Сочинение на тему пейзажная лирика

10 вариантов

  1. Пейзажная лирика Пушкина богата и разнообразна. Она занимает важное место в творчестве поэта. Пушкин видел природу душой, наслаждался ее вечной красотой и мудростью, черпал в ней вдохновение и силы. Он был одним из первых русских поэтов, кто открыл читателям красоту природы и научил ею любоваться. В слиянии с природной мудростью Пушкин видел гармонию мира. Не случайно пейзажная лирика поэта проникнута философскими настроениями и размышлениями, можно проследить ее эволюцию на протяжении творческой деятельности Пушкина.
    В лицейский период поэт создал элегии «Осеннее утро», «Певец» и другие, написанные в духе сентиментализма. В ранней лирике Пушкин использовал пейзажные зарисовки в качестве фона, на котором четче проступают разнообразные чувства лирического героя. По сравнению с поэтами предшествующих эпох, пейзажи Пушкина выглядят новыми, свежими, полными жизни.
    В элегии «Деревня» пейзаж сельской местности дан, как идиллия, в первой и второй частях стихотворения «везде следы довольства и труда». Вокруг царят мир, покой, тишина. Здесь картины природы создают резкий контраст с содержанием третьей части, где автор обличает несправедливость правящих классов.
    Стихотворения «К морю», «Погасло дневное светило…», «Редеет облаков могучая гряда», «Узник», «Птичка», «Кто, волны, вас остановил?..» относятся к романтизму.
    В стихотворении «Птичка» описан народный обычай выпускать на волю птиц из клеток на праздник Благовещения. У Пушкина этот обряд связывается с мотивом свободы, освобождением из плена.
    Картина вечернего моря показана поэтом в стихотворении «Погасло дневное светило». Наступающая тьма превращает море в «угрюмый океан». Мрачный пейзаж вызывает тоску в душе лирического героя, который полон грусти и думает только о сердечных ранах. Герой внутренне стремится к «берегам печальной туманной родины».
    Символом свободы в романтическом стихотворении «Узник» служит образ молодого орла. Поэт противопоставляет «темнице сырой», в которой находится узник, его воспоминания и мечты о море, горах, куда стремится его душа.
    Находясь в южной ссылке, Пушкин во многих своих стихотворениях рисует пышную природу Крыма и Кавказа, описывает реальные пейзажи. Часто образы природы даются как символы, отражающие внутреннее состояние героя. Романтические образы моря, ветра, бури, волн, стихии широко используются в пейзажной лирике Пушкина. Так, в стихотворении «К морю» поэт воспевает «торжественную красу» моря, в которой он черпает вдохновение:
    Как я любил твои отзывы,
    Глухие звуки, бездны глас,
    И тишину в вечерний час,
    И своенравные порывы!
    В реалистических пейзажах отражена тема родины. В стихотворении «Зимнее утро» мы видим изумительную по красоте картину русской зимы:
    Под голубыми небесами
    Великолепными коврами,
    Блестя на солнце, снег лежит,
    Прозрачный лес один чернеет,
    И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит.
    Поэт указывает, что состояние природы влияет на настроение человека. Вечером, когда «вьюга злилась», подруга поэта «печальная сидела», но изменилась погода, выглянуло солнце, и мир преобразился.
    К шедеврам пушкинской лирики относится стихотворение «Осень». Поэт пишет о своем любимом времени года. Для кого-то это «унылая пора», а для Пушкина – «очей очарованье!». Он любит «пышное природы увяданье, / В багрец и в золото одетые леса…». Именно осенью поэт чувствовал прилив душевных сил, стихи сами просились на бумагу.
    Природа подталкивала Пушкина и к философским раздумьям и выводам. Вечно живую природу он противопоставлял краткой, полной горестей человеческой жизни. Но преодоление смерти поэт связывал только с природой, дающей мудрость и красоту.

  2. Пейзаж — традиционный жанр искусства. Родная природа всегда была предметом гордости для русского человека, предметом его восхищения и любования. Много прекрасных пейзажей было создано русскими художниками (Шишкин, Суриков, Левитан, Грабарь и другие), русскими музыкантами (например, Чайковский), русскими поэтами (Пушкин, Лермонтов, Фет, Тютчев и так далее).
    Думаю, характеризуя произведения этих творцов, посвященные русской природе, можно сказать о том, что в них присутствует «лирика». Что это значит? В каждом из этих творений присутствует чувство художника. Создатель изображет пейзаж, испытывая при этом радость, волнение, восхищение, щемящую тоску по дому и так далее. Это чувство негромкое, но оно идет из глубины души человека и очень искренно.
    Пейзажной лирикой наполнена, например, картина В. Мещкова «Золотая осень в Карелии». Художник раскрыл особую поэзию северной природы, суровой и строгой. На мой взгляд, на этом полотне особенно радуют глаз золотисто-зеленые тона. Именно они передают то состояние природы, которое хотел запечатлеть художник, — золотую осень. Пусть солнечный свет с трудом пробивается сквозь серую завесь густых северных облаков, пусть в пейзаже много темных тонов, но желтая листва всех оттенков создает праздничное, светлое настроение. Золотистые краски помогают увидеть всю прелесть «бабьего лета», с особой силой почувствовать красоту карельской природы, ее необычность.
    В русской поэзии о пейзажной лирике можно говорить, рассматривая творчество И. А. Бунина. Природа в его стихах — неизменный источник гармонии и оптимизма. Автор уверен, что только в единении с природой, в полной слиянии с ней человек может почувствовать свою связь жизнью вселенной.
    Лучшим поэтическим произведением Бунина является поэма «Листопад» (1901), отмеченная Пушкинской премией. В ней четко выявились все особенности бунинского поэтического «слога» — детализация, лаконизм, удивительная точность, образность и поразительное многообразие красок и оттенков:
    Лес, точно терем расписной,
    Лиловый, золотой, багряный,
    Веселой, пестрою стеной
    Стоит над светлою поляной.
    Для того чтобы полнее и ярче передать всю красоту русской «золотой осени», свое восхищение ею, поэт обильно использует средства художественной выразительности. Основными среди них являются эпитеты, метафоры и сравнения: березы желтою резьбой; как вышки, елочки темнеют; просветы в небо, что оконца; Осень тихою вдовой вступает в терем; воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра и так далее.
    Литературоведы отмечали, что поэт в слове так точно передавал особенности пейзажей, которые описывал («Затишье», «Октябрьский рассвет», «Высоко полный месяц стоит…»), что по ним легко угадывалось, какая это местность («топографическая точность»). Именно поэтому мы можем сравнивать стихотворения Бунина с картинами живописцев — в них все также точно, зримо и эмоционально: «Плывут узоры туч прозрачною фатою В пустынных небесах, высоко над землей», «Сонный туман на лугах серебрится, Черный камыш отсырел и дымится, Ветер шуршит камышом», «И река в берегах чуть видна… Где-то мельница глухо шумит… Спит село».
    Таким образом, неотъемлемой чертой настоящего пейзажа является лирика, то есть искреннее чувство художника, передающее его отношение к природе, которую он описывал. Именно лирика одухотворяет произведение искусства, заставляет уделить ему внимание и проникнуться теми эмоциями, что вложил в них автор.

  3. План
    1. Пейзажная лирика в творчестве русских поэтов
    . Алексей Константинович Толстой
    .1 Пейзаж в стихотворении «Осень»
    . Апполон Николаевич Майков
    .1 Пейзаж в стихотворении «Летний дождь»
    .2 Пейзаж в стихотворении «Колыбельная песня»
    . Иван Саввич Никитин
    .1 Пейзаж в стихотворении «Встреча зимы»
    . Алексей Николаевич Плещеев
    .1 Пейзаж в стихотворении «Дети и птичка»
    .2 Пейзаж в стихотворении «Сельская песня»
    . Иван Захарович Суриков
    .2 Пейзаж в стихотворении «Зима»
    .3 Пейзаж в стихотворении «Детство»
    . Значение пейзажной лирики в творчестве русских поэтов
    1. Пейзажная лирика в творчестве русских поэтов
    век – золотой век русской литературы. Именно тогда творили А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев. Именно в это время были написаны непревзойденные шедевры поэтического слова. Родная природа всегда вдохновляла поэтов. Неяркий русский пейзаж преображается под их пером и, являясь, всякий раз по-новому, волнует и удивляет нас. Но только ли о природе говорят эти стихи, может быть через описание пейзажа, леса, луга поэт передает настроение, чувства, мысли человека? Пейзажная лирика передает настроения, чувства человека, созвучна его душе. Мир души человека и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармонии. Именно природа в ее вечном круговороте творит самого художника. В своих стихах поэт так же многозвучен и сложен, как природа.
    Также в 19 веке прославились такие поэты, как А.Н. Майков, А.К. Толстой, И.С. Никитин, А.Н. Плещеев, И.З. Суриков. К числу лучших творений этих поэтов относится пейзажная лирика. Они написали много стихотворений, связанных с природой. Это стихотворения Майкова – «Сенокос”, “Под дождем”, “Ласточки”, «Летний дождь», «Колыбельная песня», которые отличаются задушевностью и напевностью, Толстого – «Осень», «Растянулся на просторе…», «Колышется море; волна за волной…», Никитина – «Встреча зимы», «Пахарь», Плещеева – «Дети и птичка», «Сельская песня», Сурикова – «Детство», «Зима», «Зимой».
    Творчеством русских поэтов второй половины 19 века в истории детской дошкольной литературы заполнена прекрасная страница. Образы пейзажной лирики насыщены светлым восприятием жизни и глубокой любовью к прекрасной природе России. Узнав в детстве эти стихи, человек через всю жизнь проносит благородную память о художниках, открывших для него поэзию родной природы. Эти стихотворения наполнены гармонией, любовью к окружающему миру.
    2.Алексей Константинович Толстой (1817 – 1875)
    Выдающемуся русскому лирику – поэту Алексею Константиновичу Толстому свойственно необычайно тонкое ощущение красоты родной природы. Умение схватить и передать в слове формы и краски природы, ее звуки и запахи характеризуют целый ряд лирических стихотворений, баллад и былин Толстого.
    2.1Пейзаж в стихотворении «Осень»
    Одно из самых известных стихотворений Толстого называется «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад». Стихотворение написано в 1858 году. Поэт задумчиво и проникновенно говорит о «пожелтевших листьях», что летят по ветру, и о ярко-красных кистях на вянущих рябинах.
    Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.
    Листья пожелтелые по ветру летят;
    Лишь вдали красуются, там на дне долин,
    Кистья ярко-красные вянущих рябин.
    Именно эти строки легко ложатся в память, и картина, красочно изображенная поэтом, встает перед мысленным взором. В стихотворении указаны самые броские предметы осенней поры. Особенно привлекает Толстого оживающая и расцветающая осенняя природа. Могущественное воздействие природы на душу человека исцеляет от душевной боли и сообщает голосу поэта оптимистическое звучание.
    Вторая половина стихотворения – о печальной любви и осенней грусти – понятна только взрослому читателю. Здесь перекликаются любовь и «грустная» осень.
    Весело и горестно сердцу моему,
    Молча твои рученьки грею я и жму,
    В очи тебе глядючи, молча слезы лью
    Не умею высказать, как тебя люблю.
    Лирика поэта очень проста и понятна любому читателю, в том числе и стихотворение «Осень». Он не боится простых слов, общепринятых эпитетов. Эту особенность поэзии Толстого хорошо охарактеризовал Н.Н. Страхов, передавая смену впечатлений от сборника его стихотворений. “Какие плохие стихи! – писал он. -…То высокопарные слова не ладят с прозаическим течением стиха; то выражения просты, но не видать и искры поэзии, и кажется, читаешь рубленую прозу. И ко всему этому беспрестанные неловкости и ошибки в языке…»·.
    3. Апполон Николаевич Майков (1821 – 1897)
    Жизнеутверждающим настроением проникнуты стихи известного поэта второй половины 19 века Апполона Николаевича Майкова. Уже в начале творчества он получил проницательную характеристику В.Г. Белинского. Критик усмотрел у поэта «эллинское созерцание». По словам Белинского, Майков «смотрел на жизнь глазами грека». Свои идиллические представления о жизни древних греков поэт решился соединить с воспроизведением русской жизни.
    .1 Пейзаж в стихотворении «Летний дождь»
    Природа России предстает сквозь усвоенную поэтом эстетику античных времен. Все реальное в стихах Майкова гармонично и исполнено красотой. Благодаря этим свойствам ряд стихотворений поэта стал достоянием детского чтения и школы. Такое и стихотворение «Летний дождь», написанное в 1856 году и считается одним из самых любимых стихотворений детей. Здесь показана короткая летняя сценка во время дождя:
    «Золото, золото падает с неба!» –
    Дети кричат и бегут за дождем…
    Полноте, дети, его мы сберем,
    Только сберем золотистым зерном
    В полных амбарах душистого хлеба!
    Небесное золото станет «золотистым зерном», амбары наполнятся «душистым хлебом». Радостное ощущение бытия и воспроизведение дивных преображений в природе сообщают стихам цельность и гармонию. Главное достоинство этого стихотворения заключается в естественности интонации, в воссоздании привычного, неизъяснимо очаровательного пейзажа. Майков показал обычную сцену сельской жизни во время дождя.
    Дети как-будто радуются этому дождю. Дождь – это «Золото, золото падает с неба!». Дети бегут за ним – «Дети кричат и бегут за дождем…».
    Майков сам вступает в особые отношения с природой – становится как бы частью ее, растворяется в таинственных шорохах ее жизни, принимает в себя ее секреты. Майков учил всех своих «учеников» краткости, безошибочному выбору подробностей, верным, точно угаданным «ударам кисти». Даже в стихотворении «Осень» можно увидеть целую картину жизни детей в летний дождь. Это стихотворение легко читается как взрослыми, так и детьми. Они воспринимают его по-разному.
    Так как Майков больше любил сельскую природу, чем городскую, большее число его произведений посвящены сельской природе. Потом он будет советовать И.С. Никитину не перебираться в Петербург.
    3.2Пейзаж в стихотворении «Колыбельная песня»
    Влечение поэта к идиллии и эстетизированным картинам выразилось в том, что он осуществил вольный перевод нескольких новогреческих песен. По словам самого Майкова, он стремился передать «поэзию этих песен, открывающую светлые архипелажные горизонты, поражающую красотой древней греческой антологии, представляющую чудную смесь древнеязыческих и христианских элементов, между которыми нередко дает себя чувствовать и элемент славянский»·. Таковы известные стихотворения Майкова «Ласточка примчалась» (1858») и «Колыбельная песня». «Колыбельная песня» была написана в 1858 году. Реальные представления автора о русской природе здесь неотделимы от его идиллических воззрений. В этом стихотворении мы не найдем социальных мотивов, которыми отмечено, например, творчество Плещеева. В «Колыбельной песне» мир дитя раскрыт в любовном рассказе о безмятежном младенчестве.
    Спи, дитя мое, усни!
    Сладкий сон к себе мани:
    В няньки я тебя взяла
    Ветер, солнце и орла.
    Мать поет эту песню своему ребенку, чтобы он уснул. Говорит, что «Улетел орел домой», «Солнце скрылось под водой», «Ветер…, мчится к матери своей». И мать ведет небольшой диалог с ветром. Наверное, любая мама пела эту колыбельную в детстве своему чаду, а сейчас дети сами с удовольствием читают это стихотворение. Оно наполнено только добром и любовью к детям. Здесь природа сочетается в отношении с ребенком. Она дополняет этот замечательный детский мир. Мать спрашивает ветра, где он пропадал, а он отвечает:
    Я дитя оберегал,
    Колыбелочку качал!
    Ребенок будет спать нежным и сладким сном, ведь рядом мама и «ветер».
    Это стихотворение удовлетворяло педагогов только одним, но очень ценным качеством: природа, воссозданная поэтом, полна гармонии и той цельности, которая укрепляет ребенка в здоровом отношении к миру.
    4. Иван Саввич Никитин (1824 – 1861)
    Иван Саввич родился в Воронеже, учился в духовном училище и семинарии, но обучение в них не завершил «по причине охлаждения к богословским наукам». Стихи писать начал рано – их темой сделалось окружающая поэта провинциальная жизнь («Песня бобыля», «Зашумела, разгулялась в поле непогода…» и другие). Ряд стихотворений этого прекрасного поэта прочно вошел в детское чтение. Никитин принадлежал к некрасовскому направлению в литературе. В его стихотворениях промежаются раздумья о народе, его выносливости, жизнерадостном характере с картинами природы. Практика детских публикаций узаконила использование ряда фрагментов из стихотворений Некрасова в качестве самостоятельных поэтических произведений.
    .1 Пейзаж в стихотворении «Встреча зимы»
    Никитин написал это стихотворение в 1854 году. В него вошли строфы, рисующие картину первого снега: замерзла река, снег укрыл землю и блестит на солнце разноцветным огнем.
    Какой предстает поздняя осень у Никитина? Мы видим дождь в окнах, туман над землей, угрюмые небеса, сумрачный лес. Но вот выпал снег! Какие впечатления производит эта перемена в природе на лирического героя? Он поражен. Поэт передает свою радость от обновления природы. Находим незатейливые, простые художественные средства: «воздух легок и чист», «снег лежит полотном», «смотрит весело лес», «и на ветках берез, как алмазы горят, капли сдержанных слез».
    С щедростью радушного хозяина поэт приглашает гостью-зиму:
    Где угодно гуляй,
    Строй мосты по рекам
    И ковры расстилай.
    Поэт восхищается стойкостью, выносливостью русского человека:
    Нам не стать привыкать –

  4. В строгом смысле слова никакой пейзажной лирики нет. Есть разговор с людьми и о людском, и,ведя этот разговор, поэт глядит на небо и на море, на листья деревьев и крылья птиц, слушает собственное сердце и сердце других людей. Пейзажной лирики нет, но есть чувство природы, без которого поэт-лирик существовать не может. Это чувство природы есть детская способность увлеченно беседовать с птицами и деревьями, понимать их речь, как понимал ее Маугли, и уметь переводить эту речь на язык человека.
    Это чувство природы есть способность сосредоточить свои душевные силы на грозах и бурях, на солнечном свете, на шуме дальней реки, на тревожных красках заката. Все, что происходит в природе, замечается и измеряется: ему дается название с помощью сравнения, образа. Для поэта нет мертвой природы – минерал и сорванный цветок полны живой жизни. Это чувство есть способность найти в природе человеческое, найти то, что объединяет человека с внешним миром. Когда пишется стихотворение, то кажется, что не только поэт живет жизнью камня, но и камень живет жизнью поэта.
    Это чувство есть способность видеть в явлениях природы движение человеческой души, способность подсказать и угадать ход событий. Природа сама может иногда подсказать вывод, решение, суждение.
    Весь мир помогает выговориться поэту или художнику. Внимательный взгляд на природу, включение времен года в размышление о добре и зле, иллюстрация картинами природы собственного душевного состояния или состояния других людей – величайшая изобразительная сила при выполнении этих задач – вот Тютчев – одна из вершин русской пейзажной лирики. Это чувство природы есть способность восприятия пейзажа из первых рук – без шпаргалок живописи и подсказок художественной прозы.
    Однако в поэзии не пишут, как в живописи, пейзажей с натуры. Пейзаж здесь – картина по памяти; скорее создание пейзажа, чем отображение. Горизонты пейзажной лирики бесконечны, кладовая природы неисчерпаема. Русская поэзия воспользовалась миллионной долей сокровищ этой кладовой. Работа над пейзажем для поэта не похожа на работу Клода Моне, который рисовал одни и те же деревья в разное время года в одной и той же перспективе.
    Разное время года для поэта – эго разное время души. Пейзаж позволяет воскресить в памяти то, что художник испытал и видел без всякого насилия над памятью. Все, что он заметил раньше, «незаметно» для самого себя, теперь является на бумаге или на холсте, как непосредственное наблюдение. Не надо требовать от пейзажа, чтобы он был населен людьми. Эти люди есть в любом пейзаже, где течет жизнь Это – автор произведения и те люди, которые стояли рядом с ним на берегу реки или моря или на городском бульваре и чувствовали то же, что и автор.
    Разве в пейзажах Левитана нет человека? Разве в «пейзажной» музыке Чайковского нет человека? Что самое главное в пейзажной лирике? Живая жизнь, живое чувство.
    Выступая в тесном союзе с природой, пейзажная лирика имеет большой воспитательный смысл и значение. Описанная поэтом или изображенная художником природа, живет в памяти людей, заставляет видеть мир лучше и подробней. Стремление к познанию окружающего мира, эстетическое художественное освоение действительности на каждом историческом этапе развития искусства отрывало все новые и новые свойства природы. Преломляя в творческом сознании увиденное, художники вкладывали в изображение волновавшие их идеи; общественные устремления и мировоззрение отражались в произведениях, подсказанных образами родной земли. В пейзаже, как и во всяком произведении искусства, отражались идеалы и представления людей.
    Образ природы был для разных художников вместилищем различного содержания. Оно определялось эпохой, породившей то или иное художественное направление.

  5. В строгом смысле слова никакой пейзажной лирики нет. Есть разговор с людьми и о людском,и,ведя этот разговор, поэт глядит на небо и на море, на листья деревьев и крылья птиц, слушает собственное сердце и сердце других людей.
    Пейзажной лирики нет, но есть чувство природы, без которого поэт-лирик существовать не может.
    Это чувство природы есть детская способность увлеченно беседовать с птицами и деревьями, понимать их речь, как понимал ее Маугли, и уметь переводить эту речь на язык человека.
    Это чувство природы есть способность сосредоточить свои душевные силы на грозах и бурях, на солнечном свете, на шуме дальней реки, на тревожных красках заката. Все, что происходит в природе, замечается и измеряется: ему дается название с помощью сравнения, образа.
    Для поэта нет мертвой природы – минерал и сорванный цветок полны живой жизни.Это чувство есть способность найти в природе человеческое, найти то, что объединяет человека с внешним миром.
    Когда пишется стихотворение, то кажется, что не только поэт живет жизнью камня, но и камень живет жизнью поэта.
    Это чувство есть способность видеть в явлениях природы движение человеческой души, способность подсказать и угадать ход событий. Природа сама может иногда подсказать вывод, решение, суждение. Весь мир помогает выговориться поэту или художнику.
    Внимательный взгляд на природу, включение времен года в размышление о добре и зле, иллюстрация картинами природы собственного душевного состояния или состояния других людей – величайшая изобразительная сила при выполнении этих задач – вот Тютчев – одна из вершин русской пейзажной лирики .
    Это чувство природы есть способность восприятия пейзажа из первых рук – без шпаргалок живописи и подсказок художественной прозы. Однако в поэзии не пишут, как в живописи,пейзажей с натуры. Пейзаж здесь – картина по памяти; скорее создание пейзажа, чем отображение. Горизонты пейзажной лирики бесконечны, кладовая природы неисчерпаема. Русская поэзия воспользовалась миллионной долей сокровищ этой кладовой. Работа над пейзажем для поэта не похожа на работу Клода Моне, который рисовал одни и те же деревья в разное время года в одной и той же перспективе.Разное время года для поэта – эго разное время души.
    Пейзаж позволяет воскресить в памяти то, что художник испытал и видел без всякого насилия над памятью. Все, что он заметил раньше, «незаметно» для самого себя, теперь является на бумаге или на холсте, как непосредственное наблюдение.
    Не надо требовать от пейзажа, чтобы он был населен людьми. Эти люди есть в любом пейзаже, где течет жизнь Это – автор произведения и те люди, которые стояли рядом с ним на берегу реки или моря или на городском бульваре и чувствовали то же, что и автор. Разве в пейзажах Левитана нет человека? Разве в «пейзажной» музыке Чайковского нет человека? Что самое главное в пейзажной лирике ? Живая жизнь, живое чувство.Выступая в тесном союзе с природой, пейзажная лирика имеет большой воспитательный смысл и значение. Описанная поэтом или изображенная художником природа, живет в памяти людей, заставляет видеть мир лучше и подробней.
    Стремление к познанию окружающего мира, эстетическое художественное освоение действительности на каждом историческом этапе развития искусства отрывало все новые и новые свойства природы. Преломляя в творческом сознании увиденное, художники вкладывали в изображение волновавшие их идеи; общественные устремления и мировоззрение отражались в произведениях, подсказанных образами родной земли.
    В пейзаже, как и во всяком произведении искусства, отражались идеалы и представления людей. Образ природы был для разных художников вместилищем различного содержания. Оно определялось эпохой, породившей то или иное художественное направление.

  6. Лирика А. С. Пушкина очень разнообразна. Поэт затрагивал в своем творчестве многие темы: любви, дружбы, свободы. Очень важна в поэзии Пушкина тема природы, пейзажная лирика.
    Интересно, что природные зарисовки у Пушкина – это не просто фон для мыслей и чувств лирического героя. Пейзаж помогает поэту раскрыть важные философские темы, показать единство законов Вселенной, ведь природа – неотъемлемая часть жизни каждого человека, занимающая важное место в его мыслях и чувствах. Поэтому пейзажные зарисовки присутствуют у Пушкина в стихотворениях, посвященных совершенно различной тематике.
    Так, в «Деревне» (1819) раскрывается тема свободы и рабства. Пушкинская деревня — это не какой-то исключительный «пустынный уголок», здесь
    Среди цветущих нив и гор
    Друг человечества печально замечает
    Везде Невежества убийственный Позор.
    Во второй части стихотворения поэт расширяет «географические» границы своих размышлений: если в первой части речь идет о конкретной деревне, в которой поэт обрел «приют спокойствия, трудов и вдохновенья» (в пейзаже-панораме легко угадываются окрестности Михайловского), то во второй части создается предельно обобщенный образ русской деревни. Картина деревенского «лона счастья и забвенья» в первой части «Деревни» напоминает обычный идиллический пейзаж. Но идиллия, оказавшись всего лишь иллюзией свободной и счастливой жизни, отменяется второй частью стихотворения.
    Поэтическим итогом размышлений Пушкина-романтика о свободе, о надеждах и разочарованиях, связанных с нею, стало стихотворение «К морю» (1824). Море, как и океан, стихия, буря, гроза, шторм, в романтической лирике Пушкина всегда ассоциировалось со свободой. И в этом стихотворении «свободная стихия»- емкий символ.
    Пушкин уподобляет море живому существу, одержимому мятежными порывами духа. Это очеловеченная «свободная стихия», близкая душе поэта-романтика и почитаемых им «гениев». Море – это и символ человеческой жизни, которая может «вынести» куда угодно, к любой «земле».
    Поэт размышляет о море в трогательные и горькие минуты прощания. Море — «друг», своенравный и гордый, призывающий и требовательный, ропщущий. Пожалуй, это единственный верный и преданный друг, с которым поэту жаль расставаться.
    Морская стихия и могущество человеческого духа Пушкиным сопоставлены, но не отождествлены. Именно в душе человека скрыт источник свободы, которую он несет в мир. Прощаясь с морем, поэт обещает хранить верность свободе. Но его понимание свободы стало иным: он убедиля, что свобода — благо, неугодное тиранам.
    Стихотворение «На холмах Грузии…» — яркий психологический эскиз состояния поэта, передающий импульсивную смену его чувств и настроений. Элегическое начало, в котором грусть и легкость, светлая печаль кажутся столь созвучными состоянию вечной, засыпающей природы, сменяется «моментальной фотографией» пробуждения бурного чувства — чувства любви:
    На холмах Грузии лежит ночная мгла;
    Шумит Арагва предо мною.
    Мне грустно и легко; печаль моя светла;
    Печаль моя полна тобою…
    Не умиротворенность ночи, а немолчный шум Арагвы, о котором сказано во втором стихе, созвучен любовному порыву, выраженному во второй части стихотворения. Сердце поэта вновь во власти воспоминания о далекой возлюбленной.
    Яркая картина преображения поэта создана в стихотворении «Осень» (1833). Последние строфы стихотворения — акт творческого самосознания поэта. Здесь перед нами «тайное тайных » его души — процесс творчества. Он начинается тогда, когда поэт видит картины осенней природы. Он впитывает ее красоту и тленность:
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса —
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и в золото одетые леса…
    Параллели между тем, что происходит в природе, и состоянием души человека нередки в пушкинской лирике (стихотворения «19 октября», «Зимнее утро», 1829).В каждом времени года поэт открывает для себя что-то личное. Зима, весна, лето, осень — это как бы страницы «календаря его души».
    Таким образом, природа в творчестве Пушкина наделена глубоким философским смыслом. Ее вечные законы поэт рассматривает как глубочайшую мудрость мира. В стихотворении «Вновь я посетил…» Пушкин описывает свои впечатления от посещения Михайловского, где он провел в ссылке два года. Мысли поэта обращаются к прожитому, он печально размышляет о себе и о времени.
    Вновь посетив столь знакомые места, поэт почувствовал мудрость этого «общего закона» – вечного обновления и торжества жизни. Он воплощается в его стихотворении в центральном образе трех сосен.
    Скромная природа стала для поэта могучим источником поэтического вдохновения и глубокого философского прозрения. Пушкин приветствует рождение новой «зеленой семьи». Ему радостно думать о том, что он неотделим от природы. На душе у лирического героя хотя и печально, но светло. Поэтому он так открыто смотрит в будущее.
    Таким образом, пейзажная лирика играет важную роль в творчестве Пушкина. С ее помощью поэт решает многие вопросы, волнующие его, глубоко и ярко раскрывает их в своих поэтических строках – тему жизни и смерти, свободы, любви, дружбы, предназначение человека и поэта.

  7. 1. Введение. Пейзажная лирика представляет собой достаточно обширный и глубоко разработанный жанр русской поэзии. Многие отечественные поэты уделяли ему большое место в своем творчестве. Некоторые практически полностью посвятили ему свою поэтическую музу.
    2. Особенности. Одной из главных особенностей пейзажной лирики является особое отношение к природе, вплоть до ее обожествления. Простое описание пейзажа уподобляется фотографии. Задача настоящего поэта состоит в том, чтобы вложить душу в окружающую природу. Только это поможет вызвать у читателя ответное чувство, заставит его на себе ощутить впечатления автора.
    В пейзажной лирике очень распространенным литературным приемом является олицетворение. Природные явления, растения, птицы и животные наделяются человеческими чертами, а их поведение сравнивается с деятельностью человека. Многие поэты достигли большого мастерства в использовании этого приема.
    Более того, сравнение природных явлений с чувствами и переживаниями человека привело к возникновению особого жанра – философской пейзажной лирики. Природа может не только служить объектом восторженного созерцания, но и способна по-своему объяснить поведение человека.
    Стихотворения, написанные целиком в этом жанре, становятся блестящими лирическими произведениями, нацеливающими душу читателя на постижение красоты. В первозданной и чистой природе нет места для человеческой грубости и насилия. Поэтому чаще всего пейзажная лирика противопоставляется цивилизации и прогрессу. Только природа остается хранителем высшей тайны бытия, которые человечество давно утратило. Чтобы заново постигнуть эту тайну, нужно научиться жить в полной гармонии с природой..
    3. Основные мотивы. Традиционным мотивом пейзажной лирики является описание отдельных времен года, чаще всего, весны. Мотив пробуждения природы от зимней спячки символизирует расцвет и начало новой жизни. В целом, каждое время года имеет свой ассоциативный ряд: весна (утро, рождение и молодость), лето (день, юность), осень (вечер, зрелость и старость), зима (ночь и смерть). В такой общепринятой поэтической схеме нередки исключения.
    Например, А. С. Пушкин предпочитал осень. А русская зима и связанные с ней праздники и развлечения пользуются огромной любовью в народе. Радостные зимние мотивы очень часто встречаются в пейзажной лирике.
    С пейзажной лирикой тесно связан мотив любви к Родине. Еще в древнерусских былинах и сказаниях описаниям природы уделялось большое место. В течение многих веков формировались природные символы, олицетворяющие собой Россию: бескрайние леса и поля, снега и морозы, береза, медведь. Многие отечественные поэты, описывая свою любовь к Родине, используют традиционный русский пейзаж.
    Очень часто с пейзажной лирикой тесно связаны любовные мотивы. Романтический герой от переизбытка чувств доверяет свою тайну природе. Влюбленные скрываются от равнодушного общества в укромных природных уголках. Один из распространенных любовных символов – соловей.
    4. Стихи и поэты. Настоящими “певцами природы” в русской поэзии заслуженно считаются Ф. И. Тютчев и А. А. Фет, для которых было характерно настоящее обожествление природы. Перу первого принадлежат такие известные произведения, как “Весенняя гроза”, “Зима недаром злится…”, “Декабрьское утро”.
    Многие стихотворения Фета о природе стали хрестоматийными: “Шепот. Робкое дыханье…”, “Я пришел к тебе с приветом”, “Весенний дождь”. Большой вклад в пейзажную лирику внес А. С. Пушкин: “Осень”, “Зимнее утро”, “В поле чистом серебрится…”. Он стал основоположником традиции восхищения осенью. М. Ю. Лермонтов использовал описание природы обычно для объяснения собственных романтических чувств и переживаний: “Тучи”, “Гроза”, “Весна”.
    Особое место занимает “крестьянский певец” С. А. Есенин. В ранний период творчества поэт писал удивительно чистые и искренние стихи о природе: “Береза”, “С добрым утром!”. Позднее его пейзажная лирика стала неразрывно связана с темой любви к Родине (крестьянской России): “Гой ты, Русь, моя родная…”, “Низкий дом с голубыми ставнями…”.
    5. Итоги. Русская поэзия может гордится своими достижениями в жанре пейзажной лирики. Начиная с Тютчева и Пушкина, русские поэты создали настоящие шедевры этого жанра, сформировали основные особенности и мотивы пейзажной лирики. После революции 1917 г. утвердился технократический взгляд на природу, единственным противником которого оставался С. Есенин. Современные поэты также уделяют пейзажной лирике недостаточно внимания, что еще больше повышает ценность произведений XIX – начала XX вв.

  8. ****
    Весна
    Марта:
    – Жизнь – сраженье: плача отступают
    И снежною пургой метут в ответ.
    Апрелинка:
    Анна Озерякова 1615 576
    Октябрь (Замерзшая калина)
    Уже октябрь. Как быстро день смеркает.
    И то сказать – суровый Вятский край.
    Еще не Север, все же так бывает,
    Чуть осень – дом и сени утепляй…
    Синцов Сергей 2331 573
    ****
    Бабье лето торопливо
    Торопливыми мазками осень,
    Багреца добавила в листву.
    Расчесав густых туманов проседь,
    Молоком умылась поутру.
    Синцов Сергей 1930 539
    Осенний каприз
    Снег ночью выпал, облепило провода,
    Все в сахаре, такого чуда я не помню.
    Ведро в саду покрылось корочкою льда,
    Нежаркий солнца луч скользит по камню.
    Синцов Сергей 1970 489
    ****
    Добрые сны
    Я расскажу тебе, милая,
    о преломлении осени.
    Корочку облака стылого
    в небо бездонное бросили.
    Свой 1777 416
    ОСЕННИЙ СПЛИН
    Ко мне в окно сегодня осень постучала
    Дождем холодным и налипшим на стекло листом,
    Который утром с дерева сорвало
    Порывом ветра с клена за углом.
    Александр Рекко 2735 413
    ****
    Полуденный зной
    Под знойным ветром тихо шелестит
    Листвы намет иссохшей, загрубелой.
    Слюдой блистая, над водой жужжит
    Тандем стрекоз вокруг Нимфеи белой.
    Синцов Сергей 1536 367
    ЧУДНО
    Кувалдой пудовой
    в железную крышу – гром!!
    В развалку накроют
    уставшие тучи дом.
    Валерий Асанов 1654 357
    ****
    Поле васильковое
    Поле васильковое утром новорожденным
    окунулось в розовый туман.
    Тропкою росистою, редким разом хоженой,
    медленно плывет девичий стан.
    Свой 1565 343
    Пора цветения
    Бушующе вихрится на ветру
    черемухи душистое цветенье.
    Свежо, росисто, пряно поутру
    разбросано вокруг весны творенье.
    Свой 1268 340
    ****
    Смена года (Апрель: Юная весна)
    Мазок в картине снежной зарисовки
    Румян весенних, конопушек на носу.
    Весь город от тепла почувствовал весну
    И вербы приоделись в мягкие обновки.
    Синцов Сергей 1478 340
    Матвеевка
    По избам, по хатам расхристанным
    заброшенность бродит волчицею.
    Затопленный катер у пристани
    прижат перелётными птицами.
    Свой 1622 320
    ****
    Октябрь
    …Октябрь удивлял водяным откровеньем.
    Лишь изредка баловал солнечным взглядом –
    блеснувшим, коротким, как выстрел, мгновеньем
    сквозь тучи, плывущие по небу рядом.
    Свой 1230 315
    И снег пошел …
    Осенний день – холодный и промозглый,
    Нам предрекая скорую пургу,
    Сорвал с рябинки стройной ягод гроздья,
    Рассыпал красной кровью на снегу.
    Якутянка 839 313
    ****
    Смена года (Октябрь: Покров)
    Ветрами с севера иссушена листва,
    В унынии рощи, долы дремлют,
    Под вечным небом ветру внемлют,
    Теряя свой наряд, былого торжества.
    Синцов Сергей 1285 311
    Я вижу осень
    Я вижу осень в брызгах неба,
    в сырой желтеющей траве,
    в опавшей пОд ноги листве.
    В нагих ветвях таится нЕбыль.
    Свой 1187 311
    ****
    Сарпиге
    Цивиль. Сады вдоль поймы зеленеют.
    Над ними свет прольет видение луны.
    А ранние часы пожаром пламенеют,
    Потоком тихих струй стекают сны…
    Синцов Сергей 1330 303
    ВЕЧЕР У МОРЯ
    Однажды я заснул у моря
    На пляже с ярко-золотым песком.
    Вблизи приятно шелестели волны,
    Я был один в этом раю морском.
    Александр Рекко 2084 302
    ****
    ОСЕНЬ
    Когда жара идет на убыль,
    И ночь становится длинней.
    Когда с лозы все грозди посрезали,
    И яблок красных ваза на столе.
    Александр Рекко 2002 298
    Смена года (Июнь: Пора сенокоса)
    На пойменных лугах любуюсь травостоем…
    Бреду травой шурша, цветочный воздух туг,
    хрустальной пеленой над ними полог скроен,
    где россыпей, блистает многоцветья луг.
    Синцов Сергей 1439 286
    ****
    Идут за мною фонари
    Ещё владения аллей
    хранят снега, и Бога ради.
    Иду я мимо фонарей,
    и тень – то впереди, то сзади.
    Свой 1422 286
    Быль
    Пёстрое стадо лениво бродило по склону.
    Лань, озираясь, щипала траву на лугу.
    Птиц шебетанье укрылось под ясеня крону.
    Солнце упрямо чертило к закату дугу.
    Свой 1200 279
    ****
    Капель Весны.
    Звенит китайский колокольчик –
    Порывом ветра окрылен.
    Как голос чей-то – нежный, тонкий,
    Летит хрустальный перезвон.
    Якутянка 847 278
    Ельниковская роща
    Какой бы ни была осенняя погода:
    Дождь, слякоть, в небе сумрачные тучи…
    Прекрасен парк в любое время года,
    Тропинками пройти, не упустите случай.
    Синцов Сергей 1378 266
    ****
    Летняя ночь (Косари)
    Под широким дубом дремлют косари,
    Звонкие цикады стихли до зари.
    От кострища стелется по земле дымок,
    В сером пепле теплится в углях огонек.
    Синцов Сергей 1265 264
    ЦВЕТ РАЗЛУКИ
    Осень стучится к нам в окна дождями.
    Улице грустно: размыты все краски,
    Цвета разлуки листва под ногами,
    Лица прохожих, как серые маски.
    Герасимова Людмила 891 263
    ****
    Вечер
    Лежала липа на стене
    косой разлапистою тенью.
    В ее печали песни нет,
    и нет, пожалуй, вдохновенья.
    Свой 532 259
    Зимний вечер
    Уж вечер наступил, узоры на стекле.
    За окнами зима, мороз крепчает.
    Седые ветры с воем мечутся во мгле,
    Метель перины хладным снегом набивает.
    Синцов Сергей 1377 259
    ****
    Поздняя осень…
    Падал снег, но не пушистый,  белый,
    Пахнущий арбузом, огурцом!
    Падал мокрый и обледенелый,
    Пополам замешанный с дождем.
    Якутянка 1009 255
    В ожидании тепла
    Экран темнеющих лесов
    Морозным воздухом проломан.
    Из писем дальних адресов
    через глаза течёт истома
    Свой 1021 253
    ****
    Паутинками бабьего лета…
    Паутинками бабьего лета
    Осень вышила пышный наряд.
    На крыльцо золотые монеты
    Снова сыплет заплаканный сад.
    Татьяна Чанчибаева 824 252
    Малая Родина
    Помнишь дом, что у болотца?
    Там, где сосны, лес кругом,
    Двор и банька у колодца
    Со скрипучим вертелом.
    Синцов Сергей 1157 250
    ****
    Утро
    Плыла зима.
    Линяла ночь.
    Лилась вода в квартирах.
    Пробужденье
    Свой 1080 250
    Апрель закружит
    Апрель натащит, будь здоров,
    тепла и грязи!
    Дождями все углы дворов
    и ям излазит.
    Свой 1086 249
    ****
    Осенние слезы
    Осень плачет по лету дождями косыми
    Ей долгий путь предстоит на чужбину.
    Золоченый наряд растрепала ветрами,
    Вся прозябла, сгорбила далей спину.
    Синцов Сергей 1339 246
    Спеши, художник, восхититься!
    Спеши, художник, восхититься –
    – Не оставляй миг на десерт!
    Пока зима ещё девица,
    Зови Красаву на мольберт!
    Serrgey 695 244
    ****
    Смена года (Ноябрь: Грядет зима)
    Хрусталь ледышек первых в лужи
    Ноябрь простывший разложил.
    Мороз предвестник лютой стужи
    Зиме дорогу проложил.
    Синцов Сергей 1223 241
    ОСЕННЕЕ
    Прохлада робко плечи обнимает,
    Веселый дождик пляшет босиком,
    И желтый листик, осень призывая,
    Танцует танго с легким ветерком.
    Татьяна Лаин 718 240
    ****
    Утро вступило в права
    Заутрится скоро. А мне, как обычно, не спится.
    Чуть стонут под снегом ослабшие ветви берез.
    И жмутся друг к другу от ветра и холода птицы,
    До  каждого  перышка  их  пробирает  мороз.
    Светлана Елисеева-Вернер 642 240
    Я люблю, чтобы травы по пояс…
    Я люблю, чтобы травы по пояс,
    Солнце, небо и в грудь ветерок.
    Певчей птахи старательный голос,
    Лёгкость бабочек, знающих срок.
    Михаил Блинов 945 240

  9. Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
    МОУО г. Первоуральска
    Образовательное учреждение № 32
    Доклад на тему
    «Пейзажная лирика Ф. И. Тютчева»
    Исполнитель: учащаяся 10 ф-м класса
    Лядова Вероника
    Научный руководитель:
    Кайсина Алевтина Геннадьевна
    МО № 32, учитель литературы
    г. Первоуральск
    2006 год
    Содержание
    1. Общие сведения творческого пути Ф. И. Тютчева
    2. Особенность лирики Ф. И. Тютчева – преобладание пейзажей
    3. Сопоставление «человеческого Я» и природы
    4. Весенние мотивы пейзажной лирики Ф. И. Тютчева
    5. Трагические мотивы пейзажной лирики Ф. И. Тютчева
    6. Сравнение ранней и поздней пейзажной лирики Ф. И. Тютчева
    7. Звуковая сторона стихотворений Ф. И. Тютчева
    Не то, что мните вы, природа:
    Не слепок, не бездушный лик –
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык…
    Особенности судьбы и характера Ф. И. Тютчева (1803 – 1873гг.) определили неправомерно замедленное распространение его известности не только среди широко читающей публики, но и среди литераторов-современников. Лев Толстой вспоминал, как в 1855 году «… Тургенев, Некрасов едва могли уговорить меня прочесть Тютчева. Но зато когда я прочел, то просто обмер от величины его творческого таланта». А ведь Тютчев к тому времени уже четверть века печатался. И, тем не менее, честь «открытия» Тютчева принадлежит Н. А. Некрасову, в 1850 году обратившему внимание читателей «Современника» на стихи уже немолодого поэта, которые он в своей статье приравнивал к лучшим образцам «русского поэтического гения».
    Истинное величие Тютчева обнаруживается в его лирике. Гениальный художник, глубокий мыслитель, тонкий психолог — таким представляется он в стихах, темы которых вечны: смысл бытия человеческого, жизнь природы, связь человека с этой жизнью, любовь. Эмоциональная окраска большинства тютчевских стихотворений определяется его мятущимся, трагическим мироощущением. Как жесточайшее бедствие и тяжкий грех ощущал поэт самовластье «человеческого Я» — проявление индивидуализма, холодного и разрушительного. Отсюда бессильные порывы Тютчева к христианству, особенно к православию с его выраженной идеей «соборности», смирением и покорностью судьбе. Иллюзорность, призрачность, хрупкость человеческого существования — источники постоянной внутренней тревоги поэта. Тютчев—мятущийся агностик—в поисках устойчивого мировоззрения не мог пристать ни к одному берегу. Так, он неоднократно декларировал пантеизм («Не то, что мните вы, природа…», «Полдень»), но внутренней убежденности, стойкой веры в божественное начало, благотворное и разлитое повсеместно, не было. Если для пантеистического мировоззрения А. К. Толстого характерен оптимизм, вызванный уверенностью, что «в одну любовь мы все сольемся вскоре…», то Тютчеву перспектива «слияния» рисуется весьма безрадостно. В стихотворении «Смотри как на речном просторе…» «человеческое Я» уподобляется тающим льдинам, которые
    Все вместе — малые, большие,
    Утратив прежний образ свой,
    Все — безразличны, как стихия,—
    Сольются с бездной роковой!
    Преобладание пейзажей — одна из примет его лирики. При этом изображение природы и мысль о природе соединены у Тютчева воедино: его пейзажи получают символический философский смысл, а мысль обретает выразительность.
    В отношении к природе Тютчев являет как бы две ипостаси: бытийную, созерцательную, воспринимающую окружающий мир «с помощью пяти органов чувств», — и духовную, мыслящую, стремящуюся за видимым покровом угадать великую тайну природы.
    Тютчев-созерцатель создает такие лирические шедевры, как «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою зимою…» и — множество подобных, коротких, как почти все тютчевские стихи, прелестных и образных пейзажных зарисовок.
    Тютчев-мыслитель, обращаясь к природе, видит в ней неисчерпаемый источник для размышлений и обобщений космического порядка. Так родились стихи «Волна и дума», «Певучесть есть в морских волнах…», «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» и т.п. К этим произведениям примыкают несколько чисто философских: «Silentium!», «Фонтан», «День и ночь».
    Радость бытия, счастливое согласие с природой, безмятежное упоение ею характерны преимущественно для стихотворений Тютчева, посвященных весне, и в этом есть своя закономерность. Постоянные мысли о хрупкости жизни были неотвязными спутниками поэта. «Чувство тоски и ужаса уже много лет как стали обычным моим душевным состоянием» — такого рода признания нередки в его письмах. Неизменный завсегдатель светских салонов, блестящий и остроумный собеседник, «прелестный говорун», по определению П. А. Вяземского, Тютчев был вынужден «избегать, во что бы то ни стало, в течение восемнадцати часов из двадцати четырех всякой серьезной встречи с самим собой». И мало кто мог постичь его сложный внутренний мир. Вот каким видела отца дочь Тютчева Анна: «Он мне представляется одним из тех изначальных духов, таких тонких, умных и пламенных, которые не имеют ничего общего с материей, но у которых нет, однако, и души. Он совершенно вне всяких законов и правил. Он поражает воображение, но в нем есть что-то жуткое и беспокойное».
    Пробуждающаяся весенняя природа обладала чудодейственным свойством заглушать это постоянное беспокойство, умиротворять тревожную душу поэта.
    Могущество весны объясняется ее торжеством над прошлым и будущим, полным забвением бывшего и грядущего уничтожения и распада:
    И страх кончины неизбежной
    Не свеет с древа ни листа:
    Их жизнь, как океан безбрежный,
    Вся в настоящем разлита.
    Любовь к жизни, почти физический «переизбыток» жизни ясно виден во многих стихотворениях поэта, посвящённых весне. Воспевая весеннюю природу, Тютчев неизменно радуется редкой и краткой возможности ощутить полноту жизни, не омраченной предвестниками гибели — «Не встретишь мертвого листа»,— ни с чем не сравнимой отрадой целиком отдаваться настоящему моменту, причастности «жизни божески-всемирной». Порой и осенью ему чудится дуновение весны. Ярким примером этого стало стихотворение «Осенний вечер», которое является одним из ярчайших примеров мастерства Тютчева-пейзажиста. Стихотворение явно порождено отечественными впечатлениями, вызванной ими грустью, но в то же время пронизано тютчевскими трагическими раздумьями о притаившихся бурях хаоса:
    Есть в светлости осенних вечеров
    Умильная, таинственная прелесть:
    Зловещий блеск и пестрота дерев,
    Багряных листьев томный, легкий шелест,
    Туманная и тихая лазурь.
    Над грустно сиротеющей землею
    И, как предчувствие сходящих бурь,
    Порывистый, холодный ветр порою,
    Ущерб, изнеможенье — и на всем
    Та кроткая улыбка увяданья,
    Что в существе разумном мы зовем
    Божественной стыдливостью страданья.
    Краткое, двенадцатистрочное стихотворение — это не столь описание своеобразия осеннего вечера, сколь обобщенное философское раздумье о времени. Нужно отметить, что ни одна точка не прерывает волнения мысли и наблюдения, все стихотворение прочитывается в молитвенном преклонении перед великим таинством, перед «божественной стыдливостью страданья». Поэт видит на всем кроткую улыбку увяданья. Таинственная прелесть природы вбирает в себя и зловещий блеск дерев, и предсмертную багряность осенней листвы; земля грустно сиротеет, но лазурь над нею туманная и тихая, предчувствием бурь проносится холодный ветер. За видимыми явлениями природы незримо «хаос шевелится» — таинственная, непостижимая, прекрасная и погибельная глубина первозданного. И в этом едином дыхании природы лишь человек осознает «божественность» её красоты и боль её «стыдливого страданья».
    В противопоставлении, вернее, в предпочтении сомнительному райскому блаженству бесспорного, достоверного наслаждения красотою весенней природы, самозабвенного упоения ею Тютчев близок А. К. Толстому, писавшему: «Боже, как это прекрасно — весна! Возможно ли, что в мире ином мы будем счастливее, чем в здешнем мире весной!» Совершенно те же чувства наполняют Тютчева:
    Что пред тобой утеха рая,
    Пора любви, пора весны,
    Цветущее блаженство мая,
    Румяный цвет, златые сны?
    Поэзии Тютчева ведомы и совсем иные настроения: ощущение скоротечности человеческого бытия, сознание его непрочности и хрупкости. В сравнении с вечно обновляющейся природой («Природа знать не знает о былом…»; «Бессмертьем взор её сияет…» и многое другое) человек – не более как «злак земной», греза природы»:
    Смотри как на речном просторе,
    По склону вновь оживших вод,
    Во всеобъемлющее море
    За льдиной льдина вслед плывёт.
    На солнце ль радужно блистая,
    Иль ночью в поздней темноте,
    Но всё, неизбежимо тая,
    Они плывут к одной мете.
    О, нашей мысли обольщенье,
    Ты, человеческое Я,
    Не таково ль твоё значенье,
    Не такова ль судьба твоя?
    Но ни торжествующие возгласы «весенних вод», ни трагические ноты стихотворения «Смотри, как на речном просторе…» не дают ещё полного представления о пафосе поэзии Тютчева. Для того, чтобы его разгадать, важно понять самую суть философской и художественной интерпретации природы и человека в поэзии Тютчева. Поэт поднимается до понимания соотношения этих двух миров – человеческого Я и природы – не как ничтожной капли и океана, а как двух беспредельностей: «Всё во мне и я во всём…». Поэтому не оцепенением тоски, не ощущением призрачности индивидуального бытия проникнута поэзия Тютчева, а напряжённым драматизмом поединка, пусть и неравного:
    Мужаётесь, о други, боритесь прилежно,
    Хоть бой и неравен…
    Апофеозом жизни. исполненной горения, звучат строки стихотворения «Как над горячею золой…», а «Весенняя гроза» воспринимается как гимн юности и человеческому обновлению.
    На тютчевских лирических пейзажах лежит особенная печать, отражающая свойства его собственной душевной и физической природы — хрупкой и болезненной. Его образы и эпитеты часто неожиданны, непривычны и на редкость впечатляющи. У него ветви докучные, земля принахмурилась, листья изнуренные и ветхие, звезды беседуют друг с другом тихомолком, день скудеющий, движение и радуга изнемогают, увядающая природа улыбается немощно и хило и многое другое
    «Вечный строй» природы то восхищает, то вызывает уныние поэта:
    Природа знать не знает о былом,
    Ей чужды наши призрачные годы,
    И перед ней мы смутно сознаем
    Себя самих — лишь грезою природы.
    Но в своих сомнениях и мучительных поисках истинных взаимоотношений части и целого — человека и природы — Тютчев вдруг приходит к неожиданным прозрениям: человек не всегда в разладе с природой, он не только «беспомощное дитя», но он и равновелик ей в своей творческой потенции:
    Связан, соединен от века
    Союзом кровного родства
    Разумный гений человека
    С творящей силой естества…
    Скажи заветное он слово —
    И миром новым естество
    Всегда откликнуться готово
    На голос родственный его.
    Но с другой стороны природа в стихах Тютчева одухотворена, очеловечена.
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык.
    Словно человек, природа живёт и дышит, радуется и грустит, непрерывно движется и изменяется. Картины природы помогают поэту передать страстное биение мысли. Воплотить в ярких и запоминающихся образах сложные переживания и глубокие раздумья. Само по себе одушевление природы обычно в поэзии. Но для Тютчева это не просто олицетворение, не просто метафора: живую красоту природы он «принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину». Пейзажи поэта проникнуты типично романтическим чувством того, что это не просто описание природы, а драматические эпизоды какого-то сплошного действия.
    Пытливая мысль Тютчева находит в теме природы философские проблемы. Каждое его описание: череды зимы и лета, весенней грозы — это попытка заглянуть в глубины мироздания, как бы приоткрыть завесу его тайны.
    Природа — сфинкс.
    И тем она верней.
    Своим искусом губит человека,
    Что, может статься, никакой от века
    Загадки нет и не было у ней.
    Тютчевские «пейзажи в стихах» неотделимы от человека, его душевного состояния, чувства, настроения:
    Мотылька полет незримый
    Слышен в воздухе ночном.
    Час тоски невыразимой!
    Все во мне, и я во всем!
    Образ природы помогает выявить и выразить сложную, противоречивую духовную жизнь человека, обреченного вечно стремиться к слиянию с природой и никогда не достигать его, ибо оно несет за собою гибель, растворение в изначальном хаосе. Таким образом, тема природы органически связывается у Ф. Тютчева с философским осмыслением жизни.
    Пейзажная лирика Ф. И. Тютчева представлена двумя этапами: ранней и поздней лирикой. И в стихотворениях разного времени много различий. Но, разумеется, есть и сходства. Например, в стихах пейзажной лирики обоих этапов природа запечатлена в её движении, смене явлений, тютчевские «пейзажи в стихах» проникнуты напряжением и драматизмом устремлённости мысли поэта к тайнам мироздания и «человеческого Я». Но в поздней лирике Тютчева природа словно бы приближается к человеку; всё чаще внимание поэта переключается на самые непосредственные впечатления, на самые конкретные проявления и черты окружающего мира: «первый жёлтый лист, крутясь, слетает на дорогу»; «вихрем пыль летит с полей»; дождевые «нити золотит» солнце. Всё это особенно остро ощущается в сопоставлении с более ранней пейзажной лирикой поэта, где месяц – «светозарный бог», горы – «божества родные», и дня «блистательный покров» «высокой волею богов» навис над бездной «мира рокового». Показательно, что, перерабатывая ранее написанную «Весеннюю грозу», Тютчев вводит в стихотворение строфу, которая обогащает живописную картину теми зрительно-конкретными образами, которых её недоставало:
    Гремят раскаты молодые,
    Вот дождик брызнул. Пыль летит,
    Повисли перлы дождевые,
    И солнце нити золотит.
    Образная система лирики Тютчева являет собой необыкновенно гибкое сочетание конкретно-зримых примет внешнего мира и того субъективного впечатления, которое производит на поэта этот мир. Тютчев может очень точно передать зрительное впечатление от надвигающейся осени:
    Есть в осени первоначальной
    Короткая, но дивная пора –
    Весь день стоит как бы хрустальный,
    И лучезарны вечера…
    Наблюдая весеннее пробуждение природы, поэт замечает красоту первого зеленеющего полупрозрачного листа («Первый лист»). В жаркий августовский день улавливает «медовый» запах, доносящийся с «белеющих полей» гречихи («В небе тают облака…»).Поздней осенью ощущает дуновение «тёплого и сырого» ветра, напоминающего о весне («Когда в кругу убийственных забот…»). Яркое зрительное впечатление возникает даже тогда, когда поэт называет не сам предмет, а те признаки, по которым он угадывается:
    И облаков вечерних тень
    По светлым кровлям пролетела.
    И сосен, по дороге, тени
    Уже в одну слилися тень.
    Умение дать пластически верное изображение внешнего мира, передать полноту внешнего впечатления у Тютчева удивительно. Но не менее удивительно и его мастерство выражения всей полноты внутреннего ощущения.
    Некрасов писал о том, что Тютчеву удаётся пробудить «воображение читателя» и заставить его «дорисовать» то, что только намечено в поэтическом образе. Эту особенность поэзии Тютчева заметил и Толстой, выделявший в его стихах необычные, неожиданные словосочетания, которые задерживают на себе внимание читающего и будят творческую фантазию. Как неожиданно и даже странно на первый взгляд это соединение двух как будто несоединимых слов: «праздная борозда». Но именно оно, это странное и удивительное словосочетание, помогает воссоздать всю картину в целом и передать всю полноту внутреннего её ощущения. Как говорил Толстой: «Кажется, что сразу всё сказано, сказано, что работы кончены, всё убрали, и получается полное впечатление». Такое «полное впечатление» постоянно возникает при чтении стихов Тютчева. Как не вспомнить в связи с этим знаменитые тютчевские образы: «изнемогла» — о радуге. «смесились» — о тенях, «смутит небесную лазурь» — о грозе, «разрешились в сумрак зыбкий, в дальний гул» — о красках и звуках вечереющего дня и т. д.
    Звуковая сторона стихотворения никогда не представлялась Тютчеву самоцелью, но язык звуков был ему близок и понятен.
    Певучесть есть в морских волнах,
    Гармония в стихийных спорах,
    И стройный мусикийсий шорох
    Струится в зыбких камышах.
    Тени сизые смесились,
    Цвет поблекнул, звук уснул…
    Вкруг меня, как кимвалы, звучали скалы,
    Окликались ветры и пели валы…
    Читатель слышит в стихах Тютчева грохот летних бурь, еле внятные звуки наплывающих сумерек, шорох зыбких камышей… Эта звукопись помогает поэту запечатлеть не только внешние стороны явлений природы, но своё ощущение, своё чувство природы. Этой же цели служат и смелые красочные сочетания в стихах Тютчева («мглисто-линейно», «лучезарно и сизо-тёмно» и т. д.). Кроме того. Тютчев обладает даром воспроизводить краски и звучания в нераздельности производимого им впечатления. Так возникают в его поэзии и «чуткие звёзды», и солнечный луч, врывающийся в окно «румяным громким восклицанием», сообщая динамику и экспрессию поэтической фантазии Тютчева, помогая преобразить поэтические этюды с натуры в такие «пейзажи в стихах», где зрительно0конкретные образы проникнуты мыслью, чувством, настроением, раздумьем.
    Фёдор Михайлович Тютчев
    Список используемой литературы
    1. Ф. И. Тютчев «Избранная лирика»; Москва, 1986 год
    2. А. Григорьев «Эстетика и критика»; Москва, 1980 год
    3. А. А. Фет «Сочинения»; Москва, 1982 год
    4. Литература, Справочник школьника; Слово, 1995 год
    5. Ю. М. Лотман «О поэтах и поэзии»; Искусство, 1996 год
    6. В. И. Коровин «Русская поэзия 19 века»; Москва, 1983 год
    7. А. Е. Горелов «Три судьбы»; Советский писатель. 1980 год
    8. Н. А. Некрасов «Полное собрание сочинений и писем», том 9; Москва, 1950 год
    9. А. Б. Гольденвейзер «Вблизи Толстого»; Москва, 1959 год
    10. Детская энциклопедия «Литература и искусство», том 10; Москва, 1961 год

  10. Природа… Природа — это то, что окружает человека с первых мгновений его жизни и до самой смерти. Человек неотделим от природы, он сам является частью ее. Красота и неповторимость окружающего мира, его неисчерпаемая прелесть вдохновляли величайших писателей, поэтов, живописцев и композиторов на создание самых прекрасных их произведений. И такие замечательные русские лирики, как В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, С. А. Есенин и многие другие, не стали исключением: тема родной природы — одна из основных в их творчестве.
    Образ природы — это образ очень сложный и многоликий: при чтении различных произведений, пусть даже одного автора, перед нами встает то тихий, ясный день, то печальный вечер, то бурная зимняя ночь. И при создании образа природы поэт использует те же художественно-выразительные средства, что и при создании других образов: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы и так далее.
    Но природа является не только источником вдохновения, а еще и одним из основных выразительных средств, при помощи которых мы можем лучше понять душу писателя или ту мысль, которую он хотел донести до нас.
    Картины родной природы, написанные великим русским лириком С. А. Есениным, дают нам возможность почувствовать мироощущение поэта, проникнуть в самые потайные уголки его души. Природа в стихотворениях Есенина не просто фон для человеческих переживаний и не просто предмет изображения: поэт «одушевляет» каждое деревце, каждую травинку: березка-девушка «загляделась в пруд» и хочет «в косы-ветви лунный гребешок», «черемуха душистая» ветви «что кудри завила» и т. д. И каждое слово, каждая картина дышат такой нежностью, такой любовью, что становится ясно: где бы ни был поэт и что бы он ни делал, Родина и родная природа всегда будут частью его души, и ни время, ни новые впечатления не смогут стереть их образ.
    Картины родной природы помогают читателю понять душу другого великого русского поэта — Ф. И. Тютчева. В своих стихотворениях он, подобно Есенину, одушевляет пейзаж, но, наделяя окружающую природу человеческими чертами, он не ставит на одну ступень с человеком, а возносит над ним: природа для него — это тайна, нечто непостижимое и вечное в сравнении с мимолетностью человеческой жизни.
    Например, в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной…» перед читателем встает бурный ночной пейзаж: ветер, о чем-то «сетующий безумно», «заснувшие бури», под которыми «хаос шевелится», и все это окутано атмосферой загадочности и таинственности, созданию которой способствует употребление таких эпитетов, как, например, «странный», «глухо жалобный», «непонятный», «ночной» и т. д.
    Но пейзаж далеко не всегда является основной целью изображения художника: очень часто он является лишь фоном, служащим для того, чтобы создать настроение, соответствующее чувствам и мыслям автора. Свет угасающего дня, «последний луч зари», «умирающий на башнях», созвучны грустным раздумьям автора о бренности человеческого бытия, об ушедших друзьях, о напрасно потраченной, увядшей молодости:
    Сижу задумавшись; в душе моей мечты;
    К протекшим временам лечу воспоминаньем.
    О дней моих весна, как скрылась ты
    С твоим блаженством и страданьем…
    Похожую роль — передачу мыслей и чувств лирического героя — играет пейзаж в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус». Буря, царящая на море, сродни буре в душе героя: сияющие солнце и «гладь лазури» не привлекают его, ему нужны высоко вздымающиеся волны и «свищущий ветер, которые отвечали бы его внутреннему состоянию.
    Такова же роль пейзажа и в другом стихотворении Лермонтова — «Тучи». «Вечные странники» тучи наводят поэта на размышления о современном обществе, о «друзей клевете ядовитой». Сам их вид, холодный, пасмурный и неприветливый, соответствует душевному состоянию поэта.
    Но пейзаж может не только создавать настроение, соответствующее мыслям и чувствам автора, но, наоборот, как, например, в стихотворении Пушкина «Деревня», подчеркивать трагический контраст между миром природы, где все равнодушно и гармонично, и миром людей, где царят угнетение и бесправие, и бурей, которую вызывает такое положение вещей в душе поэта: в «пустынном уголке», «приюте спокойствия, трудов и вдохновенья», только одна страшная мысль «омрачает душу» поэта — мысли о царящем всюду беззаконии и «невежества убийственном позоре», и картины рабства и угнетения, нарисованные автором, выглядят особенно страшно после идиллических картин природы, изображенных поэтом в первой части стихотворения:
    Везде передо мной подвижные картины:
    Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
    Где парус рыбака белеет иногда,
    За ними ряд холмов и нивы полосаты,
    Вдали рассыпанные хаты,
    На влажных берегах бродящие стада,
    Овины дымные и мельницы крылаты,
    Везде следы довольства и труда…
    Образ природы всегда ассоциировался у человека с чем-то прекрасным, и неудивительно, что картины природы так часто используются авторами в любовной лирике для того, чтобы лучше, полнее выразить свои чувства или при создании образа своей прекрасной возлюбленной.
    Например, С. А. Есенин в цикле стихов «Персидские мотивы» сравнивает глаза красавицы Шаганэ с изменчивыми морскими волнами:
    Все равно — глаза твои, как море,
    Голубым колышутся огнем…,
    а губы — с лепестками алой розы:
    Красной розой поцелуи веют,
    Лепестками тая на губах…
    А другой великий русский поэт, А. А. Блок, использует элементы пейзажа для придания образу прекрасной Незнакомки таинственности:
    И странной близостью закованный,
    Смотрю за темную вуаль,
    И вижу берег очарованный
    И очарованную даль…
    Таким образом, пейзаж и картины природы играют очень важную роль в русской лирике XIX—XX веков. Являясь одним из важнейших средств выражения, они дают читателю возможность понять мировоззрение автора, состояние его души, проникнуть й его мысли и чувства. Пейзаж как фон может оттенять переживания героя, создавая соответствующее настроение, или, наоборот, подчеркивая их силу и остроту при помощи контраста. Кроме того, пейзажная лирика — это особый вид поэзии, получивший развитие у Н. А. Кольцова, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина и других замечательных поэтов.
    Без изображения картин природы русская, да и мировая лирика утратила бы значительную часть своего очарования, она не была бы уже той мощной силой, которая на протяжении многих веков воздействует на человеческие души, облагораживая их и делая их прекраснее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *