Сочинение на тему педагог 21 века

10 вариантов

  1. Педагогическое эссе
    «Учитель  XXI века»
    Назарова Наталья Сергеевна,
    учитель начальных классов
    МБОУ Теплостанская ООШ
    Сеченовского района
    Нижегородской области
    [email protected]
    Счастье в том, чтоб свое сердце отдать другому.
    Рабиндранат Тагор
    Когда меня спрашивают о моей профессии, я говорю о ней с гордостью. Сегодня, я уверена, это самая востребованная, самая нужная  профессия на земле. Хотя, связывать свою жизнь с самым ответственным и благородным трудом сегодня решиться не каждый. Потому, что «подрастающее поколение уже не то» и «воспитывать чужих – неблагодарное дело», а еще, куда престижнее называться  менеджером или юристом.
    Я считаю, что учитель – главная фигура в образовательном процессе. Его работа не ограничивается только урочными занятиями, выполнением учебных программ и норм, определяемых образовательными стандартами. Она значительно шире и сложней. Мне кажется, что профессионал не «ходит на работу», не отбывает «учебные часы», а совместно с детьми проживает все, что происходит каждый день в школе. На меня возложена высокая миссия: сопровождать ребенка, знакомить с этим прекрасным тайным миром. Каким хочет видеть меня ребенок? Каким хотят видеть меня родители моих учеников? Они ждут многого от меня, современного учителя. Задача каждого учителя дать ребенку счастье. Оно многогранно, оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нём творцом. Спросим любого ученика: «Каким ты видишь учителя»? На первом месте доброго, любящего. Действительно, чем больше любви несешь детям, тем больше отдачи получаешь. Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. Детям не важен мой возраст, учитель становится мамой: умной, знающей, в любую минуту приходящей на помощь. Я для них всегда молода и красива, как мама. И это моя жизнь, жизнь среди непоседливых и талантливых, трудолюбивых и любознательных, наивных и смешных детей, которым я нужна. Нужна, чтобы научить самому простому: читать, писать, считать. Нужна, чтобы научить самому нужному: уважать людей, видеть прекрасное в обычном. Нужна, чтобы научить самому важному: любить маму и папу, родных и друзей, родину, мир. И осознание «нужности» на этой Земле дала мне именно профессия учителя – одна из самых важных в современном мире. От наших усилий зависит будущее человека.  У каждого человека был, есть и будет свой первый учитель. «Всё человечество проходит через первый класс», – говорил Я. А. Коменский. И перед учителем начальных классов стоит труднейшая задача: поддержать интерес к школе, не дать ребёнку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, разжечь искру познания. Сегодня много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя, ведь педагог не только учит, но и воспитывает, а воспитание достойного поколения XXI века огромная ответственность и нелёгкий труд.
    Современная школа – это место, где создаются условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях. А учитель должен «стоять не над, а рядом», помогать и поддерживать, направлять и правильно организовывать деятельность ученика. Пора привыкнуть, что ученик может вступить в спор с учителем на любую тему, отстаивать свою точку зрения. Современный же учитель должен уметь слушать и слышать своего ученика, ведь он не только учит детей, но и сам учится у детей. Учитель XXI века не только помогает формированию знаний, умений, навыков, он помогает каждому ребенку сформироваться как личности, развивает желание преодолевать жизненные трудности, помогает научиться правильно оценивать свои поступки и результаты своего труда.
    Каким же должен быть учитель современной школы? Быть современным учителем трудно, но возможно. Главное, учителю надо учиться быть счастливым. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: какими бы они не были, каждую минуту они чувствуют, что их любят и желают им добра. Еще учителю нужно учиться быть искренним. Хороший учитель всегда готов признать свои ошибки, понимая, как трудно бывает школьникам понять тот или иной материал. Если мы научимся признаваться в собственных ошибках, то и от детей не будем всегда ожидать безупречного поведения, ведь они тоже люди…маленькие люди. Ну и, конечно, в сердце учителя всегда должна жить Любовь! Любовь к жизни, любовь к себе, любовь к своей профессии, любовь к своему предмету, любовь к детям. Без любви ежедневный труд становится утомительным и безрадостным. Образование же без радости превращается в скучное и бессмысленное времяпровождение. Я часто задаю себе вопрос: счастливый ли я человек? Но когда человек бывает счастлив? Наверное, тогда, когда он доволен жизнью, когда знает, зачем он живет. И я могу с полной уверенностью ответить: «Да! У меня любимая семья и у меня любимая работа. Я работаю в коллективе, где меня окружают творческие люди, всегда готовые поддержать и помочь. Вокруг меня дети, и каждый из них – это своеобразный мир мыслей, взглядов, чувств, переживаний, интересов, радостей, тревог, горестей и забот». И школа – моя жизнь: радость и удовлетворение в общении с детьми, сопереживание их успехам и неудачам, ответственность.
    Какими они будут наши дети, зависит от учителя. Роль учителя в борьбе за их умы и души, а значит, и за будущее нашей планеты, велика. Учитель XXI века должен, просто обязан идти в ногу со временем.
    Новое поколение – это дети, подмечающие всё в своем учителе: они видят в нем настоящего профессионала, обладающего опытом, легко владеющего компьютерной техникой, в совершенстве знающего свой предмет, который он интересно преподает, используя новейшие технологии и методы обучения. Для них это человек, который способен найти ответ на любой вопрос, он справедлив, объективен и в меру строг.
    Такого учителя дети XXI века уважают и ценят. Они ищут в нем поддержку, ждут понимания, рассчитывают на помощь в любой трудной ситуации. Доброта, общительность, жизнерадостность, эмоциональная открытость – вот качества учителя, способного дать своим ученикам не только знания, но и душевное тепло. Ему можно довериться, на него можно положиться. Учитель-друг, учитель-наставник, учитель-советчик…Им может стать только тот, кто сам отличается благородством души, мыслей и чувств.
    Уверена, такого учителя дети будут не только уважать, но и любить. Именно такой учитель станет примером для своих учеников. Учитель XXI века должен быть талантлив во всём, потому что только у такого учителя могут быть талантливые дети. Ведь именно сейчас, в наш XXI век, дети нуждаются в любви и поддержке. Надо уметь видеть в каждом ребенке всё самое хорошее, полюбить его, понять, принять таким, какой он есть. Только дети, получившие в детстве частичку любви, доброты и тепла, способны сами любить.
    Учитель должен понять, что он НУЖЕН детям. Тогда он будет по-настоящему счастлив. Ведь  «счастье человека – это ощущение собственной нужности», как сказал американский писатель Эрнест Хемингуэй.  А у счастливого учителя могут быть только счастливые ученики, любящие и уважающие друг друга и окружающих людей.
    Хочется свое эссе закончить словами Ш. А. Амоношвили: «Каждый из нас – творец нескольких сотен судеб, в наших классах, как в кузнице, куётся счастье наших воспитанников». Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать мир. Я счастлива, потому что отдаю детям тепло своей души.
    XXI век… Новый век… В любом веке есть дети. И хотелось бы услышать из уст малыша слова: «Я хочу быть как наша учительница».

  2. Елена Высоцкая
    Эссе «Педагог XXI века»
    Педагог XXI века. Кто он? И чем отличается от педагога XX или XIX веков. Из века в век педагог сеет «разумное, доброе, вечное». Можно провести аналогию с колесом – сколько его не модифицируют, функция не меняется. Колесо должно катиться, иначе это будет уже не колесо. Так и профессия педагога – можно каждый год менять требования, но суть останется прежней – педагоги готовят будущее: страны, планеты.
    Педагог XXI века должен быть идеалом для своих учеников. Цельный, действительный, всесторонний, образованный человек. Быть учителем – это значит быть примером воспитанности, сочетать в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Именно учитель закладывает основы всесторонне развитой личности, подготавливает ребят к взрослой самостоятельной жизни. Гармоническое развитие личности предполагает не только гармонию «духа» и тела, но и гармонию между умственным, нравственным, эстетическим и физическим развитием и воспитанием. Ведь современной молодежи особенно нужны жизнерадостность и бодрость, здоровый дух.
    К числу важнейших черт характера современного педагога должны быть отнесены скромность и чувство собственного достоинства, честность, правдивость, деловитость. Да, чувство собственного достоинства в единстве с деловыми качествами и скромностью делает человека благородным.
    Настоящий педагог во все времена должен обладать умением воспринимать ребенка, понимать его внутренний мир, что является непременным условием успешной работы педагога. Это умение помогает установить с детьми надлежащий контакт, прогнозировать его поведение.
    Не надо забывать, что учение – это труд, требующий физического, умственного и морального напряжения; это воля, направленная на добывание знаний; это дисциплина желаний и обязанностей; это умение подчинять свое «хочу – не хочу» обязательному «надо»; это сознательное отношение к своему поведению, к учебному труду, к правилам школьной жизни. Поэтому педагог должен обладать такими качествами как воля, стойкость, терпеливость.
    По моему мнению, педагог XXI века должен уделять большое внимание патриотическому, эстетическому воспитанию, прививать любовь к старшему поколению. Об этом все чаще забывают современные педагоги, гоняясь за новыми технологиями. Но этого так не хватает современному обществу. Педагог обязан привить чувство прекрасного детям. Ведь даже привычку совершать хорошие, добрые поступки мы тренируем с детства.
    Для меня идеал педагогической работы это создание здорового человека с твердой волей, сильным и великодушным характером, умственно и нравственно развитого. Для этого необходимо развить здоровые способности, задерживать болезненные и вредные наследственные склонности, пробуждать живой интерес к окружающему, стремлению к личному самоусовершенствованию, к постоянному расширению умственного кругозора.

  3. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Никифоровская СОШ №1»
    Межрегиональный конкурс творческих работ для школьников
    «Образование XXI века»
    «Учитель XXI века»
    Сочинение
    Ф.И.О. участника
    Дата рождения
    Скворцов Роман Александрович
    28.11.1997г.
    393000 Тамбовская область, Никифоровский район, р.п. Дмитриевка, ул.Мичурина, д.2   тел.: 89106563951
    11
    МБОУ «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1»  393000 Тамбовская область, Никифоровский район, р.п. Дмитриевка, ул.Мира, д.41в
    Тел.:30591
    Домашний адрес, телефон
    Класс
    Наименование образовательного учреждения, полный адрес, телефон
    Ф.И.О. педагога – руководителя             Скворцова Маргарита Викторовна
    р.п. Дмитриевка
    2016
    Сегодня мы живем в век высоких информационных технологий. И для современных образовательных учреждений, педагогов и для педагогической науки является важным – воспитать, обучить и подготовить поколение, которое будет способно понять и принять новый этап развития общества, связанный преимущественно с информатизацией. В реализации этих задач роль учителя, педагога, воспитателя является ключевой, он выступает посредником в этом целенаправленном процессе по выполнению социального заказа общества.
    Учительство сегодня – одна из самых распространённых общественных профессий, главным назначением которой было и есть воспитание, обучение и подготовка молодого поколения к жизни в обществе. Однако распространённой профессией учительство стало лишь сравнительно недавно. Всего лишь столетие назад большинство населения не только в нашей стране, но и в европейских странах вынуждено было решать задачи воспитания и обучения преимущественно средствами народной (семейной) педагогики, имеющей как положительные, так и отрицательные стороны. В разные времена и в разных странах обязанность воспитания и обучения нередко возлагалась на людей, которые не были ни воспитателями, ни кураторами, ни учителями.
    По моему мнению, учитель – это не только профессия, это нечто большее, так как научиться быть учителем невозможно. Учитель – это призвание. Призвание к тому, чтобы передавать другому всё, что имеешь и что умеешь.
    Но каким он должен быть, учитель XXI века?
    Во-первых, современный учитель – это личность, всесторонне развитая, постоянно работающая над собой и способная интересоваться всем, что его окружает.
    Во-вторых, современный учитель – это организатор, это та движущая сила, которая пробуждает и побуждает учащихся к знанию, развитию и самосовершенствованию.
    В-третьих, современный учитель – это творчески работающая личность, разнообразно использующая современные информационные и коммуникационные технологии. Современный учитель должен обладать умением не только разбираться в потоках поступающей информации, но и уметь ее систематизировать и разумно, вариативно использовать в учебном процессе. Ведь творчески работающий учитель – это творческий ученик.
    И наконец, современный учитель должен иметь активную гражданскую позицию, быть патриотом своей страны. Учитель – это неравнодушный человек, он должен принимать активное участие в реформах образования, отстаивая свои взгляды на развитие общества.
    Таким образом, учитель XXI века – это творческая личность, обладающая профессиональной, информационной компетентностями. Но пропуском в профессию станет уважение и любовь к своим ученикам; ведь учитель должен принимать детей такими, какие они есть, быть терпимым к их ошибкам, но требовательным к себе. И самое главное, я считаю, современный учитель должен быть любящим и понимающим жизнь, как главное богатство на Земле.
    Список использованной литературы:
    1. Исследовательский центр портала Superjob.ru. ? Идеальный учитель  ? терпеливый и профессиональный [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.superjob.ru/community/life/59413/ – 18.04.16
    2.  Мурашов А. Учительская харизма – быстрые крылья или тяжкий груз? / А. Мурашов // Народное образование. – 2008. – № 7. – С. 257-263.
    3.   Особенности педагогического труда на современном этапе // Начальная школа: изд. дом Первое сентября. – 2007. – № 9. – С. 34-37.
    4. Печерикина Л. Какой учитель нужен нынешним школьникам? / Л. Печерикина // Директор школы. – 2007. – № 2. – С. 60-62.3.

  4. Эссе – размышление «Учитель XXI века»
    Коль светятся глаза учеников, стремясь к познанью истины науки,
    То знай, учитель, преданность, любовь, сердца они в твои вверяют руки.
    И помни, ты несешь за все ответ: за их печали, радости, невзгоды,
    И каждый твой урок и твой совет ученики проносят через годы.
    (взято из интернета)
    Учитель…У многих это слово вызывает радостные эмоции, приятные воспоминания. У других  — абсолютно ничего, только равнодушие…У кого-то даже неприязнь… В любом случае, профессия учителя остается одной из самых важных и сложных в современном мире. Так каким же он должен быть — учитель 21 века?
    Я смотрю на своих молодых коллег — учителей, пришедших в школу недавно или только еще планирующих работать на этом поприще по окончании пединститута. Мне нравится их подход! Это люди с активной жизненной позицией. В них я вижу молодой задор, как ни затерто это звучит. Они неравнодушные, в них есть стремление что-то изменить и меняться самим. В них видно желание делать свою работу  хорошо. И самое главное,  им интересно  то, чем они занимаются.
    Размышляя о личности современного учителя, я невольно вспоминаю саундтрек к современному сериалу про школу – «Им интересно не только про нас, но им интересно с нами! Вот поэтому они работают в нашей школе любимыми учителями». И здесь, на мой взгляд, кроется то основное, что должно быть в современном педагоге. Он должен любить детей и интересоваться ими. Учитель должен видеть не просто класс, а личность каждого отдельного ребенка. Стремиться узнать эту личность, найти с ней общий язык. Если вспомнить, как сильно изменились дети, как сильно они отличаются от прежних учащихся, понимаешь, что только любящий детей человек может сейчас идти работать в школу.
    Если сравнить тех учеников, какими были мы сами когда-то, с детьми сегодняшнего дня, то осознаешь, что изменились не только они сами, изменилось в первую очередь их отношение к учителю. В советское время учителей уважали априори. Просто за то, что он избрал такую профессию для себя.  Каким бы ни была личность самого учителя, мы уважали его за его знания и за то, что он ими делится с нами.
    Теперь все иначе. Прежде всего  ребенок оценивает личностные качества учителя, «какой он», а не сколько он знает и хорошо ли он ведет урок. Во главу угла ставится отношение учителя к ребенку и его умение воспитывать своих учеников, в первую очередь — личным примером. Значит, современный учитель должен по-прежнему быть личностью хорошо воспитанной, умеющей держать себя в руках. Стараясь быть другом для своих учеников, педагог все равно должен оставаться немного «над ними», как товарищ — но товарищ старший и пользующийся авторитетом.
    А откуда берется этот авторитет? Безусловным уважением пользуются такие учителя, которые хорошо знают свой предмет и любят его. Такие, которые не жалеют времени и сил при подготовке к занятиям, стараясь сделать уроки не только полезными, но и интересными. Дети видят эту заинтересованность и справедливо относят ее не только на счет преподаваемой дисциплины, но и на свой счет. Ведь таким образом проявляется неравнодушное отношение учителя к своим ученикам, желание научить их, увидеть результаты своего труда. Высокой похвалой в устах учащихся звучат слова «У этого (этой) предмет будешь знать!».
    Здесь естественно  приходит на память классика советского кинематографа — фильм «Доживем до понедельника». Учитель истории Илья Семенович представляет собой практически идеального учителя. Такое в нем достоинство, такая любовь к своему делу, учительский авторитет, умение понять ученика, терпение, выдержка и  мудрость. Есть к чему стремиться!
    Жизнь вносит свои коррективы. Однако кредо современного учителя остается неизменным на протяжении многих столетий, ведь с нем заложена общественная значимость учительского труда. Понимание себя как педагога — профессионала вряд ли может устареть. Отличное владение своим предметом, умение преподать его с использованием современных педагогических технологий — это ли не главные составляющие успешного учительского труда?
    И все же работа учителя не ограничивается только уроками, выполнением учебных планов и программ. Она значительно шире и сложнее. Учитель — профессионал не «ходит на работу» отбывать свою учебную нагрузку. Он проживает каждый свой день совместно с детьми, ежедневно переживает все, что происходит в школе, соединяя воедино и кропотливую подготовку к урокам, и внеклассную работу, и творческую деятельность в качестве классного руководителя. И каждый день своим трудом он оказывает влияние на личность учащихся, и нужно, чтобы это влияние было положительным, чтобы оно вело ребенка к развитию.
    Современный педагог уже больше воспитатель, чем просто учитель.   Поэтому безупречное владение своим ремеслом — это только основа профессионализма. На первый план снова выходит личность самого учителя, его умение общаться с учениками, коллегами, родителями.
    Современные образовательные стандарты  ориентируют  школьное образование на становление и развитие образованной, компетентной и просвещённой личности, способной к осознанному и ответственному решению разноплановых задач в условиях неопределённости.  Школа должна выпускать самостоятельную, образованную, компетентную и, главное, просвещённую личность. Такая личность не только обладает обширными и глубокими знаниями, высокими профессиональными умениями, но и способна соизмерять образ мира с этическими позициями совести, морали, доброты, честности, чести, порядочности.
    Соответственно, меняется и личность педагога — человека, призванного обеспечить реализацию этих новых целей. Ключевыми становятся такие характеристики, как компетентность преподавателей, их готовность изменяться, способность решать новые образовательные, педагогические задачи. Кроме того, у учителя появляется новое широкое поле деятельности:  проектная, научная, исследовательская, творческая и другая деятельность. А значит, он должен знать особенности этой деятельности, уметь ее осуществлять совместно с учениками, быть и творческой личностью, и немного ученым. Учитель 21 века должен обладать важными навыками, необходимыми для работы в новых условиях: уметь получать знания из разных источников, обладать информационной компетентностью, владеть здоровьесберегающими технологиями, обладать критическим мышлением и уметь находить нестандартные решения, уметь использовать в своей работе инновационные педагогические технологии.
    И тем не менее, какие бы технологии не изобретало человечество, успех работы учителя  в основном зависит все-таки от его личности, его нравственных и моральных качеств. Если мы спросим детей, каким они хотели бы видеть своего учителя, то прежде всего они скажут  – добрым. Им хочется, чтобы учителя их любили, уважали, ценили их малейшие успехи. Поэтому на любой ступени образования преподаватель должен быть искренным,  тактичным, понимающим, уметь создать в классе атмосферу тепла и взаимного уважения.
    Кроме того, в современном мире насилия и жестокости, мире где «все решают деньги», где произошла дезориентация ценностей и идеалов, именно на плечи учителя ложится нелегкая задача воспитания нравственно здоровой и порядочной личности. Учитель должен оставаться человеком нравственным, не отступающим от моральных принципов, оставаться примером для подражания.
    Пытаясь оценить личность  учителя, я вдруг  поняла, что пытаюсь объять необъятное. Каким бы он ни был, это — учитель новой формации. Человек мобильный, творческий, активный, перед которым жизнь и государство ставит огромное количество очень сложных задач. Тем удивительнее для меня звучит утверждение, сложившееся в нашем обществе, что в школу после пединститута идут работать только троечники, которым не нашлось более достойного применения. Нет! Учитель — это звучало и звучит гордо! Преподаватель, который любит и знает свое дело, пользуется заслуженным уважением детей и их родителей. Недаром в памяти людей навсегда остаются имена А.С Макаренко, К.Д. Ушинского, Я.Корчака и других прекрасных педагогов. И звучат в ушах слова Н.А Некрасова, остающиеся актуальными и по сей день:
    Сейте разумное, доброе, вечное,
    Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
    Русский народ…

  5. Сафонова Анна Гаврииловна
    Учитель английского языка
    МБОУ «Дабанская СОШ»
    Олекминского района РС (Я)
    Компетентный педагог XXI века
    В современном конкурентном мире вопросы образования приобретают всё большое значение.  «Сегодняшняя» педагогика представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным процессом, гуманизацией и демократизацией общества.
    Педагог 21 века поставлен в сложные условия современного нравственного кризиса, с одной стороны; развитием новых технологий, внедряемых в учебный процесс, с другой стороны. Деятельность воспитателя или учителя уже состоит не просто в передаче знаний и накопленного опыта, на нем лежит высокая ответственность за нравственно-патриотическое воспитание личности. Хотя обучение происходит различным образом и в различных ситуациях, конечная цель педагогического процесса состоит в том, чтобы установить высокие, но достижимые ожидания для каждого ребенка, способствовать любознательности, исследованию, критическому мышлению и сотрудничеству – чтобы у каждого ребенка развивались навыки и стремление учиться на протяжении всей жизни.
    Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим. Задача современного учителя сделать так, чтобы человек не только мог проявить себя в определенное время, в свой «звездный час», но и был готов к постоянному, деятельному самосовершенствованию и самообновлению. Современный учитель – это не профессия, это образ жизни. Мы сами должны сделать так, чтобы ученики с удовольствием шли в школу, на наши уроки. А удовольствие от радости открытия детей во многом зависит от нас, учителей. Учитель должен уметь объяснить ученику то, что тот не понимает, помочь ученику, у которого что-то случилось, учитель должен выслушать и посоветовать, как поступить в той или иной ситуации. Он просто должен быть Человеком, Другом.
    Прикосновение к сердцу и уму ребенка с целью познания им Человека требует большого педагогического искусства и знаний. Методы, которые используют педагоги, чтобы способствовать обучению, должны отражать демократические ценности. Развитие и достижение результатов необходимо сочетать с социально-эмоциональным развитием. Самые главные условия для успешной работы современного педагога: не бояться брать на себя ответственность, быть постоянно в поиске, не опускать руки, если что-нибудь не получается; стремиться больше знать, чтобы лучше разобраться, глубже понимать, находить решения, дающие наилучший результат. Цель современного образования не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личности, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда. Можно рассмотреть формулу успеха современного учителя во таким образом:
    Любовь к своему делу + вдохновение + компетентность + дальновидность.
    Качественную педагогическую работу осуществляют те педагоги, которые постоянно занимаются своим профессиональным и личным развитием, анализируют свою практическую работу, а также работают в сотрудничестве с другими, моделируя (показывая на собственном примере) удовольствие от процесса обучения на протяжении всей жизни.
    Педагог обязан реализовывать требования, установленные национальной учебной программой, на основе убеждения, что каждый ребенок может успешно учиться.

  6. Эссе «Я и образование  XXI века»
    В твоих руках, учитель, наш XXI век,
    А веком, как известно, правит человек,
    Который созидает, творит и создает,
    Который за собою всегда вперед ведет!
    Жизнь похожа на калейдоскоп, как с каждым поворотом маленькой трубочки, картинка меняется, так и с поворотом времени все вокруг меняется, расцвечивается новыми красками, эмоциями, впечатлениями. Но предугадать какой сложится узор невозможно. То, что ждет впереди – загадка. Каким будет наш мир в XXI веке, какой будет наша страна, кто покорит вершины мира, а кто останется у их подножия? Можно фантазировать, придумывать тысячи разных и всевозможных вариантов, что из них сбудется и к чему готовиться, невозможно предугадать. Но, как бы ни менялся мир вокруг, всегда есть надежда на лучшее, на светлое будущее. Наше будущее в наших детях. Хотя избито звучит фраза «Дети – цветы жизни», тем не менее, это сравнение более всех подходит к этим хрупким, беззащитным и прекрасным созданиям. Ребенок – маленький бутон. Никто не знает, какую форму приобретет это цветок, когда раскроется. Будет он ярким и крупным или невзрачным и хилым, зависит от множества обстоятельств. То, что вложим мы в этот цветок, какой обеспечим уход, будет решающим фактором впоследствии. Дети – наша надежда.
    Ребенок приходит в мир беззащитным перед обществом, со всех сторон подвержен он различным влияниям. Защитить, научить различать добро и зло, может только взрослый человек. Очень важно, что бы рядом с ребенком находился умелый садовник, мудрый наставник, осознающий важность своего назначения. То, какое зерно заронит он в душу малыша, чему научит, с чем познакомит, будет влиять на будущее самого ребенка, его окружения и общества в целом. Именно поэтому рядом с ребенком должен быть человек, который направит его неистощимую энергию в необходимое русло. Этот человек – учитель.
    Учитель? Кто же ты? И что это за профессия?
    Современный учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств. Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, певец.
    Цель учителя – не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личности, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда.
    Он не должен заниматься научением, он должен нести общечеловеческие ценности, говорить о них и практиковать их, бескорыстно служить учительской деятельности, владеть информационными и коммуникационными технологиями, вместе с учащимися открывать новое, быть индикатором и ориентиром в мире знаний. Учитель должен быть носителем классической, традиционной, отечественной, национальной и новой культуры, учить ориентироваться в потоке разнополярной информации, выделяя высоконравственные и культурные ценности, отделяя низменные, инстинктивные чувства, развивая активность, творчество, креативность. В XXI веке учитель вошел в век новых информационных и коммуникативных технологий. И не вызывает сомнения то, что современному учителю необходимо быть компетентным в области ИКТ и внедрять их в учебный процесс. Знаю, по своему опыту, что уроки с применением мультимедиа и интернета повышают интерес к изучаемому материалу, возрастает эффективность самостоятельной работы, появляется возможность шире реализовать свои творческие возможности.
    На мой взгляд,  сегодня учитель не может лишь читать и учить по учебникам. Современные тенденции развития общества требуют проявления инновации, компетентности. Ведь учитель – самое важное лицо в школе. Школу делают нужной и полезной для детей не знание, не библиотека и даже не лабораторные приборы, а учитель, созидающий школу.
    Профессия учителя одна из самых важных в современном мире. От наших усилий зависит будущее человека.  У каждого человека был, есть и будет свой первый учитель. «Всё человечество проходит через первый класс», – говорил Я. А. Коменский. И перед учителем начальных классов стоит труднейшая задача: поддержать интерес к школе, не дать ребёнку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, разжечь искру познания. На мой взгляд, путь учителя XXI века к педагогическому мастерству и повышению образовательного уровня начинается еще и с целенаправленной работы по самообразованию. Обобщая и распространяя опыт своей работы, учитель поднимается на новый уровень саморазвития. Современная школа это то место, где создаются условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях. А учитель должен «стоять не над, а рядом», помогать и поддерживать, направлять и правильно организовывать деятельность ученика. Пора привыкнуть, что ученик может вступить в спор с учителем на любую тему, отстаивать свою точку зрения. Современный же учитель должен уметь слушать и слышать своего ученика, ведь он не только учит детей, но и сам учится у детей. Учитель XXI века не только помогает формированию знаний, умений, навыков, он помогает каждому ребенку сформироваться как личности, развивает желание преодолевать жизненные трудности, помогает научиться правильно оценивать свои поступки и результаты своего труда.
    Каждый день я смотрю в зеркало с красивым названием «ученики», и часто мне вслед за Пушкиным хочется сказать:
    «Себя, как в зеркале, я вижу», правда, отражение мое не всегда мне нравится. Но это и хорошо. Значит, не превращаюсь в ходячую «истину в последней инстанции», значит, способна меняться и – менять.
    За окном XXI век, принесший немало проблем, конфликтов, противоречий. Но настоящий учитель остается учителем в любое время и в любых условиях. Самая дорогая победа –  та, что добыта в нелегкой борьбе. Поэтому, великое счастье учителя – видеть, как твои ученики восходят к вершинам знаний. Так было и так будет.
    На земле каждый день рождается много людей, но лишь единицы становятся знаменитыми. Возможно, мне не суждено совершить подвиг, стать всемирно известной, сделать великое открытие  – мне это неважно. Мне важно, что люди доверили мне самое дорогое, что у них есть – своих детей, которые вырастут и непременно внесут свой посильный вклад во благо нашей Родины, а кто – то из них может быть станет знаменитым и даже совершит подвиг. А я буду знать, что в этом есть и моя заслуга, так как я вложила в каждого своего воспитанника свой труд, частичку своей души и сердца.

  7. Учитель XXI века.
    Учитель XXI века…                   Какой он?    Еще в XIX веке в словаре Даля  слово учитель имело такое толкование: «Учитель – это преподаватель, наставник». В любое время, в любом веке, в любой стране всегда почитали  наставника, учителя.       Я с большим уважением и любовью вспоминаю своих  учителей, с которыми встретилась, обучаясь, а затем работая в Черемшанской средней школе. Это Долгополова В.В., Ермишева Л.Г., Асабина Л.Н., Миронова Т.П., Колесникова Н.В., Долгополова Л.Е., Сулейманова Р.Т., Зуфарова Ф.Т.- учителя начальных классов, Борисова Н.Н. – учитель истории; Плотникова Н.А. – учитель математики; Хузиханова Я.Р. – учитель химии, Хафизова Р.И.- учитель английского языка, Мельникова Л.В. – учитель русского языка и литературы; Хуснуллин Х.М.-наш классный руководитель. Общаясь с ними, я поняла, что каждый из них – это учитель,  в совершенстве знающий свой предмет, способный ответить на любой вопрос учеников, требовательный и добрый. Ведь учитель должен быть не только профессионалом в своей деятельности, то есть безупречно владеть знаниями своего предмета, быть требовательным  к себе и ученикам, обладать чувством собственного достоинства, быть настойчивым в достижении цели, он должен обладать еще  и такими нравственными и эмоциональными чертами характера, как заботливость, душевность, доброжелательность, внимательность, отзывчивость, обладать  способностью сопереживать чувствам учащихся и их родителей, быть оптимистичным, щедрым на похвалу.
    Настоящий учитель всегда честен со своими учениками, в любой ситуации находит с ними общий язык, может понять детские проблемы, с уважением относится к каждому ученику и способствует его духовному и нравственному развитию. Всеми этими качествами обладали мои наставники. Они и пробудили во мне желание работать с детьми в школе, быть похожими на них, своих любимых учителей, и  поэтому после окончания школы в 1987 году у меня не было вопроса, какую профессию выбрать: я поступила в Казанский государственный педагогический институт на физико – математический факультет. Закончила его, и снова, уже в роли учителя, вернулась в свою родную школу.
    И снова со мною рядом шли мои замечательные учителя, а теперь уже и коллеги, помогая мне, молодой и неопытной, овладевать педагогическим мастерством. И сейчас, оглядываясь назад, имея за плечами двадцатичетырехлетний педагогический стаж, я понимаю,  насколько были мудры, тактичны, деликатны мои добрые и все понимающие наставники. Хотя некоторых из них уже  и нет с нами, но они навсегда останутся жить в сердцах своих учеников, и я безмерно благодарна судьбе, что они были в моей жизни, помогали мне в становлении меня как личности и как педагога.
    Профессия учителя – одна из  самых важных и сложных. Веками накопленная педагогическая теория, содержащая положения о том, как должно совершаться обучение и воспитание, зачастую не содержит конкретных и точных ответов на вопросы повседневной практики. Поэтому деятельность учителя бывает эффективной, если он, обладая профессиональной компетентностью, способен создать в классе атмосферу тепла и взаимного уважения. Этому учили меня мои наставники, это я и стараюсь  передать своим ученикам.
    Человечество не стоит на месте в своем развитии, оно идет вперед: появились цветные ЖК-телевизоры, компьютеры, Интернет, интерактивные доски,WEB- камеры, о чем в свое время мы даже и подумать не могли. Следовательно, современный учитель должен обладать теми знаниями, которые накопило человечество, и должен идти в ногу со временем. Чтобы более продуктивно проходили уроки, у нас в лицее  в каждом классе поставлен компьютер, проектор и экран, настроены точки доступа Wi-Fi, для свободного доступа к сети Интернет, чтобы можно было прямо на уроке получить любую информацию с помощью компьютера и дать для изучения обучающимся. Сейчас информационно-коммуникационными технологиями должен владеть любой современный учитель.
    Развивается и педагогическая наука, появляются новые педагогические технологии. И мы, учителя, конечно же, должны  хорошо ориентироваться во всем их многообразии. Учитель XXI века должен обладать важными навыками, необходимыми для работы в новых условиях:
    – уметь получать знания из разных источников, иметь исследовательскую и информационную компетентность;
    – владеть  здоровьесберегающими технологиями;
    -обладать  критическим  мышлением, использовать системный анализ, уметь находить нестандартные решения;
    – быть коммуникативным и стремиться  к сотрудничеству;
    – быть творческой личностью и стремиться  использовать инновационные технологии.
    И тем не менее,  какие бы технологии ни изобретал человек, многое зависит и будет зависеть всегда от личности учителя, от его профессионализма, его нравственных и моральных качеств. Именно сейчас, когда многое изменилось в мире, и далеко не в лучшую сторону, когда с экранов телевизоров не сходит жестокость, насилие, пошлость, когда произошла дезориентация человека в мире ценностей, идеалов и, как следствие, наблюдаем снижение значимости гражданской и общественной культуры, как никогда возрастает роль учителя в формировании нравственно здоровой личности. И поэтому в моем представлении учитель XXI века – это не только профессионал своего дела, идущий в ногу с прогрессом, но это, прежде всего, человек, живущий по нравственным законам, не отступающий от моральных принципов, своего рода эталон порядочности, пример для подражания. Только формируя у себя подобные качества, учитель способен работать в современном учебном учреждении.
    Все мы родом из детства. Будучи  младшим школьником я в своих фантазиях рисовала портрет идеального учителя. Перед собой я видела доброго, понимающего человека. Мне хотелось, чтобы учитель меня любил, уважал, ценил мой малейший успех. Это лишь часть того, о чём я мечтала, длинной дорогой, идя в школу. Что же сейчас, спустя тридцать лет, может измениться в мечтах детей? Как ни странно, но и  современные дети мечтают о том же самом. Любовь, доброта, искренность, понимание – вот что нужно современному ученику.
    Коль светятся глаза учеников, стремясь к познанью истины науки,
    То знай, учитель, преданность, любовь, сердца они в твои вверяют руки.
    И помни, ты несёшь за всё ответ: за их печали, радости, невзгоды.
    И каждый твой  урок  и твой совет ученики проносят через годы.

  8. «Школа готовит к жизни…» Эта фраза настолько часто произносится и пишется, что над ее смыслом мало кто задумывается. Но ведь образование- это не только подготовка к жизни, это, прежде всего сама жизнь ребенка, подростка, юноши, девушки, с ее особенностями, привлекательными и отталкивающими сторонами, законами, принципами и нормами поведения, и ценностями и т.д.
    Как и в большинстве профессий, в преподавании сейчас происходят крупные преобразования, которые вызваны социальными и технологическими изменениями. Необходимые условия для плодотворной работы педагога теперь изменились; современные учителя должны обладать такими навыками, которые были неизвестны их предшественникам.
    Учитель сегодняшнего дня – это человек, преданный своему делу и своим ученикам.
    Современный учитель –это человек владеющий педагогическим мастерством, душевной щедростью, эмоциональной уравновешенностью, способный к творчеству.
    «Чтобы быть хорошим учителем надо любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.» – эти слова В.О. Ключесвкого четко передают смысл слова «учитель». Учитель должен быть всевидящим и все слышащим, порядочным, честным, любить детей, а главное брать на себя ответственность за тех, кому преподаешь.
    Как бы ни укреплялась материальная техническая база, какие бы технологии и инновации ни приходили, ведущей фигурой в школе остается учитель. От его таланта, умения найти путь к сердцу ученика зависит успех обучения. Я считаю, что учитель должен личным примером зажечь учеников к саморазвитию, пробудить требовательность и ответственность.
    Не каждому в жизни выпадает счастье выбрать профессию учителя, я счастлива, что работаю в школе. Мне интересно идти в ногу с учениками, находить ответы на трудные вопросы, придумывать интересные задания и мероприятия.
    Работая в школе, я поняла, что важно не только учить, но и самой иметь способность учиться и развиваться.
    Профессиональный современный педагог определяет не только человек, который обладает большим багажом знаний, он постоянно занимается самообразованием, но и тонкий психолог. Я поняла, что важно не только учить, но и учиться и развиваться вместе с детьми.
    В условиях современной школы деятельность педагога разнообразна, и все-таки центральное место занимает урок. Хороший урок проходит незаметно, чтобы запомнить своих учеников я должна удивить, заинтересовать ребят, подобрать современные технологии, позволяющие это сделать. Поэтому в своей педагогической деятельности мною используются технологии критического мышления, проектно- исследовательская деятельность, проблемная.
    Я рада, что каждое утро начинается с пытливых глаз, добрых приветствований. Приятно наблюдать, как дети спешат ко мне на урок и торопятся поделится тем, что озадачило, что понравилось, что тревожит.
    Современный педагог – это не профессия, а это образ жизни. Качества современного педагога можно выразить словами:
    Современный педагог ко всему готов,
    Он уверен в своих силах,
    Всегда полон позитива,
    Ласковы и добрый он,
    И талантлив он во всем!
    Ведь детей надо учить, и, чтобы соответствовать духу времени, необходимо быть уверенным в своих силах.
    Учитель должен быть терпеливым и сдержанным, обязан, как актер перевоплощаться, как машинист вести свой состав, вопреки своему настроению. Только своим примером и любовью он может вести детей за собой через «тернии к звездам». А тот, кто имеет желание — это делать, и я являюсь современным учителем
    Это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний.
    Наша цель не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь ребенку сформироваться как личность, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда.
    В XXI веке учитель вошел в век новых информационных и коммуникативных технологий. И не вызывает сомнения то, что современному учителю необходимо быть компетентным в области ИКТ и внедрять их в учебный процесс. По своему опыту знаю, что уроки с применением мультимедиа и интернета повышают интерес к изучаемому материалу, возрастает эффективность самостоятельной работы, появляется возможность шире реализовать свои творческие возможности.
    У современного учителя кардинально изменено отношение к ученику, уходит из практики авторитарность. Педагог должен уважать ребенка. Сегодня учителя ребенок не может интересовать только как ученик. У каждого из них свои качества, потребности, цели, желания, поэтому учитель должен относиться к ученику как человек к человеку. Учитель не должен видеть ученика только в будущем, каким он должен стать, а понять его сегодняшнего, такого, какой он есть: с его трудностями в учебе, переживаниями. У современного хорошего учителя должен быть построен индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика.
    На уроке ученик и учитель должны быть сотрудниками. Только в деловой и доброжелательной обстановке ребенок будет раскрывать и реализовывать свои возможности.
    Главным работником на уроке должен быть ученик. Современные требования к учителю таковы, что он помогает ученику учиться самому, воспитывает потребность в образовании. Учителю надо научить школьника добывать знания собственными усилиями, и только тогда можно воспитать думающего, свободно рассуждающего, не боящегося высказывать и отстаивать свое мнение ученика.
    Однако хочется надеяться, что, как бы далеко ни зашел процесс автоматизации обучения, учитель 21века не забудет о важности непосредственного общения со своими учениками. Никакая, даже самая совершенная техника, не может заменить живого собеседника, выразить свое отношение к изучаемому материалу. Нельзя согласиться с теми, кто говорит о возможном упразднении нашей профессии в будущем. Любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, – лишь верный помощник для педагога, вспомогательное средство. Живое, эмоциональное учительское слово ничем не удастся заменить. Трудно представить, как даже самая умная машина будет заниматься духовно
    – нравственным воспитанием учащихся или пробуждать в них желание творить самим.
    В век автоматизации от человека потребуется максимальная степень напряжения своих интеллектуальных сил. Роль человеческого разума еще более возрастет. В ряде профессий специалист будет оцениваться, прежде всего, по своим интеллектуальным возможностям, таким образом, будет существовать конкуренция не людей, а их интеллектов. Этот процесс начался уже сейчас. Чтобы подготовить такие сильные кадры, педагогу 21 века нужно быть специалистом высшего уровня по своему предмету, имеющим глубокие знания не только в рамках
    учебной программы, но и за ее пределами, чтобы быть готовым к
    любому вопросу учащихся.
    Демократизация педагогики предоставляет учителю все больше возможностей для творчества. Но, к сожалению, многие педагоги подразумевают под творчеством лишь дидактическое (разработка новых уроков, новых методов воспитания и обучения). Учитель 21 века–творец в самых различных сферах педагогической деятельности: опытный технолог, организатор, обязательно стремящийся к подведению итогов своей работы, обобщению своего опыта.
    Хочется верить, что в скором времени каждый желающий педагог будет иметь
    возможность издать свои разработки, довести их до широкого круга читателей
    и вести диалог с ними. Непросто говорить о грустном, и все же будем верить, что педагог 21 века станет, наконец, специалистом высокооплачиваемой профессии. Та степень самоотдачи, которая присуща людям нашей специальности, рано или поздно будет
    заслуженно оценена обществом будущего.
    Рассуждая на столь актуальную тему, я не ставила перед собой цель создать макет идеального педагога, построить некий утопический «город солнца». Он уже был создан Томазо Кампанеллой. Мне лишь хотелось представить свой, очень субъективный, взгляд на вопрос. Мы, люди, переживающие смену эпох, будем ждать появления учителя новой формации, а когда он появится –не забудем поддержать его.

  9. Работу выполнила:
    студентка 2 курса ИПиПд, группа Б0-21
    Гергель Евгения
    Эссе на тему «Я педагог 21 века»
    Я с детства мечтала быть учителем
    начальных классов. Любила играть дома,
    разложить вокруг куклы и игрушки, раздать
    им тетради и обучать новым и интересным
    знаниям.
    И вот прошло столько времени, и моя мечта
    осуществилась. Я все же решила пойти
    учиться на эту профессию. Я очень люблю
    детей, и если у меня было такое большое
    желание в детстве быть учителем, то я
    им и решилась стать
    Для меня педагог 21 века, это нечто новое.
    Прежде всего, учитель должен не только
    давать знания ученикам и строить их
    дисциплину, на его путь возлагается
    гораздо больше дел. Чтобы стать хорошим
    преподавателем, нужно обладать следующими
    качествами:
    1) учитель должен прочувствовать
    переживания каждого ребенка, радоваться
    за своих учеников, волноваться в
    определенных моментах
    2) учитель должен не только воспитывать
    ребенка и обучать, он должен «делать»
    из него настоящего человека, помогать
    строить ему свое дальнейшее будущее.
    Как я понимаю, что же все-таки такое
    педагог 21 века, это прежде всего обычный
    человек, который становится для детей
    не преподавателем ,в первую очередь, а
    другом, причем самым лучшим другом.,
    который сможет поддержать, дать совет,
    помочь решить проблемы.
    Преподаватель должен быть развитым
    образованным человеком. Своя область
    знаний для учителя должна быть главной
    и ведущей. Это грамотный человек, который
    хорошо разбирается в компьютере, передает
    информацию не только через общение, но
    и через социальные сети. Однако
    хочется надеяться, что, как бы далеко
    ни зашел процесс автоматизации обучения,
    учитель 21 века не забудет о важности
    непосредственного общения со своими
    учениками. Никакая, даже самая совершенная
    техника, не может заменить живого
    собеседника, выразить свое отношение
    к изучаемому материалу.
    Педагог
    21 века – это опытный технолог, организатор
    по мероприятиям, и просто хороший друг
    для учеников. Хотелось бы верить в то,
    что учителей начальных классов будут
    ценить не только на словах, но и заработной
    платой, т.е эта профессия станет
    высокооплачиваемой
    Педагог
    это тот, чьи
    уроки не скучные и насыщенны разнообразными
    видами деятельности. Этот человек должен
    быть эрудированным, и готовым принять
    различные субъективные мнения. Учитель
    должен быть исследователем и
    экспериментатором.
    Учитель
    тот, кто ведёт, а не тот, кто рассказывает.
    Вот таким
    я представляю современного учителя. И
    я очень надеюсь, что я буду именно таким
    учителем для начальной школы.

  10. На всем протяжении развития педагогики за сменой исторических эпох следовала смена различных типов педагогов: античный педон; средневековый педагог-догмат, строго следующий канонам схоластики; более свободный разумом педагог эпохи Возрождения; нравоучительный и немного наивный педагог-просветитель… И многие, многие другие типы учителей, приходящих и уходящих вместе с очередной эпохой.
    Наступил 21 век и новое тысячелетие, а с ними – и новое время. Какие чувства мы испытываем на пороге другой эпохи? Они противоречивы: это и радость, и волнение, и ощущение некоей пустоты, и ожидание перемен. Сейчас стало очень актуальным подведение итогов. Но, как считаю я, гораздо важнее задуматься именно о будущем, о новом веке и нас в нем. Ведь я преподаватель, а представителям нашей профессии свойственно видеть близкую и далекую перспективу. К тому же педагог, занимаясь воспитанием и образованием детей, работает практически на будущее. А чтобы создавать будущее, нужно самому быть человеком новой формации, человеком, видящим себя и свою профессию через десятки лет. В своем эссе я буду говорить о российском педагоге будущего.
    В последние 10-12 лет отечественная педагогика стала ориентироваться на те изменения, которые произошли в нашем обществе; работа педагога с детьми теперь основывается на принципах гуманизма, уважения к личности ребенка. В моем представлении учитель 21 века – это прежде всего друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник. Не человек, дающий готовые истины, а искатель, странник, всегда находящийся в пути. Этот поиск должен быть присущ как молодому, так и опытному учителю. На практике часто приходится наблюдать, как опытные учителя, накопив свою собственную базу, останавливаются на достигнутом, с недоверием и неприязнью воспринимают новое в образовании. Если учитель хочет быть нужным в 21 веке, ему не следует бояться изменить свою точку зрения даже после десятилетней работы.
    Учитель 21 века – это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек. Свой предмет, своя область знаний для учителя являются ведущими. Но не стоит забывать о существовании и других областей. Узкопрактические специалисты, подобные, по Козьме Пруткову, флюсу, не могут быть полноценными собеседниками, не в состоянии поддержать тему разговора, не могут общаться с детьми и коллегами. А ведь способность к общению, обмену информацией – одна из ведущих способностей педагога. В моем представлении, 21 век будет отличаться от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Поэтому педагог нового столетия должен быть готов к любому общению.
    21 век невозможно было бы представить и без новых ТСО. И ведущим среди них станет компьютер. Будем надеяться, что в скором времени каждое учебное заведение, неважно, школа это, колледж или ВУЗ, будет иметь возможность приобрести компьютерную технику, подключиться к сети “Интернет” и электронной почте. Педагог 21 века – грамотный, умеющий работать на компьютере человек, обладающий навыками ввода и вывода информации, ее передачи на расстояние, готовый не только к личному общению, но и к общению через “Интернет”. Компьютер со временем войдет в каждый дом, перейдет в разряд такой бытовой техники, как телевизор или холодильник. К этому непременно нужно быть готовым. Причем желание освоить этот новый для многих учителей вид деятельности должно исходить от них самих, а не от указания свыше. Прохождение курсов по обучению работе на компьютере со временем станет для учителя любого возраста таким же привычным делом, как прохождение курсов повышения квалификации. Знаний, получаемых студентами педагогических учебных заведений в рамках курса информатики, явно недостаточно для того, чтобы научить человека умению работать на персональном компьютере. К тому же, долго не работая на нем, человек забывает даже простейшие операции. Поэтому самостоятельная работа каждого учителя, его желание освоить хотя бы простейшие программы в будущем станет необходимой.
    Однако хочется надеяться, что, как бы далеко ни зашел процесс автоматизации обучения, учитель 21 века не забудет о важности непосредственного общения со своими учениками. Никакая, даже самая совершенная техника, не может заменить живого собеседника, выразить свое отношение к изучаемому материалу. Нельзя согласиться с теми, кто говорит о возможном упразднении нашей профессии в будущем. Любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, – лишь верный помощник для педагога, вспомогательное средство. Живое, эмоциональное учительское слово ничем не удастся заменить. Трудно представить, как даже самая умная машина будет заниматься духовно-нравственным воспитанием учащихся или пробуждать в них желание творить самим.
    В век автоматизации от человека потребуется максимальная степень напряжения своих интеллектуальных сил. Роль человеческого разума еще более возрастет. В ряде профессий специалист будет оцениваться, прежде всего, по своим интеллектуальным возможностям, таким образом, будет существовать конкуренция не людей, а их интеллектов. Этот процесс начался уже сейчас. Чтобы подготовить такие сильные кадры, педагогу 21 века нужно быть специалистом высшего уровня по своему предмету, имеющим глубокие знания не только в рамках учебной программы, но и за ее пределами, чтобы быть готовым к любому вопросу учащихся.
    Демократизация педагогики предоставляет учителю все больше возможностей для творчества. Но, к сожалению, многие педагоги подразумевают под творчеством лишь дидактическое (разработка новых уроков, новых методов воспитания и обучения). Учитель 21 века – творец в самых различных сферах педагогической деятельности: опытный технолог, организатор, обязательно стремящийся к подведению итогов своей работы, обобщению своего опыта. Хочется верить, что в скором времени каждый желающий педагог будет иметь возможность издать свои разработки, довести их до широкого круга читателей и вести диалог с ними.
    Непросто говорить о грустном, и все же будем верить, что педагог 21 века станет, наконец, специалистом высокооплачиваемой профессии. Та степень самоотдачи, которая присуща людям нашей специальности, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом будущего.
    Рассуждая на столь актуальную тему, я не ставила перед собой цель создать макет идеального педагога, построить некий утопический “город солнца”. Он уже был создан Томазо Кампанеллой. Мне лишь хотелось представить свой, очень субъективный, взгляд на вопрос. Мы, люди, переживающие смену эпох, будем ждать появления учителя новой формации, а когда он появится – не забудем поддержать его.
    На всем протяжении развития педагогики за сменой исторических эпох следовала смена различных типов педагогов: античный педон; средневековый педагог-догмат, строго следующий канонам схоластики; более свободный разумом педагог эпохи Возрождения; нравоучительный и немного наивный педагог-просветитель… И многие, многие другие типы учителей, приходящих и уходящих вместе с очередной эпохой.
    Наступил 21 век и новое тысячелетие, а с ними — и новое время. Какие чувства мы испытываем на пороге другой эпохи? Они противоречивы: это и радость, и волнение, и ощущение некоей пустоты, и ожидание перемен. Сейчас стало очень актуальным подведение итогов. Но, как считаю я, гораздо важнее задуматься именно о будущем, о новом веке и нас в нем. Ведь я преподаватель, а представителям нашей профессии свойственно видеть близкую и далекую перспективу. К тому же педагог, занимаясь воспитанием и образованием детей, работает практически на будущее. А чтобы создавать будущее, нужно самому быть человеком новой формации, человеком, видящим себя и свою профессию через десятки лет. В своем эссе я буду говорить о российском педагоге будущего.
    В последние
    10—12 лет отечественная педагогика стала ориентироваться на те изменения, которые произошли в нашем обществе; работа педагога с детьми теперь основывается на принципах гуманизма, уважения к личности ребенка. В моем представлении учитель 21 века — это прежде всего друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник. Не человек, дающий готовые истины, а искатель, странник, всегда находящийся в пути. Этот поиск должен быть присущ как молодому, так и опытному учителю. На практике часто приходится наблюдать, как опытные учителя, накопив свою собственную базу, останавливаются на достигнутом, с недоверием и неприязнью воспринимают новое в образовании. Если учитель хочет быть нужным в 21 веке, ему не следует бояться изменить свою точку зрения даже после десятилетней работы.
    Учитель 21 века — это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек. Свой предмет, своя область знаний для учителя являются ведущими. Но не стоит забывать о существовании и других областей. Узкопрактические специалисты, подобные, по Козьме Пруткову, флюсу, не могут быть полноценными собеседниками, не в состоянии поддержать тему разговора, не могут общаться с детьми и коллегами. А ведь способность к общению, обмену информацией — одна из ведущих способностей педагога. В моем представлении, 21 век будет отличаться от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Поэтому педагог нового столетия должен быть готов к любому общению.
    21 век невозможно было бы представить и без новых ТСО. И ведущим среди них станет компьютер. Будем надеяться, что в скором времени каждое учебное заведение, неважно, школа это, колледж или ВУЗ, будет иметь возможность приобрести компьютерную технику, подключиться к сети «Интернет» и электронной почте. Педагог 21 века — грамотный, умеющий работать на компьютере человек, обладающий навыками ввода и вывода информации, ее передачи на расстояние, готовый не только к личному общению, но и к общению через «Интернет». Компьютер со временем войдет в каждый дом, перейдет в разряд такой бытовой техники, как телевизор или холодильник. К этому непременно нужно быть готовым. Причем желание освоить этот новый для многих учителей вид деятельности должно исходить от них самих, а не от указания свыше. Прохождение курсов по обучению работе на компьютере со временем станет для учителя любого возраста таким же привычным делом, как прохождение курсов повышения квалификации. Знаний, получаемых студентами педагогических учебных заведений в рамках курса информатики, явно недостаточно для того, чтобы научить человека умению работать на персональном компьютере. К тому же, долго не работая на нем, человек забывает даже простейшие операции. Поэтому самостоятельная работа каждого учителя, его желание освоить хотя бы простейшие программы в будущем станет необходимой.
    Однако хочется надеяться, что, как бы далеко ни зашел процесс автоматизации обучения, учитель 21 века не забудет о важности непосредственного общения со своими учениками. Никакая, даже самая совершенная техника, не может заменить живого собеседника, выразить свое отношение к изучаемому материалу. Нельзя согласиться с теми, кто говорит о возможном упразднении нашей профессии в будущем. Любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, — лишь верный помощник для педагога, вспомогательное средство. Живое, эмоциональное учительское слово ничем не удастся заменить. Трудно представить, как даже самая умная машина будет заниматься духовно-нравственным воспитанием учащихся или пробуждать в них желание творить самим.
    В век автоматизации от человека потребуется максимальная степень напряжения своих интеллектуальных сил. Роль человеческого разума еще более возрастет. В ряде профессий специалист будет оцениваться, прежде всего, по своим интеллектуальным возможностям, таким образом, будет существовать конкуренция не людей, а их интеллектов. Этот процесс начался уже сейчас. Чтобы подготовить такие сильные кадры, педагогу 21 века нужно быть специалистом высшего уровня по своему предмету, имеющим глубокие знания не только в рамках учебной программы, но и за ее пределами, чтобы быть готовым к любому вопросу учащихся.
    Демократизация педагогики предоставляет учителю все больше возможностей для творчества. Но, к сожалению, многие педагоги подразумевают под творчеством лишь дидактическое (разработка новых уроков, новых методов воспитания и обучения). Учитель 21 века — творец в самых различных сферах педагогической деятельности: опытный технолог, организатор, обязательно стремящийся к подведению итогов своей работы, обобщению своего опыта. Хочется верить, что в скором времени каждый желающий педагог будет иметь возможность издать свои разработки, довести их до широкого круга читателей и вести диалог с ними.
    Непросто говорить о грустном, и все же будем верить, что педагог 21 века станет, наконец, специалистом высокооплачиваемой профессии. Та степень самоотдачи, которая присуща людям нашей специальности, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом будущего.
    Рассуждая на столь актуальную тему, я не ставила перед собой цель создать макет идеального педагога, построить некий утопический «город солнца». Он уже был создан Томазо Кампанеллой. Мне лишь хотелось представить свой, очень субъективный, взгляд на вопрос. Мы, люди, переживающие смену эпох, будем ждать появления учителя новой формации, а когда он появится — не забудем поддержать его.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *