Сочинение на тему ответственность по тексту лиханова
7 вариантов
Текст ЕГЭ 2019 А.А. Лиханова Темы: духовная близость, детство, взаимопонимание.
(1)Мальчики и девочки в свои семнадцать лет сейчас почти всегда выглядят как взрослые «дяди» и «тёти», а чуть копни глубже -часто ну такая неподготовленность к взрослой жизни: безответственность (неумение и нежелание отвечать за свои поступки), пассивность, чёрствость, бездушие… (2)Но откуда всё это вдруг берётся? (3)Да и берётся ли вдруг? (4)Часто приходится слышать: современная молодёжь горя не видела… (5)И это ставится чуть ли не в упрёк. (6)А разве только при виде горя люди становятся добрее? (7)Разве не радом с прекрасными бабушками, дедушками, мамами, папами, не рядом с прекрасными близкими людьми вырастают эти носители чёрствости, бездушия, у которых доброта есть где-то внутри и у которых она часто в зачаточном состоянии? (8)Будет ли она со временем развиваться? (9)И не пытались ли родные своими делами отгородиться от подростка, как бы говоря: вот тебе всё, что необходимо, вот одежда, обувь, еда, вот тебе деньги, – только будь таким, каким мы хотим тебя видеть, и не причиняй нам хлопот…
(10)Разве может возвысить человека такое «добро» – сначала отправить учиться своё чадо в «престижную» школу, «престижный» вуз, а отдыхать только на «престижный» курорт, а потом напоминать об этом при каждом удобном и неудобном случае? (11)Вот, мол, бери, пользуйся, но помни… (12)Вряд ли такое «добро» сделает добрее. (13)Скорее будет наоборот. (14)И ещё. (15)Дети получают в школах, «престижных» и обычных, необходимые знания: по математике, физике, литературе -много всего. (16)Детей учат музыке, рисованию. (17)Дети занимаются спортом – их учат быть сильными, красивыми. (18)А вот доброте, сочувствию (умению вместе чувствовать, сопереживать), такту, ответственности, наконец, могут научить только близкие люди. (19)Не формально близкие, а те, кому веришь безоговорочно, кто понимает тебя, кто не только хочет видеть тебя настоящим Человеком, но и растит в тебе этого Человека. (20)…Однажды мой сын спросил у одного из своих друзей, почему его мама не попыталась устроить свою личную жизнь. (21)Тот чуть ли не возмущённо ответил: «Но у неё есть я!..» (22)Он принимал как должное то, что его молодая, красивая, добрая мама не имеет права ни на какую больше жизнь, кроме заботы о нём, тревоги за него. (23)Сейчас, спустя десять лет, друг сына уже женат, у него своя семья, своя, отдельная от матери, жизнь. (24)Он получил от близкого человека всё, что ему было нужно. (25)Но оправдана ли была та материнская жертва? (26)Он никогда об этом не задумывался. (27)Его этому не научили. (28)Страшно, когда человек остаётся в душевном одиночестве. (29)Почему-то, когда нет веры в кого-то одного, когда нет близкого умного друга, постепенно теряешь веру в остальных людей. (ЗО)Подростку, который остаётся в одиночестве, ещё тяжелее. (31)Может быть, он не будет злым, жестоким. (32)Но и добрым он не будет.
Сочинение рассуждение по тексту
(I)Директор школы оглядывал мальчика и мучительно пытался вспомнить, за какие грехи вызван к нему этот очередной посетитель. (2)Разбил лампочку или заехал кому-нибудь в нос? (З)Разве всё запомнишь!
(4)— Подойди сюда и сядь. (5)Что у тебя за история? — устало произнёс он.
(6)— Это вы про собаку? (7)Я боялся, что с ней что-нибудь случится, и привёл её в класс. (8)Она долго сидела под партой тихо, но потом заскулила, и Нина Петровна стала кричать, а потом велела нам убираться вон.
(9)— Всё? — спросил директор.
(10)— Нет, мы ещё были в милиции.
(II)Час от часу не легче! (12)Директор с шумом придвинул кресло к столу.
(13)— Как ты очутился в милиции?
(14)Лицо Таборки вспыхнуло. (15)Он заговорил сразу, без заминки:
(16)— Женщину она не кусала, она просто играла и ухватила её за пальто. (17)Но женщина рванулась в сторону, и пальто порвалось. (18)Она, наверное, думала, что моя собака кусается, и закричала. (19)Меня повели в милицию, а собака бежала рядом.
(20)Глаза директора, которые были устремлены на мальчика, прищурились, как будто он целился. (21)Он не видел ничего, кроме Таборки.
(22)— Давай дальше.
(23)Мальчик говорил спокойно, почти монотонно, и слова, как круглые ровные шарики, катались одно за другим.
(24)— В милиции нас продержали два часа. (25)Там один, с усами, даже погладил её и дал ей сахару…
(26)Директор внимательно слушал Таборку, грудью навалившись на стол.
(27)— Где ты нашёл её?
(28)— В посёлке. (29)Хозяева переехали в город, а собаку бросили.
(30)Мальчик неожиданно умолкал и так же неожиданно начинал говорить, словно часть мыслей оставлял при себе, а часть высказывал вслух.
(31)— Когда я в первый раз привёл собаку домой, отец был в отъезде. (32)Мама сказала: (33)«От собаки одна только грязь!» (34)Какая грязь может быть от собаки? (35)От собаки одна радость. (36)А потом приехал он и выгнал собаку.
(37)Теперь слова мальчика уже не были круглыми шариками: они стали шершавыми и угловатыми и с трудом вырывались наружу.
(38)— Чем ему помешала собака?.. (39)Я не мог выгнать собаку. (40)Её один раз уже выгоняли. (41)Я всё время думал о ней. (42)Даже ночью просыпался. (43)В школе я тоже думал о ней. (44)Ждал, когда кончатся уроки: её завтрак лежал у меня в портфеле. (45)Потом он заплатил штраф за порванное пальто и, когда меня не было дома, выгнал её. (46)Теперь у меня нет собаки.
(47)В комнате стало тихо, и долгое время ни мальчик, ни директор не решались прервать молчание.
(48)Неожиданно директор сказал:
(49)— Слушай, Таборка! (50)Хочешь, я подарю тебе собаку? (51)Немецкую овчарку с чёрной полосой на хребте.
(52)Мальчик покачал головой.
(53)Директор встал со стула, подошёл к мальчику и наклонился к нему:
(54)— Тебе надо помириться с отцом. (55)Обещай мне.
(56)— Я буду отвечать на его вопросы… (57)Пока не вырасту.
(58)— А что ты будешь делать, когда вырастешь?
(59)— Я буду защищать собак.
(По Ю. Яковлеву ) Вариант 1
Ответственность — это качество, которое мы проявляем, когда берём под свою опеку более слабого или самостоятельно справляемся с какой-либо сложной ситуацией. Она проявляется в поступках, а не на словах.
Так, в рассказе Ю. Яковлева мальчик Таборка вёл себя ответственно по отношению к бездомной собаке. Опасаясь за её жизнь, он привёл животное сначала домой (предл. 31), а затем в класс, носил собаке завтрак в портфеле (предл. 44).
Жестокость отца, безответственно поступившего не только с собакой, но и с ним, лишь укрепила желание мальчика защищать собак.
Маленький Принц в одноимённой сказке А. Экзюпери: очень точно сформулировал суть ответственности: «Мы в ответе за тех, кого приручили». И поэтому я считаю, что нужно не бояться брать на себя ответственность за судьбу более слабого, ведь это воспитывает человечность, взаимопонимание. Вариант 2
Ответственность — это умение человека отвечать за взятые на себя обязательства. Это качество невозможно без душевной щедрости, внутренней силы.
Например, директор школы в рассказе Ю. Яковлева поступил как ответственный человек, когда захотел подарить Таборке собаку (предл. 50) и взял с него обещание помириться с отцом (предл. 55). Он подошёл к сложной ситуации своего ученика с участием и пониманием, ведь директор — это руководитель школы, а значит, ему не безразличны настроение мальчика и его взаимоотношения с родителями.
Читая данный текст, я не могла не вспомнить «Уроки французского» В. Распутина. Лидия Михайловна из чувства ответственности за своего ученика дополнительно занималась с ним иностранным языком, старалась накормить и обогреть голодного мальчика. Это счастье, когда такие люди, как она, встречаются на жизненном пути.
Только ответственный человек может выстроить с другими людьми отношения, основанные на уважении, внимании и заботе.
Пояснение.15. 1 Основное назначение пунктуации — передавать логику предложения, связь между его частями. Одни знаки препинания, как и слова, расчленяют поток письменной речи на высказывания, другие помогают различить «свои» и «чужие слова, третьи делят высказывания на простые предложения, четвёртые выделяют в составе высказывания специфические конструкции. Роль знаков препинания в письменной речи очень велика. Неслучайно современный лингвист Н. С. Валгина писала: «Современная русская пунктуация — это очень сложная, но чёткая система. В разностороннем богатстве этой системы таятся большие возможности для пишущего. И это превращает пунктуацию… в мощное смысловое и стилистическое средство».Обратимся к тексту Альберта Лиханова. В предложении № 37 (Но мы жили, как живут люди всегда, только с детства знали: там-то и там-то есть строгая черта, и Анна Николаевна просто предупреждала об этой черте.) используются запятые, двоеточие, точка. Точка в конце предложения указывает на законченность высказывания с точки зрения пишущего. Одна из запятых указывают на следование объектов и друг за другом: в составе сложносочиненного предложения запятая разделяет равнозначные части (…мы жили… и …Анна Николаевна предупреждала…). Кроме того, запятые в этом предложении выделяют придаточное предложение в составе сложноподчиненного, тем самым расчленяют поток письменной речи на высказывания. Двоеточие поставлено автором между частями сложного бессоюзного предложения с целью показать, что далее следует пояснение сделанного сообщения, указать на разъяснение предыдущей части высказывания. Немало в тексте восклицательных предложений ((7)Мамы! (8)Вы! (9)Пойдёте! (10)В детскую! (11)Библиотеку! (12)И запишетесь!): восклицательный знак является показателем того, насколько сильно рассказчика волнует содержание, ука-зывает на эмоциональное отношение героев к высказываемой мысли.Таким образом, нам удалось доказать важную роль пунктуации в письменной речи и подтвердить правомочность высказывания Н. Валгиной.
15.2 По моему мнению, смысл приведённого финала текста А. Лиханова заключается в том, что учительница старается с малых лет воспитать в своих учениках чувство ответственности, внушить им, что безответственность, начинаясь с малого, может стать твоим серьёзным пороком и бедой для окружающих людей. В доказательство этого приведём примеры из текста. Анна Николаевна очень серьёзно относится к посещению учениками её класса библиотеки. Она понимает, что в трудное военное время, когда книги в библиотеке нуждаются в особой сохранности, когда их просто негде взять, очень важно научить своих учеников бережно относиться к книге. Книга — драгоценность. Вот почему учительница, чеканя каждое слово, так тщательно знакомит детей с правилами пользования книгами. Очень важным для второклассников является сам факт записи в библиотеку, потому что это признак определённой самостоятельности, взрослости, а это значит и определённой меры ответственности, причём, ответственности не только за себя, но и перед родителями. Второклассники должны усвоить, что их халатность может обернуться проблемами для их родителей. Если с детства научиться ценить книгу, беречь её, то можно приобрести надёжного друга и помощника. В обращении с книгой формируются такие важные качества человека, как ответственность и самостоятельность.
15.3 Если с детства научиться ценить книгу, беречь её, то можно приобрести надёжного друга и помощника. В обращении с книгой формируются такие важные качества человека, как ответственность и самостоятельность. Если вам в жизни удалось встретить книгу, к которой хочется возвращаться вновь и вновь, которая не оставила равнодушным, пробудила желание думать или делать что созидающее, то вы согласитесь, что книга может стать драгоценностью. В трудное военное время, когда книги в библиотеке нуждаются в особой сохранности, когда их просто негде взять, очень важно научить своих учеников бережно относиться к книге. Вот почему учительница Анна Николаевна, чеканя каждое слово, так тщательно знакомит детей с правилами пользования книгами. Второклассники должны усвоить, что книгу нужно беречь. Книги могут быть друзьями. Когда бывает грустно, я беру с полки «Золотого телёнка» Ильфа и Петрова. Оптимизм Остапа Бендера передаётся и мне. Очень хочется верить, что Остап обязательно придумает выход из любой ситуации. Успокаиваясь, я тоже начинаю искать выход из своей проблемы. Мне кажется, что книги нужны будут человеку всегда. Конечно, с помощью современных гаджетов можно найти любую информацию гораздо быстрее, чем в книге, но никакой гаджет не заменит нам доверительного общения с книгой, уюта, создаваемого едва слышным шелестом страниц.
Пояснение.15.1 От того, как человек говорит, зависит его восприятие окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Одним из средств привлекательности собеседника является выразительность его речи.В тексте Альберта Лиханова особой выразительностью отличается речь тети Груни. Напевность, мелодичность придают ее манере говорить используемые просторечные слова и выражения: «И-и, милай, — ответила тётя Груня сердито. — Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили» (предложения № 18—19), «Аль не знал?» (предложение № 26). Некоторые фразы героини по лаконичности формы напоминают пословицы. Так, в предложении «Потому как добро без корысти» отсутствует глагол-сказуемое, смысл сосредоточен в двух словах «добро без корысти» (предложение № 25). Неслучайно речь тети Груни такова. Близость к народу, его нрав-ственным основам всегда считалась в русской литературе привилегией положительных героев, каковой и является героиня Лиханова. Таким образом, на примере приведенного текста подтверждается высказывание известного лингвиста Александра Ивановича Горшкова: «Выразительность — это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
15.2 В тексте Альберта Лиханова читаем, как в ответ на шутку бойца Пряхина об оплате за заботу тётя Груня отвечает: «Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили». Тётя Груня заботилась о раненых бескорыстно, для неё это естественно – помогать окружающим, нести им заботу и добро.«Неграмотная старуха» словно волшебница колдует над кроватями раненых (предложение 4), и чудо происходит: побеждает свою боль Алексей Пряхин (предложение 11). И тётя Груня вместе с врачами помогала ему день за днём побеждать эту боль и становиться на ноги. Главным жизненным принципом этой женщины стали слова: «Добро без корысти» (предложение 25).Человеку должно быть свойственно сострадание и желание прийти на помощь – важные проявления человечности. Не всё в нашей жизни измеряется деньгами. Ни на какие деньги нельзя купить сострадания и человечности.
15.3 Сострадание – умение переживать чужую боль как свою собственную, желание прийти на помощь, искреннее посочувствовать, не осудить. Способностью к состраданию обладают далеко не все, потому, наверное, в нашем обществе растёт недоверие друг к другу. Неспособность сострадать прикрывается подозрительностью, поиском тысяч причин не прийти на помощь.Тётя Груня, героиня текста Альберта Лиханова по-матерински относится к раненым бойцам. Её душа открыта милосердию. У этой простой женщины большое сердце, потому что оно может вместить в себя боль солдат, за которыми она ухаживает, облегчить эту боль материнской заботой и неустанным служением добру.Недавно по телевизору услышала такой факт: в холодном подъезде кошка легла на брошенного младенца, обогревая его своим теплом, мяукала, звала на помощь. И спасла ребёнка, не дала ему замёрзнуть, пока не пришли люди. Кошка может! А мать, бросившая этого ребёнка? У неё есть сердце, человеческое понимание? Видимо, нет, не может она называться человеком! Самые прочные узы связывают мать и дитя. Если эти узы рвутся, то рушится самое святое – вера в человека, любовь, без которых тяжело жить. Если мать не способна к состраданию, то что говорить о других? Нельзя допустить, чтобы мы и дальше продолжали скатываться от своего высокого предназначения в пропасть бездушия. Человеку должно быть свойственно сострадание и желание прийти на помощь – важные проявления человечности. Когда мы творим добро, жизнь вокруг становится ярче, вот почему приумножение добра всегда воздаётся сторицей.
Пояснение.1. Грамматические средства играют важную роль в тексте. Они помогают оформить наши мысли и тем самым передать их суть. К грамматическим средствам относятся и знаки препинания. Известный ученый Л. Т. Григорян особое значение придавала знакам препинания в бессоюзном предложении: «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями».В предложении 27 приведенного текста Альберта Лиханова (Пламя рванулось вверх метровым языком, сразу затрещали перегородки и сухие брёвна.) запятая указывает на границу частей сообщения. В предложении 47 (Его фигура отбрасывала на землю огромную тень, он заметил её, обернувшись, и сила влилась в него — он показался себе большим и сильным.) между частями бессоюзного предложения используется тире, которое указывает на значение следствия — одно событие следует за другим, является логическим завершением предыдущего.Таким образом, нам удалось подтвердить примерами из текста, что знаки препинания в бессоюзном предложении указывают на особые смысловые отношения между частями, а значит высказывание Л. Т. Григорян оправдано.
2. В тексте Альберта Лиханова автор обращает нас к известному афоризму из сказки Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Эта фраза подводит итог размышлениям героя об его отношении к голубям, которых он любил, за которыми ухаживал, которые платили ему в ответ привязанностью и любовью.Сначала Фёдор очень переживал, когда ему пришлось оставить своих голубей в старом доме, но видеться с ними он продолжал, приезжая к своей голубятне. Настоящее испытание выпало на долю мальчика, когда он решил сжечь голубятню, чтобы голуби не возвращались на старое место. Тут он по-настоящему понял, что бросить голубей — значит, предать их. Вот почему Фёдор возвращается и пытается защитить их от огня. Чувствуя ответственность перед теми, кто ему доверял, он ощущает, как в нём прибавляется силы, а значит, он обязательно что-нибудь придумает, найдёт выход.Чувство ответственности присуще не всем. В мальчике Фёдоре это чувство сформировано, а значит, он вырастет настоящим человеком, который не побоится ответить за свои поступки, а если понадобится, то и взять на себя ответственность за других.
3. Доброта — это одно из ценнейших человеческих качеств, проявление которого позволяет судить об истинной ценности человека. Доброта — это способность к сопереживанию, желание прийти на помощь, бескорыстное служение людям.В тексте Альберта Лиханова автор обращает нас к известному афоризму из сказки Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Эта фраза подводит итог размышлениям героя об его отношении к голубям, которых он любил, за которыми ухаживал, которые платили ему в ответ привязанностью и любовью. Оставить их умирать без голубятни — всё равно что предать. Доброта, отзывчивость, большая душа маленького мальчика поражает. Доброта не позволит пройти мимо чужой боли, чужой беды. У нас в крае есть постоянно действующая акция «Цветик-семицветик». В ходе этой акции собираются средства на лечение больных детей. Несколько сот маленьких пациентов самых тяжёлых отделений детских больниц возвращены к полноценной жизни благодаря этой акции. Спасибо всем неравнодушным людям, людям, которые незаметно творят добро.Кто-то из известных сказал: «Добро в оправдании не нуждается». И, наверное, это правильно. Добро может быть только бескорыстным, иначе оно перестанет быть добром.
Сочинение по тексту:
Альберт Анатольевич Лиханов – писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, а также директор научно-исследовательского института детства, рассуждает о проблеме сиротства.
Автор задается вопросом: почему в нынешнее время много детей не имеют родителей? Альберт Анатольевич пишет, что раньше были голод, трудности, война, а что же сейчас? Сейчас, в общем то жить не трудно, но он не понимает почему мир так и не избавился от осиротевших детей.
Автор не может понять почему проблема сиротства существует в мирное время. Он считает, что не должно быть таких детей, которые воспитываются без семьи. А.А. Лиханов глубоко убежден, что каждый ребенок нуждается в родителях и должен расти с родителями.
Я считаю проблему, которую поднял автор в своем произведении актуальной, и полностью разделяю мнение автора, ведь нельзя допускать того, чтобы ребенок рос без мамы и папы.
Обратимся к произведению В. Г. Короленко «В дурном обществе». Маленький мальчик остается один со своей сестрой, без родителей. Он начинает воровать, чтобы накормить свою сестренку, которая в конце умирает.
Множество детей не только в литературе живут без родителей, но и в реальном мире. Обидно получается, когда кто-то всю жизнь проживает без дитя, не имея возможности его родить, а кто-то, не понимая всей ответственности, рождает его и отправляет в детский дом.
В заключение хочу сказать, что стоит больше внимания уделять детям, не стоит портить жизнь себе и ему, если не понимаешь всей ответственности. Текст Альберта Анатольевича Лиханова:
1)Лепестинья смахивает прозрачные слёзы, мне хочется пожалеть её, но она не позволяет этого и сама себя не жалеет, улыбается извинительно, шагает дальше по тропинке памяти и время от времени говорит очень важное для меня и для себя:
(2)— Ну ладно, тогда голодуха, тяжёлое время, сироты понятно откуда брались, а теперь-то, теперь?
(3)И я как бы выплывала из Лепестиньиной жизни в свою, и ко мне будто бы подбегали шепелявая Зина Пермякова — поёт «Очи чёрные, очи страстные», жалельщица моя Анечка Невзорова, тёзка полководца Саша Суворов, Коля Урванцев, уснувший после приступа боли у меня на коленях, брат и сестра Миша и Зоя Тузиковы, которых ни за что нельзя разлучать, и Женечка Андронова, и Костя Морозов, и Лёня Савич, и все-все-все.
(4)Простой Лепестиньин вопрос, который она повторяла то и дело, вызывал во мне смутную, необъяснимую тоску. (5)Ведь я знала ответ на этот вопрос, про каждого из ребят могла сказать, по какой причине остался он один. (6)А вот про всех сразу не могла, нет, не могла твёрдо и уверенно ответить, что дело обстоит так-то и так-то. (7)Что суть проблемы кроется в том-то и том-то.
(8)Тогда — голод, тогда — трудности, тогда — война. (9)Но теперь-то? (10) Не голод, не война. (И)Нетрудно, в общем, жить. (12)И что? (13)Дети без родителей — вот они, у меня за плечом. (14)И я еду вызнавать подробности. (15)Выяснять, как и чем мы должны помочь. (16)Мы не матери и отцы, а всего только учителя.
(17)Вопрос Лепестиньин правомерен, да, правомерен. (18) Мне понятно, почему Дзержинский, воевавший с бандитами и врагами, занялся беспризорниками. (19)Понятна слава Макаренко с его колонией. (20)Понятно сиротство страшной войны, когда я ещё даже не родилась, — это мне всё понятно.
(21)Непонятно, почему сироты есть теперь.
(22)Катастрофы, беды, смерти — это осознать можно, без них мира нет. (23)Но сиротство — оно непостижимо, потому что так просто: детям — всем детям! — нужны родители. (24)Если даже их нет.
(25)— Хочу посмотреть нынешний детдом, — отвлекалась от своего рассказа Лепестинья. — (26)Небось, совсем другое дело! (27)И вдруг сказала: «Всю жизнь ребёночка иметь хотела, да Бог не дал! (28)А кому не надо — даёт!» (29)Толкнула меня легонько локтем.
(30)— Отдай-ка мне одного, а, девка?
(31)3амечали ли вы, что порой совершенно непонятным образом, неизвестно как и почему вы предполагаете дальнейший ход событий, и события поворачиваются именно так, как вы думали. (32)Человек говорит слова, которые вы от него ждёте. (33)Или вы входите в дом и встречаете там обстановку, которая когда-то именно такой вам и представлялась.
(34)Отчего это? (35)Почему? (36)Может, и впрямь в воздухе движутся какие-то волны, передающие не только знания, но и чувства, мысли, даже намерения? (37)И есть что-то таинственное в передвижении этих частиц, преодолевающих не только расстояние, но и время.
(По А. Лиханову*)
Текст ЕГЭ 2019 А.А. Лиханова Темы: духовная близость, детство, взаимопонимание.
(1)Мальчики и девочки в свои семнадцать лет сейчас почти всегда выглядят как взрослые «дяди» и «тёти», а чуть копни глубже -часто ну такая неподготовленность к взрослой жизни: безответственность (неумение и нежелание отвечать за свои поступки), пассивность, чёрствость, бездушие… (2)Но откуда всё это вдруг берётся? (3)Да и берётся ли вдруг? (4)Часто приходится слышать: современная молодёжь горя не видела… (5)И это ставится чуть ли не в упрёк. (6)А разве только при виде горя люди становятся добрее? (7)Разве не радом с прекрасными бабушками, дедушками, мамами, папами, не рядом с прекрасными близкими людьми вырастают эти носители чёрствости, бездушия, у которых доброта есть где-то внутри и у которых она часто в зачаточном состоянии? (8)Будет ли она со временем развиваться? (9)И не пытались ли родные своими делами отгородиться от подростка, как бы говоря: вот тебе всё, что необходимо, вот одежда, обувь, еда, вот тебе деньги, – только будь таким, каким мы хотим тебя видеть, и не причиняй нам хлопот…
(10)Разве может возвысить человека такое «добро» – сначала отправить учиться своё чадо в «престижную» школу, «престижный» вуз, а отдыхать только на «престижный» курорт, а потом напоминать об этом при каждом удобном и неудобном случае? (11)Вот, мол, бери, пользуйся, но помни… (12)Вряд ли такое «добро» сделает добрее. (13)Скорее будет наоборот. (14)И ещё. (15)Дети получают в школах, «престижных» и обычных, необходимые знания: по математике, физике, литературе -много всего. (16)Детей учат музыке, рисованию. (17)Дети занимаются спортом – их учат быть сильными, красивыми. (18)А вот доброте, сочувствию (умению вместе чувствовать, сопереживать), такту, ответственности, наконец, могут научить только близкие люди. (19)Не формально близкие, а те, кому веришь безоговорочно, кто понимает тебя, кто не только хочет видеть тебя настоящим Человеком, но и растит в тебе этого Человека. (20)…Однажды мой сын спросил у одного из своих друзей, почему его мама не попыталась устроить свою личную жизнь. (21)Тот чуть ли не возмущённо ответил: «Но у неё есть я!..» (22)Он принимал как должное то, что его молодая, красивая, добрая мама не имеет права ни на какую больше жизнь, кроме заботы о нём, тревоги за него. (23)Сейчас, спустя десять лет, друг сына уже женат, у него своя семья, своя, отдельная от матери, жизнь. (24)Он получил от близкого человека всё, что ему было нужно. (25)Но оправдана ли была та материнская жертва? (26)Он никогда об этом не задумывался. (27)Его этому не научили. (28)Страшно, когда человек остаётся в душевном одиночестве. (29)Почему-то, когда нет веры в кого-то одного, когда нет близкого умного друга, постепенно теряешь веру в остальных людей. (ЗО)Подростку, который остаётся в одиночестве, ещё тяжелее. (31)Может быть, он не будет злым, жестоким. (32)Но и добрым он не будет.
Сочинение рассуждение по тексту
(I)Директор школы оглядывал мальчика и мучительно пытался вспомнить, за какие грехи вызван к нему этот очередной посетитель. (2)Разбил лампочку или заехал кому-нибудь в нос? (З)Разве всё запомнишь!
(4)— Подойди сюда и сядь. (5)Что у тебя за история? — устало произнёс он.
(6)— Это вы про собаку? (7)Я боялся, что с ней что-нибудь случится, и привёл её в класс. (8)Она долго сидела под партой тихо, но потом заскулила, и Нина Петровна стала кричать, а потом велела нам убираться вон.
(9)— Всё? — спросил директор.
(10)— Нет, мы ещё были в милиции.
(II)Час от часу не легче! (12)Директор с шумом придвинул кресло к столу.
(13)— Как ты очутился в милиции?
(14)Лицо Таборки вспыхнуло. (15)Он заговорил сразу, без заминки:
(16)— Женщину она не кусала, она просто играла и ухватила её за пальто. (17)Но женщина рванулась в сторону, и пальто порвалось. (18)Она, наверное, думала, что моя собака кусается, и закричала. (19)Меня повели в милицию, а собака бежала рядом.
(20)Глаза директора, которые были устремлены на мальчика, прищурились, как будто он целился. (21)Он не видел ничего, кроме Таборки.
(22)— Давай дальше.
(23)Мальчик говорил спокойно, почти монотонно, и слова, как круглые ровные шарики, катались одно за другим.
(24)— В милиции нас продержали два часа. (25)Там один, с усами, даже погладил её и дал ей сахару…
(26)Директор внимательно слушал Таборку, грудью навалившись на стол.
(27)— Где ты нашёл её?
(28)— В посёлке. (29)Хозяева переехали в город, а собаку бросили.
(30)Мальчик неожиданно умолкал и так же неожиданно начинал говорить, словно часть мыслей оставлял при себе, а часть высказывал вслух.
(31)— Когда я в первый раз привёл собаку домой, отец был в отъезде. (32)Мама сказала: (33)«От собаки одна только грязь!» (34)Какая грязь может быть от собаки? (35)От собаки одна радость. (36)А потом приехал он и выгнал собаку.
(37)Теперь слова мальчика уже не были круглыми шариками: они стали шершавыми и угловатыми и с трудом вырывались наружу.
(38)— Чем ему помешала собака?.. (39)Я не мог выгнать собаку. (40)Её один раз уже выгоняли. (41)Я всё время думал о ней. (42)Даже ночью просыпался. (43)В школе я тоже думал о ней. (44)Ждал, когда кончатся уроки: её завтрак лежал у меня в портфеле. (45)Потом он заплатил штраф за порванное пальто и, когда меня не было дома, выгнал её. (46)Теперь у меня нет собаки.
(47)В комнате стало тихо, и долгое время ни мальчик, ни директор не решались прервать молчание.
(48)Неожиданно директор сказал:
(49)— Слушай, Таборка! (50)Хочешь, я подарю тебе собаку? (51)Немецкую овчарку с чёрной полосой на хребте.
(52)Мальчик покачал головой.
(53)Директор встал со стула, подошёл к мальчику и наклонился к нему:
(54)— Тебе надо помириться с отцом. (55)Обещай мне.
(56)— Я буду отвечать на его вопросы… (57)Пока не вырасту.
(58)— А что ты будешь делать, когда вырастешь?
(59)— Я буду защищать собак.
(По Ю. Яковлеву )
Вариант 1
Ответственность — это качество, которое мы проявляем, когда берём под свою опеку более слабого или самостоятельно справляемся с какой-либо сложной ситуацией. Она проявляется в поступках, а не на словах.
Так, в рассказе Ю. Яковлева мальчик Таборка вёл себя ответственно по отношению к бездомной собаке. Опасаясь за её жизнь, он привёл животное сначала домой (предл. 31), а затем в класс, носил собаке завтрак в портфеле (предл. 44).
Жестокость отца, безответственно поступившего не только с собакой, но и с ним, лишь укрепила желание мальчика защищать собак.
Маленький Принц в одноимённой сказке А. Экзюпери: очень точно сформулировал суть ответственности: «Мы в ответе за тех, кого приручили». И поэтому я считаю, что нужно не бояться брать на себя ответственность за судьбу более слабого, ведь это воспитывает человечность, взаимопонимание.
Вариант 2
Ответственность — это умение человека отвечать за взятые на себя обязательства. Это качество невозможно без душевной щедрости, внутренней силы.
Например, директор школы в рассказе Ю. Яковлева поступил как ответственный человек, когда захотел подарить Таборке собаку (предл. 50) и взял с него обещание помириться с отцом (предл. 55). Он подошёл к сложной ситуации своего ученика с участием и пониманием, ведь директор — это руководитель школы, а значит, ему не безразличны настроение мальчика и его взаимоотношения с родителями.
Читая данный текст, я не могла не вспомнить «Уроки французского» В. Распутина. Лидия Михайловна из чувства ответственности за своего ученика дополнительно занималась с ним иностранным языком, старалась накормить и обогреть голодного мальчика. Это счастье, когда такие люди, как она, встречаются на жизненном пути.
Только ответственный человек может выстроить с другими людьми отношения, основанные на уважении, внимании и заботе.
Пояснение.15. 1 Основное назначение пунктуации — передавать логику предложения, связь между его частями. Одни знаки препинания, как и слова, расчленяют поток письменной речи на высказывания, другие помогают различить «свои» и «чужие слова, третьи делят высказывания на простые предложения, четвёртые выделяют в составе высказывания специфические конструкции. Роль знаков препинания в письменной речи очень велика. Неслучайно современный лингвист Н. С. Валгина писала: «Современная русская пунктуация — это очень сложная, но чёткая система. В разностороннем богатстве этой системы таятся большие возможности для пишущего. И это превращает пунктуацию… в мощное смысловое и стилистическое средство».Обратимся к тексту Альберта Лиханова. В предложении № 37 (Но мы жили, как живут люди всегда, только с детства знали: там-то и там-то есть строгая черта, и Анна Николаевна просто предупреждала об этой черте.) используются запятые, двоеточие, точка. Точка в конце предложения указывает на законченность высказывания с точки зрения пишущего. Одна из запятых указывают на следование объектов и друг за другом: в составе сложносочиненного предложения запятая разделяет равнозначные части (…мы жили… и …Анна Николаевна предупреждала…). Кроме того, запятые в этом предложении выделяют придаточное предложение в составе сложноподчиненного, тем самым расчленяют поток письменной речи на высказывания. Двоеточие поставлено автором между частями сложного бессоюзного предложения с целью показать, что далее следует пояснение сделанного сообщения, указать на разъяснение предыдущей части высказывания. Немало в тексте восклицательных предложений ((7)Мамы! (8)Вы! (9)Пойдёте! (10)В детскую! (11)Библиотеку! (12)И запишетесь!): восклицательный знак является показателем того, насколько сильно рассказчика волнует содержание, ука-зывает на эмоциональное отношение героев к высказываемой мысли.Таким образом, нам удалось доказать важную роль пунктуации в письменной речи и подтвердить правомочность высказывания Н. Валгиной.
15.2 По моему мнению, смысл приведённого финала текста А. Лиханова заключается в том, что учительница старается с малых лет воспитать в своих учениках чувство ответственности, внушить им, что безответственность, начинаясь с малого, может стать твоим серьёзным пороком и бедой для окружающих людей. В доказательство этого приведём примеры из текста. Анна Николаевна очень серьёзно относится к посещению учениками её класса библиотеки. Она понимает, что в трудное военное время, когда книги в библиотеке нуждаются в особой сохранности, когда их просто негде взять, очень важно научить своих учеников бережно относиться к книге. Книга — драгоценность. Вот почему учительница, чеканя каждое слово, так тщательно знакомит детей с правилами пользования книгами. Очень важным для второклассников является сам факт записи в библиотеку, потому что это признак определённой самостоятельности, взрослости, а это значит и определённой меры ответственности, причём, ответственности не только за себя, но и перед родителями. Второклассники должны усвоить, что их халатность может обернуться проблемами для их родителей. Если с детства научиться ценить книгу, беречь её, то можно приобрести надёжного друга и помощника. В обращении с книгой формируются такие важные качества человека, как ответственность и самостоятельность.
15.3 Если с детства научиться ценить книгу, беречь её, то можно приобрести надёжного друга и помощника. В обращении с книгой формируются такие важные качества человека, как ответственность и самостоятельность. Если вам в жизни удалось встретить книгу, к которой хочется возвращаться вновь и вновь, которая не оставила равнодушным, пробудила желание думать или делать что созидающее, то вы согласитесь, что книга может стать драгоценностью. В трудное военное время, когда книги в библиотеке нуждаются в особой сохранности, когда их просто негде взять, очень важно научить своих учеников бережно относиться к книге. Вот почему учительница Анна Николаевна, чеканя каждое слово, так тщательно знакомит детей с правилами пользования книгами. Второклассники должны усвоить, что книгу нужно беречь. Книги могут быть друзьями. Когда бывает грустно, я беру с полки «Золотого телёнка» Ильфа и Петрова. Оптимизм Остапа Бендера передаётся и мне. Очень хочется верить, что Остап обязательно придумает выход из любой ситуации. Успокаиваясь, я тоже начинаю искать выход из своей проблемы. Мне кажется, что книги нужны будут человеку всегда. Конечно, с помощью современных гаджетов можно найти любую информацию гораздо быстрее, чем в книге, но никакой гаджет не заменит нам доверительного общения с книгой, уюта, создаваемого едва слышным шелестом страниц.
Пояснение.15.1 От того, как человек говорит, зависит его восприятие окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Одним из средств привлекательности собеседника является выразительность его речи.В тексте Альберта Лиханова особой выразительностью отличается речь тети Груни. Напевность, мелодичность придают ее манере говорить используемые просторечные слова и выражения: «И-и, милай, — ответила тётя Груня сердито. — Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили» (предложения № 18—19), «Аль не знал?» (предложение № 26). Некоторые фразы героини по лаконичности формы напоминают пословицы. Так, в предложении «Потому как добро без корысти» отсутствует глагол-сказуемое, смысл сосредоточен в двух словах «добро без корысти» (предложение № 25). Неслучайно речь тети Груни такова. Близость к народу, его нрав-ственным основам всегда считалась в русской литературе привилегией положительных героев, каковой и является героиня Лиханова. Таким образом, на примере приведенного текста подтверждается высказывание известного лингвиста Александра Ивановича Горшкова: «Выразительность — это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
15.2 В тексте Альберта Лиханова читаем, как в ответ на шутку бойца Пряхина об оплате за заботу тётя Груня отвечает: «Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили». Тётя Груня заботилась о раненых бескорыстно, для неё это естественно – помогать окружающим, нести им заботу и добро.«Неграмотная старуха» словно волшебница колдует над кроватями раненых (предложение 4), и чудо происходит: побеждает свою боль Алексей Пряхин (предложение 11). И тётя Груня вместе с врачами помогала ему день за днём побеждать эту боль и становиться на ноги. Главным жизненным принципом этой женщины стали слова: «Добро без корысти» (предложение 25).Человеку должно быть свойственно сострадание и желание прийти на помощь – важные проявления человечности. Не всё в нашей жизни измеряется деньгами. Ни на какие деньги нельзя купить сострадания и человечности.
15.3 Сострадание – умение переживать чужую боль как свою собственную, желание прийти на помощь, искреннее посочувствовать, не осудить. Способностью к состраданию обладают далеко не все, потому, наверное, в нашем обществе растёт недоверие друг к другу. Неспособность сострадать прикрывается подозрительностью, поиском тысяч причин не прийти на помощь.Тётя Груня, героиня текста Альберта Лиханова по-матерински относится к раненым бойцам. Её душа открыта милосердию. У этой простой женщины большое сердце, потому что оно может вместить в себя боль солдат, за которыми она ухаживает, облегчить эту боль материнской заботой и неустанным служением добру.Недавно по телевизору услышала такой факт: в холодном подъезде кошка легла на брошенного младенца, обогревая его своим теплом, мяукала, звала на помощь. И спасла ребёнка, не дала ему замёрзнуть, пока не пришли люди. Кошка может! А мать, бросившая этого ребёнка? У неё есть сердце, человеческое понимание? Видимо, нет, не может она называться человеком! Самые прочные узы связывают мать и дитя. Если эти узы рвутся, то рушится самое святое – вера в человека, любовь, без которых тяжело жить. Если мать не способна к состраданию, то что говорить о других? Нельзя допустить, чтобы мы и дальше продолжали скатываться от своего высокого предназначения в пропасть бездушия. Человеку должно быть свойственно сострадание и желание прийти на помощь – важные проявления человечности. Когда мы творим добро, жизнь вокруг становится ярче, вот почему приумножение добра всегда воздаётся сторицей.
Пояснение.1. Грамматические средства играют важную роль в тексте. Они помогают оформить наши мысли и тем самым передать их суть. К грамматическим средствам относятся и знаки препинания. Известный ученый Л. Т. Григорян особое значение придавала знакам препинания в бессоюзном предложении: «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями».В предложении 27 приведенного текста Альберта Лиханова (Пламя рванулось вверх метровым языком, сразу затрещали перегородки и сухие брёвна.) запятая указывает на границу частей сообщения. В предложении 47 (Его фигура отбрасывала на землю огромную тень, он заметил её, обернувшись, и сила влилась в него — он показался себе большим и сильным.) между частями бессоюзного предложения используется тире, которое указывает на значение следствия — одно событие следует за другим, является логическим завершением предыдущего.Таким образом, нам удалось подтвердить примерами из текста, что знаки препинания в бессоюзном предложении указывают на особые смысловые отношения между частями, а значит высказывание Л. Т. Григорян оправдано.
2. В тексте Альберта Лиханова автор обращает нас к известному афоризму из сказки Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Эта фраза подводит итог размышлениям героя об его отношении к голубям, которых он любил, за которыми ухаживал, которые платили ему в ответ привязанностью и любовью.Сначала Фёдор очень переживал, когда ему пришлось оставить своих голубей в старом доме, но видеться с ними он продолжал, приезжая к своей голубятне. Настоящее испытание выпало на долю мальчика, когда он решил сжечь голубятню, чтобы голуби не возвращались на старое место. Тут он по-настоящему понял, что бросить голубей — значит, предать их. Вот почему Фёдор возвращается и пытается защитить их от огня. Чувствуя ответственность перед теми, кто ему доверял, он ощущает, как в нём прибавляется силы, а значит, он обязательно что-нибудь придумает, найдёт выход.Чувство ответственности присуще не всем. В мальчике Фёдоре это чувство сформировано, а значит, он вырастет настоящим человеком, который не побоится ответить за свои поступки, а если понадобится, то и взять на себя ответственность за других.
3. Доброта — это одно из ценнейших человеческих качеств, проявление которого позволяет судить об истинной ценности человека. Доброта — это способность к сопереживанию, желание прийти на помощь, бескорыстное служение людям.В тексте Альберта Лиханова автор обращает нас к известному афоризму из сказки Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Эта фраза подводит итог размышлениям героя об его отношении к голубям, которых он любил, за которыми ухаживал, которые платили ему в ответ привязанностью и любовью. Оставить их умирать без голубятни — всё равно что предать. Доброта, отзывчивость, большая душа маленького мальчика поражает. Доброта не позволит пройти мимо чужой боли, чужой беды. У нас в крае есть постоянно действующая акция «Цветик-семицветик». В ходе этой акции собираются средства на лечение больных детей. Несколько сот маленьких пациентов самых тяжёлых отделений детских больниц возвращены к полноценной жизни благодаря этой акции. Спасибо всем неравнодушным людям, людям, которые незаметно творят добро.Кто-то из известных сказал: «Добро в оправдании не нуждается». И, наверное, это правильно. Добро может быть только бескорыстным, иначе оно перестанет быть добром.
Сочинение по тексту:
Альберт Анатольевич Лиханов – писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, а также директор научно-исследовательского института детства, рассуждает о проблеме сиротства.
Автор задается вопросом: почему в нынешнее время много детей не имеют родителей? Альберт Анатольевич пишет, что раньше были голод, трудности, война, а что же сейчас? Сейчас, в общем то жить не трудно, но он не понимает почему мир так и не избавился от осиротевших детей.
Автор не может понять почему проблема сиротства существует в мирное время. Он считает, что не должно быть таких детей, которые воспитываются без семьи. А.А. Лиханов глубоко убежден, что каждый ребенок нуждается в родителях и должен расти с родителями.
Я считаю проблему, которую поднял автор в своем произведении актуальной, и полностью разделяю мнение автора, ведь нельзя допускать того, чтобы ребенок рос без мамы и папы.
Обратимся к произведению В. Г. Короленко «В дурном обществе». Маленький мальчик остается один со своей сестрой, без родителей. Он начинает воровать, чтобы накормить свою сестренку, которая в конце умирает.
Множество детей не только в литературе живут без родителей, но и в реальном мире. Обидно получается, когда кто-то всю жизнь проживает без дитя, не имея возможности его родить, а кто-то, не понимая всей ответственности, рождает его и отправляет в детский дом.
В заключение хочу сказать, что стоит больше внимания уделять детям, не стоит портить жизнь себе и ему, если не понимаешь всей ответственности.
Текст Альберта Анатольевича Лиханова:
1)Лепестинья смахивает прозрачные слёзы, мне хочется пожалеть её, но она не позволяет этого и сама себя не жалеет, улыбается извинительно, шагает дальше по тропинке памяти и время от времени говорит очень важное для меня и для себя:
(2)— Ну ладно, тогда голодуха, тяжёлое время, сироты понятно откуда брались, а теперь-то, теперь?
(3)И я как бы выплывала из Лепестиньиной жизни в свою, и ко мне будто бы подбегали шепелявая Зина Пермякова — поёт «Очи чёрные, очи страстные», жалельщица моя Анечка Невзорова, тёзка полководца Саша Суворов, Коля Урванцев, уснувший после приступа боли у меня на коленях, брат и сестра Миша и Зоя Тузиковы, которых ни за что нельзя разлучать, и Женечка Андронова, и Костя Морозов, и Лёня Савич, и все-все-все.
(4)Простой Лепестиньин вопрос, который она повторяла то и дело, вызывал во мне смутную, необъяснимую тоску. (5)Ведь я знала ответ на этот вопрос, про каждого из ребят могла сказать, по какой причине остался он один. (6)А вот про всех сразу не могла, нет, не могла твёрдо и уверенно ответить, что дело обстоит так-то и так-то. (7)Что суть проблемы кроется в том-то и том-то.
(8)Тогда — голод, тогда — трудности, тогда — война. (9)Но теперь-то? (10) Не голод, не война. (И)Нетрудно, в общем, жить. (12)И что? (13)Дети без родителей — вот они, у меня за плечом. (14)И я еду вызнавать подробности. (15)Выяснять, как и чем мы должны помочь. (16)Мы не матери и отцы, а всего только учителя.
(17)Вопрос Лепестиньин правомерен, да, правомерен. (18) Мне понятно, почему Дзержинский, воевавший с бандитами и врагами, занялся беспризорниками. (19)Понятна слава Макаренко с его колонией. (20)Понятно сиротство страшной войны, когда я ещё даже не родилась, — это мне всё понятно.
(21)Непонятно, почему сироты есть теперь.
(22)Катастрофы, беды, смерти — это осознать можно, без них мира нет. (23)Но сиротство — оно непостижимо, потому что так просто: детям — всем детям! — нужны родители. (24)Если даже их нет.
(25)— Хочу посмотреть нынешний детдом, — отвлекалась от своего рассказа Лепестинья. — (26)Небось, совсем другое дело! (27)И вдруг сказала: «Всю жизнь ребёночка иметь хотела, да Бог не дал! (28)А кому не надо — даёт!» (29)Толкнула меня легонько локтем.
(30)— Отдай-ка мне одного, а, девка?
(31)3амечали ли вы, что порой совершенно непонятным образом, неизвестно как и почему вы предполагаете дальнейший ход событий, и события поворачиваются именно так, как вы думали. (32)Человек говорит слова, которые вы от него ждёте. (33)Или вы входите в дом и встречаете там обстановку, которая когда-то именно такой вам и представлялась.
(34)Отчего это? (35)Почему? (36)Может, и впрямь в воздухе движутся какие-то волны, передающие не только знания, но и чувства, мысли, даже намерения? (37)И есть что-то таинственное в передвижении этих частиц, преодолевающих не только расстояние, но и время.
(По А. Лиханову*)