Сочинение на тему педагогическая профессия в 21 веке

9 вариантов

  1. Елена Высоцкая
    Эссе «Педагог XXI века»
    Педагог XXI века. Кто он? И чем отличается от педагога XX или XIX веков. Из века в век педагог сеет «разумное, доброе, вечное». Можно провести аналогию с колесом – сколько его не модифицируют, функция не меняется. Колесо должно катиться, иначе это будет уже не колесо. Так и профессия педагога – можно каждый год менять требования, но суть останется прежней – педагоги готовят будущее: страны, планеты.
    Педагог XXI века должен быть идеалом для своих учеников. Цельный, действительный, всесторонний, образованный человек. Быть учителем – это значит быть примером воспитанности, сочетать в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Именно учитель закладывает основы всесторонне развитой личности, подготавливает ребят к взрослой самостоятельной жизни. Гармоническое развитие личности предполагает не только гармонию «духа» и тела, но и гармонию между умственным, нравственным, эстетическим и физическим развитием и воспитанием. Ведь современной молодежи особенно нужны жизнерадостность и бодрость, здоровый дух.
    К числу важнейших черт характера современного педагога должны быть отнесены скромность и чувство собственного достоинства, честность, правдивость, деловитость. Да, чувство собственного достоинства в единстве с деловыми качествами и скромностью делает человека благородным.
    Настоящий педагог во все времена должен обладать умением воспринимать ребенка, понимать его внутренний мир, что является непременным условием успешной работы педагога. Это умение помогает установить с детьми надлежащий контакт, прогнозировать его поведение.
    Не надо забывать, что учение – это труд, требующий физического, умственного и морального напряжения; это воля, направленная на добывание знаний; это дисциплина желаний и обязанностей; это умение подчинять свое «хочу – не хочу» обязательному «надо»; это сознательное отношение к своему поведению, к учебному труду, к правилам школьной жизни. Поэтому педагог должен обладать такими качествами как воля, стойкость, терпеливость.
    По моему мнению, педагог XXI века должен уделять большое внимание патриотическому, эстетическому воспитанию, прививать любовь к старшему поколению. Об этом все чаще забывают современные педагоги, гоняясь за новыми технологиями. Но этого так не хватает современному обществу. Педагог обязан привить чувство прекрасного детям. Ведь даже привычку совершать хорошие, добрые поступки мы тренируем с детства.
    Для меня идеал педагогической работы это создание здорового человека с твердой волей, сильным и великодушным характером, умственно и нравственно развитого. Для этого необходимо развить здоровые способности, задерживать болезненные и вредные наследственные склонности, пробуждать живой интерес к окружающему, стремлению к личному самоусовершенствованию, к постоянному расширению умственного кругозора.

  2. «Он создал нас, он воспитал наш
    пламень….Заложен им краеуголь-
    ный камень, им чистая лампада
    возжена»
    А.С.Пушкин.
    Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в его особенностях деятельности и образе мышления. Педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек.
    Возникновение и становление педагогической профессии возникло ещё в глубокой древности и имеет объективные основания: общество не могло бы существовать и развиваться без творческого освоения и использования того опыта, которое оно получило в наследство.
    Жизнь в педагогической профессии – это неустанный труд души. Труд, полный тревог, волнений, радостей и печалей, дерзаний и поисков, – это вечное испытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и человеческую незаурядность. Но задача педагога состоит не только в том, чтобы передать знания, но и прежде всего сформировать человека, вырастить его как личность со стойким характером.
    От поколения к поколению педагог передаёт эстафету своих знаний во имя счастья и мира на земле. Педагог связующее звено в цепи поколений. Сейчас в  XXI веке профессия педагога не утратила своего значения, а приобретает всё большую значимость. Получить образование стремится всё больше и больше людей, а без профессии педагог – это невозможно сделать. Именно поэтому труд педагога без всяких преувеличений профессия на все времена. Если хорошо подумать. Есть ли дело на земле более ответственное, чем педагог? Нет, потому что  этому делу суждено тысячекратно повторяться в других судьбах. Педагог, образно говоря, осуществляет связь времён.
    В настоящее время в условиях модернизации образования, перехода с традиционного на личностно-ориентированные подходы в обучении и воспитании вырисовывается новый образ педагога XXI века. Это инициативный, активный, компетентный, глубокомыслящий, умеющий наиболее эффективно организовать педагогический процесс, а самое главное уважающий  свою профессию и любящий детей. Вот портрет педагога XXI века. Он будущее России – нашей Родины!
    Какое гордое призвание – давать другим образование,
    Частицу сердца отдавать,
    Пустые ссоры забывать.
    Хоть воспитателем быть сложно,
    Но трудности везде возможны.
    О детях забота – это благородная работа.
    Много улыбок, задорного смеха,
    В них отражаются наши успехи.
    Проходят годы за годами,
    Своими добрыми делами,
    Воспитаитель славится всегда,
    И это помнят долгие года!

  3. ВВЕДЕНИЕ
    Нет иной профессии, о которой так много написано с древнейших времён. Нет другого представителя человеческого общества, которого возвеличили все известные поэты, писатели, ученые, мыслители, рядовые граждане всех времен.
    Итак, возникновение и становление педагогической профессии возникло ещё в глубокой древности и имеет объективные основания: общество не могло бы существовать и развиваться без творческого освоения и использования того опыта, которое оно получило в наследство.
    Жизнь в педагогической профессии – это неустанный труд души. Труд, полный тревог, волнений, радостей и печалей, дерзаний и поисков, – это вечное испытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и человеческую незаурядность. Но задача педагога состоит не только в том, чтобы передать знания, но и прежде всего сформировать человека, вырастить его как личность со стойким характером.
    От поколения к поколению педагог передаёт эстафету своих знаний во имя счастья и мира на земле. Педагог связующее звено в цепи поколений. Сейчас в XXIвеке профессия педагога не утратила своего значения, а приобретает всё большую значимость. Получить образование стремится всё больше и больше людей, а без профессии педагог – это невозможно сделать. Именно поэтому труд педагога без всяких преувеличений профессия на все времена. Если хорошо подумать. Есть ли дело на земле более ответственное, чем педагог? Нет, потому что этому делу суждено тысячекратно повторяться в других судьбах. Педагог, образно говоря, осуществляет связь времён.
    Цель данной работы – изучить основные аспекты профессиональной и личностной квалификации педагога 21 века.
    1. Основные характеристики педагога 21 века
    Педагог 21 века должен быть не только любящим и уважающим своих учеников, не только любимым и уважаемым, грамотным, коммуникабельным; он должен быть, в первую очередь, любящим и понимающим жизнь, как главное богатство на Земле. И естественно, он должен быть патриотом своей страны, ее природой. Он должен и обязан воспитать своих учеников частичкой природы, обучив их искусству любить не только людей, но и все живое, всю природу, как цельное живое сотворения Высшего Разума, Высшей Силы, Творца.
    Педагогу Российской Федерации в 21 веке жизнь дает и особые полномочия, ставят отдельные задачи. Россия – уникальная страна, соединяющая два континента; Европу и Азию, вобравшая в себя многие национальности, представителей разных культур и религии. Россия-страна с богатейшими запасами природных ресурсов; сырья, чернозема, лесов, пресной воды.
    Педагог России 21 века по своему предназначению обязан быть интернационалистом, знатоком общемировой культуры, компетентным в истории и внутренней сути религии, патриотом, активным защитником природы нашей страны.
    Великий мыслитель Конфуций писал: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».
    Педагог должен знать историю России, народов и нации, ее населяющих. Он обязан быть беспристрастным историкам, понимающим полезность исторической правды…
    Педагог должен быть экономически грамотным, понимающим что он не будет бедствовать в производящей стране. Что его тяжелый труд заключается как стоимость образования и грамотности специалиста-производителя в себестоимости продукции, в полученной прибыли…
    Педагог должен быть свободным. И как личность, и как специалист. Его жизнь и труд не должны быть зажатыми в рамках чиновничьих законов и учебных стандартов.
    Появилась надежда, что Год Учителя, с учетом положительного влияния Президента и Премьер-министра нашего государства на вопросы образования и судьбу учительского корпуса станет переломным в вопросах повышения престижа, статуса и авторитета учителя.
    2. Личностно-ориентированный подход как основа педагогической деятельности в 21 веке
    В настоящее время обновляется стратегия отечественного образования. Социально-экономические перемены, происходящие в нашей стране, нашли свое отражение и в школе, которая стала многообразной, открытой и гибкой. Изменились содержание и формы ее работы, наблюдаются реальные процессы гуманизации и демократизации.
    Исходным моментом и своеобразным методологическим императивом рассматривается личностно-ориентированная парадигма обучения, отвечающая потребностям развития и самореализации духовного начала человека в новой социокультурной ситуации. Идея развития личности выступает как узловой момент идеологии современной школы.
    Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь в переходе к личностно-ориентированному подходу в обучении. При личностно-ориентированном подходе может быть достигнут путь к образованию и воспитанию подрастающего поколения, когда учитываются потребности школьника, где он выступает в качестве активного субъекта деятельности учения.
    Становление новой системы образования требует радикального переосмысления сложившегося подхода к педагогической подготовке будущего учителя. В «Концепции модернизации российского образования» определяется качественно новый уровень подготовки будущих учителей в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Важнейшей её задачей становится коренное улучшения системы профессионального образования и «подготовки квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентно способного на рынке труда, компетентного, ответственного свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов…».
    Для того чтобы удержать наметившиеся положительные изменения, школе необходим учитель, способный самостоятельно, творчески решать проблемы, связанные с воспитанием и обучением не безликой массы учащихся, а каждого отдельно взятого школьника с его индивидуальными, своеобразными свойствами, уровнем умственного, нравственного, физического развития личности. Именно поэтому и следует прибегнуть к переходу школы к обучению ориентированному на личность. Где ученик должен выступать главным действующем лицом, а учитель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источником дополнительной информации.
    В связи с этим многократно возрастает востребованность учителя-гуманиста, имеющего свой почерк педагогической деятельности, способного решать задачи обучения и воспитания с позиции значимости и уникальности каждого учащегося, строить взаимоотношения на основе эмпатии, уважения и принятия личности. Сложные проблемы демократизации школы нельзя решить, не повышая требований к учителю. Поэтому одним из важнейших вопросов развития системы образования является дальнейшее совершенствование качества профессиональной подготовки педагогических кадров и, в первую очередь, подготовки учителя к личностно-ориентированному обучению.
    Личностно-ориентированный подход является в наибольшей мерепродуктивным, в соответствии с ним подготовка учителя рассматривается как сложный процесс, обусловленный деятельностью субъекта, в ходе которого формируется личностный смысл предстоящей педагогической работы.
    Переход школы к личностно-ориентированному образованию –инновационный процесс, в ходе которого происходят не отдельные, локальные, а сущностные изменения в ее образовательной деятельности. Практически каждая школа может стать инновационной, если она:
    а) имеет концептуальную идею;
    б) способна осуществить соответствующие ей изменения в содержании и технологиях образования;
    в) изменить уклад жизни детей.
    Концептуальная идея перехода к личностно-ориентированному образованию состоит в изменении типа образования, поворота всех его компонентов – целей, содержания, методов и форм организации, критериев оценки результатов – к личности ребенка, его ценностно-смысловому (а не только интеллектуальному) развитию. Главной проблемой инновационной личностно-ориентированной школы является преодоление ограниченности традиционной знаниевой ориентации образования и переориентация образовательного процесса на личностный уровень.
    педагог 21 века реферат эссе
    Новый подход к педагогической деятельности с позиции личностно-ориентированного образования позволит будущему учителю преодолевать отчуждение ребёнка от учёбы, невостребованность его личного опыта, неразвитость эмоциональной сферы, отсутствие толерантности и сопереживания, проявления ранней агрессивности и жестокости.
    Сложность и многогранность социальных функций учителя предполагает качественно новый подход к подготовке будущего педагога. В последние годы исследователи выделили в профессиональной подготовке учителя несколько направлений:
    1) Состояние общеобразовательной и профессиональной школы на современном этапе и роль учителя в совершенствовании учебно-воспитательного процесса.
    2) Психология труда и личности учителя.
    3) Повышение эффективности педагогического труда.
    4) Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования, в которой можно выделить несколько аспектов:
    – проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителей;
    – формирование личностных и профессиональных качеств будущего учителя;
    – профессионально-творческое самовоспитание и самообразование учителя;
    – исследование структуры педагогической деятельности;
    – разработка содержания, методов и форм теоретической и практической подготовки будущего учителя.
    Необходимость пересмотра прежних норм, эталонов, стереотипов обуславливает заинтересованность современных исследователей в поиске альтернативы традиционным подходам к профессиональной подготовке будущего учителя.
    Личностный подход предполагает отказ учителя от традиционной монологической методики с её установками «передать, внушить, привить» и представляет собой процесс вхождения субъекта в личностно развивающую образовательную ситуацию, в которой учение органично включено в ситуацию развития личности.
    Изменение качества профессиональной подготовки учителя с функционально-предметного на целостно-личностный уровень мышления требует исследования педагогических условий, необходимых для становления основ мастерства будущего учителя в осуществлении личностно ориентированной профессиональной деятельности, базирующейся на применении диалоговых, задачных, игровых технологий обучения, обеспечивающих развитие личностных функций учеников.
    Нужно подготовить учителя к будущей педагогической деятельности способного реально осуществлять личностно-ориентированное обучение и воспитание школьников, получать более высокие результаты своей профессиональной деятельности.
    Современный учитель сможет осуществлять поставленные задачи лишь при условии, если он будет хорошо знать каждого ученика. Следовательно, учитель должен быть подготовлен к осуществлению не только воспитательной, учебной, методической, управленческой, организаторской, но и диагностической деятельности.
    Личностно-ориентированное обучение является обучением на основе учета индивидуальных особенностей учащихся, но не в традиционном его понимании. Суть личностно-ориентированного обучения в разработке и обосновании комплексной и системной технологии обучения с ориентацией на внутренние механизмы развития и функционирования личности.
    Личностно-ориентированное обучение направленно не только на личностное развитие, но и на «качество образования» от сущностного понимания функций и назначения образования. В традиционном понимании образование рассматривается как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.
    К сожалению, литература по общепедагогическим дисциплинам не содержит достаточной информации, позволяющей подготовить будущего учителя к диагностированию объектов учебно-воспитательного процесса, несмотря на то, что современная педагогическая наука располагает необходимой и достаточной теоретической и технологической разработанностью этой проблемы.
    Заключение
    Современный этап развития образования характеризуется поиском педагогических направлений, отвечающих современных потребностям общества. Одним из направлений решения задачи реформирования, модернизации структуры и содержания образования в 21 веке является организация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании подрастающего поколения.
    Личностно-ориентированный подход предусматривает равноправное диалогическое общение всех его участников, обращение к личности учащегося, как основному субъекту учебно-воспитательного процесса, способного к автономному и компетентному определению себя в учебной деятельности и собственной жизнедеятельности.
    Список литературы
    1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014.-208 с.
    2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н /Д: Изд-во Ростовского пед/ университета, 2012. – 352 с.
    3. Марченков В.В. Профессия учитель в 21 веке // Общественное образование, №23, 2012
    4. Новиков С.В. Инновационные педагогические технологии в 21 веке. М.: Норма, 2014
    5. Шалаева О.В. Профессиональные характеристики педагога 21 века. М.: Риор, 2015

  4. «Школа готовит к жизни…» Эта фраза настолько часто произносится и пишется, что над ее смыслом мало кто задумывается. Но ведь образование- это не только подготовка к жизни, это, прежде всего сама жизнь ребенка, подростка, юноши, девушки, с ее особенностями, привлекательными и отталкивающими сторонами, законами, принципами и нормами поведения, и ценностями и т.д.
    Как и в большинстве профессий, в преподавании сейчас происходят крупные преобразования, которые вызваны социальными и технологическими изменениями. Необходимые условия для плодотворной работы педагога теперь изменились; современные учителя должны обладать такими навыками, которые были неизвестны их предшественникам.
    Учитель сегодняшнего дня – это человек, преданный своему делу и своим ученикам.
    Современный учитель –это человек владеющий педагогическим мастерством, душевной щедростью, эмоциональной уравновешенностью, способный к творчеству.
    «Чтобы быть хорошим учителем надо любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.» – эти слова В.О. Ключесвкого четко передают смысл слова «учитель». Учитель должен быть всевидящим и все слышащим, порядочным, честным, любить детей, а главное брать на себя ответственность за тех, кому преподаешь.
    Как бы ни укреплялась материальная техническая база, какие бы технологии и инновации ни приходили, ведущей фигурой в школе остается учитель. От его таланта, умения найти путь к сердцу ученика зависит успех обучения. Я считаю, что учитель должен личным примером зажечь учеников к саморазвитию, пробудить требовательность и ответственность.
    Не каждому в жизни выпадает счастье выбрать профессию учителя, я счастлива, что работаю в школе. Мне интересно идти в ногу с учениками, находить ответы на трудные вопросы, придумывать интересные задания и мероприятия.
    Работая в школе, я поняла, что важно не только учить, но и самой иметь способность учиться и развиваться.
    Профессиональный современный педагог определяет не только человек, который обладает большим багажом знаний, он постоянно занимается самообразованием, но и тонкий психолог. Я поняла, что важно не только учить, но и учиться и развиваться вместе с детьми.
    В условиях современной школы деятельность педагога разнообразна, и все-таки центральное место занимает урок. Хороший урок проходит незаметно, чтобы запомнить своих учеников я должна удивить, заинтересовать ребят, подобрать современные технологии, позволяющие это сделать. Поэтому в своей педагогической деятельности мною используются технологии критического мышления, проектно- исследовательская деятельность, проблемная.
    Я рада, что каждое утро начинается с пытливых глаз, добрых приветствований. Приятно наблюдать, как дети спешат ко мне на урок и торопятся поделится тем, что озадачило, что понравилось, что тревожит.
    Современный педагог – это не профессия, а это образ жизни. Качества современного педагога можно выразить словами:
    Современный педагог ко всему готов,
    Он уверен в своих силах,
    Всегда полон позитива,
    Ласковы и добрый он,
    И талантлив он во всем!
    Ведь детей надо учить, и, чтобы соответствовать духу времени, необходимо быть уверенным в своих силах.
    Учитель должен быть терпеливым и сдержанным, обязан, как актер перевоплощаться, как машинист вести свой состав, вопреки своему настроению. Только своим примером и любовью он может вести детей за собой через «тернии к звездам». А тот, кто имеет желание — это делать, и я являюсь современным учителем
    Это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний.
    Наша цель не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь ребенку сформироваться как личность, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда.
    В XXI веке учитель вошел в век новых информационных и коммуникативных технологий. И не вызывает сомнения то, что современному учителю необходимо быть компетентным в области ИКТ и внедрять их в учебный процесс. По своему опыту знаю, что уроки с применением мультимедиа и интернета повышают интерес к изучаемому материалу, возрастает эффективность самостоятельной работы, появляется возможность шире реализовать свои творческие возможности.
    У современного учителя кардинально изменено отношение к ученику, уходит из практики авторитарность. Педагог должен уважать ребенка. Сегодня учителя ребенок не может интересовать только как ученик. У каждого из них свои качества, потребности, цели, желания, поэтому учитель должен относиться к ученику как человек к человеку. Учитель не должен видеть ученика только в будущем, каким он должен стать, а понять его сегодняшнего, такого, какой он есть: с его трудностями в учебе, переживаниями. У современного хорошего учителя должен быть построен индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика.
    На уроке ученик и учитель должны быть сотрудниками. Только в деловой и доброжелательной обстановке ребенок будет раскрывать и реализовывать свои возможности.
    Главным работником на уроке должен быть ученик. Современные требования к учителю таковы, что он помогает ученику учиться самому, воспитывает потребность в образовании. Учителю надо научить школьника добывать знания собственными усилиями, и только тогда можно воспитать думающего, свободно рассуждающего, не боящегося высказывать и отстаивать свое мнение ученика.
    Однако хочется надеяться, что, как бы далеко ни зашел процесс автоматизации обучения, учитель 21века не забудет о важности непосредственного общения со своими учениками. Никакая, даже самая совершенная техника, не может заменить живого собеседника, выразить свое отношение к изучаемому материалу. Нельзя согласиться с теми, кто говорит о возможном упразднении нашей профессии в будущем. Любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, – лишь верный помощник для педагога, вспомогательное средство. Живое, эмоциональное учительское слово ничем не удастся заменить. Трудно представить, как даже самая умная машина будет заниматься духовно
    – нравственным воспитанием учащихся или пробуждать в них желание творить самим.
    В век автоматизации от человека потребуется максимальная степень напряжения своих интеллектуальных сил. Роль человеческого разума еще более возрастет. В ряде профессий специалист будет оцениваться, прежде всего, по своим интеллектуальным возможностям, таким образом, будет существовать конкуренция не людей, а их интеллектов. Этот процесс начался уже сейчас. Чтобы подготовить такие сильные кадры, педагогу 21 века нужно быть специалистом высшего уровня по своему предмету, имеющим глубокие знания не только в рамках
    учебной программы, но и за ее пределами, чтобы быть готовым к
    любому вопросу учащихся.
    Демократизация педагогики предоставляет учителю все больше возможностей для творчества. Но, к сожалению, многие педагоги подразумевают под творчеством лишь дидактическое (разработка новых уроков, новых методов воспитания и обучения). Учитель 21 века–творец в самых различных сферах педагогической деятельности: опытный технолог, организатор, обязательно стремящийся к подведению итогов своей работы, обобщению своего опыта.
    Хочется верить, что в скором времени каждый желающий педагог будет иметь
    возможность издать свои разработки, довести их до широкого круга читателей
    и вести диалог с ними. Непросто говорить о грустном, и все же будем верить, что педагог 21 века станет, наконец, специалистом высокооплачиваемой профессии. Та степень самоотдачи, которая присуща людям нашей специальности, рано или поздно будет
    заслуженно оценена обществом будущего.
    Рассуждая на столь актуальную тему, я не ставила перед собой цель создать макет идеального педагога, построить некий утопический «город солнца». Он уже был создан Томазо Кампанеллой. Мне лишь хотелось представить свой, очень субъективный, взгляд на вопрос. Мы, люди, переживающие смену эпох, будем ждать появления учителя новой формации, а когда он появится –не забудем поддержать его.

  5. Педагогическая профессия в 21 веке –
    привлекательность и престиж.
    Профессиональная педагогическая
    ориентация старшеклассников
    в системе работы педагогического
    класса:
    опыт, проблемы, перспективы
    Авторы проекта: Дмитриева Наталья Евгеньевна,
    зам. директора по УВР,
    учитель русского языка и литературы
    Коростелёва Тамара Анатольевна
    ,
    учитель русского языка и литературы
    МОУ Сосновская сош №2
    Сосновский район
    Тамбовская область
    В мире есть очень мало вещей, которые мы не можем выбрать. К ним
    относится историческая эпоха и страна, в которой мы родились, родители,
    события раннего детства. Все остальное в жизни в той или иной мере зависит
    от нашего выбора. И одним из наиболее ответственных является выбор
    профессии. И есть смысл отнестись к этому как можно более серьезно.
    Жизнь человека неразрывно связана с определенной профессией,
    поэтому нет ничего важнее проблемы выбора жизненного пути. В лице
    человека, не занятого своим делом, не нашедшего себя, общество несет
    невосполнимые духовные и материальные потери. При этом огромный
    ущерб наносит себе и сам человек вследствие неудовлетворенности своей
    жизнью, отсутствием самореализации, незавидным материальным
    положением.
    Человек становится неудачником зачастую потому, что ему в начале
    жизненного пути не помогли найти свое место, на котором он смог бы
    творчески реализовать себя, испытать радость и свободу труда по призванию.
    Казалось бы, собственное будущее небезразлично всем. Но вызывает
    удивление необоснованная легкость, с которой определенная часть молодых
    людей относится к выбору своей будущей профессии.
    Основываясь на данных анкетирования, проводимого среди
    старшеклассников в нашей школе, можно сделать вывод о том, что
    около 74% учащихся намерены продолжить обучение в ВУЗах;
    24% – в техникумах и училищах;
    2% учащихся не знают, чем будут заниматься после школы
    При выборе профессии главным для выпускников 11-х классов
    являются следующие факторы:
    интересная работа – 42%;
    престижная профессия – 20%;
    реализация своих способностей – 30%;
    возможность сделать карьеру – 10%;
    высокие доходы – 17%;
    спрос специалистов на рынке труда – 5%
    Анализируя данные анкетирования, следует отметить, что учащиеся
    школы достаточно серьёзно подходят к вопросу выбора профессии,
    учитывают различные факторы, влияющие на самоопределение в будущем.
    Решить проблему профессионального выбора человека призвана
    профориентация. Профессиональная ориентация – это оказание человеку
    помощи в профессиональном самоопределении, то есть в выборе профессии,
    наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и
    способностям человека и запросам рынка труда. Правильный выбор
    профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: человека с
    его индивидуальными особенностями, которые выражены в его физическом
    развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте, и специальности
    с теми требованиями, которые она предъявляет к человеку. Следовательно, чтобы овладеть профессией, открывающей простор для
    развития личности и самореализации, необходимо, во-первых,
    ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она
    предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, а именно свои
    индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности. Реализуемый в нашем образовательном учреждении элективный курс
    «Введение в педагогическую профессию» способен осуществить цели и
    задачи профориентационной работы со старшеклассниками, помочь
    сориентироваться в сложном, многообразном мире профессий, осознанно
    подойти к выбору своей дороги в будущее.
    Программа учебной дисциплины «Введение в педагогическую
    профессию» предназначена для реализации в педагогическом классе школы и
    представляет собой профориентационный курс, который должен
    сформировать у школьников первоначальное представление о
    педагогической деятельности, необходимое для их осознанного выбора
    профессии учителя по окончании школы.
    Цель программы – вооружить учащихся знаниями о педагогической
    профессии и практическими умениями, необходимыми для организации
    педагогической деятельности.
    На теоретическом и практическом уровне учащиеся получают
    представление о целостности профессиональной деятельности педагога,
    знакомятся с основами педагогической деятельности, приобретают
    необходимые знания, умения и навыки профессии учителя, оценивают и
    развивают свои способности.
    Лекционные занятия – это прежде всего соединение научного
    содержания, учебного диалога, создание проблемных ситуаций и решение
    педагогических задач.
    Цель каждого занятия – реальное сотрудничество педагога с
    учащимися, включение каждого ученика в учебный процесс, укрепление
    положительной мотивации школьников в выборе профессии учителя и
    создание благоприятных предпосылок для их поступления в педагогические
    учебные заведения.
    Программа рассчитана на 17 часов.
    На одном из первых занятий учащиеся узнали об истории профессии
    учителя, о том, кто учил в древности, какой была педагогическая
    деятельность в Античном мире, в эпоху Средневековья, говорили о
    выдающихся педагогах. Ребята с удивлением узнали, что Д.И.Менделеев,
    Л.Н.Толстой внесли огромный вклад в развитие педагогики как науки.
    Оживлённый разговор вызвало обсуждение проблем образования в
    современном мире, состояние Российского образования, проблемы престижа
    учительской профессии. Старшеклассники не понаслышке знают о
    проблемах школы, и эта беседа никого не оставила равнодушным.
    Изучая вопросы модернизации образования, вели обсуждение
    определяющей стратегии и основных направлений развития образовательной
    системы в целом, школьного образования в частности. В результате
    серьёзного диалога пришли к выводу, что обществу нужны современные,
    образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные к
    сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, обладающие чувством
    ответственности как за собственное благополучие, так и за судьбу страны. В
    формировании такой личности ведущая роль принадлежит школе, учителю.
    В дискуссию вылился разговор о правах и обязанностях учителя,
    знаниями о которых важно владеть тем, кто планирует свою деятельность в
    сфере образования.
    Интересно прошло занятие, посвящённое стилям педагогической
    деятельности, на котором учащиеся выяснили, что лежит в основе
    дифференциации разных стилей педагогической деятельности.
    Изучение методов обучения позволяет рассмотреть различные
    классификации методов обучения и раскрыть их сущность.
    Решение педагогических ситуаций, разыгранных на уроке, заставляет
    ребят, став на место учителя, найти выход из трудного положения, выяснить
    причину возникновения конфликтов.
    Контроль усвоения нового материала осуществляется с помощью
    тестирования, выполнения заданий творческого характера, а также
    традиционно во время текущего опроса.
    Настоящим подспорьем в реализации программы элективного курса
    «Введение в педагогическую профессию» стало использование
    методического материала проекта «Портфолио для успешной карьеры» УМК
    по курсу «Учебные проекты с использованием Microsoft
    Office
    ».
    Таким образом, соединение научного содержания и учебного диалога,
    сочетание различных видов учебной деятельности, интересно подобранный
    материал позволяет делать занятия интересными и полезными. Они
    формируют у школьников представление о педагогической профессии, её
    роли в жизни общества и истории возникновения, развивают у учащихся
    кругозор и потребности самопознания, заставляют проникнуться чувством
    уважения к своим учителям.
    Теоретические и практические навыки, полученные на занятиях
    педагогического класса, старшеклассники могут реализовать на ставшем
    традиционном Дне самоуправления. В этот день в нашей школе всё
    наоборот: учителя отдыхают от своих обязанностей, а бразды правления
    передают в руки учеников. Учителя – дети, завучи – дети и даже важный
    директор школы тоже ученик 11 класса.
    Звенит звонок на урок. По коридорам торопливо и озабоченно идут
    старшеклассники. С волнением заходят они в классы, где им предстоит
    провести самый настоящий урок с самыми настоящими учениками. Ребята и
    ждут, и одновременно боятся этого момента. Да, они тщательно готовились к
    этому на занятиях педкласса, осаждали учителей вопросами. Педагоги щедро
    делились секретами своего мастерства с новоиспечёнными коллегами.
    В памяти одиннадцатиклассников навсегда останется и проведённый
    ими урок, и то доверие, которое оказали им взрослые, отдав на целый день в
    их пока не очень умелые, но добрые руки родную школу.
    В целях повышения интереса к педагогической профессии,
    педагогическому образованию, развития творческих способностей,
    выявления талантливых учащихся среди учащихся 9-11 классов проводится
    региональный творческий конкурс, в котором ученики нашей школы
    принимают самое активное участие. Данный конкурс – это праздничная
    обстановка, волнения, новые знакомства, радость человеческого общения и,
    конечно же, предвкушение победы.
    Ежегодно выпускники педкласса являются не только активными
    участниками конкурса, но и победителями.
    2005-2006 учебный год
    Пудовкина Юлия – 1 место
    Обидина Надежда – победитель в номинации «Педагогические династии»
    2006-2007 учебный год
    Дмитриев Юрий – 1 место
    Лучникова Диана – 2 место
    2007-2008 учебный год
    Курганский Владимир – 2 место
    2008-2009 учебный год
    Пономарёва Алина – 1 место. Приз зрительских симпатий
    2009-2010 учебный год
    Ананьев Александр – 1 место. Приз зрительских симпатий
    Конечно, не все изберут профессию педагога, но занятия в
    педагогическом классе способствуют созданию условий для реализации
    творческого потенциала, организаторских способностей, помогут стать
    уверенным в себе, ученик будет подготовлен, адаптирован к современной
    жизни.
    Однако следует отметить, что занятия элективного курса «Введение в
    педагогическую профессию» способствуют повышению значимости
    профессии педагога. Об этом говорит тот факт, что ежегодно возрастает
    количество учащихся школы, поступающих в педагогические вузы и ссузы
    страны.
    При выборе профессии необходимо учитывать ряд важных факторов, и
    если этого не сделать, то ваш выбор окажется случайным, необоснованным и,
    вероятно, ошибочным. Следовательно, профессию нужно выбирать
    тщательно и разумно.
    Может показаться, что слово «самоопределение» содержит в себе
    значение «предел», то есть «граница», «ограничение» и может
    осмысливаться и как самоограничение. Выбор определенной профессии не
    следует понимать как воздвижение преград, препятствующих дальнейшему
    развитию личности. Оставляя в стороне другие возможности выбора, человек
    в то же время обретает шанс профессионального развития, а этот процесс не
    имеет принципиальных ограничений.
    Поэтому «самоопределение» следует понимать не как некое
    добровольное впадение в профессиональную ограниченность, а как важное
    проявление психологического развития, как активный поиск самореализации,
    формирование себя как профессионала.
    Мир профессий огромен, и его изменчивость чрезвычайно велика. Есть
    множество вариантов возможностей прожить жизнь. И лишь один из них –
    правильный. Хочется надеяться, что элективный курс «Введение в
    педагогическую профессию» поможет выпускникам нашей школы не
    ошибиться в выборе своей дороги в будущее.
    Одного мудреца спросили: «У кого ты научился мудрости?» Он
    ответил: «У слепых. Ведь они, пока не ощупают места, куда им нужно
    ступать, не двинут ногой».

  6. На всем протяжении развития педагогики за сменой исторических эпох следовала смена различных типов педагогов: античный педон; средневековый педагог-догмат, строго следующий канонам схоластики; более свободный разумом педагог эпохи Возрождения; нравоучительный и немного наивный педагог-просветитель… И многие, многие другие типы учителей, приходящих и уходящих вместе с очередной эпохой.
    Наступил 21 век и новое тысячелетие, а с ними – и новое время. Какие чувства мы испытываем на пороге другой эпохи? Они противоречивы: это и радость, и волнение, и ощущение некоей пустоты, и ожидание перемен. Сейчас стало очень актуальным подведение итогов. Но, как считаю я, гораздо важнее задуматься именно о будущем, о новом веке и нас в нем. Ведь я преподаватель, а представителям нашей профессии свойственно видеть близкую и далекую перспективу. К тому же педагог, занимаясь воспитанием и образованием детей, работает практически на будущее. А чтобы создавать будущее, нужно самому быть человеком новой формации, человеком, видящим себя и свою профессию через десятки лет. В своем эссе я буду говорить о российском педагоге будущего.
    В последние 10-12 лет отечественная педагогика стала ориентироваться на те изменения, которые произошли в нашем обществе; работа педагога с детьми теперь основывается на принципах гуманизма, уважения к личности ребенка. В моем представлении учитель 21 века – это прежде всего друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник. Не человек, дающий готовые истины, а искатель, странник, всегда находящийся в пути. Этот поиск должен быть присущ как молодому, так и опытному учителю. На практике часто приходится наблюдать, как опытные учителя, накопив свою собственную базу, останавливаются на достигнутом, с недоверием и неприязнью воспринимают новое в образовании. Если учитель хочет быть нужным в 21 веке, ему не следует бояться изменить свою точку зрения даже после десятилетней работы.
    Учитель 21 века – это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек. Свой предмет, своя область знаний для учителя являются ведущими. Но не стоит забывать о существовании и других областей. Узкопрактические специалисты, подобные, по Козьме Пруткову, флюсу, не могут быть полноценными собеседниками, не в состоянии поддержать тему разговора, не могут общаться с детьми и коллегами. А ведь способность к общению, обмену информацией – одна из ведущих способностей педагога. В моем представлении, 21 век будет отличаться от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Поэтому педагог нового столетия должен быть готов к любому общению.
    21 век невозможно было бы представить и без новых ТСО. И ведущим среди них станет компьютер. Будем надеяться, что в скором времени каждое учебное заведение, неважно, школа это, колледж или ВУЗ, будет иметь возможность приобрести компьютерную технику, подключиться к сети “Интернет” и электронной почте. Педагог 21 века – грамотный, умеющий работать на компьютере человек, обладающий навыками ввода и вывода информации, ее передачи на расстояние, готовый не только к личному общению, но и к общению через “Интернет”. Компьютер со временем войдет в каждый дом, перейдет в разряд такой бытовой техники, как телевизор или холодильник. К этому непременно нужно быть готовым. Причем желание освоить этот новый для многих учителей вид деятельности должно исходить от них самих, а не от указания свыше. Прохождение курсов по обучению работе на компьютере со временем станет для учителя любого возраста таким же привычным делом, как прохождение курсов повышения квалификации. Знаний, получаемых студентами педагогических учебных заведений в рамках курса информатики, явно недостаточно для того, чтобы научить человека умению работать на персональном компьютере. К тому же, долго не работая на нем, человек забывает даже простейшие операции. Поэтому самостоятельная работа каждого учителя, его желание освоить хотя бы простейшие программы в будущем станет необходимой.
    Однако хочется надеяться, что, как бы далеко ни зашел процесс автоматизации обучения, учитель 21 века не забудет о важности непосредственного общения со своими учениками. Никакая, даже самая совершенная техника, не может заменить живого собеседника, выразить свое отношение к изучаемому материалу. Нельзя согласиться с теми, кто говорит о возможном упразднении нашей профессии в будущем. Любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, – лишь верный помощник для педагога, вспомогательное средство. Живое, эмоциональное учительское слово ничем не удастся заменить. Трудно представить, как даже самая умная машина будет заниматься духовно-нравственным воспитанием учащихся или пробуждать в них желание творить самим.
    В век автоматизации от человека потребуется максимальная степень напряжения своих интеллектуальных сил. Роль человеческого разума еще более возрастет. В ряде профессий специалист будет оцениваться, прежде всего, по своим интеллектуальным возможностям, таким образом, будет существовать конкуренция не людей, а их интеллектов. Этот процесс начался уже сейчас. Чтобы подготовить такие сильные кадры, педагогу 21 века нужно быть специалистом высшего уровня по своему предмету, имеющим глубокие знания не только в рамках учебной программы, но и за ее пределами, чтобы быть готовым к любому вопросу учащихся.
    Демократизация педагогики предоставляет учителю все больше возможностей для творчества. Но, к сожалению, многие педагоги подразумевают под творчеством лишь дидактическое (разработка новых уроков, новых методов воспитания и обучения). Учитель 21 века – творец в самых различных сферах педагогической деятельности: опытный технолог, организатор, обязательно стремящийся к подведению итогов своей работы, обобщению своего опыта. Хочется верить, что в скором времени каждый желающий педагог будет иметь возможность издать свои разработки, довести их до широкого круга читателей и вести диалог с ними.
    Непросто говорить о грустном, и все же будем верить, что педагог 21 века станет, наконец, специалистом высокооплачиваемой профессии. Та степень самоотдачи, которая присуща людям нашей специальности, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом будущего.
    Рассуждая на столь актуальную тему, я не ставила перед собой цель создать макет идеального педагога, построить некий утопический “город солнца”. Он уже был создан Томазо Кампанеллой. Мне лишь хотелось представить свой, очень субъективный, взгляд на вопрос. Мы, люди, переживающие смену эпох, будем ждать появления учителя новой формации, а когда он появится – не забудем поддержать его.
    На всем протяжении развития педагогики за сменой исторических эпох следовала смена различных типов педагогов: античный педон; средневековый педагог-догмат, строго следующий канонам схоластики; более свободный разумом педагог эпохи Возрождения; нравоучительный и немного наивный педагог-просветитель… И многие, многие другие типы учителей, приходящих и уходящих вместе с очередной эпохой.
    Наступил 21 век и новое тысячелетие, а с ними — и новое время. Какие чувства мы испытываем на пороге другой эпохи? Они противоречивы: это и радость, и волнение, и ощущение некоей пустоты, и ожидание перемен. Сейчас стало очень актуальным подведение итогов. Но, как считаю я, гораздо важнее задуматься именно о будущем, о новом веке и нас в нем. Ведь я преподаватель, а представителям нашей профессии свойственно видеть близкую и далекую перспективу. К тому же педагог, занимаясь воспитанием и образованием детей, работает практически на будущее. А чтобы создавать будущее, нужно самому быть человеком новой формации, человеком, видящим себя и свою профессию через десятки лет. В своем эссе я буду говорить о российском педагоге будущего.
    В последние
    10—12 лет отечественная педагогика стала ориентироваться на те изменения, которые произошли в нашем обществе; работа педагога с детьми теперь основывается на принципах гуманизма, уважения к личности ребенка. В моем представлении учитель 21 века — это прежде всего друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник. Не человек, дающий готовые истины, а искатель, странник, всегда находящийся в пути. Этот поиск должен быть присущ как молодому, так и опытному учителю. На практике часто приходится наблюдать, как опытные учителя, накопив свою собственную базу, останавливаются на достигнутом, с недоверием и неприязнью воспринимают новое в образовании. Если учитель хочет быть нужным в 21 веке, ему не следует бояться изменить свою точку зрения даже после десятилетней работы.
    Учитель 21 века — это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек. Свой предмет, своя область знаний для учителя являются ведущими. Но не стоит забывать о существовании и других областей. Узкопрактические специалисты, подобные, по Козьме Пруткову, флюсу, не могут быть полноценными собеседниками, не в состоянии поддержать тему разговора, не могут общаться с детьми и коллегами. А ведь способность к общению, обмену информацией — одна из ведущих способностей педагога. В моем представлении, 21 век будет отличаться от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Поэтому педагог нового столетия должен быть готов к любому общению.
    21 век невозможно было бы представить и без новых ТСО. И ведущим среди них станет компьютер. Будем надеяться, что в скором времени каждое учебное заведение, неважно, школа это, колледж или ВУЗ, будет иметь возможность приобрести компьютерную технику, подключиться к сети «Интернет» и электронной почте. Педагог 21 века — грамотный, умеющий работать на компьютере человек, обладающий навыками ввода и вывода информации, ее передачи на расстояние, готовый не только к личному общению, но и к общению через «Интернет». Компьютер со временем войдет в каждый дом, перейдет в разряд такой бытовой техники, как телевизор или холодильник. К этому непременно нужно быть готовым. Причем желание освоить этот новый для многих учителей вид деятельности должно исходить от них самих, а не от указания свыше. Прохождение курсов по обучению работе на компьютере со временем станет для учителя любого возраста таким же привычным делом, как прохождение курсов повышения квалификации. Знаний, получаемых студентами педагогических учебных заведений в рамках курса информатики, явно недостаточно для того, чтобы научить человека умению работать на персональном компьютере. К тому же, долго не работая на нем, человек забывает даже простейшие операции. Поэтому самостоятельная работа каждого учителя, его желание освоить хотя бы простейшие программы в будущем станет необходимой.
    Однако хочется надеяться, что, как бы далеко ни зашел процесс автоматизации обучения, учитель 21 века не забудет о важности непосредственного общения со своими учениками. Никакая, даже самая совершенная техника, не может заменить живого собеседника, выразить свое отношение к изучаемому материалу. Нельзя согласиться с теми, кто говорит о возможном упразднении нашей профессии в будущем. Любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, — лишь верный помощник для педагога, вспомогательное средство. Живое, эмоциональное учительское слово ничем не удастся заменить. Трудно представить, как даже самая умная машина будет заниматься духовно-нравственным воспитанием учащихся или пробуждать в них желание творить самим.
    В век автоматизации от человека потребуется максимальная степень напряжения своих интеллектуальных сил. Роль человеческого разума еще более возрастет. В ряде профессий специалист будет оцениваться, прежде всего, по своим интеллектуальным возможностям, таким образом, будет существовать конкуренция не людей, а их интеллектов. Этот процесс начался уже сейчас. Чтобы подготовить такие сильные кадры, педагогу 21 века нужно быть специалистом высшего уровня по своему предмету, имеющим глубокие знания не только в рамках учебной программы, но и за ее пределами, чтобы быть готовым к любому вопросу учащихся.
    Демократизация педагогики предоставляет учителю все больше возможностей для творчества. Но, к сожалению, многие педагоги подразумевают под творчеством лишь дидактическое (разработка новых уроков, новых методов воспитания и обучения). Учитель 21 века — творец в самых различных сферах педагогической деятельности: опытный технолог, организатор, обязательно стремящийся к подведению итогов своей работы, обобщению своего опыта. Хочется верить, что в скором времени каждый желающий педагог будет иметь возможность издать свои разработки, довести их до широкого круга читателей и вести диалог с ними.
    Непросто говорить о грустном, и все же будем верить, что педагог 21 века станет, наконец, специалистом высокооплачиваемой профессии. Та степень самоотдачи, которая присуща людям нашей специальности, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом будущего.
    Рассуждая на столь актуальную тему, я не ставила перед собой цель создать макет идеального педагога, построить некий утопический «город солнца». Он уже был создан Томазо Кампанеллой. Мне лишь хотелось представить свой, очень субъективный, взгляд на вопрос. Мы, люди, переживающие смену эпох, будем ждать появления учителя новой формации, а когда он появится — не забудем поддержать его.

  7. Эссе – размышление «Учитель XXI века»
    Коль светятся глаза учеников, стремясь к познанью истины науки,
    То знай, учитель, преданность, любовь, сердца они в твои вверяют руки.
    И помни, ты несешь за все ответ: за их печали, радости, невзгоды,
    И каждый твой урок и твой совет ученики проносят через годы.
    (взято из интернета)
    Учитель…У многих это слово вызывает радостные эмоции, приятные воспоминания. У других  — абсолютно ничего, только равнодушие…У кого-то даже неприязнь… В любом случае, профессия учителя остается одной из самых важных и сложных в современном мире. Так каким же он должен быть — учитель 21 века?
    Я смотрю на своих молодых коллег — учителей, пришедших в школу недавно или только еще планирующих работать на этом поприще по окончании пединститута. Мне нравится их подход! Это люди с активной жизненной позицией. В них я вижу молодой задор, как ни затерто это звучит. Они неравнодушные, в них есть стремление что-то изменить и меняться самим. В них видно желание делать свою работу  хорошо. И самое главное,  им интересно  то, чем они занимаются.
    Размышляя о личности современного учителя, я невольно вспоминаю саундтрек к современному сериалу про школу – «Им интересно не только про нас, но им интересно с нами! Вот поэтому они работают в нашей школе любимыми учителями». И здесь, на мой взгляд, кроется то основное, что должно быть в современном педагоге. Он должен любить детей и интересоваться ими. Учитель должен видеть не просто класс, а личность каждого отдельного ребенка. Стремиться узнать эту личность, найти с ней общий язык. Если вспомнить, как сильно изменились дети, как сильно они отличаются от прежних учащихся, понимаешь, что только любящий детей человек может сейчас идти работать в школу.
    Если сравнить тех учеников, какими были мы сами когда-то, с детьми сегодняшнего дня, то осознаешь, что изменились не только они сами, изменилось в первую очередь их отношение к учителю. В советское время учителей уважали априори. Просто за то, что он избрал такую профессию для себя.  Каким бы ни была личность самого учителя, мы уважали его за его знания и за то, что он ими делится с нами.
    Теперь все иначе. Прежде всего  ребенок оценивает личностные качества учителя, «какой он», а не сколько он знает и хорошо ли он ведет урок. Во главу угла ставится отношение учителя к ребенку и его умение воспитывать своих учеников, в первую очередь — личным примером. Значит, современный учитель должен по-прежнему быть личностью хорошо воспитанной, умеющей держать себя в руках. Стараясь быть другом для своих учеников, педагог все равно должен оставаться немного «над ними», как товарищ — но товарищ старший и пользующийся авторитетом.
    А откуда берется этот авторитет? Безусловным уважением пользуются такие учителя, которые хорошо знают свой предмет и любят его. Такие, которые не жалеют времени и сил при подготовке к занятиям, стараясь сделать уроки не только полезными, но и интересными. Дети видят эту заинтересованность и справедливо относят ее не только на счет преподаваемой дисциплины, но и на свой счет. Ведь таким образом проявляется неравнодушное отношение учителя к своим ученикам, желание научить их, увидеть результаты своего труда. Высокой похвалой в устах учащихся звучат слова «У этого (этой) предмет будешь знать!».
    Здесь естественно  приходит на память классика советского кинематографа — фильм «Доживем до понедельника». Учитель истории Илья Семенович представляет собой практически идеального учителя. Такое в нем достоинство, такая любовь к своему делу, учительский авторитет, умение понять ученика, терпение, выдержка и  мудрость. Есть к чему стремиться!
    Жизнь вносит свои коррективы. Однако кредо современного учителя остается неизменным на протяжении многих столетий, ведь с нем заложена общественная значимость учительского труда. Понимание себя как педагога — профессионала вряд ли может устареть. Отличное владение своим предметом, умение преподать его с использованием современных педагогических технологий — это ли не главные составляющие успешного учительского труда?
    И все же работа учителя не ограничивается только уроками, выполнением учебных планов и программ. Она значительно шире и сложнее. Учитель — профессионал не «ходит на работу» отбывать свою учебную нагрузку. Он проживает каждый свой день совместно с детьми, ежедневно переживает все, что происходит в школе, соединяя воедино и кропотливую подготовку к урокам, и внеклассную работу, и творческую деятельность в качестве классного руководителя. И каждый день своим трудом он оказывает влияние на личность учащихся, и нужно, чтобы это влияние было положительным, чтобы оно вело ребенка к развитию.
    Современный педагог уже больше воспитатель, чем просто учитель.   Поэтому безупречное владение своим ремеслом — это только основа профессионализма. На первый план снова выходит личность самого учителя, его умение общаться с учениками, коллегами, родителями.
    Современные образовательные стандарты  ориентируют  школьное образование на становление и развитие образованной, компетентной и просвещённой личности, способной к осознанному и ответственному решению разноплановых задач в условиях неопределённости.  Школа должна выпускать самостоятельную, образованную, компетентную и, главное, просвещённую личность. Такая личность не только обладает обширными и глубокими знаниями, высокими профессиональными умениями, но и способна соизмерять образ мира с этическими позициями совести, морали, доброты, честности, чести, порядочности.
    Соответственно, меняется и личность педагога — человека, призванного обеспечить реализацию этих новых целей. Ключевыми становятся такие характеристики, как компетентность преподавателей, их готовность изменяться, способность решать новые образовательные, педагогические задачи. Кроме того, у учителя появляется новое широкое поле деятельности:  проектная, научная, исследовательская, творческая и другая деятельность. А значит, он должен знать особенности этой деятельности, уметь ее осуществлять совместно с учениками, быть и творческой личностью, и немного ученым. Учитель 21 века должен обладать важными навыками, необходимыми для работы в новых условиях: уметь получать знания из разных источников, обладать информационной компетентностью, владеть здоровьесберегающими технологиями, обладать критическим мышлением и уметь находить нестандартные решения, уметь использовать в своей работе инновационные педагогические технологии.
    И тем не менее, какие бы технологии не изобретало человечество, успех работы учителя  в основном зависит все-таки от его личности, его нравственных и моральных качеств. Если мы спросим детей, каким они хотели бы видеть своего учителя, то прежде всего они скажут  – добрым. Им хочется, чтобы учителя их любили, уважали, ценили их малейшие успехи. Поэтому на любой ступени образования преподаватель должен быть искренным,  тактичным, понимающим, уметь создать в классе атмосферу тепла и взаимного уважения.
    Кроме того, в современном мире насилия и жестокости, мире где «все решают деньги», где произошла дезориентация ценностей и идеалов, именно на плечи учителя ложится нелегкая задача воспитания нравственно здоровой и порядочной личности. Учитель должен оставаться человеком нравственным, не отступающим от моральных принципов, оставаться примером для подражания.
    Пытаясь оценить личность  учителя, я вдруг  поняла, что пытаюсь объять необъятное. Каким бы он ни был, это — учитель новой формации. Человек мобильный, творческий, активный, перед которым жизнь и государство ставит огромное количество очень сложных задач. Тем удивительнее для меня звучит утверждение, сложившееся в нашем обществе, что в школу после пединститута идут работать только троечники, которым не нашлось более достойного применения. Нет! Учитель — это звучало и звучит гордо! Преподаватель, который любит и знает свое дело, пользуется заслуженным уважением детей и их родителей. Недаром в памяти людей навсегда остаются имена А.С Макаренко, К.Д. Ушинского, Я.Корчака и других прекрасных педагогов. И звучат в ушах слова Н.А Некрасова, остающиеся актуальными и по сей день:
    Сейте разумное, доброе, вечное,
    Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
    Русский народ…

  8. Педагогическое эссе
    «Учитель  XXI века»
    Назарова Наталья Сергеевна,
    учитель начальных классов
    МБОУ Теплостанская ООШ
    Сеченовского района
    Нижегородской области
    [email protected]
    Счастье в том, чтоб свое сердце отдать другому.
    Рабиндранат Тагор
    Когда меня спрашивают о моей профессии, я говорю о ней с гордостью. Сегодня, я уверена, это самая востребованная, самая нужная  профессия на земле. Хотя, связывать свою жизнь с самым ответственным и благородным трудом сегодня решиться не каждый. Потому, что «подрастающее поколение уже не то» и «воспитывать чужих – неблагодарное дело», а еще, куда престижнее называться  менеджером или юристом.
    Я считаю, что учитель – главная фигура в образовательном процессе. Его работа не ограничивается только урочными занятиями, выполнением учебных программ и норм, определяемых образовательными стандартами. Она значительно шире и сложней. Мне кажется, что профессионал не «ходит на работу», не отбывает «учебные часы», а совместно с детьми проживает все, что происходит каждый день в школе. На меня возложена высокая миссия: сопровождать ребенка, знакомить с этим прекрасным тайным миром. Каким хочет видеть меня ребенок? Каким хотят видеть меня родители моих учеников? Они ждут многого от меня, современного учителя. Задача каждого учителя дать ребенку счастье. Оно многогранно, оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нём творцом. Спросим любого ученика: «Каким ты видишь учителя»? На первом месте доброго, любящего. Действительно, чем больше любви несешь детям, тем больше отдачи получаешь. Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. Детям не важен мой возраст, учитель становится мамой: умной, знающей, в любую минуту приходящей на помощь. Я для них всегда молода и красива, как мама. И это моя жизнь, жизнь среди непоседливых и талантливых, трудолюбивых и любознательных, наивных и смешных детей, которым я нужна. Нужна, чтобы научить самому простому: читать, писать, считать. Нужна, чтобы научить самому нужному: уважать людей, видеть прекрасное в обычном. Нужна, чтобы научить самому важному: любить маму и папу, родных и друзей, родину, мир. И осознание «нужности» на этой Земле дала мне именно профессия учителя – одна из самых важных в современном мире. От наших усилий зависит будущее человека.  У каждого человека был, есть и будет свой первый учитель. «Всё человечество проходит через первый класс», – говорил Я. А. Коменский. И перед учителем начальных классов стоит труднейшая задача: поддержать интерес к школе, не дать ребёнку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, разжечь искру познания. Сегодня много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя, ведь педагог не только учит, но и воспитывает, а воспитание достойного поколения XXI века огромная ответственность и нелёгкий труд.
    Современная школа – это место, где создаются условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях. А учитель должен «стоять не над, а рядом», помогать и поддерживать, направлять и правильно организовывать деятельность ученика. Пора привыкнуть, что ученик может вступить в спор с учителем на любую тему, отстаивать свою точку зрения. Современный же учитель должен уметь слушать и слышать своего ученика, ведь он не только учит детей, но и сам учится у детей. Учитель XXI века не только помогает формированию знаний, умений, навыков, он помогает каждому ребенку сформироваться как личности, развивает желание преодолевать жизненные трудности, помогает научиться правильно оценивать свои поступки и результаты своего труда.
    Каким же должен быть учитель современной школы? Быть современным учителем трудно, но возможно. Главное, учителю надо учиться быть счастливым. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: какими бы они не были, каждую минуту они чувствуют, что их любят и желают им добра. Еще учителю нужно учиться быть искренним. Хороший учитель всегда готов признать свои ошибки, понимая, как трудно бывает школьникам понять тот или иной материал. Если мы научимся признаваться в собственных ошибках, то и от детей не будем всегда ожидать безупречного поведения, ведь они тоже люди…маленькие люди. Ну и, конечно, в сердце учителя всегда должна жить Любовь! Любовь к жизни, любовь к себе, любовь к своей профессии, любовь к своему предмету, любовь к детям. Без любви ежедневный труд становится утомительным и безрадостным. Образование же без радости превращается в скучное и бессмысленное времяпровождение. Я часто задаю себе вопрос: счастливый ли я человек? Но когда человек бывает счастлив? Наверное, тогда, когда он доволен жизнью, когда знает, зачем он живет. И я могу с полной уверенностью ответить: «Да! У меня любимая семья и у меня любимая работа. Я работаю в коллективе, где меня окружают творческие люди, всегда готовые поддержать и помочь. Вокруг меня дети, и каждый из них – это своеобразный мир мыслей, взглядов, чувств, переживаний, интересов, радостей, тревог, горестей и забот». И школа – моя жизнь: радость и удовлетворение в общении с детьми, сопереживание их успехам и неудачам, ответственность.
    Какими они будут наши дети, зависит от учителя. Роль учителя в борьбе за их умы и души, а значит, и за будущее нашей планеты, велика. Учитель XXI века должен, просто обязан идти в ногу со временем.
    Новое поколение – это дети, подмечающие всё в своем учителе: они видят в нем настоящего профессионала, обладающего опытом, легко владеющего компьютерной техникой, в совершенстве знающего свой предмет, который он интересно преподает, используя новейшие технологии и методы обучения. Для них это человек, который способен найти ответ на любой вопрос, он справедлив, объективен и в меру строг.
    Такого учителя дети XXI века уважают и ценят. Они ищут в нем поддержку, ждут понимания, рассчитывают на помощь в любой трудной ситуации. Доброта, общительность, жизнерадостность, эмоциональная открытость – вот качества учителя, способного дать своим ученикам не только знания, но и душевное тепло. Ему можно довериться, на него можно положиться. Учитель-друг, учитель-наставник, учитель-советчик…Им может стать только тот, кто сам отличается благородством души, мыслей и чувств.
    Уверена, такого учителя дети будут не только уважать, но и любить. Именно такой учитель станет примером для своих учеников. Учитель XXI века должен быть талантлив во всём, потому что только у такого учителя могут быть талантливые дети. Ведь именно сейчас, в наш XXI век, дети нуждаются в любви и поддержке. Надо уметь видеть в каждом ребенке всё самое хорошее, полюбить его, понять, принять таким, какой он есть. Только дети, получившие в детстве частичку любви, доброты и тепла, способны сами любить.
    Учитель должен понять, что он НУЖЕН детям. Тогда он будет по-настоящему счастлив. Ведь  «счастье человека – это ощущение собственной нужности», как сказал американский писатель Эрнест Хемингуэй.  А у счастливого учителя могут быть только счастливые ученики, любящие и уважающие друг друга и окружающих людей.
    Хочется свое эссе закончить словами Ш. А. Амоношвили: «Каждый из нас – творец нескольких сотен судеб, в наших классах, как в кузнице, куётся счастье наших воспитанников». Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать мир. Я счастлива, потому что отдаю детям тепло своей души.
    XXI век… Новый век… В любом веке есть дети. И хотелось бы услышать из уст малыша слова: «Я хочу быть как наша учительница».

  9. 9
    Текст добавил: бабушкин пирог

    Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.
    Аристотель
    Педагог это учитель, преподаватель, воспитатель.
    Профессия педагога – одна из древнейших и почётных в истории человечества. Слово «педагогика» греческого происхождение и означает оно буквально «детоведение, детовождение». В Древней Греции «педагог» это был раб, наблюдающий за ребёнком, отвечающий за посещение им школы. Позднее из обычного раба педагог превратился в домашнего воспитателя. Таким образом, слово педагог утратило своё первоначальное значение. Педагогами стали называть профессиональных воспитателей, а затем и преподавателей, учителей. Из них есть такие знаменитые и почетные педагоги как: Конфуций, Цицирон, Ушинский, Макаренко, Сухомлинский, Толстой.
    Зарождение и становление педагогики следует рассматривать лишь через призму исторического развития систем воспитания, в педагогике аккумулирован тысячелетний опыт человечества. По сути, педагог – это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. В меняющемся мире профессия педагога считается неизменной, и каждая эпоха предъявляет к ее носителям новые требования.
    В 21 веке такими требованиями считаются:
    • высокая гражданская и нравственная позиция, социальная активность;
    • любовь к детям, педагогическая наблюдательность, выдержка, чувство юмора;
    • подлинная интеллигентность, умение через призму духовно – нравственной культуры смотреть на воспитание детей и взаимодействовать с их родителями;
    • внутренний профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к принятию нестандартных творческих решений;
    • потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему, компьютерная грамотность;
    • физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность, выносливость и терпеливость;
    • педагогическая импровизация, педагогическая находчивость и актерское мастерство.
    История педагогики отчетливо показывает, что у каждого большого педагога свой масштаб и свои границы связи с современностью.
    «Сегодняшняя» педагогика представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным процессом, гуманизацией и демократизацией общества.
    Педагог 21 века поставлен в сложные условия современного нравственного кризиса, с одной стороны; развитием новых технологий, внедряемых в учебный процесс, с другой стороны. Деятельность воспитателя или учителя уже состоит не просто в передаче знаний и накопленного опыта, на нем лежит высокая ответственность за нравственно-патриотическое воспитание личности, за умение в век компьютерных технологий максимально интересно преподносить детям знания, грамотно с осторожностью научить пользоваться новыми технологиями, чтоб не потерять детей в информационной, компьютерной, виртуальной реальности.
    Если внимательно посмотреть на современное состояние общества, то трудно не заметить, что уже не человек владеет и управляет техникой, а техника диктует и навязывает человеку образ его жизни.
    Поэтому ситуация сегодняшнего дня требует оптимального соотношения духовно-нравственных и технократических начал.
    Компьютерные технологии несут в себе новые возможности и новые знания, они могут помочь педагогам в улучшении организации учебно-воспитательной работы с детьми и повышения ее качества.
    Но не надо забывать, что машина никогда не заменит человека.
    Формирование высших человеческих чувств и эмоций происходит в процессе контакта с людьми, со взрослыми и сверстниками.
    В контексте всего сказанного, я считаю, что в новом столетии педагог должен ориентироваться на формирование высших нравственно-духовных ценностей у детей, воспитывать качества гражданина, патриота и защитника Родины. Если эти качества будут сформированы, то мы получим стратегический, интеллектуальный ресурс для современного общества и всего государства, а это не мало.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *