Сочинение на тему отношение к проблеме широкого распространения

6 вариантов

  1. В современном мире наша страна столкнулась с проблемой засорения русского языка различными «орусифицированными» иностранными словами, не несущими в себе смыслового толка. Такие слова не только вносят неразбериху в русский язык, но и паразитируют на нем, обедняя лексикон нашей молодежи.
    Мне кажется нужно оберегать наш язык от словесной экспансии таких слов-паразитов. Нужно бдительней следить за своей речью и речью своих друзей, знакомых, соседей, сотрудников, пользоваться только теми словами, смысл которых понятен каждому. Если каждый разумный гражданин нашей необъятной родины будет помнить о лексических, грамматических, орфографических и многих других богатствах нашего языка, то он никогда не позволит ущемлять его.
    Язык — это же не только метод общения, также он является одним из признаков жизни народа, его использующего; это книга, в которой отображается вся история развития народа, весь его исторический путь, начиная от древнейших времен до наших дней. В каждом слове прослеживается историческое прошлое, неотступно сопровождающее людей; прослеживается настоящее, и, возможно, будущее всех тех, кто с молоком матери впитывал в себя русские слова, наполненные любовью близких и дорогих сердцу людей.
    Если изменить слово — может измениться чья то судьба. Если изменить язык — изменится судьба целого народа… Но что будет с людьми, если их язык уничтожить, забыть, вычеркнуть из истории, стереть с лица земли?


  2. Эссе на тему Школа будущего. Ребят, буквально 5-8 предложений, только не надо копировать из интернета, там всё не подходит

    Общее количество ног разных обитателей планеты Вжик указано в таблице. У обитателей разного цвета количество ног разное. Найди количество ног у ОРАНЖЕВОГО обитателя. ответ

    напишите пожалуйста уравнения реакций получения бензола из бензойной кислоты и его нитрования, и еще механизм нитрования бензола)

    Используется ли гранит в ювелирных украшениях?

    Лев съел овцу за 1 час, волк – за 2 часа, пес – за 3 часа. За сколько времени съедят они овцу вместе?

    Помогите пожалуйста как читается.
    Maslenitsa! Greant! Its a traditional Russian festival called pancake week. Its my fa vourite.
    It lasts from Monday till Sunday. We eat pancakes, take park in the khorovod and burn a straw doll the symbol of winter. We wear funny masks and play snowball and climb the pole.We say goodbye to winter and hello to spring

    разность площадей подобных многоугольников равна 24 см2 найти площади этих многоугольников если их сторона относится как 1 к 3.

    Лапа это однозначно слово?

    Вычислить массу вещества гидраргиума,которая соответствует количеству вещества 2,5 моль

    Сочинение на казахском языке про еду

  3. Готовые задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Пример выполнения задания №25.

    Задание: Напишите сочинение по прочитанному тексту.

    (1)Наверное, каждому случалось пожалеть о падкости нашего языка на иностранные словечки, из-за которой мы, как малые дети, тащим в рот всякую гадость. (2) Ещё ладно, когда чужое слово приходит с новым понятием — не переводить же, как Карамзин, иноязычные словечки по частям. (3)Но ведь часто нахальный чужак лезет на место, у которого есть законный, живой и здоровый владелец. (4)Вот, скажем, вошёл в последние годы в наш язык имидж (даже и родственничков за собой потащил — имиджмейкер, имидж-реклама и т.д.) — а чем он, спрашивается, лучше давно существующего в языке образа? (5)Однако при более внимательном рассмотрении выясняется, что тут ещё неизвестно, кто кого обижает. (6)Взять хотя бы ту же пару имидж — образ: ведь первое из них заменило второе далеко не во всех его значениях. (7)Можно даже сказать – только в тех, в каких почтенному русскому слову образ неловко было и употребляться. (8)Имидж — это образ искусственно созданный и не то чтобы заведомо ложный, но совершенно не обязанный соответствовать хоть чему-то в действительности. (9)Вот этот-то малопочётный смысл абориген образ и уступил гастарбайтеру имиджу, сохранив за собой иные, более престижные значения. (10)Примерно те же отношения связывают и многие другие русские слова с их как бы непереведёнными иностранными синонимами. (11)Личность — это нечто яркое и неординарное, это звучит гордо, а если нужна нейтральная стилистическая окраска, то лучше сказать индивидуум или персона (последнюю можно употребить ещё и в ироническом смысле). (12)Писатель — это творец, пророк и учитель народа, а если речь идёт о человеке, зарабатывающем на жизнь составлением текстов — безотносительно к масштабу дарования,— то это литератор. (13)Гонор — качество совсем иное, нежели честь. (14)О паре разведчик — шпион как-то уж и напоминать неловко. (15)А, к примеру, слово контора — само гастарбайтер, но поселилось в наших краях давно, обзавелось авторитетом, и заниматься своей основной работой — обозначать помещение для умственной и бумажной работы — ему прискучило. (16)И вот обязанность эта спихивается на только что прибывшего из английского языка новичка — офис. (17)А контора предпочитает теперь означать (пока только в разговорном языке, но лиха беда начало) собственно фирму или организацию. (18)Есть, пожалуй, только один пласт лексики, где всё обстоит наоборот: названия криминальных и прочих социально не одобряемых занятий. (19) Собственно, тут тоже всё как у людей — известно же, что в легальной сфере иммигранты занимаются всякой чёрной работой и медленно выбиваются в люди, зато преступный бизнес прибирают к рукам моментально. (20)Рэкетир звучит куда благопристойнее вымогателя, киллер явно профессиональнее убийцы, и даже давно обрусевший бандит серьёзнее и солиднее исконного разбойника, которому в утешение осталась только его роль в фольклоре. (20)В общем, пусть иностранные слова лезут к нам и дальше. (22)Чёрной, скучной, неблагодарной работы в нашем языке хватит на всех. (По В. Глаголеву)

    Ответ:

    В предложенном для анализа тексте Вадим Глаголев затрагивает проблему отношения к иностранным заимствованиям. Смысл заимствованных слов для многих людей весьма расплывчат. Однако обыкновенные носители языка считают пришедшие в наш язык новые иностранные слова и термины модными, поэтому стараются, как можно чаще употреблять их в своей речи. Привычное для русского человека слово «образ» заменило слово «имидж». И вставляют его модники везде, где надо и не надо, не всегда понимая, что новичок гораздо беднее и уже по значению. Пришедшие в лихие девяностые такие слова как рэкетир и киллер заменили вымогателя и убийцу. Дело от этого приличнее не стало. Для многих людей внедрение новых «иностранцев» – незаменимый атрибут современной жизни, что вселяет уверенность человека в себе и чувство причастности к новшествам.
    Автор считает, что в заимствовании иностранных слов есть свои положительные и отрицательные стороны. Положительным является то, что заимствованные слова позволяют четко конкретизировать разные значения русских слов. С позицией автора я согласен. Иностранные заимствования значительно облегчили русскоязычному народу жизнь, но, как и любое дело, не стоит доводить до маразма.
    В романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстого хозяйка модного салона Анна Павловна Шерер в период наполеоновской оккупации принимает участие в своеобразном протесте на использование французских слов в своей речи. Всех, кто не знает, «как это сказать по-русски», штрафуют. Оштрафованная Жюли Карагина жалуется, что у неё нет денег нанять учителя, чтобы учиться русскому языку, так как на улицах становится опасно говорить на французском языке.
    В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» в уста своего героя Чацкого автор вкладывает мысли о чрезмерном использовании французского языка в светском обществе:
    Здесь нынче тон каков
    На съездах, на больших, по праздникам приходским
    Господствует еще смешенье языков:
    Французского с нижегородским?
    На балу он упорно хочет доказать, как нелепо выглядит дворянство в глазах заезжего иностранца, который чувствует «себя здесь маленьким царьком; // Такой же толк у дам, такие же наряды».
    Прошли века, и сегодня мы не так используем иностранный язык в своей речи, но по-прежнему преклоняемся перед всем иностранным. И это подражательство принимает, как всегда, карикатурные формы. Подводя итог, хочется обратиться к автору, который считает, что «пусть иностранные слова лезут к нам и дальше, черной, скучной, неблагодарной работы в нашем языке хватит на всех».

  4. Какие проблемы могут быть в текстах на ЕГЭ по русскому языку?
    Проблема овладения тайнами языка (отражение языка в природных явлениях; можно ли постичь природу с помощью языка).
    Проблема отсутствия опыта общения с природой (каждому человеку необходимо непосредственное общение с природой).
    Проблема взаимоотношения человека и природы (человек разрушает дом, в котором живёт; человечество – “болезнь” планеты).
    Проблема духовной слепоты человека (жизнедеятельность человека, его поведение – реальная угроза нашей планете).
    Проблема охраны природы (то, что создано природой, – величайшее чудо).
    Проблема познания природы (природа прекрасна, но мы не замечаем этого).
    Проблема ответственности человека перед будущими поколениями (нельзя по-варварски относиться к природе).
    Проблема воздействия писательского слова на читателя (писатель должен хорошо знать то, о чём пишет).
    Проблема недостаточной изученности и освоенности просторов нашей страны (путешествовать по неизведанным местам – увлекательное занятие).
    Проблема неумения восхищаться красотой нетронутых и необжитых мест (понимание дикой, нетронутой красоты возможно лишь в моменты полного слияния с природой).
    Проблема усталости русского языка от социальных потрясений (мы плохо представляем, что такое народ и чем он живёт).
    Проблема изменения языка и причины этого (язык не может не изменяться, но это должно происходить постепенно и вести к совершенствованию, а не к деградации; в современном русском языке происходят слишком быстрые и, главное, чаще ненужные изменения; Язык отражает состояние общества, поэтому все негативные явления в языке можно изменить, только изменив ситуацию в обществе).
    Проблема порчи и оскудения русского языка (состояние нашего современного языка вызывает тревогу).
    Проблема засорения русского языка ненормативной лексикой (язык надо оберегать от засорения ненормативной лексики: жаргонизмы, вульгаризмы и т.д.).
    Проблема развития и сохранения русского языка (“слепое” использование заимствований приводит к искажению алфавита, разрушению слов, утрате культурных традиций).
    Проблема канцелярита (канцелярит – опасная болезнь нашей речи; штампы угнетают “ядро” языка).
    Проблема сохранения чистоты нашей речи (прививать бережное отношение к языку).
    Проблема ответственности и уважительного отношения к языку и собеседнику (бережное отношение к языку означает и уважительное отношение к собеседнику; каждый человек несёт ответственность за то, как он говорит и пишет на родном языке).
    Проблема связи языка с историей культуры, с историей страны.
    Проблема преподавания родного языка (наш язык должен быть таким же красивым и богатым, как наша жизнь; задача учителя – научить родному языку).
    Проблема отсутствия идеологии.
    Проблема исторической памяти (русский народ способен на великие подвиги).
    Проблема исторической памяти (как сохранить память о защитниках Вов, погибших во время Вов).
    Проблема исторической памяти (исторические документы не могут показать, как война отразилась в судьбах людей, их сознании, душе, а без этого непонятен весь трагизм и драматизм войны).
    Проблема солдатской судьбы (В судьбе солдата и трагизм, и величие: защищая родину, он может остаться неизвестным, но его подвиг стереть, забыть нельзя).
    Проблема мироощущения солдата на войне (люди остро ощущают грань между миром и войной: происходит переоценка ценностей: истинная ценность – мир, и это укрепляет мужество, волю к победе).
    Проблема мужества и стойкости солдата на войне (мужество и стойкость проявлялись в силе духа людей).
    Проблема духовности (необходимо ли современному человеку это понятие; что значит “жить духовной жизнью” в современную нам эпоху).
    Проблема истинного содержания духовности (не путать с другими понятиями: интеллигентностью, воспитанностью, образованностью – нет, это – сила духа стремление к добру правде красоте).
    Проблема духовности в искусстве (искусство должно быть духовным, и тогда человек сможет найти в нём собеседника, а также источник высоких стремлений).
    Проблема нравственного возрождения человека (любовь даёт человеку новую жизнь).
    Проблема искупления греха (чтобы искупить грех, человек должен нравственно очиститься, пройдя через страдание).
    Проблема доброты (что значит быть добрым человеком).
    Проблема культурного человека (какие качества образуют понятие “культурный человек”).
    Проблема верности принципам.
    Проблема нравственной прочности человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека: например, как ведут себя люди в очереди, в транспорте и т.д.).
    Проблема совести (что такое совесть).
    Проблема чинопочитания и угодливости (пренебрежение к людям более низкого достатка и служебного положения).
    Проблема дружбы (как найти друзей: для этого нужно созреть, самому уметь дружить – тогда и появятся друзья).
    Проблема дружбы и насмешки (совмещать умение дружить и видеть недостатки друга, не высмеивать!).
    Проблема чувства собственного достоинства (совместимы ли чувство собственного достоинства и самоуничижение).
    Проблема свободы (и тот, кто унижается, и тот, кто унижает, одинаково несвободны).
    Проблема чести (понятие чести – это умение защищать свои жизненные ценности, ценности своей семьи, своих близких, чистую совесть, честность, достоинство, благородство, невозможность лгать, клеветать, подличать).
    Проблема подвига (подвиги совершали во все времена; подвиг можно совершить в любой обстановке и при любых занятиях; победа над собой, над своей ленью, ограниченностью и пороками – это тоже подвиг).
    Проблема сохранения лучших качеств души в драматических обстоятельствах (что помогает человеку сохранить цельность своей души, остаться человеком в самых сложных обстоятельствах: верность призванию, любовь к людям, великие классические произведения).
    Проблема сложности человеческой жизни (можно ли прожить жизнь без ошибок; чем дольше живёт человек, тем больше он совершает ошибок, это неизбежно).
    Проблема воспитания культуры (воспитание культуры удерживает людей от безнравственных поступков, избавляет от пороков).
    Проблема ответственности человека за свои поступки (человек ответствен за всё происходящее с ним, за все последствия своих поступков).
    Проблема завышенной оценки своих возможностей (это может привести человека к крушению его планов и неблагоприятно повлиять на судьбы других людей).
    Проблема наследственности и воспитания (наследственность определяет лишь задатки, склонности человека, но только сам человек может развить то, что дано природой).
    Проблема роли детства в жизни человека (детство – “сердцевина” человеческой жизни, где проявляется суть человека).
    Проблема изучения иностранных языков (зачем люди изучают иностранные языки; что даёт знание большого количества языков).
    Проблема способностей человека (почему одни люди в состоянии изучить 2-3 языка (а то и более) иностранных языка, а другим и один оказывается не под силу; изучение иностранных языков является средством приобщения к ценностям других народов, познания их культуры).
    Проблема места матери в жизни человека (какое место занимает мать; меняется ли это место в течение жизни человека).
    Проблема материнской любви и нашего отношения к матерям (жертвенность материнского чувства естественна; очень часто мы бываем невнимательны к матерям; мы должны попросить прощение у своих матерей при их жизни, а не после их смерти).
    Проблема материнства (в чём суть материнства).
    Проблема патриотизма (что такое патриотизм).
    Проблема утраты патриотического сознания в современном обществе (почему родители молодых людей не хотят, чтобы их сыновья служили в армии; почему призывники изыскивают способы “откосить” от воинской службы; в чём причина утраты патриотического сознания в российском обществе).
    Проблема роли книги в истории человечества/ в жизни человека.
    Проблема роли чтения в жизни человека (что значит уметь читать; в чём смысл чтения).
    Проблема подвижничества русских писателей (книги о добре и зле создавались писателями, чья жизнь является примером служения людям).
    Проблема отношения к книгам: все ли книги надо читать и перечитывать.
    Проблема приобщения людей к чтению (какие книги развивают любовь к чтению).
    Проблема выбора книги для чтения (трудно ли выбрать книгу; как отличить хорошую, “живую” книгу от “литературного попкорна”).
    Проблема осознания современными молодыми людьми высокой духовной ценности книги (книга всегда была и будет источником познания мира, средством совершенствования внутреннего мира человека).
    Проблема человеческого страха (если осудят невиновного, то тем самым увековечат несправедливость).
    Проблема роли страха в жизни человека (страх сопровождает человека с детства; человек, лишённый страха, был бы страшен).
    Проблема природы страха (у страха есть своя иерархия; страху подвержен весь животный мир; страх и любовь всегда вместе).
    Проблема возвышения человека над страхом (человек может обрести бесстрашие во имя принципов, важных для людей).
    Проблема случайности и закономерности в жизни человека, его судьбе (обычный случай может изменить судьбу, но все случайности закономерны).
    Проблема воздействия шума на человека (шум, порождаемый человеком, мешает ему жить, оглушает его).
    Проблема культуры народа (культура народа – это сумма этических и эстетических ценностей; подлинную культуру может создать только творец, тот, кто создаёт гармонию и красоту, способствует миру в жизни).
    Проблема сохранения культуры (кем и почему уничтожается культура; высокую культуру уничтожают “цивилизованные вандалы” – люди, видящие в культуре лишь предмет зависти).
    Проблема сохранения культурного наследия (общество должно бережно относиться к памятникам прошлого, заботиться о том, чтобы эти памятники были сохранены).
    Проблема влияния городского ландшафта и городской архитектуры на человека (важно сохранить гармонию городского природного ландшафта и архитектуры, именно это вызывает в человеке чувство прекрасного, желание сохранить красоту).
    Проблема соответствия природы народу, который живёт на той или иной территории (пейзаж и ландшафт страны рассказывают об отношении общества к человеку, природе и во многом определяют представления человека о красоте).
    Проблема коммерциализации культуры (обилие дешёвых рекламных трюков для привлечения внимания потенциальных потребителей – свидетельство упадка общей культуры).
    Проблема национального менталитета (важнейший ориентир в воспитании – органичное соответствие поведения человека нормам национальной культуры; жажда обогащения и власти никогда не поощрялась русскими).
    Проблема национального характера русских (в нашем национальном характере “скрещиваются” противоположные черты, русские склонны к крайностям во всём; несчастье русских – в их легковерии).
    Проблема влияния фамилии на отношение к человеку (очень часто фамилия, как одежда, определяет отношение к человеку, который её носит, и должно пройти определённое время, чтобы это отношение изменилось).
    Проблема отношения человека к своей фамилии (человек нередко воспринимает свою фамилию как источник бесконечных неприятностей; недоброжелатели могут превратить фамилию в “оружие” против этого человека).
    Проблема ощущения родины (с чем связано ощущение родины у русского человека).
    Проблема тоски по родине (какое чувство испытывает человек, оказавшись вдали от родины; что помогает человеку пережить тоску).
    Проблема чувства родины (человек всё готов отдать за родину!).
    Проблема гуманизма в культуре (должна ли культура быть гуманистической; негуманистической культуры не должно существовать; подлинную культуру надо отличать от псевдокультуры).
    Проблема мастерства: в чём его секрет (великое творение не обязательно должно иметь большие размеры; творящему человеку, кроме замысла, ещё и смелость нужна).
    Проблема истинности литературного таланта (одна из главных причин появления литературного произведения – потребность что-то сказать людям).
    Проблема талантливого человека (каждый человек от рождения наделён каким-либо талантом; талант необходим в любой профессии; талант – дар природы, его нужно развивать).
    Проблема творчества и денег (можно творить ради денег).
    Проблема уничтожения человечества (человечеству угрожает три опасности – ядерная, экологическая и разрушение культуры; разрушение культуры, т.е. нарушение духовно-поведенческого аппарата, привело к первым двум; мы живём в мире парадоксов).
    Проблема обучения в школе (чему надо учить; в школе учащихся лишают возможности совершенствовать речь, мыслить).
    Проблема образования (нужно ли человеку получать образование, изучать науки).
    Проблема своевременного получения образования (насколько важно получить образование в молодости).
    Проблема духовного совершенствования человека (как образование связано с духовным развитием человека).
    Проблема влияния научной деятельности на жизнь и привычки человека (научная деятельность требует завидного терпения, упорства, смелости; она приносит человеку удовольствие и радость и помогает выжить в сложных жизненных обстоятельствах).
    Проблема красоты и её воздействия (не хлебом единым жив человек, есть что-то прекрасное, и оно вечно; красота спасёт мир).
    Проблема понимания красоты (как увидеть прекрасное: красоту надо уметь видеть и слышать).
    Проблема духовной “глухоты” и “слепоты” человека (постоянная смена пейзажа, состояния природы отражается на настроении людей, обогащает их эмоционально: нужно уметь видеть и слышать).
    Проблема человеческой индивидуальности (человек похож на всех остальных и то же время он индивидуален).
    Проблема выбора (всегда есть выбор в жизни: поступить по совести или вопреки ей).
    Проблема человеческого счастья: в чём его секрет (секрет счастья в умении видеть окружающий нас мир и не забывать о мире внутреннем).
    Проблема времени и его быстротечности (нехватка времени).
    Проблема использования времени (рациональному использованию времени могут помочь режим дня и его соблюдение).
    Проблема нестабильности нашей современной жизни (как сделать нашу жизнь стабильной и предсказуемой).
    Проблема познания и его роли в существовании человечества (стремление к познанию заложено в человеке, и оно сильнее любых страхов; познание доставляет человеку удовлетворение; познание происходит через творчество).
    Проблема массовой культуры (из человека можно сделать и человека, и зверя; массовая культура имеет право на сосуществование с классикой).
    Проблема назначения искусства (какое произведение можно считать произведением искусства).
    Проблема роли искусства в жизни человека (произведение искусства заставляет людей думать, пробуждает чувства, зовёт к действию).
    Проблема влияния телевидения на познавательную и творческую активность человека
    ( всеобщее увлечение телевизионными передачами формирует потребительское отношение к искусству и снижает познавательную и творческую активность человека).
    Проблема интереса людей к различным передачам (наибольший интерес – развлекательные программы).
    Проблема драматической судьбы неординарной личности (умная, искренняя личность в эпоху застоя обречена на непонимание, забвение).
    Проблема взросления (не в росте дело, а в ответственности за свои поступки).
    Проблема взаимоотношений человека и природы (должен ли человек сохранить природу, беречь её)
    Проблема взаимоотношений близких людей (отношения между родными)
    Проблема благодарности (умение благодарить людей)
    Проблема доверительного отношения к человеку (стоит ли слушать чужое мнение, надо самому научиться доверять людям, оценивая их поступки)

  5. Готовое сочинение ЕГЭ на тему: “Проблема отношения человека к языку”

    Текст к сочинению;
    Готовое сочинение;

    Проблема отношения человека к языку

    Неряшливость в одежде — это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски.
    В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щеголь стоит на грани смешного. Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идет, и в зависимости от возраста. Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом. «Профессорская» шляпа и черный строгий костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов.
    А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык еще в большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.
    Есть разного рода неряшливости в языке человека. Если человек родился и живет вдали от города и говорит на своем диалекте, в этом никакой неряшливости нет. Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся. Нравится их напевность, нравятся местные слова, местные выражения. Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка. Как-то в беседе со мной писатель Федор Александрович Абрамов сказал: «С русского Севера вывозили гранит для строительства Петербурга и вывозили слово — слово в каменных блоках былин, причитаний, лирических песен… «Исправить» язык былин — перевести его на нормы русского литературного языка — это попросту испортить былины».
    Иное дело, если человек долго живет в городе, знает нормы литературного языка, а сохраняет формы и слова своей деревни. Это может быть оттого, что он считает их красивыми и гордится ими. Это меня не коробит. Пусть он и окает и сохраняет свою привычную напевность. В этом я вижу гордость своей родиной — своим селом. Это не плохо, и человека это не унижает. Это так же красиво, как забытая сейчас косоворотка, но только на человеке, который ее носил с детства, привык к ней. Если же он надел ее, чтобы покрасоваться в ней, показать, что он «истинно деревенский», то это и смешно и цинично: «Глядите, каков я: плевать я хотел на то, что живу в городе. Хочу быть непохожим на всех вас!»
    Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, — распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. Это происходит полусознательно. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. Но та же самая подоплека лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно иронических выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего. Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.
    По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.
    Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности» (есть такое печальное явление в психологии некоторых слабых людей, но объяснять его сейчас я не имею возможности — это большой и особый вопрос).
    Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно — это надо, надо. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума…
    (Д.С. Лихачев)

  6. Аргументация собственного мнения по проблеме исходного текста
    Проблемы семьи и детства
    Проблема памяти о своих истоках, о своём детстве
    Образ Николеньки Иртеньева в повести Л.Н.Толстого«Детство»: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства. Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней?»
    Обращение к воспоминаниям о детских годах в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен…»:
    …И вижу я себя ребенком, и кругом
    Родные всё места: высокий барский дом
    И сад с разрушенной теплицей…
    Проблема значимости близких людей  в становлении личности подростка
    Роль бабушки в формировании характера Алеши в повести М.Горького «Детство».
    Роль бабушки в жизни подростка в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»
    Проблема отношения к детям
    Жестокое отношение к ребенку в рассказе Д.В.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик».
    Судьба подростка в рассказе М.Горького «Дед Архип и Ленька».
    Отношение пана Тыбурция к Валеку и Марусе и отношение пана судьи к Васе в повести В.Г.Короленко «Дети подземелья»
    Проблема старости
    Образ Катерины Ивановны,  «одной на целом белом свете», в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма».
    Образ Фирса в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»
    Проблема материнства и детства
    Будущее нации — в руках матерей. (О.Бальзак) Роман Альберта Лиханова «Никто». Образ подростка Коли Топоркова, воспитывающегося с трех лет в детском доме. «Не оставляйте, матери своих детей!»- пишет автор романа.
    Проблема отчего дома
    Семья Турбиных в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия».
    Тема отчего дома в творчестве С.Есенина:
    Низкий дом с голубыми ставнями
    Не забыть мне тебя никогда…
    Где любят нас — лишь там очаг родимый. (Д.Байрон)
    В.П. Астафьев «Людочка»
    Проблема отцов и детей
    Молодым кажется, что старики глупы, но старики-то знают, что молодые — дурачки!  (Агата Кристи)
    Никогда не показывайте, что вы умнее ребенка; почувствовав ваше превосходство, он, конечно, будет уважать вас за глубину мысли, но сам сейчас же молниеносно уйдет в себя, спрячется, как улитка в раковину. (А.Т.Аверченко).
    Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».
    Взаимоотношения между Андреем Болконским и его отцом в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
    Проблема семейного воспитания
    «Семейная тема» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» на примере семей Ростовых и Болконских
    Уродливое воспитание Митрофана в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
    Проблемы экологии
    Проблема восприятия человеком природы как живой материи
    Повесть В.П. Астафьева «Царь-рыба» – произведение, проникнутое страстной любовью к родной природе и негодованием по отношению к тем, кто своим равнодушием, жадностью, безумностью губит её.  Образ царь-рыбы символизирует саму природу. Браконьер Игнатьич в борьбе с осетром был стянут в воду гигантской рыбой, превратившись в пленника собственной добычи. Василий Белов писал: «Мы называем землю матерью, матушкой, кормилицей, поём ей гимны и славословим. Это лишь на словах. На деле мы поступаем с ней безнравственно и жестоко, мы давно забыли, что она живая. Как всё живое, она ждала милосердия. Но произошло отчуждение».
    Стихотворение М.Дудина «Берегите Землю»:
    Берегите Землю! Берегите
    Жаворонка в голубом зените,
    Бабочку на листьях повилики…
    Проблема загрязнения окружающей среды
    Во второй половине ХХ века нашли своего читателя публицистические статьи писателей С.Залыгина, В.Распутина, В.Астафьева о необходимости борьбы за чистоту окружающей среды Одна из статей В. Чивилихина  «Светлое око Сибири» посвящена проблеме загрязнения озера Байкал.
    Экологические проблемы широко освещаются на Экологическом портале Интернет.
    По данным ученых, ежегодно в мире в результате деятельности человека в атмосферу поступает 25,5 млрд. т оксидов углерода, 190 млн. т оксидов серы, 65 млн. т оксидов азота, 1,4 млн. т фреонов, органические соединения свинца, углеводороды, в том числе канцерогенные, большое количество твердых частиц (пыль, копоть, сажа)
    В.П. Астафьев «Людочка»
    Проблема уничтожения природных богатств.
    Проблема ответственности перед будущими поколениями за сохранение природы
    В повести В.Г.Распутина «Прощание с Матерой» раскрывается проблема уничтожения острова. Самый яркий эпизод повести – борьба «пожогщиков» с «царским лиственеем» – убеждает нас в том, что природа  неподвластна человеку, но варварское отношение к ней приводит к непоправимым последствиям.
    Социальные проблемы
    Проблема несправедливости социального устройства общества
    «У сильного всегда бессильный виноват»,- пишет И.А.Крылов в басне «Волк и Ягненок».
    В повести Н.В. Гоголя «Шинель» раскрывается образ чиновника, тщетно пытающегося вернуть свою шинель. «Значительное лицо» противопоставлено бедному чиновнику Акакию Акакиевичу Башмачкину.
    Проблема взаимоотношения между народом  властью, между человеком и  и властью
    Это проблема тоталитарного государства. Период сталинских репрессий. А.Т. Твардовский. «По праву памяти», А.А.Ахматова. Поэма «Реквием»
    Проблема подчинения личности государству
    Евгений Замятин в романе-антиутопии «Мы» показал, к каким последствиям может привести неограниченная власть в условиях тоталитарного общества, которое создает мощную систему идеологической обработки населения, манипулирования массовым сознанием. Это лишенные индивидуальности  люди с атрофированными чувствами, воспитанные вне семьи дети…
    Анатолий Рыбаков. Роман «Дети Арбата».
    А.Солженицын. Роман «В круге первом».
    Проблема борьбы чувства и долга
    Ю. Левитанский. «Каждый выбирает для себя…»:
    Каждый выбирает для себя
    женщину, религию, дорогу.
    Дьяволу служить или пророку –
    каждый выбирает для себя.
    А.С.Пушкин. Повесть «Капитанская дочка». Образ Петра Гринева
    Проблема нравственной прочности человека
    Образ Матрены в рассказе «Матрёнин двор» А.И. Солженицына.
    Образ Дарьи в повести В.Г.Распутина «Прощание с Матерой»
    Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом
    А.А.Блок в стихотворении «Когда толпа вокруг кумирам рукоплещет…» писал :
    Затянут в бездну гибели сердечной,
    Я – равнодушный серый нелюдим…
    Толпа кричит – я хладен бесконечно,
    Толпа зовет – я нем и недвижим.
    М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Дума»представил типичный портрет человека своего времени, безразличного ко всему:
    К добру и злу постыдно равнодушны,
    В начале поприща мы вянем без борьбы;
    Перед опасностью позорно малодушны
    И перед властию презренные рабы.
    Образ Ильи Ильича Обломова в романе И.А. Гончарова.
    Образы ночлежников в пьесе М. Горького «На дне»
    Проблема исторической памяти
    Поэма А.А.Ахматовой «Реквием»:
    Нет! и не под чуждым небосводом
    И не под защитой чуждых крыл –
    Я была тогда с моим народом,
    Там, где мой народ, к несчастью, был.
    М.Ю. Лермонтов. «Бородино».
    Два чувства дивно близки нам —
    В них обретает сердце пищу:
    Любовь к родному пепелищу,
    Любовь к отеческим гробам.   (А.С.Пушкин)
    Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:
    «Будем знать историю – историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. Это ведь четвертое, очень важное измерение мира».
    «Вся страна – это грандиозный культурный ансамбль. Он должен быть сохранен в своем поразительном богатстве. Воспитывает не только историческая память в своем городе и в своем селе – воспитывает человека его страна в ее целом».
    Проблема отношения к искусству
    Н.В. Гоголь. «Портрет».
    А.С.Пушкин. «Поэту»:
    Поэт! не дорожи любовию народной.
    Восторженных похвал пройдет минутный шум;
    Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:
    Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
    Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:
    «Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека. И снова повторяю: оно делает его добрее, а следовательно, счастливее».
    Проблема толерантности: терпимого отношения к людям иной веры или национальности, людям, не таким, как все
    Отношение к пленному французскому мальчику в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
    ООН по инициативе ЮНЕСКО объявила 1995 год Международным годом толерантности. На протяжении всего года вопросы терпимости, разнообразия культур, различия между людьми стали предметом обсуждения более чем на 50 региональных и международных конференциях. Итог года – принятие Декларации принципов толерантности.
    Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершенном, тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом.  (А.Дюма-отец)
    Д.С.Лихачев писал: «Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям»
    Проблема отверженных людей
    Отношение одноклассников к Лене Бессольцевой в повести  В. Железникова «Чучело».
    Ф.М.Достоевский. «Бедные люди»
    Нравственные проблемы
    Проблема милосердия.
    «Экое страдание!»- воскликнула Соня Мармеладова, услышав признание Раскольникова. В ее словах раскрывается истинное милосердие…
    «Надо, чтобы за дверью  каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком  и  постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…» – так писал в рассказе «Крыжовник» А.П.Чехов.
    Г.Троепольский. «Белый Бим Черное ухо»
    Проблема любви
    …Вольнее птицы младость.
    Кто в силах удержать любовь?
    Чредою всем дается радость;
    Что было, то не будет вновь.         (А.С.Пушкин)
    Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих. (Ф.М.Достоевский)
    Ты — женщина, и этим ты права.   (В.Я.Брюсов)
    Речи знакомые — новы опять,
    Если любовью согреты.            (В.Я.Брюсов)
    Поиски разнообразия в любви — признак бессилия. (О.Бальзак)
    Любовь — глубокой нежности полна,
    В соблазнах, в горестях закалена.
    Крепка в разлуке, вдалеке горда,
    Все та же — чудо — долгие года.   (Д.Байрон)
    А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
    Проблема ревности
    Ревность — это искусство причинять себе еще больше зла, чем другим.       (А.Дюма-сын)
    Ревность у мужчины складывается из эгоизма, доведенного до чертиков, из самолюбия, захваченного врасплох, и раздраженного ложного тщеславия. (О.Бальзак)
    М.Ю.Лермонтов. Драма «Маскарад»
    Проблема сострадания
    Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования.  (Ф.М.Достоевский)
    Раны от любви если не всегда убивают, то никогда не заживают. (Д.Байрон)
    Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети».
    Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
    Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:
    «В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития».
    Проблема бездушия
    Рассказ Е.И.Носова «Кукла» повествует о проблемах,  которые должны волновать всех. Безразличное и изуверское отношение людей к вещам не замедлит перейти в жестокость по отношению к окружающим людям.
    Стихотворение К. Случевского «Кукла»:
    Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,
    Стукнулась глухо о землю и навзничь упала…
    Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала
    Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,
    Руки раскинула, ясные очи закрыла…
    На человека ты, кукла, вполне походила!
    Рассказ Л.Андреева «Кусака» о бездушном отношении к животным и людям.
    В.П. Астафьев «Людочка»
    Проблема труда
    Лишь трудом и борьбой достигается самобытность и чувство собственного достоинства. (Ф.М.Достоевский)
    Нет счастья в бездействии. (Ф.М.Достоевский)
    Образ Евгения Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
    Не позволяй душе лениться!
    Чтоб в ступе воду не толочь,
    Душа обязана трудиться
    И день и ночь, и день и ночь! (Н.А.Заболоцкий)
    Проблема индивидуализма
    Кто легко склонен терять уважение к другим, тот прежде всего не уважает себя. (Ф.М.Достоевский)
    М.Горький. «Старуха Изергиль». Образ Ларры.
    Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:
    «Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы».
    Проблема совести
    «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»! – эти слова Бориса Годунова очень точно выражают душевные страдания людей, совершивших преступления.
    Образ Родиона Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
    Образ Иудушки Головлева в романе М.Е.Салтыкова-Щедрина  «Господа Головлевы»
    Проблема бездуховности.
    Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:
    «…В чисто формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знакомым, к музыке, к искусству нет этой «духовной культуры». Это и есть «бездуховность» – жизнь механизма, ничего не чувствующего, неспособного любить, жертвовать собой, иметь нравственные и эстетические идеалы».
    Н.В.Гоголь «Старосветские помещики», «Мертвые души»
    Проблема нравственного выбора
    Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:
    «Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека».
    Василь Быков. Повесть «Сотников»
    Проблема внутренней культуры человека
    Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:
    «Все, о чем я разговариваю с молодыми читателями в этой книге, – призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью, к красоте здоровья».
    Образ Марьи Болконской в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
    Проблема счастья
    Глупое сердце, не бейся!
    Все мы обмануты счастьем… (С.Есенин)
    Счастье… обширно и многогранно; лишенный возможности быть счастливым в одном, найдет свое счастье в другом. (Л.Н.Андреев)
    Аркадий Гайдар в рассказе «Чук и Гек» писал:
    «Что такое счастье, каждый понимал по-своему, но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную, счастливую землю, которая зовется Советской страной».
    Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:
    «Давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими привязанности, любящими глубоко и серьезно что-то значительное, умеющими жертвовать собой ради любимого дела и любимых людей».
    Проблема правды и лжи
    Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:
    «…Будьте правдивы. Стремящийся обмануть других прежде всего обманывается сам. Он наивно думает, что ему поверили, а окружающие на самом деле были просто вежливы. Но ложь всегда выдает себя, ложь всегда «чувствуется», и вы не только становитесь противны, хуже – вы смешны».
    М.Горький. Образы Луки и Сатина в пьесе «На дне»
    Проблема гуманного отношения к человеку
    Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:
    «В разговоре с другими умейте слушать, умейте помолчать, умейте пошутить, но редко и вовремя. Занимайте собой как можно меньше места».
    «Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому…»
    Образ Луки в пьесе М.Горького «На дне»
    Проблема чести и долга
    А.С.Пушкин. Повесть «Капитанская дочка».
    Петр Гринев свято исполнил наказ его отца: «Береги платье снову, а честь смолоду»
    Проблема самовоспитания
    Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»: «Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь…»
    Евгений Базаров в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» говорит, что человек сам себя воспитать должен.
    Проблема чести и совести
    Наша совесть — судья непогрешимый, пока мы не убили ее. (О.Бальзак)
    Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:
    «Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне…»
    Философские проблемы
    Проблема добра и зла
    Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:
    «…Злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить…»
    «… зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека, с мучительным чувством зависти, с еще более мучительным чувством недоброжелательности, с недовольством своим положением в обществе, с вечной, съедающей человека злобой, разочарованием в жизни. Злой человек казнит себя своею злобою. Он погружает в тьму прежде всего самого себя».
    А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери»
    Проблема истины и лжи
    Ложь перед самим собою — это наиболее распространенная и самая низкая форма порабощения человека жизнью. (Л.Н.Андреев)
    Тьмы низких истин мне дороже
    Нас возвышающий обман.
    А.С.Пушкин. Стихотворение «Герой»
    Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» . Образы Иешуа и Понтия Пилата
    Проблема жизни и смерти
    Дар напрасный, дар случайный,
    Жизнь, зачем ты мне дана?
    А.С.Пушкин
    Жизнь любит иногда подшутить и посмеяться даже над смертью. (А.Т.Аверченко)
    Размышления перед смертью Андрея Болконского в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» и Евгения Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
    Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:
    «Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем… А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью».
    Проблема жизнелюбия
    Сверкает жизнь везде, грохочет жизнь повсюду!
    Бросаюсь в глубь веков, — она горит на дне…
    Бегу на высь времен, — она кричит мне: буду!
    Она над всем, что есть; она во всем, во мне! (В.Я.Брюсов)
    Образ Василия Теркина в поэме А.Твардовского «Василий Теркин»
    Проблема поиска «смысла жизни правды”
    Правда — точно горькое питье, неприятное на вкус, но зато восстанавливающее здоровье.         (О.Бальзак)
    Н.С.Лесков. «Очарованный странник».
    Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».
    Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»: «Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание»
    Проблема жадности
    А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь».
    Образ Плюшкина в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
    Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:
    «Жадность – это забвение собственного достоинства, это попытка поставить свои материальные интересы выше себя, это душевная кособокость, жуткая направленность ума, крайне его ограничивающая…»
    Проблема зависти
    Зависть — один из наиболее действенных элементов ненависти. (О.Бальзак)
    А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери».
    Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:
    Зависть – «ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует. Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе свои собственные индивидуальные склонности, свою собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой…»
    Проблема обидчивости
    Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:
    «…Излишняя обидчивость – признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. Будьте умны».
    «В отношении обидчивых людей надо быть особенно внимательными. Обидчивость ведь очень мучительная черта характера».
    Василий Шукшин. Рассказ «Обида».
    Н.В.Гоголь «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
    Проблема веры и надежды
    Если жизнь тебя обманет,
    Не печалься, не сердись!
    В день уныния смирись:
    День веселья, верь, настанет.  (А.С.Пушкин)
    Проблема умения спорить
    Стыдить лжеца, шутить над дураком
    И спорить с женщиной — все то же,
    Что черпать воду решетом:
    От сих троих избавь нас, Боже!.. (М.Ю.Лермонтов)
    Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:
    «…Нет ничего красивее в споре, как спокойно, в случае необходимости, признать полную или частичную правоту противника. Этим вы завоевываете уважение окружающих. Этим вы как бы призываете к уступчивости и своего противника, заставляете его смягчить крайности своей позиции».
    Проблема уныния
    Грусть — жестокий властелин.   (М.Ю.Лермонтов)
    Все это было бы смешно,
    Когда бы не было так грустно. (М.Ю.Лермонтов)
    Грубым дается радость.
    Нежным дается печаль.       (С.Есенин)
    В.А.Жуковский. Поэма «Людмила»
    Проблема невежества, отсутствия интереса к знаниям
    Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:
    «Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни».
    Образы Простаковой и Митрофана  в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
    Проблема отрицательного воздействия отвлеченной идеи
    Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:
    «Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна.
    Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании». Главное действующее лицо этого произведения – Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение. Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано».
    В.Г.Короленко. Рассказ «Чудная»
    Проблема сверхличности (эгоцентризма)
    Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:
    «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль». Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно».
    Образ Ларры в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»
    Проблема дружбы
    Себялюбие — яд для дружбы. (О.Бальзак)
    Но дружбы нет и той меж нами.
    Все предрассудки истребя,
    Мы почитаем всех нулями,
    А единицами — себя.
    А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
    Проблема национализма
    Национализм — детская болезнь, корь человечества.
    А. Эйнштейн
    Публицистические статьи:
    Сергей Сергеев, главный редактор журнала “Москва”  – «Нация в русской истории. … Исторические смыслы русского национализма».
    Академик Сахаров А.Н. – «Основные этапы и особенности русского национализма»
    Проблема патриотизма
    Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может. (Д.Байрон)
    Произведения о Великой Отечественной войне:
    К.Воробьев «Убиты под Москвой».
    Ю.Бондарев. «Горячий снег».
    Б.Васильев «А зори здесь тихие»
    Проблема одиночества
    К.Г. Паустовский «Телеграмма»
    Проблема ненависти
    В. Распутин «Живи и помни»
    Ненависть — месть труса за испытанный им страх.         (Джордж Бернард Шоу)
    Проблема счастья
    Поверь мне — счастье только там,
    Где любят нас, где верят нам.    (М.Ю.Лермонтов)
    И.А.Бунин. Стихотворение «Вечер»:
    О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
    А счастье всюду. Может быть, оно –
    Вот этот сад осенний за сараем
    И чистый воздух, льющийся в окно.
    Проблема трусости
    Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». В нем трусость названа самым страшным пороком человека. Понтий Пилат за малодушие был обречен на одинокое существование.
    Проблема стремления к справедливости
    Высшая и самая характерная черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда ее.         (Ф.М.Достоевский)
    Как бы хорошо человек ни говорил, помните: когда он говорит слишком много, то в конце концов скажет глупость. (А.Дюма-отец)
    А.С.Пушкин. Повесть «Капитанская дочка»
    Проблема верности
    Коль гореть, так уж гореть сгорая… (С.Есенин)
    Татьяна Ларина, по-прежнему любящая Евгения Онегина, став замужней дамой, хранит верность мужу. Она говорит Онегину:
    Но я другому отдана
    И буду век ему верна.
    Проблема самообладания
    В грозы, в бури,
    В житейскую стынь,
    При тяжелых утратах
    И когда тебе грустно,
    Казаться улыбчивым и простым —
    Самое высшее в мире искусство.    (С.Есенин)
    Информационно-коммуникативные проблемы
    Проблема развития русского языка
    Верь в звук слов:
    Смысл тайн — в них… (В.Я.Брюсов)
    Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»: «Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе».
    Проблема отношения к родному языку
    Ржавеет золото и истлевает сталь,
    Крошится мрамор. К смерти все готово.
    Всего прочнее на земле — печаль
    И долговечней — царственное слово. (А.А.Ахматова)
    А.А.Ахматова. Стихотворение «Клятва»:
    Не страшно под пулями мертвыми лечь,
    Не горько остаться без крова,-
    И мы сохраним тебя, русская речь,
    Великое русское слово.
    И.С. Тургенев. «Русский язык».
    Н.Рерих. «Русский язык»:
    “Прекрасен русский язык. И на нем скажут лучшие мысли о будущем”.
    Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:
    «Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому ученому, инженеру, экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего о точности мысли».
    Проблема языкового бескультурья
    Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:
    «Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, – распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе».
    Проблема массовой культуры
    Служенье муз не терпит суеты;
    Прекрасное должно быть величаво. (А.С.Пушкин)
    Проблема отсутствия интереса к чтению
    Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.  (Ф.М.Достоевский)
    Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:
    «Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все – она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь».
    Проблема отношения к науке
    Наука не является и никогда не будет являться законченной книгой. Каждый важный успех приносит новые вопросы. Всякое развитие обнаруживает со временем все новые и более глубокие трудности.                                                А.Эйнштейн  Наука никогда не решает вопроса, не поставив при этом десятка новых.
    Владимир Дудинцев. Роман «Белые одежды»: о верности ученых-селекционеров своему долгу.
    Примеры из жизни великих ученых.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *