Сочинение на тему памятник затопленным кораблям

14 вариантов

  1. Стоит отметить, что погибшие суда имели свои команды, которые оставили родные палубы и пополнили собой ряды защитников Севастополя. За два года до описываемых событий был проведен эксперимент: устаревший купеческий бриг отправили в свободное плавание под огнем береговых батарей. Выяснилось, что корабль получил мизерные повреждения — после этого и начались разговоры о возведении дополнительных преград.
    Идея затопления принадлежала капитану Зорину — оригинальную мысль тут же поддержал адмирал Нахимов. Севастопольская бухта была ключом к молниеносной победе вражеской коалиции — рейд нужно было срочно защищать всеми доступными способами. Впоследствии решение боевых командиров вызвало неоднозначные высказывания историков — многие полагали, что затопление не являлось острой необходимостью. Однако факты говорят о том, что защита Севастопольской бухты помешала коалиции захватить весь полуостров, выполнив свой первоначальный план.
    В Севастополе памятник Затопленным кораблям, фото которого мы здесь разместили, воздвигнут не просто так. Почти год плохо укрепленный и не подготовленный к длительной осаде город успешно сдерживал неприятельские армады. Силы коалиции были измотаны до предела, и вскоре их оккупационным планам пришел конец. О героизме и доблести севастопольских защитников слагались легенды. Поэтому ничего удивительного в появлении мемориального комплекса нет.

    Как появился монумент

    В 1905 году севастопольцы праздновали пятидесятилетнюю годовщину успешной обороны своей малой родины. Городские власти решили построить искусственный остров и увековечить давний подвиг моряков оригинальным способом. Сооружение было воздвигнуто в 23 метрах от набережной, оно состояло из утеса, восьмигранного пьедестала и бронзовой картины с тонущими в пучине парусниками. В начале прошлого века по Российской империи ходили многочисленные черно-белые открытки с изображением достопримечательности.
    К сожалению, торжественного открытия горожане не дождались — в 1905 году состоялась первая русская революция. А в 1917 году царский режим пал — по всей стране начали массово разрушаться памятники, так или иначе связанные с самодержавием. Но вот памятник Затопленным кораблям, фото которого впечатляли гостей города еще в прошлом веке, большевики решили пощадить. Правда, революционно настроенные чиновники стали предлагать свои варианты реконструкции. Вот несколько примеров:
    переименование (это происходило с монументом около десяти раз);
    смена символики (звезда вместо императорской короны);
    подводка электрического освещения;
    снятие бронзового креста (это в итоге и было сделано).
    Крест был демонтирован в 1927 году, после чего о монументе на долгое время забыли. Таинственным образом памятник Затопленным кораблям выстоял в период ВОВ, хотя и находился в эпицентре событий. В 1941 году неподалеку от достопримечательности разорвалась мина, но объект не пострадал. Еще одну мину сумели обезвредить водолазы — это произошло сравнительно недавно, в 2005 году. Снаряды пролетали мимо объекта, бомбы не падали в его окрестностях — многие севастопольцы расценивают это как чудо.
    В 1944 году передовые советские отряды достигли набережной Севастополя. К удивлению солдат, монумент стоял на месте, а чуть поодаль пылал «Продромос» — один из немецких танкеров. На старых фотоснимках запечатлен дымный шлейф и остов разрушенного взрывом немецкого корабля. В 1969 году достопримечательность перекочевала на герб Севастополя. Еще один интересный факт: памятник Затопленным кораблям описанием так и не обзавелся. В архивах и краеведческих центрах содержится очень мало сведений об этом объекте.

    Чем памятник Затопленным кораблям заинтересует туристов

    С набережной открывается прекрасный вид на старинную достопримечательность — можно рассмотреть не только сам утес, но и пьедестал со всеми декоративными элементами. Собственно, проектировщики (архитектор Фельдман и Академик Адамсон) так и задумали. Монумент включает следующие компоненты:
    искусственная гранитная скала (высота достигает 9 метров);
    восьмигранный пьедестал (выдается в сторону набережной);
    триумфальная колонна;
    капитель;
    двуглавый орел.
    Высота памятника (общая) составляет 16,7 метра, при этом семь метров приходится на триумфальную колонну. Особого внимания заслуживает навершие, состоящее из Андреевской ленты, императорской короны и двуглавого орла. Могучие крылья орла расправлены, клювы удерживают якорь и лавровый венок с вкраплением дубовых листьев. Грудь орла украшена щитом, на котором красуется барельеф Георгия Победоносца.
    Основным материалом для скульптурной композиции послужила бронза — из нее выполнена капитель, база колонны и двуглавый орел. Если смотреть на монумент с набережной, можно увидеть бронзовый барельеф у самого навершия пьедестала — именно там изображены отправленные на дно парусники. Сохранилась и подпись академика Адамсона, создателя барельефа, датированная 1904 годом. Вершина скалы украшена датами «1854» и «1855», а к стене набережной прислонена пара якорей, снятых когда-то с погибших фрегатов.
    Символическое значение монумента выражено в каждой детали — всё продумано до мелочей. Лавровые листья ассоциируются с триумфом, славой и очищением, дубовые — со стойкостью и силой. Орел повернут к морю обеими головами с умыслом — это грозный страж бухты, приготовившийся к противостоянию с захватчиками. А вот о создателях памятника известно не так уж много. Вот несколько интересных фактов, о которых вам не расскажут экскурсоводы:
    Адамсон прибыл в Севастополь в 1904 году, но о цели его визита нигде не написано (есть версия, что он контролировал монтаж бронзовых элементов, отлитых в Петербурге);
    Фридрих Энберг руководил технической стороной возведения монумента;
    некоторые путеводители утверждают, что памятник Затопленным кораблям в Севастополе содержит секретную карту с отмеченными линиями затопления парусников;
    есть исторические источники, согласно которым авторство Адамсона было подтверждено лишь в 1949 году (странно, что до этого никто не обращал внимания на подпись в нижнем углу бронзовой картины);
    раньше со стороны моря виднелась закрепленная бронзовая мачта. выступающая из волн (потом этот элемент бесследно исчез);
    в 1927 году Крым пострадал от мощного землетресения, но памятник остался на прежнем месте — еще один факт, будоражащий умы любителей мистицизма.
    Как вы уже поняли, объект овеян многочисленными легендами, слухами и домыслами. Есть сведения о том, что подлинная длина колонны превышает 19 метров. Дело в том, что колонна является стержнем всей композиции и частично уходит под воду (и даже под землю). Диоритовые плиты понадобились для закрепления шпиля — всего было потрачено 48 двухметровых элементов, сцепленных между собой прочными скобами. Мы привыкли называть монумент гранитным, на самом же деле он диоритовый.
    Существует легенда, согласно которой в расправленных крыльях орла можно увидеть профиль Нахимова. Некоторые энтузиасты проверяли этот миф, фотографируя памятник Затопленным кораблям с разных ракурсов. Выяснилось, что контур, визуально напоминающий фуражку Нахимова, — всего лишь самообман.
    Старожилы еще в советские времена рассказывали о том, что революционеры намеревались демонтировать орла вместе с короной. Около 300 человек собралось на набережной. Обвязали навершие тросами и начали тянуть — но символ царской России не поддался. Впоследствии от попыток уничтожения достопримечательности власти отказались.

    Как добраться

    Объект расположился в самом сердце Севастополя, поэтому транспортных проблем у туристов не возникает. Местные жители предпочитают ездить на лайнах (так они называют маршрутки), курсирующих между Приморским бульваром и самыми отдаленными районами Севастополя. Стоимость поездки на маршрутном такси колеблется в пределах 10-13 рублей. Лучше всего использовать маршрутки № 110, 109, 12, 16 и 120. Также вы можете сесть на один из троллейбусов — в нужную сторону ходят номера 3, 7, 5, 12, 9 и 13.
    Выходить можно на площадях Нахимова и Лазарева, но перед отправлением уточните, движется ли троллейбус или маршрутка к центру. Дальше ваш путь будет пролегать по Приморскому бульвару в направлении набережной. Хорошим решением будет пешая прогулка от площади Лазарева — вы сможете насладиться видом старого Севастополя и подышать морским воздухом. По дороге вам встретятся Дворец детского творчества и театр Луначарского.
    Добираться на собственном автомобиле достаточно легко — ключевые магистрали сходятся у площади Нахимова. Припарковаться можно в Артиллерийской бухте — там имеется бесплатная стоянка. Дальше — к бульвару. Идти придется недолго, а героический монумент сразу бросается в глаза.

  2. Рассказу об этом монументе я решил посвятить отдельный пост, так как он является лицом города Севастополя. Итак, начнем…
    В паре метров от набережной Приморского бульвара, на утесе высотой в три метра, возведенном из грубых гранитных плит, высится острая коринфская колонна. Её украшает орел из бронзы с распростертыми крыльями, держащий лавровый венок. На памятной плите надпись: “В память кораблей, затопленных в 1854-1855 гг. для заграждения входа на рейд”. Полная высота монумента — 16,66 метров. Напротив от памятника затопленным кораблям, на стене набережной, находятся якоря с тех самых кораблей, которые были затоплены

    Воздвигнутый в 1905 году к 50-летию первой героической обороны города, памятник напоминает об одном из печальных, но героических моментов той битвы:
    После высадки в сентябре 1854 года войск союзников в Евпатории и разгрома русской сухопутной армии в сражении под Альмой, в Севастополь поступил приказ главнокомандующего князя А.С. Меньшикова: потопить несколько кораблей прямо у входа в бухту, создав тем самым своеобразную подводную баррикаду. Это распоряжение, чья логичность некоторыми исследователями оспаривается и по сей день, стало персональной для вице-адмирала трагедией. Узнав о распоряжении, Корнилов рассудил, что необходимо собирать военный совет и постараться убедить на нём офицеров использовать альтернативный план: дать отпор врагу всеми силами флота, а в случае провала пойти на абордаж и подорвать себя вместе с врагом. Оппонентом Корнилова на этом собрании стал Нахимов: союзные корабли прекрасно вооружены, их скорость выше, значительно превосходят численностью, а Севастополь в случае неудачи может оказаться вообще без всякой обороны. Когда стало очевидно, что совет в своём большинстве поддерживает мнение Нахимова, Корнилов пошел прямиком к главнокомандующему. Меньшиков в резкой форме повторил свой приказ, на что обозленный Корнилов ответил: «Как вице-адмирал и как генерал-адъютант, исполнение этой крайней меры я на себя не возьму!». После этого главнокомандующий приказал Корнилову сдать полномочия и покинуть город. Для вице-адмирала это было невыполнимо, его выдержка и рассудительность остудили разбушевавшиеся эмоции.
    У семи буйков, обозначивших точки последних стоянок, стали на якорь ветераны флота: корабли “Силистрия”, “Уриил”, “Селафаил”, “Три Святителя” и “Варна”. Ближе к берегам — один к северному, второй к южному — расположились фрегаты “Сизополь” и “Флора”. Корабли стояли строго с севера на юг, находясь между Константиновской и Александровской батареями. Все тяжелые корабельные орудия и порох сняли с кораблей и отправили на берег — все это могло пригодится при дальнейших сражениях. Ночью 11 сентября 1854 года корабли были потоплены. Потрепанный временем корабль «Три святителя» долго не могли потопить. Он был на плаву до самого утра и только после множественных залпов по нему с парохода «Громоносец» пошел ко дну. Даже опытные моряки и офицеры не могли выдержать этого трагического зрелища. После этого команды затопленных кораблей, сошли на берег, пополнив оборонительные ряды севастопольских бастионов
    Вот фото фарватера где были затоплены корабли

    В приказе В.А. Корнилова от 11 сентября 1854 года утверждалось: “…печально уничтожить свой многолетний труд: много было потрачено нами усилий, чтобы держать корабли, обреченные на гибель, в завидном свету порядке, но надобно покориться судьбе. Москва горела, а Русь от этого не погибла…”
    14 ноября началась буря, давшая этой истории продолжение. Прежде всего, из Англии был отправлен в Севастополь пароход «Принц» с секретным арсеналом, минами и группой опытных водолазов для подрыва кораблей. Однако этот пароход во время ноябрьского шторма сам пошел ко дну у скал Балаклавы и, лежа на дне Чёрного моря, оброс чуть-ли не в равной степени морскими водорослями и легендами о золоте, будто-бы находившемся на его борту. Во-вторых, утонувшие в сентябре корабли были потревожены штормом, подводное заграждение было сильно нарушено – это послужило причиной создания второй линии кораблей, от Михайловской до Николаевской батареи. Поэтому в феврале 1855 года еще шесть старых суден — линейные корабли “Двенадцать апостолов”, “Святослав”, “Ростислав”, фрегаты “Кагул”, “Мидия” и «Месемврия” — отправились на дно бухты . Остальные корабли были задействованы для артиллерийской поддержки сухопутных войск, часть из них перебазировались в госпитали.
    Где располагались вышеописанные батареи? Константиновская батарея в форме подковы и по сей день находится на Северной стороне, у самого входа в Севастопольскую бухту. Каждый день ровно в 12 часов отсюда раздается, следуя старой морской традиции, пушечный выстрел :

    Михайловская находится также на северной стороне бухты, немного подальше от входа в неё:

    Некоторые батареи не сохранились: Александровская находилась слева от Константиновской, на восточном мысу, а самая большая в то время в Европе Николаевская распростерлась практически во всю длину нынешнего Приморского бульвара. В августе 1855 года, когда русские войска по специально устроенному понтонному мосту перебрались через бухту с Южной стороны на Северную, на рейде были затоплены остальные корабли Черноморского флота… От истории сражений перейдем к истории самого памятника. Автор памятника длительное время оставался неизвестным. Только в 1949 году в Центральном историческом архиве Ленинграда был найден список творений знаменитого эстонского скульптора Амандуса Адамсона (1855-1929), составленный им самим в связи с назначением его членом Академии художеств. В этом списке находится и Памятник затопленным кораблям. Исследования доказали участие в создании этого памятника также архитектора В.А. Фельдмана и военного инженера Энберга. Этот величественный и гордый памятник — один из самых любимых севастопольцами и гостями города.

  3. Памятник Затопленным кораблям – самая известная достопримечательность Севастополя. С 1969 года изображение памятника появилось на гербе города .

    Географические координаты памятника Затопленным кораблям на карте Крыма GPS N 44.618364 E 33.524212

    ?Добраться к памятнику Затопленным кораблям, проще всего от площади Нахимова или с Приморского бульвара. Памятник находится недалеко от набережной Приморского бульвара, на расстоянии 10 метров от берега, в Артбухте.
    Подводная его часть памятника Затопленным кораблям
    состоит из хорошо уложенных каменных блоков, в форме квадрата. Это хорошо видно с воздуха. На этом надежном основании, возвышается искусственный каменный утес, высотой 3-ри метра. На утесе просматривается основание колонны, на которой находится цитата: В память кораблей, затопленных в 1854-1855 гг. для заграждения входа на рейд”. Над основанием утеса возвышается 7-ми метровая колонна, завершающаяся капителью или постаментом, на котором стоит царский двуглавый орел. Царский Орел гордо расправил свои крылья, а в клювах держит венок. От верхней части венка свисает якорная цепь, заканчивающаяся непосредственно якорем, а сам лавровый венок состоит из двух частей: листьев лавра- символа победы и листьев дуба -символа веры и славы. Над головой двуглавого орла завершает композицию царская корона, с крестом.

    История возникновения памятник Затопленным кораблям.

    В 1953 году, в ноябре месяце, адмирал Нахимов, под городом Синопом (Турция), наголову разбил турецкую морскую эскадру, вместе с 6-тью береговыми батареями. Тем самым сорвал планы Турции по формированию и укомплектованию морского десанта для высадки на территории Грузии, с последующей интервенцией.

    Морская победа Нахимова
    , очень изменила расклад сил в Черном море, что вызвало озабоченность морских держав- Англии, Франции и Италии. Озабоченность каждый день усиливалась из-за укрепления морского флота и подхода российских войск к Босфору. Англия и Франция, предложили военную помощь Турции в полномасштабной войне с Россией. После долгих уговоров Турция решила начать войну с Россией. Италия присоединилась к этому союзу, без обсуждения своих выгод, хотя особо и не участвовала в морских и наземных сражениях. Несколько раз Итальянские войска были замечены в мародерстве, захваченных деревень и один корпус участвовал около часа в осаждении Михайловской батарее. Но под напором российских войск вышли из боя.
    В 1854 году объединенный флот 4-х государств приблизился к Севастополю-главной базе Черноморского флота царской России. По плану неприятеля, кампания была рассчитана на две недели, во время которых, должен был полностью уничтожен Черноморский флот, взят Севастополь и большие города Крыма. Территория Крыма должна была частично быть отдана Турции, а Российские войска должны были отойти на материк.
    Знаменитую Оборону Севастополя возглавили- вице-адмирал В А Корнилов, ближайший его помощник-вице-адмирал П.С.Нахимов. Именно они приняли судьбоносное решение затопить большую часть парусных судов Черноморского флота, дабы не дать, в разы превосходящему вражескому флоту, попасть в Артбухту. План был таков: корабли усаживаясь на дно, оставляют торчащие мачты, которые при подходе вражеских кораблей пробивают им днища или вредят рулевое управление, а в это время береговые батареи расстреливают беспомощные корабли.
    По одной из версий, план принадлежит адмиралу Нахимову, а большая часть кораблей которые он затопил участвовали в Синопской битве. Как писали современники, Нахимов плакал, как ребенок во время затопления. Но как бы там не было – план полностью себя оправдал. Вражеская флотилия несколько раз пыталась войти в бухту Севастополя, но каждый раз отступала с большими потерями. Так началась 349-дневная оборона города Севастополь, и 14 дневная кампания превратилась в годовую. Вражеский флот возрос до 350 кораблей с несколькими высадками морского десанта. Ожесточенные бои, с небольшими передышками длились 11 месяцев. Погиб талантливый организатор и руководитель обороны – В.А.Корнилов. А затем, почти сразу и П.С.Нахимов. Силы были истощены с той и с другой стороны. Героическая оборона Севастополя закончилась подписанием 8 марта 1856 года Мирного договора.
    Из-за этой героической истории и появился памятник Затопленным кораблям в городе Севастополь. Прогуливаясь по Приморскому бульвару, возле Графской пристани или по набережной Вы обязательно увидите памятнику Затопленным кораблям. В летнее время там всегда много отдыхающих, а рассветы и закаты, там чуточку романтичней и приятней чем на всем Крымском полуострове, хотя об этом судить именно Вам. Если Вы планируете посетить Крымский полуостров-обязательно посетите город Севастополь. Севастополь, с его историей и достопримечательностями, не оставят Вас равнодушными и скорее всего станет одним из Ваших любимых городов в Мире.
    Памятник Затопленным кораблям на карте Крыма

  4. Если вы попадете на набережную Приморского бульвара, обязательно полюбуйтесь на памятник затопленным кораблям в Севастополе. Он установлен на искусственной скале из гранита в нескольких метрах от берега. Сооружение представляет собой колонну, на вершине которой восседает двуглавый орел из бронзы, увенчанный короной, размах его крыльев 2,67 м. Смотрит величественная птица в сторону моря.
    Авторы: скульптор Амандус Адамсон, архитектор В. А. Фельдман, военный инженер О. И. Энберг. С 1969-го года изображение достопримечательности красуется на гербе города-героя, а с 2000-го – и на флаге Севастополя.
    Напротив памятника на берегу установлены два якоря от затопленных кораблей и памятная доска, сообщающая, что в 1905 году здесь царскими войсками были расстреляны матросы крейсера «Очаков». Поэтому и стена называется «расстрельной».

    История памятника затопленным кораблям

    Открытие монумента состоялось в 1905 году. Его установили в честь 50-летней годовщины Первой обороны Севастополя.
    События, в честь которых поставили памятник, разворачивались во время Крымской войны. В те дни (середина XIX века) бои шли на нескольких морях, в том числе на Белом, Баренцевом и побережье Камчатки. Однако именно в Крыму сражения стали самыми жестокими, а противостояние самым продолжительным.
    Российской империи пришлось вступить в противостояние с армией коалиции, состоявшей из британских и французских войск. На стороне союзников сражались также королевство Сардиния и Османская империя.
    В сентябре 1854 года флот врагов грозил подойти вплотную к берегам крымского города. Тогда командир российского корабля «Селафаил» капитан А.А. Зарин озвучил идею — затопить перед входом в бухту часть устаревших судов. Первым он предложил пустить на дно свой корабль.
    Через два дня потопили семь единиц флота. Всего же за годы Крымской войны на дно легло около двух десятков русских кораблей. Их мачты, выступавшие над волнами, не пускали врагов в бухту. Экипажи при этом, с пушками и снаряжением, сошли на берег и героически сражаться на бастионах и редутах города.

    Выдержал революцию, войну и землетрясение

    После революции 1917 года по стране прошла волна смены памятников, напоминающих об императорском прошлом. Однако бронзового двуглавого орла, всматривающегося в морскую даль с колонны, никто не тронул. Впрочем, как-то раз прозвучало предложение вместо короны водрузить над головой у птицы пятиконечную звезду.
    Памятное сооружение устояло во время землетрясений 1927 года в Крыму, не получило повреждений и в годы Великой Отечественной войны, хотя сам город был практически разрушен.

    Как добраться до памятника затопленным кораблям?

    Место это знаковое, сердце Севастополя. Здесь полно исторических и памятных мест, всегда много людей. Поэтому общественный транспорт ходит активно, а вот найти место для парковки автомобиля довольно сложно. Чтобы посмотреть памятник затопленным кораблям в Севастопольской бухте, необходимо добраться до центра города. Затем от площади Нахимова нужно пройти пешком в сторону моря. При среднем темпе ходьбы вам понадобится всего несколько минут.
    Близ памятника затопленным корабля находится драконий мостик (мост влюбленных), солнечные часы, мемориал «С пользой и во славу России». Всего в нескольких минутах ходьбы от берега расположены такие популярные достопримечательности Севастополя как:
    Графская пристань.
    Музей-аквариум.
    Музей ВМФ.
    Напротив, по другую сторону бухты, находятся Константиновский и Михайловский равелины, немые свидетели затопления кораблей русского флота в 1854 году. Равелины отреставрированы и в каждом работает музей. Попасть туда можно, купив билет на катер или паром, пересекающий бухту.
    Летом набережная превращается в импровизированный пляж. Несмотря на несмолкающие разговоры о том, что купание здесь стоит запретить, севастопольцы не собираются отказываться от старой традиции — сбегать искупаться в море в обеденный перерыв или прийти сюда на весь день с детьми и внуками, так же как когда-то их самих водили в детстве.

  5. Памятник затопленным кораблямТип: СтихотворениеРаздел: Без разделаТематика: Без разделаАвтор: Анжелика ТринцБаллы: 46Читатели: 134Внесено на сайт: 10:56 30.04.2019Действия: «Памятник затопленным кораблям»Предисловие:Монумент сооружён в 1905 году к 50-летию Первой обороны Севастополя, во время которой были затоплены русские парусные корабли, «чтобы заградить вход неприятельским судам на рейд и тем самым спасти Севастополь» (П. С. Нахимов). 11 сентября 1854 года поперёк фарватера, между Константиновской и Александровской батареями, были затоплены семь устаревших кораблей. 27 августа 1855 года, когда защитники оставили Южную сторону, в бухте затопили и остальной флот. Огонь береговых батарей и затопленные корабли делали Севастопольскую бухту недоступной для англо-французского флота. И почти 6 месяцев, до самого перемирия (17.02.1856), неприятельские армии не могли продолжить наступление. Потому что фарватер заградили мачты кораблей, а Северную сторону — новые бастионы.
    Памятник затопленным кораблямСевастополь. Крымская война
    Кружит смерчем в море и на суше
    Под смертельный грохот сотен пушек,
    Словно в мир явился Сатана.
    Держит оборону славный град.
    Беспощадный натиск чужеземцев
    Устремлён в единственную дверцу —
    Через бухту к Крымским берегам.
    Стройной цепью по волнам идёт
    Англии и Франции армада.
    Наши корабли им не преграда,
    Во сто крат мощнее вражий флот.
    Корабли свои «пустить на дно»,
    Ими преградить врагам фарватер,
    «Бросить» моряков на баррикады —
    С болью в сердце было решено.
    Корабли, герои — корабли!
    Отдавая долг и жизнь Отчизне,
    Подставляют грудь свою под выстрел,
    Чтоб враги фарватер не прошли.
    Разорвал ночную тишину
    Грохот пушек… и герои гордо
    Под смертельный марш стальных аккордов,
    Мачты накренив пошли ко дну…
    Лёг рядами Черноморский флот,
    Но восстал подводною преградой,
    Вражескую мощную армаду,
    Прочь поправ от городских ворот!
    —————————————————————
    Высится гранитная скала —
    Памятник средь пенного прибоя,
    Затонувшим кораблям — героям,
    Под защитой грозного орла.

  6. Воздвигнут в память о кораблях, принесенных
    в жертву, чтобы прикрыть Севастополь от
    вражеских атак с моря.
    В нескольких метрах от набережной Приморского
    бульвара, на трехметровом утесе, сложенном
    из грубо обработанных гранитных глыб, возвышается
    стройная коринфская колонна. Её венчает
    бронзовый орел, распростерший крылья. Склонив
    голову, он держит в лавровый венок. Надпись
    на пьедестале гласит: “В память кораблей,
    затопленных в 1854-1855 гг. для заграждения
    входа на рейд”. Общая высота памятника
    – 16,66 м. Против памятника, на стене набережной
    Приморского бульвара, укреплены якоря с
    затопленных кораблей.
    Сооруженный в 1905 г. в связи с 50-летием
    первой героической обороны, памятник посвящен
    одному из скорбных и героических эпизодов
    этой эпопеи.
    После высадки в сентябре 1854 г. англо-франко-турецкой
    армии и поражения русских войск на реке
    Альме положение Севастополя стало очень
    тяжелым. Опасаясь прорыва вражеского флота
    на рейд, атаки с моря, русское командование
    приняло решение затопить на входном фарватере
    часть устаревших парусных судов. Огонь береговых
    батарей и затопленные корабли делали Северную
    бухту недоступной для вражеского флота.
    У семи буйков, обозначивших места последних
    стоянок, бросила якоря ветераны флота: линейные
    корабли “Силистрия”, “Уриил”,
    “Селафаил”, “Три Святителя”
    и “Варна”. Ближе к берегам – один
    к северному, другой к южному – стали фрегаты
    “Сизополь” и “Флора”.
    Корабли выстроились почти строго с севера
    на юг, между Константиновской и Александровской
    батареями.
    Оснастку, которая могла пригодиться, тяжелые
    корабельные орудии, пороховой запас сняли
    с кораблей и доставили па берег. Поздней
    ночью 11 сентября 1854 г. суда были затоплены.
    В приказе В.А. Корнилова по флоту от 11
    сентября 1854 г. говорилось: “…Грустно
    уничтожить свой труд: много было употреблено
    нами усилий, чтобы держать корабли, обреченные
    жертве, в завидном свету порядке, но надобно
    покориться необходимости. Москва горела,
    а Русь от этого не погибла…”
    Команды затопленных кораблей, сойдя на
    берег, пополнили ряды защитников севастопольских
    бастионов. Высокая флотская дисциплина,
    воинское мастерство, отвага и мужество служили
    примером для всех участников обороны. Осадная
    зима выдалась суровой. Жестокие штормы разрушили
    преграду из затопленных судов, поэтому в
    феврале 1855 г. еще шесть старых судов –
    линейные корабли “Двенадцать апостолов”,
    “Святослав”, “Ростислав”,
    фрегаты “Кагул”, “Мидия”
    и «Месемврия” – были пущены на дно
    бухты между Николаевской и Михайловской
    батареями (восточнее затопленных ранее).
    Оставшиеся корабли использовались для артиллерийской
    поддержки сухопутных войск, некоторые служили
    госпиталями.
    В августе 1855 г., когда русские войска
    по специально наведенному понтонному мосту
    перешли через бухту с Южной стороны на Северную,
    на севастопольском рейде были затоплены
    остальные корабли Черноморского флота…
    Автор памятника долгое время оставался
    неизвестным. Лишь в 1949 г. в Центральном
    государственном историческом архиве города
    Ленинграда был обнаружен список произведений
    известного эстонского скульптора Амандуса
    Адамсона (1855-1929), составленный им самим
    в связи с избранием его действительным членом
    Академии художеств. В этом списке значится
    и Памятник затопленным кораблям. Последние
    исследования выявили участие в создании
    этого памятника архитектора В.А. Фельдмана
    и военного инженера О.И. Энберга.
    Этот величественный и гордый памятник
    – один из самых любимых севастопольцами
    и гостями города.

  7. Хобби севастопольского преподавателя физики и математики Владимира Салтанова — Памятник затопленным кораблям. Он всесторонне изучает главный символ Севастополя — от истории его создания до количественных характеристик. Причем делает он это не только по книгам, справочникам и путеводителям, но и на основе самостоятельных практических исследований. Версию истории памятника В.Салтанова мы представляем сегодня читателям «Севастопольской газеты».
    Памятник затопленным кораблям. Фото Егора Комарова
    Что вы знаете о главном символе Севастополя — Памятнике затопленным кораблям? Каковы общая высота монумента, расстояние от берега, размер колонны? И, вообще, скульптурное изображение какой именно птицы венчает знаменитый рукотворный севастопольский символ? Эти и другие вопросы севастопольский преподаватель физики и математики В.Салтанов неоднократно задавал жителям Севастополя и выяснил следующее: большинство опрошенных имеют об этом весьма расплывчатое представление.
    О том, что памятник связан с событиями Первой обороны Севастополя, как правило, верно отвечает большинство опрошенных, но вот в деталях… Оказывается, далеко не все уверены в том, что колонну венчает изображение орла. Некоторые, например, считают, что это чайка.
    А вот сколько метров от берега до памятника? Какие только цифры не называют экскурсоводы: 10 метров, 15, 12, 25! В.Салтанов не поленился и измерил расстояние лично… Впрочем, не будем забегать вперед, а расскажем обо всем по порядку.
    Тема настолько увлекла В.Салтанова, что он принялся изучать памятник со всей серьезностью настоящего исследователя и продолжает делать это уже много лет. И вот что выяснил.
    Чтобы помнили
    В канун 50-летнего юбилея Первой обороны города в России было решено воссоздать картину защиты Севастополя и превратить былые места сражений в огромный мемориальный комплекс, который должен был напоминать потомкам о том, как «…русская армия и флот в 11-месячной тяжкой борьбе задерживали нашествие грозной союзной силы».
    Затопление кораблей
    В 1899 году был образован специальный комитет по восстановлению памятников Севастопольской обороны, который возглавил сам Великий князь Александр Михайлович — сын младшего брата императора Александра II, Великого князя Михаила Николаевича, участника обороны Севастополя, заслужившего Георгиевский крест в Инкерманском сражении.
    5 августа 1903 года газета «Крымский Вестник» в статье, посвященной 50-летию Севастопольской обороны, писала: «Государю-Императору благоугодно было назначить празднование юбилея Севастопольской обороны осенью 1904 года… В самом городе, на берегу бухты у Приморского бульвара, разбитого на месте бывшей Николаевской батареи, будут отмечены два события обороны — переправа гарнизона через рейд и преграждение входа в Севастопольскую бухту…»
    К тому времени комитет уже рассматривал различные предложения, связанные с возведением монумента, посвященного (ну, если по сути) заграждению севастопольского фарватера.
    В архиве Музея ЧФ РФ и по сей день хранятся два проекта памятника, разработанные до 1901 года. Авторы одного из них — севастопольский архитектор A.Вейзен, инженеры Ф.Еранцев и Г.Долин, другого — начальник инженерной службы Севастопольской крепости инженер-подполковник Ф.Энберг.
    Общий знак обозначения
    линии затопления кораблей
    A.Вейзен планировал возвести «Общий знак обозначения линии затопления кораблей» на берегу, на существующем и сейчас полукруглом «пятачке» над морем. После чего, вероятно, и возникла идея монумента. Таким образом, спустя 50 лет после обороны 1854-1855 гг. в память о затоплении кораблей на второй линии заграждения, недалеко от бывшей Николаевской батареи, в море в десяти греческих саженях от берега был возведен монумент.
    Со стороны набережной его восьмигранный пьедестал украсила небольшая (50х75 см) бронзовая картина, на которой величественно и грозно скрещивают мачты идущие на дно корабли.
    Памятникъ затопления кораблей
    Тогда же родилось и первое название — «Памятникъ затопления кораблей». Именно так он упомянут в сообщении строительной комиссии, которая объявила о полном завершении работ 29 июля 1905 года. С этого времени новые путеводители упоминают монумент на своих страницах.
    Правда, вначале, не решаясь использовать какое-либо определенное название, писали просто: «Вблизи яхт-клуба, у Приморского бульвара, на искусственно сделанном из гранита островке высится 9-саженной высоты гранитная колонна, увенчанная орлом, в память затопления кораблей Черноморского флота в 1854 г. для заграждения входа в Севастопольскую бухту неприятелю».
    Было и такое «полное» описание: «Памяти заграждения фарватера затопленными кораблями, начало которого мы сделали еще 11-го сентября 1854 г., поставлен в воде против центральной части бульвара подобающий монумент».
    В путеводителе по Крыму 1914 года уже есть фотография с подписью: «Памятник затопленным кораблям» и лаконичный рассказ: «В нескольких саженях от берега, на отдельной скалке колонна — памятник кораблям, затопленным 11 сентября 1854 г.».
    Два обелиска в море
    Справедливости ради отметим, что Ф.Энберг нашел более оригинальное решение. Он предложил установить в море два белокаменных обелиска. Один недалеко от набережной Приморского бульвара, другой вблизи Константиновского равелина. Ближайший к Приморскому бульвару обелиск увенчан двуглавым орлом, который, склонив обе головы, держит в клювах венок. При этом нижняя часть венка свисает ниже капители. Орел как бы опускает венок на воду бухты. На берегу, там, где сейчас стоит подпорная стена с якорями, автор предлагал выстроить павильон с двумя статуями.
    В свое время именно этот проект и был отправлен в столицу на высочайшее утверждение.
    К лету 1901 года его с некоторыми обязательными к исполнению поправками вернули в Севастополь. Архитектор В.Фельдман, следуя замечаниям, внес существенные изменения в проект: он заменил квадратную колонну на круглую и предложил воздвигнуть ее на искусственной скале, выступающей из моря.
    Двуглавый орел как бы опускает венок на воду бухты
    Кстати, около 30 лет назад дочь Ф.Энберга Рогнеда Вундер передала Национальному музею героической обороны и освобождения Севастополя фотографию этого проекта. На фотографии надпись: «Акварель Фельдмана, 23 мая 1903 г.», а на самом рисунке видно, что над капителью колонны как бы парит двуглавый орел, несущий в клювах венок и якорь на цепи (одним клювом орел держит венок, а другим поддерживает цепь с якоря).
    Три в одном
    Амандус Адамсон
    Однако севастопольцы привыкли связывать Памятник затопленным кораблям с именем эстонца Амандуса Адамсона. Долгое время севастопольским исследователям памятника не было известно о каких-либо свидетельствах того, что А.Адамсон когда-либо бывал в Севастополе. И вот относительно недавно (в 2011 году) краткую информацию об этом В.Салтанову удалось прочитать в архивном экземпляре газеты «Крымский Вестник».
    Напомним, А.Адамсон — автор памятника «Морякам броненосца «Русалка» (Таллин, 1902), в создании которого признанный художник и скульптор проявил себя как мастер монументального искусства. К тому же он — действительный член Академии художеств, в списке работ которого и «Памятник затопления кораблей в Севастополе». Таким образом, можно с уверенностью сказать, что у Памятника затопленным кораблям три главных автора: военный инженер Фридрих Оскар (Оскар Иванович) Энберг, архитектор Валентин Августович Фельдман и скульптор Амандус Генрих (Аманд Иванович) Адамсон.
    Именно эти авторы упомянуты на аннотационной доске, украшающей верхнюю кромку подпорной стены напротив Памятника затопленным кораблям: «Чугунный барельеф установлен 16.10.2005 г. Севастопольским эстонским национально-культурным обществом во главе с Эрихом Рихардовичем Каллингом к 100-летию со дня сооружения памятника и 150-летию со дня рождения А.Г. Адамсона».
    Непобежденный
    Интересное обстоятельство: памятник уцелел, пережив революцию 1917 года. Каким образом? В то время монумент получил очередное наименование: «Колонна памяти погибшим морякам». За всю историю в справочниках, путеводителях и периодической литературе у памятника встречается более 10 различных названий. Правда, движимые благими побуждениями, борцы с пережитками прошлого предлагали заменить над орлом императорскую корону на звезду с электроосвещением.
    Вполне возможно, что именно тогда с короны сняли крест. Да, революционный «ветер перемен» был тогда посерьезнее землетрясения 1927 года, которое монумент тоже выдержал.
    Другой удивительный факт: несмотря на самое опасное расположение, Памятник затопленным кораблям каким-то непостижимым образом выстоял в горниле Великой Отечественной и в мае 1944 года встретил освободителей. И это, заметьте, при том, что рано утром 22 июня 1941 года, между монументом и берегом взорвалась одна из первых неконтактных мин, сброшенных в Севастопольскую бухту. Другая, неразорвавшаяся, была обнаружена водолазами рядом с этим местом в июле 2005 года. А 9 мая 1944 года передовые отряды Красной Армии, подойдя к набережной Приморского бульвара, увидели в море не только чудом уцелевший памятник, но и горящий рядом с ним немецкий танкер «Продромос». На многих фотографиях того времени хорошо виден громадный шлейф черного дыма, который вырывался из подбитого фашистского танкера, лежащего у подножия Памятника затопленным кораблям.

  8. Памятник затопленным кораблям в Севастополе был открыт в 1905 году, когда в Российской Империи отмечалось пятидесятилетие Первой обороны Севастополя. Монумент величественно возвышается в паре десятков метров от набережной Приморского бульвара. Собой он представляет созданную из гранита искусственную скалу, верх которой обрамляет колонна с орлом, крепко держащим в своем клюве круглый венок с якорем.
    Если смотреть на памятник со стороны набережной, то можно заметить барельеф, на котором есть эскиз, демонстрирующий затопление кораблей. На нем выгравированы слова «В память кораблей, затопленных в 1854 и 1855 г.г. для заграждения входа на рейд». Примечательно то, что напротив памятника возле подпорной стены со стороны набережной навечно закреплены два якоря с потопленных судов.
    Монумент хорошо просматривается практически с любой точки Севастопольской бухты и негласно считается самой центральной частью города. Для Севастополя и Крыма Памятник затопленным кораблям является своеобразным символом принадлежности к великой русской истории.

    Как добраться

    Монумент удобно расположен в самом центре города возле набережной Приморского бульвара.
    Добраться до него можно без проблем практически из любой точки города.
    На общественном транспорте. Примечательно то, что местные жители обыкновенные маршрутки ласково называют лайнами. Проезд из любой точки города обойдется примерно в 10-13 рублей. В сторону Приморского бульвара ходят троллейбусы № 3, 5, 7, 9, 12, 13. Можно воспользоваться маршрутными такси № 109, 16, 12, 110, 120, 109. Перед тем, как садиться в городской транспорт, следует обязательно уточнить, едет ли он в направлении центра. Выходить на остановке площадь Лазарева или Нахимова. И в том, и в другом случае необходимо будет немного пройти через Приморский бульвар в сторону набережной. Я рекомендую выйти на площади Лазарева и прогуляться до памятника пешком. В этом случае вы сможете не только подышать чистейшим морским воздухом, но и увидите достаточно интересный в архитектурном плане театр имени Луначарского и Дворец детского творчества (бывший Дворец Пионеров).
    Если вы предпочитаете совершать поездки на личном автотранспорте, то все равно держаться следует по направлению к центру города. Машину лучше всего оставить на набережной Артиллерийской бухты, где есть небольшая бесплатная автостоянка и дальше отправиться пешком по набережной Приморского бульвара. Памятник затопленным кораблям, который представлен на фото ниже, вы узнаете сразу. Эту величественную стелу, возвышающуюся над морем, нельзя спутать ни с чем.
    Памятник затопленным кораблям по праву считается символом Севастополя, а поэтому это место я рекомендую посетить одним из первых.

  9. Лучше всего начинать движение от площади Нахимова или с Приморского бульвара. Достопримечательность расположена в Артбухте. Высота монумента—более 16 метров, поэтому его отовсюду хорошо видно.

    Устройство памятника

    В 23 метрах от берега установлена гранитная скала. Из нее выступает величественный каменный пьедестал, на котором высится семиметровая колонна. На ее вершине сидит двуглавый орел, чья голова увенчана императорской короной. В клюве он держит венок и якорь. Половину венка составляют листья лавра, другую— листья дуба. Лавр символизирует славу, победу и триумф, а дуб—силу, стойкость и зрелость. На груди орла сияет щит с изображенным на ним Святым Георгием Победоносцем. На пьедестале находится барельеф со сценой затопления кораблей. Под изображением выбиты слова: «Въ память кораблей затопленныхъ в 1854 и 1855 г.г.для загражденiя входа на рейдъ». На набережной напротив памятника стоят два якоря с тех самых кораблей.
    Проект монумента был создан скульптором А.Г. Адамсоном, архитектором В.А.Фельдманом и военным инженером Ф.О. Энбергом.
    Интересно, что орел «смотрит» не на набережную, а на море. То есть увидеть монумент во всей его красе можно только из акватории. В этом заключается символизм Памятника затопленным кораблям: он чествует героев-моряков, поэтому и взгляд его обращен в ту сторону, где началась героическая борьба защитников города.
    Высота всей композиции — 16,7 метров, размах крыльев орла — 2,67 метра. Вся композиция выполнена из бронзы.

    История памятника

    В начале Крымской войны, когда несколько важных сражений были уже проиграны, Севастополь находился под реальной угрозой захвата неприятелем. На военном штабе 9 сентября 1853 состоялось обсуждение, какую тактику выбрать для защиты города.
    Выступавший вице-адмирал Корнилов высказал предложение всем кораблям выйти в море, чтобы изо всех сил атаковать неприятеля, а если это не удастся — идти на абордаж и погибнуть смертью храбрых, уничтожив такой ценой и часть флота противника.
    Однако командир «Селафаила» Зорин неожиданно предложил другое решение. Он сказал речь, в которой призвал затопить старые суда таким образом, чтобы они преградили вход в бухту. Моряков же поставить на бастионы для защиты города на суше.
    Это было сложное для всех решение. Топить свои корабли непросто. Но главнокомандующий князь Меньшиков, собравшись с духом, все же отдал такой приказ. Вице-адмирал Нахимов также поддержал это решение. Оба они знали, что целью неприятельской коалиции, в которую входили Англия, Франция и Турция, был захват всего Крыма. И, конечно, Севастополь просто обязан был устоять, чтобы не дать свершиться этим планам!
    Всего затопили 15 кораблей: 9 на первой и 6 на второй линиях. Их экипаж перешел на бастионы и держал оборону там.
    Такой маневр русского войска значительно повлиял на ход войны, ведь мощный неприятельский флот был практически нейтрализован, при этом без единого выстрела!
    Поэтому те 15 кораблей, которые были затоплены, в полной мере заслужили звание защитников Севастополя.
    После этого город оборонялся еще 349 дней, и эта эпопея вошла во все учебники истории и военного дела как пример стойкости и мужества российского войска. После того, как город все-таки пал, у неприятеля уже не осталось сил для захвата всего полуострова.
    К 50-летию описанных событий и возведен памятник, о котором идет речь. С тех пор он стал одним из самых любимых достопримечательностей горожан и их гостей.
    Война длилась 349 дней
    Военные действия завершились подписанием Мирного договора 8 марта 1856 года.

    Памятник в годы войны

    Хоть памятник и представлял собой отличную мишень, он чудом уцелел в годы Великой Отечественной войны.
    Бомбить Севастополь начали уже 22 июня 1941 года, а одна из бомб даже разорвалась между монументом и берегом. Эта бомба не нанесла монументу вреда, как и многие другие, которые потом не раз падали рядом. Но урон памятник все-таки понес, да и мудрено было остаться невредимым в те страшные годы. Барельеф монумента повредили пули, колонна и капитель тоже были посечены осколками, а в крыльях орла появились пробоины.
    Но несмотря на это бойцы советской армии, войдя в город освободителями 9 мая 1944 года, были поражены. Памятник стоял почти целый, а у его подножия горел подбитый немецкий танкер. Эта поразительная картина запечатлена на многих фотографиях того времени.

    Памятник Затопленным кораблям в наше время

    В канун 100-летия памятника в 200 году его отреставрировали. Укрепили гранитные глыбы, которые за столетие сильно вымыло море, сделали косметический ремонт и заново установили крест на короне орла: в советское время он был варварски спилен. Кроме того, вокруг подводного основания памятника возвели бетонную стену, чтобы создать искусственную преграду для морских волн.
    Хотели восстановить и мачту парусного корабля, которая изначально выступала из морских волн. В 1975 году она погибла при сильном шторме. Но, к сожалению, на это финансирования уже не хватило.

    Фото Памятника Затопленным кораблям

  10. Вскоре Севастополю предстоит прожить особенный год: цифры на календаре совпадут с числом городских памятников. Это должно случиться (хотя краеведы надеются, что к этому времени в городе появятся новые монументы) в 2015 году. При таком архитектурно-монументальном изобилии главным в советском Севастополе считался памятник Ленину. А в середине девяностых вся Украина (по рисунку на новеньких банкнотах номиналом одна гривна) узнала, как выглядят руины Херсонеса. И всё же право быть “визитной карточкой” Севастополя принадлежит сказочно красивому Памятнику затопленным кораблям.
    Уже само название Памятника – сказочное, потому что фольклорное. Сохранилось распоряжение Великого князя Александра Михайловича, данное вскоре после открытия монумента: «Памятник затопленным кораблям впредь именовать Местом заграждения Севастопольского фарватера». Но «законное» имя не прижилось, и понятно почему: это только прагматическая дефиниция, а не поэтическое определение. За словами «Памятник затопленным кораблям» как будто скрывается что-то загадочное, проступает красивая легенда (недаром – как всё народно-поэтическое – они живут в искажениях: можно услышать то о Памятнике затонувшим, то погибшим кораблям). А легенда, вернее легендарная история такова.
    После высадки в сентябре 1854 года союзных войск в Евпатории и последовавшего за этим разгрома русской сухопутной армии в Альминском сражении, в морскую крепость Севастополь пришёл приказ главнокомандующего князя А.С. Меньшикова: затопить часть кораблей у входа в бухту в качестве подводной баррикады. Это распоряжение, чья разумность частью историков оспаривается до сих пор, стало личной для вице-адмирала Корнилова трагедией. Узнав о приказе, Корнилов, на то время старший флотский начальник, рассудил, что правильней будет созвать военный совет и попытаться склонить на нём офицеров к другому плану: дать бой противнику всеми силами флота, а в крайнем случае пойти на абордаж и взорвать себя вместе с противником. Оппонентом Корнилова на совете стал Нахимов: союзные корабли лучше вооружены, манёвренней, быстрее (союзники приплыли на редких у нас пароходах), превосходят численностью в несколько раз, а Севастополю в случае провала авантюры грозит оказаться вообще без защиты. Когда стало ясно, что военный совет в своём большинстве склоняется к мнению Нахимова, Корнилов отправился прямо к главнокомандующему. Меньшиков в категорической форме повторил свой приказ, на что разгорячённый Корнилов заявил: «Как вице-адмирал и как генерал-адъютант, исполнение этой последней меры я на себя не приму!» Тогда главнокомандующий приказал Корнилову сдать дела и оставить Севастополь. Подобное для вице-адмирала было немыслимо, его хладнокровие и рассудительность взяли верх над эмоциями.
    Так Корнилов отдал приказ, чьим самым яростным противником являлся он сам: 10 сентября между Константиновской и Александровской батареями были затоплены пять линейных кораблей и два фрегата. Только старый линкор «Три святителя» долго не удавалось потопить. Он оставался на плаву до утра следующего дня и лишь после неоднократных выстрелов по нему с парохода «Громоносец» ушёл на дно. Даже бывалые матросы и офицеры отворачивались, не в силах выдержать трагического зрелища.
    14 ноября разразилась буря, давшая этой истории продолжение. Во-первых, из Англии был направлен в Севастополь винтовой пароход «Принц» с секретным оружием, минами и отрядом водолазов для подрыва затопленных кораблей. Однако корабль сам во время ноябрьского шторма затонул у берегов Балаклавы и, покоясь на дне Чёрного моря, оброс едва ли не в равной степени морскими ракушками и легендами о золоте, якобы бывшем на его борту. Во-вторых, затопленные в сентябре корабли были потревожены случившейся бурей, подводное заграждение было повреждено – это привело к созданию второй линии затопления, от Михайловской до Николаевской батареи.
    Где находились вышеуказанные батареи? Подковообразная (повторяет очертания мыса) Константиновская батарея и по сей день стоит на Северной стороне, у входа в Севастопольскую бухту. Ежедневно ровно в 12 часов оттуда раздается, согласно старинной флотской традиции, пушечный выстрел. Михайловская находится также на северной стороне севастопольской бухты, чуть дальше от входа в неё. Несохранившиеся батареи: Александровская находилась слева от Константиновской, на восточном мысу, а крупнейшая в своё время в Европе Николаевская протянулась практически во всю длину нынешнего Приморского бульвара.
    Однако эта отлично налаженная фортификационная система оказалась перед самой войной слабо укомплектованной: с целью проверки её боеготовности в бухту провели несколько кораблей без экипажей, ни один из которых не был потоплен. Батареи, естественно, не были изъяты из военных действий, но роковое решение о затоплении русских судов было во многом предрешено.
    Экипажи затопленных кораблей приступили к возведению линии обороны на суше, называя новые редуты дорогими им именами своих кораблей: Чесменский, Ростиславский, Язоновский и другие. Впоследствии, при расчистке Севастопольской бухты, лишь часть кораблей удалось поднять неповреждёнными и вернуть в строй.
    Памятник, напоминающий о добровольной гибели Черноморской эскадры, был открыт 29 июля 1905 года на второй линии затопления в двадцати пяти метрах от Приморского бульвара. Трудами скульптора А.Г. Адамсона, архитектора В.А. Фельдмана и инженера О.И. Энберга из искусственного гранитного утёса выросла стройная диоритовая колонна коринфского ордера. На капители находится бронзовая фигура двуглавого орла, несущего в клюве лавровый венок – символ славы. На памятнике есть карта Севастопольской бухты с обозначением линий затоплений и надпись: «В память кораблей, затопленных в 1854 и 1855 гг. для заграждения входа на рейд».
    Памятник затопленным кораблям, загадочный и волнующий воображение, с 1969 года вошёл в герб Севастополя. Но главное, что это – «живой» памятник: летом всегда можно увидеть детей и взрослых, подплывающих к нему, взбирающихся на его гранитные глыбы. Это позволяет Памятнику быть не только памятью о прошлом, но и частью настоящего.
    Александр Григорьев

  11. Он был возведен в 1905 году, в 50-летнюю годовщину окончания Крымской войны. Летом 1854 года коалиция войск Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства блокировала русский флот в Севастопольской бухте. Вражеское объединение планировало взять город за неделю и триумфально завершить войну. Но острота инженерной мысли генерала Эдуард Тотлебена, мужество наших солдат, верная стратегия и тактика полководцев Нахимова и Корнилова не дали замыслам осуществиться.
    Павел Степанович Нахимов придумал, как преградить путь в бухту французским и английским кораблям. В сентябре 1854 года на фарватере были затоплены 15 парусников – их устаревшие модификации. Изначально на дно опустили 7, но они пострадали во время разыгравшегося шторма. Затем потопили еще 2, а потом еще 6. Непогода разрушала подводное оборонительное укрепление, и защитникам города приходилось восстанавливать его, добавляя новые суда.
    Мачты, скрытые водой, не давали вражескому флоту близко подойти к берегу и открыть артиллерийский огонь по нашим оборонительным укреплениям.
    Исследователи военной истории страны осуждают это решение, но оно вовсе не было сумасбродным и необдуманным. Идея приходила на ум многим, в том числе контр-адмиралу флота, Владимиру Ивановичу Истомину.
    Перед главнокомандующими стояла практически невыполнимая задача. Силы противника в несколько раз превосходили наши. Решение было правильным. Вражеский флот попытался пройти через препятствие, но был изрешечен береговыми батареями.
    Интересно то, что находящиеся на воде русские суда не могли помочь в битве. Более того, перед сдачей города, они тоже были затоплены, но уже из других соображений: они не должны были достаться противнику. После завершения Крымской войны многие из них подняли со дна. Около 20 объектов было отреставрировано и возвращено на воду.

    История создания памятника затонувшим кораблям в Севастополе

    Высота стелы на гранитном основании достигает 16,5 м. Её установили рядом с площадью, которая носит имя прославленного генерала Крымской войны – Петра Степановича Нахимова. Это самая узнаваемая локация города, объект культурного наследия федерального и национального значения. В 2016 фото памятника погибшим кораблям набрало больше всего голосов в государственном конкурсе и было выбрано для новой денежной купюры номиналом 200 рублей.
    Над проектом монумента и его материальным воплощением трудились скульптор А.Г.Адамсон из Академии художеств Петрограда, архитектор В.А. Фельдман и военный инженер Ф.О. Энберг.
    Адамсона ругали за излишний натурализм. У него получилось «оживить» герб страны. Большой двуглавый орел держит в клюве большой венок, левая часть которого лавровая, а правая – дубовая. В верхней части приколот внушительный морской якорь. В геральдике дуб – символ силы, доблести, славы, а лавр – победы, очищения, триумфа. Это сочетание есть и на большом гербе России. Якорь висит на цепи из 15 звеньев. Ровно столько корабельных судов было опущено под воду в стратегических целях.
    Гордая птица увенчана императорской короной и андреевской лентой. На груди у него щит с Георгием Победоносцем. Это образ России, которая чествует своих защитников и героев. Запрещенная в советское время символика после революции уничтожалась повсеместно, но севастопольскую стеллу большевики не тронули.
    Рьяные приверженцы новой власти возмущались и говорили, что царская корона оскорбляет память погибших во время обороны города. Они предлагали заменить её пятиконечной звездой и провести к ней электроосвещение. Сохранились письменные донесения членов партии, в которых этот вопрос выносился на повестку. Власть не стала вносить серьезных изменений. С короны убрали крест. Он был возвращен обратно только в 2003. После реставрации был установлен латинский символ веры, в то время как изначально там был Георгиевский крест.
    Практически в первоначальном виде он успешно просуществовал весь советский период. Более того, в 1969 году фото памятника затопленным кораблям появилось на гербе Севастополя.
    Но некоторые перемены все же произошли. В 1905 на гранитном пьедестале была не только стелла, но и корабельная мачта. Она хорошо видна на старинных дореволюционных открытках. Её могли видеть люди, пользующиеся морским транспортом. С берега разглядеть её было невозможно.
    Через 50 лет она была утрачена. До 1975 на гранитном монументе сохранялись её остатки, примерно 80%. Люди, занимавшиеся реставрацией памятника, не были подкованы в судомоделизме. Они не обратили внимание на то, что одного элемента не хватает.
    В 60-х годах архитектор Адольф Львович Шеффер сделал уникальный фотоснимок. Специалисты могут восстановить первоначальный облик объекта, ориентируясь на это изображение. Но некоторых деталей не хватало уже в тот период, когда было сделано фото. Исследование показало, что мачта была английского типа конца XVIII – начала XIX века.
    Если смотреть на стелу с Приморского бульвара, можно увидеть барельеф. На нем в бронзе отлиты контуры затопленных кораблей. Это еще одно творение Адамсона. В правом нижнем углу внимательный взгляд найдет автограф скульптора и год создания бронзовой таблички – 1904. Вероятно, она была отлита в самом начале работ над главным символом обороны Севастополя.
    Историк Владимир Салтанов предполагает, что люди, гуляющие по набережной города в начале ХХ века, легко могли разглядеть авторскую подпись. В то время памятник и сушу не разделяла водная гладь. Море было засыпано.
    По странному стечению обстоятельств экскурсоводы редко говорят о нем. Упоминания в путеводителях сводятся к цитированию надписи, расположенной под барельефом. Иногда говорится, что на табличке изображена линия затопления парусников.
    В годы Великой Отечественной войны стела чудом пережила фашистские бомбардировки. В неё не попал ни один снаряд. Это удивительное стечение обстоятельств. Разъяренные яростным сопротивлением русской армии немцы стремились стереть не желающий сдаваться город с лица земли. Первая мина между стелой и берегом упала 22 июня 1941, а 9 мая у его подножия догорал фашистский танк.
    В 2007 году проводилась реконструкция. Памятник затонувшим кораблям был покрыт специальным восковым составов: фото главного символа Севастополя, сделанное в тот временной период, приведено ниже.
    Воск должен был оберегать монумент от коррозии и придавать ему золотистое сияние на закате и восходе. Первые полгода все так и было, но потом состав стерся, и стела снова потускнела.

    Памятник затопленным кораблям в Севастополе на карте: как добраться

    Бухта, где стоит монумент, находится в черте города. Если вы едете от ж/д вокзала или автостанции, садитесь на общественный транспорт и следуйте до остановки «Площадь Нахимова». Вам подойдут:
    Троллейбусы № 1, 3, 7, 9.
    Автобусы № 29, 32, 107, 109.
    Маршрутки под номерами 4, 71, 109, 110, 112.
    В Северной бухте можно сесть на теплоход. Вам подойдут все суда, идущие в Графскую пристань. Они забирают пассажиров каждые 10-15 минут. Первый уходит в 05:10, последний в 23:45.
    Когда приедете в город, не удивляйтесь, если местные жители не смогут описать вам памятник правильно. Кто-то думает, что наверху стелы сидит чайка, другие считают – голубь, третьи уверены – самолет. Виной всему удаленность монумента от берега, некачественные путеводители и сувенирная продукция. Благодаря нашему материалу вы узнали все о главной достопримечательности Севастополя и теперь точно привезете домой её правильную миниатюру.

  12. Памятник затопленным кораблям – символ Севастополя и наряду с Диорамой и Херсонесом считается главной достопримечательностью города. Установлен он был в память затопления русских кораблей, преградивших союзной эскадре доступ к севастопольскому рейду при 1-й обороне Севастополя (1854-1855 гг.).

    Памятник затопленным кораблям (Севастополь) – история и описание

    Расположен памятник затопленным кораблям в Севастополе вблизи Приморского бульвара, неподалеку от площади Нахимова и Графской пристани – других интересных мест города-героя. Автором идеи стал Амандус Адамсон, а работу выполнил В.А. Фельдман. Работу над гранитным монументом завершили 29 июля 1905 года как раз к 50-летию обороны Севастополя, в результате которой затопили парусники.
    В итоге памятник представляет собой 17-метровую колонну, сверху увенчанную орлом. Размах крыльев птицы – 267 см.
    Памятник затопленным кораблям в Севастополе символично установлен в 23 (двадцати трех) метрах от берега. Однако торжественному открытию памятника помешала русско-японская война. Более того, торжеств по поводу установки монумента вовсе не было проведено.
    За годы жизни монумента он получил несколько неофициальных названий, среди которых колонна памяти погибшим морякам. Во время сталинизации с памятника исчез крест. Также раньше в композиции памятника со стороны бухты была мачта парусника, выступавшая из волн.
    Памятник затопленным кораблям (Севастополь) без повреждений пережил события Великой Отечественной войны. Символично, что когда войска вошли в город, они увидели горящий рядом со стеллой немецкий танкер.
    С 1969 года колонну с орлом включили в герб Севастополя. В 2016-м его включили в изображение новой 100-рублевой купюры.
    Стоит сказать, что памятник имеет только 1 правильное название и называть его как “памятник затонувшим кораблям” исторически неверно. И вот почему.

    Какому событию посвящен памятник затопленным кораблям

    Копнем немного истории. Это полезно для молодого поколения, чтобы знало и чтило наше прошлое и подвиги дедов. История памятника затопленным кораблям (Севастополь) началась в 1853 году с началом Крымской войны, в которой России противостояли союзные войска Франции, Сардинского королевства, Османской и Британской империй.
    Именно в Крыму был центр военных действий, но ключевые события разворачивались не в Керчи у одноименной крепости, где раздалось всего несколько залпов, а у главной базой русского флота – Севастополем. В историю вошло Альминское сражение. А в июне 1854 года флот союзников блокировал выходы из бухты. Оборона города длилась 349 дней – до 30 августа 1855 года.
    Дабы не пустить на рейд вражеские суда, адмирал Нахимов приказал 11 сентября 1854 года затопить на входе в бухту 7 кораблей: Флора, Сизополь, Варна, Селафаил, Силистрия, Три Святителя, Уриил. В декабре того же года затопили «Гавриил» и «Пилад». 13 февраля 1855-го ушли под воду еще 5 кораблей: 12 апостолов, Ростислав, Кагул, Святослав, Мессемврия. Через 3 дня был потоплен фрегат «Мидия». Так создали 2-ю заградительную линию. 27 августа, когда русские войска оставляли южную сторону города, затопили остальные суда.
    Памятник затопленным кораблям расположен в центре севастопольской набережной, а рядом с ним расположены другие интересные места города – Графская пристань и аквариум. Кстати, увидеть памятник затопленным кораблям можно онлайн, с помощью этой веб-камеры.

    Памятник затопленным кораблям на карте

  13. Например, мало кому известно, что после передачи мемориального сооружения в ведение городской управы, так до сих пор и не состоялось его торжественное открытие. Помешали далеко не праздничные события русско-японской войны и начало первой русской революции.
    В 30-40-е годы Монумент получил очередное наименование: “колонна памяти погибшим морякам” (за всю историю в справочниках, путеводителях и периодической литературе у Памятника встречается более 10-ти различных названий).
    Движимые благими побуждениями борцы с пережитками прошлого предлагали заменить над орлом императорскую корону на звезду с электроосвещением. Возможно, именно тогда с короны сняли крест  и придумали легенду, что на капители памятника “бронзовый орёл держит в клюве лавровый венок”.
    В советские годы корону хотели заменить на звезду.
    Этот “ветер перемен” был посерьёзнее землетрясения 1927 года, которое Монумент тоже выдержал.
    Другой удивительный факт: несмотря на самое опасное расположение, он каким-то непостижимым образом выстоял в горниле Великой Отечественной и в мае 1944 года встретил освободителей.
    Уже в самом начале войны, рано утром 22 июня 1941 года, между Монументом и берегом взорвалась одна из первых мин, сброшенных в Севастопольскую бухту (другая, неразорвавшаяся, была обнаружена водолазами рядом с этим местом в июле 2005 года). Здесь в ходе боевых действий падали бомбы и летали снаряды. А 9 мая 1944 года передовые отряды красной армии, подойдя к набережной Приморского бульвара, увидели в море не только чудом уцелевший Памятник, но и горящий рядом с ним немецкий танкер “Продромос”. На многих фотографиях того времени хорошо виден громадный шлейф чёрного дыма, который вырывался из подбитого фашистского танкера, лежащего у подножья Памятника Затопленным кораблям.
    Немецкий танкер у Памятника затопленным кораблям в мае 1944 года. Фото: http://tsushima.su
    Читайте также: Город, восставший из пепла – прогулки по послевоенному Севастополю
    Горящий танкер.
    Через 25 лет, 12 февраля 1969 года, общепризнанный символ Севастополя вошёл в новый герб города-героя.
    И ещё уникальный факт: в это трудно поверить, но у всемирно известного памятника до недавнего времени не было ни одного достоверного описания. Если читать путеводители, справочники и более серьёзную краеведческую литературу, создаётся такое впечатление, что наш монумент закрыт какой-то таинственной вуалью.
    Памятник – вид сверху.
    Обратимся к монументу
    Стоя на берегу, хорошо любоваться его гранитным пьедесталом и семиметровой диоритовой колонной, но только со стороны моря в символическом образе двуглавого орла можно увидеть, как через много лет после легендарных событий великая держава Россия чествует своих героев. В том числе и тех, чьими усилиями задача обороны Севастопольской бухты была успешно решена с уникальной экономией сил и средств.
    Надпись на Памятнике.
    Если от закруглённого выступа набережной смотреть на орла сбоку, то хорошо видно, что гoловы его не склонены и венок опирается на капитель. К верхней части венка прикован висящий на цепи морской якорь. Орёл венок не “опускает” и не “бросает”. Он его держит.
    Орел держит якорь.
    По отношению к зрителю, смотрящему со стороны бухты, левая половина венка сложена из лавровых листьев, которые символизируют славу, победу, триумф, очищение, а правая – из дубовых листьев с желудями, которые также символизируют славу, силу, стойкость, зрелость, потенциальные возможности и уверенность в своих силах.
    Увенчанный большой императорской короной, с изображением Георгия Победоносца на груди, могучий орёл чествует героев.
    Он обращён к морю. Поэтому, в сознании тех, кто смотрит на него со стороны Севастопольской бухты, возникает простое и красивое определение: памятник Затопленным кораблям – торжественный монумент славы.
    У всемирно известного мемориального сооружения три главных автора: военный инженер Фридрих Оскар (Оскар Иванович) Энберг, архитектор Валентин Августович Фельдман и скульптор Амандус Генрих (Аманд Иванович) Адамсон.
    В газете “Крымский Вестник” удалось обнаружить краткое сообщение о том, что А.Г. Адамсон посетил Севастополь 25 октября 1904 года. Возможно, он привозил отлитые в Петербурге бронзовые детали Памятника и наблюдал за их установкой, ведь работы шли не только до осени 1904 года, но и после этого времени, поскольку празднества были отложены до окончания русско-японской войны, и официальная передача монумента городу состоялась только в 1905 году. Технической стороной дела руководил талантливый военный инженер, строитель Фридрих Оскар Энберг.
    Волны разбиваются о постамент уже более 100 лет.
    Волшебная каpта
    В некоторых путеводителях говорится, что на памятнике Затопленным кораблям есть карта Севастопольской бухты с обозначением линий затопления кораблей.
    Однако, если подплыть к памятнику и внимательно его осмотреть, никакой карты вы не увидите. Но зато на бронзовой картине, в правом нижнем углу можно заметить отчетливый автограф Амандуса Генриха Адамсона: “А.Адамсонъ Скульп. 1904”.
    Амандус Генрих Адамсон
    В некоторых источниках говорится, что “автор памятника долгое время оставался неизвестным. Лишь в 1949 году в Центральном государственном историческом архиве города Ленинграда был обнаружен список произведений известного эстонского скульптора Амандуса Адамсона (1855-1929), составленный им самим, в связи с избранием его действительным членом Академии художеств. В этом списке указан и памятник затопленным кораблям”.
    Видимо, кому-то проплыть 20 метров от набережной и подняться на высоту 7 метров над уровнем моря было сложней, чем добраться до ленинградского архива.
    В правом нижнем углу  – автограф  Адамсона.
    Описание памятника Затопленным  кораблям
    Всемирно известный Монумент создан по проекту скульптора академика А.Г.Адамсона, архитектора В. А. Фельдмана и военного инженера Ф. О. Энберга. Он представляет собой стоящую в море, в 23 метрах от набережной искусственную гранитную скалу с выступающим из неё в сторону набережной восьмигранным пьедесталом, на вершине которого возвышается светло-серая диоритовая колонна коринфского ордера с обращённым в сторону моря бронзовым орлом на капители.
    Фото Р. Мустафина 2009г.
    Двуглавый орёл, увенчанный большой императорской короной, расправив могучие крылья, держит в клювах венок с якорем (висящий на цепи морской якорь прикован к верхней части сложного венка из лавровых и дубовых листьев). На груди орла – щит с рельефным изображением Святого Георгия Победоносца.
    База колонны, её капитель и вся скульптурная композиция, венчающая колонну, также как и орёл выполнены из бронзы.
    Со стороны набережной верхнюю часть пьедестала украшает бронзовый барельеф, изображающий затопление кораблей. В правом нижнем углу подпись автора: “А. Адамсонъ Скульп. 1904”. Ниже барельефа на гранитных плитах пьедестала высечены слова: “Въ память кораблей затопленныхъ въ 1854 и 1855 г.г. для загражденiя входа на рейдъ”. Общая высота памятника – 16,7 м, высота колонны – 7,1 м, средний диаметр колонны – 0,95 м, размах крыльев орла – 2,67 м.
    Пьедестал колонны.
    На вершине скалы, с противоположных сторон встроены два гранитных барельефа. На левом – изображено число “1854”, на правом – “1855”.
    Со стороны моря раньше была закреплена выступающая из морских волн бронзовая мачта парусного корабля.
    На подпорной стене набережной напротив Монумента установлены два якоря с затопленных кораблей.
    Памятник Затопленным кораблям – главный символ Севастополя, сооружён в 1905 году к 50-летию Первой героической обороны.
    Читайте также: Отдыхаем в Севастополе: как добраться, что посмотреть, где развлечься [Цены 2012, Фото]
    Автор – Владимир Салтанов, фото автора.
    Источник – Морская библиотека им. М.П. Лазарева.

  14. Па?мятник зато?пленным корабля?м — монумент в Севастополе, эмблема города, установлен вблизи Приморского бульвара. Создан по проекту скульптора академика А. Г. Адамсона, архитектора В. А. Фельдмана и военного инженера Ф. О. Энберга.
    Монумент сооружён в 1905 году к 50-летию Первой обороны Севастополя, во время которой были затоплены русские парусные корабли, «чтобы заградить вход неприятельским судам на рейд и тем самым спасти Севастополь» (П. С. Нахимов). 11 сентября 1854 года поперёк фарватера, между Константиновской и Александровской батареями, были затоплены семь устаревших кораблей: фрегаты «Сизополь», «Флора», корабли «Уриил», «Три Святителя», «Силистрия», «Селафаил», «Варна». После осенне-зимних штормов, вследствие частичного разрушения этой преграды, в ноябре — декабре дополнительно были затоплены корабль «Гавриил» и корвет «Пилад». В феврале 1855 года, от Михайловского форта на Северной стороне до Николаевской батареи — на Южной появилась вторая линия мачт, выступающих из воды — было затоплено ещё шесть судов: корабли «Двенадцать апостолов», «Ростислав», «Святослав», фрегаты «Кагул», «Мессемврия», «Мидия». 27 августа 1855 года, когда защитники оставили Южную сторону, в бухте затопили и остальной флот. Огонь береговых батарей и затопленные корабли делали Севастопольскую бухту недоступной для англо-французского флота.
    29 июля 1905 года в официальном сообщении о передаче монумента городу строительная комиссия обнародовала его первое название: «памятник затопления кораблей». А в следующем месяце начались переименования. 3 августа 1905 года Г. Ерошевич (Вр. и. д. Управляющего Канцелярией Великого князя Александра Михайловича) подписал документ № 3898, согласно которому: «Памятник затопления кораблей впредь именовать: „Местом заграждения Севастопольского фарватера“». В 1907 году исторический путеводитель по Севастополю опубликовал новое название монумента: «Памятник заграждения фарватера затопленными кораблями». Но и оно продержалось недолго. В путеводителе по Крыму 1914 года в описании Приморского бульвара уже упомянут «памятник затопленным кораблям». Позднее появлялись и другие варианты. Сейчас у монумента наиболее распространено название «Памятник затопленным кораблям».

    Композиция

    Монумент представляет из себя стоящую в море, в 23 метрах от набережной Приморского бульвара, искусственную гранитную скалу с выступающим из неё в сторону набережной восьмигранным пьедесталом, на вершине которого возвышается триумфальная диоритовая колонна коринфского ордера с обращённым в сторону моря бронзовым орлом на капители. Двуглавый орёл, увенчанный большой императорской короной, расправив могучие крылья, держит в клювах венок с якорем (висящий на цепи морской якорь прикован к верхней части сложного венка из лавровых и дубовых листьев). На груди орла — щит с рельефным изображением Святого Георгия Победоносца. База колонны, её капитель и вся скульптурная композиция, венчающая колонну, также как и орёл выполнены из бронзы. Со стороны набережной верхнюю часть пьедестала украшает бронзовый барельеф, изображающий затопление кораблей. В правом нижнем углу подпись автора: «А. Адамсонъ Скульп. 1904». Ниже барельефа на гранитных плитах пьедестала высечены слова: «Въ память кораблей, затопленныхъ въ 1854 и 1855 г.г. для загражденiя входа на рейдъ». На вершине скалы, с противоположных сторон встроены два гранитных барельефа. На левом — изображено число «1854», на правом — «1855». На подпорной стене набережной напротив монумента установлены два якоря с затопленных кораблей. Раньше со стороны моря была закреплена выступающая из воды бронзовая мачта парусного корабля. Общая высота памятника — 16,7 м, высота колонны — 7,1 м, средний диаметр колонны — 0,95 м, размах крыльев орла — 2,67 м.

    Туры и экскурсии, в которых есть Памятник затопленным кораблям

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *