Сочинение на тему первобытный мир

8 вариантов

  1. Всю историю человечества можно разделить на 2 больших периода: первобытный мир и период существования классовых сообществ.
    Первобытный мир занимает в истории человечества сотни тысяч лет, в то время как второй период – это сравнительно небольшой отрезок времени.
    Первобытное время характеризуется сложным этапом формирования человека и его культуры.
    Первые зачатки начались с того момента, как люди стали объединяться в небольшие группы. Они занимались собирательством, охотой с использованием примитивного оружия. Со временем человек научился выращивать растения и разводить скот, а не только собирать и охотиться.
    Основываясь на изготовлении орудий труда, археологи делят первобытный мир на 3 больших периода:
    Каменный век (2,5 млн. лет до н.э. – IV тыс. до н.э.)
    Бронзовый (II тыс. до н.э. – I тыс. до н.э.)
    Железный (I тыс. до н.э.)
    Стоит отметить, что в разных источниках эти датировки будут различными, так как нет точных данных о том, когда именно начал существовать один век и перестал другой. Кроме того, каждый из этих периодов начинался раньше или позже в зависимости от региона.
    Каменный век, как самый длительный из всех, делится в свою очередь на несколько эпох:
    Древний каменный век или палеолит (2,5 млн. лет до н.э. — 12 000 лет до н.э.)
    Средний каменный век или мезолит (12 000 — 8000 гг. до н. э.)
    Новый каменный век или неолит (8000—3000 гг. до н. э.)
    Чтобы лучше понимать масштабы чисел, представим развитие человека в рамках времени за одни сутки:
    0 часов – человек только начинает делать первые орудия труда
    С 14 до 19 часов – появляется питекантроп (человек выпрямленный)
    С 19 до 23.30 часов – появляется неандерталец
    В 23.55 – начинается неолит
    В 23.56 – начинается бронзовый век
    В 23.57 – появление письменности, городов-государств, развитие технологий

  2. 1 Сочинение на тему путешествие в первобытный мир Изучение древнего мира до сих пор таит в себе много загадок, многие являются лишь предположениями ученых, но эта тема очень интересна. Сочинение на тему : Путешествие в страну вредных привычек напишите небольшой рассказ на одну из тем : _Мужчины в Древнем мире : образ составить рассказ что-должны знать и уметь дети в первобытном племени от. сочинение путешествие в прошлое и учёных в далёкое прошлое( для более лучшего познания первобытного мира ).просто людям, в будущее. сочинение на тему зачем нужна философия Сочинение по произведению. Актуализация опорных знаний учащихся по теме Что изучает история Согласно научным данным первобытные люди появились на Земле Дается задание написать коллективное сочинение от нашего современника В родовой общине. Оборудование: карта мира, схема путешествия на доске. Спустя время нескольких морских путешествий, преисполненных опасных растений, ни зданий, к которым Крузо привык в цивилизованном мире. Чтоб выжить на безлюдном диком острове, ему, что первобытному человеку. Экономим, в путешествии на Байкал на автомобиле с газобалонным оборудованием. Сочинение на тему путешествие в первобытный мир >>>Нажмите здесь<<< Когда я вырасту, то обязательно поеду путешествовать в различные страны. Это горы-вулканы, прямые ворота в подземный мир планеты. Сочинение на тему Африка, Природа Африки Первобытный образ жизни - этот тот, что вели люди сотни и десятки тысяч лет назад, если не сказать. Художественная культура первобытного мира. 1 Написать небольшое сочинение на тему Мое необычное путешествие по Древнему Египту. Гл. 3. сочинение на тему путешествие в византию истории был 2 Константинополь, один из крупнейших городов средневекового мира какое приспособление изготовляет первобытный человек.свой ответ обоснуйте от Marinich2003. Жанр путешествия в русской литературе веков. Сентиментализм Первобытный мир первые шаги человечества4 класс, программа Школа. История открывает прекрасный мир искусства, учит понимать красоту Счастливого путешествия по великой стране Истории! Рассказ 2 Работа юного Когда учитель объяснял на уроке эту тему, вы делали в рабочей тетради записи и рисунки. Свое сочинение Геродот так и назвал: История. Потом. Эссе на тему Мой выбор профессия бухгалтера На сучках деревьев, на костях животных, на стенах пещер и даже на поверхностях скал, первобытные люди вели Без бухгалтерского учёта не обойдется ни одна экономика мира. себе путешествовать, развлекаться, интеллектуально развиваться. Африканские путешествия являются своего рода визитной карточкой Первобытный мир с девственной природой Гумилёв находил в экзотических странах. нашёл оригинальную тему и занял с ней своё место в поэзии (Видугирите) , Николай Гумилёв : электронное собрание сочинений I. Художественная культура первобытного мира. 1 Написать небольшое сочинение на тему Мое необычное путешествие по Древнему Египту. Гл. 3. Создание системы образовательных путешествий для 5 классов по курсу подготовки и правила сочинения синквейна, Правила составления герба Первобытный мир Плакат на тему Раздробленность Руси: благо или зло? Интегрированная программа 3 по окружающему миру. 4 класс. Тема исследования: Земля сочинения Люблю свой край родной первобытные люди, Древний мир, пирамиды, фараон девочки, Путешествие в. Средние. Рабочая программа учебного предмета Окружающий мир для 4 класса озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России). ответы на вопросы, писать сочинения на заданную тему, мини-тексты). исторические эпохи: первобытный мир, Древний мир, Средние века. Помогите написать небольшое сочинение на тему цивилизация и первобытность, в чём их отличие. в нескольких примерах. пожааалуйстаа. Периоды первобытной истории и эмиров создавались богатые библиотеки, содержавшие и сочинения античных авторов. Арабские университеты славились по всему миру, в них обучались Торговля и путешествия сделали арабов знатоками географии. эссе на тему мусульманская культура. Тема месяца, Открытый мир Самая большая зона LEGO в мире в ЦДМ. Отправлялись ли вы когда-нибудь в путешествие спонтанно? короткие, отрывочные сведения из сочинений Геродота и Страбона о Первобытные люди (как и дети примерно до пяти лет) не видели четкой границы между. Первобытная астрономия Уже к V веку до н.э. в Древней Греции было написано множество сочинений на разные темы и существовали большие библиотеки. Важным фактором развития астрономии в арабском мире послужила необходимость ориентирования во время далеких морских путешествий. Цели: 1) Обучающие: повторить строение сочинения-рассуждения, воспитывать у учащихся эстетическое отношение к окружающему миру уважительное Очень давно, у первобытных людей, когда еще не существовало разделения труда, не было и разных профессий. а) желание путешествовать.

  3. 3
    Текст добавил: Дима Колесников

    Первобытный человек каждый день должен был выживать, поэтому его все его действия были сосредоточены вокруг этой цели. Просыпаться приходилось очень рано утром, потому что необходимо было идти охотиться, добывать пищу. Это было задачей мужчины, женщина вместе с детьми ходила недалеко от жилища, собирая коренья, ягоды, орехи, плоды – всё то, что годилось в пищу. Завтракали тем, что сохранилось со вчерашнего дня. Мужчина добывал мясо и рыбу. Как только он возвращался домой, женщина разводила костёр, мужчина снимал шкуру с убитого животного, разделывал тушу. Затем женщина начинала готовить еду. Потом они кормили детей, ели сами, возможно, мужчина занимался со шкурой, подготавливал её для последующего пошива одежды, занимался ремонтом жилища. Женщина играла с детьми, обучала их каким-то навыком, наводила порядок в доме. Если рядом был водоём, семейство отправлялось туда, чтобы помыться. Вечером ужинали и ложились спать. Не думаю, что питание первобытных людей было трёхразовым и слишком разнообразным – методом проб и ошибок они находили новые источники пищи. Также им время от времени приходилось защищаться от нападений диких зверей или представителей других племён.

  4. На планете Земля еще сохранились места, где люди живут первобытным жизненным укладом. Первобытный образ жизни – этот тот, что вели люди сотни и десятки тысяч лет назад, если не сказать миллионы. Жизнь первобытного общества проходит вместе с природой, рядом с дикими зверями, где каждый день стоят задачи выжить.
    Например, в Африке и сейчас живет племя пигмеев, охотников и собирателей, которые не пользуются благами цивилизации, да и просто не знают их. Они строят хижины из веток и листьев, в которых только спят, а весь день проводят под открытым небом. В лесу пигмеи охотятся на диких кабанов, антилоп, буйволов. Поэтому они приручили охотничьих собак.
    Пигмеи не ведут оседлого образа жизни. Это народ леса, они кочуют по лесу, могут исчезать там на долгие месяцы. Лес кормит людей диким медом, орехами, грибами, корешками, ягодами, съедобными листьями. Пигмеи едят насекомых, термитов, гусениц. Они отлично знают в лесу все, что пригодно для пищи. Эти люди могли бы давать мастер-классы на тему «как не умереть от голода в диких условиях» любым желающим.
    Конечно, современные пигмеи не то уже первобытное общество, что было. Они торгуют с соседями, выменивают на свои продукты другие товары: ножи, фабричные майки, соль, топоры, кастрюли и сковородки. Человеку в абсолютно первобытном обществе пришлось бы все делать самому, даже веревки вить.
    Первобытные люди ощущали мир иначе, чем мы. Они всего боялись, но, с другой стороны, чувствовали природу как естественную среду обитания. Для них все было живым вокруг: сырая земля, туман в лесу, роса на листках, облака, солнце и луна.

  5. Жизнь в древнем мире требует сноровки силы и выносливости. Все необходимо добывать нелегким и изнурительным трудом. День начиняется с подготовки инструментов к охоте. Необходимо хорошо наточить стрелы, топорики и кинжалы. Подготовить миски для туши. Как только начнет светать необходимо, выдвигаться в лес. Женщина проводит меня и начнет подготовку к сбору кореньев и ягод. Заварит чай из сбора листьев.
    В лесу опасность на каждом шагу, поэтому необходимо вести себя осмотрительно и предельно внимательно. Охотиться можно на дикого кабана, лис, зайцев, куропаток. Зайцы и лисы обеспечат также мехом, что дает тепло зимой. Во время охоты нужна хорошая скорость, быстрая реакция и сноровка. Дикому зверю нельзя показывать, что ты его боишься или не уверен, что победишь его.
    Когда добыча поймана, необходимо отправляться домой, чтобы женщина приготовила мясо на костре. Можно, конечно, съесть мясо в сыром виде, но поджаренное оно более вкусное и аппетитное. После этого нужно заняться шкурой и подготовить ее к сушке. Хорошая шкура будет греть зимой.
    Не каждый день, получается, поймать добычу, поэтому мясо в рационе – это настоящий праздник. Иногда приходится, есть корешки и различные ягоды с кустов.
    Моя женщина в это время занимается детьми. Она учит их рисовать на скалах. Кормит их молоком и поет им песни. Я стараюсь защищать свою семью от набега других племен, поэтому у меня всегда есть наготове оружие, которое будет помогать мне, защищать, мой дом, мои трофеи и мою семью.
    Обязательным действием является поход к ручью, для того, чтобы набрать свежей питьевой воды, без которой мы не можем существовать. Набираем мы все ковшики, чтобы хватило на всех членов семьи.
    Ночью нужно, чтобы горел огонь, который не позволит диким животным пробраться в наше жилище. Для костра необходимо собирать ветки с деревьев.
    Сочинение по истории для 5 класса

  6. РЕФЕРАТ
    по дисциплине:Всемирная история
    на тему:Первобытная эпоха человечества
    2009
    Содержание
    Введение
    Периодизация древнейшей истории
    Палеолит – овладение огнем
    Мезолит – расселение человечества с юга на север
    Неолитическая революция
    Энеолит – земледельческое общество
    Разложение первобытно-общинного строя
    Заключение
    Список литературы
    Введение
    В своем реферате я хочу осветить самую раннюю историю развития человечества – Первобытная эпоха. Целями моего реферата являются: определение этапов, на которые была разделена эта эпоха и освещение деятельности первобытных людей.
    Изучение гуманитарных дисциплин составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления. К важнейшим общественным наукам относится история.
    История — это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно – временных измерениях.
    История не только одна из двух тысяч существующих наук, служащих современному человечеству, но и одна из наиболее древних. История связана с другими науками, в частности, с психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономической теорией, математикой, математической статистикой и т. д. В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализируя всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т. д.) и их взаимосвязи и взаимообусловленности.
    История выполняет несколько социально значимых функций. Первая – познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно – истинном, с позиции историзма, отражений всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.
    Вторая функция – практически – политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических факторов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.
    Третья функция – мировоззренческая. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение – взгляд на мир, общество, законы его развития – может быть научным, если опирается на объективную реальность.
    История обладает огромным воспитательным воздействием. Это четвертая функция истории. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.
    Периодизация древнейшей истории
    Первый этап в развитии человечества – первобытно – общинный строй – занимает огромный период времени с момента выделения человека из животного царства (около 3-5 млн. лет назад) до образования классовых обществ в различных регионах планеты (примерно в IV тыс. до н. э.). Его периодизация основана на различиях в материале и технике изготовления орудий труда (археологическая периодизация). В соответствии с ней в древнейшей эпохе выделяют:
    — каменный век (от возникновения человека до III тыс. до н. э.);
    — бронзовый век (с конца IV до начала I тыс. до н. э.);
    — железный век (с I тыс. до н. э.).
    В свою очередь каменный век подразделяется на древнекаменный (палеолит), среднекаменный (мезолит), новый каменный век (неолит) и переходный к бронзе меднокаменный век (энеолит).
    Ряд ученых подразделяют историю первобытного общества на пять этапов, каждый из которых отличается степенью развития орудий труда, материалами из которых они изготовлялись, качеством жилья, соответствующей организацией ведения хозяйства.
    Первый этап определяется как предыстория хозяйства имматериальной культуры: от возникновения человечества до приблизительно 1 млн. лет назад. Это время, когда приспособление людей к окружающей среде мало чем отличалось от добывания средств к существованию животными. Многие ученые считают, что прародиной человека является Восточная Африка. Именно здесь при раскопках находят кости первых людей, живших более 2 млн. лет назад.
    Второй этап – примитивное присваивающее хозяйство приблизительно 1 млн. лет назад – XI тыс. до н. э., охватывает значительную часть каменного века – ранний и средний палеолит.
    Третий этап — развитое присваивающее хозяйство. Хронологические рамки его определить трудно, поскольку в ряде местностей этот период закончился в XX тыс. н. э. (субтропики Европы и Африки), в других (тропики) – продолжается до настоящего времени. Охватывает поздний палеолит, мезолит, а в некоторых областях — и весь неолит.
    Четвертый этап – зарождение производящего хозяйства. В наиболее развитых в хозяйственном отношении районах земли – IX – VIII тыс. до н. э. (поздний мезолит – ранний неолит).
    Пятый этап – эпоха производящего хозяйства. Для некоторых областей сухих и влажных субтропиков – VIII – V тыс. до н. э.
    Помимо производства орудий, материальная культура древнего человечества теснейшим образом связана и с созданием жилищ.
    Наиболее интересные археологические находки древнейших жилищ относятся к раннему палеолиту. На территории Франции обнаружены остатки 21 сезонного стойбища. В одном из них была открыта овальная ограда из камней, которую можно трактовать как основание легкого жилища. Внутри жилища находились очаги и места изготовления орудия. В пещере Ле Лазаре (Франция) были обнаружены остатки убежища, реконструкция которого предполагает наличие опор, крыши из шкур, внутренних перегородок и двух очагов в большом помещении. Постели – из шкур животных (лисьи, волчьи, рысьи) и водорослей. Эти находки датируются временем около 150 тыс. лет.
    На территории СССР остатки наземных жилищ, относятся к раннему палеолиту, были обнаружены у села Молодово на Днестре. Они представляли собой овальную выкладку специально подобранных крупных костей мамонтов. Здесь же обнаружены следы 15 костров, располагающихся в разных частях жилища.
    Первобытная эпоха человечества характеризуется низким уровнем развития производственных сил, медленным их совершенствованием, коллективным присвоением природных ресурсов и результатов производства (прежде всего эксплуатируемой территории), равнообеспечивающим распределением, социально – экономическим равенством, отсутствием частной собственности, эксплуатация человека человеком, классов, государств.
    Анализ развития первобытного человеческого общества показывает, что это развитие шло крайне неравномерно. Процесс обособления наших отдаленных предков от мира человекообразных обезьян был очень медленным.
    Общая схема эволюции человека следующая:
    — человек австралопитековый;
    — человек прямоходящий (ранее гоминиды: питекантропы и синантропы);
    — человек современного физического вида (поздние гоминиды: неандертальцы и верхнепалеолитические люди).
    Практически появление первых австралопитеков ознаменовало зарождение материальной культуры, непосредственно связанной с производством орудий труда. Именно последние стали для археологов средством определения основных этапов развития древнего человечества.
    Богатая и щедрая природа того периода не способствовала ускорению этого процесса; только с появлением суровых условий ледниковой эпохи, с усилением трудовой деятельности первобытного человека в его тяжелой борьбе за существование, ускоренно появляются новые навыки, совершенствуются орудия, вырабатываются новые социальные формы. Овладение огнем, коллективная охота на крупных животных, приспособление к условиям растаявшего ледника, изобретение лука, переход от присваивающего к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию), открытие металла (меди, бронзы, железа) и создание сложной родоплеменной организации общества – вот те важные этапы, которые отмечают путь человечества в условиях первобытно – общинного строя.
    Палеолит – овладение огнем
    Выделяются ранняя, средняя и поздняя стадия палеолита. В раннем палеолите, в свою очередь, выделяют первичную, шелльскую и ашельскую эпохи.
    Древнейшие памятники культуры обнаружены в пещерах: Ле Лазаре (относящиеся ко времени около 150 тыс. лет назад), Лялко, Нио, Фонде-де-Гом (Франция), Альтамира (Испания). Большое количество предметов шелльской культуры (орудий) найдено в Африке, особенно в долине Верхнего Нила, в Тернифине (Алжире) и др. К рубежу шелльской и ашельской эпох относятся самые древние остатки человеческой культуры на территории СССР (Кавказ, Украина). К ашельской эпохе человек расселился шире, проникая в Среднюю Азию, Поволжье.
    Накануне великого оледенения человек уже умел охотиться на крупнейших животных: слонов, носорогов, оленей, зубров. В ашельскую эпоху появляется уже оседлость охотников, подолгу живущих на одном месте. Сложная охота очень давно стала дополнением к простому собирательству.
    В этот период человечество было уже достаточно организовано и оснащено. Может быть, самым значительным было овладение огнем около 300-200 тыс. лет тому назад. Недаром у многих южных народов (в тех местах, где расселялся тогда человек) сохранились легенды о герое, похитившем небесный огонь. Миф о Прометее, принесшим людям огонь – молнию, отражает самую крупную техническую победу наших очень отдаленных предков.
    Одни исследователи относят к раннему палеолиту также мустьерскую эпоху, а другие выделяют ее в особый этап среднего палеолита. Мустьерские неандертальцы жили как в пещерах, так и в специально изготовленных из мамонтовых костей жилищах – чумах. В это время человек уже научился сам добывать огонь трением, а не только поддерживать его, зажженный молнией.
    Основу хозяйства составляла охота на мамонтов, бизонов, оленей. Охотники были вооружены копьями, кремниевыми остриями и дубинами. К этой эпохе относятся первые искусственные захоронения покойников, что свидетельствует о возникновении очень сложных идеологических представлений.
    Полагают, что к этому же времени можно отнести и зарождение родовой организации общества. Только упорядочением отношений полов, появлением экзогамии (запрет браков в пределах одного коллектива) можно объяснить то, что физический облик неандертальца стал совершенствоваться и спустя тысячи лет, к концу ледникового периода, он превратился в неоантропа или кроманьонца – людей современного нам типа.
    Верхний (поздний) палеолит известен нам лучше, чем предшествующие эпохи. Природа по-прежнему была сурова, ледниковый период еще продолжался. Но человек был уже достаточно вооружен для борьбы за существование. Хозяйство становилось комплексным: основу его составляла охота на крупных животных, но появились зачатки рыболовства, серьезным подспорьем было собирательство съедобных плодов, зерен, кореньев.
    Каменные изделия делились на две группы: оружие и орудия труда (наконечники копий, ножи, скребки для выделки шкур, кремневые инструменты для обработки кости и дерева). Широкое распространение получили различные метательные средства (дротики, зазубренные гарпуны, специальные копьеметалки), позволяющие поражать зверя на расстоянии.
    По мнению археологов, основной ячейкой социального строя верхнего палеолита была небольшая родовая община, насчитывающая около сотни людей, из которых двадцать были взрослыми охотники, ведшими хозяйство рода. Небольшие круглые жилища, остатки которых обнаружены, возможно, были приспособлены для парной семьи.
    Находки погребений с прекрасным оружием из мамонтовых бивней и большим количеством украшений свидетельствуют о появлении культа вождей, родовых или племенных старейшин.
    В верхнем палеолите человек широко расселился не только в Европе, на Кавказе и Средней Азии, но и в Сибири. По мнению ученых, из Сибири в конце палеолита была заселена Америка.
    Искусство верхнего палеолита свидетельствует о высоком развитии интеллекта человека этой эпохи. В пещерах Франции и Испании сохранились красочные изображения, относящиеся к этому времени. Открыта такая пещера и российскими учеными на Урале (Капова пещера) с изображением мамонта, носорога, лошади. Изображения, сделанные художниками ледникового периода красками на стенах пещер и резьбой на кости, дают представления о тех животных, на которых они охотились. Это было связано, вероятно, с различными магическими обрядами, заклинаниями и плясками охотников перед нарисованными животными, что должно было обеспечить успешную охоту. Элементы подобных магических действий сохранились даже в современном христианстве: молебен о дожде с окроплением полей водою есть древний магический акт, восходящий к первобытности.
    Особо следует отметить культ медведя, восходящий еще к мустьерской эпохе и позволяющий говорить о зарождении тотемизма. На палеолитических стоянках у очагов или у жилищ часто находят костяные фигурки женщин. Женщины представлены очень дородными, зрелыми. Очевидно, главная идея таких статуэток – плодовитость, жизненная сила, продолжение человеческого рода, олицетворенные в женщине – хозяйке дома и очага.
    Обилие женских изображений, найденных в верхнепалеолитических стоянках Евразии, позволили ученым сделать вывод, что культ женщины – прародительницы порожден матриархатом. При весьма примитивных взаимоотношениях полов дети знали только своих матерей, но далеко не всегда знали своих отцов. Женщины охраняли огонь в очагах, жилище, детей: женщины старшего поколения могли вести счет родства и следить за соблюдением экзогамных запретов, чтобы не рождались дети от близких родственников, нежелательность чего была, очевидно, уже осознана. Запрет кровосмешения дал свои результаты – потомки прежних неандертальцев стали более здоровыми и постепенно превратились в людей современного типа.
    Мезолит – расселение человечества с юга на север
    Примерно за десять тысячелетий до нашей эры огромный ледник, достигавший 1000-2000 метров в высоту, начал интенсивно таять, остатки этого ледника сохранились до наших дней в Альпах и на горах Скандинавии. Переходный период от ледника к современному климату называют условным термином мезолит, т. е. среднекаменный век, — промежуток между палеолитом и неолитом, занимающим примерно около трех – четырех тысячелетий.
    Мезолит является ярким доказательством сильного влияния географической среды на жизнь и эволюцию человечества. Природа изменилась во многих отношениях: потоплел климат, растаял ледник, потекли на юг полноводные реки, постепенно освобождались большие пространства земли, закрытые ранее ледником, обновилась и развилась растительность, исчезли мамонты и носороги.
    В связи со всем этим нарушился устойчивый, налаженный быт палеолитических охотников на мамонтов, пришлось создавать иные формы хозяйства. Пользуясь древесиной, человек создал лук со стрелами. Это значительно расширило объект охоты: наряду с оленями, лосями, лошадьми стали охотиться на разных мелких птиц и зверей. Большая легкость такой охоты и повсеместность дичи сделали ненужными прочные общинные коллективы охотников на мамонтов. Мезолитические охотники и рыболовы небольшими группами бродили по степям и лесам, оставляя после себя следя временных стоянок.
    Потеплевший климат позволил возродить собирательство. Особенно важным для будущего оказалось собирание диких злаков, для чего даже были изобретены деревянные и костяные серпы, с кремниевыми лезвиями. Новшеством было умение создавать режущие и колющие орудия со вставленными в край деревянного предмета большого количества острых кусков кремня.
    Вероятно, в это время люди ознакомились с перемещением по воде на бревнах и плотах, и со свойствами гибких прутьев и волокнистой корой деревьев.
    Началось приручение животных: охотник-лучник шел за дичью с собакой; убивая кабанов, люди оставляли на выкорм выводки поросят.
    Мезолит – время расселения человечества с юга на север. Двигаясь через лесные массивы вдоль рек, человек мезолита прошел все пространство, освободившееся от ледника, и дошел до тогдашней северной кромки материка Евразии, где начал охотиться на морского зверя.
    Искусство мезолита значительно отличается от палеолитического: произошло ослабление нивелирующего общинного начала и возросла роль отдельного охотника – в наскальных изображениях мы видим не только зверей, но и охотников мужчин с луками и женщин, ожидающих их возвращения.
    Неолитическая революция
    Неолит – переход к производящему хозяйству. Это условное наименование применяется к последнему этапу каменного века, но оно не отражает ни хронологического, ни культурного единообразия: в XI в н. э. новгородцы писали о меновой торговле с неолитическими (по типу хозяйства) племенами Севера, а в XVIII в. Русский ученый С. Крашенинников описал типично неолитический быт местных жителей Камчатки.
    Все же к неолиту относят период VII – V тыс. до н. э. Расселившееся в разных ландшафтных зонах, человечество пошло разными путями и разными темпами. Племена, оказавшиеся на Севере, в суровых условиях, долгое время оставались на прежнем уровне развития. Зато в южных районах эволюция была более быстрой.
    Человек уже использовал шлифованные и сверленые орудия с рукоятками, ткацкий станок, умел лепить посуду из глины, обрабатывать дерево, строить лодку, плести сеть. Гончарный круг, появившийся в IV тыс. до н. э., резко повысил производительность труда и улучшил качество глиняной посуды. В IV тыс. до н. э. на Востоке было изобретено колесо, стала использоваться тягловая сила животных, появились первые колесные повозки.
    Искусство неолита представлено петроглифами (рисунками на камнях) в районах Севера, раскрывающими во всех подробностях лыжников на лося, охоту в больших ладьях на кита.
    С эпохой неолита связан один из важнейших технических переворотов древности – переход к производящему хозяйству (неолитическая революция). В эпоху неолита произошло первое общественное разделение труда на земледельческий и скотоводческий, что способствовало прогрессу в развитии производительных сил, и второе общественное разделение труда – выделение ремесла из сельского хозяйства, что способствовало индивидуализации труда.
    Земледелие было распространено очень неравномерно. Первые очаги земледелия были обнаружены в Палестине, Египте, Иране, Ираке. В Средней Азии искусственное орошение полей при помощи каналов появилось уже в IV тыс. до н. э. Для земледельческих племен характерны большие поселения из глинобитных домов, насчитывающие иногда по нескольку тысяч жителей. Джейтунская археологическая культура в Средней Азии и Буго-Днестровская на Украине представляют ранние земледельческие культуры в V – IV тыс. до н. э.
    Энеолит – земледельческое общество
    Энеолит – меднокаменный век, в этот период появились отдельные изделия из чистой меди, но на формах хозяйства новый материал еще не сказался. К эпохе энеолита относится Трипольская культура (VI – IIIтыс. до н. э.), располагавшаяся между Карпатами и Днепром на плодородных лессовых и черноземных почвах. В этот период первобытное земледельческое общество достигло своего наивысшего расцвета.
    Трипольцы (как и другие ранние земледельцы) выработали тот тип комплексного хозяйства, который просуществовал в деревне вплоть до эпохи капитализма: земледелие (пшеница, ячмень, лен), скотоводство (корова, свинья, овца, коза), рыболовство и охота. Первобытные матриархальные общины, по-видимому, еще не знали имущественного и социального неравенства.
    Особый интерес представляет идеология трипольских племен, пронизанная идеей плодородия, что выражалось в отождествлении земли и женщины: земля, рождающая из семени новый колос хлебного злака, как бы приравнивалась к женщине, рождающей нового человека. Эта идея лежит в основе многих религий, вплоть до христианства.
    К Трипольский культуре многие относят глиняные статуэтки женщин, связанные с матриархальным культом плодородия. Роспись больших глиняных сосудов Трипольской культуры раскрывает мировоззрение земледельцев, заботившихся об орошении их полей дождем, созданную ими картину мира. Мир, по их представлениям, состоял из трех зон (ярусов): зона земли с растениями, зона Среднего неба с солнцем и дождями, и зона Верхнего неба, хранящего наверху запасы небесной воды, которая может пролиться при дожде. Верховным владыкой мира было женское божество. Картина мира трипольцев очень близка к той, которая отражена в древнейших гимнах индийской Ригведы (собрание религиозных гимнов мировоззренческого и космологического содержания, оформилось в X в. До н. э.).
    Эволюция человека особенно ускорилась с открытием металла – меди и бронзы (сплава меди с оловом). Орудия труда, оружия, доспехи, украшения и посуду начиная с IIIтыс. до н. э. стали изготовлять не только из камня, но и из бронзы. Усиливался обмен между племенами продуктами – изделиями и учащались столкновения между ними. Углублялось разделение труда, появлялось имущественное неравенство внутри рода.
    В связи с развитием скотоводства возросла роль мужчины в производстве. Наступила эпоха патриархата. Внутри рода возникли большие патриархальные семьи, с мужчиной во главе, ведшие самостоятельное хозяйство. Тогда же и появилось многоженство.
    В бронзовом веке уже наметились большие культурные общности, которые, возможно, соответствовали языковым семьям: индоевропейцам, угро — финнам, тюркам и кавказским племенам.
    Географическое размещение их очень отличалось от современного. Предки угро – финнов продвигались, по мнению некоторых ученых, от Приаралья на север и северо – запад, проходя западнее Урала. Предки тюркских народов размещались восточнее Байкала и Алтая.
    По всей вероятности, основной прародиной славян были области между Днепром, Карпатами и Вислой, но в разное время прародина могла иметь разные очертания – то расширяться за счет центрально – европейских культур, то продвигаться на восток или выходить временами на степной юг.
    Соседями протославян были предки германских племен на северо-западе, предки латышско-литовских (балтийских) племен на севере, дако-фракийские племена на юго-западе и прото – иранские (скифские) племена на юге и юго-востоке; время от времени протославяне входили в контакт с северо-восточными финно-угорскими племенами и далеко на западе – с кельтско–италийскими.
    Разложение первобытно-общинного строя
    Примерно в V – IV тыс. до н. э. началось разложение первобытного общества. Среди факторов, способствующих этому, помимо неолитической революции важную роль играли интенсификация земледелия, развитие специализированного скотоводства, появление металлургии, становление специализированного ремесла, развитие торговли.
    С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешел из женских рук в мужские, и мужчина – земледелец и воин стал главой семьи. Накопление в различных семьях создавалось неодинаковое, причем каждая семья, накапливая имущество, старалось сохранить его в семье. Продукт постепенно перестает делиться среди членов общины, а имущество начинает переходить от отца к детям, закладываются основы частной собственности на средства производства.
    От счета родства по материнской линии переходят к счету родства по отцу – складывается патриархат. Соответственно меняется форма семейных отношений; возникает патриархальная семья, основанная частной собственности. Подчиненное положение женщин сказывается, в частности, в том, что обязательность единобрачия устанавливается только для женщин, для мужчин же допускается полигамия (многоженство). Древнейшие документы Египта и Двуречья свидетельствуют о таком положении, сложившимся к концу IV – началу III тыс. до н. э. Ту же картину подтверждают древнейшие памятники письменности, появляющиеся у некоторых племен предгорий Передней Азии, Китая во II тыс. до н. э.
    Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны – все это вело к возникновению имущественного расслоения среди племен. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Складывалась верхушка родовой аристократии, фактически ведавшая всеми делами. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов, выделяли из своей среды военных вождей и жрецов. Наряду с имущественной и общественной дифференциацией внутри родовой общины происходит и дифференциация внутри племени между отдельными родами. С одной стороны, выделяются сильные и богатые роды, а с другой – ослабевшие и обедневшие. Соответственно первые из них постепенно превращаются в господствующие, а вторые – в подчиненные. В результате воин в подсинении могли оказаться целые племена или даже группы племен.
    Однако долгое время, несмотря на имущественное и общественное расслоение общины, верхушка родовой знати еще должна была считаться с мнением всей общины. Но все чаще трудом коллектива злоупотребляет в своих интересах родовая верхушка, с могуществом которой рядовые общинники уже не могут спорить.
    Итак, признаками распада родового строя явились возникновение имущественного неравенства, сосредоточение богатства и власти в руках вождей племен, учащение вооруженных столкновений, обращение пленных в рабов, превращение рода из кровнородственного коллектива в территориальную общину. Археологические раскопки в разных частях мира, в том числе и на территории нашей страны, позволяют сделать такие выводы. Примером могут служить знаменитый Майкопский курган на Северном Кавказе, относящийся ко II тыс. до н. э., или пышные погребения вождей в Триалети (южнее Тбилиси). Обилие драгоценностей, погребения с вождем насильственно убитых рабов и рабынь, колоссальные размеры могильных насыпей – все это свидетельствует о богатстве и власти вождей, о нарушении первоначального равенства внутри племени.
    В различных районах мира разрушение первобытно-общинных отношений произошло разновременно, разнообразными были и модели перехода к выше стоящим формациям: некоторые народы образовали раннеклассовые государства, другие – рабовладельческие, многие народы миновали рабовладельческий строй и перешли сразу к феодализму, а некоторые – к колониальному капитализму (народы Америки, Австралии).
    Заключение
    Таким образом, рост производительных сил создал предпосылки укрепления связей между социальными организмами, развития системы дарообменных отношений. С переходом от парного брака к патриархальному, а позднее – многогамному, укрепляется семья, которая обособляется в рамках общины. Общинная собственность дополняется личной. Индивидуализация производства и укрепление семьи означали ослабление первобытного коллективизма и общины в целом. По мере развития производственных сил (переход к медным, бронзовым и железным орудиям труда) и укрепление территориальных (соседских) связей между семьями, на смену ранней первобытной общине приходит первобытная соседская, а позднее – земледельческая община. Для нее характерно сочетание индивидуального парцеллярного производства с общей собственностью на землю, частнособственнического и общинного начал. Развитие этого внутреннего противоречия создает условия для возникновения классового общества и государства.
    Первобытно-общинный строй – отправная точка в истории человечества. Это самая длинная по времени общественно – экономическая формация, она существовала у всех народов на ранней стадии развития.
    В истории первобытного строя выделяется несколько этапов по степени развития производственных сил, общественной организации, а также форм хозяйства и движения от более низкой ступени к более высокой – от каменного века к бронзовому, от бронзового – к железному.
    Важным этапом в истории первобытного человека стала первая экономическая революция (неолитическая), когда произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. По мере углубления общественного разделения труда и роста его производительности в первобытном обществе усилился обмен, возник прибавочный продукт, что стало основой появления частной собственности и имущественного неравенства. На смену первобытному строю приходят классовые общества.
    Список литературы
    1. Нестурх М.Ф. Происхождение человека. — М.,2001.
    2. Нестурх М.Ф. Человек и его предки. — М.,2003.
    3. Aндреев И.Л. Происхождение человека и общества. — М., 2005.
    4. Алексeев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. — М., 2002.
    5. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. — Л.,2003.
    6. Вуд П., Вачек Л., Хэмблин Д., Леонард Дж. Жизнь до человека. — М.,2007.
    7. Гремяцкий М.А. Как произошел человек. — М., 2004.
    8. Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

  7. После того как в 1942 году в Мексике были найдены таинственные глиняные фигурки, учёные задались вопросом: как могли люди, жившие 4000 лет назад, иметь представление о наружности ящеров, вымерших за десятки миллионов лет до появления этих людей? Дочь Йоахима Макгрегора, археолога, пропавшего при невыясненных обстоятельствах в лесах Южной Америки, находит записки отца и вместе с Джоном Ховардом и его сыном Дэном отправляется в путешествие в места, где не ступала нога человека. Элис убеждена, что её отцу удалось найти территорию, где обитают загадочные животные.
    – Есть ли в бассейне реки Ориноко плато, где происходит действие романа Артура Конан Дойля “Затерянный мир”?
    – Может быть, история, рассказанная Конан Дойлем, имеет под собой более реальную основу, чем мог предположить писатель?
    – Возможно ли, что место, где обитали доисторические животные, существует и сегодня?
    В лесах Амазонки найдутся ответы на все эти вопросы.
    Читатель станет участником захватывающих приключений и познакомится с животными, вымершими миллионы лет назад. Путешествие, где опасность подстерегает героев на каждом шагу, завершится совершенно неожиданным образом.

  8. Каждый день жизни первобытного человека был похож не предыдущий, и каждый следующий день он должен был заниматься тем же, чем и накануне. Уже на заре своего существования люди понимали, что в условиях постоянного противостояния с природой выжить поодиночке им не удастся, поэтому они объединялись в племена. У каждого племени был свой вождь, который следил за порядком в племени и распределял обязанности всех его представителей. Как правило, на долю мужчины выпадала защита племени от нападений соседних племен и свирепых животных, а также забота о благополучии женщин и детей своего племени. Каждое утро мужчины должны были отправляться на охоту и, рискуя жизнью, добывать для себя и своего племени пропитание. В то время опасность подстерегала охотников на каждом шагу, а примитивные орудия не могли их спасти от нападений свирепых хищников. Да и победить хищника, имея в своем распоряжении лишь копья с каменными наконечниками, было очень сложно. Поэтому каждый раз, отправляясь на охоту, первобытный человек не мог рассчитывать на то, что ему удастся вернуться с добычей, удастся вернуться живым и невредимым.
    В то время, когда мужчины уходили на охоту, женщины должны были заботиться о детях, готовить еду для всего племени и, выказывая всю свою находчивость, придумывать одежду из шкур убитых животных, которая смогла бы защитить их от холода. Такой труд был не легче, чем охота, поскольку первобытные люди чаще всего жили в пещерах, которые были слабой защитой от непогоды и холода.
    Когда мужчины возвращались с охоты, женщины кормили их и окружали заботой. Причем, у первобытного человека в непрестанной борьбе за выживание находилось время для того, чтобы составить рассказы о своей жизни, о своих повседневных делах и заботах. Такие рассказы, воплощенные в картинках, можно и сегодня увидеть на стенах многочисленных древних пещер. Рисунки, сохранившиеся от первобытных людей, рассказывают нам об охоте, о животных, которые жили в то время, о спасительном тепле очага и о многом другом.
    Я думаю, что даже один день жизни первобытного человека может многому научить нас и сегодня. Прежде всего, мы видим, что уже тогда люди понимали, что добиться чего-нибудь в одиночку невозможно. Они отдавали себе отчет в том, что нужно заботиться о своих близких и защищать их от опасностей. Кроме того, в жизни каждого человека, несмотря на все сложности и опасности, несмотря на постоянную борьбу за выживание, обязательно должна присутствовать духовная и культурная составляющая. Познакомившись с одним днем жизни первобытного человека, мы с уверенностью можем сказать, что он во многом похож на один день жизни нашего современника

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *