Сочинение на тему песня про царя ивана васильевича 7 класс

11 вариантов

  1. Поэма М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” (1837) в контексте всего творчества поэта воспринимается как своеобразный итог его работы над русским фольклором. Интерес к фольклору был характерен для русской литературы 30-х годов, когда страна переживала глубокий кризис. Находясь на перепутье, которое мрачные умы эпохи склонны были считать тупиком, русское общество пыталось найти выход, опираясь на внутренние ресурсы. Дворянская и народная культура в России были разделены глубокой пропастью, и роль посредника между ними взяла на себя литература.
    “Песня…” написана в особом жанре, Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры, тешащие “Песнью” “доброго боярина и боярыню его белолицую”, играют важнейшую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно, нравственные позиции, с которых оцениваются персонажи “Песни.. ”, нелично авторские, а обобщенно народные. Это многократно усиливает торжество правды-матушки в сказании, ибо поступок безвестного купца Калашникова, защищавшего свою яичную честь, стал фактом народной истории.
    Выбор исторического периода для сюжета народной поэмы вполне объясним: Лермонтов обращается к допетровской России. Почему его заинтересовала именно эпоха Ивана IV? Этот государь стал олицетворением деспотизма, тирании и самодурства. И в эпоху николаевской деспотии понятен интерес Лермонтова к фигуре Ивана Грозного: поэт сопоставляет Русь времен древнего тирана и Россию, управляемую просвещенным государем Николаем I. Главное, что вытекает из этого сопоставления — колоссальная разница масштаба личности различных эпох.
    Все герои “Песни…” — яркие, самобытные, могучие личности. Они могут реализовать себя либо в сфере зла, как сам царь Иван Грозный и его верный опричник Кирибеевич, либо в сфере чистоты и добра, как купец Калашников, его братья и жена. Но каждый герой поэмы по-своему вступает в единоборство с миром. Романтическая тема гордой, могучей личности получает реалистическую трактовку, разрабатывается психологически.
    Одна из важнейших характеристик героев “Песни…” — их принадлежность к клану, к некой общности, которую сами персонажи ощущают как основную составляющую своей личности. И Алена Дмитриевна, и Степан Парамонович, и его младшие братья принимают оскорбление Кирибеевича прежде всего как оскорбление своего рода, чистого имени Калашниковых. Сила купца Степана Парамоновича не в богатстве, а в его твердой уверенности, что он не одинок. Он — из рода Калашниковых, это имя готовы защищать, жертвуя жизнью, и его братья. Вся система нравственных ценностей, согласно которой живет Степан Парамонович с его особым внутренним миром, основана на том, что превыше всего — честное имя; каждый человек ответствен за каждый свой шаг не только перед собой, но и перед своими предками и потомками.
    Опричник Кирибеевич тоже ощущает свою принадлежность к определенному клану. Но это не семья, хотя он принадлежит к знаменитому роду Скуратовых. Имя Малюты Скуратова, приспешника Ивана Грозного, наводило ужас на честной народ. Но не это мрачное имя составляет основу самоощущения Кирибеевича. Он прежде всего — царский опричник, приближенный государя, один из воинов его личного войска. Опричнина была наделена колоссальными правами, пользовалась с благословения Ивана Грозного абсолютной безнаказанностью. В этом и черпает силу Кирибеевич.
    Столкновение Кирибеевича и Калашникова выходит за рамки личного дела, любовной интриги. Это столкновение частного человека и всей государственной машины. Готовясь отомстить обидчику, Степан Парамонович вступает в открытый бой с государем, ибо борется против его установлений, его воли, против вседозволенности, дарованной царем своей дружине. Очень важно, что купец Калашников за свое честное имя борется честно, ни на секунду не допуская мысли отомстить обидчику иначе, чем в открытом бою, в личном поединке. В этом уже залог его нравственной победы. Против неправедности, обмана, бесчестности он не позволит .себе бороться этими же средствами, он не осквернит имени Калашникова тайной местью.
    Царь живет по собственным законам: хочу — казню, хочу — милую. Пообещав перед всем народом праведный суд за бой: “Кто побьет кого, того царь наградит, а кто будет побит, тому Бог простит!” — он без тени колебаний нарушает эту клятву. В том-то и дело, что государь и опричнина живут по своим законам, а Калашниковы — по законам общим, нравственным законам народа, согласно которым честь всегда дороже жизни.
    Показательно, что исход битвы решило моральное превосходство Калашникова, потому что главным нравственным законом русского народа всегда было святое убеждение: “Не в силе Бог, но в правде”.
    Лермонтова бесконечно привлекает нравственная красота героев. Он восхищается Аленой Дмитриевной, для которой позор имени страшнее личной обиды, суд любимого мужа превыше всего:
    Государь ты мой, красно солнышко,
    Иль убей меня, или выслушай!
    Твои речи — будто острый номе;
    От них сердце разрывается.
    Не боюся смерти лютыя,
    Не боюся я людской молвы,
    А боюся твоей немилости… .
    Ты не дай меня, свою верную жену,
    Злым охулънжам в поругание!
    Автор любуется и самим Степаном Парамоновичем, готовым насмерть биться “за святую правду-матушку”, и бесстрашной верностью его братьев:
    Ты наш старший брат, нам второй отец.
    Делай сам, как знаешь, как ведаешь,.
    А уж мы тебя родного не выдадим.
    В “Песни…” перед нами раскрываются истинные русские характеры. Своим произведением Лермонтов, бросил дерзкий вызов правящим кругам своего времени, воспев удалого купца Калашникова, не побоявшегося ни грозного царя, ни его любимца и открыто выступившего в защиту своего достоинства.

  2. Читая само название поэмы великого автора М.Ю.Лермонтова, сразу понимаешь, что речь идёт о времени правления Ивана Васильевича, который в народе был прозван Грозным и не зря.
    Во время своего правления, он создал печально известную опричнину. Она была движущей силой, которой были даны неограниченные полномочия, но в свою очередь опричники должны были беспрекословно выполнять любые приказы царя и быть преданными ему. Так вот, одним из любимых опричников Ивана IV Грозного был молодой человек по фамилии Кирибеевич.
    Кирибеевич, был влюблён в одну женщину, которую звали Алёна Дмитриевна, но она была замужем за купца Калашникова, который имел хороший доход, к тому же славился в народе как примерный семьянин. Эта любовь не могла принести ничего хорошего, но чувствуя безнаказанность, Кирибеевич начинает оказывать знаки внимания к девушке, каким-либо образом заставить её стать возлюбленной. Скажу так, Алёна Дмитриевна была верной и любящей женой, а также заботливой матерью, поэтому у Кирибеевича не было никаких шансов.
    Надо сказать сразу, что Кирибеевич любил кулачные бои, что в те времена было излюбленной забавой народа и считался грозой среди калачников.
    Однажды сидя за обеденным столом с другими опричниками и царём во главе, Кирибеевич нахмурился, начал думать о чужой жене, Иван Васильевич начал расспрашивать о наболевшем в душе. Кирибеевич начал рассказывать о том, что влюбился в одну девушку, но при всём при этом она даже не смотрит в его сторону. Иван Васильевич сказал, что поможет в его ситуации. Он даже не подозревал, что эта девушка была замужем, при таких обстоятельствах, царь был бы категорически против, ведь положить глаз на девушку при муже считалось грехом и преступлением. Наверняка, что Кирибеевич сделал это намеренно.
    Теперь имея все права и согласие царя, Кирибеевич подстерегает ночью Алёну Дмитриевну, которая задержалась в церкви и уже спешила идти домой, начинает уже в открытую проявлять свою любовь, обещая девушке всё на свете, начинает целовать и обнимать. На такое бездумное и эгоистическое поведение Алёна Дмитриевна пытается вырваться из рук и это у неё получается, но к сожалению после такого события, она и её семья является обесчестенной. Всё это происходило на глазах у любопытных соседей.
    В это же время взволнованный муж ждёт свою жену дома, которая буквально вламывается в дверь. Алёна Дмитриевна пришла домой с открытой косой, что считалось недопустимым для девушки замужем.
    Узнав всю правду от своей жены, Калашников зовёт своих братьев и приходит к выводу, что он обязан восстановить честь своей семьи и решает выйти на следующий день против молодого опричника Кирибеевича в кулачном бою. Больше других выходов не было и скорей всего после этого боя Калашников умрёт, но он умрёт за правду и справедливость.
    День расплаты пришёл. Он решит судьбу двух людей. Выйдя как всегда на публику, Кирибеевич вызывает к себе смельчака, с которым он будет биться на кулаках. Вышел купец Калашников. Весь этот бой был закончен победой Калашникова и смертью молодого опричника.
    Несмотря на то, что победа была безоговорочной, Иван IV Грозный потребовал объяснений, если их нет, Калашникову придётся погибнуть бесчестной и низкой смертью через отсечение головы. Несмотря на то, что провинность опричника была велика, для спасения своей жизни Калашников мог бы рассказать всю правду и остаться живым, но он выбрал другой путь. Я думаю, что этот бой был личной расплатой перед обидчиком и знать подробности его поступка не зачем никому.
    Калашникова похоронили между трёх дорог, как хоронили каких-то преступников, воров и прочих людей, которые провинились в тяжёлых и опасных для народа проступках. Так был похоронен купец Калашников, просто и без каких-либо почестей.
    Несмотря на низкую кончину своей жизни, Калашников бился за волю и интересы народа, против жестоких и безнаказанных опричников.

  3. Образ царя Ивана Васильевича в поэме Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» 17 Декабрь 2009 В поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» изображена эпоха Ивана Грозного, времена опричнины. Одним из центральных персонажей поэмы является царь Иван Васильевич. Именно он вершит судьбы людей, казнит или милует. В первой главе поэмы описывается царский пир: И пирует царь во славу Божию, В удовольствие свое и веселие. Образ Ивана Грозного охарактеризован ярко: он то улыбается, наливая лучшего вина опричникам, то хмурится, когда видит, что его любимый слуга Кирибеевич не весел, то щедр, узнав о любовной тоске молодого опричника. На Москве-реке сходятся лучшие удалые бойцы на кулачный бой, чтобы «потешить царя своего батюшку», среди них два серьезных противника: молодой опричник Кирибеевич и удалой купец Калашников. Гнев Ивана Грозного, увидевшего смерть своего верного слуги, ужасен: …топнул о землю И нахмурил брови черные; Повелел он схватить удалова купца И привесть его пред лицо свое. Но Степан Парамонович Калашников не боится гнева царского, так как его дело правое: он защищает честь своей семьи. Иван Васильевич уважает решение купца не говорить причину, по которой он «вольной волею» убил опричника Кирибеевича. Милость царская отныне распространяется на семью Калашникова: Молодую жену и сирот твоих Из казны моей я пожалую, Твоим братьям велю от сего же дня По всему царству русскому широкому Торговать безданно, беспошлинно. Но сам купец должен погибнуть, и тут жестокость Ивана Грозного не знает границ: А ты сам ступай, детинушка, На высокое место лобное, Сложи свою буйную головушку. Я топор велю наточить-навострить… Таким образом, в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» изображен противоречивый образ русского царя: с одной стороны – веселого и щедрого, а с другой – жестокого и коварного. Образ царя Ивана Васильевича в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (2 вариант просто так вдруг надо)

  4. Сочинение по литературе для 7 класса на тему
    За что гусляры прославляют купца Калашникова в произведении М.Ю. Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
    Главный герой «Песни про купца Калашникова» — купец Степан Парамонович Калашников. В образе этого героя Лермонтов отразил все лучшие черты русского характера. Купец Калашников — положительный герой «Песни». Всё помогает симпатизировать этому герою. Он сильный, смелый, молодой, красивый и честный.
    Калашников очень любит свою семью и близко к сердцу воспринимает оскорбления, нанесенные его жене. И, несмотря на всеобщую боязнь опричников, купец не боится выйти на бой. В этом бою Калашников побеждает и нравственно и физически.
    И дальше главный герой показывает настоящий русский характер. Честь семьи для него дороже, и позору он предпочитает смерть. Вот как он отвечает царю:
    «Я убил его вольной волею,
    А за что про что – не скажу тебе,
    Скажу только Богу единому».
    Калашников погибает, но память о нем остается в сердцах всего народа. Подчеркивая это Лермонтов заканчивает свое произведение словами:
    «Тороватому боярину слава!
    И красавице боярыне слава!
    И всему народу христианскому слава!»
    Гусляры прославляют только настоящих народных героев. Купец Калашников именно такой герой — это воплощение лучших черт русского характера. Этим он запомнился и мне.

  5. Сочинение
    7 класс. Фольклорные традиции в “Песне про царя Ивана Васильевича,
    молодого опричника и удалого купца Калашникова”

    «Ой ты гой еси, царь Иван Васильевич!»
    — звучит под сводами боярского дома пожелание благополучия. Голос
    гусляра звучит удивительно громко. И полилась протяжная песня, похожая
    на долгую дорогу гусляра от села к селу, от города к городу. Гусляров
    почитали на Руси, во многих народных песнях, былинах и балладах
    сам князь подносил чарку «меду пенного» и усаживал их за «дубов
    стол, к зелену вину». И никто не мог заставить гусляров говорить
    неправду, были они своего рода «гласом народным».
    Центральной темой «Песни про купца Калашникова» становится борьба
    добра и зла, борьба Правды и Кривды. В заглавии лермонтовского произведения
    обозначены три действующих лица: Иван Васильевич — вершитель судеб
    на земле, Калашников — носитель Правды. Особняком от них стоит молодой
    опричник («опричь» — «особо»). При этом сразу нельзя сказать, что
    Кирибеевич — это воплощенное злодейство. Он полюбил замужнюю женщину,
    и любовь эта перевернула все в душе верного царского слуги.
    Он мучится от тоски и безысходности, а может быть, и от угрызений
    совести. Не случайно гусляры говорят о нем: «лукавый раб». Кирибеевич
    рассказывает царю о своей возлюбленной: Косы русые, золотисты, В
    ленты алые заплетенные, По плечам бегут, извиваются, С грудью белою
    целуются.
    Совсем скоро царский опричник Кирибеевич схватит свою возлюбленную
    Алену Дмитриевну сильно за руки, скажет ей, что «он не вор какой,
    душегуб лесной». И пригрозит, что он слуга «царя грозного», «из
    славной семьи из Малютиной». О своем впечатлении женщина потом расскажет
    мужу: Испугалась я пуще прежнего; Закружилась моя бедная головушка.
    Нет у Алены Дмитриевны иного заступника, кроме мужа — купца Калашникова,
    которому и предстоит биться «за семью нашу честную» да «за святую
    правду матушку». По условиям того времени вольные поединки проводились
    на льду реки. Для победы было достаточно каким-либо способом сбить
    с ног человека. Кирибеевич уверен в своей победе.
    Он говорит: Не родилась та рука заколдованная Ни в боярском роду,
    ни в купеческом… По-видимому, опричник действительно не знал ранее
    поражений в кулачных боях. Опричник просит Калашникова назвать свое
    имя для того, «чтобы знать, по ком панихиду служить, чтобы было
    чем и похвастаться». Честно отвечает ему купец Степан Парамонович,
    назвав себя, что «вышел он на страшный бой, на последний бой», объяснив
    супротивнику, чем вызвана его решимость стоять насмерть. И погиб
    опричник еще до удара купца: Побледнел в лице, как осенний снег,
    Бойки очи его затуманились, Между сильных плеч пробежал мороз…
    Ударив «впервой купца Калашникова» «посередь груди», угодил ему
    Кирибеевич в «медный крест со святыми мощами из Киева»: И погнулся
    крест и вдавился в грудь; Как роса, из-под него кровь закапала…
    Крест спас Степана Парамоновича. Значит, именно за ним была правда.
    Высший суд признал купца правым, а царь приказал его казнить. Народ
    схоронил героя «меж трех дорог», где Пройдет стар человек— перекрестится,
    Пройдет молодец—приосанится, Пройдет девица—пригорюнится, А пройдут
    гусляры — споют песенку.
    Фольклорная основа поэмы Лермонтова чувствуется во всем, буквально
    в каждой фразе. Все герои, их действия и поступки во многом похожи
    на героев народного эпоса.

  6. Придя вечером домой, купец не находит своей жены. Атмосфера в доме напряженная и тяжелая. Степан Парамонович понял, что произошло нечто плохое. Вскоре прибегает его заплаканная и растрепанная супруга. Ее на улице поймал опричник Кирибеевич, стал целовать и уговаривать, чтобы она стала его. Такого оскорбления купец стерпеть не может.
    Конечно, оскорбленный муж должен был пойти к царю и пожаловаться на обидчика. Но этот путь кажется герою еще более унизительным. А он показан удалым и гордым молодцом. Тогда Калашников решает, что у него нет другого выбора, как отстоять честь жены в кулачном бою, пусть даже это будет стоить жизни ему самому.
    Он просит братьев поддержать его, они покорно соглашаются, ведь старший брат для них – как отец. Купец показывает себя настоящим мужчиной, хотя я считаю, что кровопролития можно было избежать.
    Кулачные бои – это старая русская забава, молодые бойцы мерялись силой на потеху зевакам и самому царю. В тот день государь лично объявляет о начале боя, но против его любимого опричника Кирибеевича никто выходить не хочет, зная о его небывалой силе и удали. Только один отыскался желающий, и это был Калашников.
    Степан Парамонович называет себя и Кирибеевич смущается. Калашников на полном серьезе говорит о том, что по одному из них станут петь панихиду. Хотя кулачный бой совсем не предполагает драки до смерти. Когда начинается бой, купец пропускает один удар, а потом наносит свой. Этот удар становится смертельным. Степан знает, что за это ему полагается смерть, но даже перед лицом смерти он не теряет достоинства, а с честью принимает ее.
    На мой взгляд, это очень печальная история. Она говорит о том, что честь для мужчины превыше всего.

  7. Действие поэмы происходит при царе Иване Грозном. В этот период была основана опричнина, в которую входили дворяне, преданные царю. Опричники были врагами бояр, которых считали предателями. Опричники имели неограниченную власть над народом и боярами.
    Одним из царских любимцев был Кирибеевич – молодой и красивый дворянин. «Удалой боец, ладный молодец с темными очами и широкой грудью». Он считался грозой среди кулачников – на Руси того времени кулачные бои были излюбленной забавой. Был этот опричник спесив и даже заносчив, наряды носил царские. Происходил из знатного рода Малюты Скуратова, был холост, и многие девушки считали его завидным женихом.
    В противовес Кирибеевичу другой персонаж – купец Калашников, с хорошим достатком, имеет высокий дом за Москвой-рекой, считается примерным семьянином и хорошим хозяином. Живет по моральным устоям того времени. Женат на красавице Алене Дмитриевне, которая полюбилась Кирибеевичу…
    «Не сыскать-найти такой красавицы…» Опричник пользуясь своей безграничной властью, насильно целовал чужую жену и сорвал платок с головы Алены Дмитриевны – а это считалось оскорблением замужней женщины и задевало честь семьи.
    Калашников не простил оскорбление, а царь встал на защиту своего фаворита. Купец вызвал Кирибеевича на кулачный бой.
    Этот бой был не только за честь поруганной жены, он много значил в разрешении конфликта между опричниками и народом.
    Все произведение насыщено народной речью. В нём показаны образы людей того смутного времени. Народными словами заканчивает «Песнь…» Лермонтов, симпатиии которого явно на стороне купца Калашникова. «А схоронили его на пересечении трех дорог…. А гусляры пели во славу народного героя, удалого купца Калашникова!»

  8. На изучение творчества М.Ю.Лермонтова по
    программе В.Я.Коровиной отводится 3 часа: из них 2
    часа на изучение “Песни про царя:” и 1 час на
    изучение лирики.
    Знакомству с творчеством поэта предшествовало
    изучение произведений А.С.Пушкина как на
    историческую тему, так и на нравственную, поэтому
    настрой к изучению произведения Лермонтова уже
    задан.
    1. Прежде, чем приступить к изучению “Песни:”,
    проведём литературоведческий анализ
    произведения и определим концепцию
    произведения.
    К изображению русского Средневековья
    Лермонтов обращался и раньше. В этой эпохе
    восхищали его героические события, возвышенные
    образы, самобытный характер. Действительно, в то
    время поэт предпочитал прошлое настоящему,
    поэтизировал его.
    “Песня..” была написана во время пребывания
    Лермонтова на Кавказе. Это героическая гуслярная
    застольная песня, описывающая страшное для Руси
    время опричнины, кровавого правления Ивана
    Грозного. Но в поэме автор не отразил те ужасные
    факты (казни людей, насильное пострижение в
    монахи, страшные пытки и издевательства,
    похищения красивых жён знатных людей). 16 век в
    изображении Лермонтова – высокое героическое
    прошлое: в поэме нет ни одного ярко выраженного
    отрицательного персонажа, ужасы опричнины
    остаются вне поля зрения поэта.
    “Песня :” была написана в один год со
    “Смертью поэта” (1837г.), этим стихотворением поэт
    откликнулся на гибель Пушкина, пожертвовавшего
    жизнью ради чести своей семьи. В “Песне:” и
    событиях 1837 года сходная тема – гибель
    бесстрашного человека за вечные ценности, за
    неприкосновенность священных понятий: дом,
    семья, родной очаг. В центре произведения – вопрос
    о чести и бесчестии, ключевой вопрос как
    пушкинских, так и лермонтовских произведений.
    Лермонтов изобразил Русь 16 века, время бояр,
    купцов, опричников. Существует этот мир по
    страшным законам, которые установил во всём
    государстве царь Иван Грозный и его люди. И
    вседозволенность Кирибеевича, и страх перед
    общественной молвой Алёны Дмитревны, и нарушение
    царём клятвы помиловать победителя – всё это
    признаки “лютого времени”. Царь судит героя по
    своему, личному, закону, церковь – по закону
    Божьему, люди – по-своему. И герой-то оказывается
    похороненным на перепутье трёх дорог. У каждого
    своя правда. (Чем не актуально на сегодняшний
    день?) Но ценится в итоге вечное: честь,
    достоинство, долг, братство, любовь. (“И каждому
    правдою и честию воздайте! :И всему народу христианскому
    слава!”) И хранит человечество в памяти добрые
    дела, а в осуждение – злые.
    Носитель чести в поэме – московский купец
    Калашников, человек независимого, свободного
    сословия. Жизненные и нравственные принципы
    выражены в его речи перед боем. Не побоявшись
    угроз Кирибеевича, он с достоинством отвечает:
    А родился я от честного отца,
    И жил я по закону Господнему:
    Не позорил я чужой жены,
    Не разбойничал ночью тёмною,
    Не таился от свету небесного:
    Калашников противопоставляет свою жизненную
    позицию, своё происхождение, своё независимое
    занятие разбою, низости и распутству опричников.
    Он готов отстаивать свою правду. Перед боем
    Степан Парамонович кланяется царю, церквам,
    народу, выражая тем самым почтение не столько
    власти, сколько Богу и людям. Да и на смерть лютую
    он отправляется, передав через братьев поклон
    жене, детям, родителям, товарищам.
    Выйдя на поединок, Калашников выполнил просьбу
    жены о заступничестве, ведь он, создав семью,
    встал на её защиту. В этом поединке проявляется и
    месть за поругание жены, и чувство собственного
    достоинства (заранее готов к расплате –
    собственной смерти).
    Но ещё один поступок совершает Калашников – не
    выдаёт причины убийства Кирибеевича, сохраняя
    тем самым право на сохранение тайны. А это
    выглядит неподчинением самой главной власти –
    власти царя. Даже в эпоху бесчестья и террора
    человек способен отстаивать своё честное имя и
    неприкосновенность семьи. И за это неподчинение
    царь всё-таки предал его позорной казни и
    погребению не по христианскому обряду – промеж
    трёх дорог. Но снова суд царский разошёлся с
    судом народным. Калашников оставил о себе добрую
    память и стал народным героем. А Лермонтов
    величает своего героя по имени-отчеству.
    Если изначально Калашников выбрал в жизни путь
    чести и ответственности за семью, то выбор
    Кирибеевича эгоистичен (“лукавый раб”). Он,
    слуга царя, воплощает собственные мечты и
    желания вопреки всем моральным нормам. А причину
    такой жизненной позиции прояснил нам автор:
    А из роду ты ведь из Скуратовых
    И семьёю ты вскормлен Малютиной!..
    Сам царь напоминает Кирибеевичу, кем он
    вскормлен, кому должен быть обязан. Опричники
    отрекались от своей родни, требовалось от них не
    знать ни отца, ни матери, знать единственного
    государя. За это наделял их царь властью, жаловал
    им собственность сосланных дворян. Не мог
    обладать Кирибеевич теми качествами, которые
    передаются в семье, не испытал настоящей любви и
    привязанности. Поэтому и обвинять только его в
    бесчестии, низости, распутстве сложно. И даже
    страшно представить, что и не нужен он никому, не
    любит его никто по-настоящему, а после смерти и на
    могилу никто не придёт. Даже Лермонтов не наделил
    героя именем и предал этот образ забвению сразу
    после его гибели. Лишь успел пожалеть:
    “повалился, будто сосенка”.
    Кирибеевич – верный опричник, “лукавый раб”.
    Рабство героя – в его безусловном подчинении
    царскому закону, над которым нет ни совести, ни
    чести. Ему не совестно перед всеми на царском
    пиру признаться в своих чувствах. Выходя на бой,
    он кланяется только царю, не поминая ни Бога, ни
    народа. Для него бой – потеха в царскую угоду
    (собачьи головы на копьях и собачья преданность
    царю – всё символично). Но даже перед царём он
    находит в себе смелость лукавить (скрыл
    замужество Алёны Дмитревны и заручился
    поддержкой царя).
    Отличительная черта Кирибеевича – желание
    покрасоваться. А рабская натура, угодничество
    Кирибеевича породили в нём желание властвовать,
    ни в чём не знать отказа. Алёну Дмитревну он
    выбирает только потому, что не смотрит она в его
    сторону. Его уязвляет её независимость,
    безразличие к нему, царскому опричнику.
    Итак, автор ставит своих героев перед выбором –
    честь или бесчестие, память или забвение, слава
    или позор. Выбор героями сделан. Калашниковым
    руководит любовь к жене, детям, семье, чувство
    долга и ответственности. Кирибеевичем – желание
    быть первым, лучшим, желание властвовать. Но
    народ не обманешь: и старый, и молодой, и гусляры,
    и девица помнят о его славном поступке и
    благородной душе. Голос самого автора
    перемежается с голосом гусляров. Нетрудно
    угадать настрой автора и его отношение к своим
    героям, потому что волнует его проблема чести и
    достоинства человека. Мы понимаем, что даже
    обычный человек нравственно может быть выше
    самого царя и жить надо по законам чести и добра.
    Честь превыше всего. Лучше погибнуть, чем
    смириться с бесчестием.

    2. Исходя из особенностей произведения (его
    историзм, глубокая нравственная проблематика,
    неординарность героев, жанр, язык), мы наметим общие
    цели
    .
    1. Раскрыть глубокий нравственный смысл
    “Песни:”.
    2. Дать представление об эпохе Ивана Грозного,
    опричниках.
    3. Формировать умение анализировать и
    интерпретировать текст поэмы, выделять
    композиционные части, характеризовать поступки
    героев, выразительно читать поэму, строить
    собственные суждения.
    На этих уроках мы должны достигнуть следующих диагностических
    целей
    .
    В ходе уроков ученики

    Узнают о трудном жизненном и
    творческом пути Лермонтова,

    Узнают об эпохе Ивана Грозного и
    истории написания поэмы,

    Будут осваивать понятия о поэме,
    композиции поэмы, о портретной и речевой
    характеристике персонажа как способах создания
    его образа, о роли пейзажа, об авторском
    отношении и способах его выражения в тексте, о
    средствах художественной выразительности и их
    роли в поэме;

    Научатся
    характеризовать персонажей и сравнивать их,
    в выразительном чтении передавать чувства
    персонажей и их отношение к событиям,
    определять функции пейзажа, роль языковых
    средств,
    определять отношение автора к персонажам,

    После анализа текста
    Смогут выделить композиционные части поэмы,
    найти портрет и описание героев,
    Дадут оценку поступкам героев, особенностям их
    речи и речи гусляров,
    Ответят на вопросы: “Как автор создаёт образ
    Руси 16 века?”, “Кого из героев можно назвать
    центральным?”, ” Кто является в поэме
    “настоящим” героем и почему?”, “Почему царь
    приказал казнить победителя в честном кулачном
    бою?”, “Почему поэму Лермонтов назвал песней?”
    Выразительно прочитают отрывок из “Песни:”
    Напишут сочинение-рассуждение на тему: “Почему
    описание могилы Калашникова завершает поэму?”;
    “Герой, который мне интересен” или “Какую
    память о себе оставляют герои?”
    3. Считаю целесообразным пообразный и
    проблемные пути изучения поэмы, т.к. объём
    произведения небольшой и представляет собой
    поэтический текст.
    За неделю даётся задание прочитать “Песню..”,
    вступительную статью о жизни поэта и подумать
    над вопросами анкеты (выявление первого
    впечатления) < Приложение1>. В
    кабинете необходимо на протяжении этой недели
    организовать выставку картин И.Е. Репина
    “Иван Грозный и сын его Иван”, В. Васнецова
    “Иван Грозный”, репродукции старой Москвы,
    чтобы создать определённый настрой на
    восприятие поэмы.

    1-й урок

    Тема урока: Герои поэмы М.Ю.Лермонтова.
    Основной конфликт

    На этом уроке анализируем историческую
    атмосферу произведения, образную систему поэмы,
    выявляем основной конфликт, идею произведения и
    выделяем позицию автора.

    Диагностические цели:
    Узнают о трудном жизненном и творческом пути
    Лермонтова,
    Узнают об эпохе Ивана Грозного и истории
    написания поэмы,
    Будут осваивать понятия о портретной и речевой
    характеристике персонажа как способе создания
    его образа, об авторском отношении и способах его
    выражения в тексте, о средствах художественной
    выразительности и их роли в поэме;
    Научатся
    характеризовать персонажей и сравнивать их, в
    выразительном чтении передавать чувства
    персонажей и их отношение к событиям,
    определять роль языковых средств,
    определять отношение автора к персонажам,
    После анализа текста
    Смогут объяснить значение терминов и
    устаревших слов,
    Смогут подобрать примеры, иллюстрирующие
    историческую обстановку в поэме –
    государственную и бытовую жизнь народа,
    Смогут выделить в тексте портретные зарисовки и
    определить их роль в раскрытии образа,
    Дадут оценку поступкам героев, особенностям их
    речи,
    Ответят на вопросы: “Как автор создаёт образ
    Руси 16 века?”, “Кого из героев можно назвать
    центральным?”, ” Кто является в поэме
    “настоящим” героем и почему?”
    Выразительно прочитают отрывок из “Песни:”
    Напишут сочинение-рассуждение “Какую роль
    играет образ гусляров в “Песне..”?”

    Путь изучения – пообразный, т.к. на
    этом уроке нам важно определить принципы
    расстановки персонажей и выяснить значимость
    главного героя в образной системе поэмы.

    Ход урока
    1. Изучение биографии Лермонтова (10
    минут)
    Просмотр видеофильма о поэте. Обсуждаем статью
    учебника о Лермонтове, отмечая особые моменты в
    жизни, повлиявшие на формирование характера
    поэта. Такое представление биографии поэта
    отвечает принципу наглядности, доступности и
    целесообразности, а также работа с
    использованием ИКТ разнообразит виды
    деятельности на уроке, настроит на изучение
    творчества Лермонтова.
    2. Словарная работа (5 минут)
    Подготавливает к восприятию произведения на
    историческую тему, расширяет словарный запас
    ученика и кругозор.
    опричнина, гой еси, мёд пенный, стольник,
    Малюта Скуратов, аргамак, отороченный, фата,
    яхонтовый, сваха, гостиный двор,приходская
    церковь, простоволосая, чай, охульник,
    охотницкий, панихида, бесталанный,

    не кори, не обвиняй, не упрекай,
    раб, недостойный, запотчевать, прогневал,
    прикажи казнить, тяготит, лиха беда, опозорил,
    не стерпеть, не вынести, насмерть биться,
    не сробейте.
    3. Выявление восприятия (5 минут)
    На первом уроке необходимо выявить первое
    впечатление от прочитанного, чтобы поставить
    учебную задачу, поэтому проводим беседу – обмен
    мнениями, впечатлениями по заранее
    подготовленной анкете. Ученик делает сообщение
    об Иване Грозном и его эпохе (5 – 7 минут)
    4. Постановка УЗ (учебной задачи)
    № 1. “Как автор создаёт образ Руси 16 века?”
    Класс разбиваем на 2 группы (5 -7 минут)
    1 группа рассказывает о государственной,
    общественной жизни Руси, подтверждая примерами
    из текста.
    2 группа рассказывает о повседневной жизни Руси.

  9. Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» проникнута духом протеста. Обращение к прошлому было обусловлено недовольством поэта окружающей действительностью, поисками в минувших веках людей с сильным характером и крепкой волей. В «Песне…» рассказывается о любимом опричнике Ивана Грозного, который полюбил Алену Дмитревну — жену удалого купца Степана Парамоновича Калашникова, и своими притязаниями бросил тень на честное имя женщины и ее семьи.
    В этом произведении автор столкнул две силы — народную правду и самодержавное своеволие, честь и бесчестие. Народная правда воплотилась в образе простого человека — купца Калашникова. Это русский национальный характер — цельный, героический. Это человек правды, достоинства и чести. Верный муж и добрый отец, охраняющий святость народных обычаев, Степан Парамонович — замечательно воссозданный образ человека XVI века. Согласно традициям старины, он строг со своей женой. Жена его, Алена Дмитревна, покорна воле супруга, полна любви к нему, она видит в нем своего защитника и верного друга. В духе старины и поединок с обидчиком. Для Калашникова борьба за честь мужа и опозоренной жены — одновременно борьба и за правду вообще. Скромный купец отстаивает человеческое достоинство, право простого человека не подчиняться притязаниям знатного опричника и царского любимца. Степан Парамонович просит своих братьев выйти на поединок с опричником, если сам он погибнет в бою.
    * Опозорил семью нашу честную
    * Злой опричник царский Кирибеевич;
    * А такой обиды не стерпеть душе
    * Да не вынести сердцу молодецкому.
    «На Москве-реке при самом царе» собирается он «выйти на опричника», в кулачном бою «насмерть биться, до последних сил… за святую правду-матушку». Рано утром собрались «удалые бойцы московские» на берегу Москвы-реки на кулачный бой, «разгуляться для праздника, потешиться».
    Царь приехал с дружиной, с боярами и опричниками, «оцепили место в двадцать пять сажень, для охотницкого бою, одиночного». И состоялся бой между молодым царским опричником и «удалым купцом Калашниковым», в котором купец побеждает бесчестного врага. Отстаивая правду, честь и «закон Господний», Степан убил Кирибеевича и с дерзкой смелостью заявил царю:
    * Я убил его вольной волею,
    * А за что, про что — не скажу тебе,
    * Скажу только Богу единому.
    * Душевное величие, истинная человечность
    * слышатся в прощальных словах Степана Парамоновича:
    * Поклонитесь от меня Алене Дмитревне, Закажите ей меньше печалиться, Про меня моим детушкам не сказывать.
    Иначе изображен опричник Кирибеевич. Автор не скрывает, что у него есть некоторые положительные качества. Это удалой боец, преданный царю, человек сильных страстей, способный на сильную любовь. Но при этом он — самонадеянный и чванливый «буйный молодец», самовлюбленный, привыкший потакать своим слабостям. Кирибеевич рассказал царю о своем чувстве, но при этом утаил, что Алена Дмитревна «в церкви божией перевенчана» с молодым купцом.
    Степан Калашников — цельная личность, человек, способный отстаивать свои принципы. Он бы мог уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи дороже. Стерпеть позор он не может, поэтому и умирает, но при этом остается победителем. Калашников руководствуется народными представлениями о чести, законе и обычае, которыми не поступается даже перед лицом смерти. В этом и заключено его народное начало. И народ помнит и величает удалого героя, сочувствует ему, его «безымянная могилка» никого не оставляет равнодушным.

  10. «Песня про купца Калашникова» написана Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1837 году – в год написания «Бородино». Она является результатом большой предварительной работы: тщательного изучения народного творчества и основательного знакомства с историческим материалом. Во времена Лермонтова начинают складываться славянофильские теории, которые утверждали, что определяющими чертами русского национального характера являются покорность судьбе, власти, религиозность, верность заветам старины. Этой реакционной трактовке в поэме «Песня про купца Калашникова» противостоит декабристское утверждение активного характера русского человека, идущего на борьбу за свою честь, за правду. Таков Степан Парамонович Калашников. Он отстаивает свое человеческое достоинство, право простого человека не подчиняться притязаниям знатного опричника – царского любимца. «Правдой-матушкой» заклинает он своих братьев выйти на поединок с опричником, если он сам погибнет в бою. Он выступает в «Песне…» как защитник народной правды, против произвола царских приспешников, против произвола деспотии. В этом отношении особенно важна одна деталь: Кирибеевич, выходя на поединок, только «царю, в пояс, молча, кланяется». Степан Калашников же – истинный христианин: «поклонился прежде царю грозному, после белому Кремлю да святым церквам, а потом всему народу русскому», «а родился я от честнова отца и жил я по закону Господнему», Степан Парамонович венчался в церкви, его жена ходила в церковь; «а за что, про что – не скажу тебе, скажу только Богу единому». Божий суд для Калашникова – самый важный. Степан гордый, с чувством собственного достоинства: «Я убил его волей вольною, а за что, про что – не скажу тебе…»; говорит, что Киребеевич нечестен: «Вышел я на страшный бой, на последний бой!» Калашников заботится о семье, он защитник и крепкий семьянин: «Прикажи меня казнить – и на плаху несть мне головушку повинную; не оставь лишь малых детушек, не оставь молодую вдову да двух братьев моих своей милостью…». Купец думает о родных, а не о себе. Степан Парамоновиче не побоялся идти на бой, чтобы защитить честь жены; когда пришел из лавки, спросил про жену Алену Дмитриевну и детей. Калашников смелый, сильный: пошел на бой, хотя и не боец, в отличие от Киребеевича; не боится разговаривать с царем: говорит с ним на равных, не заискивает. Мужество, стойкость, благородство Калашникова делают его положительным образом лермонтовской поэзии. В Степане Парамоновиче Калашникове сочетаются лучшие качества русского народа. Все помнят Степана, несмотря на то, что его могила не на кладбище, безымянная. Под каким бы гнетом ни был русский народ, он всегда сохраняет свои лучшие традиции. Висссарион Григорьевич Белинский, который был покорен гениальным проникновением Лермонтова в строй народной поэзии, горячностью чувств, роскошью красок, богатством содержания, сказал, что поэма «подтверждает кровное родство духа» поэта с «духом народным» и свидетельствует о «великости его таланта». Михаил Юрьевич Лермонтов — поэт яркий и самобытный, он создал целую галерею незабываемых характеров: смелых и порывистых, гордых и непреклонных, прочитав о которых надолго запоминаешь и стараешься в чем-то подражать им. Такими героями являются персонажи моего любимого произведения М.Ю.Лермонтова «Песня про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

  11. Сочинение на тему песня про царя ивана васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова

    Ответы:

    Сочинение на тему “Кто в песни является главным героем и почему? ” Песня об Иване Васильевиче, молодого опричника и удалого купца Калашникова
    Поэма Лермонтова
    «Песня про царя
    Ивана Васильевича, молодого
    опричника и удалого
    купца Калашникова» описывает
    историческую эпоху царствования Ивана Грозного. Но настоящим героем поэмы становится не
    царь Иван Грозный, а молодой
    купец Калашников.
    Купец Калашников честен, благороден, смел. Мне кажется,
    что своих характером
    и внешним видом
    он похож на
    былинных богатырей из
    русского народного эпоса.
    В жену молодого купца Степана
    Калашникова влюбился царский опричник Кирибеевич. Он подстерег Алену Дмитриевну
    на улице и стал при всем честном народе обнимать и целовать, соблазнять
    дорогими подарками. Люди смотрели из окон и смеялись. Калашников, узнав про
    позор жены, решил биться с обидчиком в кулачном бою, чтобы защитить ее честь.
    На бою присутствовал сам царь
    Иван Васильевич. Купец славился своей силой и легко победил Кирибеевича ударом
    в висок. Этот удар оказался смертельным, что сильно разгневало царя. Но когда
    он спросил Калашникова, за что тот убил его слугу, купец промолчал. Он молчал,
    чтобы не выдать на позор имя своей жены. И царь приказал его казнить. Купец
    Калашников благородно защищал честь своей жены. На поле боя он взошел без
    страха, полный решимости, что гибнет за правое дело. И даже в последние секунды
    жизни он думал не о себе, а о семье, приказав людям заботиться о своих детях.
    Люди были восхищены смелостью
    купца и часто посещали его могилу. «Пройдет старый человек — перекрестится,
    пройдет молодец — приосанится, пройдет девица — пригорюнится» — этими строчками
    Лермонтов выразил свое отношение к поступку купца Калашникова. Таким образом,
    даже приняв смерть, герой поэмы одержал победу над бесчестием, не дав опозорить
    свою любимую женщину. Это поступок настоящего мужчины.
    Автор любуется и самим Степаном
    Парамоновичем, готовым насмерть биться “за святую правду-матушку”, и
    бесстрашной верностью его братьев:
    Ты наш старший брат, нам второй отец.
    Делай сам, как знаешь, как ведаешь, .
    А уж мы тебя родного не выдадим.
    Мне эта песня очень
    понравилось, хоть и закончилась она смертью Калашникова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *