сердца людей.
    Главный герой романа, Базаров, представлен автором как недавно возникший в русском обществе новый тип людей – нигилистов, появление которых становится своеобразным «знамением времени».
    Базаров – сильный, наделенный природным умом и уверенный в себе человек. Тургенев наделил его материалистическим воззрением, любовью к труду и точным наукам, огромной силой воли и способностью оказывать влияние на окружающих. Писатель показал ненависть своего героя ко всякой «фразе и позе», к косности и рутине. Во всех спорах Базаров обычно побеждает. Он критикует консерватизм Павла Петровича Кирсанова, считает естественнонаучные знания оружием в борьбе с идеализмом «отцов», самостоятельно пробивает дорогу в жизни: «всякий человек сам себя восхищать должен, – ну хоть, как я, например».
    Этот человек не признавал «нематериального», он – враг всего отвлеченного, «оторванного от жизни». Базаров ратует лишь за «конкретные ремесла», которые могли бы быть усвоены народом. Это труженик науки: он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией. Казалось бы, идеальная личность, но нет…
    В то же время Базаров показан человеком жестким, а иногда и жестоким, безжалостным, грубым. Как некоторые другие персонажи, живущие идеей (например, Чацкий), он совершенно не способен объективно оценивать свои высказывания и высказывания собеседника, принять «чужую правду» хотя бы частично. Евгений Базаров оскорбляет Павла Петровича, не проявляет к нему снисхождения. В «марьинских» главах автор подчеркивает его грубоватую манеру держаться: он не считается с хозяевами, грубит им, то есть выражает презрение к среде, в которую попал.
    Но полный крах своих теорий, своих убеждений Базаров осознает, когда попадает в «любовную коллизию» с Анной Сергеевной Одинцовой. Те теории, идеалы, которым он посвятил себя, не проходят испытания на прочность: «В разговоре с Анной Сергеевной он больше прежнего высказывал свое равнодушие, презрение ко всему романтическому, а, оставшись один, с негодованием осознавал романтика в самом себе». Теперь душа Базарова «раскалывается» на две части: с одной стороны, мы видим отрицание всего духовного, в частности – любви; с другой – способность страстно и одухотворенно любить. На смену наивному цинизму («посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа»; «Этакое богатое тело. Хоть сейчас в анатомический театр», «баба с мозгом») приходит более глубокое понимание человеческих взаимоотношений. Если сначала Базаров называл любовь белибердой, считал рыцарские порывы чем-то вроде уродства или болезни, то теперь «кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней». Герой ловил себя на всякого рода «постыдных мыслях, точно бес его дразнил». Общий скептицизм у Базарова сохраняется, но теперь в нем нет прежней непоколебимой уверенности. Идеальная концепция рушится…
    В высказываниях главного героя появляется философская рефлексия на тему смерти и места человека в мире. Но положение «песчинки», «атома» во власти стихий его не удовлетворяет. По мнению героя, человек должен подчинить природу себе. Но это невозможно, законы природы неподвластны человеку. И Базаров это понимает, но принять не может: «Любовь – форма, а моя собственная форма уже разлагается». Почему? Как этот волевой и сильный человек повел себя после того, как Одинцова отвергла его любовь?
    Герой спасовал перед жизненной неудачей, или, как он сам говорит, «рассыронился»: у него появляются нотки скептицизма и пессимизма, он поступается некоторыми своими взглядами. Становится ясно, что требования живой человеческой натуры несовместимы с принципами нигилизма. Нет у Базарова ни друзей, ни единомышленников, способных поддержать, помочь. Потому что Аркадий, в сущности, не друг, а попутчик, временный приятель, поверхностно усвоивший взгляды Базарова и вскоре отказавшийся от них. Базаров один, и сил справится с душевным кризисом у него нет. Будучи сильной личностью, он не может отрешиться от своих убеждений, но и от требований натуры он отвернуться не в состоянии. Это тупик: конфликт неразрешим, и герой осознает это. Единственный выход для него – это смерть. И главный герой умирает…
    Кто же такой Базаров? Представитель своего времени, «лишний человек» или человек без будущего? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Ясно одно: нельзя пренебрегать духовными ценностями. Это то, на чем держится личность человека, его душа. А без души человек – это только оболочка. Тургенев показал нам сильного человека и лишний раз доказал этот факт.
    Беру!

  8. События, описанные в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” происходят в канун крестьянской реформы, вызвавшей острый резонанс в общественном мнении. Прогрессивная общественность разделилась на либералов, приветствующих реформу, и революционер-демократов, считающих, что коренное изменение все равно не даст крестьянам желаемого освобождения. Это размежевание отразилось и в тургеневском романе.
    Роман “Отцы и дети” вызвал бурные споры и противороечивые оценки.
    Поколение “отцов”, либералов, представлено в нем братьями Кирсановыми, а поколение “детей” – разночинцем-демократом Евгением Базаровым.
    В центре романа – фигура Базарова. Роман начинается с приезда Базарова в имение Кирсановых. Его появление по-настоящему всколыхнуло привычный уклад жизни Кирсановых.
    Базаров – сын лекаря, он прошел суровую жизненную школу, учится в университете на медные гроши, увлекается естественными науками, знает ботанику, агротехнику, геологию, никогда не отказывает в медицинской помощи людям, гордится своим происхождением. “Мой дед землю пахал!” – с надменной гордостью говорит герой. Неприятие и интерес он вызвал сразу одним только своим внешним видом: высокий рост, балахон с кистями, обнаженная красная рука, длинные волосы. Автор делает акцент на руках героя. Он неоднократно подчеркивает его ум, указывая на просторный череп и лицо, выражающие самоуверенность.
    Кирсановы – лучшие из дворян. Взгляды Базарова вызывают у них разные чувства. Наиболее острое столкновение происходит между Евгением и Павлом Петровичем.
    Базаров — нигилист, и он яро отстаивает свою по­зицию отрицания всего. Он холодно и презрительно высказывается об искусстве: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»,— говорит он. Рафаэль, признанный гений во всем мире, по Базаро­ву, гроша ломаного не стоит. Природа не предмет вос­хищения для тургеневского героя, она для него «не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Лю­бовь Базаров называет белибердой, непростительной дурью.
    Автор проводит своего героя через ряд испытаний, в том числе и через испытание любовью. Встретив­шись с Одинцовой, Базаров уверен, что любви нет и быть не может. На женщин он смотрит весьма скепти­чески. Анна Сергеевна для него – только представи­тель одного из разрядов млекопитающих. Он отмеча­ет ее богатое тело, вполне достойное анатомического театра, и не задумывается о ней как о человеке, как о личности. Однако постепенно в душе героя неожидан­но для него самого просыпаются те чувства, которые вводят его в состояние полной растерянности. Чем дольше находится он в гостях у Одинцовой, чем бли­же сходится с ней, тем сильнее к ней привязывается тем жарче разгораются его чувства. Человек, уверен­ный в своих убеждениях, ломается при первой же встрече с подлинной жизнью. Неразделенная любовь не лишает Базарова гордости. «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал»,- говорит он Одинцовой.
    У героя возникает конфликт с самим собой. Он пы­тался выстроить свое существование на основе теории нигилизма, но жизнь не удается подчинить сухой идее. Отрицая принцип чести, Базаров принимает вы­зов на дуэль от Павла Петровича. Презирая аристократов, он по их правилам выясняет отношения и на дуэли ведет себя благородно. Об этом ему говорит сам Павел Петрович.
    Базаров не может скрыть привязанности и нежно­го отношения к своим родителям, заботой и любовью которых, на первый взгляд, тяготится. Чувствуя при­ближение смерти, он просит Одинцову не забывать его стариков, потому что «таких людей, как они, в… большом свете днем с огнем не сыскать…». Критик Д. И. Писарев считает смерть Базарова геройской. «Уме­реть так, как умер Базаров,— все равно что сделать великий подвиг…»,— пишет он.
    Открытие в себе способности к любви становится для героя очень болезненным и тяжелым. Однако эта способность обогащает его, делает более понятным и близким читателю.
    Автор сочувствует своему герою, уважает и жалеет его, хотя сам он исповедовал идею либерализма. В своих воспоминаниях Тургенев писал: «Точно и силь­но воспроизвести истину, реальность жизни — есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта ис­тина не совпадает с его собственными симпатиями».

  9. 9
    Текст добавил: Я не твой принц

    Подготовка к ЕГЭ: Сочинение на тему «Образ Базарова в романе И. Тургенева «Отцы и дети»

    «Отцы и дети» — произведение И. Тургенева, которое считается классикой русской литературы. В нем писатель делает акцент на взаимоотношениях людей, на разрушительной силе недопонимания.
    В романе центральный герой — Базаров. Он вырос в деревне, благодаря родителям выучился в университете и стал медиком. Он любит своих родителей, но не показывает этого. Ему не нравиться изъявление чувств. Василий Иванович и Арина Власьевна тоже стараются не выражать эмоции при сыне, хотя безумно его любят. Они превозносят Евгения и даже немного боятся. Мать пытается всячески угодить сыну и печется о том, что отпрыск позабыл веру своих предков.
    Базаров постоянно проводит опыты. Он хочет быть полезным обществу, внедряя последние достижения науки. Постоянно ведет философские беседы с другом Аркадием.
    Евгений считает себя нигилистом. Все, что нельзя использовать в практических целях, по его мнению, ломаного гроша не стоит. Эмоции, чувства – праздная суета. Он самоуверен и дерзок. Разговаривая с Павлом Петровичем или Аркадием Евгений резок в своих суждениях. Ему противны нравы аристократов. Базарову намного интересней Фенечка. Ее простота и практичность вызывают уважение.
    Теория о жизненных устоях рушится, когда Евгений знакомится с Анной Сергеевной. Мысли о красавице не дают ему покоя. Встреча в комнате без свидетелей сводит Базарова с ума. Он не выдерживает натиска обольстительной женщины и открывает истинные чувства. Евгений умен. Он заранее знает о своем проигрыше. Спокойствие важнее для Одинцовой, чем любовь.
    Мир рушится. Базаров корит себя, упрекает в бессилии. Он зол. Евгений винит и себя, и возлюбленную. Лишь на смертном одре он увидит вновь Анну Сергеевну, но для него уже все потеряно, как потеряна сама жизнь.
    Нигилизм, который распространяется в русских землях, по мнению писателя, крайне опасен. Молодые люди на веру воспринимают новые веяния, отвергая веками хранившиеся традиции. Но без опыта предшествующих поколений не возможно будущее. Такой путь опасен, примером чего служит участь Базарова.
    Подготовка к ЕГЭ и ГИА: Сочинение на тему «Образ Базарова в романе И. Тургенева «Отцы и дети»» / Январь 2016
    источник

  10. И.С.Тургенев писал в статье «По поводу «Отцов и детей»:
    В этом замечательном человеке ( прототипе Базарова) воплотилось… едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно.
    Детство Базарова
    О детстве героя мы знаем очень мало. Мы узнаем , что его дед был крепостным
    «Мой дед землю пахал»,
    с гордостью заявляет герой.
    Брак родителей его был основан не на любви. Но, вчитываясь в портреты Арины Власьевны и Василия Ивановича, мы понимаем, что они уважают друг друга, безумно любят своего Евгения, потому можно предположить, что все, что было необходимо, чтобы дать сыну образование, воспитать его, родители Базарова сделали.
    Отец героя — бывший полковой лекарь. Евгений занимается в университете медициной, значит, какое-то влияние на это оказал и Василий Иванович. Вообще о прошлом других героев Тургенев говорит много и охотно, но прошлом этого персонажа мы знаем мало. Может быть, потому, что не прошлое определяет суть героя, а настоящее. Мы знаем, что он учится в университете, но все персонажи романа, даже противники героя, сознают, что не медицина станет предметом его будущей выдающейся деятельности.
    Базаров — разночинец
    И этим, пожалуй, все сказано. Он человек, который сам себя сделал. Он человек дела. Недаром же Тургенев пишет о времяпровождении в Марьино:
    «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал».
    Евгений прежде всего очень сильный человек. Эту новую силу чувствуют все герои романа. Его сила проявляется во всех его поступках: в несчастной любви, в категоричности утверждений, в отношении к другим людям и, конечно же, в смерти. Недаром Писарев писал:
    «Умереть так, как умер Базаров, значит совершить великий подвиг».
    Образ Евгений Базарова как человека дела
    Он по-своему добр. Вспомним хотя бы сцену первой встречи героя и Аркадия с Фенечкой. Она, мать, прежде всего отмечает, как спокойно пошел ребенок на руки к Евгению. Дети ведь очень чувствуют суть человека. Он — врач. И эта суть врача проявляется во в его образе всем:
    в отношении к обитателям Марьина,
    в том, как он помогает раненному на дуэли Павлу Петровичу,
    в том, что и умирает он, заразившись при вскрытии тифозного трупа.
    Евгений горд. Его отношения с Одинцовой после объяснения вызывают к нему уважение. Он может быть трогателен с родителями, именно о них он думает перед смертью ( уважая их отношение к религии, он просит Одинцову утешить Арину Власьевну). Он, отвергающий всякие чувства способен на большую любовь. Он, отвергающий всякие нравственные нормы, в сущности, живет по высоким нравственным законам. Но во всем, где и как проявляет себя герой, отражается его приверженность теории нигилизма.
    Базаров — нигилист
    Поэтому Тургенева чрезвычайно интересуют те идеи, которые проповедует его персонаж. Базаров называет себя нигилистом, то есть человеком, который ничего не признает. В романе он проповедует идеи позитивистов середины ХIХ века, провозгласивших примат практики над умозрительностью. Чувствуется в отношении Евгения к искусству и влияние эстетической концепции Чернышевского
    («Прекрасно то, что полезно»).
    Герой отвергает прежде всего то, что не поддается опытному исследованию.
    Чувств нет, есть физиология. Нет любви, а есть физическое влечение. Нет «загадочного взгляда», есть хрусталик, роговица, преломление света… и только.

  11. Василий Иванович Базаров – отец главного персонажа романа. Это человек старой закалки, воспитанный в строгих правилах. Его желание казаться современным и прогрессивным выглядит мило, но читатель понимает, что он, скорее больше консерватор, чем либерал. Даже в своей профессии лекаря, он придерживается традиционных способов, не доверяя современной медицине. Он верит в Бога, но старается не показывать свою веру, особенно перед женой.
    Арина Власьевна Базарова – мать Евгения, простая русская женщина. Она малообразованна, сильно верит в Бога. Образ суетливой старушки, созданный автором, даже для того времени выглядит старомодным. Тургенев пишет в романе, что она должна была родиться лет двести назад. Она вызывает только приятное впечатление, которое не портит ни ее набожность и суеверие, ни ее добродушие и покладистость.

    Взаимоотношение между родителями и Базаровым

    Характеристика родителей Базарова явно показывает, что для двух этих людей нет ничего главнее, чем их единственный сын. Именно в нем заключен смысл их жизни. И совсем не важно, рядом или далеко находится Евгений, все мысли и разговоры только о горячо любимом и ненаглядном ребенке. От каждого слова веет заботой и нежностью. Старики очень трепетно говорят о сыне. Они любят его слепой любовью, чего нельзя сказать о самом Евгении: отношение Базарова к родителям любовью назвать сложно.
    На первый взгляд, взаимоотношения Базарова с родителями теплыми и ласковыми назвать трудно. Можно даже сказать, что он совсем не ценит родительское тепло и заботу. Но это далеко не так. Он все видит и замечает, даже испытывает ответные чувства. Но вот проявлять их открыто, он не то, что, не умеет, он просто не считает нужным это делать. И окружающим не позволяет этого.
    Базаров отрицательно относится к любым попыткам родителей проявить радость от его присутствия. Семья Базарова это знает, и родители стараются скрывать от него свои истинные чувства, не проявляют к нему повышенного внимания и не показывают своей любви.
    Но все эти качества Евгения оказываются показными. Но понимает это герой слишком поздно, только когда уже находится при смерти. Ничего нельзя изменить и вернуть. Базаров понимает это, потому и просит Одинцову не забывать его стариков: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Эти слова из его уст можно сравнить с признанием в любви к родителям, просто по-другому он не умеет это выразить.
    Но отсутствие или проявление любви не является причиной непонимания между поколениями и воспитание Базарова яркое тому подтверждение. Он не отказывается от родителей, наоборот, мечтает, чтоб они его понимали и разделяли его убеждения. Родители стараются это сделать, но, все равно, остаются верными своим традиционным взглядам. Именно это несоответствие и приводит к проблеме вечного непонимания детей и отцов.

  12. Образ Базарова сочинение
    План
    1. Герои романа “Отцы и дети”.
    2. Образ Базарова
    2.1. Образованный человек.
    2.2. Нигилист.
    2.3. Испытание любовью.
    3. Теория Базарова.
    И. С. Тургенев написал свой роман “Отцы и дети” в непростое время для всей России – в период крестьянской реформы, когда общество разделилось на либералов и демократов, порождая многочисленные споры и раздоры между разными социальными слоями.
    В своем произведении писатель изобразил конфликт между свободомыслящими, но законсервированными дворянами, и представителями прогрессивной революционной интеллигенции.
    Семья Кирсановых является образцом вольномыслящих аристократов, они не борются за крепостное право, но и не считают себя равными по отношению к простому народу.
    Базаров же, благородный человек, имеющий дворянские корни, выступает за полное освобождение крестьян и возвращение им всех гарантий и благ.
    Поэтому Евгений Базаров – небогатый образованный мужчина, любитель науки, будущий врач по призванию, становится причиной многих ссор и размолвок в доме пригласивших его Кирсановых.
    Молодой человек очень увлечен естествознанием, каждое утро он отправляется на пешие прогулки и проводит всевозможные хирургические опыты. Базаров очень любит медицину и с ответственностью подходит к ее изучению. Он с радостью употребляет свои знания на пользу бедных людей.
    По мировоззрению главный герой – нигилист, он отрицает и отвергает все условности и все общепринятые нормы, из-за чего у него постоянно бывают нешуточные столкновения с одним из Кирсановых – Павлом Петровичем. Пожилой аристократ недоумевает, как можно отвергать все – искусство, поэзию и даже любовь?! “Все!” – твердо отвечает Евгений, не признающий ни авторитетов, ни идеалов. “Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… – размышляет Павел Петрович. – Да ведь надобно же и строить”. “Сперва нужно место расчистить” – резонно объясняет уверенный Базаров.
    Однако противоречие между ним и старшим поколением является не единственным конфликтом романа.
    После встречи с Одинцовой, в Евгении назревает внутренний разлад, который он не сразу постигает. Дело в том, что молодой человек, отвергающий чувства, эмоции и привязанность, сам начал испытывать всепоглощающее ощущение любви к понравившейся ему женщине. “Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…” – почти со злостью говорит он богатой помещице. Базаров, ни разу до этого не испытывающий настоящего чувства, ожесточен не только сам на себя, но и на свою избранницу. Это она заставляет его верить в любовь! Это из-за нее он трепещет в ожидании ответа!
    Чувство Евгения осталось неразделенным. Понимая это, он уезжает от любимой женщины и вскоре умирает из-за своей неосторожности.
    Смерть молодой человек принимает стойко, сообразно своим принципам и убеждениям. Как врач, он осознает, что скоро начнется кризис и что он может впасть в беспамятство. Мысль о несчастных родителях тревожит его. Он старается ободрить отца мыслями о религии и философии, которым старик очень предан. Перед смертью Базарову удается еще раз увидеть свою любимую женщину.
    Я двояко отношусь к теории всеобщего отрицания, которой придерживается главный герой. С одной стороны, нигилизм говорит о смелости и прогрессивности, но с другой… Я считаю, что невозможно отрицать то, что заложено в людей с рождения – стремление к любви, восхищение прекрасным, устремление к идеалу.

  13. План работы учащегося может быть примерно таким:
    Описание внешности Базарова.
    Его поступки и высказывания.
    Что чувствует главный герой.
    Его отношение к окружающим.
    Встреча с Одинцовой.
    Как заканчивается его жизнь.
    Мое впечатление о Базарове.
    Данный план является приблизительным, школьник может добавить в него и свои пункты.

    Философские мысли героя

    В сочинении на тему «Бунтующее сердце. Образ Базарова» учащийся может указать и тот факт, что в высказываниях главного персонажа можно постоянно замечать философские нотки, он размышляет о месте человека в мире, о жизни и о смерти. Однако положение жалкой «песчинки», «атома» в мироздании никак не устраивает Базарова. По его мнению, человек обязан своим трудом подчинить природу. Однако одновременно он осознает, что многие законы природы не зависят от человека. Главный герой понимает это, однако никак не может принять.

    Слабость перед трудностями

    Интересно и то, как этот волевой человек стал себя вести после того, как Анна Сергеевна отвергает его любовь. Базаров пасует перед жизненными трудностями. В высказываниях у него возникают нотки скептицизма, пессимизма. Теперь он поступается своими идеями. Теперь он понимает, что нигилизм несовместим с человеческой природой. Базаров несчастен – у него нет ни друзей, ни знакомых.

    Неразрешимый конфликт

    Ему не к кому обратиться за поддержкой. Аркадий, по сути, является всего лишь его попутчиком, который воспринимает идеи Базарова поверхностно, вскоре от них отказавшись. Это также можно указать в сочинении «Бунтующее сердце. Образ Базарова».
    10 класс – это время, когда школьники уже могут рассуждать на такие серьезные темы. Именно поэтому произведение «Отцы и дети» является частью программы по литературе в старшей школе. Учащиеся понимают, что Базаров – это сильная личность, и потому он не может отказаться полностью от своих идей. Но и игнорировать человеческую природу в себе он никак не в состоянии. Возникает непреодолимый конфликт. Для Базарова единственный выход состоит в смерти. И он умирает.

  14. Образ Базарова
    … Начало шестидесятых годов 19 века. Сложная, переходная для России эпоха. Это был переломный период, ознаменовавшийся появлением нового типа людей – разночинцев. Они не имели ни средств на существование и были вынуждены получать образование, а затем своими знаниями зарабатывать на жизнь. Разночинцы шли, как правило, в естественные науки, увлекались материализмом, причем в низшем его проявлении, вульгарном. Базаров в «Отцах и детях» — один из представителей нигилистов-шестидесятников. И. С. Тургенев не приемлет его взгляды, доказывает ложность его теории.
    Базаров – убежденный нигилист. И, как оказывается, это не дань новому модному веянию. Герой полностью верит в свою теорию. Тщательно продумав и прочувствовав свои идеи, он претворяет их в жизнь. Так кто же такой нигилист? Лучшее определение дает Аркадий, ученик Евгения: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру». Но формирование новой идеологии не могло обойтись без крайностей. Базаров считает, что только естественные науки способны вести к прогрессу. Поэтому он и занимается в основном химией, физикой, биологией. Проводит эксперименты с лягушками, наблюдает за амебами, собирает образцы флоры и фауны. Но на этом его интересы и заканчиваются. Герой думает, что искусство и другие проявления духовности жизни людей тормозят движение вперед. Этим, собственно, он и отличается от истинных материалистов, утверждающих первичность материи и вторичность сознания. Чего стоят, например, рассуждения Базарова о том, что «Рафаэль гроша медного не стоит,» а «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Невежество героя не ограничивается этим. Базаров не может понять великого русского поэта А. С. Пушкина. Доходит даже до того, что он оскорбляет его, смеется над его поэзией. Нигилист всячески издевается над пристрастиями Николая Петровича Кирсанова к игре на скрипке и чтению стихов. Жизнь таких людей, в понимании Базарова, бесполезна для общества. Он также отрицает любовь и романтизм. Во время разговора с Аркадием «ученый-материалист» издевается над речами своего друга о «загадочных взглядах» и советует ему получше изучить анатомию глаза.
    В прошлые десятилетия молодое поколение узнавало черты своих характеров в онегиных, печориных, рудиных и чацких. У печориных была воля без знания, у рудиных – знание без воли. «У базаровых же есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое». Действительно, Базаров – человек жизни, человек дела. Он дни напролет проводит в труде, в занятиях. У него даже руки от работы красные, подчеркивает Тургенев. Базаров не может жить без того, чтобы не давать регулярно работу своему мозгу и извлекать из нее пользу. Так, гостя у Аркадия, все время он проводит в своей лаборатории за микроскопом. Конечно же, такие энергичные люди могли бы внести большой вклад в развитие науки.
    Базаров – сын уездного лекаря, имеющего два десятка душ. Поэтому и средств на существование у героя мало. Ему чуждо изящество жизни. Оказавшись в обществе утонченного аристократа Павла Петровича Кирсанова, Базаров не перестает над ним подтрунивать. Герой не устает иронизировать над его воротничками, духами, английской одеждой. Ненависть к «барчукам проклятым» у Евгения в крови. Но она взаимна и вскоре выливается в горячий спор. Выясняются некоторые дикие идеи Базарова. Да, герой все отрицает, все опровергает, стремится все рушить. Но что же он хочет построить взамен? Ничего. Как говорит герой, его задача – лишь расчистить место. А создавать что-то новое это уже не его забота. Какое сходство с варварами! Разрушить Рим – это все, на что они были способны.
    Но идеи Базарова нежизнеспособны. Его теория ставит его же самого в тупик, он становится ее рабом. Герой, отрицающий все чувства, вдруг влюбляется. Охватившая его страсть пробивает брешь в его теории. Любовь к Одинцовой заставляет Базарова посмотреть на мир иначе. И вот уже Евгений видит, что жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему. Поэтому Базаров, выстрадавший свою теорию, отступничество от нее видит как свою слабость, как жизненный крах. Рушатся все его устои. Постепенно он начинает подмечать, что совершает непозволительные для себя поступки. Это и участие в дуэли, «рыцарском поединке», который так яростно отрицал герой. Это и благородный поступок, совершенный во время дуэли. Поддавшись чувству, Евгений сохраняет жизнь своему противнику. Внутренний конфликт Базарова не находит своего разрешения и в итоге приводит разочаровавшегося героя к трагическому финалу.
    Неотвратимый удар судьбы настигает Базарова – он умирает. В том, что смелый «анатом» и «физиолог» заражается от вскрытия трупа, есть что-то роковое. Перед лицом смерти слабыми оказываются опоры, поддерживавшие некогда Базарова. «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» — признает Евгений. Но герой вдруг проявляет качества, некогда им отрицавшиеся. Смерть Базарова удивительна. Умирая, он думает не о себе, а о своих родителях и об Одинцовой. Ослабив над собой контроль, Базаров становится лучше и человечнее. Но это не признак слабости, а естественной проявление чувства. И «это служит энергичным доказательством цельности, полноты и естественного богатства натуры».
    Базарова больше нет. Но жизнь продолжается. Те герои, которые изучали природу, понимали ее красоту, покорялись таинственным силам, действующим в ней, обретают счастье в любви, в жизни. И история продолжается ими. Но Базаров не побежден окончательно. После смерти его продолжают помнить и любить. Базаровы с такими знаниями и умениями нужны обществу. Материализм же в их понимании обречен на гибель.

  15. План
    I. Яркость и неоднозначность главного героя романа.
    II. Базаров – носитель настроений нового поколения.
    1. Ярый противник авторитетов.
    2. Низведение чувства до уровня химии и физиологии.
    3. Непомерная гордыня Базарова.
    4. Предтеча «нового человека».
    III. Слепое отрицание старого – не выход.
    Я хотел сделать из него лицо трагическое… Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполовину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все?таки обреченная на погибель, потому что она все?таки стоит еще в преддверии будущего.
    Письмо И. С. Тургенева к Случевскому
    Центральный персонаж романа «Отцы и дети» – Евгений Базаров – поражает своей яркостью и неоднозначностью, но безусловная его особенность – глубокий трагизм.
    Базаров выступает в романе как носитель настроений нового поколения. Он называет себя нигилистом – отрицающим, не верящим ни во что. Он не признает никаких авторитетов, стереотипов и принципов. Он ярый противник «уездного дворянства», выступающего в его представлении «само?юбивым и пустым». Базаров и такие, как Базаров, по его же с?овам, призваны с?омать установ?енные нормы и порядок вещей, реа?изовав таким образом жажду перемен, будоражащую общество.
    Назвать Базарова материа?истом – ма?о. Любое самое загадочное яв?ение и?и чувство он низводит до уровня химии и?и физио?огии: «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физио?оги, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй?ка анатомию г?аза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взг?яду? Это все романтизм, чепуха, гни?ь, художество», – говорит он своему товарищу и ученику Аркадию Кирсанову. Мо?одой ниги?ист утверждает, что единственно верный способ жизни – руководствуясь ощущениями, соображением по?ьзы: «Мы действуем в си?у того, что мы признаем по?езным», – говорит Базаров Пав?у Петровичу Кирсанову в одном из споров. А Аркадия позже убеждает: «Я придерживаюсь отрицате?ьного направ?ения – в си?у ощущения. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен – и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты ?юбишь яб?оки? – тоже в си?у ощущения».
    Но здесь?то и начинается противоречивость идей Базарова. Он, ценящий здравый смыс?, науку и прогресс (хоть сам это и отрицает), ратующий за просвещение и образованность, пред?агает опуститься до уровня инстинктов. Он, обвиняющий дворянство в себя?юбии, сам то?ько себя и считает за че?овека, не скрывая презрения к окружающим. То?ько умирая, он сознается перед собой в своей непомерной гордыне, называя себя топорщащимся по?ураздав?енным червяком.
    Самое яркое противоречие с?ов и чувств Базарова прояв?яется в его отношениях с Одинцовой. Бы?о бы даже забавно наб?юдать, как он отрицает свои нежные чувства к ней… ес?и бы он не де?а? этого с таким звериным ожесточением, разрывая и уродуя свою душу, ?ишая себя права на счастье в угоду выдуманному им же самим принципу отрицания, – им, который «против принципов»! Им, живущим «ощущениями»! Разве не ощуща? он, как новое, неведомое, щемящее чувство запо?няет его сердце? Как меняется картина его мира? Как шатаются незыб?емые материа?истические устои, как с?етает с него на?ет цинизма? Как радость напо?няет его от одного осознания, что Она рядом?.. В доброво?ьном «усечении» собственной души, в разрушите?ьной войне с собой и с ?юбовью, в оз?об?ении на весь мир и на себя самого состоит г?убокий трагизм образа Базарова.
    Г?авный герой романа – из тех образов, которые не могут оставить равнодушными никого. Им можно восхищаться, его можно ненавидеть, превозносить и?и порицать… и?и и то, и другое. Он, не боясь непонимания и?и осуждения, высказывает свои мыс?и; он честен и прямо?инеен; он це?еустрем?ен, собран, практичен; он явный ?идер по натуре; об?адает незаурядным умом и широтой кругозора; он независим и сме?; он носите?ь прогрессивных, демократичных тенденций и противник рабства… Многие из этих качеств бы?и необходимы обществу того времени, но общество еще не бы?о готово к ним. Да и сам Базаров не яв?яется идеа?ьным примером «нового че?овека». Скорее, он – предтеча этого че?овека, обреченный на трагическое непонимание… Но Базаров не то?ько прив?екате?ен, но и отвратите?ен: в своем цинизме, в своей гордыне, в своем фантастическом эгоизме.
    Смерть Базарова не с?учайна: образ «героя времени» не имеет будущего, он может быть дорисован то?ько временем. И. С. Тургенев показа?, что слепое отрицание старого – не выход: необходимо новое мировоззрение, унаследовавшее лучшие качества «отцов» – духовность, благородство, патриотизм, – дополненное базаровским бесстрашием, новаторством и честностью.
    Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» (второй вариант)
    План
    1. Проблематика романа «Отцы и дети».
    2. Жизнь и жизненная позиция Базарова.
    3. Трагичность образа Базарова.
    Написанный в 1862 году, роман «Отцы и дети» является документальным свидетельством происходившей в ту эпоху борьбы между различными общественными силами Российской империи. Центральным и животрепещущим вопросом того времени была отмена крепостного права, а также последующая реформа сельского хозяйства и характер этой реформы. Дворяне?либералы и революционно настроенные демократы того времени отстаивали собственные взгляды на процесс реформации, и автор изобразил в романе некоторые эпизоды той дискуссии, которая продолжалась между этими противоборствующими общественными движениями.
    Центральным образом произведения является образ разночинца Базарова, сына штабного лекаря (сам Базаров также выбрал для себя профессию врача). Этот че?овек с самого нача?а повествования от?ичается от всех прочих персонажей романа своей простотой, прямотой и откровенностью. Он честен, всегда старается говорить то?ько то, что на самом де?е думает, ведет себя максима?ьно понятно, а его речь от?ичается точностью. Внешность Базарова, сог?асно описанию, данному автором, да?ека от идеа?а – он не очень красив, не может похвастаться прави?ьными чертами ?ица и?и модным гардеробом. Одежда Базарова подбирается героем по принципу «на первом месте – комфорт»: она не очень красива, даже в какой?то мере старомодна. Вопросы моды и собственного внешнего вида не очень во?нуют Базарова. Поведение его от?ичается сдержанностью и некоторым эгоизмом: это бо?ее всего прояв?яется в отношениях с ?юбящими его родите?ями. Базаров, несмотря на все его утверждения о том, что он ?юбит своих родите?ей, в отношениях с ними ведет себя крайне эгоистично, никак не прояв?яя прес?овутую сыновнюю ?юбовь. Жизнь Базарова по?ностью подчинена его принципам, которых он старается строго придерживаться. Ниги?ист и скептик, Базаров не прием?ет никаких авторитетов, не принимает ничего на веру и бездоказате?ьно, он враг пустой фи?ософии. Идеа?ьной наукой, по мнению Базарова, яв?яется наука прик?адная. Именно по этой же причине Базаров не может по достоинству оценить ?юбое искусство, будь то музыка, поэзия и?и живопись. Жизненная позиция Базарова кажется читате?ю практически незыб?емой. Кажется, что ничто на свете не сможет поко?ебать его убеждений, ничто не заставит изменить свою точку зрения на окружающий мир и место че?овека в нем. Но когда Базаров в?юб?яется в Анну Сергеевну, причем в?юб?яется безнадежно и безответно, все его принципы и убеждения отходят на второй п?ан.
    Все, что Базаров осужда? и презирал в других людях, он на этот раз обречен увидеть в самом себе. Внутренний конфликт оказывается неразрешимым для этого жесткого, принципиального, строгого к себе и к окружающему миру человека. Именно в этом заключается трагизм образа Базарова – практичный, самокритичный, трудолюбивый человек, попадая в плен романтических чувств, становится жертвой саморазрушения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *