Сочинение на тему память

7 вариантов

  1. Что же такое память? И почему так важно беречь ее? Память – это опыт, на основе которого протекает наша жизнь. Опираясь на нее, человек принимает решения в определенных жизненных вопросах. История – это часть памяти, только уже в масштабах всего человечества. Изучать историю следует для того, чтобы не совершать ошибок прошлого. Основываясь на знаниях приобретенных нашими предками, мы можем строить более совершенный мир. Настоящее, такое, какое оно есть сейчас, это результат событий прошлого. Поэтому стоит бережно относиться к истории, знать ее, и помнить.
    Очень часто проблему памяти затрагивают писатели в своих произведениях. Так ключевым вопросом, который поднимает А.П.Чехов в пьесе «Вишневый сад», становится роль памяти в жизни человека.
    Любовь Раневская любит свою усадьбу не за те плоды, которые она приносит,  а за память. Вишневый сад напоминает героине о сыне и муже, которых уже давно нет в живых. Раневская  не спасает свое поместье и его продают за долги, но память о прошлом навсегда остается в сердце женщины. Память о любимых ей людях живет в вишневом саду, и душевная боль Раневской горечью отзывается, когда она слышит, как рабочие рубят топором деревья. Настоящее и прошлое очень  тесно переплетаются в повести.
    Ностальгией о прошлом также пронизан рассказ И.А.Бунина « Антоновские яблоки». Концепция произведения на первый взгляд построена странно: действия рассказ движется, но мысли писателя обращены назад в прошлое. И читатель может пронаблюдать душевный мир героя в разных возрастных категориях. Сначала это мир глазами ребенка, затем подростка, взрослого человека, и в конце это пожилой старец, чьи виски покрывает седина. Но действия рассказа переживаются самим повествователем, ни как произошедшие когда-то давно, память человека настолько сильна, что все былое с новой силой оживает в его сознании, вплоть до аромата антоновских яблок. Этой отличительной чертой наполнено каждое произведение  писателя.

  2. Я думаю, что у каждого из нас существуют моменты, вспоминая о которых сразу появляется тепло и становится радостно на душе. А есть и воспоминания, от которых хочется грустить и плакать, подумать о смысле жизни. Но все это объединяет один момент. Они хранятся в человеческой памяти.
    Проблема воздействия памяти на человеческую жизнь волнует огромное количество людей. И не только обычных, но еще и поэтов, писателей. Многие размышляют о названой человеческой способности. У нее есть достаточно удивительное и поразительное свойство. В памяти всегда в большей степени хранится то, что необходимо человеку. Преимущественно откладывается в памяти что-то доброе, чем злые моменты или ситуации. При помощи такого свойства как память у людей накапливается опыт, который потом пригодится в жизни. А также появляются новые и нужные жизненные умения и навыки.
    Обычно, если человек не любит вспоминать свои эмоции, некоторые моменты, то он недолюбливает свою прошлую жизнь. А ведь именно восстанавливая в памяти давно ушедшие дни, индивид обдумывает собственные поступки. А еще таким способом он учится на своих личных ошибках. А бывает и такое, что человек просто радует себя и свою душу теплыми воспоминаниями.
    Всем нам известно, что ошибки совершают абсолютно все люди. Без них жизнь просто невозможна. Только на ошибках можно научиться и получить хороший жизненный урок. После их совершения, человек задумывается и все анализирует. Жить становится проще, потому что ошибки, которые были ранее, допущены уже больше не будут. Но все эти ошибки откладываются в человеческой памяти. Когда человек ошибается, воспоминания о промахе могут потом преследовать его всю оставшуюся жизнь.
    На литературном примере можно показать значение памяти в человеческой жизни. В произведении Гончарова «Обломов» главному персонажу часто приходят мысли о детстве. Ему снится сон. Там он счастлив, беззаботен. Родители и няни следят за ним. Все так хорошо и просто, что хочется всегда туда возвращаться. Такие воспоминания радуют его, греют душу и дают возможность поразмышлять.
    Память играет огромнейшую роль в жизни каждого из нас. Она способна заставить людей получить удовольствие от тех моментов, которые были пережиты ранее.

  3. Нужна ли память человеку?
    Салихова Малика, Республика Татарстан, город Казань, МБОУ «Лицей № 177», 8 «А» класс.
    Руководитель: Дасова Рамиля Зинатулловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
    Без памяти мы бы существовали мгновения. Наше прошедшее было бы мертво для грядущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом.
    С. Л. Рубинштейн
    Что такое память? Для чего она  нужна человеку? Согласно словарю С. И. Ожегова,  память – это  «способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений».
    Память всегда нужна человеку. Вырастая, мы часто вспоминаем свое детство. В школе, благодаря памяти, отвечаем на вопросы учителей. В каникулы, побывав в другом городе, в другой стране, мы стараемся запомнить  и потом передать другим впечатления об увиденном, исторических памятниках, живых людях. Все это расширяет наш кругозор, делает богаче наш внутренний мир, помогает стать интереснее для окружающих.
    Память связывает прошлое с настоящим. Человек живет не только в настоящем,  но и в прошлом и в будущем. И все это благодаря памяти. Наше поколение знает и по урокам истории,  и от дедов о страшных днях Великой Отечественной войны. Мы гордимся нашими предками  и будем помнить об их славном подвиге всегда! Ведь это история нашей страны, мы должны ее знать,  ее надо  передавать из поколения в поколение. Об этом надо помнить, чтобы не допустить ничего подобного впредь. Это надо помнить всю жизнь так же, как и то, как в первом классе нас научили писать буквы, складывать слова, читать … Мы запомнили это и уже не забудем никогда.
    Понятно, что сейчас человек может пользоваться различными гаджетами, запоминающими информацию так, что человеку и не надо утруждаться. Получается, что человек запоминает не саму информацию, а  то, откуда и как получить ее. А хорошо ли это? Зачем человеку пустая голова, в которой нет памяти? Именно эту проблему, на мой взгляд,  поднимает  в своем знаменитом романе «Буранный полустанок» («И дольше века длится день») Чингиз Айтматов. В произведении вставным сюжетом идет легенда о манкуртах, о страшном наказании, которому подвергались пленные. Им на голову надевали сырую верблюжью шкуру и оставляли бедных людей под палящими лучами солнца. Шкура ссыхалась, в невыносимых муках человек терял память. С этого момента он не помнил ничего: ни отца, ни матери, ни Родины. Становился послушным и исполнительным рабом.  В страшном отчаянии мать такого манкурта, Найман-Ана, восклицает: «Можно отнять землю, можно отнять богатство, можно отнять и жизнь….Но кто придумал, кто смеет покушаться на память человеческую?! О господи, если ты есть, как внушил ты такое людям?  Разве мало зла на земле и без этого?». Нельзя без содрогания читать эти строки! После прочтения этого романа я поняла, что человеческая память – это бесценный дар, который нужно беречь и развивать.
    Свое эссе хочу завершить словами известного английского физиолога Грея Уолтера: «Память – это не брошенная на стол монета, а горящая свеча». Берегите свою память, пусть она «горит» как можно дольше!

  4. Память — это свойство человека сохранять былое. Такое определение лично я могу дать памяти. Сохранять — означает сберегать, ощущать и вызывать картины прошлого и чувства прошлого в своей голове. Память — это, образно говоря языком современных компьютерщиков, свободный доступ к своему прошлому.
    Часто мы сталкиваемся с тем, что память отказывает нам. «Многое из того, что он рассказывал, не хотелось помнить…» – пишет о своем дедушке в книге «Детство» Максим Горький. Я думаю, мальчику не хотелось запоминать дедушкины рассказы потому, что они заключали в себе тяжелые, болезненные истории из жизни: «оно и без приказаний деда вторгалось в память болезненной занозой».
    Но необязательно именно так, ведь мы не запоминаем еще и просто те вещи, к которым у нас нет интереса, которые к тому же слишком серьезны, мудрены для нашего понимания. У меня, например, всегда вылетают из головы формулы по физике, которую я не люблю.
    Память человека изначально стремится сберечь нечто важное для него, ценное. Идя в область воспоминаний, человек снова и снова переживает свои счастливые моменты. Максим Горький говорит о бабушке с дедушкой: «Уходя в прошлое, они забывали обо мне…» А бабушка подогревает рассказы деда своими историями: «А помнишь, отец, как хорошо было, когда мы с тобой в Муром на богомолье ходили?….» Людям, которые на протяжении жизни сохранили дружбу и любовь, а не только отличную память, свойственно ценить общие воспоминания.

  5. 5
    Текст добавил: МУЛЬТприрода

    Все в мире покроется пылью забвения,
    Лишь двое не знают ни смерти, ни тления:
    Лишь дело героя да речь мудреца
    Проходят столетья не зная конца.
    Фирдоуси
    Наша жизнь началась не сейчас, не сегодня она и закончится. Многие века создавалась история. Великие люди — ученые и воины, герои и мудрецы — по крупицам делали нашу жизнь такой, какой она досталась нам. И каждый момент этой жизни возможен только потому, что были столетия до него. Об этом мы должны постоянно помнить, это мы должны четко осознавать, чтобы продолжать жить, оставаться полноценным человеком — связующим звеном в непрерывном потоке времени.
    Память о наших предках составляет главное богатство нашей души. Ведь для того чтобы мы сейчас жили и были такими, какие мы есть, многие поколения людей создавали наше общество, делали жизнь такой, какой увидели ее мы. Да и в нас самих — прямое продолжение нравственных, культурных, исторических ценностей дедов и прадедов. Память об ушедших родственниках также, а может даже более священна, чем память о выдающихся деятелях прошлого. «Под каждой могильной плитой — мировая история», — говорил Г. Гейне. И действительно, каждый человек неповторим в своей индивидуальности, каждый оставляет свой след в жизни, память о своих делах, мыслях, жизненных устремлениях. Именно прошлые поколения создали нас теперешних, возвысили наши мысли и чувства до вершин человеческой мудрости. Потому мы всегда должны хранить в своей памяти след той человеческой красоты, тот огонь, который освещал жизнь ушедших, огонь, который они передали нам, а мы передадим нашим потомкам. Ведь человек утверждается в мире не только как мыслящее и чувствующее существо, но и как одно из звеньев в крепкой вечной цепи, соединяющей прошлое и будущее. Чем больше дорожит человек памятью своих отцов, дедов и прадедов, тем лучше осознает он свое место в этом мире, тем глубже чувствует свою ответственность за будущее. В наших предках — корень нашего нынешнего существования, истоки нашей чести, совести, достоинства, идеалов.
    Мы должны беречь и почитать память об умерших, потому что, как сказал В. А. Сухомлинский, у кого нет в душе прошлого, у того не может быть и будущего. И он был прав. Могилы умерших, близких нам людей являются отражением нашей души. Аккуратная и ухоженная, она передает нашу любовь, память. Она символизирует продолжение жизни человека в наших сердцах. Так же как забытые могилы — наше равнодушие. Сколько более или менее высоких, но одинаково важных дел совершили живущие до нас. Выдающиеся герои великих исторических войн, участники переломных моментов истории — наши деды и прадеды. Их время было временем сражений. Они боролись за наше счастье, за то, чтобы мы сейчас получили возможность жить в мире и спокойствии. Сейчас, к сожалению, об этом забывают. А ведь люди посвятили борьбе всю свою жизнь, некоторые погибли за светлые идеалы. У нас в семье из поколения в поколение передаются рассказы о Великой Отечественной войне, в которой участвовали наши деды (прадеды), бережно передаются записи, сделанные их рукой, их впечатления от тех событиях. И что бы сейчас ни говорили по поводу того, имела смысл или нет та война, правы были мы или нет, — для меня не существует такого вопроса. Меня возмущают люди, которые, не будучи сами живыми свидетелями происходящего в те дни, берутся осуждать и переделывать историю. Я считаю, что это были великие дни, а наши предки были великими людьми. И в укор подобным горе-критикам необходимо сохранить светлую память о них и передать будущим поколениям.
    Но неповторима и интересна судьба не только тех людей, которые ушли, которые участвовали в великих событиях прошлого. Нашего внимания и участия требуют и те, кто живут сейчас — нынешние старики и старушки. Они чувствуют, что их время уходит и более всего нуждаются в подтверждении того, что память о них сохранится в сердцах детей и внуков. Потому стоит иногда отложить все свои занятия, сесть рядом и попросить рассказать что-нибудь о себе. Уверена, вы не пожалеете о времени, потраченном на то, чтобы их послушать. Минуты внимания с вашей стороны продлят жизнь этих людей, а вы услышите много интересного и поучительного, важного для вашего духовного развития.

  6. Память – одно из важнейших свойств человека, она способствует преодолению времени, преодолению смерти.
    В своей статье Лихачев говорит нам о том, что память творческий процесс, с ее помощью человечество преодолевает время и смерть, совесть и память тесно взаимосвязанные понятия.Ведь память чрезвычайно важное свойство человеческого разума, души. Человек, который утратил ее, теряется в этом мире. Это, прежде всего, потеря ориентации душевной, морально-нравственной. С утратой памяти многое, накопленное опытом и годами, исчезает, появляется пустота, а с нею потребность чем-то заполнить ее вновь.
    Без памяти нет совести уверен Д.С. Лихачев. И я согласна с ним. Может ли ничего не помнящий и никого не признающий человек быть ответственным за себя, свое время перед прошлым и будущим, дать правильную оценку себе, сегодняшнему дню? Ответ на этот вопрос однозначен.
    В произведении “Черные доски” В. Солоухин рассказывает о вопиющем факте – разграблении церкви в родном селе, о сдаче бесценных книг в макулатуру, о “сколачивании ящиков для картошки” из старинных икон. В Ставрово в одной из церквей “устроили столярную мастерскую, а в другой расположилась машинно-тракторная станция. И в ту и в другую церковь заезжали гусеничные тракторы, грузовики, закатывались бочки с горючим”. В этом произведении каждый читатель наглядно видит, к какому печальному хаосу приводит игнорирование человеком исторической памяти.
    Также стоит сказать, что если люди забудут о совести, то общество деградирует. Совесть лежит в основе нравственности. Примером этому может служить герой повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Гринёв. Каждому читателю известен его личный пути деградации из-за того, что этот молодой человек не чтил память.
    В заключении хочу сказать, что память важная для каждого человека, именно поэтому ее необходимо беречь «как зеницу ока».

  7. 7
    Текст добавил: Прямоугольник

    Память – это то, о чем в течение своей жизни задумываются многие люди. Память – это способность человека сохранять информацию о своей жизни.
    В данном тексте Даниил Александрович Гранин ставит очень важную проблему памяти. Автор раскрывает эту проблему на примере жизни русских писателей. Особое внимание Даниил Александрович уделяет детской памяти, так как именно в этот период жизни «начинается я». Недаром в своих произведениях многие русские авторы переносятся в эту чудесную пору, потому что воспоминания « … полезно перетряхивать, освежать, осмысливать». Автор отмечает, что одним из таких писателей был Набоков, который ухаживал за своей памятью, лелеял ее и всячески оберегал.
    Автор считает, что память – это удивительный механизм, который и формирует личность человека, составляет его внутренний мир. Я, несомненно, согласна с Граниным. Действительно, воспоминания делают нас настоящей, полноценной личностью.
    В повести «Вишневый сад» А.П.Чехов также поднимает проблему памяти. Ведь вишневый сад был не просто участком с плодовыми деревьями, а был памятью о детстве, о прошлом многих поколений.  Если люди будут так просто убивать память, они будут убивать свое прошлое, самих себя.
    Еще одним произведением, в котором раскрывалась данная проблема, является «Экспонат №» Васильева Б.Л. Вместе с ценными письмами дети украли у главной героини воспоминания о ее сыне, погибшем на войне. Эти письма «вынули из ее души», отняв у нее самое дорогое, что осталось у нее в жизни – память.
    В заключение хочется сделать вывод, что Гранин сумел показать, насколько важны воспоминания человека, ведь они способны придать ему силы, наполнить смыслом его жизнь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *