Сочинение на тему петр 1 и карл 12 в поэме а с пушкина полтава

14 вариантов

  1. Пушкин ценит Петра I за его умение принять верное решение В 1828 году А.С. Пушкин написал поэму «Полтава», в которой вместе с любовным, романтическим сюжетом вывел историческую сюжетную линию, связанную с социально-политическими проблемами России Петровского времени. В произведении появляются исторические деятели того времени: Петр I, Карл XII, Кочубей, Мазепа. Каждого из этих героев поэт характеризует как самостоятельную личность. А. С. Пушкина в первую очередь интересует поведение героев во время переломного для России Полтавского боя.
    Сопоставляя двух главных участников Полтавского сражения Петра I и Карла XII, поэт особое внимание уделяет той роли, которую сыграли в битве два великих полководца. Облик русского царя перед решающим сражением прекрасен, он весь в движении, в ощущении предстоящего события, он – само действие:
    …Выходит Петр. Его глаза
    Сияют. Лик его ужасен.
    Движенья быстры. Он прекрасен,
    Он весь, как божия гроза.
    Своим личным примером Петр воодушевляет русских солдат, он чувствует свою причастность к общему делу, поэтому при характеристике героя А.С. Пушкин использует глаголы движения:
    И он промчался пред полками,
    Могущ и радостен, как бой.
    Он поле пожирал очами…
    Полную противоположность Петру представляет шведский король – Карл XII, изображающий лишь подобие полководца:
    Несомый верными слугами,
    В качалке, бледен, недвижим,
    Страдая раной, Карл явился.
    Все поведение шведского короля говорит о его недоумении, смущении перед боем, Карл не верит в победу, не верит в силу примера:
    Вдруг слабым манием руки
    На русских двинул он полки
    Итог сражения предрешен поведением полководцев. Описывая в поэме «Полтава» двух военачальников, А.С. Пушкин характеризует два типа полководцев: флегматичного, заботящегося только о собственной выгоде шведского короля – Карла XII и самого главного участника событий, готового к решающей схватке, а впоследствии и основного победителя Полтавского сражения – русского царя Петра Первого. Здесь А.С. Пушкин ценит Петра I за его военные победы, за его умение принять единственно верное решение в трудный для России момент

  2. Произведение «Полтава» написана Пушкиным в жанре стихотворной поэмы. Пушкин назвал её так, тем самым указывая на подвиг не одного человека, а подвиг всего русского народа. Главная тема поэмы – способность русского народа отстоять свою независимость под руководством царя-реформатора Петра Первого.
    Поэт описывает образ Петра с присущей ему торжественностью и одухотворением, только светлыми и радостными красками. Молодая Россия строилась и «мужала с гением Петра». Настала пора дать решительный бой своему северному соседу – Швеции. Она препятствовала выходу русского флота в Балтийское море. К этому времени Петр Первый уже имел опыт победоносных сражений.
    Пушкин в поэме считает царя военным гением – он тактически грамотно расставил русские войска. Петр неотделим от своего войска и своего народа. Перед началом боя он на коне пронесся перед ними, поднимая боевой дух войнов. Рядом с ним его соратники. Пушкин их называет «птенцы гнезда Петрова, в трудах державства и войны». Поэт наделяет Петра Первого сверхчеловеческими чертами. Его глаза сияют, лицо его ужасно для врагов, он двигается быстро, похож на «божию грозу», ему не терпится начать сражение. В отличие от своего противника, короля Карла XII, он был уверен в нашей победе, «поле пожирал очами» и эта уверенность передалась войскам. Петр Первый и сам принимал участие в битве.
    После победоносного завершения сражения все, кроме разбитых шведов, радостно пируют. И опять поэт восхищается благородством Петра. Царь показывает образец душевной щедрости. Он угощает и своих военных начальников, и шведских. И поднимает чарку за своих противников, называя их при этом «своими учителями».
    В конце произведения автор подводит итог деяниям Петра Первого. Своими победами на благо России он ещё при жизни воздвиг себе памятник.

  3. Уникальность Александра Пушкина в изысканности его слога, идейной глубине и, конечно же, многогранности тематик произведений. В детстве читатели знакомятся с его сказками, а во взрослом возрасте узнают удивительный мир глубоких лирических и эпических стихотворений и поэм. Пушкин интересовался историей своей державы, ее становлением, поэтому не мог пройти мимо великого царя-реформатора, Петра I. Именно он стал центральным героем его поэмы «Полтава».
    В основе произведения лежит изображение главной битвы под Полтавой в ходе русско-шведской войны. На фоне исторических событий раскрываются характеры главных персонажей – Петра и Карла, шведского короля. Именно в сравнении этих двух важных исторических личностей таится ключ к пониманию именно такого завершения боя под Полтавой.
    Петр – победитель, Карл – проигравший. Но почему вышло именно так, а не иначе? Автор постепенно раскрывает образы героев, предоставляя ответ на этот вопрос.
    О шведском правителе поэт говорит не лестно, изображая его «воинственным бродягой». В ходе войны Карл замышляет опасную интригу – переносит действия на Украину и заручается помощью украинского гетмана.
    Автор даже в нескольких строках дает емкую характеристику Карлу:
    «Венчанный славой бесполезной,
    Отважный Карл скользил над бездной».
    Слава короля оказывается бесполезной, ведь она не подтверждена его доблестью. Карл – отважен, чего не скрывает автор, однако безрассуден. Он «скользит над бездной», то есть подвергает свое войско неоправданным рискам, замышляя разрушить русскую молодую державу. Карл – авантюрист, который мечтает о воинской славе. Ради победы он способен на любой низкий поступок. Он вступает в заговор с Мазепой, понимая, что ему доверяет русский царь.
    Абсолютно другим изображен в поэме Петр. Пушкин идеализирует царя-реформатора, наделяя его лучшими качествами правителя и человека. В отличие от Карла, он действует во благо государства и народа, а не в личных интересах. Не желая славы, он получает ее.
    В характеристике Петра можно найти оксюморон: «ужасен – прекрасен». Автор подчеркивает, что по отношению к врагу Петр был беспощаден – «лик его ужасен». Но для своих солдат он служил примером, всегда сражался наравне с ними, поэтому и кажется им прекрасным. После боя одержав победу над Карлом, русский царь устраивает большой пир. И в это мирное время он показывает уже другие положительные качества – щедрость, милосердие. Он искренне благодарит своих воинов и союзников, а так же проявляет снисхождение к пленным.
    Однако автор все же указывает на одну ошибку Петра. Он очень доверял Ивану Мазепе, как представителю новой знати, и поэтому не поверил верному ему Кочубею. Пережив предательство, Петр становится более мудрым правителем.
    Сравнивая этих исторических личностей в поэме «Полтава», Пушкин подчеркнул благородство русского царя Петра и подлость шведского короля Карла. Для поэта победа Петра I – это торжество справедливости.

  4. Произведение «Полтава» написана Пушкиным в жанре стихотворной поэмы. Пушкин назвал её так, тем самым указывая на подвиг не одного человека, а подвиг всего русского народа. Главная тема поэмы – способность русского народа отстоять свою независимость под руководством царя-реформатора Петра Первого.
    Поэт описывает образ Петра с присущей ему торжественностью и одухотворением, только светлыми и радостными красками. Молодая Россия строилась и «мужала с гением Петра». Настала пора дать решительный бой своему северному соседу – Швеции. Она препятствовала выходу русского флота в Балтийское море. К этому времени Петр Первый уже имел опыт победоносных сражений.
    Пушкин в поэме считает царя военным гением – он тактически грамотно расставил русские войска. Петр неотделим от своего войска и своего народа. Перед началом боя он на коне пронесся перед ними, поднимая боевой дух войнов. Рядом с ним его соратники. Пушкин их называет «птенцы гнезда Петрова, в трудах державства и войны». Поэт наделяет Петра Первого сверхчеловеческими чертами. Его глаза сияют, лицо его ужасно для врагов, он двигается быстро, похож на «божию грозу», ему не терпится начать сражение. В отличие от своего противника, короля Карла XII, он был уверен в нашей победе, «поле пожирал очами» и эта уверенность передалась войскам. Петр Первый и сам принимал участие в битве.
    После победоносного завершения сражения все, кроме разбитых шведов, радостно пируют. И опять поэт восхищается благородством Петра. Царь показывает образец душевной щедрости. Он угощает и своих военных начальников, и шведских. И поднимает чарку за своих противников, называя их при этом «своими учителями».
    В конце произведения автор подводит итог деяниям Петра Первого. Своими победами на благо России он ещё при жизни воздвиг себе памятник.

  5. (1 вариант)
    А.С. Пушкин ценит Петра I за его умение принять верное решение В 1828 году А.С. Пушкин написал поэму «Полтава», в которой вместе с любовным, романтическим сюжетом вывел историческую сюжетную линию, связанную с социально-политическими проблемами России Петровского времени. В произведении появляются исторические деятели того времени: Петр I, Карл XII, Кочубей, Мазепа. Каждого из этих героев поэт характеризует как самостоятельную личность. А. С. Пушкина в первую очередь интересует поведение героев во время переломного для России Полтавского боя.
    Сопоставляя двух главных участников Полтавского сражения Петра I и Карла XII, поэт особое внимание уделяет той роли, которую сыграли в битве два великих полководца. Облик русского царя перед решающим сражением прекрасен, он весь в движении, в ощущении предстоящего события, он – само действие:
    …Выходит Петр. Его глаза
    Сияют. Лик его ужасен.
    Движенья быстры. Он прекрасен,
    Он весь, как божия гроза.
    Своим личным примером Петр воодушевляет русских солдат, он чувствует свою причастность к общему делу, поэтому при характеристике героя А.С. Пушкин использует глаголы движения:
    И он промчался пред полками,
    Могущ и радостен, как бой.
    Он поле пожирал очами…
    Полную противоположность Петру представляет шведский король – Карл XII, изображающий лишь подобие полководца:
    Несомый верными слугами,
    В качалке, бледен, недвижим,
    Страдая раной, Карл явился.
    Все поведение шведского короля говорит о его недоумении, смущении перед боем, Карл не верит в победу, не верит в силу примера:
    Вдруг слабым манием руки
    На русских двинул он полки.
    Итог сражения предрешен поведением полководцев. Описывая в поэме «Полтава» двух военачальников, А.С. Пушкин характеризует два типа полководцев: флегматичного, заботящегося только о собственной выгоде шведского короля – Карла XII и самого главного участника событий, готового к решающей схватке, а впоследствии и основного победителя Полтавского сражения – русского царя Петра Первого. Здесь А.С. Пушкин ценит Петра I за его военные победы, за его умение принять единственно верное решение в трудный для России момент.
    (2 вариант)
    Образы двух императоров в поэме «Полтава» противопоставлены друг другу. Петр с Карлом уже встречались:
    Суровый был в науке славы
    Ей дан учитель: не один
    Урок нежданный и кровавый
    Задал ей шведский паладин.
    Но все изменилось, и с тревогой и злобой видит перед собой Карл XII
    Уж не расстроенные тучи
    Несчастных нарвских беглецов,
    А нить полков блестящих, стройных,
    Послушных, быстрых и спокойных.
    Кроме автора, обоих императоров характеризует Мазепа, причем если А.С. Пушкин описывает Петра и Карла во время и после боя, то Мазепа вспоминает их прошлое и пророчит их будущее. Петру, чтобы не нажить себе врага, не надо было унижать его достоинство, дергая Мазепу за усы. Карла Мазепа называет «мальчиком бойким и отважным», перечисляет общеизвестные факты из жизни шведского императора («к врагу на ужин прискакать», «ответствовать на бомбу смехом», «обменять на рану рану»), и все же «не ему вести борьбу с самодержавным великаном». «Самодержавный великан» – Петр, ведущий в бой русские войска. Характеристика, выданная Карлу Мазепой, больше подошла бы юноше, чем именитому полководцу: «Он слеп, упрям, нетерпелив, // И легкомыслен, и кичлив…», «воинственный бродяга». Главная же ошибка шведского императора, с точки зрения Мазепы, в том, что он недооценивает противника, «силы новые врага успехом прошлым только мерит».
    Пушкинский Карл ещё «могучий», «отважный», но вот «грянул бой», и два великана столкнулись. Петр выходит из шатра «толпой любимцев окруженный», его голос звучен.
    Портрет, данный автором русскому императору, похож на все его живописные и скульптурные изображения. В поэме как бы воссоздается, оживает символ Петербурга, скульптура Фальконе:
    … Его глаза
    Сияют. Лик его ужасен.
    Движенья быстры. Он прекрасен,
    Он весь, как божия гроза.
    Идет. Ему коня подводят.
    Ретив и смирен верный конь.
    Почуя роковой огонь,
    Дрожит. Глазами косо водит
    И мчится в прахе боевом,
    Гордясь могущим седоком.
    Как непохоже на героический портрет Петра перед боем описание Карла.
    Несомый верными слугами,
    В качалке, бледен, недвижим,
    Страдая раной, Карл явился.
    Вожди героя шли за ним.
    Он в думу тихо погрузился.
    Смущенный взор изобразил
    Необычайное волненье.
    Казалось, Карла приводил
    Желанный бой в недоуменье…
    Вдруг слабым манием руки
    На русских двинул он полки.
    Только последние две строчки, ломая картину, ритм, говорят о том, насколько опасен и непредсказуем этот человек, сколько силы и угрозы скрыто в Карле. Петр могуч и радостен, Карл бледен и недвижим, но оба в предчувствии схватки. Рядом с русским императором «птенцы гнезда Петрова», со шведским – «вожди героя». На время боя все перемешалось: «швед, русский – колет, рубит, режет». Вожди, так по-разному начинавшие сражение, в пылу боя ведут себя одинаково: «Среди тревоги и волненья // На битву взором вдохновенья // Вожди спокойные глядят, // Движенья ратные следят…». Но уже близок миг победы, и шведы сломлены.
    Пирует Петр. И горд, и ясен
    И славы полон взор его.
    И царской пир его прекрасен.
    При кликах войска своего,
    В шатре своем он угощает
    Своих вождей, вождей чужих,
    И славных пленников ласкает,
    И за учителей своих
    Заздравный кубок подымает.
    Одним из учителей Петра был Карл XII. Где же он? Как реагирует учитель, побежденный своим учеником?
    Опасность близкая и злоба
    Даруют силу королю.
    Он рану тяжкую свою
    Забыл. Поникнув головою,
    Он скачет, русскими гоним…
    «Прошло сто лет», но помнят ли об этих сильных и гордых мужах? «В гражданстве северной державы, // В ее воинственной судьбе, //…ты воздвиг, герой Полтавы, // Огромный памятник себе». А Карл?
    Три углубленные в земле
    И мхом поросшие ступени
    Гласят о шведском короле.
    О славе и поражении могли бы многое рассказать герои Нарвы и Полтавы, расскажут поэты, прочтут и запомнят многие поколения читателей.

  6. Два великих полководца своего времени сошлись лицом к лицу под небольшой Полтавой. Это было очень важное сражение, от итого которого завесила и будущая судьба России, и судьба Швеции, и судьба Украины.
    Пушкин в своей поэме “Полтава” показывает нам образы главных действующих лиц этого сражения – короля Карла XII и императора Петра I.
    Очень по разному автор показывает этих героев.
    Карла XII он называет сперва гордым и удачливым, но уже перед самым началом битвы Мазепа говорит совсем иное о своем покровителе:
    Уже Карл предстает перед нами не грозным покорителем чужих земель, но всего лишь дерзким мальчишкой, который не может на равных вести сражение с “самодержавным великаном”.
    Внезапно у Карла обнаруживается много недостатков – он упрям, легкомысленен, кичлив, нетерпелив и слеп. В ходе Полтавской битвы Карл пребывает в полной растерянности, он не знает что ему делать, он уже проиграл битву морально.
    Напротив образ Петра, созданный Пушкиным дышит величием и благородством. Автор несколько раз повторяет слово “Прекрасен” описывая Петра. Это могущественный властелин, который точно знает чего он хочет и как этого добиться.
    Петр предстает перед нами богом войны, он внушает восхищение и ужас, враги трепещут при виде его, а сторонники воодушевляются:
    Сопротивляться такой силе просто невозможно и Пушкин это прекрасно показал. Петр держит все нити управления сражением в своих руках и делает с неприятелем все что захочет.

  7. Образ Петра I интересовал, увлекал Пушкина всю жизнь. Пётр I – полководец, патриот своего Отечества, решительный, стремительный, идеальный военачальник. Пётр I действовал во имя интересов мира и единства внутри страны и её укрепления как великой державы. Пётр – герой. Ему присуще красота, сила, величие, мощь. “И он промчался пред полками, могуч и радостен, как бой …”. В поэме «Полтава» образ Петра воспринимается как полубог, вершитель исторических судеб России. Вот как описано явление Петра на бранном поле: «Тогда-то свыше вдохновенный Раздался звучный глас Петра… » Сочетание ужасного и прекрасного в образе Петра подчеркивает его сверхчеловеческие черты: он и восхищает, и внушает ужас своим величием обычным людям. Уже одно его явление вдохновило войско, приблизило к победе. Прекрасен, гармоничен этот государь, победивший Карла и не возгордившийся удачей, умеющий так по-царски отнестись к своей победе: «В шатре своем он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает, И за учителей своих Заздравный кубок поднимает» . Значительность роли Петра Первого в поэме подтверждает
    эпилог. Через сто лет после Полтавской битвы не осталось ничего “от сильных, гордых сих мужей… ”. Осталась только история — огромный памятник Петра Первого. Памятник — главное, что есть в эпилоге,
    главное, что осталось после битвы. Поэтому Петр Первый становится, можно сказать, идеальным героем.
    Образу Петра в поэме противопоставлен образ другого полководца Карла 12.
    Поэт точен и в изображении Карла. Молодой король по призванию был воином. Своей безмерной жаждой боя и храбростью, личным примером он вдохновлял своих воинов. Они верили в него и преклонялись перед ним.
    Это был король-солдат, который жил только армией, войной, походами. Никакой личной жизни в собственном смысле слова у него попросту не было.
    Пушкин не скрывает его личной храбрости, но ведь он ведет захватническую войну, у него нет прогрессивных целей, он действует из честолюбивых соображений. Вот как описывает Карла в поэме Мазепа: «он слеп, упрям, нетерпелив, И легкомысленен, и кичлив» . Его поражение предопределено, это чувствует и сам Карл. : «Казалось, Карла приводил Желанный бой в недоуменье…» Упадший с высшей степени воинской славы и величия, раненый и терзаемый горестью и досадою, Карл переправился чрез Днепр с Мазепою и малочисленною свитою, и искал убежища в Турецкой империи. Но и там он не нашёл поддержки. Эпилог «Полтавы» сводит все содержание поэмы воедино:
    Прошло сто лет — и что ж осталось
    От сильных, гордых сих мужей,
    Столь полных волею страстей?
    Их поколенье миновалось —
    И с ним исчез кровавый след
    Усилий, бедствий и побед.
    Торжество дела Петра воплощено в исторической судьбе России, во имя которой он творил; память о Карле XII неразрывно связана с воспоминанием о его бесславии.

  8. Главная
    Сочинения по литературе
    Петр I и Карл XII в поэме Пушкина Полтава – сочинение
    (1 вариант)
    А.С. Пушкин ценит Петра I за его умение принять верное решение В 1828 году А.С. Пушкин написал поэму «Полтава», в которой вместе с любовным, романтическим сюжетом вывел историческую сюжетную линию, связанную с социально-политическими проблемами России Петровского времени. В произведении появляются исторические деятели того времени: Петр I, Карл XII, Кочубей, Мазепа. Каждого из этих героев поэт характеризует как самостоятельную личность. А. С. Пушкина в первую очередь интересует поведение героев во время переломного для России Полтавского боя.
    Сопоставляя двух главных участников Полтавского сражения Петра I и Карла XII, поэт особое внимание уделяет той роли, которую сыграли в битве два великих полководца. Облик русского царя перед решающим сражением прекрасен, он весь в движении, в ощущении предстоящего события, он – само действие:
    …Выходит Петр. Его глаза
    Сияют. Лик его ужасен.
    Движенья быстры. Он прекрасен,
    Он весь, как божия гроза.
    Своим личным примером Петр воодушевляет русских солдат, он чувствует свою причастность к общему делу, поэтому при характеристике героя А.С. Пушкин использует глаголы движения:
    И он промчался пред полками,
    Могущ и радостен, как бой.
    Он поле пожирал очами…
    Полную противоположность Петру представляет шведский король – Карл XII, изображающий лишь подобие полководца:
    Несомый верными слугами,
    В качалке, бледен, недвижим,
    Страдая раной, Карл явился.
    Все поведение шведского короля говорит о его недоумении, смущении перед боем, Карл не верит в победу, не верит в силу примера:
    Вдруг слабым манием руки
    На русских двинул он полки.
    Итог сражения предрешен поведением полководцев. Описывая в поэме «Полтава» двух военачальников, А.С. Пушкин характеризует два типа полководцев: флегматичного, заботящегося только о собственной выгоде шведского короля – Карла XII и самого главного участника событий, готового к решающей схватке, а впоследствии и основного победителя Полтавского сражения – русского царя Петра Первого. Здесь А.С. Пушкин ценит Петра I за его военные победы, за его умение принять единственно верное решение в трудный для России момент.
    (2 вариант)
    Образы двух императоров в поэме «Полтава» противопоставлены друг другу. Петр с Карлом уже встречались:
    Суровый был в науке славы
    Ей дан учитель: не один
    Урок нежданный и кровавый
    Задал ей шведский паладин.
    Но все изменилось, и с тревогой и злобой видит перед собой Карл XII
    Уж не расстроенные тучи
    Несчастных нарвских беглецов,
    А нить полков блестящих, стройных,
    Послушных, быстрых и спокойных.
    Кроме автора, обоих императоров характеризует Мазепа, причем если А.С. Пушкин описывает Петра и Карла во время и после боя, то Мазепа вспоминает их прошлое и пророчит их будущее. Петру, чтобы не нажить себе врага, не надо было унижать его достоинство, дергая Мазепу за усы. Карла Мазепа называет «мальчиком бойким и отважным», перечисляет общеизвестные факты из жизни шведского императора («к врагу на ужин прискакать», «ответствовать на бомбу смехом», «обменять на рану рану»), и все же «не ему вести борьбу с самодержавным великаном». «Самодержавный великан» – Петр, ведущий в бой русские войска. Характеристика, выданная Карлу Мазепой, больше подошла бы юноше, чем именитому полководцу: «Он слеп, упрям, нетерпелив, // И легкомыслен, и кичлив…», «воинственный бродяга». Главная же ошибка шведского императора, с точки зрения Мазепы, в том, что он недооценивает противника, «силы новые врага успехом прошлым только мерит».
    Пушкинский Карл ещё «могучий», «отважный», но вот «грянул бой», и два великана столкнулись. Петр выходит из шатра «толпой любимцев окруженный», его голос звучен.
    Портрет, данный автором русскому императору, похож на все его живописные и скульптурные изображения. В поэме как бы воссоздается, оживает символ Петербурга, скульптура Фальконе:
    … Его глаза
    Сияют. Лик его ужасен.
    Движенья быстры. Он прекрасен,
    Он весь, как божия гроза.
    Идет. Ему коня подводят.
    Ретив и смирен верный конь.
    Почуя роковой огонь,
    Дрожит. Глазами косо водит
    И мчится в прахе боевом,
    Гордясь могущим седоком.
    Как непохоже на героический портрет Петра перед боем описание Карла.
    Несомый верными слугами,
    В качалке, бледен, недвижим,
    Страдая раной, Карл явился.
    Вожди героя шли за ним.
    Он в думу тихо погрузился.
    Смущенный взор изобразил
    Необычайное волненье.
    Казалось, Карла приводил
    Желанный бой в недоуменье…
    Вдруг слабым манием руки
    На русских двинул он полки.
    Только последние две строчки, ломая картину, ритм, говорят о том, насколько опасен и непредсказуем этот человек, сколько силы и угрозы скрыто в Карле. Петр могуч и радостен, Карл бледен и недвижим, но оба в предчувствии схватки. Рядом с русским императором «птенцы гнезда Петрова», со шведским – «вожди героя». На время боя все перемешалось: «швед, русский – колет, рубит, режет». Вожди, так по-разному начинавшие сражение, в пылу боя ведут себя одинаково: «Среди тревоги и волненья // На битву взором вдохновенья // Вожди спокойные глядят, // Движенья ратные следят…». Но уже близок миг победы, и шведы сломлены.
    Пирует Петр. И горд, и ясен
    И славы полон взор его.
    И царской пир его прекрасен.
    При кликах войска своего,
    В шатре своем он угощает
    Своих вождей, вождей чужих,
    И славных пленников ласкает,
    И за учителей своих
    Заздравный кубок подымает.
    Одним из учителей Петра был Карл XII. Где же он? Как реагирует учитель, побежденный своим учеником?
    Опасность близкая и злоба
    Даруют силу королю.
    Он рану тяжкую свою
    Забыл. Поникнув головою,
    Он скачет, русскими гоним…
    «Прошло сто лет», но помнят ли об этих сильных и гордых мужах? «В гражданстве северной державы, // В ее воинственной судьбе, //…ты воздвиг, герой Полтавы, // Огромный памятник себе». А Карл?
    Три углубленные в земле
    И мхом поросшие ступени
    Гласят о шведском короле.
    О славе и поражении могли бы многое рассказать герои Нарвы и Полтавы, расскажут поэты, прочтут и запомнят многие поколения читателей.

  9. Большое значение имеет в системе образов противопоставление Петра и Карла XII, проявляющееся и в стилистической сфере. Сила и вдохновение Петра передаются с помощью коротких фраз, передающих энергию и стремительность героя “Полтавы”:…Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен Он весь, как божия грозаО Карле, “венчанном славой беспощадной”, Пушкин пишет распространенными предложениями, создающими впечатление медлительности и даже какой-то неуверенности:
    В качалке, бледен, недвижим
    страдая раной Карл явился” и “И слабым манием руки
    На русских тдвинул он полки”.
    Существенно, что Пушкин в поэме провозглашает идею о единстве национальных и государственных интересов русского и украинского народов. Действие поэмы происходит на Украине. Естественно, что Пушкин стремится воссоздать национальный колорит и споем повествовании. С этой целью он насыщает текст этнографическими деталями, воссоздает пленительные картины украинской Природы, вводит в поэму ряд украинизмов: хата, кат, рада и т. д. Правдивое, конкретно-историческое изображение Полтавской битвы и событий, ей предшествовавших, сочетается в поэме с явно романтическими чертами. Резко выраженный конфликт сильных характеров, эффектные сцены столкновения Марии с матерью и ее безумие, некоторая загадочность персонажей – все эти романтические мотивы придавали повествованию о важнейших исторических событиях эмоциональную приподнятость и лирическую взволнованность.

  10. Образ Петра I интересовал, увлекал Пушкина всю жизнь. Пётр I – полководец, патриот своего Отечества, решительный, стремительный, идеальный военачальник. Пётр I действовал во имя интересов мира и единства внутри страны и её укрепления как великой державы. Пётр – герой. Ему присуще красота, сила, величие, мощь. “И он промчался пред полками, могуч и радостен, как бой … ”. В поэме “Полтава” образ Петра воспринимается как полубог, вершитель исторических судеб России. Вот как описано явление Петра на бранном поле: “Тогда-то свыше вдохновенный Раздался звучный глас Петра… ” Сочетание ужасного и прекрасного в образе Петра подчеркивает его сверхчеловеческие черты: он и восхищает, и внушает ужас своим величием обычным людям. Уже одно его явление вдохновило войско, приблизило к победе. Прекрасен, гармоничен этот государь, победивший Карла и не возгордившийся удачей, умеющий так по-царски отнестись к своей победе: “В шатре своем он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает, И за учителей своих Заздравный кубок поднимает”. Значительность роли Петра Первого в поэме подтверждает
    эпилог. Через сто лет после Полтавской битвы не осталось ничего “от сильных, гордых сих мужей … ”. Осталась только история – огромный памятник Петра Первого. Памятник – главное, что есть в эпилоге,
    главное, что осталось после битвы. Поэтому Петр Первый становится, можно сказать, идеальным героем.
    Образу Петра в поэме противопоставлен образ другого полководца Карла 12.
    Поэт точен и в изображении Карла. Молодой король по призванию был воином. Своей безмерной жаждой боя и храбростью, личным примером он вдохновлял своих воинов. Они верили в него и преклонялись перед ним.
    Это был король-солдат, который жил только армией, войной, походами. Никакой личной жизни в собственном смысле слова у него попросту не было.
    Пушкин не скрывает его личной храбрости, но ведь он ведет захватническую войну, у него нет прогрессивных целей, он действует из честолюбивых соображений. Вот как описывает Карла в поэме Мазепа: “он слеп, упрям, нетерпелив, И легкомысленен, и кичлив”. Его поражение предопределено, это чувствует и сам Карл. : “Казалось, Карла приводил Желанный бой в недоуменье…” Упадший с высшей степени воинской славы и величия, раненый и терзаемый горестью и досадою, Карл переправился чрез Днепр с Мазепою и малочисленною свитою, и искал убежища в Турецкой империи. Но и там он не нашёл поддержки. Эпилог “Полтавы” сводит все содержание поэмы воедино:
    Прошло сто лет – и что ж осталось
    От сильных, гордых сих мужей,
    Столь полных волею страстей?
    Их поколенье миновалось –
    И с ним исчез кровавый след
    Усилий, бедствий и побед.
    Торжество дела Петра воплощено в исторической судьбе России, во имя которой он творил; память о Карле XII неразрывно связана с воспоминанием о его бесславии.

  11. Конечно же, такой пример не мог не воодушевить простых русских солдат. Петр понимает это, поэтому он показывает свою мощность, он настоящий вояка и нет ему равных.
    А вот Карл XII является полной противоположностью. Он недвижимый, бледен. Такое его состояние говорит о том, что шведский король в полном недоумении и, безусловно, он сам не верит в свою победу, а что же говорить о его солдатах, ощущающих энергетику, которая исходит от их полководца. Карл слаб и это проявляется во всем, даже в том, как он движется на своих врагов.
    Поэтому результат данного сражения является заранее предрешенным. Пушкин, описывая этих двух полководцев, показал два типа военачальников. Первый тип – это флегматик, который заботится о своей выгоде, то есть Карл XII и второй тип – это воин по своей натуре, который все готов сразиться в решающей схватке, поскольку знает, что победа будет за ним, и это, конечно же, Петр. Таким образом, поэт показывает, что русский царь умеет принимать единственные верные решения, которые приводили Россию к военным победам.
    Следует заметить, что образы этих императоров в произведении противопоставлены. К тому же Пушкин указывает и то, что эти два полководца уже раньше встречались. Кроме этого, особенную роль здесь играет и Мазепа, который характеризует обоих полководцев. Если Пушкин говорит о Петре и Карле во время боя и после него, то из воспоминаний Мазепы читатель может узнать об их прошлом, а также пророчит будущее этих двух героев. Поэтому Петру не стоило унижать Мазепу, ведь в его лице он нажил для себя серьезного врага. А вот Карла XII Мазепа и вовсе принимает за мальчика, который бойкий и отважный. Он не способен себя вести как взрослый, по этой причины и решения его лишены разума и смысла. И не его это должен быть бой, поскольку в нем шведский император встретился с «самодержавным великаном», который вел в бои русские войска.
    Та характеристика, которую дал Мазепа Карлу, не подходит для полководца, а скорее для юноши, ведь он отличается легкомыслием, упрямством, нетерпеливостью. К тому же шведский царь недооценивает своего врага и в этом кроется его главная ошибка. А ведь Петр I невероятно сильный противник, благодаря которому Россия одержала немало побед.
    И вот столкнулись в бою «два великана». Конечно же, Пушкин показывает все величие русского царя, который окружен толпой любимцев. Но все же не известно, чего ждать от Карла, поскольку ни в коем случае нельзя недооценивать своего противника. Шведский император непредсказуем в своих действиях. Когда битва началась, то все смешалось, даже вожди, которые являются совершенно разными, в какой-то момент в бою себя вели одинаково, но все же победа была одержана русскими солдатами, а шведы оказались сломлены.

  12. Творчество Александра Сергеевича Пушкина многогранно. С детства мы знаем его замечательные сказки, позже знакомимся с лирическими произведениями и узнаем, что великий поэт еще и неутомимый исследователь истории России. Его интересует и восстание под предводительством Емельяна Пугачева, и личность первого русского императора Петра I. Именно он является одним из персонажей поэмы « Полтава ».
    Являясь более исторической по своему содержанию, нежели романтической, поэма А. С. Пушкина « Полтава » занимает особое место в творчестве великого поэта. Она создана в 1828 году. В поэме поэт представил «героическую» концепцию личности Петра и его эпохи. В произведении можно проследить две сюжетные линии – триумф России в лице Петра I и историю любви и предательства Мазепы. Сюжет поэмы на первый взгляд кажется довольно простым, и только дочитав произведение, начинаешь понимать всю глубину его смысла. Поэт попытался найти новый подход к истории, в полной мере проявившийся позднее в «Капитанской дочке» .
    В «Полтаве» нельзя заметить романтического лиризма и личных признаний, которые часто встречались в ранних поэмах Пушкина. В этом произведении автор находится в позиции историка, свидетеля происходящих событий. После многочисленных исправлений в черновых вариантах, Пушкин пишет следующие строки, говорящие о походе Карла на Украину:
    Но время шло. Москва напрасно,
    К себе гостей ждала всечасно,
    Средь старых вражеских могил
    Готовя шведам тризну тайну.
    Внезапно Карл поворотил
    И перенес войну в Украйну.
    Пушкину Карл представляется «воинственным бродягой» , авантюристом, мечтавшим повернуть ход истории в другую сторону: раскроить на куски молодое, но уже могучее многонациональное российское государство.
    В «Полтаве» Пушкин пишет о Карле такие строки:
    Венчанный славой бесполезной,
    Отважный Карл скользил над бездной.
    Уже благодаря этим словам создается впечатление о Карле как о жестоком эгоистичном захватчике, готовом на любые подлости, упивающимся своей славой.
    Совершенно другим человеком предстает перед нами Петр I. Пушкин описывает образ государственного деятеля торжественно и одухотворенно:
    Была та смутная пора,
    Когда Россия молодая,
    В бореньях силы напрягая,
    Мужала с гением Петра…
    Образ Петра, созданный поэтом, окрашен светлыми и радостными красками.
    И он промчался пред полками,
    Могущ и радостен, как бой…
    Пирует Петр, и горд, и ясен,
    И славы полон взор его.
    И царский пир его прекрасен…
    Петр I стоит особняком среди всех героев «Полтавы» . Он не вовлечен в общую цепочку событий. Это не человек, а полубог, который описывается Пушкиным таким же высоким стилем, как «великие мужи» в старинных одах. И только один момент из всей поэмы является наиболее реальным – выход Петра I из шатра. Вся быстрота движения подчеркивается темпом стиха – четким и коротким:
    Раздался звучный глас Петра :
    «За дело, с богом! » Из шатра,
    Толпой любимцев окруженный,
    Выходит Петр . Его глаза
    Сияют. Лик его ужасен.
    Движенья быстры. Он прекрасен,
    Он весь дрожит, как божия гроза.
    Если Петр отличается энергией, упорством, мощью, боевым настроем, который передается войскам, то от Карла веет слабостью и безжизненностью:
    Казалось Карла приводил
    Желанный бой в недоуменье…
    Вдруг слабым манием руки
    На русских двинул он полки.
    В поэме звучит мысль о том, что те порывы, которые направлены на корыстные, эгоистические цели, обречены на провал. И лишь дела на благо родины и народа приносят пользу и остаются в памяти навсегда.
    После прочтения поэмы « Полтава » четко понимаешь разницу между теми путями истории, которые выбрали для себя Петр I и Карл XII . Вывод Пушкина торжественно звучит в финале «Полтавы» :
    В гражданстве северной державы,
    В ее воинственной судьбе,
    Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
    Огромный памятник себе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *