Сочинение на тему песня про ивана васильевича

10 вариантов

  1. Сочинение на тему песня про царя ивана васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова

    Ответы:

    Сочинение на тему “Кто в песни является главным героем и почему? ” Песня об Иване Васильевиче, молодого опричника и удалого купца Калашникова
    Поэма Лермонтова
    «Песня про царя
    Ивана Васильевича, молодого
    опричника и удалого
    купца Калашникова» описывает
    историческую эпоху царствования Ивана Грозного. Но настоящим героем поэмы становится не
    царь Иван Грозный, а молодой
    купец Калашников.
    Купец Калашников честен, благороден, смел. Мне кажется,
    что своих характером
    и внешним видом
    он похож на
    былинных богатырей из
    русского народного эпоса.
    В жену молодого купца Степана
    Калашникова влюбился царский опричник Кирибеевич. Он подстерег Алену Дмитриевну
    на улице и стал при всем честном народе обнимать и целовать, соблазнять
    дорогими подарками. Люди смотрели из окон и смеялись. Калашников, узнав про
    позор жены, решил биться с обидчиком в кулачном бою, чтобы защитить ее честь.
    На бою присутствовал сам царь
    Иван Васильевич. Купец славился своей силой и легко победил Кирибеевича ударом
    в висок. Этот удар оказался смертельным, что сильно разгневало царя. Но когда
    он спросил Калашникова, за что тот убил его слугу, купец промолчал. Он молчал,
    чтобы не выдать на позор имя своей жены. И царь приказал его казнить. Купец
    Калашников благородно защищал честь своей жены. На поле боя он взошел без
    страха, полный решимости, что гибнет за правое дело. И даже в последние секунды
    жизни он думал не о себе, а о семье, приказав людям заботиться о своих детях.
    Люди были восхищены смелостью
    купца и часто посещали его могилу. «Пройдет старый человек — перекрестится,
    пройдет молодец — приосанится, пройдет девица — пригорюнится» — этими строчками
    Лермонтов выразил свое отношение к поступку купца Калашникова. Таким образом,
    даже приняв смерть, герой поэмы одержал победу над бесчестием, не дав опозорить
    свою любимую женщину. Это поступок настоящего мужчины.
    Автор любуется и самим Степаном
    Парамоновичем, готовым насмерть биться “за святую правду-матушку”, и
    бесстрашной верностью его братьев:
    Ты наш старший брат, нам второй отец.
    Делай сам, как знаешь, как ведаешь, .
    А уж мы тебя родного не выдадим.
    Мне эта песня очень
    понравилось, хоть и закончилась она смертью Калашникова.

  2. Сочинение на тему “Кто в песни является главным героем и почему? ” Песня об Иване Васильевиче, молодого опричника и удалого купца Калашникова
    Поэма Лермонтова
    «Песня про царя
    Ивана Васильевича, молодого
    опричника и удалого
    купца Калашникова» описывает
    историческую эпоху царствования Ивана Грозного. Но настоящим героем поэмы становится не
    царь Иван Грозный, а молодой
    купец Калашников.
    Купец Калашников честен, благороден, смел. Мне кажется,
    что своих характером
    и внешним видом
    он похож на
    былинных богатырей из
    русского народного эпоса.
    В жену молодого купца Степана
    Калашникова влюбился царский опричник Кирибеевич. Он подстерег Алену Дмитриевну
    на улице и стал при всем честном народе обнимать и целовать, соблазнять
    дорогими подарками. Люди смотрели из окон и смеялись. Калашников, узнав про
    позор жены, решил биться с обидчиком в кулачном бою, чтобы защитить ее честь.
    На бою присутствовал сам царь
    Иван Васильевич. Купец славился своей силой и легко победил Кирибеевича ударом
    в висок. Этот удар оказался смертельным, что сильно разгневало царя. Но когда
    он спросил Калашникова, за что тот убил его слугу, купец промолчал. Он молчал,
    чтобы не выдать на позор имя своей жены. И царь приказал его казнить. Купец
    Калашников благородно защищал честь своей жены. На поле боя он взошел без
    страха, полный решимости, что гибнет за правое дело. И даже в последние секунды
    жизни он думал не о себе, а о семье, приказав людям заботиться о своих детях.
    Люди были восхищены смелостью
    купца и часто посещали его могилу. «Пройдет старый человек — перекрестится,
    пройдет молодец — приосанится, пройдет девица — пригорюнится» — этими строчками
    Лермонтов выразил свое отношение к поступку купца Калашникова. Таким образом,
    даже приняв смерть, герой поэмы одержал победу над бесчестием, не дав опозорить
    свою любимую женщину. Это поступок настоящего мужчины.
    Автор любуется и самим Степаном
    Парамоновичем, готовым насмерть биться “за святую правду-матушку”, и
    бесстрашной верностью его братьев:
    Ты наш старший брат, нам второй отец.
    Делай сам, как знаешь, как ведаешь, .
    А уж мы тебя родного не выдадим.
    Мне эта песня очень
    понравилось, хоть и закончилась она смертью Калашникова.

  3. Поэма М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” (1837) в контексте всего творчества поэта воспринимается как своеобразный результат его работы над русским фольклором. Интерес к фольклору был характерен для русской литературы 30-х годов, когда страна переживала основательный кризис. Находясь на перепутье, которое мрачные умы эпохи склонны были считать тупиком, русское общество пыталось найти выход, опираясь на внутренние ресурсы. Дворянская и народная культура в РФ были разделены глубокой пропастью, и роль посредника между ними взяла на себя литература.
    “Песня…” написана в особом жанре, Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры, тешащие “Песнью” “доброго боярина и боярыню его белолицую”, играют важнейшую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно, нравственные позиции, с которых оцениваются персонажи “Песни.. “, нелично авторские, а обобщенно народные. Это многократно усиливает торжество правды-матушки в сказании, потому что поступок безвестного купца Калашникова, защищавшего свою яичную честь, стал фактом народной истории.
    Выбор исторического периода для сюжета народной поэмы совершенно объясним: Лермонтов обращается к допетровской РФ. Почему его заинтересовала как раз пора Ивана IV? Этот монарх стал олицетворением деспотизма, тирании и самодурства. И в эпоху николаевской деспотии понятен заинтересованность Лер^ монтова к фигуре Ивана Грозного: поэт сопоставляет Русь времен древнего тирана и Россию, управляемую просвещенным государем Николаем I. Главное, что вытекает из этого сопоставления — колоссальная разница масштаба личности различных эпох.
    Все герои “Песни…” — яркие, самобытные, могучие личности. Они могут реализовать себя либо в сфере зла, как сам царь Иван Грозный и его верный опричник Кирибеевич, либо в сфере чистоты и добра, как купец Калашников, его братья и благоверная. Но всякий герой поэмы по-своему вступает в единоборство с миром. Романтическая тема гордой, могучей личности получает реалистическую трактовку, разрабатывается психологически.
    Одна из важнейших характеристик героев “Песни…” — их принадлежность к клану, к некой общности, которую сами персонажи ощущают как основную составляющую своей личности. И Алена Дмитриевна, и Степан Парамонович, и его младшие братья принимают оскорбление Кирибеевича прежде всего как оскорбление своего рода, чистого имени Калашниковых. Сила купца Степана Парамоновича не в богатстве, а в его твердой уверенности, что он не одинок. Он — из рода Калашниковых, это имя готовы оберегать, жертвуя жизнью, и его братья. Вся система нравственных ценностей, согласно которой живет Степан Парамонович с его особым внутренним миром, основана на том, что превыше всего — честное имя; всякий человек ответствен за всякий свой шаг не только перед собой, но и перед своими предками и потомками.
    Опричник Кирибеевич тоже ощущает свою принадлежность к определенному клану. Но это не семья, хотя он принадлежит к знаменитому роду Скуратовых. Имя Малюты Скуратова, приспешника Ивана Грозного, наводило ужас на честной народ. Но не это мрачное имя составляет основу самоощущения Кирибеевича. Он прежде всего — царский опричник, приближенный государя, один из воинов его личного войска. Опричнина была наделена колоссальными правами, пользовалась с благословения Ивана Грозного абсолютной безнаказанностью. В этом и черпает силу Кирибеевич.
    Столкновение Кирибеевича и Калашникова выходит за рамки личного дела, любовной интриги. Это столкновение частного человека и всей государственной машины. Готовясь отомстить обидчику, Степан Парамонович вступает в открытый бой с государем, потому что борется против его установлений, его воли, против вседозволенности, дарованной царем своей дружине. Очень важно, что купец Калашников за свое честное имя борется честно, ни на секунду не допуская мысли отомстить обидчику по иному, чем в открытом бою, в личном поединке. В этом уже залог его нравственной победы. Против неправедности, обмана, бесчестности он не позволит .себе бороться этими же средствами, он не осквернит имени Калашникова тайной местью.
    Царь живет по собственным законам: хочу — казню, хочу — милую. Пообещав перед всем народом праведный суд за бой: “Кто побьет кого, того царь наградит, а кто будет побит, тому Бог простит!” — он без тени колебаний нарушает эту клятву. В том-то и дело, что монарх и опричнина живут по своим законам, а Калашниковы — по законам общим, нравственным законам народа, согласно которым честь вечно дороже жизни.
    Показательно, что исход битвы решило моральное превосходство Калашникова, потому что главным нравственным законом русского народа вечно было святое убеждение: “Не в силе Бог, но в правде”.
    Лермонтова бесконечно привлекает нравственная красота героев. Он восхищается Аленой Дмитриевной, для которой позор имени страшнее личной обиды, суд любимого мужа превыше всего:
    Государь ты мой, красно солнышко,
    Иль убей меня, или выслушай!
    Твои речи — будто острый номе;
    От них сердце разрывается.
    Не боюся смерти лютыя,
    Не боюся я людской молвы,
    А боюся твоей немилости… .
    Ты не дай меня, свою верную жену,
    Злым охулънжам в поругание!
    Автор любуется и самим Степаном Парамоновичем, готовым насмерть биться “за святую правду-матушку”, и бесстрашной верностью его братьев:
    Ты наш старший брат, нам второй отец.
    Делай сам, как знаешь, как ведаешь,.
    А уж мы тебя родного не выдадим.
    В “Песни…” перед нами раскрываются истинные русские характеры. Своим произведением Лермонтов, бросил дерзкий вызов правящим кругам своего времени, воспев удалого купца Калашникова, не побоявшегося ни грозного царя, ни его любимца и открыто выступившего в защиту своего достоинства.

  4. Изображение эпохи Ивана Грозного.
    Поэма М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” является наиболее совершенной и трагичной из исторических произведений поэта.
    Известный критик В. Г. Белинский высоко ценил “Песню…”, видя ее главное достоинство в народности, верности духу истории.
    “Здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее”, – писал он. В этом произведении Лермонтов показывает грозную эпоху царя Ивана IV. Именно здесь поэт находит образец для подражания в лице “удалого купца” Калашникова.
    В начале поэмы мы видим богатый пир в царских палатах, где в центре “во златом венце” – сам царь Иван Васильевич, окруженный со всех сторон своими подданными:
    Позади его стоят стольники,
    Супротив его все бояре да князья,
    По бока его все опричники.
    На трапезе царит всеобщее веселье. Все пьют во славу царя. И государь не скупится на угощения для своих преданных опричников. Во времена царствования Ивана Грозного опричники отличались своей жестокостью и беззаконием, они пользовались особым положением и полной безнаказанностью. Вот и в “Песне…” царь интересуется, чем же опечален его верный слуга Кирибеевич: или истерся кафтан, или измялась шапка соболиная, или “казна поистратилась”, или сбил с ног на кулачном бою сын купеческий? В самоуверенном ответе опричника мы слышим отголосок господствовавшего в те времена культа личной храбрости и лихой удали:
    Не родилась та рука заколдованная
    Ни в боярском роду, ни в купеческом…
    Из богатых, роскошных палат царя мы переносимся на гостиный двор, в купеческую лавку, где молодой купец бережно раскладывает свои товары, зазывая покупателей. Однако “баре богатые” проходят мимо. В задумчивости и печали покидает купец свою лавку в конце дня, заперев накрепко дубовую дверь и спустив сторожевого пса.
    Купец Калашников, придя домой и не застав там жены, очень удивился. Дело в том, что по заведенному порядку жена должна была сидеть дома, поддерживать уют, накрывать стол, ожидая своего “государя”, главу семьи, кормильца и защитника. Именно к мужу как к защитнику своей чести и оскорбленного достоинства обращается за помощью Алена Дмитревна. И тот, как настоящий представитель “честного народа”, вступается за жену. И зовет своих братьев постоять за ее честь, если сам он погибнет в битве. Для младших братьев воля старшего – закон, и они послушно соглашаются идти с ним.
    В самом поединке мы также видим характерные черты той эпохи: тогда на Руси было заведено, что по праздникам царь устраивал кулачные бои, чтобы потешить себя, своих бояр и опричников. И вот выходят на смертный бой Кирибеевич и Калашников. И молодой купец, защищающий честь и “закон господний”, побеждает бесчестного врага.
    Образ царя Ивана Васильевича также отвечает исторической правде. Лермонтов отмечает противоречивость Ивана Грозного: милостив был царь к своему льстивому окружению, но жесток и зачастую несправедлив с прогневившими его. Безжалостно приказывает он казнить Калашникова, убившего на поединке его лучшего бойца и любимого слугу. Тем не менее он воздает должное удали и высоким нравственным качествам купца, а осиротевшей семье дает привилегии: обещает пожаловать из своей казны “мо-лоду жену и сирот”, а его братьям разрешает отныне торговать беспошлинно.
    Лермонтов создал своего рода исторический документ. Подробно и точно изобразив эпоху Ивана Грозного, он, по словам Белинского, “вынес из нее вымышленную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории”.
    Любовь и честь в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова».
    Поэма М. Ю. Лермонтова “Песня про… удалого купца Калашникова” не только рассказывает нам об историческом прошлом Руси, но и затрагивает вечные вопросы любви и чести. Царский опричник Кирибеевич молод и красив, “буйный молодец”. Полюбил он купеческую дочь Алену Дмитревну:
    Не найти, не сыскать такой красавицы:
    Ходит плавно – будто лебедушка;
    Смотрит сладко – как голубушка;
    Молвит слово – соловей поет…
    Однако любовь эта была грешной перед богом и запретной перед людьми, потому что красавица была женой купца Степана Парамоновича Калашникова. Поэтому и прятал Кирибеевич свое чувство от людей, и царя обманул, не постыдившись. Только о себе умел думать молодой опричник. Как вор, повстречался он вечером на пути у Алены Дмитревны, не заботясь о ее чувствах, не думая, что может разрушить семью. Бесчестный и лицемерный, Кирибеевич, добиваясь любви, обещал ей подарки и богатство, но Алена Дмитревна, храня верность мужу и свою честь, сумела убежать. К любимому и любящему мужу и обратилась за защитой “верная жена”:
    Опозорил он, осрамил меня,
    Меня честную, непорочную, –
    И что скажут злые соседушки,
    И кому на глаза покажусь теперь?
    Возмутился Степан Парамонович подлым поступком “злого опричника царского” Кирибеевича. Стремясь защитить опозоренную честь семьи, решил он биться с обидчиком: “Буду насмерть биться, до последних сил”. Вступившись за честь и правду, он одержал над противником победу, наказав “бусурманского сына”. Еще выше поднимает в наших глазах купца Калашникова то, что, признавшись царю в умышленном убийстве, он не стал раскрывать истинных причин, рассудив, что это дело семейное.
    Тем самым он не только сохранил честное имя своей жены, но и не стал унижать перед царем его любимого опричника.
    Гордо и с достоинством принял купец несправедливую смерть, утверждая ею победу настоящей любви и чести над подлостью и коварством.
    Все сочинения

  5. Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» проникнута духом протеста. Обращение к прошлому было обусловлено недовольством поэта окружающей действительностью, поисками в минувших веках людей с сильным характером и крепкой волей. В «Песне…» рассказывается о любимом опричнике Ивана Грозного, который полюбил Алену Дмитревну — жену удалого купца Степана Парамоновича Калашникова, и своими притязаниями бросил тень на честное имя женщины и ее семьи.
    В этом произведении автор столкнул две силы — народную правду и самодержавное своеволие, честь и бесчестие. Народная правда воплотилась в образе простого человека — купца Калашникова. Это русский национальный характер — цельный, героический. Это человек правды, достоинства и чести. Верный муж и добрый отец, охраняющий святость народных обычаев, Степан Парамонович — замечательно воссозданный образ человека XVI века. Согласно традициям старины, он строг со своей женой. Жена его, Алена Дмитревна, покорна воле супруга, полна любви к нему, она видит в нем своего защитника и верного друга. В духе старины и поединок с обидчиком. Для Калашникова борьба за честь мужа и опозоренной жены — одновременно борьба и за правду вообще. Скромный купец отстаивает человеческое достоинство, право простого человека не подчиняться притязаниям знатного опричника и царского любимца. Степан Парамонович просит своих братьев выйти на поединок с опричником, если сам он погибнет в бою.
    * Опозорил семью нашу честную
    * Злой опричник царский Кирибеевич;
    * А такой обиды не стерпеть душе
    * Да не вынести сердцу молодецкому.
    «На Москве-реке при самом царе» собирается он «выйти на опричника», в кулачном бою «насмерть биться, до последних сил… за святую правду-матушку». Рано утром собрались «удалые бойцы московские» на берегу Москвы-реки на кулачный бой, «разгуляться для праздника, потешиться».
    Царь приехал с дружиной, с боярами и опричниками, «оцепили место в двадцать пять сажень, для охотницкого бою, одиночного». И состоялся бой между молодым царским опричником и «удалым купцом Калашниковым», в котором купец побеждает бесчестного врага. Отстаивая правду, честь и «закон Господний», Степан убил Кирибеевича и с дерзкой смелостью заявил царю:
    * Я убил его вольной волею,
    * А за что, про что — не скажу тебе,
    * Скажу только Богу единому.
    * Душевное величие, истинная человечность
    * слышатся в прощальных словах Степана Парамоновича:
    * Поклонитесь от меня Алене Дмитревне, Закажите ей меньше печалиться, Про меня моим детушкам не сказывать.
    Иначе изображен опричник Кирибеевич. Автор не скрывает, что у него есть некоторые положительные качества. Это удалой боец, преданный царю, человек сильных страстей, способный на сильную любовь. Но при этом он — самонадеянный и чванливый «буйный молодец», самовлюбленный, привыкший потакать своим слабостям. Кирибеевич рассказал царю о своем чувстве, но при этом утаил, что Алена Дмитревна «в церкви божией перевенчана» с молодым купцом.
    Степан Калашников — цельная личность, человек, способный отстаивать свои принципы. Он бы мог уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи дороже. Стерпеть позор он не может, поэтому и умирает, но при этом остается победителем. Калашников руководствуется народными представлениями о чести, законе и обычае, которыми не поступается даже перед лицом смерти. В этом и заключено его народное начало. И народ помнит и величает удалого героя, сочувствует ему, его «безымянная могилка» никого не оставляет равнодушным.

  6. “Песня про.. . удалого купца Калашникова” М. Ю. Лермонтова – это поэма о поединке добра и зла, чести и бесчестия.
    Царский опричник Кирибеевич и удалой купец Калашников – главные герои поэмы. Невзирая на то, что оба сильны, молоды, хороши собой, они в то же время отличаются друг от друга.
    Степан Калашников любит свой труд, требующий от него сметливости, расчетливости, дальновидности. Купец честный и хозяйственный, он по праву гордится молодой женой. А уж Алена Дмитриевна – писаная красавица:
    Горят щеки ее румяные,
    Как заря на небе божием,
    Косы русые, золотистые,
    В ленты яркие заплетенные,
    По плечам бегут, извиваются.. .
    Полюбил купеческую жену любимый царский опричник Кирибеевич и задумал недоброе дело. Повстречав как-то вечером Алену Дмитриевну, возвращавшуюся домой из церкви, он стал ее “цалавать-ласкать”, сулить золото, жемчуг, яркие камни и цветную парчу, если она полюбит его. Еле вырвалась девушка из его рук, но вслед ей уже смеялись “злые соседушки”. Но не только “честную, непорочную” Алену Дмитриевну осрамил о опозорил царский опричник. Он позарился на честь чужой семьи, и купец Калашников не мог стерпеть такой обиды. Решил он выйти на смертный бой, “до последних сил” с Кирибеевичем, не побоявшись силы и удали любимого бойца царя. И бой свой Калашников начал с гневных слов, обличающих подлость противника:
    А родился я от чеснова отца,
    И жил я по закону Господнему:
    Не позорил я чужой жены,
    Не разбойничал ночью темною,
    Не таился от свету небесного.
    И не зря от этих слов “Кирибеевич побледнел в лице, как осенний снег”, потому что понял: не будет ему пощады и прощения за злодеяние. Так еще до последнего боя опричник потерпел поражение. Заслуженная смерть настигла Кирибеевича, посягнувшего на самое святое.

  7. Ответ оставил Гость
    Сочинение на тему “Кто в песни является главным героем и почему? ” Песня об Иване Васильевиче, молодого опричника и удалого купца Калашникова
    Поэма Лермонтова
    «Песня про царя
    Ивана Васильевича, молодого
    опричника и удалого
    купца Калашникова» описывает
    историческую эпоху царствования Ивана Грозного. Но настоящим героем поэмы становится не
    царь Иван Грозный, а молодой
    купец Калашников.
    Купец Калашников честен, благороден, смел. Мне кажется,
    что своих характером
    и внешним видом
    он похож на
    былинных богатырей из
    русского народного эпоса.
    В жену молодого купца Степана
    Калашникова влюбился царский опричник Кирибеевич. Он подстерег Алену Дмитриевну
    на улице и стал при всем честном народе обнимать и целовать, соблазнять
    дорогими подарками. Люди смотрели из окон и смеялись. Калашников, узнав про
    позор жены, решил биться с обидчиком в кулачном бою, чтобы защитить ее честь.
    На бою присутствовал сам царь
    Иван Васильевич. Купец славился своей силой и легко победил Кирибеевича ударом
    в висок. Этот удар оказался смертельным, что сильно разгневало царя. Но когда
    он спросил Калашникова, за что тот убил его слугу, купец промолчал. Он молчал,
    чтобы не выдать на позор имя своей жены. И царь приказал его казнить. Купец
    Калашников благородно защищал честь своей жены. На поле боя он взошел без
    страха, полный решимости, что гибнет за правое дело. И даже в последние секунды
    жизни он думал не о себе, а о семье, приказав людям заботиться о своих детях.
    Люди были восхищены смелостью
    купца и часто посещали его могилу. «Пройдет старый человек — перекрестится,
    пройдет молодец — приосанится, пройдет девица — пригорюнится» — этими строчками
    Лермонтов выразил свое отношение к поступку купца Калашникова. Таким образом,
    даже приняв смерть, герой поэмы одержал победу над бесчестием, не дав опозорить
    свою любимую женщину. Это поступок настоящего мужчины.
    Автор любуется и самим Степаном
    Парамоновичем, готовым насмерть биться “за святую правду-матушку”, и
    бесстрашной верностью его братьев:
    Ты наш старший брат, нам второй отец.
    Делай сам, как знаешь, как ведаешь, .
    А уж мы тебя родного не выдадим.
    Мне эта песня очень
    понравилось, хоть и закончилась она смертью Калашникова.

  8. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
    Изображение эпохи Ивана Грозного (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова») (2)
    Любовь и честь в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова»
    Мое отношение к поступку купца Калашникова (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова) (1)
    Своеобразие и уникальность “Песни про царя Ивана Васильевича…”
    Мое отношение к поступку купца Калашникова (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова
    «Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова
    Поединок чести и бесчестия в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова»
    Изображение эпохи Ивана Грозного (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова») (3)
    Связь «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» с устным народным творчеством.
    Почему купец Калашников победил удалого бойца Кирибеевича (по поэме М. Ю. Лермонтова)
    Фольклорные традиции в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова
    Быт и нравы Москвы XV в. в «Песне про царя…» М. Ю. Лермонтова
    Калашников – носитель национальных черт русского народа
    Калашников – носитель лучших черт русского национального характера
    Моё любимое произведение
    Фольклорные традиции в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
    Анализ поэмы Лермонтова «Песня про купца Калашникова»
    Сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова»
    Авторское отношение к персонажам в поэме «Песня про купца Калашникова»
    Любимое произведение («Песня про царя Ивана Васильевича…»)
    Истинные русские характеры в «Песне про царя Ивана Васильевича»
    Образ купца Калашникова, как носителя национальных черт русского народа
    М. Ю. Лермонтов. «Песня про купца Калашникова»
    Содержание стихотворения «Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова»

  9. Поэма М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” (1837) в контексте всего творчества поэта воспринимается как своеобразный итог его работы над русским фольклором. Интерес к фольклору был характерен для русской литературы 30-х годов, когда страна переживала глубокий кризис. Находясь на перепутье, которое мрачные умы эпохи склонны были считать тупиком, русское общество пыталось найти выход, опираясь на внутренние ресурсы. Дворянская и народная культура в России были разделены глубокой пропастью, и роль посредника между ними взяла на себя литература.
    “Песня…” написана в особом жанре, Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры, тешащие “Песнью” “доброго боярина и боярыню его белолицую”, играют важнейшую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно, нравственные позиции, с которых оцениваются персонажи “Песни.. ”, нелично авторские, а обобщенно народные. Это многократно усиливает торжество правды-матушки в сказании, ибо поступок безвестного купца Калашникова, защищавшего свою яичную честь, стал фактом народной истории.
    Выбор исторического периода для сюжета народной поэмы вполне объясним: Лермонтов обращается к допетровской России. Почему его заинтересовала именно эпоха Ивана IV? Этот государь стал олицетворением деспотизма, тирании и самодурства. И в эпоху николаевской деспотии понятен интерес Лермонтова к фигуре Ивана Грозного: поэт сопоставляет Русь времен древнего тирана и Россию, управляемую просвещенным государем Николаем I. Главное, что вытекает из этого сопоставления — колоссальная разница масштаба личности различных эпох.
    Все герои “Песни…” — яркие, самобытные, могучие личности. Они могут реализовать себя либо в сфере зла, как сам царь Иван Грозный и его верный опричник Кирибеевич, либо в сфере чистоты и добра, как купец Калашников, его братья и жена. Но каждый герой поэмы по-своему вступает в единоборство с миром. Романтическая тема гордой, могучей личности получает реалистическую трактовку, разрабатывается психологически.
    Одна из важнейших характеристик героев “Песни…” — их принадлежность к клану, к некой общности, которую сами персонажи ощущают как основную составляющую своей личности. И Алена Дмитриевна, и Степан Парамонович, и его младшие братья принимают оскорбление Кирибеевича прежде всего как оскорбление своего рода, чистого имени Калашниковых. Сила купца Степана Парамоновича не в богатстве, а в его твердой уверенности, что он не одинок. Он — из рода Калашниковых, это имя готовы защищать, жертвуя жизнью, и его братья. Вся система нравственных ценностей, согласно которой живет Степан Парамонович с его особым внутренним миром, основана на том, что превыше всего — честное имя; каждый человек ответствен за каждый свой шаг не только перед собой, но и перед своими предками и потомками.
    Опричник Кирибеевич тоже ощущает свою принадлежность к определенному клану. Но это не семья, хотя он принадлежит к знаменитому роду Скуратовых. Имя Малюты Скуратова, приспешника Ивана Грозного, наводило ужас на честной народ. Но не это мрачное имя составляет основу самоощущения Кирибеевича. Он прежде всего — царский опричник, приближенный государя, один из воинов его личного войска. Опричнина была наделена колоссальными правами, пользовалась с благословения Ивана Грозного абсолютной безнаказанностью. В этом и черпает силу Кирибеевич.
    Столкновение Кирибеевича и Калашникова выходит за рамки личного дела, любовной интриги. Это столкновение частного человека и всей государственной машины. Готовясь отомстить обидчику, Степан Парамонович вступает в открытый бой с государем, ибо борется против его установлений, его воли, против вседозволенности, дарованной царем своей дружине. Очень важно, что купец Калашников за свое честное имя борется честно, ни на секунду не допуская мысли отомстить обидчику иначе, чем в открытом бою, в личном поединке. В этом уже залог его нравственной победы. Против неправедности, обмана, бесчестности он не позволит .себе бороться этими же средствами, он не осквернит имени Калашникова тайной местью.
    Царь живет по собственным законам: хочу — казню, хочу — милую. Пообещав перед всем народом праведный суд за бой: “Кто побьет кого, того царь наградит, а кто будет побит, тому Бог простит!” — он без тени колебаний нарушает эту клятву. В том-то и дело, что государь и опричнина живут по своим законам, а Калашниковы — по законам общим, нравственным законам народа, согласно которым честь всегда дороже жизни.
    Показательно, что исход битвы решило моральное превосходство Калашникова, потому что главным нравственным законом русского народа всегда было святое убеждение: “Не в силе Бог, но в правде”.
    Лермонтова бесконечно привлекает нравственная красота героев. Он восхищается Аленой Дмитриевной, для которой позор имени страшнее личной обиды, суд любимого мужа превыше всего:
    Государь ты мой, красно солнышко,
    Иль убей меня, или выслушай!
    Твои речи — будто острый номе;
    От них сердце разрывается.
    Не боюся смерти лютыя,
    Не боюся я людской молвы,
    А боюся твоей немилости… .
    Ты не дай меня, свою верную жену,
    Злым охулънжам в поругание!
    Автор любуется и самим Степаном Парамоновичем, готовым насмерть биться “за святую правду-матушку”, и бесстрашной верностью его братьев:
    Ты наш старший брат, нам второй отец.
    Делай сам, как знаешь, как ведаешь,.
    А уж мы тебя родного не выдадим.
    В “Песни…” перед нами раскрываются истинные русские характеры. Своим произведением Лермонтов, бросил дерзкий вызов правящим кругам своего времени, воспев удалого купца Калашникова, не побоявшегося ни грозного царя, ни его любимца и открыто выступившего в защиту своего достоинства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *