Сочинение на тему писатели 21 века

9 вариантов

  1. Сочинение на тему: Русская литература 21-го века.

    Русская литература первого десятилетия XXI века пред­ставляет собой огромное дискуссионное поле. Особенно­стью современной культуры является ее многомерность, одновременность существования разных субкультур. Ря­дом сосуществуют элитарная и массовая литература, ли­тература «толстых журналов» и сетература (интернетлитература). В современной русской литературе жанр превратился из явления канонического в маргинальное. В творчестве писателей XXI века практически невозможно найти чис­тую жанровую форму романа, повести, рассказа. Они существуют обязательно с каким-то «довеском», часто превращающим то, что поименовано, например, романом, в нечто, трудно определяемое с точки зрения жанра. Современ­ные жанровые модификации обусловлены не столько фактора­ми литературной действительности (жанровой эволюцией, син­тезом, имманентными законами литературного развития), сколь­ко внелитературными моментами: социокультурной ситуацией, массовыми потребностями, стремлением автора к оригиналь­ности. В литературе происходит не естественный жанровый син­тез, а синестезия, то есть выход за жанровые пределы произве­дения с обретением не свойственных ему от жанровой природы возможностей смежных видов искусства или даже разных ис­кусств. Известны формы филологического романа (мемуары ли­тературоведа, пронизанные литературной критикой, — А. Генис «Довлатов и окрестности», В. Новиков «Роман с языком», А. Чудаков «Ложится мгла на старые ступени» и др.), компью­терного (виртуальная реальность и поведение человека по зако­нам компьютерных игр — В. Пелевин «Шлем ужаса», В. Бурцев «Алмазные нервы», С. Лукьяненко «Лабиринт отражений» и «Фальшивые зеркала», А. Тюрин и А. Щеголев «Сеть»), киноро­мана (перевод кино- и телесюжетов на язык художественной прозы — А. Слаповский «Участок», А. Белов «Бригада»), вин­тажного романа (римейк чистых форм, которые были популяр­ны в определенное время — Б. Акунин с проектом шпионского, фантастического, детского образцовых романов), роман-шарж, роман-эссе и др. Элитарная литература ориентируется на художественную уни­кальность, авторский эксперимент, обращается к философско­му осмыслению мира, к поискам нового героя и новых миро­воззренческих основ. Писатели моделируют новые жанровые формы, модифицируют сложившиеся жанры романа, повести. В результате трансформаций появляются синтетические жанры: Писатели, уточняя специфику созданной формы, в подзаглавии дают жанровые определения своим произведениям: А. Каба­ков «Дом моделей. Повесть скучного времени», Н. Рубанова «Люди сверху, люди снизу. Текст, распадающийся на паззлы», А. Коро­лев «Быть Босхом. Роман с биографией», И. Лиснянская «Хва­стунья. Монороман», С. Боровиков «Крюк. Ненаписанный фило­логический роман», Г. Балл «Крик» пригча-плач, В. Березин «Жидкое время. Повесть клепсидры» и др. Некоторые жанровые образования возникают при синтезе элементов не только раз­ных жанров, но и разных видов искусства. Признаки музыкаль­ных форм можно увидеть в романе-опере Л. Гиршовича «Вий, вокальный цикл Шуберта на слова Гоголя», Е. Шварц «Концерт для рецензий», в повести-романсе Ж. Снежкиной «Люблино».

  2. Русская литература первого десятилетия XXI века пред­ставляет собой огромное дискуссионное поле. Особенно­стью современной культуры является ее многомерность, одновременность существования разных субкультур. Ря­дом сосуществуют элитарная и массовая литература, ли­тература «толстых журналов» и сетература (интернетлитература).
    В современной русской литературе жанр превратился из явления канонического в маргинальное. В творчестве писателей XXI века практически невозможно найти чис­тую жанровую форму романа, повести, рассказа.
    Они существуют обязательно с каким-то «довеском», часто превращающим то, что поименовано, например, романом, в нечто, трудно определяемое с точки зрения жанра. Современ­ные жанровые модификации обусловлены не столько фактора­ми литературной действительности (жанровой эволюцией, син­тезом, имманентными законами литературного развития), сколь­ко внелитературными моментами: социокультурной ситуацией, массовыми потребностями, стремлением автора к оригиналь­ности. В литературе происходит не естественный жанровый син­тез, а синестезия, то есть выход за жанровые пределы произве­дения с обретением не свойственных ему от жанровой природы возможностей смежных видов искусства или даже разных ис­кусств. Известны формы филологического романа (мемуары ли­тературоведа, пронизанные литературной критикой, — А. Генис «Довлатов и окрестности», В. Новиков «Роман с языком», А. Чудаков «Ложится мгла на старые ступени» и др.), компью­терного (виртуальная реальность и поведение человека по зако­нам компьютерных игр — В. Пелевин «Шлем ужаса», В. Бурцев «Алмазные нервы», С. Лукьяненко «Лабиринт отражений» и «Фальшивые зеркала», А. Тюрин и А. Щеголев «Сеть»), киноро­мана (перевод кино- и телесюжетов на язык художественной прозы — А. Слаповский «Участок», А. Белов «Бригада»), вин­тажного романа (римейк чистых форм, которые были популяр­ны в определенное время — Б. Акунин с проектом шпионского, фантастического, детского образцовых романов), роман-шарж, роман-эссе и др. Материал с сайта //iEssay.ru

  3. С позиции становления отечественной литературы первое десятилетие XXI века наиболее показательно.
    В 90-е годы происходила своеобразная «перезагрузка» российского литературного процесса: наряду с начавшимся книжным бумом и появлением «возращённой литературы» мы были свидетелями определённой борьбы русских литераторов с искушением вседозволенности, которое удалось преодолеть лишь к началу нулевых. Именно поэтому процесс осознанной закладки фундамента новой литературы стоит отнести к началу нового столетия.
    Поколения писателей и жанры современной литературы
    Современная российская литература представлена несколькими писательскими поколениями:
    шестидесятники, заявившие о себе ещё в период «оттепели» (Войнович, Аксёнов, Распутин, Искандер), исповедующие своеобразный стиль иронической ностальгии и нередко обращающиеся к жанру мемуаров;
    «семидесятники», советское литературное поколение (Битов, Ерофеев, Маканин, Токарева), начавшее литературный путь в условиях застоя и исповедующее творческое кредо: «Плохи обстоятельства, а не человек»;
    перестроечное поколение (Толстая, Славникова, Пелевин, Сорокин), фактически открывшее эпоху неподцензурной литературы и занявшееся смелыми литературными экспериментами;
    писатели конца 90-х (Кочергин, Гуцко, Прилепин), составившие группу самых молодых фигур литературного процесса.
    Среди общего жанрового разнообразия современной литературы выделяются такие магистральные направления:
    постмодернизм (Шишкин, Лимонов, Шаров, Сорокин);
    антиутопия (Быков, Аксёнов, Маканин);
    «женская проза» (Улицкая, Токарева, Славникова);
    массовая литература (Устинова, Дашкова, Гришковец).
    Литературные тенденции современности в зеркале литературных премий
    В вопросе рассмотрения литературного процесса в России нулевых годов наиболее показательным будет обратиться к списку лауреатов премий, причём премий преимущественно негосударственных, поскольку они в большей степени были ориентированы на читательский рынок, а значит, лучше отразили основные эстетические запросы читающей публики в минувшем десятилетии. Вместе с тем, практика указывает на определение разграничение эстетических функций между премиями.
    Как известно, явление постмодернизма возникает и укрепляется одновременно с возрастающей потребностью переоценки культурного или исторического опыта. Эта тенденция отразилась в заявившей о себе ещё в начале 90-х премии «Русский Букер», которая в начале столетия продолжила «собирание» под своей эгидой образцов литературного постмодерна, призванных ввести читателя в «параллельную культуру».
    В этот период наградами были удостоены:
    О. Павлов за «Карагандинские девятины»,
    М.Елизаров за альтернативную историю «Библиотекарь»,
    В. Аксёнов за свежий взгляд на Просвещение в «Вольтерьянцах и вольтерьянках».

  4. А. Ахматова, О. Мандельштам, Б. Пастернак и др.), культура аван­гарда (В. Маяковский, А. Крученых и др.) и многочисленные про­явления господствующего соцреализма. В развитии постмодерниз­ма в русской литературе условно можно выделить три периода:
    Конец 60-х — 70-е г. — (А. Терц, А. Битов, В. Ерофеев, Вс. Не­красов, Л. Рубинштейн и др.)
    70-е — 80-е г. — самоутверждение постмодернизма через под­полье, осознание мира как текста (Е. Попов, Вик. Ерофеев, Саша Соколов, В. Сорокин и др.)
    Конец 80-х — 90-е г. — период легализации (Т. Киби­ров, Л. Петрушевская, Д. Галковский, В. Пелевин и др.)
    Русский постмодернизм неоднороден. К прозаическим произве­дениям постмодернизма можно отнести следующие произведения: «Пушкинский Дом» А. Битова, «Москва — Петушки» Вен. Ерофее­ва, «Школа для дураков» Саши Соколова, «Кысь» Т. Толстой, «Попугайчик», «Русская красавица» В. Ерофеева, «Душа патриота, или Различные послания к Ферфичкину» Ев. Попова, «Голубое сало», «Лед», «Путь Бро» В. Сорокина, «Омон Ра», «Жизнь насекомых», «Чапаев и Пустота», «Generation Р» («Поколение П») В. Пелевина, «Бесконечный тупик» Д. Галковского, «Искренний художник», «Глокая Куздра», «Я — не я» А. Слаповского, «Коронация» Б. Акунина и др.
    В современной русской поэзии создают поэтические тексты в русле постмодернизма и различных его проявлений Д. Пригов, Т. Кибиров, Вс. Некрасов, Л. Рубинштейн и др.
    В эпоху постмодернизма появляются произведения, которые с полным правом можно отнести к реалистическим. Отмена цензуры, демократические процессы в российском обществе способствовали расцвету реализма в литературе, доходившему порой до натура­лизма. Это произведения В. Астафьева «Прокляты и убиты», Е. Носова «Тепа», «Покормите птиц», «Сронилось колечко»,
    В. Белова «Душа бессмертна», В. Распутина «В больнице», «Изба», Ф. Искандера «Сандро из Чегема», Б. Екимова «Пиночет», А. Кима «Отец-Лeс», С. Каледина «Стройбат», Г. Владимова «Генерал и его армия», О. Ермакова «Знак зверя», А. Проханова «Дерево в центре Кабула», «Чеченский блюз», «Идущие в ночи», «Господин Гексоген» и др. Материал с сайта //iEssay.ru
    С начала 1990-х годов в русской литературе появляется новое яв­ление, которое получило определение постреализма. В основе по­стреализма лежит универсально понимаемый принцип относитель­ности, диалогического постижения непрерывно меняющегося мира и открытости авторской позиции по отношению к нему. Постреализм, по определению Н. Л. Лейдермана и М. Н. Липовецкого, — определенная система художественного мышления, логика которого стала распространяться и на мэтра, и на дебютанта, набирающее силу ли­тературное направление со своими стилевыми и жанровыми пред­почтениями. В постреализме реальность воспринимается как объек­тивная данность, совокупность множества обстоятельств, влияющих на человеческую судьбу. В первых произведениях постреализма от­мечался демонстративный отход от социального пафоса, писатели обращались к частной жизни человека, к его философскому осмыс­лению мира. К постреалистам критика обычно относит пьесы, рас­сказы, повесть «Время ночь» Л. Петрушевской, романы «Андеграунд, или Герой нашего времени» В. Маканина, рассказы С. Довлатова, «Псалом» Ф. Горенщтейна, «Стрекоза, увеличенная до размеров со­баки» О. Славниковой, сборник рассказов «Прусская невеста» Ю. Буйды, повести «Воскобоев и Елизавета», «Поворот реки», роман «Закрытая книга» А. Дмитриева, романы «Линии судьбы, или сун­дучок Милашевича» М. Харитонова, «Клетка» и «Диверсант» А. Азольского, «Медея и ее дети» и «Казус Кукоцкого» Л. Улицкой, «Недвижимость» и «Хуррамабад» А. Волоса.

  5. В современной русской литературе, особенностью которой является разнообразие форм, смешение и перемешивание жан­ров и стилей, происходит реанимация многих жанров, в совет­ские годы утративших свою актуальность. Одним из таких явля­ется авантюрный роман, ведущий генеалогию от западноевро­пейского плутовского романа, претерпевший бурное развитие в русской литературе 1920-х годов (И. Ильф и Е. Петров, А. Тол­стой, В. Катаев, В. Каверин). Возрождение авантюрного романа связано с социальными обстоятельствами, диктующими пред­приимчивость, плутовство, снижение моральной планки как необходимые для достижения успеха черты героя нашего време­ни. Довольно крупное издательство ACT даже выпускает целую серию «Русский плутовской роман». «Новая Эразмиада, или Глу­пость в России» В.А. Иванова-Тверского, «Хора на выбывание» В. Ларченкова, романы Б. Кенжеева дополнили плутовские ро­маны Ю. Дружникова «Суперженщина» и «Первый день остав­шейся жизни». В них сюжет — это ряд приключений, герой (ге­роиня) — блестящий плут, активно стремящийся к реализации своих целей, место действия географически экзотично, финал открыт, притязания героя терпят крах. Материал с сайта //iEssay.ru

  6. Как только не называют 21 век, который по сути начался совсем недавно, но уже совсем скоро закончится и некоторые из нас почти наверняка успеют взглянуть и на век 22.
    Его зовут и веком современных компьютерных технологий, веком интернета, веком глобализации, веком глобального потепления и веком техногенных катастроф. Любое из этих названий можно выбрать в качестве подзаголовка для такого сочинения.
    Мы живем в очень интересное время и я например никогда бы не променяла его ни на какое другое. Хотя наверно так могла бы сказать любая женщина про свое время. Мы просто не знаем другой жизни и других возможностей и потому довольствуемся тем что есть. Но 21 век действительно век интересный. Уже сейчас стало возможно такое сближение народов, людей разных стран, которого никогда не существовало, а сам планета стала напоминать не сборище разрозненных государств, а единый человеческий муравейник, где каждый – сосед, неважно друг он или враг, и каждый несет коллективную ответственность за сохранность нашей прекрасной планеты.
    21 век – это век роботизации и освоения космоса, мы собираемся лететь на Марс и мы последовательно выискиваем следы инопланетян, ведь родная планета нам становится все более тесной.
    21 век – это время, когда человек всерьез задумался о том, какой вред он наносит природе и наконец-то стал хоть что-то предпринимать чтобы этот вред минимизировать.
    21 век – это век национализма, возникшего словно на пустом месте, но оказывается имеющего глубокие исторические корни. Просто решать эти вопросы раньше не хотели, постоянно откладывая под сукно, а они только копились и копились, пока сукно не прорвалось окончательно.
    но вместе с тем 21 век – это век дружбы между народами, век когда политика совсем потеряла смысл, став игрушкой для самое себя, а народы перестали обращать внимание на то что им говорят сверху и делать то, что считают правильным. И это захватывающе интересно.

  7. 06.09.2015
    “Если бы меня попросили назвать героя моего времени,
    я бы без сомнения ответила, что это мой любимый писатель Альберт Анатольевич
    Лиханов”, так написала Арина Ишметова из п. Хохлово Вологодской области в
    сочинении, которое так и называется “Мой любимый писатель XXI века”.
    По словам её учительница литературы, Арина прочитала все книги А.Лиханова,
    имеющиеся в библиотеке. А вот полное сочинение девочки.
    Муниципальное
    бюджетное образовательное учреждение
    Кадуйского
    муниципального района
    «Хохловская
    средняя общеобразовательная школа»
    Вологодская
    область
    «Заметки
    на полях
    »
    (размышление,
    эссе-впечатление, эссе+стихотворение)
    на
    Всероссийский читательский конкурс
    «Читаем Альберта Лиханова:
    книги об истинах, честности и победах»
    Номинация
    «Заметки на полях»:
    конкурс эссе к цитатам»




    Ученица 10 класса
    Ишметова Арина Владимировна
    17 лет
    Вологодская область, Кадуйский район, п. Хохлово,
    ул. Артамонова, д.3, кв.12

    Руководитель
    Трофимова Валентина Николаевна
    П.
    Хохлово
    2015
    Мой
    любимый писатель XXI века
    (конкурсное
    сочинение Всероссийского литературного турнира)
    Какие вы счастливые!
    Ведь вы прочитаете столько чудесных книг! И все они
    ещё впереди!
    А.А.
    Лиханов
    Поэты…
    Писатели… Наверное, это самые искренние, добросовестные, порядочные и
    интересные люди. Они создают свои произведения, открывая нам свою душу,
    рассказывая о своих чувствах и переживаниях. Но не следует говорить о поэтах и
    писателях как о людях с одинаковыми взглядами на жизнь. Поэты посвящают нас в
    свою жизнь со своими личными переживаниями и
    размышлениями. Писатели же, в свою очередь, по моему мнению, делятся на
    2 «группы»: те, в произведениях которых на первом месте – чувства и личное,
    очень субъективное отношение к описываемым событиям, и те, чьи творения
    критичны, аналитичны, порой жёстки. Все люди, то есть читатели, тоже разные, и у каждого разные предпочтения. Судя по моему ранимому и впечатлительному
    характеру, ближе мне поэты и писатели лирические (позволю себе их так назвать).
    Ведь когда в героях их произведений я узнаю себя и испытываю все те чувства,
    которые свойственны персонажам, я невольно «влюбляюсь» в автора, с головой
    погружаюсь в чтение, мне хочется читать и читать, не останавливаясь ни на
    минуту. Автором именно таких, задевающих сердце и душу произведений, является
    для меня современный писатель – Альберт Анатольевич Лиханов которого, как мне
    кажется, при жизни (что бывает очень редко) можно назвать классиком литературы,
    особенно детской (а ведь сейчас так мало пишут для детей хороших произведений).
    О нем и о его замечательном творчестве я и хочу рассказать.
    А.А.
    Лиханов – очень известный человек. Он играет важную роль в нашей стране и во
    всём мире и заслуженно отмечен многими
    российскими и международными званиями. А само важной, на мой взгляд, наградой
    является американская почетная медаль «Freedom»
    «за ежедневный и ежечасный практический вклад в мировую копилку добра». Он же вместе с Патриархом учредил орден
    Благоверного царевича Димитрия “За дела милосердия”. Мне
    кажется, что именно ДОБРОТА – это главное слово с которым Писатель, Гражданин,
    Человек Альберт Анатольевич Лиханов идёт по жизни семь с лишним десятилетий.
    Всю свою жизнь (с самого детства) он занимается благотворительностью, помогая
    (и морально, и материально) тем, кто в этом нуждается. Недаром он сказал однажды такие слова: «В
    мире слабые только дети и старики. Я взялся за свое – за детство» [1]. Действительно, вся жизнь А.А. Лиханова
    пропитана любовью к детям, и это очень ярко отражается во всех его
    произведениях.
    Альберт
    Анатольевич Лиханов родился 13 сентября 1935года. Когда началась Великая
    Отечественная война, ему не было и 6
    лет. Лучшие годы жизни человека – детство – пришлись на войну. Он пережил и
    голод, и холод, испытал все. В одном из
    интервью о военном детстве Лиханов сказал:
    «Оно пришлось на войну. Я жил в тылу, в Кирове, но четыре военных года
    стали самыми главными в жизни». Именно это время ярко описано в его
    произведениях, особенно в романе
    «Русские мальчики», который состоит из 10 повестей и является, по-моему,
    самым интересным и правдивым описанием жизни детей, переживших то ужасное
    военное время.
    Читая
    каждую из этих повестей, ты попадаешь в то время, где тебе так же, как героям,
    страшно и плохо, вместе с этими бедными детьми ты испытываешь голод и холод,
    теряешь самых близких людей. А когда перед ними появляется главный в их жизни
    выбор, читатель встает на место героев и думает, как бы поступил он, выбрал бы
    он такой же, скорее правильный, но тяжёлый
    путь, как герой, или же нет. Таких моментов в произведениях А.А.
    Лиханова очень много. Ставя читателя перед выбором, автор хочет выработать у
    него положительные качества, те моральные принципы, с которыми он должен
    следовать по жизни. Это можно посчитать неким психологическим положительным
    действием, ходом в сторону читателя.
    Автор
    рассказывает нам о жестоком времени, где дети – главные герои – будучи бессильными перед ужасным военным
    временем, находят выход – маленький островок мира и счастья. Они забывают про
    войну, про все несчастья, читая книги, общаясь со своими друзьями и взрослыми,
    посещая школьные занятия («Детская библиотека», «Магазин ненаглядных пособий»).
    Это все вырабатывает в них самые хорошие качества: терпение, смелость, любовь к
    людям, животным, жизни. Это жестокое время служит им своеобразным закаливанием.
    Во
    многих повестях Альберта Анатольевича
    главным героем является мальчик Коля. Он прототип самого автора. И
    поэтому произведения можно считать автобиографическими. В них описываются
    многие эпизоды из жизни самого автора. Лиханов рассказывает о своей жизни, об
    испытаниях. Но отношение к главному герою у автора своеобразное. В
    основном, он на его стороне, особенно
    тогда, когда описывает хорошие поступки Коли, его правильный выбор. Но,
    рассказывая об ошибках мальчика, о некоторых его поступках, автор скрыто осуждает
    своего героя. Значит, автор жалеет отом, что нен всегда и не сразу поступал в
    своей жизни правильно. . Конечно, в повестях много вымышленного, но в основном
    они построены на фактах из жизни. Это также производит положительное
    воздействие на читателя. Чтение становится интересным ещё и потому, что
    рассказчик выступает то в роли мальчика, который ищет свой путь в жизни, иногда
    ошибаясь, то в роли взрослого мудрого человека, понимающего детскую душу, её
    сомнения, страдания, испытание временем и непредвиденными ситуациями.
    Также
    важным героем в произведениях Лиханова является учительница Анна Николаевна.
    Она присутствует во многих повестях и является исключительно положительной
    героиней. Ученики её уважают и очень любят, а она помогает им во всем, дает советы.
    Значит, и в жизни Альберта Анатольевича учительница сыграла немаловажную роль.
    Да, наверное, в жизни каждого ребенка есть учитель, который является для него
    вторым родителем, которые всегда поможет, поддержав в трудную минуту. В моей
    жизни тоже есть такая учительница, и я благодарна судьбе за нее, потому что она
    мне служит примером для подражания, она никогда не откажет в помощи, всегда
    поддержит и поймёт. Никогда не нужно забывать учителей, тем более таких,
    которые рядом с тобой (не сзади и не впереди) идут с тобой по жизни.
    Для
    меня тема войны очень близка, она будет волновать мой сердце всегда, потому что
    во время Великой Отечественной погибли мои родственники, и я горжусь, что они
    были участниками освобождения нашей страны от фашизма и благодарна им за то, что МЫ ЖИВЁМ. Да, очень много в то
    время погибло ни в чем неповинных людей. Нам трудно представить масштабы того,
    что они испытали и пережили. Сейчас мы
    живем в спокойное время, под мирным небом, но не всегда умеем ценить то, что
    имеем. Мы не всегда понимаем, что когда-то за нас, за нашу жизнь бились
    насмерть молодые парнишки и девчонки – наши прабабушки и прадедушки. Они не
    жалели своих жизней, уходили самовольно на фронт, боролись за жизнь, за Родину,
    за народ! А некоторые бездушные люди, которых даже и людьми-то не назвать,
    занимаются вандализмом, уничтожают или уродуют памятники, поставленные в честь
    воинов в Великой Отечественной войне. Эти настолько бессердечные и ужасные
    поступки задевают меня до глубины души, терзают моё сердце, и мне становится
    стыдно, что в моей стране вместе со мной живут такие гадкие люди.
    Тема
    военного детства является одной из главных и ключевых в творчестве писателя. Во
    вступительной статье «Мальчики великой войны», опубликованной в предисловии к
    роману «Русские мальчики» («Путеводная
    звезда», 2004, № 6) А.А. Лиханов писал: «Прежде всего, мы ощущали войну всеми
    своими малыми силами. Мы ненавидели врагов и страдали за своих отцов. А ещё мы
    росли и набирались премудростей жизни – простых и сложных. Мы жили тогда проще,
    чем нынешние дети. И у нас не было множества соблазнов. Зато были простые и
    важные ценности, о которых много не говорилось, но которые мы в себя впитывали
    вместе с воздухом тех времён. Вот об этом мой роман в повестях – как вырастали
    русские мальчики в годы войны, и как важны для нас и вас нравственные ценности,
    которые внушала жизнь» [2].
    Наверное,
    ради того и написан роман «Русские
    мальчики», чтобы мы поняли: нравственные ценности, которые были у детей
    военного времени, очень нужны нам
    сегодня. И с этим я не могу не согласиться, потому что Альберт Анатольевич
    своими книгами призывает нас в любых ситуациях оставаться человеком.
    Альберт
    Анатольевич в статье «Достоинства человека» создаёт для нас, молодых, свой
    нравственный кодекс, отмечая те качества, которые нужны, чтобы достойно пройти
    свой жизненный путь: «Мужество и скромность, справедливость и честность,
    правдивость, совесть, честь – всё это слагаемые человека, слагаемые
    человеческой души, его нравственности, и без точного знания, а главное каждодневного,
    ежечасного, вечного соблюдения нравственных законов, дарованных человеку его
    сознанием, немыслимо добро, немыслимо дело,
    немыслима жизнь наша» [3].
    А
    в последней повести романа «Русские мальчики» напоминает нам: «И ещё, наверное,
    самое главное: «Не забудьте, ведь это нам сказано: любите друг друга» («Те, кто
    до нас») [2].
    Именно
    этими вышеперечисленными качествами
    испытывает своих литературных героев А. Лиханов. Он, «рыцарь без страха и
    упрёка», посвятивший себя детству, призывает своих читателей жить так, чтобы
    оставить о себе добрую память, быть выносливыми, терпеливыми, любить жизнь и
    дорожить тем, что нам дано.
    И
    в самом А.А. Лиханове присутствуют все
    качества, которые должен иметь настоящий человек. К огромному сожалению, таких
    людей сейчас очень-очень мало. Если бы каждый вкладывал частичку себя в то, что
    он делает, то наша жизнь была бы намного светлее и добрее. И хочется желать
    только одного: чтобы мир был мир во всем мире, чтобы таких неравнодушных людей,
    как Альберт Анатольевич, было намного больше, потому что, читая его
    произведения, зная о его добрых делах, ты набираешься опыта, многое берешь на
    заметку. Его жизнь и творчество являются уроком для меня, потому что по ним я
    учусь жизни. Хочется посоветовать прочитать произведения А.А. всем людям от
    мала до велика, потому что каждый в них найдет многое для себя.
    Если
    бы меня попросили назвать героя моего времени, я бы без сомнения ответила, что
    это мой любимый писатель Альберт Анатольевич Лиханов.
    В
    заключение, обращаясь, к тем, кто ещё не читал книги Альберта Анатольевича
    Лиханова, хотелось бы сказать словами одного из его героев: «Какие вы счастливые! Ведь вы прочитаете
    столько чудесных книг! И все они ещё впереди!»
    Хочу
    поделиться…
    «Или
    во всём виновата война?»
    (Мои
    мысли о романе А.А. Лиханова «Непрощённая»)
    Недавно
    я прочитала роман А.А. Лиханова «Непрощённая», посвящённый детям – узникам
    фашистских концлагерей. Это произведение, как и многие другие прочитанные мной,
    основано на реальных событиях.
    Да,
    о многом можно порассуждать после знакомства с произведением, так как автор
    поднимает большое количество разных проблем: доброты, жестокости, взросления,
    нравственного выбора, одиночества, войны в судьбе человека…Хочется остановиться
    на нескольких, с моей точки зрения, важных моментах относительно романа,
    вызвавшего неоднозначные отзывы читателей (со многими я познакомилась в
    Интернете). И это неслучайно. Ведь автор поднимает такую закрытую в литературе
    тему, как любовь между врагами. Об этом не то, что писать, а и говорить-то (наверное,
    даже думать) было запрещено. Установка военного времени понятна: советский
    человек не может быть в плену у врага, а если он оказался там – значит, и сам
    враг. А тут ещё и любовь… Да быть такого не может…Но жизнь бывает покруче
    выдуманных историй.
    В
    предисловии к роману автор пишет: «Наша русская, а прежде — советская
    литература создала множество героических историй о поведении детей в годы
    военных испытаний. И всё это была правда. А как быть с поведением не
    героическим? Разве можно означать все иные непомерные испытания только одним
    понятием — предательство? Моя героиня — девочка, к которой взрослость приходит
    не по её выбору, а по принуждению. Всё, что она делает и на что идёт,
    происходит не благодаря её решениям, а в силу обстоятельств, в которые она загнана
    войной и концлагерем. Однако, поступки без выбора, в которых она не виновна,
    возлагают на неё вину, пострашнее любых мыслимых приговоров. Её мирная жизнь
    превращается в приговор самой себе, непрощение самой себя и в горький, очень
    печальный конец. Война, хочу сказать я, издевалась над детьми ещё вот и так, о
    чём не очень-то принято говорить.
    Новым же
    поколениям я пытаюсь представить ещё и такую, вовсе не героическую судьбу,
    которая, всё-таки, всё равно судьба, горькая, тяжкая, почти невыносимая. И ей
    надобно поклониться»[5].
    Мне
    вслед за автором тоже хочется поклониться его героине – нежному цветочку на
    тоненьком-тоненьком стебелёчке, распустившемуся под ласковыми тёплыми лучами и
    … вдруг раздавленному чьим-то тяжёлым грязным сапогом.
    Алёнушка
    жила, не делая никому зла. Но зло преследовало её. И началось это тогда, когда
    в нашу страну пришла война, и «узел Алёнушкиной судьбы стал завязывался всё
    туже», принеся ей безмерное горе и нечеловеческие страдания.
    Плен,
    через который прошла Алёнушка, эти круги ада, что достались ей на долю, – всё
    это не сблизило её с другими пленными, а сделало одинокой и ненавидимой всеми. Действительно,
    что же плохого сделала главная героиня окружающим людям, что её, этого нежного
    ангела с редкой красотой, стали обвинять и презирать? Да ничего она не сделала!
    А через издевательства по отношению к ней раскрывается вся отвратительная
    сущность души человеческой. В первую
    очередь, жестокость и зависть. Да, я думаю, многие завидовали главной героине –
    её красоте и молодости. Но оказалось, что завидовать было некому.
    Алёнушка
    не делала зла никому, никому, кроме себя.
    Да, навредила она только себе, хотя и не по своей вине. Думаю, что у неё
    не было другого выбора: или смерть от голода и болезней, или жизнь, но … с
    врагом своей родины, который почему-то был не очень-то похож на врага. Сделав
    свой выбор, алёнушка спасла свою жизнь, но вместе с тем приобрела жестокое,
    полное ненависти осуждение. Автор пишет о своей героине: «И она кинулась в
    смерть. А оказалось – в жизнь.… Идёт война! И все страдают! А ты хочешь уйти от
    этого страдания! Так пусть тебя настигнет то, что страшнее всего … человеческое
    презрение, которое сильнее даже смерти и смерть молвой людской переживёт».
    Хочется заметить, что главная героиня была совсем юной, но война «одарила» её
    неожиданной взрослостью, и именно эта взрослость помогает пережить Алёнушке
    всё, кроме … прощения самой себе.
    Наверное,
    на примере своей героини автор хочет сказать, что нужно уметь прощать не только
    других, но и себя, иначе твоя жизнь после внешнего ада превратится в ад
    внутренний, душевный.
    Мне
    вспоминаются слова писателя В.Н. Крупина, который сказал: «Научиться любить,
    научиться прощать, научиться делать добро» [6]. Да, Алёнушка умела любить, всю жизнь делала
    только добро, прощала других, но вот себя простить не сумела. Хотя… Вы помните:
    «…и в скрещенных руках зажата была маленькая
    картонная иконка Богородицы, именуемая “Утоли моя печали…”
    Может быть?… Да, всё может быть…
    «Прошли многие и разные годы…
    Ярко-зелёный,
    акварельный мох, ещё с довоенных пор украшавший лес возле папенькиной могилки,
    — а теперь и могилки Алёнушки, — постепен­но выполз из этого леса, затянул
    остатки всех деревенских строений и вся­кие следы человеческие собой стёр.
    Будто незримый художник заштриховал нарядным цветом прошедшее
    время.
    Вот только горе
    человеческое затушевать нельзя…
    Или можно? И скорби
    людей из прошлого исчезнут навсегда вместе с ними?
    На что же тогда
    надеяться нам, живущим?» (А.А. Лиханов)
    Или во всём виновата война?
    «Золотая
    паутина памяти»
    Проходят,
    годы, но «остается золотая паутина памяти. Она соединяет тех, кто до нас, с
    нами и нас с теми, кто после нас». Она соединяет нас с прошлым, с тем, что было
    давным-давно.… Так давно, что тела погибших стали землёй, проросли травой. Так
    почему же так больно сжимается сердце, когда мы слышим о Великой Отечественной
    войне? Почему же на глазах слёзы, когда мы смотрим на лица тех, кто знает об
    ужасах войны не понаслышке? Ответ прост: это Память, запечатлевшая жестокий лик Великой Отечественной войны, не
    даёт нам покоя, заставляя страдать наши души.
    Остается
    золотая паутина памяти… И мы, не видевшие войны наяву, можем представить
    рукопашные схватки, танковые сражения, атаки с громким призывом «За Родину! За
    Сталина!», самолётные тараны – и это также Память. Память, приходящая к
    нам через строки писем, присланных с
    фронта и бережно хранимых внуками и правнуками тех, кто принёс нам Победу в той
    войне. Память, встающая в памятниках, обелисках, мемориалах. Память, пронзительно
    кричащая со страниц книг, кадров военной кинохроники, документальных и
    художественных фильмов.
    Остается
    золотая паутина памяти … Поэтому мы, живущие сегодня, помним бой за каждые деревеньку, сёло, посёлок, город,
    по которым война прошлась карательными операциями и бомбёжками, огнём и
    пожаром, голодом и холодом. Нельзя
    забыть ужасы и страдания мирного населения, стариков, детей, женщин, столь
    беззащитных перед лицом войны, ни разу не державших в руках оружия. Нельзя не
    восхищаться их мужеством, стойкостью и безграничной верой в тех, кто шёл за них
    в кровавый бой, побеждая и отступая, выживая и погибая… Нельзя, да и Память не
    позволит нам сделать этого.
    Остается
    золотая паутина памяти …Она и в том, что
    оставшиеся в живых ветераны и в семидесятый юбилей Победы не могут
    забыть тех страшных лет, того ужаса, который им довелось пережить. Вот как
    вспоминает об этом участник Великой Отечественной войны Петров Павел
    Филиппович, живущий в нашем посёлке: «Первый раз выполнять сапёрскую работу
    было особенно страшно, хотя вперёд шли «старики», а мы, молодёжь, за ними:
    волосы дыбом, дрожишь – вдруг взорвётся. Немцы обманывали сапёров: под одну
    мину клали вторую, потом третью… Чтобы больше жертв. Было страшно, боялись,
    знали, что всё бывает, а мне 18 лет… И всё же успокаивали себя: что делать –
    война: убьют так убьют, что будет, то и будет».
    Остается
    золотая паутина памяти …И, слушая эти
    простые, искренние слова воина Советской Армии, невольно думаешь, что права
    была Юлия Друнина, сказавшая: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего
    не знает о войне» [7]. Как нам, молодым, важно знать об этом, чтобы не
    прервалась «золотая паутина Памяти» между поколениями. Знать для того, чтобы
    этот страх, страх войны, никогда не вернулся к людям. Не случайно главные слова
    всех ветеранов – о мире.
    Остается золотая паутина памяти … И
    Память взывает к нам словами великого русского полководца Александра
    Васильевича Суворова: «Война не закончена, пока не похоронен последний погибший
    солдат». Действительно, зная, что около трёх миллионов не вернувшихся с войны солдат
    и офицеров числятся без вести пропавшими, мы не в силах смириться с тем, что у
    этой войны останутся безымянные герои. На могилах погибших воинов и тех, кто прошёл войну и умер уже в
    послевоенное время, горят красные звёздочки, как дань памяти появляются обелиски. Но, к сожалению, земля хранит в
    себе и имена неизвестных защитников нашей Родины.
    Остается
    золотая паутина памяти … И хотя на территории нашего края не было боевых
    сражений, но с эшелонов, проходящих через Кадуйские земли Вологодчины , снимали
    умерших во время дороги бойцов, которых
    везли в госпиталь. Такое, по свидетельству старожилов посёлка Хохлово, было не раз на станции Комариха. Жители
    станции предавали земле тела умерших солдат. Хоронили их в братских могилах. На
    одном из надгробий даже была установлена табличка с надписью воинских званий
    бойцов. А вот их фамилии не знал никто.
    Остается золотая паутина памяти …И мы
    знаем, что долгие годы за могилой
    ухаживали те, кто похоронил солдат. Но, увы, время неумолимо, и сегодня эстафету памяти приняли хохловские школьники.
    Мы заботимся о могиле, где установлено небольшое металлическое надгробие.
    Каждый раз, входя в оградку, чувствуем
    леденящую боль в груди, жгучие слёзы на глазах, колючую дрожь и…свою вину за
    то, что не можем увековечить память людей, которые лежат в нашем краю.
    Чувствуем вину, но главное – в наших душах живёт Память. Память, которую мы
    передадим своим потомкам. Ведь мы – это последнее счастливое поколение, которое
    имеет возможность взглянуть на лица ветеранов, героев Великой Отечественной
    войны, услышать их простые, бесхитростные рассказы о тех временах.
    Остается золотая паутина памяти …
    Память не даёт нам забыть о том, что 30 апреля над рейхстагом водружено Красное
    знамя – Знамя Победы, дубликат которого накануне 70-летия со Дня Победы
    установлен в нашей школе. Торжественная обстановка… Почётный караул… Притихшая
    детвора… Волнение и слёзы ветеранов… Минута молчания…Восхищение и гордость нас,
    школьников. Гордость за то, что мы живём в великой стране, победившей фашизм. Гордость
    за то, что рядом с нами живые свидетели
    тех лет …И память – это то, что нас объединяет и делает ещё сильнее.
    «…Существует
    и любовь. Существует внимание и интерес — одного человека к другому, к жизни,
    которая скрепляет людей чем-то невидимым. Золотой тонкой нитью…Она очень тонкая
    и очень хрупкая, эта паутинка, и все-таки она есть… Она соединяет тех, кто до
    нас, с нами и нас с теми, кто после нас» [3] (А.А. Лиханов, «Те, кто до нас»).
    Память жива, а значит – живы мы…
    Ах,
    время, время, ты неуловимо,
    Уносишь
    нас всё дальше от войны,
    Но
    память наша непоколебима,
    Она
    жива, а значит – живы мы.
    Мы
    помним всё: сражения и голод,
    И
    взрывы танков, пепел, крик и кровь,
    И
    всех бойцов, тех, кто был стар и молод…
    И
    память жжёт в сердцах той болью вновь.
    И
    канонады бешеных орудий,
    Мольбы
    и слёзы матерей солдат.
    Поверьте
    – никогда мы не забудем
    И
    тех, кто без имён в земле лежат.
    Пусть
    о тебе мы знаем понаслышке,
    Но
    почему в груди так сердце жмёт?
    А
    потому, что ты совсем мальчишкой,
    Молоденьким,
    юнцом, ушёл на фронт.
    Да,
    удивишься ты, солдат, но верь мне –
    Мы
    чувствуем, что чувствовал и ты…
    Не
    предадим былое мы забвенью,
    Звучит
    всегда в нас эхо той войны.
    Ах,
    время, время, ты неуловимо,
    Уносишь
    нас всё дальше от войны,
    Но
    память наша непоколебима,
    Она
    жива, а значит – живы мы.
    http://www.albertlikhanov.com/
    Альберт
    Лиханов. Бремя молодости. – М.: «Молодая гвардия», 1989.
    Альберт
    Лиханов. Русские мальчики// Путеводная звезда. – 2004. – № 5-6.
    http://www. herzenlib.ru
    Лиханов
    А. Непрощённая // Наш современник. – 2013. – № 5.
    http://ruskline.ru
    http://www.stihi.ru
    Опубликовано 03.09.2015 ВКонтакте
    Версия для печати

  8. Читатель 21 века может быть очень разным. Нет единого портрета этого человека и его вкусов. Ведь прошли те времена в истории, когда на все село была одна книга, и та – Библия. Сейчас кругом много самой разнообразной литературы. Бери и покупай на каждом лотке, в каждом магазине.
    Только школа диктует нам, что читать по учебной программе. А в остальном мы свободны в своем выборе.
    Одни современные читатели любят классическую литературу. Таких мало. Другие обожают детективы и триллеры. Третьи обожают исторические романы. Девочки часто зачитываются романами любовными. Очень популярно сейчас также фэнтези. Среди парней вы найдете много любителей фантастики. И все читатели 21 века любят спорить между собой.
    Гений ли Пелевин или его просто «раскрутили»? Стоит ли смотреть «Турецкий гамбит», что сняли по книге Акунина? Или книга лучше? Правда ли, что братья Стругацкие в одном из своих романов предсказали Чернобыльскую катастрофу и появление «зоны отчуждения»? Все эти вопросы жарко обсуждают читатели 21 века, доказывают свои точки зрения с азартом, даже переругиваются.
    Читатели 21 века читают и печатные, и электронные книги. Многие читают книги прямо с мониторов компьютеров и с маленьких экранчиков телефонов. Кто не любил читать раньше – тот и в 21 веке не читает книг. А настоящие любители книг никуда не делись и в век Интернета. Читатель 21 века так же жив и бодр, как любитель книг сто лет назад.

    Для чего читателю 21 века устное народное творчество?

    Люди часто спорят на тему того, нужно ли что-нибудь читать в 21 веке или это уже устарело? Например, стоит ли читать классику? Или устное народное творчество?
    Знать устное народное творчество всегда полезно. Это творчество хранит в себе историю и мудрость самого народа. Народные свадебные песни и сейчас украсят любую свадьбу, а народная колыбельная поможет вечером успокоить ребенка. Многие народные баллады про любовь трогают душу намного сильнее, чем современная кое-как слепленная «попса».
    Без любимой народной сказки, которую сложили люди уже лет триста как, и сейчас не засыпают многие дети. О народных сказках нужно сказать больше. Это кладезь мудрости – тут можно найти примеры хитрости, ловкости, милосердия, стойкости перед лицом бед.
    Например, народная сказка «Крошечка-Хаврошечка» учит быть добрыми, терпеливыми, любить животных и природу – ведь эти качества всегда вознаграждаются в жизни.
    Так что народное творчестве вечно, и оно по-прежнему интересно, даже читателю 21 века.

  9. Современная литература — это зачастую фантастика, где на мир обрушивается какая-либо катастрофа, или это истории про космические путешествия, войны, поиск новой жизни вне нашей планеты, или чувственные истории о любви, от которых хочется плакать и мечтать, мечтать, мечтать… Лучшие книги 21 века очень ярко описывают жизнь современных людей, их переживания и стремления, желания познать что-то новое, раскрыть тайны и сделать этот мир чуточку лучше.
    Зарубежная и русская литература от современных писателей включает в себя самые разные жанры — детективы, фантастические произведения, интересные романы, хорроры.
    Если вы не знаете, что почитать, тогда список книг, подобранный нами, поможет вам решить эту проблему. Если вы любитель романтики и хотите вместе с героями прочувствовать все оттенки эмоций, если вы любите анализировать отношения других, тогда увлекательнейшие романы точно придутся вам по душе. Если же вы любите разгадывать загадки, искать преступника по уликам или даже делать психологический анализ маньяков, то детективы и психологические триллеры не оставят вас равнодушными.
    Современная литература 21 века имеет множество бестселлеров, которые покорили сердца поклонников во всем мире. Американская, российская, европейская литература — это целый кладезь интересных историй, в которых не только увлекательный сюжет, но и много информации про быт, жизнь и политику той или иной страны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *