Сочинение на тему первобытные собиратели и охотники

5 вариантов

  1. Первые люди не были стремительными как леопард, ловкими как лев, сильными как медведь. Однако они могли при помощи орудий труда “увеличивать” свою силу, ловкость и скорость действий. Первыми их орудиями были: палка-капалка, заостренный камень, дубинка, рубило.
    Собирательство. С использованием первых, простейших и примитивных орудий труда древнейшие люди все меньше стали зависеть от суровых природных условий. В начале они не умели строить жилища и готовить пищу. Потом они начали питаться плодами растений которые собирали с земли, с веток деревьев, а так же дикорастущими корнями. Этот промысел древнейших людей, способ их жизнедеятельности, называется собирательством.
    Охота. Другим важным промыслом древнейших людей, обеспечивающим им добывание пищи, стала охота. В основном они охотились на мамонтов, бизонов, маралов, диких лошадей, пещерных медведей. Животных криками запугивали и загоняли в глубокие овраги и рвы, шде они гибли и становились добычей людей.
    Уже в первобытном человеческом стаде наметелось разделение труда по полу. Так, собирательством занимались женщины. Им помогали подростки. Охота была занятием только мужчин.
    Вот и все 🙂

  2. В эпоху первобытных охотников и собирателей появляется также примитивное искусство. Так, древние люди начали украшать стены пещер фантастическими по своей реалистичности изображениями животных, иногда встречаются также и антропоморфные картины. Делались также скульптуры, прежде всего – примитивные изваяния пышнотелых женщин, символизирующих материнство.
    Зарождается музыка, и усложняются представления о жизни и смерти, свидетельства чему – использование при захоронении украшений, орудий и оружия как знак того, что умерший был знатен и уважаем.

    Особенности преподавания темы

    Урок о первобытных собирателях и охотниках может стать интересным для пятиклассников и надолго отложиться в их памяти. Но для этого учителю необходимо использовать различные методы и приемы работы. Лучше всего начать с продуманного вступительного слова, в котором следует обосновать цель и задачи занятия, пояснить, зачем школьникам знать особенности жизни и быта первобытных охотников и собирателей.
    Хорошим подспорьем станут графические материалы и иллюстрации, схемы, карты, это поможет визуализировать материал и облегчить его восприятие. Наиболее подходящий метод обучения – проблемно-поисковый, дающий школьникам возможность самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос, проявлять логику и тренировать память. Неплохим решением будет предложение разгадать кроссворд, составить схему, поработать в парах или микрогруппах. На уроке должны звучать разнообразные вопросы, отвечая на которые ребята будут не только пересказывать услышанное или прочитанное, но и критически осмыслять материал. Можно построить занятие в форме увлекательного путешествия в страну первобытных собирателей и охотников.
    Неплохим вариантом станет просмотр вместе со школьниками видеофильма по теме на большом экране при помощи проектора: это позволит погрузиться в мир древнейшей культуры и не просто усвоить материал, но и получить подлинное удовольствие. От скучных традиционных методов следует отказаться, иначе есть риск навсегда отнять у учеников интерес к истории.

    Проверочная работа

  3. Задание № 1. Впишите недостающие слова и внесите дополнение в рисунок.
    Город № 2 находится на западе страны.
    Город № 3 находится на востоке страны.
    Область находится на юго-западе страны.
    Задание № 2. Впишите недостающие слова.
    Древнейшие люди жили на Земле более двух миллионов лет назад. Древнейший человек напоминал обезьяну тем, что у него были (какие — лицо? нижняя челюсть? Лоб?) У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти со скошенным подбородком, уходящий назад лоб, сильно развитые надбровные дуги.
    Главным отличием древнейших людей от животных было то, что они умели создавать орудия труда.
    Древнейшими орудиями труда были палка-копалка, дубина, скребки, рубила, каменные топоры, позднее стали изготавливать наконечники для копий.
    У древнейших людей было два главных способа добывания пищи: собирательство и охота.
    Задание № 3. Заполните контурную карту «Древнейшие люди на Земле».
    1.Надпишите название материка, на котором археологами найдены кости и орудия труда древнейших людей.
    2.Закрасьте предполагаемую область прародины человека.
    3.Отметьте кружочками наиболее древние стоянки человека и его предков.
    Задание № 4. Ответьте на вопросы к рисунку нашего времени.
    Перед вами Африка более двух миллионов лет назад: стадо каких-то неведомых существ. Одни разыскивают пищу, другие тревожно вглядываются вдаль. Кто они? Обезьяны — далекие предки человека? Или древнейшие люди? В самом рисунке содержится ответ на эти вопросы. Найдите этот ответ и объясните свою мысль.
    Это древнейшие люди. На переднем плане древнейший человек изготавливает орудие труда, обрабатывая камень. Умение изготавливать орудия труда, умение создавать, а не только потреблять — главное отличие человека от животных.
    Задание № 5. Составьте по рисунку нашего времени описание охоты на пещерного медведя.
    Где подстерегали охотники зверя? Как он выглядел? Опишите действия охотников. С какими целями они стремились убить медведя?
    Охотники подстерегли медведя на выходе из пещеры, где, скорее всего, находится логово зверя. Это очень крупный и сильный зверь. Забравшись на уступ скалы, охотники кидают большие камни в медведя, стараясь убить, или, хотя бы, оглушить зверя, чтобы потом можно было уверенно спуститься и добить зверя копьями. Скорее всего люди охотятся на медведя чтобы добыть мясо, а может быть хотят прогнать зверя из пещеры, ведь древние люди жили в пещерах.
    Задание № 6. Составьте по рисункам нашего времени рассказ об охоте на мамонтов.
    1. Вот начало рассказа:
    Действуя слаженно и дружно, охотники погнали стадо мамонтов… Предположите куда и зачем.
    Древние охотники загоняли крупных животных в заранее подготовленные ловушки — естественные или вырытые самими охотниками ямы.
    Для чего охотники подожгли траву, машут факелами, громко кричат? Опишите, как выглядели мамонты.
    Чтобы напугать животных, ведь дикие звери боятся огня. Это заметно по мамонтам, которые бегут прежде всего от огня, а не от охотников.
    2. Предположите, куда провалился мамонт. Можно ли понять по рисунку, что охота была опасна? Если да, то чем? С какими целями первобытные люди охотились на мамонтов?
    Мамонт провалился в яму, которая была прикрыта ветками. Выбраться из нее животное не сможет и охотники добьют мамонта камнями и пиками. На рисунке мы видим, что один из охотников ранен, и можно предположить, что охота была очень опасным занятием. Но охота на мамонтов приносила много мяса. Из костей животного люди изготовляли орудия труда, а из шкур делали одежду.
    Задание № 7. Впишите недостающие слова.
    Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его кроманьонцем.
    Охота на быстро бегающих животных и птиц стала более успешной после изобретения лука и наконечников с загнутыми зубьями.
    Задание № 8. Ответьте на вопросы.
    1. Вы знаете, что «люди разумные» жили родовыми общинами. Почему такая община называется родовой?
    В общину входило несколько больших семей, которые приходились родственниками друг другу.
    2. Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Почему она так называется? Какое имущество было общим у сородичей?
    Люди сообща добывали пищу, строили жилища, изготовляли орудия труда и одежду, воспитывали детей. Запасы пищи, орудия труда, жилища были общими.
    3. Чем можно объяснить, что при раскопках первобытных стоянок «людей разумных» археологи находят фигурки женщин?
    В родовых общинах особым уважением пользовалась женщина-мать.
    Задание № 9. Выполните задание и ответьте на вопросы.
    Напишите названия изображенных орудий труда. Какое из этих орудий обычно использовалось для охоты на зверя, а какое для ловли крупной рыбы? Объясните, почему вы так думаете?
    1. копье 2. гарпун
    Копье для охоты на зверя, а гарпун для ловли рыбы. Пронзая добычу, зубья застревали в ней, не позволяя рыбе соскользнуть с гарпуна.

    Задание № 10. Ответьте на вопросы к рисунку нашего времени «Первобытный похоронный обряд».
    Опишите рисунок. О каких верованиях первобытных людей можно узнать по изображенному на рисунке обряду? Почему умершего уложили в позе спящего? С какой целью на него надели ожерелье из медвежьих зубов, а в могилу положили копье?
    Человека хоронят в яме, в его обычной одежде, положив в могилу еду. Древние люди считали, что душа умершего продолжает вести ту жизнь, которую вел живший человек. Хоронили в позе спящего, вероятно, потому, что считали возможным возвращение души в тело и «пробуждение» мертвого. Медвежье ожерелье являлось символом мужественного охотника, которому будет нужно копье для охоты в другом мире.
    Задание № 11. Найдите ошибки.
    Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад… Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды — небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем-то разговаривая. «Хватит болтать!» – кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса: к пещере приближался страшный хищник — огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.
    Какие исторические ошибки содержит сон ученика?
    2 млн лет назад: а) люди не умели разговаривать, б) в Африке не мог пойти снег, в) не было одежды из звериных шкур, г) не знали хлеба, д)динозавры к тому времени вымерли.
    Задание № 12. Решите кроссворд «Первобытные охотники и собиратели».
    Если вы правильно решите кроссворд, то в выделенных клетках по вертикали, прочтете название пещеры, где были впервые найдены рисунки первобытных людей.
    По горизонтали: 1. Материк, где, по предположению ученых, жили древнейшие люди. 2. Оружие первобытных охотников, которым можно поразить цель на большом расстоянии. 3. Первая сила природы, которой овладели первобытные люди. 4. Занятие первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу. 5. Сверхъестественное существо, в которое верили первобытные люди; будто бы обитает в каждом человеке (душа). 6. Самое крупное из животных, на которых охотились первобытные люди. 7. Рогатый зверь, которого часто изображали первобытные художники. 8. Первобытное орудие, особенно нужное рыболовам. 9. Занятие первобытных людей, позволявшее добывать в основном растительную пищу.
    Ответ по вертикали: Альтамира
    Проверь себя
    1. Какие источники помогают ученым получать информацию о жизни древнейших людей?
    Информацию о жизни древнейших людей ученые-археологи получают при раскопках, они находят орудия труда, одежду, украшения и др. Такие исследования помогают изучить способ жизни первобытных людей, их представления о мире.
    2. Как вы думаете, можно ли сравнивать современное и первобытное искусство? Свой ответ обоснуйте.
    Нет, нельзя сравнивать. Первобытные люди имели отличные от наших представления о мире, цель искусства была другая, чем сегодня. Все произведения имели магическую цель.
    3. Узнайте, на территориях каких современных стран жили древнейшие люди (при поиске информации используйте интернет).
    Древнейшие люди возникли на территории Восточной Африки (Кения, Эфиопия, Танзания, Сомали). Затем распространились на Ближнем Востоке (Сирия, Иордания, Израиль, Ирак) и по всей Евразии (Турция, Иран, Россия и др.).

  4. В разделе изучается история человечества в первобытную эпоху. В эту эпоху были сделаны величайшие открытия и изобретения, лежащие в основе современной цивилизации.
    Учащиеся знакомятся с процессом формирования человека и человеческого общества, зарождением духовной культуры, социальной дифференциации. Нигде больше на материале курса истории древнего мира прогресс человечества не выражен так ярко. Это объясняется тем, что на немногих уроках рассматривается огромный период, равный более чем двум с половиной миллионам лет.
    Учитель вычленяет четыре опорные даты – вехи: 1) более двух с половиной миллионов лет назад – выделение человека из животного мира; 2) около 30 тыс. лет назад – появление «человека разумного», возникновение родовых общин, зарождение искусства и религиозных верований; 3) около 9-8 тыс. лет назад – начало перехода к производящему хозяйству – к земледелию и скотоводству; 4) более 6 тыс. лет назад – начало века металлов, возникновение неравенства в отдельных районах земного шара.
    Уровень производительных сил первобытного общества был крайне низок, потребительское хозяйство (охота и собирательство) господствовало на протяжении сотен тысяч лет. Добыть мясную пищу, победить в схватке с хищниками, расчистить участок под посев и вырастить урожай можно было лишь в результате согласованных действий десятков и сотен людей. Этим и объясняется существовавшая в первобытном обществе необходимость в совместном труде. Совместный труд предопределил общественную собственность на орудия труда, убитых животных и продукты собирательства, на запасы пищи, кости и рога, а затем на скот и на землю.
    В человеческом обществе по мере его становления зарождалась общественная власть. В ходе изучения родового строя (об организации первобытного стада почти ничего неизвестно) учащиеся подводятся к пониманию того, что любой человеческий коллектив нуждается в организации, в органах управления. В родовой общине и племени кто-то из родичей должен был руководить хозяйственной деятельностью (разрабатывать план охоты, принимать решение о перекочевке, выбирать место для стоянки, распределять продукты питания), разрешать споры внутри общины. Этими людьми в общинах были старейшины, в племени – совет старейшин. Военными руководителями племени являлись вожди. Первоначально любой сородич благодаря своим личным заслугам и опыту мог стать старейшиной или вождем. Для этих людей управление еще не стало специальностью: старейшины и племенные вожди продолжали трудиться; они действовали в интересах всего коллектива и потому не нуждались в органах принуждения. Власть их была основана на традиционном авторитете, на уважении к ним основной массы родичей.
    Поскольку орудия и средства производства принадлежали всем членам коллектива и каждый из них мог занять определенное место в органах родоплеменной власти, мы говорим об имущественном и социальном равенстве людей в первобытном обществе.

    ТЕМА I. ПЕРВОБЫТНЫЕ СОБИРАТЕЛИ И ОХОТНИКИ

    В теме рассматривается самый длительный период в истории человечества – древний каменный век, или палеолит (примерно 2 1/2 млн. лет назад – 13 тыс. лет назад). Для изучаемой эпохи (термин «палеолит» в изложение не вводится) характерны присвоение человеком готовых продуктов питания (собирательство и охота), обработка данных самой природой материалов (камень, дерево, кость, рог, шкуры).
    Прогресс может быть показан с помощью сопоставления двух картин жизни («срезов»). Первая рассматривает первобытное стадо (1-й урок), вторая – жизнь родовых общин первобытных охотников (2-3-й уроки). Знакомя учащихся со вторым «срезом» и опираясь на их представление о первом, учитель добивается понимания происшедших изменений в самом человеке, человеческом обществе, занятиях, материальной и духовной культуре (см. пособие, табл. 10).

    УРОК 1. КАКИМИ БЫЛИ И КАК ЖИЛИ ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ

    Характеризуются древнейшие люди и образ их жизни, Рассматривается огромный период времени от выделения человека из животного мира до наступления ледника (примерно 2 1/2 млн. – 100 тыс. лет назад). Признаки, сходства древнейшего человека со зверями легко усваиваются учащимися (облик, отсутствие речи, способы добывания пищи). Важнейшая задача урока – показать, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальным животным миром положение.

    Урок целесообразно начать с. изучения нового материала. Другой вариант – беседа по вопросам к вводной части учебника (стр. 9).
    План изучения (Здесь и ниже под данным заголовком понимается план изучения нового материала):
    1. Древнейшие люди. Сходство с обезьянами и внешнее отличие от них (роль прямохождения).
    2. Главное отличие людей от животных.
    3. Охота и собирательство – древнейшие способы добывания пищи.
    4. Овладение огнем.
    5. Древнейшие коллективы.
    1. Учитель напоминает, что история древнего мира делится на разделы. Как называется первый раздел? Получив ответ, учитель говорит, что первобытные люди произошли от обезьян в очень отдаленные времена (более двух с половиной миллионов лет назад). Учащиеся рассматривают цветн. рис. 1. «Так выглядели древнейшие люди»,- продолжает учитель. Он предлагает выяснить с помощью настенной карты (см. пособие, рис. 1), где именно они жили.
    Задание: На карте черными треугольниками обозначены те места, где были найдены следы жизни древнейших людей. Определите: в каких частях света жили древнейшие люди? В каких частях света следы их жизни не обнаружены?
    Выполняя задание, учащиеся убеждаются в том, что древнейшие люди жили в Африке, Южной Азии, Европе (кроме ее северной части); Америка и Австралия в то время еще не были заселены.
    Древнейшие люди сильно отличались от современных людей, и дело отнюдь не в том, что они ходили без одежды (часто дети прежде всего на это обращают внимание). Учитель указывает на звероподобные черты в их облике, относительно небольшой объем мозга, отсутствие речи. «И все же это были люди, – говорит он. – Рассмотрите рисунок: чем они отличались от обезьян?» Обычно учащиеся говорят, что люди не имели хвоста и густой шерсти. Более внимательные замечают, что древнейшие люди ходили на задних конечностях. Это важное наблюдение: прямохождение освободило руки для труда.
    2. Приступая к работе с рис. 1-4 (стр. 13), важно подчеркнуть, что древнейшие люди умели изготовлять только подобные орудия: дубины, палки-копалки, ручные рубила (многим учащимся кажется, что первобытные люди во все эпохи пользовались копьями, луками, огнем, укрывались в пещерах, носили одежду из шкур животных и т. п.).
    Задание: Рассмотрите ручные рубила (рис. 1-3, стр. 13). Древнейшее изображено на рис. 1. Спустя тысячи лет люди научились делать такие орудия, как на рис. 2, а спустя еще многие тысячи лет такие, как на рис. 3. Проследите, как изменялись рубила в течение сотен тысяч лет. Сильные ученики справляются с заданием, более слабые нуждаются в руководстве ответом:
    Предположите: для какой цели служило рубило? Отвечающий ученик (самостоятельно или с помощью одноклассников) говорит, что ручным рубилом наносили удары в схватке со зверями, разрубали мясную тушу, дробили кости, чтобы извлечь вкусный костный мозг, заостряли палки, рыли ямы. Каким из трех рубил удобнее выполнять эту работу? Чем удобнее? Обобщая ответы, учитель отмечает, что древнейшее рубило (рис. 1) будто создано самой природой, следы обработки камня едва заметны. Иное дело рубило на рис. 3: ему придана наиболее удобная форма для держания и нанесения ударов. Какой вывод о развитии первобытных людей можно сделать, сравнивая различные рубила.
    Рис. 1. Карта к урокам раздела
    Жизнь первобытных людей
    (Для изготовления такого пособия учитель наносит на стенную карту полушарий все условные обозначения с данной карты)
    Древние люди научились разбираться в свойствах камней. Не всякий камень годился для изготовления орудий труда. Взяв кусок мела, учитель спрашивает: «Что за камень у меня в руках?» «Мел, известняк»,-отвечают учащиеся. «Каковы качества известняка? – продолжает учитель, ломая мел на части. – Почему он малопригоден для изготовления орудий труда?» «Известняк мягкий, рубило из него не сделаешь»,- говорят ученики. Чаще всего орудия делались из кремня. Этот твердый камень встречается повсюду, он легко раскалывается на пластины с острыми краями (Наряду с кремнем древнейшие люди использовали и иные материалы (куски лавы, кварц, кварцит и др.) ).
    Обезьяны и древнейшие люди по-разному использовали камни. Обезьяна, если за ней гонятся более сильные звери, нагнется, схватит валяющийся на земле камень и швырнет его в своих преследователей. Так, наверное, поступал и первобытный человек. Но только люди умели делать из камня рубила, вырубать с их помощью дубины, заострять палки-копалки. Труд начинается с изготовления орудий труда, делает вывод учитель. Учащимся предлагается найти в учебнике на стр. 12 слова о главном отличии древнейших людей от животных, один из учеников читает их вслух.
    Первобытные люди жили в постоянной опасности: на них нападали хищники, и они сами охотились на зверей. С помощью орудий труда люди часто одерживали победу над дикими зверями.
    3. «Как древнейший человек добывал себе пищу?»- спрашивает учитель. Получив ответ, он характеризует охоту и собирательство.
    Задание: В первобытные времена было очень много животных, мясо которых пригодно в пищу. Предположите: почему древнейшие охотники часто страдали от недоедания и голода? Если ответы односложны, учащимся можно подсказать способ развернутого доказательства: «Сравните условия охоты в древнейшие времена с современными условиями охоты». Под руководством учителя школьники сопоставляют возможности охотников наших дней (оружие дальнего боя, охотничьи собаки, стальные капканы, автомашины и кони для преследования зверя) и охотников в древнейшее время.
    Построенный на противопоставлении ответ приобретает полноту и убедительность.
    Следует объяснить учащимся, что лишь в редких случаях древнейших охотников ждала удача.
    Первобытные охотники выследили старого или больного быка, стали бросать в него камни и нанесли ему тяжкие раны, – оглушили дубинами и убили.
    Тигр напал на крупное животное, например на оленя, и ранил его. Оленю удалось бежать. По кровавому следу нашли люди раненое, ослабевшее животное и убили его.
    К стаду диких коров и быков даже приблизиться страшно. «Кое-кто из вас,- говорит учитель,- и домашних коров, вероятно, боится, обходит их». Но если дикий бычок, теленок заблудился, отстал от стада, людям удавалось окружить его и убить.
    «Повторите, – предлагает учитель,- в каких случаях охота древнейших людей могла быть удачной? Всегда ли охота обеспечивала людей пищей?»
    Отмечается, что собирательство – крайне трудоемкое занятие, к тому же собранные плоды и растения по сравнению с мясной пищей малопитательны. Среди объектов собирательства желательно назвать зерна диких злаков (ячменя, пшеницы, риса, проса). В дальнейшем это поможет учащимся понять, как возникло земледелие.
    4. Овладение Огнем было огромным по своему значению открытием. Полезно заострить внимание учащихся на том, что долгое время люди не умели добывать огонь. Правда, в те времена такие естественные источники огня, как вулканы, встречались на Земле в десять раз чаще, чем теперь. Несмотря на это, потеря огня была огромным несчастьем для людей.
    5. Задание: Древнейшие люди жили группами – коллективами, которые называют человеческими стадами. Ученые не знают, сколько людей было в каждом стаде, но предполагают, что не менее тридцати и не более ста. На чем основаны оба предположения?
    Учитель помогает обосновать догадки ученых: 1. На какие две части можно разделить задание? 2. Обоснуйте первую догадку. (Почему небольшое стадо было обречено на гибель? Придумайте какой-нибудь случай из жизни первобытных людей, подтверждающий вашу мысль.) 3. Обоснуйте вторую догадку. (Почему найти пропитание в одной местности очень большой группе людей было затруднительно?.
    Учитель объясняет, какие признаки человеческого стада выражены словами «стадо» (1) и «человеческое» (2):
    1. Древнейшие человеческие коллективы были столь же непрочными объединениями, как и стада животных: если стадо уменьшалось от голода, болезней, нападения хищников до 15 – 20 человек, оно уже не могло успешно охотиться и защищаться от зверей – такое стадо соединялось с другим. Если же стадо росло и число людей в нем начинало превышать сотню, оно распадалось на два меньших стада. Родства люди не знали: никто не мог сказать, чей он сын или внук, кто в стаде доводится ему братом или сестрой. Разделения труда между мужчинами и женщинами долгое время не существовало (женщины, если у них не было маленьких детей, участвовали в охоте наравне с мужчинами). Во главе со своими вожаками первобытные стада бродили в поисках пищи, они были мало связаны друг с другом, каждое жило своей самостоятельной жизнью.
    2. Первобытное стадо было трудовым человеческим коллективом, в котором сохранялись и передавались от старших к младшим навыки изготовления рубила, палки-копалки, способы обращения с огнем.
    На уроке возможна работа с цветным диафильмом «Жизнь первобытных людей». Облик древнейшего человека (кадр 4) соответствует описанию учебника; на кадрах 5-6 показано, как выглядели рубила и как люди разыскивали кремни для их создания. При демонстрации кадра 7 (столкновение с хищником) учащимся предлагается описать рисунок и доказать, что жизнь была полна опасностей. Овладению огнем посвящены кадры 9-10. Зрительный образ первобытного стада создается при рассмотрении кадров 8, 11.
    Домашнее задание: § 1. Задание 1 к § 1. («Представьте себе, что вы провели несколько часов с древнейшими людьми. Что вы увидели? Опишите (устно) ваши наблюдения».)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *