Сочинение на тему пьер безухов

12 вариантов

  1. Пьер Безухов, один из главных героев романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир», на протяжении всего произведения пытается понять, в чём же заключается смысл его жизни. На долю Безухова выпадает множество испытаний, как фактических, так и духовных, а люди, которых он встречает в своей жизни, во многом помогают герою лучше понять себя и своё предназначение.
    В начале произведения Пьер Безухов предстаёт перед читателями человеком несколько неуклюжим, простоватым, вдохновлённым образом Наполеона, считающим великого полководца практически своим кумиром. С течением времени Безухов производит некую переоценку собственных ценностей, понимая, что все люди неидеальны, и пытаться создавать себе эфемерный и заведомо недостижимый образ для подражания глупо и даже наивно. В силу своего глубокого ума и такой несоответствующей ему нерассудительности и излишней мягкости, Пьер совершает множество ошибок и неверных поступков.
    Женившись на Элен Курагиной, дочери князя Василия, Безухов разочаровывается в семейной жизни, наблюдая за поведением своей жены – красивой, однако очень жадной и расчётливой девушки. Раздосадованный герой романа, в попытках найти себя, приходит в масонскую ложу, надеясь обнаружить там истинное братство, однако и тут его постигает разочарование – за красивыми словами не следует соответствующих действий, и братство оказывается обыкновенным светским обществом, напустившим на себя налёт загадочности.
    Невозможно не упомянуть и встречу Пьера Безухова с Платоном Каратаевым, человеком, который окажет сильнейшее влияние на жизнь героя. Познакомившись с Каратаевым в невероятно жестоких и бесчеловечных условиях плена, Пьер успевает понять главное – истинную ценность человечества и каждой личности в особенности. Платон Каратаев открывает герою глаза на то, как важно любить жизнь, несмотря на то, в каких условиях ты оказался, ведь каждый человек является неотъемлемой частью этого мира. Каждая личность – это отражение Земли. Именно после знакомства с Платоном Пьер Безухов научился смотреть на мир широко открытыми глазами, и в каждом происходящем событии видеть зерно истины, зерно бесконечного единства с миром.

  2. Пьер Безухов
    В монументальном романе-эпопее “Война и мир” Л.Н. Толстой отразил множество больших и малых проблем из жизни русского общества начала XIX века. Поиски смысла жизни, истинный и ложный героизм, любовь и ненависть, жизнь и смерть – вот только наиболее важные из проблем, встающие перед главными героями романа. И каждый решает их по-своему. Мы по-разному относимся к героям романа. Но в кульминационный момент произведения – войне 1812 года – почти все внушают нам глубокое уважение, так как весь русский народ поднялся в едином патриотическом порыве. Война повлияла на судьбы всех героев книги.
    Одним из моих любимых героев является Пьер Безухов. Он появляется на первых же страницах “Войны и мира” в салоне Анны Павловны Шерер. Молодой человек, нелепый и непривлекательный, “толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками”. Большой и неуклюжий, он никак не вяжется с изящной обстановкой салона, смущает и шокирует окружающих. Но он же и внушает страх. Анну Павловну страшит взгляд юноши: умный, робкий, наблюдательный, естественный. Таков Пьер, незаконнорожденный сын русского вельможи. В салоне Шерер его принимают лишь на всякий случай, а вдруг граф Кирилл официально признает сына. Многое вначале нам кажется в Пьере странным: воспитывался в Париже – и не умеет вести себя в обществе. И лишь позже мы поймем, что непосредственность, искренность, горячность – сущностные черты Пьера. Ничто и никогда не заставит его изменить себя, жить по общей, усредненной форме, вести бессмысленные разговоры. Образ Пьера – центральный во всей образной системе романа. И, прежде всего потому, что он был в центре сюжета первоначального замысла книги о декабристе, вернувшемся из ссылки. Роман “Война и мир” построен в виде семейной хроники. История народа воспринимается сквозь призму семейной истории. Пьер на этом фоне уникален. За ним единственным нет никого, официально признанный и любимый отцом, он так и не узнает своего родителя, ничего не сможет от него перенять. Пьер изначально лишен семьи, он начинается с себя. Это составляет сущность личности этого героя, отражает черты не его рода, а общие черты его характера.
    Как и другие герои Толстого, Пьер пройдет свой путь “от Наполеона к Кутузову”. Этот путь отмечен не меньшими ошибками и заблуждениями, чем путь князя Андрея.
    Первой трагической ошибкой Пьера стал брак с Элен. Автор подробно повествует о том, как завлекали развратные Элен и князь Василий наивного Пьера, как вовремя прибежали с иконой благословлять их. И описав все это, Толстой пристально всматривается в несчастного Пьера. Кого он обвиняет в своем нелепом браке? И Пьер одерживает свою первую победу – он обвиняет себя. Духовная установка Пьера изначально опирается на принцип истинной нравственности: прежде всего суди самого себя.
    Вторым серьезным испытанием станет для Пьера неожиданная дуэль. Оскорбленный Долоховым, он бросает вызов и оказывается вновь вовлеченным в чужую и чуждую игру. Казалось бы, исход дуэли – торжество справедливости: впервые взяв в руки пистолет, Пьер попадает в своего обидчика. Но после всего этого, бессмысленной представляется графу вся его жизнь. Пьер переживает глубокий душевный кризис. Этот кризис – и сильное недовольство собой, и желание изменить свою жизнь.
    Торжок стал для Пьера его Аустерлицем. На этой почтовой станции он отрекся от своего раннего нравственного бонапартизма и выбрал новый путь. Этот путь указал ему масон Баздеев, который становится его наставником. Обращение Пьера к масонам понятно. Баздеев предлагает ему начать жизнь с нуля, возродиться в новом, очищенном состоянии. Но оно оправдано и исторически. Известно, что через масонство прошли почти все декабристы, и искали они в масонстве то же, что и Пьер – нравственные очищения. Судьбу Пьера Лев Толстой выстраивает цепью нелогических закономерностей, закономерностей исторических. Не будучи военным, он едет на Бородинское поле, ибо исторически для победы необходимо участие всех, кому дорого отечество. И Толстой заставил нас увидеть это сражение глазами Пьера, так как именно ему видится нравственная основа этого события. Пьер останется в Москве, чтобы убить Наполеона и спасет девочку. И, наконец, в плену он обретет путь к свободе внутренней, приобщится к народной правде и к народной морали. Встреча с Платоном Каратаевым, носителем народной правды – эпоха в жизни Пьера. Как и Баздеев, Каратаев войдет в его жизнь духовным учителем. Но вся внутренняя энергия личности Пьера, весь строй его души таковы, что, с радостью принимая предлагаемый опыт своих учителей, он не подчиняется им, а идет, обогащенный, дальше своим путем. И этот путь, по мнению Толстого, единственно возможен для истинно нравственного человека.

  3. Автор с ироничной тонкостью подмечает внутренние споры, которые ведет сам с собой Пьер в поисках смысла жизни в «Войне и мире» Толстого.
    Чем старше становится Пьер, тем явственнее проступает его истинное отношение к жизни, к людям.
    Он даже не задумывается о том, что происходит в его окружении, ему в голову не приходит принимать участие в жарких «боях» за наследство. Пьер Безухов занят главным для себя вопросом: «Как жить?».
    Получив наследство и титул, он становится завидным женихом. Но, как прозорливо писала о Пьере княжна Марья в письме своей подруге Жюли: «Я не могу разделять вашего мнения о Пьере, которого знала еще ребенком. Мне казалось, что у него было всегда прекрасное сердце, а это то качество, которое я более всего ценю в людях. Что касается до его наследства и до роли, которую играл в этом князь Василий, то это очень печально для обоих. Ах, милый друг, слова нашего божественного спасителя, что легче верблюду пройти в игольное ухо, чем богатому войти в царствие божие, — эти слова страшно справедливы! Я жалею князя Василия и еще более Пьера. Столь молодому быть отягощенным таким огромным состоянием, — через сколько искушений надо будет пройти ему!»
    Пьер, теперь уже граф Безухов, действительно не устоял перед искушением и выбрал в жены хоть и красивую, но глупую и подлую Элен Курагину, которая изменяла ему с Долоховым. Став богатым, и женившись на красивейшей женщине, Пьер вовсе не становится счастливее, чем был до этого.
    Вызвав на дуэль Долохова и ранив его, Пьер не испытывает торжества над победителем, он стыдится того, что произошло, он ищет собственную вину во всех своих бедах и ошибках. «Но в чем же я виноват? — спрашивал он. — В том, что ты женился, не любя ее, в том, что ты обманул и себя и ее»
    Думающий человек ошибаясь, и осознавая свои ошибки, воспитывает себя. Таков и Пьер – он все время задает себе вопросы, создавая и формируя свое мировоззрение. В поисках ответов на главные для него вопросы он едет в Петербург.
    «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» – спрашивал он себя. И не было ответа ни на один из этих вопросов, кроме одного, не логического ответа, вовсе не на эти вопросы. Ответ этот был: «Умрешь — все кончится. Умрешь и все узнаешь — или перестанешь спрашивать». Но и умереть было страшно».
    Встреча с масоном Баздеевым была очередным и очень важным этапом в жизни Пьера. Он впитывает идеи внутреннего очищения, призывы к духовной работе над собой, и, словно заново родившись, находит для себя новый смысл жизни, новую истину.
    «В душе его не оставалось ни следа прежних сомнений. Он твердо верил в возможность братства людей, соединенных с целью поддерживать друг друга на пути добродетели, и таким представлялось ему масонство».
    Воодушевленный, Пьер хочет отпустить своих крестьян на волю, пытается внедрить реформы в своих имениях: облегчить труд женщин с детьми, уничтожить телесные наказания, учредить больницы и школы. И ему кажется, что все это у него получилось. Ведь благодарят же его женщины с детьми, которых он освободил от тяжелых работ, и хорошо одетые крестьяне приходят к нему с благодарственной депутацией.
    Как раз после этой поездки, радостный от того, что делает добро людям, Пьер приезжает к князю Болконскому.

    Пьер Безухов и Андрей Болконский

    Встреча с «нахмуренным и постаревшим» князем Андреем хоть и удивила Пьера, но не остудила его пыла. «Ему совестно было высказывать все свои новые, масонские мысли, в особенности подновленные и возбужденные в нем его последним путешествием. Он сдерживал себя, боялся быть наивным; вместе с тем ему неудержимо хотелось поскорей показать своему другу, что он был теперь совсем другой, лучший Пьер, чем тот, который был в Петербурге».
    С поиска смысла жизни Пьером Безуховым и Андреем Болконским начинается роман Толстого, и этот поиск происходит на протяжении всего повествования. Эти два человека словно дополняют друг друга – восторженный и увлекающийся Пьер и серьезный и практичный князь Андрей. Каждый из них проходит свой путь, полный взлетов и падений, радостей и разочарований, но их объединяет то, что оба они хотят приносить пользу людям, стремятся найти истину и справедливость в жизни.
    Андрей Болконский, несмотря на то, что внешне очень недоверчиво отнесся к вступлению Пьера в масоны, со временем сам станет членом масонской ложи. И те преобразования в положении крестьян, которые не удалось сделать Пьеру, князь Андрей вполне успешно внедрит в своем хозяйстве.
    Пьер же, после разговора с Болконским начнет сомневаться и постепенно отойдет от масонства. Со временем он опять испытает отчаянную тоску, и снова его будет мучить вопрос: «Как жить?»
    Но в своей непрактичности и вечном поиске смысла жизни Пьер оказывается более добрым и мудрым, чем князь Андрей.
    Видя, как страдает и мучается Наташа, совершив ужасную ошибку, связавшись с Анатолем Курагиным, Пьер пытается донести до Болконского ее любовь, ее раскаяние. Но князь Андрей непреклонен: «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу… Ежели ты хочешь быть моим другом, не говори со мной никогда про эту… про все это». Он не хочет понять важную истину: если любишь, нельзя думать только о себе. Любовь иногда и проявляется в том, что нужно понять и простить любимого человека.
    Встретив в плену Платона Каратаева, Пьер учится у него естественности, правдивости, умению легко относится к жизненным неурядицам. И это еще один этап в духовном развитии Пьера Безухова. Благодаря простым истинам, о которых рассуждал Каратаев, Пьер понял, что важно ценить жизнь каждого человека и уважать его внутренний мир так же, как свой.

    Заключение

    Роман «Война и мир» – это описание почти десятилетия из жизни многих людей. За это время произошло огромное количество разных событий и в истории России, и в судьбах персонажей романа. Но, несмотря на это, с главными героями романа остались основные истины, о которых говорится в произведении: любовь, честь, достоинство, дружба.
    Сочинение на тему «Поиск смысла жизни Пьером Безуховым» я хочу закончить его словами, сказанными им Наташе: «Говорят: несчастия, страдания… Да ежели бы сейчас, сию минуту мне сказали: хочешь оставаться, чем ты был до плена, или сначала пережить все это? Ради бога, еще раз плен и лошадиное мясо. Мы думаем, как нас выкинет из привычной дорожки, что все пропало; а тут только начинается новое, хорошее. Пока есть жизнь, есть и счастье».

  4. Л. Н. Толстой – писатель огромного, всемирного масштаба, так как предметом его исследований были человек, его душа. Для Толстого человек – часть Вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать самое себя.
    Пьер Безухов – честный, высокообразованный дворянин. Это натура непосредственная, способная остро чувствовать, легко возбуждаться. Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения, поиск смысла жизни. Жизненный путь его сложен и извилист. Вначале под влиянием молодости и окружающей обстановки он совершает много ошибок: ведет бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на своей дочери Элен. Пьер стреляется на дуэли с Долоховым, порывает с женой, разочаровывается в жизни. Ему ненавистна всеми признаваемая ложь светского общества, и он понимает необходимость борьбы.
    В этот критический момент Пьер попадает в руки масона Баздеева. Этот “проповедник” ловко расставляет перед доверчивым графом сети религиозно мистического общества, которое призывало к нравственному усовершенствованию людей и объединению их на началах братской любви. Пьер понял масонство как учение о равенстве, братстве и любви. Это помогло ему направлять свои силы на благоустройство крепостных. Он освободил крестьян, учредил больницы, приюты, школы.
    Война 1812 г. заставляет Пьера вновь горячо взяться за дело, но его страстный призыв помочь Родине вызывает всеобщее недовольство московского дворянства. Он вновь терпит неудачу. Однако, охваченный патриотическим чувством, Пьер на свои деньги снаряжает тысячу ополченцев и сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона: “или погибнуть, или прекратить несчастья всей Европы, происходившие, по мнению Пьера, от одного Наполеона”.
    Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бородинского поля в момент знаменитого сражения. Он понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире – народ. Безухов одобрительно воспринимает мудрые слова солдата: “Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва. Один конец сделать хотят”. Вид оживленных и потных мужиков ополченцев, с громким хохотом и говором работающих на поле, “подействовал на Пьера сильнее всего того, что видел и слышал до сих пор о торжественности и значимости настоящей минуты”.
    Если более тесное сближение Пьера с простыми людьми происходит после встречи с солдатом, бывшим крестьянином, Платоном Каратаевым, который, по мнению Толстого, является частицей народной массы. От Каратаева Пьер набирается крестьянской мудрости, в общении с ним “обретает то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде”.
    Жизненный путь Пьера Безухова типичен для лучшей части дворянской молодежи того времени. Именно из таких людей составлялась железная когорта декабристов. Многое роднит их с автором эпопеи, который был верен данной им в молодости клятве: “Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать и опять бросать и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость”.

  5. Отличительными чертами характера Пьера на данном этапе жизни можно назвать необычайную доброту, доверчивость и простодушие. Он был наивен, словно ребенок. Однако предательство супруги и последующая дуэль стала первым жизненным уроком. Такое потрясение приводит героя к разочарованию. Он увлекается масонством, жертвует деньги, взносы. Он ведет записи о тех идеях, которые продвигаются масонским течением. Но, спустя некоторое время осознает, насколько все это глупо, насколько бесполезно и даже бестолково.
    Пьер, не опуская рук, продолжает искать смысл жизни. Находясь в поисках истины, Безухов отправляется на войну. Там он попадает в плен и знакомится с добрым, положительным героем – Платоном Каратаевым – простым человеком с чистой и настоящей душой.
    Платон Каратаев заставляет Безухова поверить в себя, открывает ему глаза на жизнь простого народа, на обычные земные радости.
    Побывав на войне, Пьер смог переосмыслить всю свою жизнь, он по-новому начал смотреть на окружающие его события. В нем проснулась терпеливость, он стал внимательно вглядываться в людей, пытаясь найти в каждом что-то доброе и хорошее.
    Взяв в жены Наташу, Пьер обретает безграничное счастье, которое только может испытывать человек.
    В конце романа читатель видит Пьера совершенно другим героем. Он спокоен, на его душе равновесие и тишина. Он прекрасный семьянин, он счастливчик, у которого есть преданная супруга и четверо детей. Позади остались тяжкие, сложные времена, немыслимые перемены. Теперь идеал его существования – это тихая и размеренная семейная жизнь.

  6. Образ Пьера Безухова, как и всех положительных ге­роев Толстого, дается в развитии. Толстой показывает, как на протяжении 15 лет под влиянием условий русской общественно-политической жизни и дворянского быта формируется мировоззрение будущего декабриста, складывается его характер. Неизменной остается только доброта Пьера, его искренность, чувство правды, стрем­ление перестроить на разумных началах жизнь русского народа. В этом стремлении он постепенно переходит от беспорядочной траты сил к конкретной деятельности во имя определенных целей. Внутренние перемены отража­ются на его внешнем облике.
    Впервые мы встречаемся с Пьером в 1805 году. Он вернулся из-за границы и проникнут идеями французс­кой революции. Но мировоззрение его сформировалось в условиях русской жизни, и ему пришлось пройти тя­желый путь ошибок, заблуждений, исканий. Благодаря своей молодости, доверчивости, непрактичности, именно под влиянием окружающей среды Пьер совершает ряд тя­гостных жизненных ошибок.
    Петр Кириллович Безухов — незаконнорожденный сын богатого и знатного екатерининского вельможи, при­знанный законным наследником лишь после смерти отца. До 20 лет он воспитывался за границей. Появившись в свете, обращал на себя внимание нелепостью поведения и одновременно естественностью, отличавшей его от ок­ружающих. Как и его друг Андрей Болконский, считает Наполеона великим деятелем своего времени.
    Пьер — увлекающаяся натура, человек с мягким и слабым характером, добрый, доверчивый, но в то же время подверженный бурным вспышкам гнева (эпизоды ссоры с Элен после дуэли, объяснение с Анатолем Курагиным после попытки увезти Наташу Ростову). Страсти, ко­торые владеют Пьером, часто приводят к большим непри­ятностям. Он принимает участие в кутежах в компании Долохова и Курагина, после чего его высылают из Петер­бурга. После смерти отца становится богатым, наследует титул и в результате интриг князя Василия Курагина же­нится на его дочери Элен, светской красавице, неумной и распутной женщине. Этот брак делает героя глубоко несчастным, приводит к дуэли с Долоховым, к разрыву с женой. Оставив ей большую часть состояния, уезжает, потому что не видит никакой цели в жизни. Сближает­ся с масонами, ища себе поле деятельности. Занимается благоустройством своих крепостных, но наивного Пьера обманывают управляющие. Искренние его намерения оказались пустой затеей. Вместо активной деятельности масонство предлагает членам ложи заниматься самосо­вершенствованием. Жизнь Пьера зашла в тупик. И он погружается в состояние томительной тоски, доходящей до отчаяния.
    Общий патриотизм 1812 года захватил Пьера, он сфор­мировал полк, взяв полностью на свои средства его со­держание, а сам остался в Москве для того, чтобы убить Наполеона. Во время оккупации Москвы в полной мере проявилась деятельная, самоотверженная доброта Пьера. Он сближается с простыми русскими людьми: крестьяна­ми, Каратаевым. Он учится уважать и любить их. На Бо­родинском поле наблюдает за битвой. Здесь же происхо­дит и последняя встреча с Болконским, который говорит Пьеру, что настоящее понимание жизни там, где «они», обычные русские солдаты. Именно на Бородинском поле Пьер впервые испытывает чувство единства с окружаю­щими, помогая им во время сражения.
    В опустевшей и горящей Москве пытается помогать людям: защищает женщину, спасает из огня ребенка. По­падает в плен как поджигатель и переживает там ужасные минуты ожидания смерти, наблюдая за казнью пленных. В результате общения с Платоном Каратаевым понимает, сначала интуитивно, а затем и разумом, народное миро­ощущение: любовь к жизни, осознание себя частью целого мира. Он научился «видеть вечное и бесконечное во всем. И это вечное и бесконечное был Бог». После окончания войны, смерти Элен Пьер женится на Наташе Ростовой. В эпилоге он изображен счастливым отцом семейства, любимым и любящим мужем, человеком, нашедшим свое место и назначение в жизни.
    Образы Андрея Болконского и Пьера Безухова ти­пичны для своей эпохи, хотя таких, как они, в общей массе дворянства было незначительное количество. Для Болконского и Безухова характерны неудовлетворенность общественно-политическим строем, жизнью своего клас­са, стремление к полезной деятельности во имя интересов родины, народа, самоотверженный патриотизм. Этими образами Толстой раскрывает сущность движения дека­бристов.

  7. Чего не достает герою для счастья? Решительности и силы воли, ведь жизнь носит его, как соломинку по реке. Так он кутил, потому что не хотел отстать от «друзей». Потом женился, потому что Элен Курагина соблазнила его, окружила его своей красотой, хотя они оба не любили друг друга. Пьер ездил на ненужные ему собрания и балы, обманывал себя иллюзиями, ложными идеями (например, масонством). Найти себя ему помогло трагическое событие – Отечественная война 1812 года. Герой участвовал в Бородинской битве, наблюдал то, как простые люди, не философствуя и не рассуждая, как любил сам Пьер, просто идут и умирают за Родину. Кроме страшной и героической битвы, Безухов испытал унизительный плен, но там встретил знакового человека – Платона Каратаева. В Платоне заключались настоящая жизненная мудрость и духовность. Его философия не витала в облаках, а заключалась в том, что счастье внутри каждого человека, оно в его свободе, удовлетворении потребностей, простых радостях и эмоциях. После этой встречи жизнь Пьера изменилась: он принял себя и окружающих с их недостатками, он обрел смысл жизни и любовь. Его отношениям с Наташей постоянно что-то мешало: сначала она была невестой друга, а Безухов не мог совершить предательство, потом девушка была слишком подавлена разрывом с женихом, и ей было не до чувств. И только после окончания войны, после духовного перерождения и Пьера, и Наташи они смогли отдаться любви, сделавшей их счастливыми на долгие годы.

  8. В монументальном романе-эпопее “Война и мир” Л.Н. Толстой отразил множество больших и малых проблем из жизни русского общества начала XIX века. Поиски смысла жизни, истинный и ложный героизм, любовь и ненависть, жизнь и смерть – вот только наиболее важные из проблем, встающие перед главными героями романа. И каждый решает их по-своему. Мы по-разному относимся к героям романа. Но в кульминационный момент произведения – войне 1812 года – почти все внушают нам глубокое уважение, так как весь русский народ поднялся в едином патриотическом порыве. Война повлияла на судьбы всех героев книги.
    Одним из моих любимых героев является Пьер Безухов. Он появляется на первых же страницах “Войны и мира” в салоне Анны Павловны Шерер. Молодой человек, нелепый и непривлекательный, “толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками”. Большой и неуклюжий, он никак не вяжется с изящной обстановкой салона, смущает и шокирует окружающих. Но он же и внушает страх. Анну Павловну страшит взгляд юноши: умный, робкий, наблюдательный, естественный. Таков Пьер, незаконнорожденный сын русского вельможи. В салоне Шерер его принимают лишь на всякий случай, а вдруг граф Кирилл официально признает сына. Многое вначале нам кажется в Пьере странным: воспитывался в Париже – и не умеет вести себя в обществе. И лишь позже мы поймем, что непосредственность, искренность, горячность – сущностные черты Пьера. Ничто и никогда не заставит его изменить себя, жить по общей, усредненной форме, вести бессмысленные разговоры. Образ Пьера – центральный во всей образной системе романа. И, прежде всего потому, что он был в центре сюжета первоначального замысла книги о декабристе, вернувшемся из ссылки. Роман “Война и мир” построен в виде семейной хроники. История народа воспринимается сквозь призму семейной истории. Пьер на этом фоне уникален. За ним единственным нет никого, официально признанный и любимый отцом, он так и не узнает своего родителя, ничего не сможет от него перенять. Пьер изначально лишен семьи, он начинается с себя. Это составляет сущность личности этого героя, отражает черты не его рода, а общие черты его характера.
    Как и другие герои Толстого, Пьер пройдет свой путь “от Наполеона к Кутузову”. Этот путь отмечен не меньшими ошибками и заблуждениями, чем путь князя Андрея.
    Первой трагической ошибкой Пьера стал брак с Элен. Автор подробно повествует о том, как завлекали развратные Элен и князь Василий наивного Пьера, как вовремя прибежали с иконой благословлять их. И описав все это, Толстой пристально всматривается в несчастного Пьера. Кого он обвиняет в своем нелепом браке? И Пьер одерживает свою первую победу – он обвиняет себя. Духовная установка Пьера изначально опирается на принцип истинной нравственности: прежде всего суди самого себя.
    Вторым серьезным испытанием станет для Пьера неожиданная дуэль. Оскорбленный Долоховым, он бросает вызов и оказывается вновь вовлеченным в чужую и чуждую игру. Казалось бы, исход дуэли – торжество справедливости: впервые взяв в руки пистолет, Пьер попадает в своего обидчика. Но после всего этого, бессмысленной представляется графу вся его жизнь. Пьер переживает глубокий душевный кризис. Этот кризис – и сильное недовольство собой, и желание изменить свою жизнь.
    Торжок стал для Пьера его Аустерлицем. На этой почтовой станции он отрекся от своего раннего нравственного бонапартизма и выбрал новый путь. Этот путь указал ему масон Баздеев, который становится его наставником. Обращение Пьера к масонам понятно. Баздеев предлагает ему начать жизнь с нуля, возродиться в новом, очищенном состоянии. Но оно оправдано и исторически. Известно, что через масонство прошли почти все декабристы, и искали они в масонстве то же, что и Пьер – нравственные очищения. Судьбу Пьера Лев Толстой выстраивает цепью нелогических закономерностей, закономерностей исторических. Не будучи военным, он едет на Бородинское поле, ибо исторически для победы необходимо участие всех, кому дорого отечество. И Толстой заставил нас увидеть это сражение глазами Пьера, так как именно ему видится нравственная основа этого события. Пьер останется в Москве, чтобы убить Наполеона и спасет девочку. И, наконец, в плену он обретет путь к свободе внутренней, приобщится к народной правде и к народной морали. Встреча с Платоном Каратаевым, носителем народной правды – эпоха в жизни Пьера. Как и Баздеев, Каратаев войдет в его жизнь духовным учителем. Но вся внутренняя энергия личности Пьера, весь строй его души таковы, что, с радостью принимая предлагаемый опыт своих учителей, он не подчиняется им, а идет, обогащенный, дальше своим путем. И этот путь, по мнению Толстого, единственно возможен для истинно нравственного человека.

  9. Текст сочинения:
    Пьер
    Безухов в романе Л.Н.Толстого Война и мир

    Пьер Безухов – один из любимых героев
    Толстого. Жизнь Пьера – это путь откры?ий и
    разочарований, путь кризисный и во многом
    драматический.
    Пьер – натура эмоциональная. Его отличаю? ум,
    склонный к мечтательному философствованию,
    рассеянность, слабость воли, отсу?ствие
    инициативы, исключительная доброта.
    Главная черта героя – искание оуспокоения,
    согласия с самим собойп, поиски жизни,
    которая гармонировала бы с потребностями
    сердца и приносила бы моральное
    удовлетворение.
    Впервые мы встречаемся с Пьером в гостиной
    Шерер. Писатель обращает наше внимание на
    облик вошедшего: омассивный, толстый
    молодой человекп с оумным и вместе робким,
    наблюдательным и естественным взглядом,
    отличавшим его от всех в этой гостинойп.
    Именно таким изображен Пьер на рисунке
    Боклевского: иллюстратор подчеркивает в
    портрете героя те же чер?ы, что и Толстой. А
    если вспомнить работы Шмаринова, то в них
    больше передано душевное состояние Пьера в
    тот или иной момен?: иллюстрации этого
    художника помогаю? глубже понять персонаж,
    яснее уловить его духовный рост. Постоянный
    портретный признак – омассивная, толстаяп
    фигура Пьера Безухова может быть в
    зависимости от обстоятельств то неуклюжей,
    то сильной. может выражать и растерянность,
    и гнев, и доброту, и
    бешенство. Иначе говоря, у Толстого
    постоянная художественная деталь каждый
    раз обрастает новыми, добавочными
    оттенками. А какая улыбка у Пьера? о…Не
    такая, как у других… У него, напротив, когда
    приходила улыбка, то вдруг мгновенно
    исчезало серьезное…
    лицо и являлось другое-детское, доброе…п
    В Пьере постоянно идет борьба духовного с
    чувственным, внутренняя, нравственная
    сущность героя противоречи? образу его
    жизни. С одной стороны, он полон благородных,
    свободолюбивых помыслов, истоки которых
    восходят к эпохе Просвещения и Французской
    революции. Пьер – поклонник Руссо, Монтескье,
    увлекших его идеями всеобщего равенства и
    перевоспитания человека, С другой стороны,
    Пьер участвует в кутежах в компании Анатоля
    Курагина, и здесь в нем проявляется то
    разгульно-барское начало, воплощением
    которого был когда-то его отец,
    екатерининский вельможа, граф Безухов.
    Чувственное сначала одерживает верх над
    духовным: он жени?ся на чуждой ему Элен. Это
    одна из важных вех в жизни героя. Но Пьер все
    больше осознает, что настоящей семьи у него
    нет, что жена его безнравственная женщина. В
    нем растет недовольство, но не другими, а
    самим собой. Именно так и бывает с подлинно
    нравственными людьми. За свою
    неустроенность они считаю? возможным
    казнить только самих себя. Взрыв происходи?
    на обеде в честь Багратиона. Пьер вызывает
    на дуэль Долохова, оскорбившего его. Но во
    время дуэли, увидев лежащего на снегу
    раненного им противника, оПьер схватился за
    голову и, повернувшись назад, пошел в лес,
    шагая целиком по снегу и вслух приговаривая
    непонятные слова, оГлупо…глупо! Смерть…
    ложь… – ?вердил он, морщасьп. оГлупо и ложьп
    – это опять относи?ся только к нему самому.
    После всего, что произошло с ним, особенно
    после дуэли, Пьеру представляется
    бессмысленной вся его жизнь. Он переживает
    душевный кризис: это сильное недовольство
    собою и связанное с э?им желание изменить
    свою жизньп построить ее на новых, добрых
    началах.
    Разорвав с женой, Пьер, по пу?и в Петербург,
    в Торжке, дожидаясь на станции лошадей,
    задает себе трудные (овечныеп) вопросы: оЧто
    дурно? Что хорошо? Что надо любить, что
    ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что
    такое жизнь, что смерть? Какая сила
    управляет всем?п Здесь он встречает масона
    Баздеева. В момен? душевного разлада,
    который переживал Пьер, Баздеев
    представляется ему как раз тем человеком,
    какой ему нужен, Пьеру предлагаю? путь
    нравственного совершенствования, и он
    принимает этот путь, потому что больше
    всего ему нужно сейчас улучшить свою жизнь
    и себя. В нравственном очищении для Пьера,
    как и для Толстого в
    определенный период, заключалась правда
    масонства, и, увлеченный ею, он на первых
    порах не замечал того, что было ложью.
    Своими новыми представлениями о жизни Пьер
    дели?ся с Андреем Болконским. Пьер пытается
    преобразовать орден масонов, составляет
    проект, в котором призывает к деятельности,
    практической помощи ближнему, к
    распространению нравственных идей во имя
    блага человечества во всем мире… Однако
    масоны решительно отвергаю? проект Пьера, и
    он окончательно убеждается в
    основательности своих подозрений насчет
    того, что многие из них искали в масонстве
    средство расширения своих светских связей,
    что масонов – э?их ничтожных людей –
    интересовали не проблемы добра, любви,
    истины, блага человечества, а омундиры и
    кресты, которых они добивались в жизнип.
    Новый душевный подъем испы?ывает Пьер в
    связи с народным патриотическим подъемом
    во время Отечественной войны 1812 года. Не
    будучи военным, он принимает участие в
    Бородинском сражении.
    Пейзаж Бородинского поля перед началом
    би?вы (яркое солнце, ?уман, дальние леса,
    золотые поля и перелески, дымы выстрелов)
    соотноси?ся с настроением и мыслями Пьера,
    вызывая у него какую-то приподнятость,
    ощущение красоты зрелища, величия
    происходящего.
    Его глазами Толстой передает свое
    понимание решающих в народной,
    исторической жизни собы?ий. Потрясенный
    поведением солдат, Пьер сам проявляет
    мужество и готовность к самопожер?вованию.
    В то же время нельзя не отметить наивность
    героя: принятое им решение убить Наполеона.
    В одной из иллюстраций Шмаринов хорошо передает
    э?у чер?у: Пьер изображен переодетым в
    простонародное платье, делающее его
    неуклюжим, мрачно-сосредоточенным. По
    дороге, приближаясь к главной квар?ире
    французов, он совершает благородные
    поступки: спасает девочку из горящего дома,
    вступается за мирных жителей, которых
    грабили французы-мародеры. В отношении
    Пьера к простым людям и к природе еще раз
    проявляется авторский нравственно-эстетический
    критерий прекрасного в человеке: Толстой
    находи? его в слиянии с народом и природой.
    Решающей для Пьера станови?ся
    его встреча с солдатом, бывшим
    крестьянином Платоном Каратаевым, который,
    по мнению Толстого,
    олицетворяет народные массы. Эта встреча
    означала для героя
    приобщение к народу, народной мудрости, еще
    более тесное сближение
    с простыми людьми. В плену Пьер обретает ото
    спокойствие и довольство собой, к которым
    он ?щетно стремился преждеп. Здесь он
    оузнал не умом, а всем существом своим,
    жизнью, что человек сотворен для счастья,
    что счастье в нем самом, в удовлетворении
    естественных человеческих потребностей…п
    Приобщение к народной правде, к народному
    умению жить помогает внутреннему
    освобождению Пьера, всегда искавшего
    решения вопроса о смысле жизни: о…он искал
    этого в филантропии, в масонстве, в
    рассеянии светской жизни, в вине, в
    геройском подвиге самопожер?вования, в
    роман?ической любви к Наташе; он искал
    этого путем мысли, и все э?и искания и
    попы?ки все обманули егоп. И вот, наконец, с
    помощью Каратаева этот вопрос разрешен.
    Самое существенное в Каратаеве – верность и
    неизменность. Верность
    себе, своей единственной и постоянной
    душевной правде. Какое-то
    время этому следует Пьер. В характеристике
    душевного состояния героя
    в э?у пору Толстой развивает свои идеи о
    внутреннем счастье человека,
    которое заключается в полной душевной
    свободе, спокойствии и
    умиротворении, независимых от внешних
    обстоятельств.
    Однако, испытав на себе влияние философии
    Каратаева, Пьер, вернувшись из плена, не
    стал каратаевцем, непротивленцем. По самой
    су?и своего характера он не способен был
    принять жизнь без поисков. Познав правду
    Каратаева, Пьер в эпилоге романа уже идет
    своим путем. Его спор с Николаем Ростовым
    доказывает, что перед Безуховым стои?
    проблема нравственного обновления
    общества. оДеятельная добродетельп, по
    мысли Пьера, может вывести страну из
    кризиса. Необходимо объединение честных
    людей. Счастливая семейная жизнь (в браке с
    Наташей Ростовой) не уводи? Пьера от
    общественных интересов. Он станови?ся
    членом тайного общества. С возмущением
    говори? Пьер о реакции, наступившей в
    России, об аракчеевщине, воровстве. В то же
    время он понимает силу народа, вери? в него.
    При всем этом герой решительно выступает
    против насилия. Иначе говоря, для Пьера
    решающим в переустройстве общества
    остается путь нравственного
    самосовершенствования.
    Напряженный интеллектуальный поиск,
    способность на бескорыстные поступки,
    высокие душевные порывы, благородство и
    преданность в любви (отношения с Наташей),
    истинный патриотизм, желание сделать
    общество более справедливым и человечным,
    правдивость и естественность, стремление к
    самоусовершенствованию делаю? Пьера одним
    из лучших людей его времени.
    Закончить сочинение хочется словами
    Толстого, которые многое объясняю? в
    судьбах писателя и его любимых героев:
    оЧтоб жить честно, надо рваться, путаться,
    биться, ошибаться, начинать и
    бросать, и опять начинать и опять бросать, и
    вечно бороться и лишаться. А спокойствие –
    душевная подлость.
    Права на сочинение “Пьер Безухов в романе Л.Н.Толстого Война и мир” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

  10. Образ Пьера Безухова занимает важное место не только в романе-эпопее Льва Толстого «Война и мир», но и во всей творческой деятельности писателя. В интеллектуальных и духовных поисках этого героя соединились рациональное и интуитивное начала, внешняя мягкость и податливость людям и обстоятельствам и сильные страсти. Все это в результате приводит к ясному, полному пониманию смысла жизни.
    Будучи незаконным сыном графа Безухова, Пьер после смерти отца оказывается не до конца готов к тем благам и обязанностям, которые налагают титул и материальное состояние. Неудачная женитьба только усиливает склонность героя к философским размышлениям, что приводит Пьера в масонскую ложу. Но их идеалы, цели, средства, да и участники движения разочаровали Безухова.
    Потом Пьер Безухов находит новое полезное увлечение: благотворительность, улучшение жизни и быта крестьян. Но он непрактичен, доверчив – и снова терпит неудачу.
    Год, ставший переломным в судьбе и духовных поисках героя – 1812. Переоценка ценностей, кумиров, идеалов – все это неразрывно связано с его участием в Отечественной войне. Те мыли, что зародились в Пьере еще перед Бородинской битвой, находят воплощение в Москве, в плену, где Пьер оказался как поджигатель. И там же он встречает русского солдата Платона Каратаева. Каратаев через свои мысли и слова передает всю вековую народную мудрость.
    В общении с Платоном и происходит становление мировоззрения Пьера. Он начинает понимать народное восприятие жизни и мира. Жизнь Каратаева – это не рассуждения, поиски, философствование – это собственно и есть «проживание» и «обживание» в любых условиях. Та глубокая народная мудрость, которую так ищет Пьер, заключается в этом человеке-символе: круглое, спокойное, теплое и доброе. В общении с Платоном, для Пьера открываются новые истины: если невинно страдаешь, надо продолжать любить жизнь, смиряться и идти дальше.

  11. В тот момент он вдруг понял, что «все это, ежели и стоит чего-нибудь, то только по тому наслаждению, с которым все это можно бросить».
    «Солдатом быть, просто солдатом!.. Войти в эту об­щую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими. Но как скинуть с себя все это лиш­нее, дьявольское, все бремя этого внешнего челове­ка?» — вот какие мысли и рассуждения охватили Пье­ра Безухова после того, как он стал непосредственным очевидцем и участником героического подвига просто­го русского солдата на Бородинском поле. Именно в тот момент к нему приходит окончательное и беспо­воротное решение соединить свою судьбу с нелегкой судьбой страдающего народа.
    Последующие события оказались для души Пьера Безухова настоящим чистилищем, помогли освободить ее от внешней великосветской оболочки. Они произве­ли и великий внутренний переворот в душе главного героя. Пьер проделал поистине тернистый путь: плен, ожидание казни, ужасы отступления в колонне плен­ных, ежедневное и ежечасное ощущение холодных прикосновений смерти, вид народного горя, человечес­ких страданий. Кажется, Пьер уже сполна выпил из той чаши, из которой всю свою жизнь приходилось пить крепостному крестьянину.
    Отчаяние и почти безнадежность положения приво­дят Пьера Безухова к восприятию философии терпения и смирения Платона Каратаева. Однако разумное осо­знание обретенной близости к народу, понимание спра­ведливости того дела, в котором он принимает непосред­ственное живое участие, помогают Пьеру Безухову пе­ренести тяжелые физические и неимоверные моральные трудности и испытания. Он постоянно стремится «найти согласие с самим собой» и находит его лишь на пути к декабризму, в среде передовых и решительных людей, своего круга. Для этого ему понадобилось пройти через светские развлечения, испытать на себе масонство, пере­шагнуть через увлечение каратаевской философией пас­сивности и созерцательного отношения к жизни.
    Прежде Пьер находился в непрестанном поиске це­ли и смысла своей жизни. Он как будто все время учил­ся жить у тех, с кем сводила его судьба. Пройдя через неимоверные испытания, он понял и осознал, что «иско­мая цель жизни» не существует. Зато «он теперь имел веру… в живого, ощущаемого Бога. Прежде он искал Его в целях, которые он ставил себе. Это искание цели было только искание Бога; и вдруг он узнал в своем плену не словами, не рассуждениями, но непосредственным чув­ством то, что ему уже давно говорила нянюшка: что Бог вот он, тут везде. Он в плену узнал, что Бог в Каратаеве более велик, бесконечен и непостижим, чем в признава­емом масонами Архитектоне вселенной. Он испытывал чувство человека, нашедшего искомое у себя под нога­ми, тогда как он напрягал зрение, глядя далеко от себя… Теперь же он выучился видеть великое, вечное и беско­нечное во всем». Пьер «радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь».
    Внутренняя перемена вызвала и поразительные внешние перемены. Если раньше Пьер «казался хотя и добрым человеком, но несчастным; и потому невольно люди отдалялись от него. Теперь улыбка радости жизни постоянно играла около его рта, и в глазах его светилось участие к людям». Он научился «слушать так, что люди охотно высказывали ему свои самые задушевные тай­ны». Княжна, например, которая никогда не любила Пьера и питала к нему особенно враждебное чувство, «после короткого пребывания» рядом с ним «почувство­вала, что она его любит». И она «с благодарностью выка­зывала ему затаенные добрые стороны своего характе­ра». Перемену заметили и слуги Пьера Терентий и Васька, которые «находили, что он много попростел». А итальянец, состоявший на французской службе и по­павший в плен, сказал Пьеру: «Если все русские хотя немного похожи на вас, то воевать с таким народом, как вы, — преступление». Все это происходило потому, что в Пьере «была новая черта, заслуживавшая ему распо­ложение всех людей: это признание возможности каж­дого человека думать, чувствовать и смотреть на вещи по-своему; признание невозможности словами разубе­дить человека. Эта законная особенность каждого чело­века, которая прежде волновала и раздражала Пьера, теперь составляла основу участия и интереса, которые он принимал в людях».
    Образ Пьера Безухова вызывает восхищение и ува­жение, многому учит нас. Пьер — умный и благородный человек, честен как в словах, так и в поступках. Вспом­ним хотя бы такие сцены, как дуэль с Долоховым, защита армянской девушки от французов или решение оплатить долги Элен после ее смерти. Это искренний патриот, гото­вый не громкими красивыми заверениями, а настоящими делами и поступками помогать своей Родине в исполне­нии ее высших предначертаний.

  12. Любой человек в своей жизни хотя бы раз задумывается над тем, правильно ли он живет, для чего дана ему жизнь, в чем вообще смысл человеческой жизни. Разобраться в этих вопросах бывает нелегко. Сделать правильный выбор, принять верное решение — еще труднее. Именно здесь на помощь нам приходят великие произведения русской литературы, такие, например, как роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир».
    В своем произведении писатель поднимает важнейшие вопросы не только своего времени, но и всей человеческой жизни. Он выступает в качестве психолога и философа, рассматривая многие нравственные, моральные проблемы, рисуя нелегкий и тернистый путь своих героев в поисках истины и смысла жизни, в поисках самого себя, своего предназначения. Такой путь проходят почти все главные герои романа. Но мне хотелось бы остановиться подробнее на идейных исканиях Пьера Безухова — одного из интереснейших и противоречивых персонажей Толстого.
    В своей жизни Пьер проходит через ряд сменяющих друг друга этапов, через множество увлечений и разочарований. Восхищение Наполеоном сменяется у него масонством. Духовная независимость вначале уступает место прелестям великосветской жизни, которая затем сменяется вспышками отвращения и презрения к этому кругу людей. В душе богатого графа просыпается глубокая любовь к народу, мечта о личном подвиге и убийстве Наполеона. В конечном итоге Безухов приходит к идеям декабристов. Это человек,” живущий интересами и стремлениями своего времени, ищущая натура, которая более всего хочет прожить свою жизнь не зря.
    «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» — вот те вопросы, которые мучительно пытался разрешить Пьер Безухов.
    При этом он всегда стремился отстоять свое мнение, в споре прийти к пониманию истины. Вот мы встречаем его в салоне Анны Павловны Шерер, где герой яростно защищает перед монархистами идеи Французской революции. При этом он искренне восхищается Наполеоном, видя в нем главу революционной Франции. Сам Толстой так говорит об устремлениях молодого Пьера: «…Он всею душою желал то произвести республику в России, то самому быть Наполеоном, то философом, то тактиком, победителем Наполеона». Однако герой еще не нашел настоящей цели своей жизни — потому он находится в постоянных метаниях, сомнениях. Он совершает ошибки, растрачивая силы на разгул в компании Долохова и Курагина. Получив титул и наследство после смерти отца, Безухов ведет праздную, бессмысленную жизнь в окружении « золотой молодежи ». Однако такая жизнь вскоре наскучила и опротивела герою. Пьер продолжает совершать ошибки. Он женится на Элен Курагиной, но очень скоро осознает, что этот брак принес ему только несчастья. Безухов постигает весь ужас своего положения: он связал жизнь с низкой женщиной, окунулся в пошлую и фальшивую среду, к которой она принадлежит. Стараясь понять, как мог он так жестоко ошибиться, Пьер начинает винить себя в том, что женился без любви, что весь их союз с Элен был ложью:
    «она развратная женщина. Я спросил у нее однажды, не чувствует ли она признаков беременности. Она засмеялась презрительно и сказала, что не дура, чтобы желать иметь детей, и что от меня у нее детей не будет».
    Убийство любовника жены, конечно же, не приносит ни облегчения, ни удовлетворения герою. Он принимает единственно верное решение — расстаться с этой женщиной. Безухова всегда угнетала и возмущала человеческая подлость. В поисках правды и смысла жизни он попадает в масонскую ложу. На какое-то время ему кажется, что здесь он наконец нашел воплощение своих идеалов. Идеи «равенства, братства, любви» полностью соответствуют нравственным принципам героя, желание «всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире», является одним из основных стремлений самого Пьера. Испытывая потребность в активных действиях, Безухов в первую очередь решает облегчить участь крепостных, наивно полагая, что таким образом ему удастся выполнить свой долг: «Я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере стараюсь… жить для других, только теперь я понял все счастье жизни». Однако это лишь промежуточный этап на пути к настоящему счастью и постижению правды жизни. Пьер все больше начинает осознавать, что в среде масонов процветают те же ханжество, лицемерие, карьеризм, которые свойственны людям из высшего света. Им на самом деле чужды благородные порывы Безухова, его стремление к бескорыстной помощи людям. Разочаровавшись в масонстве, герой порывает с этим обществом. Снова его мечты и планы потерпели крах. Он уже начинает сомневаться в том, что в этом мире вообще можно найти справедливость и счастье. Однако новое пробуждение его души, его светлых чувств наступает с появлением в его жизни Наташи Ростовой. Любовь к ней все сильнее и глубже проникает в сердце героя. Романтические, полные поэзии и чистоты чувства Безухова возвышают его над Окружающими, вселяют в его душу радость и надежду на счастье.
    Казалось бы, безмятежное счастье Пьера с любимой женщиной прерывается войной. На самом же деле именно в годы Отечественной войны герой ощущает наиболее полное духовное возрождение. Для этого человека недостаточным было достижение только лишь личного счастья. Огромное значение для него имело соприкосновение с народом, участие в его судьбе, способность принести пользу всей стране. Именно в дни войны он понял ту «скрытую теплоту патриотизма», которая была в каждом русском солдате, которая жила и в его собственной душе, до этих пор не находя выхода. Теперь же он твердо решает защищать Москву, мечтает убить Наполеона, осознав истинную сущность его личности.
    Пьеру суждено было попасть во французский плен. Но духовныеи физические страдания только укрепили силу его духа, научили ценить жизнь с самыми маленькими ее радостями. Этому в наибольшей степени способствовало общение героя с «солдатиком Апшеронского полка» Платоном Каратаевым, в любых ситуациях сохраняющим бодрость духа и оптимизм. Однако, в отличие от Каратаева, полностью растворившегося в народной среде, Пьер сохраняет свою индивидуальность, он стремится «соединить в душе своей значение всего». Именно это помогает ему обрести гармонию с миром.
    «Человек сотворен для счастья», — вот основной вывод, к которому приходит Безухов во время пребывания в плену. Однако народ несчастлив. А счастье собственное герой Толстого осознавал только как часть всеобщего счастья. Он не мог равнодушно смотреть, как страдают вокруг простые люди, не мог на каждом шагу наблюдать проявления общественного зла: «В судах воровство, в армии одна палка, шагистика, поселения, мучат народ, просвещение душат. Что молодо, честно — то губят». Продолжая всем сердцем стремиться к защите добра и правды, Пьер приходит в тайное политическое общество, становится на путь борьбы против самодержавия и крепостничества. Л. Н. Толстой показал нам трудный путь своего героя к духовному обновлению.
    Пьер Безухов нашел свое счастье — рядом с ним любимая и любящая женщина, он нашел свое место в жизни. Но главное все-таки впереди. Потому что своим основным назначением Безухов, как и многие другие герои романа, считает служение людям. И пока жив человек, пока на земле народ продолжает страдать и мучиться, не закончатся нравственные поиски героя и стремление к полной самореализации, к выполнению возложенной на него судьбой и Богом миссии.
    Cочинение «Пьер в плену. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого “Война и мир”).»
    Пьер Безухов — один из любимых героев Толстого. Жизнь его — это путь открытий и разочарований, путь кризисный и во многом драматический. Пьер — натура эмоциональная. Его отличают ум, склонный к мечтательному философствованию, рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы, исключительная доброта. Главная черта героя — поиск успокоения, согласия с самим собой, стремление к жизни, которая гармонировала бы с потребностями сердца и приносила моральное удовлетворение.
    Впервые мы встречаемся с Пьером в гостиной Шерер. Писатель обращает наше внимание на облик вошедшего: массивный, толстый молодой человек с умным и вместе робким, наблюдательным и естественным взглядом, отличавшим его от всех в этой гостиной.
    Постоянный портретный признак — массивная, толстая фигура Пьера Безухова может быть в зависимости от обстоятельств то неуклюжей, то сильной, может выражать и растерянность, и гнев, и доброту, и бешенство. Иначе говоря, у Толстого постоянная художественная деталь каждый раз обрастает новыми, добавочными оттенками. А какая улыбка у Пьера? Не такая, как у других. У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг мгновенно исчезало серьезное лицо и являлось другое — детское, доброе. В Пьере постоянно идет борьба духовного с чувственным, внутренняя, нравственная сущность героя противоречит образу его жизни.
    Большой душевный подъем испытывает Пьер в связи с народным патриотическим движением во время Отечественной войны 1812 года. Не будучи военным, он принимает участие в Бородинском сражении. Пейзаж Бородинского поля перед началом битвы (яркое солнце, туман, дальние леса, золотые поля и перелески, дымы выстрелов) соотносится с настроением и мыслями Пьера, вызывая у него какую-то приподнятость, ощущение красоты зрелища, величия происходящего. Его глазами Толстой передал свое понимание решающих в народной, исторической жизни событий.
    Потрясенный поведением солдат, Пьер сам проявляет мужество и готовность к самопожертвованию. В то же время нельзя не отметить наивность героя: принятое им решение бить Наполеона. По дороге, приближаясь к главной квартире французов, Пьер совершает благородные поступки: спасает девочку из горящего дома, вступается за мирных жителей, которых грабили французы-мародеры. В отношении Пьера к простым людям и к природе еще раз проявился авторский нравственно-эстетический критерий прекрасного в человеке. Толстой видел его в слиянии с народом и природой.
    Решающей для Пьера становится его встреча с солдатом, бывшим крестьянином Платоном Каратаевым, который, по мнению Толстого, олицетворяет народные массы. Эта встреча означала для героя приобщение к народу, народной мудрости, еще более тесное сближение с простыми людьми.
    В плену Пьер обретает спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде. Здесь он узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей… Приобщение к народной правде, к народному умению жить помогает внутреннему освобождению Пьера, всегда искавшего решения вопроса о смысле жизни: он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его. И вот наконец с помощью Каратаева этот вопрос разрешен.
    Самое существенное в Каратаеве — верность себе, своей единственной и постоянной душевной правде. Какое-то время этому следует и Пьер. В характеристике душевного состояния героя в эту пору Толстой развил свои идеи о внутреннем счастье человека, которое заключается в полной душевной свободе, спокойствии и умиротворении, независимых от внешних обстоятельств. Однако, испытав на себе влияние философии Каратаева, Пьер, вернувшись из плена, не стал каратаевцем, непротивленцем. По самой сути своего характера он не способен был принять жизнь без поисков. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа уже идет своим путем. Его спор с Николаем Ростовым доказывает, что перед Безуховым стоит проблема нравственного обновления общества. Деятельная добродетель, по мысли Пьера, может вывести страну из кризиса. Необходимо объединение честных людей.
    Счастливая семейная жизнь в браке с Наташей Ростовой не уводит Пьера от общественных интересов. Он становится членом тайного общества. С возмущением говорит Пьер о реакции, наступившей в России, об аракчеевщине, воровстве. В то же время он понимает силу народа, верит в него. При всем этом герой решительно выступает против насилия. Иначе говоря, для Пьера решающим в переустройстве общества остается путь нравственного самосовершенствования. Напряженный интеллектуальный поиск, способность на бескорыстные поступки, высокие душевные порывы, благородство и преданность в любви, истинный патриотизм, желание сделать общество более справедливым и человечным, правдивость и естественность, стремление к самоусовершенствованию делают Пьера одним из лучших людей его времени.
    Закончить сочинение хочется словами Толстого, которые многое объясняют в судьбах писателя и его любимых героев: чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и метаться. А спокойствие — душевная подлость.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *