Сочинение на тему печорин герой своего времени по плану

10 вариантов

  1. Печорин – герой своего времени
    План
    1. Противоречивые мнения о герое романа.
    2. Печорин – герой своего времени
    2.1. Представитель аристократии.
    2.2. Носитель боли и страданий.
    2.3. Душа, испорченная светом.
    3. Существуют ли подобные герои в наше время.
    После своего выхода “Герой нашего времени” взорвал читающую публику множеством противоречивых толков и пересудов. Многие считали, что писатель нарочно очернил светское общество, чтобы выставить себя тонким психологом и добропорядочным человеком. Другие заявляли, что аристократия не может быть такой порочной и циничной, какой изобразил ее автор. Третьи соглашались с Лермонтовым, считая его произведение автобиографическим.
    Сам же автор пояснил, что его герой – собирательный образ, “портрет, составленный из пороков всего нашего поколения”.
    На примере Печорина писатель показал, что ожидает личность, пускай даже самую талантливую и неординарную, но лишенную морального стержня, отчужденную от всего человеческого, зацикленную лишь на своих желаниях.
    Печорин – представитель аристократии, молодой офицер – дворянин, богатый и красивый. Он очень образован и глубокомыслен, тонко чувствует прекрасное, любит жизнь и свободу. Казалось бы, только счастье улыбается молодому человеку.
    Но нет, Григорий Печорин – трагическая натура. Он хочет любить, но не может, и причиняет лишь боль и страдания своим избранницам. Он восхищается дружбой, но не умеет дружить, и с легкостью может отвернуться от вчерашнего приятеля и даже жестоко наказать его.
    Печорин любит играть чувствами других, использовать их в своих целях. Он эгоистичен, горд, себялюбив.
    Но, с другой стороны, Григорий – очень несчастный человек. Вот что он пишет о себе в своем дневнике: “У меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причина несчастья других, то и сам не менее несчастлив”. И это правда, читая роман, можно увидеть, как активно и отчаянно ищет главный герой счастья, и как безвыходно и страшно он его не находит.
    В своем дневнике Печорин честен и открыт, даже самокритичен. Себя он называет “моральным уродом” и “нравственной калекой” и сознается: “Я иногда сам себя призираю”.
    То, что испытывает молодой человек и то, что с ним происходит, напрямую связано с обществом, в котором он вырос, воспитывался и в котором живет. “Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня… ” – сокрушается главный герой.
    Как видно, люди, которые окружают Печорина, не могут привить ему никаких положительных качеств и чувств, не могут вселить в него прекрасные и возвышенные мотивы и побуждения. Свет, с его блеском драгоценностей и наигранными чувствами, с его ослепительными нарядами и ленивыми избалованными привычками, несет только пустоту, разочарование и страдания. Фальшивые улыбки, затаенная ненависть и злоба, праздность и распущенность – это все порождает в Печорине холодность, замкнутость и бездушие.
    Такое может произойти и в наше время. Есть люди, для которых на первом месте стоит нажива, популярность и богатство, в душе которых нет места дружбе, любви и преданности. Но таких людей немного. Поэтому очень важно не брать с них пример, а жить своим умом – по совести и чести, и тогда герои нашего современного общества будут добрыми, любящими и счастливыми.

  2. Лермонтов дает подробную характеристику своему герою. Умный, воспитанный мужчина, не лишенный тщеславия, что так не редко присуще молодым людям. За кажущейся незатейливостью образа скрывается утонченная натура, для которой темы добра и зла, жизни и смерти, религии и предназначения человека — не пустой звук, а почва для постоянного размышления.
    В своем дневнике Печорин задает вопросы: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?», и сам дает на эти вопросы ответ: «А верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…». Он чувствует, он знает, что во многом превосходит  сверстников, но, не найдя понимания среди своего окружения, ожесточается и прячет свои чувства за маской безразличия.
    Его жизненный путь отмечен несколькими победами над женскими сердцами. При этом он быстро охладевает к объектам своих недавних вожделений и с легкостью расстается с ними. Однако за показным безразличием к судьбам других людей скрыта сильная привязанность к Вере. Вера – женщина замужняя, но полюбила Григория Печорина всем сердцем и понимает его мятежную душу.
    Станет ли спасением для нашего героя эта любовь? Увы, нет! Чувства Григория и Веры приводят к новой трагедии. Муж Веры, узнав о ее связи с Печориным, увозит ее из Пятигорска. Григорий бросается в погоню, но его планам не суждено было осуществиться и он теряет свою возлюбленную.
    Этот «прожигатель жизни» искренне страдает. Мы видим его стенания и безутешные слезы. Именно тогда мы понимаем, что Печорин не такой плохой человек, каким хотел казаться. Общество, в котором царили жестокие нравы, во многом изменило взгляды нашего героя на жизнь, но не смогло убить в его душе человечность. Он просто был одним из многих — героем своего времени!

  3.  Вечный герой своего времени Григорий Печорин
    Роман Лермонтова, написанный в 30 – е годы, поистине величайшее произведение на все времена. Многие критики отмечали, что Печорин недостоин такого высокого звания, его безнравственность нетипична для того времени и образ героя в лице всей молодежи России совершенная выдумка. Как считал сам писатель, в Печорине были собраны все недостатки молодого поколения тех времен. После выхода романа читатели отнеслись к нему спорно. Высшее общество и литераторы посчитали его весьма негативным. Многие критики считали также, что главным героем романа был сам Лермонтов. Но поэт, недолго думая, написал в предисловии ко второму роману, что это совершенно нелепое сравнение. Повествование о герое происходит из разных источников, вначале о нем рассказывает Максим Максимыч, потом мы узнаем о нем от автора, а затем от самого героя. Лермонтов старался самым объективным методом раскрыть внутреннее состояние героя и присущие ему черты характера. Для этого в каждом отдельном рассказе, Печорин оказывается в различных обстоятельствах и сталкивается с разными людьми.
    Печорин выступает в роли персонажа дворянского происхождения, который находится в центре событий в переломное время после поражения декабристов. Молодой и веселый парень был бесконечно увлечен светскими приемами, пока они ему не надоели. Занимался наукой, но, к сожалению, тоже не очень долго и пришло время непробудной скуки. Осознание того, что занятий больше нет, разочарование в жизни и отсутствие цели приводило не только его одного в то время в замешательство. Практически вся молодежь в те времена металась от одного дела к другому, так и найдя своего пути.
    Ни один герой в романе по характеристикам не похож на Печорина. Хотя с кем бы ему ни приходилось общаться, у него всегда получалось произвести впечатление на человека без особого труда. Грушницкий же наоборот очень старается, чтобы привлечь внимание на себя. Поэтому он так и раздражал Печорина. Ведь наш герой влюбил в себя Мэри лишь для того, чтобы Грушницкий поволновался. Впоследствии эти скандалы привели к дуэли, на которой трагично погиб Грушницкий.
    Печорин понимает, что от него нет пользы для общества, он ощущает себя ничтожным и ненужным. Ему нравится то, что он может всегда и везде делать то, что ему хочется, при этом никому не помогая и не мешая. И только когда он остается совсем один – он понимает всю трагичность в его жизни. Главная мысль романа в том, что человек сильного ума и таланта не смог найти применения своим возможностям, не сделал никакого вклада в развитие общества.У Печорина достаточно непростой характер, все мы осуждаем его за отношение к Мэри, Бэле, Грушницкому. Но в то же время к нам приходит поддержка и понимание в его изречениях об аристократах и “водяном обществе.”
    Он скептически относится к жизни. В нем находятся как будто бы две личности та, что совершает необдуманные поступки и та, которая над ними размышляет и судит его. Он причиняет много страданий людям – все же из-за него умирает Бэла, Грушницкий. Возникает вопрос: способен ли этот человек любить кого-то кроме себя? Столько боли и страданий внес в жизнь Бэлы, недолгая влюбленность в Веру испугала его настолько, что он убежал от этого чувства. Герой олицетворял людей с чувством внутреннего неудовлетворения, стремления во всем к идеалу. У него множество недостатков – эгоизм, равнодушие к людям. Но этот герой, почему-то волнует читателей, за него переживают.
    Лермонтов понимал, что человек без цели, без действий и с множеством сомнений обречен на смерть. В своем романе поэт не осуждал и не выводил на чистую воду героя за его поступки. Этим занимался сам герой. Общество в рассказе выставляется как пустое, бесчеловечное и лицемерное. Самые лучшие качества в человеке поддаются высмеиванию. Лермонтов стремился показать нам, что такое общество не может выдвинуть на поступки настоящих, вечных героев. Для них чуждо понятие о героизме и жизненных ценностях. Даже если появляются люди, которые обладают большими возможностями и талантом, общество их тут же губит.
    И все-таки вечный герой своего времени Григорий Печорин существует и в наши дни. Произведение глубокое и вечное, к сожалению, в человеке всегда будут присутствовать: стремление познать бытие, незнание как проявить свой талант не только во благо себе, но и обществу. Автор старался показать, как это отражается на личности – человек уходит в себя, замыкается. Эгоистические качества натуры приносят страдания не только человеку владеющим ими, но и тем людям, которые его окружают. Лермонтов прекрасно смог заглянуть в самые потаенные уголки души, оказался психологом и реалистом, описав общество не только своего времени, но и нашего тоже. А героические качества, которые все же запомнились читателям в Печорине, были: бесстрашие, непокорность судьбе и чувство гордости. Именно такими чертами, по мнению людей и должен обладать герой своего времени.
    ?Сочинение на тему: “Печорин – герой своего времени” (вариант 2)???
    ?Сочинение на тему: “Печорин – герой своего времени” (вариант 3)???

  4. Роман «Герой нашего времени» — вершина творчества Лермонтова. Работа над этим произведением (современники называли его собранием повестей) продолжалась с 1837 по 1840 год. В 1841 году второе издание было дополнено предисловием. В нем автор отвечал своим критикам, которые утверждали, что Печорин — порочное явление, нетипичное для русской жизни, клевета на молодежь России. Образ Печорина — одно из величайших художественных открытий русской литературы. По мнению Лермонтова, «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».
    Печорин — герой переходного времени, представитель дворянской молодежи, вступившей в жизнь после разгрома декабристов. Он одаренный и глубокий человек, вынужденный жить в мрачные годы николаевской реакции. В молодости Печорин гонялся за светскими развлечениями, пресытившись ими, пытался заняться наукой, но «науки тоже надоели», и наступила скука. Разочарованность в жизни, отсутствие высоких общественных идеалов — черта многих мыслящих людей того времени.
    Печорин приходит к сознанию своей ничтожности, ненужности. Вот его высказывания о самом себе: «моя жизнь была только цепью грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку»; «я давно уже живу не сердцем, а головою»; «во мне душа испорчена светом».
    Больше всего на свете Печорин ценит свою свободу, возможность делать все, что ему хочется, не принося никому ни пользы, ни вреда. И только в конце жизни он понимает, чем обернулась для него эта свобода. В конце романа мы видим его совершенно одинокого, без друзей (вспомним его холодную встречу с Максимом Максимычем), без любимой.
    Печорин — скептик. Рассудочность борется в нем с чувством, ум с сердцем (вот уж точно «ум с сердцем не в ладу»!) «Я иногда себя презираю… не оттого ли я презираю других?»; «У меня несчастный характер… если я причиняю несчастья другим, то и сам не менее несчастлив», — говорит он о себе. Действительно, Печорин — причина несчастий многих людей. Погибает Бэла, застрелен на дуэли Грушницкий, по вине Печорина разрушен быт «мирных контрабандистов», разбиты сердца Веры и княжны Мери. Печорин признается, что в нем живут два человека: один совершает поступки, другой их судит. Но нужно ли так строго судить Печорина? Ведь он до последней минуты верил в благородство Грушницкого, в то время как тот с друзьями хладнокровно готовился убить его на дуэли. Печорин, безусловно, виновен в смерти Бэлы, но лишь косвенно. При этом он сам глубоко страдает, хотя и прячет свои чувства под маской равнодушия. Что касается Мери, то любовь к Печорину разбудила душу светской барышни, ведь любовь — не только радость, но и (чаще всего) страдания! Так что не такой уж он «злодей», Григорий Александрович Печорин.
    Да, нам совершенно очевидны недостатки героя Лермонтова, его эгоизм, равнодушие. Но судьба Печорина почему-то трогает, волнует нас. Мы сочувствуем его словам: «Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе силы необъятные». Для высокого назначения Печорина время еще не пришло: время декабристов уже прошло, эпоха демократов еще не наступила.
    Лермонтов сделал образ Печорина собирательным для своего поколения, наделив его чертами, типичными не только для своего времени, но и для самого себя. Одним из первых, кто осознал непреходящее значение лермонтовского романа, был В. Г. Белинский. «Вот книга, которой суждено никогда не стариться… — писал он. — Эта старая книга всегда будет нова».

  5. В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века России. Это были нелегкие времена в жизни страны. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму — все живое, малейшие проявления свободомыслия беспощадно преследовались и подавлялись. Через два года после появления в печати “Героя нашего времени” А. И. Герцен писал: “Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования?”
    “Герой нашего времени”, — говорит Лермонтов в предисловии к роману, — это портрет, .составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Лермонтов высказал “едкие истины” о жизни этого поколения, о его бездействии, растрате сил на пустые занятия. Автор показал в романе типичного молодого человека того времени — Печорина. Каков же герой начала XIX века в представлении Лермонтова?
    Его судьба трагична. Григорий Печорин выслан из Петербурга за некую “историю” (очевидно, за дуэль из-за женщины) на Кавказ, по дороге с ним приключается еще несколько историй, он разжалован, снова отправляется на Кавказ, затем некоторое время путешествует и, возвращаясь из Персии домой, умирает. За все это время он очень много пережил сам и во многом повлиял на жизнь других людей. За свою жизнь Печорин разрушил много человеческих судеб — княжны Мери Лиговской, Веры, Бэлы, Грушницкого… Почему же так получилось?
    Ведь Печорина можно назвать весьма неординарным, умным, волевым человеком. У него широкий кругозор, высокая образованность, культура. Он быстро и верно судит о людях, о жизни в целом. Кроме того, его отличает постоянное стремление к действию. Печорин не может удержаться на одном месте, в окружении одних и тех же людей. Не от этого ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной, даже с той, в которую влюблен? Через некоторое время его одолевает скука и он начинает искать чего-то нового, не думая о тех, с кем был рядом. Печорин пишет в своем дневнике: “…тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше действует; от этого гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума…”
    Героя лермонтовского романа не устраивает такая судьба, и он действует. Но при этом Печорин тратит свои силы на действия его недостойные. Он разрушает гнездо “мирных” контрабандистов, похищает Бэлу, добивается любви Мери и отказывается от нее, убивает на дуэли Грушницкого… Мы видим, что Печорин не считается с чувствами других людей, практически не обращает на них внимания. Можно сказать, что поступки этого человека глубоко эгоистичны. Тем более эгоистичны, что он себя оправдывает. Объясняясь с Мери, Печорин рассказывает: “…такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились… я стал скрытен… я стал злопамятен… я сделался завистлив… я выучился ненавидеть… я начал обманывать… я сделался нравственным калекой…”
    Но мне кажется, что нельзя обвинять только самого Печорина в том, что он “сделался нравственным калекой”. В этом виновато также общество, в котором нет достойного применения лучшим качествам героя. То самое общество, которое мешало Онегину и Ленскому, которое ненавидело Чацкого, теперь Печорина. Так Печорин выучился ненавидеть, лгать, стал скрытен, он “хоронил лучшие свои чувства в глубине сердца, там они и умерли”.
    Таким образом, можно сказать, что типичный молодой человек 30-х годов XIX столетия, с одной стороны, не лишен ума и талантов, в его душе таятся “силы необъятные”, а с другой стороны — это эгоист, разбивающий сердца и разрушающий жизни. Печорин — это и “злой гений” и в то же время жертва общества.
    В дневнике Печорина мы читаем: “…Первое мое удовольствие подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти”. Его внимание к женщинам, желание добиться их любви — это потребность его честолюбия, жажда подчинить своей воле окружающих.
    Об этом говорит его любовь к Вере. Ведь между Печориным и Верой стояла преграда — Вера была замужем, и это привлекало Печорина, который стремился добиться своего вопреки любым обстоятельствам.
    Но любовь Печорина к Вере все-таки больше, чем просто интрига. Когда он получил ее последнее письмо, то “как безумный, выскочил на крыльцо, прыгнул на своего коня и пустился во весь дух догонять ее”. Веру он не догнал, оставшись в степи без лошади, которая упала под ним. Тогда он упал на мокрую траву и заплакал, пишет Лермонтов. Вера была единственной женщиной, которую Печорин любил по-настоящему. В то же время лишь Вера знала и любила Печорина не вымышленного, а реального, со всеми его достоинствами и недостатками. “Я бы тебя должна ненавидеть… Ты ничего не дал мне, кроме страданий”, — говорит она Печорину. Но, как мы знаем, такова была участь большинства людей, с которыми близко сходился Печорин…
    В минуту грусти Печорин рассуждает: “Зачем я жил, для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому, что я чувствую в душе моей силы необъятные. Но я не угадал своего назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагородных”. И в самом деле, было ли у Печорина “назначение высокое”?
    Я думаю, что, родись этот человек в другое время, он смог бы реализовать свои таланты на пользу себе и окружающим. Не случайно он занимает одно из центральных мест в галерее литературных образов “лишних” людей. С другой стороны, Печорин — это герой своего времени, потому что в трагедии его жизни отразилась трагедия целого поколения молодых талантливых людей, не нашедших себе достойного применения.

  6. Михаил Лермонтов является основателем нового направления в русской литературе. Классик первым представил в отечественной прозе психологический роман. Свое знаменитое произведение «Герой нашего времени» он написал в период 1838-1840 гг.
    Главным героем романа является петербуржец Печорин, которого Лермонтов описывает в качестве человека, сильного телом и духом, способного переносить тяжелый климат и неустроенность кочевой жизни. Печорин – это лермонтовский Евгений Онегин. Печорин, как и Евгений, приезжает в провинцию из Петербурга. Будучи молодым, стреляется с Грушницким. Он идет дорогой героя Пушкина. Он равнодушен к светской жизни, не страдает «бурями душевными». Фамилия героя происходит от названия реки Печоры (как бы намек на Онегина с Онегой).
    Но между двумя героями и немало различий. Молодой прапорщик любит военное дело, доволен своей службой (насколько может быть доволен такой человек). В отличие от Онегина, Печорин очень самокритичен. Он сурово осуждает себя, но все равно не может удержаться от зла. И не очень-то стремится. «Неужели зло так привлекательно?» – раздумывает герой.
    Критики называют этот образ художественным открытием. Образ Печорина – сложнее, чем портрет Онегина. Такой тип мог появиться только под влиянием декабристов. Лермонтов сделал своего героя неординарным и сумбурным. То он не выносит сквозняков, то скачет на коне против врага с шашкой.
    Печорин — личность спорная. Герою Лермонтова присуща противоречивость. Как многие молодые люди с хорошим образованием, он понимает несправедливость общества, но ничего не может изменить. Противоречивость героя выражается во всем: от поступков до внешности Печорина. Автор говорит о моложавости и детскости лица своего героя, и тут же описывает его морщины.
    Лермонтов и сам пишет, что его герой составлен «из пороков всего нашего поколения». Портрет Печорина демонстрирует весь негатив в жизни молодого человека в начале XIX века. Он показывает «едкие истины», как молодые члены общества растрачивают знания и силы на пустые занятия, демонстрирует их пороки. Лермонтов и сам понимает, что после подавления восстания декабристов Россия переживает нелегкие времена. Поэтому не осуждает бездействие молодых, а с помощью образа героя показывает всю печальную сторону их существования. Его герой сам много пережил, ещё сломал жизнь и другим людям: Вере, Мери, Бэле и Грушницкому.
    Неординарный и образованный человек, умная и волевая личность в конце повести умирает разочарованным. Печорин понимает, что потратил свою жизнь на недостойные дела и знает, чем все это закончится. Он пишет в своем дневнике, что «…должен умереть или сойти с ума…».

  7. Каким же является Печорин? Он склонен к эгоизму, самовлюбленный и ставит свои интересы превыше других. Он любит плести интриги, хотя при этом понимает, что из-за них страдают невинные люди. Я считаю, что он достаточно несчастный человек, ведь ему очень быстро все надоедает. Он влюбляется, но вскоре влечение к той или иной женщине пропадает. У него нет настоящих друзей, ведь на самом деле этот человек не способен ни любить, ни дружить. Печорин не ценит свою жизнь и поэтому он много путешествует, зная, что когда-то в том или ином краю его и застанет смерть.
    Но не следует думать, что Печорин олицетворяет только плохие качества. Это не так. Он честный человек. Он честный перед женщинами и, вообще, теми людьми, с которыми ведет общение. Мне кажется, что он по-настоящему не любил никого. Он к Вере чувствует какую-то привязанность и только тогда, когда ему становится известно, что она уезжает, то бросает все и мчит к ней, вроде как понимая, что он может потерять свою любовь. Однако на самом деле, мне кажется, что он просто осознает: Вера хочет начать новую жизнь без него и это ему не по душе.
    Вот такие непростые черты характера имеет герой своего времени, которыми его наградил великий русский писатель – Михаил Юрьевич Лермонтов.

  8. Действительно ли Печорин является героем своего времени
    печорин герой время достоинства автор
    Я думаю да, в Печорине мы можем увидеть героя своего времени. Причем героя не в смысле человека, совершающего подвиги, а человека, персонажа, как один из эпизодов жизни.
    Он, как персонаж очень символичен, я вижу в нем не только личность, а отражение эпохи, всего общества. Мне кажется, автор пытался в одной личности уместить все, и достоинства, и недостатки: ум, проницательность, фатализм, любовь, соперничество, зависть, ревность – словом, абсолютно все, что присуще обществу и каждому индивиду в отдельности. Благодаря такому воплощению, намного проще понять и увидеть, что из себя представляет тот «мир», в котором все живут, в этом, считаю, огромнейшая заслуга.
    Сам герой очень интересен. Он индивидуален, видимо, этим и привлекает сильное внимание. Он шел против системы, против толпы, рамок, можно было бы назвать это нигилизмом, однако же, все вполне объяснимо с его стороны. В нем уживаются совершенно несовместимые качества, практичность, рациональность, расчет, и привычка рассчитывать только на себя и в тоже время, вера в судьбу, предназначение. Кажется, будто такие люди появляются с некоторой периодичностью, когда общество особенно в них нуждается, для того чтобы понять, что что – то не так, надо повернуть, изменить жизнь… Автор не стремится проявить отношение или настроить читателя, он просто повествует, причем с разных точек зрения, от лица разных героев, чтобы у каждого возникли свои ассоциации, и каждый понял, что в его время тоже обязательно найдется «герой».
    Если внимательно прочитать, то даже можно заметить некоторую психологическую рекурсию. Автор отражает в Печорине то, что сам Печорин видит в других людях.
    Думаю, да, безусловно он был, есть и останется героем не только своего, но и нашего времени.

  9. Роман «Герой нашего времени» – вершина творчества Лермонтова. Работа над этим и миром (современники называли его сборником повестей) продолжалась с 1837 по им 10 год. В 1841 году второе издание было дополнено предисловием. В ней автор отвечал своим критикам, которые утверждали, что Печорин – порочное явление, нетипичное для русской жизни, клевете на молодежь России. Образ Печорина – одно из величайших художественных открытий русской литературы. По мнению Лермонтова, «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».
    Печорин – герой переходного времени, представитель дворянской молодежи, вступившей в жизнь после разгрома декабристов. Он одаренный и глубокий человек, вынуждена жить в мрачные годы николаевской реакции. В молодости Печорин гонялся за светскими развлечениями, пересичившись ними, пытался заняться наукой, но «науки тоже надоели», и им овладела скука. Разочарованность в жизни, отсутствие высоких общественных идеалов – черта многих мыслящих людей того времени.
    Печорин приходит к осознанию своей никчемности, ненужности. Вот его суждения о самом себе: «моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или разуму»; «я давно уже живу не сердцем, а головой»; «во мне душа испорчена светом».
    Больше всего на свете Печорин ценит свою свободу, возможность делать все, что ему хочется, не принося никому ни пользы, ни вреда. И только в конце жизни он понимает, чем обернулась для него эта воля. В конце романа мы и несемся его совсем одинокого, без друзей (вспомним его холодную встречу с Максимом Максимичем), без любимой.
    Печорин – скептик. Бесстрастие борется в нем с чувством, ум с сердцем (вот уж точно «ум с сердцем не в ладу»!) «Я иногда чувствую презрение к себе… или я не пренебрегаю другими?»; «У меня несчастный характер… если я делаю несчастными других, то и сам не менее несчастлив», – говорит он о себе.
    Действительно, Печорин – причина несчастий многих людей. Погибает Бэла, застрелен на дуэли Грушницький, по вине Печорина разрушен быт «мирных контрабандистов», разбитые сердца Веры и княжны Мери. Печорин признает, что в нем живут два человека: одна что-то делает, другая это судит. Но нужно ли так строго судить Печорина? Ведь он до последней минуты верил в благородство Грушницького, в то время как тот с друзьями спокойно готовился убить его на дуэли. Печорин, безусловно, виновен в смерти Бэлы, но лишь косвенно. При этом он сам глубоко страдает, хотя и прячет свои чувства под маской безразличия. Что касается Мэри, то любовь к Печорина разбудила душу светской барышни, ведь любовь – не только радость, но и (чаще всего) страдания! Так что не такой уж он и «злодей», Григорий Александрович Печорин.
    Крюк, нам совсем очевидные недостатки героя Лермонтова, его эгоизм, равнодушие. Лис судьба Печорина почему-то волнует нас. Мы сочувствуем его словам: «Зачем я жми? Ч какой целью я родился?.. А, наверное, она существовала, и, наверное, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе силы необъятные». Для высокого назначения Печорина время еще не пришло: время декабристов уже прошло, эпоха демократии еще не наступила.
    Лермонтов сделал образ Печорина сборным для своего поколения, наделив его чертами, типичными не только для своего времени, но и для самого себя. Одним из первых, кто осознал непроминуще значение лермонтовское романа, был В. Г. Белинский. «Вот книга, которой суждено никогда не состариться… – писал он. – Эта старая книга всегда будет новая».

  10. Семакова
    Печорина называют странным человеком все персонажи романа. Лермонтов уделил много внимания человеческим странностям. В Григории Александровиче он суммирует все свои наблюдения. Странность Печорина как бы ускользает от определения, потому мнения о нем полярны.
    Он завистлив, зол, жесток. Вместе с тем великодушен, иногда добр, то есть способен поддаться доброму чувству, благородно защищает княжну от посягательств толпы. Он безупречно честен наедине с собой, умен. В результате читатели как бы привыкают многое извинятьему, а кое-что и вовсе не замечать.
    Белинский защищает Печорина и фактически оправдывает его, поскольку “в самых пороках его проблескивает что-то великое”. Но все доводы критика скользят по поверхности печоринского характера. Иллюстрируя слова Максим Максимыча: “Славный малый, смею вас уверить, только немного странен…”, Лермонтов смотрит на своего героя как на явление исключительное, поэтому первоначальное название романа-“Один из героев нашего века”-было отброшено. Иными словами, Печорина ни с кем нельзя смешивать, тем более с самим поэтом.
    Печорин выразил “действительную скорбь и разорванность тогдашней русской жизни, печальный рок лишнего, потерянного человека”.
    Герой проходит через всю книгу и остается неузнанным. Человек без сердца – но слезы его горячи, красоты природы опьяняют его. Он совершает дурные поступки, но только потому, что от него ждут их. Он убивает оболганного им человека, а перед тем первый предлагает ему мировую.
    Дурные поступки способен совершать всякий. Сознавать себя палачом и предателем- дано не каждому.
    Печорин ужасается своей “жалкой” роли быть непременным участником последнего акта комедии либо трагедии, но в этих словах нет и тени раскаяния.
    Расшифровку идеи героя нашего времени надо искать в индивидуальном демонизме: “Собранье зол его стихия”.
    Во главу угла печоринского мировоззрения Лермонтов поставил жажду власти, разрушающую личность. Разумеется, это только намечено Лермонтовым, и оттого его герой не имеет резких очертаний. В нем нет ничего хищного, напротив, много женственного. Тем не менее у Лермонтова были все основания назвать Печорина героем будущего. Не то страшно, что Печорин иногда “понимает вампира”. Для него уже отыскано поле деятельности: обывательская среда, собственно, и есть это поле-среда драгунских капитанов, княжон, романтических фразеров-самая благоприятная почва для взрашивания всевозможных “садовников-палачей”. Это будет именно то, что Лермонтов назвал полным развитием пороков. Жаждать власти, находить в ней высшее наслаждение-это совсем не то, что невольно разрушить быт “честных” контрабандистов.
    Вот какую эволюцию проделал образ Печорина от “Бэлы” и “Тамани” до “Княжны Мери”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *