Сочинение на тему памятник лермонтову

7 вариантов

  1. Памятников великому русскому поэту М.Ю.Лермонтову в России немало. В основном, они связаны с городами и местами, где побывал поэт. Большинство памятников находится, естественно, на Северном Кавказе – Пятигорске, Кисловодске, Ставрополе, Грозном, Лермонтове, Буденновске, Тамани, Геленджике, в Грузии… Конечно, в обеих российских столицах и даже за рубежом. Но давайте обо всем по порядку и хронологически…
    1. Памятник «Тысячелетие России» Новгород, 1862 год
    Как ни парадоксально, но первое скульптурное изображение поэта было не в Пятигорске, а в Великом Новгороде, где скульптурный барельеф М.Ю.Лермонтова занял достойное место в памятнике «Тысячелетие России».
    Этот величественный монумент был воздвигнут в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Памятник находится в новгородском детинце, напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест. Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Осипович Микешин (21 февраля 1835-31 января 1896), Иван Николаевич Шредер (1835-15 ноября 1908) и архитектор Виктор Александрович Гартман (5 мая 1834-4 августа 1873). Памятник представляет собой гигантский шар-державу на постаменте в виде колокола. Вокруг державы установлены шесть скульптурных групп. Общая высота памятника 15,7 м. (высота пьедестала — 6 м; высота фигур — 3,3 м; креста на державе — 3 м). Всего памятник содержит 128 фигур. Скульптурные изображения делятся на три уровня. Наверху группа из двух фигур — ангела с крестом в руке и коленопреклоненной женщины (олицетворение православной церкви и России). Среднюю часть памятника занимают 17 фигур, символизирующих различные периоды истории Русского государства. В нижней части монумента расположен фриз, на котором помещены горельефы 109 исторических деятелей, воплощая идею опоры самодержавной власти на общество в лице его славнейших представителей. Среди частей фриза есть «Писатели и художники», где и представлен барельеф поэта М.Ю.Лермонтова.
    2. Памятник Лермонтову в Пятигорске, 1889 год
    Это первый памятник поэту в России. Он был открыт 16 (28) августа 1889 года. Авторы монумента — скульптор Александр Михайлович Опекушин (28 ноября 1838-4 марта 1923), архитектор Н. А. Дорошенко. Памятник является одной из главных достопримечательностей Пятигорска.
    Немного истории:
    Идея установить памятник поэту в Пятигорске возникла в 1870 году. Она принадлежала одному из первых лермонтоведов поручику П. К. Мартьянову и главному арендатору Кавказских Минеральных Вод А. М. Байкову. В июле 1871 года император Александр II дал разрешение провести повсеместную подписку на сооружение памятника М. Ю. Лермонтову в Пятигорске. Вскоре первые взносы поступили в сумме 2 рубля от двух неизвестных крестьян Таврической губернии. На памятник направлялся сбор с Лермонтовских чтений, концертов и лотерей. Организационную работу проводил специальный комитет, созданный 30 сентября 1875 года во Владикавказе. В 1881 году был объявлен конкурс на лучший проект памятника. В течение двух туров поступило более 120 предложений, но не один из них не понравился. На третий тур было представлено только 15 проектов. Победил А. М. Опекушин, уже известный к тому времени как автор памятника А. С. Пушкину в Москве.
    Бронзовая скульптура Лермонтова установлена на гранитном пьедестале, напоминающем своими формами скалу. За спиной поэта – гора Машук, а перед взором поэта – Эльбрус. У его ног – раскрытая книга, а на передней части пьедестала – бронзовый венок, лира и перо. В верхней части пьедестала – надпись: «М. Ю. Лермонтову», а в нижней – «16 августа 1889 года».
    3. Памятник Лермонтову в Пензе, 1892 год
    17 мая 1892 году открытие второго в России памятника состоялось в Пензе Михаилу Юрьевичу Лермонтову. Памятник находится в сквере им. Лермонтова, расположенном между художественным училищем им. С.А. Савицкого и Соборной (ранее Советской) площадью. Сквер был разбит по предложению будущего императора Александра II, посетившего Пензу в 1837 году.
    Центральную часть сквера занимает бюст Михаила Юрьевича Лермонтова, автором которого является петербургский скульптор Илья (Элиаш) Яковлевич Гинцбург (27 мая 1859-3 января 1939). Средства, необходимые на установку памятника собирали путем проведения различных культурных мероприятий: любительского спектакля, Лермонтовского вечера, а также на добровольные пожертвования, сделанные Обществом взаимного кредита, председателем которого в то время был двоюродный дед поэта А. Блока – штабс-капитан А.Н. Бекетов. Всего было собрано 909 руб. 70 коп.
    4. Памятник Лермонтову в Санкт-Петербурге, 1896 год
    Это третий в России памятник Лермонтову, который установлен в Александровском саду у фонтана перед Адмиралтейством.
    В 1891 году, по случаю 50-летия со дня смерти М. Ю. Лермонтова, Городская Дума Санкт-Петербурга решила увековечить память поэта. 23 мая 1891 года в Городской Думе выступила Комиссия с докладом о предоставлении 1000 рублей на создание этого памятника, а также памятника Н. В. Гоголю, установленного тоже в Александровском саду рядом. Автором памятника выступил скульптор Василий Петрович (Вильгельм Фердинанд) Крейтан (Кретан) (1832-10 июня 1896), а сам бюст высотой 1,2 был отлит из бронзы на заводе К. Берто в 1896 году. Архитектором памятника стал А. П. Максимов. Бюст был установлен на постамент высотой 2,25 м, выполненный из красного гранита.
    5. Памятник Лермонтову в Пятигорске, 1915 год
    В 1915 в Пятигорске, на месте дуэли Лермонтова, был установлен памятник поэту. Место дуэли Лермонтова представляет собой поляну на северо-западном склоне горы Машук. На месте дуэли в разные годы устанавливались временные памятники. В 1913 году было решено установить к 100-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова постоянный монумент. Автором проекта стал скульптор Борис Михайлович Микешин (23 августа 1873-25 сентября 1937). Он не успел завершить работу к намеченной дате (12 июля 1914 года), так как был занят созданием памятника Лермонтову в Санкт-Петербурге. Обелиск имеет классическую пирамидальную форму и создан из кисловодского песчаника – доломита. В центре обелиска, в круглой нише, установлен бронзовый бюст М. Ю. Лермонтова в форме офицера Тенгинского пехотного полка. Под нишей начертаны имя поэта и годы его жизни.
    Ограду вокруг памятника из каменных столбиков, соединенных цепями, с четырьмя грифами по углам спроектировали позднее петербургские скульпторы Леопольд Августович Дитрих (8 декабря 1877-20 октября 1954) и Василий Васильевич Козлов (23 апреля 1887-5 июня 1940), о чём Микешин не был поставлен в известность. Скульптор заявил, что эта ограда разрушает его первоначальный замысел и на открытие памятника, состоявшееся в середине октября 1915 года, не явился. Особых торжеств по случаю открытия не устраивали, потому что шла Первая мировая война.
    В конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века, когда Пятигорск быстро расширялся, место дуэли М. Ю. Лермонтова вошло в городскую черту. Оно расположено в нескольких сотнях метров от железнодорожной станции Лермонтовская (микрорайон Белая Ромашка).
    6. Памятник Лермонтову в Санкт-Петербурге, 1916 год
    Михаил Юрьевич Лермонтов в 1834-1835 годах жил в Петербурге и проходил курс обучения в Николаевском кавалерийском училище, известном также как Школа гвардейских подпрапорщиков. Оно располагалось в современном доме № 54 по Лермонтовскому проспекту.
    В 1916 году перед зданием училища был торжественно установлен памятник М.Ю. Лермонтову. Скульптор Борис Михайлович Микешин (23 августа 1873-25 сентября 1937). Открытие памятника было запланировано на 1914 год, но помешала Первая мировая война. Бронзовая скульптура поэта c изображением воинских доспехов, а также самых известных произведений была установлена на гранитном пьедестале в 1916 году к 75-летию со дня смерти поэта. В этом же году проспект был переименован в Лермонтовский.
    7. Памятник Лермонтову в Тамбове, 1941 год
    В августе 1914 года в Тамбовскую городскую управу с прошением обратился инспектор народных училищ губернии М. Т. Кашков. Он поставил перед городскими властями вопрос о необходимости увековечивания памяти Лермонтова, чья жизнь и творчество были связаны с городом Тамбов. Кашков предложил переименовать улицу Теплую в улицу Лермонтовскую и присвоить имя поэта саду, расположенному на месте разветвления улиц Теплой и Дороховской (ныне улица Кирова). Автор прошения предлагал со временем в саду установить бюст поэту.
    Прошло 27 лет прежде, чем идеи Кашкова воплотились и памятник поэту появился в Тамбове. В 1941 году, перед самой войной, в Тамбове в городском парке решили оформить «литературную аллею». С этой целью тамбовский краевед Н. А. Никифоров, работавший в администрации парка, отправился в командировку на Ленинградскую фабрику художественного литья. Несмотря на войну, страна отмечала столетие со дня гибели Лермонтова. Тогда-то по решению горисполкома и был установлен бюст поэту на Лермонтовской улице. Открытие его произошло в середине июля 1941 года через три недели после начала войны. Бюст Лермонтову изваяла скульптор Марина Давыдовна Рындзюнская (1877-1946), и в Тамбове он оказался первым памятником великому поэту, среди всех установленных ему за годы советской власти.
    В 1993 году была проведена реконструкция, вырубили все старые деревья, расчистили площадку сквера и полностью обновили постамент. Митинг, посвященный открытию памятника и сквера после их капитальной реконструкции, состоялся в конце декабря 1993 года.
    фото Юрия Солотина
    8. Памятник Лермонтову в Кисловодске, 1948 год
    В Кисловодске, на месте Ресторации, описанной в «Герое нашего времени», в 1948 году была устроена Лермонтовская площадка с лестницами в три марша, с гротом Демона, в котором находится скульптура заточенного Демона в клетке, и бюстом Лермонтова над гротом. Площадка находится напротив Колоннады — главного входа в парк. Она построена из желтого песчаника. В нише стены — бюст М. Ю. Лермонтова (скульптор Гурген Вараздатович Курегян (1 июля 1913-2002)). Под ним строки из стихотворения «Кавказ».
    9. Памятник Лермонтову в Москве, 1965 год
    Площадь Лермонтова в Москве со сквером, где находится памятник поэту, является неким микроансамблем, посвящённым поэту. Композиция включает скамью с решёткой, где материализованы образы героев его известных произведений. Скульптура М.Ю. Лермонтова стоит здесь с 1965 года, хотя с идеей её создания носились ещё с 1941 года, но воплотить замысел не удалось из-за войны. Только спустя 24 года был установлен этот памятник. Скульптор Исаак Давыдович Бродский (род. 15 июля 1923).
    10. Памятник Лермонтову в Пензе, 1978 год
    Памятник открыли в августе 1978 года рядом с областной библиотекой. Двух с половиной метровая фигура в полный рост бронзового памятника, возвышена на пьедестале. Материалом для пьедестала послужил красный гранит. Скульптор Василий Гаврилович Стамов (14 марта 1914-18 мая 1993), архитектор В.В.Попов. Лермонтов изображен со слегка склонившей головой, приложив его правую руку на грудь.
    11. Памятник Лермонтову в Волгодонске, 1980 год
    Памятник поэту Лермонтову в Волгодонске открыт в 1980 году на перекрестке переулка Лермонтова и улицы Ленина. Скульптор Василий Павлович Поляков (род. 29 июня 1944).
    12. Памятник Лермонтову в Лермонтове, 1981 год
    Памятник расположен в городе Лермонтове Ставропольского края. Он выполнен по проекту скульптора Олега Константиновича Комова (16 июля 1932-3 сентября 1994) – члена-корреспондента Академии Художеств СССР, народного художника РСФСР, а также архитекторов – заслуженного архитектора РСФСР Н.А. Ковальчука и члена Союза архитекторов СССР Ю.Г. Пьянкова. Открытие памятника состоялось 26 июля 1981 года, к 140-летию со дня гибели поэта. Памятник расположен в живописном месте городского парка культуры и отдыха.
    13. Памятник Лермонтову в Буденновске, 1980-е
    В 1932 году активной группой города был заложен первый городской парк отдыха (в районе школы № 1), который в 1939 году, в связи со 125-летнем со дня рождения М. Ю. Лермонтова, назвали именем поэта. В середине 1980-х, в парке была установлена памятная скульптура М. Ю. Лермонтову. И здесь же, в парке разместили «железных» персонажей из произведений поэта.
    14. Памятник Лермонтову в Тамани, 1984 год
    Памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову был установлен на набережной станицы, в сквере имени его же в 1984 году. Это событие было приурочено к 170-летию поэта. В Тамани Лермонтов был однажды, результатом его визита стала повесть «Тамань», сделавшая казачью станицу известной на всю Российскую империю.
    15. Памятник Лермонтову в Тарханах, 1985 год
    Памятник установлен в Государственном музее-заповеднике «Тарханы» (село Лермонтово, Белинский район, Пензенская область). Проектировал памятник Лермонтову в Тарханах скульптор Олег Константинович Комов (16 июля 1932-3 сентября 1994) вместе с женой и замечательным архитектором Ниной Ивановной Комовой. В отличие от остальных монументов, памятник Лермонтову в Тарханах показывает не официального военного, а обычного человека, в котором ощущается неразрывная связь с родными просторами.
    Однако памятник существует не в единственном экземпляре: аналогичный монумент (авторское повторение) установлен в парке «Музеон» в Москве.
    16. Памятник Лермонтову в Железноводске, 1988 год
    Лермонтовский сквер разбит на месте одной из первых гостиниц Железноводска «Казенной», сожженной в январе 1943 года отступающими немцами. В 1964 году, в честь 150-летия поэта источнику №1 было присвоено имя Лермонтова. В 1967 году на нем появился барельеф с портретом поэта и надписью «В 1837 г. и 1841 г. водой этого источника пользовался лечившийся в Железноводске великий русский поэт М.Ю.Лермонтов».
    В 1988 году, в честь 174-й годовщины со дня рождения поэта рядом с бюветом был обустроен сквер его имени и установлен памятник.
    Памятник Лермонтову был создал еще в 1960-х годах скульптор, выпускник Художественного институтa имени В. Сурикова Леонид Владимирович Тазьба (род. 3 апреля 1932) для конкурса в Москве. Была oтлита скульптура в брoнзе, но у Красных ворот установили другой монумент. А этот памятник был случайно обнаружен на заводе в подмосковных Мытищах и установлен в Железноводске в 1988 году. Брoнзовый Лермoнтов стоит на слегка обработанной гранитной скале и смотрит вдaль на гoры Кавказa.
    17. Памятник Лермонтову в Ставрополе, 1994 год
    Решение о возведении монумента в Ставрополе было принято в 1980-е годы. Идея установки памятника принадлежала председателю Ставропольского краевого фонда культуры Михаилу Григорьевичу Новикову. К созданию монумента приложил усилия поэт и главный редактор альманаха «45-я параллель» Сергей Сутулов-Катеринич. Они объявили конкурс, в котором обсуждалось, где должен стоять памятник. Предложения вносили не только жители Ставрополя, но и всего Северного Кавказа. Скульпторы представляли свои работы в уменьшенных копиях в глине и гипсе. Через два года было решено, что скульптура должна находиться в сквере около Ставропольского академического театра драмы им. М. Ю. Лермонтова. Автором памятника стал ставропольский скульптор Н. Санжаров. Памятник, отлитый в Санкт-Петербурге, был торжественно открыт 15 октября 1994 года, в день 180-летия со дня рождения М.Ю. Лермонтова.
    Памятник представляет собой четырехметровую бронзовую фигуру на невысоком широком постаменте, облицованном мрамором.
    18. Памятник Лермонтову в Москве, 1994 год
    На улице Малая Молчановка в районе Арбат расположен деревянный одноэтажный особняк с мезонином в стиле ампир, построенный после московского пожара 1812 года. В этом доме, арендованном у купчихи Ф. И. Черновой, в 1829-1832 годах проживала Е. А. Арсеньева с внуком М. Ю. Лермонтовым. В 1979 году в здании был открыт дом-музей М. Ю. Лермонтова. В 1994 году в сквере на Новом Арбате, недалеко от дома-музея поэта, был установлен скульптурный портрет Лермонтова (скульптор Александр Николаевич Бурганов (род. 20 марта 1935), архитекторы М. М. Посохин и З.Харитонова).
    19. Памятник Лермонтову в Геленжике, 1998 год
    Как утверждают некоторые ученые и местные жители, М.Ю. Лермонтов находился в Геленджике в период с 19 мая по 24 сентября 1837 года. Памятник Лермонтову установлен в том месте, где по дошедшим до наших дней воспоминаниям современников поэта, он любил стоять и созерцать водную гладь Черного моря. В марте 1956 году на набережной установили первый (временный) вариант памятника, созданный ленинградским скульптором Леонидом Михайловичем Торичем-Трапезниковым (19 января 1913-31 декабря 1997) и выполненный из бетона, на металлическом каркасе, и покрытый краской серо-стального цвета. Второй вариант монумента – из сплава меди и бронзы — был отлит в творческой мастерской Юрия Георгиевича Джибраева (род. 3 мая 1935) в 1991 году. Но тогда установке нового памятника помешали события в стране. Семь лет пролежал он в мастерской скульптора в Санкт-Петербурге и только в 1998 году был доставлен на Черноморское побережье и занял свое место на городской набережной. Скульптор изобразил Лермонтова одетым в офицерскую форму тех времен, поэт стоит на набережной и задумчиво смотрит в морскую даль.
    20. Памятник Лермонтову в Кисловодске, 2001 год
    Памятник М.Ю. Лермонтову работы скульптора Николая Ходова был установлен на смотровой площадке «Красное солнышко» Верхнего Курортного парка в начале 2000-х годов (2001-2006). Автор памятника – осетинский скульптур Николай Ходов. Поэт был изображен «устремлённым взором» к Эльбрусу. Позже бронзовый монумент перенесли в Нижний парк, где и установили на тротуаре между садовыми скамеечками.
    Администрация города аргументировала перенос памятника так: «Прежде гости жаловались, что памятник Михаилу Юрьевичу расположен слишком высоко, подниматься на «Красное солнышко» тяжело и добраться до Лермонтова могут далеко не все».
    Но многие жители и туристы считали, что более неудобного места для этой скульптуры и придумать невозможно. Смотрел поэт теперь не на Эльбрус, а упирался взглядом в остановку общественного транспорта. В 2017 году скульптуру всё же вернули на старое место.
    21. Памятник Лермонтову в Ростове-на-Дону, 2007 год
    Памятник-бюст М. Ю. Лермонтову по проекту супругов Николая Васильевича Можаева (род. 22 мая 1928) и Эльвины Максимовны Можаевой (Зайцевой) (4 июня 1930-2007) отлили из бронзы ещё в 1970 году, но сразу устанавливать не стали. Долгое время он оставался бесхозным и забытым, пылясь на складах ростовской компании «Сантарм». О памятнике вспомнили только четверть века спустя. В сентябре 2007 г. бюст представили общественности и установили в одноимённом сквере на Ворошиловском проспекте. Открытие приурочили ко Дню города Ростова-на-Дону.
    22. Памятник Лермонтову в Грозном, 2012 год
    В 1840 году в крепости Грозной, от которой ведёт свою историю город Грозный, Михаил Лермонтов проходил военную службу. Памятник расположен в Грозном на проспекте Мохаммеда Али (бывший проспект Сергея Кирова), около здания Государственного русского драматического театра имени Михаила Лермонтова. Автор памятника – осетинский скульптур Николай Ходов, который передал бронзовую скульптуру в дар Чеченской Республике.
    Лермонтов изображён сидящим на табурете в военной форме – в образе, в котором поэт служил на Северном Кавказе. На постаменте высечены строки из стихотворения Михаила Лермонтова, посвящённые Кавказу: «Как сладкую песню Отчизны моей, люблю я Кавказ!».
    Торжественное открытие памятника состоялось 19 июня 2012 года.
    23. Памятник Лермонтову в Подольске, 2014 год
    Памятник М. Ю. Лермонтову на территории школы № 33 в микрорайоне Силикатная-2 был открыт 5 октября 2014 года. Автор — Сергей Резепов. Скульптура выполнена в бронзе.
    24. Памятник Лермонтову в Сямэньском университете (Китай), 2014 год
    В апреле 2014 года в Сямэньском университете (провинция Фуцзянь) открыли памятник Михаилу Лермонтову. Бронзовый бюст русского поэта работы скульптора Григория Викторовича Потоцкого (род. 13 февраля 1954) был подарен китайскому вузу в честь отмечаемого 200-летия со дня рождения писателя. Церемония открытия памятника была также приурочена к 93-й годовщине образования Сямэньского университета. Сямэньский университет является одним из ведущих вузов Китая. В нем преподают русский язык, а также культуру и историю России. Всего в Китае более 100 вузов, где изучают русский язык.
    25. Памятник Лермонтову в Подольске, 2015 год
    Торжественная церемония открытия памятника М.Ю. Лермонтову прошла в Парке культуры и отдыха имени Виктора Талалихина г. Подольска 12 сентября 2015 года. Автор – московский скульптор Иван Коржев, памятник был подарен Подольску благотворительным фондом «Наследие» и фондом «Собрание». Памятник отражает собой кавказский период жизни поэта. Он представляет собой стелу с фигурой Михаила Лермонтова, который сидит в бурке. На стеле написаны строки поэта из стихотворения «Исповедь». С обратной стороны методом трафаретной резки на металле воспроизведены рисунки Лермонтова, которые перекликаются с его произведениями.
    Постамент памятника сделан из гранита. Высота самой стелы порядка 5 метров. Скульптура поэта выполнена из бронзы и затонирована в коричневый цвет. Стела сделана из латуни на нержавеющем каркасе и затонирована в изумрудный цвет. Ширина стелы чуть меньше двух метров. Высота памятника вместе с пьедесталом составляет около трех метров. Вес скульптуры около 700 килограммов.
    В России это первый памятник, который подсвечен изнутри. Похожая композиция была установлена в Магнитогорске в 2016 году.
    26. Памятник Лермонтову в Куала-Лумпур (Малайзия), 2015 год
    Год литературы, объявленный в 2015 году в России, ознаменовался важным событием в российско-малайзийских культурных связях. 28 февраля в Куала-Лумпуре был открыт памятник М. Ю. Лермонтову работы скульптора Григория Викторовича Потоцкого (род. 13 февраля 1954) при спонсорской поддержке известного малайзийского мецената, владельца галереи современного искусства Дай Ичи — Тай Кейк Хока. Это первый памятник русскому писателю в Малайзии, и открыт он также в ознаменование 200-летия со дня рождения М. Ю. Лермонтова.
    27. Памятник Лермонтову в городе Эрлстон (Шотландия), 2015 г.
    В день рождения Лермонтова 3 октября (по старому стилю) состоялось торжественное открытие первого в Шотландии памятника, посвященному российскому поэту. Памятник установлен в сквере в историческом центре старинного шотландского города, в том месте, где в XIII в. жил легендарный бард Томас Рифмач, считающийся далеким предком Лермонтова. Династия поэта берет корни в Шотландии, откуда в Россию в XVII в. прибыл основатель рода Джордж Лермонт.Бюст создал специально для Эрлстона известный московский скульптор С. Мокроусов.
    28. Памятник Лермонтову в Пензе, 2016 год
    Памятник открыт в Пензенской области, село Засечное, микрорайон Город Спутник, Радужная улица. Скульптор из Мордовии Сергей Константинович Гурьянов (род. 12 апреля 1967). Памятник Лермонтову привлек внимание пензенских краеведов, которые заявили о том, что при создании скульптуры не были точно учтены исторические факты.
    29. Памятник Лермонтову в Магнитогорске, 2016 год
    Памятник установлен в Сквере Мира в Ленинском районе города. Автор памятника – московской скульптор Иван Коржев. Памятник представляет собой бронзовую скульптуру Михаила Лермонтова и две четырехметровые латунные стелы. На них методом трафаретной резки на металле написаны малоизвестные четверостишия поэта, стихотворения «Исповедь» и «Молитва». Для красоты внутри стел установлена подсветка. Едва стемнеет, новая скульптурная композиция начинает светиться изнутри.
    Фото Ульяна Шевченко
    30. Памятник Лермонтову в Джвари (Грузия)
    Информацию о памятнике не нашел, известно, что бронзовый памятник Лермонтову стоит на шоссе, ведущем в Гори, где-то между Мцхетой и поворотом на Джвари, у подножия холма.
    31. Памятник Лермонтову в Калининграде
    Не нашел никакой информации о памятнике Лермонтову на острове Канта в Калининграде. Да и на представленных в интернете фотографиях, атрибутированных, как памятник Лермонтову, поэт-поручик больше похож на поэта А.А.Блока…
    P.S. Если вы, дорогие читатели, знаете еще о каких-нибудь памятниках и бюстах поэту, сообщите мне в комментариях, и возможно у темы будет продолжение…

  2. Среди более 150 эскизов памятника, представленных на конкурс, жюри выбрало проект А. М. Опекушина, как наиболее соответствующий замыслу. Скульптору пришлось проделать грандиозную работу добиваясь точности черт лица. Хороших прижизненных портретов Лермонтова не сохранилось, не было и посмертной маски. Изучая изображения поэта, общаясь с теми, кто его знал, Опекушин кропотливо воссоздавал внешний облик Лермонтова.
    Скульптуру отлили в бронзе на петербургской фабрике «А. Моран», а постамент изготовили в Пятигорске из крымского гранита. В этом монументе нет случайных деталей, даже в его расположении есть особой смысл. Лермонтов сидит на уступе скалы спиной к Машуку, где произошла роковая дуэль. Его задумчивый взгляд устремлен в вечность, а позади остались все земные печали. Поэтичный и грустный образ, напоминает нам о раннем уходе, о несбывшихся мечтах молодого поэта, о таланте, который не успел раскрыться полностью.
    Торжественное открытие первого в России памятника М. Ю. Лермонтову состоялось в Пятигорске 16 августа 1889 года. Площадь перед Лермонтовским сквером была заполнена народом. Не только весь город пришел почтить память великого поэта, на открытие приехали люди из разных уголков страны. Это был всенародный праздник. Здесь читали стихи, играл военный оркестр, множество речей было посвящено поэту и его творчеству, а к подножию монумента возложили венки и цветы. Комитет по созданию памятника огласил сумму пожертвований, она составила более 50 тысяч рублей, огромные по тем временам деньги. С тех пор, ежегодно, в сквере Лермонтова проходят торжественные мероприятия в день рождения и день памяти поэта.
    Видео о памятнике М. Ю. Лермонтову в Пятигорске

  3. напишите сочинение плиз на тему описание памятника Лермонтова (в г ставрополе)

    Ответы:

    Память о Михаиле Юрьевиче Лермонтове, великом русском поэте, увековечена в России в многочисленных монументальных скульптурах, обелисках, небольших бюстах. Они отмечают места пребывания поэта в том или ином крае, городе и связаны с жизнью или творчеством М.Ю. Лермонтова. Такие памятники поэту установлены в Москве, Петербурге, Тарханах, Тамбове, Пензе, на Кавказе.Самый первый памятник М.Ю. Лермонтову был воздвигнут в 1889 году в г. Пятигорске, городе на Кавказе, где прошли последние годы жизни поэта, где он трагически погиб. Автором памятника является знаменитый скульптор Александр Михайлович Опекушин, который является также создателем известного памятника A.C. Пушкину в Москве на Пушкинской площади.Памятник М.Ю. Лермонтову был открыт в городском сквере, откуда открывается замечательный вид на горы, которые так любил поэт и которые так часто были отображены им в его творчестве, поэтическом и живописном.Сбор средств на памятник начался через тридцать лет после гибели поэта, в июне 1871 года, и продолжался восемнадцать лет. Конкурс на лучший проект памятника проходил в Петербурге в 1883 году; проект А.М. Опекушина был признан лучшим. Скульптор изобразил М.Ю. Лермонтова в бронзе – фигура поэта помещена на гранитном пьедестале в виде скалы высотой более двух метров (2,35 м).Через три года, в 1892 году, был установлен второй памятник М.Ю. Лермонтову в г. Пенза, тоже в городском сквере. Автор памятника – скульптор Илья Яковлевич Гинцбург. Он изобразил поэта в мундире Тенгинского пехотного полка.В июне 1896 года памятник М.Ю. Лермонтову был открыт в Петербурге по проекту, который был удостоен 1-й премии на конкурсе, объявленном в 1891 г. Авторами памятника являются скульптор В.П. Крейтан и архитектор Н.В. Максимов. Памятник представляет собой бронзовый бюст поэта высотой чуть более одного метра на гранитном постаменте.Еще один памятник М.Ю. Лермонтову в конце XIX в. был установлен в бывшем имении «Середниково» Дмитрия Алексеевича Столыпина, родственника поэта по материнской линии, под Москвой. Заказчицей этого памятника была последняя владелица имения Ф.И. Фирсанова. Бронзовый бюст высотой 74 см был отлит в Париже и установлен в сквере перед домом.
    Автор проекта скульптор Н.Ф. Санжаров. Монументальная скульптура отлита на Санкт-Петербургском заводе. Высота статуи 4,05 м, размер постамента 6,00 х 4,70 х 0,87 м. Памятник расположен на фоне деревьев, открывает главную аллею сквера. Композиция максимально проста – высокая фигура поэта немного поднята на сравнительно высокий широкий постамент. Его размеры придают памятнику монументальность и способствуют ощущению движения. На передней плоскости надпись «Михаил Юрьевич Лермонтов».Постановка фигуры строго фронтальна относительно основания и аллели в целом, дана в полный рост и в движении. Тем не менее, характер позы придаёт скульптуре спокойствие, размерность шага. Развеваемые ветром полы мундира вносят ощущение легкости, динамичности, что полностью отвечает идейному содержанию памятника.Скульптура выполнена из бронзы. Постамент облицован полированным мрамором

  4. 4
    Текст добавил: Сладкий картофель

    Узнав тему сочинения, я сразу поняла, о памятнике какому писателю я хотела бы написать. Конечно, о памятнике Лермонтову. Почему именно ему? Попробую объяснить.
    Имя замечательного русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова знакомо нам давно. И многое нам уже известно о нем, но каждая встреча с поэтом всегда приносит что-то новое, ведь он был не просто и не только поэтом, прозаиком, — он играл на скрипке, фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи. Он писал красками с натуры и по памяти, делал карандашные наброски. Лермонтов владел многими языками: французским, немецким, английским, читал по-латыни.
    Живя на Кавказе, изучал азербайджанский язык. Он помнил наизусть тысячи строк из произведений больших и малых поэтов.
    Лермонтов был чрезвычайно одаренным человеком! Именно ему суждено было стать непреходящей печалью и любимым писателем многих поколений читателей. Почему? Потому, наверное, что каждому из нас знакомо ощущение грусти и нежности, тоски и гордости, которое неизбежно возникает, едва открываешь томик его стихов, едва бросаешь взгляд на грустное молодое лицо с печальными умными глазами, одновременно такое некрасивое и такое прекрасное лицо обреченного на долгие страдания и на короткую жизнь человека.
    Лермонтов был лирическим героем почти всех своих стихотворений. Как настоящий великий поэт, он исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, каждый из нас стремится прочесть историю его души и понять его как поэта и человека. И, конечно, у каждого из нас есть свой, близкий именно ему, Лермонтов.
    Я думаю, памятник поэту должен стоять на Кавказе, где так много красок, звуков жизни, где всегда что-то гибнет и снова рождается. В небе проносятся рваные облака или тихо проплывают тучки — небесные странники, подсвеченные лучами заходящего солнца. Внизу с грохотом обрушиваются на берег огромные волны грозного Черного моря или, в часы затишья, тихонько ласкают прибрежные валуны. Но горы всегда величественны — они возвышаются над морем, бушующим и ревущим или лазурным и спокойным, они останавливают стремительный бег облаков или позволяют накинуть на свои гордые плечи пушистое покрывало. Именно в горах, где никогда не прекращается движение сил природы, где низвергаются снежные валы или грохочет камнепад, в горах, красота которых так пленяла воображение поэта, грандиозностью которых он так восхищался, должен стоять величественный гранитный памятник Лермонтову. Гранит — камень гор — наиболее подходящий материал, чтобы передать самое главное в характере поэта. Думаю, поэт должен стоять на постаменте, во весь рост, в военном мундире. Собранный, энергичный. Фигура — устремленная вперед. Ветер, летящий вслед за волнами, как бы развевает волосы и полы распахнутого мундира. На губах играет легкая улыбка, а взгляд строгих умных глаз устремлен вдаль — вперед, в будущее. Так много он мог еще увидеть, прочувствовать, сказать…

  5. Память о Михаиле Юрьевиче Лермонтове, великом русском поэте, увековечена в России в многочисленных монументальных скульптурах, обелисках, небольших бюстах. Они отмечают места пребывания поэта в том или ином крае, городе и связаны с жизнью или творчеством М.Ю. Лермонтова. Такие памятники поэту установлены в Москве, Петербурге, Тарханах, Тамбове, Пензе, на Кавказе.Самый первый памятник М.Ю. Лермонтову был воздвигнут в 1889 году в г. Пятигорске, городе на Кавказе, где прошли последние годы жизни поэта, где он трагически погиб. Автором памятника является знаменитый скульптор Александр Михайлович Опекушин, который является также создателем известного памятника A.C. Пушкину в Москве на Пушкинской площади.Памятник М.Ю. Лермонтову был открыт в городском сквере, откуда открывается замечательный вид на горы, которые так любил поэт и которые так часто были отображены им в его творчестве, поэтическом и живописном.Сбор средств на памятник начался через тридцать лет после гибели поэта, в июне 1871 года, и продолжался восемнадцать лет. Конкурс на лучший проект памятника проходил в Петербурге в 1883 году; проект А.М. Опекушина был признан лучшим. Скульптор изобразил М.Ю. Лермонтова в бронзе – фигура поэта помещена на гранитном пьедестале в виде скалы высотой более двух метров (2,35 м).Через три года, в 1892 году, был установлен второй памятник М.Ю. Лермонтову в г. Пенза, тоже в городском сквере. Автор памятника – скульптор Илья Яковлевич Гинцбург. Он изобразил поэта в мундире Тенгинского пехотного полка.В июне 1896 года памятник М.Ю. Лермонтову был открыт в Петербурге по проекту, который был удостоен 1-й премии на конкурсе, объявленном в 1891 г. Авторами памятника являются скульптор В.П. Крейтан и архитектор Н.В. Максимов. Памятник представляет собой бронзовый бюст поэта высотой чуть более одного метра на гранитном постаменте.Еще один памятник М.Ю. Лермонтову в конце XIX в. был установлен в бывшем имении «Середниково» Дмитрия Алексеевича Столыпина, родственника поэта по материнской линии, под Москвой. Заказчицей этого памятника была последняя владелица имения Ф.И. Фирсанова. Бронзовый бюст высотой 74 см был отлит в Париже и установлен в сквере перед домом.

  6. Память о михаиле юрьевиче лермонтове, великом поэте, увековечена в россии в многочисленных монументальных скульптурах, обелисках, небольших бюстах. они отмечают места пребывания поэта в том или ином крае, городе и связаны с жизнью или творчеством м.ю. лермонтова. такие памятники поэту установлены в москве, петербурге, тарханах, тамбове, пензе, на кавказе.самый первый памятник м.ю. лермонтову был воздвигнут в 1889 году в г. пятигорске, городе на кавказе, где прошли последние годы жизни поэта, где он трагически погиб. автором памятника является знаменитый скульптор александр михайлович опекушин, который является также создателем известного памятника a.c. пушкину в москве на пушкинской площади.памятник м.ю. лермонтову был открыт в городском сквере, откуда открывается замечательный вид на горы, которые так любил поэт и которые так часто были отображены им в его творчестве, поэтическом и живописном.сбор средств на памятник начался через тридцать лет после гибели поэта, в июне 1871 года, и продолжался восемнадцать лет. конкурс на лучший проект памятника проходил в петербурге в 1883 году; проект а.м. опекушина был признан лучшим. скульптор изобразил м.ю. лермонтова в бронзе – фигура поэта помещена на гранитном пьедестале в виде скалы высотой более двух метров (2,35 м).через три года, в 1892 году, был установлен второй памятник м.ю. лермонтову в г. пенза, тоже в городском сквере. автор памятника – скульптор илья яковлевич гинцбург. он изобразил поэта в мундире тенгинского пехотного полка.в июне 1896 года памятник м.ю. лермонтову был открыт в петербурге по проекту, который был удостоен 1-й премии на конкурсе, объявленном в 1891 г. авторами памятника являются скульптор в.п. крейтан и архитектор н.в. максимов. памятник представляет собой бронзовый бюст поэта высотой чуть более одного метра на гранитном постаменте. еще один памятник м.ю. лермонтову в конце xix в. был установлен в бывшем имении «середниково» дмитрия алексеевича столыпина, родственника поэта по материнской линии, под москвой. заказчицей этого памятника была последняя владелица имения ф.и. фирсанова. бронзовый бюст высотой 74 см был отлит в париже и установлен в сквере перед домом.

  7. Лермонтов и русская усадьба с ее меланхолической умиротворенной жизнью кажутся несовместимыми. Однако в Подмосковье существуют не только пушкинские, но и лермонтовские места. Одно из них — Середниково.
    В 1825 году это имение купил брат бабушки Лермонтова — Д.А. Столыпин. Но в январе 1826 он скоропостижно скончался здесь, в Середниково. Поместье осталось его вдове — Екатерине Аркадьевне. А летом 1829 года к ней в гости на каникулы приехал вместе со своей бабушкой юный Михаил Лермонтов.
    Здесь он бродил по парку и окрестным лесам, сочинял первые стихи. Здесь он мечтал, сидя на берегу пруда, в котором как в зеркале отражались старые березы, липы и лиственницы. Здесь в библиотеке он читал и переводил книги, а в гостиной слушал музыку. Отсюда он ходил в соседние усадьбы: Федоровку к Верещагиным и Большаково к Сушковым.
    Удивительно, но все сохранилось до наших дней: и двухэтажный дом с башенкой, соединенный колоннадами с двумя парами флигелей, и пруд, и парк, и мосты из тесаного камня.
    Пятигорск.
    Пятигорск неразрывно связан с именем М. Ю. Лермонтова. В первый раз он приехал на Горячие Воды в 1825 г., десятилетним мальчиком, со своей бабушкой Е. А. Арсеньевой. В 1837 г. сосланный на Кавказ Лермонтов некоторое время жил в Пятигорске, и впечатления этого периода отражены в повести «Княжна Мери». Во время своего последнего пребывания в этом городе в 1841 г. он написал «Пророк», «Выхожу один я на дорогу» и другие, ныне широко известные, стихотворения. Здесь трагически оборвалась его жизнь. Ни один гость Пятигорска не забывает поклониться памятнику поэту, побывать в Домике Лермонтова, на месте роковой дуэли. Памятник М. Ю. Лермонтову (сквер имени Лермонтова). В центре Пятигорска установлен этот памятник, средства, на сооружение которого собирались по подписке более 10 лет. Автор — скульптор А. М. Опекушин (1838-1923), создатель памятника А. С. Пушкину в Москве. Лермонтов изображен сидящим, устремившим взгляд на цепь Кавказских гор. У ног — раскрытая книга. Фигура великого поэта отлита из бронзы, пьедестал изготовлен из гранита. На лицевой стороне пьедестала — бронзовая лира и надпись: «М.Ю. Лермонтову. 16 августа 1889 года». 16 августа 1889 г. состоялось открытие памятника.
    Музей «Домик Лермонтова». М. Ю. Лермонтов приезжал в Пятигорск несколько раз — в детские годы и во время ссылки на Кавказ. Последние месяцы своей жизни великий поэт провел в небольшом домике на тогдашней северной окраине города. Сюда же было привезено тело поэта после роковой дуэли 15 июля 1841 г. В 1884 г. по инициативе русского драматурга А. Н. Островского здесь была установлена мраморная доска: «Дом, в котором жил поэт М. Ю. Лермонтов». С 1912 г. этот домик стал музеем. В 1973 г. на базе музея «Домик Лермонтова» создан Государственный музей-заповедник М. Ю. Лермонтова. В него входит старейший квартал Пятигорска, а также лермонтовские места в Кисловодске и Железноводске. В Домике Лермонтова представлены личные вещи поэта, воссоздана обстановка его времени.
    Дом Верзилиных — литературный отдел музея «Домик Лермонтова. Находится недалеко от Домика Лермонтова. В этом доме жила семья генерал-майора П. С. Верзилина, здесь собиралась молодежь и часто бывал М. Ю. Лермонтов. Поэт любил повеселиться, посмеяться, потанцевать. Иногда он развлекал себя и других остроумными экспромтами. Вечером 13 июля 1841 г. здесь, в гостиной, произошла ссора Лермонтова с Мартыновым, послужившая поводом для дуэли. Первый биограф Лермонтова П. А. Висковатов писал: «Нет никакого сомнения, что г. Мартынова подстрекали со стороны лица, давно желавшие вызвать столкновение между поэтом и кем-либо из не в меру щекотливых или малоразвитых личностей». В доме Верзилиных развернута экспозиция «Лермонтов на Кавказе», включающая исторические документы, автографы поэта, его картины и рисунки.
    Эолова арфа (отрог горы Машук). На возвышенной точке восточной оконечности отрога горы Машук по проекту архитекторов братьев Бернардацци в начале 30-х гг. прошлого века была сооружена круглая беседка с колоннами. В каменный пол ротонды был вмонтирован деревянный футляр с двумя арфами, флюгер на куполе беседки, поворачиваясь под действием ветра, приводил в движение устройство, касавшееся струн, — раздавались мелодичные звуки. Потому-то беседка и получила название «Эолова арфа». Беседка упоминается в повести М. Ю. Лермонтова «Княжна Мери»: «На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльбрус. Ныне Эолова арфа оснащена электромузыкальным инструментом.
    Академическая галерея. В середине прошлого века в верхней части ущелья, разделяющего гору Горячую и Михайловский отрог Машука, встало, словно соединяя их, легкое белокаменное здание Елизаветинской галереи. Свое название галерея получила по наименованию открытого в 1811 г. Ф. П. Гаазом источника. «Пойду к Елизаветинскому источнику, — читаем в повести М. Ю. Лермонтова «Княжна Мери», — там, говорят, утром собирается все водяное общество. Наконец вот и колодец… На площадке близ него построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя». В правом крыле новой галереи были установлены ванны, которые назывались тогда Товиевскими. В левом крыле имелся зал для отдыха. Около галереи выставили древние каменные изваяния, найденные на Кавминводах археологами- энтузиастами. Ныне в галерее, названной в честь двухсотлетия Академии наук (1925) Академической, — бюветы минеральных (углекислых и углекисло сероводородных) источников. С площадки перед галереей, куда ведет широкая каменная лестница (построена в 1935 г.), открывается прекрасная панорама Пятигорска и его окрестностей.
    Грот Лермонтова. Несколько ниже Эоловой арфы в крутой скале на отроге горы Машук находится Грот Лермонтова, к которому можно подойти от Академической галереи. В 1831 г. архитекторы братья Бернардацци придали декоративный вид естественной пещере, сделав ее излюбленным местом уединенного отдыха курортников. Бывал здесь М. Ю. Лермонтов. В «Княжне Мери» этот грот — место встречи Печорина с Верой: «Я углубился в виноградную аллею, ведущую в грот … подошел к самому гроту. Смотрю: в прохладной тени его свода, на каменной скамье сидит женщина … Я хотел уже вернуться, чтоб не нарушить ее мечтаний, когда она на меня взглянула — Вера! — воскликнул я невольно». На своей картине «Вид Пятигорска» (1837) Лермонтов изобразил отрог горы Машук и ведущую к гроту аллею, по которой идет человек в цилиндре.
    Лермонтовские ванны. Это здание, построенное в 1826-1831 гг. по проекту братьев Бернардацци, — старейшее из числа подобных сооружений в России. Но оно известно и тем, что здесь лечился М. Ю. Лермонтов. Во время первой ссылки на Кавказ поэт писал другу: «Простудившись дорогой, я приехал на воды весь в ревматизмах; меня на руках вынесли люди из повозки, я не мог ходить — в месяц меня воды совсем поправили …» До того в письме М. А. Лопухиной он сообщал: «Я теперь на водах, пью и принимаю ванны, словом, веду жизнь настоящей утки». Раньше эти ванны назывались Николаевскими. Одноэтажное здание ванн построено из машукского камня, оно отличается строгой простотой, характерной для зодческой манеры Бернардацци.
    Грот Дианы. Эта искусственная пещера в парке на северном склоне горы Горячей сооружена по проекту братьев Бернардацци в 1829 г. в ознаменование первого восхождения на Эльбрус участников экспедиции под руководством генерала Емануеля. У входа в грот были установлены две чугунные доски с текстами (на русском и арабском языках) об этом восхождении. М. Ю. Лермонтов, по свидетельству современников, был частым посетителем Грота Дианы. А за неделю до трагической гибели на дуэли поэт был организатором бала в этом гроте, о чем осталось немало воспоминаний участников веселья.
    Ресторация. В 1828 г. у парка «Цветник» под руководством братьев Бернардацци (по проекту архитектора Шарлеманя) была построена гостиница — Ресторация. В этом украшенном шестью колоннами здании останавливались приезжавшие на воды, здесь в двусветном зале они развлекались. М. Ю. Лермонтов в повести «Княжна Мери» дает описание бала в Ресторации: «Зала Ресторации превратилась в залу Благородного собрания. В девять часов все съехались … Танцы начались польским; потом заиграли вальс. Шпоры зазвенели, фалды поднялись и закружились». В последний свой приезд на Кавминводы М. Ю. Лермонтов жил поначалу в этой гостинице, а потом перебрался в домик, известный ныне как музей. В 1943 г. фашистские оккупанты, отступая, взорвали здание Ресторации. Восстановлено оно было с некоторыми отклонениями от прежнего плана.
    Провал (южный склон горы Машук). Сюда можно пройти от Академической галереи и Грота Лермонтова. О Провале в повести «Княжна Мери» сказано: «По мнению здешних ученых, этот провал не что иное, как угасший кратер; он находится на отлогости Машука, в версте от города. К нему ведет узкая тропинка между кустарников и скал …» В лермонтовское время не было тоннеля (пробит в 1858 г.) к небольшому, карстового происхождения, озеру в Провале. Поэтому приходилось взбираться вверх к воронке, чтобы заглянуть в таинственную глубину. В самом начале XX в. благоустроили дорогу от Елизаветинской галереи к Провалу, превратили ее в бульвар. Кроме прогулочных аллей, здесь проходила экипажная дорога, а в 1903 г. был пущен трамвай. По обе стороны бульвара еще раньше отводились участки под частные дачи. Дачи строились по индивидуальным проектам, по заказу людей состоятельных. В них-то и были организованы первые санатории в 20-е гг. Провальская зона была объявлена курортным городком. Сейчас старинные причудливые особняки чередуются с современными постройками санаториев «Ласточка», «Труженик», «Родник», расположенных на бульваре, носящем теперь имя Ю. А. Гагарина. Бульвар оканчивается площадью, на которой и находится вход в тоннель Провала.
    Место дуэли (подножие горы Машук). Дуэль состоялась вечером 15 июля 1841 г. Лермонтов считал повод для дуэли ничтожным и выразил свое нежелание стрелять, а противник целился старательно. В 1881 г. на месте дуэли была установлена небольшая каменная пирамида, в 1901 г. поставили временный памятник из гипса и дерева. Нынешний памятник сооружен по проекту известного скульптора Б. М. Микешина в 1915 г. Это каменный обелиск с горельефом поэта в центре.
    Место первоначального погребения М. Ю. Лермонтова (старое кладбище). Тело М. Ю. Лермонтова было погребено на пятигорском кладбище, у подножия горы Машук, 17 июля 1841 г. После долгих хлопот Е. А. Арсеньева, бабушка Лермонтова, получила разрешение перевезти его прах в свое имение — село Тарханы Пензенской губернии, где прошло детство поэта. Весной 1842 г. свинцовый гроб с останками поэта был увезен из Пятигорска. В 1903 г. на месте первоначального погребения М. Ю. Лермонтова установлен памятник-обелиск, на ограде — мемориальная доска. Путь к памятнику обозначен указателями.
    Тарханы.

    УСАДЬБА, ЗАПОВЕДНЫЕ ОКРЕСТНОСТИ

    БАРСКИЙ ДОМ

    Село раскинулось по берегам Большого пруда, устроенного еще дедом М. Ю. Лермонтова в русле реки Марарайки.
    До сих пор сохранились исторические названия улиц — Ильинка, Овсянка, Яшенка и Бугор. От бывшего тракта к усадьбе ведет прямая дорога.
    Входом на усадьбу служит плотина Барского пруда, обсаженная ветлами. На повороте плотины вправо открывается вид на бывший помещичий дом, построенный в 1818 году и о котором можно сказать словами М. Ю. Лермонтова: «… барский дом был похож на все барские дома: деревянный, с мезонином, выкрашенный желтой краской, а двор был обставлен длинными одноэтажными флигелями, сараями и конюшнями…»
    В 1908 г. дом горел, на следующий год был восстановлен с небольшими изменениями; в 1912 г. его облицевали кирпичом. В 1972 — 1974 гг. по проекту, разработанному Всесоюзными специальными научно-исследовательскими мастерскими, дом обшили тесом, провели перепланировку нижнего этажа. В 1991 г. в соответствии с планом и рисунками первого биографа М. Ю. Лермонтова П. А. Висковатого проведена реставрация внешнего вида барского дома с целью максимального приближения к облику лермонтовского времени.
    Формирование характера юного Лермонтова, становление его личности, тарханское окружение, тарханские впечатления и отражение их в творчестве поэта — об этом рассказывает экспозиция «Лермонтов и Тарханы» в бывшем барском доме. Мемориально-бытовая экспозиция, построенная на материалах эпохи (книги, вещи, принадлежавшие Лермонтову, его родственникам и знакомым, предметы быта, декоративно-прикладного искусства), раскрывает биографическую и творческую связь поэта с Тарханами.

    АНФИЛАДА ПАРАДНЫХ КОМНАТ

    Зала, гостиная, столовая составляют анфиладу парадных комнат. Голубая гостиная обставлена мебелью из черного лакированного дерева. Довольно часто, оставив детей играть в зале, здесь беседовали гости Арсеньевой. И, может быть, именно здесь Лермонтов услышал разговоры о событиях 1812 года.
    Соседи бабушки, помещики Жилинские, Савеловы, Турнеры, с волнением обсуждали события, грозившие их благополучию. „Умы предчувствовали переворот и волновались, каждая старинная и новая жестокость господина была записана его рабами в книгу мщения, и только кровь могла смыть эти постыдные летописи.
    Люди, когда страдают, обыкновенно покорны, но если раз им удалось сбросить ношу свою, то ягненок превращается в тигра: притесненный делается притеснителем и платит сторицею и тогда горе побежденным!..» — напишет позднее Лермонтов в „Вадиме». В Тарханах юный Лермонтов почувствовал, какая огромная пропасть разделяет народ и самодержавие. Здесь он уже задумывался о судьбах родины и народа. Шестнадцатилетний поэт писал:
    Настанет год, России черный год,
    Когда царей корона упадет…

    КАБИНЕТ ЛЕРМОНТОВА

    Большой письменный стол занимает центральное место в кабинете поэта. На столе книги русских и иностранных авторов, фарфоровая чернильница в виде льва и печатка-ножичек, принадлежавшие поэту, копии произведений Лермонтова, написанных в Тарханах. Зимой 1836 года он работал здесь над драмой „Два брата», поэмой „Сашка», стихотворением „Умирающий гладиатор».
    Над столом помещены портреты литераторов, чье творчество было близко Лермонтову. В центре — портрет А. С. Пушкина, которого он считал непревзойденным поэтом.
    И, может быть, в этом кабинете Лермонтовым было написано письмо другу: „Я теперь живу в Тарханах, в Чембарском уезде (вот тебе адрес на случай, что ты его не знаешь), у бабушки, слушаю, как под окном воет метель (здесь все время ужасные), снег в сажень глубины, лошади вязнут и соседи оставляют друг друга в покое».

    ЗАЛА

    Самая большая комната барского дома – зала обставлена роскошной мебелью конца XVIII — начала ХIХ века. На одной из стен семейные портреты: властная и уверенная в себе бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, нежная и задумчивая мать поэта Мария Михайловна, красивый и добрый отец Юрий Петрович. Лермонтову не было и трех лет, когда от скоротечной чахотки умерла его мать. А между двумя самыми близкими мальчику людьми разгорелся долгий спор из-за него. „Я здесь как добыча, раздираемая двумя победителями, и каждый хочет обладать ею” — скажет о себе шестнадцатилетний поэт устами героя драмы “Люди и страсти».
    Рос Лермонтов болезненным ребенком, до 4 лет не умел ходить. И часто, ползая по застланному сукном полу, рисовал на нем мелом. Вероятно, рисунки его были довольно хороши, если именно с листом бумаги и мелком будущий поэт изображен на самом раннем из дошедших до нас портретов.

    ЧАЙНАЯ

    В маленькой уютной чайной, украшенной картинами мастеров голландской и фламандской школ, собирались вечерами.
    И очень часто из окон комнаты, где все дышало спокойствием и уютом, мальчик Лермонтов видел, как за одну разбитую чашку отправляют для наказаний на конюшню поваренка Ваську (об этом он напишет в драме „Люди и страсти»), как прямо на подворье наказывают конюха…
    Именно в Тарханах Лермонтов увидел „барство дикое», а в 16 лет в драме „Странный человек» сформулировал свое отношение к этому. „Люди, люди!.. Проклинаю ваши улыбки, ваше счастье, ваше богатство — все куплено кровавыми слезами. Ломать руки, колоть, сечь, резать, выщипывать бороду волосок по волоску!.. О боже!… при одной мысли об этом я чувствую боль во всех моих жилах…»

    КЛАССНАЯ

    В Тарханах Лермонтов получил домашнее образование. Для занятий была отведена отдельная комната — классная. На полках и в шкафу — книги, отражающие курс домашнего обучения того времени: „Зрелище вселенныя» на русском, немецком и французском языках, „Ручная математическая энциклопедия”, „Псалтырь, или Книга хвалений», „История государства Российского» Н. М. Карамзина, „Древнейшая всеобщая история» …
    Немецкому языку мальчик учился у бонны-немки Христины Осиповны Ремер, французскому его обучал гувернер, сержант наполеоновской гвардии Жан Капе, руководила курсом обучения, вероятно, „милая тетенька» М. А. Шан-Гирей. Ведь именно ей тринадцатилетний Лермонтов сообщал из Москвы о своих успехах. „Милая тетенька! Я думаю, что Вам приятно будет узнать, что я в русской грамматике учу синтаксис и что мне дают сочинять: я к вам это пишу не для похвальбы, но, собственно, от того, что вам это будет приятно: в географии я учу математическую; по небесному глобусу градусы, планеты, ход их и прочее: прежнее учение истории мне очень помогло».
    Среди своих сверстников, детей соседних помещиков, Лермонтов выделялся разносторонними интересами. „Великим постом Мишель был мастер делать из талого снегу человеческие фигуры в колоссальном виде: вообще он был счастливо одарен способностями к искусствам: уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины», — вспоминал А. П. Шан-Гирей, троюродный брат Лермонтова.

    КОМНАТА АРСЕНЬЕВОЙ

    Узкий коридор отделял комнаты бабушки от комнат внука. О внуке Е. А. Арсеньева думала постоянно. «…Он один свет очей моих, все мое блаженство в нем», — писала она своей знакомой. С 1835 года в тарханском доме находился портрет М. Лермонтова работы Ф. Будкина. И глядя на него, бабушка не раз мысленно разговаривала со своим „Мишенькой».
    На секретере — копии двух писем Лермонтова к бабушке, дорожный альбом поэта, прижизненные издания произведений Лермонтова.
    В 1835 году в „Библиотеке для чтения» появилась поэма „Хаджи-Абрек». Наверное, об этой поэме Арсеньева писала внуку: „Стихи твои, мой друг, я читала: бесподобные… Да как ты не пишешь, какую ты пиесу сочинил, комедия или трагедия, все, что до тебя касается, я не равнодушна, уведомь, а коли можно, то и пришли через почту».

    ДОМ КЛЮЧНИЦЫ И КОНТОРЩИКА

    “На дворе в шагах в ста от дома построен маленький флигелек, где давно уже проводит свои грустные дни бывший слуга Михаила Юрьевича дряхлый слепой старик, когда-то всей душой преданный поэту, одно воспоминание, о котором приводит в волнение все его престарелое существо”, — писал Н. Прозин, посетивший Тарханы в 1867 году.
    Дом восстановлен на прежнем фундаменте в 1968году по проекту архитектора Дубровина. Основой при восстановлении послужила гравюра XIX в. М. Рашевского. Рядом с домом растут несколько старых вязов, сохранившихся с лермонтовских времен.
    В этом небольшом деревянном флигеле — доме привилегированных слуг тарханской барыни, ключницы и конторщика, — экспозиция «Друг! этот край… моя Отчизна».
    Крестьянская одежда лермонтовского времени, старинный ткацкий станок, окованный железом сундук, вышитые полотенца, глиняная посуда вводят посетителей в круг забот и переживаний тарханских крестьян. В нескончаемых трудах и заботах проводил день за днем подневольный русский мужик. Лишь в редкий праздник мог он развернуться во всю ширь, забыть про беды и горести. Таким удалым и бесшабашным выглядит русский крестьянин на рисунке неизвестного художника ХIХ века „Русская пляска».
    И может быть, такую пляску вспоминал Лермонтов незадолго до гибели:
    И в праздник вечером росистым
    Смотреть до полночи готов
    На пляску с топаньем и свистом
    Под говор пьяных мужиков.

    ЛЮДСКАЯ ИЗБА

    По другую сторону от барского дома расположено кирпичное здание людской избы, восстановленное по аналогам XIX в. на старом фундаменте в 1979 году. В ней жили дворовые Е. А. Арсеньевой. В 1831 году в Тарханах насчитывалось дворовых, включая женщин и детей, 176 человек.
    По произведения поэта в людской избе создана экспозиция «Люблю Отчизну я…». В ее основе — представление романа «Вадим», стихотворений «Отчизна», «Предсказание», «Бородино», поэмы «Песня про … купца Калашникова». Экспозиция построена на аудиовизуальной системе, включающей в себя систему слайдов, фонограмм, светового и цветового оформления. Посетители знакомятся с экспозицией без экскурсовода. В экспозиции три зала, каждый из которых имеет свой цвет: черный — цвет трагедии, безысходности — в зале, посвященном «Вадиму»; красный — цвет победы— в зале, посвященном «Бородино», и белый — цвет справедливости, чести — в зале «Песни про … купца Калашникова».
    В музыкальное сопровождение включены произведения XIX в. и народные песни в исполнении ансамбля народной музыки под руководством Д. Покровского. Пояснительный текст читает артист М. Львов.

    ЦЕРКОВЬ МАРИИ EГИПЕТСКОЙ

    Рядом с барским домом возвышается однокупольное здание церкви, освященной в 1820 году во имя Марии Eгипетской. Время пощадило памятник: внешний вид, архитектура сохранились. Это небольшое стройное ампирное здание возведено хозяйкой имения Е. А. Арсеньевой в память дочери Марии Михайловны на месте первого барского дома, проданного на слом.
    Церковь Марии Египетской строилась с 1819 по 1820 г. как теплый придел к приходской. С 1826 по 1840 г. церковь выполняла функции приходской. Здесь не раз бывал Лермонтов — ребенок, а 1835 г. в церкви служили хвалебный молебен в честь приезда Лермонтова в Тарханы. Внутри церковь не была расписана, действовала до 1925г.
    По сохранившимся документам удалось воссоздать интерьер церкви: дубовый с позолотой иконостас, предметы церковного обихода (чаша для святой воды, купель, подносы для сбора подаяния, дароносица), старые иконы.
    В церкви Марии Египетской размещена экспозиция «Так, я помню, пред амвоном…».
    Церковная обстановка и документы эпохи вводят в круг событий и лиц, с которыми знакомила церковь будущего поэта. С 1826 по 1840 г. церковь выполняла функции приходской. В этой церкви вместе с крестьянами, их детьми присутствовал при отправлении обрядов и мальчик Лермонтов. Здесь будущий поэт впервые увидел отношение прихожан к «слову божьему», позднее, в романе «Вадим» он напишет: «…Дьячок читал козлиным голосом послание апостола Павла, кругом… толпа зевала в немом бездействии».
    Особый интерес вызывают представленные в церкви метрические книги. В рукописной книге церкви Николая Чудотворца весной 1815 г. среди прихожан впервые упомянут Лермонтов в возрасте «полугоду», а в 1821 г. семилетний Лермонтов несколько раз записан восприемником (крестным отцом) в семьях крепостных бабушки; в книге за 1845 г. — запись о смерти Е. А. Арсеньевой.

    САДОВО-ПАРКОВЫЙ КОМПЛЕКС

    К церкви Марии Eгипетской, как к месту, где стоял старый дом, сходятся три основные видовые перспективы усадьбы. Западная открывает широкую панораму Большого пруда и села с церковью. На льду этого пруда Лермонтов видел кулачные бои, о которых вспоминал троюродный брат поэта А.П. Шан-Гирей: «Зимой … на пруду мы разбивались на два стана и перекидывались снежными комьями; на плотине с сердечным замиранием смотрели, как православный люд, стена на стену… сходился на кулачки, и я помню, как раз расплакался Мишель, когда Василий, садовник, выбрался из свалки с губой, рассеченной до крови». Красивейший вид на сельский пруд открывается из окон комнат Лермонтова, этот вид не раз описан им в стихах:
    Гляжу в окно: уж гаснет небосклон,
    Прощальный луч на вышине колонн,
    На куполах, на трубах и крестах
    Блестит, горит в обманутых очах;
    И мрачных туч огнистые края
    Рисуются на небе, как змея,
    И ветерок, по саду пробежав,
    Волнует стебли омоченных трав…
    Южная перспектива открывается видом на Круглый сад и Дубовую рощу. Круглый сад преимущественно яблоневый. Через липовую аллею, делящую сад пополам, ходили «всей дворней в лес, а Михаил Юрьевич впереди всех». За Круглым садом начиналась Дубовая роща. В годы Великой Отечественной войны часть Дубовой рощи была «сведена на топку». В 1977 г. роща возрождена.
    Восточная перспектива являет взору Дальний сад, представляющий в плане квадрат. Дальний сад обведен канавой и валом, по которому растут ива и рябина. Восемь аллей из вязов и лип сходятся в центре. Здесь стояла беседка, о которой Лермонтов писал:
    Уютный сад, обсаженный рябиной,
    С беседкою, цветами и малиной,
    Как детская игрушка…
    За садом в, трех верстах от усадьбы, узкой полосой с востока на запад тянется дубовый лес — Долгая роща. В лермонтовское время роща была единственным местом, откуда брали строевой лес. С ней связано много легенд, сложенных в Тарханах. По одной из них, именно эту рощу Лермонтов просил бабушку отдать крестьянам для строительства изб. «Бабушка согласилась… Мужики были так рады, что и сказать нельзя».
    В западной части усадьбы сразу же за домом начинался «роскошный сад, расположенный на полугоре». Аллеи акаций, куртины жимолости и жасмина, заросли черемухи и сирени и теперь главное украшение парка. В 1829 году Лермонтов писал:
    Приди ко мне, любезный друг,
    Под сень черемух и акаций,
    Чтоб разделить святой досуг
    В объятьях мира, муз и граций.
    Перед самым домом в парке разбиты клумбы. «Кусты сирени, жасмина и розанов окаймляли цветник, от которого в глубь сада шли тенистые аллеи. Одна из них, обсаженная акациями, сросшимися наверху настоящим сводом, вела под гору к пруду». Эта аллея, начинающаяся у церкви Марии Eгипетской и круто спускающаяся вниз, носит название «темной», данное ей Лермонтовым в стихотворении «1-е января»:
    В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
    Глядит вечерний луч, и желтые листы
    Шумят под робкими шагами.
    Аллея приводит к тому месту, где на берегу пруда в пору детства Лермонтова, была беседка (в настоящее время восстановлена). В одном из ранних стихотворений «Цевница» он вспоминал.
    На склоне гор, близ вод, прохожий, зрел ли ты
    Беседку тайную, где грустные мечты
    Сидят задумавшись? Над ними свод акаций:
    Там некогда стоял алтарь и муз и граций,
    И куст прелестных роз, взлелеянных весной.
    Лермонтов очень любил укромные уголки тарханского парка
    Любил с начала жизни я
    Угрюмое уединенье,
    Где укрывался весь в себя,
    Бояся, грусть не утая,
    Будить людское сожаленье…
    По аллеям можно пройти в дальний уголок парка, где на вершине холма сохранилось место детских игр поэта. Два земляных укрепления, поросшие травой, — «траншеи». Они были устроены специально для военной забавы Лермонтова. Дорожка к «траншеям» ведет через дамбу Среднего пруда, дремлющего в окружении ветел:
    Все тихо — полная луна
    Блестит меж ветел над прудом,
    И возле берега волна
    С холодным резвится лучом.
    От дома на юг ведет к пруду еще одна аллея. Совсем недавно, спустившись по ней, можно было увидеть дуб, по преданию, посаженный Лермонтовым. Дуб погиб во время бури в 1995 году. Рядом с этим местом расстилается фруктовый сад — Средний. В этом саду, когда Лермонтов был ребенком, стояла «разрушенная теплица». Ныне она восстановлена. С этого места хорошо видна холмистая долина речки Марарайки, до самого горизонта простираются хлебные поля, и над всем этим распласталось необозримое тарханское небо. После отъезда из бабушкиного имения поэт признавался:
    Как нравились всегда пустыни мне.
    Люблю я ветер меж нагих холмов.
    И коршуна в небесной вышине,
    И на равнине тени облаков.
    И даже звуки, которые когда-то в детстве нечаянно коснулись его слуха, оживают в бессмертных строках:
    Все тихо; и в глуши лесов
    Не слышно жалобного пенья
    Пустынной иволги: лишь там
    Весенний ветерок играет,
    Перелетая точно по кустам;
    В глуши кукушка занывает;
    И на дупле как тень сидит
    Полночный ворон и кричит.
    Тарханы, бескрайние поля, чистый прозрачный воздух, закаты и просторы. Здесь впервые детскому взору открылось тихое очарование холмистых степей, проселочных дорог, таинственность темных лесов, светлых березовых перелесков, задумчивых речек. В поэме «Черкесы» юный поэт опишет родные места, усадьбу, где вырос:
    Свод неба синий тих и чист;
    Прохлада с речки повевает,
    Прелестный запах юный лист
    С весенней свежестью сливает.
    Везде, кругом сгустился лес,
    Повсюду тихое молчанье;
    Струёй, сквозь темный свод древес
    Прокравшись, дневное сиянье
    Верхи и корни золотит.
    Лишь ветра тихим дуновеньем
    Сорван, листок летит, блестит,
    Смущая тишину паденьем.
    Связь Лермонтова с Тарханами была прочной и органичной — детские и отроческие впечатления служили для его поэтического воображения неиссякаемым источником. Покинув Тарханы, Лермонтов часто обращался к ним мысленно и вспоминал «и отца, и дом родной, и высокие качели, и пруд, обсаженный ветлами… все, все». И даже во время блестящего петербургского бала перед его глазами вдруг возникает деревенское прошлое:
    И вижу я себя ребенком, и кругом
    Родные все места: высокий барский дом
    И сад с разрушенной теплицей…
    А еще раньше Лермонтов писал:
    … Зачем семьи родной безвестный круг
    Я покидал? Все сердце грело там,
    Все было мне наставник или друг,
    Все верило младенческим мечтам.
    ТРАНШЕИ» – МЕСТО ДЕТСКИХ ИГР ЛЕРМОНТОВА
    Недалеко от барского дома, на возвышении маленькому Лермонтову были вырыты траншеи, сохранившиеся в парке до настоящего времени.
    Сооружением их руководил, видимо, какой-нибудь солдат-инвалид или ополченец войны 1812 года. В эти годы в Тарханах насчитывалось девять человек ополченцев. Так что выбрать военных „советников» мальчику Лермонтову было из кого.
    Можно представить, как нетерпеливый, живой, он внимательно следил за сооружением бастионов, вникал во все мелочи и детали строительства, торопил мужиков, назначенных копать ров, насыпать вал, плести и ставить плетни. С упоением слушал юный Лермонтов рассказы бывалых солдат о походах и сражениях. И столько же раз звучала в те дни ставшая впоследствии знаменитой фраза: „Скажи-ка, дядя…»

    ФАМИЛЬНЫЙ НЕКРОПОЛЬ АРСЕНЬЕВЫХ-ЛЕРМОНТОВЫХ

    Тарханы были тем местом, куда Лермонтов стремился при жизни и где мечтал обрести вечный покой. Шестнадцатилетний поэт писал:
    … я родину люблю
    И больше многих: средь ее полей
    Есть место, где я горесть начал знать,
    Есть место, где я буду отдыхать,
    Когда мой прах, смешавшися с землей,
    Навеки прежний вид оставит свой.
    Эти стихи, как и многие другие, стали пророческими. Убитый и похороненный на Кавказе, он не остался там навечно. В апреле 1842 года гроб с его телом был извлечен из пятигорской могилы, запаян в металлический ящик и привезен в Тарханы. Здесь был перезахоронен рядом с могилами матери и деда. Надгробный памятник из черного мрамора поставлен над его могилой. На передней стенке памятника под лавровым венком высечено «Михайло Юрьевичь Лермонтовъ». На левой грани: «Родился 1814-го года, 3-го октября». На правой: «Скончался 1841 года, 15 июля». Здесь с новой силой ощущаешь боль невосполнимой утраты, выраженную в словах Л. Н. Толстого: „Какие силы были у этого человека! Что бы сделать он мог! Он начал сразу, как власть имеющий».
    В 1842 году на фамильном кладбище была построена часовня, закрывшая от непогоды памятники М. Ю. Лермонтова, его матери и деда. В 1845 году здесь была захоронена Е. А. Арсеньева.
    Сейчас в часовне висят те же иконы, что были в 1842 году, а на восточной стене — картина неизвестного художника XIX века «Воскресение Христово». С расписного купола смотрят вниз бог Саваоф и Михаил Архистратиг со своим войском. О вечности и любви шепчутся листья старого дуба, раскинувшего могучие ветви над входом в часовню.
    Рядом с часовней возвышается здание сельской церкви. Она строилась с 1826 года в честь Архистратига Михаила, считавшегося покровителем Лермонтова, и была готова уже в 1836 г., когда Лермонтов приезжал в отпуск. Освящена была в 1840 г.
    Вероятно, в этой церкви состоялось отпевание тела Лермонтова, так как в Пятигорске «погребение пето не было». В этой церкви ежегодно 27 июля проводится панихида по безвременно погибшему гению русской культуры.
    УСАДЬБА АПАЛИХА
    В трех километрах от Тархан находится бывшая усадьба «милой тетеньки» Лермонтова М. А. Шан-Гирей Апалиха. В Апалихе поэт бывал в детстве и в 1836 г., когда приезжал в отпуск. Со всеми членами семьи Шан-Гиреев Лермонтова связывали теплые дружеские отношения.
    Планировка усадьбы типична для конца XVIII — начала XIX в.. С трех сторон — вал, обсаженный ветлами и черемухой, западную границу образует русло речки Марарайки. К месту усадебных построек ведет пятнадцатиметровая аллея, обсаженная справа рядом лип. С левой стороны въездной аллеи пешеходная дорожка между двух рядов акаций подводит к месту, где стоял барский дом.
    От старинной усадьбы остался большой роскошный парк, в котором сохранились старые деревья: ясень, липы и др. Особой приметой парка являются конские каштаны, которые, очевидно, завезли из Пятигорска Шан-Гиреи. В парке много аспарагуса и лилейника – остатков старых цветников. В северной части усадьбы сохранились вишневый и яблоневый сады, липовый боскет, где располагалась пасека. Этот небольшой уютный парк, как на ладони, стоит среди бескрайних полей и лугов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *