Сочинение на тему память человека

8 вариантов

  1. Я думаю, что у каждого из нас существуют моменты, вспоминая о которых сразу появляется тепло и становится радостно на душе. А есть и воспоминания, от которых хочется грустить и плакать, подумать о смысле жизни. Но все это объединяет один момент. Они хранятся в человеческой памяти.
    Проблема воздействия памяти на человеческую жизнь волнует огромное количество людей. И не только обычных, но еще и поэтов, писателей. Многие размышляют о названой человеческой способности. У нее есть достаточно удивительное и поразительное свойство. В памяти всегда в большей степени хранится то, что необходимо человеку. Преимущественно откладывается в памяти что-то доброе, чем злые моменты или ситуации. При помощи такого свойства как память у людей накапливается опыт, который потом пригодится в жизни. А также появляются новые и нужные жизненные умения и навыки.
    Обычно, если человек не любит вспоминать свои эмоции, некоторые моменты, то он недолюбливает свою прошлую жизнь. А ведь именно восстанавливая в памяти давно ушедшие дни, индивид обдумывает собственные поступки. А еще таким способом он учится на своих личных ошибках. А бывает и такое, что человек просто радует себя и свою душу теплыми воспоминаниями.
    Всем нам известно, что ошибки совершают абсолютно все люди. Без них жизнь просто невозможна. Только на ошибках можно научиться и получить хороший жизненный урок. После их совершения, человек задумывается и все анализирует. Жить становится проще, потому что ошибки, которые были ранее, допущены уже больше не будут. Но все эти ошибки откладываются в человеческой памяти. Когда человек ошибается, воспоминания о промахе могут потом преследовать его всю оставшуюся жизнь.
    На литературном примере можно показать значение памяти в человеческой жизни. В произведении Гончарова «Обломов» главному персонажу часто приходят мысли о детстве. Ему снится сон. Там он счастлив, беззаботен. Родители и няни следят за ним. Все так хорошо и просто, что хочется всегда туда возвращаться. Такие воспоминания радуют его, греют душу и дают возможность поразмышлять.
    Память играет огромнейшую роль в жизни каждого из нас. Она способна заставить людей получить удовольствие от тех моментов, которые были пережиты ранее.

  2. Нужна ли память человеку?
    Салихова Малика, Республика Татарстан, город Казань, МБОУ «Лицей № 177», 8 «А» класс.
    Руководитель: Дасова Рамиля Зинатулловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
    Без памяти мы бы существовали мгновения. Наше прошедшее было бы мертво для грядущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом.
    С. Л. Рубинштейн
    Что такое память? Для чего она  нужна человеку? Согласно словарю С. И. Ожегова,  память – это  «способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений».
    Память всегда нужна человеку. Вырастая, мы часто вспоминаем свое детство. В школе, благодаря памяти, отвечаем на вопросы учителей. В каникулы, побывав в другом городе, в другой стране, мы стараемся запомнить  и потом передать другим впечатления об увиденном, исторических памятниках, живых людях. Все это расширяет наш кругозор, делает богаче наш внутренний мир, помогает стать интереснее для окружающих.
    Память связывает прошлое с настоящим. Человек живет не только в настоящем,  но и в прошлом и в будущем. И все это благодаря памяти. Наше поколение знает и по урокам истории,  и от дедов о страшных днях Великой Отечественной войны. Мы гордимся нашими предками  и будем помнить об их славном подвиге всегда! Ведь это история нашей страны, мы должны ее знать,  ее надо  передавать из поколения в поколение. Об этом надо помнить, чтобы не допустить ничего подобного впредь. Это надо помнить всю жизнь так же, как и то, как в первом классе нас научили писать буквы, складывать слова, читать … Мы запомнили это и уже не забудем никогда.
    Понятно, что сейчас человек может пользоваться различными гаджетами, запоминающими информацию так, что человеку и не надо утруждаться. Получается, что человек запоминает не саму информацию, а  то, откуда и как получить ее. А хорошо ли это? Зачем человеку пустая голова, в которой нет памяти? Именно эту проблему, на мой взгляд,  поднимает  в своем знаменитом романе «Буранный полустанок» («И дольше века длится день») Чингиз Айтматов. В произведении вставным сюжетом идет легенда о манкуртах, о страшном наказании, которому подвергались пленные. Им на голову надевали сырую верблюжью шкуру и оставляли бедных людей под палящими лучами солнца. Шкура ссыхалась, в невыносимых муках человек терял память. С этого момента он не помнил ничего: ни отца, ни матери, ни Родины. Становился послушным и исполнительным рабом.  В страшном отчаянии мать такого манкурта, Найман-Ана, восклицает: «Можно отнять землю, можно отнять богатство, можно отнять и жизнь….Но кто придумал, кто смеет покушаться на память человеческую?! О господи, если ты есть, как внушил ты такое людям?  Разве мало зла на земле и без этого?». Нельзя без содрогания читать эти строки! После прочтения этого романа я поняла, что человеческая память – это бесценный дар, который нужно беречь и развивать.
    Свое эссе хочу завершить словами известного английского физиолога Грея Уолтера: «Память – это не брошенная на стол монета, а горящая свеча». Берегите свою память, пусть она «горит» как можно дольше!

  3. 3
    Текст добавил: Яблоко Исаака Ньютона

    Контрольная работа
    По дисциплине: Общая психология
    Тема: Память. Её значение и виды
     

    Оглавление
    Введение
    1. Виды памяти
    1.1 Виды памяти по характеру целей деятельности
    1.2 Виды памяти по времени сохранения материала
    1.3 Виды памяти по характеру психической активности
    2. Основные процессы памяти
    3. Значение памяти для человеческой жизнедеятельности
    Литература
    Введение
    Одно из самых удивительных свойств человеческогоразума – память.
    Память – это форма психическогоотражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующемвоспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использованиев деятельности или возвращение в сферу сознания.
    Память – основа психическойдеятельности. Без неёневозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания,подсознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим,является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития иобучения, причём существенное влияние имеют факторы мотивации личногохарактера. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать темили иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятаяособенность нашей личности. Продуктивность памяти во многом зависит и отволевых качеств человека. Человек сознательно регулирует процессы своей памятии управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставит в своейдеятельности. Таким образом, память связана с особенностями личности.
    Память даёт возможность сохранятьпостоянными тенденции к целесообразному поведению на длительные интервалывремени и в какой-то мере прогнозировать поведение на будущее. Поэтому длялучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
    Начало изучения памяти как деятельностибыло положено работами французских исследователей, в частности П.Жане. Он однимиз первых начал трактовать память как систему действий, ориентированных назапоминание, переработку и хранение информации.
    Французской школой в психологии быладоказана социальная обусловленность всех процессов памяти, её зависимость отпрактической деятельности людей.
    У нас в стране эта концепция получиласвоё дальнейшее развитие в культурно-исторической теории происхождения высшихпсихических функций человека, разработанной Л.С.Выготским и его ближайшимиучениками А.Н.Леонтьевым и А.Р.Лурией.
    Свой значительный вклад в изучениепамяти внесли также П.И.Зинченко и А.А.Смирнов. Они детально исследовализависимость непроизвольного и произвольного запоминания от организациипрактической деятельности и от других условий, в которых происходит запоминаниеили воспроизведение информации человеком.
    Среди первых психологов, исследовавшихмнемические процессы, был немецкий учёный Г.Эббингауз. Исследования процессовпамяти он осуществлял при обращении к запоминанию бессмысленных словосочетаний,что позволило ему выявить ряд законов запоминания, которые, однако, былиприменимы лишь к материалу, который не имел логической организации.
    В дальнейшем необходимые поправки взакономерности, выявленные Эббингаузом, внесли представителигештальт-психологии, которые обратили внимание на организацию материала,подлежащего запоминанию.

    1. Виды памяти
    Существуют разные способы классификациипамяти. Выделяют наследственную (филогенетическую, определяющую строениекаждого организма в соответствии с эволюцией вида) и индивидуальную, котораясвойственна каждому отдельному индивидууму и формируется на протяжении всейжизни.
    Поскольку память включена во всё многообразиежизни и деятельности человека, то и формы её проявления чрезвычайномногообразны. Деление памяти на виды должно быть обусловлено, прежде всего,особенностями самой деятельности, в которой осуществляются процессы запоминанияи воспроизведения. Это справедливо и для тех случаев, когда тот или иной видпамяти (например, зрительная или слуховая) выступает у человека как особенностьего психического склада. Ведь прежде чем определённое психическое свойство вдеятельности проявляется, оно в ней формируется.
    Таким образом, отдельные виды памятиклассифицируются в соответствии с тремя основными критериями:
    1) по характеру целей деятельности – напроизвольную и непроизвольную;
    2) по продолжительности закрепления исохранения материала – на мгновенную, кратковременную, долговременную иоперативную;
    3) по характеру психической активности,преобладающей в деятельности – на двигательную (моторную), эмоциональную,образную и словесно-логическую.
    1.1 Виды памяти по характеруцелей деятельности
     
    Непроизвольная память характеризуется тем, что запоминание и воспроизведение происходитавтоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им передсобой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение иливоспроизведение).
    Произвольная(преднамеренная) память характеризуетсяконкретной целью и задачей усвоить и воспроизвести материал, используя те илииные приёмы. В этом случае процессы запоминания и воспроизведения выступают какспециальные, мнемические действия, а сам процесс запоминания требует отчеловека волевых усилий.
    Непроизвольное запоминание необязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизнионо превосходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольнозапоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступаетв качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучшезапоминается также материал, с которым связана интересная и сложная умственнаяработа и который для человека имеет большое значение. Показано, что в томслучае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по егоосмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нем определённыхвнутренних (структура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он можетзапоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детейдошкольного и младшего школьного возраста.
    1.2 Виды памяти по временисохранения материала
    В данном случае выделяют сенсорнуюили мгновенную, кратковременную и долговременную память, а иногда и промежуточныйвариант – оперативную.
    Мгновенная память – это первый этап обработки поступающей извне информации, онаформируется пассивно, с её помощью организм на очень короткое время удерживаетдовольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Объёммгновенной памяти существенно больше, чем кратковременной. Экспериментыпоказывают, что с помощью иконической (мгновенной зрительной памяти),испытуемый получает и удерживает короткое время (до 0,5 с) значительно большеинформации, чем затем может воспроизвести. Однако разрушение этого большогообъёма происходит очень быстро. Иконическая память – это, по существу,сохраняющаяся некоторое время зрительная картина. Такой след угасает быстрее,чем человек успевает назвать все предъявленные ему стимулы.
    Кратковременная память – это память, в которой сохранение материала ограничено,определенным, как правило, небольшим периодом времени. Информация о внешнемобъекте попадает из мгновенной памяти в кратковременную.
    Кратковременная память характеризуетсяочень коротким сохранением после одноразового, очень непродолжительноговосприятия и немедленным воспроизведением. Многие особенности поведениячеловека связаны с малой ёмкостью кратковременной памяти. Психологи, в томчисле и Дж. Миллер, доказали, что объем кратковременной памяти человекасоставляет 7 (+ -)2 элемента и определяется по числу единиц информации, котороемы в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд послеоднократного её предъявления. Оперативные единицы памяти зависят от способностичеловека организовывать восприятие информации, от организации предъявляемойинформации, например, ритмически организованная последовательность позволяетзапомнить большее количество информации.
    Эта форма памяти отличается по рядусвойств от мгновенной: во-первых, другим механизмом сохранения; во-вторых,другими формами преобразования информации; в-третьих, другими объёмами и,наконец, иными способами продления срока сохранения.
    Роль кратковременной памяти состоит вобобщении, схематизации полученной информации, через неё эта информацияпоступает в долговременное хранение. Роль кратковременной памяти этим неограничивается. Именно её свойства выявляются в момент принятия решений,поскольку здесь происходит непосредственное сличение информации, поступающейизвне и из долговременной памяти, и выносится решение о правильности гипотезы,выдвинутой на основе сведений, полученных и накопленных при обучении.
    Ограниченный объём кратковременнойпамяти служит дополнительным стимулом обобщения информации. Чем болееобобщённая информация поступает из долговременной памяти, тем больше её можетуместиться в кратковременной памяти и тем более сложное решение можетприниматься человеком.
    Постоянное обобщение информации в самойкратковременной памяти и обобщённость понятий, поступающих в неё издолговременной памяти, приводят к тому, что увеличивается ёмкость оперативныхединиц и оперативное поле кратковременной памяти как бы раздвигается по мереобучения. Однако важнейшее качество образа (его обобщённость) не может бытьобеспечено на уровне преобразования в кратковременной памяти. Оно достигаетсятолько с определяющим включением долговременной памяти.
    Долговременная память обеспечивает продолжительное сохранение знаний, умений и навыков исодержит огромный объём информации, которая может понадобиться человеку напротяжении его жизни.
    Экспериментальные данные показывают — вдолговременной памяти одновременно задействованы несколько форм организациизнаний. Её нередко сравнивают с книгохранилищем огромной библиотеки, где доступк фолиантам открывает правильно выданный код каталога. Считается, что объёмдолговременной памяти практически не ограничен. Несмотря на эти ценные качествадолговременного хранилища, человек часто не получает доступа к хранящимся тамзнаниям, когда в них возникает необходимость. Доступность информацииопределяется в значительной степени организацией хранения. В отличие откратковременной памяти, где припоминания не требуется, при долговременнойпамяти оно необходимо всегда, т.к. связанные с восприятием сведения уже ненаходятся в сфере актуального сознания. При пользовании долговременной памятьюдля припоминания нередко требуются волевые усилия.
    Сведения, хранящиеся в памяти, связанымежду собой невидимыми нитями – ассоциациями, поэтому быстрее опознаётся илучше всего запоминается информация, содержание которой позволяет установитьнаибольшее число различных ассоциаций с информацией, хранящейся в структурепамяти. Любое понятие, поступающее в долговременное хранилище, обязательноактивизирует целую систему других понятий, близких к первому. Ассоциативныесвязи определяются не только частотой совпадения, но и их эмоциональнойзначимостью и актуальностью.
    Главной особенностью долговременнойпамяти всё же является недоступность произвольному считыванию хранящейся в нейинформации. Вместе с тем имеются случаи, хотя и не частые, когда у отдельныхличностей обнаружены свойства хранения и использования необычно большого объёмаинформации. Здесь речь идет о случаях феноменальной памяти.
    Известный математик и кибернетикД.Нейман подсчитал, что человеческий мозг может вместить примерно 1020 единиц информации. То естькаждый из нас способен запомнить сведения, содержащиеся в миллионах томов книг.История знает немало людей, обладавших феноменальной памятью. Так, великийрусский полководец А.В.Суворов, как утверждают современники, помнил всех своихсолдат в лицо. Исключительная память была у Наполеона. Однажды, ещё будучипоручиком, он был посажен на гауптвахту и нашёл в помещении книгу по римскомуправу, которую прочитал. Спустя два десятилетия он ещё мог цитировать выдержкииз неё.
    Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течениеопределённого, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд донескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей,вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. Послеэтого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти подлительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточноеположение между кратковременной и долговременной.
    1.3 Виды памяти по характерупсихической активности
    По характеру психической активностиразличают двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическуюпамять.
    Двигательная (или моторная)память обнаруживается очень рано. Это, преждевсего, запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений, память напозу, положение тела. Она лежит в основе многих профессиональных навыков,которые постепенно становятся автоматическими, т.е. осуществляются безпривлечения сознания и внимания. Люди с развитой двигательной памятью лучшеусваивают материал не на слух или при чтении, а при переписывании текста. Этоодин из способов выработки грамотности. Достигая полного развития раньше другихформ, двигательная память у некоторых людей остается ведущей на всю жизнь, удругих, ведущую роль играют другие виды памяти.
    Эмоциональная (илиаффективная) память – это запоминание ивоспроизведение чувственных восприятий совместно с вызывающими их объектами.Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности иинтересы, как осуществляется наше взаимодействие с окружающим миром. Поэтомуэмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждогочеловека. Сильные, эмоционально окрашенные впечатления, человек сохраняетдольше всего. Считается, что чувственная память, на основе которой развиваетсяэмоциональная память, имеется уже у шестимесячного ребёнка и достигает своегоразвития к трем — пяти годам. На ней основывается осторожность, симпатия иантипатия, а также первичное чувство узнавания (знакомое и чужое).
    Исследуя устойчивость эмоциональнойпамяти, В.Н. Мясищев установил, что когда школьникам показывали картины, тоточность запоминания зависела от эмоционального отношения к ним:положительного, отрицательного или безразличного. При положительном отношенииони запоминали все 50 картин, при отрицательном – только 28, а при безразличном– всего 7.
    Образная память – это запоминание чувственных образов предметов, явлений и ихсвойств (в зависимости от типа анализатора, воспринимающего информацию,образную память делят на зрительную, слуховую, осязательную и т.д.).Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которыехарактерны для представлений, и, прежде всего их бледность, фрагментарность инеустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтомуобраз воспринятого раньше нередко претерпевает определённую трансформацию.Обнаруживаются следующие изменения: некоторое упрощение (опускание деталей),некоторое преувеличение отдельных деталей, преобразование фигуры в болеесимметричную. Причём с течением времени эти различия могут существенноуглубляться. Яснее и ярче всего зрительно воспроизводятся образы, редковстречающиеся, необыкновенные, неожиданные.
    Образная память обычно ярче проявляетсяу детей и подростков. У взрослых людей ведущая память, как правило, необразная, а логическая, хотя есть профессии, где необходимо иметь хорошуюобразную память. Разновидностью образной памяти считается эйдетическая память,правильное использование которой лежит в основе хорошего запоминания.
    Эйдетическую память исследовали Л.С.Выготский и А.Р.Лурия. Они ввели термин «эйдетизм»(от греческого образ), как разновидность образной памяти, способностьвоспроизводить яркие картины предметов и явлений по прекращении ихнепосредственного воздействия на органы чувств. По мнению учёных, такая системавосприятия событий, людей, объектов и любых данных (слов, цифр и т.д.)неизмеримо расширяет возможности человека. Эйдетик не вспоминает, а как быпродолжает видеть то, что уже исчезло из поля зрения. Картины, возникающиеперед его мысленным взором, столь отчётливы, что он может переводить взгляд содной детали на другую. Он может продолжать видеть предъявленные ему ряды слов,знаков, цифр или превращать диктуемые ему данные в зрительные образы. То жекасается и музыки, которую человек как бы продолжает слышать.
    Словесно-логическая память связана с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей,понятий, умозаключений и т.д. Особенностью данного вида памяти является то, чтомысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не простологической, а словесно-логической.
    Поскольку мысли могут быть воплощены вразличную языковую форму, то воспроизведение их возможно ориентировать напередачу либо только основного смысла материала, либо его буквальногословесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергаетсясмысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже нелогическим, а механическим запоминанием.
    Словесно-логическая память –свойственная только человеку форма памяти, в отличие от двигательной,эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны иживотным. Опираясь на развитие этих видов памяти, словесно-логическая памятьстановится ведущей по отношению к ним, и от её развития зависит развитиеостальных видов памяти. Этот вид памяти непосредственно связан с обучением.
    2. Основные процессы памяти
     
    К основным процессам памяти относятся: запоминание,сохранение, узнавание, воспроизведение изабывание информации.
    Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятойинформации. По степени активности протекания этого процесса принято выделятьдва вида запоминания: непроизвольное (или непреднамеренное) и произвольное(или преднамеренное).
    Непроизвольное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без использованиякаких-либо приёмов и проявления волевых усилий.
    Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность,подчинённую задаче запомнить.
    По характеру связей (ассоциаций),лежащих в основе памяти, запоминание делится на механическое и осмысленное.
    Механическое запоминание — это запоминание без осознания логической связимежду различными частями воспринимаемого материала. Основой механическогозапоминания являются ассоциации по смежности.
    Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связеймежду отдельными частями материала. Важнейшим методом осмысленного запоминанияматериала и достижения высокой прочности его сохранения является методповторения.
    Человек запоминает наиболее прочно тефакты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особенноважное значение. И наоборот, всё то, что для человека малозначимо, запоминаетсязначительно хуже и быстрее забывается. Большое значение при запоминании имеютустойчивые интересы, характеризующие личность. Всё, что в окружающей жизнисвязано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с нимине связано.
    Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщенияматериала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания.Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установкиличности. Значимый для личности материал не забывается.
    Воспроизведение и узнавание— процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между нимизаключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом,при повторном его восприятии, воспроизведение же — в отсутствие объекта.
    Воспроизведение может относится кдвижениям, действиям, выражаясь в образовании привычек и навыков, к нагляднымсодержаниям сознания (образам-представлениям предметов или слов), к мыслям ичувствам.
    Воспроизведение может быть непроизвольными произвольным.
    Непроизвольное— это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когдаобразы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации.
    Произвольное воспроизведение — целенаправленный процесс восстановления всознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произвольноевоспроизведение происходит легко, иногда требует усилий. Сознательноевоспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующееволевых усилий, называется припоминанием.
    Качества памяти наиболее отчетливообнаруживаются при воспроизведении. Оно является результатом и запоминания, исохранения. Судить о запоминании и сохранении мы можем только повоспроизведению.
    Забывание — естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти,со временем в той или иной степени забывается. Забывание может быть обусловленоразличными факторами. Первый и самый очевидный из них — время. Наибольшаяпотеря материала происходит сразу же после его восприятия, в дальнейшем забываниеидёт медленнее. Для предотвращения забывания необходимо понимание, осмыслениеинформации и её повторение.
    Следующими факторами забывания являютсячастота применения материала и степень его важности для субъекта. Забывается впервую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, чтоперестаёт быть для человека существенным. Детали забываются скорее; дольшесохраняются в памяти общие положения, выводы.
    3.Значение памяти длячеловеческой жизнедеятельности
    Память занимает особое место средипсихических познавательных процессов. Многими исследователями памятьхарактеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственностьпсихических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единоецелое.
    Память можно определить как способностьк получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразныеинстинкты, врождённые и приобретённые механизмы поведения есть не что иное, какзапечатлённый, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессеиндивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, еговоспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли быадаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни.
    Память есть у всех живых существ, нонаиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Психическоеразвитие людей возможно потому, что мы сохраняем приобретённый опыт и знания.Всё, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляютв нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительноевремя и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметомсознания. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию,не теряя прежних знаний и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционированиени личности, ни общества. «Без памяти не было бы ни основанных на прошломзнаний, ни навыков. Не было бы психической жизни, смыкающейся в единствеличного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения,проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть.» (С.Л.Рубинштейн). Благодаря своей памяти, её совершенствованию человек выделился изживотного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится.
    Литература
    1. Гиппенрейтер Ю.Б. Романов В.Я., Хрестоматия по общейпсихологии. Психология памяти.- М.: Изд-во МГУ, 1980г.- 480с.
    2. Крылов А.А., Маничева С.А., Практикум по общей,экспериментальной и прикладной психологии.- СПб: Питер, 2000г. – 89с.
    3. Матюгин И.Ю. Алхимия памяти //В мире науки. — 2004. — №8 — С.82-84с.
    4. Немов Р.С. Общие основы психологии.- М.: Просвещение, 1994г. –184с.
    5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. — М.: Академия,2001. — 501с.
    6. Первушина О.Н. Общая психология. Методические указания.- Изд-воНГУ, 1996г – 73с.
    7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии В 2-х т. Т. 1. — М.:Педагогика, 1989. — 486с.

  4. Сочинения на свободную тему (5-11 кл)

    Сочинение по произведению на тему: Память – это преодоление времени, преодоление смерти

    Все в мире покроется пылью забвения,
    Лишь двое не знают ни смерти, ни тления:
    Лишь дело героя да речь мудреца
    Проходят столетья не зная конца.
    Фирдоуси
    Наша жизнь началась не сейчас, не сегодня она и закончится. Многие века создавалась история. Великие люди — ученые и воины, герои и мудрецы — по крупицам делали нашу жизнь такой, какой она досталась нам. И каждый момент этой жизни возможен только потому, что были столетия до него. Об этом мы должны постоянно помнить, это мы должны четко осознавать, чтобы продолжать жить, оставаться полноценным человеком — связующим звеном в непрерывном потоке времени.
    Память о наших предках составляет главное богатство нашей души. Ведь для того чтобы мы сейчас жили и были такими, какие мы есть, многие поколения людей создавали наше общество, делали жизнь такой, какой увидели ее мы. Да и в нас самих — прямое продолжение нравственных, культурных, исторических ценностей дедов и прадедов. Память об ушедших родственниках также, а может даже более священна, чем память о выдающихся деятелях прошлого. «Под каждой могильной плитой — мировая история», — говорил Г. Гейне. И действительно, каждый человек неповторим в своей индивидуальности, каждый оставляет свой след в жизни, память о своих делах, мыслях, жизненных устремлениях. Именно прошлые поколения создали нас теперешних, возвысили наши мысли и чувства до вершин человеческой мудрости. Потому мы всегда должны хранить в своей памяти след той человеческой красоты, тот огонь, который освещал жизнь ушедших, огонь, который они передали нам, а мы передадим нашим потомкам. Ведь человек утверждается в мире не только как мыслящее и чувствующее существо, но и как одно из звеньев в крепкой вечной цепи, соединяющей прошлое и будущее. Чем больше дорожит человек памятью своих отцов, дедов и прадедов, тем лучше осознает он свое место в этом мире, тем глубже чувствует свою ответственность за будущее. В наших предках — корень нашего нынешнего существования, истоки нашей чести, совести, достоинства, идеалов.
    Мы должны беречь и почитать память об умерших, потому что, как сказал В. А. Сухомлинский, у кого нет в душе прошлого, у того не может быть и будущего. И он был прав. Могилы умерших, близких нам людей являются отражением нашей души. Аккуратная и ухоженная, она передает нашу любовь, память. Она символизирует продолжение жизни человека в наших сердцах. Так же как забытые могилы — наше равнодушие. Сколько более или менее высоких, но одинаково важных дел совершили живущие до нас. Выдающиеся герои великих исторических войн, участники переломных моментов истории — наши деды и прадеды. Их время было временем сражений. Они боролись за наше счастье, за то, чтобы мы сейчас получили возможность жить в мире и спокойствии. Сейчас, к сожалению, об этом забывают. А ведь люди посвятили борьбе всю свою жизнь, некоторые погибли за светлые идеалы. У нас в семье из поколения в поколение передаются рассказы о Великой Отечественной войне, в которой участвовали наши деды (прадеды), бережно передаются записи, сделанные их рукой, их впечатления от тех событиях. И что бы сейчас ни говорили по поводу того, имела смысл или нет та война, правы были мы или нет, — для меня не существует такого вопроса. Меня возмущают люди, которые, не будучи сами живыми свидетелями происходящего в те дни, берутся осуждать и переделывать историю. Я считаю, что это были великие дни, а наши предки были великими людьми. И в укор подобным горе-критикам необходимо сохранить светлую память о них и передать будущим поколениям.
    Но неповторима и интересна судьба не только тех людей, которые ушли, которые участвовали в великих событиях прошлого. Нашего внимания и участия требуют и те, кто живут сейчас — нынешние старики и старушки. Они чувствуют, что их время уходит и более всего нуждаются в подтверждении того, что память о них сохранится в сердцах детей и внуков. Потому стоит иногда отложить все свои занятия, сесть рядом и попросить рассказать что-нибудь о себе. Уверена, вы не пожалеете о времени, потраченном на то, чтобы их послушать. Минуты внимания с вашей стороны продлят жизнь этих людей, а вы услышите много интересного и поучительного, важного для вашего духовного развития.
    freeform/raznoe340

  5. Если в частной жизни человек выбирает наиболее сентиментальные воспоминания, чтобы полностью им отдаться, то с коллективной памятью дело обстоит несколько иначе. Для того чтобы сочинение на тему памяти получилось максимально эффектным, стоит выбрать тему, наиболее важную для того, кто это сочинение пишет, или, напротив, тему, близкую максимальному числу людей.
    Как правило, события, которые важны для народа, обозначаются специальными памятными датами. Например, в современной России наиболее важным праздником является День победы в Великой Отечественной войне. В таком случае уместным будет обратиться к тому, насколько важной эта дата была в народной истории, к количеству жертв, принесенных ради этой победы, осеняющей всю современную историю России.

    Религиозная память

    Другим важным источником вдохновения при написании сочинения и рассуждении на тему памяти может служить религия. Большинство религиозных праздников, в том числе и официально закрепленных в государственном календаре, ставят своей задачей напомнить верующим о том или ином событии.
    Например, христианская Пасха имеет своей целью ежегодное коллективное поминание общиной верующих даты, в которую Иисус Христос воскрес. В свою очередь, название христианского праздника было позаимствовано у еврейского народа, из которого происходил Христос. В еврейском календаре этот праздник отмечал день, когда народ Израиля покинул египетское рабство и направился к земле Обетованной. Таким образом, сочинение на тему памяти может быть посвящено как личным воспоминаниям, так и коллективным переживаниям.

  6. 6
    Текст добавил: о_О ~FannY cRaZzzzY GiRL~ О_о

    Сочинение на тему историческая память
    Комментарии к проблеме: Память-понятие жизненно важное и широкое. Память бывает разная. Есть память о Родине, о прошлом родной страны и своего народа, о родных и друзьях, о счастье и любви, и о многом другом, но каждая из них очень важна.
    Многие века создавалась история. Великие люди — ученые и воины, герои и мудрецы — по крупицам делали нашу жизнь такой, какой она досталась нам. И каждый момент этой жизни возможен только потому, что были столетия до него. Об этом мы должны постоянно помнить, это мы должны четко осознавать, чтобы продолжать жить, оставаться полноценным человеком — связующим звеном в непрерывном потоке времени.
    Собственная позиция: Я считаю, что память о наших предках составляет главное богатство нашей души. Ведь для того чтобы мы сейчас жили и были такими, какие мы есть, многие поколения людей создавали наше общество, делали жизнь такой, какой увидели ее мы. Да и в нас самих — прямое продолжение нравственных, культурных, исторических ценностей дедов и прадедов. Именно прошлые поколения создали нас теперешних, возвысили наши мысли и чувства до вершин человеческой мудрости. Потому мы всегда должны хранить в своей памяти след той человеческой красоты, тот огонь, который освещал жизнь ушедших, огонь, который они передали нам, а мы передадим нашим потомкам. Ведь человек утверждается в мире не только как мыслящее и чувствующее существо, но и как одно из звеньев в крепкой вечной цепи, соединяющей прошлое и будущее. Чем больше дорожит человек памятью своих отцов, дедов и прадедов, тем лучше осознает он свое место в этом мире, тем глубже чувствует свою ответственность за будущее. В наших предках — корень нашего нынешнего существования, истоки нашей чести, совести, достоинства, идеалов.
    Аргументы: Тема памяти звучит в творчестве Твардовского в двух аспектах. Во-первых, поэт выделяет важность памяти о погибших на войне, а во-вторых, говорит о значении цепочек родовой, семейной памяти, которые безжалостно разрушались в годы сталинских репрессий, когда многие публично отказывались от родства с теми, кто был объявлен врагом народа. Памяти сражавшихся и погибших на войне посвящены строки поэмы «Василий Тёркин». Особенно явственно отголоски прошлого слышатся в поэме Твардовского “По праву памяти”, где центральное место занимает проблема того, какую долю “отец народов” уготовил своим детям. Выразительно и твердо названная “По праву памяти” поэма родилась как акт сопротивления, всем своим названием взрывала страшное молчание, покрывающее прошлое — многие годы сталинского режима, и била по его организаторам. Эта поэма Твардовского адресована современной молодежи, обращена к ее духовно-нравственным, идейным поискам и устремлениям.
    Заключение: Необходимо помнить, что история не делится на отрезки, события ее не распределяются по чинам и званиям: каждый отвечает за все, что было в прошлом, совершается в настоящем и произойдет в будущем.

  7. Память – одно из важнейших свойств человека, она способствует преодолению времени, преодолению смерти.
    В своей статье Лихачев говорит нам о том, что память творческий процесс, с ее помощью человечество преодолевает время и смерть, совесть и память тесно взаимосвязанные понятия.Ведь память чрезвычайно важное свойство человеческого разума, души. Человек, который утратил ее, теряется в этом мире. Это, прежде всего, потеря ориентации душевной, морально-нравственной. С утратой памяти многое, накопленное опытом и годами, исчезает, появляется пустота, а с нею потребность чем-то заполнить ее вновь.
    Без памяти нет совести уверен Д.С. Лихачев. И я согласна с ним. Может ли ничего не помнящий и никого не признающий человек быть ответственным за себя, свое время перед прошлым и будущим, дать правильную оценку себе, сегодняшнему дню? Ответ на этот вопрос однозначен.
    В произведении “Черные доски” В. Солоухин рассказывает о вопиющем факте – разграблении церкви в родном селе, о сдаче бесценных книг в макулатуру, о “сколачивании ящиков для картошки” из старинных икон. В Ставрово в одной из церквей “устроили столярную мастерскую, а в другой расположилась машинно-тракторная станция. И в ту и в другую церковь заезжали гусеничные тракторы, грузовики, закатывались бочки с горючим”. В этом произведении каждый читатель наглядно видит, к какому печальному хаосу приводит игнорирование человеком исторической памяти.
    Также стоит сказать, что если люди забудут о совести, то общество деградирует. Совесть лежит в основе нравственности. Примером этому может служить герой повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Гринёв. Каждому читателю известен его личный пути деградации из-за того, что этот молодой человек не чтил память.
    В заключении хочу сказать, что память важная для каждого человека, именно поэтому ее необходимо беречь «как зеницу ока».

  8. Все в мире покроется пылью забвения,
    Лишь двое не знают ни смерти, ни тления:
    Лишь дело героя да речь мудреца
    Проходят столетья не зная конца.
    Фирдоуси
    Наша жизнь началась не сейчас, не сегодня она и закончится. Многие века создавалась история. Великие люди — ученые и воины, герои и мудрецы — по крупицам делали нашу жизнь такой, какой она досталась нам. И каждый момент этой жизни возможен только потому, что были столетия до него. Об этом мы должны постоянно помнить, это мы должны четко осознавать, чтобы продолжать жить, оставаться полноценным человеком — связующим звеном в непрерывном потоке времени.
    Память о наших предках составляет главное богатство нашей души. Ведь для того чтобы мы сейчас жили и были такими, какие мы есть, многие поколения людей создавали наше общество, делали жизнь такой, какой увидели ее мы. Да и в нас самих — прямое продолжение нравственных, культурных, исторических ценностей дедов и прадедов. Память об ушедших родственниках также, а может даже более священна, чем память о выдающихся деятелях прошлого. «Под каждой могильной плитой — мировая история», — говорил Г. Гейне. И действительно, каждый человек неповторим в своей индивидуальности, каждый оставляет свой след в жизни, память о своих делах, мыслях, жизненных устремлениях. Именно прошлые поколения создали нас теперешних, возвысили наши мысли и чувства до вершин человеческой мудрости. Потому мы всегда должны хранить в своей памяти след той человеческой красоты, тот огонь, который освещал жизнь ушедших, огонь, который они передали нам, а мы передадим нашим потомкам. Ведь человек утверждается в мире не только как мыслящее и чувствующее существо, но и как одно из звеньев в крепкой вечной цепи, соединяющей прошлое и будущее. Чем больше дорожит человек памятью своих отцов, дедов и прадедов, тем лучше осознает он свое место в этом мире, тем глубже чувствует свою ответственность за будущее. В наших предках — корень нашего нынешнего существования, истоки нашей чести, совести, достоинства, идеалов.
    Мы должны беречь и почитать память об умерших, потому что, как сказал В. А. Сухомлинский, у кого нет в душе прошлого, у того не может быть и будущего. И он был прав. Могилы умерших, близких нам людей являются отражением нашей души. Аккуратная и ухоженная, она передает нашу любовь, память. Она символизирует продолжение жизни человека в наших сердцах. Так же как забытые могилы — наше равнодушие. Сколько более или менее высоких, но одинаково важных дел совершили живущие до нас. Выдающиеся герои великих исторических войн, участники переломных моментов истории — наши деды и прадеды. Их время было временем сражений. Они боролись за наше счастье, за то, чтобы мы сейчас получили возможность жить в мире и спокойствии. Сейчас, к сожалению, об этом забывают. А ведь люди посвятили борьбе всю свою жизнь, некоторые погибли за светлые идеалы. У нас в семье из поколения в поколение передаются рассказы о Великой Отечественной войне, в которой участвовали наши деды (прадеды), бережно передаются записи, сделанные их рукой, их впечатления от тех событиях. И что бы сейчас ни говорили по поводу того, имела смысл или нет та война, правы были мы или нет, — для меня не существует такого вопроса. Меня возмущают люди, которые, не будучи сами живыми свидетелями происходящего в те дни, берутся осуждать и переделывать историю. Я считаю, что это были великие дни, а наши предки были великими людьми. И в укор подобным горе-критикам необходимо сохранить светлую память о них и передать будущим поколениям.
    Но неповторима и интересна судьба не только тех людей, которые ушли, которые участвовали в великих событиях прошлого. Нашего внимания и участия требуют и те, кто живут сейчас — нынешние старики и старушки. Они чувствуют, что их время уходит и более всего нуждаются в подтверждении того, что память о них сохранится в сердцах детей и внуков. Потому стоит иногда отложить все свои занятия, сесть рядом и попросить рассказать что-нибудь о себе. Уверена, вы не пожалеете о времени, потраченном на то, чтобы их послушать. Минуты внимания с вашей стороны продлят жизнь этих людей, а вы услышите много интересного и поучительного, важного для вашего духовного развития.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *