Сочинение на тему писатель успенский

7 вариантов

  1. Категория: Биографии и исторические личности
    Дата рождения: 22 декабря 1937 года.
    Место рождения: Егорьевск.
    Эдуард Николаевич Успенский – автор книг, Успенский Э.Н. – знаменитый писатель.
    22 декабря 1937 года в семье служащих Успенских, появился на свет Эдуард Николаевич Успенский. Произошло это в подмосковном городе Егорьевске.
    Отец Эдуарда работал в аппарате ЦК КПСС кинологом. В связи с этим фактом в доме Успенских всегда было много животных.
    Мать будущего писателя работала инженером. Сын так же приобрел специальность инженера, закончив Московский авиационный институт. Он даже успел поработать по специальности пару лет, но потом его затянула литература.
    Когда Эдуарду Успенскому было всего десять лет, умер его отец. В школе мальчик учился очень плохо, но потом взял себя в руки и к концу школы стал участником и победителем многочисленных олимпиад. Особенных успехов Эдуард добился в математике.
    Сочинять стихи Успенский начал еще в школьные годы, а учась в институте продолжил это дело. В шестидесятые годы его уже начали печатать в журналах. Работать Эдуард Успенский, как писатель, начал в юмористическом жанре с такими мэтрами как Горин, Арканов.
    Но первые его работы всегда “резала” цензура. Поэтому писатель и обратился к написанию детских произведений. Позднее Эдуард Успенский говорил, что с самого начала знал, что будет писать для детей, именно потому, что сам этого хотел.
    Но большую известность принесли Эдуарду Успенскому детские книги. Он стал известен так же и как сценарист детских мультфильмов.
    По его произведениям снимали и художественные фильмы. Он является автором известных детских передач.
    Книги Успенского переводились и издавались на разных языках, он популярен, как в России, так и за ее пределами. В Японии, к слову, существует фан – клуб Чебурашки, японские девочки и мальчики просто помешаны на этом сказочном герое, которого можно увидеть и на ручках, и на тетрадках, и даже на продуктах питания.
    А появился герой Чебурашка еще в детстве, когда у мальчика Эдика – непоседы и сорванца появилась игрушка с огромными ушами и маленьким носиком. Впоследствии автор вспомнит эту свою игрушку, назовет Чебурашкой и напишет о нем книгу.
    Эдуард Николаевич Успенский лауреат многочисленных премий и наград. Был три раза женат, имеет 3 детей.
    Достижения Эдуарда Успенского:
    • Популярный детский писатель, автор детских передач и сценарист детских мультфильмов.
    • Лауреат многочисленных премий и наград.
    Даты из биографии Эдуарда Успенского:
    • 1937 год – год рождения
    • 1960 – первая публикация
    • 1966 год – увидела свет книга про Крокодила Гену и Чебурашку
    • 2010 год – премия Корнея Чуковского

  2. Эдуард Николаевич Успенский родился в22декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области.
    Окончив школу, поступил в Московский авиационный институт. В студенческие годы начинает заниматься литературным творчеством, печатается с 1960. Институт окончил в 1961.
    Творческий путь он начинал как юморист, у него совместно с А.Аркановым вышло несколько юмористических книг. По собственному признанию, в детскую литературу попал случайно. Его детские стихи начали печатать, как юмористические, в «Литературной газете», они звучали в радиопередаче «С добрым утром!».
    Получил широкую известность как автор детских книжек: «Крокодил Гена и его друзья» (1966), «Вниз по волшебной реке» (1972) и др. Огромную популярность приобретают его пьесы, написанные совместно с Р.Качановым, — «Чебурашка и его друзья» (1970); «Наследство Бахрама» (1973); «Отпуск крокодила Гены»(1974) и др. Образы придуманных им Чебурашки, крокодила Гены и др. героев любят дети нескольких поколений. В 1976 вышел сборник стихов «Все в порядке». В 1980 — 90 публикует серию замечательных детских книжек: «Каникулы в Простоквашино», «Дядя Федор, пес и кот», «Колобок идет по следу», «Разноцветная семейка», «Красная Рука, Черная Простыня, Зеленые Пальцы (страшные повести для бесстрашных детей)», «Лекции профессора Чайникова (занимательный учебник по радиотехнике)» выходит в 1994.
    Эдуард Успенский выступал как автор сценариев мультфильмов, многие из которых любимы не одним поколением зрителей. Ее герои, Кроколил Гена и Чебурашка, живут в нескольких мультфильмах вот уже несколько десятилетий.
    Не меньший успех выпал на долю приключений друзей из Простоквашино — Дяди Федора, Шарика, кота Матроскина. И они тоже обрели свое экранное воплощение. Кроме того, Эдуард Успенский писал для популярной детской передачи «Радионяня», для телепередачи «АБВГДейка», ныне ведет передачу «В нашу гавань заходили корабли».
    Произведнеия писателя переведены более чем на 25 языков, его книги выходили в Финляндии, Голландии, Франции, Японии, США. В последние годы в организованном им издательстве «Самовар» публикуются его новые книги. Живет и работает в Москве.
    Недавно Эдуард Успенский заявил, что закончил многолетнюю работу над циклом исторических романов, рассказывающих о периоде Лжедмитрия и Смутного времени.

  3. Добрый юмор, весёлая игра, оригинальные персонажи, давно уже ставшие для нас родными и любимыми, забавные приключения в школе клоунов, в меховом интернате, в Простоквашино и других местах пришлись по вкусу и маленьким, и взрослым читателям. Талантливый сказочник Успенский по праву заслужил всенародную любовь.
    Желаем Эдуарду Николаевичу крепкого здоровья, творческого долголетия, исполнения заветных желаний!

    Книга Э. Успенского “Крокодил Гена и его друзья”

    Ученица 6 класса Морозова С.
    Эта книга радует всех: и детей, и взрослых! Спросишь у кого-нибудь на улице, знает ли он Крокодила Гену, Чебурашку, то, конечно же, отвечает, что это герои из любимой книги детства. Современное поколение ребят тоже охотно читает эту весёлую повесть. Никто не остаётся равнодушным! А песенка Крокодила Гены «День рождения» звучит на каждом детском  празднике.
    В этом произведении все герои очень позитивные и добрые. Несмотря на то что вредная Старуха Шапокляк далеко не положительный герой, она всё равно после каждой своей проделки мирится с Геной и  Чебурашкой. И заметьте, Шапокляк не пытается завоевать мир, устроить какую-то войну, как в многих захватывающих книгах современности. Она пакостит по мелочам, как обычный непослушный и капризный ребёнок.
    Но книга всё равно остаётся самой увлекательной детской повестью! Нет ни киборгов, ни роботов, ни других каких-то страшных героев. Здесь много интересных событий, есть крепкая дружба Гены и Чебурашки, смешные проказы Старухи Шапокляк.
    Кто не читал, ОБЯЗАТЕЛЬНО прочтите эту книгу!

    Книга Э. Успенского “Дядя Фёдор, пёс и кот”

    Ученик 6 класса Бессонов Т.
    Эдуард Успенский – один из моих любимых писателей. Я прочитал много его произведений, но самое глубокое впечатление оставила первая из прочитанных – «Дядя Фёдор, пёс и кот».
    Она повествует о приключениях очень самостоятельного мальчика, который ушёл из дома. А случилось это потому, что мама не разрешила ему взять в квартиру бездомного кота. Читая книгу, я подумал: «А как бы я поступил в таком случае?» Наверное, в моей семье просто не произошло бы такое, потому что мы с мамой и папой всегда можем найти выход из трудной ситуации.
    Книга Э. Успенского – это выдуманная история. Так и хочется воскликнуть: “Так не бывает!” Но автор уверен, что бывает, и рассказывает и о ребёнке, ставшем в шесть лет уж очень самостоятельным, и о практичном коте, и о легкомысленном, но добром псе. Они вместе жили-поживали, вели хозяйство и не давали друг друга в обиду.
    Конечно, нельзя забыть о почтальоне Печкине – единственном взрослом человеке, с которым общалась весёлая компания в деревне. Он, на мой взгляд, не очень похож на настоящих взрослых: постоянно мешает мирному существованию друзей. Только благодаря его вредности родители мальчика узнали, где живёт их сын и что с ним происходит.
    Это добрая сказка, поэтому и заканчивается она по-доброму. Познакомившись с Матроскиным и Шариком, мама не только изменила своё мнение, но и подружилась с котом и псом и полюбила жизнь в деревне.
    Мне очень понравилась эта книга, она очень весёлая и читается на одном дыхании. Чтение книг Эдуарда Успенского всегда доставляет мне огромное удовольствие.

    Отзыв о книге Э. Успенского

    Ученик 6 класса Титов Р.
    Я начал читать книгу “ДЯДЯ ФЁДОР, ПЁС И КОТ” во втором классе. За день мог прочитать две книги. У меня есть вся серия, состоящая из пяти произведений. В первой книге мы знакомимся с друзьями дяди Фёдора и его семьёй. В один прекрасный момент у них поселяется корова Мурка, которая даёт вкусное-превкусное молоко.
    Вторая книга называется ” ЗИМА В ПРОСТОКВАШИНО”. Здесь все события связаны с Новым годом. Много дел ещё не сделано: нашим героям приходится испытать и радость, и горе. Зато можно встретить Новый год всей семьёй.
    Третья книга — “КАНИКУЛЫ В ПРОСТОКВАШИНО”. Наступило лето, приехал дядя Фёдор в Простоквашино и узнал,  что Шарик увлёкся поэзией и стал писал стихи.
    Четвертая книга — “ЛЮБИМАЯ ДЕВОЧКА ДЯДИ ФЁДОРА”. Этим же летом дядя Фёдор знакомится с девочкой Катей, которая приехала из Америки к профессору Сёмину со своим папой, а папа её — брат профессора. Дядя Фёдор стал немножко забывать о своих питомцах, но потом они вместе катались на “ТР-МИТЯ” и веселились.
    И, наконец, последняя часть — “ТЁТЯ ДЯДИ ФЁДОРА”. К дяде Фёдору приезжает его тётя, которую прозвали БАМБИНО. Она кардинально меняет Простоквашино. Впрочем, не буду много рассказывать, а то неинтересно читать.
    А теперь проверим наших читателей. Хорошо ли Вы помните повесть “Дядя Фёдор, кот и пёс”? Попробуйте ответить на вопросы викторины, опубликованной в журнале “Мурзилка” в № 12 за 1997 год.
    Как звали маму и папу дяди Фёдора?
    Что нужно было для счастья каждому из друзей: дяде Фёдору, Шарику и Матроскину?
    Какие слова учился произносить галчонок Хватайка и какая от этого была польза?
    Как расшифровывается «Тр-тр Митя»?
    На чём он работает и чем его смазывают?
    Как Матроскин охотился на мышей и что потом с ними делал?
    Какие имена хотели дать телёнку пёс, кот и дядя Фёдор?
    На каком имени остановились?
    Сколько деревень Простоквашино нашли на карте мама и папа дяди Фёдора?
    Если хотите, придумайте свои вопросы.
    Можно поделиться любимыми крылатыми фразами из произведений Эдуарда Успенского.

  4. 4
    Текст добавил: прощай_школа

    Добрый вечер, напишите пожалуйста сочинение на тему Мой любимый писатель. Чтобы это был Успенский

    Ответы:

    Мой самый любимый поэт и писатель-Успенский. Почему он мне так нравится?
    Он очень мрачно пишет. Мне нравится мрачные произведения, они заставляют задуматься и дать волю фантазии. Мрачные истории этого автора меня завораживают, дают понять, что в жизни есть и грустные моменты(не всё же так радостно?). Произведения По помогают мне развить словарный запас, грамотность, развивают моё воображение и помогают что-то осмыслить. Когда я читаю произведения По, то я понимаю, насколько он гениален. Его описание, ритм, атмосфера и сама фантазия воодушевляют меня.
    У меня есть много любимых поэтов: Пушкин, Есенин, Блок, Маяковский, но я больше всех люблю Эдгара.
    Его гениальность видна сразу, как только начнёшь читать его стихи и рассказы. Ты полностью погружаешься в атмосферу, которая творится в этой книжке или в этом стихе. По сочно описывает действия персонажей, их эмоции и мысли. У него неплохо выходят описания.
    Да, может быть он и мрачен, в неком смысле жесток, кажется сумасшедшим или слишком “взрослым”, но именно его произведения заставляли и заставляют сотни людей задумываться о жизни, чувствах и.. О себе. Он-бессмертная классика литературы, стоит рядом с Камю.
    Я люблю его произведения, его гениальность и его произведения. Вот поэтому он мой любимый поэт и писатель.
    У каждого человека в жизни есть любимый писатель или поэт. Его произведения мы способны увлеченно читать и перечитывать по нескольку раз, и они от этого становятся еще более интересными и любимыми.Таким писателем стал для меня Фёдор Михайлович Достоевский. Я не помню, когда впервые услышал(а) его имя, но это не имеет значения.Главное – это то, что его произведения словно влились в мою жизнь и стали его частичкой, в какой то степени изменили моё мировоззрение. Произведение моего любимого писателя, “Преступление и наказание ” поразило меня. Я уведел(а) в лице главного героя частичку себя, почувствовал некую схожесть в чертах нашего характера и отношения к людям. Радион Раскольников сохранил внешнюю честь, но внутреннюю честь потерял. А другая личность  Соня Мармеладова потеряла внешнюю честь, но была чиста помыслами.
    В конечном итоге теория Раскольникова о “тварях дрожащих” и “выдержавших испытание” оказалось неправильным. На каторге он пересмотрел свои взгляды и, возможно сознавшись он отчистил свою совесть.
    Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. И по сей день имеет весомое слово в литературе.

  5. 7
    Дядя Фёдор идёт в школу, или Ненси из Интернета в Простоквашино. Девочка Катя, с которой очень дружил дядя Фёдор, собрала на даче своего дяди- профессора Сёмина учебный семинар по Интернету…
    8
    Сказочная повесть, сделавшая писателя знаменитым, – Крокодил Гена и его друзья – вышла в свет в 1966 году. Взрослым она полюбилась не меньше, чем детям. Все положительные герои сказки владеют хорошими манерами. Даже старуха Шапокляк говорит всем Вы. В одном из своих воспоминаний Эдуард Николаевич рассказал о том, как появился его герой Чебурашка. Крокодил Гена и его друзья
    9
    Однажды писатель получил задание из редакции написать рассказ о работе морского порта. Там, среди ящиков с апельсинами, он заметил странного зверька – хамелеона, который прибыл к нам из дальних стран. Он это запомнил. Как-то зимой Эдуард Николаевич встретил во дворе папу, гуляющего с малышом, одетым в шубу навырост. Ребёнок упал, а папа сказал: Опять чебурахнулся! Успенский и это запомнил. Из этих двух впечатлений и зародился образ Чебурашки.
    10
    11
    Подводные береты О том, что в одной тихой бухте Тихого океана открывается новая особая диверсионно-подводная школа, мало кто знал из презренных сухопутных душ. Потому что объявление об этой школе было помещено под водой.
    12
    Про Веру и Анфису Увлекательные и очень интересные истории про любознательную девочку Веру и непоседливую обезьянку Анфису.
    13
    ЧАЙНИКОВА ЛЕКЦИИ ПРОФЕССОРА ЧАЙНИКОВА “Если телевизор разобрать, человечки в нем останутся?” Услышав этот вопрос, профессор Чайников понял, что стране необходимы лекции о радиоволнах и электронике.
    14
    Меховому интернату нужна учительница хорошего поведения и письма. Приглашаются девочки из третьего-четвертого классов. Занимания будут по воскресеньям. Оплата хендриками, сколько договоримся.” Такое странное объявление висело в одном из дачных поселков. Что это? Шутка? Или всерьез? Меховой интернат
    15
    Если ваши родители привезли домой телевизор или, допустим, новый холодильник, знайте, что вместе с ним к вам приехал крошечный гарантийный человечек. Только не пытайтесь его найти. Гарантийным строго- настрого наказано детям на глаза не попадаться. Гарантийные человечки
    16
    Год хорошего ребёнка Комическая повесть Эдуарда Успенского, созданная им в соавторстве с голландской писательницей Элес де Грун. Однажды странные взрослые из ООН придумали международный конкурс на звание Хорошего Ребёнка. И что они под этим подразумевали? Ну и суматоха поднялась во всём мире! Очень многие дети хотели быть Хорошими, чтобы поехать на фестиваль. Оказалось, что это очень трудно: попробуйте сами целый год быть хорошим- учиться на одни пятёрки, помогать по дому родителям, а главное делать не то, что хочется, а то, за что хвалят взрослые. Одной голландской девочке удалось преодолеть все препятствия,а одному русскому мальчику- нет, хотя он очень старался.А когда фестиваль начался, выяснилось, что быть Хорошим Ребёнком не только трудно, но и опасно: за юными конкурсантами пристально наблюдали коварные международные преступники…
    17
    И многие другие очень интересные книги.

  6. Биография Успенского Глеба Ивановича
    Происходил из небогатой чиновничьей семьи, учился в Тульской гимназии, а затем в Черниговской гимназии. Будущий писатель наблюдал жизнь трудовых слоев Тулы и крестьянских деревень, с детства был знаком с богатством народного языка и народного творчества. В гимназии под влиянием журнала «Современник» и передовой русской литературы определились его литературные склонности.
    В 1861 году Успенский поступает на юридический факультет Петербургского университета, но вскоре оставляет его в связи со студенческими волнениями. Обучение в Московском университете также не осуществилось в связи с материальными затруднениями.
    В 1862 году началась литературная деятельность Успенского в журнале «Ясная Поляна» Л.Н. Толстого. Успенский сближается с кругом писателей-демократов (Левитовым, Решетниковым и др.), ведет типичный для того времени образ жизни литератора-разночинца. Он сотрудничает в разных изданиях, часть его очерков и рассказов печатается в «Искре», «Русском слове», «Современнике». Успенский сближается с Некрасовым, что способствовало его выходу как писателя на широкую литературную дорогу.
    Рассказы и очерки Успенского первой половины 60-х годов многочисленны и разнообразны по содержанию. Основной круг его тем — жизнь и быт чиновничества («Гость», «Эскизы чиновничьего быта», «Зимний вечер» и др.), мелкого трудового и мещанского люда городской провинции и обеих столиц («Народное гулянье во Всесвятской», «Старьевщик», «Бесприютные», «Дворник» и др.), тогда же появляются первые произведения на деревенские темы («В деревне», «Побирушки», «Сельские сцены» и др.).
    Первым крупным произведением Успенского, обобщившим ранний опыт писателя и явившимся важным этапом в его творческом развитии, были очерки «Нравы Растеряевой улицы» (1866), начало которых появилось в «Современнике» незадолго до закрытия журнала. Они написаны на материале наблюдений за жизнью Тулы. Писатель с глубоким сочувствием рассказал о жизни городской бедноты — ремесленников, рабочих; вместе с тем писатель продолжил зарисовку убогой жизни чиновников (семья Претерпеевых, образ Толоконникова и др.), мещан (очерки «Мещанин Дрыкин», «Балканиха», «Медик Хрипушин» и др.). Большим достижением художника явились образы мелких буржуазных хищников, дельцов, кабатчиков, наживавшихся на народной нужде, невежестве, пьянстве; особенно ярко очерчен образ Прохора Порфирыча , являющегося сюжетным центром произведения. В «Нравах…» сказались существеннейшие черты дарования Успенского как самобытного художника-реалиста — его острая наблюдательность, искусство диалога, рассказчика, сочный юмор, умение создавать обобщающие картины и образы.
    Крупнейшим произведением Успенского конца 60-х— начала 70-х годов явился цикл его повестей «Разоренье» — «Наблюдения Михаила Ивановича» (1869), «Тише воды, ниже травы» (1870) и «Наблюдения одного лентяя» (1871). Для Успенского в этом произведении характерно обращение к крестьянской жизни, к проблемам отношения передовой разночинной интеллигенции к народу. В последующих частях «Разоренья» характерно нарастание интереса писателя к крестьянской жизни и к проблемам отношений передовой разночинной интеллигенции к народу. Все это делает «Разоренье» этапным произведением писателя на грани 1860 и 1870-х годов.
    В творчестве Успенского, в его мировоззрении в период 60–70-х годов нашло отражение положение народа, крестьянства пореформенной деревни.
    Знакомство с народническими кругами способствовало более обостренному и пристальному интересу писателя к крестьянской жизни. За границей писатель знакомится с Тургеневым. Их дружеские связи не прекращаются в течение всей жизни Успенского.
    В 70-е годы писатель глубоко проникает в картины крестьянской жизни. Захваченный проблемами народной, крестьянской жизни, Успенский в конце 70-х годов решает ближе узнать деревенскую жизнь. В 1877-м он все лето проводит в селе Сопки, Валдайского уезда, Новгородской губернии, весной же следующего года с женой едет в Самарскую губернию и работает письмоводителем ссудо-сберегательного товарищества в село Сколково. Результатом наблюдений и изучения разных сторон крестьянской жизни явился цикл очерков, получивших название «Из деревенского дневника» (1877—1880). Фактические по своей основе, очерки давали глубокую обобщающую картину жизни пореформенной деревни. Очерки вызвали большую волну откликов как в критике, так и в широких читательских кругах, прежде всего потому, что писатель смело и правдиво раскрыл противоречия деревенской действительности, показал разложение крестьянской общины, на которую так много надежд возлагали народники, воссоздал картину пореформенного разорения деревни, малоземелья, растущего влияния кулачества и т.д. Очерки были ярким произведением и в художественном отношении: здесь проявилось мастерство писателя в обрисовке уклада жизни целых социальных слоев, искусство авторского повествования в сочетании с рассказами самих героев очерков. Начиная с очерков «Из деревенского дневника» крестьянская тема становится главной, определяющей в творчестве Успенского.
    Главнейшие очерки и рассказы 70-х годов Успенский объединил впоследствии в цикл «Новые времена, новые заботы». Под «новыми временами» писатель понимает пореформенную эпоху в России, новые явления в жизни различных слоев русского общества, разорение деревни, все более широкое развитие капитализма. Картины крестьянской жизни, проникновение в деревенскую глушь буржуазного предпринимательства рисуются в рассказе «Книжка чеков», открывающим цикл. Сложные вопросы народной жизни затрагиваются во всех произведениях цикла. В произведениях Успенского 70-х годов полностью определилась новая творческая манера писателя, характерная и для всего последующего творчества: сочетание художественного, образного показа действительности с публицистическими рассуждениями, доказательствами, комментариями. Успенский считает для себя стеснительными рамки традиционного романа, повести, рассказа . Излюбленным жанром писателя становится очерк, многоплановые циклы очерков и рассказов.
    Последующими главными циклами крестьянских очерков Успенского явились «Крестьянин и крестьянский труд» (1880) и «Власть земли» (1882); к ним тесно примыкает ряд отдельных очерков и рассказов: «Непорванные связи», «Равнение “под окно”», «Малые ребята», цикл «Без определенных занятий» и др. В этих произведениях писатель все глубже и разностороннее рисует современную деревню, расслоение крестьянства, дает меткие характеристики не только хищничеству кулаков, но и собственническим устремлениям, индивидуализму крестьянина-труженика. В произведениях этой поры и особенно во «Власти земли» Успенский стремится определить основные закономерности крестьянской жизни, быта, крестьянского миросозерцания. В результате писатель приходит к выводу, что определяющим здесь являются условия земледельческого труда, связь с землей — «власть земли» в широком смысле слова. Реалистическое мастерство Успенского в очерках о деревне, о русской пореформенной действительности поставило его в один ряд с выдающимися русскими писателями. Об очерках «Крестьянин и крестьянский труд» Тургенев писал, что у Успенского не одно знание деревенского быта… но проникновение в самую его глубь, художественное схватывание черт и типов.
    Важным произведением периода 1880-х годов явились очерки «Живые цифры» (1888), в которых ярко запечатлены образы тружеников деревни, продолжающих или цепляться за свой нищенский надел земли, или вынужденных уходить из деревни на заработки в город, на фабрики и заводы, на железные дороги. Очерки явились выдающимся достижением художественного метода Успенского — сочетания кропотливого исследования, страстной публицистики с яркой образностью, с богатством речевых характеристик, тонким юмором.
    Творчество Успенского: темы, идеи, жанры и образы.
    Особое место в демократической прозе занимает творчество Г.И. Успенского. Этнографические тенденции в беллетристике Успенского были еще отмечены современной ему критикой и отечественным литературоведением. Горький среди фигур писателей, повторяющих В.И. Даля в русской литературе, называл и Г.И. Успенского. Его творчество 1860–1870-х годов близко к шестидесятникам по тематике, идейно-художественному своеобразию и структуре, жанрам, общности изображения явлений и героев. В ранних произведениях Г.И. Успенского заметно влияние далевских традиций, натуральной школы, особое отношение к этнографии и фольклору. Успенский собирает, записывает жанры устного народного творчества, внимательно изучает экономическую и социальную жизнь различных слоев русского общества, разъезжая по разным губерниям России, и приходит к заключению: «Работать для этого бедного народа, служить ему и сердцем, и (даже) мечом, а если нет меча, то и умом – вот была нянькина сказка, колыбельная песня всего, что носило в груди не кирпич, а сердце».
    Фольклорно-этнографические материалы широко включаются им и глубоко осмысливаются в его произведениях, используясь в разных художественных функциях. Изучение фольклора вместе с социально-экономическими условиями жизни и этнографии давало объективное представление писателю о жизни и быте народа. Без досконального, всестороннего изучения русской деревни и традиционного крестьянского творчества Успенский не пришел бы к главному своему открытию – к объяснению мировоззрения мужика, его нравственной силы, эстетики и моральных устоев через стихийную «власть земли», которая определяет, формирует как весь жизненный уклад земледельца, так и его духовную культуру.
    Этнографические элементы входят в раннее творчество писателя: описываются различные типы столичной нищеты, улицы Москвы, праздничные балаганы. Однако уже здесь для него характерны не просто этнографические описания, но и особое внимание к социальным явлениям. Очерки Успенского отличаются известной фактографичностью стиля, фиксацией событий, попавших в поле зрение, зарисовками отдельных картин с включением реплик, обрывков разговоров и т.д. Жанры очерков, по определению самого Успенского, близки к этнографической литературе путешествий: «По пути (дорожные впечатления)», «Прогулка», «На постоялом дворе», «Наблюдения Михаила Ивановича» и др. В шестидесятые годы Успенский по отношению к изучаемому материалу и способам его освещения был близок к далевской этнографической школе, опирался на опыт очеркистов- шестидесятников, от них отталкивался и следовал за ними. Их объединяла близость тем, жанровое своеобразие, принципы подхода к изображению, стилевые тенденции, способы использования фольклорно-этнографических материалов, знание и доскональное изучение разнообразных сторон народной жизни, а также проникновенное личностное отношение к судьбе крестьянства. Успенский писал: «Действительность живая, неприглядная, корявая, рваная, забитая, глупая, плачущая, ругающаяся или в поте лица бьющаяся из-за куска хлеба, положительно терзала меня».
    Изучение и анализ пореформенной народной жизни побуждал Успенского, как и беллетристов-шестидесятников, к выявлению и по возможности к объяснению социальных причин бедственного положения народа. Но в то же время писатель проявил уже в 60-е годы свои индивидуальные творческие черты и особенности в описании народной жизни. В поисках национального русского начала он обращается к «почвенническим истокам». Изучая русскую деревню, он стремился объяснить мировоззрение мужика, его нравственные силы, эстетику, моральные устои «властью земли», порой независимой от крестьянина. Это был широкий взгляд писателя на народную жизнь, на национальную идею.
    Писатель Иван Франко довольно точно подметил творческое своеобразие Г.И. Успенского. Он отмечал: «Его произведения это обычно короткие очерки или ряд отдельных очерков. Их основу обычно составляют размышления самого автора по вопросам современного морального состояния и общественной жизни в России. Размышления автор иллюстрирует вставленными в них короткими или более пространными рассказами, подхваченными прямо с натуры и занесенными автором в записную книжку. Заметки, путевые записки, отрывки разговоров со знакомыми – вот обычно основной материал, которым автор иллюстрирует свои размышления, рассуждения и аргументации. Сам автор – это тип русского человека, чрезвычайно вдумчивого наблюдателя… Он безжалостный аналитик, стремящийся проникнуть в глубь вещей, в сущность явлений… Он творит и разумом и чувством, анализирует, вскрывает социальные раны. Однако при этом всегда ощущаешь, что сердце его бьется горячим сочувствием ко всем несчастным, угнетенным и притесняемым». Дар Успенского, по мнению Франко, – это дар проникновения в глубь явлений, дар микроскопического исследования вещей, дар анализа, ни перед чем не останавливающегося. Критик определил наиболее существенные стороны художественного дарования и личности Успенского.
    В 1870-е годы все более усиливаются социальные аспекты его творчества, описание событий русской жизни все более сопровождается раздумьями, философским осмыслением и комментариями. Очерк приобретает все более социальный характер, превращаясь в публицистический, проблемный.
    Эволюция художественных поисков Успенского была отмечена еще Франко. «Из автора бытовых сцен, фотографа моментов дня он стал рудокопом, который в залежах грязи, нищеты, деморализации и деспотизма докапывается до совести, ищет человека и человечность. В поисках настоящих, нефальшивых и неиспорченных людей пришел он в русскую деревню и здесь нашел богатые сокровища опыта, – наряду с многочисленными проявлениями правды и благородства глубокие пласты испорченности, одичания, несправедливости».
    Меняется и художественное освоение действительности писателем. Его интересует не только фактографическая сторона явлений: факты, цифры, статистический материал, но он стремится объяснить и социальные причины явлений, у него своя индивидуальная специфика в обрисовке персонажей, в подходе к событиям, свое художественное своеобразие. В поле зрения автора не столько этнографические описания, а социальные зарисовки «голодной голи», судьба умирающего актера, тягости жизни крестьянства.
    Немаловажную роль в художественном методе Успенского играют этнографические фольклорные элементы, рассматриваемые им через призму художественного видения русской действительности, быта и жизни русского крестьянина. Фольклор и этнография воспринимаются писателем как отражение «народного ума», как источник народной философии, мировоззрения, культурного экономического уклада («Крестьянин и крестьянский труд», «Власть земли»). Успенским используется и фольклорная поэтика, сказовая форма, стиль, художественные приемы, композиция («У Троицы Сергия»). Особый интерес проявляется у Успенского к народной песне. Фольклор осмысливается им с позиций демократического народознания. Писатель скорбит об уходящем естественном народном искусстве, связанном с коренными истоками крестьянской жизни, с «властью земли». «Народная песня, – пишет автор, – …вековечно-неизменная, и она говорит только о неугасимой, несокрушимой силе жизни, напоминает только эту радость жить, звучит никогда не стареющая, вечно и неизменно, юным звукам, даже горе в ней обличено в такую форму выражения, которая оживляет сердце ощущением радости, «вечной жизни».
    По мнению Успенского, потеря связи человека с землей несет и духовное оскудение, потерю исконной культуры. Психологические нюансы в поведении крестьян-отходников подтверждают это («Воскресенье в деревне»). Крестьяне едут в деревню, в родные, близкие места. Окружающие их картины вызывают чувство причастности к родной земле. Оно выливается в исконно русскую печальную песню, которую они поют: «Попила ли ты, моя головушка? Попила ли, погуляла?» И беглые пейзажные зарисовки: набегающий с поля ветер, мелкий дождик, ночной холод психологически усиливают эту картину. «Набегающий с поля ветер слегка кропит мелким дождиком и своей ровной тягой усыпляет и убаюкивает натрудившийся народ… Ночной холод заставляет порой передернуть плечами, но вовсе не мешает петь прежнюю песню и легонько поигрывать на гармошке:
    Уж и стали они меня, добра молодца,
    Стали стричь и брить.
    Уж вы брейте мои кудерышки,
    Брейте, не жалейте…».
    Художественные очерки Успенского наполнены цифрами, фактами, этнографическими элементами, культурологическими элементами, публицистическими выступлениями, социологическими выводами и оценками. Критик П. Кропоткин отмечал, что даже в позднейших произведениях Г.И. Успенского преобладает этнография . Повторяя в чем-то Даля и его школу, сближаясь с шестидесятниками и отталкиваясь от них, Успенский в то же время оставался своеобразным, оригинальным художником, по словам И.Л. Франко, «самым оригинальным и самым привлекательным представителем русской литературы».
    Идейно-художественное понимание народной жизни Г. Успенского близко Решетникову, Слепцову, Левитову, но вместе с тем оно внесло в литературный процесс времени свое видение крестьянского мира и выразило его в своеобразных эстетических категориях. Это – зарождающаяся сознательная «мысль», проникающая в забитые и запуганные русские души, «под громадою бед, забитости, темноты народа». Если у Левитова крестьянская жизнь протекает в тревоге, метаниях, исканиях, то Успенский замечает признаки нового в ней. Эта мысль «тихими, тихими шагами, незаметными, почти непостижимыми путями пробирается в самые мертвые углы русской земли, залегает в самые не приготовленные к ней души, по песчинке, по кровинке, медленно неслышно перестраивается на новый лад, запуганная, забитая и забывшая себя русская душа, – а главное – перестраивается во имя самой строгой правды». Успенский заметил светлые надежды, робкие проблески народного сознания, но оно еще смутно пробивается сквозь реалии жизни, «мысль темна», народ недостаточно осознает свое положение.
    Заметил Успенский и героев, наделенных «просиянием ума» – мечтателей, верящих в переустройство мира на началах справедливости, добра и всеобщего обязательного труда. «В русской жизни в настоящее время столько мечтаний и мечтателей о том, как жить свято, что истомившийся современный человек невольно влечется к ним. Не говорить поэтому о мечтах и мечтателях положительно невозможно».
    Г.И. Успенский вскрыл истинные истоки русского крестьянства – «власть земли». Именно эта связь, по мнению писателя, определяет экономическую и духовную культуру, состояние народа, его мировоззрение, нравственную этику. «Власть земли» – положительное начало жизни. Во «власти земли» он видит тайну ментальности русского крестьянина. «…Огромнейшая масса русского народа до тех пор и терпелива и могуча в несчастьях, до тех пор молода душою, мужественно сильна и детски кротка, – словом, народ, который держит на своих плечах всех и вся, народ, который мы любим, к которому идем за исцелением душевных мук, – до тех пор сохраняет свой могучий и кроткий тип, покуда над ним царит власть земли, покуда в самом корне его существования лежит невозможность ослушания ее повелений, покуда они властвуют над его умом, совестью, покуда они наполняют все его существование… Оторвите крестьянина от земли, от тех забот, которые она налагает на него, от тех интересов, которыми она волнует крестьянина, добейтесь, чтоб он забыл “крестьянство”, – и нет этого народа, нет народного миросозерцания, нет тепла, которое идет от него»10. Свои размышления автор подтверждает обращением к исконно национальным народным представлениям, выраженным в устной народной поэзии. Он вводит в очерк «Власть земли» былину о Микуле Селяниновиче и Святогоре-богатыре. Успенский называет былину загадкой, в которой таится вся сущность народной жизни. Автор комментирует былину: богатырь, ухватившись обеими руками за мужицкую сумочку, не может оторвать ее от матери-сырой земли. Былина, по мнению автора, выражает понимание сущности народной жизни: «…тяга и власть земли – огромны, до того огромны, что у богатыря кровь алая выступила на лице, когда он попытался поколебать их на волос, а, между тем, эту тягу и власть народ несет легко, как пустую сумочку».
    О земле думает и говорит русский человек. Успенский приводит свой разговор со старым крестьянином. Что волнует этого старика, о чем он вспоминает? А вспоминает он только землю: «Жалко было бросать-то? – спрашивает старика автор-рассказчик. – Вот как жалко, сказать не могу… И-и, матушка родная! И буквально с плачущими нотами в голосе продолжал: – По де-вя-но-сто мер хлеба, се-я-а-л! Ов-вес у меня крестецкий, тя-а-желый-претяжелый… Бывало, до свету примутся мои бабы жать, что огнем палят». Воодушевление и радость приносило крестьянину общение с землей. И как бы эмоциональным аккордом к разговору звучит песня: «…Вдруг вдали на деревне грянул звонкий девичий хор: старик поднял голову и, слушая песню, сказал: – Ишь, горло-то дерут! Урожай ноне… Бог послал… – Хор зазвенел еще звонче и громче».
    Чем же объясняет Успенский любовь крестьянина к тяжелому труду? Тягой к земле, властью земли. Понимая непрочность патриархальных устоев в деревне, Успенский ценил почвеннические начала народного миросозерцания, видел возможность душевного исцеления человека, приобщения к ним. Его концепция народной жизни – это вера в возможность устройства справедливого и разумного общества, основанного на народном образе жизни, «где все живут в одних условиях труда».
    Таким образом, соприкасаясь с шестидесятниками, Г.И. Успенский в то же время был самобытным художником.
    Список литературы:
    1. Г. И. Успенский, Полное собрание сочинений, т. VIII. Изд. Академии Наук СССР, 1949, стр. 394. В дальнейшем цитируется это издание (тт. I—XIV, 1940—1954).
    2. В. Г. Белинский, Полное собрание сочинений, т. VII, СПб., 1904, стр. 444.
    3. «Искра», 1902, № 20.
    4. «Правда», 1936, № 217, 8 августа.
    5. В. И. Ленин, Сочинения, т. 17, стр. 472, 473.
    6. Л. Н. Толстой, Полное собрание сочинений, юбилейное издание, т. 25, Гослитиздат, М., 1937, стр. 180.
    7. Г. В. Плеханов, Сочинения, т. X, Госиздат, 1925, стр. 62.
    8. А. М. Горький, Собрание сочинений в тридцати томах, т. 27, 1953, стр. 269.

  7. №СлайдТекст
    1

    Тема: Эдуард Успенский – любимый детский писатель

    Исследовательский проект Ученицы 4 класса «А» Весниной Дарьи 2014-2015 учебный год
    2

    Аннотация к проекту

    На сегодняшний день все чаще сталкиваемся с тем , что наши дети не читают. Это вызывает тревогу не только у учителей , но и у родителей. Нужны такие методы и формы работы, которые смогли бы вызвать интерес ребят к чтению. Очень хорошо подходит метод проектов. Представленный проект выполнен на тему «Творчество Э.Успенского» Творчество Успенского- неизведанная гавань для многих. Все его книги просты и понятны детям. Главное достоинство его книг – мир сказочных героев. Будь то Шапокляк, кот Матроскин – у каждого свой язык, свой характер. Из проекта учащиеся узнают много интересного о детстве писателя, о создании первых произведений. Упоминаются его лучшие произведения ,получившие широкое признание и награды писателя. Знакомство с работой показало, что она носит исследовательский характер. В ходе проекта проводятся исследования по различным источникам информации( печатные, интернет). Содержание соответствует заявленной теме. После завершения проекта были сделаны определенные выводы. Представлены фотоотчеты:выставка книг ,рисунков, проведена литературная викторина по произведениям Э Успенского.
    3

    План

    1) Введение. Цели, задачи проекта. 2) Теоретическая часть. 3) Исследовательская часть. 4) Выводы Исследовательской деятельности. 5) Литература.
    4

    Введение:

    Мы живем в очень непростое время. Современные дети все меньше читают литературу русских классиков. На их столах много книг зарубежных авторов. Поэтому очень хочется приобщить детей к творчеству русских писателей. Увидев на уроках какие эмоции и какой интерес вызвали произведения Эдуарда Успенского, я предложила ребятам познакомиться более подробно с его творчеством.
    5

    Перед собой я поставила такую цель: -Познакомиться жизнью и

    творчеством Эдуарда Николаевича Успенского. Задачей исследования является: 1) Узнать, какую роль играют произведения Эдуарда Успенского в нашей жизни. Исследовать, на основе каких повестей Эдуарда Успенского созданы мультфильмы. Шаги для достижения цели проекта: -собираю информацию -привожу примеры из жизни – провожу анкетирование среди одноклассников.
    6

    Теперь я расскажу вам немного о биографииУспенского

    Мой любимый писатель родился в г. Егорьевске Московской области. У маленького Эдика был Чебурашка Игрушка такая плюшевая. Не поймешь, – не то медведь, не то заяц. Словом, неизвестный науке зверь Когда Эдик был несмышленым ребенком, он в этого Чебурашку играл. А потом подрос и забыл про своего плюшевого зверя. Другие дела у человека появились. Например, надо было вырыть широкий и длинный подснежный ход в стан «неприятеля». Или подкараулить во дворе какую-нибудь «неопасную» старушку, чтобы напугать ее взорвавшимся пистоном. Времени, понятно, было в обрез. На уроки его тоже не слишком хватало. Потому-то Эдик и учился плохо. А чтобы родители не очень ругали, осваивал одно важное и нужное искусство. Как двойки из дневника срезать. Незаметно, бритвой Выручил школьника Успенского случай. Как то раз Эдуард не слишком обдуманно прыгнул с крыши. И, в результате попал со сломанной ногой в больницу. Вот тут-то Успенский испугался по настоящему. Ему представилось, как из обычного плохого ученика он быстро попадает в двоечники экстра-класса. И это окажется уже навсегда…
    7

    Эдуард упросил родителей принести ему книг и, к несказанному удивлению

    окружающих, начал заниматься. Да на столько упорно, что смог поступить в авиационный институт и стать инженером. Три года проработал Успенский по специальности. А потом вдруг понял, что делает в жизни что-то не то. Потому что инженер получается деятельный, но бестолковый. Эдуард подумал-подумал и… стал взрослым юмористом. А потом быстро переквалифицировался и превратился в детского писателя… помог ему как водится, случай. О Поэзии Стихи Успенского у всех на слуху: “Если был бы я девчонкой, я бы время не терял…”, “Ехал Ваня на коне, вел собачку на ремне…”, “А если каждый конопат, где на всех набрать лопат?!”, “Просто приходил Сережка, поиграли мы немножко”… Когда я ходила в детский сад, мама читала мне стихотворения Успенского. Самое любимое – «Всё в порядке». Мы часто его вспоминаем, когда я навожу порядок в своей комнате.
    8

    Популярной стала и книга страшилок – одна из первых в нашей литературе

    “Красная Рука, Черная Простыня, Зеленые Пальцы”. Летом я читала «страшилки». В них всегда побеждает человек. Моя мама сказала, что и в её детстве в пионерском лагере дети любили рассказывать страшные истории у костра. Она сказала, что бояться темноты или чего-то таинственного не надо, потому что человек всегда может и должен победить свои страхи. Успенский написал много увлекательных книг: « Дядя Федор, пес и кот», « Разноцветная семейка», « Крокодил Гена и его друзья», « Колобок идет по свету», « Меховой интернат», « Школа клоунов», “25 профессий Маши Филиппенко», и других не менее любопытных книг
    9

    Сегодня Э. Успенский один из популярных авторов

    Его герои любимы не только детьми, но и взрослыми. Пожалуй, и бабушки такой не найдется, которая бы не слышала о Чебурашке, крокодиле Гене, дяде Федоре и замечательной злодейке – старухе Шапокляк. Только человек, не потерявший связи с миром детства, может писать книги для детей. Человек взрослый и остроумный делает эти книги интересными для взрослых. Вот вам и секрет популярности и долгожительства героев Успенского. Сказки Успенского говорят о доброте и побуждают ребят творить добро. Говоря об одной из своих книг, писатель заметил: «Если постоянно говорить детям о плохих сторонах жизни, то им покажется, что мир вообще странный и плохой. А я хочу дарить им ощущение веселого и хорошего мира!» Книги Успенского учат добру, любви к окружающему миру. Все творчество Эдуарда Успенского, чудесного детского писателя, – подарок детям, теплый и добрый. Его герои не похожи на героев литературных сказок . У каждого свой язык ,свой характер. В его книгах они не хотят быть одинокими и всегда ищут себе друзей. Я хочу познакомить вас с некоторыми из них. Чебурашка – главный персонаж рассказов. Характер добродушный. В связях со злыми героями не замечен. Вот кот Матроскин – бравый малый!- центральная фигура из книги «Дядя Федор, пес и кот».Находчив ,хитер и экономичен. Характер ироничный. В совершенстве владеет игрой на гитаре. Почтальон Печкин- яркий персонаж рассказов. Истинный деревенский житель. В меру скуповат и безмерно любопытен. Увлекается охотой.
    10

    Э.Н. Успенский сочиняет пьесы

    Его произведения переведены более чем на 25 языках и выходят в Финляндии, Голландии, Франции, Японии, США и других странах Эдуард Успенский выступал как автор сценариев мультфильмов, многие из которых любимы не одним поколением зрителей. Пожалуй, самые знаменитые мультфильмы – про Крокодила Гену и Чебурашку, а также “Трое из Простоквашино” и продолжение. Но кроме них, есть еще много замечательных мультфильмов, в создании которых принимал участие Эдуард Успенский: « Чебурашка и крокодил Гена.» « Трое из Простоквашино.» «Про Веру и Анфису.» «Следствие ведут Колобки.» «Про Сидорова Вову.» «Пластилиновая Ворона.» «Рыжий, рыжий, конопатый.» «Веселая карусель.» «Ивашка из дворца пионеров.» «Дядюшка Ау.» «Новогодняя песенка Деда Мороза.» «Сегодня в нашем городе.» «Баба-Яга против!» И другие…
    11

    Эдуард Успенский

    Обращение к детям
    «За одну хорошую книгу я бы мог отдать пять телевизоров. И, если ребенок завален книгами, у него появляется воображение. А если он завален телевизорами, у него появляются шишки. Ребята, читайте больше и больше».
    Мои произведения – это проповеди. Каждый раз, когда я хочу что-то сказать ребятам, я начинаю придумывать повесть. Таким образом все мои книжки появились. Все проповеди очень простые: всегда должно быть уважение к матери, к родине, к учителю, ко всему живому.
    «Без книги человек становится духовным инвалидом…»
    12

    Входе проекта были проведены следующие мероприятия: Конкурс рисунков

    по творчеству Э .Успенского Интересно прошла викторина по произведениям Успенского Была собрана выставка книг автора Организован просмотр мультфильмов
    13

    Мною был составлен кроссворд по произведениям автора Ребята с

    удовольствием его разгадывали.
    По горизонтали: 1. Назовите одну из кличек теленка из книги “Дядя Федор, пес и кот” (Чайник) 2. Что послал почтальон Печкин маме и папе дяди Федора для опознания? (Пуговицу) 3. Назовите еще одну кличку теленка из книги “Дядя Федор, пес и кот” 4. Кто из героев имеет “связи” в научных кругах? По вертикали: 1. Какой неизвестный науке зверь водится в книге Э. Успенского? 5. Как звали корову, которую купил кот Матроскин? 6. Кто о себе сказал: “Я могу картошку окучивать задними лапами. И посуду мыть — языком облизывать. И места мне не надо, я могу на улице спать”?
    14

    Работая над проектом, я сделала вывод: В России в каждом доме, где

    живут дети есть книги Эдуарда Успенского. И нет такого ребёнка, который бы не любил его произведений. Мне близок каждый персонаж. Пусть дети сами выбирают, кто дорог им. Кто развлечет в скучную минуту, поможет различить пустое от полезного. Я могу сделать вывод, что творчество Успенского играет огромную роль в нашей жизни и в воспитании российских детей.
    15

    Литература Биографический словарь

    «Писатели нашего детства 100 имен.» Часть 1. М.:Либерея, 1999 г. О.Б. Корф «Детям о писателях. ХХ век. От О до Я» Издательство Стрелец. Москва. 2006г. 3 Валькова В. Г. Эдуард Николаевич Успенский : [рекомендации по проведению праздника писателя для младших школьников] // Начальная школа. – 2002. – № 12. – C. 10-12. 4 Власова Е. Ю. Книжкины именины Вяткина Н. В. “День рожденья только раз в году” :
    «Эдуард Успенский – любимый детский писатель»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *