Сочинение на тему отцы и дети в романе тургенева с планом

13 вариантов

  1. Темы сочинений по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»
    Е. Базаров и П.П. Кирсанов (сравнительная характеристика).
    «Барчуки проклятые» (Н.П., П.П., Аркадий Кирсановы, Одинцова).
    «Бунтующее сердце» (образ Е. Базарова)
    Почему Базаровы нужны России?
    Базаров и русский народ.
    «Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг» (Писарев).
    Смысл заглавия романа И.С Тургенева «Отцы и дети».
    Проблема «отцов» и «детей» в изображении Тургенева.
    Устарела ли проблема «отцов» и «детей» сегодня?
    Что критикует Тургенев в «отцах» и в чем расходится с «детьми»?
    Что делает Базарова героем своего времени?
    Особенности жанра и композиции романа Тургенева «Отцы и дети».
    Базаров — «лицо трагичное» (Д. И. Писарев).
    Что я люблю и чего не принимаю в Базарове.
    Роль пейзажа в романе Тургенева «Отцы и дети».
    Роль любовного конфликта в композиции романа Тургенева «Отцы и дети».
    Женские образы в романе Тургенева «Отцы и дети».
    Приемы раскрытия характера в романе Тургенева «Отцы и дети».
    Лишние люди в литературе ХIХ в. и «новый герой» И. С. Тургенева
    Истинные и ложные убеждения (по роману Тургенева «Отцы и дети»).
    Любовь в романе «Отцы и дети» (4 любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему). Какой взгляд ближе вам?
    Образ Базарова. Внешний и внутренний конфликт героя
    1. Базаров — человек нового поколения. Нигилизм.
    2. Неоднозначность личности Базарова и неоднозначность авторского отношения к герою.
    3. Базаровская теория.
    4. Раскрытие образа главного героя через столкновение с другими персонажами: а) Базаров и Аркадий; б) Базаров и Павел Петрович; в) Базаров и Николай Петрович; г) Базаров в отношениях с Кукшиной и Ситниковым; д) Базаров и простой народ; е) Базаров и Одинцова.
    5. Внешний и внутренний конфликт Базарова. Хождение по кругу.
    6. Победа и поражение Базарова.
    7. Сцена смерти Базарова.
    8. Роль эпилога в романе.
    Споры вокруг романа
    Двойственное отношение Тургенева к главному герою романа навлекло на писателя упреки  и порицание  современников.  Жестоко  бранили  и автора,  и Базарова.
    Взгляд самого писателя, который сумел верно почувствовать нарождающийся новый тип героя, но не встал на его сторону.
    «Хотел ли  я обругать  Базарова  или  его  превознести? Я этого  сам  не знаю,  ибо я не знаю,  люблю  я его  или  ненавижу!» «Вся  моя  повесть  направлена  против дворянства  как  передового  класса». «Выпущенным  мною  словом  „нигилист“  воспользовались  тогда  многие,  которые  ждали  только  случая,  предлога,  чтобы остановить  движение,  овладевшее  русским  обществом… Когда  я вернулся в Петербург,  в самый  день  известных  пожаров  Апраксинского  двора,  слово „нигилист“  уже  было  подхвачено  тысячами  голосов,  и первое  восклицание,  вырвавшееся  из уст  первого  знакомого,  встреченного  мною  на Невском,  было:  „Посмотрите, что ваши нигилисты делают! Жгут Петербург!“ „…Я не имел права давать  нашей  реакционной  сволочи  возможность  ухватиться  за кличку— за имя;  писатель  во мне  должен  был  принести  эту  жертву  гражданину“. „Мне  мечталась фигура  сумрачная,  дикая,  большая,  до половины  выросшая  из почвы,  сильная,  злобная, честная— и все-таки обреченная на погибель потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего, — мне мечтался какой-то странный pendant Пугачеву“».
    Тургенев  показывает  Базарова  противоречиво,  но он не стремится  развенчать его, уничтожить.
    Позиция  М. Н. Каткова,  редактора  журнала«Русский вестник» (статьи«Роман  Тургенева  и его  критики», «О нашем  нигилизме(по поводу романа Тургенева)»).
    «Как не стыдно было Тургеневу спустить флаг перед радикалом и отдать ему честь,  как перед заслуженным воином». (Рассказ П. В. Анненкова о реакции Каткова.)
    «Если не в апофеоз возведен Базаров, то нельзя не сознаться, что он как-то случайно попал на очень высокий пьедестал. Он действительно подавляет все окружающее.  Все перед ним или ветошь, или слабо и зелено. Такого ли впечатления нужно было желать?» (Письмо Каткова Тургеневу.)
    Катков  отрицает  нигилизм,  считая  его  болезнью,  с которой  нужно  бороться,  но отмечает, что Тургенев ставит Базарова выше всех.
    Взгляды Ф. М. Достоевского.
    Базаров—  «теоретик»,  находящийся в разладе  с«жизнью», жертва  своей  сухой  и отвлеченной  теории.  Это  герой,  близкий к Раскольникову.  Не рассматривая  теорию  Базарова,  Достоевский  считает,  что  всякая отвлеченная,  рассудочная  теория  приносит  человеку  страдания.  Теория  разбивается о жизнь. Достоевский не говорит о причинах, порождающих эти теории.
    Позиция М. А. Антоновича(статьи«Асмодей  нашего  времени»,  «Промахи», «Лжереалисты»).
    Очень резкая позиция, отрицающая социальную значимость  и художественную ценность романа. В романе«…нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления, олицетворенные и названные
    собственными  именами».  Автор  не расположен  к молодому  поколению  и«отцам он отдает полное предпочтение и всегда старается возвысить их за счет детей». Базаров,  по мнению  Антоновича, —  «обжора,  болтун,  циник,  пьянчужка,  хвастунишка,  жалкая карикатура  на молодежь,  а весь  роман— клевета  на молодое  поколение». Позицию
    Антоновича поддержала«Искра» и некоторые сотрудники«Русского слова».
    Взгляд Д. Минаева(стихотворение«Отцы  иль  дети?»  Параллель с романом). Ирония Минаева по отношению к противостоянию«отцов» и«детей».
    Роман  в оценке  Писарева(статьи«Базаров», «Нерешенный  вопрос»,  «Прогулка по садам российской словесности», «Посмотрим!» «Новый тип»). Писарев дает наиболее подробный и обстоятельный анализ романа.
    «Тургенев не любит беспощадного отрицания, и между тем личность беспощадного отрицателя  выходит  личностью  сильною  и внушает  каждому  читателю  невольное уважение.  Тургенев  склонен  к идеализму,  а между  тем  ни один  из идеалистов,  выведенных в его романе, не может сравниться с Базаровым ни по силе ума, ни по силе
    характера».
    Писарев  объясняет  положительный  смысл  главного  героя,  подчеркивает жизненную  важность  Базарова;  анализирует  отношения  Базарова  с другими героями,  определяет  их отношение  к лагерям«отцов» и«детей»; доказывает,  что нигилизм получил свое начало именно на русской почве; определяет своеобразие
    романа.
    Мысли Д. Писарева  о романе  разделил  А. Герцен.
    Споры  о романе  продолжались и продолжаются  сейчас,  потому  что  в романе  Тургенев  последовал  словам  Боткина:  «Не бойся  раскрыть  свою  душу  и стать  перед  читателем  лицом  к лицу».
    Однажды Тургенев сказал: «Одно лишь настоящее, могущественно выраженное характерами или талантами,  становится  неумирающим  прошедшим».  Незатихающие  споры  вокруг романа— лучшее доказательство этих слов.
    Темы сочинений по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»
    Е. Базаров и П.П. Кирсанов (сравнительная характеристика).
    «Барчуки проклятые» (Н.П., П.П., Аркадий Кирсановы, Одинцова).
    «Бунтующее сердце» (образ Е. Базарова)
    Почему Базаровы нужны России?
    Базаров и русский народ.
    «Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг» (Писарев).
    Смысл заглавия романа И.С Тургенева «Отцы и дети».
    Проблема «отцов» и «детей» в изображении Тургенева.
    Устарела ли проблема «отцов» и «детей» сегодня?
    Что критикует Тургенев в «отцах» и в чем расходится с «детьми»?
    Что делает Базарова героем своего времени?
    Особенности жанра и композиции романа Тургенева «Отцы и дети».
    Базаров — «лицо трагичное» (Д. И. Писарев).
    Что я люблю и чего не принимаю в Базарове.
    Роль пейзажа в романе Тургенева «Отцы и дети».
    Роль любовного конфликта в композиции романа Тургенева «Отцы и дети».
    Женские образы в романе Тургенева «Отцы и дети».
    Приемы раскрытия характера в романе Тургенева «Отцы и дети».
    Лишние люди в литературе ХIХ в. и «новый герой» И. С. Тургенева
    Истинные и ложные убеждения (по роману Тургенева «Отцы и дети»).
    Любовь в романе «Отцы и дети» (4 любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему). Какой взгляд ближе вам?
    Образ Базарова. Внешний и внутренний конфликт героя
    1. Базаров — человек нового поколения. Нигилизм.
    2. Неоднозначность личности Базарова и неоднозначность авторского отношения к герою.
    3. Базаровская теория.
    4. Раскрытие образа главного героя через столкновение с другими персонажами: а) Базаров и Аркадий; б) Базаров и Павел Петрович; в) Базаров и Николай Петрович; г) Базаров в отношениях с Кукшиной и Ситниковым; д) Базаров и простой народ; е) Базаров и Одинцова.
    5. Внешний и внутренний конфликт Базарова. Хождение по кругу.
    6. Победа и поражение Базарова.
    7. Сцена смерти Базарова.
    8. Роль эпилога в романе.
    Споры вокруг романа
    Двойственное отношение Тургенева к главному герою романа навлекло на писателя упреки  и порицание  современников.  Жестоко  бранили  и автора,  и Базарова.
    Взгляд самого писателя, который сумел верно почувствовать нарождающийся новый тип героя, но не встал на его сторону.
    «Хотел ли  я обругать  Базарова  или  его  превознести? Я этого  сам  не знаю,  ибо я не знаю,  люблю  я его  или  ненавижу!» «Вся  моя  повесть  направлена  против дворянства  как  передового  класса». «Выпущенным  мною  словом  „нигилист“  воспользовались  тогда  многие,  которые  ждали  только  случая,  предлога,  чтобы остановить  движение,  овладевшее  русским  обществом… Когда  я вернулся в Петербург,  в самый  день  известных  пожаров  Апраксинского  двора,  слово „нигилист“  уже  было  подхвачено  тысячами  голосов,  и первое  восклицание,  вырвавшееся  из уст  первого  знакомого,  встреченного  мною  на Невском,  было:  „Посмотрите, что ваши нигилисты делают! Жгут Петербург!“ „…Я не имел права давать  нашей  реакционной  сволочи  возможность  ухватиться  за кличку— за имя;  писатель  во мне  должен  был  принести  эту  жертву  гражданину“. „Мне  мечталась фигура  сумрачная,  дикая,  большая,  до половины  выросшая  из почвы,  сильная,  злобная, честная— и все-таки обреченная на погибель потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего, — мне мечтался какой-то странный pendant Пугачеву“».
    Тургенев  показывает  Базарова  противоречиво,  но он не стремится  развенчать его,
    уничтожить.
    Позиция  М. Н. Каткова,  редактора  журнала«Русский вестник» (статьи«Роман  Тургенева  и его  критики», «О нашем  нигилизме(по поводу романа Тургенева)»).
    «Как не стыдно было Тургеневу спустить флаг перед радикалом и отдать ему честь,  как перед заслуженным воином». (Рассказ П. В. Анненкова о реакции Каткова.)
    «Если не в апофеоз возведен Базаров, то нельзя не сознаться, что он как-то случайно попал на очень высокий пьедестал. Он действительно подавляет все окружающее.  Все перед ним или ветошь, или слабо и зелено. Такого ли впечатления нужно было желать?» (Письмо Каткова Тургеневу.)
    Катков  отрицает  нигилизм,  считая  его  болезнью,  с которой  нужно  бороться,  но отмечает, что Тургенев ставит Базарова выше всех.
    Взгляды Ф. М. Достоевского.
    Базаров—  «теоретик»,  находящийся в разладе  с«жизнью», жертва  своей  сухой  и отвлеченной  теории.  Это  герой,  близкий к Раскольникову.  Не рассматривая  теорию  Базарова,  Достоевский  считает,  что  всякая отвлеченная,  рассудочная  теория  приносит  человеку  страдания.  Теория  разбивается о жизнь. Достоевский не говорит о причинах, порождающих эти теории.
    Позиция М. А. Антоновича(статьи«Асмодей  нашего  времени»,  «Промахи», «Лжереалисты»).
    Очень резкая позиция, отрицающая социальную значимость  и художественную ценность романа. В романе«…нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления, олицетворенные и названные
    собственными  именами».  Автор  не расположен  к молодому  поколению  и«отцам он отдает полное предпочтение и всегда старается возвысить их за счет детей». Базаров,  по мнению  Антоновича, —  «обжора,  болтун,  циник,  пьянчужка,  хвастунишка,  жалкая карикатура  на молодежь,  а весь  роман— клевета  на молодое  поколение». Позицию
    Антоновича поддержала«Искра» и некоторые сотрудники«Русского слова».
    Взгляд Д. Минаева(стихотворение«Отцы  иль  дети?»  Параллель с романом). Ирония Минаева по отношению к противостоянию«отцов» и«детей».
    Роман  в оценке  Писарева(статьи«Базаров», «Нерешенный  вопрос»,  «Прогулка по садам российской словесности», «Посмотрим!» «Новый тип»). Писарев дает наиболее подробный и обстоятельный анализ романа.
    «Тургенев не любит беспощадного отрицания, и между тем личность беспощадного отрицателя  выходит  личностью  сильною  и внушает  каждому  читателю  невольное уважение.  Тургенев  склонен  к идеализму,  а между  тем  ни один  из идеалистов,  выведенных в его романе, не может сравниться с Базаровым ни по силе ума, ни по силе
    характера».
    Писарев  объясняет  положительный  смысл  главного  героя,  подчеркивает жизненную  важность  Базарова;  анализирует  отношения  Базарова  с другими героями,  определяет  их отношение  к лагерям«отцов» и«детей»; доказывает,  что нигилизм получил свое начало именно на русской почве; определяет своеобразие
    романа.
    Мысли Д. Писарева  о романе  разделил  А. Герцен.
    Споры  о романе  продолжались и продолжаются  сейчас,  потому  что  в романе  Тургенев  последовал  словам  Боткина:  «Не бойся  раскрыть  свою  душу  и стать  перед  читателем  лицом  к лицу».
    Однажды Тургенев сказал: «Одно лишь настоящее, могущественно выраженное характерами или талантами,  становится  неумирающим  прошедшим».  Незатихающие  споры  вокруг романа— лучшее доказательство этих слов.

  2. «Отцы и дети» в романе Тургенева
    Главной проблемой в романе И.С. Тургенева становится проблема «отцов и детей», которая существовала всегда. Дети не могут слушаться и во всем потакать родителям, потому что так заложено во всех нас. Каждый из нас — индивидуальность и каждый имеет свою точку зрения. Мы не можем копировать кого-либо, в том числе и родителей. Самое большее, что мы можем сделать для большего сходства с ними — это выбрать тот же путь в жизни, что и наши предки. Некоторые, например, служат в армии, потому что военными были их отец, дед, прадед и т.д. а некоторые лечат людей, так же как и их отец и как Евгений Базаров.
    Мне кажется, что проблема «отцом и детей» в романе это только повод для конфликта, а причиной является то, что отцы и дети являлись представителями разных идей. Уже описывая героев, Тургенев противопоставляет грязный балахон Базарова, который самим же хозяином называется «одежонкой», модному галстуку и полусапожкам Павла Петровича.
    Принято считать, что в общении между Павлом Петровичем и Базаровым полная победа остается за последним, а между тем на долю Базарова выпадает весьма относительное торжество. И Базарова и Павла Петровича можно обвинить в том, что они любят спорить. Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них. А Базаров отрицает разумность того и другого. Павел Петрович утверждает, что без принципов могут жить лишь безнравственные и пустые люди. А Евгений считает, что принцип это пустое и нерусское слово.
    Кирсанов упрекает Базарова в презрении к народу, а он говорит о том, что «народ заслуживает призрения». И если проследить на протяжении всего произведения, то существует множества областей, в которых они не сходятся во мнениях. Так, например Базаров считает: «Порядочный химик двадцать раз полезнее всякого поэта».
    Я считаю, что Базаров прав, что любые истины авторитета должны подвергаться сомнению. Но в то же время он не должен забывать об отношении к прошлой культуре, о культуре предков, а Базаров полностью отвергает все, что связно связано с прошлым. Для него истина это современная наука, современное естествознание.
    Базаров отрицает все исторические ценности. Он призирает преклонение Павла Петровича перед искусством, критикует их отношение к любви. Бросая вызов старому поколению, герой заходит слишком далеко. Он сам создает себе проблему, причем, отрицая искусство, которое близко Павлу Петровичу, отрицает всякое искусство. То же самое происходит с отношением к любви, к принципам и т.д.
    Автор, сравнивая характеры и жизненные позиции Базарова и Кирсанова показывает проблему «отцов и детей» в спорах. В споре рождается истина и эту истину Тургенев желает донести до читателя. Тургенев старается показать, что позиции Базарова и Павла Петровича – крайние: в одной мы видим пережитки прошлого, а в другой нетерпимость. Таким образом, истина ускользает от спорящих сторон: Кирсанову не хватает понимания, а Базарову уважения к родителям.
    Итак, перед нами два абсолютно разных героя. И их различия автор будет подчеркивать на протяжении всего романа. С первых страниц видно, что автор изображает Базарова более симпатичным человеком, чем Павел Петрович. Базарова невозможно повторить и в тоже время в нем есть что-то от каждого из нас. Это человек не дюжего ума, имеющий свою точку зрения, и умеющий ее отстоять.
    На основе вышесказанного мы убеждаемся в том, что позиция героя особенно проявляется в спорах. В них речь идет о непримиримом конфликте не столько между «отцами и детьми», сколько между аристократами и демократами.
    Автор описывает в своем романе еще одного героя – Аркадия, представляя его, как единомышленника Базарова. Но с моей точки зрения Аркадий является человеком, имеющим другую точку зрения, чем Базаров. Аркадий очень похож на отца, он хочет казаться взрослым, быть похожим на Базарова. Но на самом деле Аркадию надо не больше, чем его отцу: тихий родной дом, любящую жену, любимых детей. И это желание пересиливает мысль идею Базарова о всемирном счастье. Таковым является и Николай Петрович.
    Скорее всего, Аркадий повторит путь отца после ухода из его жизни Базарова со своими идеями. Аркадий в глазах Базарова «размазня», «мяконький либеральный барин». Базаров не хочет принимать и признавать мягкосердечие Аркадия, мечтательность Николая Петровича, их любовь к музыке и поэзии. Он это все отрицает, поэтому между Аркадием и Базаровым нет понимания, возникает разлад, который касается не только их убеждений, но и ценностей которыми они дорожат. Здесь и происходит разрыв между прошлым и настоящим.
    Разница между героями видна в их поведении. Так Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий бездельничает. Базаров идет в ногу со временем. Аркадий ничем не занимается, из серьезных дел его по настоящему не одно не увлекает. Для него главное покой и уют. Таким образом, Аркадий больше похож на своего отца, ему ближе его взгляды, а не новые взгляды Базарова. Они были для Аркадия лишь только модой, он хотел подражать новому поколению. Но такая жизнь не для него.
    На мой взгляд, не малый смысл заключен в конфликте Базарова с родителями. Именно в момент встречи Базарова с ними конфликт отцов и детей в романе достигает наибольшего напряжения. Базаров не знает, как он относится к родителям. С одной стороны он их любит, говоря об этом Аркадию в минуты откровения, а с другой стороны он надсмехается над глупой жизнью отцов. Скорее всего, этот упрек связан с убеждениями Базарова, с его жизненной позицией.
    Критикуя старшее покаленее сын забывает о накопленной культуре, которая помогла ему стать образованным человеком. Он не понимает точку зрения отца, так как хочет жить в новом мире не оглядываясь на прошлое. Таким образом, Базаров не обращает внимание на красоту, прелесть жизни, не наслаждается поэзией, музыкой. В этом автор не согласен со своим героем так же, как Павел Петрович Кирсанов.
    Вопрос о том, как относится Тургенев к своим героям и их идеям, очень занимал Писарева в своей статье. По-моему, он очень точно подметил, что автора ни удовлетворяют не отцы, ни дети. В романе писатель показал борьбу «отцов и детей», а также семейные отношения и отношения семьи общества.
    Чем же все-таки является семья для Тургенева? Я согласна с мнением Лебедева, что семья это зерно, первооснова всех сложных форм общественности. И поэтому Тургеневу удалось показать не только отношение отца и сына, но и отношения Базарова к прошлому, настоящему и будущему, то есть мы видим сына в узком и широком смысле слова. Тургенев хотел показать «отцовство» в широком смысле слова, которое предполагает любовь старшего поколения к младшему, терпимость, мудрость.
    Но понимание отцов и детей существует лишь в идеале. В реальной жизни всегда существуют конфликты между отцами и детьми, не понимание. Это и показал в своем произведении Тургенев, причем выбрав Базарова, как главного героя, с сильным характером, с новыми идеями. Тем самым конфликт стал еще сильнее виден. Между отцом и детьми, по мнению Лебедева, существует непроходимая пропасть, а значит такая же пропасть есть между «отцами и детьми».
    Хотелось бы отметить, что в наше время эта проблема стоит особенно остро. Это связано с серьезными изменениями в жизни страны, ведущими порой к разладу, непониманию поколениями друг друга. И как мне кажется, непонимания – это главная причина этой проблемы. В каждой семье есть отцы и дети, и в каждой семье возникает эта проблема. И надо стараться быть повнимательнее к своим близким, к самому себе, к окружающим. И если мы будем чуточку внимательней и добрей, может быть, мы сможем решить эту проблему.

  3. “Отцы и
    дети” в романе Тургенева

    Главной
    проблемой в романе И.С. Тургенева становится проблема «отцов и детей», которая
    существовала всегда. Дети не могут слушаться и во всем потакать родителям,
    потому что так заложено во всех нас. Каждый из нас – индивидуальность и каждый
    имеет свою точку зрения. Мы не можем копировать кого-либо, в том числе и
    родителей. Самое большее, что мы можем сделать для большего сходства с ними –
    это выбрать тот же путь в жизни, что и наши предки. Некоторые, например, служат
    в армии, потому что военными были их отец, дед, прадед и т.д., а некоторые
    лечат людей, так же как и их отец и как Евгений Базаров.
    Мне кажется,
    что проблема «отцом и детей» в романе это только повод для конфликта, а
    причиной является то, что отцы и дети являлись представителями разных
    идей. Уже описывая героев, Тургенев противопоставляет грязный балахон
    Базарова, который самим же хозяином называется «одежонкой», модному галстуку и
    полусапожкам Павла Петровича.
    Принято
    считать, что в общении между Павлом Петровичем и Базаровым полная победа
    остается за последним, а между тем на долю Базарова выпадает весьма
    относительное торжество. И Базарова и Павла Петровича можно
    обвинить в том, что они любят спорить. Кирсанов говорит о необходимости
    следовать авторитетам и верить в них. А Базаров отрицает разумность того и
    другого. Павел Петрович утверждает, что без принципов могут жить лишь
    безнравственные и пустые люди. А Евгений считает, что принцип это пустое и
    нерусское слово.
    Кирсанов
    упрекает Базарова в презрении к народу, а он говорит о том, что «народ
    заслуживает призрения». И если проследить на протяжении всего
    произведения, то существует множества областей, в которых они не сходятся во
    мнениях. Так, например Базаров считает: «Порядочный химик двадцать раз полезнее
    всякого поэта».
    Я считаю, что
    Базаров прав, что любые истины авторитета должны подвергаться сомнению. Но
    в то же время он не должен забывать об отношении к прошлой культуре, о
    культуре предков, а Базаров полностью отвергает все, что связно связано с
    прошлым. Для него истина это современная наука, современное естествознание.
    Базаров отрицает все исторические ценности. Он призирает преклонение
    Павла Петровича перед искусством, критикует их отношение к любви. Бросая вызов
    старому поколению, герой заходит слишком далеко. Он сам создает
    себе проблему, причем, отрицая искусство, которое близко Павлу Петровичу,
    отрицает всякое искусство. То же самое происходит с отношением к любви, к
    принципам и т.д.
    Автор,
    сравнивая характеры и жизненные позиции Базарова и Кирсанова
    показывает проблему «отцов и детей» в спорах. В споре рождается
    истина и эту истину Тургенев желает донести до читателя. Тургенев
    старается показать, что позиции Базарова и Павла Петровича – крайние: в одной
    мы видим пережитки прошлого, а в другой нетерпимость. Таким образом, истина
    ускользает от спорящих сторон: Кирсанову не хватает понимания, а Базарову
    уважения к родителям.
    Итак, перед
    нами два абсолютно разных героя. И их различия автор будет подчеркивать на
    протяжении всего романа. С первых страниц видно, что автор изображает Базарова
    более симпатичным человеком, чем Павел Петрович. Базарова невозможно повторить
    и в тоже время в нем есть что-то от каждого из нас. Это человек не дюжего ума,
    имеющий свою точку зрения, и умеющий ее отстоять.
    На основе вышесказанного мы убеждаемся
    в том, что позиция героя особенно проявляется в спорах. В них речь идет о
    непримиримом конфликте не столько между «отцами и детьми», сколько
    между аристократами и демократами.
    Автор описывает
    в своем романе еще одного героя – Аркадия, представляя его, как единомышленника
    Базарова. Но с моей точки зрения Аркадий является человеком, имеющим другую
    точку зрения, чем Базаров. Аркадий очень похож на отца, он хочет казаться
    взрослым, быть похожим на Базарова. Но на самом деле Аркадию надо не больше,
    чем его отцу: тихий родной дом, любящую жену, любимых детей. И это желание
    пересиливает мысль идею Базарова о всемирном счастье. Таковым является и
    Николай Петрович.
    Скорее всего,
    Аркадий повторит путь отца после ухода из его жизни Базарова со своими
    идеями. Аркадий в глазах Базарова «размазня», «мяконький либеральный
    барин». Базаров не хочет принимать и признавать мягкосердечие Аркадия, мечтательность
    Николая Петровича, их любовь к музыке и поэзии. Он это все отрицает, поэтому
    между Аркадием и Базаровым нет понимания, возникает разлад, который касается не
    только их убеждений, но и ценностей которыми они дорожат. Здесь и
    происходит разрыв между прошлым и настоящим.
    Разница между
    героями видна в их поведении. Так Базаров занимается работой, изучением
    природы, а Аркадий бездельничает. Базаров идет в ногу со временем. Аркадий
    ничем не занимается, из серьезных дел его по настоящему не одно не увлекает.
    Для него главное покой и уют. Таким образом, Аркадий больше похож на своего
    отца, ему ближе его взгляды, а не новые взгляды Базарова. Они были для
    Аркадия лишь только модой, он хотел подражать новому поколению. Но
    такая жизнь не для него.
    На мой взгляд,
    не малый смысл заключен в конфликте Базарова с родителями. Именно в момент
    встречи Базарова с ними конфликт отцов и детей в романе достигает наибольшего
    напряжения. Базаров не знает, как он относится к родителям. С одной
    стороны он их любит, говоря об этом Аркадию в минуты откровения, а с другой
    стороны он надсмехается над глупой жизнью отцов. Скорее всего, этот упрек
    связан с убеждениями Базарова, с его жизненной позицией.
    Критикуя
    старшее покаленее сын забывает о накопленной культуре, которая помогла ему
    стать образованным человеком. Он не понимает точку зрения отца, так как хочет
    жить в новом мире не оглядываясь на прошлое. Таким образом, Базаров не
    обращает внимание на красоту, прелесть жизни, не наслаждается поэзией,
    музыкой. В этом автор не согласен со своим героем так же, как Павел
    Петрович Кирсанов.
    Вопрос о том,
    как относится Тургенев к своим героям и их идеям, очень занимал Писарева
    в своей статье. По-моему, он очень точно подметил, что автора ни удовлетворяют
    не отцы, ни дети. В романе писатель показал борьбу «отцов и детей»,
    а также семейные отношения и отношения семьи общества.
    Чем же все-таки
    является семья для Тургенева? Я согласна с мнением Лебедева, что семья
    это зерно, первооснова всех сложных форм общественности. И поэтому Тургеневу
    удалось показать не только отношение отца и сына, но и отношения Базарова к
    прошлому, настоящему и будущему, то есть мы видим сына в узком и широком смысле
    слова. Тургенев хотел показать «отцовство» в широком смысле слова, которое
    предполагает любовь старшего поколения к младшему, терпимость, мудрость.
    Но понимание
    отцов и детей существует лишь в идеале. В реальной жизни всегда существуют
    конфликты между отцами и детьми, не понимание. Это и показал в своем
    произведении Тургенев, причем выбрав Базарова, как главного героя, с сильным
    характером, с новыми идеями. Тем самым конфликт стал еще сильнее виден.
    Между отцом и детьми, по мнению Лебедева, существует непроходимая пропасть, а
    значит такая же пропасть есть между «отцами и детьми».
    Хотелось бы
    отметить, что в наше время эта проблема стоит особенно остро. Это связано с
    серьезными изменениями в жизни страны, ведущими порой к разладу, непониманию
    поколениями друг друга. И как мне кажется, непонимания – это главная причина
    этой проблемы. В каждой семье есть отцы и дети, и в каждой семье возникает эта
    проблема. И надо стараться быть повнимательнее к своим близким, к самому
    себе, к окружающим. И если мы будем чуточку внимательней и добрей, может быть,
    мы сможем решить эту проблему.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.
    bolshe.ru/

  4. «Отцы и дети» — роман, отразивший противостояние двух об­щественных сил, сложившихся в России к 60-м годам XIX в., — либеральных дворян («отцов») и демократов-разночинцев («детей»). Название имеет двойной смысл: помимо противостояния идейно-­политических сил это и вечная проблема поколений.
    Молодое поколение представляют два персонажа романа — Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Но в идеологическом плане к «детям» принадлежит только Базаров. Он воплощает поколе­ние, которое сознательно отрицает и уничтожает то, что, по его мнению, тормозит развитие общества. Это одинокий герой, в целом трагическая фигура.
    Тургенев отразил в Базарове многие типические черты раз­ночинцев. Он — человек из народа, помнящий, что его «дед зем­лю пахал». Базаров близок к народу, к нему тянутся простые люди, чувствуя, что он «свой брат, не барин», о чем герой гово­рит «с надменной гордостью». Хотя Базарову иногда кажется, что русский мужик — «таинственный незнакомец», но он знает жизнь народа и уровень его сознания.
    Демократизм Базарова отражен в чертах его лица, в одежде, во всем внешнем облике. Базаров привык трудиться. Даже на отдыхе в усадьбе Кирсановых он постоянно чем-то занят. Он увлечен естественными науками, свои занятия считает важной общественной задачей. Основой его мировоззрения является материализм. Базаров — практик. Он стремится во всем найти целесообразность, пользу. Отсюда его нигилизм в отношении к искусству (Рафаэль «гроша медного не стоит»), к красоте при­роды («природа не храм, а мастерская, и человек в ней — работ­ник»), к любви (ее он называет «белибердой»). Тургенев показы­вает, что Базаров склонен из принципиальности и любви к логике доводить свой материализм и практицизм до самых последних ступеней, до вульгарного материализма и даже цинизма.

  5. В своем романе И. С. Тургенев затрагивает животрепещущую для 60-х годов проблему “отцов и детей”. Но этот конфликт не является характерным атрибутом лишь той эпохи, он существовал во все времена, для развития общества это противоречие является двигателем, непременным условием прогресса. Вероятно, именно поэтому даже с течением времени роман “Отцы и дети ” не потерял своей актуальности.
    Два поколения, сопоставленные Тургеневым в его произведении, расходятся не столько потому, что одни были “отцами”, а другие — “детьми”, сколько потому, что “отцы” и “дети”, в силу обстоятельств, стали выразителями идей различных, противоположных эпох, они представляли разные социальные положения: старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции. Таким образом, этот чисто психологический конфликт перерастает в глубокий социальный антагонизм.
    Для более подробного рассмотрения этой проблемы мне кажется целесообразным условно выделить три части: во-первых, конфликт дворянства в лице Павла Петровича Кирсанова и разночинной интеллигенции (Базаров); во-вторых, это конфликт Аркадия с отцом, не имеющий такой серьезной идейной почвы, но от этого не менее болезненный; и в-третьих, конфликт Базарова с родителями, который придает роману особую остроту, .пронзительность.
    Итак, проблема противоречия между дворянством и революционными демократами заявлена буквально с первых же страниц романа. Уже в самом описании героев читатель обнаруживает противопоставление. Когда автор представляет Базарова, нам видится фигура мрачная, отгороженная от мира, в ней чувствуется сила, энергия. Особо Тургенев акцентирует наше внимание на уме главного героя. Описание Павла Петровича, напротив, состоит почти только из прилагательных, это человек-кукла, жизнь и дела которого бессмысленны: он носит английский костюм и лаковые полусапожки в деревне, заботится о красе ногтей. Все прошлое Павла Петровича — погоня за миражами, в то время как Базаров приносит реальную пользу, занимается конкретными проблемами, ему некогда мечтать. Контрастность этих образов бросается в глаза. Автор хочет изобразить могучего разночинца и слабых дворян. Этот конфликт развивается на протяжении всего романа, но так и не имеет развязки. Писатель как бы предоставляет его разрешение будущему, рассматривая его со стороны.
    Отношения Аркадия с отцом представляются мне наиболее трогательными. Эти образы созданы Тургеневым с большой любовью, которую он передает читателю. Несмотря на конфликт, завязка которого происходит в самом начале романа, мы видим, что отец и сын невероятно похожи и противоречия между ними по большей степени наносные. Аркадий представляется нам “молоденьким мальчиком”, романтиком, увлекшимся идеями равенства и братства, он хочет, чтобы мир вокруг был так же счастлив и радостен, как и он сам. Тургенев с легкой иронией подчеркивает желание Аркадия казаться взрослым, зрелым человеком с собственными взглядами на окружающий его мир, общество; молодой человек изо всех сил старается быть похожим на своего кумира Базарова, заслужить его уважение независимостью мышления: “Он (Аркадий) в душе очень обрадовался предложению своего приятеля, но почел обязанностью скрыть свое чувство. Недаром же он был нигилист!”. А на самом деле для счастья ему надо немного: жить в родном доме вместе с отцом, иметь добрую и любящую жену, воспитывать детей. И это “обывательское”, простое и незамысловатое счастье пересилило идеи о всеобщем благе и всемирной гармонии.
    Таков и его отец, он ценит уклад, семью; благополучие близких людей для него превыше всего. Он сохранил в своей душе идеалы романтизма, недаром Николай Петрович читает Шиллера, Гете, Пушкина. Не случайно его так коробят напускной шшизм и развязность Аркадия и, в то же самое время, отчуждение сына, который ему так дорог. Он сам старается не отставать от времени, искренне пытается понять молодежь. Это неуклюжее подражание новому вызывает у автора улыбку, но, скорее всего, добрую. Этот искренний, бесхитростный, пусть даже не очень глубокий человек очень близок Тургеневу. Таким образом, этот конфликт между отцом и сыном снимается в конце романа как бы автоматически. Базаров уходит из жизни Аркадия, идеи которого и были “яблоком раздора”. Автор подводит нас к тому, что молодой человек, вероятно, повторит путь своего отца.
    На конфликте Базарова с его родителями хотелось бы остановиться особенно. Именно в нем-то и заложен весь смысл, вся мудрость.
    Я думаю, что при встрече Базарова с родителями конфликт поколений достигает своего апогея. Это проявляется, прежде всего, в том, что ни сам Базаров, ни даже, пожалуй, автор не знают, как же на самом деле главный герой относится к своим родителям. Его чувства противоречивы: с одной стороны, в порыве откровенности он признается, что любит своих родителей, а с другой — в его словах сквозит презрение к “глупой жизни отцов”. И это презрение не наносное, как у Аркадия, оно продиктовано его жизненной позицией, твердыми убеждениями. Этот разлад имеет очень глубокие корни, и, по-видимому, он неразрешим. Отношения с Одинцовой, с родителями доказывают, что даже Базаров не может полностью подавить свои чувства и подчиняться только уму.
    Трудно объяснить, какое же чувство не позволяет ему окончательно отрешиться от родителей: любви, жалости, а может быть, чувство благодарности за то, что именно они дали первые импульсы, заложили основу для развития его личности. В разговоре с Аркадием Базаров утверждает, что “всякий человек сам себя воспитать должен — ну хоть как я”. Здесь, я думаю, Базаров неправ. Именно родительское воспитание, их пример или, напротив, их ошибка создали почву для интеллектуального роста Базарова. Он, как и все дети, пошел дальше своих родителей и отдалился настолько, что утратил возможность понимать их, принимать их такими, как есть, прощать.
    Эта пропасть велика и непреодолима, да и сам Базаров не хочет сблизиться со стариками, считая это шагом назад. И очень жаль. Сколько ценного он мог бы почерпнуть от них, и не было бы этого трагического одиночества, метаний. Узнав поближе своих родителей, он бы понял, что Россия держится именно на таких людях, на силах их душ, на их вере и любви. То” как описывает автор Василия Ивановича и Арину Власьевну, то, сколько души он в это вкладывает, не оставляет сомнений, что эти герои ему особенно дороги.
    Трудно определить, на чьей стороне находится автор в этом конфликте “отцов” и “детей”. Но все-таки, по каким-то трудно уловимым интонациям чувствуется, что ближе для него сторона “отцов”.

  6. Проблему отцов и детей, пожалуй, никогда не перестанут поднимать писатели и поэты в своих произведениях. Конфликт между людьми разных поколений нередко встречается и в наше время. Но особенно остро подобная проблема встаёт в обществе, переживающем переломные моменты, когда наблюдается противостояние взглядов старшего и молодого поколения не только в бытовой борьбе, но и в политической или социальной.
    Такая проблема показана и в знаменитом произведении Тургенева «Отцы и дети». Здесь мы наблюдаем конфликт поколений, выходящий далеко за семейные рамки. Это борьба глобальных идей, эпох: старое дворянство в данном романе конфликтует с демократической интеллигенцией.
    Молодого нигилиста Базарова и представителя дворянства Кирсанова вроде бы ничего не связывает, но основной конфликт разгорается именно между этими людьми. Я думаю, что к проблеме отцов и детей нельзя относиться как к чему-то личному, это не просто непонимание между кровными родственниками. Это очень большая и серьёзная проблема – борьба между старшим поколением, привыкшим существовать согласно своим старым уставам, и молодёжью с новыми взглядами на жизнь, с желанием чего-то изменить. Молодые люди нередко ошибаются, но, как говорится, не ошибается тот, кто ничего не делает. Поэтому всегда лучше к чему-то стремиться, чего-то менять в своей жизни и в жизни общества в целом.
    Герои романа Базаров и Кирсанов спорят о никогда не теряющих свою актуальность вещах. Это пути развития страны, науки и искусства, также они обсуждали материальные ценности и, конечно, жизнь простого народа.
    В наше время проблема «Отцов и детей» не менее актуальна. Старшее поколение часто навязывает нам свои взгляды и интересы. Но лично я в большинстве случаев стою на стороне молодежи. Я считаю, что молодое поколение сможет создать по-настоящему крепкое общество, и старшим не стоит вставать на их пути со своими устаревшими порядками.

  7. Как раз такую проблему и показывает И. С. Тургенев в романе “Отцы и дети”. Конфликт поколений, изображенный в произведении, выходит далеко за семейные рамки. Это еще и общественная борьба двух разных идей, двух разных эпох: старого дворянства и демократической интеллигенции.
    Несмотря на то, что молодой нигилист Базаров и представитель дворянства Кирсанов не спутаны семейными узами, основной конфликт разгорается между ними. Я считаю, что проблема отцов и детей – это не просто конфликт в одной семье, непонимание между кровными родителями и детьми. Эта проблема всегда шире, чем кажется. В большинстве случаев – это борьба между старшим поколением, которое привыкло жить по своим уставам, и новой, прогрессивной молодежью, которая хочет что-то изменить. И пускай даже молодые люди могут допускать ошибки, но это их жизнь и они заслуживают на свое мнение.
    Базаров и Кирсанов спорят о вещах, которые актуальны во все времена. Это пути развития страны, науки, искусства, материальные ценности, жизнь простого народа.
    Для нашего современном обществе также можно провести параллель с романом “Отцы и дети”.  Старшее поколение часто старается навязать нам свои интересы в вышеуказанных вопросах. Но, как и сам И. С. Тургенев, я в большинстве случаев стою на стороне молодежи. Я считаю, что у старшего поколения уже был шанс создать крепкое общество, а молодому необходимо эту попытку предоставить.

  8. Тема 1.
    Согласны ли вы с мнением критика Д.И. Писарева: «Умереть так, как умер Базаров, – всё равно что сделать великий подвиг»?  (Анализ эпизода из 27 главы романа Тургенева «Отцы и дети»)
    I. Вступление. Что такое смерть? Какой она бывает? Может ли человек лгать перед смертью? Смерть Базарова – важный момент в понимании сущности героя.
    II. Основная часть.
    1. Умирающий Базаров – человек, переживший глубокий духовный и мировоззренческий кризис.
    1.Взгляды и убеждения Базарова в начале романа.
    2.Испытание любовью как начало духовного и мировоззренческого кризиса героя.
    3.Второй круг духовных странствий Базарова – это путь к его трагическому одиночеству.
    4.Второй приезд к родителям. Изменения, произошедшие с Евгением.
    5.Было ли случайным заражение Базарова? Каковы причины этой досадной оплошности?
    6.Как ведёт себя Евгений перед смертью? (изменилось ли его отношение к родителям? кого он хочет видеть и почему?)
    2. Сцена смерти Базарова – одно из самых сильных и трогательных мест романа.
    1.Приезд Одинцовой.
    2.Разговор Анны Сергеевны и умирающего Базарова:
    а) признание Базарова в любви к Одинцовой;
    б) желание «умереть прилично»;
    в) проникнутые любовью слова о родителях;
    г) размышления о своей нужности России («Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?);
    д) поэтичное прощание с любимой женщиной  («…Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она  погаснет…»).
    3. Почему автор решил, что главный герой его романа – Базаров – должен умереть? («Не имея возможности показать нам, как живёт и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает» Д.И. Писарев)
    III. Заключение.
    «Новый» Базаров, которого мы увидели в сцене смерти, – это человек, достойный любви и глубокого уважения. (- что нового мы увидели в Базарове? – почему он достоин уважения?)
    Возвращаясь к высказыванию Д.И. Писарева…
    Тема 2.
    Что временное, а что вечное в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
    I. Вступление.
    Идет уже второе столетие чтения романа Тургенева «Отцы и дети». В чем причина этой популярности? В вечных проблемах, которые волнуют не одно поколение. Актуальные вопросы: дружба, любовь, человеческие взаимоотношения, смысл жизни.
    II. Основная часть.
    1) Какие вечные темы раскрываются в романе?
    1.  Дружба (Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров) – Что привлекало Аркадия в Базарове?- Как относится к дружбе Базаров?
    2. Отцы и дети ( Аркадий и Николай Петрович, Евгений Базаров и Василий Иванович Базаров)
    – Как Николай Петрович пытается понять сына?- Как относятся родители Базарова к сыну?- Как относится Базаров к родителям?
    3. Сложность человеческих взаимоотношений. ( Базаров и Павел Петрович Кирсанов)
    – Что является предметом спора Павла Петровича и Базарова? а) аристократизм; б) искусство; в) наука; г) общественный строй; д) русский народ; е) пути переустройства мира; ж) природа.
    4. Любовь. На страницах романа «Отцы и дети» можно встретить несколько разных типов любви:
    1) Любовь братьев Кирсановых к Фенечке
    2) Любовная история Павла Петровича к княгине Р.
    3) Отношения Аркадия и Кати.
    4) Наиболее яркая история любви случится в романе у Евгения Базарова.
    5. Смысл жизни (Ради чего человек должен жить?)
    2) Что оказывается временным?
    1) Нигилизм как противоречащее самой жизни, природе учение;
    НИГИЛИЗМ (от лат. nihil – «ничто») – отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни.
    2) ненужные идейные споры;
    3) Почему роман не заканчивается смертью Базарова? В чём смысл эпилога?
    III. Заключение.
    Возвращение к тезисам вступления и ответить на вопрос, поставленный в теме сочинения.
    Таким образом, можно сделать вывод:

  9. Впервые роман Тургенева «Отцы и дети» вышел в свет в 1862 году в журнале «Русский вестник». Ни одно из произведений Тургенева не вызвало столь ожесточенных споров. Критика по отношению к «Отцам и детям» заняла позиции, иногда прямо противоположные друг другу. Например, критик Антонович обвинил Тургенева в том, что его «роман есть не что иное, как беспощадная и разрушительная критика молодого поколения». Писарев же видел в Базарове лучшего представителя современной молодежи, в котором собрано воедино все самое лучшее. Чтобы’понять позицию каждого и то, о чем хотел сказать автор, обратимся к тому времени, когда роман создавался.
    Роман писался в период идейной борьбы дворян-либералов и разночинцев-демократов. Это было время, когда еще существовало крепостное право, когда нарастали революционные настроения и прежде всего бросались в глаза идеи отрицания и разрушения по отношению к старому порядку, старым авторитетам и принципам. Это отрицание старых принципов и получило название «нигилизм». Но мне кажется, в романе противопоставлены не только две эпохи, но и два поколения. Если посмотреть на само название, еще не читая романа, мы в первую очередь видим именно два поколения — поколение отцов и поколение детей. Конфликт отцов и детей — это вечный конфликт. Его описывали в литературе и до и после Тургенева, он существует и сейчас.
    Каждое новое поколение стремится со свойственными молодости энергией и задором перестроить все по-другому, как ему кажется, лучше, а старое поколение хочет сохранить старый уклад.
    Павел Петрович Кирсанов является в романе именно тем представителем старого поколения, который считает, что все лучшее было создано в его время. Базаров — нигилист, человек, который хочет построить новый мир, предварительно разрушив старый.
    Уже в начале романа мы понимаем, что столкновение этих двух героев неизбежно. Они противопоставлены друг другу буквально во всем, и автор подчеркивает это. Утонченная, даже поэтическая, с опорой на классику, речь Павла Петровича отличается от грубоватого, близкого к народному, языка Базарова. Вспомним момент, когда герои знакомятся, их рукопожатие. Николай Петрович, шагнув к Базарову, стиснул его «обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал». А вот рука Кирсанова: «Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, — руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику». Кроме внешних у этих рук есть и более глубокие отличия: красивая, ухоженная рука с длинными ногтями может быть только у человека, которому чужд всякий физический труд. В самом деле, Павел Петрович ведет праздный образ жизни, считая его привилегией аристократов, в то время как Базаров, приехавший в гости, то есть, казалось бы, отдыхать, привозит с собою микроскоп и другое оборудование для проведения опытов. Здесь прослеживается социальный смысл: эпоха аристократов с их бездействием противопоставлена новому поколению разночинцев с их близостью к народу. Эту же смысловую нагрузку несет и противопоставление одежды, вещей героев. Базаров говорит:
    «Прикажите только чемо-данишко мой туда стащить да вот эту одежонку». «Одежонка» Базарова — «длинный балахон с кистями» — говорит о пренебрежении к ней своего хозяина, а может, этим самым Базаров хочет выделиться из той среды, в которую попал. Одежда Павла Петровича — это его лицо. Поэтому она выглядит безупречно: «темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки».
    Ясно, что за небрежностью Базарова стоит его нигилизм, а за изысканностью Кирсанова его «принсйпы». Однако нельзя забывать, что Базаров и Кирсанов — люди разного возраста, разных поколений, а каждое поколение имеет свою моду, соответственно свои взгляды. Все отцы и дети различаются друг от друга. Внешнее различие — только знак отличия внутреннего. Время вносит коррективы не только в одежду, поведение, но и влияет на мировоззрение человека. И все-таки разные поколения роднит что-то общее. Базаров отрицает существующее, потому что «в теперешнее время полезнее всего отрицание». Павел Петрович ничего не хочет менять, тем более разрушать, но с некоторыми взглядами Базарова он соглашается. Он признает, что в современном обществе не все в порядке. Базаров же считает, что мелкое обличительство ничего не даст России, если прогнили ее основы. Главное для Базарова — это исправить общество, чего, в сущности, добивались и революционеры. Существующий строй, полагают Базаров и люди его поколения, надо разрушить. Здесь, наверное, мудрее оказалось старое поколение, которое подчеркивало созидательность: «Вы все отрицаете, или, выражаясь вернее, вы все разрушаете. Да ведь надобно и строить».
    Кирсанов демонстрирует свое восхищение красотой искусства, классической литературой. Какое же отношение Базарова к литературе и к искусству? Его принципы — «не говорить красиво» и «глядеть в небо только тогда, когда хочется чихнуть». Несмотря на то что Аркадий является учеником Базарова, создается впечатление, что ему свойственны более широкие взгляды. В конце романа Базаров умирает, что в соответствии с авторским замыслом еще раз подтверждает ущербность его позиций. Аркадий женится и начинает вести хозяйство по-новому. На его примере можно сказать, что только такие люди способны взять то лучшее, что было у отцов, и учесть их ошибки. Каждое новое поколение должно, даже обязано, стать умнее предыдущего. Благодаря этому жизнь не стоит на месте.
    В романе есть еще один представитель старшего поколения. Это Николай Петрович Кирсанов. В этом персонаже автор воплотил одновременно черты и сыновей и отцов. Николай Петрович Кирсанов в 10-й главе вспоминает, как он сам однажды сказал своей матушке, что «вы, мол, меня понять не можете; мы, мол, принадлежим к двум различным поколениям». А затем и продолжил, обращаясь к Павлу Петровичу: «Вот теперь настала наша очередь». По моему, эти слова как нельзя лучше отражают суть конфликта между поколениями отцов и детей. Столкновение главных героев выявляет глубочайшие различия всего их мировоззрения, а оно не может быть обособленным у каждого поколения. Ведь если что-то отрицается, то нечто другое должно предлагаться взамен, и отцы будут в чем-то мудрее детей до тех пор, пока дети сами на станут отцами.

    Все произведения

    Рейтинг сочинений

    Тема: «Барионный гидродинамический удар глазами современников»
    Вещество сингулярно ускоряет взрыв вне зависимости от предсказаний самосогласованной теоретической модели явления. Атом масштабирует. Все эссе.
    Софи Жермен (Marie-Sophie Germain) (1 апреля 1776 — 27 июня 1831) — французский математик, философ и механик. Самостоятельно училась в библиотеке отца-ювелира. Все эссе.
    Тест по литературе М Е Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» Ответы
    1. Сказки Салтыкова-Щедрина отличает: А) пафос; Б) иносказание; В) лиричность. 2. Иносказание — это: А) фраза, произнесённая на иностранном. Все эссе.
    «Новый год» Новый Год стучится в дверь! Открывай ему скорей. Краснощёкий карапуз – Твой теперь надёжный друг. Верно будете дружить. Все эссе.
    Самостоятельная работа «Строение вещества Молекулы Диффузия Скорость движения молекул» 7 класс
    Вариант I 1. Выберите верное утверждение. А. Только твердые тела, состоят из молекул. Б. Только жидкости состоят из молекул. В. Только. Все эссе.

    Рейтинг сочинений

  10. “Отцы и дети” в романе Тургенева
    Главной проблемой в романе И.С. Тургенева становится проблема «отцов и детей», которая существовала всегда. Дети не могут слушаться и во всем потакать родителям, потому что так заложено во всех нас. Каждый из нас – индивидуальность и каждый имеет свою точку зрения.  Мы не можем копировать кого-либо, в том числе и родителей. Самое большее, что мы можем сделать для большего сходства с ними – это выбрать тот же путь в жизни, что и наши предки. Некоторые, например, служат в армии, потому что военными были их отец, дед, прадед и т.д., а некоторые лечат людей, так же как и их отец и как Евгений Базаров.
    Мне кажется, что проблема «отцом и детей» в романе это только повод для конфликта, а причиной является то, что отцы и дети являлись представителями разных  идей.  Уже описывая героев, Тургенев противопоставляет грязный балахон Базарова, который самим же хозяином называется «одежонкой», модному галстуку и полусапожкам Павла Петровича.
    Принято считать, что в общении между Павлом Петровичем и Базаровым полная победа остается за последним, а между тем на долю Базарова  выпадает весьма относительное торжество.  И Базарова и Павла Петровича можно обвинить  в том, что они любят спорить. Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них. А Базаров отрицает разумность того и другого.  Павел Петрович утверждает, что без принципов могут жить лишь безнравственные и пустые люди. А Евгений считает, что принцип это пустое и нерусское слово.
    Кирсанов упрекает Базарова в презрении к народу, а он говорит о том, что «народ заслуживает призрения».  И если проследить на протяжении всего произведения, то существует множества областей, в которых они не сходятся во мнениях. Так, например Базаров считает: «Порядочный химик двадцать раз полезнее всякого поэта».
    Я считаю, что Базаров прав, что любые истины авторитета должны подвергаться сомнению. Но в  то же время он не должен забывать об отношении к прошлой культуре, о культуре предков, а Базаров полностью  отвергает все, что связно связано с прошлым. Для него истина это современная наука, современное естествознание. Базаров отрицает все исторические ценности.  Он призирает преклонение Павла Петровича перед искусством, критикует их отношение к любви. Бросая вызов старому поколению, герой заходит слишком далеко.   Он сам создает себе проблему, причем, отрицая искусство, которое близко Павлу Петровичу, отрицает всякое искусство. То же самое происходит с  отношением к любви, к принципам и т.д.
    Автор, сравнивая характеры и жизненные позиции Базарова и Кирсанова показывает   проблему «отцов и детей» в спорах. В споре рождается истина и эту истину Тургенев желает донести до читателя.  Тургенев старается показать, что позиции Базарова и Павла Петровича – крайние: в одной мы видим пережитки прошлого, а в другой нетерпимость. Таким образом, истина ускользает от спорящих сторон:  Кирсанову не хватает понимания, а Базарову уважения к родителям.
    Итак, перед нами два абсолютно разных героя. И их различия автор будет подчеркивать на протяжении всего романа. С первых страниц видно, что автор изображает Базарова более симпатичным человеком, чем Павел Петрович. Базарова невозможно повторить и в тоже время в нем есть что-то от каждого из нас. Это человек не дюжего ума, имеющий свою точку зрения, и умеющий ее отстоять.
    На основе вышесказанного мы убеждаемся в том, что позиция героя особенно проявляется в спорах. В них речь идет о непримиримом конфликте не столько между «отцами и детьми», сколько   между аристократами и демократами.
    Автор описывает в своем романе еще одного героя – Аркадия, представляя его, как единомышленника Базарова. Но с моей точки зрения Аркадий является человеком, имеющим другую точку зрения, чем Базаров. Аркадий очень похож на отца,  он хочет казаться взрослым, быть похожим на Базарова. Но на самом деле Аркадию надо не больше, чем его отцу: тихий родной дом, любящую жену, любимых детей. И это желание пересиливает мысль идею Базарова о всемирном счастье.  Таковым является и Николай Петрович.
    Скорее всего, Аркадий повторит путь отца после ухода из его жизни Базарова со своими идеями.  Аркадий в глазах Базарова «размазня», «мяконький либеральный барин».  Базаров не хочет принимать и признавать мягкосердечие Аркадия, мечтательность Николая Петровича, их любовь к музыке и поэзии. Он это все отрицает, поэтому между Аркадием и Базаровым нет понимания, возникает разлад, который касается не только их убеждений, но и ценностей которыми они дорожат.  Здесь и происходит разрыв  между прошлым и настоящим.
    Разница между героями видна в их поведении. Так Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий бездельничает. Базаров идет в ногу со временем. Аркадий ничем не занимается, из серьезных дел его по настоящему не одно не увлекает. Для него главное покой и уют. Таким образом, Аркадий больше похож на своего отца, ему ближе его взгляды, а не новые взгляды Базарова.  Они были для Аркадия лишь только модой,  он хотел подражать новому поколению. Но  такая жизнь не для него.
    На мой взгляд, не малый смысл заключен в конфликте Базарова с родителями. Именно в момент встречи Базарова с ними конфликт отцов и детей в романе достигает наибольшего напряжения.  Базаров не знает, как он относится к родителям.  С одной стороны он их любит, говоря об этом Аркадию в минуты откровения, а с другой стороны он надсмехается над глупой жизнью отцов. Скорее всего, этот упрек связан с убеждениями Базарова, с его жизненной позицией.
    Критикуя старшее покаленее сын забывает о накопленной культуре, которая помогла ему стать образованным человеком. Он не понимает точку зрения отца, так как хочет жить в новом мире не оглядываясь на прошлое.  Таким образом, Базаров не обращает внимание на красоту, прелесть жизни, не наслаждается поэзией,  музыкой. В этом автор не согласен со своим героем так же, как  Павел Петрович Кирсанов.
    Вопрос о том, как относится Тургенев к своим героям и  их идеям, очень занимал Писарева в своей статье. По-моему, он очень точно подметил, что автора ни удовлетворяют не отцы, ни дети.  В романе писатель  показал борьбу «отцов и детей», а также семейные отношения и отношения семьи общества.
    Чем же все-таки является семья для Тургенева?  Я согласна с мнением Лебедева, что семья это зерно, первооснова всех сложных форм общественности. И поэтому Тургеневу удалось показать не только отношение отца и сына, но и отношения Базарова к прошлому, настоящему и будущему, то есть мы видим сына в узком и широком смысле слова.  Тургенев хотел показать «отцовство» в широком смысле слова, которое предполагает любовь старшего поколения к младшему, терпимость, мудрость.
    Но понимание отцов и детей существует лишь в идеале. В реальной жизни всегда существуют конфликты между отцами и детьми, не понимание. Это  и показал в своем произведении Тургенев, причем выбрав Базарова, как главного героя, с сильным характером, с новыми идеями. Тем самым конфликт стал еще сильнее виден.  Между отцом и детьми, по мнению Лебедева, существует непроходимая пропасть, а значит такая же пропасть есть между «отцами и детьми».
    Хотелось бы отметить, что в наше время эта проблема стоит особенно остро. Это связано с серьезными изменениями в жизни страны, ведущими порой к разладу, непониманию поколениями друг друга. И как мне кажется, непонимания – это главная причина этой проблемы. В каждой семье есть отцы и дети, и в каждой семье возникает эта проблема.  И надо стараться быть повнимательнее к своим близким, к самому себе, к окружающим. И если мы будем чуточку внимательней и добрей, может быть, мы сможем решить эту проблему.

  11. В своем романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев затрагивает актуальную для 60-х годов XIX века проблему. Но конфликт поколений не является характерным атрибутом лишь той эпохи, он существовал, существует и будет существовать во все времена. Это противоречие является непременным условием развития общества. Вероятно, именно поэтому даже с течением времени роман «Отцы и дети» не потерял своей актуальности.
    Два поколения, сопоставленные Тургеневым в его произведении, расходятся не столько потому, что одни были «отцами», а другие — «детьми», сколько потому, что «отцы» и «дети», в силу обстоятельств, стали выразителями идей различных, противоположных эпох. Они представляли разные социальные слои: старое дворянство и молодую революционно-демократическую интеллигенцию. Таким образом, этот чисто психологический конфликт перерастает в глубокий общественный антагонизм.
    Противоречие между дворянством и революционными демократами обнаруживается буквально с первых же страниц романа. Уже в самом описании героев читатель замечает противопоставление. Когда автор представляет Базарова, нам видится фигура мрачная, отгороженная от мира, в ней чувствуется сила, энергия. Особо Тургенев акцентирует наше внимание на уме главного героя. Описание Павла Петровича, напротив, состоит почти только из прилагательных, это человек-кукла, жизнь и дела которого бессмысленны: он носит английский костюм и лаковые полусапожки в деревне, заботится о красе ногтей. Все прошлое Павла Петровича — погоня за миражами, в то время как Базаров приносит реальную пользу, занимается конкретными делами, ему некогда мечтать. Контрастность этих образов бросается в глаза. Конфликт развивается на протяжении всего романа, но не имеет развязки. Писатель предоставляет его разрешение будущему.
    Отношения Аркадия с отцом представляются мне наиболее трогательными. Эти образы созданы Тургеневым с большой любовью, которую он передает читателю. Несмотря на конфликт, завязка которого происходит в самом начале романа, мы видим, что отец и сын невероятно похожи и противоречия между ними по большей степени наносные. Аркадий представляется нам «молоденьким мальчиком», романтиком, увлекшимся идеями равенства и братства, он хочет, чтобы мир вокруг был так же счастлив и радостен, как и он сам. Тургенев с легкой иронией подчеркивает желание Аркадия казаться зрелым человеком с собственными взглядами на окружающий его мир, общество; юноша изо всех сил старается быть похожим на своего кумира Базарова, заслужить его уважение независимостью мышления: «Он (Аркадий) в душе очень обрадовался предложению своего приятеля, но счел обязанностью скрыть свое чувство. Недаром же он был нигилист!» А на самом деле для счастья ему надо немного: жить в родном доме вместе с отцом, иметь добрую и любящую жену, воспитывать детей. И это «обывательское», простое и незамысловатое счастье пересилило идеи о всеобщем благе и всемирной гармонии. Таков и его отец, он ценит уклад, семью; благополучие близких людей для него превыше всего. Он сохранил в своей душе идеалы романтизма, недаром Николай Петрович читает Шиллера, Гете, Пушкина. Не случайно его так коробят напускной цинизм и развязность Аркадия, отчуждение сына, который ему так дорог. Он сам старается не отставать от времени, искренне пытается понять молодежь. Это неуклюжее подражание новому вызывает у автора улыбку, но, скорее всего, добрую. Этот искрённий, бесхитростный, пусть даже не очень глубокий человек очень близок Тургеневу. Конфликт между отцом и сыном снимается в конце романа. Базаров, идеи которого и были яблоком раздора, уходит из жизни Аркадия. Автор подводит нас к тому, что молодой человек, вероятно, повторит путь отца.
    На конфликте Базарова с его родителями хотелось бы остановиться особенно. Я думаю, что при встрече Базарова с родителями конфликт поколений достигает своего апогея. Это проявляется прежде всего в том, что ни сам Базаров, ни даже, пожалуй, автор не знают, как же на самом деле главный герой относится к своим родителям. Его чувства противоречивы: с одной стороны, в порыве откровенности он признается, что любит их, а с другой — в его словах сквозит презрение к «глупой жизни отцов». И это презрение не наносное, как у Аркадия, оно продиктовано жизненной позицией, твердыми убеждениями. Этот разлад имеет очень глубокие корни, и, по-видимому, он неразрешим. Отношения с Одинцовой, с родителями доказывают, что даже Базаров не может полностью подавить свои чувства и подчиняться только уму. Трудно объяснить, какое чувство не позволяет ему окончательно отрешиться от родителей: любви, жалости, а может быть, благодарности за то, что именно они заложили основу для развития его личности.
    В разговоре с Аркадием Базаров утверждает: «Всякий человек сам себя воспитать должен — ну хоть как я». Здесь, я думаю, Базаров прав. Именно родительское воспитание, их пример или, напротив, их ошибки создали почву для интеллектуального роста Базарова. Он, как и все дети, пошел дальше своих родителей и отдалился настолько, что утратил возможность понимать их, принимать их такими, как есть, прощать. Эта пропасть велика и непреодолима, да и сам Базаров не хочет сблизиться со стариками, считая это шагом назад. И очень жаль. Сколько ценного он мог бы почерпнуть от них, и не было бы его трагического одиночества. Узнав поближе своих родителей, он бы понял, что Россия держится именно на таких людях, на силах их душ, на их вере и любви. То, как описывает автор Василия Ивановича и Арину Власьевну, то, сколько души он в это вкладывает, не оставляет сомнений, что эти герои ему особенно дороги.
    Трудно определить, на чьей стороне находится автор в этом конфликте «отцов» и «детей». Но все-таки, по каким- то трудноуловимым интонациям, чувствуется, что ближе для него сторона «отцов».

  12. Проблема поколений – одна из важнейших проблем романа Тургенева «Отцы и дети». Каждое время оставляет свои отпечатки на разных людях, у каждого свои взгляды и мировоззрение, каждый считает, что в жизни он повидал многое, поэтому накопленный опыт может передать следующему поколению, которое считает, что эти взгляды совершенно не вписываются в рамки современной жизни, и не хотят повторять прошлое.
    Николай Петрович Кирсанов является тем человеком, в жизни которого самую важную роль играют традиции и духовные ценности. Этот человек искренен, от него всегда веет душевной теплотой, он читает Пушкина, играет на виолончели. Он замечательный отец, который старался помочь сыну, передать ему свой опыт, и, главное, его любит Аркадий. Несмотря на то, что он придерживался позиции нигилиста – но истинным представителем этой социальной группы ему никогда не стать – он ценит своего отца, слушает его и дорожит этим человеком. Сама Николай Петрович во всем помогает сыну, поддерживает его в любых ситуациях. Между Николаем Петровичем и Аркадием практически никогда не бывает конфликтов, они уважают друг друга. Отец считал, что сын не одобрит его, если он женится на Фенечке, но Аркадий понял Николая Петровича и, конечно, одобрил поступок отца.
    Базаров и его родители – разные люди. Когда Базаров приехал домой, он попросил отца и мать не мешать ему, когда он был за работой, но Евгений сделал это вовсе не из-за презрения к своим родителям, ему просто не нравилось, что за ним следят и ухаживают. Это был такой молодой человек, который не признавал родительской ласки. Но он любил отца и мать, он уважал их и заботился о них. Даже когда он болел, и к нему приехала Анна Сергеевна Одинцова, он попросил ее поухаживать за его родителями, потому что «таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».
    Базаров умер, этот человек практически никому не нужен, лишь только «часто приходят два уже дряхлые старика», которые любят своего сына, Их сердца наполнены воспоминаниями, но, потеряв своего единственного ребенка, они обрели пустоту в душе, которую надо очистить и омыть, и они заполняют пустоту слезами и молитвами….

  13. Отцы и дети в романе Тургенева.

    «Отцы и дети» — роман, отразивший противостояние двух об­щественных сил, сложившихся в России к 60-м годам XIX в., — либеральных дворян («отцов») и демократов-разночинцев («детей»). Название имеет двойной смысл: помимо противостояния идейно­политических сил это и вечная проблема поколений.
    Молодое поколение представляют два персонажа романа — Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Но в идеологическом плане к «детям» принадлежит только Базаров. Он воплощает поколе­ние, которое сознательно отрицает и уничтожает то, что, по его мнению, тормозит развитие общества. Это одинокий герой, в целом трагическая фигура.
    Тургенев отразил в Базарове многие типические черты раз­ночинцев. Он — человек из народа, помнящий, что его «дед зем­лю пахал». Базаров близок к народу, к нему тянутся простые люди, чувствуя, что он «свой брат, не барин», о чем герой гово­рит «с надменной гордостью». Хотя Базарову иногда кажется, что русский мужик — «таинственный незнакомец», но он знает жизнь народа и уровень его сознания.
    Демократизм Базарова отражен в чертах его лица, в одежде, во всем внешнем облике. Базаров привык трудиться. Даже на отдыхе в усадьбе Кирсановых он постоянно чем-то занят. Он увлечен естественными науками, свои занятия считает важной общественной задачей. Основой его мировоззрения является материализм. Базаров — практик. Он стремится во всем найти целесообразность, пользу. Отсюда его нигилизм в отношении к искусству (Рафаэль «гроша медного не стоит»), к красоте при­роды («природа не храм, а мастерская, и человек в ней — работ­ник»), к любви (ее он называет «белибердой»). Тургенев показы­вает, что Базаров склонен из принципиальности и любви к логике доводить свой материализм и практицизм до самых последних ступеней, до вульгарного материализма и даже цинизма.
    Образ Базарова полнее всего раскрывается в столкновениях с представителями «отцов». Увлеченный мощью натуры Базарова, Аркадий Кирсанов тем не менее не может быть его соратником; по определению Базарова, он «либеральный барин». Но, желая идти в ногу со временем, Аркадий пытается найти идеал вне дворянской идеологии, хотя, как оказывается, базаровская ему совершенно чужда. Аркадий прав, отстаивая в спорах с Базаро­вым ценность искусства, поэзии, природы как источника кра­соты. Но он хранитель традиций «отцов» не только в отношении культуры, а и в идеологии.
    Главным идеологическим противником Базарова является Павел Петрович — аристократ, не умеющий говорить с народом (рядом с крестьянами он «морщится и нюхает одеколон»), анг­ломан, человек с «щегольски-сухой душой». Он совершенно ото­рван от народа, от национальной почвы: «Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя». Этот лапоть — все, что связывает Павла Петровича с родной землей. Поэтому самоуве­ренно он считает, что верноподданный народ никогда не пой­дет за бунтарями, каким ему представился Базаров. Павел Пет­рович — антагонист Базарова во всем, начиная от привычек, манеры одеваться, отношения к искусству и заканчивая отноше­нием к общественному устройству. Базаров отрицает все, даже то, что Павлу Петровичу «страшно вымолвить», — крепостное право, религию, самодержавие. В Павле Петровиче много досто­инств и прежде всего — «безукоризненная честность», щедрость, «заступничество за крестьян». Однако его «принципы» отжили свой век, что особенно ярко показала дуэль (по словам Тургене­ва, «дуэль введена для наглядного доказательства пустоты эле­гантно-дворянского рыцарства»).
    Николай Петрович Кирсанов, «красный барин», много тру­дится, чтобы улучшить жизнь крестьян. Он сторонник постепен­ных реформ, типичный дворянин-либерал, думающий, что длин­ными речами можно «вразумить» мужиков. Николай Петрович пытается понять Базарова, чувствует, что «за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами…». Воз­можно, романтик и эстет, деликатный и мягкий, Николай Пет­рович понимает, но не хочет сказать, что это «что-то» — жест­кая принципиальность и грубая сила материализма, появление которого было исторически закономерно.
    Базаров в спорах с «отцами» оказывается победителем, но спора с жизнью некоторые его принципы не выдерживают (лю­бовь к Одинцовой, например).
    Тургенев писал, что в Базарове ему «мечталась фигура су­мрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и все-таки обреченная на погибель, потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего».
    Смерть Базарова — последний трагический аккорд в заверше­нии характера героя, свидетельствующий, что время Базаровых еще не пришло.

    Дополнительная литература.

    Добролюбов Н. А. Когда же придет настоящий день?
    Писарев Д. И. Базаров. Реалисты.
    Батюто А. Н. Творчество Тургенева и критико-эстетическая мысль его вре­мени. Л., 1990.
    Лебедев Ю. В. Роман Тургенева «Отцы и дети». М., 1982.
    Пустовойт П. Г. Роман Тургенева «Отцы и дети». Комментарий. М., 1991.
    Троицкий В. Ю. Книга поколений: О романе Тургенева «Отцы и дети». М., 1979.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *