Сочинение на тему петербург в творчестве пушкина

12 вариантов

  1. Несколько поколений исследователей при рассмотрении петербургской темы в русской литературе настойчиво и категорически утверждали, что ввел ее Гоголь. Такой цикл повестей, как “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет”, “Нос” и, наконец, “Шинель”, казалось, убедительно подтверждали это. Именно Гоголь, глава “натуральной школы” в русской литературе XIX века, сделал Петербург главным героем своих повестей, но эта тема была разработана и художественно воплощена до него в жанре петербургской повести Пушкиным.
    Столица Российского государства, Северная Пальмира, представляла для Пушкина край красоты и вдохновения. Не случайно гениальный поэт постоянно обращается к этому образу в своем творчестве. В этом городе он учился, здесь жили его друзья, его любимые женщины, которым впоследствии были посвящены его гениальные творения. Именно в Петербурге он утвердился как творческая личность, здесь были написаны его лучшие произведения.
    Впервые с образом Петербурга мы сталкиваемся в романе в стихах “Евгений Онегин”. В первой главе этого произведения мы видим, с какой любовью Пушкин описывает дорогой и хорошо знакомый ему город, раскрывая его через образ Евгения Онегина — главного героя романа, типичного представителя дворянской молодежи 10-20-х годов XIX века, жизнь которых протекала “в вихре света”, состояла из балов и маскарадов, шумных, модных вечеринок, посещения театров и ресторанов:
    Еще бокалов жажда просит Залить горячий жир котлет, Но звон брегета им доносит, Что новый начался балет.
    И сам автор, и его герой — оба восхищались красотой Петербурга, “упивались” “дыханьем ночи благосклонной”:
    Все было тихо; лишь ночные перекликались часовые, Да дрожек отдаленный стук С Мильонной раздавался вдруг.
    Наравне с дворянским Петербургом представлен и Петербург, “барабаном пробужденный”:
    Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик, С кувшином охтенка спешит.
    Но главное в образе Петербурга первой четверти XIX века — это атмосфера приподнятости, ожидания грядущих, перемен, царившая в воздухе, атмосфера ожиданий, надежд, перемен и “вольности святой”. Отсюда и лексика того времени, которой насыщено произведение: “вольность”, “гражданин”, “томленье жизнью”, “охлажденный ум”, буря, море, свобода, также значимы и имена: Адам Смит, Руссо (“защитник вольности и прав”), Байрон, Каверин, Чаадаев. На самом деле Петербург в первой половине романа — это город декабристов и, следовательно, город высокой духовности, город красоты я добра, помогающий найти путь к свободе.
    В последней главе романа мы видим Петербург глазами Татьяны, уездной барышни, превратившейся из наивной девочки в величавую княгиню, которая стоит на равных с “Клеопатрой Невы” Ниной Вороненою:
    Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лица, Необходимые тупцы…
    Описывая светское общество, Пушкин характеризует его достаточно зло, говоря, что в этой среде можно “ожесточиться, очерстветь и наконец окаменеть”. Отношение автора к кругу этих людей ясно уже с первых страниц романа. Пушкин с иронией описывает образец “прекрасного человека” с точки зрения света:
    Блажен, кто смолоду был молод,
    Блажен, кто вовремя созрел –
    Кто в двадцать лет был франт иль хват,
    А в тридцать выгодно женат;
    Кто в пятьдесят освободился
    От частных и других долгов,
    О ком твердили целый век:
    N. N. прекрасный человек.
    Совершенно другой предстает Петербург перед нами в повести “Медный всадник”, написанной в 1833 году. Это столица европейского государства, блестящая, богатая, пышная, но холодная и враждебная для “маленького человека”.
    В этом произведении автор обращается к образу основателя города — Петру I, который выступает здесь как реальное лицо. Существует много мнений насчет того, какова же главная мысль поэмы “Медный всадник”? Прав был, очевидно, В. Г. Белинский, который утверждал, что основная идея поэмы заключается в торжестве “общего над частным”, при очевидном сочувствии автора к “страданию этого частного”.
    Пушкин поет гимн столице Российского государства:
    Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид! Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный…
    Город вознесся “пышно, горделиво” “из тьмы лесов и топи блат” и стал сердцем могучего государства:
    Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия.
    Конфликт личности и государства в поэме полностью не разрешен. На примере двух произведений мы проследили, как менялся образ Петербурга в творчестве великого писателя и поэта А. С. Пушкина.

  2. Несколько поколений исследователей при рассмотрении петербургской темы в русской литературе настойчиво и категорически утверждали, что ввел ее Гоголь. Такой цикл повестей, как “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет”, “Нос” и, наконец, “Шинель”, казалось, убедительно подтверждали это. Именно Гоголь, глава “натуральной школы” в русской литературе XIX века, сделал Петербург главным героем своих повестей, но эта тема была разработана и художественно воплощена до него в жанре петербургской повести Пушкиным.
    Столица Российского государства, Северная Пальмира, представляла для Пушкина край красоты и вдохновения. Не случайно гениальный поэт постоянно обращается к этому образу в своем творчестве. В этом городе он учился, здесь жили его друзья, его любимые женщины, которым впоследствии были посвящены его гениальные творения. Именно в Петербурге он утвердился как творческая личность, здесь были написаны его лучшие произведения.
    Впервые с образом Петербурга мы сталкиваемся в романе в стихах “Евгений Онегин”. В первой главе этого произведения мы видим, с какой любовью Пушкин описывает дорогой и хорошо знакомый ему город, раскрывая его через образ Евгения Онегина — главного героя романа, типичного представителя дворянской молодежи 10-20-х годов XIX века, жизнь которых протекала “в вихре света”, состояла из балов и маскарадов, шумных, модных вечеринок, посещения театров и ресторанов:
    Еще бокалов жажда просит
    Залить горячий жир котлет,
    Но звон брегета им доносит,
    Что новый начался балет.
    И сам автор, и его герой — оба восхищались красотой Петербурга, “упивались” “дыханьем ночи благосклонной”:
    Все было тихо; лишь ночные
    Перекликались часовые,
    Да дрожек отдаленный стук
    С Мильонной раздавался вдруг,
    Наравне с дворянским Петербургом представлен и Петербург, “барабаном пробужденный”:
    Встает купец, идет разносчик,
    На биржу тянется извозчик,
    С кувшином охтенка спешит.
    Но главное в образе Петербурга первой четверти XIX века — это царившая в воздухе атмосфера приподнятости, ожидания грядущих перемен и “вольности святой”. Отсюда и лексика того времени, которой насыщено произведение: “вольность”, “гражданин”, “томленье жизнью”, “охлажденный ум”, буря, море, свобода, также значимы и имена: Адам Смит, Руссо (“защитник вольности и прав”), Байрон, Каверин, Чаадаев. На самом деле, Петербург в первой половине романа — это город декабристов и, следовательно, город высокой духовности, город красоты и добра, помогающий найти путь к свободе.
    В последней главе романа мы видим Петербург глазами Татьяны, уездной барышни, превратившейся из наивной девочки в величавую княгиню, которая стоит на равных с “Клеопатрой Невы” Ниной Воронскою:
    Тут был, однако, цвет столицы,
    И знать, и моды образцы,
    Везде встречаемые лица,
    Необходимые глупцы…
    Описывая светское общество, Пушкин характеризует его достаточно зло, говоря, что в этой среде можно “ожесточиться, очерстветь и наконец окаменеть”. Отношение автора к кругу этих людей ясно уже с первых страниц романа. Пушкин с иронией описывает образец “прекрасного человека” с точки зрения света:
    Блажен, кто смолоду был молод,
    Блажен, кто вовремя созрел…
    Кто в двадцать лет был франт иль хват,
    А в тридцать выгодно женат;
    Кто в пятьдесят освободился
    От частных и других долгов,
    О ком твердили целый век:
    N. N. прекрасный человек.
    Совершенно другой предстает Петербург перед нами в повести “Медный всадник”, написанной в 1833 году. Это столица европейского государства, блестящая, богатая, пышная, но холодная и враждебная для “маленького человека”.
    В этом произведении автор обращается к образу основателя города — Петру I, который выступает здесь как реальное лицо. Существует много мнений насчет того, какова же главная мысль поэмы “Медный всадник”. Прав был, очевидно, В. Г. Белинский, который утверждал, что основная идея поэмы заключается в торжестве “общего над частным”, при очевидном сочувствии автора к “страданию этого частного”. Пушкин поет гимн столице Российского государства:
    Люблю тебя, Петра творенье,
    Люблю твой строгий, стройный вид,
    Невы державное теченье,
    Береговой ее гранит,
    Твоих оград узор чугунный…
    Город вознесся “пышно, горделиво” “из тьмы лесов и топи блат” и стал сердцем могучего государства:
    Красуйся, град Петров, и стой
    Неколебимо, как Россия.
    Чтобы раскрыть сложные отношения, царящие в обществе, показать проблему государства и народа, Пушкин вводит в свое произведение образ стихии. Стихии наводнения никто и ничто не может противостоять: ни маленький человек Евгений, мечтающий о счастье обыкновенного человека, ни Медный всадник, омываемый мутными волнами. Последний также бессилен остановить этот натиск. Волевым, насильственным путем Петр утвердил среди дикой природы город — “красу и диво полнощных стран”, который вечно будет подвергаться натискам стихии, так как любое насилие влечет за собой возмездие.
    Конфликт личности и государства в поэме полностью не разрешен. На примере двух произведений мы проследили, как менялся образ Петербурга в творчестве великого писателя и поэта А. С. Пушкина.

  3. Автор: Пушкин А.С.
    Несколько поколений исследователей при рассмотрении петербургской темы в русской литературе настойчиво и категорически утверждали, что ввел ее Гоголь. Такой цикл повестей, как “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет”, “Нос” и, наконец, “Шинель”, казалось, убедительно подтверждали это. Именно Гоголь, глава “натуральной школы” в русской литературе XIX века, сделал Петербург главным героем своих повестей, но эта тема была разработана и художественно воплощена до него в жанре петербургской повести Пушкиным.
    Столица Российского государства, Северная Пальмира, представляла для Пушкина край красоты и вдохновения. Не случайно гениальный поэт постоянно обращается к этому образу в своем творчестве. В этом городе он учился, здесь жили его друзья, его любимые женщины, которым впоследствии были посвящены его гениальные творения. Именно в Петербурге он утвердился как творческая личность, здесь были написаны его лучшие произведения.
    Впервые с образом Петербурга мы сталкиваемся в романе в стихах “Евгений Онегин”. В первой главе этого произведения мы видим, с какой любовью Пушкин описывает дорогой и хорошо знакомый ему город, раскрывая его через образ Евгения Онегина — главного героя романа, типичного представителя дворянской молодежи 10-20-х годов XIX века, жизнь которых протекала “в вихре света”, состояла из балов и маскарадов, шумных, модных вечеринок, посещения театров и ресторанов:
    Еще бокалов жажда просит Залить горячий жир котлет, Но звон брегета им доносит, Что новый начался балет.
    И сам автор, и его герой — оба восхищались красотой Петербурга, “упивались” “дыханьем ночи благосклонной”:
    Все было тихо; лишь ночные перекликались часовые, Да дрожек отдаленный стук С Мильонной раздавался вдруг.
    Наравне с дворянским Петербургом представлен и Петербург, “барабаном пробужденный”:
    Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик, С кувшином охтенка спешит.
    Но главное в образе Петербурга первой четверти XIX века — это атмосфера приподнятости, ожидания грядущих, перемен, царившая в воздухе, атмосфера ожиданий, надежд, перемен и “вольности святой”. Отсюда и лексика того времени, которой насыщено произведение: “вольность”, “гражданин”, “томленье жизнью”, “охлажденный ум”, буря, море, свобода, также значимы и имена: Адам Смит, Руссо (“защитник вольности и прав”), Байрон, Каверин, Чаадаев. На самом деле Петербург в первой половине романа — это город декабристов и, следовательно, город высокой духовности, город красоты я добра, помогающий найти путь к свободе.
    В последней главе романа мы видим Петербург глазами Татьяны, уездной барышни, превратившейся из наивной девочки в величавую княгиню, которая стоит на равных с “Клеопатрой Невы” Ниной Вороненою:
    Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лица, Необходимые тупцы…
    Описывая светское общество, Пушкин характеризует его достаточно зло, говоря, что в этой среде можно “ожесточиться, очерстветь и наконец окаменеть”. Отношение автора к кругу этих людей ясно уже с первых страниц романа. Пушкин с иронией описывает образец “прекрасного человека” с точки зрения света:
    Блажен, кто смолоду был молод,
    Блажен, кто вовремя созрел –
    Кто в двадцать лет был франт иль хват,
    А в тридцать выгодно женат;
    Кто в пятьдесят освободился
    От частных и других долгов,
    О ком твердили целый век:
    N. N. прекрасный человек.
    Совершенно другой предстает Петербург перед нами в повести “Медный всадник”, написанной в 1833 году. Это столица европейского государства, блестящая, богатая, пышная, но холодная и враждебная для “маленького человека”.
    В этом произведении автор обращается к образу основателя города — Петру I, который выступает здесь как реальное лицо. Существует много мнений насчет того, какова же главная мысль поэмы “Медный всадник”? Прав был, очевидно, В. Г. Белинский, который утверждал, что основная идея поэмы заключается в торжестве “общего над частным”, при очевидном сочувствии автора к “страданию этого частного”.
    Пушкин поет гимн столице Российского государства:
    Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид! Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный…
    Город вознесся “пышно, горделиво” “из тьмы лесов и топи блат” и стал сердцем могучего государства:
    Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия.
    Конфликт личности и государства в поэме полностью не разрешен. На примере двух произведений мы проследили, как менялся образ Петербурга в творчестве великого писателя и поэта А. С. Пушкина.

  4. Несколько поколений исследователей при рассмотрении петербургской темы в русской литературе настойчиво и категорически утверждали, что ввел ее Гоголь. Такой цикл повестей, как “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет”, “Нос” и, наконец, “Шинель”, казалось, убедительно подтверждали это. Именно Гоголь, глава “натуральной школы” в русской литературе XIX века, сделал Петербург главным героем своих повестей, но эта тема была разработана и художественно воплощена до него в жанре петербургской повести Пушкиным.
    Столица Российского государства, Северная Пальмира, представляла для Пушкина край красоты и вдохновения. Не случайно гениальный поэт постоянно обращается к этому образу в своем творчестве. В этом городе он учился, здесь жили его друзья, его любимые женщины, которым впоследствии были посвящены его гениальные творения. Именно в Петербурге он утвердился как творческая личность, здесь были написаны его лучшие произведения.
    Впервые с образом Петербурга мы сталкиваемся в романе в стихах “Евгений Онегин”. В первой главе этого произведения мы видим, с какой любовью Пушкин описывает дорогой и хорошо знакомый ему город, раскрывая его через образ Евгения Онегина — главного героя романа, типичного представителя дворянской молодежи 10-20-х годов XIX века, жизнь которых протекала “в вихре света”, состояла из балов и маскарадов, шумных, модных вечеринок, посещения театров и ресторанов:
    Еще бокалов жажда просит Залить горячий жир котлет, Но звон брегета им доносит, Что новый начался балет.
    И сам автор, и его герой — оба восхищались красотой Петербурга, “упивались” “дыханьем ночи благосклонной”:
    Все было тихо; лишь ночные перекликались часовые, Да дрожек отдаленный стук С Мильонной раздавался вдруг.
    Наравне с дворянским Петербургом представлен и Петербург, “барабаном пробужденный”:
    Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик, С кувшином охтенка спешит.
    Но главное в образе Петербурга первой четверти XIX века — это атмосфера приподнятости, ожидания грядущих, перемен, царившая в воздухе, атмосфера ожиданий, надежд, перемен и “вольности святой”. Отсюда и лексика того времени, которой насыщено произведение: “вольность”, “гражданин”, “томленье жизнью”, “охлажденный ум”, буря, море, свобода, также значимы и имена: Адам Смит, Руссо (“защитник вольности и прав”), Байрон, Каверин, Чаадаев. На самом деле Петербург в первой половине романа — это город декабристов и, следовательно, город высокой духовности, город красоты я добра, помогающий найти путь к свободе.
    В последней главе романа мы видим Петербург глазами Татьяны, уездной барышни, превратившейся из наивной девочки в величавую княгиню, которая стоит на равных с “Клеопатрой Невы” Ниной Вороненою:
    Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лица, Необходимые тупцы…
    Описывая светское общество, Пушкин характеризует его достаточно зло, говоря, что в этой среде можно “ожесточиться, очерстветь и наконец окаменеть”. Отношение автора к кругу этих людей ясно уже с первых страниц романа. Пушкин с иронией описывает образец “прекрасного человека” с точки зрения света:
    Блажен, кто смолоду был молод,
    Блажен, кто вовремя созрел –
    Кто в двадцать лет был франт иль хват,
    А в тридцать выгодно женат;
    Кто в пятьдесят освободился
    От частных и других долгов,
    О ком твердили целый век:
    N. N. прекрасный человек.
    Совершенно другой предстает Петербург перед нами в повести “Медный всадник”, написанной в 1833 году. Это столица европейского государства, блестящая, богатая, пышная, но холодная и враждебная для “маленького человека”.
    В этом произведении автор обращается к образу основателя города — Петру I, который выступает здесь как реальное лицо. Существует много мнений насчет того, какова же главная мысль поэмы “Медный всадник”? Прав был, очевидно, В. Г. Белинский, который утверждал, что основная идея поэмы заключается в торжестве “общего над частным”, при очевидном сочувствии автора к “страданию этого частного”.
    Пушкин поет гимн столице Российского государства:
    Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид! Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный…
    Город вознесся “пышно, горделиво” “из тьмы лесов и топи блат” и стал сердцем могучего государства:
    Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия.
    Конфликт личности и государства в поэме полностью не разрешен. На примере двух произведений мы проследили, как менялся образ Петербурга в творчестве великого писателя и поэта А. С. Пушкина.
    Беру!

  5. Впервые с образом Петербурга мы сталкиваемся в романе в стихах “Евгений Онегин”. В первой главе этого произведения мы видим, с какой любовью Пушкин описывает дорогой и хорошо знакомый ему город, раскрывая его через образ Евгения Онегина — главного героя романа, типичного представителя дворянской молодежи 10-20-х годов XIX века, жизнь которых протекала “в вихре света”, состояла из балов и маскарадов, шумных, модных вечеринок, посещения театров и ресторанов:
    Еще бокалов жажда просит Залить горячий жир котлет, Но звон брегета им доносит, Что новый начался балет.
    И сам автор, и его герой — оба восхищались красотой Петербурга, “упивались9quot; “дыханьем ночи благосклонной”:
    Все было тихо; лишь ночные перекликались часовые, Да дрожек отдаленный стук С Мильонной раздавался вдруг.
    Наравне с дворянским Петербургом представлен и Петербург, “барабаном пробужденный”:
    Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик, С кувшином охтенка спешит.
    Но главное в образе Петербурга первой четверти XIX века — это атмосфера приподнятости, ожидания грядущих, перемен, царившая в воздухе, атмосфера ожиданий, надежд, перемен и “вольности святой”. Отсюда и лексика того времени, которой насыщено произведение: “вольность9quot;, “гражданин9quot;, “томленье жизнью”, “охлажденный ум”, буря, море, свобода, также значимы и имена: Адам Смит, Руссо (“защитник вольности и прав”), Байрон, Каверин, Чаадаев. На самом деле Петербург в первой половине романа — это город декабристов и, следовательно, город высокой духовности, город красоты я добра, помогающий найти путь к свободе.
    В последней главе романа мы видим Петербург глазами Татьяны, уездной барышни, превратившейся из наивной девочки в величавую княгиню, которая стоит на равных с “Клеопатрой Невы” Ниной Вороненою:
    Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лица, Необходимые тупцы.
    Описывая светское общество, Пушкин характеризует его достаточно зло, говоря, что в этой среде можно “ожесточиться, очерстветь и наконец окаменеть”. Отношение автора к кругу этих людей ясно уже с первых страниц романа. Пушкин с иронией описывает образец “прекрасного человека” с точки зрения света:
    Блажен, кто смолоду был молод,
    Блажен, кто вовремя созрел –
    Кто в двадцать лет был франт иль хват,
    А в тридцать выгодно женат;
    Кто в пятьдесят освободился
    От частных и других долгов,
    О ком твердили целый век:
    N. N. прекрасный человек.
    Совершенно другой предстает Петербург перед нами в повести “Медный всадник”, написанной в 1833 году. Это столица европейского государства, блестящая, богатая, пышная, но холодная и враждебная для “маленького человека”.
    В этом произведении автор обращается к образу основателя города — Петру I, который выступает здесь как реальное лицо. Существует много мнений насчет того, какова же главная мысль поэмы “Медный всадник”? Прав был, очевидно, В. Г. Белинский, который утверждал, что основная идея поэмы заключается в торжестве “общего над частным”, при очевидном сочувствии автора к “страданию этого частного”.
    Пушкин поет гимн столице Российского государства:
    Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид! Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный.
    Город вознесся “пышно, горделиво” “из тьмы лесов и топи блат” и стал сердцем могучего государства:
    Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия.
    Конфликт личности и государства в поэме полностью не разрешен. На примере двух произведений мы проследили, как менялся образ Петербурга в творчестве великого писателя и поэта А. С. Пушкина.
    31838 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    / Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Петербург в творчестве А. С. Пушкина

    Смотрите также по разным произведениям Пушкина:
    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
    Петербург глазами А. С. Пушкина по поэме «Медный всадник» Люблю тебя, Петра творенье.
    По мысли А. С. Пушкина, Петербург явился превосходным синтезом великих замыслов Петра Первого и талантливости русских мастеров.
    Полнощных стран краса и диво,
    Из тьмы лесов, из топи блат
    Вознесся пышно, горделиво.
    Природой здесь нам суждено
    В Европу прорубить окно.
    Ногою твердой стать при море.
    Сюда по новым им волнам
    Все флаги в гости будут к нам,
    И запируем на просторе.
    Вслед за поэтом мы любуемся построенным городом, принимая его как данность, существовавшую всегда.
    Дворцов и башен; корабли
    Толпой со всех концов земли
    К богатым пристаням стремятся;
    В гранит оделася Нева;
    Мосты повисли над водами;
    Ее покрылись острова.
    Люблю твой строгий, стройный вид,
    Невы державное теченье,
    Береговой ее гранит,
    Твоих оград узор чугунный,
    Твоих задумчивых ночей
    Прозрачный сумрак, блеск безлунный.
    И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла
    Город, построенный на берегах могучей реки, любуется в ее воды, как в зеркало, отражаясь своими красотами.
    Поэт восхищен не просто новой столицей, он поет славу стране, сумевшей отстоять свое право называться великой державой, а это было не так-то просто. Теперь многие трудности позади, и Пушкин уверен, что город, построенный в ознаменование побед, будет стоять вечно, как хранитель традиций и великой русской истории.
    Пусть волны финские забудут
    И тщетной злобою не будут
    Тревожить вечный сон Петра!
    Какая сила в нем сокрыта!
    А в сем коне какой огонь!
    Куда ты скачешь, гордый конь,
    И где опустишь ты копыта?
    О мощный властелин судьбы!
    Не так ли ты над самой бездной,
    На высоте, уздой железной
    Россию поднял на дыбы.
    И вслед за Пушкиным вновь и вновь с гордостью повторяю:
    Неколебимо, как Россия.
    Да умирится же с тобой
    И побежденная стихия.
    30642 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    / Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Петербург глазами А. С. Пушкина по поэме «Медный всадник»

    Смотрите также по разным произведениям Пушкина:
    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  6. Петербург в творчестве А. С. Пушкина Автор: Пушкин А.С.
    Несколько поколений исследователей при рассмотрении петербургской темы в русской литературе настойчиво и категорически утверждали, что ввел ее Гоголь. Такой цикл повестей, как “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет”, “Нос” и, наконец, “Шинель”, казалось, убедительно подтверждали это. Именно Гоголь, глава “натуральной школы” в русской литературе XIX века, сделал Петербург главным героем своих повестей, но эта тема была разработана и художественно воплощена до него в жанре петербургской повести Пушкиным.
    Столица Российского государства, Северная Пальмира, представляла для Пушкина край красоты и вдохновения. Не случайно гениальный поэт постоянно обращается к этому образу в своем творчестве. В этом городе он учился, здесь жили его друзья, его любимые женщины, которым впоследствии были посвящены его гениальные творения. Именно в Петербурге он утвердился как творческая личность, здесь были написаны его лучшие произведения.
    Впервые с образом Петербурга мы сталкиваемся в романе в стихах “Евгений Онегин”. В первой главе этого произведения мы видим, с какой любовью Пушкин описывает дорогой и хорошо знакомый ему город, раскрывая его через образ Евгения Онегина — главного героя романа, типичного представителя дворянской молодежи 10-20-х годов XIX века, жизнь которых протекала “в вихре света”, состояла из балов и маскарадов, шумных, модных вечеринок, посещения театров и ресторанов:
    Еще бокалов жажда просит Залить горячий жир котлет, Но звон брегета им доносит, Что новый начался балет.
    И сам автор, и его герой — оба восхищались красотой Петербурга, “упивались” “дыханьем ночи благосклонной”:
    Все было тихо; лишь ночные перекликались часовые, Да дрожек отдаленный стук С Мильонной раздавался вдруг.
    Наравне с дворянским Петербургом представлен и Петербург, “барабаном пробужденный”:
    Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик, С кувшином охтенка спешит.
    Но главное в образе Петербурга первой четверти XIX века — это атмосфера приподнятости, ожидания грядущих, перемен, царившая в воздухе, атмосфера ожиданий, надежд, перемен и “вольности святой”. Отсюда и лексика того времени, которой насыщено произведение: “вольность”, “гражданин”, “томленье жизнью”, “охлажденный ум”, буря, море, свобода, также значимы и имена: Адам Смит, Руссо (“защитник вольности и прав”), Байрон, Каверин, Чаадаев. На самом деле Петербург в первой половине романа — это город декабристов и, следовательно, город высокой духовности, город красоты я добра, помогающий найти путь к свободе.
    В последней главе романа мы видим Петербург глазами Татьяны, уездной барышни, превратившейся из наивной девочки в величавую княгиню, которая стоит на равных с “Клеопатрой Невы” Ниной Вороненою:
    Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лица, Необходимые тупцы…
    Описывая светское общество, Пушкин характеризует его достаточно зло, говоря, что в этой среде можно “ожесточиться, очерстветь и наконец окаменеть”. Отношение автора к кругу этих людей ясно уже с первых страниц романа. Пушкин с иронией описывает образец “прекрасного человека” с точки зрения света:
    Блажен, кто смолоду был молод,
    Блажен, кто вовремя созрел –
    Кто в двадцать лет был франт иль хват,
    А в тридцать выгодно женат;
    Кто в пятьдесят освободился
    От частных и других долгов,
    О ком твердили целый век:
    N. N. прекрасный человек.
    Совершенно другой предстает Петербург перед нами в повести “Медный всадник”, написанной в 1833 году. Это столица европейского государства, блестящая, богатая, пышная, но холодная и враждебная для “маленького человека”.
    В этом произведении автор обращается к образу основателя города — Петру I, который выступает здесь как реальное лицо. Существует много мнений насчет того, какова же главная мысль поэмы “Медный всадник”? Прав был, очевидно, В. Г. Белинский, который утверждал, что основная идея поэмы заключается в торжестве “общего над частным”, при очевидном сочувствии автора к “страданию этого частного”.
    Пушкин поет гимн столице Российского государства:
    Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид! Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный…
    Город вознесся “пышно, горделиво” “из тьмы лесов и топи блат” и стал сердцем могучего государства:
    Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия.
    Конфликт личности и государства в поэме полностью не разрешен. На примере двух произведений мы проследили, как менялся образ Петербурга в творчестве великого писателя и поэта А. С. Пушкина.

  7. Через сто лет после основания российской столицы в литературу входит образ Петербурга. Мы знаем фантастический Петербург Гоголя, мистический Петербург Достоевского, но впервые разнообразный и ёмкий образ этого необычного города предстает в поэзии А.С. Пушкина.
    Родившись в Москве, Пушкин большую часть жизни провел в Петербурге, в этом городе он учился, здесь его талант расцвел и был всенародно признан, здесь окончил он свой земной путь.
    Впервые образ Петербурга появляется в пушкинской оде «Вольность» (1817). Пушкин включает в это стихотворение петербургские образы, которые разовьются в его творчестве, а некоторые останутся на века:
    Глядит задумчивый певец
    На грозно спящий средь тумана
    Пустынный памятник тирана,
    Забвенью брошенный дворец.
    За это и некоторые другие стихотворения Пушкин был сослан из Петербурга, возвратился поэт через семь лет уже в другую столицу, с иным укладом. И в маленькой альбомной миниатюре «Город пышный…» он фиксирует главную черту Петербурга – его двойственность, контраст пышной официальности столицы и ее обратной стороны, связанной с индивидуальным восприятием города:
    Город пышный, город бедный,
    Дух неволи, стройный вид,
    Свод небес зелено-бледный,
    Скука, холод и гранит…
    В строгом и стройном городе ютятся его жители, во власти холода и скуки, отчужденности и неуютности, физической и духовной. Этот образ Петербурга придется по вкусу последующим эпохам, он войдет и в прозу XIX века, и в поэзию века Серебряного.
    Петербург во всем его многообразии представлен в стихотворном романе «Евгения Онегин» (1823 – 1831). Названный В.Г. Белинским «энциклопедией русской жизни», роман показывает в первую очередь разностороннюю жизнь Петербурга начала XIX века. Это город декабристский, высокодуховный, ожидающий перемен, в нем царит атмосфера приподнятости и пережитой когда-то поэтом «вольности святой».
    В Петербурге начинается и заканчивается повествование, образ лодки, плывущей по Неве, рождает итальянские ассоциации и оправдывает метафорическое название столицы – «Северная Венеция»:
    Лишь лодка, веслами махая,
    Плыла по дремлющей реке:
    И нас пленяли вдалеке
    Рожок и песня удалая.
    Первая глава «Евгения Онегина» написана Пушкиным в Кишеневе, то есть это не что иное, как воспоминания поэта о Петербурге, его былые впечатления о столице.
    По сути, в романе два Петербурга: «онегинский» и авторский, собственно пушкинский. Первый – светский, с балами, суетой, с весьма однообразной жизнью столичного дворянина, которому нужно владеть французским, «легко мазурку танцевать и кланяться непринужденно»:
    “Проснется за полдень, и снова
    До утра жизнь его готова,
    Однообразна и пестра.
    И завтра то же, что вчера.”
    Говоря об Онегине, Пушкин рассказывает о петербургской жизни дворянина, начиная с детства, с прогулок по Летнему саду с гувернером, до его превращения в «денди» – светского франта, разъезжающего по театрам, ресторанам и званым вечерам. Для Онегина Петербург – не столько русский город, сколько европейский, ориентированный на западную традицию. Онегин не видит того Петербурга, который нравится автору:
    Что ж мой Онегин? Полусонный
    В постелю с бала едет он:
    А Петербург неугомонный
    Уж барабаном пробужден.
    Описания онегинского Петербурга плавно сменяются авторским: город пробуждается не колокольным звоном, но барабаном – так Пушкин подчеркивает военный статус столицы. Легкая ирония в описании обыденной жизни Петербурга сочетается с любовью к его мелочам и деталям:
    “Встает купец, идет разносчик,
    На биржу тянется извозчик,
    С кувшином охтенка спешит…”
    Так входит в русскую литературу мотив «разного Петербурга».
    Необычный и в то же время целостный образ Петербурга появляется в поэме Пушкина «Медный всадник» (1833), произведении, подарившем городу символ, известный сейчас во всем мире.
    В поэме звучит гимн величию Петербурга:
    Красуйся, град Петров, и стой
    Неколебимо как Россия…
    и выражено личное восхищение городом:
    Люблю тебя, Петра творенье,
    Люблю твой строгий, стройный вид,
    Невы державное теченье,
    Береговой ее гранит,
    Твоих оград узор чугунный,
    Твоих задумчивых ночей
    Прозрачный сумрак, блеск безлунный…
    Многие фразы и словосочетания о городе были настолько точны, что стали крылатыми выражениями – «окно в Европу», «Адмиралтейская игла» да и само название, ведь памятников Петру I по России очень много, но Медный всадник – один. Авторское отношение к городу видно и в поиске его обозначений: «Град Петров», «Петра творенье», «Петроград». Петербург показывается в различное время года, дня, яркими штрихами рисуются центральные его части и предместья. Бытие города в поэме становится неотделимым от жизни государства и своего основателя – Петра I, перед читателем разворачиваются исторические картины становления Петербурга и показывается мощь императора-преобразователя. Вынеся в заглавие поэмы его имя, Пушкин рассказывает о трагической судьбе обычного горожанина, маленького человека, которому довелось испытать ужас петербургского наводнения, и тут тема двойственности Петербурга, его парадной красоты, оборачивающейся гибелью для главного героя, раскрывается во всем объеме. Маленький человек грозит нависшим над ним копытам, но стихия, будто ведомая медным всадником, оказывается сильнее. Так поэма о скачущей по Петербургу скульптуре положила начало мистическому восприятию памятника. Этот мотив продолжили романы Достоевского и многочисленные стихи о Петербурге поэтов Серебряного века.
    Таким образом, в поэзии Пушкина представлен разнообразный Петербург – реальный город с его улицами и реками, неоднозначный с точки зрения истории и жизни обывателя, символ России и мистическое пространство, помпезная столица и просто любимое место. Поэтический Петербург Пушкина – это целый мир, с его образом северной столицы считались все, кто впоследствии обращался к художественному осмыслению этого города.

  8. Столица Российского государства, Северная Пальмира, представляла для Пушкина край красоты и вдохновения. Не случайно гениальный поэт постоянно обращается к этому образу в своем творчестве. В этом городе он учился, здесь жили его друзья, его любимые женщины, которым впоследствии были посвящены его гениальные творения. Именно в Петербурге он утвердился как творческая личность, здесь были написаны его лучшие произведения.
    Впервые с образом Петербурга мы сталкиваемся в романе в стихах “Евгений Онегин”. В первой главе этого произведения мы видим, с какой любовью Пушкин описывает дорогой и хорошо знакомый ему город, раскрывая его через образ Евгения Онегина — главного героя романа, типичного представителя дворянской молодежи 10-20-х годов XIX века, жизнь которых протекала “в вихре света”, состояла из балов и маскарадов, шумных, модных вечеринок, посещения театров и ресторанов:
    Еще бокалов жажда просит Залить горячий жир котлет, Но звон брегета им доносит, Что новый начался балет.
    И сам автор, и его герой — оба восхищались красотой Петербурга, “упивались” “дыханьем ночи благосклонной”:
    Все было тихо; лишь ночные перекликались часовые, Да дрожек отдаленный стук С Мильонной раздавался вдруг.
    Наравне с дворянским Петербургом представлен и Петербург, “барабаном пробужденный”:
    Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик, С кувшином охтенка спешит.
    Но главное в образе Петербурга первой четверти XIX века — это атмосфера приподнятости, ожидания грядущих, перемен, царившая в воздухе, атмосфера ожиданий, надежд, перемен и “вольности святой”. Отсюда и лексика того времени, которой насыщено произведение: “вольность”, “гражданин”, “томленье жизнью”, “охлажденный ум”, буря, море, свобода, также значимы и имена: Адам Смит, Руссо (“защитник вольности и прав”), Байрон, Каверин, Чаадаев. На самом деле Петербург в первой половине романа — это город декабристов и, следовательно, город высокой духовности, город красоты я добра, помогающий найти путь к свободе.
    В последней главе романа мы видим Петербург глазами Татьяны, уездной барышни, превратившейся из наивной девочки в величавую княгиню, которая стоит на равных с “Клеопатрой Невы” Ниной Вороненою:
    Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лица, Необходимые тупцы…
    Описывая светское общество, Пушкин характеризует его достаточно зло, говоря, что в этой среде можно “ожесточиться, очерстветь и наконец окаменеть”. Отношение автора к кругу этих людей ясно уже с первых страниц романа. Пушкин с иронией описывает образец “прекрасного человека” с точки зрения света:
    Блажен, кто смолоду был молод,
    Блажен, кто вовремя созрел –
    Кто в двадцать лет был франт иль хват,
    А в тридцать выгодно женат;
    Кто в пятьдесят освободился
    От частных и других долгов,
    О ком твердили целый век:
    N. N. прекрасный человек.
    Совершенно другой предстает Петербург перед нами в повести “Медный всадник”, написанной в 1833 году. Это столица европейского государства, блестящая, богатая, пышная, но холодная и враждебная для “маленького человека”.
    В этом произведении автор обращается к образу основателя города — Петру I, который выступает здесь как реальное лицо. Существует много мнений насчет того, какова же главная мысль поэмы “Медный всадник”? Прав был, очевидно, В. Г. Белинский, который утверждал, что основная идея поэмы заключается в торжестве “общего над частным”, при очевидном сочувствии автора к “страданию этого частного”.
    Пушкин поет гимн столице Российского государства:
    Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид! Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный…
    Город вознесся “пышно, горделиво” “из тьмы лесов и топи блат” и стал сердцем могучего государства:
    Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия.
    Конфликт личности и государства в поэме полностью не разрешен. На примере двух произведений мы проследили, как менялся образ Петербурга в творчестве великого писателя и поэта А. С. Пушкина.

  9. Несколько поколений исследователей при рассмотрении петербургской темы в русской литературе настойчиво и категорически утверждали, что ввел ее Гоголь. Такой цикл повестей, как “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет”, “Нос” и, наконец, “Шинель”, казалось, убедительно подтверждали это. Именно Гоголь, глава “натуральной школы” в русской литературе XIX века, сделал Петербург главным героем своих повестей, но эта тема была разработана и художественно воплощена до него в жанре петербургской повести Пушкиным.
    Столица Российского государства, Северная Пальмира, представляла для Пушкина край красоты и вдохновения. Не случайно выдающийся поэт постоянно обращается к этому образу в своем творчестве. В этом городе он учился, тут жили его друзья, его любимые женщины, которым позже были посвящены его гениальные творения. Именно в Петербурге он утвердился как творческая личность, тут были написаны его лучшие произведения.
    Впервые с образом Петербурга мы сталкиваемся в романе в стихах “Евгений Онегин”. В первой главе этого произведения мы видим, с какой любовью Пушкин описывает дорогой и хорошо знакомый ему град, раскрывая его через образ Евгения Онегина – главного героя романа, типичного представителя дворянской молодежи 10-20-х годов XIX века, жизнь которых протекала “в вихре света”, состояла из балов и маскарадов, шумных, модных вечеринок, посещения театров и ресторанов:
    Еще бокалов охота просит
    Залить знойный жирок котлет,
    Но трезвон брегета им доносит,
    Что новый начался балет.
    И сам автор, и его герой — оба восхищались красотой Петербурга, “упивались” “дыханьем ночи благосклонной”:
    Все было тихо; лишь ночные
    Перекликались часовые,
    Да дрожек отдаленный стук
    С Мильонной раздавался вдруг,
    Наравне с дворянским Петербургом представлен и Петербург, “барабаном пробужденный”:
    Встает купец, идет разносчик,
    На биржу тянется извозчик,
    С кувшином охтенка спешит.
    Но главное в образе Петербурга первой четверти XIX века – это царившая в воздухе атмосфера приподнятости, ожидания грядущих перемен и “вольности святой”. Отсюда и лексика того времени, которой насыщено произведение: “вольность”, “гражданин”, “томленье жизнью”, “охлажденный ум”, буря, море, свобода, также значимы и имена: Адам Смит, Руссо (“защитник вольности и прав”), Байрон, Каверин, Чаадаев. На самом деле, Петербург в первой половине романа — это град декабристов и, следовательно, град высокой духовности, град красоты и добра, помогающий найти путь к свободе.
    В последней главе романа мы видим Петербург глазами Татьяны, уездной барышни, превратившейся из наивной девочки в величавую княгиню, которая стоит на равных с “Клеопатрой Невы” Ниной Воронскою:
    Тут был, однако, цвет столицы,
    И быть в курсе, и моды образцы,
    Везде встречаемые лица,
    Необходимые глупцы…
    Описывая светское общество, Пушкин характеризует его довольно зло, говоря, что в этой среде можно “ожесточиться, очерстветь и наконец окаменеть”. Отношение автора к кругу этих людей ясно уже с первых страниц романа. Пушкин с иронией описывает образец “прекрасного человека” с точки зрения света:
    Блажен, кто смолоду был молод,
    Блажен, кто своевременно созрел…
    Кто в двадцать лет был франт иль хват,
    А в тридцать выгодно женат;
    Кто в пятьдесят освободился
    От частных и других долгов,
    О ком твердили целый век:
    N. N. прекрасный человек.
    Совершенно прочий предстает Петербург перед нами в повести “Медный всадник”, написанной в 1833 году. Это столица европейского государства, блестящая, богатая, пышная, но холодная и враждебная для “маленького человека”.
    В этом произведении автор обращается к образу основателя города -Петру I, который выступает тут как реальное лицо. Существует много мнений насчет того, какова же главная мысль поэмы “Медный всадник”. Прав был, очевидно, В. Г. Белинский, который утверждал, что основная мысль поэмы содержится в торжестве “общего над частным”, при очевидном сочувствии автора к “страданию этого частного”. Пушкин поет гимн столице Российского государства:
    Люблю тебя, Петра творенье,
    Люблю твой строгий, стройный вид,
    Невы державное теченье,
    Береговой ее гранит,
    Твоих оград узор чугунный…
    Город вознесся “пышно, горделиво” “из тьмы лесов и топи блат” и стал сердцем могучего государства:
    Красуйся, град Петров, и стой
    Неколебимо, как Россия.
    Чтобы раскрыть сложные отношения, царящие в обществе, показать проблему государства и народа, Пушкин вводит в свое произведение образ стихии. Стихии наводнения никто и ничто не может противостоять: ни маленький человек Евгений, мечтающий о счастье обыкновенного человека, ни Медный наездник, омываемый мутными волнами. Последний также бессилен остановить тот самый натиск. Волевым, насильственным путем Петр утвердил среди дикой природы град – “красу и диво полнощных стран”, который вечно будет подвергаться натискам стихии, так как любое насилие влечет за собой возмездие.
    Конфликт личности и государства в поэме полностью не разрешен. На примере двух произведений мы проследили, как менялся образ Петербурга в творчестве великого писателя и поэта А. С. Пушкина.

  10. 10
    Текст добавил: Каменное сердце

    Тема: – Петербург в творчестве А. С. Пушкина

    Несколько поколений исследователей при рассмотрении петербургской темы в русской литературе настойчиво и категорически утверждали, что ввел ее Гоголь. Такой цикл повестей, как “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет”, “Нос” и, наконец, “Шинель”, казалось, убедительно подтверждали это. Именно Гоголь, глава “натуральной школы” в русской литературе XIX века, сделал Петербург главным героем своих повестей, но эта тема была разработана и художественно воплощена до него в жанре петербургской повести Пушкиным.
    Столица Российского государства, Северная Пальмира, представляла для Пушкина край красоты и вдохновения. Не случайно гениальный поэт постоянно обращается к этому образу в своем творчестве. В этом городе он учился, здесь жили его друзья, его любимые женщины, которым впоследствии были посвящены его гениальные творения. Именно в Петербурге он утвердился как творческая личность, здесь были написаны его лучшие произведения.
    Впервые с образом Петербурга мы сталкиваемся в романе в стихах “Евгений Онегин”. В первой главе этого произведения мы видим, с какой любовью Пушкин описывает дорогой и хорошо знакомый ему город, раскрывая его через образ Евгения Онегина – главного героя романа, типичного представителя дворянской молодежи 10-20-х годов XIX века, жизнь которых протекала “в вихре света”, состояла из балов и маскарадов, шумных, модных вечеринок, посещения театров и ресторанов:
    Еще бокалов жажда просит
    Залить горячий жир котлет,
    Но звон брегета им доносит,
    Что новый начался балет.
    И сам автор, и его герой — оба восхищались красотой Петербурга, “упивались” “дыханьем ночи благосклонной”:
    Все было тихо; лишь ночные
    Перекликались часовые,
    Да дрожек отдаленный стук
    С Мильонной раздавался вдруг,
    Наравне с дворянским Петербургом представлен и Петербург, “барабаном пробужденный”:
    Встает купец, идет разносчик,
    На биржу тянется извозчик,
    С кувшином охтенка спешит.
    Но главное в образе Петербурга первой четверти XIX века – это царившая в воздухе атмосфера приподнятости, ожидания грядущих перемен и “вольности святой”. Отсюда и лексика того времени, которой насыщено произведение: “вольность”, “гражданин”, “томленье жизнью”, “охлажденный ум”, буря, море, свобода, также значимы и имена: Адам Смит, Руссо (“защитник вольности и прав”), Байрон, Каверин, Чаадаев. На самом деле, Петербург в первой половине романа — это город декабристов и, следовательно, город высокой духовности, город красоты и добра, помогающий найти путь к свободе.
    В последней главе романа мы видим Петербург глазами Татьяны, уездной барышни, превратившейся из наивной девочки в величавую княгиню, которая стоит на равных с “Клеопатрой Невы” Ниной Воронскою:
    Тут был, однако, цвет столицы,
    И знать, и моды образцы,
    Везде встречаемые лица,
    Необходимые глупцы…
    Описывая светское общество, Пушкин характеризует его достаточно зло, говоря, что в этой среде можно “ожесточиться, очерстветь и наконец окаменеть”. Отношение автора к кругу этих людей ясно уже с первых страниц романа. Пушкин с иронией описывает образец “прекрасного человека” с точки зрения света:
    Блажен, кто смолоду был молод,
    Блажен, кто вовремя созрел…
    Кто в двадцать лет был франт иль хват,
    А в тридцать выгодно женат;
    Кто в пятьдесят освободился
    От частных и других долгов,
    О ком твердили целый век:
    N. N. прекрасный человек.
    Совершенно другой предстает Петербург перед нами в повести “Медный всадник”, написанной в 1833 году. Это столица европейского государства, блестящая, богатая, пышная, но холодная и враждебная для “маленького человека”.
    В этом произведении автор обращается к образу основателя города -Петру I, который выступает здесь как реальное лицо. Существует много мнений насчет того, какова же главная мысль поэмы “Медный всадник”. Прав был, очевидно, В. Г. Белинский, который утверждал, что основная идея поэмы заключается в торжестве “общего над частным”, при очевидном сочувствии автора к “страданию этого частного”. Пушкин поет гимн столице Российского государства:
    Люблю тебя, Петра творенье,
    Люблю твой строгий, стройный вид,
    Невы державное теченье,
    Береговой ее гранит,
    Твоих оград узор чугунный…
    Город вознесся “пышно, горделиво” “из тьмы лесов и топи блат” и стал сердцем могучего государства:
    Красуйся, град Петров, и стой
    Неколебимо, как Россия.
    Чтобы раскрыть сложные отношения, царящие в обществе, показать проблему государства и народа, Пушкин вводит в свое произведение образ стихии. Стихии наводнения никто и ничто не может противостоять: ни маленький человек Евгений, мечтающий о счастье обыкновенного человека, ни Медный всадник, омываемый мутными волнами. Последний также бессилен остановить этот натиск. Волевым, насильственным путем Петр утвердил среди дикой природы город – “красу и диво полнощных стран”, который вечно будет подвергаться натискам стихии, так как любое насилие влечет за собой возмездие.
    Конфликт личности и государства в поэме полностью не разрешен. На примере двух произведений мы проследили, как менялся образ Петербурга в творчестве великого писателя и поэта А. С. Пушкина.

  11. Несколько поколений исследователей при рассмотрении петербургской темы в русской литературе настойчиво и категорически утверждали, что ввел ее Гоголь. Такой цикл повестей, как “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет”, “Нос” и, наконец, “Шинель”, казалось, убедительно подтверждали это. Именно Гоголь, глава “натуральной школы” в русской литературе XIX века, сделал Петербург главным героем своих повестей, но эта тема была разработана и художественно воплощена до него в жанре петербургской повести Пушкиным.
    Столица Российского государства, Северная Пальмира, представляла для Пушкина край красоты и вдохновения. Не случайно гениальный поэт постоянно обращается к этому образу в своем творчестве. В этом городе он учился, здесь жили его друзья, его любимые женщины, которым впоследствии были посвящены его гениальные творения. Именно в Петербурге он утвердился как творческая личность, здесь были написаны его лучшие произведения.
    Впервые с образом Петербурга мы сталкиваемся в романе в стихах “Евгений Онегин”. В первой главе этого произведения мы видим, с какой любовью Пушкин описывает дорогой и хорошо знакомый ему город, раскрывая его через образ Евгения Онегина – главного героя романа, типичного представителя дворянской молодежи 10-20-х годов XIX века, жизнь которых протекала “в вихре света”, состояла из балов и маскарадов, шумных, модных вечеринок, посещения театров и ресторанов:
    Еще бокалов жажда просит
    Залить горячий жир котлет,
    Но звон брегета им доносит,
    Что новый начался балет.
    И сам автор, и его герой — оба восхищались красотой Петербурга, “упивались” “дыханьем ночи благосклонной”:
    Все было тихо; лишь ночные
    Перекликались часовые,
    Да дрожек отдаленный стук
    С Мильонной раздавался вдруг,
    Наравне с дворянским Петербургом представлен и Петербург, “барабаном пробужденный”:
    Встает купец, идет разносчик,
    На биржу тянется извозчик,
    С кувшином охтенка спешит.
    Но главное в образе Петербурга первой четверти XIX века – это царившая в воздухе атмосфера приподнятости, ожидания грядущих перемен и “вольности святой”. Отсюда и лексика того времени, которой насыщено произведение: “вольность”, “гражданин”, “томленье жизнью”, “охлажденный ум”, буря, море, свобода, также значимы и имена: Адам Смит, Руссо (“защитник вольности и прав”), Байрон, Каверин, Чаадаев. На самом деле, Петербург в первой половине романа — это город декабристов и, следовательно, город высокой духовности, город красоты и добра, помогающий найти путь к свободе.
    В последней главе романа мы видим Петербург глазами Татьяны, уездной барышни, превратившейся из наивной девочки в величавую княгиню, которая стоит на равных с “Клеопатрой Невы” Ниной Воронскою:
    Тут был, однако, цвет столицы,
    И знать, и моды образцы,
    Везде встречаемые лица,
    Необходимые глупцы…
    Описывая светское общество, Пушкин характеризует его достаточно зло, говоря, что в этой среде можно “ожесточиться, очерстветь и наконец окаменеть”. Отношение автора к кругу этих людей ясно уже с первых страниц романа. Пушкин с иронией описывает образец “прекрасного человека” с точки зрения света:
    Блажен, кто смолоду был молод,
    Блажен, кто вовремя созрел…
    Кто в двадцать лет был франт иль хват,
    А в тридцать выгодно женат;
    Кто в пятьдесят освободился
    От частных и других долгов,
    О ком твердили целый век:
    N. N. прекрасный человек.
    Совершенно другой предстает Петербург перед нами в повести “Медный всадник”, написанной в 1833 году. Это столица европейского государства, блестящая, богатая, пышная, но холодная и враждебная для “маленького человека”.
    В этом произведении автор обращается к образу основателя города -Петру I, который выступает здесь как реальное лицо. Существует много мнений насчет того, какова же главная мысль поэмы “Медный всадник”. Прав был, очевидно, В. Г. Белинский, который утверждал, что основная идея поэмы заключается в торжестве “общего над частным”, при очевидном сочувствии автора к “страданию этого частного”. Пушкин поет гимн столице Российского государства:
    Люблю тебя, Петра творенье,
    Люблю твой строгий, стройный вид,
    Невы державное теченье,
    Береговой ее гранит,
    Твоих оград узор чугунный…
    Город вознесся “пышно, горделиво” “из тьмы лесов и топи блат” и стал сердцем могучего государства:
    Красуйся, град Петров, и стой
    Неколебимо, как Россия.
    Чтобы раскрыть сложные отношения, царящие в обществе, показать проблему государства и народа, Пушкин вводит в свое произведение образ стихии. Стихии наводнения никто и ничто не может противостоять: ни маленький человек Евгений, мечтающий о счастье обыкновенного человека, ни Медный всадник, омываемый мутными волнами. Последний также бессилен остановить этот натиск. Волевым, насильственным путем Петр утвердил среди дикой природы город – “красу и диво полнощных стран”, который вечно будет подвергаться натискам стихии, так как любое насилие влечет за собой возмездие.
    Конфликт личности и государства в поэме полностью не разрешен. На примере двух произведений мы проследили, как менялся образ Петербурга в творчестве великого писателя и поэта А. С. Пушкина.

  12. Петербург, пожалуй, самый знаменитый, необычный и противоречивый город в нашей стране. Многими поэтами и писателями он был отмечен в произведениях, причем как с хорошей, так и с плохой стороны. Одни воспевали его и называли «окном в Европу», другие со всей ненавистью и отчаянием говорили о Петербурге как о городе, «построенном на костях», о «проклятии России». Интерес к этому поистине великому городу не угасал практически с самого его возведения и до наших дней. Такая литературная слава Петербурга объясняется не только тем, что он является столицей на протяжении как Золотого (первая треть ХIХ столетия), так и Серебряного (начало ХХ столетия) веков русской культуры. Сам город с его островами и каналами, белыми ночами, великолепными памятниками архитектуры необыкновенно привлекателен для писателей, поэтов и художников. В произведениях всех живших здесь писателей и поэтов Северная столица становилась не только местом действия, но и равноправным действующим лицом.
    Люблю тебя, Петра творенье, Петербург Пушкин гоголь
    Люблю твой строгий, стройный вид,
    Невы державное теченье,
    Береговой ее гранит,
    Твоих оград узор чугунный…
    Восхищение городом, перед которым «померкла старая Москва», звучит в каждой строчке вступления поэмы.
    Такое же торжественное ясно описанный образ Петербурга можно встретить и в творчестве Гоголя, Например, в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» этот город представляется сказочным, фантастичным. Кузнец Вакула удивляется пышности и блеску столицы больше, чем полету на черте. Героя поражают здания в четыре этажа, широкие улицы, количество экипажей и знати. Образ Петербург — это образ города аристократов, и кузнец, попав туда, восклицает: «Сколько здесь панства!» Дворянство изображено автором в традициях парадного портрета восемнадцатого века, в частности Екатерина II предстает читателю доброй феей, чей подарок приносит Вакуле счастье. Образ Петербурга в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» — город антастический, город нарядный и торжественный, дарящий радость.
    Однако такое описание северной столицы редко в творчестве Гоголя. В большинстве своих произведений писатель, будучи одним из основателей «натуральной школы», целью которой было выявление и высмеивание пороков общества и государства, рисует образ Петербурга, как города социальных контрастов. В его повести «Шинель» он изображает его городом-монстром, уничтожающим «маленького человека» (позже эта тема будет продолжена Ф. М. Достоевским в образах Макара Девушкина и семьи Мармеладовых). Образ Петербурга представлен в произведении как бы с двух сторон: с одной — «вечным титулярным советником» Акакием Акакиевичем Башмачкиным, ничтожеством, раздавленным и растоптанным средой человеком, а с другой — «значительным лицом», то есть высокопоставленным чиновником, героем, не имеющим даже имени, так как он является не личностью, а лишь собирательным образом, впитавшим в себя все характерные черты столичного «высокого» чиновничества. Акакий Акакиевич изображен писателем как личность, не способная в своей жизни ни на что, кроме переписывания бумаг, не имеющий никакой мечты или цели, совершенно затравленный и забитый. Но с необходимостью шитья новой шинели в его обыденное существование врывается радость, герой даже позволяет себе смелые мысли, например, «не положить ли ему и вправду куницу на воротник». Но счастье Башмачка превращается в самое большое в его жизни горе: шинель украдена, и герой решает добиться приема у «значительного лица», олицетворяющего силу и власть Петербурга. Чиновнику же не только просто не интересен «маленький человек», а он даже раздражает его тем, что отнимает у него время. Для этого чиновника Акакий Акакиевич — никто, и поэтому «значительное лицо» не обращает никакого внимания на лицо незначительное, а тем более на его страдания. Петербург в повести оказывается губителем жизни «маленького человека», безжалостным чудовищем, олицетворением жестокие нравы Петербургского правительства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *