Сочинение на тему патриотическая лирика лермонтова

14 вариантов

  1. Лирика патриотизма у Лермонтова
    Стихи Лермонтова – это почти всегда внутренний, напряженный монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них. Поэт чувствует свое одиночество, тоску, непонимание. Одна отрада для него – Родина. Любовью к Родине наполнены многие поэтические строки Лермонтова. Он бесконечно любит свой народ, тонко чувствует красоту родной природы. В стихотворении “Родина” поэт ясно отделяет подлинный патриотизм от мнимого, официального патриотизма николаевской России.
    В стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива” Лермонтов продолжает размышлять о своей “странной любви” к Родине. Она заключается в любви к полям, лесам, незатейливым пейзажам, к чете “белеющих берез”. Родные просторы, природа как бы лечат поэта, он чувствует свое единение с богом:
    Тогда смиряются души моей тревоги,
    Тогда расходятся морщины на челе,
    И счастье я могу постигнуть на земле,
    И в небесах я вижу бога.
    Но Россия Лермонтова – не только пейзажные зарисовки, не только раздолье, родные края; Россия Лермонтова предстает и в другом виде, это –
    Немытая Россия,
    Страна рабов, страна господ…
    Такая рабски покорная Россия ненавистна поэту, такая родина может вызывать только презрение. Именно таким настроением пронизано стихотворение “Прощай, немытая Россия…”.
    В произведении “На смерть поэта”, бесконечно скорбя о безвременной кончине Пушкина, Лермонтов ясно и четко определил место поэта в жизни и литературе. Истинный художник – не одинокий странник. Он болеет проблемами своей страны, Лермонтову свойственно чувство высокой ответственности перед читателями. Он отрицал литератору, стоящую в стороне от общественном жизни России.
    В конце 30-х годов поэта начинает волновать историческая тема. Он создает “Бородино” и “Песню про купца Калашникова”. В стихотворении “Бородино” Лермонтов воспевает подвиг российских солдат, “богатырей”, победивших в войне 1812 года. А Бородинская битва воспринималась современниками Лермонтова как символ победы, как главное сражение Отечественной войны. Автор восхищается поколением 10-х годов XIX века, на плечи которых легла основная тяжесть войны:
    Да! Были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя,
    Богатыри -не вы!
    Это поколение противопоставлено поколению 30-х годов, которое “толпой угрюмою и скоро позабытой” пройдет, “не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда”.
    Интерес Лермонтова вызывает и другая эпоха, эпоха царствования Ивана Грозного. Именно этой эпохе посвящена историческая поэма “Песня про купца Калашникова”. Но настоящим героем поэмы становится не царь Иван Грозный, а молодой купец Калашников. Этот герой близок героям русского народного эпоса, например, былинным богатырям.
    Купец Калашников честен, благороден, смел. Он бьется с опричником Кирибеевичем смертным боем, пытаясь защитить свою жену, отстоять свое человеческое достоинство. Смелый купец отомстил за поруганную честь, убил своего обидчика в честном кулачном бою на Москве-реке, но и сам поплатился жизнью. Даже самому царю, Ивану Грозному, не открыл купец Калашников истинной причины своею поступка, не склонил своей гордой головы:
    И гуляют-шумят ветры буйные
    Над его безымянной могилою.
    И проходят мимо люди добрые:
    Пройдет стар человек – перекрестится,
    Пройдет молодец – приосанится,
    Пройдет девица – пригорюнится,
    А пройдут гусляры – споют песенку.
    В своем творчестве Лермонтов ставил проблему деятеля, проблему положительного героя, и если среди современников Лермонтов искал и не находил такого героя, то в историческом прошлом России такие герои были.
    Несомненно, Лермонтов стал народным поэтом. Некоторые стихи его были переложены на музыку и стали песнями и романсами. Вспомним “Выхожу один я на дорогу…”, стихи, ставшие песней.
    За 27 неполных лет своей жизни поэт создал столько, что навсегда прославил русскую литературу и продолжил дело великого стихотворца русского – Пушкина, став с ним вровень. Какая трагедия для России, что так рано ушли из жизни два гения русской словесности.

  2. Текст сочинения:
    Патриотическая лирика Лермонтова
    С?ихи Лермонтова – это почти всегда внутренний, напряженный монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них. Поэ? чувствует свое одиночество, тоску, непонимание. Одна отрада для него – Родина. Любовью к Родине наполнены многие поэ?ические строки Лермонтова. Он бесконечно люби? свой народ, тонко чувствует красоту родной природы. В стихотворении “Родина” поэ? ясно отделяет подлинный патриотизм от мнимого, официального патриотизма николаевской России.
    В стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива” Лермонтов продолжает размышлять о своей “странной любви” к Родине. Она заключается в любви к полям, лесам, незатейливым пейзажам, к чете “белеющих берез”. Родные просторы, природа как бы лечат поэта, он чувствует свое единение с богом:
    Тогда смиряю?ся души моей тревоги, Тогда расходятся морщины на
    челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога. Но Россия Лермонтова – не только пейзажные зарисовки, не только раздолье, родные края; Россия Лермонтова предстает и в другом виде, это -…Немытая Россия, Страна рабов, страна господ…
    Такая рабски покорная Россия ненавистна талантливому лирику, такая родина может вызывать только презрение. Именно таким настроением пронизано стихотворение “Прощай, немытая Россия…”.
    В произведении “На смерть поэта”, бесконечно скорбя о безвременной кончине Пушкина, Лермонтов ясно и четко определил место поэта в жизни и литературе. Истинный художник – не одинокий странник. Он болеет проблемами своей страны, Лермонтову свойственно чувство высокой ответственности перед читателями. Он отрицал литератору, стоящую в стороне от общественном жизни России.
    В конце 30-х годов поэта начинает волновать историческая тема. Он создает “Бородино” и “Песню про купца Калашникова”. В стихотворении “Бородино” Лермонтов воспевает подвиг российских солдат, “богатырей”, победивших в войне 1812 года. А Бородинская би?ва воспринималась современниками Лермонтова как символ победы, как главное сражение Отечественной войны. Автор восхищается поколением 10-х годов XIX века, на плечи которых легла основная ?яжесть войны:
    Да! Были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя,
    Богатыри -не вы!
    Это поколение противопоставлено поколению 30-х годов, которое “толпой угрюмою и скоро позабытой” пройдет, “не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда”.
    Интерес Лермонтова вызывает и другая эпоха, эпоха царствования Ивана Грозного. Именно этой эпохе посвящена историческая поэма “Песня про купца Калашникова”. Но настоящим героем поэмы станови?ся не царь Иван Грозный, а молодой купец Калашников. Этот герой близок героям русского народного эпоса, например, былинным богатырям.
    Купец Калашников честен, благороден, смел. Он бьется с опричником Кирибеевичем смер?ным боем, пытаясь защи?ить свою жену, отстоять свое человеческое достоинство. Смелый купец отомстил за поруганную честь, убил своего обидчика в честном кулачном бою на Москве-реке, но и сам поплатился жизнью. Даже самому царю, Ивану Грозному, не открыл купец Калашников истинной причины своею поступка, не склонил своей гордой головы:
    И гуляю?-шумят ветры буйные
    Над его безымянной могилою.
    И проходят мимо люди добрые:
    Пройдет стар человек – перекрести?ся,
    Пройдет молодец – приосани?ся,
    Пройдет девица – пригорюни?ся,
    А пройду? гусляры – спою? песенку.
    В своем ?ворчестве Лермонтов ставил проблему деятеля, проблему положительного героя, и если среди современников Лермонтов искал и не находил такого героя, то в историческом прошлом России такие герои были.
    Несомненно, Лермонтов стал народным лириком. Некоторые стихи его были переложены на музыку и стали песнями и романсами. Вспомним “Выхожу один я на дорогу…”, стихи, ставшие песней.
    За 27 неполных лет своей жизни поэ? создал столько, что навсегда прославил русскую литературу и продолжил дело великого стихотворца русского – Пушкина, став с ним вровень. Какая трагедия для России, что так рано ушли из жизни два гения русской словесности.
    Права на сочинение “Патриотическая лирика Лермонтова” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

  3. 3
    Текст добавил: +ОТОШЁЛ БЫСТРО+

    Стихи Лермонтова – это почти всегда внутренний, напряженный монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них. Поэт чувствует свое одиночество, тоску, непонимание. Одна отрада для него – Родина. Любовью к Родине наполнены многие поэтические строки Лермонтова. Он бесконечно любит свой народ, тонко чувствует красоту родной природы. В стихотворении “Родина” поэт ясно отделяет подлинный патриотизм от мнимого, официального патриотизма николаевской России. В стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива” Лермонтов продолжает размышлять о своей “странной любви” к Родине. Она заключается в любви к полям, лесам, незатейливым пейзажам, к чете “белеющих берез”. Родные просторы, природа как бы лечат поэта, он чувствует свое единение с богом:
    Тогда смиряются души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе,- И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога…М.Ю.Лермонтов Сочинения, Москва, издательство «Правда», 1988, т.1, с. 161
    Но Россия Лермонтова – не только пейзажные зарисовки, не только раздолье, родные края; Россия Лермонтова предстает и в другом виде, это -…Немытая Россия, Страна рабов, страна господ… Такая рабски покорная Россия ненавистна поэту, такая родина может вызывать только презрение. Именно таким настроением пронизано стихотворение “Прощай, немытая Россия…”. В произведении “На смерть поэта”, бесконечно скорбя о безвременной кончине Пушкина, Лермонтов ясно и четко определил место поэта в жизни и литературе. Истинный художник – не одинокий странник. Он болеет проблемами своей страны, Лермонтову свойственно чувство высокой ответственности перед читателями. Он отрицал литературу, стоящую в стороне от общественной жизни России. В конце 30-х годов поэта начинает волновать историческая тема. Он создает “Бородино” и “Песню про купца Калашникова”. В стихотворении “Бородино” Лермонтов воспевает подвиг российских солдат, “богатырей”, победивших в войне 1812 года. А Бородинская битва воспринималась современниками Лермонтова как символ победы, как главное сражение Отечественной войны. Автор восхищается поколением 10-х годов XIX века, на плечи которых легла основная тяжесть войны:
    – Да! Были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя, Богатыри – не вы! М.Ю.Лермонтов Сочинения, Москва, издательство «Правда», 1988, т.1, с. 154.
    Это поколение противопоставлено поколению 30-х годов, которое “толпой угрюмою и скоро позабытой” пройдет, “не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда”. Интерес Лермонтова вызывает и другая эпоха, эпоха царствования Ивана Грозного. Именно этой эпохе посвящена историческая поэма “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Но настоящим героем поэмы становится не царь Иван Грозный, а молодой купец Калашников. Этот герой близок героям русского народного эпоса, например, былинным богатырям. Купец Калашников честен, благороден, смел. Он бьется с опричником Кирибеевичем смертным боем, пытаясь защитить свою жену, отстоять свое человеческое достоинство. Смелый купец отомстил за поруганную честь, убил своего обидчика в честном кулачном бою на Москве-реке, но и сам поплатился жизнью. Даже самому царю, Ивану Грозному, не открыл купец Калашников истинной причины своего поступка, не склонил своей гордой головы:

  4. Патриотическая лирика Лермонтова
    Когда по окончании юнкерской школы М. Ю. Лермонтов был направлен служить корнетом в лейб-гвардии гусарский полк и впервые явился перед бабушкой в офицерской форме, она заказала художнику Ф. О. Будкину его парадный портрет. С полотна пристальным взглядом смотрит на нас спокойный, благообразный гвардеец. Поэту не очень повезло с художником, потому что до сих пор не могут разобраться, на каком же из нескольких сохранившихся с той поры портретов его изображение более всего соответствует оригиналу. Известно, что в отличие от портретов Пушкина, которые только дополняют друг друга, портреты Лермонтова, наоборот, друг другу противоречат. В конце концов, самый лучший портрет Лермонтова – это его поэзия. А военная или, как ее еще называют, патриотическая тема заняла важное место в его творчестве.
    Как всякий истинный художник, Лермонтов был в высшей степени гражданином своего отечества, достойным, благородным и непреклонным. Он трезво оценивал события и явления современной ему действительности.
    Тревожная мечта о лучшем будущем жила в его пылком сердце. Таких личностей, как Лермонтов, нещадно гложет тоска и отчаяние среди запустения душ и серого прозябания страны, в которой они родились. Чувство протеста доходит до крайности и выплескивается даже за пределы творчества и внутренней духовной жизни. Но любовь к Родине все равно преобладает над всеми остальными чувствами:
    Степь раскинулась лиловой пеленой,
    И так она свежа, и так родна с душой,
    Как будто создана лишь для свободы.
    В день гибели Пушкина Лермонтов впервые заявил о себе как гражданин и патриот с большой буквы. Он бросил в лицо светскому обществу:
    Свободы, Гения и славы палачи!
    Он грозил им народной расправой и указывал на их связь с императорским троном. Герцен писал о Лермонтове: “Люди лицемерные, слабые никогда не прощают такой смелости”. И ему не простили. Вся его недолгая жизнь прошла в напряжении вечной погони за ним темных сил. Но к мыслям о Родине поэт обращался, как верующий человек в молитве обращается к Богу. Ощущение величия и независимости Родины от каких-то явлений и людей прибавляли поэту вдохновения. Он создает ряд великолепных стихотворений на патриотическую тему. Например, “Бородино” – строки которого были взяты “на вооружение” российским воинством.
    Мы долго молча отступали,
    Досадно было, боя ждали,
    Ворчали старики:
    “Что ж мы? на зимние квартиры?
    Не смеют, что ли, командиры
    Чужие изорвать мундиры
    О русские штыки?”
    Стали народными выражения: “Ребята! не Москва ль за нами?”, “Уж постоим мы головою за родину свою!”, “Что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой!..” и многие другие.
    Еще при жизни Лермонтова тем не менее консервативная критика обвиняла поэта в протеистических проявлениях в творчестве и т. д. Но в противовес этому прогрессивные критики сознавали Лермонтова как глубокого, самобытного поэта с ярко выраженным гражданским и патриотическим чувством.
    А вслед за такими авторитетами, как В. Г. Белинский и Н. Г. Чернышевский, и широкий российский читатель воспринял поэзию Лермонтова как явление глубокое, общенародное

  5. Связь «Героя нашего времени» с образами лирических произведений Лермонтова несомненна. Ведь главная мысль романа была изложена поэтом в стихотворении «Дума».
    Печально я гляжу на наше поколенье,
    Его грядущее иль пусто, иль темно,
    Меж тем под бременем познанья иль сомненья
    В бездействии состарится оно.
    В этих строках уже высказаны мысли, которые найдут отражение и на страницах романа, ведь главный герой его -Григорий Александрович Печорин — и является типичным представителем целого поколения, в судьбе которого отражаются все пороки, недостатки, болезни общества той эпохи. Об этом сам автор напишет в предисловии ко 2-му изданию романа: «Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
    Какими чертами наделен герой времени 30-х годов: он разочарован в жизни, у него нет положительных идеалов, цели в жизни, он не верит ни в любовь, ни в дружбу, смеется над человеческими привязанностями, «жизнь его томит, как ровный путь, без цели, как пир на празднике чужом».
    Григорий Печорин напоминает своими поступками лирического героя стихотворения «И скучно, и грустно…» Он разочарован в любви. Так, увлечение черкешенкой Белой приводит к преждевременной нелепой ее смерти. Герой романа как бы восклицает:
    Любить, но кого же?
    На время — не стоит труда,
    А вечно любить невозможно…
    Григорий Печорин относится и к жизни, как к игре, к глупой шутке («А жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, такая пустая и глупая штука»). Он не дорожит жизнью, не боится смерти, с радостью идет на испытание судьбы, рискуя быть убитым пьяным казаком или погибнуть в пучине моря («Фаталист», «Тамань»).
    Размышления Печорина в дневнике, который является беспощадным самоанализом и саморазоблачением, показывают степень одиночества героя. Это подтверждают и образы-символы, характерные для лирики поэта. Печорин в туманную ночь в «Тамани» видит вдалеке белеющий парус («Парус»); вспоминает о высоком звездном небе, о связи людей, всего мироздания с богом («Выхожу один я на дорогу», «Когда волнуется желтеющая нива»). Только вечная величественная природа успокаивает героя романа, примиряет его с окружающей действительностью. Именно с этого момента Григории Печорин мог бы воскликнуть:
    И счастье я могу постигнуть на земле
    И в небесах я вижу бога
    Образ Печорина (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)
    Роман «Герой нашего времени» стал продолжением темы «лишних людей». Эта тема стала центральной в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Герцен назвал Печорина младшим братом Онегина.
    В предисловии к роману автор показывает отношение к своему герою. Так же как и Пушкин в «Евгении Онегине» («Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной») Лермонтов высмеял попытки поставить знак равенства между автором романа и его главным героем. Лермонтов не считал Печорина положительным героем, с которого надо брать пример. Автор подчеркнул, что в образе Печорина дан портрет не одного человек, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века.
    В романе Лермонтова «Герой нашего времени» показан молодой человек, страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе мучительный вопрос: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Он не питает ни малейшей склонности к тому, чтобы идти проторенной дорогой светских молодых людей. Печорин – офицер. Он служит, но не выслуживается. Печорин не занимается музыкой, не изучает философию или военное дело. Но мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей, что он умен, образован, талантлив, храбр, энергичен. Нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе, его индивидуализм и эгоизм. Но Печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценить свои поступки. Он глубоко несимпатичен нам «жалкостью действий», пустой растратой своих сил, теми поступками, которыми он приносит страдания другим людям. Но мы видим, что и сам он глубоко страдает.
    Характер Печорина сложен и противоречив. Герой романа говорит о себе: «Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…». Каковы причины этой раздвоенности? «Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни…»—признается Печорин. Он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой. Печорин – эгоист. Еще пушкинского Онегина Белинский называл «страдающим эгоистом» и «эгоистом поневоле». То же самое можно сказать и о Печорине. Печорину присущи разочарование в жизни, пессимизм. Он находится в постоянной раздвоенности духа.
    В общественно-политических условиях 30-х годов 19 века Печорин не может найти себе применения. Он растрачивается на мелкие похождения, подставляет лоб чеченским пулям, ищет забвения в любви. Но все это лишь поиск какого-то выхода, лишь попытка развеяться. Его преследует скука и сознание, что не стоит жить такой жизнью. На всем протяжении романа Печорин показывает себя как человека, привыкшего смотреть «на страдания, радости других только в отношении к себе» – как на «пищу», поддерживающую его душевные силы, именно на этом пути ищет он утешения от преследующей его скуки, пытается заполнить пустоту своего существования.
    И все же Печорин – натура, богато одаренная. Од, обладает аналитическим умом, его оценки людей и их поступков очень точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к самому себе. Ею дневник – не что иное, как саморазоблачение. Он наделен горячим сердцем, способным глубоко чувствовать (смерть Белы, свидание с Верой) и сильно переживать, хотя пытается скрыть душевные переживания под маской равнодушия. Равнодушие, черствость — маска самозащиты. Печорин все-таки является человеком волевым, сильным активным, в его груди дремлют «жизни, силы», он способен к действию. Но все его действия несут не положительный, а отрицательный заряд, вся его деятельность направлена не на созидание, а. на разрушение. В этом Печорин сходен с героем поэмы «Демон». И, правда, в его облике (особенно в начале романа) есть что-то демоническое, неразгаданное.
    Во всех новеллах, которые Лермонтов объединил в романе, Печорин предстает перед нами как разрушитель жизней и судеб других людей. Из-за него лишается крова и погибает черкешенка Бела, разочаровывается в дружбе Максим Максимович, страдают и Мэри и Вера, погибает от его руки Грушницкий, вынуждены покинуть родной дом «честные контрабандисты», погибает и молодой офицер Вулич.
    Белинский видел в характере Печорина «переходное» состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем».

  6. 6
    Текст добавил: oooМанящий_ароматooo

    Лермонтов – все сочинения
    Михаил Юрьевич Лермонтов был романтиком и лириком. Он любил задавать себе вопросы и сам же в последствии отвечал на них. В основном все его произведения были пропитаны любовью к Родине. В стихотворении «Родина» он попытался собрать все то, что дорого ему. Жизнь поэта была вечным скитанием, он был одинок, и наверное, это одиночество побуждало его ценить родную природу.
    Лермонтов Россию представлял разной. Одна вызывала чувство любви, а другая — ненависти, это «…немытая Россия, Страна рабов, страна господ…» Эту Россию он презирает, он ее ненавидит.
    В конце 1830-х гг. Лермонтов создает «Бородино». В этом стихотворении он восхищается подвигами солдат, которые победили в Отечественной войне.
    Все, что им создано за тринадцать лет творчества, — это подвиг во имя свободы и Родины. И заключается он не только в прославлении Бородинской победы, в строках «Люблю отчизну я…» или в рассказе «Мцыри», но и в тех сочинениях, где не говорится прямо ни о Родине, ни о свободе, но о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии.
    В юности, сочиняя романтические поэмы и драмы, он рисовал в своем воображении свободных и гордых героев, людей пылкого сердца, могучей воли, верных клятве, гибнущих за волю, за Родину, за идею, за верность самим себе. В окружающей жизни их не было. Но Лермонтов сообщал им собственные черты, наделял своими мыслями, своим характером, своей волей.
    Лермонтову свойственно чувство высокой ответственности перед читателями. Он отрицал литературу, стоящую в стороне от общественной жизни. Интерес Лермонтова вызывает и эпоха царствования Ивана Грозного. Именно этой эпохе посвящена поэма «Песня про купца Калашникова». Главный герой Калашников честен, благороден, смел. Он пытается защитить свою жену, отстоять свое человеческое достоинство. Он отомстил за свою поруганную честь, убил своего обидчика, но и сам поплатился жизнью. Даже самому царю, Ивану Грозному, не открыл Калашников истинной причины своего поступка. В своем творчестве Лермонтов ставил проблему деятеля, проблему положительного героя. Некоторые стихи его были переложены на музыку и стали песнями и романсами.
    Как всякий истинный поэт, Лермонтов был гражданином своего Отечества, достойным, благородным, непреклонным. Тревожная мечта о лучшем будущем жила в его пылком сердце. Таких личностей, как Лермонтов, нещадно гложет тоска и отчаяние среди запустения душ серого прозябания страны, в которой родился. Чувство протеста доходит до крайности и выплескивается даже за пределы творчества и внутренней духовной жизни, но любовь к Родине преобладает над всеми остальными чувствами.
    В день гибели Пушкина Лермонтов впервые заявил о себе как гражданин и патриот с большой буквы. Он бросил в лицо светскому обществу: «Свободы, Гения и славы палачи!»
    Он грозил им народной расправой и указывал на их связь с императорским троном.
    Еще при жизни консервативная критика обвиняла Лермонтова в проатеистических проявлениях в творчестве. Но в противовес этому прогрессивные критики сознавали его как глубокого, самобытного поэта с ярко выраженным гражданским и патриотическим чувством.
    Совесть поэта чутко реагировала на все проявления несправедливости в русском обществе. Тревожная неудовлетворенность настоящим, мечта о лучшем будущем, жажда гармоничного человеческого бытия — все это сливалось в бурный поток его лирики.

    Похожие сочинения

    «Я рожден, чтоб целый мир был зритель торжества иль гибели моей»
    Лермонтов, как и Пушкин, входит в нашу жизнь с детства и сопровождает нас на всех жизненных дорогах. Многим из нас он помогает найти ответы на вопросы, которые волновали и мучили его, как и нас.
    Лермонтов рано осознал себя «избранником», человеком…смотреть целиком
    Раздумья о пророческой роли поэта и его судьбе в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова
    Эпиграф: Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. А. С.Пушкин «поэт и толпа» Не встретит ответа Средь шума мирского Из пламя и света Рождённое слово. М. Ю. Лермонтов «есть речи значенье»
    План.
    I что без страданий жизнь поэта (строки…смотреть целиком
    Основные темы лирики М. Ю. Лермонтова.
    Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на скитание, на одиночество в мире, на непонятость. Лермонтов в своем творчестве создает уникальную философскую концепцию одиночества….смотреть целиком
    “СТРАННАЯ ЛЮБОВЬ” К РОДИНЕ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
    Великий
    русский критик В. Г. Белинский назвал поэзию
    М. Ю. Лермонтова “совсем новым звеном в цепи
    исторического развития нашего общества”.
    Связано это было, прежде всего, с тем, что М.
    Ю. Лермонтов создавал свои произведения в
    эпоху, когда поэтическое…смотреть целиком
    Музыка сердца в лирике М. Ю. Лермонтова
    Михаил Юрьевич Лермонтов ввел в русскую литературу неповторимый стих, отмеченный энергией мысли и мелодичностью слова. Он рано осознал себя “избранником” судьбы, “странной” и неминуемо трагичной личностью. Он был мятежным романтиком,…смотреть целиком
    «Люблю я цепи синих гор…»
    (по поэзии М. Ю. Лермонтова) (2)
    Михаил Лермонтов — великий русский поэт, преемник и продолжатель пушкинских традиций. Его творчество ознаменовало новый этап в развитии русской литературы. Имя Лермонтова, называемого «классиком XIX столетия», широко…смотреть целиком
    Ранние прозаические произведения Лермонтова
    Обращение к прозе — закономерный процесс, связанный с новыми явлениями в русской литературе 30-х годов. Лермонтов не мог не быть захвачен этим процессом. Его самое раннее прозаическое произведение — незаконченный исторический роман «Вадим» (1832— 1834)….смотреть целиком

  7. Стихи Лермонтова — это почти всегда внутренний, напряженный монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них. Поэт чувствует свое одиночество, тоску, непонимание. Одна отрада для него — Родина. Любовью к Родине наполнены многие поэтические строки Лермонтова. Он бесконечно любит свой народ, тонко чувствует красоту родной природы. В стихотворении “Родина” поэт ясно отделяет подлинный патриотизм от мнимого, официального патриотизма николаевской России. В стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива…” Лермонтов продолжает размышлять о своей “странной любви” к Родине. Она заключается в любви к полям, лесам, незатейливым пейзажам, к чете “белеющих берез”. Родные просторы, природа как бы лечат поэта, он чувствует свое единение с Богом:
    Тогда смиряется души моей тревога,
    Тогда расходятся морщины на челе,
    И счастье я могу постигнуть на земле,
    И в небесах я вижу Бога!..
    Но Россия Лермонтова — не только пейзажные зарисовки, не только раздолье, родные края; Россия Лермонтова предстает и в другом виде, это —
    …Немытая Россия,
    Страна рабов, страна господ…
    Такая рабски покорная Россия ненавистна поэту, такая родина может вызывать только презрение. Именно таким настроением пронизано стихотворение “Прощай, немытая Россия…”.
    В произведении “Смерть Поэта”, бесконечно скорбя о безвременной кончине Пушкина, Лермонтов ясно и четко определил место поэта в жизни и литературе. Истинный художник — не одинокий странник. Он болеет проблемами своей страны и народа. Лермонтову свойственно чувство высокой ответственности перед читателями. Он отрицал литературу, стоящую в стороне от общественной жизни России.
    В конце 30-х годов поэта начинает волновать историческая тема. Он создает “Бородино” и “Песню про купца Калашникова”.
    В стихотворении “Бородино” Лермонтов воспевает подвиг российских солдат, “богатырей”, победивших в войне 1812 года. А Бородинская битва воспринималась современниками Лермонтова как символ победы, как главное сражение Отечественной войны. Автор восхищается поколением 10-х годов XIX века, на плечи которого легла основная тяжесть войны:
    Да! Были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя,
    Богатыри – не вы!
    Это поколение противопоставлено поколению 30-х годов, которое “толпой угрюмою и скоро позабытой” пройдет, “не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда”.
    Интерес Лермонтова вызывает и другая историческая эпоха, эпоха царствования Ивана Грозного. Именно этой эпохе посвящена историческая поэма “Песня про купца Калашникова”. Но настоящим героем поэмы становится не царь Иван Грозный, а молодой купец Калашников. Этот герой близок героям русского народного эпоса, например былинным богатырям.
    Купец Калашников честен, благороден, смел. Он бьется с опричником Кирибеевичем смертным боем, пытаясь защитить свою жену, отстоять свое человеческое достоинство. Смелый купец отомстил за поруганную честь, убил своего обидчика в честном кулачном бою на Москве-реке, но и сам поплатился жизнью. Даже царю не открыл купец Калашников истинной причины своего поступка, не склонил своей гордой головы:
    И гуляют шумят ветры буйные
    Над его безымянной могилкою.
    И проходят мимо люди добрые:
    Пройдет стар человек — перекрестится,
    Пройдет молодец — приосанится,
    Пройдет девица — пригорюнится,
    А пройдут гусляры — споют песенку.
    В своем творчестве Лермонтов ставил проблему деятеля, проблему положительного героя. И если среди современников Лермонтов искал и не находил такого героя, то в историческом прошлом России такие герои были.
    Несомненно, Лермонтов стал народным поэтом. Некоторые стихи его были переложены на музыку и стали песнями и романсами. Вспомним “Выхожу один я на дорогу…”. Стихи, ставшие песней.
    За 27 неполных лет своей жизни поэт создал столько, что навсегда прославил русскую литературу и продолжил дело великого поэта русского — Пушкина, став с ним вровень. Какая трагедия для России, что так рано ушли из жизни два гения русской словесности!
    Беру!

  8. Стихи Лермонтова – это почти всегда напряженный внутренний монолог, ис­кренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них. Поэт чувству­ет свое одиночество, тоску, непонима­ние. Одна отрада для него – Родина. Любовью к Родине наполнены многие поэтические строки Лермонтова. Он бесконечно любит свой народ, тонко чувствует красоту родной природы. В стихотворении «Родина» поэт ясно отделяет подлинный патриотизм от мнимого, официального патриотизма николаевской России.
    В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…» Лермонтов про­должает размышлять о своей «стран­ной любви» к Родине. Она заключается в любви к полям, лесам, незатейливым пейзажам, к чете «белеющих берез». Родные просторы, природа как бы ле­чат поэта, он чувствует свое единение с Богом:
    Тогда смиряются души моей тревоги,
    Тогда расходятся морщины на челе,
    И счастье я могу постигнуть на земле,
    И в небесах я вижу Бога.
    Но Россия Лермонтова – не только пейзажные зарисовки, не только раз­долье, родные края; Россия Лермон­това предстает и в другом виде, это «немытая Россия, страна рабов, стра­на господ…»
    Такая рабски покорная Россия нена­вистна поэту, такая родина может вы­зывать только презрение. Именно та­ким настроением пронизано стихотво­рение «Прощай, немытая Россия…»
    В произведении «Смерть Поэта», бес­конечно скорбя о безвременной кончи­не Пушкина, Лермонтов ясно и четко определил место поэта в жизни и лите­ратуре. Истинный художник – не оди­нокий странник. Он болеет проблемами своей страны, Лермонтову свойственно чувство высокой ответственности пе­ред читателями. Он отрицал литерату­ру, стоящую в стороне от обществен­ной жизни России.
    В конце 30-х годов поэта начинает волновать историческая тема. Он со­здает «Бородино» и «Песню про купца Калашникова». В стихотворении «Боро­дино» Лермонтов воспевает подвиг российских солдат, «богатырей», побе­дивших в войне 1812 года. А Бородин-
    екая битва воспринималась современ­никами Лермонтова как символ победы, как главное сражение Отечественной войны. Автор восхищается поколением 10-х годов XIX века, на плечи которых легла основная тяжесть войны:
    Да! Были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя:
    Богатыри — не вы!
    Это поколение противопоставлено поколению 30-х годов, которое «толпой угрюмою и скоро позабытой» пройдет, «не бросивши векам ни мысли плодови­той, ни гения начатого труда».
    Лермонтова привлекает и другая эпо­ха, эпоха царствования Ивана Грозно­го. Именно ей посвящена историческая поэма «Песня про купца Калашникова». Но настоящим героем поэмы становит­ся не царь Иван Грозный, а молодой ку­пец Калашников. Он близок героям рус­ского народного эпоса, например бы­линным богатырям.
    Купец Калашников честен, благоро­ден, смел. Он бьется с опричником Кирибеевичем смертным боем, пытаясь защитить свою жену, отстоять свое че­ловеческое достоинство. Смелый купец отомстил за поруганную честь, убил своего обидчика в честном кулачном бою на Москве-реке, но и сам попла­тился жизнью. Даже самому царю, Ива­ну Грозному, не открыл купец Калашни­ков истинной причины своею поступка, не склонил своей гордой головы:
    И гуляют шумят ветры буйные
    Над его безымянной могилкою.
    И проходят мимо люди добрые:
    Пройдет стар человек — перекрестится,
    Пройдет молодец — приосанится,
    Пройдет девица — пригорюнится,
    А пройдут гусляры — споют песенку.
    В своем творчестве Лермонтов ставил проблему деятеля, проблему положи­тельного героя, и если среди современ­ников Лермонтов искал и не находил та­кого героя, то в историческом прошлом России такие герои были.
    Несомненно, Лермонтов стал на­родным поэтом. Некоторые стихи его переложены на музыку и стали песня­ми и романсами. Вспомним «Выхожу один я на дорогу…» — стихи, ставшие песней.
    За 27 неполных лет своей жизни поэт создал столько, что навсегда просла­вил русскую литературу и продолжил дело великого стихотворца русского — Пушкина, став с ним вровень.
    У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
    В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
    Сохранить сочинение:

  9. Главная
    Сочинения по литературе
    Патриотические мотивы в лирике Лермонтова – сочинение
    Романтическое мировосприятие, присущее Лермонтову, в известной степени предопределило его «странную любовь» к Родине. О том, насколько иррационально его чувство в действительности, дают представление патриотические мотивы, которые прослеживаются на протяжении всего творческого пути поэта.
    Одной из характерных особенностей патриотической лирики Лермонтова, непосредственно связанной с художественным методом и мировоззрением, являются критические мотивы. Идеалы романтизма вступают в конфликт с реальной действительностью, и критические мотивы у Лермонтова явились следствием этих непримиримых противоречий.
    Особенно остро этот конфликт ощущается в раннем творчестве поэта, где критика часто составляет целиком все внутреннее содержание стихотворений, обращенных к Родине. Примером может послужить написанное в 1828 году стихотворение «Жалобы турка»:
    Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
    Там за утехами несется укоризна,
    Там стонет человек от рабства и цепей!
    Друг! Этот край … моя отчизна!
    Но не менее критична социальная позиция Лермонтова и в более поздний период. Как приговор звучат его слова, сказанные о Родине в стихотворении «Прощай, немытая Россия…». Это «страна рабов, страна господ», страна «голубых мундиров» и преданного им народа.
    Однако критика затрагивает не только социально-политические аспекты, но и духовную сторону жизни современного Лермонтову российского общества. Пример тому – стихотворение «Дума»:
    Мечты поэзии, создания искусства
    Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
    Мы жадно бережем в груди остаток чувства –
    Зарытый скупостью и бесполезный клад.
    Критические мотивы чаще всего связаны с конкретным образом Родины, однако, наряду с ним, возникает обобщенно-символический, романтический образ. Например, в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…» (1840) чувство Родины соприкасается с воспоминаниями из детства:
    И если как-нибудь на миг удастся мне
    Забыться – памятью к недавней старине
    Лечу я вольной, вольной птицей:
    И вижу я себя ребенком; и кругом
    Родные все мета: высокий барский дом
    И сад с разрушенной теплицей.
    Это настоящая Родина, Родина сердца, но она остается недосягаемой для лирического героя.
    С еще более отдаленным прошлым связана лермонтовская концепция русского национального характера. Именно романтики в поисках ярких, сильных личностей проявляли особый интерес к национальной истории. «Самый выбор этого предмета свидетельствует о состоянии духа поэта, недовольного современной действительностью и перенесшегося от нее в далекое прошлое, чтоб там искать жизни, которой он не видит в настоящем» , – писал об этом В.Г. Белинский.
    В 1838 году была напечатана «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – романтическая национально-историческая поэма. Каждому из героев поэмы свойственна романтическая страсть. Так, Калашников – носитель чести:
    Опозорил семью нашу честную
    Злой опричник царский Кирибеевич;
    А такой обиды не стерпеть душе
    Да не вынести сердцу молодецкому.
    Калашников – воплощение русского национального характера, богатырь, честный, сильный духом. Его победа над Кирибеевичем обусловлена тем, что он стоит за правду:
    Буду насмерть биться, до последних сил;
    А побьет он меня – выходите вы
    За святую правду-матушку.
    Образ Ивана Грозного также трактуется романтически. В нем сошлись два начала: жестокость и благородство. Можно сказать, что он олицетворяет собой судьбу, рок. «Едва ли во всей истории человечества можно найти другой характер, который мог бы с большим правом представлять лицо судьбы, как Иоанн Грозный!» – отмечал Белинский. Выбор исторической эпохи перекликается с точкой зрения славянофилов на отечественную историю, началом которой они считали правление Ивана Грозного – первого царя вновь объединенных русских земель.
    Поиски сильного национального характера отражает также стихотворение «Бородино», но в отличие от «Песни…», в нем присутствует прямой диалог «прошлого» и «настоящего»:
    Да, были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя:
    Богатыри – не вы!
    Национальный характер раскрывается через монолог простого русского солдата, чья любовь к Родине абсолютна и бескорыстна. Герой стихотворения – цельная личность, он противопоставляется рефлексирующему типу личности современного человека:
    Что тут хитрить, пожалуй к бою:
    Уж мы пойдем ломить стеною,
    Уж постоим мы головою
    За родину свою!
    Таким героем-антиподом является, например, Печорин, который «привык сомневаться во всем», а потому у него отсутствует не только патриотизм, но и национальное самосознание как таковое.
    Понятие Родина в творчестве Лермонтова трактуется очень широко. Кроме всего прочего, чувство Родины у поэта теснейшим образом связано с именем Пушкина, своим гением олицетворяющим национальную славу. В стихотворении «Смерть поэта», созданном в 1837 году после гибели Пушкина, гневные строки в адрес Дантеса содержат в себе своеобразный патриотический мотив, наглядно подтверждающий это:
    Смеясь, он дерзко презирал
    Земли чужой язык и нравы;
    Не мог понять он нашей славы;
    Не мог понять в сей миг кровавый,
    На что он руку поднимал!
    Патриотические мотивы в лирике Лермонтова вообще тесно связаны с темой поэта и поэзии. Как поэтическая Родина изображается Кавказ – излюбленный романтический образ. Так, в одноименном стихотворении 1830 года мы читаем:
    Хотя я судьбой на заре моих дней,
    О южные горы, отторгнут от вас,
    Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
    Как сладкую песню отчизны моей,
    Люблю я Кавказ.
    Несколько по-иному связь темы поэта и поэзии и патриотических мотивов осуществляется в стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой…» 1832 года:
    Нет, я не Байрон, я другой,
    Еще неведомый избранник,
    Как он, гонимый миром странник,
    Но только с русскою душой.
    Поэт – изгой, но он осознает свои национальные корни.
    Уже в более поздней лирике у Лермонтова появляются стихотворения преимущественно реалистические, и именно в них отразился совершенно новый взгляд на свою Родину, близкий к народному ее восприятию. Одно из первых стихотворений, в котором проявились подобные тенденции, – «Когда волнуется желтеющая ива…», написано в 1837 году. Последнее четверостишие – своеобразный мотив примирения с Родиной:
    Тогда смиряется души моей тревога,
    Тогда расходятся морщины на челе, –
    И счастье я могу постигнуть на земле,
    И в небесах я вижу Бога.
    Примирение происходит через созерцание природы, являющейся воплощением гармонии, которой так не хватает в мире.
    Немногим позже в 1841 году Лермонтов пишет стихотворение «Родина», впитавшее в себя все прежние эмоции и переживания. «Родина» – зрелый взгляд поэта на природу своего патриотического чувства, его внутреннее содержание. Его любовь – не гражданский долг:
    Ни слава, купленная кровью,
    Ни полный гордого доверия покой,
    Ни темной старины заветные преданья
    Не шевелят во мне отрадного мечтанья, –
    это чисто личное чувство:
    Но я люблю – за что, не знаю сам –
    Ее степей холодное молчанье,
    Ее лесов безбрежных колыханье,
    Разливы рек ее, подобные морям.
    Патриотическое чувство поэта оказывается сродни тому, которое испытывают простые русские люди. Недаром стихотворение завершается полным погружением лирического героя в самую глубь народной жизни и народного сознания:
    С отрадой, многим незнакомой,
    Я вижу полное гумно,
    Избу, покрытую соломой,
    С резными ставнями окно;
    И в праздник, вечером росистым,
    Смотреть до полночи готов
    На пляску с топаньем и свистом
    Под говор пьяных мужичков.
    Таким образом, долгий творческий путь, отразивший часто противоречивые чувства поэта к Родине, приводит его к народному ее пониманию: истинный патриотизм не требует каких-то особых обстоятельств и часто вовсе не объясним.

  10. Лирика Лермонтова на тему патриотизма берет свое начало со стихотворения «Булевар» 1830 года.
    Уже через год выходит из-под пера «В избушке позднею порой…», где прославляется русская женщина, наставляющая малыша отвечать на угнетение знати.
    В 1837 году публикуется «Бородино», в котором победа над французами воспринимается автором восторженно, как одна из величайших русских побед.
    В 1840-1841 годах выходят сразу два стихотворения поэта:
    «Тучи», где он с горечью отмечает порабощение народа знатью, метафорично называя Россию грязной.
    «Родина», из которого становится понятно, что жесткие слова автора продиктованы его патриотизмом и нежеланием оставлять страну в нынешнем положении.
    Тема Родины в лирике Лермонтова часто встречается и отображает одновременно восхищение автором героическим прошлом державы, даже несколько идеализированно, и его угнетение поступками нынешней власти, а также возмущение безропотностью народа. Наиболее ярко это отражают цитаты Лермонтова о родине:
    «Да, были люди в наше время,
    Могучее, лихое племя:
    Богатыри — не вы…»
    («Бородино»)
    «Прощай, немытая Россия,
    Страна рабов, страна господ,
    И вы, мундиры голубые,
    И ты, им преданный народ.»
    («Родина»)

    Патриотические взгляды автора, выраженные через лирического героя

    Первые стихи были написаны под влиянием байроновского творчества, поэтому они наполнены романтическими образами, а вот поздняя лирика серьезно отличается и уже более реалистичная, зрелая. Литературоведы делят творчество поэта на этапы:
    ранний – с 1828 по 1837;
    поздний – с 1837 по 1841.
    Не секрет, что поэт чаще всего использует своего лирического героя, чтобы отразить свою позицию по отношению к различным ситуациям. Какие чувства к Родине испытывает лирический персонаж?

    Ранний период

    В ранних стихах лирический герой отличается решительностью и бескомпромиссностью, живо реагирует на любую несправедливость. Ранний герой – эдакий романтик, который типичен для произведений западной литературы, многогранная личность, целью которого является свобода.
    Он смел и отчаян, вызывает тиранов на бой и громко кричит об угнетении, одновременно с этим испытывает лирический герой к своей стране и любовь.
    Отражается пылкая странная страсть поэта к Родине в лирике вместе с его желанием изменить то, что угнетает простых людей.

    Поздний период

    На этом этапе происходят серьезные изменения в мировоззрении героя, хотя тема Родины в лирике Лермонтова присутствует регулярно. Это уже умудренный опытом взрослый мужчина, который отличается рассудительностью и неторопливостью. Эти изменения можно прочесть в «Бородино», с которого и начинается второй этап творчества, характерный своим реализмом. Однако, в отличие от других, автор не полностью отказывается от романтизма, но совмещает его с реализмом. Его поздние стихи – это смешение двух этих приемов.
    «Бородино» представляет уже не просто лирического героя, а человека, который принимал участие в важных событиях, выступающего в роли повествователя. Он не отличается красотой, возвышенностью или знатностью – это простой вояка, сражающийся за державу. Чувство грусти и тоски испытывает лирический герой позднего творчества поэта. Он уже не пылко реагирует на все события, но сомневается, боится поражения. Также можно заметить, что поздние герои произведения не выступают от своего лица, но олицетворяют собой весь народ.
    На протяжении всего творчества, благодаря изменениям в мыслях и поступках героев, можно проследить, как изменялись мысли самого поэта, как он взрослел и уже не пылко реагировал на ужасающую действительность, но рассуждал, раздумывал и сомневался в правильности пути государства, ища не активных столкновений с правительством, но действительных изменений в ее политике.

  11. Стихи Лермонтова – ??ο почти всегда внутренний, напряженный монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них. Поэт чувствует свое одиночество, тоску, непонимание. Одна отрада для него – Родина. Любовью к Родине наполнены многие поэтические строки Лермонтова. Он бесконечно любит свой народ, тонко чувствует красоту родной природы. В стихотворении “Родина” поэт ясно отделяет подлинный патриотизм от мнимого, официального патриотизма николаевской России.
    В стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива” Лермонтов продолжает размышлять о своей “странной любви” к Родине. Она заключается в любви к полям, лесам, незатейливым пейзажам, к чете “белеющих берез”. Родные просторы, природа как бы лечат поэта, он чувствует свое единение с богом:
    Тогда смиряются души моей тревоги,
    Тогда расходятся морщины на челе,
    И счастье я могу постигнуть на земле,
    И в небесах я вижу бога.
    Но Россия Лермонтова ?? только пейзажные зарисовки, ?? только раздолье, родные края; Россия Лермонтова предстает и в другом виде, ??ο –
    …Немытая Россия,
    Страна рабов, страна господ…
    Такая рабски покорная Россия ненавистна поэту, такая родина может вызывать только презрение. Именно таким настроением пронизано стихотворение “Прощай, немытая Россия…”.
    В произведении “На смерть поэта”, бесконечно скорбя о безвременной кончине Пушкина, Лермонтов ясно и четко определил место поэта в жизни и литературе. Истинный художник – ?? одинокий странник. Он болеет проблемами своей страны и народа. Лермонтову свойственно чувство высокой ответственности перед читателями. Он отрицал литературу, стоящую в стороне от общественной жизни России.
    В конце 30-х годов поэта начинает волновать историческая тема. Он создает “Бородино” и “Песню про купца Калашникова”.
    В стихотворении “Бородино” Лермонтов воспевает подвит российских солдат, “богатырей”, победивших в войне 1812 года. А Бородинская битва воспринималась современниками Лермонтова как символ победы, как главное сражение Отечественной войны. Автор восхищается поколением 10-х годов XIX века, на плечи которых легла основная тяжесть войны:
    Да! Были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя,
    Богатыри – ?? вы!
    Это поколение противопоставлено поколению 30-х годов, которое “толпой угрюмою и скоро позабытой” пройдет, “не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда”.
    Интерес Лермонтова вызывает и другая историческая эпоха, эпоха царствования Ивана Грозного. Именно этой эпохе посвящена историческая поэма “Песня про купца Калашникова”. Но настоящим героем поэмы становится ?? царь Иван Грозный, а молодой купец Калашников. Этот герой близок героям русского народного эпоса, например, былинным богатырям.
    Купец Калашников честен, благороден, смел. Он бьется с опричником Кирибеевичем смертным боем, пытаясь защитить свой жену, отстоять свое человеческое достоинство. Смелый купец отомстил за поруганную честь, убил своего обидчика в честном кулачном бою на Москве-реке, но и сам поплатился жизнью. Даже самому царю, Ивану Грозному, ?? открыл купец Калашников истинной причины своего поступка, ?? склонил своей гордой головы:
    И гуляют-шумят ветры буйные
    Над его безымянной могилою.
    И проходят мимо люди добрые:
    Пройдет стар человек – перекрестится,
    Пройдет молодец – приосанится,
    Пройдет девица – пригорюнится,
    А пройдут гусляры – споют песенку.
    В своем творчестве Лермонтов ставил проблему деятеля, проблему положительного героя. И ???? среди современников Лермонтов искал и ?? находил такого героя, то в историческом прошлом России такие герои были.
    Несомненно, Лермонтов стал народным поэтом. Некоторые стихи его были переложены на музыку и стали песнями и романсами. Вспомним, “Выхожу один я на дорогу…”. Стихи, ставшие песней.
    За 27 неполных лет своей жизни поэт создал столько, что навсегда прославил русскую литературу и продолжил дело великого стихотворца русского – Пушкина, став с ним вровень. Какая трагедия для России, что так рано ушли из жизни два гения русской словесности.
    М. Ю. Лермонтов

  12. Стихи Лермонтова – это почти всегда внутренний, напряженный монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них. Поэт чувствует свое одиночество, тоску, непонимание. Одна отрада для него – Родина. Любовью к Родине наполнены многие поэтические строки Лермонтова. Он бесконечно любит свой народ, тонко чувствует красоту родной природы. В стихотворении \”Родина\” поэт ясно отделяет подлинный патриотизм от мнимого, официального патриотизма николаевской России.
    В стихотворении \”Когда волнуется желтеющая нива\” Лермонтов продолжает размышлять о своей \”странной любви\” к Родине. Она заключается в любви к полям, лесам, незатейливым пейзажам, к чете \”белеющих берез\”. Родные просторы, природа как бы лечат поэта, он чувствует свое единение с богом:
    Тогда смиряются души моей тревоги, Тогда расходятся морщины на
    челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога. Но Россия Лермонтова – не только пейзажные зарисовки, не только раздолье, родные края; Россия Лермонтова предстает и в другом виде, это -…Немытая Россия, Страна рабов, страна господ…
    Такая рабски покорная Россия ненавистна поэту, такая родина может вызывать только презрение. Именно таким настроением пронизано стихотворение \”Прощай, немытая Россия…\”.
    В произведении \”На смерть поэта\”, бесконечно скорбя о безвременной кончине Пушкина, Лермонтов ясно и четко определил место поэта в жизни и литературе. Истинный художник – не одинокий странник. Он болеет проблемами своей страны, Лермонтову свойственно чувство высокой ответственности перед читателями. Он отрицал литератору, стоящую в стороне от общественном жизни России.
    В конце 30-х годов поэта начинает волновать историческая тема. Он создает \”Бородино\” и \”Песню про купца Калашникова\”. В стихотворении \”Бородино\” Лермонтов воспевает подвиг российских солдат, \”богатырей\”, победивших в войне 1812 года. А Бородинская битва воспринималась современниками Лермонтова как символ победы, как главное сражение Отечественной войны. Автор восхищается поколением 10-х годов XIX века, на плечи которых легла основная тяжесть войны:
    Да! Были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя,
    Богатыри -не вы!

  13. Патриотическая лирика Лермонтова
    Когда по окончании юнкерской школы М. Ю. Лермонтов был направлен служить корнетом в лейб-гвардии гусарский полк и впервые явился перед бабушкой в офицерской форме, она заказала художнику Ф. О. Будкину его парадный портрет. С полотна пристальным взглядом смотрит на нас спокойный, благообразный гвардеец. Поэту не очень повезло с художником, потому что до сих пор не могут разобраться, на каком же из нескольких сохранившихся с той поры портретов его изображение более всего соответствует оригиналу. Известно, что в отличие от портретов Пушкина, которые только дополняют друг друга, портреты Лермонтова, наоборот, друг другу противоречат. В конце концов, самый лучший портрет Лермонтова – это его поэзия. А военная или, как ее еще называют, патриотическая тема заняла важное место в его творчестве.
    Как всякий истинный художник, Лермонтов был в высшей степени гражданином своего отечества, достойным, благородным и непреклонным. Он трезво оценивал события и явления современной ему действительности.
    Тревожная мечта о лучшем будущем жила в его пылком сердце. Таких личностей, как Лермонтов, нещадно гложет тоска и отчаяние среди запустения душ и серого прозябания страны, в которой они родились. Чувство протеста доходит до крайности и выплескивается даже за пределы творчества и внутренней духовной жизни. Но любовь к Родине все равно преобладает над всеми остальными чувствами:
    Степь раскинулась лиловой пеленой,
    И так она свежа, и так родна с душой,
    Как будто создана лишь для свободы.
    В день гибели Пушкина Лермонтов впервые заявил о себе как гражданин и патриот с большой буквы. Он бросил в лицо светскому обществу:
    Свободы, Гения и славы палачи!
    Он грозил им народной расправой и указывал на их связь с императорским троном. Герцен писал о Лермонтове: Люди лицемерные, слабые никогда не прощают такой смелости. И ему не простили. Вся его недолгая жизнь прошла в напряжении вечной погони за ним темных сил. Но к мыслям о Родине поэт обращался, как верующий человек в молитве обращается к Богу. Ощущение величия и независимости Родины от каких-то явлений и людей прибавляли поэту вдохновения. Он создает ряд великолепных стихотворений на патриотическую тему. Например, Бородино – строки которого были взяты на вооружение российским воинством.
    Мы долго молча отступали,
    Досадно было, боя ждали,
    Ворчали старики:
    Что ж мы? на зимние квартиры?
    Не смеют, что ли, командиры
    Чужие изорвать мундиры
    О русские штыки?
    Стали народными выражения: Ребята! не Москва ль за нами?, Уж постоим мы головою за родину свою!, Что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой!.. и многие другие.
    Еще при жизни Лермонтова тем не менее консервативная критика обвиняла поэта в протеистических проявлениях в творчестве и т. д. Но в противовес этому прогрессивные критики сознавали Лермонтова как глубокого, самобытного поэта с ярко выраженным гражданским и патриотическим чувством.
    А вслед за такими авторитетами, как В. Г. Белинский и Н. Г. Чернышевский, и широкий российский читатель воспринял поэзию Лермонтова как явление глубокое, общенародное

  14. Михаил Юрьевич Лермонтов был романтиком и лириком. Он любил задавать себе вопросы и сам же в последствии отвечал на них. В основном все его произведения были пропитаны любовью к Родине. В стихотворении «Родина» он попытался собрать все то, что дорого ему. Жизнь поэта была вечным скитанием, он был одинок, и наверное, это одиночество побуждало его ценить родную природу.
    Лермонтов Россию представлял разной. Одна вызывала чувство любви, а другая — ненависти, это «…немытая Россия, Страна рабов, страна господ…» Эту Россию он презирает, он ее ненавидит.
    В конце 1830-х гг. Лермонтов создает «Бородино». В этом стихотворении он восхищается подвигами солдат, которые победили в Отечественной войне.
    Все, что им создано за тринадцать лет творчества, — это подвиг во имя свободы и Родины. И заключается он не только в прославлении Бородинской победы, в строках «Люблю отчизну я…» или в рассказе «Мцыри», но и в тех сочинениях, где не говорится прямо ни о Родине, ни о свободе, но о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии.
    В юности, сочиняя романтические поэмы и драмы, он рисовал в своем воображении свободных и гордых героев, людей пылкого сердца, могучей воли, верных клятве, гибнущих за волю, за Родину, за идею, за верность самим себе. В окружающей жизни их не было. Но Лермонтов сообщал им собственные черты, наделял своими мыслями, своим характером, своей волей.
    Лермонтову свойственно чувство высокой ответственности перед читателями. Он отрицал литературу, стоящую в стороне от общественной жизни. Интерес Лермонтова вызывает и эпоха царствования Ивана Грозного. Именно этой эпохе посвящена поэма «Песня про купца Калашникова». Главный герой Калашников честен, благороден, смел. Он пытается защитить свою жену, отстоять свое человеческое достоинство. Он отомстил за свою поруганную честь, убил своего обидчика, но и сам поплатился жизнью. Даже самому царю, Ивану Грозному, не открыл Калашников истинной причины своего поступка. В своем творчестве Лермонтов ставил проблему деятеля, проблему положительного героя. Некоторые стихи его были переложены на музыку и стали песнями и романсами.
    Как всякий истинный поэт, Лермонтов был гражданином своего Отечества, достойным, благородным, непреклонным. Тревожная мечта о лучшем будущем жила в его пылком сердце. Таких личностей, как Лермонтов, нещадно гложет тоска и отчаяние среди запустения душ серого прозябания страны, в которой родился. Чувство протеста доходит до крайности и выплескивается даже за пределы творчества и внутренней духовной жизни, но любовь к Родине преобладает над всеми остальными чувствами.
    В день гибели Пушкина Лермонтов впервые заявил о себе как гражданин и патриот с большой буквы. Он бросил в лицо светскому обществу: «Свободы, Гения и славы палачи!»
    Он грозил им народной расправой и указывал на их связь с императорским троном.
    Еще при жизни консервативная критика обвиняла Лермонтова в проатеистических проявлениях в творчестве. Но в противовес этому прогрессивные критики сознавали его как глубокого, самобытного поэта с ярко выраженным гражданским и патриотическим чувством.
    Совесть поэта чутко реагировала на все проявления несправедливости в русском обществе. Тревожная неудовлетворенность настоящим, мечта о лучшем будущем, жажда гармоничного человеческого бытия — все это сливалось в бурный поток его лирики.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *