Сочинение на тему первые школы на руси

10 вариантов

  1. В IX веке, когда только появилось отдельное государство – Киевская Русь, а русичи были язычниками, письменность уже существовала, но образование было еще не развито. Учили детей в основном индивидуально, и только потом появилось групповое обучение, которое стало прообразом школ. Это совпало с изобретением буквенно-звуковой системы обучения. Русь в те времена была тесно связана торговыми отношениями с Византией, откуда к нам начало проникать христианство, задолго до его официального принятия. Поэтому первые школы на Руси были двух типов – языческие (куда принимались только отпрыски языческой верхушки) и христианские (для детей тех мелких княжичей, которые уже к тому времени крестились).
    X век
    В дошедших до нас древних грамотах написано, что основателем школ на Руси стал князь Владимир Красное Солнышко. Как известно, именно он явился инициатором и исполнителем перехода Руси в православную христианскую веру. Русичи в то время были язычниками и яростно противились новой религии. Для того чтобы народ побыстрее принял христианство, организовывалось повсеместное обучение грамоте, чаще всего на дому у священника. В качестве учебников выступали церковные книги – Псалтырь и Часослов. Детей из высших сословий отправляли учиться, как написано в летописи: в «книжное научение». Народ всячески противился новшеству, но отдавать сыновей в школы все же приходилось (за этим строго следили) и матери рыдали и причитали, собирая нехитрые пожитки своих чад.
    «Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского» — картина русского художника Н. П. Богданова-Бельского
    © Изображение: Wikimedia Commons
    Известна дата основания самой большой школы «книжного учения» – 1028 год, сын князя Владимира князь Ярослав Мудрый самолично отобрал 300 смышленых мальчиков из привилегированной среды дружинников и мелких князей и отправил их учиться в Великий Новгород – самый большой в то время город. По указанию руководства страны активно переводились греческие книги и учебники. Школы открывали почти при каждой вновь построенной церкви или монастыре, это и были так широко известные впоследствии – церковно-приходские школы.
    XI век

    Реконструкция старинных счетов и азбуки
    © Фото: lori.ru
    Это период расцвета Киевской Руси. Уже была развита широкая сеть монастырских школ, школ начальной грамоты. В программу школ входили счет, письмо и хоровое пение. Были также «школы книжного учения», с повышенным уровнем образования, в них детей учили работать с текстом и готовили в будущем для государственной службы. Работала «Дворцовая школа» при Софийском соборе, та самая, которую основал князь Ярослав Мудрый. Она теперь имела международное значение, в ней готовились переводчики и писцы. Также было несколько женских школ, где учили грамоте девочек из богатых семей.
    Высшая феодальная знать учила детей на дому, отправляя по несколько отпрысков в отдельные, принадлежавшие им же селения. Там знатный боярин, грамотный и образованный, которого называли «кормильцем», учил детей грамоте, 5-6 языкам и основам государственного управления. Известно, что княжич самостоятельно «руководил» селением, в котором находилось «кормильство» (школа для высшей знати). Но школы были только в городах, в селах грамоте не учили.
    XVI век
    Во время монголо-татарского нашествия (начиная с XIII века) так широко развивающееся массовое образование на Руси было по понятным причинам приостановлено. И только начиная с XVI века, когда Русь полностью «освободилась от полона», школы начали возрождаться, причем называться они стали «училищами». Если до этого времени сведения об образовании были в очень малом количестве в дошедших до нас летописях, то с XVI века сохранился бесценный документ, книга «Стоглав» – собрание постановлений Стоглавого Собора, в котором участвовали высшее руководство страны и церковные иерархи.
    Стоглав (Титульный лист)
    © Иллюстрация: Wikimedia Commons
    В нем немало места было отведено вопросам образования, в частности, указывалось на то, что учителем могло стать только духовное лицо, получившее соответствующее образование. Таких людей сначала экзаменовали, потом собирали сведения об их поведении (человек не должен быть жестоким и злым, иначе никто детей в школу не отдаст) и только после всего позволяли учительствовать. Учитель вел один все предметы, ему помогал староста из числа учеников. Первый год учили алфавит (тогда надо было знать «полное имя» буквы), второй год складывали буквы в слоги, а на третий уже читали. В училища по-прежнему отбирали мальчиков из любых сословий, главное, чтобы они были смекалистыми и толковыми.
    Первый русский букварь
    Известна дата его появления – букварь напечатал Иван Федоров, первый русский книгоиздатель, в 1574 году. В нем было 5 тетрадей, в каждой – по 8 листов. Если пересчитать все в привычный для нас формат, то в первом букваре было 80 страниц. В те времена детей обучали по так называемому «буквослагательному» методу, унаследованного от греков и римлян. Дети заучивали наизусть слоги, состоявшие поначалу из двух букв, потом к ним добавлялась третья. Ученики знакомились также с основами грамматики, им давались сведения о правильных ударениях, падежах и спряжениях глаголов. Во второй части Азбуки были материалы для чтения – молитвы и отрывки из Библии.
    Реконструкция класса бывшей художественной школы усадьбы Тенешевых, Талашкино Смоленской области.
    © Фото: lori.ru
    XVII век

    Дореволюционный учебник геометрии.
    © Фото: lori.ru
    До нас дошла чудом сохранившаяся ценнейшая рукопись «Азбуковник», написанная неизвестными авторами или автором в XVII веке. Это нечто вроде руководства для учителя. В нем четко указано, что учение на Руси никогда не было сословной привилегией. В книге так и написано, что учиться может даже «убогий и худородный». Но и насильно, в отличие от X века, никто не заставлял. Плата за учение для бедных была минимальной, «хотя бы какой-нибудь». Конечно, находились и те, кто был настолько нищим, что не мог дать учителю ничего, но, если желание учиться у ребенка присутствовало и он был «быстроумным», то земству (местному руководству) вменялось в обязанность дать ему самое начальное образование. Справедливости ради надо сказать, что так земство поступало не везде.
    В «Азбуковнике» подробно описан день тогдашнего школьника. Правила для всех школ допетровской Руси были одинаковыми. Дети приходили в училище ранним утром и уходили после вечерней молитвы, проведя в школе весь день. Сначала дети рассказывали вчерашний урок, потом все ученики (их называли «дружиной») вставали на всеобщую молитву. После этого все рассаживались за длинным столом и слушали учителя. Книги домой детям не выдавались, они были главной ценностью школы.
    Реконструкция класса бывшей художественной школы усадьбы Тенешевых, Талашкино Смоленской области.
    © Фото: lori.ru
    Детям подробно рассказывали, как нужно обращаться с учебником, чтобы он долго хранился. Убирались в школе и занимались ее отоплением сами дети. «Дружину» учили грамматике, риторике, церковному пению, землемерию (т.е. основам геометрии и географии), арифметике, «звездознанию» или основам астрономии. Также изучали и стихотворное искусство. Допетровская эпоха была необычайно интересной на Руси, но первые революционные преобразования ввел именно Петр I.
    В России каждый новый век приносит свои изменения, а иной раз все меняет новый правитель. Так получилось с царем-реформатором Петром I. Благодаря ему в России появились новые подходы к образованию.
    XVIII век, 1-я половина
    Образование стало более светским: богословие теперь преподавалось только в епархиальных школах и только для детей духовенства, причем для них обучение чтению и письму было обязательным. Тем, кто отказывался, грозила военная служба, что в условиях почти непрекращающихся войн было опасно для жизни. Так на Руси сформировалось новое сословие.
    В 1701 году по указу Петра I, который желал подготовить собственных специалистов для армии и флота (тогда на этих местах работали исключительно иностранцы), в Москве была открыта Школа математических и навигационных наук или, как ее еще называли, Школа пушкарского приказа. В ней было 2 отделения: нижняя школа (младшие классы), где обучали письму и арифметике, и верхняя школа (старшие классы), для обучения языкам и инженерным наукам.
    Существовало также подготовительное отделение, или цифирная школа, где учили читать и считать. Последняя так понравилась Петру, что он повелел по ее образу и подобию создать такие школы и в других городах. Первую школу открыли в Воронеже. Интересно, что там учили и взрослых – как правило, военных нижних чинов.
    Дети в церковной школе
    © Фото: lori.ru
    В цифирных школах учились грамоте и счету дети духовенства, а также дети солдат, пушкарей, дворян, то есть почти всех, кто демонстрировал тягу к знаниям. В 1732 году при полках были основаны гарнизонные школы для солдатских отпрысков. В них, кроме чтения и арифметики, преподавались основы военного дела, а учителями были офицеры.
    У Петра I была благая цель – широкомасштабное всеобщее начальное образование, но, как бывало не раз в истории, народ принуждали к этому с помощью розог и устрашений. Подданные начали роптать, выступать против обязательного для некоторых сословий посещения школ. Все закончилось тем, что Адмиралтейство (которое ведало цифирными школами) само попыталось от них избавиться, но Святейший Синод (высший орган управления Русской церковью, который влиял на жизнь страны) не согласился взять их под свое крыло, отметив, что духовное и светское образование не должны совмещаться. Тогда цифирные школы были соединены с гарнизонными. Это имело большое значение для истории образования. Именно гарнизонные школы отличались высоким уровнем подготовки, и оттуда впоследствии вышло много прекрасно обученных людей, которые вплоть до эпохи правления Екатерины II служили опорой русскому просвещению, работая преподавателями.
    Пажеский корпус на Садовой улице в Санкт-Петербурге
    © Фото: lori.ru
    XVIII век, 2-я половина
    Если раньше в одной школе могли учиться дети из разных сословий, то позже начали формироваться сословные школы. Первой ласточкой стал Сухопутный Шляхтецкий корпус или, говоря современным языком, школа для дворянских детей. По этому принципу позже были созданы Пажеский корпус, а также Морской и Артиллерийский.
    Дворяне отправляли туда совсем маленьких детей, которые по окончании получали специальность и офицерское звание. Для всех остальных сословий начали повсеместно открываться народные училища. В крупных городах это были так называемые главные училища, с четырьмя классами образования, в мелких – малые, с двумя классами.
    Впервые в России было введено предметное преподавание, появились учебные планы, разрабатывалась методическая литература. Занятия стали начинаться и заканчиваться в одно время по всей стране. Каждое сословие обучалось по-разному, но обучаться могли практически все, даже дети крепостных, хотя, конечно, им было тяжелее всего: зачастую их обучение зависело от прихоти помещика или от того, захочет ли тот содержать школу и платить зарплату учителю.
    К концу века по всей России было более 550 учебных заведений и более 70 000 учеников.
    Урок английского языка
    © Фото: lori.ru
    XIX век
    Это было время большого прорыва, хотя, конечно, мы все еще проигрывали Европе и США. Активно действовала общеобразовательная школа (народные училища), для дворян действовали общеобразовательные гимназии. Открыты они были поначалу только в трех самых крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге и Казани.
    Специализированное образование для детей было представлено солдатскими школами, кадетскими и шляхтецкими (дворянскими) корпусами и множеством духовных училищ.
    В 1802 году впервые было учреждено Министерство народного образования. В следующем году оно разработало новые принципы: в частности, было особо выделено, что низшие ступени образования с этого момента будут бесплатными и принимать туда будут представителей любого сословия.
    Учебник русской истории Ф. Новицкого, переиздание 1904 года
    © Фото: lori.ru
    Малые народные училища были заменены одноклассными приходскими школами (для детей крестьян), в каждом городе обязали построить и содержать трехклассное уездное училище (для купцов, ремесленников и других городских обывателей), а главные народные училища были преобразованы в гимназии (для дворян). В последние заведения имели право теперь поступить и дети чиновников, не имеющих дворянского звания. Благодаря этим преобразованиям сеть учебных учреждений была значительно расширена.
    Детей низших сословий обучали четырем правилами арифметики, чтению и письму, а также закону Божию. Детей из средних сословий (мещан и купцов) в дополнение к этому – геометрии, географии, истории. В гимназиях готовили к поступлению в университеты, которых в России было уже шесть (немалое количество для того времени). Девочек по-прежнему крайне редко отдавали учиться в школу, как правило, их учили на дому.
    После отмены крепостного права (1861 г.) ввелось доступное всесословное образование. Появились земские, церковно-приходские и воскресные школы. Гимназии разделились на классические и реальные. Причем в последние принимали детей из любых сословий, родители которых могли накопить на обучение. Плата была относительно невысокой, что подтверждает большое количество реальных гимназий.
    Активно начали открываться женские училища, которые были доступны только для детей из числа горожан среднего достатка. Женские училища были с трех- и шестилетним образованием. Появились женские гимназии.
    Церковно-приходская школа, 1913 год
    XX век
    В 1908 году был принят закон о всеобщем образовании. Начальное образование стало развиваться особенно быстрыми темпами – государство активно финансировало новые учебные заведения. Было узаконено бесплатное (по не всеобщее) образование, что сыграло огромную роль в развитии страны. В европейской части России практически все мальчики и половина девочек учились в начальных школах, на другой территории ситуация было похуже, но почти половина городских детей и почти треть крестьянских тоже имели начальное образование.
    Конечно, на фоне других европейских государств это были несоизмеримые цифры, ведь к тому времени в развитых странах уже по несколько веков действовал закон о всеобщем начальном образовании.
    Образование стало всеобщим и вседоступным в нашей стране только после принятия советской власти.
    Автор: Оксана Герасименко
    Источник: deti.mail.ru

  2. Мой проект . Первые школы на Руси
    Цели:
    1.      Познакомиться  с историей возникновения первых школ на Руси.
    2.    Узнать, как и чему учили сверстников ребят в древности.
    3.   Осознать важность образования в жизни человека.
    Разработка проекта
    Для осуществления поставленной цели я продумывала план деятельности:
    Узнать как можно больше сведений о древней школе у взрослых, из энциклопедий и т.д.
    Для выполнения плана проводила следующие действия:
    Я ходила в библиотеку брала книги и их читала, посетила краеведческий музей, спрашивала у родителей и взрослых и выяснила нужные мне сведения.
    Школа – это учебное заведение,  где ребёнка готовят к жизни
    До 10 века на Руси школ не было .Детей отдавали  в ученики к мастеру.
    На Руси учебные заведения назывались училищами: слово школа стала называться   с 14 века. Уже в первой половине 11 века нам известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году.
    Первая «школа учения книжного» открылась в Киеве в 988 г. при князе Владимире Святославиче.
    Во времена правления князя Владимира в школе учиться  могли  только  мальчики, а  первыми предметами для их обучения стало  книжное дело. Считалось, что мужчины должны быть  более  подкованы  в общении, а девушки  не должны знать  грамоту, так как они  станут будущими хозяйками, и в их обязанности будет входить только правильное владение домашним хозяйством. А для этого знать грамоту совсем не обязательно.
    И только в мае 1086 года  на Руси появляется  самое первое женское училище, основателем которого является князь Всеволод Ярославович.
    В начале 1096 года школы начинают открываться уже  по всей Руси. Первые школы начинали  появляться в таких крупных городах  как Муром, Владимир и Полоцк, причем строились чаще всего при монастырях и  храмах.  Таким образом , священники считались на Руси самыми образованными людьми.
    Первые школы  на Руси хоть и существовали, но не расцветали и постепенно начинали угасать. И только  в 17 веке изучение наук и искусств в школах начиналось  по новому в эпоху  Петра 1.
    В 18 веке Петр I издаёт указ об открытии начальных школ во всех губерниях(областях). В его царствование было открыто 110 таких школ. Детей обучали чтению, письму и счёту.  Пётр I многое сделал для просвещения народа,
    т.к. понимал, что без образованных людей страна останется отсталой и бедной.
    В 1701 году в Москве открывается Школа  математических и навигационных (морских) наук.
    В 1764 году  в
    Санкт-Петербурге открывается Смольный институт Благородных девиц
    Это было первое учебное заведение для девочек из семей дворян. Туда принимались девочки в возрасте 6 лет и обучение продолжалось 12 лет.
    Но школ было мало, поэтому было мало специалистов.
    Много для образования сделал Ломоносов. В основу образования вошел национальный  русский язык. Главным научно-педагогическим центром был Московский университет.
    Во второй половине ХIХ в.существовали две самые крупные группы среди начальных школ  –  церковно-приходские и земские.  В ходе своего исследования, мне стало интересно узнать
    А когда же появились первые школы в нашем городе Пугачеве (Николаевск)?
    Первые школы на Иргизе возникли в старообрядческих монастырях в конце 18в. Монастырские школы готовили старообрядческих начетчиков, переписчиков церковных книг и т.д. В них  обучали славянской грамоте: чтению и письму, пению по  нотам.  В этих школах учили и рисованию, для украшения переписываемых книг.
    Первая народная школа в г. Пугачеве( Николаевске)  была открыта в 1848г.
    В 1860 г. было открыта  четырехлетняя начальная школа. Ныне  здание  техникума.
    В северной части г.Пугачева стоит красивое здание из красного кирпича, в народе называемое «Бурса». Это здание бывшего духовного училища и общежития. Ныне  здание  принадлежит военной  части  .В начале ХХ века  население г. Пугачева (Николаевска) все больше склонялось к мысли, что необходимо развивать школьное образование. Даже старообрядцы, учившие своих детей только по Псалтырю, стали посылать детей в школу. Появляются новые мужские и женские училища.   В 1911году- мужская гимназия..
    В 1944 – женская гимназия ( здание старая школа №1)
    В настоящее время в нашеи городе 6 школ, школа-интернат, техникум, СПТУ – 67.
    В результате исследования я узнала о первых школах на Руси,как и чему учили сверстников  в древности,о важности образования в жизни человека. Я учусь в  МОУ « СОШ № 14 имени П. А.Столыпина». Наша школа большая и мне нравится моя школа.
    Я горжусь своею школой –
    Светлой, яркой и весёлой!
    Лучше всех других она,
    Школа мира и добра!

  3. Учитель истории и обществознания
    НОУ СОШ «Православная гимназия»
    г.о. Коломна(Щурово)
    Гончаренко О.Ю.
    Первые русские школы в Древней Руси. Учебные книги.
    Издревле на Руси существовали различные формы воспитания и обучения.  Воспитание детей происходило в соответствии с необходимостью наследования подрастающим поколением общественно-исторического опыта, накопленного предыдущими поколениями. Детей рано включали в трудовую деятельность, воспитывали трудолюбие, развивали трудовые умения и навыки. Особое значение имела забота о здоровье и физическом развитии детей. Важнейшими средствами физического воспитания были закаливание, подвижные игры и физический труд. Исторические предания, легенды и былины формировали патриотическое сознание. Детей в русских семьях воспитывали в любви и строгости, использовали наказания, в том числе и физические. Но родителям рекомендовалось заботиться о своих детях, воспитывать их добрыми советами, прививать первые нравственные заповеди о почитании старших, главенствующей роли отца, об уважении к матери, об обязанности беречь достоинство, осознавать сыновний долг, быть благодарным людям, а так же   учить «благочинию», ремеслу и рукоделию.
    Создание учебных заведений началось, собственно, после Крещения Руси. «988 (В лето 6496): Владимир… посылал собирать у лучших людей детей и отдавать их в учение книжное», Князь Ярослав Владимирович, вошедший в историю как Мудрый, расширил круг людей, обучавшихся грамоте, предписав священникам «по городам и иным местам» учить людей, ибо «велика ведь бывает польза от учения книжного».
    Первые русские школы создавались в основном при монастырях, преподавало в них духовенство. Первоначальные они имели две цели: приготовить для церкви сведущих служителей и научить русских людей догмам веры и христианской нравственности. Однако в этих школах обучались дети не исключительно духовных лиц, но вообще — всяких званий, даже вовсе неизвестного звания, пленники; вместе с детьми могли учиться и взрослые. По окончании «учения книжного» не все поступали непременно на службу церкви, но шли также и на другие поприща.
    В школах начального типа изучали чтение, письмо, пение и богословие. Обучение велось на родном языке. В школах высшего типа для «лучших людей детей», где готовили к государственной и церковной деятельности, давали, кроме того, знания по философии, риторике, грамматике, для обучения использовались византийские исторические сочинения, географические и естественнонаучные труды, сборники высказываний античных авторов.
    Внутреннее устройство древнерусской школы вначале совершенно соответствовало византийским образцам, так как первые учителя были, по преимуществу, греки. Из наставления митрополита Михаила учителям видно, что им предписывалось основательно и стройно «учить детей книжному разуму, воспитывать же — в духе заповедей Божьих, в благонравии, правде и любви, ни яростью, ни гневом, ни жестокостью, а снисходительно и кротко», чтобы в детскую душу не западали страх и уныние.
    Из учебных предметов псалтырь, церковное пение и письмо с древних времен были наиболее распространены в школе и привлекали особое внимание учителей. Псалтырь в старину была первой настольной книгой для всякого грамотного человека, и простолюдина, и князя.
    Грамотные люди были не только среди социальной верхушки, но и среди зажиточных горожан — купцов и ремесленников. В монастырях и при крупных соборах (в Киеве и в Новгороде) появились библиотеки; духовные лица и отдельные «книжники» занимались перепиской книг, что считалось важным и богоугодным делом. В монастырях велись летописи, записи исторических событий. Древняя Русь отличалась своим глубоким почтением к книге.
    В числе учебных пособий того времени следует назвать, еще и те книги, которые были наиболее распространены в школе и у состоятельных светских людей. Это переводные книги с греческого, болгарского, сербского языков. Сюда относятся патерики, т. е. собрания жизнеописаний разных святых в которых сочетались вымысел и описание реальной жизни, хроники, летописи; изборники или сборники весьма разнообразного содержания литературно-научного и нравственно-поучительного; повести и рассказы полуисторического, полусказочного содержания; хождения по святым землям, записки о различных достопримечательностях иерусалимских, царьградских и других святынь; пчелы — сборники множества разнохарактерных отрывочных научных сведений, поучений, афоризмов, замечаний мудрецов и поэтов; азбуковники — род энциклопедий, лексиконов и справочных книг по всевозможным отраслям знаний. Этот запас чтения унаследован русской школой от византийского просвещения. Византийское влияние господствует в нашем просвещении еще  пять столетий по принятию христианства.
    На Руси ценились и такие виды литературных произведений как летописи; апокрифы — переводы канонических изданий с толкованием, например, о мудрости царя Соломона; проповеди священников, например, проповеди Луки Жидяты — Новгородского епископа; поучения — наказы молодежи, первый такой педагогический памятник — «Поучение» Владимира Мономаха.
    Образованность в Киевский период ценилась очень высоко. «Книги наставляют и научают нас», «если поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдешь великую пользу для души своей», — такими изречениями наполнена литература этого периода.
    Археологические раскопки середины ХХ в. в Новгороде, Пскове, Смоленске, других русских городах дали ценнейший материал о распространении письменности в Древней Руси. Найденные там берестяные грамоты самого различного содержания (письма, памятные записки, учебные записи и т. д.) наряду с многочисленными эпиграфическими памятниками (надписи на камнях, крестах, оружии, посуде и т. п.) стали свидетельством широкого распространения грамотности среди городского населения в Киевской Руси.
    В целом анализ различных источников позволяет говорить о том, что уровень освоения грамотности в Древней Руси и Русском государстве был достаточно высок, грамотность проникла почти во все слои населения.

  4. Каждый год школьники садятся за парты, чтобы вновь «грызть гранит науки». Так продолжается уже больше тысячи лет. Первые школы на Руси кардинально отличались от современных: раньше не было ни директоров, ни оценок, ни даже разделения на предметы.
    Картина Б. Кустодиева “Земская школа в Московской Руси”
    Первое упоминание о школе в древних летописях датируется 988 годом, когда произошло Крещение Руси. В X веке обучение детей велось в основном дома у священника, а учебниками служили Псалтырь и Часослов. В школы принимали только мальчиков – считалось, что женщины должны не постигать грамоту, а заниматься домашними делами.
    Со временем процесс обучения развивался. К XI столетию детям преподавали чтение, письмо, счет и хоровое пение. Появились «школы книжного учения» – своеобразные древнерусские гимназии, выпускники которых поступали на государственную службу: писцами и переводчиками.
    Тогда же зародились первые женские школы – правда, учиться брали исключительно девочек из знатных семей. Чаще всего дети феодалов и богачей учились дома. Их педагогом был боярин – «кормилец» – который преподавал школьникам не только грамоту, но и несколько иностранных языков, а также азы государственного управления.
    Картина Н. Богданова-Бельского “Устный счет”
    О древнерусских школах сохранилось немного информации. Известно, что обучение проводилось только в крупных городах, а с нашествием на Русь монголо-татар вообще остановилось на несколько столетий и возродилось лишь в XVI веке. Теперь школы назывались «училищами», а учителем мог стать только представитель церкви. Перед поступлением на работу преподаватель должен был обязательно сам сдать экзамен на знания, а знакомых потенциального педагога расспрашивали о его поведении: жестоких и агрессивных людей на работу не принимали.
    День школьника проходил совсем не так, как теперь. Деления на предметы не было совсем: ученики получали новые знания одним общим потоком. Понятие перемены тоже отсутствовало – за весь день дети могли прерваться только один раз, на обед. В школе ребят встречал один учитель, который и преподал все сразу – в директорах и завучах не было надобности. Учитель не ставил школьникам оценок. Система была гораздо проще: если ребенок выучил и рассказал предыдущий урок, то получал похвалу, а если ничего не знал – его ждало наказание розгами.
    В школу брали не всех, а только самых сообразительных и смекалистых ребят. Дети проводили на занятиях весь день с самого утра и до вечера. Обучение на Руси проходило неспешно. Это сейчас все первоклассники умеют читать, а раньше в первый год школьники разучивали полные названия букв – «аз», «буки», «веди». Второклассники могли складывать замысловатые буквы в слоги, и только на третий год дети умели читать.
    Главной книгой для школьников стал букварь, впервые изданный в 1574 году Иваном Федоровым. Освоив буквы и слова, ребята читали отрывки из Библии. К XVII веку появились новые предметы – риторика, грамматика, землемерие – симбиоз геометрии и географии – а также основы астрономии и стихотворное искусство. Первый по расписанию урок обязательно начинался с общей молитвы. Еще одно отличие от современной системы образования заключался в том, что дети не носили с собой учебников: все необходимые книги хранились в школе.
    После реформы Петра I в школах многое изменилось. Образование приобрело светский характер: богословие теперь преподавали исключительно в епархиальных школах. По указу императора в городах открыли так называемые цифирные школы – там учили только грамоте и азам арифметики. В такие школы ходили дети солдат и нижних чинов. К XVIII веку образование стало более доступным: появились народные училища, которые было разрешено посещать даже крепостным. Правда, подневольные люди могли учиться только в том случае, если помещик решит оплатить их образование.
    Картина А. Морозова “Сельская бесплатная школа”
    Лишь в XIX веке начальное образование стало бесплатным для всех. Крестьяне ходили в приходские школы, обучение в которых длилось всего один год: считалось, что для крепостных этого вполне достаточно. Дети купцов и ремесленников в течение трех лет посещали уездные училища, а для дворян были созданы гимназии.
    Крестьян учили только грамоте и счету. Мещан, ремесленников и купцов, кроме всего этого, обучали истории, географии, геометрии и астрономии, а дворян в школах готовили к поступлению в университеты. Стали открываться женские училища, программа в которых была рассчитана на 3 года или 6 лет – на выбор.
    Общедоступным образование стало после принятия соответствующего закона в 1908 году. Сейчас система школьного образования продолжает развиваться: в сентябре дети садятся за парту и открывают для себя целый мир новых знаний – интересных и необъятных.
    via

  5. 5
    Текст добавил: Люблю вас мои друзья

    Порядок обучения
    Первые школы давали возможность изучать не только церковные книги, но и такие дисциплины, как грамматика, арифметика, риторика. Изначально в данных заведениях имели право обучаться только мальчики. Считалось, что женщинам для ведения домашнего хозяйства и воспитания детей грамота ни к чему, тогда как мужчина должен быть знающим и образованным. Процесс преподавания проходил по ступеням. Каждая группа имела своего преподавателя – наставника, состояла из 5-15 учеников, причем зачастую разновозрастных.
    Развитие образования в стране
    Первое женское училище на Руси было открыто в мае 1086 года сестрой Владимира Мономаха Анной Всеволодовной в Киеве, при Андреевском монастыре. По словам современников, молодых девиц в нем обучали, кроме «писания», пению, «швению» и другим ремеслам.
    С 1096 года первые школы начинают открываться повсеместно. Очень высоко ценилась образованность, поэтому обучению уделялось очень большое внимание. В те времена было переведено огромное количество греческой литературы, появилось много читателей, жаждущих просвещения. Книга стала настолько почитаема, что даже во время пожара её спасали первой. Её суть сравнивали с рекой, наполняющей землю. Однако с нашествием монголо-татар в XIII веке, распространение и развитие школ было приостановлено, и только в XVII веке образование вышло на новый, ещё более высокий уровень. В 1687 году в России открывается Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение. Желающих получить образование становилось значительно больше, но позволить себе учиться в подобном заведении могли только дети из благородных семей. Построенная по образцу западноевропейских образовательных учреждений, она внесла свой вклад в науку и культуру, особенно знаменитым её выпускником был М.В. Ломоносов.

  6. В IX веке образовалось отдельное государство — Киевская Русь. Население Киевской Руси называлось русичами и было, в основном, язычниками. Письменность в IX веке уже существовала, но образования ещё не было. Обучение велось индивидуально, позже появилось групповое обучение. Появление группового обучения связывают с изобретением буквенно-звуковой системы обучения. Групповое обучение стало прообразом школ в Древней Руси.
    Школы появились позже и были двух типов: языческие (обучались представители языческой верхушки) и христианские (обучались дети мелких княжичей). Появление христианских школ древней Руси связано с Византией, с которой были тесные торговые отношения и откуда пришло христианство. Но по многочисленным записям в летописях креститься на Руси стали намного раньше, хотя христианство было принято на Руси в 988 г. князем Владимиром Красное Солнышко.
    Именно князь  Владимир Красное Солнышко стал основателем первых  школ в Древней Руси. Русичи были язычниками и всячески противились появлению христианства на Руси. Обучение грамоте способствовало принятию христианства и сглаживало волнения в обществе. Школы появлялись при церквях, обучение вели священники. Первыми учебниками были  Псалтырь и Часослов — церковные книги. Активно переводились учебники по обучению грамоте с греческого языка. Детей из высших сословий отправляли учиться в школы «книжного научения» (дошло из летописи). Первая такая школа была основана в 1028 г. в Великом Новгороде. Ярослав Мудрый отобрал самолично около 300 детей мелких князей и дружинников и отправил их учиться.
    В XI веке на Руси была развита сеть монастырских школ. В них обучали счету, письму, хоровому пению. Существовали «книжного научения», в них готовили людей для государственной службы. Была известна и за пределами государства и Дворцовая школа при Софийском Соборе, в ней дополнительно обучали иностранным языкам и готовили писцов и переводчиков. Существовали несколько женских школ, где обучали девочек из богатых семей.
    Стоит отметить, что все школы существовали в городах, в селах обучение не велось.

  7. Первые школы на
    Руси.
    Первоначально, в Древней Руси образование
    не играло важной роли, так как кроме
    детей богатых бояр и дворянских
    семей, больше никто не мог обучаться
    науке. Основную часть населения
    составляли крестьяне, которые днем
    и ночью занимались обработкой своих
    земель, и угодий собственного хозяина.
    Но ситуация начала меняться в период
    крещения Руси.
    Эксперты и историки подсчитали,
    что самые первые школы на Руси
    была учреждены еще в 988 году в
    городе Киеве. Такая информация полностью
    соответствует знаменитой летописи
    «Повесть временных лет». Получается,
    что зарождение образования в
    Киевской Руси началось только тогда,
    когда князь Владимир Святославович
    начал проводить крещение народа.
    Кроме того, имя именно этого князя
    было указано в летописи, как основателя
    первой школы в Киевской Руси. Своим
    указом он повелел в дворянских и
    боярских семьях собрать всех детей
    и отдать их в школы для обучения
    книжному делу. Но обучение воспринималось
    многими как пытка. Матери еще
    не понимали, куда и зачем собираются
    отправлять их детей. Именно поэтому, они
    сильно оплакивали их, и прощались
    с детьми, словно те уходят на верную
    погибель.
    Созданная князем Владимиром школа
    имела название «Книжное учение», и
    являлась настоящим дворцовым учебным
    заведением. В ней обучали не только грамоте,
    но и другим наукам. В этой школе обучалось
    около 300 учеников, и все они были разбиты
    на небольшие группы, в каждой из которых
    преподавал свой учитель. После этого,
    чаще всего школы можно было увидеть при
    монастырях и храмах. Впервые, сам термин «школа» появился
    на Руси только в 1382 году, когда по общеевропейским
    традициям данный термин начал обозначать
    учебные заведения, где людей обучали
    ремеслам и давали специализированные
    знания.
    Следует заметить, что проводить
    обучение в школе во время правления
    князя Владимира могли только
    мальчики, а первым предметом для
    их обучения стало книжное дело.
    Считалось, что мужчины должны быть
    более подкованы в общении, а
    девушки не должны знать грамоту,
    так как они станут будущими хозяйками,
    и в их обязанности будет входить
    только правильное владение домашним
    хозяйством. А для этого знать
    грамоту совсем не обязательно.
    И только в мае 1086 года на Руси появляется
    самое первое женское училище, основателем которого является князь
    Всеволод Ярославович. Причем, его дочь, Анна
    Всеволодовна одновременно и возглавляла
    училище, и обучалась наукам. Только здесь
    молодые девушки из богатых семей могли
    обучиться грамоте и различным ремёслам.
    В начале 1096 года школы начинают открываться
    уже по всей Руси. Первые школы начали
    появляться в таких крупных городах, как
    Муром, Владимир и Полоцк, причем строились
    чаще всего при монастырях и храмах. Таким
    образом, священники считались на Руси
    самыми образованными людьми. С 15 века
    учреждения при монастырях перестают
    строиться, и появляются частные школы,
    которые в то время назывались «мастера грамоты».
    Несмотря на такой рост строительства
    образовательных зданий, школа все еще
    не имела широкого распространения на
    всей территории Руси. Образование в Киевской
    Руси организовывалось систематически
    и повсеместно. Именно поэтому, первые
    школы на Руси хоть и существовали, но
    не расцветали и постепенно начинали угасать.
    И только в начале 17 века изучение наук
    и искусств в школах началось по новому.
    В эпоху Петра 1 открывается первая школа
    в городе Киеве по систематическим наукам,
    которые сам царь называл новым шагом
    в образованности каждого человека. Сюда,
    правда, до сих пор могли попасть только
    дети из благородных семей, но желающих
    отдать своих детей на обучение прибавилось.
    Во всех  школах 17 века учителя преподавали
    такие предметы, как грамматика и латинский
    язык.
    Именно с эпохой Петра 1 историки
    связывают значительные преобразования
    в образовательной сфере. В это
    время открываются не только школьные
    учреждения, которые были на порядок
    выше, чем самые первые школы, но
    и новые училища и лицеи. Основными
    и обязательными предметами для
    изучения становятся математика, навигация
    и медицина.

  8. С Крещением Руси появились первые книги и первые грамотные люди, и конечно, одну из главных ролей в просвещении играли первые школы на Руси.
    Согласно повествованию древних летописей, основателем школ на Руси являлся князь Владимир Ясное Солнышко. Для того, чтобы упрочить позиции христианства, в городах и селах начали строить церкви, а для них были нужны грамотные и обученные священники.
    Князь Владимир дал приказ отбирать ребят из семей «лучших людей» и брать их в «книжное научение». Однако для древних русичей такое новшество было диким, новая вера – чужой, а школьная грамота была непонятной и страшной. В результате, учеников на Руси вербовали в школы насильно. Матери приводили в школу детей, рыдая и причитая, словно провожали покойников в последний путь.
    Самое первое большое училище возникло в 1028 году, когда сын князя Владимира – князь Ярослав Мудрый смог собрать в Новгороде триста человек детей и отдал повеление «учить их книгам».
    Так постепенно на Руси росло число школ, они стали открываться при церквях и монастырях (эти школы назывались – церковно-приходские).
    В те времена на Руси было переведено огромное количество книг с греческого языка, и это означало, что на Руси стали появляться первые читатели и любители просвещения. В древней Руси книга была в большом почете. Если случался пожар, книги начинали спасать в первую очередь.
    В старину говорили, что «книги – суть те же самые реки, которые напояют вселенную».
    Князья древней Руси были образованными людьми и уделяли обучению большое внимание. Князь Святослав, сын Ярослава Мудрого, все кладовые своего дворца заполнил книгами. Отец Владимира Мономаха, Всеволод, отлично владел пятью языками, а сам Владимир Мономах был писателем.

  9. Извините за много букв, накипело просто. Муж отказывается мне помогать по дому и с ребенком, это если в двух словах. И унижает словесно.
    Уговаривал очень меня родить. Мы в браке уже восемь лет, ребенку четыре. Говорил что брак без детей неполный, надо ребёночка как продолжение нашей любви. У меня не очень здоровье, заболевание костей и связок, беременность мне очень не советовали из-за возможного ухудшения. Муж клялся что ради ребенка готов на все. Прошла гормональную подготовку к беременности, уже ухудшилось состояние сразу.  Потом пролежала я на сохранении почти всю беременность, было очень тяжело и из-за лекарств и из-за обострения основного заболевания. Врачи ругали, говорили что я себя могу до инвалидности довести. Все трудности наложили отпечаток на мое моральное состояние, я много плакала, почти не могла ходить никуда с мужем, и стало видно, как у него накапливается раздражение. Я от этого уходила ещё глубже в депрессию получается что я пожертвовала собой и своим здоровьем, а получила охлаждение, раздражение и постоянные обвинения в том что другие как-то справляются и мне нечего ныть, надо собраться, взять себя в руки ради семьи, а я просто не могла.
    Когда он уходил с друзьями на концерты или на футбол я дома просто выла от обиды и одиночества. Однажды даже думала что надо это все заканчивать, но в последний момент остановилась ради мамы, она у меня старенькая, больная, живёт далеко в другом городе, вернее в деревне.
    После родов все стало ещё хуже. Ребенок родился проблемный, почти не спал, очень плакал и днями и ночами, я от нелосыпа думала что схожу с ума, продукты клала в стиральную машинку и грязные вещи в холодильник. Муж с работы приходил и заваливался либо на диван либо уходил опять с друзьями куда-то. Даже не говорил куда и насколько. Я опять плакала и просила мне помогать хотя бы иногда, хоть в выходные чтобы мне выспаться день-два. Но нет, орал, хлопал дверями, уходил постоянно. Говорил что все эти домашнее чисто женское и как остальные женщины и с двумя и тремя детьми справляются и даже работают. А он только один в наш семейный бюджет зарабатывает, я пока выйти на работу не могу, поэтому чувствую себя в западне.
    Ребенок очень тяжёлый. Постоянные истерики, болеет непрерывно, тянет из меня все силы, на дом уже не остаётся вообще, дома грязно я и сама это вижу, но нет сил. Готовлю только самое простое, муж орет что я х мать и х хозяйка, что я ленивая корова и тупая курица. Что ребенок такой потому что я такая дура, и он весь в меня. Я не знаю как жить дальше. Не могу развестись, сама не справлюсь. Жить мне после развода негде, квартира мужа, уехать в деревню к маме не вариант, я там совсем загнусь. Отдать ей ребенка тоже не смогу, она инвалид, не справится с ним. Зарплаты мужа на няню не хватит, с садиком пока никак. Иногда мне кажется что шагнуть из окна будет самым правильным выходом но очень жалко сына, он никому в этом мире не нужен кроме меня.
    На знаю зачем это пишу сюда. Все равно советы которые я читаю в похожих постах для других мам мне кажется не подходят. Иногда я думаю как здорово было бы мужа отравить например грибами. Но я не разбираюсь в них совсем. Сколько и каких надо чтоб наверняка. В общем, просто такая жизнь.
    Девочки не верьте если вам уговаривают родить и обещают золотые горы и помощь и любовь. Не рожайте если не чувствуете что справитесь сами если ваши близкие вдруг после рождения ребенка превратятся в тыкву, и вы сами тоже станете тыквой навсегда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *