Сочинение на тему пародия в петербургских повестях гоголя

7 вариантов

  1. Сегодняшнее писательское искусство признает Н.В. Гоголя своим наставником. Он был один из выдающихся деятелей русской прозы. Смех в его творчестве соединен с трагическими потрясениями. Хотя его произведения отличаются красочностью языка и простотой сюжета, сам Гоголь был человеком, постоянно удивляющим и немного таинственным. Его “Петербургские повести” оказали огромное влияние на развитие культуры в России. Русской литературе северная столица виделась “фантастическим” городом: в его едином образе совмещались и переходили друг в друга очень противоположные облики — величие и ничтожество, красота и блеск императорского окружения и темная жизнь бедняков. Мы видим, читая повести Гоголя, как это противоречие разрастается, получая все новые оттенки в красивых эпитетах и образных гиперболах.
    “Записки сумасшедшего” — это единственное в творчестве Гоголя произведение, написанное как исповедь, как рассказ героя о себе. Он ведет свой внутренний монолог, “говорит сам в себе”, во внешней же жизни он другой. Перед генералом и его дочкой, он хотел бы много сказать и спросить, но никак не мог.Это различие его внутреннего и внешнего мира сводит его с ума. Героя мучает вопрос о собственной самооценке. Так как никто за ним таковой не признает, он должен выяснить это для себя сам. Разглядывая свои достоинства и недостатки, Поприщин разговаривает сам с собой. Вот, например, его игривое замечание: “Что это за бестия наш брат чиновник! Ей-богу, не уступит никакому офицеру, пройди какая-нибудь в шляпке, непременно зацепит”. Этот тон легкой пошлости, думает наш персонаж, должен показывать, что “все у меня в порядке, и я большой любитель до шуток”. Но это не настоящий Поприщин. Он только хотел бы быть таким. На самом же деле замечания его слишком резки, в них чувствуется неуверенность, которая его выдает. Многие мысли автора записок кажутся грубыми, но ведь таким и звучит для него тон независимого человека, которым пытается себя считать.
    В отличие от других произведений Гоголя, в “Записках сумасшедшего” прямо слышится в каждом слове пошлость и трагизм — две краски петербургского мира. В попытке оценить себя Попрыщин руководствуется только ценными для себя понятиями: чин и звание. Поэтому он стремится поближе “рассмотреть жизнь этих господ” и в сладкой мечте фантазирует, что “станем и мы полковником и заведем себе репутацию”. Но его “бедное богатство” достается камер-юнкеру, и Попрыщин пытается вдуматься глубже: “Отчего происходят все эти разности? Отчего я титулярный советник и с какой стати я титулярный советник?”. Вмиг перепрыгнуты все мечты о том, чтобы быть полковником. Для Попрыщина теперь они мелки и незаметны. Герой ставит себя над теми, кто в жизни выше его. Его рассуждения об “исполинских делах” и есть сумасшествие. Но именно поэтому на испанском короле записки и заканчиваются.
    Заключительный монолог — уже не речь прежнего Поприщина, а лирика Гоголя. Сознание человеком своего несчастья рождает у Гоголя любимый образ дороги, тройки и колокольчика. “Дорога мчит через весь свет в каких-то космических далях; куда несет она человека?… Взвейтесь кони и несите меня с этого света!”. Так разрешаются поиски бедным человеком своего места в мире: не титулярный советник, и не полковник, и не испанский король, ,а “ему нет места на свете!”.
    Все повести петербургского цикла составляют истинную художественную энциклопедию чиновничей жизни и психологии. В них вырастает монументальный образ гоголевского Петербурга, где личность нерасторжимо связана с миром вещей, внешнего порядка, системы искусственного, притворного поведения. Здесь властвует сила чина, нивилкрующая личность. Чин для Поприщина является некоей великой ценностью, критерием справедливости и счастья. Освободившись от этой иллюзии, бедный Поприщин открывает новую истину: “Все, что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам”. Негодуя на такую несправедливость, больная душа героя рождает воображаемую месть с помощью воображаемого достижения власти (он становится королем Испании). Месть виновникам всех несчастий и несправедливостей в мире —”чиновным отцам” — “патриотам”, которые “мать, отца, бога продадут за деньги, честолюбцы, христопродавцы!…”.
    Всеобщая обезличенность чином для Гоголя — некий глобальный социальный закон. Он губителен для всех, для людей, стоящих на любой ступени социальной лестницы. Об этом хочет предупредить человечество Гоголь. Все страшные последствия этого явления показывает нам великий классик-реалист, изображая с критической беспощадностью героев петербургских повестей. Он “первый представил нас нам в настоящем виде, первый научил нас знать наши недостатки и гнушаться ими,” — этим, считал Чернышевский, Гоголь осуществлял великую художественную функцию литературы: двигать “вперед свою нацию”.

  2. «Петербургские повести» Гоголя открывают тему «маленького человека» в русской литературе. Эти повести являются манифестом человеческого равенства и неотъемлемых прав личности в любом ее «состоянии» и звании.
    Сегодняшние писатели признают Н. В. Гоголя своим наставником. Смех в его творчестве соединен с трагическими потрясениями. Хотя его произведения отличаются красочностью языка и простотой сюжета, сам Гоголь был человеком немного таинственным и постоянно удивляющим. Его «Петербургские повести» оказали огромное влияние на развитие культуры в России. Русской литературе северная столица виделась «фантастическим» городом: в его едином образе совмещались и переходили друг в друга очень противоположные облики — величие и ничтожество, красота и блеск императорского окружения и темная жизнь бедняков. Мы видим, читая повести Гоголя, как это противоречие разрастается, получая все новые оттенки в богатых эпитетах и красочных гиперболах.
    «Записки сумасшедшего» — это единственное в творчестве Гоголя произведение, написанное как исповедь, как рассказ героя о себе. Он ведет свой внутренний монолог, «говорит сам в себе», во внешней же жизни он другой. Перед генералом и его дочкой он хотел бы много сказать и спросить, но никак не мог. Это различие внутреннего и внешнего сводит его с ума. Героя мучает вопрос о собственной самооценке. Причем он должен выяснить это для себя сам. Взвешивая свои достоинства и недостатки, Поприщин разговаривает сам с собой. Вот, например, его игривое замечание: «Что это за бестия наш брат чиновник! Ей-богу, не уступит никакому офицеру, пройди какая-нибудь в шляпке, непременно зацепит». Этот тон легкой пошлости, думает наш персонаж, должен свидетельствовать, что «все у меня в порядке, и я большой любитель до шуток». Но это не настоящий Поприщин. Он только хотел бы быть таким. На самом же деле замечания его слишком резки, в них чувствуется неуверенность, которая его выдает. Многие мысли автора записок кажутся грубыми, но ведь таким и должен быть тон независимого человека, которым герой пытается себя считать.
    В отличие от других произведений Гоголя, в «Записках сумасшедшего» отчетливо слышны в каждом слове пошлость и трагизм — две краски петербургского мира. В попытке оценить себя Поприщин руководствуется только ценными для себя понятиями: чин и звание. Поэтому он стремится поближе «рассмотреть жизнь этих господ» и в сладкой мечте фантазирует, что «станем и мы полковником и заведем себе репутацию». Но его «бедное богатство» достается камер-юн- керу, и Поприщин пытается понять, «отчего происходят все эти разности. Отчего я титулярный советник, и с какой стати я титулярный советник?» Вмиг испарились все мечты о том, чтобы быть полковником. Для Поприщина теперь они мелки и незаметны. Герой ставит себя над теми, кто в жизни выше его. Его рассуждения об «исполинских делах» и есть сумасшествие. Но именно поэтому на испанском короле записки и заканчиваются.
    Заключительный монолог — уже не речь прежнего Поприщина, а лирика Гоголя. Сознание человеком своего несчастья рождает у писателя любимый образ дороги, тройки и колокольчика: «…дайте мне тройку быстрых, как вихорь, коней… звейтеся, кони, и несите меня с этого света!» Так разрешаются поиски бедным человеком своего места в мире: не титулярный советник, и не полковник, и не испанский король, а «ему нет места на свете!»
    Все повести петербургского цикла составляют истинную художественную энциклопедию чиновничьей жизни и психологии. В них вырастает монументальный образ гоголевского Петербурга, где личность нерасторжимо связана с миром вещей, внешнего порядка, системы искусственного, притворного поведения. Здесь властвует сила чина, нивелирующая личность. Чин для Поприщина является некоей великой ценностью, критерием справедливости и счастья. Освободившись от этой иллюзии, бедный чиновник открывает новую истину: «Все, что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам». Переживая такую несправедливость, больная душа героя рождает воображаемую месть с помощью воображаемого достижения власти (он становится королем Испании). Месть виновникам всех несчастий и несправедливостей в мире — «чиновным отцам», «патриотам», которые «мать, отца, бога продадут за деньги, честолюбцы, христопродавцы!..»
    Всеобщая обезличенность чином для Гоголя некий глобальный социальный закон. Он губителен для всех, для людей, стоящих на любой ступени социальной лестницы. Об этом хочет предупредить человечество Гоголь. Все страшные последствия этого явления показывает нам великий классик-реалист, изображая с критической беспощадностью героев Петербургских повестей». Он «первый представил нас нам в настоящем виде, первый научил нас знать наши недостатки и гнушаться ими» — этим, считал Чернышевский, Гоголь осуществлял великую художественную функцию литературы — двигать «вперед свою нацию».

  3. В «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя пушкинская тема противостояния рядового горожанина и бездушного, казенного Петербурга получает дальнейшее развитие.
    В отличие от Пушкина, знакомого с новой русской столицей с отроческих лет, Гоголь впервые увидел Петербург во взрослом возрасте, сменив провинциальную атмосферу родной Украины на холодный, чопорный и неприветливый столичный город. Автор делится с нами своими первыми впечатлениями от северной столицы: «…Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, я его воображал красивее, великолепнее…» Писатель описывает районы, где когда-то ему довелось жить.
    Так, например, майор Ковалев проживает неподалеку от Сенной площади (хотя имеет обыкновение «каждый день прохаживаться по Невскому проспекту»), цирюльник Иван Яковлевич – на Вознесенском проспекте («Нос»). В этом же районе бродит Поприщин («Записки сумасшедшего»). Гоголь ведет своего героя маршрутом, хорошо известным самому писателю: «Перешли в Гороховую, поворотили в Мещанскую, оттуда в Столярную, наконец к Кокушкину…» Изумление Поприщина при виде громадного дома Зверкова носит отпечаток наивного провинциального восторга перед основательностью и масштабностью столичной архитектуры: «Этот дом я знаю… Эка машина! Какого в нем народа не живет: сколько кухарок, сколько приезжих! а нашей братьи чиновников – как собак, один на другом сидит».
    Темой Невского, проспекта открывается первая из «Петербургских повестей»; страницы, посвященные главной улице города, играют роль пролога к циклу в целом. Автор произносит ироничный гимн Невскому проспекту, где «пахнет одним гуляньем», где «жадность, корысть и надобность выражаются на идущих и летящих в карстах и на дрожках» и совершается быстрая «фантасмагория в течение одного только дня». Невский проспект поражает воображение тысячами сортов «шляпок, платьев, платков», тысячей «непостижимых характеров», в многоцветье гуляющей или спешащей толпы отражается как в зеркале жизнь всего огромного города, однако красота Невского проспекта призрачна и обманна: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Все обман, все мечта, все не то, чем кажется! Он лжет во всякое время, этот Невский проспект…»
    Невский проспект – лишь красивая личина странного, фантастического, полубезумного города, сущность которого раскрывается в сюжетах и характерах «Петербургских повестей». В повести «Нос» майор Ковалев однажды утром обнаруживает, что его нос исчез, а затем с изумлением узнает, что этот кусок тела обрел собственную жизнь. Гротескная история об отделившемся и возгордившемся носе не только высмеивает свойственные жителям столицы чинопочитание и карьеризм, но и обогащает образ города новыми красками. В повседневной жизни Петербурга Гоголь отмечает фантастические, абсурдные и комичные черты, а в душах горожан – соединение уродливого, трогательного и смешного.
    Петербург – центр русской культуры, город художников, поэтому в Петербургских повестях» закономерно появление персонажей – служителей искусства. В историях о художниках («Невский проспект», «Портрет») тема творчества соседствует с темой безумия. В «Невском проспекте» художник Пискарев, потрясенный лживостью внешней красоты, отказывается от жизни (прекрасная девушка, пленившая его сердце, принадлежала, как оказалось, к «презренному классу творений»). Он уходит в мир опиумных грез, а затем перерезает себя горло.
    В «Портрете», напротив, заветная мечта героя (также художника) как будто сбывается – внезапно разбогатев, он обретает возможность заняться высоким искусством, не думать больше о заработках, реализовать свой талант. Но власть золота оказалась сильнее идеи творчества. Чартков становится модным и дорогим художником, но по мере того, как возрастает его состояние, умаляется его талант. Когда герой понимает, что из-за жадности лишился главного своего сокровища, он, движимый злобой и завистью, тратит свое огромное состояние на уничтожение шедевров искусства, а затем в безумии и горячке умирает.
    Смешной и трогательный Акакий Акакиевич Башмачкин из «Шинели» – тоже в каком-то смысле художник, артист в своем деле, отдающий все силы своей кроткой, детской души переписыванию служебных бумаг. Даже в несчастном, день ото дня все больше теряющем рассудок Поприщине из «Записок сумасшедшего» чувствуются задатки философа, проповедника, поэта.
    В Петербурге искатели карьеры и денег, прозаические ковалевы и пироговы сосуществуют рядом с искренними и чистыми пискаревыми, кроткими и беззащитными «маленькими людьми»; горячка, сумасшествие и смерть соседствуют с высокой радостью служения искусству (этот путь избирает бывший товарищ Чарткова) – таков подлинный облик города, скрывающийся за пестрым фасадом Невского проспекта.
    Беру!

  4. Николай Васильевич Гоголь — один из величайших русских писателей. Его творчество стало одной из самых значительных вех в развитии литературы XIX века. Своеобразное видение Гоголем окружающего мира, сатирическое, порой фантастическое, гротескное, будто отраженное в кривом зеркале, позволило с неожиданной стороны посмотреть на процессы, происходящие в обществе, по-новому оценить многие явления жизни,увидеть то,что до Гоголя ускользало от внимания людей. Одним из важных элементов творчества писателя является фантастика.
    В литературе гоголевского периода, особенно в романтической, фантастика вообще занимала немалое место. Романтики высоко ценили познавательные возможности фантастики, силу ее воздействия на читателя. Их произведения были полны тайн, чудес и странностей, прежде всего, это можно отнести к творчеству Гофмана, оказавшего серьезное влияние на мировоззрение Гоголя. Не менее важна была фантастика и в реалистической литературе, в частности в произведениях Н. В. Гоголя. Прежде всего, надо заметить, что в творчестве Гоголя нет «доброй» фантастики. В том смысле, что нет доброго носителя фантастического — все- то у него ведьмы, колдуны, черти и т.п. Во всем немалом наследии писателя мы найдем только незлую русалочку из «Майской ночи», все же остальные существа явно несут на себе печать чертовщины. Это связано в первую очередь с гоголевским мировоззрением — Гоголь был, может быть, самым мистическим писателем в русской литературе. Любая деталь «тварного» мира была для него отражением запредельной битвы Добра и Зла. И если выражением Добра в этом мире становился естественный ход событий, то воплощением Зла — все то, что этот естественный ход нарушает, а, следовательно, и фантастика. Естественное — это Добро, тогда как сверхъестественное — Зло.
    Повести цикла объединены наличием в них ирреального, фантастического, сверхъестественного. Это и сон художника Пискарева в «Невском проспекте», и чудовищный портрет старика в «Портрете», и странное происшествие в «Носе», и безумный мир Поприщина в «Записках сумасшедшего», и месть Акакия Акакиевича после собственной смерти в «Шинели». Именно благодаря фантастике петербургские повести перестают быть лишь сводом забавных случаев, анекдотов, открывая сложный мир идейных построений писателя. Основная тема творчества Гоголя — вопрос о человеческой душе. Именно этот вопрос лежит в основе и «Петербургских повестей». На одном полюсе гоголевского Петербурга — суетный, материальный мир, мир денег и страстей, на другом — мир насыщенной духовной жизни. Это касается не только художника Чарткова, чья страсть к деньгам повлекла за собой его гибель, но и Акакия Акакиевича, чья привязанность к мертвой вещи — шинели — также становится причиной смерти.
    Фантастику в Петербургских повестях можно рассматривать и как тему двойничества, ставшего результатом потери духовной цельности человека. В одном случае такая ситуация становится трагедией («Записки сумасшедшего»), в другом — фарсом («Нос»), Двойничество просматривается и в других повестях цикла: Пирогов как опошленный двойник художника Пискарева, портрет старика как двойник Чарткова, Нос — двойник майора Ковалева, Поприщин здоровый и Поприщин, считающий, что он король испанский, Акакий Акакиевич, мстящий за себя после собственной смерти — вот еще один двойник из «Шинели». Двойник в любом случае — зло, это своего рода «отражение» человека в потустороннем мире, мире мертвых. А оттого разрушительная сущность двойника неизменна, меняется только его облик. Если в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» зло воплощалось в черте, ведьме, колдуне, то теперь, в петербургской реальности, оно оказывается в канцеляриях, департаментах, гостиных, на Невском проспекте, т.е. становится более ощутимым, постоянно воплощаясь в «ужасную действительность».

  5. В отличие от Пушкина, знакомого с новой русской столицей с отроческих лет, Гоголь впервые увидел Петербург во взрослом возрасте, сменив провинциальную атмосферу родной Украины на холодный, чопорный и неприветливый столичный город. Автор делится с нами своими первыми впечатлениями от северной столицы: «…Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, я его воображал красивее, великолепнее…» Писатель описывает районы, где когда-то ему довелось жить.
    Так, например, майор Ковалев проживает неподалеку от Сенной площади (хотя имеет обыкновение «каждый день прохаживаться по Невскому проспекту»), цирюльник Иван Яковлевич – на Вознесенском проспекте («Нос»). В этом же районе бродит Поприщин («Записки сумасшедшего»). Гоголь ведет своего героя маршрутом, хорошо известным самому писателю: «Перешли в Гороховую, поворотили в Мещанскую, оттуда в Столярную, наконец к Кокушкину…» Изумление Поприщина при виде громадного дома Зверкова носит отпечаток наивного провинциального восторга перед основательностью и масштабностью столичной архитектуры: «Этот дом я знаю… Эка машина! Какого в нем парода не живет: сколько кухарок, сколько приезжих! а нашей братьи чиновников – как собак, один на другом сидит».
    Темой Невского, проспекта открывается первая из «Петербургских повестей»; страницы, посвященные главной улице города, играют роль пролога к циклу в целом. Автор произносит ироничный гимн Невскому проспекту, где «пахнет одним гуляньем», где «жадность, корысть и надобность выражаются на идущих и летящих в карстах и на дрожках» и совершается быстрая «фантасмагория в течение одного только дня». Невский проспект поражает воображение тысячами сортов «шляпок, платьев, платков», тысячей «непостижимых характеров», в многоцветье гуляющей или спешащей толпы отражается как в зеркале жизнь всего огромного города, однако красота Невского проспекта призрачна и обманна: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Все обман, все мечта, все не то, чем кажется! Он лжет во всякое время, этот Невский проспект…»
    Невский проспект – лишь красивая личина странного, фантастического, полубезумного города, сущность которого раскрывается в сюжетах и характерах «Петербургских повестей». В повести «Нос» майор Ковалев однажды утром обнаруживает, что его нос исчез, а затем с изумлением узнает, что этот кусок тела обрел собственную жизнь. Гротескная история об отделившемся и возгордившемся носе не только высмеивает свойственные жителям столицы чинопочитание и карьеризм, но и обогащает образ города новыми красками. В повседневной жизни Петербурга Гоголь отмечает фантастические, абсурдные и комичные черты, а в душах горожан – соединение уродливого, трогательного и смешного.
    Петербург – центр русской культуры, город художников, поэтому в Петербургских повестях» закономерно появление персонажей – служителей искусства. В историях о художниках («Невский проспект», «Портрет») тема творчества соседствует с темой безумия. В «Невском проспекте» художник Пискарев, потрясенный лживостью внешней красоты, отказывается от жизни (прекрасная девушка, пленившая его сердце, принадлежала, как оказалось, к «презренному классу творений»). Он уходит в мир опиумных грез, а затем перерезает себя горло.
    В «Портрете», напротив, заветная мечта героя (также художника) как будто сбывается – внезапно разбогатев, он обретает возможность заняться высоким искусством, не думать больше о заработках, реализовать свой талант. Но власть золота оказалась сильнее идеи творчества. Чартков становится модным и дорогим художником, но по мере того, как возрастает его состояние, умаляется его талант. Когда герой понимает, что из-за жадности лишился главного своего сокровища, он, движимый злобой и завистью, тратит свое огромное состояние на уничтожение шедевров искусства, а затем в безумии и горячке умирает.
    Смешной и трогательный Акакий Акакиевич Башмачкин из «Шинели» – тоже в каком-то смысле художник, артист в своем деле, отдающий все силы своей кроткой, детской души переписыванию служебных бумаг. Даже в несчастном, день ото дня все больше теряющем рассудок Поприщине из «Записок сумасшедшего» чувствуются задатки философа, проповедника, поэта.
    В Петербурге искатели карьеры и денег, прозаические Ковалевы и пироговы сосуществуют рядом с искренними и чистыми пискаревыми, кроткими и беззащитными «маленькими людьми»; горячка, сумасшествие и смерть соседствуют с высокой радостью служения искусству (этот путь избирает бывший товарищ Чарткова) – таков подлинный облик города, скрывающийся за пестрым фасадом Невского проспекта.

  6. В «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя пушкинская тема противостояния рядового горожанина и бездушного, казенного Петербурга получает дальнейшее развитие.
    В отличие от Пушкина, знакомого с новой русской столицей с отроческих лет, Гоголь впервые увидел Петербург во взрослом возрасте, сменив провинциальную атмосферу родной Украины на холодный, чопорный и неприветливый столичный город. Автор делится с нами своими первыми впечатлениями от северной столицы: «…Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, я его воображал красивее, великолепнее…» Писатель описывает районы, где когда-то ему довелось жить.
    Так, например, майор Ковалев проживает неподалеку от Сенной площади (хотя имеет обыкновение «каждый день прохаживаться по Невскому проспекту»), цирюльник Иван Яковлевич — на Вознесенском проспекте («Нос»). В этом же районе бродит Поприщин («Записки сумасшедшего»). Гоголь ведет своего героя маршрутом, хорошо известным самому писателю: «Перешли в Гороховую, поворотили в Мещанскую, оттуда в Столярную, наконец к Кокушкину…» Изумление Поприщина при виде громадного дома Зверкова носит отпечаток наивного провинциального восторга перед основательностью и масштабностью столичной архитектуры: «Этот дом я знаю… Эка машина! Какого в нем народа не живет: сколько кухарок, сколько приезжих! а нашей братьи чиновников — как собак, один на другом сидит».
    Темой Невского, проспекта открывается первая из «Петербургских повестей»; страницы, посвященные главной улице города, играют роль пролога к циклу в целом. Автор произносит ироничный гимн Невскому проспекту, где «пахнет одним гуляньем», где «жадность, корысть и надобность выражаются на идущих и летящих в карстах и на дрожках» и совершается быстрая «фантасмагория в течение одного только дня». Невский проспект поражает воображение тысячами сортов «шляпок, платьев, платков», тысячей «непостижимых характеров», в многоцветье гуляющей или спешащей толпы отражается как в зеркале жизнь всего огромного города, однако красота Невского проспекта призрачна и обманна: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Все обман, все мечта, все не то, чем кажется! Он лжет во всякое время, этот Невский проспект…»
    Невский проспект — лишь красивая личина странного, фантастического, полубезумного города, сущность которого раскрывается в сюжетах и характерах «Петербургских повестей». В повести «Нос» майор Ковалев однажды утром обнаруживает, что его нос исчез, а затем с изумлением узнает, что этот кусок тела обрел собственную жизнь. Гротескная история об отделившемся и возгордившемся носе не только высмеивает свойственные жителям столицы чинопочитание и карьеризм, но и обогащает образ города новыми красками. В повседневной жизни Петербурга Гоголь отмечает фантастические, абсурдные и комичные черты, а в душах горожан — соединение уродливого, трогательного и смешного.
    Петербург — центр русской культуры, город художников, поэтому в Петербургских повестях” закономерно появление персонажей — служителей искусства. В историях о художниках («Невский проспект», «Портрет») тема творчества соседствует с темой безумия. В «Невском проспекте» художник Пискарев, потрясенный лживостью внешней красоты, отказывается от жизни (прекрасная девушка, пленившая его сердце, принадлежала, как оказалось, к «презренному классу творений»). Он уходит в мир опиумных грез, а затем перерезает себя горло.
    В «Портрете», напротив, заветная мечта героя (также художника) как будто сбывается — внезапно разбогатев, он обретает возможность заняться высоким искусством, не думать больше о заработках, реализовать свой талант. Но власть золота оказалась сильнее идеи творчества. Чартков становится модным и дорогим художником, но по мере того, как возрастает его состояние, умаляется его талант. Когда герой понимает, что из-за жадности лишился главного своего сокровища, он, движимый злобой и завистью, тратит свое огромное состояние на уничтожение шедевров искусства, а затем в безумии и горячке умирает.
    Смешной и трогательный Акакий Акакиевич Башмачкин из «Шинели» — тоже в каком-то смысле художник, артист в своем деле, отдающий все силы своей кроткой, детской души переписыванию служебных бумаг. Даже в несчастном, день ото дня все больше теряющем рассудок Поприщине из «Записок сумасшедшего» чувствуются задатки философа, проповедника, поэта.
    В Петербурге искатели карьеры и денег, прозаические ковалевы и пироговы сосуществуют рядом с искренними и чистыми пискаревыми, кроткими и беззащитными «маленькими людьми»; горячка, сумасшествие и смерть соседствуют с высокой радостью служения искусству (этот путь избирает бывший товарищ Чарткова) — таков подлинный облик города, скрывающийся за пестрым фасадом Невского проспекта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *