Как и все произведения Л. Н. Толстого, трилогия “Детство. Отрочество. Юность” явилась, по сути, воплощением большого количества замыслов и начинаний. В ходе работы над произведением писатель тщательно оттачивал каждую фразу, каждую сюжетную комбинацию, старался подчинить все художественные средства четкому следованию общей идее. В тексте толстовских произведений важно все, мелочей нет. Каждое слово употреблено не случайно, каждый эпизод продуман.
Главной целью Л. Н. Толстого становится показ развития человека как личности в пору его детства, отрочества и юности, то есть в те периоды жизни, когда человек наиболее полно ощущает себя в мире, свою нерасторжимость с ним, и затем, когда начинается отделение себя от мира и осмысление окружающей его среды. Отдельные повести составляют трилогию, действие же в них происходит согласно идее, сначала в усадьбе Иртеньевых (“Детство”), затем мир значительно расширяется (“Отрочество”). В повести “Юность” тема семьи, дома звучит во много раз приглушеннее, уступая место теме взаимоотношений Николеньки с внешним миром. Не случайно со смертью матери в первой части разрушается гармония отношений в семье, во второй — умирает бабушка, унося с собой огромную моральную силу, и в третьей — папа вторично женится на женщине, у которой даже улыбка всегда одинаковая. Возвращение прежнего семейного счастья становится совершенно невозможным. Между повестями существует логическая связь, оправданная прежде всего логикой писателя: становление человека хоть и разделяется на определенные стадии, однако непрерывно на самом деле.
Повествование от первого лица в трилогии устанавливает связь произведения с литературными традициями того времени. Кроме того, оно психологически сближает читателя с героем. И наконец, такое изложение событий указывает на некоторую степень автобиографичности произведения. Впрочем, нельзя сказать, что автобиографичность явилась наиболее удобным способом воплотить некий замысел в произведении, так как именно она, судя по высказываниям самого писателя, не позволила осуществить первоначальную идею. Л.Н. Толстой задумывал произведение как тетралогию, то есть хотел показать четыре этапа развития человеческой личности, но философские взгляды самого писателя в ту пору не укладывались в рамки сюжета. Почему же все-таки автобиография? Дело в том, что, как сказал Н. Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой “чрезвычайно внимательно изучал типы жизни человеческого духа в самом себе”, что давало ему возможность “написать картины внутренних движений человека”. Однако важно то, что в трилогии фактически два главных героя: Николенька Иртеньев и взрослый человек, вспоминающий свое детство, отрочество, юность. Сопоставление взглядов ребенка и взрослого индивида всегда было объектом интересов Л. Н. Толстого. Да и дистанция во времени просто необходима: Л. Н. Толстой писал свои произведения обо всем, что в данный момент его волновало, а значит, в трилогии должно было найтись место для анализа русской жизни вообще.
Каждая главасодержит в себе определенную мысль, эпизод из жизни человека.
Жизнь подростка очень сложна. Это трудный возраст, в котором стоит ожидать много проблем. С ними очень тяжело справиться одному. Большинство взрослых людей говорят, что жизнь подростка легка, потому что они живут в доме родителей, где их материально поддерживают. Но это не так, потому что помимо этого, у подростков очень много трудностей.Проблемой, в данном возрасте, является непонимание между ребенком и родителями. В большинстве случаев подростки просто хотят казаться взрослыми и поэтому ведут себя агрессивно и выражают протест. Они не хотят подчиняться своим предкам, потому что считают себя взрослыми. Я считаю, родители должны беседовать с ребенком и поддерживать его во всех начинаниях, чтобы он чувствовал свою значимость в жизни.Еще одна из самых важных проблем подростков – образование. Не каждый может определиться с будущей профессией. Данная ситуация вызывает множество размышлений и споров с родителями. Мне кажется, родители не должны настаивать на определенном решении. Необходимо предложить ребенку варианты, а выбирать только ему. Потому что, если отец или мама скажет, что их чадо будет учиться там, где хотят они- возникнет конфликт. Также, одной из важных проблем является внешний вид подростка. Многие девочки в этом возрасте считают, что они не красивы, имеют лишний вес. Именно поэтому они сидят на диете и наносят на свое лицо кучу косметики. В таком случае, маме нужно поговорить со своей дочерью и объяснить ей, что она красива, чтобы дочь поверила в это и перестала худеть.Подростковый возраст несет за собой жестокость и боль. Именно в этом возрасте многие встречают свою первую любовь. Чтобы чувства были взаимны, они готовы сделать огромное количество необдуманных поступков, чтобы доказать свою любовь. Личная жизнь должна быть у каждого. Она влияет на поведение, характер, поступки и, конечно же, на учебу. Обычно, родители против отношений в этом возрасте. Многие подростки часто слышат подобную фразу: «Сначала отучись, а потом уже люби». Родители не понимают своих детей. Они отказываются слышать о том, что их ребенку нравится противоположный пол. Я считаю, каждый человек имеет право на личную жизнь. У каждого взрослого человека, в свое время, была первая любовь. Может быть, к сожалению, она закончилась еще в далёкой юности, а может, идет рядом спустя многие годы. Поэтому, подросткам свойственно влюблять и ошибаться.В заключение, хотелось бы сказать, что у каждого подростка свои проблемы, но в большинстве случаев они схожи. Чтобы справиться с трудностями, необходимо разговаривать о них с людьми, которым ты доверяешь, чтобы тебе дали совет.
Сам автор выступает здесь в роли психолога. Он скрупулезно исследуетповедение ребенка в различные моменты его жизни. Другой эпизод сНиколенькой внешне не связан с первым, но внутренняя психологическаясвязь усматривается. Николенька возвращается с охоты и решает нарисоватьвсе, что он видел за прошедший день. Но так как у него была толькосиняя краска, он очень живо изобразил синего мальчика верхом на синейлошади и синих собак. У мальчика прекрасное настроение, он любуетсясвоими синими творениями, но вдруг ему в голову приходит мысль: а бываютли синие зайцы? Спросив об этом у отца и получив утвердительный ответ,Николенька нарисовал синего зайца, но переделал его в синий куст, а изкуста сделал синее дерево, потом вместо дерева — облака и так далее. Всеэто в конце концов разозлило его, и он порвал рисунки. Почему возниклона этот раз раздражение? Ведь сначала мальчик нарисовал синих собак, иони ему понравились. Все просто: когда мальчик отдавался творческомупроцессу, ни о чем не думая, перед ним не вставало никаких вопросов, нотолько он начал исследовать творческий процесс, как сразу же возниклораздражение. Толстой как бы говорит, что непосредственность живогочувства всегда гармоничнее холодного, рассудочного отношения к жизни.Детям непосредственность присуща от рождения, но по мере взросления этотдар у многих людей пропадает. Толстой часто обращается к анализу этогомомента. Например, когда он описывает детские игры, происходит похожаяситуация: дети сели на землю и, вообразив, что они плывут на лодке,стали “грести”. Лишь брат Николеньки Володя сидел неподвижно. Когда емусделали замечание, он сказал, что это все ерунда и что от того, большеили меньше они будут махать руками, ничего не изменится. Вроде бы Володябыл прав, но согласиться с ним — значит испортить всю игру. Главазаканчивается так: “Ежели судить по-настоящему, то игры никакой небудет. А игры не будет, что же тогда останется?” Действительно, холодныйрассудок показывает, что синих зайцев не бывает, что, сидя на траве иразмахивая руками, никуда не уплывешь, а шапочка и халат Карла Ивановичаи в самом деле не так уж привлекательны. Но в любви, доброте и фантазииесть истина, украшающая нашу жизнь.
Я заметил, чтомаленький герой Толстого побеждает раздражение к миру своей любовью кокружающим его людям. А эти люди своей ответной любовью к Николенькепомогают ему преодолеть различные временные отрицательные эмоции, как,например, в случае с мухой.
После выхода второйчасти трилогии — “Отрочество” Н.Г.Чернышевский писал: “Чрезвычайнаянаблюдательность, тонкий анализ душевных движений, отчетливость и поэзияв картинах природы, изящная простота — отличительная черта талантаграфа Толстого”.
У меня создалось впечатление, чтовсе шесть лет из жизни Николеньки Иртеньева прошли перед глазами(читатель знакомится с мальчиком, когда ему исполняется 10 лет, арасстается, когда ему 16), однако в трилогии нет последовательного, деньза днем, описания жизни героев. Это рассказ всего о нескольких, нозначительных эпизодах.
Так, в “Отрочестве” авторповествует о самых грустных в жизни Николеньки сутках, когда он получилединицу, нагрубил учителю, открыл портфель отца и сломал ключ. Толстойподробно рассказывает на протяжении шести глав, как герой был наказан ичем закончилось его наказание.
В “Юности” особенновыделены три дня: день после поступления в университет, следующий заним, когда Николенька делает визиты, а затем посещение им семьиНехлюдовых.
Николенька и Нехлюдов открывают новыйнравственный закон. Но исправить все человечество оказалось оченьтрудным, потому что даже искренние и настойчивые попыткисамосовершенствования чаще всего терпели неудачу. За всеми этимивозвышенными понятиями нередко скрывалось обыкновенное тщеславие,самолюбование, высокомерие.
По-моему, последняячасть трилогии больше посвящена не метаниям героев, а попытке авторадоказать самому себе возможность нравственного совершенствования.
Вюности Николенька постоянно с переменным успехом играет какую-нибудьроль. То роль влюбленного с оглядкой на прочитанные им романы, то —философа, так как в свете его мало замечали, а задумчивостью можно былозамаскировать свой неуспех, то — большого оригинала. Все это отодвигалона задний план его настоящие чувства и мысли.
Как и все произведения Л. Н. Толстого, трилогия “Детство. Отрочество. Юность” явилась, по сути, воплощением большого количества замыслов и начинаний. В ходе работы над произведением писатель тщательно оттачивал каждую фразу, каждую сюжетную комбинацию, старался подчинить все художественные средства четкому следованию общей идее. В тексте толстовских произведений важно все, мелочей нет. Каждое слово употреблено не случайно, каждый эпизод продуман.
Главной целью Л. Н. Толстого становится показ развития человека как личности в пору его детства, отрочества и юности, то есть в те периоды жизни, когда человек наиболее полно ощущает себя в мире, свою нерасторжимость с ним, и затем, когда начинается отделение себя от мира и осмысление окружающей его среды. Отдельные повести составляют трилогию, действие же в них происходит согласно идее, сначала в усадьбе Иртеньевых (“Детство”), затем мир значительно расширяется (“Отрочество”). В повести “Юность” тема семьи, дома звучит во много раз приглушеннее, уступая место теме взаимоотношений Николеньки с внешним миром. Не случайно со смертью матери в первой части разрушается гармония отношений в семье, во второй — умирает бабушка, унося с собой огромную моральную силу, и в третьей — папа вторично женится на женщине, у которой даже улыбка всегда одинаковая. Возвращение прежнего семейного счастья становится совершенно невозможным. Между повестями существует логическая связь, оправданная прежде всего логикой писателя: становление человека хоть и разделяется на определенные стадии, однако непрерывно на самом деле.
Повествование от первого лица в трилогии устанавливает связь произведения с литературными традициями того времени. Кроме того, оно психологически сближает читателя с героем. И наконец, такое изложение событий указывает на некоторую степень автобиографичности произведения. Впрочем, нельзя сказать, что автобиографичность явилась наиболее удобным способом воплотить некий замысел в произведении, так как именно она, судя по высказываниям самого писателя, не позволила осуществить первоначальную идею. Л.Н. Толстой задумывал произведение как тетралогию, то есть хотел показать четыре этапа развития человеческой личности, но философские взгляды самого писателя в ту пору не укладывались в рамки сюжета. Почему же все-таки автобиография? Дело в том, что, как сказал Н. Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой “чрезвычайно внимательно изучал типы жизни человеческого духа в самом себе”, что давало ему возможность “написать картины внутренних движений человека”. Однако важно то, что в трилогии фактически два главных героя: Николенька Иртеньев и взрослый человек, вспоминающий свое детство, отрочество, юность. Сопоставление взглядов ребенка и взрослого индивида всегда было объектом интересов Л. Н. Толстого. Да и дистанция во времени просто необходима: Л. Н. Толстой писал свои произведения обо всем, что в данный момент его волновало, а значит, в трилогии должно было найтись место для анализа русской жизни вообще.
Каждая главасодержит в себе определенную мысль, эпизод из жизни человека.
Жизнь подростка очень сложна. Это трудный возраст, в котором стоит ожидать много проблем. С ними очень тяжело справиться одному. Большинство взрослых людей говорят, что жизнь подростка легка, потому что они живут в доме родителей, где их материально поддерживают. Но это не так, потому что помимо этого, у подростков очень много трудностей.Проблемой, в данном возрасте, является непонимание между ребенком и родителями. В большинстве случаев подростки просто хотят казаться взрослыми и поэтому ведут себя агрессивно и выражают протест. Они не хотят подчиняться своим предкам, потому что считают себя взрослыми. Я считаю, родители должны беседовать с ребенком и поддерживать его во всех начинаниях, чтобы он чувствовал свою значимость в жизни.Еще одна из самых важных проблем подростков – образование. Не каждый может определиться с будущей профессией. Данная ситуация вызывает множество размышлений и споров с родителями. Мне кажется, родители не должны настаивать на определенном решении. Необходимо предложить ребенку варианты, а выбирать только ему. Потому что, если отец или мама скажет, что их чадо будет учиться там, где хотят они- возникнет конфликт. Также, одной из важных проблем является внешний вид подростка. Многие девочки в этом возрасте считают, что они не красивы, имеют лишний вес. Именно поэтому они сидят на диете и наносят на свое лицо кучу косметики. В таком случае, маме нужно поговорить со своей дочерью и объяснить ей, что она красива, чтобы дочь поверила в это и перестала худеть.Подростковый возраст несет за собой жестокость и боль. Именно в этом возрасте многие встречают свою первую любовь. Чтобы чувства были взаимны, они готовы сделать огромное количество необдуманных поступков, чтобы доказать свою любовь. Личная жизнь должна быть у каждого. Она влияет на поведение, характер, поступки и, конечно же, на учебу. Обычно, родители против отношений в этом возрасте. Многие подростки часто слышат подобную фразу: «Сначала отучись, а потом уже люби». Родители не понимают своих детей. Они отказываются слышать о том, что их ребенку нравится противоположный пол. Я считаю, каждый человек имеет право на личную жизнь. У каждого взрослого человека, в свое время, была первая любовь. Может быть, к сожалению, она закончилась еще в далёкой юности, а может, идет рядом спустя многие годы. Поэтому, подросткам свойственно влюблять и ошибаться.В заключение, хотелось бы сказать, что у каждого подростка свои проблемы, но в большинстве случаев они схожи. Чтобы справиться с трудностями, необходимо разговаривать о них с людьми, которым ты доверяешь, чтобы тебе дали совет.
Сам автор выступает здесь в роли психолога. Он скрупулезно исследуетповедение ребенка в различные моменты его жизни. Другой эпизод сНиколенькой внешне не связан с первым, но внутренняя психологическаясвязь усматривается. Николенька возвращается с охоты и решает нарисоватьвсе, что он видел за прошедший день. Но так как у него была толькосиняя краска, он очень живо изобразил синего мальчика верхом на синейлошади и синих собак. У мальчика прекрасное настроение, он любуетсясвоими синими творениями, но вдруг ему в голову приходит мысль: а бываютли синие зайцы? Спросив об этом у отца и получив утвердительный ответ,Николенька нарисовал синего зайца, но переделал его в синий куст, а изкуста сделал синее дерево, потом вместо дерева — облака и так далее. Всеэто в конце концов разозлило его, и он порвал рисунки. Почему возниклона этот раз раздражение? Ведь сначала мальчик нарисовал синих собак, иони ему понравились. Все просто: когда мальчик отдавался творческомупроцессу, ни о чем не думая, перед ним не вставало никаких вопросов, нотолько он начал исследовать творческий процесс, как сразу же возниклораздражение. Толстой как бы говорит, что непосредственность живогочувства всегда гармоничнее холодного, рассудочного отношения к жизни.Детям непосредственность присуща от рождения, но по мере взросления этотдар у многих людей пропадает. Толстой часто обращается к анализу этогомомента. Например, когда он описывает детские игры, происходит похожаяситуация: дети сели на землю и, вообразив, что они плывут на лодке,стали “грести”. Лишь брат Николеньки Володя сидел неподвижно. Когда емусделали замечание, он сказал, что это все ерунда и что от того, большеили меньше они будут махать руками, ничего не изменится. Вроде бы Володябыл прав, но согласиться с ним — значит испортить всю игру. Главазаканчивается так: “Ежели судить по-настоящему, то игры никакой небудет. А игры не будет, что же тогда останется?” Действительно, холодныйрассудок показывает, что синих зайцев не бывает, что, сидя на траве иразмахивая руками, никуда не уплывешь, а шапочка и халат Карла Ивановичаи в самом деле не так уж привлекательны. Но в любви, доброте и фантазииесть истина, украшающая нашу жизнь.
Я заметил, чтомаленький герой Толстого побеждает раздражение к миру своей любовью кокружающим его людям. А эти люди своей ответной любовью к Николенькепомогают ему преодолеть различные временные отрицательные эмоции, как,например, в случае с мухой.
После выхода второйчасти трилогии — “Отрочество” Н.Г.Чернышевский писал: “Чрезвычайнаянаблюдательность, тонкий анализ душевных движений, отчетливость и поэзияв картинах природы, изящная простота — отличительная черта талантаграфа Толстого”.
У меня создалось впечатление, чтовсе шесть лет из жизни Николеньки Иртеньева прошли перед глазами(читатель знакомится с мальчиком, когда ему исполняется 10 лет, арасстается, когда ему 16), однако в трилогии нет последовательного, деньза днем, описания жизни героев. Это рассказ всего о нескольких, нозначительных эпизодах.
Так, в “Отрочестве” авторповествует о самых грустных в жизни Николеньки сутках, когда он получилединицу, нагрубил учителю, открыл портфель отца и сломал ключ. Толстойподробно рассказывает на протяжении шести глав, как герой был наказан ичем закончилось его наказание.
В “Юности” особенновыделены три дня: день после поступления в университет, следующий заним, когда Николенька делает визиты, а затем посещение им семьиНехлюдовых.
Николенька и Нехлюдов открывают новыйнравственный закон. Но исправить все человечество оказалось оченьтрудным, потому что даже искренние и настойчивые попыткисамосовершенствования чаще всего терпели неудачу. За всеми этимивозвышенными понятиями нередко скрывалось обыкновенное тщеславие,самолюбование, высокомерие.
По-моему, последняячасть трилогии больше посвящена не метаниям героев, а попытке авторадоказать самому себе возможность нравственного совершенствования.
Вюности Николенька постоянно с переменным успехом играет какую-нибудьроль. То роль влюбленного с оглядкой на прочитанные им романы, то —философа, так как в свете его мало замечали, а задумчивостью можно былозамаскировать свой неуспех, то — большого оригинала. Все это отодвигалона задний план его настоящие чувства и мысли.