Сочинение на тему первый в истории искусственный спутник земли

5 вариантов

  1. Порахуйте скільки разів зустрічається цифра 9 у записах усіх натуральних чисел від 1 до 100. ( Посчитайте сколько разов встречается цифра 9 в записях всех натуральных чисел от 1 до 100.) ПОЖАЛУЙСТА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
    подготовь устный рассказ в учебно научном стиле на тему “богатство русского языка”
    План:
    1.многозначные слова
    2.синонимы
    3.стилистически окрашенные слова
    4.грамматическое богатство русского языка
    5.произношение слов, звукопись,интонация
    6.образность, слова в переносном значении
    ЗАРАНЕЕ ПРОШУ ВСЕ ЗАПУЩЕНО НЕ ПИСАТЬ А ТО УЧИТЕЛЬ НЕ ПОВЕРИТ НАПИШИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СЛОВАМИ ШЕСТИКЛАССНИКА
    ЗАРАНЕЕ ОГРОМНОЕ СПАСИБО А ТО САМОЙ ДУМАТЬ УЖЕ МОЗГИ ОПУХЛИ
    напишите,как вы понимаете  ,зачем людям  нужен язык,какова его роль в  жизни общества!критерии : написать “изложение” в пол тетрадной страницы!
    сочинение про чудную страну
    Имена физиков, кот внесли вклад в то, что в физике стали проводиться эксперименты.
    найдите наименьшее значение выражения 2а^2-2ab+b^2-2a+2  при каких значениях а и b оно достигается?
    Как решить ?
    (19умножить на пи)/4
    Почему система Линнея называется искусственной?
    Сколько прямых может проходить через 5 точек ?
    под толстым слоем соломы  или сена  снег тает медленно .Почему?

  2. Искусственный спутник Земли (ИСЗ) — космический аппарат, вращающийся вокруг Земли по геоцентрической орбите.
    Для движения по орбите вокруг Земли аппарат должен иметь начальную скорость, равную или немного большую первой космической скорости. Полёты ИСЗ выполняются на высотах до нескольких сотен тысяч километров. Нижнюю границу высоты полёта ИСЗ обуславливает необходимость избежания процесса быстрого торможения в атмосфере. Период обращения спутника по орбите в зависимости от средней высоты полёта может составлять от полутора часов до нескольких суток. Особое значение имеют спутники на геостационарной орбите, период обращения которых строго равен суткам и поэтому для наземного наблюдателя они неподвижно «висят» на небосклоне, что позволяет избавиться от поворотных устройств в антеннах.
    Искусственные спутники Земли широко используются для научных исследований и прикладных задач (см. Военные спутники, исследовательские спутники, метеорологические спутники, навигационные спутники, спутники связи), а также в образовании (в России запущен ИСЗ созданный преподавателями, аспирантами и студентами МГУ, планируется запуск спутника МГТУ им. Баумана) и хобби — радиолюбительскиеспутники

  3. Федеральноеагентство по образованию
    Государственноеобразовательное учреждение
    Московскийгосударственный индустриальный университет
    Институтдистанционного обучения
    Кафедра«Автомобилей и двигателей»
    РЕФЕРАТ
    Подисциплине: «История науки и техники»
    На тему: «Первыйискусственный спутник Земли»
    Работа выполнена
    студентом 2 курса
    заочного отделения
    Лаврухина В.Г
    Группа: Рл08 А 22п
    Преподаватель:
    Булеков С.М.
    г.Рославль,2010

    Содержание
    Введение
    Первый искусственный спутник Земли
    Заключение
    Список литературы

    ВВЕДЕНИЕ
     
    Стремительное развитиекосмонавтики, успехи в изучении и исследовании околоземного и межпланетногокосмического пространства в огромной степени расширили наши представления оСолнце и Луне, о Марсе, Венере и других планетах. Очень результативным оказалосьизучение верхних слоев атмосферы, ионосферы, магнитосферы. Вместе с темвыявилась весьма высокая эффективность использования околоземного космоса икосмической техники в интересах многих наук о Земле.
    Использованиеискусственных спутников Земли для связи и телевидения, оперативного идолгосрочного прогнозирования погоды и гидрометеорологической обстановки, длянавигации на морских путях и авиационных трассах, для высокоточной геодезии,изучения природных ресурсов Земли и контроля среды обитания становится всеболее привычным.
    В ближайшей и в болееотдаленной перспективе разностороннее использование космоса и космическойтехники, в различных областях хозяйства значительно возрастет. Для нашей эпохихарактерен огромный рост информации во всех сферах деятельности человека.Помимо прогрессирующего развития традиционных средств передачиинформации—телефонии, телеграфии, радиовещания, возникла потребность в созданииновых ее видов — телевидения, обмена данными в автоматических системахуправления и ЭВМ, передачи матриц для печатания газет.
    Традиционные средствасвязи в отношении их видов, объема, дальности, оперативности и надежностипередачи информации будут непрерывно совершенствоваться. Однако дальнейшееразвитие их встречает немалые затруднения как технического, так иэкономического характера. Уже теперь ясно, что требования, предъявляемые кпропускной способности, качеству, надежности каналов дальней связи, не могутбыть полностью удовлетворены наземными средствами проводной и радиосвязи.
    Сооружение дальних наземныхи подводных кабельных линий занимает много времени. Они сложны и дорогостоящине только в строительстве, но и в эксплуатации, и в отношении дальнейшегоразвития. Обычные кабельные линии имеют к тому же сравнительно малую пропускнуюспособность. Лучшие перспективы имеют широкополосные концентрические кабели,однако и они обладают рядом недостатков, ограничивающих их применение.
    Значительно большейпропускной способностью, дальностью действия, возможностью перестройки дляразличных видов связи располагает радио. Но и радиолинии обладают определенныминедостатками, затрудняющими во многих случаях их применение.
    Сверхдлинноволновыесистемы радиосвязи из-за ограниченности диапазона применяются обычно лишь длянужд транспорта, авианавигации и для специальных видов связи.
    Длинноволновые радиолиниииз-за ограниченной пропускной способности и сравнительно малого диапазонадействия используются главным образом для местной радиосвязи и радиовещания.
    Коротковолновыерадиолинии обладают достаточной дальностью действия и широко применяются вомногих видах связи различного назначения.
    Новые пути преодолениясвойственных дальней радиосвязи недостатков открыли запуски искусственныхспутников Земли (ИСЗ).
    Практика подтвердила, чтоиспользование ИСЗ для связи, в особенности для дальней международной имежконтинентальной, для телевидения и телеуправления, при передаче большихобъемов информации, позволяет устранить многие затруднения. Вот почемуспутниковые системы связи (ССС) в короткий срок получили небывало быстрое, широкоеи разностороннее применение.
    ПЕРВЫЙ ИСКУССТВЕННЫЙСПУТНИК ЗЕМЛИ
    История создания первогоспутника связана с работой над ракетой как таковой. Тем более, она и вСоветском Союзе, и в США имела немецкое начало. В связи с запретом по Версальскомумировому договору от 1919г. разрабатывать новые виды артиллерийского вооруженияи строить боевые самолеты немецкие военные обратили внимание на перспективыракет дальнего действия — запрета на них этот документ не предусматривал.Особенно активную соответствующую работу начали в Германии после 1933г., сприходом к власти Гитлера. Тогда небольшая группа энтузиастов, во главе смолодым талантливым инженером Вернером фон Брауном, получила поддержку армии, азатем стала приоритетной государственной программой вооружения. И в 1936г.здесь начали строить мощный научно-производственный и испытательный ракетныйцентр Пенемюнде (округ Росток). А в 1943г. был совершен первый удачный пускбоевой баллистической ракеты дальнего действия А4 — получивший впоследствиипропагандистское название ФАУ-2 («Фергелтунг» — «возмездие»). Она стала первымбеспилотным автоматически управляемым устройством дальнего действия. Еемаксимальная дальность стрельбы составляла 270?300 км, начальная масса —до 13500 кг, масса головной боевой части составляла 1075 кг, компонентами топлива являлись жидкий кислород — окислитель и этиловый спирт. Тягадвигательной установки у Земли достигла 27 000 кгс. Активный участок полетазаменял ствол пушки.
    Основными достиженияминемецких специалистов стала технология серийного изготовления мощных жидкостныхракетных двигателей и системы управления полетом. Идеи отечественного ученого иизобретателя Константина Циолковского, немца Германа Оберта, американца РобертаГоддарда и других гениальных одиночек конца XIX — начала XX вв. превращались в конкретные инженерные системы коллективами мощныхфирм Сименс, Телефункен, Лоренц и т.д., местных университетов, которые велиисследования по заданиям Пенемюнде. Затем, изучая в самой Германии ее опыт втечение 1,5 лет, мы — в том числе и я — убедились: их ракета — не снаряд, непушка, а большая и сложная система, требующая использования последнихдостижений аэрогазодинамики, радиоэлектроники, теплотехники, науки о материалахи высокой культуры производства.
    Сталин 13 мая 1946г.подписал постановление о создании в СССР ракетной отрасли науки ипромышленности. В его развитие в августе 1946г. Сергея Королева (академика с1958г.) назначили главным конструктором.
    В 1948г. на первомотечественном ракетном полигоне Капустин Яр (междуречье Волги и ее левогорукава Ахтубы) испытали ракеты Р?1 — копии немецких ФАУ-2, ноизготовленные полностью из отечественных материалов. А в 1949г. прошла сериявысотных полетов этих устройств для исследования космического пространства. А в1950г. начали испытания следующей — Р?2 — на дальность 600 км.
    Окончательным «отрывом»от наследия ФАУ?2 стала ракета Р?5 на дальность 1200 км, чьи проверки повели с 1953г. Тогда же именно с помощью Р?5 развернули исследования поиспользованию ракеты как носителя атомной бомбы.
    Академики Сергей Королеви Юлий Харитон возглавили соответствующий поиск. Ведь холодная война в миреразгоралась, СССР был окружен военными базами ВВС США, с которыхсамолеты-носители атомных бомб были способны поразить главные политические иэкономические центры нашей страны. Последние же аналоги в СССР не могли достичьтерритории американцев. Вот почему именно на ракетчиков возлагаласьответственность за создание соответствующих носителей, достигающихмежконтинентальные базы.
    И 13 февраля 1953г. сподачи Совета главных конструкторов вышло новое постановление советскогоправительства, обязывающее начать разработку двухступенчатой межконтинентальнойракеты на дальность 7?8 тыс. км. Но 12 августа 1953г. прошло испытаниепервой термоядерной бомбы.
    В ноябре 1953г. Королевсобрал ближайших своих заместителей для сверхсекретного разговора. Он сказал:«Ко мне неожиданно приезжал министр среднего машиностроения, заместительпредседателя Совета министров Вячеслав Малышев. И в категорической формепредложил «забыть» об атомной бомбе для межконтинентальной ракеты. Авторыводородной бомбы обещают уменьшить ее массу до 3,5 т. Значит, подчеркнулКоролев, мы должны разрабатывать межконтинентальную ракету при сохранениидальности 8000 км, но исходя из «полезного груза» 3,5 т.»
    Была скомплектовананебольшая проектная бригада, которой Королев поручил предварительную проработкупараметров новой ракеты для обсуждения на Совете Главных конструкторов. И вянваре 1954г. состоялось совещание С. Королева, В. Бармина, В. Глушко, В.Кузнецова, Н. Пилюгина, М. Рязанского с участием их заместителей и главныхразработчиков радиосистем контроля и управления. Основным их решением сталотказ от традиционного стартового стола. По предложению молодых проектантовпредлагалось создать системы наземного оборудования с подвеской ракеты наспециальных отбрасываемых фермах, что позволит не нагружать ее нижнюю частьпервой и тем уменьшить общую массу. Необычным было решение и о компоновкеракеты из пяти блоков с унифицированными двигательными установками, причемцентральный из них был второй ступенью. Однако двигатели всех блоков должныбыли запускаться на Земле одновременно. Масса головной части с водороднойбомбой предварительно оценили в 5500 кг. Для обеспечения заданной точностиуправления и дальности требовалось строго регламентировать импульспоследействия двигателей. Однако В. Глушко доказал нереальность требованийуправленцев. Так впервые появилась идея отказаться от традиционных со временФАУ?2 газоструйных графитовых рулей, а вместо разработать специальныедвигатели малой тяги. Они же должны были «дотягивать» вторую ступень ракеты напоследних секундах полета до нужных параметров по скорости и координатам. Дляуменьшения массы топлива предлагались системы регулирования опорожнения баков,измерение и регулирование кажущейся скорости.
    20 мая 1954г. вышлопостановление Правительства о разработке двухступенчатой межконтинентальнойракеты Р?7. А всего через неделю, 27 мая, С. Королев направил министруоборонной промышленности Дмитрию Устинову докладную записку о возможности ицелесообразности вывода на орбиту ИСЗ на базе этой, будущей ракеты. Следуетотметить, что кроме самого Королева, никто из членов Совета главныхконструкторов и их заместителей не считали серьезным увлечение идеей запускаИСЗ.
    Эскизный проект новинкибыл предложен и одобрен Советом Министров СССР 20 ноября 1954г., а ееконструкция теперь хорошо знакома всему миру. Она состоит из четырех одинаковыхбоевых блоков, которые крепятся к пятому — центральному. По внутреннейкомпоновке каждый из них аналогичен одноступенчатой ракете с передним расположениембака окислителя. Топливные баки всех блоков — несущие. Двигатели всех блоковначинают работать с земли, но при разделении ступеней боковые выключаются, ацентральный продолжает работать. Аппаратура управления размещается в межбаковомотсеке центрального блока и включает в себя автомат стабилизации, регуляторнормально и боковой стабилизации, регулирование кажущейся скорости ирадиосистему управления дальностью и коррекцией в боковом направлении. Головнаячасть ракеты по расчетам входит в атмосферу со скоростью 7800 м/с. Общая длинаотделяющейся боевой части составляет 7,3 м, масса — 5500 кг.
    Разумеется, при этомвозникло много проблем, и их требовалось решать в кратчайшие сроки. Предстояловыбрать место для нового полигона, построить уникальное стартовое сооружение,ввести в строй все необходимые службы, построить и ввести в строй стенды дляогневых испытаний блоков и всего пакета в целом, для отработки системыуправления; найти и апробировать соответствующие теплозащитные материалы длясохранения целостности головной части при входе в атмосферу; предложить пока несуществующую систему телеметрии (по предварительным данным только на первомэтапе летных испытаний до 700 параметров); создать новую системурадиоуправления и контроля траектории полета, и, наконец, построитькомандно-измерительный комплекс, включающий пункты, следящие за ракетой ипринимающие телеметрическую информацию по всей трассе до Тихого океана. Словом,не случайно в 1955г. конструкторы, выпускающие необходимую документацию дляизготовления ракеты Р?7, шутили, что от круглосуточной работы кульманадымятся. Ведь компьютерной технологии тогда еще и в помине не было: «горячие»чертежи шли напрямую в цеха опытного завода.
    В январе 1956г. былоподготовлено и 30 января подписано постановление Правительства о созданиинеориентированного ИСЗ под секретным шифром «Объект Д» массой 1000?1400кг с аппаратурой для научных исследований массой 200?300 кг.
    Общее научное руководствои обеспечение аппаратурой для научных исследований космического пространствавозлагалось на АН СССР, разработка самого спутника — на ОКБ?1 (во главе сКоролевым) проведение экспериментальных пусков — на Министерство обороны.
    Когда было подписано этопостановление, Королев и его основные заместители  находились на полигонеКапустин Яр. Готовили к испытаниям ракету Р?5М с реальным ядернымзарядом. И 2 февраля 1956г. это произошло: взрыв произошел в пустынной степи,на расстоянии 1200 км от старта. Вскоре ракета Р?5М с атомной боеголовкойбыла принята на вооружение.
    К июлю 1956г. былзакончен проект первого ИСЗ, определен состав научных задач, включающихизмерение ионного состава пространства, корпускулярного излучения Солнца,магнитных полей, космических лучей, теплового режима спутника, торможения его вверхних слоях атмосферы, продолжительности существования на орбите, точностиопределения координат и параметров орбиты и т.д. На спутнике устанавливалиаппаратуру командной радиолинии для управления с планеты и бортовой комплексобработки команд для подключения научных сведений и передачи результатовизмерений по телеметрическому каналу. На Земле возводили комплекс средств,обеспечивающих получение нужной информации.
    К концу 1956г.выяснилось, что сроки создания ИСЗ буду сорваны из-за трудностей изготовлениянадежной научной аппаратуры. Тем не менее, проект «Объекта Д» был одобренспецкомитетом Совета Министров СССР. А ранее, 12 февраля 1955г. в полупустыне,в районе станции Тюратам, силами армии под командованием генерала Шубникованачалось строительство научно-исследовательского и испытательного полигона № 5(с 1961г. это место известно как космодром Байконур).
    В течение 1955?1956гг.было закончено изготовление первого технологического комплекса ракеты Р?7,проведены ее испытания на Ленинградском металлическом заводе совместно среальной стартовой системой. На огневых стендах под Загорском начали огневыеиспытания отдельных блоков ракеты. Под руководством Н. Пилюгина проводилимоделирование и комплексную отработку системы управления.
    14 января 1957г. СоветМинистров СССР утвердил программу летных испытаний ракет Р?7. И перваятехнологическая «примерочная» ракета уже в январе была отправлена в Тюратам наполигон.
    В сборочном цехе заводаракета казалась фантастическим сооружением. Королев пригласил сюда Первогосекретаря ЦК КПСС, Председателя Совета Министров СССР Никиту Хрущева. Онприехал с основными членами Политбюро ЦК. Ракета их потрясла. Да и не толькоих. Главный идеолог водородной бомбы академик Андрей Сахаров в своихвоспоминаниях писал: «Мы считали, что у нас большие масштабы, но там увиделинечто на порядок большее. Поразила огромная, видная невооруженным глазом,техническая культура, согласованная работа сотен людей высокой квалификации и ихпочти будничное, но очень деловое отношение к тем фантастическим вещам, скоторыми они имели дело…».
    Тем временем Королев,убедившийся в срыве сроков по изготовлению первого ИСЗ в варианте космическойлаборатории, вышел в Правительство с предложением: «Имеются сообщения о том,что в связи с Международным физическим годом США намерены в 1958 г. запустить ИСЗ. Мы рискуем потерять приоритет. Предлагаю вместо сложной лаборатории «ОбъектаД» вывести в космос простейший спутник». Его предложение было принято —началась подготовка запуска простейшего спутника «ПС».
    В феврале 1957г.достройка полигона шла полным ходом. Возводили жилой городок на берегу Сырдарьи.Почти закончили монтажно-испытательный корпус для подготовки ракет. Но самоеграндиозное сооружение — стартовая позиция площадка № 1 — еще не закончили. Отжелезнодорожной станции прокладывали бетонную трассу, железнодорожную ветвь,ставили мачты высоковольтной передачи. К строителям на стартовой позиции шливереницы самосвалов с жидким бетоном, грузовики со стройматериалами, крытыефургоны с солдатами-строителями.
    Первая Р?7(заводской номер М1?5) прибыла на техническую позицию полигона в началемарта 1957г. Начались длительные проверки блоков, устранение замечаний,доработки бортовых и наземных устройств, отработка эксплуатационнойдокументации. В апреле успешно закончили огневые стендовые испытания блоков ивсего пакета в целом. И на заседании Государственной комиссии Королев доложил оработе, проделанной при подготовке, и параметры первой ракеты для летныхиспытаний. Он говорил: начальная масса ее, полностью заправленной, составит 280т, головная часть с имитатором полезного груза будут весить 5,5 г. Масса заправляемых компонентов — жидкий кислород, керосин, перекись водорода, сжатый азот —253 т. Скорость на момент выключения двигателя второй ступени при стрельбе наполную дальность должна достичь 6385 м/с, однако пуск будет проведен лишь на 6314 км по полигону на Камчатке. Конкретные данные для настройки системы управления будут рассчитаныотдельно. Одной из главных задач является проверка взаимной динамики ракеты истартового устройства, а также устойчивости движения, хотя расчетная заданнаяточность (±8 км) для первых пусков не гарантируется.
    5 мая 1957г. Р?7вывезли на стартовую позицию — площадку № 1. Заправка началась на восьмой день.Сам пуск был назначен на 15 мая. Управление последними операциями и пускомпроизводили из главного пультового помещения, снабженного двумя морскимиперископами. Отдельная большая комната предназначалась для членов госкомиссии,вторая — для инженеров-консультантов («скорой технической помощи»). Еще в однойиз подземных комнат размещалась контрольная аппаратура управления заправкой,стартами и механизмами. Информация о состоянии бортовых систем отражалась натранспарантах главного пульта и транслировалась в бункер связи с измерительногопункта, который принимал излучение трех бортовых телеметрических систем, установленныхна ракете. У боевых перископов управления пуском находились заместительКоролева по испытаниям Л. Воскресенский и начальник испытательного управленияполигона подполковник Е. Осташев. Он отдавал последние пусковые команды.
    Все произошло в 19.00 поместному времени. По визуальным наблюдениям и последующим обработкамтелеметрической информации ракета со старта ушла нормально.
    «Зрелище, потрясающеевоображение» — говорили потом те, кто наблюдал старт, укрывшись в окопах нарасстоянии 1 км. В бункер грохот доходил сильно ослабленный. Управляемый полетпродолжался до 98-й секунды. Затем тяга двигателя бокового блока «Д» упала, ион без команды отделился от ракеты. А она потеряла устойчивость и на 103-йсекунде из-за больших отклонений прошла команда выключения всех двигателей.Ракета упала в 300 км от старта.
    Королева поздравили все стем, что уцелела стартовая система и была доказана устойчивость полета всегопакета на самом ответственном, первом участке. Но сам он был расстроен.Последующая обработка телеметрической информации и изучение остатков блоковпоказали: причина аварии — возникновение пожара из-за негерметичности вкеросиновой коммуникации высокого давления двигательной установки.
    Вторую Р?7 (№ 6Л)готовили с учетом уже накопленного опыта. И 10?11 июня делалимногократные попытки пуска, хотя автоматика управления запуском в последниесекунды «сбрасывала схему». Ракета со старта так и не ушла. Причиной былозамерзание главного кислородного клапана на блоке «В» и ошибка в установкеклапана азотной продувки. Компоненты слили, ракету сняли со старта и вернули натехническую позицию.
    Третья по счету Р?7(№ М1-7) уже месяц ждала своей очереди, ее пуск состоялся 12 июня 1957г. Онавзлетела нормально, однако затем начала отклоняться вокруг продольной оси,превысив разрешенные 7о. Автоматика произвела аварийное выключениевсех двигателей. На 32,9 сек. пакет развалился. Блоки упали и догорали в 7 км от старта. Анализ вскрыл, что причиной было замыкание на корпус в новом приборе системыуправления, который по замыслу его создателей должен был улучшить устойчивостьпри вращении. В результате на рулевые двигатели прошла ложная команда, она-то и«закрутила» ракету.
    Наконец, 21 августапроизвели четвертый пуск. Р?7 (№ 8Л) штатно отработала весь активныйучасток траектории. Ее головная часть по данным внешнего контроля достиглазаданного района Камчатки, вошла в атмосферу, но на Земле их следов обнаружитьне удалось. Очевидно, термодинамические нагрузки превысили все ожидания, атеплозащитное покрытие не спасло.
    Несмотря на очереднуюнеудачу — на этот раз с конструкцией, 27 августа ТАСС опубликовал заявление: «ВСоветском Союзе осуществлен запуск сверхдальней межконтинентальной многоступенчатойбаллистической ракеты. Имеется возможность пуска ракет в любой район Земногошара».
    7 сентября 1957г.состоялся очередной пуск Р?7 (№ М1-9). Весь активный участок, все блокиотработали нормально. Однако головная часть снова сгорела в плотных слояхатмосферы, хотя на этот раз удалось отыскать несколько остатков конструкции.
    Итак, по результатамлетных испытаний пяти ракет было очевидно; изделие может летать, но головнаяего часть нуждалась в радикальной доработке, что требовало не менее полугодаусиленного труда. Но нет худа без добра: разрушение головных частей открывалодорогу для запуска первого простейшего спутника Земли: ведь ему-то нетребовалось входить в плотные слои атмосферы. И Королев получил согласиеХрущева на использование двух ракет для экспериментального пуска новинки.
    17 сентября 1957г. наторжественном собрании, посвященном 100?летию со дня рождения К.Циолковского, с докладом выступил Сергей Королев. Он сказал, что у нас в странев ближайшее время может быть доставлен в космос искусственный спутник Земли. Аеще через 5 дней на полигон прибыла ракета-носитель 8К71ПС (изделие М1?ПС).Ее существенно облегчили по сравнению со штатными ракетами. Макетная головнаячасть была снята и заменена переходником «под спутник». С центрального блокасняли всю аппаратуру системы радиоуправления. Сняли одну из систем телеметрии.Упростили автоматику выключения двигателя центрального блока. Таким образом,стартовая масса ракеты была облегчена на 7 т по сравнению с первыми образцами.
    Запуск первого в миреискусственного спутника Земли был осуществлен в Советском Союзе 4 октября1957г. в 22 ч. 28 мин. 34 сек. по московскому времени. Впервые в истории сотнимиллионов людей могли наблюдать в лучах восходящего или заходящего солнцаперемещающуюся по темному небосводу искусственную звезду, созданную не богами,а руками человека. И мировое сообщество восприняло это событие как величайшеенаучное достижение. Впервыебыла достигнута первая космическая скорость, рассчитанная основателемклассической физики и закона всемирного тяготения англичанином Исааком Ньютоном(1643?1727 гг.). Она составляла для первого ИСЗ 7780 м/с. Наклонениеорбиты спутника равнялось 65,1о, высота перигея 228 км, высота апогея — 947 км, период обращения 96,17 мин.
    После первых восторговвыяснилось: ракета стартовала «на бровях». Двигатель бокового блока «Г» выходилна режим с запозданием, т.е. меньше чем за секунду до контрольного времени.Если бы еще чуть-чуть задержался, схема автоматически «сбросила» бы установку истарт был бы отменен. Мало того, на 16-й секунде полета отказала системауправления опережением баков. Это привело к повышенному расходу керосина, идвигатель центрального блока был выключен на 1 с раньше расчетного значения.Были и другие неполадки. Если бы еще немного и первая космическая скоростьмогла быть не достигнута.
    5 октября 1957г.сообщение ТАСС заканчивалось словами: «Искусственные спутники Земли проложатдорогу к межпланетным путешествиям и, по-видимому, нашим современникам сужденобыть свидетелями того, как освобожденный и сознательный труд людей новогосоциалистического общества делает реальностью самые дерзновенные мечтычеловечества».
    Первый спутник существовал92 дня (до 4 января 1958г.). За это время он совершил 1440 оборотов,центральный блок работал 60 дней: он наблюдался простым глазом как звезда 1-йвеличины.
    Заключение
    Полет первого спутникастал началом целого ряда отважных поступков всего человечества, увидевшегоспутники в космосе, первый полет, человека в космос, первые шаги по Луне,первые радиопередачи с Марса и с космических зондов, побывших вблизи планетСолнечной системы.
    Космонавтика нужна науке- она грандиозный и могучий инструмент изучения Вселенной, Земли, самогочеловека.
    Космонавтика жизненнонеобходима всему человечеству!
    С каждым годомспутниковые системы связи будут становиться все более существенной частьюЕдиной системы связи, важным элементом глобальной системы связи. Они и теперьиграют заметную роль в улучшении связей и взаимопонимания между странами, а стечением времени эта роль будет возрастать.
    Список  литературы
    1. В.П. Глушко “Космонавтика”.Издательство “Советская энциклопедия” 1970 г.
    2. Талызин Н.В. «Спутники связи — Земля и Вселенная».
    3. Академия наук СССР «Космос-Земле»Изд. «Наука», Москва 1981г.
    4. Детская энциклопедия, том 2. Изд.«Академия педагогических наук РСФСР», Москва 1962г.

  4. Была скомплектована
    небольшая проектная бригада, которой Королев поручил предварительную проработку
    параметров новой ракеты для обсуждения на Совете Главных конструкторов. И в
    январе 1954г. состоялось совещание С. Королева, В. Бармина, В. Глушко, В.
    Кузнецова, Н. Пилюгина, М. Рязанского с участием их заместителей и главных
    разработчиков радиосистем контроля и управления. Основным их решением стал
    отказ от традиционного стартового стола. По предложению молодых проектантов
    предлагалось создать системы наземного оборудования с подвеской ракеты на
    специальных отбрасываемых фермах, что позволит не нагружать ее нижнюю часть
    первой и тем уменьшить общую массу. Необычным было решение и о компоновке
    ракеты из пяти блоков с унифицированными двигательными установками, причем
    центральный из них был второй ступенью. Однако двигатели всех блоков должны
    были запускаться на Земле одновременно. Масса головной части с водородной
    бомбой предварительно оценили в 5500 кг. Для обеспечения заданной точности
    управления и дальности требовалось строго регламентировать импульс
    последействия двигателей. Однако В. Глушко доказал нереальность требований
    управленцев. Так впервые появилась идея отказаться от традиционных со времен
    ФАУ?2 газоструйных графитовых рулей, а вместо разработать специальные
    двигатели малой тяги. Они же должны были «дотягивать» вторую ступень ракеты на
    последних секундах полета до нужных параметров по скорости и координатам. Для
    уменьшения массы топлива предлагались системы регулирования опорожнения баков,
    измерение и регулирование кажущейся скорости.
    20 мая 1954г. вышло
    постановление Правительства о разработке двухступенчатой межконтинентальной
    ракеты Р?7. А всего через неделю, 27 мая, С. Королев направил министру
    оборонной промышленности Дмитрию Устинову докладную записку о возможности и
    целесообразности вывода на орбиту ИСЗ на базе этой, будущей ракеты. Следует
    отметить, что кроме самого Королева, никто из членов Совета главных
    конструкторов и их заместителей не считали серьезным увлечение идеей запуска
    ИСЗ.
    Эскизный проект новинки
    был предложен и одобрен Советом Министров СССР 20 ноября 1954г., а ее
    конструкция теперь хорошо знакома всему миру. Она состоит из четырех одинаковых
    боевых блоков, которые крепятся к пятому — центральному. По внутренней
    компоновке каждый из них аналогичен одноступенчатой ракете с передним
    расположением бака окислителя. Топливные баки всех блоков — несущие. Двигатели
    всех блоков начинают работать с земли, но при разделении ступеней боковые
    выключаются, а центральный продолжает работать. Аппаратура управления
    размещается в межбаковом отсеке центрального блока и включает в себя автомат
    стабилизации, регулятор нормально и боковой стабилизации, регулирование
    кажущейся скорости и радиосистему управления дальностью и коррекцией в боковом
    направлении. Головная часть ракеты по расчетам входит в атмосферу со скоростью
    7800 м/с. Общая длина отделяющейся боевой части составляет 7,3 м, масса — 5500 кг.
    Разумеется, при этом
    возникло много проблем, и их требовалось решать в кратчайшие сроки. Предстояло
    выбрать место для нового полигона, построить уникальное стартовое сооружение,
    ввести в строй все необходимые службы, построить и ввести в строй стенды для
    огневых испытаний блоков и всего пакета в целом, для отработки системы
    управления; найти и апробировать соответствующие теплозащитные материалы для
    сохранения целостности головной части при входе в атмосферу; предложить пока не
    существующую систему телеметрии (по предварительным данным только на первом
    этапе летных испытаний до 700 параметров); создать новую систему
    радиоуправления и контроля траектории полета, и, наконец, построить
    командно-измерительный комплекс, включающий пункты, следящие за ракетой и
    принимающие телеметрическую информацию по всей трассе до Тихого океана. Словом,
    не случайно в 1955г. конструкторы, выпускающие необходимую документацию для
    изготовления ракеты Р?7, шутили, что от круглосуточной работы кульмана
    дымятся. Ведь компьютерной технологии тогда еще и в помине не было: «горячие»
    чертежи шли напрямую в цеха опытного завода.
    В январе 1956г. было
    подготовлено и 30 января подписано постановление Правительства о создании
    неориентированного ИСЗ под секретным шифром «Объект Д» массой 1000?1400
    кг с аппаратурой для научных исследований массой 200?300 кг.
    Общее научное руководство
    и обеспечение аппаратурой для научных исследований космического пространства
    возлагалось на АН СССР, разработка самого спутника — на ОКБ?1 (во главе с
    Королевым) проведение экспериментальных пусков — на Министерство обороны.
    Когда было подписано это
    постановление, Королев и его основные заместители  находились на полигоне
    Капустин Яр. Готовили к испытаниям ракету Р?5М с реальным ядерным
    зарядом. И 2 февраля 1956г. это произошло: взрыв произошел в пустынной степи,
    на расстоянии 1200 км от старта. Вскоре ракета Р?5М с атомной боеголовкой
    была принята на вооружение.
    К июлю 1956г. был
    закончен проект первого ИСЗ, определен состав научных задач, включающих
    измерение ионного состава пространства, корпускулярного излучения Солнца,
    магнитных полей, космических лучей, теплового режима спутника, торможения его в
    верхних слоях атмосферы, продолжительности существования на орбите, точности
    определения координат и параметров орбиты и т.д. На спутнике устанавливали
    аппаратуру командной радиолинии для управления с планеты и бортовой комплекс
    обработки команд для подключения научных сведений и передачи результатов
    измерений по телеметрическому каналу. На Земле возводили комплекс средств,
    обеспечивающих получение нужной информации.
    К концу 1956г.
    выяснилось, что сроки создания ИСЗ буду сорваны из-за трудностей изготовления
    надежной научной аппаратуры. Тем не менее, проект «Объекта Д» был одобрен
    спецкомитетом Совета Министров СССР. А ранее, 12 февраля 1955г. в полупустыне,
    в районе станции Тюратам, силами армии под командованием генерала Шубникова
    началось строительство научно-исследовательского и испытательного полигона № 5
    (с 1961г. это место известно как космодром Байконур).
    В течение 1955?1956гг.
    было закончено изготовление первого технологического комплекса ракеты Р?7,
    проведены ее испытания на Ленинградском металлическом заводе совместно с
    реальной стартовой системой. На огневых стендах под Загорском начали огневые
    испытания отдельных блоков ракеты. Под руководством Н. Пилюгина проводили
    моделирование и комплексную отработку системы управления.
    14 января 1957г. Совет
    Министров СССР утвердил программу летных испытаний ракет Р?7. И первая
    технологическая «примерочная» ракета уже в январе была отправлена в Тюратам на
    полигон.
    В сборочном цехе завода
    ракета казалась фантастическим сооружением. Королев пригласил сюда Первого
    секретаря ЦК КПСС, Председателя Совета Министров СССР Никиту Хрущева. Он
    приехал с основными членами Политбюро ЦК. Ракета их потрясла. Да и не только
    их. Главный идеолог водородной бомбы академик Андрей Сахаров в своих
    воспоминаниях писал: «Мы считали, что у нас большие масштабы, но там увидели
    нечто на порядок большее. Поразила огромная, видная невооруженным глазом,
    техническая культура, согласованная работа сотен людей высокой квалификации и
    их почти будничное, но очень деловое отношение к тем фантастическим вещам, с
    которыми они имели дело…».
    Тем временем Королев,
    убедившийся в срыве сроков по изготовлению первого ИСЗ в варианте космической
    лаборатории, вышел в Правительство с предложением: «Имеются сообщения о том,
    что в связи с Международным физическим годом США намерены в 1958 г. запустить ИСЗ. Мы рискуем потерять приоритет. Предлагаю вместо сложной лаборатории «Объекта
    Д» вывести в космос простейший спутник». Его предложение было принято —
    началась подготовка запуска простейшего спутника «ПС».
    В феврале 1957г.
    достройка полигона шла полным ходом. Возводили жилой городок на берегу Сырдарьи.
    Почти закончили монтажно-испытательный корпус для подготовки ракет. Но самое грандиозное
    сооружение — стартовая позиция площадка № 1 — еще не закончили. От
    железнодорожной станции прокладывали бетонную трассу, железнодорожную ветвь,
    ставили мачты высоковольтной передачи. К строителям на стартовой позиции шли
    вереницы самосвалов с жидким бетоном, грузовики со стройматериалами, крытые
    фургоны с солдатами-строителями.
    Первая Р?7
    (заводской номер М1?5) прибыла на техническую позицию полигона в начале
    марта 1957г. Начались длительные проверки блоков, устранение замечаний,
    доработки бортовых и наземных устройств, отработка эксплуатационной
    документации. В апреле успешно закончили огневые стендовые испытания блоков и
    всего пакета в целом. И на заседании Государственной комиссии Королев доложил о
    работе, проделанной при подготовке, и параметры первой ракеты для летных
    испытаний. Он говорил: начальная масса ее, полностью заправленной, составит 280
    т, головная часть с имитатором полезного груза будут весить 5,5 г. Масса заправляемых компонентов — жидкий кислород, керосин, перекись водорода, сжатый азот —
    253 т. Скорость на момент выключения двигателя второй ступени при стрельбе на
    полную дальность должна достичь 6385 м/с, однако пуск будет проведен лишь на 6314 км по полигону на Камчатке. Конкретные данные для настройки системы управления будут рассчитаны
    отдельно. Одной из главных задач является проверка взаимной динамики ракеты и
    стартового устройства, а также устойчивости движения, хотя расчетная заданная
    точность (±8 км) для первых пусков не гарантируется.
    5 мая 1957г. Р?7
    вывезли на стартовую позицию — площадку № 1. Заправка началась на восьмой день.
    Сам пуск был назначен на 15 мая. Управление последними операциями и пуском
    производили из главного пультового помещения, снабженного двумя морскими
    перископами. Отдельная большая комната предназначалась для членов госкомиссии,
    вторая — для инженеров-консультантов («скорой технической помощи»). Еще в одной
    из подземных комнат размещалась контрольная аппаратура управления заправкой,
    стартами и механизмами. Информация о состоянии бортовых систем отражалась на
    транспарантах главного пульта и транслировалась в бункер связи с измерительного
    пункта, который принимал излучение трех бортовых телеметрических систем, установленных
    на ракете. У боевых перископов управления пуском находились заместитель
    Королева по испытаниям Л. Воскресенский и начальник испытательного управления
    полигона подполковник Е. Осташев. Он отдавал последние пусковые команды.
    Все произошло в 19.00 по
    местному времени. По визуальным наблюдениям и последующим обработкам
    телеметрической информации ракета со старта ушла нормально.
    «Зрелище, потрясающее
    воображение» — говорили потом те, кто наблюдал старт, укрывшись в окопах на
    расстоянии 1 км. В бункер грохот доходил сильно ослабленный. Управляемый полет
    продолжался до 98-й секунды. Затем тяга двигателя бокового блока «Д» упала, и
    он без команды отделился от ракеты. А она потеряла устойчивость и на 103-й
    секунде из-за больших отклонений прошла команда выключения всех двигателей.
    Ракета упала в 300 км от старта.
    Королева поздравили все с
    тем, что уцелела стартовая система и была доказана устойчивость полета всего
    пакета на самом ответственном, первом участке. Но сам он был расстроен.
    Последующая обработка телеметрической информации и изучение остатков блоков
    показали: причина аварии — возникновение пожара из-за негерметичности в
    керосиновой коммуникации высокого давления двигательной установки.
    Вторую Р?7 (№ 6Л)
    готовили с учетом уже накопленного опыта. И 10?11 июня делали
    многократные попытки пуска, хотя автоматика управления запуском в последние
    секунды «сбрасывала схему». Ракета со старта так и не ушла. Причиной было
    замерзание главного кислородного клапана на блоке «В» и ошибка в установке
    клапана азотной продувки. Компоненты слили, ракету сняли со старта и вернули на
    техническую позицию.

  5. ПЕРВЫЙ ИСКУССТВЕННЫЙ СПУТНИК ЗЕМЛИ
    Академик Борис ЧЕРТОК, Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королева

    Запуск первого в мире искусственного спутника Земли был осуществлен в Советском Союзе 4 октября 1957 г. в 22 ч. 28 мин. 34 с по московскому времени. Впервые в истории сотни миллионов людей могли наблюдать в лучах восходящего или заходящего солнца перемещающуюся по темному небосводу искусственную звезду, созданную не богами, а руками человека. И мировое сообщество восприняло это событие как величайшее научное достижение.
    История создания первого спутника связана с работой над ракетой как таковой. Тем более, она и в Советском Союзе, и в США имела немецкое начало.
    В связи с запретом по Версальскому мировому договору от 1919 г. разрабатывать новые виды артиллерийского вооружения и строить боевые самолеты немецкие военные обратили внимание на перспективы ракет дальнего действия — запрета на них этот документ не предусматривал. Особенно активную соответствующую работу начали в Германии после 1933 г., с приходом к власти Гитлера. Тогда небольшая группа энтузиастов, во главе с молодым талантливым инженером Вернером фон Брауном, получила поддержку армии, а затем стала приоритетной государственной программой вооружения. И в 1936 г. здесь начали строить мощный научно-производственный и испытательный ракетный центр Пенемюнде (округ Росток). А в 1943 г. был совершен первый удачный пуск боевой баллистической ракеты дальнего действия А4 — получивший впоследствии пропагандистское название ФАУ-2 («Фергелтунг» — «возмездие»). Она стала первым беспилотным автоматически управляемым устройством дальнего действия. Ее максимальная дальность стрельбы составляла 270?300 км, начальная масса — до 13500 кг, масса головной боевой части составляла 1075 кг, компонентами топлива являлись жидкий кислород — окислитель и этиловый спирт. Тяга двигательной установки у Земли достигла 27 000 кгс. Активный участок полета заменял ствол пушки.
    Основными достижениями немецких специалистов стала технология серийного изготовления мощных жидкостных ракетных двигателей и системы управления полетом. Идеи отечественного ученого и изобретателя Константина Циолковского, немца Германа Оберта, американца Роберта Годдарда и других гениальных одиночек конца XIX — начала XX вв. превращались в конкретные инженерные системы коллективами мощных фирм Сименс, Телефункен, Лоренц и т.д., местных университетов, которые вели исследования по заданиям Пенемюнде. Затем, изучая в самой Германии ее опыт в течение 1,5 лет, мы — в том числе и я — убедились: их ракета — не снаряд, не пушка, а большая и сложная система, требующая использования последних достижений аэрогазодинамики, радиоэлектроники, теплотехники, науки о материалах и высокой культуры производства.
    Сталин 13 мая 1946 г. подписал постановление о создании в СССР ракетной отрасли науки и промышленности. В его развитие в августе 1946 г. Сергея Королева (академика с 1958 г.) назначили главным конструктором баллистических ракет дальнего действия. Тогда никто из нас не предвидел, что, работая с ним, мы будем участниками запуска первого в мире ИСЗ, а вскоре после этого и первого полста человек в Космос — Юрия Гагарина*.

    С.П. Королев студент МВТУ. 1929г.
    После капитуляции фашистов я был в числе организаторов реконструкций немецкой ракетной техники на территории самой Германии. Уже тогда мы убедились: никаких новых физических законов для создания мощных ракет дальнего действия, летящих через космическое пространство, открывать не требовалось. В 1947 г. летными испытаниями собранных в Германии ФАУ?2 была начата работа по реальному освоению ее в СССР.*
    В 1948 г. на первом отечественном ракетном полигоне Капустин Яр (междуречье Волги и ее левого рукава Ахтубы) испытали ракеты Р?1 — копии немецких ФАУ-2, но изготовленные полностью из отечественных материалов. А в 1949 г. прошла серия высотных полетов этих устройств для исследования космического пространства. А в 1950 г. начали испытания следующей — Р?2 — на дальность 600 км.
    Окончательным «отрывом» от наследия ФАУ?2 стала наша ракета Р?5 на дальность 1200 км, чьи проверки повели с 1953 г. Тогда же именно с помощью Р?5 мы совместно с другими отечественными учеными развернули исследования по использованию ракеты как носителя атомной бомбы.
    Академики Сергей Королев и Юлий Харитон возглавили соответствующий поиск. Ведь холодная война в мире разгоралась, СССР был окружен военными базами ВВС США, с которых самолеты-носители атомных бомб были способны поразить главные политические и экономические центры нашей страны. Последние же аналоги в СССР не могли достичь территории американцев. Вот почему именно на ракетчиков возлагалась ответственность за создание соответствующих носителей, достигающих межконтинентальные базы.
    И 13 февраля 1953 г. с подачи Совета главных конструкторов вышло новое постановление советского правительства, обязывающее начать разработку двухступенчатой межконтинентальной ракеты на дальность 7?8 тыс. км. Но 12 августа 1953 г. прошло испытание первой термоядерной бомбы. И по сверхсекретным намекам специалистов мы поняли: в ближайшие годы масса и габариты нового оружия будут столь велики, что наши идеи надо менять кардинально.
    В ноябре 1953 г. Королев собрал ближайших своих заместителей для сверхсекретного разговора. Он сказал: «Ко мне неожиданно приезжал министр среднего машиностроения, заместитель председателя Совета министров Вячеслав Малышев. И в категорической форме предложил «забыть» об атомной бомбе для межконтинентальной ракеты. Авторы водородной бомбы обещают уменьшить ее массу до 3,5 т. Значит, подчеркнул Королев, мы должны разрабатывать межконтинентальную ракету при сохранении дальности 8000 км, но исходя из «полезного груза» 3,5 т.»
    Была скомплектована небольшая проектная бригада, которой Королев поручил предварительную проработку параметров новой ракеты для обсуждения на Совете Главных конструкторов. И в январе 1954 г. состоялось совещание С. Королева, В. Бармина, В. Глушко, В. Кузнецова, Н. Пилюгина, М. Рязанского с участием их заместителей и главных разработчиков радиосистем контроля и управления. Основным их решением стал отказ от традиционного стартового стола. По предложению молодых проектантов предлагалось создать системы наземного оборудования с подвеской ракеты на специальных отбрасываемых фермах, что позволит не нагружать ее нижнюю часть первой и тем уменьшить общую массу. Необычным было решение и о компоновке ракеты из пяти блоков с унифицированными двигательными установками, причем центральный из них был второй ступенью. Однако двигатели всех блоков должны были запускаться на Земле одновременно. Масса головной части с водородной бомбой предварительно оценили в 5500 кг. Для обеспечения заданной точности управления и дальности требовалось строго регламентировать импульс последействия двигателей. Однако В. Глушко доказал нереальность требований управленцев. Так впервые появилась идея отказаться от традиционных со времен ФАУ?2 газоструйных графитовых рулей, а вместо разработать специальные двигатели малой тяги. Они же должны были «дотягивать» вторую ступень ракеты на последних секундах полета до нужных параметров по скорости и координатам. Для уменьшения массы топлива предлагались системы регулирования опорожнения баков, измерение и регулирование кажущейся скорости.
    20 мая 1954 г. вышло постановление Правительства о разработке двухступенчатой межконтинентальной ракеты Р?7. А всего через неделю, 27 мая, С. Королев направил министру оборонной промышленности Дмитрию Устинову докладную записку о возможности и целесообразности вывода на орбиту ИСЗ на базе этой, будущей ракеты. Следует отметить, что кроме самого Королева, никто из членов Совета главных конструкторов и их заместителей не считали серьезным увлечение идеей запуска ИСЗ.
    Эскизный проект новинки был предложен и одобрен Советом Министров СССР 20 ноября 1954 г., а ее конструкция теперь хорошо знакома всему миру. Она состоит из четырех одинаковых боевых блоков, которые крепятся к пятому — центральному. По внутренней компоновке каждый из них аналогичен одноступенчатой ракете с передним расположением бака окислителя. Топливные баки всех блоков — несущие. Двигатели всех блоков начинают работать с земли, но при разделении ступеней боковые выключаются, а центральный продолжает работать. Аппаратура управления размещается в межбаковом отсеке центрального блока и включает в себя автомат стабилизации, регулятор нормально и боковой стабилизации, регулирование кажущейся скорости и радиосистему управления дальностью и коррекцией в боковом направлении. Головная часть ракеты по расчетам входит в атмосферу со скоростью 7800 м/с. Общая длина отделяющейся боевой части составляет 7,3 м, масса — 5500 кг.
    Разумеется, при этом возникло много проблем, и их требовалось решать в кратчайшие сроки. Предстояло выбрать место для нового полигона, построить уникальное стартовое сооружение, ввести в строй все необходимые службы, построить и ввести в строй стенды для огневых испытаний блоков и всего пакета в целом, для отработки системы управления; найти и апробировать соответствующие теплозащитные материалы для сохранения целостности головной части при входе в атмосферу; предложить пока не существующую систему телеметрии (по предварительным данным только на первом этапе летных испытаний до 700 параметров); создать новую систему радиоуправления и контроля траектории полета, и, наконец, построить командно-измерительный комплекс, включающий пункты, следящие за ракетой и принимающие телеметрическую информацию по всей трассе до Тихого океана. Словом, не случайно в 1955 г. конструкторы, выпускающие необходимую документацию для изготовления ракеты Р?7, шутили, что от круглосуточной работы кульмана дымятся. Ведь компьютерной технологии тогда еще и в помине не было: «горячие» чертежи шли напрямую в цеха опытного завода.
    В январе 1956 г. было подготовлено и 30 января подписано постановление Правительства о создании неориентированного ИСЗ под секретным шифром «Объект Д» массой 1000?1400 кг с аппаратурой для научных исследований массой 200?300 кг.
    Общее научное руководство и обеспечение аппаратурой для научных исследований космического пространства возлагалось на АН СССР, разработка самого спутника — на ОКБ?1 (во главе с Королевым) проведение экспериментальных пусков — на Министерство обороны.
    Когда было подписано это постановление, Королев и его основные заместители (я в их числе) находились на полигоне Капустин Яр. Мы вместе с атомщиками готовили к испытаниям ракету Р?5М с реальным ядерным зарядом. И 2 февраля 1956 г. это произошло: взрыв произошел в пустынной степи, на расстоянии 1200 км от старта. Вскоре ракета Р?5М с атомной боеголовкой была принята на вооружение.
    К июлю 1956 г. был закончен проект первого ИСЗ, определен состав научных задач, включающих измерение ионного состава пространства, корпускулярного излучения Солнца, магнитных полей, космических лучей, теплового режима спутника, торможения его в верхних слоях атмосферы, продолжительности существования на орбите, точности определения координат и параметров орбиты и т.д. На спутнике устанавливали аппаратуру командной радиолинии для управления с планеты и бортовой комплекс обработки команд для подключения научных сведений и передачи результатов измерений по телеметрическому каналу. На Земле возводили комплекс средств, обеспечивающих получение нужной информации (на территории СССР их проектировали 15).
    К концу 1956 г. выяснилось, что сроки создания ИСЗ буду сорваны из-за трудностей изготовления надежной научной аппаратуры. Тем не менее, проект «Объекта Д» был одобрен спецкомитетом Совета Министров СССР. А ранее, 12 февраля 1955 г. в полупустыне, в районе станции Тюратам, силами армии под командованием генерала Шубникова началось строительство научно-исследовательского и испытательного полигона № 5 (с 1961 г. это место известно как космодром Байконур).*
    Первый колышек на месте будущего Байконура
    В течение 1955?1956 гг. было закончено изготовление первого технологического комплекса ракеты Р?7, проведены ее испытания на Ленинградском металлическом заводе совместно с реальной стартовой системой. На огневых стендах под Загорском (ныне город Пересвет) начали огневые испытания отдельных блоков ракеты. Под руководством Н. Пилюгина проводили моделирование и комплексную отработку системы управления.
    14 января 1957 г. Совет Министров СССР утвердил программу летных испытаний ракет Р?7. И первая технологическая «примерочная» ракета уже в январе была отправлена в Тюратам на полигон. Я провел много дней и ночей на контрольно-испытательной станции. Мы осуществили автономные и комплексные электрические проверки ракеты: вначале поблочно, затем собрали пакет и провели его испытания в целом. И не зря: нашли много ошибок в документации и сложных электрических схемах. Впрочем, нечего удивляться: вместо привычной одной двигательной установки у нас было пять! Одних только рулевых двигателе 12! 32 камеры сгорания (20 основных и 12 рулевых).
    В сборочном цехе завода ракета казалась фантастическим сооружением. Королев пригласил сюда Первого секретаря ЦК КПСС, Председателя Совета Министров СССР Никиту Хрущева. Он приехал с основными членами Политбюро ЦК. Ракета их потрясла. Да и не только их. Главный идеолог нашей водородной бомбы академик Андрей Сахаров в своих воспоминаниях писал: «Мы считали, что у нас большие масштабы, но там увидели нечто на порядок большее. Поразила огромная, видная невооруженным глазом, техническая культура, согласованная работа сотен людей высокой квалификации и их почти будничное, но очень деловое отношение к тем фантастическим вещам, с которыми они имели дело…».
    Тем временем Королев, убедившийся в срыве сроков по изготовлению первого ИСЗ в варианте космической лаборатории, вышел в Правительство с предложением: «Имеются сообщения о том, что в связи с Международным физическим годом США намерены в 1958 г. запустить ИСЗ. Мы рискуем потерять приоритет. Предлагаю вместо сложной лаборатории «Объекта Д» вывести в космос простейший спутник». Его предложение было принято — началась подготовка запуска простейшего спутника «ПС».
    Головная часть ракеты Р-7 с первым спутником
    Королев отправил меня и других заместителей — Л. Воскресенского и В. Абрамова — на полигон для приема первой ракеты и подготовки к пуску.
    В феврале 1957 г. достройка полигона шла полным ходом. Возводили жилой городок на берегу Сыр-Дарьи. Почти закончили монтажно-испытательный корпус для подготовки ракет. Но самое грандиозное сооружение — стартовая позиция площадка № 1 — еще не закончили. От железнодорожной станции прокладывали бетонную трассу, железнодорожную ветвь, ставили мачты высоковольтной передачи. К строителям на стартовой позиции шли вереницы самосвалов с жидким бетоном, грузовики со стройматериалами, крытые фургоны с солдатами-строителями. Мне, очевидцу войны, вспомнились военные дороги 1940-х годов в ближайших тылах советской армии перед большими наступлениями: такое же натруженное гудение сотен грузовиков, спешащие каждый со своим грузом. Да, сегодня здесь не было громыхания танков и пушек, но за «баранками» всех машин и в кузовах опять же сидели солдаты.
    Нашу легковую машину тоже вел солдат. Мне предстояло надолго обосноваться на жительство в этой «прифронтовой», как мы считали, обстановке. Пока я, другие заместители Королева, сотни гражданских и военных специалистов, переселившихся на полигон, монтировали, испытывали, готовили к пуску ракету и десятки сложных наземных систем, Королев в ОКБ?1 проектировал, а следом и изготовлял простейший спутник.
    Первая Р?7 (заводской номер М1?5) прибыла на техническую позицию полигона в начале марта 1957 г. Начались длительные проверки блоков, устранение замечаний, доработки бортовых и наземных устройств, отработка эксплуатационной документации. В апреле успешно закончили огневые стендовые испытания блоков и всего пакета в целом. И на заседании Государственной комиссии Королев доложил о работе, проделанной при подготовке, и параметры первой ракеты для летных испытаний. Он говорил: начальная масса ее, полностью заправленной, составит 280 т, головная часть с имитатором полезного груза будут весить 5,5 г. Масса заправляемых компонентов — жидкий кислород, керосин, перекись водорода, сжатый азот — 253 т. Скорость на момент выключения двигателя второй ступени при стрельбе на полную дальность должна достичь 6385 м/с, однако пуск будет проведен лишь на 6314 км по полигону на Камчатке. Конкретные данные для настройки системы управления будут рассчитаны отдельно. Одной из главных задач является проверка взаимной динамики ракеты и стартового устройства, а также устойчивости движения, хотя расчетная заданная точность (±8 км) для первых пусков не гарантируется.
    5 мая 1957 г. Р?7 вывезли на стартовую позицию — площадку № 1. Заправка началась на восьмой день. Сам пуск был назначен на 15 мая. Я после окончания всех проверок на стартовой позиции спустился в подземный бункер на глубину 8 м в 200 м от старта. Управление последними операциями и пуском производили из главного пультового помещения, снабженного двумя морскими перископами. Отдельная большая комната предназначалась для членов госкомиссии, вторая — для инженеров-консультантов («скорой технической помощи»). Еще в одной из подземных комнат размещалась контрольная аппаратура управления заправкой, стартами и механизмами. Информация о состоянии бортовых систем отражалась на транспарантах главного пульта и транслировалась в бункер связи с измерительного пункта, который принимал излучение трех бортовых телеметрических систем, установленных на ракете. У боевых перископов управления пуском находились заместитель Королева по испытаниям Л. Воскресенский и начальник испытательного управления полигона подполковник Е. Осташев. Он отдавал последние пусковые команды.
    Р-7 на старте
    Все произошло в 19.00 по местному времени. по визуальным наблюдениям и последующим обработкам телеметрической информации ракета со старта ушла нормально.
    «Зрелище, потрясающее воображение» — говорили потом те, кто наблюдал старт, укрывшись в окопах на расстоянии 1 км. В бункер грохот доходил сильно ослабленный. Управляемый полет продолжался до 98-й секунды. Затем тяга двигателя бокового блока «Д» упала, и он без команды отделился от ракеты. А она потеряла устойчивость и на 103-й секунде из-за больших отклонений прошла команда выключения всех двигателей. Ракета упала в 300 км от старта.
    Королева поздравили все с тем, что уцелела стартовая система и была доказана устойчивость полета всего пакета на самом ответственном, первом участке. Но сам он был расстроен. Последующая обработка телеметрической информации и изучение остатков блоков показали: причина аварии — возникновение пожара из-за негерметичности в керосиновой коммуникации высокого давления двигательной установки.
    Вторую Р?7 (№ 6Л) готовили с учетом уже накопленного опыта. И 10?11 июня мы делали многократные попытки пуска, хотя автоматика управления запуском в последние секунды «сбрасывала схему». Ракета со старта так и не ушла. Причиной было замерзание главного ки слородного клапана на блоке «В» и ошибка в установке клапана азотной продувки. Компоненты слили, ракету сняли со старта и вернули на техническую позицию.
    Третья по счету Р?7 (№ М1-7) уже месяц ждала своей очереди, ее пуск состоялся 12 июня 1957 г. Она взлетела нормально, однако затем начала отклоняться вокруг продольной оси, превысив разрешенные 7о. Автоматика произвела аварийное выключение всех двигателей. На 32,9 с пакет развалился. Блоки упали и догорали в 7 км от старта. Анализ вскрыл, что причиной было замыкание на корпус в новом приборе системы управления, который по замыслу его создателей должен был улучшить устойчивость при вращении. В результате на рулевые двигатели прошла ложная команда, она-то и «закрутила» ракету.
    Наконец, 21 августа произвели четвертый пуск. Р?7 (№ 8Л) штатно отработала весь активный участок траектории. Ее головная часть по данным внешнего контроля достигла заданного района Камчатки, вошла в атмосферу, но на Земле их следов обнаружить не удалось. Очевидно, термодинамические нагрузки превысили все ожидания, а теплозащитное покрытие не спасло.
    Несмотря на очередную неудачу — на этот раз с конструкцией, 27 августа ТАСС опубликовал заявление: «В Советском Союзе осуществлен запуск сверхдальной межконтинентальной многоступенчатой баллистической ракеты. Имеется возможность пуска ракет в любой район Земного шара».
    7 сентября 1957 г. состоялся очередной пуск Р?7 (№ М1-9). Весь активный участок, все блоки отработали нормально. Однако головная часть снова сгорела в плотных слоях атмосферы, хотя на этот раз удалось отыскать несколько остатков конструкции.
    Итак, по результатам летных испытаний пяти ракет было очевидно; изделие может летать, но головная его часть нуждалась в радикальной доработке, что требовало не менее полугода усиленного труда. Но нет худа без добра: разрушение головных частей открывало дорогу для запуска первого простейшего спутника Земли: ведь ему-то не требовалось входить в плотные слои атмосферы. И Королев получил согласие Хрущева на использование двух ракет для экспериментального пуска новинки.
    17 сентября 1957 г. на торжественном собрании, посвященном 100?летию со дня рождения К. Циолковского, с докладом выступил тогда почти никому не известный член-корреспондент АН СССР Сергей Королев. Он сказал, что у нас в стране в ближайшее время может быть доставлен в космос искусственный спутник Земли. А еще через 5 дней на полигон прибыла ракета-носитель 8К71ПС (изделие М1?ПС). Ее существенно облегчили по сравнению со штатными ракетами. Макетная головная часть была снята и заменена переходником «под спутник». С центрального блока сняли всю аппаратуру системы радиоуправления — точность ведь не требовалась. Сняли одну из систем телеметрии. Упростили автоматику выключения двигателя центрального блока. Таким образом, стартовая масса ракеты была облегчена на 7 т по сравнению с первыми образцами.
    4 октября 1957 г. в 22 ч. 28 мин. 3 с по московскому времени был осуществлен старт. Через 295,4 с спутник и центральный блок ракеты-носителя вышли на орбиту. Впервые была достигнута первая космическая скорость, рассчитанная основателем классической физики и закона всемирного тяготения англичанином Исааком Ньютоном (1643?1727 гг.). Она составляла для первого ИСЗ 7780 м/с. Наклонение орбиты спутника равнялось 65,1о, высота перигея 228 км, высота апогея — 947 км, период обращения 96,17 мин.
    После первых восторгов, когда на полигоне приняли ставшие тут же известными всему человечеству сигналы «БИП?БИП?БИП», и, наконец, обработали телеметрию, выяснилось: ракета стартовала «на бровях». Двигатель бокового блока «Г» выходил на режим с запозданием, т.е. меньше чем за секунду до контрольного времени. Если бы еще чуть-чуть задержался, схема автоматически «сбросила» бы установку и старт был бы отменен. Мало того, на 16-й секунде полета отказала система управления опорожнением баков. Это привело к повышенному расходу керосина и двигатель центрального блока был выключен на 1 с раньше расчетного значения. Были и другие неполадки. Если бы еще немного и первая космическая скорость могла быть не достигнута.
    Но победителей ну судят! Великое свершилось! 5 октября 1957 г. сообщение ТАСС заканчивалось словами: «Искусственные спутники Земли проложат дорогу к межпланетным путешествиям и, по-видимому, нашим современникам суждено быть свидетелями того, как освобожденный и сознательный труд людей нового социалистического общества делает реальностью самые дерзновенные мечты человечества».
    Первый спутник существовал 92 дня (до 4 января 1958 г.). За это время он совершил 1440 оборотов, центральный блок работал 60 дней: он наблюдался простым глазом как звезда 1-й величины.
    Мир был буквально ошеломлен! Спутник изменил политическую расстановку сил. Министр обороны США заявил: «Победа в войне с СССР более недостижима». Заменив термоядерную водородную бомбу маленьким спутником, мы одержали огромную политическую и общественную победу.
    Сокращенный вариант статьи Б. Чертока из книги «Первая космическая» (М., 2007).
    Редколлегия «Советского физика» благодарит редакцию журнала «Наука в России» за предоставленные фотографии
    «А ныне? Ах, ныне».
    Летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза В. Севастьянов в статье «Отчет перед Циолковским» уверяет, что сегодня роль российской космонавтики сведена к бесплатной доставке американцев на МКС и техническому обслуживанию станции. Американцы испытывают на МКС систему сверхточного наведения оружия. Ни один наш космонавт, ни разу не побывал в их отсеке!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *