Сочинение на тему памятник минину и пожарскому в москве

10 вариантов

  1. Сочинение на тему Памятник
    В центре Москвы, на Красной площади возвышается замеча­тельный памятник Минину и Пожарскому, созданный скульп­тором И. П. Мартосом и установленный в 1818 году. Этот мону­мент является первым скульптурным памятником нашей столицы. Кто же эти герои, которым воздвигли такую велико­лепную скульптуру в самом центре города?
    Чтобы ответить на этот вопрос, перенесемся в отдаленные времена, а точнее — в семнадцатый век, когда на нашей земле шла ожесточенная борьба с польско-литовскими интервента­ми. Не кто другой, а Минин и Пожарский сумели возглавить национально-освободительную войну народа, поднявшегося против завоевателей.
    Дмитрий Михайлович Пожарский (1578-1642) — князь, бо­ярин, народный герой. Он стал русским полководцем. В 1611 году князь Пожарский был участником Первого земского ополчения и прославился в боях как один из руководителей и командиров. А через год он вместе с Мининым организовал Второе зем­ское ополчение и руководил военными действиями против польских захватчиков.
    Народный герой Козьма Минин был нижегородским посадс­ким, а с 1611 года — земским старостой. Он был первым помощ­ником князя Пожарского; в боях за Москву Козьма Минин про­явил личную храбрость. За организацию Второго земского ополчения и героический отпор врагам Козьме Минину было по­жаловано дворянское звание, с 1613 года он думный дворянин.
    Памятник воспроизводит историческую встречу Минина с Пожарским, когда Козьма Минин предлагает князю стать во главе народного ополчения. На обеих сторонах постамента — бронзовые барельефы. На одном изображается сбор средств на борьбу с захватчиками: мужчины несут деньги и товары, жен­щины — свои украшения. На другом барельефе изображена батальная сцена — ополченцы изгоняют захватчиков. На пье­дестале памятника надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия».

  2. В центре Москвы, на Красной площади возвышается замеча­тельный памятник Минину и Пожарскому, созданный скульп­тором И. П. Мартосом и установленный в 1818 году. Этот мону­мент является первым скульптурным памятником нашей столицы. Кто же эти герои, которым воздвигли такую велико­лепную скульптуру в самом центре города?
    Чтобы ответить на этот вопрос, перенесемся в отдаленные времена, а точнее — в семнадцатый век, когда на нашей земле шла ожесточенная борьба с польско-литовскими интервента­ми. Не кто другой, а Минин и Пожарский сумели возглавить национально-освободительную войну народа, поднявшегося против завоевателей.
    Дмитрий Михайлович Пожарский (1578-1642) — князь, бо­ярин, народный герой. Он стал русским полководцем. В 1611 году князь Пожарский был участником Первого земского ополчения и прославился в боях как один из руководителей и командиров. А через год он вместе с Мининым организовал Второе зем­ское ополчение и руководил военными действиями против польских захватчиков.
    Народный герой Козьма Минин был нижегородским посадс­ким, а с 1611 года — земским старостой. Он был первым помощ­ником князя Пожарского; в боях за Москву Козьма Минин про­явил личную храбрость. За организацию Второго земского ополчения и героический отпор врагам Козьме Минину было по­жаловано дворянское звание, с 1613 года он думный дворянин.
    Памятник воспроизводит историческую встречу Минина с Пожарским, когда Козьма Минин предлагает князю стать во главе народного ополчения. На обеих сторонах постамента — бронзовые барельефы. На одном изображается сбор средств на борьбу с захватчиками: мужчины несут деньги и товары, жен­щины — свои украшения. На другом барельефе изображена батальная сцена — ополченцы изгоняют захватчиков. На пье­дестале памятника надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия».

  3. В 1803 году участники Вольного общества любителей словесности, наук и художеств предложили возвести в Нижнем Новгороде памятник к 200-летию победы русских над иностранными интервентами в 1612 году. Центральными фигурами композиции они предлагали князя Дмитрия Пожарского и земского старосту Кузьму Минина.
    Место и герои были выбраны неслучайно: в Смутное время Минин и Пожарский собрали в Нижнем Новгороде Второе ополчение против шведских и польско-литовских интервентов. В 1612 году русское войско разбило армии захватчиков и полностью освободило столицу.

    Работа над памятником

    Автором проекта стал скульптор Иван Мартос. В 1812 году под его руководством мастера начали работу над монументом, спустя 4 года литейщик Василий Екимов отлил скульптуру целиком. На памятник ушло 18 тонн латуни и меди. Впервые в европейской истории такой крупный монумент отлили за один раз.
    Пьедестал для памятника изготовил каменотес Самсон Суханов из трех кусков гранита — их специально привезли из Финляндии. Иван Мартос украсил пьедестал двумя горельефами. На переднем горельефе «Нижегородские граждане» скульптор изобразил людей, которые жертвуют богатства на защиту Родины. Среди фигур — сам Мартос и двое его сыновей, которые отправляются на войну. На заднем горельефе «Изгнание поляков» Иван Мартос изобразил князя Пожарского, который гонит захватчиков из Москвы.
    Фигуры Минина и Пожарского были выполнены в классическом стиле и напоминали античные статуи. Однако в скульптурной композиции были и традиционно русские элементы: одежда Минина напоминала русскую рубашку, на щите Пожарского был изображен Спас Нерукотворный, а на одном из горельефов — икона Казанской Божией Матери.

    Открытие памятника

    Изначально памятник хотели установить в Нижнем Новгороде. Но Иван Мартос настаивал, что его место — в Москве на Красной площади перед Верхними торговыми рядами (сегодня здание ГУМа). Памятник Минину и Пожарскому установили в 1818 году.
    С 1818 года облик Красной площади неоднократно менялся: на месте торговых рядов в 1893 году открылся ГУМ, а в 1930 году построили Мавзолей. Памятник мешал проводить масштабные парады и демонстрации. В 1931 году его перенесли к собору Василия Блаженного, где он располагается и сейчас.
    Сегодня памятник Минину и Пожарскому — одна из главных достопримечательностей и Красной площади, и столицы в целом. Зимой возле памятника, как и в конце XIX столетия, заливают каток.

  4. Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади – один из наиболее известных памятников Москвы, установленный перед собором Василия Блаженного. Открытый в далёком 1818 году, он стал первым скульптурным памятником в городе, а в наши дни превратился в один из узнаваемых символов столицы и обязательную к посещению туристами достопримечательность.
    Монумент посвящён русским национальным героям, руководителям Второго народного ополчения – нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, а также изгнанию польско-литовских интервентов из Москвы в 1612 году и окончанию Смутного времени.
    Автор памятника: скульптор Иван Мартос.
    • Скульптурная композиция
    • Кто такие Минин и Пожарский?
    • История памятника
    • Интересные факты

    Скульптурная композиция

    Скульптура художественно изображает момент формирования ополчения: Минин (слева), призывая Пожарского (справа) возглавить добровольцев, левой рукой передаёт ему меч, а правой указывает на захваченную врагами Москву. Пожарский сидит на прямоугольной тумбе, опираясь на круглый щит с изображением Спаса Нерукотворного, позади него стоит массивный княжеский шлем. Поза князя неустойчива и слегка неловка: приподнимаясь, он вытягивает вперёд одну ногу – это напоминает о том, что в момент формирования ополчения он ещё не оправился от прошлых ран и находился в Новгороде на лечении. Мужчины одеты в хитоны с добавлением русского узора, их торсы мощны, а лица выражают уверенность.
    Центральным звеном в композиции является меч: непримечательный на первый взгляд, в действительности он хорошо проработан и украшен растительным орнаментом, а на рукояти изображены ромашки.
    Массивный пьедестал памятника выполнен из красного финляндского гранита и украшен горельефами. Горельеф на лицевой стороне постамента изображает мужчин и женщин, подносящих пожертвования на алтарь Отечества: спины мужчин гнутся под тяжестью подношений, а женщины, преклонив колено, жертвуют свои украшения. Одежды людей напоминают античные хитоны, но на головах женщин – кокошники; позади женских фигур – отец, отдающий двух сыновей в ополчение. Горельеф на тыльной стороне постамента изображает батальную сцену и посвящён победе ополчения во главе с Пожарским: в левой части размещены бегущие из Москвы поляки, в правой – Пожарский на коне, топчущий неприятеля, и храбрые русские воины позади него.
    Над лицевым горельефом на постаменте золотыми буквами написано посвящение: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818”.
    Общая высота памятника составляет около 8,6 метра.

    Кто такие Минин и Пожарский?

    Гражданин Кузьма Минин (Косма Минин, Кузьма Сухорук) и князь Дмитрий Пожарский – русские национальные герои, организовавшие Второе народное ополчение, освободившее Москву от оккупации польско-литовскими интервентами, которая продолжалась с 1610 по 1612 год.
    Инициатива создания ополчения исходила от торгово-ремесленного населения Нижнего Новгорода – важного хозяйственного и административного центра в те годы. Организация ополчения началась с действий Кузьмы Минина – мясника, с 1611 года – нижегородского земского старосты, который стал призывать посадский народ и городские власти к сплочению. По предложению Минина был начат сбор денег на найм военных специалистов, чтобы не получилось как с Первым ополчением, которое сумело занять почти всю Москву, но не смогло войти в Кремль и Китай-город и в итоге распалось. Согласившись с Мининым, жители города на общем собрании приняли решение, что каждый из них должен пожертвовать часть своего имущества на нужды ополчения, а кто не захочет, у того будет изъято всё его имущество.
    “Воззвание к нижегородцам гражданина Минина в 1611 году” (1861, художник Михаил Песков)
    На роль военачальника, который возглавит ополчение, нижегородцы выбрали князя Дмитрия Пожарского, родовое имение которого находилось неподалёку от Нижнего Новгорода. Князь как раз находился в нём и долечивал раны от ранений, полученных в предыдущих боях. Новгородцы восхищались его стойкостью, честностью и бескорыстием и несколько раз ездили к нему, чтобы предложить возглавить ополчение. Согласно обычаям и этикету того времени, Пожарский сначала отказывался от предложения горожан, но потом принял его с условием, что хозяйственными делами ополчения будет заведовать Кузьма Минин.
    Ополчение состояло из отрядов горожан и крестьян центральных и северных регионов России. Его формирование началось в 1611 году и продолжалось по пути из Нижнего Новгорода в Москву, большую роль в этом сыграло население Ярославля. Численность ополчения не превышала 7-8 тысяч человек, на подступах к Москве к нему присоединились остатки первого ополчения во главе с князем Дмитрием Трубецким.
    Поход на Москву был успешным: 1 ноября 1612 года ополчение заняло Китай-город, 5 ноября польские гарнизоны сдались и покинули Кремль, а 6 ноября войска Пожарского и Трубецкого торжественно вошли в главную московскую крепость.

    История памятника

    Впервые идея установки памятника Минину и Пожарскому возникла в 1802 году, когда Императорская Академия художеств предложила их подвиг в качестве рабочей темы студентам. Спустя год русский писатель и просветитель Василий Попугаев высказал конкретную идею об установке памятника им и патриарху Гермогену, но она не была поддержана императором Александром I, посчитавшим, что на монумент не удастся собрать достаточно средств.
    Однако, в 1804 году скульптор Иван Мартос по личной инициативе выполнил модель памятника, и публика положительно её оценила. После этого разговоры прекратились до 1808 года, когда жители Нижнего Новгорода вновь подняли вопрос о сооружении монумента и начали сбор средств на него. На этот раз император поддержал идею, дав разрешение на проведение конкурса на лучший проект памятника. В конкурсе приняли участие скульпторы Иван Мартос, Феодосий Щедрин, Степан Пименов, Жан-Франсуа Тома де Томон и ряд других, но лучшим был признан проект Ивана Мартоса. 1 ноября 1809 года была объявлена всенародная подписка на сбор средств для установки памятника, и в 1811 году удалось собрать 136 тысяч рублей. Изначально памятник планировали установить в Нижнем Новгороде, на что дал распоряжение император, но Мартос считал, что он должен стоять в Москве, и сумел добиться разрешения на это, а в Нижегородском Кремле вместо памятника установили памятный обелиск.
    Работа над моделью памятника началась ещё в 1811 году, скульптору не помешала даже начавшаяся Отечественная война 1812 года. При работе над фигурами Минина и Пожарского Мартосу позировали его сыновья, проект неоднократно изменялся: так, в первом проекте Минин был одет в плащ и левой рукой указывал на Москву, а Пожарский устремлялся вперёд, высоко подняв щит, свободными руками они оба держались за меч. Позже одежды мужчин упростились, а композиция стала более спокойной. Для отливки памятника был заключён договор с литейным мастером Академии художеств Василием Екимовым, который одним из первых стал отливать фигуры целиком, а не частями. 5 августа 1816 года впервые в России сложная композиция, включающая фигуры двух людей, была отлита за один раз – отдельно отливали лишь меч, щит и шлем. Гранитные блоки для пьедестала были произведены петербургским скульптором-камнетёсом Самсоном Сухановым в Выборгской губернии, а его проект разработал зять Ивана Мартоса – архитектор Авраам Мельников.
    В 1818 году началось строительство памятника. Сначала его хотели установить у Тверской заставы, но Мартос желал видеть его на Красной площади, и скульптору уступили: памятник установили перед Верхними торговыми рядами лицом ко Кремлю. Торжественная церемония открытия состоялась 20 февраля 1818 года: в ней принял участие император Александр I и все члены императорской семьи, а также прибывшие из Петербурга 4 гвардейских полка, задействованные в параде в честь открытия монумента. Церемония прошла с успехом и привлекла внимание горожан: крыши ближайших зданий, а также стены и башни Кремля были заполнены людьми.
    Советские годы не прошли для памятника бесследно: на него обрушились потоки критики, публицист Владимир Блюм назвал его “историческим мусором”, а писатель Демьян Бедный в стихотворении “Без пощады” отозвался о бронзовых героях как о “двух казнокрадах”. К счастью, сносить памятник не стали, но в 1931 году в связи со строительством Мавзолея и ради освобождения площади для проведения парадов его перенесли к стенам Покровского собора, где он стоит и в наши дни. Решение о переносе монумента принял сам Иосиф Сталин.
    20 февраля 2018 года памятник отметил 200-летний юбилей.

    Интересные факты

    • При работе над фигурами Минина и Пожарского скульптору Ивану Мартосу позировали его сыновья Алексей и Никита.
    • В горельефе на лицевой стороне пьедестала в образе отца, отдающего двух сыновей в ополчение, скульптор изобразил сам себя и своих сыновей, один из которых – Алексей – сражался в армии Кутузова, а второй – Никита – был задержан и убит наполеоновскими солдатами во Франции. Профильный портрет Мартоса с сыновьями был выполнен его учеником Самуилом Гальбергом.
    • На изготовление памятника потребовалось 1100 пудов (~ 18000 килограммов) меди. Хотя подготовка к отливке заняла более месяца, сама отливка завершилась всего за 9 минут.
    • Известный поэт Александр Пушкин высказал недовольство надписью на постаменте, дав следующий комментарий: “Надпись Гражданину Минину, конечно, не удовлетворительна: он для нас или мещанин Косма Минин по прозванию Сухорукой, или думный дворянин Косма Минич Сухорукой, или, наконец, Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства, как назван он в грамоте о избрании Михаила Романова. Всё это не худо было бы знать, также как имя и отчество князя Пожарского”.
    • Памятник Минину и Пожарскому стал первым скульптурным памятником в Москве – до этого в память о каких-либо событиях в городе возводили триумфальные арки и прочие памятные сооружения. Кроме того, это первый памятник в России, на котором изображён выходец из простого народа.
    • Изначально памятник планировали установить в Нижнем Новгороде, но по воле скульптора его возвели на Красной площади в Москве. В 2005 году историческая справедливость была в какой-то степени восстановлена: перед Нижегородским Кремлём появилась уменьшенная копия монумента.
    В наши дни памятник Минину и Пожарскому стал одной из наиболее популярных городских достопримечательностей и настоящим символом Москвы. Установленный в самом сердце столицы – на Красной площади, он стал обязательной к посещению точкой на туристических картах, да и сами горожане его полюбили.
    Оно и понятно: как можно не любить один из старейших городских монументов?
    Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади находится у стен храма Василия Блаженного (Красная площадь, дом 2). Добраться до него можно пешком от станций метро “Охотный Ряд” Сокольнической линии, “Площадь Революции” Арбатско-Покровской, “Театральная” Замоскворецкой и “Китай-Город” Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.

  5. Даже те, кто ни разу не был в Москве, без труда узнают бронзовую скульптуру на гранитном постаменте, стоящую перед Собором Василия Блаженного на Красной площади. Это памятник Минину и Пожарскому. Он посвящен нижегородцам Кузьме Миничу Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому и возглавленному ими народному ополчению, победившему польских интервентов в 1612 году, в период смутного времени на Руси.
    Памятник Минину и Пожарскому — самый первый в Москве! Однако, изначально его планировали установить в Нижнем Новгороде — в городе, где было собрано ополчение, «на том самом месте, где Минин представил народу все имущество своё и воспламенил тем соревнование своих сограждан», а установку приурочить к 200-летию памятных событий. Сбор средств начали в 1803 году, а работу поручили Ивану Мартосу, который в 1808 году выиграл конкурс лучший проект памятника. Более с 1804 по 1815 г. трудился скульптор над созданием памятника (начавшаяся Отечественная война 1812 года повлияла на многие сферы жизни и значительно замедлила ход работы). Интерес к созданию памятника был и так велик, но после Отечественной войны, на волне подъема патриотизма, он вырос еще больше! Итак, в 1815 году Мартос завершил большую модель и выставил работу для публичного обозрения. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Установить памятник решили в Москве, на Красной площади.
    Памятник был отлит в Санкт-Петербурге. Он отправился в Москву водным путём и специально был завезен в Нижний Новгород в знак уважения и благодарности нижегородцам за проявленный героизм в Смутное время и за участие в создании памятника.
    И вот в 1818 году состоялось торжественное открытие памятника, установленного в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды. Празднование сопровождалось парадом. На постаменте памятника нанесена надпись: «Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год». В 1930 году было решено переместить скульптуру так, чтобы она не мешала проведению парадов. С этого времени по настоящий день памятник Минину и Пожарскому находится у Собора Василия Блаженного.
    4 ноября 2005 в Нижнем Новгороде открыт памятник Минину и Пожарскому работы Зураба Церетели — несколько уменьшенная копия московского памятника. Он установлен под стенами Нижегородского кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи. По заключению историков и экспертов, в 1611 году Кузьма Минин именно с паперти этой церкви призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков. Это же место изображено и на картине К. Маковского «Воззвание Минина».
    1. Начало смутного времени
    После смерти царя Ивана Грозного московский трон зашатался. Три сына у царя было. Старший умер, средний, хилый да слабый, недолго процарствовал. Что сталось с младшим, Дмитрием, — неизвестно. То ли из-за болезни умер, то ли из-за несчастного случая. А в народе слух ходил: конечно, убили царское дитя! И убийца тот, кто стал царём вместо Дмитрия: Годунов Борис Фёдорович!
    Борис Годунов много хорошего для страны сделал, еще больше задумал. Но народ так и не простил ему смерти царевича Дмитрия. А тут ещё неурожай, голод. Кто виноват? Конечно, царь-убийца: это Бог его наказывает!
    И началось в Русском государстве страшное время, которое назвали Смутой.
    2. Цари — самозванцы
    Неожиданно в Литве объявился беглый монах Григорий Отрепьев и назвал себя царевичем Дмитрием, чудесным образом спасшимся! Польский король его признал и дал войско — отвоевать «отцовский» престол. Борис Годунов не успел навести порядок в стране: умер. Сердце подвело. Или совесть замучила?.. Не дожидаясь подхода польского войска, расправились бояре с детьми Бориса Годунова: сына Фёдора убили, а дочь Ксению заточили в монастырь. В Москве воцарился Самозванец.
    Этот Самозванец — он остался в истории Лжедмитрием I — государем оказался неплохим. Полякам и боярам мешал разорять Русь. Поэтому они его и убили, заменив на другого — ничтожного, который тоже назвал себя царевичем Дмитрием. А потом надумал посадить на московский трон польского королевича Владислава. Отправили послов к польскому королю Сигизмунду. А тот заявил: «Сам в Москве на трон сяду. Станет Русь частью Польского королевства!» Тогда и наступил конец терпению народа.

    3. Народное единство
    Рязанец Прокопий Ляпунов собрал ополчение и двинулся на Москву. Испугались поляки и бояре-предатели, составили грамоту с приказом распустить ополчение. И пошли к патриарху Гермогену: «Ты в русской церкви самый главный. Тебя народ послушает. Подпиши грамоту!» Отказался патриарх и призвал русский народ выступать против захватчиков. Ополчение Ляпунова было невелико и не могло взять Москву. Но призыв патриарха облетел все русские города. Услышали его и в Нижнем Новгороде. Тамошний купец Козьма Минин первым отдал на ополчение всё своё богатство.
    Собрали жители Нижнего большое войско. Во главе его стал князь Дмитрий Пожарский. Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду. А в Москве поляки снова потребовали от патриарха: «Прикажи ополчению, пусть разойдется!» — «Да будет над ними милость Божья и наше благословление! — ответил Гермоген. — Изменники же да будут прокляты и в этом веке, и в будущем».
    4. Так и случилось!
    Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник. И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей!
    Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади — на самом сердце России. А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

  6. 6
    Текст добавил: Не верь Монике

    В центре Москвы, на Красной площади возвышается замеча­тельный памятник Минину и Пожарскому, созданный скульп­тором И. П. Мартосом и установленный в 1818 году. Этот мону­мент является первым скульптурным памятником нашей столицы. Кто же эти герои, которым воздвигли такую велико­лепную скульптуру в самом центре города?
    Чтобы ответить на этот вопрос, перенесемся в отдаленные времена, а точнее — в семнадцатый век, когда на нашей земле шла ожесточенная борьба с польско-литовскими интервента­ми. Не кто другой, а Минин и Пожарский сумели возглавить национально-освободительную войну народа, поднявшегося против завоевателей.
    Дмитрий Михайлович Пожарский (1578-1642) — князь, бо­ярин, народный герой. Он стал русским полководцем. В 1611 году князь Пожарский был участником Первого земского ополчения и прославился в боях как один из руководителей и командиров. А через год он вместе с Мининым организовал Второе зем­ское ополчение и руководил военными действиями против польских захватчиков.
    Народный герой Козьма Минин был нижегородским посадс­ким, а с 1611 года — земским старостой. Он был первым помощ­ником князя Пожарского; в боях за Москву Козьма Минин про­явил личную храбрость. За организацию Второго земского ополчения и героический отпор врагам Козьме Минину было по­жаловано дворянское звание, с 1613 года он думный дворянин.
    Памятник воспроизводит историческую встречу Минина с Пожарским, когда Козьма Минин предлагает князю стать во главе народного ополчения. На обеих сторонах постамента — бронзовые барельефы. На одном изображается сбор средств на борьбу с захватчиками: мужчины несут деньги и товары, жен­щины — свои украшения. На другом барельефе изображена батальная сцена — ополченцы изгоняют захватчиков. На пье­дестале памятника надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия».

  7. Страна: Россия
    Город: Москва
    Ближайшее метро: Охотный ряд
    Сдан: 1818 г.
    Скульптор: Иван Мартос

    Описание

    В бронзе увековечены два героя поднявших Русский народ против Польских захватчиков, захвативших Москву. Гражданин Минин вручает меч князю Пожарскому, и призывает поднять народное ополчение для освобождения Руси от Польских интервентов. Князь Дмитрий Пожарский, сидя, правой рукой принимает меч, а левой опирается на круглый щит.
    Скульптурная композиция установлена на большой, гранитный постамент. На постаменте изображены рельефные сцены начала семнадцатого века. Так же на постамент нанесена памятная надпись “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия 1818 год”.
    Посмотреть все фотографии >>

    История создания

    Идея создания памятника возникла в самом начале 19-го века. Первоначально его планировали разместить в Нижнем Новгороде, откуда началось восстание против агрессоров. В результате конкурса, проект скульптора Ивана Мартоса был признан лучшим.
    Значение памятника было настолько велико, что было решено установить памятник в Москве в центре Красной площади. И в 1818 году памятник был торжественно открыт. На открытии присутствовал Император Александр. Еще в 1812 году после победы над Наполеоном памятник стал еще более популярен, хотя была только создана его малая модель. Памятник стал символом свободы и независимости.
    В 1931 году памятник был перемещен к Храму Василия Блаженного. А в 2005 году в Нижнем Новгороде была установлена точная, но немного уменьшенная копия памятника, созданная скульптором Зурабом Церетели.

    Как добраться

    От станции метро Охотный ряд идете через Манежную площадь на Красную площадь. Любуясь Красной площадью, проходите ее насквозь к Храму Василия Блаженного. Здесь у входа в Храм и увидите этот символ освобождения.
    Обсудить на форуме.
    Поделиться:

  8. До начала XIX века Москва не имела традиции установки скульптурных памятников: в честь знаменательных событий возводились часовни и церкви (например, Покровский собор на Красной площади, выстроенный в память взятия Казани). Первые монументы в России появились в Санкт-Петербурге и были посвящены его основателю – императору Петру I. Со временем и москвичи пожелали увековечить своих героев – выбор пал на Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарского.
    С предложением создать памятник лидерам Второго ополчения, освободившего Москву в 1612 году от польского нашествия, выступило в начале XIX века Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. Установить монумент изначально предполагалось не в Москве, а в Нижнем Новгороде – на родине ополчения. Модель памятника по своей инициативе в 1804 году выполнил скульптор Иван Петрович Мартос – один из самых известных скульпторов России, прошедший длинный путь от сына небогатого помещика до профессора Академии художеств и создавший фигуру Иоанна Крестителя для портика Казанского собора в Петербурге. В 1811 году первоначальное решение было изменено: от установки памятника в Нижнем Новгороде отказались в пользу Москвы – главного места действия Второго ополчения. А после окончания Отечественной войны 1812 года монумент Минину и Пожарскому обрёл новое значение: как символ победы над захватчиками и изгнания их из Москвы.
    Памятник был создан после сбора пожертвований, в котором приняла участие буквально вся страна: императорская фамилия, дворяне, купцы, мещане, крестьяне – размер пожертвований колебался от 50 копеек до 5000 рублей, средства приходили из различных губерний России. Торжественное открытие монумента состоялось на Красной площади 20 февраля 1818 года в присутствии императора Александра I и при огромном стечении народа: люди заполнили не только всю Красную площадь, но и крышу здания Верхних торговых рядов и даже башни Кремля.
    Скульптор Мартос сформулировал общую идею памятника так: «Минин устремляется на спасение Отечества, схватывает своей правой рукой руку Пожарского – в знак их единомыслия – и левой рукой показывает ему Москву на краю гибели». Новый памятник был поставлен в самом центре Красной площади, напротив главного входа в здание Верхних торговых рядов. Выбор места не случаен: Кузьма Минин, обращаясь к раненому князю Дмитрию Пожарскому с призывом возглавить ополчение, своей рукой указывает на Кремль, где в этот момент находятся захватчики. Пожарский опирается на щит с ликом Спаса Нерукотворного Образа, принимает из рук Минина меч и готовится встать. Постамент украшен двумя барельефами: на лицевой стороне – сцена сбора средств на Второе ополчение, на задней стороне – наступление и разгром русским войском поляков. Кроме того, на пьедестале присутствует надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия в лето 1818».
    В первые годы после революции существовала угроза уничтожения монумента, звучали предложения по его переплавке. К счастью, эти планы так и остались лишь проектами. Однако оставить памятник на прежнем месте власти тоже не могли: официально необходимость переноса объяснялась тем, что монумент, находясь в центре Красной площади, создаёт помехи для транспорта и демонстраций. Но была и другая причина: Минин теперь указывал прямо на мавзолей, в связи с чем у горожан рождались свои ассоциации и присказки. В результате в 1931 году памятник героям Второго ополчения «переехал» с центра Красной площади к собору Василия Блаженного, где он находится и сегодня. В 2010–2011 годах была проведена комплексная реставрация монумента, позволившая укрепить его и предотвратить разрушение.
    Кстати, Нижний Новгород свой монумент всё же получил: в 2005 году Зураб Церетели создал чуть уменьшенную копию московского памятника Минину и Пожарскому, которая была установлена возле Нижегородского кремля.

  9. Завтра, 4 ноября, в России будет отмечаться прекрасный и на долгое время незаслуженно забытый праздник — День народного единства.
    В новой России этот праздник отмечается лишь с 2005 года, но стоит вспомнить, что до революции 1 ноября (22 октября по-старому) с 1649 года и до самого 1917 г. отмечаемый в этот день Праздник в честь Казанской иконы Божией Матери (в память об избавлении Москвы и России от поляков в 1612 г.) отмечался на государственном уровне.
    Главными героями торжества были гражданин Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, которым и поныне на Красной площади стоит памятник, самый первый памятник в Москве.
    Далее можно прочитать интересные факты из истории памятника и рассмотреть его в деталях —>
    Изначально установить памятник планировали в 1812 г. к двухсотлетнему юбилею изгнания поляков Вторым ополчением под предводительством князя Пожарского и гражданина Минина.
    Памятник должен был украсить площадь перед Кремлем в Нижнем Новгороде, где и собиралось ополчение.
    Сюжет памятника: нижегородский гражданин Минин указывает князю Пожарскому на Кремль и призывает его подняться на борьбу с поляками. Князь в тот момент под Нижним Новгородом отдыхал и лечился от ран, полученных в московских боях в ходе Первого ополчения. Кузьма Минин передает ему меч, как будущему военному начальнику, а сам же обязуется найти собрать средства и людей.
    Что интересно, сначала по замыслу скульптора Ивана Мартоса оба великих мужа стояли, но запротестовала тогдашняя: «Как же можно, чтоб знатный князь на равных стоял рядом с простолюдином!?»
    Средства на памятник собирались по всей России и, его, наконец, решили поставить в центре Красной площади в Москве в 1818 г.
    Хотя в Нижний Новгород водными путями из Петербурга в Москву памятник все же заехал.
    Торжественное открытие памятника в 1818 г. Обратите внимание на старые Верхние торговые ряды.
    До строительства нынешнего ГУМа в 1890-х (новые Верхние торговые ряды) площадь выглядела так:
    Но вернемся к памятнику. Барельефы на нем тоже отражают два ключевых момента из истории Второго ополчения.
    Спереди постамента горельеф изображает граждан-патриотов жертвующих свое имущество на благо Родины. Это гражданский подвиг.
    Слева можно видеть самого Ивана Мартоса, автора памятника, отдающего Отечеству самое дорогое — двух своих сыновей.
    И, действительно, сыновья Ивана Мартоса прошли через Отечественную войну 1812 г. Один из сыновей был послан на учебу в Италию, где был убит наполеоновскими солдатами в 1813 г.
    Всего у Мартоса было 6 дочерей и 4 сына от двух браков.
    Иван Мартос. Портрет работы П.О.Росси
    В 1910 г. в журнале «Сатирикон» И.Л.Оршер следующим своеобразным путем описывал историю образования ополчения:
    Однажды на площади появился человек в форме мясника и закричал:
    — Заложим жен и детей и выкупим отечество!
    — Заложим! — загудела толпа. Кузьма Минин заложил (впоследствии оказалось, что это был он), пересчитал деньги и сказал:
    — Маловато!
    И, воодушевившись, снова воскликнул:
    — Продадим дворы и спасем отечество!
    — Продадим! — снова загудела толпа. — Без жен и детей дворы ни к чему.
    Тут же наскоро стали продавать дворы и вырученные деньги отдавали Минину.
    Кто покупал дворы — никому из историков не известно. А может быть, известно, но из стыдливости они это скрывают. Полагают, что была основана тайная патриотическая компания по скупке домов и имущества.
    «Странно, — замечает один иностранный историк, имя которого мы дали слово держать в секрете. — Всех принуждали продавать дома; кто не хотел добровольно продавать дом, того принуждали. Как же в такое время могли появляться люди, которые осмеливались покупать дома?»
    На щите у Пожарского — лик Спаса Нерукотворного.
    Горельеф с задней части постамента изображает уже князя Пожарского,  гонящего поляков из Москвы. Это военный подвиг.
    Проработка деталей просто изумляет
    После революции снести памятник ни у кого не поднялась рука, единственно его переместили в 1931 г. с центра площади к Собору Василия Блаженного — мешал парадам.
    Правда, еще ходила легенда, что кому-то сверху не понравился указующий жест Минина с призывом освободить Кремль от временщиков. К тому же, кто-то в один день нацарапал на постаменте: «Гляди-ка, Князь, какая мразь в Кремле сегодня завелась» (по другой версии: «Гляди-ка, Князь, какая мразь у стен кремлевских разлеглась»).
    Если памятник стоял бы сейчас на прежнем месте, то вид был бы примерно таким:
    Или таким:
    А нижегородцы памятник все-таки получили. Копию работы небезызвестного Церетели в 2005 г. поставили у Кремля на той самой площади, где некогда Минин созывал ополчение.
    С наступающим праздником!
    Будете на Красной площади подойдите к памятнику, чтобы почтить память героев.
    Кроме того, завтра 4 ноября 2010 г. на Красной площади пройдет официальное освящение и открытие надвратной иконы Николая Чудотворца на Никольской башне.
    Видеть ее можно уже сейчас:
    Также напомним, что ранее, 28 августа 2010 г. была открыта и освящена икона Спаса на Спасской башне:
    Tweet
    Surf

    Также может быть интересно

    Самые старые и первые памятники Москвы
    Памятник собаке Лайке
    Памятники собакам в Москве
    Лучшие памятники влюблённым и любящим в Москве
    Большой Ленин и малая Родина
    Берлинская стена в Москве
    Эта запись была опубликована
    в Среда, ноября 3, 2010 в 13:51 в теме: ГОРОД, Памятники.
    Вы можете подписаться на комментарии к этой записи по RSS 2.0.
    .

  10. Чтобы оценить красоту и величие монумента, очень важно понимать, какому историческому событию посвящен памятник. В начале XVII века Российское государство переживало не самый лучший период. Постоянные междоусобицы ослабили царскую власть, что привело к кровопролитным сражениям за престол и конечному захвату Москвы польскими войсками, постоянно пытавшимися короновать одного из своих ставленников-самозванцев.
    В начале XVII века в стране царила полная неразбериха, а подкупленные бояре издавали приказы подчиниться польскому монарху Владиславу. Границы России были окружены недружественно настроенными польско-шведскими войсками. Для спасения государства необходимо было предпринять срочные и решительные меры. Одним из тех, кто это понимал лучше всего, оказался уроженец Нижнего Новгорода Кузьма Минин, занимавший скромную должность местного старосты.
    Будучи должностным лицом, Минин понимал весь трагизм политической ситуации. Его призывы к борьбе за освобождение России-матушки нашли своих сторонников среди членов городской думы, священнослужителей, а также полководцев и простых воинов. По предложению Кузьмы было созвано общее вече новгородцев в Спасо-Преображенском храме.
    После богослужения местный протопоп обратился к людям с проповедью, а после него выступил храбрый староста, предложивший организовать народное ополчение для защиты России от нашествия иностранцев. Новгородцы живо откликнулись на это воззвание, не ограничившись только взносами, внесенными добровольно. Было принято решение, что все городские жители, независимо от звания, частично жертвуют свои доходы на экипировку «воинской рати». Сбор и управление собранными средствами поручили Кузьме Минину.
    По традициям того времени Минин не мог самостоятельно возглавить ополчение: он был выходцем из холопов. Поэтому звание полководца новгородцы предложили князю Пожарскому, принимавшему участие еще в Первом народном ополчении.
    Дмитрий Михайлович Пожарский считался опытным полководцем и к тому же происходил из знатного рода Рюриковичей – династии, которой на протяжении нескольких веков принадлежала власть в стране. Ему приписывали такие примечательные свойства характера, как смелость, бескорыстие, бескомпромиссность и честность. После долгих уговоров Пожарский согласился стать во главе новой народной революции, однако при условии, что Минин будет заниматься всеми остальными делами, кроме военной тактики и стратегии. В конце 1612 года после нескольких кровопролитных сражений в Москве практически не осталось ни одного поляка благодаря героизму новгородского ополчения.

    Кто автор памятника Минину и Пожарскому

    Идея увековечить в камне память людей, некогда спасших Отечество, впервые пришла в голову участникам Вольного общества любителей словесности. В начале XIX века они предложили объявить всенародный сбор денег для установки монументального исторического памятника, который будет напоминать грядущим поколениям о подвиге их предков. Первоначально он должен был украшать центр Нижнего Новгорода – города, где были сформированы первые отряды русского войска.
    Автором памятника Минину и Пожарскому в Москве стал Иван Мартос. Его проект должен был символизировать отвагу народа в борьбе за освобождение Отчизны от чужеземного ига. Через 5 лет после этого эскиз зодчего победил в конкурентной борьбе. При полной поддержке царя Александра I был организован сбор средств на практическую реализацию проекта.
    Работы по возведению монумента начались только после знаковой победы над французами и завершения Отечественной войны. Собственно отливку скульптурной композиции выполнил Екимов – талантливый литейщик Академии художеств.
    С памятником связано немало интересных фактов. Для фигур знаменитых патриотов своей страны скульптору позировали его собственные дети. При этом для отливки монумента потребовалось более 1000 пудов меди, которые плавились почти половину суток.
    Постамент изначально собирались изготовить из сибирского мрамора, но это оказалось невозможно из-за его внушительных размеров. По этой причине использовали глыбы гранита, доставленные по реке с финского побережья.
    В 1818 году в центре Красной площади (напротив нынешнего ГУМа) памятник был представлен вниманию общественности. В церемонии приняли участие российский монарх и члены его семьи. В начале 1930-х советское правительство посчитало, что монумент мешает проведению торжественных парадов, поэтому его передвинули ближе к храму Василия Блаженного.

    Описание памятника Минину и Пожарскому

    В своем бронзовом памятнике автор запечатлел момент, когда взволнованный Минин разговаривает с раненым Пожарским, внимательно слушающим его и готовящемся встать. Одной рукой Кузьма преподносит сидящему перед ним князю меч, а другой – указывает на Кремль, побуждая талантливого военачальника к защите Руси от иноземцев. Высота скульптурной композиции составляет 8 м 80 см.
    Среди наиболее интересных фактов, касающихся памятника, стоит отметить следующие:
    Монумент выполнен в стиле ампир, характерном для классицизма. Хотя фигуры во многом напоминают античные скульптуры, талантливый автор смог придать им легко узнаваемые национальные черты. Так, античная туника, в которую одет Минин, схожа с традиционной русской рубашкой, надетой поверх порток. Волосы Кузьмы подстрижены в виде «скобы», а на щите князя-полководца изображен Спас Нерукотворный.
    Постамент памятника украшает надпись, выражающая благодарность всего народа России своим освободителям.
    Настоящими шедеврами искусства считаются два барельефа, размещенные на пьедестале. На фронтальной стороне постамента изображена сцена сбора пожертвований новгородскому ополчению, а также проводы самим скульптором Мартосом своих сыновей на Отечественную войну 1812 года. Барельеф с тыльной стороны монумента иллюстрирует наступление русских войск, разгром польских оккупантов и долгожданное освобождение столицы.
    В Нижнем Новгороде в середине 2000-х установлена практически идентичная копия памятника прославленным соотечественникам. Единственное ее отличие от московского прототипа – немного меньшая высота. Автором копии является известный скульптор Церетели.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *