Сочинение на тему пейзаж в литературе музыке живописи

4 варианта

  1. –>
    Общие темы (35306 )
    Культура и Искусство (10346 )
    Экономика и Финансы (22217 )
    Образование (34150 )
    Технологии (19071 )
    Путешествия (51 )
    Политика и Право (3575 )
    Здоровье и Медицина (11252 )
    Маркетинг (53 )
    Спорт (1392 )
    Музыка (2987 )
    Шаблоны презентации (749 )
    Детские презентации (3613 )
    Английский язык (8808 )
    Астрономия (2177 )
    Алгебра (1826 )
    Биология (11768 )
    География (12481 )
    Геометрия (2499 )
    История (14942 )
    Литература (11753 )
    Информатика (14343 )
    Математика (8193 )
    Обществознание (25692 )
    Русский язык (9350 )
    Физика (6085 )
    Философия (34402 )
    Химия (5046 )
    Начальная школа (5310 )
    Менеджмент (158 )
    ОБЖ (1759 )
    Окружающий мир (3924 )
    Педагогика (3120 )
    Экология (854 )
    Немецкий язык (19 )
    Французский язык (10 )

  2. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ИСКУССТВУ НА ТЕМУ: «Пейзажи в литературе, музыке, живописи»
    ЗАРОЖДЕНИЕ ПЕЙЗАЖА
    Пейзаж в литературе, музыке, живописи – это описание городского или сельского ландшафта, горного склона или девственного леса, словом, всего того, что окружает человека. Но если в живописи он является отдельным жанром и зародился еще в древние времена, то в других видах искусства история его началась значительно позже.
    ПЕЙЗАЖ В ЛИТЕРАТУРЕ
    Роль пейзажа в литературе велика потому, что он может нести не только фоновую, но и смысловую нагрузку. В художественном произведении, в зависимости от намерений автора, пейзажное описание может обозначать место действия, создавать определенную атмосферу или раскрывать характер героя.
    Одним из лучших писателей-пейзажистов мирового значения является Иван Тургенев. С помощью описания природы этот автор показывал, как меняется настроение главного героя. К примеру, пейзаж в рассказе «Бежин луг» помогает читателю глубже передать изменяющееся настроение рассказчика. Также можно выделить таких писателей-пейзажистов как Льва Толстова, Ивана Бунина, Михаила Пришвина.
    Иллюстрация к рассказу «Бежин луг»
    Природа в поэзии Бунина
    ПЕЙЗАЖ В МУЗЫКЕ
    Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы. Звукоизобразительность как подражание звукам природы можно найти уже в музыке XV века – например, в хоровых пьесах К. Жанекена «Пение птиц», «Охота», «Соловей».
    Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы, – цикл П. Чайковского «Времена года». Каждая из двенадцати пьес цикла представляет образ одного из месяцев года, причём этот образ чаще всего передан через пейзаж.
    ПЕЙЗАЖ В ЖИВОПИСИ
    Пейзаж , в живописи и фотоискусстве — тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город). В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской, индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии — марина.
    Известные российские пейзажисты: Иван Айвазовский, Федор Васильев, Исаак Левитан, Николай Рерих, Иван Шишкин
    Картина Ивана Айвазовского «Лунная ночь на Капри»
    Картина Ивана Шишкина «Сосновый бор»
    КОНЕЦ!

  3. 1
    Пейзаж в литературе, музыке, живописи.
    2
    Пейза?ж это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа. В пейзаже, как правило, представлено изображение земной или водной поверхности. В зависимости от направления изображение растительности, метеорологических (облака, дождь) и астрономических (звёзды, солнце, луна) образований, зданий, техники. Иногда художник использует также фигуративные включения (люди, животные). Пейза?ж это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа. В пейзаже, как правило, представлено изображение земной или водной поверхности. В зависимости от направления изображение растительности, метеорологических (облака, дождь) и астрономических (звёзды, солнце, луна) образований, зданий, техники. Иногда художник использует также фигуративные включения (люди, животные). В жанре пейзажа особую роль имеет построение перспективы вида, передача состояния атмосферы, воздушной и световой среды. В жанре пейзажа особую роль имеет построение перспективы вида, передача состояния атмосферы, воздушной и световой среды.
    3
    4
    Пейзаж в литературе. Пейзаж в литературе – является одним из самых мощных средств для создания воображаемого, виртуального мира произведения, важнейшим компонентом художественного пространства и времени. В русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж. Писатели стремились включать этот внесюжетный элемент в свои произведения с самыми разными целями. Но пейзажи – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему.. Пейзаж в литературе – является одним из самых мощных средств для создания воображаемого, виртуального мира произведения, важнейшим компонентом художественного пространства и времени. В русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж. Писатели стремились включать этот внесюжетный элемент в свои произведения с самыми разными целями. Но пейзажи – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему..
    5
    6
    Пейзаж в музыке. Слушая музыку композиторов, порой почти зрительно ощущаешь запечатленные в них картины природы. Изображение природы в искусстве никогда не было простым копированием. Как бы ни прекрасны были леса, луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь – все эти образы, будучи запечатлёнными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства, переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава, она такова, какой видит её человек. Слушая музыку композиторов, порой почти зрительно ощущаешь запечатленные в них картины природы. Изображение природы в искусстве никогда не было простым копированием. Как бы ни прекрасны были леса, луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь – все эти образы, будучи запечатлёнными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства, переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава, она такова, какой видит её человек. Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы

  4. В 30-е годы появляются первые образцы весенней поэзии Тютчева – это иная концепция мироздания. Его особенно привлекали стихии мира и природы, как грозные и мрачные (хаос), так и земные, радостные силы, стихии природы. Весенняя лирика Тютчева концепционна. Она воплощает идею о неодолимости развития сил жизни, которые в необходимое им время сбрасывают оковы и вступают в фазу обновления. Процесс этот не зависит от воли людей. Но он носит всеобщий характер, и человек вовлекается в него, открывая душу светлому и прекрасному. В русском романтическом искусстве первой трети 19 века грандиозные стихийные силы природы воплощались в образах гор, морей, например, пейзажи Кавказа. Тютчев воплотил могучие силы, таящиеся в обычных среднерусских явлениях природы. Особой динамикой отличаются образы «Весенних вод». Интенсивно нагнетается эмоциональное напряжение, поток весенних вод стремительно приближается к читателю – сначала они как бы вдали шумят, потом бегут и, наконец, блещут, а затем мы уже слышим их восторженные голоса, меняется и фоника стиха – он становится более ярким, звонким, сверкающим и красочным: Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят…Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед!» В последней строфе возникает эмоциональный перелом – весна «успокаивается», стих теряет упругость, становится льющимся. Певучим, весна вступает в период упоительного ощущения расцвета природа, словно разливаются воды и успокаиваются: Весна идет! Весна идет! И тихих, теплых майских дней Румяный светлый хоровод Толпится весело за ней. Тютчев сближает выразительные средства литературы, живописи и музыки. Например, приемы динамизации развития сходны с теми, что использовались романтиками, Бетховеном – дробление предкульминационное фраз, рельефное выделение отдельных фраз и мотивов (первая строка читается слитно, во второй – намек на паузу, в третье –одна пауза, в четверной – две).
    Некоторая социализация этого мотива возникает в лирике Некрасова. Его «Зеленый шум» призывает к человечности и милосердию, и Весна оказывается противопоставленной пейзажам осени и зимы. Это стихотворение связано с украинским фольклором, из народной поэзии заимствовано название весеннего пробуждения природы – зеленый шум, да и звучит в нем речь простого крестьянина, а по жанру – это лирико-психологическая крестьянская песня-поэма. Это не просто монолог крестьянина, повествующего о своей любовной драме, могучие силы весенней природы оказывают решающее воздействие на исход создавшегося конфликта.
    В годы реформ 60-х образы весны оказываются связанными с радикальными общественными воззрениями – даже у поэтов, далеких от политической жизни – Апухтин, Полонский. Апухтин «Май на дворе» 1858 заканчивает стихотворение так: Пусть тебя, Русь, одолели невзгоды, Пусть ты унынья страна…Нет! Я не верю, что песня свободы Этим полям не дана!
    Те же мотивы – в поэзии Надсона в 80-е годы. В 1878 году в стихотворении «Кругом легли ночные тени» он рисует образ благоухающего весеннего сада и обращается к усталому и больному, к измятому трудной борьбой с призывом завтра с новой силой бороться с безотрадной мглой. Он призывает читателей верить жизни и весне, хотя сам уже не в состоянии бороться с удушающей атмосферой вокруг.
    Еще одна важная тенденция – лирико-психологическое осмысление весны, ее связь с темой любви. Таинство первых признаний, робкое ожидание счастья видим у А. Толстого: То было раннею весной, в тени берез то было, Когда с улыбкой предо мной Ты очи опустила… – и торжество весны и любви: О жизнь! О лес! О солнца свет! О юность! О надежда!
    Для Фета весна – одно из воплощений красоты и поэзии: Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой.
    Стихотворения Фета очень музыкальны, на что обращал внимание Чайковский – это поэт музыкант, который избегает таких тем, которые легко поддаются выражению словом, от этого его часто не понимают. Сам Фет говорил, что его из определенной области слов тянуло всегда в неопределенную область музыки. Не меньше Фет был и поэтом-живописцем. Его пейзажи зримые и слышимые, воспринимаемые всеми органами чувств. В очень непосредственном, одушевленном и пленэрном ощущении природы, в способности воссоздавать ее образы из мгновений у Фета было много общего с художниками-импрессионистами. К числу таких характерных пейзажей можно отнести «Весенний дождь» (примерно 1857 г.) Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет. А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса. Две капли брызнули в стекло, т лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит. Здесь великолепно переданы и метко схваченные движения воробья, и то самое главное, что происходит в природе и поглощает разрозненные восприятия общим впечатлением.
    Особого внимания заслуживает колористическое мастерство Фета. Он находит броские эпитеты и метафоры, придающие ткани его стихов красочность. Иногда он использует прием рассредоточения красочных пятен, вызывающий ассоциации с техникой световых рефлексов в пленэрной живописи второй половины 19 века – как в цитированном стихотворении
    Тема весеннего обновления природы с новой силой возникает на рубеже столетий. Не всегда весенние образы светлы – например, у Фофанова они связаны с грустными воспоминаниями о тяготах человеческой жизни, столь ощутимых по контрасту с расцветающей природой (стихотворение 1893 «Весенние слезы»). Но все же главное – весеннее пробуждение и радость, неодолимость весеннего расцвета и обновления жизни человека и России в целом (в романе Толстого «Воскресение»). В поэзии наиболее ярко – Блок. Его весны часто лишены конкретности и отличаются большой обобщенностью. При этом ткань стиха пронизана слиянностью выразительных средств слова, музыки (ощущение льющегося потока, полета, широкого дыхания) и живописи (белый, синий, красный, преобладают сопоставления чистых тонов, что характерно для живописи того времени). «В синем небе, в темной глуби» – перед нами девушка с удивительными очами, тонким станом, узлом кос, она в вечернем храме. За нм – синеющие улицы и темнеющие глуби небес. Блок не рассказывает о весте. Нет последовательного повествования. А возникают видения, полет в в далекое пространство: ,та девушка узнала Чары легкие весны, Мгла весенняя сплетала Ей задумчивые сны, Опустила покрывало, Руки нежные сплела, Тонкий стан заколдовала, В храм вечерний привела, Обняла девичьи плечи, Поднялась в колокола, Погасила в храме свечи, Осенила купола, И за девушкой 0 далече В синих улицах весна… большую роль здесь играет синий – ср. лиловые и синие тона у Врубеля, слова Скрябина о тайне голубой идеала далекой звезды. В стихотворении «Так окрыленно, так напевно Царевна пела о весне» он воспроизводит иной аспект темы: Царевна посылает поэта на ратный подвиг и видит его по возвращении несущим «на острие копья – весну», и он отправляется на поиски «огненной весны». В стихотворении «О весна без конца и без краю» – развертывается эстетико-философская концепция – полнокровное восприятие жизни во всей ее сложности и кричащих контрастах – неудач и удач. Плача и смеха, ненависти и любви, весну лирический герой и принимает, и ненавидит, знает, что она несет мучения, но с ней приходит обновление жизни и хмельная мечта. До Блока весенняя тема не представала такой конфликтной.
    В русской живописи тема весеннего обновления возникает только в последней трети 19 века. Не случайно, первый русский пейзаж, с которого началось формирование реалистической школы, был «Грачи прилетели» Саврасова. В нем чувствуется влияние классической русской литературы, ибо пейзаж формировался в то время, когда у русской интеллигенции уже сформировались эстетические вкусы под влиянием литературы. «Грачи прилетели», прежде всего, связаны с Пушкиным – безыскусная прелесть среднерусского пейзажа, жизненность его и правдивость, простота и скромность и в то же время поэтичность, неторопливое развертывание панорамы этой местности – словно неторопливый рассказ у Пушкина – вот неказистые березки на первом плане, вот деревянная ограда на среднем плане, хатки на окраине села и колокольня, на дальнем плане- окрестные поля со сверкающей плоской небольшой речки, а над всем этим – небо, заоблаченное, но с прорывами синевы. Пространство картины расширяется вверх за счет березок первого плана, и вширь, за счет продолжающейся за пределами картины ограды. Это не пейзаж с натуры, как могло бы показаться, а именно обобщение национальной природы, созданное в мастерской на основании множества этюдов. Ф.С. Мальцева доказывает, что с избранной художником точки зрения реальная речка в с. Молвитино (ныне Сусанино Костромской губ.) не была видна. Речка, колокольня с шатровой крышей и т.д. придали картине широкой общественное звучание, национальную и историко-культурную почвенность.
    В последующие годы эту тему продолжил и Саврасов «Оттепель. Город Кимры на Волге», «Вид на Кремль. Весна», Поленов «Московский дворик», Серов «Первая зелень», Дубовской, Левитан. Интерес к весне вырос на рубеже веков, когда по замечанию А. Бенуа, зрителя закормили всевозможными веснами – по нескольку десятков на каждой выставке, некоторые художники даже выбрали весну в качестве своей специальности. Показательно, что в лучших образцах не только конкретные уголки природы становились предметом изображения, .а приволье, простор весны, большое дыхание жизни, обострялось чувство колорита, пространства, эффекты освещения. Особенно это проявилось у Левитана, который подвел итоги исканиям целого поколения. В его пейзажах наиболее отчетливо прослеживаются связи живописи с другими видами искусства –в раннем творчества он следовал скорее Пушкину (в преломлении Саврасова), потом – Фет, Чехов, в музыке – Рахманинов, как равновеликий Левитану певец русской природы. «Март» 1895 г. – желтеющая стена дома с крыльцом, лошадка и сани, лес и голубые просторы небес. Эта повседневная действительность превращена в чудесный праздник оживающей природы, пробуждения сил жизни, который заражает зрителя своим восторгом. Особая эмоциональная настроенность картины вызвана интересным колоритом – яркий солнечный день (тютчевское напряжение сил жизни), красочные отсветы неба на талом снегу, насыщенные сине-лиловые тени сосен, которые словно звенят – такой интенсивности цвета до Левитана не было. «Весна. Большая вода» – также необычное состояние природы, высокий подъем ее жизненных сил. В то же время в ней есть некая сладкая грусть от ощущения величия природы. Возникает ощущение беспредельности окружающего человека мира. Пространство расширяется вверх (тонкие березки, которые тянутся вверх и пронизаны весенними токами жизни, могучий ствол старой высохшей сосны), и по горизонтали (широкая лента реки) и вглубь(осевая линия перспективы, сдвинутая немного влево – лодка, просвет между деревьями, полузатопленные строения). Но самое интересное- расширение пространства в глубь воды – отсветы, отражения, тени от невидимых деревьев на воде. Мотив отражения в воде – один из важнейших у Фета, Тютчева, К. Дебюсси.
    В первые десятилетия 20 века – Рылов «Зеленый шум» – мотив очистительного ветра, который имел символическое значение. Грабарь «Февральская лазурь» и «Мартовский снег» – импрессионистическое переживание красоты природы. М. Чюрленис – особая линия, тяготение к сказочной фантастической символике, сиволистко-философские поиски. Он стремился к синтезу живописи, литературы и музыки. 4-х частная «Соната весны» 1907 год – Аллегро, Анданте, Скерцо и Финал – последовательный расцвет жизни во вселенском общечеловеческом масштабе, радостные силы жизни обретают все большую энергию, словно стремятся вырваться за пределы нашей планеты и завоевать все мироздание.
    Весенняя тема представлена и в творчестве композиторов. Особенно на рубеже веков, когда в искусстве становится важной тем личности, эмоциональная раскованность. Музыка при этом стремится к синтезу с другими искусствами, особенно в вокальных жанрах. Здесь виды стремления к усилению интенсивности лирического высказывания и динамики развертывания художественного образа. В связи с достижениями живописи музыка стремилась к передаче пространства, воздушной среды, в ней возникает пленэр, стремление передать звуками свежесть первых зрительных впечатлений, заметны искания в области колорита – передача солнечного освещения, богатства цветов.
    В начале и середине 19 века тема весны только зарождалась в русской музыке (весной разворачивается действие «Ивана Сусанина», романс Глинки «Жаворонок»). Б. Асафьев в связи с этим развивал мысль о песенности русских пейзажей, о воспроизведении в них поющих сил природы – не импрессионизм (миг), а лирическое раскрытие длящегося, как песня, состояния природы. Оттого в русских веснах и осенях – стихотворных, живописных, музыкальных – песенное начало, Весна в русской музыке также началась в последней трети. Лирико-психологический аспект темы нашел выражение в творчестве Чайковского – расцветающая природа, стремление души к счастью и идеалу. Он создал пейзажи- настроения, на фоне которых развивается любовное чувство, переживания носят элегический или радостно-восторженный, ликующий характер. Образы «Времен года» отчетливо связаны с литературой – каждой пьесе предпосланы эпиграфы (правда, написаны они не рукой Чайковского в рукописи). Но дело не в эпиграфах – музыка Чайковского связана с русской поэзией. Это связи с Пушкиным, Некрасовым, Кольцовым, Майковым, Фетом, Толстым. Характерно, что тютчевские стихии природы не нашли воплощения в образах Чайковского, они стали «песнями времени» в следующие десятилетия. Близость к русскому живописному пейзажу сказалась в тематике и характере воплощения образов: безыскусственная простота, песенная лирика полей и лесов средней полосы, освещение и колорит в духе Саврасова. В основе философии природы Чайковского – идея процессуальности, круговорота в природе и жизни людей. «Песня жаворонка», «Подснежник» и «Белые ночи» создают представление о трех последовательных стадиях весеннего расцвета – постепенное высветление эмоционального и красочного колорита пьес, усиление динамики. В «Марте» господствует грусть, душевная скованность (плавное покачивание сопровождения, интонации птичьих попевок, стремящиеся ввысь и бессильно поникающие). Наступающее оживление природы оказывается временным, блики света гаснут в сумраке. В «Апреле» тема звучит радостно и хрупко, использован мажорный, а не минорный лад, мелодия развивается более динамично, но музыка еще сохраняет холодноватую свежесть ранней весны. В «Мае» наступающее пробуждение природы передано темными звуками, яркая динамичная кульминация передает ощущение приволья русских просторов. В 1878 г. композитор создает романс на стихи Толстого «То было раннею весной» – тонкий психологизм в передаче бурно расцветающего чувства любви. – кульминационное утверждение чувства радости (хотя есть и легкие интонации печали и тени) (ср. у Римского-Корсакова: у Чаковского события развиваются в настоящем, музыка поет о любви со всем пылом юности, у Римского-Корсакова- спокойный рассказ о прошедшей любви, дорогих, но уже не волнующих воспоминаниях).
    В то же время к образам весны обратился и Римский-Корсаков – оперы «Майская ночь» и «Снегурочка». Особенно полно тема весеннего обновления отразилась в опере на пьесу Островского. Его пейзажи не имеют лирического характера, как у Чайковского, они носят эпический характер, воплощают душу самой природы в языческом смысле. Особенно велико в опере значение образа Снегурочки – это главная идея весенней сказки, персонифицированное выражение души природы, настроение весеннего порыва к счастью, любви и обновлению жизни.
    Эта идея не сразу была понята современниками. Так, не удалось ее передать Чайковскому в музыке к пьесе, которая, кстати, быстро сошла с казенной сцены. В постановке Художественного театра 1900 года главное внимание было уделено бытовому и фантастическому началу, а не поэтической идеи. Только в опере Мамонтова благодаря Н.И. Забеле-Врубель тема весеннего обновления была раскрыта в ее поэтическом обаянии.
    Позже к этой теме обращался Глазунов – оркестровая пьеса «Весна»
    Рахманинов – великий певец русской природы, давший новую трактовку теме весны, он синтезировал линии Чайковского и Римского-Корсакова, душу человека и душу природы, чем он близок Блоку и Левитану, каждый из которых осуществил этот синтез в рамках своего искусства.
    Образы весны у него новы своей динамикой, ритмоинтонационной энергией, эмоциональной напряженностью. По экспрессивной силе некоторые его образы являются кульминационными в русском искусства рубежа веков.
    «Весенние воды» на слова Тютчева – приподнятый тон музыки, могучая стихия весны, движение во времени и пространстве, обращенность к большой аудитории, рельефная кульминация, подготавливаемая длительным подъемом. Энергия нагнетается чисто рахвманиновским приемом – движение затормаживается и прорывается силами стремления: аккорды расшатывают интонационные упоры и устремляются ввысь, сливаясь с фанфарами кличами мелодии.
    В 1902 году он создал кантату «Весна» для баритона, смешанного хора и оркестра на текст «Зеленого шума» Некрасова – передан эмоциональный колорит, но не отражен народный элемент. Поэзия весенних чувств – романс «Сирень», Второй концерт для фортепиано с оркестром.
    Итак. Ведущая роль в разработке темы – литература, в которой она представлена наиболее полно, многосторонне связана с социальной жизнью и эстетическими воззрениями эпохи. В живописи тема локализована в сфере пейзажа, который отразил ее конкретно, одухотворенно, лирически. Музыка выявила эмоциональное начало весенних образов, волнующее ощущение окрыленности мечтой и счастьем.
    Синтез искусств проявился прежде всего в поэзии – дополнение музыкальным и живописным голосами. В свою очередь живопись и музыка в последней трети 19 века опирались на традиции Пушкина и др. Для всех искусств характерно внимание к жизненной конкретности, к национальному русскому элементу (фольклор, колокольня, жанровые русские мотивы).
    Конечно, каждой вид искусства опирался на свои выразительные средства – пейзаж в живописи –передача пространства, музыки – мелодия. Но возникает тяготение к синтезу этих средств (Рахманинов).
    Весна понимается и как лирическое пробуждение природы, и как пробуждение стихийных сил (образ половодья, больших пространств), и как символическое пробуждение мира, и как религиозно-мистическое стремление к «далям» и мечте. Более напряженной становится внутренняя жизнь образа, сталкиваются силы стремления и торможения, но в итоге звучит могучее славословие силам жизненного обновления.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *