Сочинение на тему памятник габдуллы тукая

9 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: О_очумевшая_Я

    Главная
    Учебники – Литература
    Лекции по литературе, сочинения – часть 2
    поиск по сайту правообладателям
    Габдулла Тукай (сочинение)
    Габдулла Тукай (сочинение)

    Зеленодольский Механический Колледж

    На Тему:

    Габдулла Тукай

    Выполнил: студент I курса
    гр.221
    Газеев Марат
    Проверил: Галимова Н. З.
    2002 год

    Габдулла Тукай

    Имя Габдуллы Тукая известно не только в Татарии, но и далеко за её пределами. Его знают все, кто ценит искусство, кто любит поэзию. Творчество Тукая многогранно: он поэт и публицист, литературный критик и общественный деятель. Для развития татарской поэзии и в целом культуры он сделал также много, как Пушкин для русской поэзии и культуры.
    Габдулла Тукай родился в апреле 1886 года в деревне Кушлавыч бывшей Казанской губернии. Оставшись рано сиротой, Габдулла первое время жил у дедушки, который в 1889 году отправил мальчика в Казань. В 1895 году девятилетний Габдулла приехал в Уральск к двоюродной сестре. Оставшись рано сиротой, Габдулла первое время жил у дедушки, который в 1889 году отправил мальчика в Казань. В 1895 году девятилетний Габдулла приехал в Уральск к двоюродной сестре.
    В Уральске прошли детство и юность поэта. Здесь он поступил в медресе, в этом городе начал писать стихи. В этом уральском городке молодой Тукай познакомился с творчеством великих русских поэтов – Пушкина и Лермонтова. Их стихи покорили сердце начинающего поэта.
    Работая в типографии корректором и экспедитором, Габдулла Тукай не мог мириться с той эксплуатацией, которая здесь царила. За десять рублей в месяц от него требовали, казалось, невозможного. В таком же положении жили наборщики и другие рабочие. Однажды Тукай высказал рабочим, что надо защищать свои права и не бояться хозяина.
    Хозяин типографии заметил, что молодой корректор подбивает рабочих к недовольству, но принимать крутых мер не стал, так как боялся едких стихов Тукая, который уже печатался в газетах. Он только побольше загрузил работой вольнодумца.
    Но Тукай всегда был верен тому, что наметил. Он решил дать бой хозяину, и стал готовить рабочих типографии к выступлению с требованием увеличить зарплату. Видя, что юноша тверд характером, хозяин решил разделаться с Тукаем и уволил его из типографии.
    Перед молодым Тукаем встал вопрос, куда пойти? К этому времени он уже был известным поэтом. Его талантом восторгались многие, владельцы казанских и других газет приглашали поэта к себе на работу. Среди них была и оренбургская газета миллионера-золотопромышленника Рамеева “Вакыт” (“Время”). И хотя Тукай знал, что Рамеев поэт и что у него есть неплохие стихи, он все же не пошел к нему. Его мечтой стала Казань, где более бурно, нежели в Оренбурге или Уфе, кипела жизнь. И он устремился в Казань.
    Тукай любил свой народ и, пожалуй, из татарских писателей прошлого никто не сумел с такой глубиной и художественной силой выразить дух народности, как сделал это он.
    Тукай горячо, самозабвенно любил Казань. С этим городом у него связано все лучшее в жизни. Но вместе с тем в Казани он пережил и много горьких минут.
    Поэт говорит, что татарский народ найдет счастье только в единстве с русским народом, на земле отцов. Тукай гневно отвергает идею, которую старались протащить сбежавшие в Турцию Г. Р. Ибрагимов и Ю. Акчура. Не с Турцией, а с народами России найдем мы счастье, пишет Тукай.
    С народом России мы песни певали,
    Есть общее в нашем быту и морали…
    Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,
    Нанизаны мы на единую нить.
    За период жизни Тукая в Казани нет, пожалуй, ни одного его поэтического сборника, на который не налагался бы арест. Дружба Тукая с Ф. Амирханом, Г. Камалом, Г. Кулахметовым и большевиком Хусаином Ямашевым способствовала формированию идейных взглядов поэта. Он с большой теплотой пишет о первом татарском большевике X. Ямашеве.
    Казань, в которой поэт прожил свои последние годы, была мила Тукаю, он посвятил ей немало прекрасных строк. Поэт называет ее “светозарной”, городом науки и искусства.
    Когда здоровье Тукая ухудшилось, поэту советовали поехать лечиться на юг, но у него не было на это средств. Друзья собрали ему немного денег и отправили лечиться в деревню. Но болезнь была уже запущена. В деревне поэту стало еще хуже. Было решено положить Тукая в больницу. Врачи, осмотрев больного, спросили его, почему он раньше не обратился в больницу? На это поэт шутливо ответил:
    Музей классика татарской литературы народного поэта Габдуллы Тукая
    Музей открыт в 1986 году к столетию со дня рождения поэта. Дом, в котором расположился музей, – бывший коммерческий особняк, памятник архитектуры ХХ века, находящийся в Старо-Татарской слободе.
    Экспозиция музея отражает казанский период жизни Г. Тукая: здесь он жил дважды – в детстве, а затем приехал сюда в 1907 году из Уральска после учебы в медресе. В Казани он состоялся как поэт, журналист, общественный деятель. Похоронен на кладбище в Ново-Татарской слободе.
    Важное место в экспозиции занимают прижизненные издания Габдуллы Тукая. Среди мемориальных вещей – подлинные фотографии поэта разных лет. Одна из них, 1908 года, сделана для сборника его стихотворений. Большой интерес представляют и личные вещи – фаянсовая шкатулка, которую поэт купил сестре с первого гонорара: тюбетейка Габдуллы Тукая, его домра, металлический стакан для карандашей, плетеная дорожная корзина для путешествий. Здесь же посмертная маска поэта и фотографии его похорон.
    Габдулла Тукай
    Имя Габдуллы Тукая известно не только в Татарии, но и далеко за её пределами. Его знают все, кто ценит искусство, кто любит поэзию. Творчество Тукая многогранно: он поэт и публицист, литературный критик и общественный деятель. Для развития татарской поэзии и в целом культуры он сделал также много, как Пушкин для русской поэзии и культуры.
    Работая в типографии корректором и экспедитором, Габдулла Тукай не мог мириться с той эксплуатацией, которая здесь царила. За десять рублей в месяц от него требовали, казалось, невозможного. В таком же положении жили наборщики и другие рабочие. Однажды Тукай высказал рабочим, что надо защищать свои права и не бояться хозяина.
    Хозяин типографии заметил, что молодой корректор подбивает рабочих к недовольству, но принимать крутых мер не стал, так как боялся едких стихов Тукая, который уже печатался в газетах. Он только побольше загрузил работой вольнодумца.
    Но Тукай всегда был верен тому, что наметил. Он решил дать бой хозяину, и стал готовить рабочих типографии к выступлению с требованием увеличить зарплату. Видя, что юноша тверд характером, хозяин решил разделаться с Тукаем и уволил его из типографии.
    Перед молодым Тукаем встал вопрос, куда пойти? К этому времени он уже был известным поэтом. Его талантом восторгались многие, владельцы казанских и других газет приглашали поэта к себе на работу. Среди них была и оренбургская газета миллионера-золотопромышленника Рамеева “Вакыт” (“Время”). И хотя Тукай знал, что Рамеев поэт и что у него есть неплохие стихи, он все же не пошел к нему. Его мечтой стала Казань, где более бурно, нежели в Оренбурге или Уфе, кипела жизнь. И он устремился в Казань.
    Тукай любил свой народ и, пожалуй, из татарских писателей прошлого никто не сумел с такой глубиной и художественной силой выразить дух народности, как сделал это он.
    Тукай горячо, самозабвенно любил Казань. С этим городом у него связано все лучшее в жизни. Но вместе с тем в Казани он пережил и много горьких минут.
    Разоблачая националистическую буржуазию, ее идеологов, поэт говорит, что татарский народ найдет счастье только в единстве с русским народом, на земле отцов. Тукай гневно отвергает идею, которую старались протащить сбежавшие в Турцию Г. Р. Ибрагимов и Ю. Акчура. Не с Турцией, а с народами России найдем мы счастье, пишет Тукай.
    С народом России мы песни певали,
    Есть общее в нашем быту и морали…
    Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,
    Нанизаны мы на единую нить.
    Казань, в которой поэт прожил свои последние годы, была мила Тукаю, он посвятил ей немало прекрасных строк. Поэт называет ее “светозарной”, городом науки и искусства.
    Борьба с самодержавием, с буржуазными националистами отняла у поэта много силы. Здоровье Тукая резко ухудшилось. Поэту советовали поехать лечиться на юг, но у него не было на это средств. Друзья собрали ему немного денег и отправили лечиться в деревню. Но болезнь была уже запущена. В деревне поэту стало еще хуже. Было решено положить Тукая в больницу. Врачи, осмотрев больного, спросили его, почему он раньше не обратился в больницу? На это поэт шутливо ответил: “Мне говорили, что больница – это первая станция к смерти. А мне хотелось немножко пожить на свете”.
    В пять часов вечера 11 апреля 1913 года поэта не стало. Габдулла Тукай умер в расцвете творческих сил и таланта, как писал Горький, “от голода и чахотки”.
    Татарский народ высоко чтит память о выдающемся народном поэте. Именем Тукая в республике названы госфилармония, премия, которой удостаиваются лучшие литературные произведения и произведения искусства, его имя носит улица Казани. На месте нынешней Тукаевской улицы были две – Тихвинская и Екатерининская. Вторая шла от нынешней улицы Татарстан к Кабану.
    Тукай жил в номерах “Булгар” (угол Кирова и Татарстан). На этом доме установлена мемориальная доска. Есть она и на доме, стоящем на углу улиц Островского и Кави Наджми. Во времена Тукая здесь была больница (ныне клиника ГИДУВа).
    Прах Габдуллы Тукая покоится на татарском кладбище в Приволжском районе.
    Как я горд, народ прекрасный,
    Что тебе принадлежу!
    Быть хочу твоим поэтом,
    За тебя стоять стеной.
    Близок сердцу дух народный,
    Я мечтаю, край родной,
    Жить с тобой одной печалью
    Или радостью одной
    Чувства выше нет на свете,
    Чем любовь к тебе народ,
    Одержим одной я страстью –
    сердцем быть всегда с тобой
    23 марта 2002года Президент Татарстана посетил Музей изобразительных искусств РТ и ознакомился с развернутой здесь большой выставкой, посвященной 105-й годовщине со дня рождения основоположника татарского профессионального изобразительного искусства Баки Урманче. По ходу экскурсии необходимые пояснения к выставке, на которой представлено 130 живописных, графических и скульптурных работ мастера, Президенту давали заместитель директора музея по науке Ольга Пиульская и вдова художника – старший научный сотрудник ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова Флора Вагаповна Ахметова-Урманче, рассказавшая, в частности, об истории создания произведений, которые привлекли особое внимание высокого гостя.
    На выставке Президент внимательно вглядывался в те картины, которые экспонируются впервые, восхищался иллюстрациями к произведениям Габдуллы Тукая, портретами деятелей культуры и татар – полководцев Великой Отечественной войны, многоцветьем пейзажей родного Татарстана. А картина “У сепаратора” так понравилась Минтимеру Шариповичу, что он выразил пожелание, чтобы она стала украшением художественной галереи Президентского дворца. Это полотно относится к лучшим произведениям раннего периода творчества Баки Урманче, когда он в 20-е годы прошлого столетия преподавал в Казанском художественном техникуме.
    Картина, по словам Шаймиева, всколыхнула у него воспоминания детства.
    В этой картине все, как в жизни, – сказал он. – Сепаратор в то далекое время был еще большой редкостью. Помню, как мама делала сметану на таком сепараторе, а потом масло. И мы, дети, ждали, когда все это будет на столе.
    Президент охотно отвечал на вопросы журналистов и подчеркнул в беседе с ними, что творчество Баки Урманче составило целую эпоху в татарском изобразительном искусстве.
    После знакомства с выставкой Минтимер Шарипович оставил теплый отзыв о ней в Книге почетных гостей: “Творчество нашего великого мастера Баки Урманче поражает своей философской глубиной, входит в наши души, восхищает. Это одна из самых прекрасных страниц нашей истории. Я благодарю от всей души тех, кто хранит это бесценное наследие”.
    На прощание Флора Вагаповна подарила Президенту Татарстана альбом “Баки Урманче. Графические портреты” и свою новую книгу “Татарский эпос”, а директор музея Анатолий Сластунин – прекрасно выполненное издание, только что увидевшее свет в Москве, – “Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан”.
    Материал взят из книги В. Белокопытова и Н. Шевченко, Их именами названы улицы Казани. Казань, Таткнигоиздат, 1973 год.

  2. Зеленодольский Механический Колледж
    Реферат На Тему:
    Габдулла Тукай
    Выполнил: студент I курса гр.221
    Газеев Марат
    Проверил: Галимова Н. З.
    2002 год
    Габдулла Тукай
    Имя Габдуллы Тукая известно не только в Татарии, но и далеко за её пределами. Его знают все, кто ценит искусство, кто любит поэзию. Творчество
    Тукая многогранно: он поэт и публицист, литературный критик и общественный деятель. Для развития татарской поэзии и в целом культуры он сделал также много, как Пушкин для русской поэзии и культуры.
    Габдулла Тукай родился в апреле 1886 года в деревне Кушлавыч бывшей
    Казанской губернии. Оставшись рано сиротой, Габдулла первое время жил у дедушки, который в 1889 году отправил мальчика в Казань. В 1895 году девятилетний Габдулла приехал в Уральск к двоюродной сестре. Оставшись рано сиротой, Габдулла первое время жил у дедушки, который в 1889 году отправил мальчика в Казань. В 1895 году девятилетний Габдулла приехал в Уральск к двоюродной сестре.
    В Уральске прошли детство и юность поэта. Здесь он поступил в медресе, в этом городе начал писать стихи. В этом уральском городке молодой Тукай познакомился с творчеством великих русских поэтов – Пушкина и Лермонтова.
    Их стихи покорили сердце начинающего поэта.
    Работая в типографии корректором и экспедитором, Габдулла Тукай не мог мириться с той эксплуатацией, которая здесь царила. За десять рублей в месяц от него требовали, казалось, невозможного. В таком же положении жили наборщики и другие рабочие. Однажды Тукай высказал рабочим, что надо защищать свои права и не бояться хозяина.
    Хозяин типографии заметил, что молодой корректор подбивает рабочих к недовольству, но принимать крутых мер не стал, так как боялся едких стихов
    Тукая, который уже печатался в газетах. Он только побольше загрузил работой вольнодумца.
    Но Тукай всегда был верен тому, что наметил. Он решил дать бой хозяину, и стал готовить рабочих типографии к выступлению с требованием увеличить зарплату. Видя, что юноша тверд характером, хозяин решил разделаться с Тукаем и уволил его из типографии.
    Перед молодым Тукаем встал вопрос, куда пойти? К этому времени он уже был известным поэтом. Его талантом восторгались многие, владельцы казанских и других газет приглашали поэта к себе на работу. Среди них была и оренбургская газета миллионера-золотопромышленника Рамеева “Вакыт”
    (“Время”). И хотя Тукай знал, что Рамеев поэт и что у него есть неплохие стихи, он все же не пошел к нему. Его мечтой стала Казань, где более бурно, нежели в Оренбурге или Уфе, кипела жизнь. И он устремился в Казань.
    Тукай любил свой народ и, пожалуй, из татарских писателей прошлого никто не сумел с такой глубиной и художественной силой выразить дух народности, как сделал это он.
    Тукай горячо, самозабвенно любил Казань. С этим городом у него связано все лучшее в жизни. Но вместе с тем в Казани он пережил и много горьких минут.
    Поэт говорит, что татарский народ найдет счастье только в единстве с русским народом, на земле отцов. Тукай гневно отвергает идею, которую старались протащить сбежавшие в Турцию Г. Р. Ибрагимов и Ю. Акчура. Не с
    Турцией, а с народами России найдем мы счастье, пишет Тукай.
    С народом России мы песни певали,
    Есть общее в нашем быту и морали…
    Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,
    Нанизаны мы на единую нить.
    За период жизни Тукая в Казани нет, пожалуй, ни одного его поэтического сборника, на который не налагался бы арест. Дружба Тукая с Ф.
    Амирханом, Г. Камалом, Г. Кулахметовым и большевиком Хусаином Ямашевым способствовала формированию идейных взглядов поэта. Он с большой теплотой пишет о первом татарском большевике X. Ямашеве.
    Казань, в которой поэт прожил свои последние годы, была мила Тукаю, он посвятил ей немало прекрасных строк. Поэт называет ее “светозарной”, городом науки и искусства.
    Когда здоровье Тукая ухудшилось, поэту советовали поехать лечиться на юг, но у него не было на это средств. Друзья собрали ему немного денег и отправили лечиться в деревню. Но болезнь была уже запущена. В деревне поэту стало еще хуже. Было решено положить Тукая в больницу. Врачи, осмотрев больного, спросили его, почему он раньше не обратился в больницу? На это поэт шутливо ответил:
    Музей классика татарской литературы народного поэта Габдуллы Тукая
    Музей открыт в 1986 году к столетию со дня рождения поэта. Дом, в котором расположился музей, – бывший коммерческий особняк, памятник архитектуры ХХ века, находящийся в Старо-Татарской слободе.
    Экспозиция музея отражает казанский период жизни Г. Тукая: здесь он жил дважды – в детстве, а затем приехал сюда в 1907 году из Уральска после учебы в медресе. В Казани он состоялся как поэт, журналист, общественный деятель. Похоронен на кладбище в Ново-Татарской слободе.
    Важное место в экспозиции занимают прижизненные издания Габдуллы
    Тукая. Среди мемориальных вещей – подлинные фотографии поэта разных лет.
    Одна из них, 1908 года, сделана для сборника его стихотворений. Большой интерес представляют и личные вещи – фаянсовая шкатулка, которую поэт купил сестре с первого гонорара: тюбетейка Габдуллы Тукая, его домра, металлический стакан для карандашей, плетеная дорожная корзина для путешествий. Здесь же посмертная маска поэта и фотографии его похорон.
    Габдулла Тукай
    [pic]
    Имя Габдуллы Тукая известно не только в Татарии, но и далеко за её пределами. Его знают все, кто ценит искусство, кто любит поэзию. Творчество
    Тукая многогранно: он поэт и публицист, литературный критик и общественный деятель. Для развития татарской поэзии и в целом культуры он сделал также много, как Пушкин для русской поэзии и культуры.
    Работая в типографии корректором и экспедитором, Габдулла Тукай не мог мириться с той эксплуатацией, которая здесь царила. За десять рублей в месяц от него требовали, казалось, невозможного. В таком же положении жили наборщики и другие рабочие. Однажды Тукай высказал рабочим, что надо защищать свои права и не бояться хозяина.
    Хозяин типографии заметил, что молодой корректор подбивает рабочих к недовольству, но принимать крутых мер не стал, так как боялся едких стихов
    Тукая, который уже печатался в газетах. Он только побольше загрузил работой вольнодумца.
    Но Тукай всегда был верен тому, что наметил. Он решил дать бой хозяину, и стал готовить рабочих типографии к выступлению с требованием увеличить зарплату. Видя, что юноша тверд характером, хозяин решил разделаться с Тукаем и уволил его из типографии.
    Перед молодым Тукаем встал вопрос, куда пойти? К этому времени он уже был известным поэтом. Его талантом восторгались многие, владельцы казанских и других газет приглашали поэта к себе на работу. Среди них была и оренбургская газета миллионера-золотопромышленника Рамеева “Вакыт”
    (“Время”). И хотя Тукай знал, что Рамеев поэт и что у него есть неплохие стихи, он все же не пошел к нему. Его мечтой стала Казань, где более бурно, нежели в Оренбурге или Уфе, кипела жизнь. И он устремился в Казань.
    Тукай любил свой народ и, пожалуй, из татарских писателей прошлого никто не сумел с такой глубиной и художественной силой выразить дух народности, как сделал это он.
    Тукай горячо, самозабвенно любил Казань. С этим городом у него связано все лучшее в жизни. Но вместе с тем в Казани он пережил и много горьких минут.
    Разоблачая националистическую буржуазию, ее идеологов, поэт говорит, что татарский народ найдет счастье только в единстве с русским народом, на земле отцов. Тукай гневно отвергает идею, которую старались протащить сбежавшие в Турцию Г. Р. Ибрагимов и Ю. Акчура. Не с Турцией, а с народами
    России найдем мы счастье, пишет Тукай.
    С народом России мы песни певали,
    Есть общее в нашем быту и морали…
    Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,
    Нанизаны мы на единую нить.
    Казань, в которой поэт прожил свои последние годы, была мила Тукаю, он посвятил ей немало прекрасных строк. Поэт называет ее “светозарной”, городом науки и искусства.
    Борьба с самодержавием, с буржуазными националистами отняла у поэта много силы. Здоровье Тукая резко ухудшилось. Поэту советовали поехать лечиться на юг, но у него не было на это средств. Друзья собрали ему немного денег и отправили лечиться в деревню. Но болезнь была уже запущена.
    В деревне поэту стало еще хуже. Было решено положить Тукая в больницу.
    Врачи, осмотрев больного, спросили его, почему он раньше не обратился в больницу? На это поэт шутливо ответил: “Мне говорили, что больница – это первая станция к смерти. А мне хотелось немножко пожить на свете”.
    В пять часов вечера 11 апреля 1913 года поэта не стало. Габдулла
    Тукай умер в расцвете творческих сил и таланта, как писал Горький, “от голода и чахотки”.
    Татарский народ высоко чтит память о выдающемся народном поэте.
    Именем Тукая в республике названы госфилармония, премия, которой удостаиваются лучшие литературные произведения и произведения искусства, его имя носит улица Казани. На месте нынешней Тукаевской улицы были две –
    Тихвинская и Екатерининская. Вторая шла от нынешней улицы Татарстан к
    Кабану.
    [pic]
    Тукай жил в номерах “Булгар” (угол Кирова и Татарстан). На этом доме установлена мемориальная доска. Есть она и на доме, стоящем на углу улиц
    Островского и Кави Наджми. Во времена Тукая здесь была больница (ныне клиника ГИДУВа).
    Прах Габдуллы Тукая покоится на татарском кладбище в Приволжском районе.
    Как я горд, народ прекрасный,
    Что тебе принадлежу!
    Быть хочу твоим поэтом,
    За тебя стоять стеной.
    Близок сердцу дух народный,
    Я мечтаю, край родной,
    Жить с тобой одной печалью
    Или радостью одной
    Чувства выше нет на свете,
    Чем любовь к тебе народ,
    Одержим одной я страстью – сердцем быть всегда с тобой
    23 марта 2002года Президент Татарстана посетил Музей изобразительных искусств РТ и ознакомился с развернутой здесь большой выставкой, посвященной 105-й годовщине со дня рождения основоположника татарского профессионального изобразительного искусства Баки Урманче. По ходу экскурсии необходимые пояснения к выставке, на которой представлено 130 живописных, графических и скульптурных работ мастера, Президенту давали заместитель директора музея по науке Ольга Пиульская и вдова художника – старший научный сотрудник ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова Флора Вагаповна Ахметова-
    Урманче, рассказавшая, в частности, об истории создания произведений, которые привлекли особое внимание высокого гостя.
    На выставке Президент внимательно вглядывался в те картины, которые экспонируются впервые, восхищался иллюстрациями к произведениям Габдуллы
    Тукая, портретами деятелей культуры и татар – полководцев Великой
    Отечественной войны, многоцветьем пейзажей родного Татарстана. А картина “У сепаратора” так понравилась Минтимеру Шариповичу, что он выразил пожелание, чтобы она стала украшением художественной галереи Президентского дворца.
    Это полотно относится к лучшим произведениям раннего периода творчества
    Баки Урманче, когда он в 20-е годы прошлого столетия преподавал в Казанском художественном техникуме.
    Картина, по словам Шаймиева, всколыхнула у него воспоминания детства.
    В этой картине все, как в жизни, – сказал он. – Сепаратор в то далекое время был еще большой редкостью. Помню, как мама делала сметану на таком сепараторе, а потом масло. И мы, дети, ждали, когда все это будет на столе.
    Президент охотно отвечал на вопросы журналистов и подчеркнул в беседе с ними, что творчество Баки Урманче составило целую эпоху в татарском изобразительном искусстве.
    После знакомства с выставкой Минтимер Шарипович оставил теплый отзыв о ней в Книге почетных гостей: “Творчество нашего великого мастера Баки
    Урманче поражает своей философской глубиной, входит в наши души, восхищает.
    Это одна из самых прекрасных страниц нашей истории. Я благодарю от всей души тех, кто хранит это бесценное наследие”.
    На прощание Флора Вагаповна подарила Президенту Татарстана альбом
    “Баки Урманче. Графические портреты” и свою новую книгу “Татарский эпос”, а директор музея Анатолий Сластунин – прекрасно выполненное издание, только что увидевшее свет в Москве, – “Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан”.
    Материал взят из книги В. Белокопытова и Н. Шевченко, Их именами названы улицы Казани. Казань, Таткнигоиздат, 1973 год.

  3. НА РАЙОННЫЙ  ТУР XXIРЕСПУБЛИКАНСКОГО ФЕСТИВАЛЯ  ДЕТСКОЙ,  ЮНОШЕСКОЙ И  МОЛОДЕЖНОЙ  ПРЕССЫ«ЗОЛОТОЕ  ПЕРО»
    Габдулла Тукай – яраткан шагыйрем
    («Лучшая журналисткая работа”  на  татарском  языке,     посвящённая к  130-летию Габдуллы Тукая)
    Работу выполнила: ученица 2а класса
    МБОУ «Бетькинская средняя  обще-
    образовательная школа»
    Ибрагимова Камиля Айратовна
    Руководитель: учитель  начальных классов
    Мутагирова Гулия Наилевна
    2016 год.
    Кечкен? ген? булсам да, ?нием укытучы булып эшл?г?нг? к?р?ме, гел Габдулла Тукай турында ишетерг? туры килде. Шулай итеп,  Габдулла Тукайны? б?ек шагыйрь ик?нен мин к?пт?нн?н бел?м.
    Габдулла Тукай…. Бармы ик?н безне? арада бу олы шагыйрь турында ишетм?г?н, белм?г?н кеше? Тукайны? мо?лы ?ырларын ?ырламаган, тылсымлы ?киятл?рен ты?ламаган,  шигырьл?рен яттан белм?г?н бала…? Юктыр…
    Тукай… ?леге исемне ишетк?ч, к??елд? т?рле хисл?р туа. Безне? м?кт?пт? ??р ел бу б?ек шагыйрьне иск? алалар,т?рле чаралар ?тк?р?л?р. Без аны? “Су анасы”н ?йр?неп, “Туган тел” шигырен ятлап,аны? тормышы бел?н  таныштык. Аны? ” Ш?р?ле” поэмасын укыгач минд? Тукай и?атына соклану тагын да артты. Без укытучы апа бел?н аны? “Су анасы”, “Шур?ле”, “Бала бел?н к?б?л?к” ?с?рл?рен с?хн?л?штердек. Бик к?п ?с?рл?рен? р?семн?р ясадык.
    Б?ек Тукай безг? ?лм?с ?с?рл?р калдырган. Ул безне акыллы, тыйнак, гадел булырга ?йр?т?, табигатьне, анда булган бар тереклекне яратырга ?нди. Аны? ?д?плелекк?, б?еклекк?, т??фыйклыкка ?нд?г?н шигырьл?рен ?ич онытырга ярамый. Нинди ген? шигырьл?рен укыма, гади, а?лаешлы, х?терд? кала.
    ?йе, Габдулла  Тукай и?аты – серле бакча кебек, мог?изалы ил. Ул ?зен? чакырып тора. Аны? ?с?рл?ре шулкад?р кызыклы,  мавыктыргыч, х?тта аерылып булмый,укыган саен укыйсы килеп тора. Аны? и?аты чынлап та – м??гелек. Тукай татар милл?те, татар халкы к??еленд?  б?ген  д? яши ??м яш?яч?к!  Аны? и?аты беркайчан да онытылмас, ч?нки ул – б?ек шагыйрь!Мин Габдулла Тукай и?атын бик яратып укыйм. ??р татарны? й?р?генд? ?з Тукае. Кемн?рдер а?а карап  соклана, кемн?рдер ?рн?к итеп, аны б?генге к?нн?рд? д? ?з й?р?генд? й?рт?.И?ади эшемне т?б?нд?ге шигырь юллары бел?н т?мамлыйсым кил?:
    Татар теле – б?ек Тукай теле
    Туган телем – милли ?ырларым.
    М??ге яш?рсе? син, Апуш-Тукай,
    Я?гыратып й?р?к мо?нарын.

  4. Габдулла Тукай родился в апреле 1886 года в деревне Кушлавыч бывшей
    Казанской губернии. Оставшись рано сиротой, Габдулла первое время жил у дедушки, который в 1889 году отправил мальчика в Казань. В 1895 году девятилетний Габдулла приехал в Уральск к двоюродной сестре. Оставшись рано сиротой, Габдулла первое время жил у дедушки, который в 1889 году отправил мальчика в Казань. В 1895 году девятилетний Габдулла приехал в Уральск к двоюродной сестре.
    В Уральске прошли детство и юность поэта. Здесь он поступил в медресе, в этом городе начал писать стихи. В этом уральском городке молодой Тукай познакомился с творчеством великих русских поэтов – Пушкина и Лермонтова.
    Их стихи покорили сердце начинающего поэта.
    Работая в типографии корректором и экспедитором, Габдулла Тукай не мог мириться с той эксплуатацией, которая здесь царила. За десять рублей в месяц от него требовали, казалось, невозможного. В таком же положении жили наборщики и другие рабочие. Однажды Тукай высказал рабочим, что надо защищать свои права и не бояться хозяина.
    Хозяин типографии заметил, что молодой корректор подбивает рабочих к недовольству, но принимать крутых мер не стал, так как боялся едких стихов
    Тукая, который уже печатался в газетах. Он только побольше загрузил работой вольнодумца.
    Но Тукай всегда был верен тому, что наметил. Он решил дать бой хозяину, и стал готовить рабочих типографии к выступлению с требованием увеличить зарплату. Видя, что юноша тверд характером, хозяин решил разделаться с Тукаем и уволил его из типографии.
    Перед молодым Тукаем встал вопрос, куда пойти? К этому времени он уже был известным поэтом. Его талантом восторгались многие, владельцы казанских и других газет приглашали поэта к себе на работу. Среди них была и оренбургская газета миллионера-золотопромышленника Рамеева “Вакыт”
    (“Время”). И хотя Тукай знал, что Рамеев поэт и что у него есть неплохие стихи, он все же не пошел к нему. Его мечтой стала Казань, где более бурно, нежели в Оренбурге или Уфе, кипела жизнь. И он устремился в Казань.
    Тукай любил свой народ и, пожалуй, из татарских писателей прошлого никто не сумел с такой глубиной и художественной силой выразить дух народности, как сделал это он.

  5. Осенью 1907 года Тукай приезжает (по сути, возвращается) в Казань, чтобы посвятить свою деятельность творчеству. С осени этого года начинается его период в Казани – пять лет и восемь месяцев, которые он посвятит служению своему народу, своей Родине. Здесь он быстро входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа») — Фатих Амирхан и др. Все свои творческие возможности Тукай в этот период посвящает сатирико-юмористическим журналам «Яшен» («Молния»), «Ялт-юлт» («Зарница»).К 1908 году в творчестве Тукая возникает целый цикл поэтических и очерково-публицистических произведений. Такие его стихотворения, как «Осенние ветры», «Гнёт», «Дача» (1911), «Чего не хватает сельскому люду?» (1912), «Надежды народа…» (1913), его близкая дружба с Хусаином Ямашевым (1882—1912) и стихотворение, посвященное его памяти («Светлой памяти Хусаина», 1912), свидетельствуют о том, что поэт питал искреннее сочувствие к своим современникам — борцам за народное дело и благоговел перед их неподкупной человеческой совестью и духовным благородством. Стихотворения «Светлой памяти Хусаина» и «Татарская молодежь» (1912) пронизаны чувством исторического оптимизма. Большинство его стихотворений и путевых очерков, опубликованных в 1911—1912 гг., написано под впечатлениями посещения им деревень Заказанья — своей малой Родины. В них запечатлена реальная действительность, оцененная с позиции заступника народа. Отвергая пресловутую «деревенскую идиллию», Тукай трезво смотрел на сельскую реальность, стремясь охватить социальные контрасты её будней («Чего не хватает сельскому люду?», «Гнет», «Возвращение в Казань»).Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в 1911—1912 гг. он совершает путешествия, имевшие для него большое значение. В начале мая 1911 года Тукай пароходом приезжает в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья («Дача», очерк «Маленькое путешествие»). Здесь Тукай остаётся в гостях у своего друга поэта Сагита Рамиева. В Астрахани он встречается с азербайджанским общественным деятелем и писателем Нариманом Наримановым, сосланным туда за революционную деятельность в родном краю. Весной 1912 года Тукай решается на более значительное путешествие по маршруту Казань — Уфа — Петербург. В Уфе он встречается с М. Гафури. Эта встреча оставляет глубокий след в жизни обоих народных писателей, укрепляет их симпатии друг к другу. В Петербурге Тукай встречается с Муллануром Вахитовым, впоследствии видным революционером.Прожив в Петербурге 13 дней, 6 (19) мая, Тукай покидает столицу и отправляется в Троицк, а затем в казахскую степь — пить кумыс, надеясь этим поправить своё здоровье. В Казань возвращается в начале августа. В столице Тукай работает в удушливой атмосфере типографии и, несмотря на плохое самочувствие, продолжает писать.Габдулла Тукай в больнице, 1913 годПоследние годы жизни и деятельности Тукая свидетельствуют о том, что писатель, всё ближе постигая народную действительность, резко ощущал разлад с враждебным народу обществом и беспощадно осуждал все то, что могло бы лечь тенью на его гражданскую совесть («Первое мое дело после пробуждения», «По случаю юбилея» и др.).2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало, как писал Горький, «от голода и чахотки»[9]. «Татары в лице Тукаева потеряли величайшего национального поэта», — писали казанские русскоязычные газеты. Тукаевские традиции стали одним из решающих идейно-эстетических факторов и животворных источников для дальнейшего развития татарской литературы под знаменем реализма и народности.Габдулла Тукай был похоронен на Татарском кладбище Ново-татарской слободы (Казань).

  6. >>> Скачать <<< Имя Габдуллы Тукая известно не только в Татарии, но и далеко за её пределами. Его знают все, кто ценит искусство, кто любит поэзию. Творчество Тукая многогранно: он поэт и публицист, литературный критик и общественный деятель. Для развития татарской поэзии и в целом культуры он сделал также много, как Пушкин для русской поэзии и культуры. Габдулла Тукай родился в апреле 1886 года в деревне Кушлавыч бывшей Казанской губернии. Оставшись рано сиротой, Габдулла первое время жил у дедушки, который в 1889 году отправил мальчика в Казань. В 1895 году девятилетний Габдулла приехал в Уральск к двоюродной сестре. Оставшись рано сиротой, Габдулла первое время жил у дедушки, который в 1889 году отправил мальчика в Казань. В 1895 году девятилетний Габдулла приехал в Уральск к двоюродной сестре. В Уральске прошли детство и юность поэта. Здесь он поступил в медресе, в этом городе начал писать стихи. В этом уральском городке молодой Тукай познакомился с творчеством великих русских поэтов - Пушкина и Лермонтова. Их стихи покорили сердце начинающего поэта. Работая в типографии корректором и экспедитором, Габдулла Тукай не мог мириться с той эксплуатацией, которая здесь царила. За десять рублей в месяц от него требовали, казалось, невозможного. В таком же положении жили наборщики и другие рабочие. Однажды Тукай высказал рабочим, что надо защищать свои права и не бояться хозяина. Хозяин типографии заметил, что молодой корректор подбивает рабочих к недовольству, но принимать крутых мер не стал, так как боялся едких стихов Тукая, который уже печатался в газетах. Он только побольше загрузил работой вольнодумца. Возможно вы искали - Сочинение: Гегель Но Тукай всегда был верен тому, что наметил. Он решил дать бой хозяину, и стал готовить рабочих типографии к выступлению с требованием увеличить зарплату. Видя, что юноша тверд характером, хозяин решил разделаться с Тукаем и уволил его из типографии. Перед молодым Тукаем встал вопрос, куда пойти? К этому времени он уже был известным поэтом. Его талантом восторгались многие, владельцы казанских и других газет приглашали поэта к себе на работу. Среди них была и оренбургская газета миллионера-золотопромышленника Рамеева "Вакыт" ("Время"). И хотя Тукай знал, что Рамеев поэт и что у него есть неплохие стихи, он все же не пошел к нему. Его мечтой стала Казань, где более бурно, нежели в Оренбурге или Уфе, кипела жизнь. И он устремился в Казань. Тукай любил свой народ и, пожалуй, из татарских писателей прошлого никто не сумел с такой глубиной и художественной силой выразить дух народности, как сделал это он. Тукай горячо, самозабвенно любил Казань. С этим городом у него связано все лучшее в жизни. Но вместе с тем в Казани он пережил и много горьких минут. Поэт говорит, что татарский народ найдет счастье только в единстве с русским народом, на земле отцов. Тукай гневно отвергает идею, которую старались протащить сбежавшие в Турцию Г. Р. Ибрагимов и Ю. Акчура. Не с Турцией, а с народами России найдем мы счастье, пишет Тукай. Похожий материал - Сочинение: География в жизни и творчестве А.С. Пушкина С народом России мы песни певали, Есть общее в нашем быту и морали... Вовеки нельзя нашу дружбу разбить, Нанизаны мы на единую нить. За период жизни Тукая в Казани нет, пожалуй, ни одного его поэтического сборника, на который не налагался бы арест. Дружба Тукая с Ф. Амирханом, Г. Камалом, Г. Кулахметовым и большевиком Хусаином Ямашевым способствовала формированию идейных взглядов поэта. Он с большой теплотой пишет о первом татарском большевике X. Ямашеве. Казань, в которой поэт прожил свои последние годы, была мила Тукаю, он посвятил ей немало прекрасных строк. Поэт называет ее "светозарной", городом науки и искусства. Очень интересно - Сочинение: Горе от ума Когда здоровье Тукая ухудшилось, поэту советовали поехать лечиться на юг, но у него не было на это средств. Друзья собрали ему немного денег и отправили лечиться в деревню. Но болезнь была уже запущена. В деревне поэту стало еще хуже. Было решено положить Тукая в больницу. Врачи, осмотрев больного, спросили его, почему он раньше не обратился в больницу? На это поэт шутливо ответил: Музей классика татарской литературы народного поэта Габдуллы Тукая Музей открыт в 1986 году к столетию со дня рождения поэта. Дом, в котором расположился музей, - бывший коммерческий особняк, памятник архитектуры ХХ века, находящийся в Старо-Татарской слободе. Экспозиция музея отражает казанский период жизни Г. Тукая: здесь он жил дважды - в детстве, а затем приехал сюда в 1907 году из Уральска после учебы в медресе. В Казани он состоялся как поэт, журналист, общественный деятель. Похоронен на кладбище в Ново-Татарской слободе. Важное место в экспозиции занимают прижизненные издания Габдуллы Тукая. Среди мемориальных вещей - подлинные фотографии поэта разных лет. Одна из них, 1908 года, сделана для сборника его стихотворений. Большой интерес представляют и личные вещи - фаянсовая шкатулка, которую поэт купил сестре с первого гонорара: тюбетейка Габдуллы Тукая, его домра, металлический стакан для карандашей, плетеная дорожная корзина для путешествий. Здесь же посмертная маска поэта и фотографии его похорон. Габдулла Тукай Вам будет интересно - Сочинение: Город, в котором происходит действие Ревизора Имя Габдуллы Тукая известно не только в Татарии, но и далеко за её пределами. Его знают все, кто ценит искусство, кто любит поэзию. Творчество Тукая многогранно: он поэт и публицист, литературный критик и общественный деятель. Для развития татарской поэзии и в целом культуры он сделал также много, как Пушкин для русской поэзии и культуры. Работая в типографии корректором и экспедитором, Габдулла Тукай не мог мириться с той эксплуатацией, которая здесь царила. За десять рублей в месяц от него требовали, казалось, невозможного. В таком же положении жили наборщики и другие рабочие. Однажды Тукай высказал рабочим, что надо защищать свои права и не бояться хозяина. Хозяин типографии заметил, что молодой корректор подбивает рабочих к недовольству, но принимать крутых мер не стал, так как боялся едких стихов Тукая, который уже печатался в газетах. Он только побольше загрузил работой вольнодумца. Но Тукай всегда был верен тому, что наметил. Он решил дать бой хозяину, и стал готовить рабочих типографии к выступлению с требованием увеличить зарплату. Видя, что юноша тверд характером, хозяин решил разделаться с Тукаем и уволил его из типографии. Похожий материал - Сочинение: Готический роман Перед молодым Тукаем встал вопрос, куда пойти? К этому времени он уже был известным поэтом. Его талантом восторгались многие, владельцы казанских и других газет приглашали поэта к себе на работу. Среди них была и оренбургская газета миллионера-золотопромышленника Рамеева "Вакыт" ("Время"). И хотя Тукай знал, что Рамеев поэт и что у него есть неплохие стихи, он все же не пошел к нему. Его мечтой стала Казань, где более бурно, нежели в Оренбурге или Уфе, кипела жизнь. И он устремился в Казань. Тукай любил свой народ и, пожалуй, из татарских писателей прошлого никто не сумел с такой глубиной и художественной силой выразить дух народности, как сделал это он. Тукай горячо, самозабвенно любил Казань. С этим городом у него связано все лучшее в жизни. Но вместе с тем в Казани он пережил и много горьких минут. Разоблачая националистическую буржуазию, ее идеологов, поэт говорит, что татарский народ найдет счастье только в единстве с русским народом, на земле отцов. Тукай гневно отвергает идею, которую старались протащить сбежавшие в Турцию Г. Р. Ибрагимов и Ю. Акчура. Не с Турцией, а с народами России найдем мы счастье, пишет Тукай. « 1 2 »

  7. Нанизаны мы на единую нить. За период жизни Тукая в Казани нет, пожалуй, ни одного его
    поэтического сборника, на который не налагался бы арест. Дружба Тукая с Ф.
    Амирханом, Г. Камалом, Г. Кулахметовым и большевиком Хусаином Ямашевым
    способствовала формированию идейных взглядов поэта. Он с большой теплотой
    пишет о первом татарском большевике X. Ямашеве.Казань, в которой поэт прожил свои последние годы, была мила Тукаю, он
    посвятил ей немало прекрасных строк. Поэт называет ее “светозарной”,
    городом науки и искусства. Когда здоровье Тукая ухудшилось, поэту советовали поехать лечиться на
    юг, но у него не было на это средств. Друзья собрали ему немного денег и
    отправили лечиться в деревню. Но болезнь была уже запущена. В деревне поэту
    стало еще хуже. Было решено положить Тукая в больницу. Врачи, осмотрев
    больного, спросили его, почему он раньше не обратился в больницу? На это
    поэт шутливо ответил: Музей классика татарской литературы народного поэта Габдуллы Тукая Музей открыт в 1986 году к столетию со дня рождения поэта. Дом, в
    котором расположился музей, – бывший коммерческий особняк, памятник
    архитектуры ХХ века, находящийся в Старо-Татарской слободе. Экспозиция музея отражает казанский период жизни Г. Тукая: здесь он
    жил дважды – в детстве, а затем приехал сюда в 1907 году из Уральска после
    учебы в медресе. В Казани он состоялся как поэт, журналист, общественный
    деятель. Похоронен на кладбище в Ново-Татарской слободе. Важное место в экспозиции занимают прижизненные издания Габдуллы
    Тукая. Среди мемориальных вещей – подлинные фотографии поэта разных лет.
    Одна из них, 1908 года, сделана для сборника его стихотворений. Большой
    интерес представляют и личные вещи – фаянсовая шкатулка, которую поэт купил
    сестре с первого гонорара: тюбетейка Габдуллы Тукая, его домра,
    металлический стакан для карандашей, плетеная дорожная корзина для
    путешествий. Здесь же посмертная маска поэта и фотографии его похорон. Габдулла Тукай [pic] Имя Габдуллы Тукая известно не только в Татарии, но и далеко за её
    пределами. Его знают все, кто ценит искусство, кто любит поэзию. Творчество
    Тукая многогранно: он поэт и публицист, литературный критик и общественный
    деятель. Для развития татарской поэзии и в целом культуры он сделал также
    много, как Пушкин для русской поэзии и культуры. Работая в типографии корректором и экспедитором, Габдулла Тукай не
    мог мириться с той эксплуатацией, которая здесь царила. За десять рублей в
    месяц от него требовали, казалось, невозможного. В таком же положении жили
    наборщики и другие рабочие. Однажды Тукай высказал рабочим, что надо
    защищать свои права и не бояться хозяина. Хозяин типографии заметил, что молодой корректор подбивает рабочих к
    недовольству, но принимать крутых мер не стал, так как боялся едких стихов
    Тукая, который уже печатался в газетах. Он только побольше загрузил работой
    вольнодумца. Но Тукай всегда был верен тому, что наметил. Он решил дать бой
    хозяину, и стал готовить рабочих типографии к выступлению с требованием
    увеличить зарплату. Видя, что юноша тверд характером, хозяин решил
    разделаться с Тукаем и уволил его из типографии. Перед молодым Тукаем встал вопрос, куда пойти? К этому времени он
    уже был известным поэтом. Его талантом восторгались многие, владельцы
    казанских и других газет приглашали поэта к себе на работу. Среди них была
    и оренбургская газета миллионера-золотопромышленника Рамеева “Вакыт”
    (“Время”). И хотя Тукай знал, что Рамеев поэт и что у него есть неплохие
    стихи, он все же не пошел к нему. Его мечтой стала Казань, где более бурно,
    нежели в Оренбурге или Уфе, кипела жизнь. И он устремился в Казань. Тукай любил свой народ и, пожалуй, из татарских писателей прошлого
    никто не сумел с такой глубиной и художественной силой выразить дух
    народности, как сделал это он. Тукай горячо, самозабвенно любил Казань. С этим городом у него
    связано все лучшее в жизни. Но вместе с тем в Казани он пережил и много
    горьких минут. Разоблачая националистическую буржуазию, ее идеологов, поэт говорит,
    что татарский народ найдет счастье только в единстве с русским народом, на
    земле отцов. Тукай гневно отвергает идею, которую старались протащить
    сбежавшие в Турцию Г. Р. Ибрагимов и Ю. Акчура. Не с Турцией, а с народами
    России найдем мы счастье, пишет Тукай. С народом России мы песни певали, Есть общее в нашем быту и морали…

  8. Реферат
    На Тему:

    Габдулла
    Тукай

    Выполнил:
    студент I
    курса
    гр.221
    Газеев
    Марат
    Проверил:
    Галимова Н. З.
    2002
    год

    Г
    абдулла
    Тукай

    Имя
    Габдуллы Тукая
    известно не
    только в Татарии,
    но и далеко за
    её пределами.
    Его знают все,
    кто ценит искусство,
    кто любит поэзию.
    Творчество
    Тукая многогранно:
    он поэт и публицист,
    литературный
    критик и общественный
    деятель. Для
    развития татарской
    поэзии и в целом
    культуры он
    сделал также
    много, как Пушкин
    для русской
    поэзии и культуры.
    Габдулла
    Тукай родился
    в апреле 1886 года
    в деревне Кушлавыч
    бывшей Казанской
    губернии. Оставшись
    рано сиротой,
    Габдулла первое
    время жил у
    дедушки, который
    в 1889 году отправил
    мальчика в
    Казань. В 1895 году
    девятилетний
    Габдулла приехал
    в Уральск к
    двоюродной
    сестре. Оставшись
    рано сиротой,
    Габдулла первое
    время жил у
    дедушки, который
    в 1889 году отправил
    мальчика в
    Казань. В 1895 году
    девятилетний
    Габдулла приехал
    в Уральск к
    двоюродной
    сестре.
    В
    Уральске прошли
    детство и юность
    поэта. Здесь
    он поступил
    в медресе, в
    этом городе
    начал писать
    стихи. В этом
    уральском
    городке молодой
    Тукай познакомился
    с творчеством
    великих русских
    поэтов – Пушкина
    и Лермонтова.
    Их стихи покорили
    сердце начинающего
    поэта.
    Работая
    в типографии
    корректором
    и экспедитором,
    Габдулла Тукай
    не мог мириться
    с той эксплуатацией,
    которая здесь
    царила. За десять
    рублей в месяц
    от него требовали,
    казалось,
    невозможного.
    В таком же положении
    жили наборщики
    и другие рабочие.
    Однажды Тукай
    высказал рабочим,
    что надо защищать
    свои права и
    не бояться
    хозяина.
    Хозяин
    типографии
    заметил, что
    молодой корректор
    подбивает
    рабочих к
    недовольству,
    но принимать
    крутых мер не
    стал, так как
    боялся едких
    стихов Тукая,
    который уже
    печатался в
    газетах. Он
    только побольше
    загрузил работой
    вольнодумца.
    Но
    Тукай всегда
    был верен тому,
    что наметил.
    Он решил дать
    бой хозяину,
    и стал готовить
    рабочих типографии
    к выступлению
    с требованием
    увеличить
    зарплату. Видя,
    что юноша тверд
    характером,
    хозяин решил
    разделаться
    с Тукаем и уволил
    его из типографии.
    Перед
    молодым Тукаем
    встал вопрос,
    куда пойти? К
    этому времени
    он уже был известным
    поэтом. Его
    талантом восторгались
    многие, владельцы
    казанских и
    других газет
    приглашали
    поэта к себе
    на работу. Среди
    них была и
    оренбургская
    газета
    миллионера-золотопромышленника
    Рамеева “Вакыт”
    (“Время”). И хотя
    Тукай знал, что
    Рамеев поэт
    и что у него
    есть неплохие
    стихи, он все
    же не пошел к
    нему. Его мечтой
    стала Казань,
    где более бурно,
    нежели в Оренбурге
    или Уфе, кипела
    жизнь. И он
    устремился
    в Казань.
    Тукай
    любил свой
    народ и, пожалуй,
    из татарских
    писателей
    прошлого никто
    не сумел с такой
    глубиной и
    художественной
    силой выразить
    дух народности,
    как сделал это
    он.
    Тукай
    горячо, самозабвенно
    любил Казань.
    С этим городом
    у него связано
    все лучшее в
    жизни. Но вместе
    с тем в Казани
    он пережил и
    много горьких
    минут.
    Поэт
    говорит, что
    татарский народ
    найдет счастье
    только в единстве
    с русским народом,
    на земле отцов.
    Тукай гневно
    отвергает идею,
    которую старались
    протащить
    сбежавшие в
    Турцию Г. Р.
    Ибрагимов и
    Ю. Акчура. Не с
    Турцией, а с
    народами России
    найдем мы счастье,
    пишет Тукай.
    С
    народом России
    мы песни певали,
    Есть
    общее в нашем
    быту и морали…
    Вовеки
    нельзя нашу
    дружбу разбить,
    Нанизаны
    мы на единую
    нить.
    За
    период жизни
    Тукая в Казани
    нет, пожалуй,
    ни одного его
    поэтического
    сборника, на
    который не
    налагался бы
    арест. Дружба
    Тукая с Ф. Амирханом,
    Г. Камалом, Г.
    Кулахметовым
    и большевиком
    Хусаином Ямашевым
    способствовала
    формированию
    идейных взглядов
    поэта. Он с большой
    теплотой пишет
    о первом татарском
    большевике
    X. Ямашеве.
    Казань,
    в которой поэт
    прожил свои
    последние годы,
    была мила Тукаю,
    он посвятил
    ей немало прекрасных
    строк. Поэт
    называет ее
    “светозарной”,
    городом науки
    и искусства.
    Когда
    здоровье Тукая
    ухудшилось,
    поэту советовали
    поехать лечиться
    на юг, но у него
    не было на это
    средств. Друзья
    собрали ему
    немного денег
    и отправили
    лечиться в
    деревню. Но
    болезнь была
    уже запущена.
    В деревне поэту
    стало еще хуже.
    Было решено
    положить Тукая
    в больницу.
    Врачи, осмотрев
    больного, спросили
    его, почему он
    раньше не обратился
    в больницу? На
    это поэт шутливо
    ответил:
    Музей
    классика татарской
    литературы
    народного поэта
    Габдуллы Тукая
    Музей
    открыт в 1986 году
    к столетию со
    дня рождения
    поэта. Дом, в
    котором расположился
    музей, – бывший
    коммерческий
    особняк, памятник
    архитектуры
    ХХ века, находящийся
    в Старо-Татарской
    слободе.
    Экспозиция
    музея отражает
    казанский
    период жизни
    Г. Тукая: здесь
    он жил дважды
    – в детстве, а
    затем приехал
    сюда в 1907 году
    из Уральска
    после учебы
    в медресе. В
    Казани он состоялся
    как поэт, журналист,
    общественный
    деятель. Похоронен
    на кладбище
    в Ново-Татарской
    слободе.
    Важное
    место в экспозиции
    занимают прижизненные
    издания Габдуллы
    Тукая. Среди
    мемориальных
    вещей – подлинные
    фотографии
    поэта разных
    лет. Одна из
    них, 1908 года, сделана
    для сборника
    его стихотворений.
    Большой интерес
    представляют
    и личные вещи
    – фаянсовая
    шкатулка, которую
    поэт купил
    сестре с первого
    гонорара: тюбетейка
    Габдуллы Тукая,
    его домра,
    металлический
    стакан для
    карандашей,
    плетеная дорожная
    корзина для
    путешествий.
    Здесь же посмертная
    маска поэта
    и фотографии
    его похорон.
    Габдулла
    Тукай
    Имя
    Габдуллы Тукая
    известно не
    только в Татарии,
    но и далеко за
    её пределами.
    Его знают все,
    кто ценит искусство,
    кто любит поэзию.
    Творчество
    Тукая многогранно:
    он поэт и публицист,
    литературный
    критик и общественный
    деятель. Для
    развития татарской
    поэзии и в целом
    культуры он
    сделал также
    много, как Пушкин
    для русской
    поэзии и культуры.
    Работая
    в типографии
    корректором
    и экспедитором,
    Габдулла Тукай
    не мог мириться
    с той эксплуатацией,
    которая здесь
    царила. За десять
    рублей в месяц
    от него требовали,
    казалось,
    невозможного.
    В таком же положении
    жили наборщики
    и другие рабочие.
    Однажды Тукай
    высказал рабочим,
    что надо защищать
    свои права и
    не бояться
    хозяина.
    Хозяин
    типографии
    заметил, что
    молодой корректор
    подбивает
    рабочих к
    недовольству,
    но принимать
    крутых мер не
    стал, так как
    боялся едких
    стихов Тукая,
    который уже
    печатался в
    газетах. Он
    только побольше
    загрузил работой
    вольнодумца.
    Но
    Тукай всегда
    был верен тому,
    что наметил.
    Он решил дать
    бой хозяину,
    и стал готовить
    рабочих типографии
    к выступлению
    с требованием
    увеличить
    зарплату. Видя,
    что юноша тверд
    характером,
    хозяин решил
    разделаться
    с Тукаем и уволил
    его из типографии.
    Перед
    молодым Тукаем
    встал вопрос,
    куда пойти? К
    этому времени
    он уже был известным
    поэтом. Его
    талантом восторгались
    многие, владельцы
    казанских и
    других газет
    приглашали
    поэта к себе
    на работу. Среди
    них была и
    оренбургская
    газета
    миллионера-золотопромышленника
    Рамеева “Вакыт”
    (“Время”). И хотя
    Тукай знал, что
    Рамеев поэт
    и что у него
    есть неплохие
    стихи, он все
    же не пошел к
    нему. Его мечтой
    стала Казань,
    где более бурно,
    нежели в Оренбурге
    или Уфе, кипела
    жизнь. И он
    устремился
    в Казань.
    Тукай
    любил свой
    народ и, пожалуй,
    из татарских
    писателей
    прошлого никто
    не сумел с такой
    глубиной и
    художественной
    силой выразить
    дух народности,
    как сделал это
    он.
    Тукай
    горячо, самозабвенно
    любил Казань.
    С этим городом
    у него связано
    все лучшее в
    жизни. Но вместе
    с тем в Казани
    он пережил и
    много горьких
    минут.
    Разоблачая
    националистическую
    буржуазию, ее
    идеологов, поэт
    говорит, что
    татарский народ
    найдет счастье
    только в единстве
    с русским народом,
    на земле отцов.
    Тукай гневно
    отвергает идею,
    которую старались
    протащить
    сбежавшие в
    Турцию Г. Р.
    Ибрагимов и
    Ю. Акчура. Не с
    Турцией, а с
    народами России
    найдем мы счастье,
    пишет Тукай.
    С
    народом России
    мы песни певали,
    Есть
    общее в нашем
    быту и морали…
    Вовеки
    нельзя нашу
    дружбу разбить,
    Нанизаны
    мы на единую
    нить.
    Казань,
    в которой поэт
    прожил свои
    последние годы,
    была мила Тукаю,
    он посвятил
    ей немало прекрасных
    строк. Поэт
    называет ее
    “светозарной”,
    городом науки
    и искусства.
    Борьба
    с самодержавием,
    с буржуазными
    националистами
    отняла у поэта
    много силы.
    Здоровье Тукая
    резко ухудшилось.
    Поэту советовали
    поехать лечиться
    на юг, но у него
    не было на это
    средств. Друзья
    собрали ему
    немного денег
    и отправили
    лечиться в
    деревню. Но
    болезнь была
    уже запущена.
    В деревне поэту
    стало еще хуже.
    Было решено
    положить Тукая
    в больницу.
    Врачи, осмотрев
    больного, спросили
    его, почему он
    раньше не обратился
    в больницу? На
    это поэт шутливо
    ответил: “Мне
    говорили, что
    больница – это
    первая станция
    к смерти. А мне
    хотелось немножко
    пожить на свете”.
    В
    пять часов
    вечера 11 апреля
    1913 года поэта
    не стало. Габдулла
    Тукай умер в
    расцвете творческих
    сил и таланта,
    как писал Горький,
    “от голода и
    чахотки”.
    Татарский
    народ высоко
    чтит память
    о выдающемся
    народном поэте.
    Именем Тукая
    в республике
    названы госфилармония,
    премия, которой
    удостаиваются
    лучшие литературные
    произведения
    и произведения
    искусства, его
    имя носит улица
    Казани. На месте
    нынешней Тукаевской
    улицы были две
    – Тихвинская
    и Екатерининская.
    Вторая шла от
    нынешней улицы
    Татарстан к
    Кабану.
    Тукай
    жил в номерах
    “Булгар” (угол
    Кирова и Татарстан).
    На этом доме
    установлена
    мемориальная
    доска. Есть она
    и на доме, стоящем
    на углу улиц
    Островского
    и Кави Наджми.
    Во времена
    Тукая здесь
    была больница
    (ныне клиника
    ГИДУВа).
    Прах
    Габдуллы Тукая
    покоится на
    татарском
    кладбище в
    Приволжском
    районе.
    Как
    я горд, народ
    прекрасный,
    Что
    тебе принадлежу!
    Быть
    хочу твоим
    поэтом,
    За
    тебя стоять
    стеной.
    Близок
    сердцу дух
    народный,
    Я
    мечтаю, край
    родной,
    Жить
    с тобой одной
    печалью
    Или
    радостью одной
    Чувства
    выше нет на
    свете,
    Чем
    любовь к тебе
    народ,
    Одержим
    одной я страстью

    сердцем
    быть всегда
    с тобой
    23
    марта 2002года
    Президент
    Татарстана
    посетил Музей
    изобразительных
    искусств РТ
    и ознакомился
    с развернутой
    здесь большой
    выставкой,
    посвященной
    105-й годовщине
    со дня рождения
    основоположника
    татарского
    профессионального
    изобразительного
    искусства Баки
    Урманче. По
    ходу экскурсии
    необходимые
    пояснения к
    выставке, на
    которой представлено
    130 живописных,
    графических
    и скульптурных
    работ мастера,
    Президенту
    давали заместитель
    директора музея
    по науке Ольга
    Пиульская и
    вдова художника
    – старший научный
    сотрудник ИЯЛИ
    им. Г.Ибрагимова
    Флора Вагаповна
    Ахметова-Урманче,
    рассказавшая,
    в частности,
    об истории
    создания
    произведений,
    которые привлекли
    особое внимание
    высокого гостя.
    На выставке
    Президент
    внимательно
    вглядывался
    в те картины,
    которые экспонируются
    впервые, восхищался
    иллюстрациями
    к произведениям
    Габдуллы Тукая,
    портретами
    деятелей культуры
    и татар – полководцев
    Великой Отечественной
    войны, многоцветьем
    пейзажей родного
    Татарстана.
    А картина “У
    сепаратора”
    так понравилась
    Минтимеру
    Шариповичу,
    что он выразил
    пожелание,
    чтобы она стала
    украшением
    художественной
    галереи Президентского
    дворца. Это
    полотно относится
    к лучшим произведениям
    раннего периода
    творчества
    Баки Урманче,
    когда он в 20-е
    годы прошлого
    столетия преподавал
    в Казанском
    художественном
    техникуме.
    Картина,
    по словам Шаймиева,
    всколыхнула
    у него воспоминания
    детства.
    В
    этой картине
    все, как в жизни,
    – сказал он. –
    Сепаратор в
    то далекое
    время был еще
    большой редкостью.
    Помню, как мама
    делала сметану
    на таком сепараторе,
    а потом масло.
    И мы, дети, ждали,
    когда все это
    будет на столе.
    Президент
    охотно отвечал
    на вопросы
    журналистов
    и подчеркнул
    в беседе с ними,
    что творчество
    Баки Урманче
    составило целую
    эпоху в татарском
    изобразительном
    искусстве.
    После
    знакомства
    с выставкой
    Минтимер Шарипович
    оставил теплый
    отзыв о ней в
    Книге почетных
    гостей: “Творчество
    нашего великого
    мастера Баки
    Урманче поражает
    своей философской
    глубиной, входит
    в наши души,
    восхищает. Это
    одна из самых
    прекрасных
    страниц нашей
    истории. Я благодарю
    от всей души
    тех, кто хранит
    это бесценное
    наследие”.
    На
    прощание Флора
    Вагаповна
    подарила Президенту
    Татарстана
    альбом “Баки
    Урманче. Графические
    портреты” и
    свою новую
    книгу “Татарский
    эпос”, а директор
    музея Анатолий
    Сластунин –
    прекрасно
    выполненное
    издание, только
    что увидевшее
    свет в Москве,
    – “Государственный
    музей изобразительных
    искусств Республики
    Татарстан”.
    Материал
    взят из книги
    В. Белокопытова
    и Н. Шевченко,
    Их именами
    названы улицы
    Казани. Казань,
    Таткнигоиздат,
    1973 год.

  9. Главная
    Рефераты – Сочинения по литературе
    Габдулла Тукай – сочинение

    Зеленодольский Механический Колледж

    Реферат На Тему:

    Габдулла Тукай

    Выполнил: студент I курса
    гр.221
    Газеев Марат
    Проверил: Галимова Н. З.
    2002 год

    Габдулла Тукай

    Имя Габдуллы Тукая известно не только в Татарии, но и далеко за её пределами. Его знают все, кто ценит искусство, кто любит поэзию. Творчество Тукая многогранно: он поэт и публицист, литературный критик и общественный деятель. Для развития татарской поэзии и в целом культуры он сделал также много, как Пушкин для русской поэзии и культуры.
    Габдулла Тукай родился в апреле 1886 года в деревне Кушлавыч бывшей Казанской губернии. Оставшись рано сиротой, Габдулла первое время жил у дедушки, который в 1889 году отправил мальчика в Казань. В 1895 году девятилетний Габдулла приехал в Уральск к двоюродной сестре. Оставшись рано сиротой, Габдулла первое время жил у дедушки, который в 1889 году отправил мальчика в Казань. В 1895 году девятилетний Габдулла приехал в Уральск к двоюродной сестре.
    В Уральске прошли детство и юность поэта. Здесь он поступил в медресе, в этом городе начал писать стихи. В этом уральском городке молодой Тукай познакомился с творчеством великих русских поэтов – Пушкина и Лермонтова. Их стихи покорили сердце начинающего поэта.
    Работая в типографии корректором и экспедитором, Габдулла Тукай не мог мириться с той эксплуатацией, которая здесь царила. За десять рублей в месяц от него требовали, казалось, невозможного. В таком же положении жили наборщики и другие рабочие. Однажды Тукай высказал рабочим, что надо защищать свои права и не бояться хозяина.
    Хозяин типографии заметил, что молодой корректор подбивает рабочих к недовольству, но принимать крутых мер не стал, так как боялся едких стихов Тукая, который уже печатался в газетах. Он только побольше загрузил работой вольнодумца.
    Но Тукай всегда был верен тому, что наметил. Он решил дать бой хозяину, и стал готовить рабочих типографии к выступлению с требованием увеличить зарплату. Видя, что юноша тверд характером, хозяин решил разделаться с Тукаем и уволил его из типографии.
    Перед молодым Тукаем встал вопрос, куда пойти? К этому времени он уже был известным поэтом. Его талантом восторгались многие, владельцы казанских и других газет приглашали поэта к себе на работу. Среди них была и оренбургская газета миллионера-золотопромышленника Рамеева “Вакыт” (“Время”). И хотя Тукай знал, что Рамеев поэт и что у него есть неплохие стихи, он все же не пошел к нему. Его мечтой стала Казань, где более бурно, нежели в Оренбурге или Уфе, кипела жизнь. И он устремился в Казань.
    Тукай любил свой народ и, пожалуй, из татарских писателей прошлого никто не сумел с такой глубиной и художественной силой выразить дух народности, как сделал это он.
    Тукай горячо, самозабвенно любил Казань. С этим городом у него связано все лучшее в жизни. Но вместе с тем в Казани он пережил и много горьких минут.
    Поэт говорит, что татарский народ найдет счастье только в единстве с русским народом, на земле отцов. Тукай гневно отвергает идею, которую старались протащить сбежавшие в Турцию Г. Р. Ибрагимов и Ю. Акчура. Не с Турцией, а с народами России найдем мы счастье, пишет Тукай.
    С народом России мы песни певали,
    Есть общее в нашем быту и морали…
    Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,
    Нанизаны мы на единую нить.
    За период жизни Тукая в Казани нет, пожалуй, ни одного его поэтического сборника, на который не налагался бы арест. Дружба Тукая с Ф. Амирханом, Г. Камалом, Г. Кулахметовым и большевиком Хусаином Ямашевым способствовала формированию идейных взглядов поэта. Он с большой теплотой пишет о первом татарском большевике X. Ямашеве.
    Казань, в которой поэт прожил свои последние годы, была мила Тукаю, он посвятил ей немало прекрасных строк. Поэт называет ее “светозарной”, городом науки и искусства.
    Когда здоровье Тукая ухудшилось, поэту советовали поехать лечиться на юг, но у него не было на это средств. Друзья собрали ему немного денег и отправили лечиться в деревню. Но болезнь была уже запущена. В деревне поэту стало еще хуже. Было решено положить Тукая в больницу. Врачи, осмотрев больного, спросили его, почему он раньше не обратился в больницу? На это поэт шутливо ответил:
    Музей классика татарской литературы народного поэта Габдуллы Тукая
    Музей открыт в 1986 году к столетию со дня рождения поэта. Дом, в котором расположился музей, – бывший коммерческий особняк, памятник архитектуры ХХ века, находящийся в Старо-Татарской слободе.
    Экспозиция музея отражает казанский период жизни Г. Тукая: здесь он жил дважды – в детстве, а затем приехал сюда в 1907 году из Уральска после учебы в медресе. В Казани он состоялся как поэт, журналист, общественный деятель. Похоронен на кладбище в Ново-Татарской слободе.
    Важное место в экспозиции занимают прижизненные издания Габдуллы Тукая. Среди мемориальных вещей – подлинные фотографии поэта разных лет. Одна из них, 1908 года, сделана для сборника его стихотворений. Большой интерес представляют и личные вещи – фаянсовая шкатулка, которую поэт купил сестре с первого гонорара: тюбетейка Габдуллы Тукая, его домра, металлический стакан для карандашей, плетеная дорожная корзина для путешествий. Здесь же посмертная маска поэта и фотографии его похорон.
    Габдулла Тукай
    Имя Габдуллы Тукая известно не только в Татарии, но и далеко за её пределами. Его знают все, кто ценит искусство, кто любит поэзию. Творчество Тукая многогранно: он поэт и публицист, литературный критик и общественный деятель. Для развития татарской поэзии и в целом культуры он сделал также много, как Пушкин для русской поэзии и культуры.
    Работая в типографии корректором и экспедитором, Габдулла Тукай не мог мириться с той эксплуатацией, которая здесь царила. За десять рублей в месяц от него требовали, казалось, невозможного. В таком же положении жили наборщики и другие рабочие. Однажды Тукай высказал рабочим, что надо защищать свои права и не бояться хозяина.
    Хозяин типографии заметил, что молодой корректор подбивает рабочих к недовольству, но принимать крутых мер не стал, так как боялся едких стихов Тукая, который уже печатался в газетах. Он только побольше загрузил работой вольнодумца.
    Но Тукай всегда был верен тому, что наметил. Он решил дать бой хозяину, и стал готовить рабочих типографии к выступлению с требованием увеличить зарплату. Видя, что юноша тверд характером, хозяин решил разделаться с Тукаем и уволил его из типографии.
    Перед молодым Тукаем встал вопрос, куда пойти? К этому времени он уже был известным поэтом. Его талантом восторгались многие, владельцы казанских и других газет приглашали поэта к себе на работу. Среди них была и оренбургская газета миллионера-золотопромышленника Рамеева “Вакыт” (“Время”). И хотя Тукай знал, что Рамеев поэт и что у него есть неплохие стихи, он все же не пошел к нему. Его мечтой стала Казань, где более бурно, нежели в Оренбурге или Уфе, кипела жизнь. И он устремился в Казань.
    Тукай любил свой народ и, пожалуй, из татарских писателей прошлого никто не сумел с такой глубиной и художественной силой выразить дух народности, как сделал это он.
    Тукай горячо, самозабвенно любил Казань. С этим городом у него связано все лучшее в жизни. Но вместе с тем в Казани он пережил и много горьких минут.
    Разоблачая националистическую буржуазию, ее идеологов, поэт говорит, что татарский народ найдет счастье только в единстве с русским народом, на земле отцов. Тукай гневно отвергает идею, которую старались протащить сбежавшие в Турцию Г. Р. Ибрагимов и Ю. Акчура. Не с Турцией, а с народами России найдем мы счастье, пишет Тукай.
    С народом России мы песни певали,
    Есть общее в нашем быту и морали…
    Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,
    Нанизаны мы на единую нить.
    Казань, в которой поэт прожил свои последние годы, была мила Тукаю, он посвятил ей немало прекрасных строк. Поэт называет ее “светозарной”, городом науки и искусства.
    Борьба с самодержавием, с буржуазными националистами отняла у поэта много силы. Здоровье Тукая резко ухудшилось. Поэту советовали поехать лечиться на юг, но у него не было на это средств. Друзья собрали ему немного денег и отправили лечиться в деревню. Но болезнь была уже запущена. В деревне поэту стало еще хуже. Было решено положить Тукая в больницу. Врачи, осмотрев больного, спросили его, почему он раньше не обратился в больницу? На это поэт шутливо ответил: “Мне говорили, что больница – это первая станция к смерти. А мне хотелось немножко пожить на свете”.
    В пять часов вечера 11 апреля 1913 года поэта не стало. Габдулла Тукай умер в расцвете творческих сил и таланта, как писал Горький, “от голода и чахотки”.
    Татарский народ высоко чтит память о выдающемся народном поэте. Именем Тукая в республике названы госфилармония, премия, которой удостаиваются лучшие литературные произведения и произведения искусства, его имя носит улица Казани. На месте нынешней Тукаевской улицы были две – Тихвинская и Екатерининская. Вторая шла от нынешней улицы Татарстан к Кабану.
    Тукай жил в номерах “Булгар” (угол Кирова и Татарстан). На этом доме установлена мемориальная доска. Есть она и на доме, стоящем на углу улиц Островского и Кави Наджми. Во времена Тукая здесь была больница (ныне клиника ГИДУВа).
    Прах Габдуллы Тукая покоится на татарском кладбище в Приволжском районе.
    Как я горд, народ прекрасный,
    Что тебе принадлежу!
    Быть хочу твоим поэтом,
    За тебя стоять стеной.
    Близок сердцу дух народный,
    Я мечтаю, край родной,
    Жить с тобой одной печалью
    Или радостью одной
    Чувства выше нет на свете,
    Чем любовь к тебе народ,
    Одержим одной я страстью –
    сердцем быть всегда с тобой
    23 марта 2002года Президент Татарстана посетил Музей изобразительных искусств РТ и ознакомился с развернутой здесь большой выставкой, посвященной 105-й годовщине со дня рождения основоположника татарского профессионального изобразительного искусства Баки Урманче. По ходу экскурсии необходимые пояснения к выставке, на которой представлено 130 живописных, графических и скульптурных работ мастера, Президенту давали заместитель директора музея по науке Ольга Пиульская и вдова художника – старший научный сотрудник ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова Флора Вагаповна Ахметова-Урманче, рассказавшая, в частности, об истории создания произведений, которые привлекли особое внимание высокого гостя.
    На выставке Президент внимательно вглядывался в те картины, которые экспонируются впервые, восхищался иллюстрациями к произведениям Габдуллы Тукая, портретами деятелей культуры и татар – полководцев Великой Отечественной войны, многоцветьем пейзажей родного Татарстана. А картина “У сепаратора” так понравилась Минтимеру Шариповичу, что он выразил пожелание, чтобы она стала украшением художественной галереи Президентского дворца. Это полотно относится к лучшим произведениям раннего периода творчества Баки Урманче, когда он в 20-е годы прошлого столетия преподавал в Казанском художественном техникуме.
    Картина, по словам Шаймиева, всколыхнула у него воспоминания детства.
    В этой картине все, как в жизни, – сказал он. – Сепаратор в то далекое время был еще большой редкостью. Помню, как мама делала сметану на таком сепараторе, а потом масло. И мы, дети, ждали, когда все это будет на столе.
    Президент охотно отвечал на вопросы журналистов и подчеркнул в беседе с ними, что творчество Баки Урманче составило целую эпоху в татарском изобразительном искусстве.
    После знакомства с выставкой Минтимер Шарипович оставил теплый отзыв о ней в Книге почетных гостей: “Творчество нашего великого мастера Баки Урманче поражает своей философской глубиной, входит в наши души, восхищает. Это одна из самых прекрасных страниц нашей истории. Я благодарю от всей души тех, кто хранит это бесценное наследие”.
    На прощание Флора Вагаповна подарила Президенту Татарстана альбом “Баки Урманче. Графические портреты” и свою новую книгу “Татарский эпос”, а директор музея Анатолий Сластунин – прекрасно выполненное издание, только что увидевшее свет в Москве, – “Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан”.
    Материал взят из книги В. Белокопытова и Н. Шевченко, Их именами названы улицы Казани. Казань, Таткнигоиздат, 1973 год.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *