Сочинение на тему писатели 20 века

11 вариантов

  1. Русский
    писатель XX века (идеалы, творчество, судьба)

    XX век подарил
    нам немало замечательных писателей. Им выпало жить в “минуты роковые”
    российской истории, в эпоху социальных потрясений. Это было время, когда
    надежды на обновление мира соединялись с тревогой и настороженным отношением к
    неизбежным переменам в жизни русских людей. Многим писателям судьба уготовила
    серьезные испытания, но путь истинного художника никогда не бывает простым.
    Одним из тех, кто никогда не боялся жизни и не переставал работать над собой,
    был А. Куприн. Его произведения давно стали любимыми для русских людей, его имя
    известно не только в нашей стране, но и за рубежом. Однако жизнь писателя не
    менее интересна, чем его книги.
    С самого начала
    А. Куприну приходилось полагаться на собственные силы и мужество. Отец умер,
    когда сыну был год, поэтому с раннего детства мальчик был вынужден жить в
    “больших казенных домах”. Он прошел обычный по тем временам путь сироты “из
    благородных”: московский пансион, Вторая московская военная академия,
    Александровское военное училище, четыре года службы в пехотном полку. Но
    трудностей писатель не боялся никогда. А. Куприн рвался увидеть и испытать все,
    что доступно человеку. После отставки наступил период столь желаемой писателем
    воли, открылась, как он сам говорил, “большая, широкая, свободная жизнь”.
    Сколькими профессиями гордился А. Куприн! Вся жизнь его была стихией, в которую
    он бросался очертя голову. Биография писателя напоминает авантюрный роман. Он
    прыгал со второго этажа и отказывался от обещанного за это поцелуя взбалмошной
    дамочки; верхом на лошади въезжал в ресторан, чтобы выпить рюмку коньяка; со
    знаменитым Уточкиным летал на воздушном шаре, а с борцом Заикиным — на
    аэроплане. Все эти приключения, как и все профессии, которые перепробовал А.
    Куприн, были необходимы ему для творчества. Он рыбачил, чтобы писать о рыбаках,
    пропадал в цирке, чтобы рассказать о циркачах, даже бывал судьей на борцовских состязаниях.
    Жизненные впечатления писатель ценил на вес золота. Он жадно впитывал все, что
    видел и слышал, чтобы потом перенести на бумагу. Знакомясь с произведениями
    писателя, легко представить вехи его судьбы, понять идеалы. В ранний период
    творчества А. Куприн испытал сильное влияние натурализма. В рассказах “Лунной
    ночью”, “Капризы дивы” автор размышляет над ролью случая в человеческой жизни.
    Эти произведения обычно называют подражательными. По-настоящему об А. Куприне
    как о талантливом писателе заговорили после появления повести “Молох”. В этом
    произведении автор выступил беспощадным обличителем современного ему
    капиталистического общества. Языческий бог Молох стал символом буржуазной
    цивилизации, хищничества и насилия. Писатель показал, что в жестоком и
    фальшивом мире духовные ценности превратились в предмет купли-продажи.
    Безоговорочное отрицание устоев буржуазного общества связано с образом
    интеллигента и гуманиста Боброва, которому вверены многие авторские мысли. Но,
    к сожалению, главный герой повести, наделенный обостренной совестливостью,
    оказался слишком слабым, чтобы протестовать. Как и многие русские писатели,
    разочаровавшиеся в буржуазных ценностях, увидевшие их пагубное влияние на
    человеческую душу, А. Куприн искал свой нравственный идеал среди людей, не
    изуродованных денежными отношениями. Его героями становились “естественные”
    люди: бродяги, нищие, артисты (“Белый пудель”, “В цирке”). Ярче всего
    особенности мировоззрения писателя в этот период воплотила повесть “Олеся”. В
    основу произведения положен конфликт между красотой, цельностью главной героини
    и безобразием современного мира. В образе Олеси дан глубоко народный характер,
    сохранивший в неприкосновенности свое величие и чистоту. Обаяние героини — в ее
    благородстве, яркой самобытности, способности безоглядно отдаваться любви, не
    становясь пленницей своих чувств. Однако идеал писателя неосуществим. Как
    отмечал один литературовед, “природный” человек ‘чувствует себя свободным
    “только на своей территории”. Для героини гибельно соприкосновение не только с
    городской цивилизацией, но и с патриархальной деревней. А. Куприну пришлось
    “спрятать” свою полесскую колдунью от людей. Ее попытка общения с ними
    заканчивается трагически.
    С поражением
    России в русско-японской войне и началом первой русской революции открылись
    новые пути для литературы. Под влиянием исторических событий и собственного
    опыта А. Куприн пишет повесть “Поединок”.
    Художественный
    смысл сцен, картин, эпизодов произведения составляет осуждение “мертвой пустоты
    жизни” (жизни в целом, а не только армейского быта), всего, что уродует
    человеческую душу. О торжестве разумных, чистых, искренних отношений страстно
    мечтают наиболее близкие автору герои — Ромашов и Назанский. Последний
    предчувствует неотвратимость глубоких социальных потрясений, в итоге которых
    жизнь человеческая “станет сладким трудом, свободной наукой, дивной музыкой,
    веселым, вечным и легким праздником”. Устами этого героя высказаны многие идеи,
    мысли и настроения писателя. Ромашов же — воплощение любимого авторского образа
    правдоискателя и гуманиста, в размышлениях и поступках которого отразилась
    проблема выбора человеком пути к истине и справедливости. Изображая этого
    молодого героя, А. Куприн прослеживает процесс духовного “распрямления”
    личности. Но, увы, соприкоснувшись с жизнью и сделав первый шаг на пути к
    самостоятельности, герой гибнет. Его смерть — приговор бесчеловечной, жестокой
    действительности. В годы реакции писатель все чаще обращается к теме любви,
    которая изображается как “первоисточник мира и его властелин”. Авторское
    отношение к одному из прекраснейших человеческих чувств легко понять, прочитав
    “Олесю” и “Поединок”. Но окончательно концепция любви оформляется к моменту
    написания повестей “Суламифь” и “Гранатовый браслет”. А. Куприн изображал ее
    как чувство, возносящее “в бесконечную высь ценность человеческой личности”.
    Любящий человек должен быть способен на самопожертвование, нравственный подвиг.
    Требования писателя очень высоки, потому что любовь для него — это божественный
    дар, которым наделены только по-настоящему талантливые люди. В повестях А.
    Куприна один из двух героев приносит себя в жертву, чтобы пробудить душу
    другого. В бескорыстном служении своему избраннику писатель видел подлинный
    смысл любви. “Девушка из виноградника” Суламифь в одноименной повести подарила
    возлюбленному новый взгляд на мир. К моменту первой встречи знаменитый царь
    Соломон подошел пресыщенным всеми благами, равнодушным к себе и печальным.
    Любовь к Суламифи открывает ему небывалое счастье и новое понимание бытия. С
    прекрасной девушкой уставший, разочарованный человек заново переживает свою
    молодость. Так же естественно, как дарила любовь, Суламифь отдает жизнь, спасая
    Соломона. Если иудейский царь и его избранница — личности романтические,
    необыкновенные, то герой повести “Гранатовый браслет” — человек совершенно,
    казалось бы, прозаический. Он всего лишь скромный телеграфист. Но социальное
    положение ничего не значит, когда речь идет о способности любить. Незаметный
    Желтков наделен великим даром платонической любви к женщине. Ценой своей жизни
    он пробудил душу Веры Николаевны, которая вдруг поняла ненормальность своей
    размеренной, но фальшивой жизни.
    В большинстве
    произведений А. Куприна печальный финал, хотя его самого считают самым
    жизнелюбивым среди русских писателей. Гармонии с миром он достигал благодаря
    творчеству, которое приносило радость и удовлетворение. А, Куприн был
    счастливым человеком очень долго — до отъезда в эмиграцию. Восемнадцать лет,
    проведенные за границей, писатель впоследствии назвал годами своего несчастья.
    Вдали от родины ему жилось хуже, чем кому-либо. Сам он говорил: “Мне нельзя без
    России. Я дошел до того, что не могу спокойно письма написать туда, ком в
    горле”. Русским, живущим во Франции, писатель посвятил роман “Жанета” В нем
    показана душевная драма человека, одинокого, всеми забытого в чужой стране. Эти
    переживания стали глубоко личными для А. Куприна: невыносимой была
    скитальческая жизнь изгоя. В конце концов он принял решение вернуться домой.
    Незадолго до смерти писатель сказал жене: “Мамочка, как жизнь хороша! Ведь мы
    на родине? Скажи, скажи, кругом — русские! Как это хорошо!”
    А. Куприн
    прожил нелегкую, но яркую жизнь и написал прекрасные книги. Мы благодарны ему
    за глубокую человечность, тончайший талант, любовь к своей стране,
    непоколебимую веру в счастье. Произведения А. Куприна — это своеобразная
    энциклопедия нравственно безупречных человеческих желаний и чувств.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

  2. XX век подарил нам немало замечательных писателей. Им выпало жить в “минуты роковые” российской истории, в эпоху социальных потрясений. Это было время, когда надежды на обновление мира соединялись с тревогой и настороженным отношением к неизбежным переменам в жизни русских людей. Многим писателям судьба уготовила серьезные испытания, но путь истинного художника никогда не бывает простым. Одним из тех, кто никогда не боялся жизни и не переставал работать над собой, был А. Куприн. Его произведения давно стали любимыми для русских людей, его имя известно не только в нашей стране, но и за рубежом. Однако жизнь писателя не менее интересна, чем его книги.
    С самого начала А. Куприну приходилось полагаться на собственные силы и мужество. Отец умер, когда сыну был год, поэтому с раннего детства мальчик был вынужден жить в “больших казенных домах”. Он прошел обычный по тем временам путь сироты “из благородных”: московский пансион, Вторая московская военная академия, Александровское военное училище, четыре года службы в пехотном полку. Но трудностей писатель не боялся никогда. А. Куприн рвался увидеть и испытать все, что доступно человеку. После отставки наступил период столь желаемой писателем воли, открылась, как он сам говорил, “большая, широкая, свободная жизнь”. Сколькими профессиями гордился А. Куприн! Вся жизнь его была стихией, в которую он бросался очертя голову. Биография писателя напоминает авантюрный роман. Он прыгал со второго этажа и отказывался от обещанного за это поцелуя взбалмошной дамочки; верхом на лошади въезжал в ресторан, чтобы выпить рюмку коньяка; со знаменитым Уточкиным летал на воздушном шаре, а с борцом Заикиным — на аэроплане. Все эти приключения, как и все профессии, которые перепробовал А. Куприн, были необходимы ему для творчества. Он рыбачил, чтобы писать о рыбаках, пропадал в цирке, чтобы рассказать о циркачах, даже бывал судьей на борцовских состязаниях. Жизненные впечатления писатель ценил на вес золота. Он жадно впитывал все, что видел и слышал, чтобы потом перенести на бумагу. Знакомясь с произведениями писателя, легко представить вехи его судьбы, понять идеалы. В ранний период творчества А. Куприн испытал сильное влияние натурализма. В рассказах “Лунной ночью”, “Капризы дивы” автор размышляет над ролью случая в человеческой жизни. Эти произведения обычно называют подражательными. По-настоящему об А. Куприне как о талантливом писателе заговорили после появления повести “Молох”. В этом произведении автор выступил беспощадным обличителем современного ему капиталистического общества. Языческий бог Молох стал символом буржуазной цивилизации, хищничества и насилия. Писатель показал, что в жестоком и фальшивом мире духовные ценности превратились в предмет купли-продажи. Безоговорочное отрицание устоев буржуазного общества связано с образом интеллигента и гуманиста Боброва, которому вверены многие авторские мысли. Но, к сожалению, главный герой повести, наделенный обостренной совестливостью, оказался слишком слабым, чтобы протестовать. Как и многие русские писатели, разочаровавшиеся в буржуазных ценностях, увидевшие их пагубное влияние на человеческую душу, А. Куприн искал свой нравственный идеал среди людей, не изуродованных денежными отношениями. Его героями становились “естественные” люди: бродяги, нищие, артисты (“Белый пудель”, “В цирке”). Ярче всего особенности мировоззрения писателя в этот период воплотила повесть “Олеся”. В основу произведения положен конфликт между красотой, цельностью главной героини и безобразием современного мира. В образе Олеси дан глубоко народный характер, сохранивший в неприкосновенности свое величие и чистоту. Обаяние героини — в ее благородстве, яркой самобытности, способности безоглядно отдаваться любви, не становясь пленницей своих чувств. Однако идеал писателя неосуществим. Как отмечал один литературовед, “природный” человек ‘чувствует себя свободным “только на своей территории”. Для героини гибельно соприкосновение не только с городской цивилизацией, но и с патриархальной деревней. А. Куприну пришлось “спрятать” свою полесскую колдунью от людей. Ее попытка общения с ними заканчивается трагически.
    С поражением России в русско-японской войне и началом первой русской революции открылись новые пути для литературы. Под влиянием исторических событий и собственного опыта А. Куприн пишет повесть “Поединок”.
    Художественный смысл сцен, картин, эпизодов произведения составляет осуждение “мертвой пустоты жизни” (жизни в целом, а не только армейского быта), всего, что уродует человеческую душу. О торжестве разумных, чистых, искренних отношений страстно мечтают наиболее близкие автору герои — Ромашов и Назанский. Последний предчувствует неотвратимость глубоких социальных потрясений, в итоге которых жизнь человеческая “станет сладким трудом, свободной наукой, дивной музыкой, веселым, вечным и легким праздником”. Устами этого героя высказаны многие идеи, мысли и настроения писателя. Ромашов же — воплощение любимого авторского образа правдоискателя и гуманиста, в размышлениях и поступках которого отразилась проблема выбора человеком пути к истине и справедливости. Изображая этого молодого героя, А. Куприн прослеживает процесс духовного “распрямления” личности. Но, увы, соприкоснувшись с жизнью и сделав первый шаг на пути к самостоятельности, герой гибнет. Его смерть — приговор бесчеловечной, жестокой действительности. В годы реакции писатель все чаще обращается к теме любви, которая изображается как “первоисточник мира и его властелин”. Авторское отношение к одному из прекраснейших человеческих чувств легко понять, прочитав “Олесю” и “Поединок”. Но окончательно концепция любви оформляется к моменту написания повестей “Суламифь” и “Гранатовый браслет”. А. Куприн изображал ее как чувство, возносящее “в бесконечную высь ценность человеческой личности”. Любящий человек должен быть способен на самопожертвование, нравственный подвиг. Требования писателя очень высоки, потому что любовь для него — это божественный дар, которым наделены только по-настоящему талантливые люди. В повестях А. Куприна один из двух героев приносит себя в жертву, чтобы пробудить душу другого. В бескорыстном служении своему избраннику писатель видел подлинный смысл любви. “Девушка из виноградника” Суламифь в одноименной повести подарила возлюбленному новый взгляд на мир. К моменту первой встречи знаменитый царь Соломон подошел пресыщенным всеми благами, равнодушным к себе и печальным. Любовь к Суламифи открывает ему небывалое счастье и новое понимание бытия. С прекрасной девушкой уставший, разочарованный человек заново переживает свою молодость. Так же естественно, как дарила любовь, Суламифь отдает жизнь, спасая Соломона. Если иудейский царь и его избранница — личности романтические, необыкновенные, то герой повести “Гранатовый браслет” — человек совершенно, казалось бы, прозаический. Он всего лишь скромный телеграфист. Но социальное положение ничего не значит, когда речь идет о способности любить. Незаметный Желтков наделен великим даром платонической любви к женщине. Ценой своей жизни он пробудил душу Веры Николаевны, которая вдруг поняла ненормальность своей размеренной, но фальшивой жизни.
    В большинстве произведений А. Куприна печальный финал, хотя его самого считают самым жизнелюбивым среди русских писателей. Гармонии с миром он достигал благодаря творчеству, которое приносило радость и удовлетворение. А, Куприн был счастливым человеком очень долго — до отъезда в эмиграцию. Восемнадцать лет, проведенные за границей, писатель впоследствии назвал годами своего несчастья. Вдали от родины ему жилось хуже, чем кому-либо. Сам он говорил: “Мне нельзя без России. Я дошел до того, что не могу спокойно письма написать туда, ком в горле”. Русским, живущим во Франции, писатель посвятил роман “Жанета” В нем показана душевная драма человека, одинокого, всеми забытого в чужой стране. Эти переживания стали глубоко личными для А. Куприна: невыносимой была скитальческая жизнь изгоя. В конце концов он принял решение вернуться домой. Незадолго до смерти писатель сказал жене: “Мамочка, как жизнь хороша! Ведь мы на родине? Скажи, скажи, кругом — русские! Как это хорошо!”
    А. Куприн прожил нелегкую, но яркую жизнь и написал прекрасные книги. Мы благодарны ему за глубокую человечность, тончайший талант, любовь к своей стране, непоколебимую веру в счастье. Произведения А. Куприна — это своеобразная энциклопедия нравственно безупречных человеческих желаний и чувств.

  3. Юшка
    Юшка – главный герой одноименного рассказа А. П. Платонова. Описывая его нелегкую, трагическую судьбу, автор пытается вызвать в нас сочувствие к ближним, научить нас любить людей. Юшка, нестарый еще мужчина, был изнурен тяжелой болезнью, туберкулезом, поэтому выглядел почти стариком. Он был слаб телом, но работал всегда исправно. Юшка был молчалив, незлобив, его трудно было чем-либо обидеть. Наверно поэтому многие люди считали его странным, почти юродивым. Дети смеялись, завидев его, кидали в Юшку камнями и ветками. А тот только радовался. Он по своей наивности думал, что неразумные дети его любят, но пока не могут по-другому выразить свою любовь. Взрослые же не многим отличались от глупых детей. Они считали, что если Юшка не похож на остальных, то нет ему на этой земле места. И каждый норовил толкнуть его, обозвать грубым словом, а то и побить, выместить на несчастном свое плохое настроение.
    Но ничто не могло превратить доброе сердце Юшки в камень. Он все так же восторгался совершенством природы, любил каждое живое существо. Он целовал цветы, “подымал с тропинки бабочек и жуков”, чтобы их не задавили, слушал пение птиц. На природе Юшка отдыхал душой, веселел, забывал о своей болезни и злобе людей.
    Но туберкулез все чаще давал о себе знать. Юшка слабел на глазах. Однажды, как обычно, к нему на улице пристал прохожий, стал оскорблять. И Юшка впервые в жизни дал тому отпор, сказал, раз уж он родился, значит нужен всему свету. Прохожий разозлился, толкнул Юшку, тот упал и больше уже не поднялся.
    И лишь после смерти бедолаги люди случайно узнали, что на свои с таким трудом сэкономленные деньги Юшка содержал в Москве сироту, бедную девушку. Совсем маленькой он поместил ее в семью, потом, когда она выросла, оплачивал ее обучение. Целью своей жизни Юшка считал дать шанс выжить сироте. Как оказалось, вовсе не зря он жил на этом свете. И хотя долгие года Юшка терпел чужое зло, недоброжелательство и насмешку, он знал, что есть человек, который любит его и будет ему всегда благодарен. Его воспитанница стала врачом, бескорыстно помогала людям, напоминая им о добром и наивном Юшке. Так Юшка, страдая от злости окружающих, остался выше всего этого, прожил свою жизнь достойнее многих, считавших себя совершенством.

  4. Русская поэзия первой трети двадцатого столетия, образно называемая
    «серебряным веком», неразрывно связана сегодня в нашем сознании с именами
    М. Цветаевой, А. Ахматовой, Н. Гумилева, О. Мандельштама, Б. Пастернака, И.
    Северянина. Опала на их стихи затянулась, по меньшей мере, на треть века.
    Нынешнее их возвращение к нам через трагизм и пафос пережитого – это и восстановление исторической правды, и возрождение целого огромного пласта русской поэзии. Каждое новое поколение читателей открывает в нем неиссякаемый чистый родник тонкой, светлой, проникновенной лирики, гражданственной, мужественной, пророческой поэзии, заставляет вновь и вновь страдать и радоваться вместе с автором.
    Без преувеличения можно сказать, что ни у одного из всех русских поэтов нашего столетия не было такой неразрывной связи с читателями, как у
    А. Ахматовой. Она вошла в число признанных классикой русской литературы как автор неповторимой любовной лирики, повествующей о таинстве и трагизме человеческих отношений. Помимо романтических направлений, в творчестве
    Ахматовой значительной место занимают стихи о России, проникнутые авторской обеспокоенностью судьбой своей страны:
    Мне голос был. Он звал утешно.
    Он говорил: «Иди сюда,
    Оставь свой край глухой и грешный.
    Оставь Россию навсегда,
    Я кровь от рук твоих отмою,
    Из сердца выну черный стыд,
    Я новым именем покрою
    Боль поражений и обид».
    Но равнодушно и спокойно
    Руками я замкнула слух,
    Чтоб этой речью недостойной
    Не осквернялся скорбный дух.
    Любовь к родной земле, к Отечеству, к своей России вошла в творчество
    Ахматовой с самых первых стихов. Несмотря на все невзгоды, поэтесса не теряет преданности своему народу:
    Нет, и не под чуждым небосводом
    И не под защитой гордых крыл, –
    Я была тогда с моим народом
    Там, где мой народ, к несчастью, был.
    Мы видим, что боль народа – её боль, война, сталинские репрессии – её печаль, её несчастье. Многие ахматовские стихи отражают не «бравый» и наигранный патриотизм, а искреннее переживание о настоящем и будущем страны:
    Так молюсь за твоей летаргией
    После стольких томительных дней
    Чтобы туч над темной Россией
    Стала облаком в славе лучей.
    Беды послереволюционной России не обошли стороной и А.Ахматову. Ёе, как и многих талантливы писателей, не печатали, обвинив, в антиобщественный направленности её поэзии. Под жернова сталинских репрессий попадают её сын и муж, Лев и Николай Гумилевы. Это жестокое, трагическое время, звучит в её автобиографическом цикле стихов «Реквием». Сколько боли, сколько скорби и безисходной печали в содрагающих душу строках:
    Уводим тебя на рассвете,
    За тобой, как на выносе, шла,
    В темной горнице плакали дети,
    У божницы свеча оплала.
    На губах твоих холод иконки,
    Смертный пот на челе… Не забыть!
    Буду, как стрелецкие женки,
    Под кремлевскими башнями выть.
    За свою достаточно долгую жизнь поэтесса испытала огорчения, страдания, душевные муки одиночества и отчаяния, но она никогда не теряла надежду:
    И упало каменное слово
    На мою еще живую грудь
    Ничего, ведь я готова,
    Справлюсь с этим как-нибудь.
    В стихах каждого подлинного поэта есть нечто одному присущее. Её любовная лирика глубоко интимная, обрезная, многогранная и легко узнаваема. Тема несчастной любви занимает в ней особое место. Романтическая героиня стихотворений раннего периода отвергнута, но переживает это гордо, с чувством собственного достоинства, не унижая себя.
    В пушистой муфте руки холодили.
    Мне стало страшно, стало как-то смутно,
    О, как вернуть вас, быстрые недели
    Его любви воздушной и минутной.
    Анна Андреевна рисует реальные жизненные ситуации, ничего не приукрашивая и ничего не преуменьшая:
    У меня есть улыбка одна.
    Так движенье чуть видное губ.
    Для тебя я её берегу –
    Ведь она мне любовью дана.
    Все равно, что ты наглый и злой
    Все равно, что ты любишь других.
    Предо мной золотой аналой,
    И со мной сероглазый жених.
    Не только страдания неразделенной любви выражает лирика Ахматовой. В её поэзии прослеживается другая печаль – неудовлетворенность собой.
    Несчастная любовь, глубоко ранящая душу, горести, причиняющие смертельные муки, воспарения души без способности спускаться, бесконечные взлеты, обрывающиеся беспомощными падениями, – все это утомляет и разуверяет человека. Из такого опыта рождаются, например, такие строчки:
    Ты письмо мое, милый. Не комкай
    До конца его, его друг прочти.
    Надоело мне быть незнакомкой,
    Быть чужой на твоем пути…
    …Не пастушка, не королевна
    И уже не монашенка я –
    В этом сером будничном платье,
    На стоптанных каблуках
    Неповторимо и гениально творческое наследие Ахматовой, вся жизнь её
    «точно под крылом у гибели» достойна вечного признания и удивления.

  5. 5
    Текст добавил: НЕБЕСНЫЙ МАЛЬЧИК

    Начало двадцатого века в русской литературе это яркость “Серебряного века” во всем культурном наследии. Критические настроения порождали литературные шедевры и открывали новые имена. Время реалистов с критическим взглядом. Начал активно развиваться модерн. Писатели и поэты того времени глубоко проникали не только в умы, но и в души человеческие. Время было сложное. Капитализм, революционные взгляды наряду с философскими и религиозными теориями отражались литературой.
    Это время расцвета поэзии. Направления поэтические различны, но модернистские взгляды преобладают. Это временной отрезок, когда пересматриваются устои, идеалы, ценности.
    Хронология в литературной жизни двадцатого века прослеживается следующая: 1892 – 1917 годы окончание безвременья (революционный подъем общества, манифест и сборник “Символы”, творчество Максима Горького). Хотя, возможно конец этого периода приходится на 1921-1922 годы. Время эмигрантов, ссыльных писателей, философов и историков. Русскую литературы XX века принято подразделять на: реализм, модернизм, литературный авангард.
    М. Горький и Л.Н. Андреев не последнюю роль сыграли в литературном движении того времени. После революции у России начался период не простой. Он тяжело переносится ни только людьми, которым выпало жить после революции, но и для литературного бомонда является почти катастрофическим. Многие литераторы были вынуждены покинуть Родину. Кто-то был выдворен, а кто-то эмигрировал по доброй воле. Но жизнь творческая, литературная в России не прекращается. Сложное время открывает новые таланты. Яркие, со свежим взглядом и острым словом молодые писатели, участники Гражданской войны: Л. Леонов, М. Шолохов, А. Фадеев. У них не похожий на классиков слог, взгляд. Но они интересны, востребованы, близки народу.
    Тридцатые годы характеризуются в литературе как “года великого перелома”. Прежние устои рушатся. Партия активно контролирует литературную среду. Аресту подвергают П. Флоренского, А. Лосева, А. Воронского, И Д. Хармса. Репрессируемая интеллигенция гибнет.А ведь основой интеллигенции как раз являются деятели культуры. Результатом репрессий тридцатых годов является гибель большого числа писателей, в их числе: Н. Клюев, О. Мандельштам, И. Катаев, И. Бабель, Б. Пильняк, П. Васильев, А. Воронский, Б. Корнилов. Возможностей, для развития литературы практически никаких. Все оспаривается, осуждается, подвергается тотальной проверке.

  6. Русский писатель 20 века (идеалы, творчество, судьба) XX век подарил нам немало замечательных писателей. Им выпало жить в “минуты роковые» российской истории, в эпоху социальных потрясений. Это было время, когда на­дежды на обновление мира соединялись с тревогой и насто­роженным отношением к неизбежным переменам в жизни русских людей. Многим писателям судьба уготовила серь­езные испытания, но путь истинного художника никогда не бывает простым. Одним из тех, кто никогда не боялся жизни и не переставал работать над собой, был А. Куприн. Его произведения давно стали любимыми для русских лю­дей, его имя известно не только в нашей стране, но и за рубежом. Однако жизнь писателя не менее интересна, чем его книги.
    С самого начала А. Куприну приходилось полагаться на собственные силы и мужество. Отец умер, когда сыну был год, поэтому с раннего детства мальчик был вынужден жить в “больших казенных домах». Он прошел обычный по тем временам путь сироты “из благородных»: московс­кий пансион, Вторая московская военная академия, Алек­сандровское военное училище, четыре года службы в пе­хотном полку. Но трудностей писатель не боялся никогда. А. Куприн рвался увидеть и испытать все, что доступно че­ловеку. После отставки наступил период столь желаемой писателем воли, открылась, как он сам говорил, “большая, широкая, свободная жизнь».
    Сколькими профессиями гор­дился А. Куприн! Вся жизнь его была стихией, в которую он бросался очертя голову. Биография писателя напомина­ет авантюрный роман. Он прыгал со второго этажа и отка­зывался от обещанного за это поцелуя взбалмошной да­мочки; верхом на лошади въезжал в ресторан, чтобы вы­пить рюмку коньяка; со знаменитым Уточкиным летал на воздушном шаре, а с борцом Заикиным — на аэроплане. Все эти приключения, как и все профессии, которые пере­пробовал А. Куприн, были необходимы ему для творчества. Он рыбачил, чтобы писать о рыбаках, пропадал в цирке, чтобы рассказать о циркачах, даже бывал судьей на бор­цовских состязаниях. Жизненные впечатления писатель ценил на вес золота. Он жадно впитывал все, что видел и слышал, чтобы потом перенести на бумагу.
    Знакомясь с произведениями писателя, легко представить вехи его судь­бы, понять идеалы. В ранний период творчества А. Куприн испытал сильное влияние натурализма. В рассказах “Лун ной ночью», “Капризы дивы» автор размышляет над ро­лью случая в человеческой жизни. Эти произведения обычно называют подражательными. По-настоящему об А. Купри­не как о талантливом писателе заговорили после появле­ния повести “Молох». В этом произведении автор высту­пил беспощадным обличителем современного ему капита­листического общества.
    Языческий бог Молох стал символом буржуазной цивилизации, хищничества и наси­лия. Писатель показал, что в жестоком и фальшивом мире духовные ценности превратились в предмет купли-прода­жи. Безоговорочное отрицание устоев буржуазного обще­ства связано с образом интеллигента и гуманиста Боброва, которому вверены многие авторские мысли. Но, к сожале­нию, главный герой повести, наделенный обостренной со­вестливостью, оказался слишком слабым, чтобы протесто­вать. Как и многие русские писатели, разочаровавшиеся в буржуазных ценностях, увидевшие их пагубное влияние на человеческую душу, А. Куприн искал свой нравственный идеал среди людей, не изуродованных денежными отноше­ниями. Его героями становились “естественные» люди: бро­дяги, нищие, артисты (“Белый пудель», “В цирке»).
    Ярче всего особенности мировоззрения писателя в этот период воплотила повесть “Олеся». В основу произведения поло­жен конфликт между красотой, цельностью главной герои­ни и безобразием современного мира. В образе Олеси дан глубоко народный характер, сохранивший в неприкосно­венности свое величие и чистоту. Обаяние героини — в ее благородстве, яркой самобытности, способности безогляд­но отдаваться любви, не становясь пленницей своих чувств. Однако идеал писателя неосуществим.
    Как отмечал один литературовед, “природный» человек ‘чувствует себя сво­бодным “только на своей территории». Для героини гибель­но соприкосновение не только с городской цивилизацией, но и с патриархальной деревней. А. Куприну пришлось “спрятать» свою полесскую колдунью от людей. Ее попыт­ка общения с ними заканчивается трагически.
    С поражением России в русско-японской войне и нача­лом первой русской революции открылись новые пути для литературы. Под влиянием исторических событий и соб­ственного опыта А. Куприн пишет повесть “Поединок». Художественный смысл сцен, картин, эпизодов произведе­ния составляет осуждение “мертвой пустоты жизни» (жиз­ни в целом, а не только армейского быта), всего, что уро­дует человеческую душу. О торжестве разумных, чистых, искренних отношений страстно мечтают наиболее близкие автору герои — Ромашов и Назанский. Последний пред­чувствует неотвратимость глубоких социальных потрясе­ний, в итоге которых жизнь человеческая “станет сладким трудом, свободной наукой, дивной музыкой, веселым, веч­ным и легким праздником». Устами этого героя высказаны многие идеи, мысли и настроения писателя. Ромашов же — воплощение любимого авторского образа правдоискате­ля и гуманиста, в размышлениях и поступках которого отразилась проблема выбора человеком пути к истине и справедливости. Изображая этого молодого героя, А. Куп­рин прослеживает процесс духовного “распрямления» лич­ности.

  7. Настоящие писатели – совесть человечества. Л. Фейербах Первая треть XX века в России была описана многими советскими писателями. Но лишь несколько авторов решились написать действительную правду, не побоялись преследований со стороны власти. Одним из таких писателей был Михаил Афанасьевич Булгаков – человек твердых убеждений и непоколебимой порядочности. Учителем своим автор “Мастера и Маргариты” называл Михаила Евграфовича Салтыкова Щедрина. Любимым же его писателем с детства был Николай Васильевич Гоголь. Булгаков писал о Гоголе: “Он придет в первых картинах представления, а в последней уйдет, подернутый пеплом больших раздумий”. В этих словах не только судьба Николая Васильевича Гоголя, но и пророческое предсказание жизни самого Булгакова. Как и Гоголь, писатель ставил человека перед лицом вечности, задавался вопросом о нравственной цели бытия. Извечная борьба добра и зла – постоянная тема произведений писателя. Разочарование в человеческом мире он надеялся победить любовью, добром, справедливостью, честью и творчеством. Любовь и семейный уют с кремовыми шторами, зеленой лампой над столом, цветами, музыкой и обязательными в этой обстановке книгами царят во всех произведениях писателя, начиная с “Белой гвардии” и кончая “Мастером и Маргаритой”. Идея служения добру пронизывает еще “Записки юного врача”, его первое произведение, связанное с профессиональными интересами в молодости. Однако здесь уже проступал свойственный Булгакову беспощадный взгляд на вещи, драматизм, граничащий с трагедийностью. К “Запискам юного врача” примыкает рассказ “Морфий” о судьбе врача, не выдержавшего однообразия провинциальной жизни. В рассказе явственно звучат автобиографические ноты: “Велика штука, подумаешь, уездный город? Но если кто нибудь подобно мне просидел в снегу зимой, в строгих и бедных лесах летом, полтора года, не отлучаясь ни на один день, если кто нибудь разрывал бандероль на газете от прошлой недели с таким сердечным биением, точно счастливый любовник голубой конверт, ежели кто нибудь ездил на роды за восемнадцать верст в санях, запряженных гуськом, тот, надо полагать, поймет меня”. Но как ни близка была Булгакову врачебная практика, социальные катаклизмы тех лет, трагедийные месяцы Киева стали более мощным эмоциональным и сюжетным источником художественных исканий молодого писателя. Известно, что, проехав через всю революционную Россию и попав в тысяча девятьсот восемнадцатом году в родной Киев, писатель пережил многие повороты судьбы и опаснейшие приключения, был мобилизован одной из банд, бежал, спасся чудом. Его впечатления о том периоде жизни отразились в рассказах “Я убил” и “Налет”. Но понадобилось несколько лет, чтобы утихла боль воспоминаний и из доставшегося жизненного опыта родился знаменитый роман “Белая гвардия”. “Белая гвардия” – одно из первых произведений в нашей литературе, запечатлевшее глубокую драму представителей русской потомственной интеллигенции, не принявших революции. Оказавшись в белом стане, Алексей Турбин и Мышлаевский переживают духовную трагедию, крах своих жизненных представлений. В 1925 году первые главы романа “Белая гвардия” вышли в свет, и через некоторое время Московский художественный театр поставил написанную Булгаковым на материале романа “Белая гвардия” пьесу “Дни Турбиных”, принесшую и театру, и ее автору как славу, так и множество неприятностей: спектакль то запрещалин, то вновь разрешали. С этого времени жизнь писателя тесно связана с театром. Им написаны несколько пьес, но ни одна из них не была разрешена к постановке. Приблизительно в этот же период жизни Булгакова появились повести “Дьяволиада”, “Роковые яйца” и “Собачье сердце”. В этих повестях ярко проявляется сатирический дар писателя. Обращает на себя внимание повесть “Роковые яйца”. Всего год полтора отделяют “Дьяволиаду” от этой повести, но какой путь проделала мысль писателя сатирика, насколько емкая, прозрачная проза стала выходить из под его пера! Главный герой повести – профессор Владимир Ипатьевич Персиков, изобретатель красного “луча жизни”. Именно с помощью этого луча выводятся на свет чудовищные пресмыкающиеся, создающие угрозу гибели страны. Красный луч – это символ социалистической революции в России, совершенной под лозунгом построения лучшего будущего, но принесшей террор и диктатуру. Гибель Персикова во время стихийного бунта толпы, возбужденной угрозой нашествия на Москву непобедимых гигантских гадов, олицетворяет ту опасность, которую таил начатый большевиками экспе
    римент по распространению “красного луча” на первых порах в России, а потом и во всем мире. Повесть полна трагической символики крови, огня и смерти.

  8. В русской литературе XX столетия можно выделить несколько периодов. Первые два десятилетия получили название “серебряного века”: это эпоха бурного развития литературных направлений, появления целой плеяды гениальных Мастеров Слова. Литература этого периода обнажила глубокие противоречия, возникшие в обществе того времени. Писателей перестали устраивать классические каноны, начался поиск новых форм, новых идей. На передний план выходят общечеловеческие, философские темы о смысле бытия, о нравственности, о духовности. Все больше стало появляться религиозных тем.
    Четко обозначились три основных литературных направления: реализм, модернизм и русский авангард. Возрождаются и принципы романтизма, особенно ярко это представлено в творчестве В. Короленко и А. Грина.
    В 30-е годы наметился “великий перелом”: тысячи представителей интеллигенции были подвергнуты репрессиям, а существование жесточайшей цензуры замедлило развитие литературных процессов.
    С началом Великой Отечественной войны в русской литературе появилось новое направление — военное. Изначально были популярны жанры, близкие к журналистике – очерки, эссе, репортажи. Позднее появятся монументальные полотна, запечатлевшие все ужасы войны и борьбы с фашизмом. Это произведения Л. Андреева, Ф. Абрамова, В. Астафьева, Ю. Бондарева, В. Быкова.
    Вторая половина XX столетия характеризуется многоплановостью и противоречивостью. Во многом это обусловлено тем, что развитие литературы во многом определялось правящими структурами. Оттого такая неравномерность: то идеологическое засилие, то полное раскрепощение, то командный окрик цензуры, то послабление.

    Русские писатели XX века

    Максим Горький

    М. Горький — один из самых значительных писателей и мыслителей начала столетия. Признан основателем такого литературного направления, как социалистический реализм. Его произведения стали “школой мастерства” для литераторов новой эпохи. А творчество Горького оказало огромное влияние на развитие мировой культуры. Его романы и рассказы переводились на множество языков и стали мостом, соединившим русскую революцию и мировую культуру.
    Биография:
    Максим Горький: жизнь и творчество
    Избранные произведения:
    “Мещане”
    “На дне”
    “Старуха Изергиль”

    Леонид Андреев

    Л.Н.Андреев. Творчество этого писателя – одна из первых “ласточек” эмигрантской русской литературы. Творчество Андреева гармонично укладывается в концепцию критического реализма, обнажавшего трагедию социальной несправедливости. Но, примкнув к рядам белой эмиграции, Андреев на долгое время был забыт. Хотя значение его творчества оказало большое влияние на развитие концепции реалистического искусства.
    Биография:
    Леонид Андреев: жизнь и творчество
    Избранное произведение:
    “Кусака”

    Александр Иванович Куприн

    А.И. Куприн. Имя этого величайшего писателя незаслуженно ставят рангом ниже, чем имена Л. Толстого или М. Горького. Вместе с тем, творчество Куприна – яркий образчик самобытного искусства, искусства истинно русского, интеллигентного. Главные темы в его произведениях: любовь, особенности русского капитализма, проблемы русской армии. Вслед за Пушкиным и Достоевским А. Куприн огромное внимание уделяет теме “маленького человека”. Также писателем написано немало рассказов специально для детей.
    Биография:
    Александр Иванович Куприн: жизнь и творчество
    Избранные произведения:
    “Гранатовый браслет”
    “Олеся”

    Константин Георгиевич Паустовский

    К.Г.Паустовский — удивительный писатель, которому удалось остаться самобытным, остаться верным самому себе. В его произведениях нет революционного пафоса, громких лозунгов или социалистических идей. Главная заслуга Паустовского в том, что все его рассказы и романы представляются эталонами пейзажной, лирической прозы.
    Биография:
    Константин Георгиевич Паустовский: жизнь и творчество
    Избранные произведения:
    “Теплый хлеб”
    “Телеграмма”

    Михаил Александрович Шолохов

    М.А. Шолохов — великий русский писатель, чей вклад в развитие мировой литературы трудно переоценить. Шолохов, вслед за Л. Толстым создает удивительные монументальные полотна жизни России в самые переломные моменты истории. Также Шолохов вошел в историю русской литературы как певец родного края – на примере жизни донского края писатель сумел показать всю глубину исторических процессов.
    Биография:

  9. Моим любимым писателем является Лев Николаевич Толстой. С его биографией я познакомилась ещё в детстве. Родился писатель в родовой усадьбе графов Толстых – Ясной Поляне Тульской губернии. Он рано потерял своих родителей и воспитывался опекунами. Прожил трудную, но счастливую жизнь, потому что сделал много полезного для людей.
    В первом классе на уроках литературного чтения наша учительница рассказывала, что он создал Азбуку для крестьянских детей. В неё вошли простые жизненные рассказы, басни с очень глубоким смыслом.
    Лев Николаевич был простым человеком, не любил роскошь, богатство, а ценил природу, отношения между людьми. В своём имении Ясная Поляна он открыл школу для бедных детей, что было непозволительно в те времена. Учиться имели право только дети дворян, которые имели особый вес в обществе. Меня это сильно возмущает. В чём же виноваты простые крестьяне? Среди них наверняка могли бы быть отличные ученики, которые сумели бы принести нашей стране огромную пользу.
    Лев Николаевич писал для взрослых и детей. В школе на уроках литературы мы часто знакомимся с его произведениями. Они просты для чтения, понятны, запоминаются на всю жизнь.
    Я до сих пор хорошо помню истории о собаке Бульке, о ее преданности своему хозяину.Рассказы «Глоток молока», «Котёнок» заставляют нас проявлять милосердие к животным, любить и оберегать их.
    Лев Николаевич писал и о детях, их взаимоотношениях, поступках. Эти истории пронизаны любовью к героям, особенно к крестьянским («Филиппок»), они бесхитростные и простые, заставляют нас правильно поступать в различных жизненных ситуациях,с добротой относиться друг к другу.
    А поучительные басни «Дележ наследства», «Хорек», «Голова и хвост змеи», «Журавль и аист», «Волк и старик» или трогательный до слёз рассказ «Лев и собачка» учат быть нас добрыми и справедливыми,понимать мораль этих произведений.
    Год назад мы с мамой смотрели художественный фильм «Война и мир». Мне сказали, что он снят по роману Льва Николаевича Толстого, который изучается учащимися старших классов. Главные герои фильма Наташа Ростова и Андрей Болконский так запали мне в душу, что я решила прочитать это произведение самостоятельно.
    Когда я пришла в нашу сельскую библиотеку и получила на руки четыре толстых тома, то очень растерялась.Стало понятно, что мне их не осилить, но библиотекарь улыбнулась и сказала, чтобы я приобщила к чтению всю свою семью.
    И вот началось… Я не всё понимала при чтении и постоянно просила маму пояснить некоторые фразы. Читала вслух,мама слушала меня, потом брала книгу и читала мне. Папа с братом смеялись над нами, но недолго. По велению мамы брат тоже занялся чтением.
    Некоторые эпизоды были скучноваты, я пропускала абзацы с описанием чего-либо, а иногда и целые страницы. Мама же читала всё, и я с интересом её слушала. Чтение переросло в семейную традицию. Вся наша семья нашла для себя полезное занятие по вечерам.
    При чтении я узнала много интересного о жизни людей в те времена:обычаях, нарядах, балах, общении людей между собой и правилах поведения. Я ложилась спать и представляла яркие картинки, образы героев. Это намного интереснее, чем посмотреть готовый фильм. Иногда я делала рисунки в своём альбоме с изображением бальных платьев и, конечно же, главной героини-Наташи Ростовой. Она мне очень понравилась, я за неё сильно переживала. Мне очень жалко эту девушку.Наташа перенесла много горя: испытания Великой Отечественной войны 1812 года, потерю близких людей и самое ужасное – смерть любимого человека,Андрея Болконского.До последнего момента я надеялась на счастливый конец.Мне хотелось,чтобы Андрей поправился и женился на Наташе, но всё получилось довольно трагично. Он умер на её руках…
    В школе нам говорили про войну 1812 года. Но я не принимала её близко к сердцу, не думала о ней, ничего не понимала. А после прочтения этого великого романа всё встало на свои места. Меня поразила эта война. Картины сражений представлялись просто жуткими. Война вторглась в судьбу людей, изменила их жизнь.Лев Николаевич Толстой всё это так подробно описал для того, чтобы мы,его потомки, знали и не забывали своё трагическое прошлое. Ведь ему никогда не была безразлична судьба России. Он глубоко переживал за свою страну и всячески пытался сделать мир светлее и добрее через свои рассказы, басни, сочинения.
    Лев Николаевич Толстой – великий писатель. Он жил не для себя, а для людей. Любил природу, совершал утренние прогулки босиком,занимался физическим трудом, сам учил крестьянских детей.
    Мой любимый писатель умер в поезде на станции Астапово. По телевизору показывали документальный фильм про его жизнь.Никто не ожидал смерти писателя. Всё произошло быстро. По завещанию он был похоронен в Ясной Поляне, на холме, где в детстве маленький Лев искал «зеленую палочку», которая помогла бы сделать всех людей счастливыми.
    Я горжусь тем, что такой человек родился в России, писал на русском языке и подарил всем людям своё сокровище – книги.

  10. XX век подарил нам немало замечательных писателей. Им выпало жить в “минуты роковые” российской истории, в эпоху социальных потрясений. Это было время, когда надежды на обновление мира соединялись с тревогой и настороженным отношением к неизбежным переменам в жизни русских людей. Многим писателям судьба уготовила серьезные испытания, но путь истинного художника никогда не бывает простым. Одним из тех, кто никогда не боялся жизни и не переставал работать над собой, был А. Куприн. Его произведения давно стали любимыми для русских людей, его имя известно не только в нашей стране, но и за рубежом. Однако жизнь писателя не менее интересна, чем его книги.
    С самого начала А. Куприну приходилось полагаться на собственные силы и мужество. Отец умер, когда сыну был год, поэтому с раннего детства мальчик был вынужден жить в “больших казенных домах”. Он прошел обычный по тем временам путь сироты “из благородных”: московский пансион, Вторая московская военная академия, Александровское военное училище, четыре года службы в пехотном полку. Но трудностей писатель не боялся никогда. А. Куприн рвался увидеть и испытать все, что доступно человеку. После отставки наступил период столь желаемой писателем воли, открылась, как он сам говорил, “большая, широкая, свободная жизнь”. Сколькими профессиями гордился А. Куприн! Вся жизнь его была стихией, в которую он бросался очертя голову. Биография писателя напоминает авантюрный роман. Он прыгал со второго этажа и отказывался от обещанного за это поцелуя взбалмошной дамочки; верхом на лошади въезжал в ресторан, чтобы выпить рюмку коньяка; со знаменитым Уточкиным летал на воздушном шаре, а с борцом Заикиным — на аэроплане. Все эти приключения, как и все профессии, которые перепробовал А. Куприн, были необходимы ему для творчества. Он рыбачил, чтобы писать о рыбаках, пропадал в цирке, чтобы рассказать о циркачах, даже бывал судьей на борцовских состязаниях. Жизненные впечатления писатель ценил на вес золота. Он жадно впитывал все, что видел и слышал, чтобы потом перенести на бумагу. Знакомясь с произведениями писателя, легко представить вехи его судьбы, понять идеалы. В ранний период творчества А. Куприн испытал сильное влияние натурализма. В рассказах “Лунной ночью”, “Капризы дивы” автор размышляет над ролью случая в человеческой жизни. Эти произведения обычно называют подражательными. По-настоящему об А. Куприне как о талантливом писателе заговорили после появления повести “Молох”. В этом произведении автор выступил беспощадным обличителем современного ему капиталистического общества. Языческий бог Молох стал символом буржуазной цивилизации, хищничества и насилия. Писатель показал, что в жестоком и фальшивом мире духовные ценности превратились в предмет купли-продажи. Безоговорочное отрицание устоев буржуазного общества связано с образом интеллигента и гуманиста Боброва, которому вверены многие авторские мысли. Но, к сожалению, главный герой повести, наделенный обостренной совестливостью, оказался слишком слабым, чтобы протестовать. Как и многие русские писатели, разочаровавшиеся в буржуазных ценностях, увидевшие их пагубное влияние на человеческую душу, А. Куприн искал свой нравственный идеал среди людей, не изуродованных денежными отношениями. Его героями становились “естественные” люди: бродяги, нищие, артисты (“Белый пудель”, “В цирке”). Ярче всего особенности мировоззрения писателя в этот период воплотила повесть “Олеся”. В основу произведения положен конфликт между красотой, цельностью главной героини и безобразием современного мира. В образе Олеси дан глубоко народный характер, сохранивший в неприкосновенности свое величие и чистоту. Обаяние героини — в ее благородстве, яркой самобытности, способности безоглядно отдаваться любви, не становясь пленницей своих чувств. Однако идеал писателя неосуществим. Как отмечал один литературовед, “природный” человек ‘чувствует себя свободным “только на своей территории”. Для героини гибельно соприкосновение не только с городской цивилизацией, но и с патриархальной деревней. А. Куприну пришлось “спрятать” свою полесскую колдунью от людей. Ее попытка общения с ними заканчивается трагически.
    С поражением России в русско-японской войне и началом первой русской революции открылись новые пути для литературы. Под влиянием исторических событий и собственного опыта А. Куприн пишет повесть “Поединок”.
    Художественный смысл сцен, картин, эпизодов произведения составляет осуждение “мертвой пустоты жизни” (жизни в целом, а не только армейского быта), всего, что уродует человеческую душу. О торжестве разумных, чистых, искренних отношений страстно мечтают наиболее близкие автору герои — Ромашов и Назанский. Последний предчувствует неотвратимость глубоких социальных потрясений, в итоге которых жизнь человеческая “станет сладким трудом, свободной наукой, дивной музыкой, веселым, вечным и легким праздником”. Устами этого героя высказаны многие идеи, мысли и настроения писателя. Ромашов же — воплощение любимого авторского образа правдоискателя и гуманиста, в размышлениях и поступках которого отразилась проблема выбора человеком пути к истине и справедливости. Изображая этого молодого героя, А. Куприн прослеживает процесс духовного “распрямления” личности. Но, увы, соприкоснувшись с жизнью и сделав первый шаг на пути к самостоятельности, герой гибнет. Его смерть — приговор бесчеловечной, жестокой действительности. В годы реакции писатель все чаще обращается к теме любви, которая изображается как “первоисточник мира и его властелин”. Авторское отношение к одному из прекраснейших человеческих чувств легко понять, прочитав “Олесю” и “Поединок”. Но окончательно концепция любви оформляется к моменту написания повестей “Суламифь” и “Гранатовый браслет”. А. Куприн изображал ее как чувство, возносящее “в бесконечную высь ценность человеческой личности”. Любящий человек должен быть способен на самопожертвование, нравственный подвиг. Требования писателя очень высоки, потому что любовь для него — это божественный дар, которым наделены только по-настоящему талантливые люди. В повестях А. Куприна один из двух героев приносит себя в жертву, чтобы пробудить душу другого. В бескорыстном служении своему избраннику писатель видел подлинный смысл любви. “Девушка из виноградника” Суламифь в одноименной повести подарила возлюбленному новый взгляд на мир. К моменту первой встречи знаменитый царь Соломон подошел пресыщенным всеми благами, равнодушным к себе и печальным. Любовь к Суламифи открывает ему небывалое счастье и новое понимание бытия. С прекрасной девушкой уставший, разочарованный человек заново переживает свою молодость. Так же естественно, как дарила любовь, Суламифь отдает жизнь, спасая Соломона. Если иудейский царь и его избранница — личности романтические, необыкновенные, то герой повести “Гранатовый браслет” — человек совершенно, казалось бы, прозаический. Он всего лишь скромный телеграфист. Но социальное положение ничего не значит, когда речь идет о способности любить. Незаметный Желтков наделен великим даром платонической любви к женщине. Ценой своей жизни он пробудил душу Веры Николаевны, которая вдруг поняла ненормальность своей размеренной, но фальшивой жизни.
    В большинстве произведений А. Куприна печальный финал, хотя его самого считают самым жизнелюбивым среди русских писателей. Гармонии с миром он достигал благодаря творчеству, которое приносило радость и удовлетворение. А, Куприн был счастливым человеком очень долго — до отъезда в эмиграцию. Восемнадцать лет, проведенные за границей, писатель впоследствии назвал годами своего несчастья. Вдали от родины ему жилось хуже, чем кому-либо. Сам он говорил: “Мне нельзя без России. Я дошел до того, что не могу спокойно письма написать туда, ком в горле”. Русским, живущим во Франции, писатель посвятил роман “Жанета” В нем показана душевная драма человека, одинокого, всеми забытого в чужой стране. Эти переживания стали глубоко личными для А. Куприна: невыносимой была скитальческая жизнь изгоя. В конце концов он принял решение вернуться домой. Незадолго до смерти писатель сказал жене: “Мамочка, как жизнь хороша! Ведь мы на родине? Скажи, скажи, кругом — русские! Как это хорошо!”
    А. Куприн прожил нелегкую, но яркую жизнь и написал прекрасные книги. Мы благодарны ему за глубокую человечность, тончайший талант, любовь к своей стране, непоколебимую веру в счастье. Произведения А. Куприна — это своеобразная энциклопедия нравственно безупречных человеческих желаний и чувств.

  11. сочинение на тему русские писатели и поэты 20 века о россии

    Ответы:

    Настоящие писатели – совесть человечества. Л. Фейербах Первая треть XX века в России была описана многими советскими писателями. Но лишь несколько авторов решились написать действительную правду, не побоялись преследований со стороны власти. Одним из таких писателей был Михаил Афанасьевич Булгаков – человек твердых убеждений и непоколебимой порядочности. Учителем своим автор «Мастера и Маргариты» называл Михаила Евграфовича Салтыкова Щедрина. Любимым же его писателем с детства был Николай Васильевич Гоголь. Булгаков писал о Гоголе: «Он придет в первых картинах представления, а в последней уйдет, подернутый пеплом больших раздумий». В этих словах не только судьба Николая Васильевича Гоголя, но и пророческое предсказание жизни самого Булгакова. Как и Гоголь, писатель ставил человека перед лицом вечности, задавался вопросом о нравственной цели бытия. Извечная борьба добра и зла – постоянная тема произведений писателя. Разочарование в человеческом мире он надеялся победить любовью, добром, справедливостью, честью и творчеством. Любовь и семейный уют с кремовыми шторами, зеленой лампой над столом, цветами, музыкой и обязательными в этой обстановке книгами царят во всех произведениях писателя, начиная с «Белой гвардии» и кончая «Мастером и Маргаритой». Идея служения добру пронизывает еще «Записки юного врача», его первое произведение, связанное с профессиональными интересами в молодости. Однако здесь уже проступал свойственный Булгакову беспощадный взгляд на вещи, драматизм, граничащий с трагедийностью. К «Запискам юного врача» примыкает рассказ «Морфий» о судьбе врача, не выдержавшего однообразия провинциальной жизни. В рассказе явственно звучат автобиографические ноты: «Велика штука, подумаешь, уездный город? Но если кто нибудь подобно мне просидел в снегу зимой, в строгих и бедных лесах летом, полтора года, не отлучаясь ни на один день, если кто нибудь разрывал бандероль на газете от прошлой недели с таким сердечным биением, точно счастливый любовник голубой конверт, ежели кто нибудь ездил на роды за восемнадцать верст в санях, запряженных гуськом, тот, надо полагать, поймет меня». Но как ни близка была Булгакову врачебная практика, социальные катаклизмы тех лет, трагедийные месяцы Киева стали более мощным эмоциональным и сюжетным источником художественных исканий молодого писателя. Известно, что, проехав через всю революционную Россию и попав в тысяча девятьсот восемнадцатом году в родной Киев, писатель пережил многие повороты судьбы и опаснейшие приключения, был мобилизован одной из банд, бежал, спасся чудом. Его впечатления о том периоде жизни отразились в рассказах «Я убил» и «Налет». Но понадобилось несколько лет, чтобы утихла боль воспоминаний и из доставшегося жизненного опыта родился знаменитый роман «Белая гвардия». «Белая гвардия» – одно из первых произведений в нашей литературе, запечатлевшее глубокую драму представителей русской потомственной интеллигенции, не принявших революции. Оказавшись в белом стане, Алексей Турбин и Мышлаевский переживают духовную трагедию, крах своих жизненных представлений. В 1925 году первые главы романа «Белая гвардия» вышли в свет, и через некоторое время Московский художественный театр поставил написанную Булгаковым на материале романа «Белая гвардия» пьесу «Дни Турбиных», принесшую и театру, и ее автору как славу, так и множество неприятностей: спектакль то запрещалин, то вновь разрешали. С этого времени жизнь писателя тесно связана с театром. Им написаны несколько пьес, но ни одна из них не была разрешена к постановке. Приблизительно в этот же период жизни Булгакова появились повести «Дьяволиада», «Роковые яйца» и «Собачье сердце». В этих повестях ярко проявляется сатирический дар писателя. Обращает на себя внимание повесть «Роковые яйца». Всего год полтора отделяют «Дьяволиаду» от этой повести, но какой путь проделала мысль писателя сатирика, насколько емкая, прозрачная проза стала выходить из под его пера! Главный герой повести – профессор Владимир Ипатьевич Персиков, изобретатель красного «луча жизни». Именно с помощью этого луча выводятся на свет чудовищные пресмыкающиеся, создающие угрозу гибели страны. Красный луч – это символ социалистической революции в России, совершенной под лозунгом построения лучшего будущего, но принесшей террор и диктатуру. Гибель Персикова во время стихийного бунта толпы, возбужденной угрозой нашествия на Москву непобедимых гигантских гадов, олицетворяет ту опасность, которую таил начатый больш
    евиками эксперимент по распространению «красного луча» на первых порах в России, а потом и во всем мире. Повесть полна трагической символики крови, огня и смерти.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *