Сочинение на тему петр 1 и его эпоха

13 вариантов

  1. …чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер.
    А. Н. Толстой
    Роман Алексея Николаевича Толстого “Петр I” повествует о далекой эпохе конца XVII – начала XVIII веков, которая по праву осталась в русской истории как петровская. Работа автора над романом продолжалась 16 лет: с 1929 по 1945 г. г.
    Алексей Толстой мог бы сказать о себе словами Белинского: “Для меня Петр — моя философия, моя религия, мое откровение во всем, что касается России”. В романе “Петр I” продолжены традиции русской классической литературы, крупнейших представителей которой — Ломоносова, Пушкина, Льва Толстого — неизменно волновал образ великого реформатора.
    Писатель воссоздает политическую и культурную жизнь, бытовой и национальный колорит, нравы, обычаи, социальные и религиозные конфликты переломного времени. Картины народной жизни представлены и в конкретных образах. Это — Федька Умойся Грязью, один из первых строителей Петербурга; братья Воробьевы, отменные мастера, для которых что “колокол лить”, что “шпагу калить”, что “пистолет делать” — все играет в их талантливых руках. Это и кузнец Жемов — “редкой умелости человек”, мечтающий о воздушном полете. Не обходит автор и толпы нищих и “ярыжек” (беспутных людей, пьяниц), бунтующих и смирившихся, простых людей разных сословий и состояний.
    Над этой пестрой и многоликой, со скрежетом и стоном сдвинувшейся с насиженного места Русью возвышается фигура императора Петра. Изображая характер царя, его деяния, автор нигде не нарушает исторического масштаба событий. Лагерь противников петровских реформ представлен в романе с пышностью и внешней монументальностью: величественная осанка и “поступь” Софьи, недоступность князя Голицына. Застойность и неподвижность в их среде подчеркнуты автором в неспешности развития сюжета, особенно первых глав романа.
    Образ Петра Великого характеризуется стремительностью, динамичностью, непоказной простотой. У Алексея Толстого как бы сама история России, подхлестнутая волей Петра, убыстряет свое течение.
    Военные походы, кампании были неотъемлемой частью политики Петра. И хотя они очень изнуряли государство, вести их приходилось вследствие исторической необходимости. Исконные русские земли на юге были захвачены татарами и турками, преградившими путь России к Черному морю. Выход к Балтике закрыт шведскими гарнизонами. Первоначально проигранные сражения только закалили молодого царя. “От беды и позора под Азовом кукуйский кутилка сразу возмужал, неудача бешеными удилами взнуздала его. Даже близкие не узнавали — другой человек: зол, упрям, деловит”.
    В Воронеже возводятся верфи, поспешно строится флот. На следующий год Петр берет Азов: “… в первую голову это была победа над своими: Кукуй одолел Москву”. Писатель показывает Петра, овладевшего 14-ю ремеслами, на приеме послов и у кузнечного горна, крепящим снасти на паруснике и в пороховом дыму баталий, в царских покоях и в сцене трактирной пирушки. Во время войны со шведами Петр “не умывался, ел на ходу”. С лицом, обожженным солнцем, с ладонями в кровавых мозолях, в пыльном, пропахшем табаком и потом кафтане — таким предстает царь Петр на страницах романа. Мы видим императора на верфи, за столом военного совета, в пыточном застенке, на ассамблеях и у прелестной Анхен.
    Третья книга романа не была окончена из-за смерти писателя. Здесь Петр изображен несколько иным, чем в первых двух книгах. Главный герой становится опытным, зрелым властителем. Ощущением уверенности дышит его крупная фигура, лишенная резких, порывистых движений, которые подмечались прежде. Но выпуклые глаза царя по-прежнему “строгие, страшноватые”, у него еще случаются вспышки необузданного гнева, однако во всем облике уже больше сдержанности, характерной для государственного мужа — дальновидного, проницательного, властного, даже жестокого.
    На страницах романа, запечатлевших победный штурм Нарвы, Петр олицетворяет “грозное величие” монарха, вдохновленного высокой государственной целью: “Дело было европейское: шутка ли — штурмом взять одну из неприступнейших крепостей в свете”. Свежий ветер с Балтики рвет паруса петровских фрегатов и бригантин, идущих кильватерным строем после победы под Юрьевом. Так молодая Россия, напрягая свои силы в битвах с внешними и внутренними врагами, неудержимо устремилась в будущее.
    С большим художественным мастерством воссозданы и другие исторические деятели: Меньшиков, Лефорт, Ромодановский, царевна Наталья. Но центром романа, к которому стягиваются все нити повествования, является образ Петра, вылепленный Алексеем Толстым крупно, выпукло, мощно. В его натуре воплощены основные противоречия того времени. Петр Первый — национальный деятель большого масштаба. После “Полтавы” Пушкина роман Алексея Толстого — это самая большая удача в создании образа Петра в русской литературе.
    Писатель не идеализировал Петра I. Горячность и темперамент, с которыми Петр принимается за ломку и искоренение старых порядков, нередко приводят к издевательству над людьми. Деспотизм царя-самодержца проявляется, например, в том, что он с издевкой режет боярам бороды, бесчинствует в их домах, устраивает дикие шутовские шествия по улицам Москвы.
    Но по отношению к родовитым боярам, недовольным реформами и тяготеющим к старому укладу жизни, деспотизм царя вполне оправдан. Толстой рисует в романе запоминающиеся типы спесивых, чванливых бояр родовитых фамилий, способных только сокрушаться по поводу старых порядков, ушедших теперь из жизни. Таков старый боярин Буйносов, медлительный и вялый тугодум, который олицетворяет вырождение этого привилегированного сословия в петровскую эпоху. На смену ему приходят энергичные, деятельные представители служилого дворянства и купечества, которые активно участвуют в преобразованиях Петра. Такие герои, как Александр Меньшиков, Андрей Голиков, семья Бровкиных, сделали головокружительную карьеру, став близкими сподвижниками царя.
    Высоко оценив значение петровских реформ для развития и процветания России, Толстой указал на негативные явления эпохи правления Петра. Через весь роман проходят картины нищеты, забитости, угнетения и бесправия народа. Мы видим крестьян, холопов, солдат, беглых людишек, тех, кто невыносимо страдает от поборов и притеснений.
    В роман Алексея Толстого отражено все многообразие проблематики петровской эпохи. И тем не менее это не историческая хроника, а широкое социально-психологическое и драматическое полотно, вместившее в себя бури и страсти переходного периода жизни России.
    Замечательно, что не только Россия, но и европейский театр военных действий захвачен автором. Европейская дипломатия, интриги королей и куртизанок, жизнь купцов и ремесленников также отражены в романе со всей полнотой. Работая над большим эпическим полотном, Алексей Толстой использовал большое количество исторических документов: “пыточные” записи, старинные судебные акты, так называемые материалы “Слова и дела”, фольклорные источники. Все это помогало передать колорит далекой эпохи, воссоздать язык русского народа XVIII века.
    Роман Алексея Николаевича Толстого дает яркое и обширное представление о личности великого преобразователя России и самом российском государстве той поры. Это художественный памятник великому императору Петру 1 и его эпохе.
    ?

  2. Несмотря на многие положительные качества, автор не закрывает глаза и на недостатки царя. Как известно, Петр Первый был достаточно противоречивой личностью со сложным характером. Начав реформаторскую деятельность, Петр не терпел неповиновения себе. В романе описано, как царь обучает своих придворных европейскому этикету. А тем, кто еще не настроен на новый лад, Петр с насмешкой обрезал бороды. В России носить бороду было данью традициям. Но Петр решил ввести европейскую моду. Поэтому обрезание бороды было символичным отречением от всего старого и закоренелого в общественной жизни.
    В романе говорится о таких важных деяниях Петра, как строительство флота, начало работы над Архангельской верфью, обучение кораблестроительству.
    Реформы Петровской эпохи коснулись всех сфер жизни России 17-18 века. Царь мыслил масштабно, в круг его интересов входила как политика, так и культура.
    Реалистичная обстановка того времени создается не только при помощи всестороннего описания царя, но и его сподвижников и противников. Так же в романе присутствует немаловажный образ простого народа.
    Прогрессивными были взгляды Петра и на присуждение чинов. Он считал, что знатность должна быть не унаследованной, а заслуженной. Таким образом из самых низов к вершине пробирается его фаворит Александр Меньшиков.
    Правдиво в романе отображена жизнь простого народа. Ужасающие картины бедности и необразованности обычных холопов мы видим на страницах произведения. Тема нищеты и угнетения народа – одна из самых важных в романе.
    Культурные прорывы показаны в романе на примере изобретателя, который мечтал построить летательную машину, сестры Петра, Натальи, которая занималась театром и сочиняла стихи.
    В романе Толстого «Петр Первый» всестороннее отображена Петровская эпоха. Автор на этом примере хотел показать, что преобразование России возможно во все времена.

  3. О далекой эпохе конца XVII — начала XVIII веков — повествует роман Алексея Толстого “Петр I”, и эпоху эту можно по праву считать в русской истории петровской. Большая работа автора над романом продолжалась около 16 лет.
    В романе “Петр I” продолжена традиция русской классической литературы, крупнейшими представителями которой являлись Ломоносов, Пушкин, Лев Толстой, которых неизменно волновал образ великого реформатора.
    Автор воссоздает политическую и культурную жизнь, бытовой и национальный колорит, нравы, обычаи, социальные и религиозные конфликты переломного времени. Картины народной жизни представлены и в конкретных образах. Это — Федька Умойся Грязью, один из первых строителей Петербурга; братья Воробьевы, отменные мастера, для которых что “колокол лить”, что “шпагу калить”, что “пистолет делать” — все играет в их талантливых руках. Это и кузнец Жемов — “редкой умелости человек”, мечтающий о воздушном полете. Не обходит автор и толпы нищих и “ярыжек” (беспутных людей, пьяниц), бунтующих и смирившихся, простых людей разных сословий и состояний.
    Над этой пестрой и многоликой, со скрежетом и стоном сдвинувшейся с насиженного места Русью возвышается фигура императора Петра. Изображая характер царя, его деяния, автор нигде не нарушает исторического масштаба событий. Лагерь противников петровских реформ представлен в романе с пышностью и внешней монументальностью: величественная осанка и “поступь” Софьи, недоступность князя Голицына. Застойность и неподвижность в их среде подчеркнуты автором в неспешности развития сюжета, особенно первых глав романа.
    Образ Петра Великого характеризуется стремительностью, динамичностью, непоказной простотой. У Алексея Толстого как бы сама история России, подхлестнутая волей Петра, убыстряет свое течение.
    Военные походы, кампании были неотъемлемой частью политики Петра. И хотя они очень изнуряли государство, вести их приходилось вследствие исторической необходимости. Исконные русские земли на юге были захвачены татарами и турками, преградившими путь России к Черному морю. Выход к Балтике закрыт шведскими гарнизонами. Первоначально проигранные сражения только закалили молодого царя. “От беды и позора под Азовом сразу возмужал, неудача бешеными удилами взнуздала его. Даже близкие не узнавали — другой человек: зол, упрям, деловит”.
    В великом городе Воронеже возводятся верфи, поспешно строится флот. На следующий год Петр берет Азов: “… в первую голову это была победа над своими: Кукуй одолел Москву”. Писатель показывает Петра, овладевшего 14ю ремеслами, на приеме послов и у кузнечного горна, крепящим снасти на паруснике и в пороховом дыму баталий, в царских покоях и в сцене трактирной пирушки. Во время войны со шведами Петр “не умывался, ел на ходу”. С лицом, обожженным солнцем, с ладонями в кровавых мозолях, в пыльном, пропахшем табаком и потом кафтане — таким предстает царь Петр на страницах романа. Мы видим императора на верфи, за столом военного совета, в пыточном застенке, на ассамблеях и у прелестной Анхен.
    Третья книга романа не была окончена из-за смерти писателя. Здесь Петр изображен несколько иным, чем в первых двух книгах. Главный герой становится опытным, зрелым властителем. Ощущением уверенности дышит его крупная фигура, лишенная резких, порывистых движений, которые подмечались прежде. Но выпуклые глаза царя по-прежнему “строгие, страшноватые”, у него еще случаются вспышки необузданного гнева, однако во всем облике уже больше сдержанности, характерной для государственного мужа — дальновидного, проницательного, властного, даже жестокого.
    На страницах романа, запечатлевших победный штурм Нарвы, Петр олицетворяет “грозное величие” монарха, вдохновленного высокой государственной целью: “Дело было европейское: шутка ли — штурмом взять одну из самых неподступнейших крепостей в свете”. Свежий ветер с Балтики рвет паруса петровских фрегатов и бригантин, идущих кильватерным строем после победы под Юрьевом. Так молодая Россия, напрягая свои силы в битвах с внешними и внутренними врагами, неудержимо устремилась в будущее.
    С большим художественным мастерством воссозданы и другие исторические деятели: Меньшиков, Лефорт, Ромодановский, царевна Наталья. Но центром романа, к которому стягиваются все нити повествования, является образ Петра, вылепленный Алексеем Толстым крупно, выпукло, мощно. В его натуре воплощены основные противоречия того времени. Петр Первый — национальный деятель большого масштаба. После “Полтавы” Пушкина роман Алексея Толстого — это самая большая удача в создании образа Петра в русской литературе.
    Писатель не идеализировал Петра I. Горячность и темперамент, с которыми Петр принимается за ломку и искоренение старых порядков, нередко приводят к издевательству над людьми. Деспотизм царя-самодержца проявляется, например, в том, что он с издевкой режет боярам бороды, бесчинствует в их домах, устраивает дикие шутовские шествия по улицам Москвы.
    Но по отношению к родовитым боярам, недовольным реформами и тяготеющим к старому укладу жизни, деспотизм царя вполне оправдан. Толстой рисует в романе запоминающиеся типы спесивых, чванливых бояр родовитых фамилий, способных только сокрушаться по поводу старых порядков, ушедших теперь из жизни. Таков старый боярин Буйносов, медлительный и вялый тугодум, который олицетворяет вырождение этого привилегированного сословия в петровскую эпоху. На смену ему приходят энергичные, деятельные представители служилого дворянства и купечества, которые активно участвуют в преобразованиях Петра. Такие герои, как Александр Меньшиков, Андрей Голиков, семья Бровкиных, сделали головокружительную карьеру, став близкими сподвижниками царя.
    Высоко оценив значение петровских реформ для развития и процветания России, Толстой указал на негативные явления эпохи правления Петра. Через весь роман проходят картины нищеты, забитости, угнетения и бесправия народа. Мы видим крестьян, холопов, солдат, беглых людишек, тех, кто невыносимо страдает от поборов и притеснений.
    В романе Алексея Толстого отражено все многообразие проблематики петровской эпохи. И, тем не менее, это не историческая хроника, а широкое социально-психологическое и драматическое полотно, вместившее в себя бури и страсти переходного периода жизни России.
    Замечательно, что не только Россия, но и европейский театр военных действий захвачен автором. Европейская дипломатия, интриги королей и куртизанок, жизнь купцов и ремесленников также отражены в романе со всей полнотой. Работая над большим эпическим полотном, Алексей Толстой использовал большое количество исторических документов: “пыточные” записи, старинные судебные акты, так называемые материалы “Слова и дела”, фольклорные источники. Все это помогало передать колорит далекой эпохи, воссоздать язык русского народа XVIII века.
    Роман Алексея Николаевича Толстого произвел на меня большое впечатление. Из него я узнала много нового и интересного о петровской эпохе и о той далекой жизни. Роман дает яркое и обширное представление о личности великого преобразователя России и самом российском государстве той поры. На мой взгляд, это великий и художественный памятник величайшему императору Петру I и, самое главное, такой же величайшей эпохе.

  4. 4
    Текст добавил: Рэйн-Майнкрафт

    …чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и сильно узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер.
    А. Н. Толстой
    Роман Алексея Николаевича Толстого «Петр I» повествует о далекой эпохе конца XVII – начала XVIII веков, которая по праву осталась в русской истории как петровская. Работа автора над романом продолжалась 16 лет: с 1929 по 1945 г. г.
    Алексей Толстой мог бы высказать о себе словами Белинского: «Для меня Петр — моя философия, моя религия, мое откровение во всем, что касается России». В романе «Петр I» продолжены традиции русской классической литературы, крупнейших представителей которой — Ломоносова, Пушкина, Льва Толстого — неизменно волновал образ великого реформатора.
    Писатель воссоздает политическую и культурную жизнь, бытовой и национальный колорит, нравы, обычаи, социальные и религиозные конфликты переломного времени. Картины народной жизни представлены и в конкретных образах. Это — Федька Умойся Грязью, один из первых строителей Петербурга; братья Воробьевы, отменные мастера, для которых что «колокол лить», что «шпагу калить», что «пистолет делать» — все играет в их талантливых руках. Это и кузнец Жемов — «редкой умелости человек», мечтающий о воздушном полете. Не обходит автор и толпы нищих и «ярыжек» (беспутных людей, пьяниц), бунтующих и смирившихся, простых людей разных сословий и состояний.
    Над этой пестрой и многоликой, со скрежетом и стоном сдвинувшей-я с насиженного места Русью возвышается фигура императора Петра. Изображая характер царя, его деяния, автор нигде не нарушает исторического масштаба событий. Лагерь противников петровских реформ представлен в романе с пышностью и внешней монументальностью: величественная осанка и «поступь» Софьи, недоступность князя Голицына. Застойность и неподвижность в их среде подчеркнуты автором в неспешности развития сюжета, особенно первых глав романа.
    Образ Петра Великого характеризуется стремительностью, динамичностью, непоказной простотой. У Алексея Толстого как бы сама история РФ, подхлестнутая волей Петра, убыстряет свое течение.
    Военные походы, кампании были неотъемлемой частью политики Петра. И хотя они очень изнуряли держава, вести их приходилось следом ствие исторической необходимости. Исконные русские земли на юге были захвачены татарами и турками, преградившими путь РФ к Черному морю. Выход к Балтике закрыт шведскими гарнизонами. Первоначально проигранные сражения только закалили молодого царя. «От беды и позора под Азо-вом кукуйский кутилка сразу возмужал, неудача бешеными удилами взнуздала его. Даже близкие не узнавали — другой человек: зол, упрям, деловит».
    В Воронеже возводятся верфи, поспешно строится флот. На следующий год Петр берет Азов: «… в первую голову это была победа над своими: Кукуй одолел Москву». Писатель показывает Петра, овладевшего 14-ю ремеслами, на приеме послов и у кузнечного горна, крепящим снасти на паруснике и в пороховом дыму баталий, в царских покоях и в сцене трактирной пирушки. Во час войны со шведами Петр «не умывался, ел на ходу». С лицом, обожженным солнцем, с ладонями в кровавых мозолях, в пыльном, пропахшем табаком и потом кафтане — таким предстает царь Петр на страницах романа. Мы видим императора на верфи, за столом военного совета, в пыточном застенке, на ассамблеях и у прелестной Анхен.
    Третья книга романа не была окончена из-за смерти писателя. Здесь Петр изображен несколько иным, чем в первых двух книгах. Главный герой становится опытным, зрелым властителем. Ощущением уверенности дышит его крупная фигура, лишенная резких, порывистых движений, которые подмечались прежде. Но выпуклые глаза царя по-прежнему «строгие, страшноватые», у него ещё случаются вспышки необузданного гнева, однако во всем облике уже больше сдержанности, характерной для государственного мужа — дальновидного, проницательного, властного, более того жестокого.
    На страницах романа, запечатлевших победный штурм Нарвы, Петр олицетворяет «грозное величие» монарха, вдохновленного высокой государственной целью: «Дело было европейское: юморность ли — штурмом взять одну из неприступнейших крепостей в свете». Свежий ветер с Балтики рвет паруса петровских фрегатов и бригантин, идущих кильватерным строем после победы под Юрьевом. Так молодая Россия, напрягая свои силы в битвах с внешними и внутренними врагами, неудержимо устремилась в будущее.
    С большим художе
    ственным мастерством воссозданы и другие исторические деятели: Меньшиков, Лефорт, Ромодановский, царевна Наталья. Но центром романа, к которому стягиваются все нити повествования, является образ Петра, вылепленный Алексеем Толстым крупно, выпукло, мощно. В его натуре воплощены основные противоречия того времени. Петр Первый — национальный участник большого масштаба. После «Полтавы» Пушкина роман Алексея Толстого — это самая большая удача в создании образа Петра в русской литературе.
    Писатель не идеализировал Петра I. Горячность и темперамент, с которыми Петр принимается за ломку и искоренение старых порядков, нередко приводят к издевательству над людьми. Деспотизм царя-самодержца проявляется, например, в том, что он с издевкой режет боярам бороды, бесчинствует в их домах, устраивает дикие шутовские шествия по улицам Москвы.
    Но по отношению к родовитым боярам, недовольным реформами и тяготеющим к старому укладу жизни, деспотизм царя совершенно оправдан. Толстой рисует в романе запоминающиеся типы спесивых, чванливых бояр родовитых фамилий, способных только сокрушаться по поводу старых порядков, ушедших теперь из жизни. Таков старый боярин Буйносов, медлительный и вялый тугодум, который олицетворяет вырождение этого привилегированного сословия в петровскую эпоху. На смену ему приходят энергичные, деятельные представители служилого дворянства и купечества, которые активно участвуют в преобразованиях Петра. Такие герои, как Александр Меньшиков, Андрей Голиков, семья Бровкиных, сделали головокружительную карьеру, став близкими сподвижниками царя.
    Высоко оценив роль петровских реформ для развития и процветания РФ, Толстой указал на негативные явления эпохи правления Петра. Через весь роман проходят картины нищеты, забитости, угнетения и бесправия народа. Мы видим крестьян, холопов, солдат, беглых людишек, тех, кто невыносимо страдает от поборов и притеснений.
    В роман Алексея Толстого отражено все многообразие проблематики петровской эпохи. И тем не менее это не историческая хроника, а широкое социально-психологическое и драматическое полотно, вместившее в себя бури и страсти переходного периода жизни РФ.
    Замечательно, что не только Россия, но и европейский театр военных действий захвачен автором. Европейская дипломатия, интриги королей и куртизанок, жизнь купцов и ремесленников также отражены в романе со всей полнотой. Работая над большим эпическим полотном, Алексей Толстой использовал большое количество исторических документов: «пыточные» записи, старинные судебные акты, так называемые материалы «Слова и дела», фольклорные источники. Все это помогало передать колорит далекой эпохи, воссоздать язык русского народа XVIII века.
    Роман Алексея Николаевича Толстого дает яркое и обширное представление о личности великого преобразователя РФ и самом российском государстве той поры. Это художественный памятник великому императору Петру 1 и его эпохе.

  5. 1682-1725 — это период правления Петра Первого.
    Основными направлениями его деятельности были: реформа государственного управления и выход к Черному морю.
    Петр Первый усовершенствовал систему государственного аппарата: вместо Боярской Думы был создан Правительственный Сенат, также были созданы двенадцать коллегий, имеющие определенную сферу деятельности и полномочий.
    Результатом этой реформы является то, что деятельность большинства государственных органов стала регламентированной. Россия стала абсолютной монархией.
    В сфере внешней политики Петр Первый стремился добиться выхода к Балтийскому морю, которое контролировалось Швецией. Ключевым событием в Северной войне была Полтавская битва (1709). В этом сражении большую роль сыграл А.Д. Меншиков. Он командовал сначала авангардом, а затем левым флангом русской армии. А.Д. Меншиков разбил отряд генерала Шлиппенбаха и корпус генерала Рооса, существенно ослабив армию Карла Двенадцатого, что во многом предрешило победу русских войск.
    В результате Северной войны был подписан Ништадтский мирный договор. Этот договор «открывал» для России «окно в Европу», а также были присоединены Карелия, Ливония, южная часть Финляндии и пр. территории.
    Оба события – административная реформа и Северная война — были продиктованы общей причиной: получение выхода к Балтийскому морю было для России важной экономической задачей. Для этого сначала было необходимо усовершенствовать систему государственного управления, которое во многом устарело к началу 18 века.
    Результатом данных событий стало укрепление власти императора и превращение мало кому известного Московского государства в Российскую империю. А становление Российской империи сопровождалось внедрением многих новшеств, позволивших России занять подобающее ей место среди государств Западной Европы.
    Правление Петра Первого нельзя оценить однозначно. С одной стороны, его деятельность была направлена на устранение экономической и культурной отсталости страны.
    Но с другой стороны, деятельность Петра Первого носила и разрушительный характер. Пример тому — строительство Петербурга, кораблей, рекрутские наборы, бесконечные войны — унесли жизни тысяч людей.

  6. Петр Алексеевич был наделен целеустремленностью, сильной волей и недюжинным умом. Всю жизнь он стремился к знаниям, пополняя их в различных областях, а особое внимание уделял морскому и военному делу. Царь учился строить корабли, в Кенигсберге окончил курс артиллерийских наук, на верфях Амстердама работал плотником, чтобы постичь  корабельную архитектуру, изучил курс кораблестроения в Англии.
    В 1698 году по возвращении из своего путешествия по Западной Европе он запустил масштабные реформы государственного и общественного устройства в России. Одним из основных достижений Петра считается расширение российских территорий после успешной Великой Северной войны. Это сделало Петра в 1721 году российским императором.
    Монарх приказывал закупать за границей приборы, книги, оружие, приглашал иностранных ученых и мастеров. Он общался с Исааком Ньютоном, Готфридом Лейбницем и многими другими выдающимися учеными. А в 1717 году Петр I вошел в Парижскую Академию наук в качестве почетного члена.
    В годы его царствования в России осуществился ряд крупных реформ, призванных справиться с отсталостью страны во всех сферах жизни. К примеру, принятый им Табель о рангах определил порядок служебного чинопроизводства в зависимости от личных способностей и заслуг, а не от знатности.
    Петр I был великим человеком. Он колоссально продвинул Россию вперед, сделав в ее развитие неоценимый вклад. Думаю, страна во многом выиграла от его правления.

  7.     Петр 1 сочинение по истории ЕГЭ

             1682 – 1725 гг – период правления в России царя и императора Петра I Великого.
    Петр Первый был объявлен царем в 1682 году и являлся соправителем своего сводного брата Ивана V, однако в результате стрелецкого бунта фактически вместо братьев в стране правила царевна Софья. Реальную власть Петр получил в 1689 году после свержения Софьи и ее заключения в монастырь.

    Внутренняя политика

             Приоритетом внутренней политики Петра было превращение России в европейскую державу с развитой экономикой, мануфактурами и современным аппаратом управления. Одним из главных соратников Петра был его друг Александр Меншиков, который, несмотря на многочисленные обвинения в злоупотреблениях и коррупции, сыграл значительную роль в проведении реформ и военных успехах Петра.
    К началу правления Петра в России было всего несколько мануфактур, а к концу его царствования существовало уже 233 предприятия, в том числе более 90 крупных мануфактур, построенных в течение его царствования. Петр также развивал науку и культуру, пытаясь привить дворянам европейскую культуру, развивая каменное строительство и открывая школы и академии для подготовки офицеров, инженеров и других специалистов для государственных нужд.

    Внешняя политика

           Петр на протяжении всего правления вел агрессивную внешнюю политику, направленную на получение выхода к Черному или Балтийскому морю. Выход России к морю и создание современного морского флота были необходимы для развития торговли со странами запада. Для реализации этих целей Россия при Петре начинала войны с Османской империей и Швецией.
    Не добившись успеха на юге, Петр Первый заключил союз с Польшей, Саксонией и Данией и объявил войну Шведскому королю Карлу XII. Эта война, названная Северной (1700-1721) закончилась победой союзников, и по ее итогу Россия получила территории Прибалтики и Ингерманландии, где Петром в 1703 году была основана новая столица России – Санкт-Петербург.
    Петр I во время Северной войны

    Итоги правления Петра I

          Личность Петра 1 считается, пожалуй, одной из самых противоречивых в российской истории. В исторической литературе можно встретить полярные оценки его деятельности современниками и историками, одни называли его “антихристом” и разрушителем русских традиций, в то время как другие считали его творцом современной России, вошедшей в круг великих держав и получившей шанс догнать в развитии передовые европейские державы.
    Другие исторические сочинения по периодам Вы можете просмотреть здесь!

  8. …чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и сильно узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер.
    А. Н. Толстой
    Роман Алексея Николаевича Толстого “Петр I” повествует о далекой эпохе конца XVII – начала XVIII веков, которая по праву осталась в русской истории как петровская. Работа автора над романом продолжалась 16 лет: с 1929 по 1945 г. г.
    Алексей Толстой мог бы высказать о себе словами Белинского: “Для меня Петр — моя философия, моя религия, мое откровение во всем, что касается России”. В романе “Петр I” продолжены традиции русской классической литературы, крупнейших представителей которой — Ломоносова, Пушкина, Льва Толстого — неизменно волновал образ великого реформатора.
    Писатель воссоздает политическую и культурную жизнь, бытовой и национальный колорит, нравы, обычаи, социальные и религиозные конфликты переломного времени. Картины народной жизни представлены и в конкретных образах. Это — Федька Умойся Грязью, один из первых строителей Петербурга; братья Воробьевы, отменные мастера, для которых что “колокол лить”, что “шпагу калить”, что “пистолет делать” — все играет в их талантливых руках. Это и кузнец Жемов — “редкой умелости человек”, мечтающий о воздушном полете. Не обходит автор и толпы нищих и “ярыжек” (беспутных людей, пьяниц), бунтующих и смирившихся, простых людей разных сословий и состояний.
    Над этой пестрой и многоликой, со скрежетом и стоном сдвинувшей-я с насиженного места Русью возвышается фигура императора Петра. Изображая характер царя, его деяния, автор нигде не нарушает исторического масштаба событий. Лагерь противников петровских реформ представлен в романе с пышностью и внешней монументальностью: величественная осанка и “поступь” Софьи, недоступность князя Голицына. Застойность и неподвижность в их среде подчеркнуты автором в неспешности развития сюжета, особенно первых глав романа.
    Образ Петра Великого характеризуется стремительностью, динамичностью, непоказной простотой. У Алексея Толстого как бы сама история РФ, подхлестнутая волей Петра, убыстряет свое течение.
    Военные походы, кампании были неотъемлемой частью политики Петра. И хотя они очень изнуряли держава, вести их приходилось следом ствие исторической необходимости. Исконные русские земли на юге были захвачены татарами и турками, преградившими путь РФ к Черному морю. Выход к Балтике закрыт шведскими гарнизонами. Первоначально проигранные сражения только закалили молодого царя. “От беды и позора под Азо-вом кукуйский кутилка сразу возмужал, неудача бешеными удилами взнуздала его. Даже близкие не узнавали — другой человек: зол, упрям, деловит”.
    В Воронеже возводятся верфи, поспешно строится флот. На следующий год Петр берет Азов: “… в первую голову это была победа над своими: Кукуй одолел Москву”. Писатель показывает Петра, овладевшего 14-ю ремеслами, на приеме послов и у кузнечного горна, крепящим снасти на паруснике и в пороховом дыму баталий, в царских покоях и в сцене трактирной пирушки. Во час войны со шведами Петр “не умывался, ел на ходу”. С лицом, обожженным солнцем, с ладонями в кровавых мозолях, в пыльном, пропахшем табаком и потом кафтане — таким предстает царь Петр на страницах романа. Мы видим императора на верфи, за столом военного совета, в пыточном застенке, на ассамблеях и у прелестной Анхен.
    Третья книга романа не была окончена из-за смерти писателя. Здесь Петр изображен несколько иным, чем в первых двух книгах. Главный герой становится опытным, зрелым властителем. Ощущением уверенности дышит его крупная фигура, лишенная резких, порывистых движений, которые подмечались прежде. Но выпуклые глаза царя по-прежнему “строгие, страшноватые”, у него ещё случаются вспышки необузданного гнева, однако во всем облике уже больше сдержанности, характерной для государственного мужа — дальновидного, проницательного, властного, более того жестокого.
    На страницах романа, запечатлевших победный штурм Нарвы, Петр олицетворяет “грозное величие” монарха, вдохновленного высокой государственной целью: “Дело было европейское: юморность ли — штурмом взять одну из неприступнейших крепостей в свете”. Свежий ветер с Балтики рвет паруса петровских фрегатов и бригантин, идущих кильватерным строем после победы под Юрьевом. Так молодая Россия, напрягая свои силы в битвах с внешними и внутренними врагами, неудержимо устремилась в будущее.
    С большим художественным мастерством воссозданы и другие исторические деятели: Меньшиков, Лефорт, Ромодановский, царевна Наталья. Но центром романа, к которому стягиваются все нити повествования, является образ Петра, вылепленный Алексеем Толстым крупно, выпукло, мощно. В его натуре воплощены основные противоречия того времени. Петр Первый — национальный участник большого масштаба. После “Полтавы” Пушкина роман Алексея Толстого — это самая большая удача в создании образа Петра в русской литературе.
    Писатель не идеализировал Петра I. Горячность и темперамент, с которыми Петр принимается за ломку и искоренение старых порядков, нередко приводят к издевательству над людьми. Деспотизм царя-самодержца проявляется, например, в том, что он с издевкой режет боярам бороды, бесчинствует в их домах, устраивает дикие шутовские шествия по улицам Москвы.
    Но по отношению к родовитым боярам, недовольным реформами и тяготеющим к старому укладу жизни, деспотизм царя совершенно оправдан. Толстой рисует в романе запоминающиеся типы спесивых, чванливых бояр родовитых фамилий, способных только сокрушаться по поводу старых порядков, ушедших теперь из жизни. Таков старый боярин Буйносов, медлительный и вялый тугодум, который олицетворяет вырождение этого привилегированного сословия в петровскую эпоху. На смену ему приходят энергичные, деятельные представители служилого дворянства и купечества, которые активно участвуют в преобразованиях Петра. Такие герои, как Александр Меньшиков, Андрей Голиков, семья Бровкиных, сделали головокружительную карьеру, став близкими сподвижниками царя.
    Высоко оценив роль петровских реформ для развития и процветания РФ, Толстой указал на негативные явления эпохи правления Петра. Через весь роман проходят картины нищеты, забитости, угнетения и бесправия народа. Мы видим крестьян, холопов, солдат, беглых людишек, тех, кто невыносимо страдает от поборов и притеснений.
    В роман Алексея Толстого отражено все многообразие проблематики петровской эпохи. И тем не менее это не историческая хроника, а широкое социально-психологическое и драматическое полотно, вместившее в себя бури и страсти переходного периода жизни РФ.
    Замечательно, что не только Россия, но и европейский театр военных действий захвачен автором. Европейская дипломатия, интриги королей и куртизанок, жизнь купцов и ремесленников также отражены в романе со всей полнотой. Работая над большим эпическим полотном, Алексей Толстой использовал большое количество исторических документов: “пыточные” записи, старинные судебные акты, так называемые материалы “Слова и дела”, фольклорные источники. Все это помогало передать колорит далекой эпохи, воссоздать язык русского народа XVIII века.
    Роман Алексея Николаевича Толстого дает яркое и обширное представление о личности великого преобразователя РФ и самом российском государстве той поры. Это художественный памятник великому императору Петру 1 и его эпохе.

  9. Исторический роман А. Н. Толстого «Петр Первый» охватывает довольно протяженный период истории России — начиная со смерти царя Федора Алексеевича и заканчивая сражением под Нарвой. Это был трудный период в жизни русского государства — переход от давних, устоявшихся жизненных принципов к новому образу жизни. Смело можно сказать, что именно в это время Русь окончательно стала Россией.
    Как и любая эпоха перемен, данный период стал настоящим испытанием для страны и всего народа. Ис­пытанием необычайно сложным, но крайне необходи­мым. Россия, закоснелая в патриархальном жизненном укладе, исчерпала возможности для дальнейшего раз­вития, увязла в застое, лишилась прогрессивного эле­мента своего существования. Ограниченные, не интересующиеся государственными делами бояре задавали тон во всеобщей симфонии отупения. Для них, влия­тельных людей страны, нормальным было сидеть у царского трона и «думать» — то есть просто ничего не делать. Естественно, что при таком состоянии пра­вящей верхушки ничего хорошего в низах быть не мог­ло, и не было.
    Крестьяне и рабочий люд, раздавленные налогами и поборами, стремительно беднели и разорялись. Мно­гие из них вынуждены были просить милостыню, а те, кто был поотчаяннее, брали в руки кистень и выходи­ли на дороги разбойничать, грабить проезжий люд, не разбираясь, кто побогаче, кто такой же нищий, как они сами. И отнюдь не только крестьяне становились разбойниками, иногда даже дворяне не гнушались по­добным способом добычи средств к существованию. Как, например, рассказывал Василию Волкову Михайла Тыртов: «Двадцать пять человек дворовых снаря­жены саблями и огневым боем у Степки-то Одоевско­го… Народ отчаянный… Он их приучил: больше года не кормил, — и только выпускал ночью за ворота искать добычи… Волки…»
    Таким образом, страна входила в период между­царствия измученной и разваленной. Надо учитывать, кроме того, что смена правителя — это трудное испы­тание даже для сильной и процветающей державы. Тем более, когда наследники еще совсем дети. И Федор Алексеевич еще не успел испустить дух, а бояре уже обсуждали, кому из двух малолетних царевичей стать самодержцем.
    В той, старой, России иностранцы еще не были в почете, скорее даже наоборот. За их деловую хватку, за умение в любой ситуации извлечь личную выгоду, даже просто за другой внешний вид русские ненавиде­ли пришельцев из Европы. «Немцы всем завладели. Ныне уж и лен, и пряжу на корню скупили. Кожи ску­пают, сами мнут, дьяволы, на Кукуе… Бабы наших, слабодских, «башмаков нипочем покупать не хотят, а спрашивают немецкие…» Ситуацию отражали слова купца Воробьева: «Мы, то есть Воробьевы, — ска­зал, — привезли на ярмарку в Архангельск шелку-сырца. И у нас, то есть немцы, — сговорились между собой, — того шелку не купили ни на алтын». До купцов, все еще торгующих по старинке, еще не успели дойти законы рынка, которые Европа уже знала и ис­пользовала. Они не умели делать деньги так, как нем­цы или англичане. Обладая огромным потенциалом, страна просто не понимала, как им распорядиться. Со­вершенно естественно, что за нее стали распоряжаться другие. Эти другие, то есть европейцы, вели себя в варварской стране по своим правилам: вытесняли ме­стных торговцев, подчиняли торговлю себе. Но винова­та в этом была сама Россия, не успевавшая за стреми­тельным прогрессом и из-за своей отсталости позво­лявшая над собой подобные эксперименты.
    Еще одной страшной угрозой для тогдашней Рос­сии была, как ни странно и дико это звучит, ее армия. Со стрельцами нужно было считаться. Ведь они пред­ставляли настоящую армию и могли взяться за ору­жие. Стрелецкий бунт мог иметь вполне предсказуе­мые последствия: за непродолжительное время вос­ставшие были способны буквально утопить в крови Москву, да заодно и все государство. Понимая, что стрельцы являются чуть ли не единственной настоя­щей силой в находящейся на распутье державе, многие знатные люди хотели бы привлечь их на свою сторону. И неудивительно — поставив стрельцов под свои зна­мена, можно было бы навести в державе свой порядок и добиться настоящей, неограниченной власти. А по­просту — стать царем.
    И бунт происходит: «Пошумели стрельцы. Истре­били бояр: братьев царицы Ивана и Афанасия Нарыш­киных, князей Юрия и Михайлу Долгоруких, Григория и Андрея Ромодановских… и других — похуже родом. Получили стрелецкое жалованье — двести сорок ты­сяч рублей, и еще по десяти сверх того рублев каждому стрельцу наградных… Приев и выпив кремлевские запасы, стрельцы разошлись по слободам, посадские — по посадам. И все пошло по-старому. Ничего не случи­лось». Но ведь именно самое страшное — то, что даже буйство стрельцов, проливающих кровь, ничего не ме­няло в застойном пруду русской державы. Перемены коснулись только одного — над двумя малолетними царями стала правительницей Софья.
    Дополнительной проблемой в стране был религиоз­ный раскол. В те времена учение протопопа Аввакума еще пользовалось большим влиянием: слишком много было людей, успевших пожить в период, когда крести­лись двуперстием и совсем по-другому воспринимали религию. И, кстати, значительно хуже относились к иностранцам. Все новое и непонятное старообрядцы приписывали проискам антихриста. Так что если бы они смогли вернуть себе прежнее влияние, то ничего хорошего из этого бы не получилось.
    Казалось, уже ничто не способно пробудить Россию от ее многовековой спячки. И что ни один правитель не заставит ее изменяться, не сделает страной, с мнением которой придется считаться развитой Европе.
    Уж тем более, неподходящей кандидатурой на роль лидера (говоря современным языком), способного вы­вести страну из застоя, казался царь Петр. Он вообще был непонятен для многих. И своей дружбой с кукуевскими немцами, и военными забавами с «потешными». К будущему самодержцу не относились всерьез. На­верное, именно поэтому в результате Петр сумел взять власть в свои руки и распорядиться ею так, как до это­го на распоряжался никто.
    Потешные войска — на этом моменте в жизни Пет­ра стоит немного остановиться. Данную забаву молодо­го царя считали полной блажью русские, но очень се­рьезно к ней относились иностранцы, немцы из Кукуевской слободы: «Погодите, дайте нам год или два сроку, у царя Петра будет два батальона такого вой­ска, что французский король или сам принц Морис Саксонский не постыдится ими командовать…» Ино­земцы оказались прозорливее. Потешные войска ста­новились не только все более обученными и умелыми, но и количественно выросли до двух полков — Преоб­раженского и Семеновского. Наконец, Голицын в разго­воре с царевной Софьей вынужден признать, что стрельцы — не чета этим войскам.
    Осознав, что Петр из шута вдруг превратился в че­ловека, с которым надо считаться, его недруги начали борьбу с молодым царем весьма обычными для Руси методами — снова подговаривался к бунтам народ, опять готовились покушения и копились силы для того, чтобы при необходимости взять Преображенское штурмом. Конфронтация царя Петра и царевны Софьи достигла своей критической точки.

  10. 10
    Текст добавил: ТАЩУСЬ С ЕЁ АРОМАТА

    Ещё в детские годы Пётр 1 показывал свои способности к управлению войско. Из друзей – мальчишек он собрал войско, которое в будущем стало называться гвардией. Маленький Пётр и его друзья не замечали, как играя в войну они росли, и становились сплочённой командой.
    Когда Пётр был ребёнком, он любил бегать в Немецкую слободу – квартал, где проживали иностранцы. Он проводил там достаточно много времени, общаясь с приезжими.
    Как только Пётр стал единственным правителем, он сделал Россию империей, а себя – императором. Этот титул сохранился и у его потомков.
    Почти сразу же после восхождения на престол новый император принял решение “прорубить окно в Европу”. Так началась Северная война. Самые значимые бои были в Полтаве и на островах Балтийского моря. Для завоевания земель пришлось построить флот. Пётр сам строил некоторые корабли. Это поднимало дух народа. В результате войны многие земли отошли России.
    На завоёванных землях Пётр основал город Санкт-Петербург и сделал его столицей империи. Многие здания в Санкт-Петербурге были построены по проекту итальянского архитектора Доменико Трезини. В моду также были внесены большие изменения. Девушки вынуждены были носить европейские неудобные платья с тугими корсетами, а мужчинам насильно состригали бороды. Из Европы Пётр привёз табак и другие вредные вещи.
    Император был не только активным политическим деятелем, но и интересующимся человеком. За свою жизнь он обучился многим ремёслам, знал культуру многих европейских стран, выучил несколько иностранных языков.
    Пётр 1 сделал много хорошего для страны. Он дал России торговый путь в Европу по Балтийскому морю. Сделал Россию европейской страной. Создал мощный флот. Но его правление имело также и минусы. Например во время его правления собирали много налогов, применяли физическое насилие по отношению к народу, приучали к вредным привычкам.

  11. Биография Петра:
    Пётр I Великий (1672 – 1725) — выдающийся государственный деятель, московский царь из династии Романовых, всероссийский император с 1721 года, великий реформатор! Родился Петр Первый 30 мая (9 июня) 1672 года в Москве. В биографии Петра 1 важно отметить, что он был младшим сыном царя Алексея Михайловича от второго брака с царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной. С одного года воспитывался няньками. А после смерти отца, в возрасте четырех лет, опекуном Петра стал его сводный брат и новый царь Фёдор Алексеевич.
    С возраста 5 лет маленького Петра начали обучать азбуке. Уроки ему давал дьяк Н. М. Зотов. Однако образование будущий царь получил слабое и не отличался грамотностью.
    ПРИХОД К ВЛАСТИ:
    1682 году, после смерти Фёдора Алексеевича, 10-летний Петр и его брат Иван были провозглашены царями. Но фактически управление взяла на себя их старшая сестра — царевна Софья Алексеевна.
    В это время Петр и его мать вынуждены были отдалиться от двора и переехать в село Преображенское. Здесь у Петра 1 возникает интерес к военной деятельности, он создает «потешные» полки, которые стали впоследствии основой русской армии. Увлекается огнестрельным делом, кораблестроением. Много времени проводит в Немецкой слободе, становится поклонником европейской жизни, заводит друзей.
    Петр продолжил войну с Крымом, взял крепость Азова. Дальнейшие действия Петра I были направлены на создание мощного флота. Внешняя политика Петра I того времени была сосредоточена на поиске союзников в войне с Османской империей. С такой целью Петр отправился в Европу.
    В это время деятельность Петра I заключалась только в создании политических союзов. Он изучает кораблестроение, устройство, культуру других стран. Вернулся в Россию после известия о стрелецком мятеже. В результате путешествия захотел изменить Россию, для чего было сделано несколько нововведений. Например, введено летоисчисление по юлианскому календарю.
    Для развития торговли требовался выход к Балтийскому морю. Так что следующим этапом правления Петра I стала война со Швецией. Заключив мир с Турцией, захватил крепость Нотебург, Ниеншанц. В мае 1703 года было начато строительство Санкт-Петербурга. В следующем году – взяты Нарва, Дерпт. В июне 1709 года в Полтавской битве Швеция была разгромлена. Вскоре после смерти Карла XII был заключен мир между Россией и Швецией. К России присоединились новые земли, был получен выход в Балтийское море.

  12. …чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер.
    А. Н. Толстой
    Роман Алексея Николаевича Толстого “Петр I” повествует о далекой эпохе конца XVII — начала XVIII веков, которая по праву осталась в русской истории как петровская. Работа автора над романом продолжалась 16 лет: с 1929 по 1945 год.
    Алексей Толстой мог бы сказать о себе словами Белинского: “Для меня Петр — моя философия, моя религия, мое откровение во всем, что касается России”. В романе “Петр I” продолжены традиции русской классической литературы, крупнейших представителей которой — Ломоносова, Пушкина, Льва Толстого — неизменно волновал образ великого реформатора.
    Писатель воссоздает политическую и культурную жизнь, бытовой и национальный колорит, нравы, обычаи, социальные и религиозные конфликты переломного времени. Картины народной жизни представлены и в конкретных образах. Это — Федька Умойся Грязью, один из первых строителей Петербурга; братья Воробьевы, отменные мастера, для которых что “колокол лить”, что “шпагу калить”, что “пистолет делать” — все играет в их талантливых руках. Это и кузнец Жемов — “редкой умелости человек”, мечтающий о воздушном полете. Не обходит автор и толпы нищих и “ярыжек” (беспутных людей, пьяниц), бунтующих и смирившихся, простых людей разных сословий и состоянии.
    Над этой пестрой и многоликой, со скрежетом и стоном сдвинувшейся с насиженного места Русью возвышается фигура императора Петра. Изображая характер царя, его деяния, автор нигде не нарушает исторического масштаба событий. Лагерь противников петровских реформ представлен в романе с пышностью и внешней монументальностью: величественная осанка и “поступь” Софьи, недоступность князя Голицына. Застойность и неподвижность в их среде подчеркнуты автором в неспешности развития сюжета, особенно первых глав романа.
    Образ Петра Великого характеризуется стремительностью, динамичностью, непоказной простотой. У Алексея Толстого как бы сама история России, подхлестнутая волей Петра, убыстряет свое течение.
    Военные походы, кампании были неотъемлемой частью политики Петра. И хотя они очень изнуряли государство, вести их приходилось вследствие исторической необходимости. Исконные русские земли на юге были захвачены татарами и турками, преградившими путь России к Черному морю.
    Выход к Балтике закрыт шведскими гарнизонами. Первоначально проигранные сражения только закалили молодого царя. “От беды и позора под Азовом кукуйский кутилка сразу возмужал, неудача бешеными удилами взнуздала его. Даже близкие не узнавали — другой человек: зол, упрям, деловит”.
    В Воронеже возводятся верфи, поспешно строится флот. На следующий год Петр берет Азов: “… в первую голову это была победа над своими: Кукуй одолел Москву”. Писатель показывает Петра, овладевшего 14-ю ремеслами, на приеме послов и у кузнечного горна, крепящим снасти на паруснике и в пороховом дыму баталий, в царских покоях и в сцене трактирной пирушки. Во время войны со шведами Петр “не умывался, ел на ходу”. С лицом, обожженным солнцем, с ладонями в кровавых мозолях, в пыльном, пропахшем табаком и потом кафтане —таким предстает царь Петр на страницах романа. Мы видим императора на верфи, за столом военного совета, в пыточном застенке, на ассамблеях и у прелестной Анхен.
    Третья книга романа не была окончена из-за смерти писателя. Здесь Петр изображен несколько иным, чем в первых двух книгах. Главный герой становится опытным, зрелым властителем. Ощущением уверенности дышит его крупная фигура, лишенная резких, порывистых движений, которые подмечались прежде. Но выпуклые глаза царя по-прежнему “строгие, страшноватые”, у него еще случаются вспышки необузданного гнева, однако во всем облике уже больше сдержанности, характерной для государственного мужа дальновидного, проницательного, властного, даже жестокого.
    На страницах романа, запечатлевших победный штурм Нарвы, Петр олицетворяет “грозное величие” монарха, вдохновленного высокой государственной целью: “Дело было европейское: шутка ли — штурмом взять одну из неприступнейших крепостей в свете”. Свежий ветер с Балтики рвет паруса петровских фрегатов и бригантин, идущих кильватерным строем после победы под Юрьевом. Так молодая Россия, напрягая свои силы в битвах с внешними и внутренними врагами, неудержимо устремилась в будущее.
    С большим художественным мастерством воссозданы и другие исторические деятели: Меньшиков, Лефорт, Ромодановский, царевна Наталья.
    Но центром романа, к которому стягиваются все нити повествования, является образ Петра, вылепленный Алексеем Толстым крупно, выпукло, мощно. В его натуре воплощены основные противоречия того времени. Петр Первый — национальный деятель большого масштаба. После “Полтавы” Пушкина роман Алексея Толстого — это самая большая удача в создании образа Петра в русской литературе.
    Писатель не идеализировал Петра I. Горячность и темперамент, с которыми Петр принимается за ломку и искоренение старых порядков, нередко приводят к издевательству над людьми. Деспотизм царя-самодержца проявляется, например, в том, что он с издевкой режет боярам бороды, бесчинствует в их домах, устраивает дикие шутовские шествия по улицам Москвы. Но по отношению к родовитым боярам, недовольным реформами и тяготеющим к старому укладу жизни, деспотизм царя вполне оправдан. Толстой рисует в романе запоминающиеся типы спесивых, чванливых бояр родовитых фамилий, способных только сокрушаться по поводу старых порядков, ушедших теперь из жизни. Таков старый боярин Буйносов, медлительный и вялый тугодум, который олицетворяет вырождение этого привилегированного сословия в петровскую эпоху. На смену ему приходят энергичные, деятельные представители служилого дворянства и купечества, которые активно участвуют в преобразованиях Петра. Такие герои, как Александр Меньшиков, Андрей Голиков, семья Бровкиных, сделали головокрутельную карьеру, став близкими сподвижниками царя.
    Высоко оценив значение петровских реформ для развития и процветания России, Толстой указал на негативные явления эпохи правления Петра. Через весь роман проходят картины нищеты, забитости, угнетения и бесправия народа. Мы видим крестьян, холопов, солдат, беглых людишек, тех, кто невыносимо страдает от поборов и притеснений.
    В роман Алексея Толстого отражено все многообразие проблематики петровской эпохи. И тем не менее это не историческая хроника, а широкое социально-психологическое и драматическое полотно, вместившее в себя бури и страсти переходного периода жизни России.
    Замечательно, что не только Россия, но и европейский театр военных действий захвачен автором. Европейская дипломатия, интриги королей и куртизанок, жизнь купцов и ремесленников также отражены в романе со всей полнотой. Работая над большим эпическим полотном, Алексей Толстой использовал большое количество исторических документов: “пыточные” записи, старинные судебные акты, так называемые материалы “Слова и дела”, фольклорные источники. Все это помогало передать колорит далекой эпохи, воссоздать язык русского народа XVIII века.
    Роман Алексея Николаевича Толстого дает яркое и обширное представление о личности великого преобразователя России и самом российском государстве той поры. Это художественный памятник великому императору Петру I и его эпохе.

  13. Исторический роман «Петр 1? это неисчерпаемый источник подробных и очень интересных сведений о петровском времени, о социальных конфликтах, государственных и культурных реформах, о быте, нравах и людях той бурной эпохи. И что важнее всего это источник образных представлений о давно ушедшей жизни, оживленной щедрым и жизнерадостным талантом. Печать неповторимого таланта писателя лежит на всем повествовании эпохи Петра, поэтому вместе с историческими знаниями и непосредственно художественными впечатлениями от романа у нас складывается яркое представление о самом писателе, его творческой личности, об особенностях его подхода к жизни. Продолжая традиции великой реалистической литературы, Алексей Толстой создает исторический роман, в котором органически сочетаются историческая правда /факты, события, подлинные герои историй/ с художественным вымыслом. В судьбе вымышленного героя, рядового человека изображаемой эпохи выражаются ее основные конфликты, дух общественной борьбы, содержание идейной жизни.
    Изображая жизненное поведение и внутренний мир этого героя,
    писатель наиболее полно и достоверно передает дух времени.
    Историческая правда и могучая фантазия писателя, соединившись,
    создают иллюзию полной жизни давно минувшего времени. Личность
    Петра оказалась чрезвычайной и сама по себе стала воздействовать на
    эпоху. Петр становится центром приложения действующих сил,
    оказывается во главе классовой борьбы между поместным дворянством
    и нарождающейся буржуазией. Эпохе нужен такой человек, как Петр, и
    он сам искал применения своим силам. Здесь было взаимодействие.
    Конечно, он один ничего сделать не мог, вокруг него накапливались
    силы. Действие романа развертывается на огромном пространстве: это
    Россия от Архангельска до Черного моря, от западных рубежей до
    Урала, это и европейские города, где побывал Петр.
    Повествование охватывает целую эпоху, ограниченную деятельностью главного героя романа Петра. Писатель показывает Петра на протяжении 25 лет. В
    романе изображены основные события того времени: восстание в
    Москве 1682 года, правление Софьи, поход русской армии в Крым,
    бегство Петра в ТроицеСергиевскую лавру, падение Софьи, борьба за
    Азов, путешествие Петра за границу, стрелецкий бунт, война со
    шведами, основание Петербурга. Историческая судьба главного героя
    определила построение романа. Однако еще до появления Петра мы
    вглядываемся в картины жизни допетровской Руси. Историческая
    неизбежность преобразований очевидна. Все в ожидании коренных
    изменений .в жизни. Этоощущается прежде всего в глухом
    недовольстве крестьян, мелкопоместного дворянства, бояр, стрелецких
    отрядов. Возникает вопрос о том, кто же сможет сдвинуть с места
    вековые устои русской старины. Ни Софья, ни царевич Иван, ни
    Василий Голицын не способны на это. Особенно значительно, с точки
    зрения художественного раскрытия роли личности в истории,
    противопоставление Василия Голицина Петру. Просвещенный
    мечтатель, Голицын в своих произведениях об идеальном
    государственном и общественном устройстве предвосхитил многие идеи
    Петра. В постоянном противопоставлении Голицыну и Софье писатель
    рисует Петра, растущего и мужающего в играх потешного полка в
    глухом уголке загородного Преображенского дворца.
    Писатель показывает, как история «выбирает» Петра, как исторические
    обстоятельства формируют те качества его личности, которые
    необходимы деятелю, влияющему на ход исторических событий.
    Писатель воспроизводит жизненные связи и противоречия всех классов
    общества. Крестьяне, бояре, купцы, оппозиционные стрельцы,
    раскольники и солдаты, духовенство и придворные петровского
    времени доживают под пером замечательного художника. Центром
    своеобразного притяжения является Петр и его ближайшие соратники:
    князь Ромодановский, купцы Бровкин, Елгулин, адмирал Головнин,
    Александр Меньшиков, Лефорт и другие. Но из поля зрения писателя
    не выпадает и рядовой человек, человек труда. Писатель показывает
    творческий гений русского народа, без которого были бы невозможны
    никакие преобразования. Воспроизводя живой, облик петровской
    эпохи, писатель не ограничивается обобщающими картинами жизни
    труда и страданий народа. Роль народа в петровских преобразованиях
    раскрыта в романе значительно глубже и многостороннее. В тесноте
    многочисленных персонажей не теряются образы простых людей из
    народа, умельцев, тружеников. Их золотые руки, смекалка, тонкое
    художественное чутье создали чудеса техники и искусства, вбивали
    первые сваи для будущей российской столицы.
    Алексей Толстой показывает вольнолюбие русского человека, который
    чтит память Степана Разина, не склоняет головы перед угнетателями.
    На Петра роптали угнетенные крестьяне, собирались в разбойничьи
    шайки и уходили в леса, при соединялись к раскольникам, в поисках
    воли уходили на Дон. Но в отношении народа к царю есть и другое:
    ропща и осуждая царя «мироеда», «антихриста», простые люди видят в
    нем необыкновенного царяреформатора, не поцарски трудолюбивого,
    пытливого, простого в обращении, отважного в бою. Не случайно
    писатель сводит своих героев из народа с Петром. Эти встречи и
    разговоры царя с людьми труда приоткрывают его отношение к своему
    собственному народу. Голос народа, его суд над историей звучат в
    авторской речи. В широком эпическом размахе повествования о России
    эпохи Петра 1 ощущается позиция писателярассказчика, который
    говорит от лица народа, оценивает прошлое с точки зрения народа.
    Именно эта позиция красноречиво свидетельствует о том, что рассказ о
    Петре и его времени в романе эта справедливый и объективный суд
    народа над историей.
    Правдивое изображение роли народа в коренных преобразованиях русской жизни при Петре 1 и запоминающиеся
    портреты героев, многочисленные эпизоды и массовые сцены создают
    неповторимую картину петровской эпохи. Художественным
    мастерством писателя, самобытностью его таланта роман завоевал самое
    широкое признание в нашей стране.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *