Сочинение на тему печальная повесть или песнь во славу
5 вариантов
Жанровая система литературы Древней Руси была сложной. В ней переплетались жанры, заимствованные из византийской литературы, среди которых были руководства по богослужению, поучения, молитвы и жития святых, а также произведения светского характера — естественнонаучные и исторические сочинения. Кроме того, существовала и система фольклорных жанров, которые находились в тесной взаимосвязи с жанрами литературными. При этом они сочетались во множестве различных вариаций и образовывали богатую и разнообразную палитру стилей. Но, несмотря на это разнообразие, постоянно происходил поиск нового и зарождение форм.
“Слово о полку Игореве” представляет собой неповторимый и многогранный памятник литературы, гениальное произведение, которое органически вырастало из своего времени, времени высокого уровня развития культуры. В отношении жанровой природы “Слова” и до сих пор ведется немало споров. Одни исследователи видят в нем поэму, другие — воинскую повесть, третьи — былину, четвертые — торжественную речь. И все они по-своему правы. Да и сам автор называет свое произведение очень неопределенно — то словом, то песнью, то повестью. В различных частях “Слова” мы встречаем эти противоречивые характеристики: “Пристало ли нам, братья, начать старыми словами…”, ” Пусть начнется же песнь эта…” или же “Начнем же, братья, повесть эту…”
В поэме описывается поход на половцев русского князя Игоря. Однако ее содержание этим не ограничивается — автор выдвигает общенациональную идею о необходимости объединения разрозненных русских княжеств в защите от половцев. Созданное сразу после похода Игоря, произведение явилось непосредственным откликом на это событие, отразило со всей силой главное бедствие своего времени — отсутствие политического единства Руси, вражду князей между собой и, как следствие, слабость ее обороны. В нем, как в грандиозной панораме, отразилась жизнь русского народа тех времен.
И все же “Слово” не столько повествует о событиях похода, Сколько анализирует их, давая ему оценку. Это взволнованная и страстная речь патриота, насыщенная обычными для устной речи терминами, образами, ритмикой устного языка. Автор ощущает себя говорящим свое произведение, а не пишущим его. Он постоянно обращает свои слова к людям — персонажам прошлого и настоящего: “О Боян, соловей старого времени! Вот бы ты походы те воспел…”, — обращается он к былинному певцу; другие его слова адресованы храброму буй туру Всеволоду: “Ярый тур Всеволод! Незыблем ты в самой передней обороне…”, или к самому Игорю: “Но уже, о князь Игорь, померк солнца свет…” Эти воззвания то и дело прерываются скорбными восклицаниями: “О Русская земля! уже ты за холмом!”, которые еще больше усиливают ощущение близости автора к народу. И это скорее близость оратора к его слушателям, чем писателя к читателям его произведения.
С другой стороны, было бы ошибкой считать “Слово о полку Игореве” типичным ораторским произведением. В нем легко заметить и явные элементы песенного стиля. Это проявляется в насыщенности лирикой, богатстве чувств и настроений, сильной ритмичности. Рассказывая о походе, автор преисполнен такой сильной скорби, таких сильных и волнующих чувств, что не может удержаться от вмешательства в действия Игоря и пылкого высказывания своих чувств:
О, далеко залетел сокол, птиц избивая, — к морю!
А Игорева храброго полка не воскресить!
Не случайно и то, что своим предшественником создатель “Слова” считает Бояна — певца, поэта, исполнявшего свои произведения под аккомпанемент струнного инструмента. Несмотря на то, что он отвергает манеру Бояна:
Пусть начнется же песнь эта
по былинам нашего времени,
а не по замышлению Бояна, –
однако он сам творит в том же роде поэзии, что и известный народный певец. Народно-песенное начало ярко прослеживается во многих частях произведения, которые близки к хвалебным песням или к народным плачам.
Таким образом, в литературе существуют две жанровые системы: письменные, к которым относятся летописи, поучения, повести, сказания, и устные, представленные былинами, песнями, сказками, поговорками и т. п. Однако однозначно отнести “Слово о полку Игореве” к какой-либо из этих систем невозможно. Оно органично соединило в себе в равной степени и устное творчество, и письменную традицию. Следовательно, “Слово” — произведение, которое не является ни чисто устно-поэтическим, ни литературным. В этом скрещении двух направлений и заключается его своеобразие, сложность его идейно-жанровой природы. Именно поэтому язык и стиль произведения всегда будут вызывать живой интерес ученых, исследователей, литературоведов и простых читателей.
Жанровая система литературы Древней Руси была сложной. В ней переплетались жанры, заимствованные из византийской литературы, среди которых были руководства по богослужению, поучения, молитвы и жития святых, а также произведения светского характера — естественнонаучные и исторические сочинения. Кроме того, существовала и система фольклорных жанров, которые находились в тесной взаимосвязи с жанрами литературными. При этом они сочетались во множестве различных вариаций и образовывали богатую и разнообразную палитру стилей. Но, несмотря на это разнообразие, постоянно происходил поиск нового и зарождение форм.
«Слово о полку Игореве» представляет собой неповторимый и многогранный памятник литературы, гениальное произведение, которое органически вырастало из своего времени, времени высокого уровня развития культуры. В отношении жанровой природы «Слова» и до сих пор ведется немало споров. Одни исследователи видят в нем поэму, другие — воинскую повесть, третьи — былину, четвертые — торжественную речь. И все они по-своему правы. Да и сам автор называет свое произведение очень неопределенно — то словом, то песнью, то повестью. В различных частях «Слова» мы встречаем эти противоречивые характеристики: «Пристало ли нам, братья, начать старыми словами…», «Пусть начнется же песнь эта…» или же «Начнем же, братья, повесть эту…»
В поэме описывается поход на половцев русского князя Игоря. Однако ее содержание этим не ограничивается — автор выдвигает общенациональную идею о необходимости объединения разрозненных русских княжеств в защите от половцев. Созданное сразу после похода Игоря, произведение явилось непосредственным откликом на это событие, отразило со всей силой главное бедствие своего времени — отсутствие политического единства Руси, вражду князей между собой и, как следствие, слабость ее обороны. В нем, как в грандиозной панораме, отразилась жизнь русского народа тех времен.
И все же «Слово» не столько повествует о событиях похода, сколько анализирует их, давая ему оценку. Это взволнованная и страстная речь патриота, насыщенная обычными для устной речи терминами, образами, ритмикой устного языка. Автор ощущает себя говорящим свое произведение, а не пишущим его. Он постоянно обращает свои слова к людям — персонажам прошлого и настоящего: «О Боян, соловей старого времени! Вот бы ты походы те воспел…», — обращается он к былинному певцу; другие его слова адресованы храброму буй туру Всеволоду: «Ярый тур Всеволод-Незыблем ты в самой передней обороне…», или к самому Игорю-«Но уже, о князь Игорь, померк солнца свет…» Эти воззвания то и дело прерываются скорбными восклицаниями: «О Русская земля-уже ты за холмом!», которые еще больше усиливают ощущения близости автора к народу. И это скорее близость оратора к слушателям, чем писателя к читателям его произведения.
к шлангу длиной 5м присоединили с одной стороны шланг длиной 3м а с другой -2м. какой длины стал шланг? написать условие задачи и решение задачи в 2 действия.
Где, для, и, я, на казахском, курсы, языка, изучение. Составить предложение!!!!!!!
загадка , живет спокойно не спешит, на всякий случай носит щит, под ним не зная страха гуляет…..
Как переводится с греческого на русский язык слово “сфрагида”
используя основное свойство частного, докажите что равенство верное : 63:21=9:3; 56:8=14:2; 75:15=25:5; 10:5=30:15; 12:4=60:20; 18:3=72:12
Как проверить слово простор,облака,золотистые,голубого,расплестав,видит, отдохнуть, зеленой, тени, деревьев?
помогите составить рассказ на английском языке из 6 предложений о сувенире матрёшка и о русском супер герое.
Царевна лягушка выписать героев сказки
В приведённых пословицах вместо точек употребите подходящие по смыслу слова-антонимы. Укажите значение пословиц.
1. В умной беседе — ума прикопить, а в глупой — и свой …. 2. Семь топоров вместе лежат, а две прялки …. 3. Родимая сторона — мать, чужая — …. 4. Чужой дурак — веселье, а свой — …. 5. Над другим посмеёшься — над собой…. 6. Живое слово дороже … буквы. 7. Ночная кукушка … перекукует. 8. Доброму и сухарь на здоровье,… и мясное не впрок.
Сжатый мячик распрямляется, если прпкратить сжатие. Почему?
Психологизм “Слова о полку Игореве” очевиден. События, образы, природа передают оттенки различных психологических состояний и ощущений. Это и тяжелые предчувствия обреченности, вызванные зловещим предзнаменованием: встревожены звери, птицы, тревога распространяется к Волге, Приморью, доходит до Тмутаракани. Туга наполняет ум, печаль течет, тоска разливается. Природа в “Слове” скорбит и тревожится; вой волков, лай лисиц, клекот орлов сменяется картинами долго меркнущей ночи, погасшей зари, замолкнувшего щекота соловья. И снова в предчувствии поражения русских воинов появляются кровавые зори и черные тучи, идущие от моря, мутно текущие реки и подземные стуки, символизирующие движение несметных сил половцев. Эти чувства сменяются патетическим призывом автора к объединению, затем лирическим умиротворением и, наконец, радостным и торжественным финалом. По верному замечанию Д. С. Лихачева, в “Слове” соединяются “идеи-эмоции”, “идеи-чувства”, “идеи-образы”.
В образе Святослава автор воплощает идеал мудрого, могучего правителя. В “золотом слове” князь скорбит о Русской земле, порицает храбрых, но безрассудных князей за единоличное выступление в поход против половцев. Вещий сон Святослава предрекает поражение русских.
Патриотические чувства народа, любовь к родине выражены и в описании автором его горя после поражения Игоря (“О! Рыдать Русской земле”) и его радости после возвращения князя из плена (“Солнце светит на небе, князь Игорь — в Русской земле.. . Слава Игорю Святославичу, Буй-Тур Всеволоду, Владимиру Игоревичу! Да будут здравы князья и дружина, сражающиеся за христиан с полками поганых! Князьям слава и дружине! Аминь”.
Автором воссоздаются и героические характеры русских женщин, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь. Они выражают идею мира, идею дома, подчеркивают созидательное, народное, нравственное начало, противопоставляя мир войне. С особой душевной нежностью и глубокой грустью говорит о них автор. Их плачи соотносятся с описанием печали русской земли.
Ярославна скорбит не только об Игоре, но и о всех павших русских воинах. Ее образ воплощает лучшие черты древнерусских женщин, горячо любящих, плач овеян нежностью и состраданием. Сила ее любви помогает Игорю бежать из плена. Она готова полететь кукушкою по Дунаю, омочить шелковый рукав в Каяле и обтереть князю кровавые раны на могучем его теле. Ярославна заклинает ветер не метать стрелы на воинов мужа, Днепр “прилелеять” Игоря. “Ярославна рано по утру плачет в Путивле, на стене зубчатой, причитая: “Светлое и пресветлое Солнце! Для всех тепло и красно ты! Зачем, господин, простер горячие свои лучи на воинов милого; в степи безводной зноем им луки повел, горем им колчаны заплел? ””. Природа откликается на ее зов: “Разбушевалось море в полночь, идут смерчи, как тучи. Бог Игорю-князю путь указывает из земли половецкой в землю Русскую, к отчему золотому престолу. Погасли вечером зори. Игорь спит; Игорь бодрствует; Игорь мысленно степи мерит от великого Дона да малого Донца”.
исторические события, описанные в Ипатьевской и Лаврентьевской летописях, и дали автору “Слова о полку Игореве” сюжет.
Скорбь о постигшей родину беде, горькое раздумье о судьбах русской земли, терзаемой степными кочевниками, желание найти выход из создавшегося положения — такова основная тема “Слова”. Автор пытается дать политическую и художественную оценку событий, он считает поражение Игоря одним из следствий отсутствия единения между князьями.
Основная идея “Слова” — страстный призыв русских князей к единению. Эта идея получает воплощение во всей художественной структуре произведения, в его сюжете и композиции.
В событиях «Слова о полку Игореве» большую роль играет природа. Автор делает ее живым существом, способным страдать и радоваться вместе с героями поэмы, оценивать их поступки. Вся природа, описанная человеком, принимавшим участие в бою против половцев, проникнута любовью к родине. Именно поэтому природа в этом произведении помогает героям, борющимся не за свое личное счастье, а за счастье своей родины. Когда князь Игорь выступает в поход на половцев, природа как-будто старается удержать его, предупредить об опасности. Об этом свидетельствуют: затмение солнца, крик филина. С природой связан также образ жены Игоря – Ярославны. Тоскуя по Игорю, тревожась за его войско, она обращается в своих мольбах к природе (ветру, Днепру, солнцу). Природа страдает вместе с матерью убитого князя Ростислава, горюющей о сыне: «Цветы почернели от скорби!
Дерево в тоске к земле припало!» Природа помогает и князю Игорю бежать из плена. Она укрывает его от преследователей, и он благополучно возвращается домой. С природой неразрывно связан каждый образ «Cлова о полку Игореве». Человек, написавший поэму, хорошо знал природу и связывал с ней не только жизнь людей в целом, но и события, происходившие с ними.
Жанровая система литературы Древней Руси была сложной. В ней переплетались жанры, заимствованные из византийской литературы, среди которых были руководства по богослужению, поучения, молитвы и жития святых, а также произведения светского характера — естественнонаучные и исторические сочинения. Кроме того, существовала и система фольклорных жанров, которые находились в тесной взаимосвязи с жанрами литературными. При этом они сочетались во множестве различных вариаций и образовывали богатую и разнообразную палитру стилей. Но, несмотря на это разнообразие, постоянно происходил поиск нового и зарождение форм.
“Слово о полку Игореве” представляет собой неповторимый и многогранный памятник литературы, гениальное произведение, которое органически вырастало из своего времени, времени высокого уровня развития культуры. В отношении жанровой природы “Слова” и до сих пор ведется немало споров. Одни исследователи видят в нем поэму, другие — воинскую повесть, третьи — былину, четвертые — торжественную речь. И все они по-своему правы. Да и сам автор называет свое произведение очень неопределенно — то словом, то песнью, то повестью. В различных частях “Слова” мы встречаем эти противоречивые характеристики: “Пристало ли нам, братья, начать старыми словами…”, ” Пусть начнется же песнь эта…” или же “Начнем же, братья, повесть эту…”
В поэме описывается поход на половцев русского князя Игоря. Однако ее содержание этим не ограничивается — автор выдвигает общенациональную идею о необходимости объединения разрозненных русских княжеств в защите от половцев. Созданное сразу после похода Игоря, произведение явилось непосредственным откликом на это событие, отразило со всей силой главное бедствие своего времени — отсутствие политического единства Руси, вражду князей между собой и, как следствие, слабость ее обороны. В нем, как в грандиозной панораме, отразилась жизнь русского народа тех времен.
И все же “Слово” не столько повествует о событиях похода, Сколько анализирует их, давая ему оценку. Это взволнованная и страстная речь патриота, насыщенная обычными для устной речи терминами, образами, ритмикой устного языка. Автор ощущает себя говорящим свое произведение, а не пишущим его. Он постоянно обращает свои слова к людям — персонажам прошлого и настоящего: “О Боян, соловей старого времени! Вот бы ты походы те воспел…”, — обращается он к былинному певцу; другие его слова адресованы храброму буй туру Всеволоду: “Ярый тур Всеволод! Незыблем ты в самой передней обороне…”, или к самому Игорю: “Но уже, о князь Игорь, померк солнца свет…” Эти воззвания то и дело прерываются скорбными восклицаниями: “О Русская земля! уже ты за холмом!”, которые еще больше усиливают ощущение близости автора к народу. И это скорее близость оратора к его слушателям, чем писателя к читателям его произведения.
С другой стороны, было бы ошибкой считать “Слово о полку Игореве” типичным ораторским произведением. В нем легко заметить и явные элементы песенного стиля. Это проявляется в насыщенности лирикой, богатстве чувств и настроений, сильной ритмичности. Рассказывая о походе, автор преисполнен такой сильной скорби, таких сильных и волнующих чувств, что не может удержаться от вмешательства в действия Игоря и пылкого высказывания своих чувств:
О, далеко залетел сокол, птиц избивая, — к морю!
А Игорева храброго полка не воскресить!
Не случайно и то, что своим предшественником создатель “Слова” считает Бояна — певца, поэта, исполнявшего свои произведения под аккомпанемент струнного инструмента. Несмотря на то, что он отвергает манеру Бояна:
Пусть начнется же песнь эта
по былинам нашего времени,
а не по замышлению Бояна, –
однако он сам творит в том же роде поэзии, что и известный народный певец. Народно-песенное начало ярко прослеживается во многих частях произведения, которые близки к хвалебным песням или к народным плачам.
Таким образом, в литературе существуют две жанровые системы: письменные, к которым относятся летописи, поучения, повести, сказания, и устные, представленные былинами, песнями, сказками, поговорками и т. п. Однако однозначно отнести “Слово о полку Игореве” к какой-либо из этих систем невозможно. Оно органично соединило в себе в равной степени и устное творчество, и письменную традицию. Следовательно, “Слово” — произведение, которое не является ни чисто устно-поэтическим, ни литературным. В этом скрещении двух направлений и заключается его своеобразие, сложность его идейно-жанровой природы. Именно поэтому язык и стиль произведения всегда будут вызывать живой интерес ученых, исследователей, литературоведов и простых читателей.
Жанровая система литературы Древней Руси была сложной. В ней переплетались жанры, заимствованные из византийской литературы, среди которых были руководства по богослужению, поучения, молитвы и жития святых, а также произведения светского характера — естественнонаучные и исторические сочинения. Кроме того, существовала и система фольклорных жанров, которые находились в тесной взаимосвязи с жанрами литературными. При этом они сочетались во множестве различных вариаций и образовывали богатую и разнообразную палитру стилей. Но, несмотря на это разнообразие, постоянно происходил поиск нового и зарождение форм.
«Слово о полку Игореве» представляет собой неповторимый и многогранный памятник литературы, гениальное произведение, которое органически вырастало из своего времени, времени высокого уровня развития культуры. В отношении жанровой природы «Слова» и до сих пор ведется немало споров. Одни исследователи видят в нем поэму, другие — воинскую повесть, третьи — былину, четвертые — торжественную речь. И все они по-своему правы. Да и сам автор называет свое произведение очень неопределенно — то словом, то песнью, то повестью. В различных частях «Слова» мы встречаем эти противоречивые характеристики: «Пристало ли нам, братья, начать старыми словами…», «Пусть начнется же песнь эта…» или же «Начнем же, братья, повесть эту…»
В поэме описывается поход на половцев русского князя Игоря. Однако ее содержание этим не ограничивается — автор выдвигает общенациональную идею о необходимости объединения разрозненных русских княжеств в защите от половцев. Созданное сразу после похода Игоря, произведение явилось непосредственным откликом на это событие, отразило со всей силой главное бедствие своего времени — отсутствие политического единства Руси, вражду князей между собой и, как следствие, слабость ее обороны. В нем, как в грандиозной панораме, отразилась жизнь русского народа тех времен.
И все же «Слово» не столько повествует о событиях похода, сколько анализирует их, давая ему оценку. Это взволнованная и страстная речь патриота, насыщенная обычными для устной речи терминами, образами, ритмикой устного языка. Автор ощущает себя говорящим свое произведение, а не пишущим его. Он постоянно обращает свои слова к людям — персонажам прошлого и настоящего: «О Боян, соловей старого времени! Вот бы ты походы те воспел…», — обращается он к былинному певцу; другие его слова адресованы храброму буй туру Всеволоду: «Ярый тур Всеволод-Незыблем ты в самой передней обороне…», или к самому Игорю-«Но уже, о князь Игорь, померк солнца свет…» Эти воззвания то и дело прерываются скорбными восклицаниями: «О Русская земля-уже ты за холмом!», которые еще больше усиливают ощущения близости автора к народу. И это скорее близость оратора к слушателям, чем писателя к читателям его произведения.
к шлангу длиной 5м присоединили с одной стороны шланг длиной 3м а с другой -2м. какой длины стал шланг? написать условие задачи и решение задачи в 2 действия.
Где, для, и, я, на казахском, курсы, языка, изучение. Составить предложение!!!!!!!
загадка , живет спокойно не спешит, на всякий случай носит щит, под ним не зная страха гуляет…..
Как переводится с греческого на русский язык слово “сфрагида”
используя основное свойство частного, докажите что равенство верное : 63:21=9:3; 56:8=14:2; 75:15=25:5; 10:5=30:15; 12:4=60:20; 18:3=72:12
Как проверить слово простор,облака,золотистые,голубого,расплестав,видит, отдохнуть, зеленой, тени, деревьев?
помогите составить рассказ на английском языке из 6 предложений о сувенире матрёшка и о русском супер герое.
Царевна лягушка выписать героев сказки
В приведённых пословицах вместо точек употребите подходящие по смыслу слова-антонимы. Укажите значение пословиц.
1. В умной беседе — ума прикопить, а в глупой — и свой …. 2. Семь топоров вместе лежат, а две прялки …. 3. Родимая сторона — мать, чужая — …. 4. Чужой дурак — веселье, а свой — …. 5. Над другим посмеёшься — над собой…. 6. Живое слово дороже … буквы. 7. Ночная кукушка … перекукует. 8. Доброму и сухарь на здоровье,… и мясное не впрок.
Сжатый мячик распрямляется, если прпкратить сжатие. Почему?
Психологизм “Слова о полку Игореве” очевиден. События, образы, природа передают оттенки различных психологических состояний и ощущений. Это и тяжелые предчувствия обреченности, вызванные зловещим предзнаменованием: встревожены звери, птицы, тревога распространяется к Волге, Приморью, доходит до Тмутаракани. Туга наполняет ум, печаль течет, тоска разливается. Природа в “Слове” скорбит и тревожится; вой волков, лай лисиц, клекот орлов сменяется картинами долго меркнущей ночи, погасшей зари, замолкнувшего щекота соловья. И снова в предчувствии поражения русских воинов появляются кровавые зори и черные тучи, идущие от моря, мутно текущие реки и подземные стуки, символизирующие движение несметных сил половцев. Эти чувства сменяются патетическим призывом автора к объединению, затем лирическим умиротворением и, наконец, радостным и торжественным финалом. По верному замечанию Д. С. Лихачева, в “Слове” соединяются “идеи-эмоции”, “идеи-чувства”, “идеи-образы”.
В образе Святослава автор воплощает идеал мудрого, могучего правителя. В “золотом слове” князь скорбит о Русской земле, порицает храбрых, но безрассудных князей за единоличное выступление в поход против половцев. Вещий сон Святослава предрекает поражение русских.
Патриотические чувства народа, любовь к родине выражены и в описании автором его горя после поражения Игоря (“О! Рыдать Русской земле”) и его радости после возвращения князя из плена (“Солнце светит на небе, князь Игорь — в Русской земле.. . Слава Игорю Святославичу, Буй-Тур Всеволоду, Владимиру Игоревичу! Да будут здравы князья и дружина, сражающиеся за христиан с полками поганых! Князьям слава и дружине! Аминь”.
Автором воссоздаются и героические характеры русских женщин, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь. Они выражают идею мира, идею дома, подчеркивают созидательное, народное, нравственное начало, противопоставляя мир войне. С особой душевной нежностью и глубокой грустью говорит о них автор. Их плачи соотносятся с описанием печали русской земли.
Ярославна скорбит не только об Игоре, но и о всех павших русских воинах. Ее образ воплощает лучшие черты древнерусских женщин, горячо любящих, плач овеян нежностью и состраданием. Сила ее любви помогает Игорю бежать из плена. Она готова полететь кукушкою по Дунаю, омочить шелковый рукав в Каяле и обтереть князю кровавые раны на могучем его теле. Ярославна заклинает ветер не метать стрелы на воинов мужа, Днепр “прилелеять” Игоря. “Ярославна рано по утру плачет в Путивле, на стене зубчатой, причитая: “Светлое и пресветлое Солнце! Для всех тепло и красно ты! Зачем, господин, простер горячие свои лучи на воинов милого; в степи безводной зноем им луки повел, горем им колчаны заплел? ””. Природа откликается на ее зов: “Разбушевалось море в полночь, идут смерчи, как тучи. Бог Игорю-князю путь указывает из земли половецкой в землю Русскую, к отчему золотому престолу. Погасли вечером зори. Игорь спит; Игорь бодрствует; Игорь мысленно степи мерит от великого Дона да малого Донца”.
исторические события, описанные в Ипатьевской и Лаврентьевской летописях, и дали автору “Слова о полку Игореве” сюжет.
Скорбь о постигшей родину беде, горькое раздумье о судьбах русской земли, терзаемой степными кочевниками, желание найти выход из создавшегося положения — такова основная тема “Слова”. Автор пытается дать политическую и художественную оценку событий, он считает поражение Игоря одним из следствий отсутствия единения между князьями.
Основная идея “Слова” — страстный призыв русских князей к единению. Эта идея получает воплощение во всей художественной структуре произведения, в его сюжете и композиции.
В событиях «Слова о полку Игореве» большую роль играет природа. Автор делает ее живым существом, способным страдать и радоваться вместе с героями поэмы, оценивать их поступки. Вся природа, описанная человеком, принимавшим участие в бою против половцев, проникнута любовью к родине. Именно поэтому природа в этом произведении помогает героям, борющимся не за свое личное счастье, а за счастье своей родины. Когда князь Игорь выступает в поход на половцев, природа как-будто старается удержать его, предупредить об опасности. Об этом свидетельствуют: затмение солнца, крик филина. С природой связан также образ жены Игоря – Ярославны. Тоскуя по Игорю, тревожась за его войско, она обращается в своих мольбах к природе (ветру, Днепру, солнцу). Природа страдает вместе с матерью убитого князя Ростислава, горюющей о сыне: «Цветы почернели от скорби!
Дерево в тоске к земле припало!» Природа помогает и князю Игорю бежать из плена. Она укрывает его от преследователей, и он благополучно возвращается домой. С природой неразрывно связан каждый образ «Cлова о полку Игореве». Человек, написавший поэму, хорошо знал природу и связывал с ней не только жизнь людей в целом, но и события, происходившие с ними.