Сочинение на тему пантелеев честное слово

10 вариантов

  1. Пантелеев Л., рассказ “Честное слово”
    Жанр: рассказы о детях
    Главные герои рассказа “Честное слово” и их характеристика
    Автор. Ответственный и добрый человек.
    Мальчик. Очень честный, храбрый, с огромной силой воли.
    Майор. Добрый и отзывчивый.
    План пересказа рассказа “Честное слово”
    В саду наступил вечер
    Плач за деревьями
    Мальчик у будки
    Часовой на часах
    Честное слово
    Автор ищет военного
    Молодой майор
    Приказ оставить пост
    Прощание с мальчиком.
    Кратчайшее содержание рассказа “Честное слово” для читательского дневника в 6 предложений
    Однажды автор засиделся в саду, а когда стемнело побежал к выходу.
    Он услышал плач и нашел маленького мальчика, который сказал, что стоит на часах.
    Мальчик дал честное слово, что не оставит пост, и не мог уйти.
    Автор выбежал из парка и нашел молодого майора, который согласился помочь.
    Майор снял мальчика с поста и тот обрадовался.
    Автор попрощался с мальчиком, зная, что из него вырастет настоящий человек.
    Главная мысль рассказа “Честное слово”
    Данное слово нужно держать вне зависимости от каких-либо обстоятельств.
    Чему учит рассказ “Честное слово”
    Рассказ учит быть честным, смелым, ответственным. Учит крепко держать свое слово, и не обращать внимание на то, что другие свое слово не держат. Учит отзывчивости и сочувствию. Учит уважать любого человека, вне зависимости от его возраста.
    Отзыв на рассказ “Честное слово”
    Мне очень понравился это рассказ и особенно мальчик, который понимал, что его забыли и бросили, но несмотря на это был полон решимости не покидать свой пост. Ведь для него нарушить свое слово было невозможным. Твердости характера это мальчика может позавидовать каждый.
    Пословицы к рассказу “Честное слово”
    Честное слово дорогого стоит.
    Честное слово на дороге не валяется.
    Лучше богатство потерять, чем слово нарушить.
    Давши слово держись, а не давши – крепись.
    Крепка окова, а еще крепче слово.
    Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Честное слово”
    Однажды автор засиделся с интересной книжкой в городском саду и опомнился, когда наступил вечер. Он поспешил к выходу, потому что боялся, что сад закроется, и вдруг слышал плач.
    Автор заглянул за кустарник и увидел мальчика лет восьми, в коротких штанишках на лямочках, который стоял у будки и плакал.
    Автор обратился к мальчику и спросил его, почему тот плачет. Но мальчик ничего не отвечал. Его никто не обидел и он не был болен. Но когда автор хотел увести его, мальчик отказался.
    Оказалось, что он играл в войну с большими ребятами и его поставили часовым охранять пороховой склад, который по условиям игры размещался как раз в этой будке. Маршал мальчишек потребовал от мальчика дать честное слово, что тот никуда не уйдет и мальчик конечно дал честное слово.
    Автор спросил, давно ли мальчик стоит на часах и тот ответил, что давно, тогда еще светло было. И прибавил, что думает, что про него забыли. Автор спросил, почему же он тогда не уходит, но мальчик снова повторил про честное слово. Автор понял, что смеяться над этим нельзя. Он стал искать выход из ситуации, ведь мальчик был голодным. Он хотел отправить мальчика домой кушать, сказав, что пока сам постоит на часах, но мальчик отказался. Автор не был военным и не мог сменить его.
    Автору в голову пришла удачная мысль и он, велев мальчику ждать, торопливо бросился к выходу из парка. Он ждал какого-нибудь военного, но как назло мимо проходили только мальчишки-ремесленники и железнодорожники. Но вот автор увидел военную фуражку. Это был молодой кавалерийский майор и он собирался сесть в трамвай.
    Автор подбежал к остановке и отозвал майора в сторону. Тот казался удивленным и автор рассказал ему про маленького мальчика, который стоит на часах, потому что дал честное слово.
    Майор сразу проникся сутью дела и поспешил за автором в сад. Он увидел мальчика и спросил его звание. Мальчик ответил, что он сержант. Тогда майор приказал ему оставить пост. Мальчик спросил, какое звание у этого человека, и майор представился.
    Мальчик радостно и звонко ответил “Есть, оставить пост!” и все засмеялись.
    Они успели выйти сада как раз перед тем, как сторож повесил замок. Потом майор пожал всем руки и побежал на трамвай.
    Автор спросил мальчика не проводить ли его, но мальчик ответил, что не боится. И автор понял, что такой мальчик действительно не испугается ни хулиганов, ни темноты, и что из него вырастет настоящий человек. И ему стало очень приятно, что он познакомился с таким мальчиком и автор еще раз пожал мальчику руку.
    Рисунки и иллюстрации к рассказу “Честное слово”

  2. 2
    Текст добавил: Я гРуБ ты ФрУКт

    Леонид Пантелеев – это русский советский писатель (настоящее имя Алексей Иванович Еремеев).[3] Детство писателя выдалось трудным, так как выпало на Октябрьскую революцию и годы гражданской войны. Из-за голода, болезни, разлучения с семьей, бродяжничества он начал воровать. Его поймали и отправили в республику ШКиД, где познакомился с Гришей Белым, в будущем соавтором повести «Республики ШКиД», которая делает Пантелеева известным. Тяжелое детство стало основанием выбора тематики его произведений. Таких как беспризорничество, воровство, честность, тема совести, тема подвига и др. Пантелеев стремился, чтобы детская книга была книгой глубокого содержания, «где были бы и юмор, и героика, и лирика, и настоящие человеческие страсти, и большая мысль».[4] Леонид Пантелеев вносит вклад в развитие жанра автобиографических произведений. Одним из таких произведений стал рассказ «Честное слово». В 1941 году редколлегия журнала «Костер» обратилась к писателям с просьбой ответить детям на вопрос, что такое честь. Тогда Леонид вспомнил свою историю из детства и написал рассказ, который вошел в его сборник детских рассказов, а позже был экранизирован.[3]
    Тема рассказа честь. Автор пытается донести до детей понятие этого слова. Что такое честь? В словаре Ожегова дается такое определение: честь – это достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы [5]. Значит, автор в своем произведении хочет научить детей моральным качествам, таким как честь, верность своему слову, сила воли. В рассказе ярко выражен конфликт – столкновение хрупкого мира детства с суровой реальностью. Маленький мальчик не оставляет свой «пост», потому что в игре дал слово стоять здесь, пока его не снимут с поста. Но как бы поступил взрослый? Этот проблемный вопрос ставит перед нами автор.
    Сюжет рассказа таков: произведение начинается с экспозиции. Повествователь сидит в саду и читает книгу. Далее следует завязка – мужчина увидел плачущего мальчика. Он узнает, что мальчик дал честное слово и не может покинуть свой пост. Кульминация выражается в поиске военного для освобождения мальчика. Автор держит читателя в напряжении. Отыщет ли мужчина военного или уйдет домой? И что будет, если ему не встретится военный? Мы можем только догадываться, что чувствовал мальчик в тот момент. Поверил ли он прохожему? Боялся ли он, что тот бросит его как «большие ребята»? К счастью, мужчина находит военного на остановке и тот соглашается спасти бедного мальчика. Заканчивается рассказ тем, что Майор разрешает караульному оставить пост. И мальчик, не боясь темноты, идет домой.
    Внешние черты мальчика даются очень кратко. Мы узнаем, что ему лет семь или восемь. Повествователь запомнил лишь его маленький веснушчатый нос. Можно понять, что мальчик из небогатой семьи по его коротеньким штанишкам. Но автор хорошо раскрывает характер мальчика в его поступках. Мы наблюдаем сильный, волевой характер « – Давай пошли, – сказал я ему. – Не могу. Я – часовой».[1] Мальчик не испугался темноты, и пусть он плакал, но он не покинул свой пост «Около стены стоял мальчик, опустив голову, громко и безутешно плакал».[1] Конечно, в чем-то он наивен. Он воспринял игру очень серьезно, и поверил ребятам. И он не винил их, он лишь думал, что они просто забыли о нем « – Стою-стою, а они не идут. – А давно они тебя сюда поставили? – Еще светло было. – Так, где же они? – Я думаю, -они ушли. Забыли. »[1] Мальчик очень серьезно относится к честности. Он дал слово, что не уйдет и не мог его нарушить. « – Так чего же ты тогда стоишь? – Я честное слово сказал».[1] Естественно мальчику было страшно, что он останется один в темноте в саду. Он испытал радость и облегчение от того, что прохожий помог ему в его ситуации. «Он обрадовался, даже вскликнул от радости.», «-Есть, товарищ Майор. Приказано оставить пост. И мальчик тоже весело и с облегчением засмеялся».[1] Повествователь был восхищен силой воли мальчика, его крепким словом, смелостью, стойкостью. Он назвал его настоящим человеком.
    Действие рассказа происходит в саду. Изображение природы не дается, так как она не несет никакой смысловой нагрузки в этом произведении.
    Рассказ небольшой. Повествуется от лица персонажа. Он рассказывает читателям о происшедшем событии с ним. Автор показывает нам внутренние рассуждения взрослого, когда тот встречает мальчика «- Я честное слово сказал. Я уже хотел засмеяться, но потом спохватился и подумал, что мальчик совершенно прав. Если дал честное слово, так надо стоять».[1]Мы видим, что взрослый вряд ли стал бы держать слово. И поступок мальчика заставил его задуматься, что слово нужно держать, а в игре или нет – это неважно. Произведение написано простым и понятным языком. Для того, чтобы читатель смог лучше представить ситуацию. В рассказе используется эпитет «счастливая мысль».[1] Эпитет использует рассказчик, когда ему приходит идея, как освободить мальчика. Автор использует его, чтобы выразить всё неравнодушие взрослого к проблеме ребенка. Он искренне искал военного для освобождения караульного. Повествователь стал более счастливым, оттого что помог настоящему человеку. Также в рассказе встречается фразеологизм «несолоно хлебавши»[1], когда повествователь собирался возвращаться в сад, так никого и не найдя. Автор использует его для того, чтобы показать, как взрослый очень хотел помочь мальчику, но тот ничего не добился. Чтобы показать смелость мальчика, автор употребляет градацию и повтор «не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей».[1]
    Рассказ Леонида Пантелеева актуален и на сегодняшний день. Он актуален как для детей, так и для взрослых. Дети из-за неопытности не знают что такое честь, верность слову, сила воли, а взрослые забывают об этом или игнорируют это. Думаю, что не каждый взрослый, дав простое честное слово, будет стоять весь день на карауле. А в этом мальчике столько силы духа, стойкости, совести, а главное чести, что взрослому становится стыдно за свое равнодушие к честному слову.
    Произведение встречается в учебнике «Литературное чтение» для 3 класса, авторами которого являются Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская, по программе Эльконина- Давыдова.[2] Дети в 3 классе только знакомятся с взрослым миром. У них начинают формироваться свои ценности и принципы, свое мировоззрение и свое мнение на окружающую действительность. Рассказ «Честное слово» заставляет детей задуматься о важных моральных качествах, о своей жизненной позиции. Дети видят, что можно быть героем, не совершая великих подвигов, а нужно всего лишь быть настоящим человеком, для которого данное слово не является пустым.
    Список литературы:
    Пантелеев Л. Честное слово /Л. Пателеев– М.: Россия, 2011. – 96 с.
    Кудина Г.Н. Литературное чтение / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская – М.: Оникс, 2008. – 96 с.
    Свободная энциклопедия Википедия: [Электронный ресурс] М., 2016. URL: https://ru.wikipedia.org (Дата обращения: 19.12.2016).
    Учат в школе: [Электронный ресурс] М., 2016. URL: http://uchat-v-shkole.ru (Дата обращения: 19.12.2016).
    Словарь Ожегова / Толковый словарь русского языка: [Электронный ресурс] М., 2016. URL: http://www.ozhegov.org (Дата обращения: 19.12.2016).

  3. Мне очень жаль, что я не могу вам сказать, как зовут этого маленького человека, и где он живет, и кто его папа и мама. В потемках я даже не успел как следует разглядеть его лицо. Я только помню, что нос у него был ввеснушках и что штанишки у него были коротенькие и держались не на ремешке, а на таких лямочках, которые перекидываются через плечи и застегиваются где-то на животе.
    Как-то летом я зашел в садик, — я не знаю, как он называется, на Васильевском острове, около белой церкви. Была у меня с собой интересная книга, я засиделся, зачитался и не заметил, как наступил вечер. Когда в глазах у меня зарябило и читать стало совсем трудно, я за хлопнул книгу, поднялся и пошел к выходу.
    Сад уже опустел, на улицах мелькали огоньки, и где-то за деревьями
    звенел колокольчик сторожа.
    Я боялся, что сад закроется, и шел очень быстро. Вдруг я остановился. Мне послышалось, что где-то в стороне, за кустами, кто-то плачет.
    Я свернул на боковую дорожку — там белел в темноте небольшой каменный домик, какие бывают во всех городских садах; какая-то будка или сторожка. А около ее стены стоял маленький мальчик лет семи или восьми и, опустив голову, громко и безутешно плакал.
    Я подошел и окликнул его:
    — Эй, что с тобой, мальчик?
    Он сразу, как по команде, перестал плакать, поднял голому, посмотрел на
    меня и сказал:
    — Ничего.
    — Как это ничего? Тебя кто обидел?
    — Никто.
    — Так чего ж ты плачешь?
    Ему еще трудно было говорить, он еще не проглотил всех слез, еще
    всхлипывал, икал, шмыгал носом.
    — Давай пошли, — сказал я ему. — Смотри, уже поздно, уже сад
    закрывается.
    И я хотел взять мальчика за руку. Но мальчик поспешно отдернул руку и
    сказал:
    — Не могу.
    — Что не можешь?
    — Идти не могу.
    — Как? Почему? Что с тобой?
    — Ничего, — сказал мальчик.
    — Ты что — нездоров?
    — Нет, — сказал он, — здоров.
    — Так почему ж ты идти не можешь?
    — Я — часовой, — сказал он.
    — Как часовой? Какой часовой?
    — Ну, что вы — не понимаете? Мы играем.
    — Да с кем же ты играешь?
    Мальчик помолчал, вздохнул и сказал:
    — Не знаю.
    Тут я, признаться, подумал, что, наверно, мальчик все-таки болен и что у него голова не в порядке.
    — Послушай, — сказал я ему. — Что ты говоришь? Как же это так? Играешь и не знаешь — с кем?
    — Да, — сказал мальчик. — Не знаю. Я на скамейке сидел, а тут какие-то большие ребята подходят и говорят: «Хочешь играть в войну?» Я говорю: «Хочу». Стали играть, мне говорят: «Ты сержант». Один большой мальчик… он маршал был… он привел меня сюда и говорит: «Тут у нас пороховой склад – в этой будке. А ты будешь часовой… Стой здесь, пока я тебя не сменю». Я говорю: «Хорошо». А он говорит: «Дай честное слово, что не уйдешь».
    — Ну?
    — Ну, я и сказал: «Честное слово — не уйду».
    — Ну и что?
    — Ну и вот. Стою-стою, а они не идут.
    — Так, — улыбнулся я. — А давно они тебя сюда поставили?
    — Еще светло было.
    — Так где же они?
    Мальчик опять тяжело вздохнул и сказал:
    — Я думаю, — они ушли.
    — Как ушли?
    — Забыли.
    — Так чего ж ты тогда стоишь?
    — Я честное слово сказал…
    Я уже хотел засмеяться, но потом спохватился и подумал, что смешного тут ничего нет и что мальчик совершенно прав. Если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось — хоть лопни. А игра это или не игра – все равно.
    — Вот так история получилась! — сказал я ему. — Что же ты будешь делать?
    — Не знаю, — сказал мальчик и опять заплакал.
    Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь. Но что я мог сделать? Идти искать этих глупых мальчишек, которые поставили его на караул взяли с него честное слово, а сами убежали домой? Да где ж их сейчас найдешь, этих мальчишек?..
    Они уже небось поужинали и спать легли, и десятые сны видят.
    А человек на часах стоит. В темноте. И голодный небось…
    — Ты, наверно, есть хочешь? — спросил я у него.
    — Да, — сказал он, — хочу.
    — Ну, вот что, — сказал я, подумав. — Ты беги домой, поужинай, а я пока за тебя постою тут.
    — Да, — сказал мальчик. — А это можно разве?
    — Почему же нельзя?
    — Вы же не военный.
    Я почесал затылок и сказал:
    — Правильно. Ничего не выйдет. Я даже не могу тебя снять с караула. Это может сделать только военный, только начальник…
    И тут мне вдруг в голову пришла счастливая мысль. Я подумал, что если освободить мальчика от честного слова, снять его с караула может только военный, так в чем же дело? Надо, значит, идти искать военного.
    Я ничего не сказал мальчику, только сказал: «Подожди минутку», — а сам, не теряя времени, побежал к выходу…
    Ворота еще не были закрыты, еще сторож ходил где-то в самых дальних уголках сада и дозванивал там в свой колокольчик.
    Я стал у ворот и долго поджидал, не пройдет ли мимо какой-нибудь лейтенант или хотя бы рядовой красноармеец. Но, как назло, ни один военный не показывался на улице. Вот было мелькнули на другой стороне улицы какие-то черные шинели, я обрадовался, подумал, что это военные моряки, перебежал улицу и увидел, что это не моряки, а мальчишки-ремесленники. Прошел высокий железнодорожник в очень красивой шинели с зелеными нашивками. Но и железнодорожник с его замечательной шинелью мне тоже был в эту минуту ни к чему.
    Я уже хотел несолоно хлебавши возвращаться в сад, как вдруг увидел – за углом, на трамвайной остановке — защитную командирскую фуражку с синим кавалерийским околышем. Кажется, еще никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту. Сломя голову я побежал к остановке. И вдруг, не успел добежать, вижу — к остановке подходит трамвай, и командир, молодой кавалерийский майор, вместе с остальной публикой собирается протискиваться в вагон.
    Запыхавшись, я подбежал к нему, схватил за руку и закричал:
    — Товарищ майор! Минуточку! Подождите! Товарищ майор!
    Он оглянулся, с удивлением на меня посмотрел и сказал:
    — В чем дело?
    — Видите ли, в чем дело, — сказал я. — Тут, в саду, около каменной будки, на часах стоит мальчик… Он не может уйти, он дал честное слово… Он очень маленький… Он плачет…
    Командир захлопал глазами и посмотрел на меня с испугом. Наверное, он тоже подумал, что я болен и что у меня голова не в порядке.
    — При чем же тут я? — сказал он.
    Трамвай его ушел, и он смотрел на меня очень сердито.
    Но когда я немножко подробнее объяснил ему, в чем дело, он не стал раздумывать, а сразу сказал:
    — Идемте, идемте. Конечно. Что же вы мне сразу не сказали?
    Когда мы подошли к саду, сторож как раз вешал на воротах замок. Я попросил его несколько минут подождать, сказал, что в саду у меня остался мальчик, и мы с майором побежали в глубину сада.
    В темноте мы с трудом отыскали белый домик. Мальчик стоял на том же месте, где я его оставил, и опять — но на этот раз очень тихо — плакал. Я окликнул его. Он обрадовался, даже вскрикнул от радости, а я сказал:
    — Ну, вот, я привел начальника.
    Увидев командира, мальчик как-то весь выпрямился, вытянулся и стал на несколько сантиметров выше.
    — Товарищ караульный, — сказал командир. — Какое вы носите звание?
    — Я — сержант, — сказал мальчик.
    — Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.
    Мальчик помолчал, посопел носом и сказал:
    — А у вас какое звание? Я не вижу, сколько у вас звездочек…
    — Я — майор, — сказал командир.
    И тогда мальчик приложил руку к широкому козырьку своей серенькой кепки и сказал:
    — Есть, товарищ майор. Приказано оставить пост.
    И сказал это он так звонко и так ловко, что мы оба не выдержали и расхохотались.
    И мальчик тоже весело и с облегчением засмеялся.
    Не успели мы втроем выйти из сада, как за нами хлопнули ворота и сторож несколько раз повернул в скважине ключ.
    Майор протянул мальчику руку.
    — Молодец, товарищ сержант, — сказал он. — Из тебя выйдет настоящий воин. До свидания.
    Мальчик что-то пробормотал и сказал: «До свиданья».
    А майор отдал нам обоим честь и, увидев, что опять подходит его трамвай, побежал к остановке.
    Я тоже попрощался с мальчиком и пожал ему руку.
    — Может быть, тебя проводить? — спросил я у него.
    — Нет, я близко живу. Я не боюсь, — сказал мальчик.
    Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и подумал, что ему, действительно, нечего бояться. Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей.
    А когда он вырастет… Еще не известно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.
    Я подумал так, и мне стало очень приятно, что я познакомился с этим
    мальчиком.
    И я еще раз крепко и с удовольствием пожал ему руку.
    1941

  4. Срочно нужно коротенькое сочинение рассуждение на тему “честное слово” Пантелеев??

    Ответы:

    Всех нас с детства учили, что врать нехорошо. Но почему, толком и не объяснили. Что такое честность и почему она так высоко ценится – я долго над этим размышлял. И понял, что когда люди врут, у них на это бывают разные причины, иногда даже уважительные. А если человек может позволить себе быть честным, значит, ему нечего стыдиться своих поступков или мыслей.Честный человек всегда вызывает уважение, а главное – доверие. Наверно, поэтому честность как качество характера очень ценится. Ведь если мы считаем человека честным, мы можем положиться на его слово, с ним легко и приятно дружить, вести дела. Можно также быть уверенным, что его отношение к нам искреннее, что он думает то, что говорит. И за глаза не станет рассказывать про нас гадости.Мне кажется, бывают случаи, когда честность может навредить. Такое случается, когда человек слишком прямолинейно и честно высказывает свое мнение там, где оно не единственно верное. Например, у меня есть кроссовки, которые я очень люблю, а мой хороший друг честно говорит, что они ему совсем не нравятся и он бы в жизни их не купил. А ведь на вкус и цвет товарища нет, и лучше не отзываться плохо о том, что кому-то очень по душе, ведь этим можно обидеть человека. Или, например, честность бывает лишней, когда людей не хотят расстраивать без реальной необходимости.Я считаю, что врать плохо не только с точки зрения этики, но и потому что твоя ложь всегда раскроется и нанесет вред тебе самому. Например, ты соврал, что сам сделал домашнее задание, а не списал у товарища. Но когда тебя вызывают к доске и задают решить аналогичный пример, всем становится ясно, что ты не готовился к занятию.Человек чаще всего лжет, чтобы казаться лучше, чем он есть на самом деле. Есть замечательное высказывание французского философа и писателя А. Камю «Свободен тот, кто может не лгать». Ведь если ты нечестен с другими, значит, есть что-то в тебе, чего ты стесняешься. И если ты врешь, что на летних каникулах был в Америке, то скорее всего просто хочешь привлечь к себе внимание, но не можешь рассказать о себе ничего интересного, а выдумываешь небылицы. Мне кажется, лучше честно себе в этом признаться и заняться тем, что тебе интересно и найти единомышленников, которые оценят тебя по достоинству.Главные преимущества честного человека – то, что ему доверяют, и то, что он может быть самим собой. Поэтому я уважаю честных людей и стараюсь сам быть таким.

  5. Сказка не рассказывает о том, что чувствует герой, когда встречается с очередной угрозой или опасностью. А из рассказа мы можем узнать, какие сложные и разнообразные переживания бывают у героя. Вспомним, что чувствовал Тёма, спасая Жучку (острое чувство любви и жалости к собачке, страх и отвращение во время нахождения в колодце и т. д.), что чувствовал маленький мальчик – герой рассказа «Честное слово» (чувство ответственности за данное честное слово; чувство обиды, поскольку мальчишки про него забыли; чувство одиночества, отчаяния и страха, поскольку в саду быстро стемнело и мальчик понимал, что никто не придет, чтобы снять его с поста).
    В рассказах речь идёт о живых конкретных людях, которые действуют в самых разных обстоятельствах, предлагаемых им жизнью, а в сказках герои всегда действуют в очень похожих ситуациях, которые повторяются из сказки в сказку. В рассказах герои уникальные, неповторимые, с меняющимися настроениями, сложные, каждый – со своим набором психологических особенностей, со своим характером, а в сказках о переживаниях героев никогда ничего не говорится или говорится очень коротко. Например, в сказке «Снегурочка» о Снегурочке сказано: «Такая ласковая, приветливая да смышлёная», что она хорошо песни пела, а когда пришла весна, то «запечалилась». В сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» об Алёнушке сказано, что когда братец превратился в козлёночка, то она «села под стожок и плачет», а когда купец предложил ей выйти за него замуж, она «подумала-подумала и пошла за купца замуж». Ни о каких чувствах и привязанностях, ни о каких любовных переживаниях в народной сказке речи не идёт.
    Таков мир чувств даже самых проникновенных сказок: о переживаниях лишь сообщается («села… и плачет»), характер лишь описывается («такая ласковая, приветливая да смышлёная»), но никак не проявляется ни в каких жизненных обстоятельствах.

  6. Ответ оставил Гость
    Рассказ Леонида Пантелеева «Честное слово» повествует о смелом и благородном мальчике, который обладал сильной волей и храбрым сердцем. Повествование ведётся от лица автора, который стал случайным участником описываемых событий. Он отдыхал в парке и услышал плач маленького мальчика. Старшие ребята велели ему стоять на посту, и он не мог уйти, не мог нарушить данное им честное слово. Автор видит, как серьёзно мальчик относится к игре, и это вызывает у него улыбку. Но она сразу же сменяется восхищением силой воли этого маленького человека. Автор придумывает, как освободить мальчика от данного слова. Только приказ командира, которого рассказчик случайно встретил около парка, смог заставить ребёнка покинуть свой пост. Этот герой вызывает уважение. Он ещё маленький и доверчивый, но уже смелый, мужественный, несгибаемый. Для него собственное честное слово оказывается дороже всего. Ни холод, ни голод не могут поколебать его волю. Авторскому восхищению нет предела: «Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей». Этот рассказ учит нас мужеству, благородству, честности. Людям, обладающим такими качествами, нечего бояться. Читателю хочется быть похожим на этого мальчика.

  7. I. Организационный момент

    II. Сообщение темы и целей урока

    III. Проверка домашнего задания (проводится по
    усмотрению учителя)

    IV. Новая тема

    1. Введение в тему урока
    У. Ребята, я предлагаю вам разгадать
    зашифрованные слова.
    ОБОРДАТ ВИЧОТЫЗТЬОВС ВЖИЛСЬТО
    НССЕТЬЧТО
    (доброта) (отзывчивость) (лживость)
    (честность)
    У. Попробуйте назвать эти понятия
    одним словом.
    Д. Это качества человека.
    У. Назовите, пожалуйста, “лишнее”
    слово.
    Д. Лживость.
    У. Почему вы так решили?
    Дети предлагают варианты ответов.
    У. Объясните, как вы понимаете смысл
    слов: доброта, отзывчивость, честность. Какие это
    качества?
    Ответы детей.
    У. Сегодня на уроке мы познакомимся с
    произведением Леонида Пантелеева “Честное
    слово”.
    Давайте послушаем сообщение об
    этом авторе, которое приготовили ребята.

    Д.Л. Пантелеев, настоящее имя – Алексей
    Иванович Еремеев (1908–1987). Родился в Петербурге в
    семье военного. В годы гражданской войны потерял
    родителей и в 1921 г. попал в школу имени
    Достоевского для беспризорных. Воспоминания об
    этой школе легли в основу очерков и рассказов.
    Пантелеев стремился, чтобы детская книга была
    книгой глубокого содержания, “где были бы юмор, и
    героика, и лирика, и настоящие человеческие
    страсти, и большая мысль”. Этими качествами
    книги Пантелеев заслужили свою популярность.
    В 1930–40 гг. он объединил ряд своих
    произведений в цикл “Рассказы о подвиге”:
    “Пакет”, рассказывающий о гражданской войне,
    “Ночка”, “Гвардии рядовой”, посвященный
    событиям отечественной войны, “Новенькая”,
    “Платочек”.
    Пантелеев был автором очерков,
    рассказов, дневников, посвященных блокадному
    Ленинграду: “В осажденном городе”, “Январь”, а
    также воспоминаний о писателях – С. Маршаке,
    Е. Шварце, М. Горьком.
    Некоторые повести и рассказы
    Пантелеева были экранизированы (“Часы”,
    “Республика Шкид” и др.).
    Умер писатель в 1987 г. в Москве.
    У. Прочитайте название произведения
    еще раз.
    Д. “Честное слово”.
    У. Подберите родственные слова к
    первому слову.
    Д. Честность, честный, честь.
    У. Какой смысл вкладывает автор в это
    понятие?
    Дети предлагают свои варианты ответа.
    У. Давайте посмотрим, какое толкование
    этого слова дается в словаре Ожегова (надпись на
    доске). Ребята, я предлагаю вам познакомиться с
    произведением.
    2. Работа с текстом

    а) Чтение учителем.
    У. Какие чувства вы испытали, слушая
    рассказ? В каком значении употребил автор
    слово “честное” в названии произведения?
    б) Чтение учащимися.
    У. Как вы понимаете значение слов:
    СТОРОЖКА – помещение для сторожа;
    БЕЗУТЕШНО – не находя утешения;
    ЧАСОВОЙ – военнослужащий, стоящий на посту, на
    часах;
    КАРАУЛ – воинское подразделение, несущее
    охрану кого- чего-либо.

    1 часть

    До слов “ Вдруг я остановился …”

    – От чьего имени идет повествование?
    – Где происходили действия?

    До слов “Я подошел и спросил…”

    – Что узнали о мальчике?

    До слов “Мне очень хотелось ему как-нибудь
    помочь.”

    – Почему мальчик плакал?
    – В какую ситуацию он попал?
    – Как к этому отнесся рассказчик? (Сначала
    улыбнулся, а затем задумался над ситуацией.)
    – Поставьте себя на место этого мальчика. Как
    бы вы поступили в подобной ситуации?

    Чтение до конца.

    – Какая мысль пришла в голову рассказчику?
    – Почему только военный мог снять мальчика с
    караула?

    Вопросы после чтения.

    – Каким вы представили себе мальчика?
    – Какой он? Докажите строчками из текста.
    – Какую оценку поступку старших мальчиков вы
    бы дали?
    – Могли ли вы поступить также?

    2 часть

    Чтение по ролям до слов “Не успели мы втроем
    выйти из сада, …”

    – Постарайтесь голосом передать настроение и
    состояние героев?
    – Как понимаете выражение: “Кажется еще
    никогда в жизни я так не радовался, как
    обрадовался в эту минуту”?
    – Как вы думаете, почему майор согласился
    помочь?
    – Как повел себя мальчик при виде военного?
    Почему?
    – Что значит “весело и с облегчением
    засмеялся”?

    Прочитать до конца самостоятельно.

    – Почему майор, прощаясь с мальчиком, сказал,
    что из него выйдет настоящий воин?

    Обобщение.

    – Что вам понравилось в этом рассказе?
    – Какие мысли и чувства вызвало у вас поведение
    мальчика?
    – Как мальчик понимал, что такое “честное
    слово”?
    – Как рассказчик отнесся к честному слову
    мальчика?
    – Как майор отнесся к честному слову мальчика?
    Почему?
    – В каких строчках заключается основная мысль
    произведения?
    – Давали ли вы когда-нибудь “честное слово”?
    – А как его выполняли?
    – Тяжело ли держать “честное слово”?
    – Представьте, что вам предложили написать
    этому мальчику письмо. Чтобы вы написали? (Дети
    пишут в тетрадях.)

    Работа с пословицами.

    У. Ребята, давайте попробуем
    восстановить пословицы. (Работа с доской.) Как вы
    понимаете каждую пословицу? Какие пословицы
    подходят к произведению Л. Пантелеева? Какую
    бы из них вы выбрали для себя?

    V. Итог урока

    – Какую мысль хотел донести до вас рассказчик?

    VI. Домашнее задание: составить рассказ о
    мальчике

    7.02.2005

  8. 8
    Текст добавил: Рожкова Анна

    Мне понравился этот писатель — Алексей Иванович Пантелеев — тем, что его
    рассказы очень интересные и увлекательные. В рассказе «Честное слово» мне
    понравилось, правда, все, но больше всего — мальчик. Но ведь и кроме мальчика все герои там были добрые и хорошие. И все же больше всего мне понравился мальчик, за свою честность. Он очень смелый и храбрый. А вот большие
    мальчишки сделали не правильно. Они оставили маленького мальчика стоять
    на часах. А сами ушли домой и даже не подумали о нем. Взрослый, который помог ему,
    очень хороший. Он поверил ему и сделал все, что смог. То есть он снял его с поста. И майор
    тоже помог ему освободиться от «честного слова» и уйти с часов домой. Этот рассказ нас учит
    держать свое честное слово, несмотря на то, что это игра или не игра. В любых случаях надо
    сдерживать свое честное слово. Еще мне понравилось читать рассказы о Тамарочке и Белочке.
    Мне кажется, что Белочка была послушней, чем Тамарочка, этим она мне и понравилась. Эти
    рассказы учат нас тому, что надо слушаться взрослых. И не надо делать нарочно то, что нас
    может подвергнуть опасности. Читать эти рассказы было очень интересно и поучительно.
    Аня СОЛОВЬЕВА, 8 лет, школа № 238, Санкт-Петербург
    ТАЛАНТЛИВЫЙ И МУДРЫЙ
    Писатель Л. Пантелеев большинству моих сверстников известен как
    один из авторов знаменитой «Республики Шкид». Я знакома с его творчеством с детства, потому что его книги есть в нашей домашней библиотеке.
    Л. Пантелеев — псевдоним писателя, настоящее имя которого — Алексей
    Еремеев. Лёнькой Пантелеевым его прозвали в школе им. Достоевского,
    куда он попал в 1921 году. Именно эту школу он описал в «Республике Шкид». А прозвищем товарищи «наградили» его за «крутой» характер, потому что так звали знаменитого в то время петроградского налетчика, грабившего нэпманов.
    Жизнь писателя была трудной. Он пережил революцию 1917 года, рано остался без
    отца, много скитался по России. Об этом я узнала, прочитав его автобиографическую
    повесть «Лёнька Пантелеев», которая потрясла меня. Мне кажется, ни один русский
    писатель не рассказывал так откровенно о своем детстве, о своих друзьях и врагах.
    Я удивляюсь, как мальчик, которому не было еще тринадцати лет (мой ровесник),
    мог, как взрослый, принимать важные самостоятельные решения.
    Еще мне нравится рассказ «Первый подвиг» о мальчишке, мечтавшем совершить
    героический поступок и прославиться. Настоящий «взрослый» герой дает ему совет: «Если уж тебе действительно так хочется совершить подвиг, пожалуйста, бросай курить. Для начала будет неплохо». На первый
    взгляд, кажется: ну что это за подвиг? А если вдуматься? Чтобы побороть вредную привычку, нужна сила воли — и немалая. А у каждого ли
    ее хватит? Вырабатывать силу воли с детства действительно серьезный
    шаг к тому, чтобы стать Личностью. Да, это был очень талантливый и
    мудрый человек — Л. Пантелеев.
    Ольга ЧЕРНЫШЕВА, 7 «б» класс,
    МБОУ гимназия им. И. А. Бунина, г. Воронеж

  9. по прочитанному. \\с аналогией по прочитанному. \\сочинение-повествование.
    коллективное сочинение. \\индивидуальное сочинение.
    Вопрос № 731
    По данной структуре определить вид изложения:
    Вступительное слово.
    Чтение текста.
    Анализ содержания.
    Написать вымышленное предложение рассказа.
    Творческое. \\Выборочное. \\Сжатое. \\Изложение близкое к тексту\\ Изложение-свободный диктант.
    психология
    Вопрос № 732
    Психология – это …
    наука, изучающая объективные закономерности, проявление и механизмы психики
    наука, изучающая межличностные отношения
    наука о сознании
    наука о поведении
    наука о душе
    Вопрос № 733
    Отдельные формы или психической деятельности – это …
    психические процессы.
    защитные механизмы.
    психические свойства.
    психические состояния.
    предметные действия.
    Вопрос № 734
    Апатия, бодрость, радость относятся к …
    психическим состояниям
    психическим свойствам
    психическим процессам
    эмоциям
    видам деятельности
    Вопрос № 735
    Английское слово означающее «проба», «испытание» – ….
    тест
    анкета
    социометрия
    эксперимент
    интервью
    Вопрос № 736
    Выделяют….. типа психолого-педагогического эксперимента
    Вопрос № 737
    Опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов
    Анкета
    Тест
    Интервью
    Беседа
    Наблюдение
    Вопрос № 738
    Вид эксперимента, осуществляемый в искусственных условиях.
    Лабораторный
    Естественный
    Констатирующий
    Формирующий
    Контрольный
    Вопрос № 739
    Контактные механизмы, при помощи которых соединяются между собой отдельные нейроны – …..
    синапс
    изолятор
    дендрит
    аксон
    миелиновая оболочка
    Вопрос № 740
    В центральной нервной системе выделяют…элемента.
    Вопрос № 741
    Ответное действие организма на раздражение.
    Рефлекс
    Защита
    Ответная реакция
    Защитный механизм
    Возбуждение
    Вопрос № 742
    В рефлекторной дуге выделяют … части.
    Вопрос № 743
    Сложное врожденное действие, при помощи которого происходит удовлетворение потребностей.
    Инстинкт
    Раздражение
    Рефлекс
    Навык
    Простейшая форма интеллектуального поведения
    Вопрос № 744
    Способ поведения, приобретенный в индивидуальной жизни и закрепленный в результате упражнений.
    Навык

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *