Сочинение на тему памятник литературному герою 7 класс

10 вариантов

  1. Памятник литературному герою
    Памятники воздвигают не только ученым, писателям, воинам, но и героям любимых книг. Можно вспомнить памятник Тилю Уленшпигель в Голландии, героям пьесы «За двумя зайцами» М. Старицкого в Киеве. Иногда такой памятник становится символом города, как стала андерсеновская Русалочка символом Копенгагена. И, в отличие от памятников историческим событиям и различным деятелям, памятники литературным героям, как правило, веселые.
    Недавно такой смешной памятник появился в Харькове, на первой платформе Южного вокзала. Это памятник отцу Федору, персонажу романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Он — неудачный конкурент Остапа Бендера и КИСИ Воробьянинова. Узнав на исповеди о сокровищах, спрятанных в сиденье стула, священник самовольно покидает свой пост и отправляется на поиски мебельного гарнитура.
    Во время своей погони за стульями Федор объездил полстраны. Побывал и в Харькове, откуда отправил своей жене письмо: «Здесь, в Харькове, совсем лето. Город шумный — центр Украинской республики. После провинции кажется, будто за границу попал ». Столица так поразила священника, он сравнивал с ней все последующие города, куда его заносил поисковый азарт: «Не нравится мне город Ростов. По количеству народонаселения и по своему географическому положению он значительно уступает Харькову ». И далее: «По своему географическому положению и количеству народонаселения город Баку значительно превышает город Ростов. Однако уступает городу Харькову своим движением ».
    Теперь отрывки из письма священника жене высечены на низком постаменте памятника. Федор бежит нам навстречу платформой в пальто, развевающегося держа в руке чайник (когда на всех крупных станциях стояли специальные баки, откуда пассажиры могли набрать в чайник кипятка). Лицо его сияет простодушным лукавством, все тяготы и заботы поездки еще впереди. Это, собственно, уже памятник не только литературному герою, но и пассажиру вообще, вечном путнику и путешественнику. Недаром в романе раздел о начале путешествия назван «Муза дальних странствий». «С той минуты, когда гражданин вступает в полосу отчуждения, которую он по-дилетантски называет вокзалом или станцией, жизнь его резко меняется … С этой минуты гражданин уже не принадлежит самому себе. Он пассажир и начинает исполнять все обязанности пассажира … »И отец Федор, оторванный от корней, летящий по миру перекати, на минутку зацепился блестящим чайником за платформу помпезного вокзала, приостановился и смотрит на вечный человеческий поток. Ничего не поделаешь: «Муза дальних странствий привлекает человека».

  2. В современном обществе наметилась четкая тенденция на развитие логики. Сухое логическое мышление необходимо для усвоения информации, продвижения по карьерной лестнице, получения высокого социального статуса. Часто даже в общении с окружающими люди строят диалог исходя из рационального расчета, а это абсолютно не способствует зарождению искренних отношений.
    На этом фоне очень недооценивается роль чувств и эмоций. О том, что эмоциональная сфера также нуждается в развитии, многие даже не задумываются.
    Подробнее…

    Сады и парки

    Самые красивые парки Москвы
    Места, где можно погулять, насладиться природой, посидеть в уединенном месте на скамейке, вкусно перекусить в кафе – все это городские парки. Там всегда гуляют люди, особенно в праздничные или выходные дни. Москва – не исключение. Москвичи, уставшие от шума и темпа большого мегаполиса, стремятся побывать на лоне природе, насладиться покоем. В российской столице немало парков отдыха. Кроме парков в Москве есть и другие достопримечательности. Только на Красной площади их несколько. На сайте uznayvse. ru есть подробная статья о самых интересных достопримечательностях.
    Подробнее…

    Дом моей мечты сочинение

    Главное в доме моей мечты – это красота и удобство. Вот каким я представляю себе свой будущий дом. Я мечтаю жить в частном доме где-нибудь на тихой окраине города. У меня будет одноэтажный дом со всеми современными удобствами и красивым садом. Там будет кухня, ванная, прихожая, гостиная, две спальни и кабинет, где я смогу работать.
    Подробнее…

    Сочинение Моя комната на русском

    Недавно в моей комнате был окончен ремонт. Комната получилось очень красивой и современной. Стиль моей комнаты морской. И я чувствую себя в ней капитаном большого плаванья. Стены в моей комнате окрашены в приятный голубой цвет. Также у меня есть на стене 3D рисунок с морем. Окно в моей комнате круглой формы. С таким окном можно представить, что ты находишься в каюте.
    Паркет у меня темно – коричневого цвета, и иногда, когда я протираю полы от пыли, мне кажется, что я молодой юнга, на обучении. Кровать, на которой я сплю, имеет форму корабля.
    Подробнее…

    Сочинение на тему семья

    Семья очень важна в жизни каждого человека. Семья – это самые близкие, родные люди, которых мы очень любим, которые дарят нам тепло и помогают в сложных ситуациях. Это и родной дом, уютный и безопасный. Семья – это твой маленький мир, в котором все понятное, привычное и дорогое.
    Семья – основа нашего общества. Когда-то наши родители влюбились друг в друга и решили пожениться. Затем в их семье появились дети. А через несколько лет мы сами станем взрослыми и захотим создать свою семью.
    Подробнее…

    Сочинение “Зимний день”

    Я люблю зимнее время, даже, несмотря на метели и сильные морозы. Это прекрасное и самое красивое время года, а главное зимой самый волшебный праздник. Мне нравится, когда просыпаешься в один из зимних дней, а на улице ясная погода и светит солнце. Пусть оно не такое теплое, как летом, но солнечное утро дарит отличное настроение на весь день. Людей на улице много и все спешат по своим делам. На улице теплая погода и хочется гулять весь день, радуясь чистому снегу и большим пушистым сугробам.
    Подробнее…

  3. Памятники воздвигают не только ученым, писателям, воинам, но и героям любимых книг. Можно вспомнить памятник Тилю Уленшпигелю в Голландии, героям пьесы «За двумя зайцами» М. Старицкого в Киеве. Иногда такой памятник становится символом города, как стала андерсеновская Русалочка символом Копенгагена. И в отличие от памятников историческим событиям и различным деятелям, памятники литературным героям, как правило, веселые.
    Недавно такой забавный памятник появился в Харькове, на первой платформе Южного вокзала. Это — памятник отцу Федору, персонажу романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Он — незадачливый конкурент Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова. Узнав на исповеди о сокровищах, скрытых в сиденье стула, священник самовольно оставляет свой пост и отправляется на поиски мебельного гарнитура.
    Во время своей погони за стульями отец Федор исколесил половину страны. Побывал и в Харькове, откуда отправил своей жене письмо: «Здесь, в Харькове, совсем лето. Город шумный — центр Украинской республики. После провинции кажется, будто за границу попал». Столица так поразила священника, что он сравнивал с ней все последующие города, куда его заносил поисковый азарт: «Не нравится мне город Ростов. По количеству народонаселения и по своему географическому положению он значительно уступает Харькову». И далее: «По своему географическому положению и количеству народонаселения город Баку значительно превышает город Ростов. Однако уступает городу Харькову по своему движению». Материал с сайта //iEssay.ru

  4. Памятник литературному герою
    Памятники воздвигают не только ученым, писателям, воинам, но и героям любимых книг. Можно вспомнить памятник Тилю Уленшпигелю в Голландии, героям пьесы «За двумя зайцами» М. Старицкого в Киеве. Иногда такой памятник становится символом города, как стала андерсеновская Русалочка символом Копенгагена. И в отличие от памятников историческим событиям и различным деятелям, памятники литературным героям, как правило, веселые.
    Недавно такой забавный памятник появился в Харькове, на первой платформе Южного вокзала. Это — памятник отцу Федору, персонажу романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Он — незадачливый конкурент Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова. Узнав на исповеди о сокровищах, скрытых в сиденье стула, священник самовольно оставляет свой пост и отправляется на поиски мебельного гарнитура.
    Во время своей погони за стульями отец Федор исколесил половину страны. Побывал и в Харькове, откуда отправил своей жене письмо: «Здесь, в Харькове, совсем лето. Город шумный — центр Украинской республики. После провинции кажется, будто за границу попал». Столица так поразила священника, что он сравнивал с ней все последующие города, куда его заносил поисковый азарт: «Не нравится мне город Ростов. По количеству народонаселения и по своему географическому положению он значительно уступает Харькову». И далее: «По своему географическому положению и количеству народонаселения город Баку значительно превышает город Ростов. Однако уступает городу Харькову по своему движению».
    Теперь отрывки из письма священника жене выбиты на низком постаменте памятника. Отец Федор бежит нам навстречу по платформе в развевающемся пальтеце, держа в руке чайник (когда-то на всех крупных станциях стояли специальные баки, откуда пассажиры могли набрать в чайник кипятку). Лицо его сияет простодушным лукавством, все тяготы и хлопоты поездки еще впереди. Это, собственно, уж памятник не только литературному герою, но и пассажиру вообще, вечному путнику и страннику. Недаром в романе глава о начале путешествия названа «Муза дальних странствий». «С той минуты, когда гражданин вступает в полосу отчуждения, которую он по-дилетантски называет вокзалом или станцией, жизнь его резко меняется… С этой минуты гражданин уже не принадлежит самому себе. Он пассажир, и начинает исполнять все обязанности пассажира…» И отец Федор, оторванный от корней, летящий по свету перекати-полем, на минутку зацепился блестящим чайником за платформу помпезного вокзала, приостановился и смотрит на вечный людской поток. Ничего не поделаешь: «Муза дальних странствий манит человека».

  5. У меня очень много любимых героев. И если мне придется оформлять детскую площадку, на нем будет немало сказочных героев. А в центре будет стоять большой памятник Бабе-Яге.
    Мне очень нравится Баба-Яга, потому что она не сидит на месте, кряхтя и доживая свой век. Она очень живая, деятельная, несмотря на свой неопределенный возраст. Она постоянно ищет приключений или злодеяния, в зависимости от сказки, в которой она живет. Мне очень нравится непредсказуемость Бабы-Яги. Вот она доброжелательная, приглашает позавтракать, помыться в бане, а пока вы отдыхаете, расслабляясь в этом мире гостеприимства, быстренько разожжет печку, готовясь вас поджарить и съесть.
    Но если вы растолкуете ей, что этого не стоит делать, и приведете доказательства, что правда на вашей стороне, она поладит с вами и поможет выйти на нужную дорожку. Баба-Яга очень веселая и в некоторой степени порядочный, а ее проблемы – это через круг друзей, с которыми она общается. Все эти лешие, кикимори, Кощеї Бессмертные вечно ее впутывают в неприятные истории. Именно из-за них она и до настоящего времени живет в избушке на курьих ножках вместо оборудованного всеми удобствами коттеджа.
    Мимо ее избушку прошло столько сказочных принцев, что она давно могла бы собрать достаточно много пошлины и платы за свои советы и подсказки и жить в элитном районе сказочного городка. Именно за ее бескорыстие я поставлю ее огромный памятник из чистого золота в самом центре городка перед дворцом того самого принца, который женился Василисой Премудрой и забыл о существовании старой.
    Памятник будет стоять на высоком постаменте. Баба-Яга рядом со своей ступой, опершись одной рукой на ее край. В другой руке она будет держать мітлу. ее длинные патлате волосы, кажется, разметал ветер. Корявый нос, пронзительные, лукавые глаза. На голове – большой соломенная шляпка с цветами на крисах, потому что Баба-Яга, как всякая женщина, любит принарядиться.
    А на постаменте надпись: “Лучшему сказочному герою Бабе-Яге – за ее достижения!”

  6. Памятники воздвигают не только ученым, писателям, воинам, но и героям любимых книг. Можно вспомнить памятник Тілю Уленшпігелю в Голландии, героям пьесы «За двумя зайцами» М. Старицкого в Киеве. Иногда такой памятник становится символом города, как стала андерсенівська Русалочка символом Копенгагена. И в отличие от памятников историческим событиям и разным деятелям, памятники литературным героям, как правило, веселые.
    Недавно такой смешной памятник появился в Харькове, на первой платформе Южного вокзала. Это – памятник отцу Федору, персонажу романа И. Ильфа и Есть. Петрова «Двенадцать стульев». Он – неудачный конкурент Остапа Бендера и Киси Воробьянинова. Узнав на исповеди о сокровищах, спрятанных в сиденье стула, священник самовольно покидает свой пост и отправляется на поиски мебельного гарнитура.
    Во время своей погони за стульями отец Федор объездил пол страны. Побывал и в Харькове, откуда отправил своей жене письмо: «Здесь, в Харькове, совсем лето. Город шумный – центр Украинской республики. После провинции кажется, будто за границу попал». Столица так поразило священника, что он сравнивал с ней все последующие города, куда он заносил поисковый азарт: «Не нравится мне город Ростов. По количеству народонаселения и по своему географическому положению он значительно уступает Харькову». И далее: «По своему географическому положению и по количеству народонаселения город Баку значительно превышает город Ростов. Однако уступает городу Харькову своим движением».
    Теперь отрывки из письма священника жене отчеканены на низком постаменте памятника. Отец Федор бежит нам навстречу платформой в пальто, развевающийся, держа в руке чайник (когда на всех крупных станциях стояли специальные баки, откуда пассажиры могли набрать в чайник кипятка). Лицо его сияет простодушным лукавством, все тяготы и заботы поездки еще впереди. Это, собственно, уже памятник не только литературному герою, но и пассажиру вообще, ночном подорожанину и путешественнику. Недаром в романе раздел о начале путешествия назван «Муза дальних странствий». «С той минуты, когда гражданин вступает в полосу отчуждения, которую он по дилетантские называет вокзалом или состояние этой, жизнь его резко меняется… С этой минуты гражданин уже не принадлежит самому себе. Он пассажир и начинает выполнять все обязанности пассажира…» 1 отец Федор, оторванный от корней, что летит по свету перекати-поле, па минутку зацепился блестящим чайником за платформу помпезного вокзала, приостановился и смотрит на вечный человеческий поток. Ничего не поделаешь: «Муза дальних странствий манит человека».

  7. Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
    «Средняя Общеобразовательная Школа» №15
    Выполнила:
    Никулина Вероника
    Класс:8в
    Проверила:
    Никитина Елена Сергеевна
    с. Ивановское
    Юрий Лужков предложил открыть на Остоженке “Дом Муму”
    Мэр Москвы Юрий Лужков в четверг, выступая на открытии нового здания библиотеки им. И.С. Тургенева, предложил открыть на улице Остоженка “Дом Муму”, сообщает РИА “Новости”. “Это нужно не только для увековечивания памяти Тургенева, это нужно для молодого поколения. “Дом Муму” – в него же будут толпы делегаций наших школьников ходить”, – считает Лужков. Литературоведы полагают, что в повести “Муму” Тургенев описывает события, происходившие в доме номер 37 на Остоженке. Этот дом в 1839-1851 годах снимала мать писателя, здесь он останавливался, находясь в Москве. Напомним, что в марте в Петербурге был открыт литературный памятник собаке Муму, героине одноименного рассказа Ивана Тургенева. Это событие приурочено к 150-летию выхода в свет знаменитого произведения, появившегося в марте 1854 года на страницах журнала “Современник”. Отлитая из чугуна скульптурная композиция появилась у входа в клуб-кафе “Муму” на площади Тургенева. Здесь и прошла церемония, задуманная как акт покаяния перед нашими меньшими братьями. Мемориальная скульптурная композиция представляет собой уютно свернувшегося пса у огромных сапог Герасима. Кроме того, была установлена памятная доска в честь 150-летия со дня публикации рассказа “Муму”. В кафе-клубе “Муму” состоялось вручение почетных грамот “За человеческое отношение к собаке”, открытие выставки “Муму” за 150 лет”, созданной по материалам Российской библиотеки, и концерт. В планах литературного клуба – отмечать 25 марта Международный день “Муму”. К этому дню приурочено открытие выставки, где собраны издания тургеневского рассказа на разных языках мира. О международном значении этого произведения свидетельствуют слова Джона Голсуорси, который в 1924 году писал о “Муму”: “Никогда средствами искусства не было создано более волнующего протеста против тиранической жестокости”.
    Тот самый Мюнхгаузен.
    В Москве открыт памятник Мюнхгаузену. Памятник самому великому выдумщику и лгуну в мире открыт в Москве недалеко от станции метро Молодежная, передает ИТАР-ТАСС. Памятник, созданный скульптором Андреем Орловым, изображает эпизод из легендарной книги “Приключения барона Мюнхгаузена” немецкого писателя Рудольфа Эриха Распе, в котором главный герой вытаскивает себя вместе с лошадью из болота. По словам члена инициативной группы по установке монумента Александра Александрова, “этот памятник сделан для всех людей, которые время от времени вытаскивают себя из болота, для всех тех, чей девиз по жизни “Не сдаваться”.В России не случайно уделяют внимание этому великому лгуну. По словам президента клуба “Внучата Мюнхгаузена” Александра Захарова, реальный прототип барона Мюнхгаузена дважды посещал Кенигсберг (нынешний Калининград): в 1738 и 1750 годах, проездом по пути в Санкт-Петербург на службу в русскую армию и обратно. Более того, отметил Захаров, в мае этого года в Калининграде обнаружили историческую реликвию: со дна реки Преголи извлекли сапог, который принадлежал, как полагают, выдумщику всех времен и народов. На сапоге якобы обнаружен штамп, подтверждающий, что сапог изготовлен в Милане в 1730 году специально для барона. Как рассказывается в книге Николая Непомнящего “Тайны ушедших веков”, в России Мюнхгаузен пробыл 14 лет, но о его военной службе известно мало. После воцарения Елизаветы Петровны полк, в котором служил барон, перевели в Ригу. В 1751 году Мюнхгаузен оставил военную службу и больше в Россию не вернулся. У себя на родине в Боденвердере барон вел жизнь обыкновенного немецкого помещика. У гостеприимного Мюнхгаузена часто собирались соседи и, затаив дыхание, слушали рассказы о его удивительных приключениях в России.
    Остап Бендер
    Санкт-Петербург. Скульптура Остапа Бендера на Итальянской улице.
    Краснодарский предприниматель Олег Новак поставил перед своим кафе у входа старого парка на берегу Кубани памятник… Великому комбинатору – Остапу Бендеру. И в знак внимания к любимому литературному герою, и чтобы посетителей привлечь. Повалил народ со всего города, хотя и в других районах ресторанов и кафешек тьма. Не скупятся гости. Как же иначе? Рядом с Бендером, признанным краснодарцами единственным “веселым памятником” города, – 350-литровый бочонок с надписью: “Деньги… на бочку!”. Такая вот творческая оригинальная реклама. Надо сказать, что в кафе “Клуб” потчуют отменно, зря денег не берут. И пиво здесь отпускается не только членам профсоюза. А недавно “Клуб” индивидуального предпринимателя Олега Новака награжден дипломом победителя краевого конкурса “Высококачественные товары Кубани” за высокое качество предоставляемых услуг общественного питания. Диплом тот самим губернатором Кубани подписан. И висит в рамочке под стеклом на видном месте.
    В общем, и до установленного монумента все шло как по маслу. Но задумка увековечить своего кумира у Олега Новака возникла давно. Прочитав впервые “Двенадцать стульев” и “Золотого теленка” лет 35 назад и потом неоднократно к ним возвращаясь, он понял, как много совпадений в этих юмористических романах с нашей реальностью и что такие предприимчивые и неунывающие сыновья турецкоподданного в ней – свои люди. Скульптуру Великого комбинатора хозяин “Клуба” заказал питерскому скульптору, недавно переехавшему в краевой центр, члену Союза художников России Александру Фарисееву. Тот, прежде чем приступить к работе, и романы перечитал, и все их киноверсии пересмотрел. Благодаря этому Остап росточком 1 м 86 см всеми узнаваем. Помните, какой Бендер, вошедший со стороны деревни Чмаровки в Старгород, у Ильфа и Петрова? В костюме в талию, шея несколько раз обернута старым шерстяным шарфом, ноги – в лаковых штиблетах. Также и у Остапа-монумента. А еще у гипсового с напылением бронзы комбинатора в одной руке знаменитый саквояж, а в другой сигара зажата. И без известной всем кепки Бендера скульптор не оставил. Словом, вроде бы не в Старгород комбинатор из Чмаровки прибыл, а специально в Краснодар пожаловал. Над обликом Бендера Фарисеев работал почти пять месяцев. Новак за Великого комбинатора 75 тысяч заплатил. Стоит того великолепная работа! Кстати, памятник легендарному литературному герою необычный. Без высокого постамента, чтоб ближе к посетителям “Клуба” был, реальнее. Не удержалась и я, чтоб не познакомиться с любимцем краснодарцев. Официант Дима Свиридов вспомнил, как везли 800-килограммового Бендера из мастерской Фарисеева, заказав “Газель”. Ноябрь как никогда холодным выдался, гололед, и ехали медленно, чтобы не разбить хрупкую скульптуру. В мягкое Остапа завернули. С дороги Великого комбинатора решили “посадить” в зале, чтобы он создавал хорошее настроение, и аппетит посетителям придавал. Но места подходящего не нашлось, откуда был бы всем находящимся в клубе виден. Поэтому отныне встречает Бендер заглянувших на огонек в кафе у входа, напоминая, чтоб кошельки далеко не прятали. – Мы всегда рады посетителям, – говорит директор кафе Галина Новак. – И тому, что нашему Остапу такое внимание. С ним даже специально фотографироваться приезжают. Внимание-то вниманием, но от некоторых чрезмерно “любовных” проявлений Великий комбинатор страдает. Два раза ему руку ломали. Заметили небольшой дефект? Недавно гипсовую сигару отняли и переставили фривольно. Это ль не вандализм? Собираемся охранника к комбинатору приставить. А что делать? – Руки бы хулиганам самим. Ну и ну! Это не первый случай человеческого бескультурья и откровенного хамства в культурных местах Краснодара. Не везет старой скульптурной композиции фонтана в детском скверике: мальчик-индус на слоне. Мальчику не раз руки отбивали, а слона битумом обливали. В этом же скверике скульптура горного козла некоторым посетителям почему-то тоже не нравится. То безрогий козел по их воле, то безголовый… Теперь и Бендер в чем-то кому-то не угодил. Кстати, рядом с Остапом стоит большая парусная лодка. А ежели обидится бронзовый и уплывет? Кубань-река-то рукой подать!
    Памятник русскому солдату (по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин»)
    Говорят, что собирались поставить или уже поставили памятник бойцу Василию Теркину. Памятник литературному герою — вещь вообще редкая, а в нашей стране—в особенности. Но мне кажется, что герой Твардовского заслужил эту честь по праву. Ведь вместе с ним памятник получают и миллионы тех, кто так или иначе походил на Василия, кто любил свою страну и не жалел своей крови, кто находил выход из трудного положения и умел шуткой скрасить фронтовые трудности, кто любил поиграть или послушать музыку на привале. Многие из них не обрели даже своей могилы. Пусть же памятник Василию Теркину будет им надгробием. В библиотеке, куда я пришел, чтобы взять поэму, мне досталось очень интересное издание: вместе с текстом были помещены письма читателей “Василия Теркина” с 1942 по 1970 год и ответ читателям “Как был написан “Василий Теркин”. Перелистывая эти разнообразные письма, я убедился, что поэма Твардовского была действительно народной, вернее, солдатской поэмой. По воспоминаниям Солженицына, солдаты его батареи из многих книг предпочитали больше всего ее да “Войну и мир” Толстого. В своем небольшом сочинении мне бы хотелось остановиться, прежде всего, на том, что же мне лично больше всего нравится в поэме и ее герое. Больше всего мне нравится в произведении Александра Трифоновича язык, легкий, образный, народный. Стихи его так и запоминаются сами. По душе необычность книги, то, что она как бы без начала и конца. Словно ты вновь встретился со старым другом, которого тебе представлять не надо. А потом расстался с ним. Что же, это жизнь… И то, что автор предлагает:
    Словом, книгу с середины
    И начнем. А там пойдет.
    Это, думается, делает героя и ближе, и понятнее. Очень правильно и то, что поэт приписал Теркину не так уж много геройских подвигов. Одного сбитого самолета да взятого языка вполне достаточно. А ведь, по признанию самого Твардовского, он чуть было не увлекся “сюжетностью”. Хотел “заставить” Теркина перейти линию фронта и действовать в тылу противника на Смоленщине (кстати, родине самого автора). Но чувство меры не дало это сделать. Недаром же Александр Исаевич Солженицын в своих литературных воспоминаниях “Бодался теленок с дубом” восхищался этим чувством меры у Твардовского. Он, в частности, писал, что, не имея свободы сказать полную правду о войне, Твардовский останавливался перед каждой ложью чуть не на последнем миллиметре, но нигде этого барьера не переступил. Оттого и вышло чудо! Если бы меня спросили, почему Василий Теркин стал одним из моих любимых литературных героев, я бы сказал: “Он очень по душе мне жизнелюбием. Смотрите, он на фронте, где каждый день смерть, где никто “не заколдован от осколка-дурака, от любой дурацкой пули”. Порой мерзнет и голодает, не имеет вестей от родных, его ранят. А он не унывает. Живет и радуется жизни. Мне кажется, сегодня этого качества так не хватает многим людям. А может быть, и мне самому… Теркин не может не радовать своим жизнелюбием. Ведь он
    В кухне — с места, с места — в бой.
    Курит, ест и пьет со смаком
    На позиции любой.
    Он может переплыть ледяную реку, тащить, надрываясь, языка. Но вот вынужденная стоянка, “а мороз — ни стать, ни сесть…”. И Теркин заиграл на чужой гармонии.
    И от той гармошки старой,
    Что осталась сиротой,
    Как-то вдруг теплее стало
    На дороге фронтовой.
    Теркин — душа солдатской компании. Недаром товарищи так любят слушать его то шутливые, то очень серьезные рассказы. Вот они лежат в болотах, где “перемокшая” пехота мечтает уже даже о том, “хоть бы смерть, да на сухом”, “третьи сутки кукиш кажет в животе кишка кишке”. Сыплет дождик, злой кашель терзает грудь. И даже прикурить нельзя: размокли спички. Солдаты все клянут, и кажется им, что “хуже нет уже беды”. А Теркин усмехается и начинает длинное рассуждение. Говорит он о том, что, пока солдат чувствует локоть товарища, он силен. За ним батальон, полк, дивизия. А то и фронт. Да что там, вся Россия! Вот в прошлом году, когда немец рвался к Москве и пел: “Москва моя”, — тогда и можно было кручиниться. А нынче немец уже не тот, “этой песни прошлогодней нынче немец не певец”. А мы про себя думаем, что ведь и прошлый год, когда совсем тошно было, находил Василий слова, что помогали товарищам. Такой уж в нем был талант. Такой талант, что, лежа в мокроте, засмеялись товарищи, легче им стало. Но больше всего мне нравится глава “Смерть и воин”, в которой наш герой раненый лежит и замерзает. И чудится ему, что пришла к нему Смерть. И стало ему трудно спорить с ней, потому что истекал он кровью и хотел покоя… И чего уж, казалось, держаться за эту жизнь, где вся радость — то мерзнуть, то рыть окопы, то бояться, что убьют тебя?… Но не такой Василий, чтобы легко сдаться “Косой”.
    Буду плакать, выть от боли,
    Гибнуть в поле без следа,
    Но тебе по доброй воле
    Я не сдамся никогда, —
    шепчет он. И воин побеждает Смерть. Нынче прошло время лубочных героев книг и фильмов, о любителях которых с издевкой писал Твардовский, что эти писатели всегда рады “заключить”, “что, мол, горе не беда”.
    Что с удачей постоянно
    Теркин подвиг совершил:
    Русской ложкой деревянной
    Восемь фрицев уложил!
    Писатель постоянно подчеркивал, что “страшный бой идет, кровавый, смертный бой». Сегодня мы начинаем узнавать правду о неисчислимых потерях, которые понес наш народ в войне, часто совершенно напрасных. Сегодня мы начинаем узнавать правду о причинах, целях и ходе войны, победой в которой, по мнению А. Солженицына, нам не стоит так уж гордиться. Но среди этой горькой правды свое место займет и простой русский солдат Василий Теркин.
    Белый Бим Черное Ухо
    Ставить памятники литературным героям – традиция, насчитывающая не одно десятилетие. Давно уже увековечены в металле или камне Том Сойер, Робин Гуд, Вильгельм, Тиль Уленшпигель, Дон Кихот со своим верным оруженосцем и многие другие любимые персонажи миллионов детей и взрослых, рожденные писательской фантазией. И вот недавно появился еще один памятник литературному герою – собаке Биму, главному действующему лицу книги замечательного русского писателя Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное Ухо». Он установлен в Воронеже (центр российского Черноземья), на его родине. В солнечный осенний день, когда воронежцы отмечали День своего города, скульптура Бима была установлена у входа в театр кукол. Это одно из самых популярных мест у городской детворы. Бим отлит в металле сидящим в позе, в которой обычно добрые, умные и верные собаки ждут отошедшего на время хозяина. У скульптуры нет пьедестала: Бим сидит прямо на земле. И детвора нежно гладит его, словно он живой. А он действительно кажется живым. Когда смотришь на скульптуру, чувствуешь на себе его тревожный и преданный взгляд, словно спрашивающий: где же мой хозяин? Но Биму никогда уже не дождаться его: он внезапно умер, и Бим осиротел, остался один-одинешененк в громадном городе. Книга Гавриила Троепольского о трагической судьбе Бима имела огромный успех. Писатель иногда в шутку говорил: «Выпустил я своего Бима на волю в Воронеже, с тех пор он и бежит». И уже, наверное, полмира обежал: в десятках стран переведена и издана повесть «Белый Бим Черное Ухо». Книга Троепольского входит в обязательную программу американских колледжей. По повести в России поставлен фильм, также имевший огромный успех. Авторы памятника Биму – известные воронежские скульпторы Эльза Пак и Иван Дикунов, лауреаты Государственной премии России. Во время работы над памятником к ним часто приходил автор повести, консультировал, давал советы. К сожалению, Гавриилу Троепольскому не суждено было увидеть своего любимого Бима в металле: несколько лет назад он скончался. У памятника всегда много детворы, жизнерадостной и шумной. Они обнимают его, фотографируются на память. А Бим все так же печально и преданно смотрит людям в глаза, словно спрашивая: когда же придет хозяин?
    Человек – невидимка
    На квартире Касимова в центре Свердловска в благословенные 1970-80-е гг. каждодневно собирались все непризнанные гении, которым негде было выпить и закусить. Ныне – главный редактор муниципальной радиостанции “Студия Город”, ведущий еженедельных программ “Новости культуры” и – как ни странно такое совмещении “Православный календарь”. В 1999 г. был одним из авторов осуществлённого в рамках фестиваля “Культурные герои XXI века” – прямо скажем – беспрецедентного проекта. Проникшись идеями либерализации общества, Касимов решил противостоять тенденции кидаться на монументы былым политическим монстрам с кулаками: – Статуи не виноваты в том, что их прототипы якобы были “вурдалаками” и “жидомасонами”! Чтобы продемонстрировать условность отношения монументальной пропаганды к реальности, надо возводить памятники литературным героям! Когда в городе открывают статую литературного персонажа, это говорит об определённом уровне развития общества, – ну и т. д. Однако, монументальное искусство – вещь затратная! Где сегодня взять деньги на этакое удовольствие? И тогда литератор Касимов в соавторстве с художником А. Шабуровым придумали проект памятника необычайно малобюджетного и экономичного. И даже достойного, как считают соавторы, попасть в Книгу рекордов Гиннеса. Дело в том, что памятник невидим – ибо посвящен он герою известной новеллы Герберта Уэллса “Человек-невидимка”. Возле Областной научной библиотеки им. Белинского с военным оркестром установили лишь бронзовый постамент с отпечатками ног соавторов и названием. Правая ступня – Шабурова, а левая – Касимова.
    Мальчиш – Кибальчиш
    Имя Гайдара было присвоено Дворцу школьников Люблинского района (в октябре 1989 перед Дворцом открыт памятник Гайдару, скульптор А.П. Шлыков, архитектор Ю.А. Мовчан), Центральной городской детской библиотеке и читальне, ряду столичных детских клубов и летних оздоровительных лагерей. Памятник герою повести Гайдара «Военная тайна» Мальчишу-Кибальчишу — первый в столице памятник литературному персонажу — установлен в 1972 на Воробьёвском шоссе у Городского дворца творчества детей и юношества (скульптор В.К. Фролов, архитектор В.С. Кубасов).
    Чижик-Пыжик
    Русалочка
    Читателям нашей страны хорошо известны замечательные сказки датского писателя Андерсена. Героине одной его сказки — Русалочке — поставлен бронзовый памятник в копенгагенском морском порту. Она изображена сидящей на камнях, задумчиво слушающей шум прибоя.
    Безутешная андерсеновская Русалочка смотрит в море (Копенгаген), правда, говорят, что скульптор изобразил тамошнюю балерину, но туристам обычно рассказывают про героиню чудесной и грустной сказки.
    Холмса и Ватсона увековечили в Москве
    Памятник всемирно известным литературным героям Артура Конан Дойла Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону установят в Москве, сообщает «Интерфакс».
    По словам председателя городской комиссии по монументальному искусству, архитектора Сергея Петрова, Комиссия по монументальному искусству решила установить памятник знаменитому детективу и его верному другу на Смоленской набережной, рядом с посольством Великобритании. Среди московских архитекторов будет объявлен закрытый конкурс на лучшее скульптурное воплощение знаменитых литературных героев.
    В этом году исполняется 120 лет со «дня рождения» Шерлока Холмса. А в следующем, 2007 году будет отмечаться 120-летний юбилей со дня опубликования первой повести о Шерлоке Холмсе — «Этюд в багровых тонах», сообщает «Новая политика».
    Памятник Царевне-Лягушке
    Памятник Бременским музыкантам в городе Бремене.
    Памятник Чебурашке.
    Памятник литературному герою отцу Федору, добывавшему кипяток и отправлявшему письмо на вокзале.
    В Италии, в Вероне, существует уникальный памятник — могила Джульетты Канулетти. Итальянка, никогда не жившая, созданная воображением великого англичанина, стала такой же реальной личностью, как и миллионы девушек, любивших и страдавших из-за любви. Ромео и Джульетта — имена, являющиеся символами огромной, всепоглощающей, жертвенной страсти.
    По нашим понятиям, они оба дети. Четырнадцать лет Джульетте, семнадцать — Ромео. И сейчас в этом возрасте часто влюбляются. Но часто ли погибают, потеряв любовь?
    Джульетта до встречи с Ромео была невестой знатного и богатого Париса. Ромео ухаживал за прелестной Розамундой. Но неожиданная встреча изменила их жизнь и определила трагическую судьбу. Настоящее чувство не считается ни с богатством, ни с происхождением, ни с именем. Юноша и девушка, любящие друг друга, сердцем чувствуют, что все это — мишура, условность, фальшь.
    Что в имени? То, что зовем мы розой,
    И под другим названьем сохраняло б
    Свой сладкий запах! Так, когда Ромео
    Не звался бы Ромео, он хранил бы
    Все милые достоинства свои
    Без имени. Так сбрось же это имя!
    Оно ведь даже и не часть тебя.
    Только юные, чистые, не связанные предрассудками люди могут так любить. И только отважные натуры действуют так решительно, стремясь соединить свои жизни, хотя судьба неумолимо разводит их. Сюжет трагедии для современного человека фантастичен, но чувства, так точно и пронзительно переданные Шекспиром, реальны. Сколько Джульетт теряло своих Ромео из-за расовых, сословных, национальных предрассудков! “Вестсайдская история”, “Вам и не снилось”, “Мадам Баттерфляй”… Этот сюжет в литературе будет до тех пор, пока человечество будет любить.
    Однажды мне стали, сниться памятники литературным героям. Но не те, которые мне приходилось когда-либо видеть, а те, которые лавинообразно порождал сон моего разума. Воображение мое, как это бывает только во сне, работало на полную катушку, выкликая имена все новых и новых претендентов на монументальное воплощение. Неплохо бы, думала я, соорудить памятники Мойдодыру, Чипполино, старухе-процентщице, дяде Тому, Онегинскому дяде и тому дяде, который «скажи-ка, ведь не даром». А также – тете Полли, деду Мазаю, папе Карло, братцу Кролику, Старику Хоттабычу и капитанской дочке. А также – Курочке-Рябе, Иванушке-Дурачку, Мухе-Цокотухе, Карлику-носу. Где-нибудь поближе к полотну железной дороги могла бы притулиться чугунная Анна Каренина. А по берегам Останкинского пруда можно расположить всех литературных утопленниц – от Офелии до бедной Лизы. Но мой выбор пал на Маленького Принца из сказки Антуана де Сент-Экзюпери. Эта книга нравится мне тем, что автор  показывает и объясняет простыми словами сложные вещи, при том, как-то между строк. Когда-то меня учили, что о грустном нельзя говорить грустно. Гениально поступает Экзюпери: о жизни он не говорит жизнью, он показывает ее с какой-то третьей стороны: и не снаружи и не изнутри. “Маленький Принц” – это не книга. Это что-то гораздо большее. Это другой мир, планета Маленького Принца, причем мир свой, особый, отдельный и родной. Это мой мир, куда я прячусь от взрослых с их бесконечным скепсисом и негативом. Удивительно, что добивается Экзюпери этого совсем простыми словами, которыми мы пользуемся каждый день. А не понимают “Маленький Принц” тот, кто читает глазами, а не чувствует сердцем. Мне только 15. Только, не смотря на этот сравнительно небольшой биологический возраст, я кое-что понимаю в жизни. Для меня существует только одно место, в котором я ощущаю такую же свободу и что-то настоящее, как на планете Маленького принца. К слову, именно в этом месте, один потрясающие толерантный человек и познакомил меня с “МП”. Просто как все гениальное, и, в то же время, гениально как все простое. Задевает самые глубокие струнки души. “Истинно мудрый навсегда остается ребенком”
    …кто видит слонов в удавах, барашков в коробках, кто слышит, как смеются звезды, кто может подарить этот смех другим… тот романтик.. романтик.. романтик.. и это вовсе не плохо!

  8. Ставить памятники героям литературных произведений стало модно в последнее время. «Блог нашего города» собрал 15 интересных памятников на улицах российских городов.
    Начнем с Тобольска. Открывает нашу подборку памятник Робинзону и Пятнице. Памятник литературному герою Даниэля Дефо установлен в городе не случайно. Во второй книге о путешествиях Робинзона писатель отправил своего героя в столицу Сибири Тобольск.
    2-5 — Сразу четыре памятника героям сказки «Конек-горбунок» установлены в сквере Петра Ершова. Здесь можно найти Иванушку и конька, Чудо-юдо рыбу кит, жар-птицу и царя. Подробнее можно прочитать в нашем посте «Всемирная память Ершова».
    6 – Из Тобольска отправляемся в северный Ханты-Мансийск. Здесь на площади речного вокзала встречает и провожает корабли героиня повести Александра Грина «Алые паруса» –Ассоль.
    7 –  В Омске перед входом в местный ТЮЗ установлен памятник Дон Кихоту, герою книги Мигеля де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».
    8 —  Памятник бравому солдату Швейку установлен в Самаре. Скульптура литературного героя находится недалеко от здания бывшей гостиницы «Сан-Ремо», в которой в 1918 году жил создатель Швейка чешский писатель Ярослав Гашек.
    9 — Памятник собаке — Биму из книги писателя Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное Ухо» — был установлен 1998 году в Воронеже у входа в театр кукол.
    1 0 – Памятник  барону Мюнхгаузену установлен в Калининграде. Скульптура подарена городу жителями Боденвердена, откуда был родом прототип барона — Карл Иероним Фридрих барон фон Мюнхгаузен. Так же известно, что барон дважды посещал Кёнигсберг – по дороге в Санкт-Петербург и обратно.
    11 — В московском дворике  на улице Советской Армии присели на лавочке два литературных героя из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — Коровьев и кот Бегемот. Памятник был открыт в августе 2006 года.
    12 — Памятник герою книги Ильфа и Петрова, великому комбинатору Остапу Бендеру находится в Пятигорске. Скульптура расположена около туристической достопримечательности – «Провал». По книге Остап был очень удивлен, когда узнал, что «город не догадался до сих пор брать гривенники за вход в Провал».
    13 — Памятник героям произведений Артура Конан Дойля сыщику Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону находится на Смоленской набережной в Москве. В  героях легко угадываются черты Василия Ливанова и Виталия Соломина, сыгравших этих персонажей в советском телесериале.
    14 – В Екатеринбурге рядом с областной библиотекой им. Белинского открыли памятник Человеку-невидимке. На земле лежит металлическая плита с отпечатками ступней и надписью «Первый в мире памятник Человеку-невидимке, герою новеллы Герберта Уэллса».
    15 — Памятник носу майора Ковалева, главного героя повести «Нос» Николая Гоголя, находится в Санкт-Петербурге. Скульптура появился по инициативе актера Вадима Жука в середине 90-х годов. В 2002 году нос пропал. Его не могли найти целый год,  пока пропажу не подкинули в парадную на Средней Подъяческой улице.

  9. Тема урока :
    Подготовка к сочинению – описанию скульптурного произведения.
    «У памятника погибшим героям»,
    «Родина помнит своих героев»,
    «Вечно живые».
    Проведен
    учителем русского языка и литературы
    МКОУ «Ханинская СОШ»
    Ильичевой Н.А.
    Цель урока :
    познакомить учащихся с особенностями произведений монументальной скульптуры и с особенностями сочинения «Описание памятника»;
    научить определять замысел художника и видеть его реализацию в общем виде памятника , его деталях, окружении , писать сочинение в определенном жанре , выбирать соответствующей теме тип речи;
    воспитание личности, бережно относящейся к истории родного края .
    Культуроведческий фон урока (оборудование): фотографии памятника на Братской могиле п. Ханино Суворовского района Тульской области, песня В.Высоцкого «На Братских могилах не ставят крестов», сборник стихов Г. Дейниченко  «Созвездие льва» , материалы школьного музея – экспозиции.
    Вступительное слово учителя .
    Памятники жертвам войны и героям Победы . Их много – у нас в стране , в разных концах мира . Есть такие памятники и у нас , в маленьком поселке Ханино . Это символы гордости и славы . Они языком искусства рассказывают о подвигах на полях сражений.
    На пьедестале даже зимой лежат живые цветы , и чьи – то заботливые руки всегда их обновляют.
    В честь каких событий был воздвигнут величественный памятник погибшим ? Кто они – герои войны , которые вечно вызывают благодарность и восхищение потомков ?
    Рассказ учителя истории о событиях периода Великой Отечественной войны .
    Предлагаются варианты тем для сочинения : «У памятника погибшим героям» , «О чем рассказал памятник», «Родина помнит своих героев», «Вечно живые» . Обращается внимание , что уч-ся должны выразить свои мысли и чувства . Тема памяти, тема благодарности тем, кто отдал жизнь за Родину, за светлые идеалы , кто оставил заметный след в истории нашего края .
    Отрывки из сочинений уч-ся (мотивы, по которым уч-ся выберут ту или иную тему, могут быть весьма различными) .
    Для одних – это возможность поразмышлять о близких,
    для других рассказ об отношении к героям и ветеранам Великой Отечественной войны ,
    для третьих – размышление о памяти и памятниках . Вот строки из сочинений 8-классников .
    « Передо мной фотография моей бабушки: на лице морщины, седые волосы, задумчивые серые глаза. Бабушка прожила тяжелую жизнь. В ее морщинах – радость, боль, горе, счастье» .
    (Кирюшкина Люба)
    И далее девочка рассказывает о судьбе бабушки, которая в годы войны работала в госпитале п. Ханино, о заслуженном враче Хариной Марии Петровне и ее подвиге.
    « К нему идут все – и посоветоваться и просто поговорить. А друзья у него и маленькие и большие».
    Это строки из сочинения о Птицыне Карле Владимировиче – ветеране, который всю войну находился в войсках действующей армии. После демобилизации вернулся к учительской работе. Вместе с ребятами проводили большую поисковую работу. Им удалось установить связь с родственниками погибших воинов Советской Армии, похороненных в братской могиле.
    Образец текста «Памятник».
    Беседа о специфике памятника как скульптурном сооружении .
    В беседе следует обратить внимание на следующее: памятник – трехмерное произведение искусства, объемное, поэтому его, в отличие например, от картины, следует рассматривать с разных точек зрения: спереди, сбоку, сзади, т.е. обойти вокруг. Для лучшего обзора скульптура обычно помещается на пьедестал (постамент). Рассматривая памятник, надо всегда обращать внимание на то, как статуя связана с постаментом, а весь памятник – с пространством улицы, площади, с окружающими зданиями.
    Очень важен выбор материала. Обычно памятники превышают натуральную величину, стоят под открытым небом, поэтому материал должен быть особенно прочным : мрамор, гранит, бронза и т.д.
    Над созданием произведений монументального искусства обычно работает творческий коллектив. Создатель памятника, автор его – скульптор. Над пьедесталом работает архитектор,  декоратор заботится об окружении, о деталях окружении памятника (фонари, ограда). Иногда в творчески коллектив входит и садовник.
    Словарная работа.
    Пьедестал ( от фр. – нога), постамент; скульптор; художник; архитектор; статуя; монумент; скульптура , памятник (кому ?) Пушкину; портрет (кого ? ) Пушкина.
    Тип речи.
    В сочинении будет преобладать описание с элементами повествования , возможно рассуждения, особенно в 1-й и 2-й темах .
    7.Работа с компьютером.
    Примерный план описания памятника:
    Когда и где установлен памятник?
    В честь кого или какого события он поставлен?
    Что известно об авторе памятника или истории его создания?
    Каков общий вид памятника?
    Как вы понимаете главную идею памятника?
    Детали и их значение в раскрытии замысла скульптора.
    Как вписывается памятник в окружающую среду?
    Какие мысли и чувства вызвал у вас этот памятник?
    8. Творческое задание: «Как вы понимаете творческий замысел воплощенный в памятнике?»
    Запишем ключевые слова, с помощью которых можно передать замысел скульптора.
    Работа с толковым словарем
    Грусть
    скорбь
    печаль
    горесть
    страдание
    (высок.) – крайняя печаль , горесть , страдание
    Какие же чувства выразил скульптор в своей работе? (боль утраты )
    Почему скульптор изобразил только мужчину и женщину? Почему они даны крупным планом? (скульптору важно показать только чувства героев, он не хочет, чтобы что-то отвлекало внимание зрителя). Знамя в руках солдата – символ всей России.
    – Всмотритесь внимательно в солдата. Что вы можете сказать о его чувствах, переживаниях? (Во всем его облике – любовь и нежность, и в то же время сила духа, нравственная стойкость, умение подняться над своими невзгодами .)
    (Письма с фронта.)
    «Опаленные огнем войны»
    (Назовите опорные слова и словосочетания, отражающие содержание скульптуры)
    Солдат: проявление любви и нежности, сила духа, нравственная стойкость, твердость в решении защитить, физически сильный человек, крепкое телосложение, волевое лицо, сильные руки, глубина чувств и сердечность.
    Женщина: недосказанность, детская незащищенность, беззащитность, невысказанное страдание , бесконечная любовь и преданность .
    9.Работа над речевыми конструкциями помогающими раскрыть замысел скульптора. Памятник выражает … Скульптуру хотелось (удалось) выразить …
    10.Работа над фоновой лексикой.
    Подберите синонимы к словам:
    агрессор – захватчик, завоеватель, враг, противник, фашист, неприятель; бессмертие – вечная жизнь, слава, известность, признание; воин – боец, солдат;
    победить – выиграть бой, одолеть, разбить, разгромить, сразить, побороть
    Итак, какие мысли, чувства вызывает скульптура?
    В облике простого солдата выражена уверенность в том, что он сумеет защитить Отечество, а фигурка женщины символизирует бесконечную любовь и преданность.
    А я смогу?
    Война – огонь, пожар, кровь, беда.
    Быть войны не должно .
    (Чтение стихотворения Г. Дейниченко «У обелиска . Песня В. Высоцкого «На Братских могилах»)
    Задание на дом:
    Самостоятельная работа уч-ся : сочинение на одну из тем.
    Краткое описание
    В 1966 году на могиле была установлена скульптурная группа высотой 5 м. «Скорбящий воин со знаменем и женщина с венком» . Памятник и зготовлен из лепного строительного материала . Скульптурная группа расположена па постаменте (лицевая сторона 1,7 м xl ,6 м.) . На лицевой ciopoiu постамента — мемориальная доска из оцинкованного железа с надписью «Вечная память героям, павшим в боях за честь и независимость нашей Родины в Великой Отечественной войне 1941-1945
    гг.» . Далее следует воинские звания , фамилии захороненных в два столбика : 61 фамилия . Размер доски : 80 х 110 см. На боковых сторонах постамента – надпись углубленная «19.12.1941 г. воины 290 СД 50 Армии освободители Ханино . Вечная слава героям» (размер 50 х 70 см.). На братской могиле высажены цветы . Размер цветочницы 6.0 м. х 3,5 м. Вокруг братской могилы установлена ограда из чугунного литья
    (8.0 х 10,5 м.)
    i леи дсиличепаа        и /j, г i l. */iuur\. катили
    У ОБЕЛИСКА
    На придорожном обелиске В тульской нашей стороне В граните высечены списки Солдат, погибших на войне.
    Есть в списках тех простое имя Из русских памятных родов, Что многочисленны поныне — Иван Иваныч Иванов.
    Он смертью храбрых в сорок первом Пал на переднем рубеже, Отчизне и присяге верный И ставший вечностью уже.
    Раз в год приходит к обелиску, Опёршись на костыль, старик, Цветы кладёт к подножью списка, Который скорбен и велик.
    Кто этот воин поседелый, Что спорит с тяжестью годов? А он из списка, третий слева, Иван Иваныч Иванов.
    Один он выжил в пекле боя, Лихую отведя беду. Ему написано судьбою Живым остаться в том году.
    И вот приходит повиниться Сюда в победный день весны, Земным поклоном поклониться Всем не вернувшимся с войны.
    ПАМЯТНИК*
    Он стоит возле шоссе. Фигура солдата-великана высечена из серого камня во весь рост. В левой руке он держит каску, прижатую к груди, в правой — автомат. Обнаженная голова опущена. Будто солдат смотрит на запыленную бетонную плиту, лежащую у ног, и читает имена героев, похороненных на холмике.
    Памятник поставили давно, сразу же как только кончилась война. Часто к солдату на холме приходят люди. Побудут немного, положат цветы и уйдут.
    Иногда приезжают к памятнику солдаты. Они . принимают, военную присягу.
    Однажды Федя видел, как сгорбленная маленькая старушка долго стояла возле памятника на коленях и плакала. Потом встала и медленно пошла по обочине шоссе, опираясь на палку.
    Может, бабуля, помочь вам остановить машину?
    Старушка подняла голову, и Федя увидел, что она слепая.
    Кто знает, может, война опалила ей глаза, а может, ослепла от слез горьких,, узнав о гибели сына?        .
    Останови, сынок, коли сможешь, — согласилась она на- помощь.
    Федя поднял руку навстречу тяжелому самосвалу. Шофер – притормозил, самосвая фыркнул и остановился.
    Подвезите, пожалуйста, бабушку, — попросил Федя. — Она идти не может.
    Если не может, зачем идет? — невежливо ответил шофер. Но тут же осекся: увидел, что старушка слегГая.
    У нее внук вон там похоронен, — почти выкрикнул Федя. — Памятник ему поставлен…
    Не внук, — тихо сказала старушка, — сын, Кирюша. Шестнадцать годков ему было, когда ушел добровольцем на фронт.
    Шофер покраснел. Стыдно ему стало за свою грубость.
    Простите, мать, не знал. Садитесь, пожалуйста!
    Когда старушка уехала, Федя ‘ подошел к памятнику. Среди многих имен на плите он отыскал надпись: «Лейтенант Петров Кирилл Иванович». — Какой он был, этот Кирюша, где сражался, как погиб?» — думал Федя. Очень хотелось узнать… (289 сл.) .
    (По А. Жарикову)
    Краткий комментар и й. Текст повествовательный, включающий описание памятника погибшим воинам.
    Предлагается подготовить выборочное изложение, дать только описание памятника. Составленный текст надо дополнить с учетом следующих вопросов и заданий: 1. Какие памятники героям Великой Отечественной войны известны вам? 2. В честь кого они воздвигнуты? 3. Опишите памятник, который вы видели.

  10. Автор не заставляет своего героя совершать какие-то выдающиеся подвиги. Хотя, как знать… Одна переправа, да сбитый самолет, да взятый в плен вражеский язык чего стоят…
    Мне нравится жизнелюбие Василия Теркина. Каждый день он смотрит в глаза смерти на фронте, где никто «не заколдован от осколка-дурака, от любой дурацкой пули». Порой он мерзнет, порой голодает, не имеет вестей от родных. Но Василий никогда не унывает. Живет и радуется жизни:
    Курит, ест и пьет со смаком
    На позиции любой.
    Он может переплыть ледяную реку, тащить, надрываясь, языка. Но вот вынужденная стоянка, «а мороз — ни стать, ни сесть». И Теркин заиграл на гармони:
    И от той гармошки старой,
    Что осталась сиротой,
    Как-то вдруг теплее стало
    На дороге фронтовой.
    Теркин — душа солдатской компании. Недаром товарищи любят слушать его то шутливые, а то и серьезные рассказы. Вот они лежат в болотах, где перемокшая пехота мечтает уже даже о том, что «хоть бы смерть, да на сухом». Сыплет дождик. И даже покурить нельзя: размокли спички. Солдаты все на свете клянут, и кажется им, «хуже нет уже беды». А Теркин усмехается и начинает длинное рассуждение. Говорит он о том, что пока солдат чувствует локоть товарища, он силен. За ним батальон, полк, дивизия. А то и фронт. Да что там: вся Россия! Вот в прошлом году, когда немец рвался к Москве и пел «Москва моя», — тогда и нужно было кручиниться. А нынче враг совсем не тот, «этой песней прошлогодней -нынче немец не певец». Василий в трудные минуты всегда находил нужные слова, которые могли бы утешить его товарищей. Такой уж у него талант.
    Однако самая пронзительная, на мой взгляд, глава — глава «Смерть и воин», в которой герой, раненый, лежит на снегу и замерзает. И чудится ему, что пришла смерть.
    Снег под ним, набрякши кровью,
    Взялся грудой ледяной.
    Смерть склонилась к изголовью:
    Ну, солдат, пойдем со мной.
    И чего уж, казалось, держаться за эту жизнь, где вся радость только в том, что или замерзнуть, или рыть окопы, или бояться, что убьют тебя… Но не таков Василий, чтобы легко сдаться Косой:
    Буду плакать, выть от боли,
    Гибнуть в поле без следа.
    Но тебе по доброй воле
    Я не сдамся никогда.
    И воин побеждает смерть:
    И подумала впервые
    Смерть, следя со стороны:
    «До чего они, живые,
    Меж собой свои — дружны.
    Потому и с одиночкой
    Сладить надобно суметь.
    Нехотя даешь отсрочку».
    И, вздохнув, отстала Смерть.
    «Книга про бойца» была очень нужной на фронте, она поднимала дух солдат, вела их к победе. Присутствия духа и свойственного ему юмора Теркин не теряет не только в смертельно опасных ситуациях, но и в психологически не менее, а, может быть и более напряженных сценах общения с вышестоящими чинами. «С улыбкой неробкой» и словами, которые ей под стать, обращается он после переправы к полковнику и так же спокойно реагирует затем на вызов к генералу. В отличие от Моргунка, героя ранней поэмы Твардовского «Страна Муравия», Теркин нигде не становится ведомым – он сам себе и другим политрук – не в идеологическом, конечно, понимании, а в сугубо человеческом смысле. Герой понимает, что именно на таких, как он, чернорабочих войны, держится фронт, что такие, как он, незаменимы, но отнюдь не бравирует этим – просто сохраняет собственное достоинство.
    Он уважает армейские законы, своих командиров, о чем говорит хотя бы глава «Генерал», но он прям и смел потому, что в годы Великой Отечественной войны субординацию ощутимо потеснило или, во всяком случае, дополнило фронтовое братство – понимание, сочувствие и доверие, общий долг, порыв и духовное родство, связавшие воинов разных рангов и поколений. Образом Теркина Твардовский снимает неизбежное вроде бы в армии противоречие между независимостью и подчиненностью – это хорошо почувствовал и не преминул подчеркнуть в своих воспоминаниях о поэте прославленный генерал Горбатов.
    Автор дорожит неофициальным пониманием происходящего, осознавая, что старшинство на войне – вещь весьма относительная. Об этом прямо говорится в строках, не вошедших, к сожалению, в окончательный текст:
    Но над каждым генералом
    Кто бы ни был он такой –
    Есть другой – большой над малым –
    А над тем еще другой, что старше,
    Есть ступень – хотя б одна.
    И над самым старшим – маршал
    И над Маршалом Война…
    В решающий для общества час никто не может поставить себя над Войной, а тем более над Жизнью, которая всегда «большой войны». Вот почему, между прочим, нет в «Книге про бойца» ни имени того, главного, Маршала, ни славословий в его честь, которые оставались обязательными и в литературе 1941-1945 годов, которых в иных, менее значительных случаях не избегал и сам Твардовский. Вот почему в центре произведения – человек самый смертный и самый земной: «В нем – пафос пехоты, войска, самого близкого к земле, к холоду, к огню и смерти». По роду службы и духу своему Василий Теркин наиболее чуток к законам войны и жизни. Ему все сподручно, везде удобно – особенно в кругу боевых товарищей. Он всегда нужен, всеми любим. В каждом деле он мастак, умелец, он может сыграть на гармони, починить часы, готов построить дом, сложить печь; но сейчас герой воюет и воюет так же дельно, спокойно и уверенно.
    При той «всеобщности содержания», которую вместил в себя знаменитый образ, его собственные качества не одному ему принадлежали. И наоборот: он выражает широкое развитие личностного начала, неизбежное в условиях такой войны. Василий Теркин – самостоятельный характер, выразивший полноту национального бытия, личность, стихийно возникшая в сообществе людей.
    “Василий Теркин” остается одной из самых любимых и знаемых в народе книг. И объясняется это в немалой степени именно ее созвучием нашей современности. Созвучием в самом коренном и главном — в нравственной атмосфере книги, в том общем отношении поэта к миру и к человеку, которое явно или скрыто живет в каждой ее строке.
    На страницах “Книги про бойца” царит дух искренности и свободы. Эта внутренняя творческая свобода художника сказывается здесь во всем: и в удивительной, поистине пушкинской естественности стиха, и в мудрой простоте живого, точного слова, и в непринужденности доверительных обращений к другу-читателю. А самое главное, она находит выражение в бескомпромиссной правдивости и честности этой книги, знаменитой своей бодростью и юмором, но ни в чем не обошедшей, не сгладив шей тяжесть и горечь войны. Откровенно и прямо говорит поэт о горечи отступлений, о тяготах солдатского быта, о страхе смерти, о горе бойца, который спешит в только что освобожденную родную деревню и узнает, что нет у него больше ни дома, ни жены, ни сына.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *