Сочинение на тему пейзажная живопись

9 вариантов

  1. «Деревенский пейзаж в творчестве русских художников
    Второй половины XIX века»
    «Деревенский пейзаж в творчестве русских художников
    Второй половины XIX века»
    Каждый любит природу по- своему и «как может». Для кого- то это выражается лишь выездом в лес, а некоторым, источником новых сил, эмоциональных переживаний. Своими моральными качествами, талантливостью и творческой силой наш народ обязан, среди других причин, и нашей природе. Сила её эстетического восприятия так велика, что, не будь её, у нас не было бы такого блистательного Пушкина, каким бы он был. Но не только Пушкина, но и Лермонтова, Чехова и наконец, не было бы плеяды замечательных художников- пейзажистов: Саврасова, Левитана, Нестерова, Поленова и многих других.
    Понятно, что любование природой есть следствие любви к ней, а любовь к родной природе — один из вернейших признаков любви к своей стране, любви к малой родине.
    Мы никогда не променяем на самые торжественные красоты тропиков и запада наши скромные дали. Мы родились и жили под «сереньким ситцем этих тихих северных небес», их красота слилась со всей нашей жизнью, они были её свидетелями, и потому только мы можем с полной силой её ощутить и понять. В который раз приходят на память слова Грибоедова о том, что «дым отечества нам сладок и приятен»- дым деревень в тишине мягкого зимнего дня или дымок костров, что низко тянет над луговыми озерами.
    Картины хороши тем, что в любую минуту ты можешь войти в знакомый, но всегда чем-то новый мир нашей природы,- стоит только переступить порог рамы. Трудно поверить, что еще в начале XIX века некоторые критики считали пейзаж ненужным, а о художниках и писателях- пейзажистах говорили, что они « прячутся в пейзаж от действительности» и тем самым выдают себя с головой как недругов прямого восприятия и отражения действительности.
    Подлинный пейзажист всегда знает, где можно найти самый густой иней, где растут самые могучие ели в близлежащей местности, какие краски нужны для воды глухого озера и какие для дождя в деревенских сумерках.
    Полное счастье от готовой работы испытываешь больше, когда работаешь под открытым небом в любую погоду. Даже в те дни, когда валит снег с дождем над болотом, и порывистый ветер срывает с мольберта подрамник и холст. А ведь в другие дни ты и не увидишь и не почувствуешь всю полноту истинных красок пейзажа — красок хмурости неба, яркого, ослепляющего летнего солнца, опьяняющей свежести весеннего ветра.
    Труд подлинного пейзажиста — не только труд живописца, но и подлинного патриота Его плотна — поэма о России, поэма о доме в первую очередь.
    Принимая во внимание все то, что происходит в современном искусстве, в частности, в живописи, все больше понимаешь, как глубока и морально «воспитана» живопись прошлых столетий. Только там, в «той живописи» можно научиться действительно прекрасному, человеческому, одухотворенному.
    Факт остается фактом, современный человек, находясь в постоянном тандеме города, технологий и прочих новшеств, которые отнимают время на отдых, простые размышления, раздумья, поиски себя, несомненно, пытается от этого оградить себя, дать отдых организму и своим мыслям.
    Что и говорить, порой невыносимо хочется вырваться на природу, в лес, а то и в деревню. Просто отдохнуть, полюбоваться, надышаться воздухом, налюбоваться красотой и великолепием природы.
    Обращаясь же к художественной литературе, а конкретнее, к литературе 50- годов, жизнь крестьян изображалась особенно часто. Народность, как неотъемлемая черта реализма, была неразрывно связана с национальным характером содержания искусства.
    Представление о русской природе было в то время настолько неотделимо от народа, что в ней самой, в её образах часто находили поэтические выражения народных дум, страданий и отчаяний. Стоит вспомнить слова небезызвестного М.Е. Салтыкова- Щедрина о столь ярком восприятии природы — « Я ещё с детства симпатизировал с нашей сельской природою, хотя нет ничего в ней такого, чем бы особенно можно было похвалиться». Заключает же он свое описание проникновенными строками « Но я люблю её эту, однообразную природу русской земли, я люблю ее не для неё самой, а для человека, которого она воспитала на лоне своем и которого она объясняет… »
    Реалистическая пейзажная живопись пятидесятых годов принципиально отличалась как от прежней живописи перспективной, то есть «видовой», задачи которой ограничивались документально точным воспроизведение панорамы, определенной местности, так и то романтического пейзажа, широко распространенного среди художников- академистов. Именно в то время происходил перелом в русской пейзажной живописи, выразившийся на первых порах в обращении пейзажистов к русской природе, являвшейся естественной жизненной средой для крестьянина
    Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи. Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления высоких чувств художника, областью искусства, в которой выражаются глубокие и серьезные истины о жизни и судьбах человечества, в нем современник говорит и узнает себя. Вглядываясь в произведения пейзажной живописи, прислушиваясь к тому, о чем повествует, изображает природу художник, мы учимся знанию жизни, пониманию и любви к миру и человеку.
    В русской живописи прошлого столетия раскрываются две стороны пейзажа как вида живописи: объективная-то есть изображение, вид определенных местностей и городов, и субъективная — выражение в образах природы человеческих чувств и переживаний. Пейзаж является отображением находящейся вне человека и преобразуемой им действительности. С другой стороны, он отражает и рост личного и общественного самосознания.
    Глубокое впечатление производит, например, высказывание А. И. Герцена о русской природе (написано за границей в 1853 году): «В нашей бедной северной долинной природе есть трогательная прелесть, особенно близкая нашему сердцу. Сельские виды наши не задвинулись в моей памяти ни видом Сорренто, ни Римской Кампанией, не насупившимися Альпами, ни богато возделанными фермами Англии. Наши бесконечные луга, покрытые ровной зеленью, успокоительно хороши, в нашей стелящейся природе… что-то такое, что поется в русской песне, что кровно отзывается в русском сердце».
    Пейзаж должен быть портретом с природы, а не любованием одних красивых и поразительных эффектов ее. Искать эти последние — дело скользкое и опасное. Даже при самой сильной, поэтической, первоначальной натуре тут легко сковырнуться, полететь головой вниз…”.
    Начало развития деревенского пейзажа положил Алексей Венецианов (1780—1847), который известен всем кА непревзойденный мастер бытового жанра.Жизнь в деревне дала художнику богатый материал открыла новый мир, красоту и поэтичность родной русской природы.К самым поэтическим произведениям Венецианова, проникнутым умиротворенностью и покоем, любовью к человеку и природе, принадлежит небольшая картина «Спящий пастушок». Спокойные плавные ритмы равнин, пологие склоны холмов, поросшие тонкими деревцами, одиноко стоящие ели, речка с низкими берегами — все эти бесконечно знакомые, близкие мотивы найдены художником в родной природе. Пейзаж в картинах Венецианова являлся уже не просто фоном, а играл активную роль в передаче настроения, в решении образа.
    Сам Венецианов соединял виды полей и лугов в своих картинах с изображениями крестьянских девушек и детей. Эти жницы и пастушки воплощали в его картинах поэтический собирательной образ крестьянской Руси. Пейзажные фоны его картин вводят в русскую живопись тему природы как сферы приложения труда человеческих рук. В этом Венецианов порывает с классической традицией изображения идеальной природы, подстриженной и приглаженной — природой парков, где отдыхают и наслаждаются люди из высших слоев общества. Но при всем демократизме венециановских крестьянских угодий сами фигуры девушек в его картинах классически идеализированы.
    Пейзажи для своих картин Венецианов находил в окрестностях принадлежавшей ему деревни Сафонково. В тех же местах работали и художники его школы. Часто они вносили в свои произведения наивность и простодушие народной картинки. Далекое пространство в их пейзажах кажется порой беспредельным. В нем теряются населяющие его маленькие фигурки людей. Эти люди у венециановцев представляют характерные типажи деревни или провинциального города. Парень с косой, баба с коромыслом и ведрами, охотники, губернские чины и торговцы на городской площади- вот мир людей, которых они изображали и чьими глазами смотрели на окружающую жизнь.
    Творчество самого Венецианова было для пейзажистов 50-х годов настолько близким наследием, что даже в классных занятиях учителя Московского Училища Живописи широко применяли венециановскую систему, основанную на тщательном изучении предмета изображения. Произвдения Венецианова с изображениями русской природы и опыты в этой области его последователей, хотя и исполненные на материале живой природы, воспринимались молодыми художниками как этап уже пройденный.
    Образ природы, как облик человека, отражает в себе жизнь, чувства и мысли того общества, которое воспитало его создателя-художника. В пейзажах отражаются размышления лучших русских людей о судьбах родины, глубокая любовь к своему народу, взволнованный призыв к борьбе против несправедливости. Идеи, которыми освещено было все искусство второй половины 19 столетия, проникают в изображения, наполняя его новым для общеевропейской живописи содержанием.
    Живопись художников-пейзажистов реалистического направления ярко свидетельствует о том горячем интересе и серьезном внимании, с которым наиболее передовые мастера относились к нуждам народа, его страданиям, нищете и угнетению, как искренне стремились своим искусством не только разоблачить несправедливость общественного устройства, но и встать на защиту «униженного и оскорбленного» народа.
    Уже в первой половине века художники А. В. Тыранов и Г. В. Сорока, бывшие прямыми воспитанниками Венецианова, пробовали свои силы в работе над деревенским пейзажем, в родных для художников местах. Их картины, «не всегда совершенные по мастерству, отличаются необычайной чистотой восприятия природы и искренностью чувства». Являясь преемниками венециановских традиций, эти пейзажисты своим творчеством представляют характерное явление в реалистическом искусстве 40-х годов.
    Главенствующую роль для художников-пейзажистов приобретал вопрос о содержании их искусства. От художников ждали произведений, которые отражали бы настроения угнетенного народа.
    Именно в это десятилетие и проявился у русских пейзажистов интерес к изображению таких мотивов природы, в которых художники языком своего искусства могли бы рассказать о народной печали. Тоскливая природа осени, с грязными, размытыми дорогами, редкие перелески, хмурое, плачущее дождем небо, занесенные снегом маленькие деревушки, -все эти темы в своих бесконечных вариантах, такой любовью и старанием исполняемые русскими пейзажистами, получили права гражданства в 60-е годы. Характерно, что в это же время нашла широкое распространение тема зимнего пейзажа, над которой особенно много работали Саврасов и Каменев.
    Художественная деятельность Поленова основывалась на стремлении приносить своим искусством пользу людям, активно участвовать в жизни общества. Это стремление сближало творчество мастера с общим процессом демократизации искусства последней трети XIX века, прежде всего с движением Товарищества передвижников, чьим активным участником он был с конца 1870-х годов.Для работ Поленова 1890-х годов характерно особенное внимание к различным состояниям природы. Одной из особенностей Поленова было стремление соединить пейзажный и бытовой жанры, не просто оживить тот или иной мотив человеческими фигурками, а представить целостную картину жизни, в которой люди и окружающая их природа слиты в единый художественный образ. И в «Московском дворике», элегических по настроению картинах «Бабушкин сад», «Заросший пруд», «Ранний снег», «Золотая осень» -во всех своих пейзажах Поленов средствами живописи утверждает важную и по существу, очень простую истину: поэзия и красота — вокруг нас в привычном течении повседневности, в окружающей нас природе.
    Творчество Поленова крупное и значительное явление в русской живописи второй половины 19 века. С Саврасовым и Васильевым его сближают не сразу ощутимая, но крепкая и строгая композиционная построенность и картинность, придающие его пейзажам определенную монументальность. Также Поленов свободнее и непосредственнее, чем его сподвижники, пользуется средствами и приемами пленэра. Свет и воздух становятся «героями» его замечательных полотен, и сегодня покоряющих своей свежестью, эмоциональностью, жизненной убедительностью и естественностью.
    Многогранный талант В.Д.Поленова наиболее полно проявил себя в области пейзажной живописи. В её историю, ознаменованную блестящими победами, этот художник вписал своим творчеством одну из ярких страниц. Работая одновременно в таких различных жанрах, как историческая живопись, портрет, пейзаж и декоративное искусство, сам художник считал пейзажную живопись наиболее отвечающей складу своего дарования. Такое исключительное положение пейзажной темы в его творчестве и делает возможным самостоятельное её рассмотрение среди работ других пейзажистов.
    С начала 70-х годов в произведениях Поленова все чаще встречаются сюжеты из крестьянской жизни. Художник, видимо, начинает искать пути к пейзажно-бытовому жанру, работа над которым позволила бы дать пейзаж как действенный компонент взятого сюжета.
    Признавался С.И. Мамонтову после поездки в Италию в 1873 году: «Теперь я в деревне, дышу полной грудью после душной, зловонной Италии; какой у нас сосновый воздух! Итальянцы не подозревают, что такой на свете существует! Ведь это же Наш, родной, деревенский воздух!» Тонко и проникновенно воссоздан художником деревенский пейзаж в этюде «Деревня Тургенево» (музей – усадьба В.Д. Поленова). Своей спокойной мягкостью он как бы скрашивает жизнь обитателей маленькой деревеньки с покосившимися, крытыми соломой избами. Этот этюд был написан Поленовым в 1885 году в Тургеневе. Высокие живописные качества данного этюда и присущая ему полнота художественного выражения дали возможность Поленову спустя много лет использовать его, почти не меняя композиции колорита, в картине «Задворки», показанной на передвижной выставке 1892 года.
    Впоследствии был использованы в картинах и другие мотивы деревенского пейзажа, запечатленные первоначально в этюдах. Давая в картинах более углубленную характеристику пейзажного образа, Поленов достигал в них вместе с тем и большей идейной направленности.
    Интересно остановиться в этом плане на большой картине Поленова «Русская деревня», поя вившаяся впервые на передвижной выставке в Москве в 1889 году. Центральное место в композиции пейзажа занимает рыбацкая деревня, расположенная среди открытой местности у широкой реки. Крепкие, бревенчатые срубы со строгим, подчеркнутым рисунком высоких кровель, маленькие участки зеленых огородов, рыбацкие сети, смотанные на высоких шестах, отсутствие тенистой зелени вокруг жилья- все это сообщает несколько суровый характер внешнему облику деревни. Однако и здесь художник сумел дать почувствовать природу как светлое и радостное начало в жизни людей.
    На переднем плане изображена узкая речушка с освещенным солнцем песчаным берегом и пологим склоном, сходящим к воде. Перекинутые через речку кривые мостики, ведущие в деревню, узкие, протоптанные тропки, идущие от мостков вверх по склону, прясла, спускающиеся к воде от крайней избы, придают большую протяженность в глубину переднему плану и усиливают его эмоциональное звучание. Глядя на фигуру белоголового мальчика, стоящего с удочкой у воды, на аленьких деревенских ребятишек, играющих на солнце в песке близ мостков, на сидящую около них старуху бабку с ребенком на руках, видишь их всех согретыми теплом и лаской природы.
    Заканчивая обзор творчества Поленова как пейзажиста, следует еще раз подчеркнуть, что именно пейзаж составлял его наиболее прогрессивную сторону. Именно в этой области Поленов начиная с 60-х годов неуклонно шел по пути реализма. Своеобразие и значительность его роли в реалистическом деревенском пейзаже второй половины XIX заключались в том, что он, являясь крупнейшим представителем пейзажистов- передвижников, смог стать живым и действенным звеном между реалистами старшего поколения и молодежью. В сознании которой он неустанно поддерживал интерес к большому содержательному искусству, к воплощению в пейзаже- картине глубоких впечатлений действительности. Молодежь находила в его пленэрной живописи опору для своих собственных исканий, для выражения в пейзаже своих чувств и раздумий над жизнью.
    С давних пор пейзаж вносил свой отпечаток в становлении мировой живописи.
    Но откуда же пошел русский пейзаж. ВСЕМ ИЗВЕСТНЫ ГОРОДСКИЕ ПЕЙЗАЖИ. Но что же особенного в деревенских пейзажах?
    «По таким дорогам только в калошах проходить!» про Левитана
    А что же таки нас всех привлекает в первую очередь в русском деревенском пейзаже?!
    Левитановские пейзажи своей открытостью, естественностью, чувственностью…
    Исаак Левитан — самый великий из тех русских пейзажистов, которые в XIX веке открыли для современников скромную красоту русской природы. Начиная работать под руководством Саврасова и Поленова, Левитан вскоре оставил далеко позади своих учителей, навсегда вписав свое имя в пантеон отечественной культуры. Долгое время считалось, что в России нет природы, способной вызвать восхищение и стать темой для серьезного произведения. Вместо природы была лишь серая, безликая масса, тоскливая и бесконечная, как горе людское.Но поэтому же его лучшие пейзажи, порой совсем маленькие, несут в себе поистине большой поэтический смысл. В изображении кривых ветел на деревенской улице и перекинутых через канаву старых бревен мы видим «небесный» образ весны, в луже видим отраженное солнце, а молодая зеленая трава у деревенского мостика оказывается не просто растением известного сорта, но знамением радости воскрешения природы.
    Левитан много писал на воздухе. Так велел ему Саврасов.
    –Солнце гоните на холст!- кричал Саврасов.- Весеннюю теплынь прозевали! Снег таял, бежал по оврагам холодной водой, почему я не видел его на ваших этюдах? Липы распускались, дожди были такие, будто не вода, а серебро лилось с неба, — где всё это на ваших холстах? Срам и чепуха! Со времени этого тяжелого разноса Левитан начал работать на воздухе. Вначале ему трудно было привыкнуть к новому ощущению красок. То, сто в комнатах казалось ярким и чистым, на воздухе непонятным образом жухло, покрывалось мутным налетом.
    Маленький пейзаж «Мостик» представляет собой написанный на натуре этюд, в котором покоряет прежде всего мастерски переданная молодым художником свежесть непосредственного восприятия природы. Прекрасно воспроизведены краски летнего солнечного дня, когда вся зелень кажется сверкающей и полной жизненных соков. Светом пронизана листва старых ветел, сомкнувшихся кронами. Их густые ветви образуют зеленый шатер и почти закрывают небо. Избрав низкую точку зрения, Левитан центром композиции в этом этюде сделал ветхий бревенчатый мостик, перекинутый через ручей, протекающий по дну оврага. Здесь объединяются все элементы, участвующие в построении пейзажного образа. От этого центра взгляд легко устремляется вглубь, к избам деревни, благодаря чему сам мостик воспринимается как часть типичного деревенского ландшафта. Левитан стремится показать зрителю особую красоту выбранного им мотива: он заставляет любоваться игрой солнечных бликов и голубых теней на ветхих бревнышках мостика, дает возможность заглянуть под мост и увидеть за темной тенью, бросаемой им на воду, пятно яркого света на поверхности воды и отражение голубого неба в ней. Но не только сияние солнечного дня смогло преобразить этот скромный, лишенный внешнего эффекта деревенский пейзаж. В каждом запечатленном в этюде куске живой натуры выражено тонкое поэтическое восприятие художником жизни, чувство её красоты. Именно потому он, несмотря на сравнительно широкую манеру письма, дает ощущение полноты жизни и внутренней завершенности. Нельзя не обратить внимание и на живописное мастерство, казавшееся прежде всего в умелом использовании богатых возможностей цветовой гаммы. Звучная живопись служит Левитану для того, чтобы воспеть столь скромный мотив, подобный которому нельзя было встретить в старом пейзажном искусстве.
    Связи искусства Левитана с искусством Саврасова выступают в пейзаже с мостиком не столь определенно и непосредственно, как в предыдущей картине. Но вместе с тем только у воспитанника саврасовской школы могла зародиться мысль сделать объектом художественного воссоздания такую малоприметную деталь деревенского ландшафта, как старенький, кое- как сбитый пешеходный мостик. Используя основные принципы саврасовского искусства, Левитан в этом этюде идет дальше своего учителя в поисках простоты и лаконичности сюжета.
    А наряду с этим в живописи «Мостика», в светлой палитре цветов, в тонко переданном взаимодействии света и цвета чувствуется уже та система живописи, которой Левитан мог овладеть под руководством Поленова.
    Но самый значительный и глубокий по содержанию образ деревенского пейзажа был создан Левитаном в картине «Сумерки. Стога» (1899, Третьяковская галерея), написанной также после поездки в Новгородскую губернию. Как и предыдущие, этот пейзаж крайне прост по сюжету. Перед зрителем — равнина скошенного луга с рядами сметанных стогов, озаренных мягким светом луны. И только. Но, видимо, этот мотив глубоко взволновал художника значительностью и поэтической красотой своего облика. И, может быть, еще до возвращения в Москву, где писалась картина «Сумерки. Стога», в представлении художника этот сюжет повседневной жизни уже сложился в пейзажный образ, одухотворенный мечтой о гармонии природы и человека, отдающего свои силы и свой труд. Достигнув высокой степени обобщения, Левитан сумел сохранить в картине ясное ощущение состояния природы, то есть ту сторону её жизни, которая сильнее дает чувствовать себя в пейзаже лирического склада, определяя собой её эмоциональный строй. В сочетании лирического и эпического начала заключены неповторимое обаяние и трогательная нежность этого пейзажа.
    Алексей Венецианов. Спящий пастушок (1823-1826, ГРМ).
    Левитан. Мостик 1884. Третьяковская галерея
    Левитан.- Сумерки. Стога. 1899. Третьяковская галерея
    Поленов- Русская деревня
    Поленов. Деревня Тургенево

  2. Живопись – это вечное искусство, к которому человек обратился еще во времена своего житья в пещерах, в каменном веке. Уже тогда люди стали испытывать тягу к прекрасному и стали украшать стены пещер различными картинами, бытовыми сценами и сценами охоты. С течением времени искусство живописи все более развивалось и настоящего расцвета достигло в эпоху Ренессанса, когда в Европе жили и творили великие мастера, чьими творениями мы восхищаемся до сих пор и которые во многом остались непревзойденными – Леонардо, Рафаэль, Караваджо. Во всех странах жили и творили художники, которыми гордилась их родина, шедевры которых украшали лучшие музеи и творчество которых заставляло замереть в восхищении сердца людей. В России золотой век живописи пришелся на 19 век, когда работали великие портретисты, маринисты, пейзажисты Айвазовский, Шишкин, Репин, Суриков. Живопись – это язык который не требует перевода и живописные образы доступны всем людям, не зависимо от их национальности. Живопись поднимает настроение, успокаивает, зовет и агитирует. В настоящее время существуют десятки направлений в живописи, иногда очень оригинальные, но от этого не менее прекрасные. Ведь живопись это прежде всего средство выразить свои чувства и эмоции, поделиться ими с другими людьми. И иногда самые простые картины приковывают к себе внимание миллионов и заставляют замереть перед ними в восхищении, как это было с “Черным квадратом” Малевича, хотя казалось бы что странного и прекрасного в обычном квадрате черного цвета? Но в этом великая сила живописи, которая заставляет видеть невидимое и чувствовать неощутимое.

  3. «Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат» – так перевели изречение Леонардо да Винчи одни знатоки языка, но правильнее, мне лично так кажется, следующий вариант перевода: «Живопись – это немая поэзия, а поэзия – это слепая живопись». Пабло Пикассо сказал, что «Живопись – занятие для слепцов. Художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует». Абсолютно применимо это изречение и к поэтам, они пишут стихи так же о том, что чувствуют, а не просто созерцают.
    Что же прозвучало выше? Какой основной лейтмотив из выше сказанного я бы хотел взять? Ответ можно втиснуть в рамки одного предложения – поэзия и живопись – это 2 стороны одной медали, это чувственное, эмоциональное отображение происходящего вокруг внутри творческого человека.
    Человек всю свою жизнь тянется к прекрасному. Совсем иное дело и другой вопрос в том, что это «прекрасное» для каждого отдельного человека свое или имеет свои нюансы. «На вкус и цвет…»,- как говорится. Творческое начало у каждого человека имеет свою степень выраженности – у одних оно развито чрезвычайно сильно, у других почти полностью атрофировано. Но никто не станет спорить, что те или иные события или явления в жизни волнуют, впечатляют, заставляют радоваться или горевать. Если человек не впечатляется ничем, то у него психологические проблемы или отклонения, которые следует лечить или исправлять.
    Но вот эмоции, чувства, размышления – это и есть родители живописи и поэзии. Именно – общие родители, а значит, что эти 2 вида искусства родные друг для друга. Лично я считаю, что при всем моем почтении к глубокоуважаемому, великому и несравненному Леонардо, мастер был не прав в своем суждении. Так сказать – это слишком недопустимо поверхностно. Потому, что бывает, и это мое неоспоримое субъективное мнение, когда поэзия рисует в моем воображении картины, а живопись поет.

  4. Статья на тему:
    «Значение пейзажной живописи на занятиях в отделении дополнительного образования детей»
    Пейзаж, который видит перед собой человек, обычно является отражением мира, который скрывается в его душе.                                                                 Альберт Санчес Пиноль..
    Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободомыслящей, несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления в образовании требует обращения к новым педагогическим системам, в которых каждый учебный предмет будет выполнять обще развивающую культурологическую функцию. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознать искусство, как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины
    Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний и умений в области изобразительной грамоты, декоративного искусства, дизайна, необходимы большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве детей, его развитии и о значении творческой работы для общего развития ребёнка .
    Творчество открывает в детской душе те сокровенные уголки, в которых дремлют источники добрых чувств. Помогая ребёнку чувствовать красоту окружающего мира, учитель незаметно прикасается к этим уголками [3].
    Природа- это то, что питает и вдохновляет человека, даёт силы и успокаивает. «Леса учат человека понимать прекрасное», – говорил А.П. Чехов.
    Большое познавательное и воспитательное значение имеет пейзажная живопись в школе, которая знакомит учащихся с родной природой. Не менее важным является обучение ребят рисунку и живописи с натуры и по представлению. Эти занятия проводятся в тесном общении с природой. Они воспитывают патриотизм, помогают глубоко понять закономерности природы, а так же формируют материалистическое мировоззрение, развивают творческое мышление.
    Пейзаж – это всегда особое настроение, уникальное состояние природы: идёт ли снег, светит ли солнце, льёт ли дождь. Задача художника почувствовать это настроение и перенести его на свой лист бумаги. Ведь живопись в буквальном смысле означает «живое письмо». Она отражает внутренний мир художника, а нам позволяет посмотреть на этот мир другими глазами, – глазами ребёнка. «Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения», – писал К. Паустовский.
    Природа- это книга мудрости. Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж. Он изображает природу в отдельных ее проявлениях и поэтому может постепенно открыть ее сокровенный смысл. Природа учит и воспитывает нас непосредственно, ежедневно и глубоко.
    Именно поэтому актуальность пейзажной живописи на уроках изобразительного искусства заключается в возможности формирования у детей младшего школьного возраста позитивного, эмоционально-чувственного восприятия действительности через творчество. В переводе с французского слово “пейзаж” (paysage) означает “природа”. Именно так именуют в изобразительном искусстве жанр, главная задача которого — воспроизведение естественной или измененной человеком природы.
    Кроме того, пейзаж — это конкретное художественное произведение в живописи или графике, показывающее зрителю природу. “Героем” такого произведения является естественный или выдуманный автором природный мотив.
    Элементы пейзажа можно обнаружить уже в наскальной живописи. В эпоху неолита первобытные мастера схематично изображали на стенах пещер реки или озера, деревья и каменные глыбы. На плато Тассилин-Аджер в Сахаре были обнаружены рисунки со сценами охоты и перегона стад. Рядом с фигурками животных и человека древний художник схематично нарисовал простенький пейзаж, не дающий возможности конкретизировать место действия. В искусстве Древнего Востока и Крита пейзажный мотив — довольно часто встречающаяся деталь настенных росписей. Так, недалеко от селения Бени-Хасан в Среднем Египте были найдены скальные гробницы древнеегипетских правителей, живших в 21-20 веках до н.э. Одна из многочисленных фресок, покрывавших стены погребальных камер, изображает дикую кошку, охотящуюся в густых зарослях. Среди росписей залов знаменитого Кносского дворца на острове Крит обнаружена роспись, названная исследователями “Куропатки в скалах”.
    В древнеримском городе Стабии, разрушенном, как и Помпеи, во время извержения Везувия, среди других росписей, найденных в одном из патрицианских домов, выделяется фреска “Морской порт”, представляющая собой настоящий морской пейзаж.
    В качестве самостоятельного жанра пейзаж появился уже в VI веке в китайском искусстве. Картины средневекового Китая очень поэтично передают окружающий мир. Одухотворенная и величественная природа в этих работах, выполненных в основном тушью на шелке, предстает как огромная вселенная, не имеющая границ. Традиции китайской пейзажной живописи оказали большое влияние и на японское искусство. К сожалению, рамки нашего издания не позволяют рассказать подробно о пейзажистах Китая и Японии — это тема для отдельной книги.
    В Европе пейзаж как отдельный жанр появился намного позже, чем в Китае и Японии. В период Средневековья, когда право на существование имели лишь религиозные композиции, пейзаж трактовался живописцами как изображение среды обитания персонажей.
    Большую роль в формировании пейзажной живописи сыграли европейские миниатюристы. Эти изящные и красочные рисунки, рассказывающие о временах года и соответствующих им полевых работах и развлечениях, показывают зрителю природные ландшафты, выполненные с мастерской для того времени передачей перспективы.
    Ярко выраженный интерес к пейзажу заметен в живописи Раннего Возрождения. И хотя художники еще очень неумело передают пространство, загромождая его ландшафтными элементами, не сочетающимися друг с другом по масштабу, многие картины свидетельствуют о стремлении живописцев добиться гармоничного и целостного изображения природы и человека.                                                                                                                    Более важную роль пейзажные мотивы начали играть в эпоху Высокого Возрождения. Многие художники стали внимательно изучать натуру. Отказавшись от привычного построения пространственных планов в виде кулис, нагромождения деталей, несогласованных в масштабе, они обратились к научным разработкам в области линейной перспективы. Теперь пейзаж, представленный как цельная картина, становится важнейшим элементом художественных сюжетов. Так, в алтарных композициях, к которым чаще всего обращались живописцы, ландшафт имеет вид сцены с человеческими фигурами на первом плане.
    Несмотря на столь явный прогресс, вплоть до XVI столетия художники включали в свои произведения пейзажные детали лишь в качестве фона для религиозной сцены, жанровой композиции или портрета. Ярчайшим примером тому является знаменитый портрет Джоконды (ок. 1503, Лувр, Париж), написанный Леонардо да Винчи.
    Великий живописец с замечательным мастерством передал на своем полотне неразрывную связь человека и природы, показал гармонию и красоту, которые на протяжении вот уже многих столетий заставляют зрителя в восхищении замирать перед “Джокондой”.
    За спиной молодой женщины открываются безграничные просторы вселенной: горные вершины, леса, реки и моря. Этот величественный ландшафт подтверждает мысль о том, что человеческая личность так же многогранна и сложна, как мир природы. Но постичь многочисленные тайны окружающего мира люди не в силах, и это словно подтверждает загадочная улыбка на устах Джоконды.
    Постепенно пейзаж вышел за рамки других художественных жанров. Этому способствовало развитие станковой живописи. В небольших по своим размерам картинах пейзаж начинает господствовать над сценами, показанными на переднем плане.  Особое место в искусстве занимает пейзаж. Любимый детьми, доступный для их понимания жанр сыграл заметную роль в понимании искусства . Многим он помогал в достижении задач, выявлении содержания и являлся показателем художественного исполнительского мастерства. Пейзаж  способствует  совершенствованию пленэрной живописи, выражению тонких эмоциональных состояний  детей.. И именно благодаря пейзажу во многих случаях формировался энергетический тонус произведения. Выполненный качественно он часто способствовал снятию налета шаблонности и придавал работам необходимый достойный художественный уровень. Очень часто можно замечать, что многие дети, не зная законов рисования и изображения предметов, интуитивно передают знакомый им  пейзаж без ошибок в пространственном изображении. Детям нравится рисовать то, что они видят перед собой и на бумагу  во время занятий переносится частичка души ребенка. После этого они очень трогательно относятся к своим работам и тем местам которые изобразили на своем пейзаже.
    Литература:
    Игнатьев Е.И., Психология изобразительной деятельности детей, М., УЧПЕДГИЗ, 1961, 225С.
    Сокольникова Н.М., Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе, учебное пособие для студентов высш.пед.заведений, 2-ое изд., М., Академия, 2002, 368с.
    Сокольникова Н.М., Программы интегрированного курса «Искусство», М.,Просвещение, 1998.

  5. В мою жизнь настоящая живопись вошла, когда мне в руки попала книга об итальянской галерее «Уффици». Иллюстрации картин Боттичелли, Рафаэля просто потрясли мою душу. Но настоящие картины, хотя и не таких великих мастеров, как Рафаэль, увиденные впервые в городском художественном музее, произвели на меня гораздо большее впечатление, чем иллюстрации. Потом были картинные галереи Москвы, куда я ходила, когда приезжала в гости к своей тете. В Третьяковке я подолгу простаивала у картин великих русских мастеров. Выходила просветленная и потрясенная. Особенно — картинами Васнецова и Врубеля. Теперь моя мечта посетить картинные галереи Киева, Львова и, конечно, Петербурга. А уж потом попасть в Лувр, Прадо, в Уффици, в Дрезденскую галерею, в Британский музей. Это программа-максимум моей взрослой жизни.
    Рядом с программой-максимум всегда существует программа-минимум. Проект «Музей одной картины», который где-то еще существует, — это, по-моему, очень правильное направление в культурном просвещении народа. Люди живут не только в больших культурных центрах — это раз, осмотреть сразу всю, к примеру, Третьяковку — это, считай, не увидеть ничего. Это два. И третье: организация больших передвижных выставок — дорогостоящее и потому редкое мероприятие. Поэтому «Музей одной картины» (конечно, шедевра) должен существовать и расширять свою географию и выставляемые картины. Материал с сайта //iEssay.ru

  6. 6
    Текст добавил: ОдИнОкИй_Волк

    Эпичность пейзажей Шишкина подхвачена была А. Васнецовым в его «Родине» и цикле уральских картин-эпопей, а отчасти И. Левитаном. Но важно отметить, что И. И. Шишкин был по существу первопроходцем русского национального пейзажа, равно как лирического, героического, так и эпического, а под влиянием своего младшего товарища Ф. Васильева проявил качества пейзажиста «настроения». Но «настроение» не надо считать относящимся только к грусти и меланхолии, присущими только Васильеву или Саврасову; у них грусть, элегичность, порывистость, но иное у Шишкина – это бодрость, радость жизнеощущения, чувство силы и мощи человека, богатырский размах, т. е. настроения, которые в те времена не были популярны среди интеллигенции, проникнутой протестно-пессимистическими веяниями. У Шишкина хватило мужества противостоять массовому интересу потому, что он размышлял о своей Родине как феномене в мировом масштабе. Это стало становым хребтом его творчества.
    Еще одно качество пейзажей Шишкина, пока никем не отмеченное. В главных работах угадывается музыкальная природа ощущения пейзажа в его построении, структуре и образном строе. «Полдень» ассоциируется с раздольной русской песней, равно как и «Рожь» с хоровой музыкой при участии солистов в под-голосочной полифонии, что всегда рождает чувство совместности, привольного размаха. А если взять «Мачтовый лес», то можно увидеть переплетение полифонических голосов, наподобие пассакалии, где генерал бас – сосновый бор, ведет свою мощную и величественную постоянную мелодию, в которую вплетаются голоса ручья – скрипичная, тонко журчащая, партия, хрупкая изгородь, как флейтовый напев, и аккорды мелких сосенок и кустов в виде камерного оркестра, сопровождающего основные мотивы леса. Предтечей этого могучего пейзажа была «Опушка леса», в которой все это намечено, но пока не приведено в упорядоченный вид. Музыкальность Шишкина в
    его картинах очевидна, ведь он был любителем музыки и посетителем собраний музыкальных ансамблей художников и петербургских музыкантов. Эта чуткость к музыкальности сделала его восприимчивость острой и к веяниям искусства молодого поколения, в частности Ф. Васильева – брата его жены. Пейзаж «настроения» проник в его творчество, хотя и не занял значительного места.
    В честь Шишкина хотелось бы произнести оду, восхваляющую его небольшое произведение, которое я ставлю наравне с любой импрессионистической пейзажностью на Западе. Это «Дубы» – необыкновенно конструктивная вещь, построение которой мощно покоится на трех вертикалях, разузороченных богатейшим орнаментом листвы дубов, пронизанных ослепительным солнцем. Тут есть все: солнце, воздух, рефлексы зелени на стволах, разыгранность трелей серого цвета среди зелени и желтизны – основного мотива. Серый тон дубов настолько точен и разнообразно многолик, что можно опять прибегнуть к музыкальным сравнениям в развитии мелодических богатств квартетных щедрот Бетховена. Несмотря на явный лирический наклон этого шедевра, «Дубы» – пейзаж героический, победный, пронизанный торжественным воспеванием Славы родной земле. Он как нельзя более пронизан мощью противоположной не менее мощной трагической силы «Боярыни Морозовой», представленной на одной выставке. Две исторические картины!
    Конечно, типология русского пейзажа не исчерпывается только характером и видом местности, хотя в то время это было очень насущной задачей, как определение национального пути развития. О других сторонах я выскажусь ниже.
    По своему значению Фёдор Васильев стоит, несмотря на возраст, вторым после Шишкина; не Кондратий Саврасов, а он, ибо на двух конкурсах Общества поощрения художеств по пейзажу первую премию получил Фёдор.
    К. Саврасов прекрасно понимал разницу между европейской роскошной природой и своей, «жалкой». Он нашел художественный
    123
    ход, чтобы показать роскошествующему в богатствах своих ландшафтов Западу свою неказистость, ничтожность серости, убогость природы матушки Руси. Каждый, в тропиках родившийся и возросший художник, увидев пейзаж Саврасова, остановит взгляд на нем, призадумается, почему эта «ничтожность» задержала внимание, родила такой прекрасный стих. А стих был совершенен своеобычностью и нравностью, широкой поступью александрийского стиха. Саврасов и Шишкин определили развитие русского пейзажа на эпохи. Шишкин, уж если говорить о поэзии, это гекзаметр русского пейзажа, его героическая и эпическая про-дольность и необъятность. К этим уникумам я могу присоединить несравнимого ни с кем -Архипа Куинджи, школа которого в своем развитии объединила все три пути русского пейзажа, это белый стих, а может, бесстиховая лирика гоголевской, неистово-лирической прозы.
    И даже Георгий Нисский, при всей своей брутальности и модерновости, не избег влияния Шишкина, Куинджи и Левитана. Он, правда, нашел иную типологию пейзажа Руси, что есть великое достижение художественной правды советского искусства, его неповторимой истинности. После него пейзаж России не развивался. Нет, это неправда, был же и Ро-мас, и Ромадин, кое в чем, и Тутунов. Но это романтизм, а где же новое, новая правда?
    Я скромно опускаю очи долу…
    Фёдор Васильев – юноша по возрасту и мощная вершина русского гения, эта горестная гордость русского искусства, был гениальным наблюдателем и создателем новых концепций в интерпретации русской природы. Рано созревший в художника, он создал новый, сравнительно с Шишкиным и Саврасовым, тип пейзажа, где достоинства и того, и другого синтезированы. Из этого синтеза родился не только новый тип русского пейзажа, но и буквальное предвосхищение элегического поэта русской грусти -Исаака Левитана. Его отточенный глаз увидел такой объем задач, такую ширь мотивного развития, которая объяла и классику, и романтику русской живописи вообще. В его работах есть и прозрения передвижнических мотивов, и уме-
    ние увидеть характерные черты российского типа природы, и передача сугубо субъективных настроений переживания жизни природы, и романтический порыв, и трагическое ощущение вечности природы и кратковременности человеческой жизни. «Оттепель» – самая передвижническая работа Васильева, в которой он живет совместной душой со страданиями народа, но это сострадание выражено самим пейзажем, состоянием природы. Человек подавлен, но оттепель предвещает весну, как возрождение и сил природы, и человеческих надежд.
    «Волжские лагуны» – одно из самых оптимистических, пожалуй, эпических произведений очень молодого художника. Ощущение радости жизни, ее разноликости и богатства, могучего расцвета сил природы, а заодно и человека, созерцающего ее, выражено с блестящей артистичностью, мощным валёрным натиском чистого цвета, перемежающегося со сложными смесями. Тонкими, нежными мелодиями чистых красок пропева-ет Васильев гимн красоте, счастию, но и не забывает напомнить о том, что жизнь не только радость, в ней есть и облачные моменты. Такой же по общему строю и пейзаж «Осень», где сила света и цвета настолько ярки, что напоминают праздник, но не только праздник как день, это праздник души – ликование любви и здоровья. Ф. Васильев не был за границей, не видел работ импрессионистов, но его достижения в живописи пленэра стоят наравне с ними и, пожалуй, выше, хотя бы потому, что в его пейзажах активно видится переживание человека, природа живет человеческой жизнью, в ней человек -участник ее таинств. Цвет же интерпретирован до чистых красочных сочетаний, усиливающих друг друга контрастностью.
    Трагическое восприятие природы у Васильева проявилось в части крымских пейзажей, когда он понял, что его дни сочтены и двадцать третий год – последний. «В крымских горах» – картина поразительного богатства серых тонов, выявленных тонко, артикулировано. Таинственность серого мрака скрывает угрозу, он эту угрозу чувствовал и

  7. Жанрами в живописи называют её разновидности, которые определяются предметом изображения. Одним из наиболее важ­ных и широко распространённых является бытовой жанр, то есть изображение повседневной жизни. Бытовой жанр часто называют жанровой живописью. Интерес к ней понятен: это искусство говорит о нас самих, о наших делах и днях. О труде и об отдыхе, о радостях и тревогах, стремлениях и успехах таких же, как и мы с вами, обыкновенных людей. Жанровая живо­пись помогает нам прямо и непосредственно осмысливать нашу жизнь, наш сегодняшний день: в ней отражаются те жизнен­ные ситуации и вопросы, которые волнуют нас и ответы на ко­торые мы ищем. Художникам всегда хотелось запечатлеть так­же «шаги истории самой»: какие-либо более или менее важные события общественной жизни минувших времён или просто быт ушедших поколений. Историческая живопись существует очень давно, со времён Древнего Египта, но подлинного расцвета дос­тигла она в XIX столетии, когда в связи с дальнейшим развити­ем буржуазного общества художники стали особенно чуткими к драматическим судьбам народов.
    Русская историческая живопись представлена произведени­ями Репина, Иванова, Серова и прежде всего, такого гиганта, как Суриков. Конечно, не всегда сюжет исторического полотна будет взят из действительно важных реальных событий исто­рии. Не так уж на самом деле исторически значительна траге­дия сосланного в Сибирь Меншикова, но в этом эпизоде Сури­ков сумел почувствовать отражение сложнейших противоречий всей эпохи петровских преобразований.
    С историческим жанром тесно связан батальный, призван­ный изображать военные сцены, битвы. Историю крупнейших войн, которые вела Россия в прошлом веке, дал в своих извест­ных циклах картин знаменитейший баталист Верещагин. Ге­роем его картин стал простой солдат во все моменты его ратного труда: в походе, на отдыхе, в быту — всюду, где требуются его воля, сила, смекалка. Пейзажная живопись, в отличие от бы­товой (жанровой), даёт возможность художнику выразить своё отношение к миру в широком, обобщённо-политическом пла­не, хотя она обращена не к прямому изображению человека или обстоятельств его жизни, а к миру природы, которая нас окру­жает.
    Природа сближает людей, часто рождая у них сходные на­строения, раздумья, переживания и поэтому произведения пей­зажистов нам обычно близки и понятны, хотя человек в пей­зажной картине нередко отсутствует. Удачно написанный пейзаж способствует более полному восприятию красоты и ве­личия природы. Цель портретного искусства — фиксация внеш­него облика и внутреннего содержания конкретного человека.
    Рассказывают, когда Веласкес закончил свой портрет папы Иннокентиях, папа негодующе воскликнул: «Слишком прав­диво!» Сегодня мы никак не можем проверить это, но довольно одного взгляда на портрет, чтобы почувствовать всю его могучую и беспощадную правду. И нам важно уже не то, действительно ли был таким коварный, подозрительный, умный, насторожен­ный облик римского первосвященника. Нас потрясает раскры­тая гениальным художником сложнейшая жизнь души, власт­ное обнажение сокровенных тайн характера, проникновение в бездонные глубины человеческой психологии. Портрет служит средством понимания людей, их натуры, их внутреннего содер­жания, он формирует в нас правильное отношение к человеку, уважение к нему и к его внутреннему миру.
    Иногда говорят, что в наши дни, когда имеется фотография, технические возможности которой с каждым днём прогрессиру­ют, нет нужды живописцам заниматься портретом: фотоаппа­рат с успехом зафиксирует облик любого человека, причём сде­лает это точнее, чем художник. Но что такое «точность» применительно к облику человека? Кстати, гипсовая маска, снятая с лица даже живого человека, бывает, как правило, наи­менее похожа на оригинал. Ведь художник, наблюдая свою мо­дель, выбирает из множества состояний, выражений, поворо­тов лица наиболее характерные и, синтезируя их, создаёт образ, в котором личность портретируемого, его характер и психоло­гия переданы с такой обобщающей силой и глубиной проникно­вения в душу человека, какая невозможна при механической фиксации.

  8. О ЖИВОПИСИ…

    Различают несколько разновидностей живописного искус­ства. Наиболее хорошо известна и наиболее распространена в настоящее время так называемая станковая живопись, к кото­рой относятся обычные картины любого содержания.
    Их главным отличительным свойством является то, что их можно переносить с места на место, вешая на любой подходя­щей для этого стене. Теперь картины пишут обычно на холсте, натянутом на специально сделанный деревянный подрамник. Готовую картину вставляют в раму, которая во многих случаях имеет такую форму, что создаёт впечатление оконного косяка, а само изображение на холсте становится похожим на вид, от­крывающийся в воображаемом окне.
    Станковая живопись появилась сравнительно недавно — не­многим более пятисот лет тому назад, в эпоху Возрождения: она как нельзя лучше отвечала потребностям мастеров того вре­мени — воспроизводить реальный мир со всей непосредственно­стью и жизненной убедительностью.
    Название своё станковая живопись получила оттого, что пи­шутся картины на особом виде станка, называемом французс­ким словом «мольберт».
    А вот произведения монументальной живописи, едва ли не самой древней в истории человечества, пишутся на поверхнос­ти стен или на перекрытиях зданий, украшать которые они пред­назначены. Ещё люди каменного века расписывали стены пе­щер изображениями разных животных, выполняя их не­сколькими красками. Процветала она и позже: в античную эпо­ху в греко-римском мире и в средние века.

  9. 9
    Текст добавил: подростковая_тупость

    ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ

    Жанрами в живописи называют её разновидности, которые определяются предметом изображения. Одним из наиболее важ­ных и широко распространённых является бытовой жанр, то есть изображение повседневной жизни. Бытовой жанр часто называют жанровой живописью. Интерес к ней понятен: это искусство говорит о нас самих, о наших делах и днях. О труде и об отдыхе, о радостях и тревогах, стремлениях и успехах таких же, как и мы с вами, обыкновенных людей. Жанровая живо­пись помогает нам прямо и непосредственно осмысливать нашу жизнь, наш сегодняшний день: в ней отражаются те жизнен­ные ситуации и вопросы, которые волнуют нас и ответы на ко­торые мы ищем. Художникам всегда хотелось запечатлеть так­же «шаги истории самой»: какие-либо более или менее важные события общественной жизни минувших времён или просто быт ушедших поколений. Историческая живопись существует очень давно, со времён Древнего Египта, но подлинного расцвета дос­тигла она в XIX столетии, когда в связи с дальнейшим развити­ем буржуазного общества художники стали особенно чуткими к драматическим судьбам народов.
    Русская историческая живопись представлена произведени­ями Репина, Иванова, Серова и прежде всего, такого гиганта, как Суриков. Конечно, не всегда сюжет исторического полотна будет взят из действительно важных реальных событий исто­рии. Не так уж на самом деле исторически значительна траге­дия сосланного в Сибирь Меншикова, но в этом эпизоде Сури­ков сумел почувствовать отражение сложнейших противоречий всей эпохи петровских преобразований.
    С историческим жанром тесно связан батальный, призван­ный изображать военные сцены, битвы. Историю крупнейших войн, которые вела Россия в прошлом веке, дал в своих извест­ных циклах картин знаменитейший баталист Верещагин. Ге­роем его картин стал простой солдат во все моменты его ратного труда: в походе, на отдыхе, в быту — всюду, где требуются его воля, сила, смекалка. Пейзажная живопись, в отличие от бы­товой (жанровой), даёт возможность художнику выразить своё отношение к миру в широком, обобщённо-политическом пла­не, хотя она обращена не к прямому изображению человека или обстоятельств его жизни, а к миру природы, которая нас окру­жает.
    Природа сближает людей, часто рождая у них сходные на­строения, раздумья, переживания и поэтому произведения пей­зажистов нам обычно близки и понятны, хотя человек в пей­зажной картине нередко отсутствует. Удачно написанный пейзаж способствует более полному восприятию красоты и ве­личия природы. Цель портретного искусства — фиксация внеш­него облика и внутреннего содержания конкретного человека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *