Все хотят быть талантливыми писателями.
Писатель, как художник по-особому видит мир, по-особенному его характеризует в своих произведениях, и по-особенному раскрывает явления действительности.
Сам по себе талант художника и писателя составляет:
1 Способность воспринимать процесс жизни острее и глубже, чем это свойственно другим людям.
2 Способность чувствовать и видеть то, что остается незаметным для других.
3 Способность на взволнованный и глубокий отклик от впечатлений бытия.
4 Проникновение за внешние грани явлений и событий.
5 Постижение дотоле неизвестных особенностей предметов.
Определение таланта включает и «системность» представлений и наблюдений художника, его общий взгляд на мир, складывающийся в процессе жизненной практики, в конкретных общественно-исторических условиях.
Изучая жизнь, а затем, запечатлевая её в художественных образах, писатель совершает тончайший и сложнейший труд по отбору и выделению всего значительного, интересного, тончайшую работу по своеобразному анализу явлений и их совмещению, синтезу.
В этом процессе труда писателя, очень важную роль играет характер его понимания окружающего мира. Отрицательное или положительное его отношение к миру вокруг. Особенности освоения действительности проявляются не только в том, какие стороны, какие явления и события привлекают внимание писателя, – но они ясно выражаются и в том, что он сам считает существенным и характерным в современной ему жизни, в чем он видит возвышенное и в чем низменное, в чем комическое, а в чем трагическое.
Другой считает возвышенным, геройским спасение утопающих, а другой не видит в этом подвига, особенно для служителя Службы спасения, (какой же это подвиг, это его работа). Один надсмехается над падением человека поскользнувшегося на льду, другой видит в том трагедию, вывих стопы, травмпункт.
Различное отношение к жизни и событиям в ней происходящим выражают писатели в своих произведениях. И никто не может отрицать, что мысль или идея обязательно присутствуют.
Однако, есть такая тенденция на деидеологизацию искусства. Этим заняты приверженцы интуитивистской эстетики. Они заявляют, что художественное творчество по самой своей природе непреднамеренно. Эта современная идеалистическая эстетика превозносит иррациональное как исходный момент, отрицая сущность, принижая роль разума, интеллекта, а признавая роль бессознательного, инстинктивного начала, интуиции единственным источником художественного творчества.
Без мысли и идеи, без цели пишут многие писатели: говоря, типа, – «я так вижу».
Все это есть.
Но многие выдающиеся писатели постоянно отмечали громадную роль творческой мысли и идейных принципов в литературе.
Вот, Чехов относительно этого писал: «Если отрицать в творчестве вопрос и намерение (с какой целью), – то нужно признать, что художник творит непреднамеренно, без умысла, под влиянием аффекта; поэтому если бы какой-нибудь автор похвастал мне, что он написал повесть без заранее обдуманного намерения, а только по вдохновению, то я назвал бы его сумасшедшим». (Полн. собр. Соч. том 14).
Лев Толстой, критически оценивая современное ему «бездумное» искусство, всякого рода натуралистические упражнения, говорил: «Но разве это искусство? А где же одухотворяющая мысль, делающая бессмертными истинно великие произведения человеческого ума и сердца?».
Даже еще Пушкин, в иной связи, но столь же ясно и убежденно писал о роли творческой мысли в своих заметках о прозе: проза, заявлял он, «требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат» (Полн. собр. соч. т 11).
Любое произведение писателя должно содержать идею, мысль, которую автор пытается донести до читателя своим рассказом о мире, о жизни.
Отрицание идейности художественного творчества означает крайнее сужение сферы искусства, литературы. Оно чаще всего связано с уходом авторов от больших проблем современности – либо в царство иллюзий, либо в область натуралистического описания мелочей жизни.
Крупных художников слова никак нельзя отнести к числу пассивных созерцателей жизни. Пытливый интерес к миру и людям, стремление понять их, проявляются у писателей, принадлежащих к разным литературным течениям, к различным по своим эстетическим воззрениям. Это заинтересованное активное отношение талантливого писателя к судьбам человека и судьбам мира, поиски правды жизни имеют существенное значение для художественного освоения действительности.
Даже умозрительные понятия, такие как любовь можно выразить, объяснить по-разному привлекательно. Вот, к примеру, отрывок о Любви (с большой буквы) одного из талантливых писателей, который известен всем почитателям его таланта именно своей «идейностью»:
«Знаешь ли, – обращается автор к читателю, – какая мысль приходит теперь мне часто в голову? Думаю я так: инстинкту размножения неизменно подчинено все живущее, растущее и движущееся в мире, от клеточки до Наполеона и Юлия Цезаря, но только человеку, этому цвету, перлу и завершению творения, ниспосылается полностью великий таинственный дар любви.
Но посылается не так уж часто, как это мы думаем (любовь приходит отнюдь не ко всем). Случаи самой высокой, самой чистой, самой преданной любви выдуманы – увы! – талантливыми поэтами, жаждавшими такой любви, но никогда не находившими её.
Видишь: все мы мыслим, я полагаю, непрерывно, в течение жизни. Но настоящих философов человечество знает не больше десяти – двадцати.
Все мы сумеем нарисовать фигуру человечка: кружок, с двумя точками-глазами, и вместо ног и рук четыре палочки. Миллионы художников рисовали немного лучше, но есть пределы: никто не мог добраться до Рафаэля, Леонардо да Винчи, Рембрандта.
Кто из нас не сумел промурлыкать легонький мотивчик или подбирать его одним пальцем на пианино? Но наши музыкальные способности совсем не сродни гению Бетховена, Моцарта или Вагнера и не имеют с ними ни одной общей душевной черты.
Одни люди от природы наделены большой физической силой. Другие родятся с таким острым зрением, что свободно, невооруженным глазом, видят кольца Сатурна.
Так и любовь. Она – (есть) высочайший и самый редкий дар неведомого бога.
Подумай-ка. Сколько миллиардов людей с сотворения мира совокуплялись, наслаждались, размножались и занимались этим в течение миллионов лет. Но много ли раз ты слышал о большой и прекрасной любви, – о любви, которая выдерживает всяческие испытания, преодолевает все преграды и соблазны: торжествует над бедностью, болезнями, клеветой и долгой разлукой? О высшей любви, – о которой сказано, что она сильнее смерти? И неужели ты не согласишься со мной, что дар любви, как и все дары человеческие, представляет собой лестницу с бесконечным числом ступенек, ведущих от влажной, темной, жирной земли – вверх, к вечному Небу и еще выше?…
Позволь только напомнить тебе о том, что была эпоха, когда человечество вдруг содрогнулось от сознания того болота грязи, мерзостей и пакости, которые засосали Любовь, и сделало попытку вновь очистить и возвеличить Любовь, хотя бы в лице женщины. Это было Средневековье (как ни странно, полное страданий). Это было рыцарство с культом поклонения перед Прекрасной дамой. И как жаль, что это почти священное служение женскому началу выродилось в карикатуру, в шутотрагедию…».
Вот какая была мысль автора, что бывает настоящая Любовь, и как она актуальна в сегодняшнем мире, где о любви знают только по старинным книгам. Потому что любовь в современном мире поистине «выродилась», ее нет, есть только пародии.
Подъем или упадок в развитии литературы и искусства тесно связаны с общими взглядами художников на мир, с широтой и глубиной идейно-творческого охвата явлений жизни.
Стендаль, в свое время дал характеристику искусству: «Итальянское искусство упало с высоты вовсе не потому, что, как обычно полагают, его покинуло высокое дыхание Средневековья, что недостает гениальных творцов…, гений всегда живет среди народа, как искра в кремне, – необходимо лишь стечение обстоятельств, чтобы эта искра вспыхнула из мертвого камня.
Искусство пало потому, что нет в нем той широкой мировой концепции, которая толкала на путь творческой работы прежних художников. Детали формы и мелочи сюжета, как бы художественны они ни были, еще не составляют искусства, – подобно тому, как идеи, хотя бы и гениальные, еще не дают писателю права на титул гения или таланта. Чтобы ими стать, надо свести круг воззрений, который захватил бы и координировал весь мир современных идей и подчинил бы их одной живой господствующей мысли. Только тогда овладевает мыслителем фанатизм идей, то есть яркая и определенная вера в свое дело, без которой ни в искусстве, ни в науке нет истинной жизни».
Большие идеи вдохновляют художника на творческие искания, освещают ему дорогу к вершинам искусства. И хотя великие идеи сами по себе не создают таланта, но талант, владея ими, создает высокие ценности искусства.
Одаренный писатель может накопить большие знания, касающиеся той или иной сферы жизни, он может быть очень осведомленным человеком, эрудитом, и, тем не менее – при отсутствии широкого взгляда на жизнь – он оказывается бессильным раскрыть что-то существенное в действительности.
Знаменитый В. И. Даль, автор словаря, собиратель народных пословиц и поговорок, написал книжку «Картины из русского быта». Эта книга безусловно ценная как историческое исследование, но не очень-то подходит под определение художественной литературы, поскольку не выражает никакой идеи, и не несет никакой оценки действительности: ни что хорошо, ни что плохо в жизни народа, и так далее. Об этой книге написал критическую статью Н. Г. Чернышевский, в которой выразил важнейший недостаток: Чернышевский отмечал, что в народных рассказах писатель (Даль) не обнаружил глубокого и верного понимания народной жизни, что Даль владеет огромным запасом сведений об этой народной жизни, но «он знает народную жизнь, как опытный петербургский извозчик знает Петербург»; ему известны отдельные переулки и улицы, но настоящего представления об облике города в целом, о его характере, особенностях он не имеет.
Остановимся на опыте писателя М. Горького. Он описывает свои творческие искания в свой начальный период литературной деятельности. Рассказывая о встрече писателя с взыскательным читателем, он говорит: «Я открыл в себе немало добрых чувств и желаний, немало того, что обыкновенно называют хорошим, но чувства, объединяющего все это, стройной и ясной мысли, охватывающей все явления жизни, я не нашел в себе…».
В суждениях читателя М. Горький выразил свое понимание литературы, её общественного назначения. Отрицательное отношение читателя вызывала описательная, бескрылая беллетристика: «Загромождая память и внимание людей мусором фотографических снимков с их жизни, бедной событиями, подумай, не вредишь ли ты людям? Ибо – сознайся! – ты не умеешь изображать так, чтоб твоя картина жизни вызывала в человеке мстительный стыд и жгучее желание создать другие формы бытия…. Можешь ли ты ускорить биение пульса жизни, можешь ли ты вдохнуть в неё энергию, как это делали другие?»
Объединяющую мысль, как ведущее начало в творчестве М. Горький видел в страстной борьбе против мерзостей жизни, в том, чтобы неустанно звать к созиданию иных форм человеческого существования. Таким образом, широкий и активный подход к действительности сливает воедино большую мысль и большие чувства, передовые идеи и живые художественные образы!
Конец.
Писатель и талант продолжение.
Совершенно ясно, что в процессе творчества большую роль играет художественная интуиция писателя. Но есть некоторое мнение, что «Муза творчества» «диктует» писателям на бессознательном уровне все творческие идеи.
Оспаривая доводы защитников бессознательности творческого труда, М. Горький утверждал:
«У нас бессознательность смешивается с интуитивностью, то есть с тем человеческим качеством, которое именуется интуицией и возникает из запаса впечатлений, которые не оформлены еще мыслью, не оформлены сознанием, не воплощены в мысль и образ.
Я думаю, что с очень многими, почти с каждым из вас, бывало так, что они сидят над страницей час, два и все что-то не удается, – но вдруг человек попадает туда, куда следует попасть, то есть завершает цепь познанных им фактов каким-то одним фактом, которого он не знает, но предполагает, что он, должно быть, таков, и даже не предполагает, а просто чутьем думает, что именно таков. И получается правильно.
Это внесение в опыт тех звеньев, которых не хватает писателю для того, чтобы дать совершенно законченный образ, – это и называется интуицией. Но называть это бессознательным – нельзя. Это еще не включено в сознание, но в опыте уже есть». Так писал Горький.
Есть такая писательница Натали Саррот и она говорила в пользу бессознательного творчества с трибуны международного симпозиума даже:
«Для писателя существует два рода действительности: 1) Есть действительность видимая – та, в которой он действует, в которой живут все люди вокруг него, та действительность, которая видна с первого взгляда и которую может увидеть каждый. Именно эта действительность как раз и НЕ является субстанцией романа. Эта действительность разведана, изучена, она уже известна, она была множество раз выражена в формах, которые, в свою очередь, тоже тысячи раз использованы и показаны…».
Немного предвзята и неправа Натали Саррот, когда утверждает, что «общая», «массовая» действительность уже разведана и изучена, конечно. Но все же. Натали Саррот полагает, что у каждого истинного художника есть 2) своя действительность, не похожая на «общую».
«Но может случится так, – заявляет она, – что отправные пункты его (художника) творчества не связаны ни с социальными конфликтами, ни с общественной борьбой, ни вообще с окружающей его видимой действительностью. Он может оказаться перед лицом чего-то такого, что не имеет ничего общего со всеми этими вещами, оказаться перед лицом такой действительности, в которой он чувствует себя одиноким, куда не может проникнуть вместе с ним ни одна живая душа, перед лицом такой действительности, которая изолирует и отделяет его от других людей… Свойственная ему манера постижения мира „сливается“, по выражению Сезанна, с самыми глубокими корнями его существа, она погружена в область подсознательного…».
Индивидуальная действительность художника – в суждениях Натали Саррот, – предстает совершенно обособленной от всего социального, от всего того, чем живут остальные люди. Речь идет не об индивидуальном восприятии, видении реального, а о той действительности, которая создается самим художником, и создается бессознательной сферой психики художника. Это, якобы, не объективный мир, а мир причудливых субъективных ощущений и представлений. Так реальная действительность превращается в нечто иллюзорное. Само понятие «действительность» оказывается лишь синонимом субъективной воли художника.
Но и тут, всё не так.
Взять современные популярные сочинения о Гари Потере, и другие фэнтези, типа, «Аватар» – и то в них присутствуют все те же конфликты и перипетии, которые есть у нас в нашем мире. И в них обыграны чувства людей нашего мира: любовь и ненависть, алчность и геройство, предательство и борьба. И здесь художники находят опору своим идеям и источник своих глубоких обобщений и выводов.
Хорошо известно, что творческий труд многих художников, по их собственным признаниям, протекает иначе, чем просто фантазией.
В основе творческого замысла писателя чаще всего лежат его наблюдения над современной ему действительностью, впечатления, которые вызывают у него явления жизни окружающей, общественно-исторические события.
И очень часто происходит так: Внимание писателя привлекают определенные, поразившие его творческое воображение события, факты, люди, – но художественный замысел созревает лишь со временем, постепенно вызревая внутри его сознания. Он нередко рождается в процессе мучительных исканий и раздумий. И уже оформившийся, кристаллизовавшийся замысел, иногда, претерпевает существенные, нередко коренные изменения.
Создавая художественные образы, писатель отталкивается не от общих логических предпосылок, а от восприятия жизни, не от абстракций, а от конкретных явлений действительности.
Это касается и тех писателей, которые с самого начала ясно сознают, о чем будут писать, осознают идею своего будущего произведения.
Вспомним слова Пушкина из «Онегина»:
В мире существует великое множество самых разных профессий – от музыканта до врача, от журналиста до экономиста, от адвоката до милиционера. И все профессии, так или иначе, нужны обществу. Но рассказать я хочу только об одной из них. Я встречала многих людей, которые хотели посвятить себя самым разным занятиям: кто-то хотел чинить автомобили, кто-то предпочитал стать музыкантом, кого-то привлекала профессия переводчика. И я не встречала ни одного человека, кто в нашем современном мире разделял бы мою тягу к карьере… писателя. Наша страна известна своими мастерами слова, такими как Бунин, Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Толстой – и этот список далеко не полный, люди – их современники – зачитывались их произведениями, а в наше время классическую литературу уважают и знают все. До сих пор многие театры ставят на сцене пьесы Чехова, Островского, и никогда на постановках не бывает пустых залов. И я могу понять зрителей, поскольку Чехов и Островский, Шекспир, Бомарше и многие другие писатели-драматурги известны глубоким смыслом своих произведений, их красотой. И я подумала – а почему бы ни попробовать самой что-то написать? Например, как делают многие современные писатели-фантасты, придумать свой мир, своих героев в нём, разные их приключения, представить себе мир будущего, как это делали Рей Бредберри или Жюль Верн, или писать о событиях в жизни других вымышленных персонажей. А, может даже, рассуждать в своих произведениях над нравственными проблемами нашей современности, ставить перед читателем вопросы духовного и морального содержания, заставить задуматься над правильностью выбранного пути, как это делал Толстой, или просто рассказывать о жизни тех или иных людей, которые попали в ту или иную ситуацию… Писать можно о чём угодно. Но нужно точно понимать, что ты хочешь донести до читателя, какую мысль, какой смысл, идею. Ведь авторы своих произведений, конечно же, хотят быть понятыми. “Счастье – это когда тебя понимают”. Главное чётко осознавать, что хочешь сказать своим произведением, к чему призвать, на что обратить внимание. Но, к сожалению, многие авторы так остаются непонятыми, в том числе некоторые из них всё ещё являются загадкой и для меня, в частности и современные. По моему мнению, профессию писателя можно назвать одной из самых интересных профессий. Она даёт возможность рассказать читателю обо всём, что волнует автора, унести читателя в придуманный мир, который у каждого писателя – свой. И читатель сам имеет возможность путешествовать по миру вместе с героями любимых произведений: то отправится в мир будущего вместе с капитаном Немо, то отправится навстречу приключениям с отважными героями повестей Куприна, или будет мчаться сквозьВселенную с Алисой – героиней повестей Кира Булычёва. И писатели уносят от реальности, а могут и возвратить в неё, рассказав о том, какими бывают люди в нашей жизни – жестокими или наоборот, добрыми; равнодушными или кидающимися на помощь; любящими и не видящими любовь. Писатели – это творческие люди, они – мастера слова, создающие свой мир, свою реальность и свои события, происходящие в этой реальности, они могут заставить читателя задуматься о многих вещах, задают вопросы, на которые, казалось бы, нет ответа, и отвечают на них по ходу своих произведений. Это очень многогранная профессия, которая позволяет вам писать обо всём. И для всех – для людей разных возрастов и поколений. Хотя, наверное, слово “профессия” в данном случае не подходит. Позволю себе перефразировать известное высказывание: “Писателями не становятся, писателями рождаются”. Это призвание. У Пушкина был величайший талант, он был величайшим гением, второго такого поэта, как он, не было и не будет – это знают все. И этот талант в нём заметили многие великие критики и писатели, как, например, Жуковский, и Пушкин добился признания своими произведениями, своим творчеством. Это был великий поэт, поэт от Бога, он этому не учился специально – это было ему дано. И другие писатели – Достоевский, Лесков, Блок, Тургенев – находили своё призвание в литературе, и писали такие произведения, которые заинтересовывают наших читателей до сих пор, заставляют переживать все события вместе с героями рассказов и восхищаться их талантом. Кроме того, через книги мы черпаем знания о той эпохе, в которой жил тот или иной писатель, о культуре той далёкой России XVIII века или Англии, или любой другой страны – даже Древней Греции. Обо всём этом мы узнаём не только из исторических очерков летописцев, но и из книг, из литературы той эпохи, ведь литература зародилась ещё до нашей эры. И многие дети из детских книжек учатся добру, понимать близких, выручать друзей и ценить дружбу, книги словно учат нас лучше понимать жизнь, осознавать всю её сложность и помогают избежать некоторых ошибок. Книги важны – это аксиома. Но, если бы не было их авторов, то и книг бы не было. Но почему я хочу стать писателем?.. Я просто хочу донести до читателя свой мир, открыть ему себя, ведь сочинительство это ещё и способ раскрытия самого себя читателю, и в каждом произведении того или иного автора присутствует его образ, частица его самого. Вот так и я – хочу впустить читателя в свой мир, иногда грустный, иногда – нет, такой разный и непредсказуемый, ведь творчество любого автора не может быть однообразным и скучным – писателя постоянно посещают всё новые и новые идеи, новые материалы для рассказа, и этими материалами может стать любая ситуация. Может, и мои придуманные или реальные, но приукрашенные истории могут стать для читателя интересными, а может, я и ошибаюсь, это покажет время. Но ведь и Чехов не знал, что добьётся такого признания, когда начинал писать. Я знаю одно – литература не только призвание разных великих авторов, но и, надеюсь, моё, если я имею к ней такой повышенный интерес, правда, я не могу сказать точно, что из этого выйдет. Может, я и добьюсь признания, а может, и нет, ведь в наше время очень много талантливых, но, к сожалению, неизвестных авторов, пишущих для себя или “в стол”, или размещая свои произведения на литературных страницах журналов, или с помощью новых технологий оставляя произведения на суждение читателей со всего мира на просторах Всемирной паутины – Интернета. Появилось и много других, уже признанных и известных писателей, творчество которых нельзя назвать не стоящим внимания. И, читая произведения тех и других, я не перестаю радоваться, что литература не умирает, что она живёт, и что есть на свете люди, для которых литература – призвание. И, наверное, не случайно, что среди этих людей оказалась я.
Сочинение ЕГЭ 2015 на тему каково истинное назначение писателя или поэта
Каково истинное назначение писателя или поэта? Вот вопрос, над которым задумывается Юрий Карлович Олеша.
Автор, размышляя над этой проблемой, уверенно заявляет, что главная задача писателя-творца – создать книги, «которые вызвали бы в нашей молодежи чувство подражания, чувство необходимости быть лучше». Ю.К.Олеша понимает, насколько это трудно, потому что писатель вначале должен осознать «все пороки и все доблести», которые живут внутри его самого. Лишь после этого он сможет «вытянуть» ростки разнообразных страстей из героя, которого он описывает, и превратить «их в деревья». И все это ради того, чтобы стать «воспитателем и учителем» читателей.
Позицию Ю. К. Олеши понять не сложно: истинное назначение литератора – учить, воспитывать и совершенствовать человека.
Я полностью разделяю точку зрения автора: литераторы, создающие классические произведения, должны духовно обогащать нас, быть учителями и наставниками. Об этом размышляли многие известные русские писатели.
Так, А. С. Пушкин в стихотворении «Памятник» он писал:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Не раз задумывался об истинном предназначении художника слова и М. Ю. Лермонтов. Читая его стихотворения, мы видим, что главной своей задачей он считал в «век изнеженный» не утратить « назначенье» и
провозглашать «любви и правды чистые ученья».
Таким образом, истинное назначение писателя – создать произведения, вызывающие у читателей желание стать лучше, чище, духовно богаче.
Для обучения базовым навыкам письма мы приготовили несколько уроков. Цель данного курса состоит в том, чтобы помочь начинающим писателям сделать первый шаг к развитию своего таланта. Уроки, которые приведены в данном тренинге, смогут развить ряд полезных компетенций, а именно: Урок 1. Мотивация или как начать писать
Умение подружиться со своей музой, а затем построить с ней стабильные отношения, не так уж просто. Многие потенциальные авторы сдаются уже на первом шаге, так и не написав ни строчки. В этом занятии будет рассказано, как правильно найти стимулы, чтобы начать писать. Урок 2. Риторическое позиционирование
Написание любого текста должно начинаться с риторического позиционирования, которое подразумевает ответ на следующие вопросы: О чём я пишу? Зачем я пишу? Для кого я пишу? Как я пишу? Иными словами, риторическое позиционирование включает в себя определение темы будущего произведения, его цели, его аудитории, а также его стилистической и жанровой формы. Урок 3. Стили текста
Языковая стилистика – это направление, изучающее выразительные возможности и средства языка, их лексическое значение, а также закономерности их употребления в различных языковых ситуациях и сферах общения. В этом уроке мы сосредоточим внимание на функциональной стилистике. Функциональная стилистика исследует использование языка в разных сферах деятельности людей, то есть анализирует функциональные стили, их признаки и особенности употребления в разных коммуникативных ситуациях. Урок 4. Логичность и структура текста
Когда о тексте говорят, что он логичен, то обычно это не связано с логикой в прямом смысле. Безусловно, никакой текст не должен нарушать логических законов и правил рассуждения, однако в данном случае речь идёт немного о другом. Можно сказать, что основными требованиями, предъявляемыми читателями к любым текстам, являются логичность и структурированность. В этом уроке мы объясним, что это значит и как этого достичь. Урок 5. Словарный запас и лексическая стилистика
Словарный запас (словарь, лексикон) – это совокупность слов, которые понимает и использует в своей речи человек. Его принято делить на два вида: активный и пассивный. Активный словарный запас – это те слова, которые человек регулярно употребляет в устной речи и письме. Пассивный словарный запас – этот набор слов, которые человек знает и понимает на слух или при чтении, но сам ими не пользуется. В этом уроке вы узнаете, каким должен быть объём активного и пассивного словарного запаса, как его можно пополнять и обогащать, а также правильно использовать в речи. Урок 6. Лексическая стилистика
Наука, изучающая лексические средства языка и вырабатывающая нормы их употребления, называется лексической стилистикой. В этом уроке мы подробнее поговорим об основных принципах лексической стилистики, которые полезно знать каждому автору. Урок 7. Грамотность письменной речи
Как проходить занятия
В уроках нашего тренинга вы сможете найти справочную информацию, а также полезные рекомендации и упражнения по овладению всеми важными навыками писателя, которым можно научиться. Скорость и эффективность развития каждого из представленных навыков для разных людей индивидуальны. Поэтому нельзя сказать, сколько именно времени у вас займет каждый урок или весь курс.
Тем не менее, можно дать общие рекомендации относительно режима и длительности занятий:
Чтобы ничего не упустить, постарайтесь ознакомиться со всеми уроками.
Старайтесь выявить свои основные проблемы и решайте именно их, разбираясь подробнее в соответствующих уроках, выполняя упражнения, следуя нужным рекомендациям.
Важным составляющим элементом каждого урока является практика, поэтому обязательно пробуйте применить полученные знания в своей писательской деятельности.
Проверяйте свои произведения на опытных объективных читателях, которые не будут стесняться сказать, что они на самом деле думают о плодах вашего творчества.
Старайтесь писать постоянно и не забрасывайте это дело, иначе и муза, и хороший слог будут приходить к вам также редко и нерегулярно, как и вы к ним.
Книги и учебники
Писательское искусство – это не то, чему можно научиться раз и навсегда. Умение писать тексты нужно постоянно совершенствовать, иначе оно будет угасать. Писателю нужно перманентно поддерживать свою форму: много читать, писать, а также изучать специализированную литературу о писательской деятельности. На данной странице мы привели ряд популярных книг и учебников об авторских и литературных навыках.
Стивен Кинг «Как писать книги»
Юрий Никитин «Как стать писателем»
Умберто Эко «Как написать дипломную работу», а также ряд других произведений
Дитмар Розенталь «Сборник упражнений по русскому языку»
И другие…
Цитаты писателей об авторском мастерстве
Для того чтобы помочь вам найти творческое вдохновение, мы собрали цитаты успешных известных литературных (и не только) деятелей, содержащие советы по борьбе с разными проблемами писательского дела: Максим Горький:
Можно много видеть, читать, можно кое-что вообразить, но чтобы сделать необходимо уметь, а умение дается только изучением техники. Джон Стейнбек:
Пишите свободно и так быстро, как можете, чтобы выплеснуть все на бумагу. Никогда не правьте и не переписывайте до тех пор, пока не поставите точку. Переписывание в процессе — это обычно не более чем предлог, чтобы не двигаться вперед. Оно также препятствует свободному потоку мысли и ритму, которые приходят только при бессознательной работе с материалом. Лев Толстой:
Наши враги могут для нас быть полезнее наших друзей, ибо друзья нередко прощают нам наши слабости, тогда как враги обыкновенно отмечают их и привлекают к ним наше внимание. Не пренебрегай суждениями врагов. Иван Бунин:
Писать стихи надо каждый день, подобно тому, как скрипач или пианист непременно должен каждый день без пропусков по нескольку часов играть на своем инструменте. В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду. Антон Чехов:
Настоящий писатель это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди. Дэвид Огилви:
Люди, которые умеют думать, также умеют и писать. А те, кто страдает низким уровнем интеллекта, пишут такие же воспоминания, письма и речи. Умение хорошо писать — это не дар от природы. Этому можно учиться. Пишите так же, как и говорите: естественно… Старайтесь выражать свои мысли просто, без претензий на излишнюю интеллектуальность… Если вы работаете над чем-то очень важным, то попросите знакомых или коллег высказать свое мнение о вашем произведении.
Другие материалы на нашем сайте
Тренинг на развитие творческого мышления научит вас быстро находить свежие идеи для произведений, создавать оригинальные сюжеты.
Уроки по скорочтению помогут читать больше книг, что, несомненно, скажется на вашем словарном запасе и эрудиции.
Кроме того, в нашем блоге существует специальный раздел, посвященный риторике и писательскому искусству.
Желаем вам успехов в постижении основ писательского мастерства!
Перейти к первому уроку
Ксения Галанина
Все хотят быть талантливыми писателями.
Писатель, как художник по-особому видит мир, по-особенному его характеризует в своих произведениях, и по-особенному раскрывает явления действительности.
Сам по себе талант художника и писателя составляет:
1 Способность воспринимать процесс жизни острее и глубже, чем это свойственно другим людям.
2 Способность чувствовать и видеть то, что остается незаметным для других.
3 Способность на взволнованный и глубокий отклик от впечатлений бытия.
4 Проникновение за внешние грани явлений и событий.
5 Постижение дотоле неизвестных особенностей предметов.
Определение таланта включает и «системность» представлений и наблюдений художника, его общий взгляд на мир, складывающийся в процессе жизненной практики, в конкретных общественно-исторических условиях.
Изучая жизнь, а затем, запечатлевая её в художественных образах, писатель совершает тончайший и сложнейший труд по отбору и выделению всего значительного, интересного, тончайшую работу по своеобразному анализу явлений и их совмещению, синтезу.
В этом процессе труда писателя, очень важную роль играет характер его понимания окружающего мира. Отрицательное или положительное его отношение к миру вокруг. Особенности освоения действительности проявляются не только в том, какие стороны, какие явления и события привлекают внимание писателя, – но они ясно выражаются и в том, что он сам считает существенным и характерным в современной ему жизни, в чем он видит возвышенное и в чем низменное, в чем комическое, а в чем трагическое.
Другой считает возвышенным, геройским спасение утопающих, а другой не видит в этом подвига, особенно для служителя Службы спасения, (какой же это подвиг, это его работа). Один надсмехается над падением человека поскользнувшегося на льду, другой видит в том трагедию, вывих стопы, травмпункт.
Различное отношение к жизни и событиям в ней происходящим выражают писатели в своих произведениях. И никто не может отрицать, что мысль или идея обязательно присутствуют.
Однако, есть такая тенденция на деидеологизацию искусства. Этим заняты приверженцы интуитивистской эстетики. Они заявляют, что художественное творчество по самой своей природе непреднамеренно. Эта современная идеалистическая эстетика превозносит иррациональное как исходный момент, отрицая сущность, принижая роль разума, интеллекта, а признавая роль бессознательного, инстинктивного начала, интуиции единственным источником художественного творчества.
Без мысли и идеи, без цели пишут многие писатели: говоря, типа, – «я так вижу».
Все это есть.
Но многие выдающиеся писатели постоянно отмечали громадную роль творческой мысли и идейных принципов в литературе.
Вот, Чехов относительно этого писал: «Если отрицать в творчестве вопрос и намерение (с какой целью), – то нужно признать, что художник творит непреднамеренно, без умысла, под влиянием аффекта; поэтому если бы какой-нибудь автор похвастал мне, что он написал повесть без заранее обдуманного намерения, а только по вдохновению, то я назвал бы его сумасшедшим». (Полн. собр. Соч. том 14).
Лев Толстой, критически оценивая современное ему «бездумное» искусство, всякого рода натуралистические упражнения, говорил: «Но разве это искусство? А где же одухотворяющая мысль, делающая бессмертными истинно великие произведения человеческого ума и сердца?».
Даже еще Пушкин, в иной связи, но столь же ясно и убежденно писал о роли творческой мысли в своих заметках о прозе: проза, заявлял он, «требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат» (Полн. собр. соч. т 11).
Любое произведение писателя должно содержать идею, мысль, которую автор пытается донести до читателя своим рассказом о мире, о жизни.
Отрицание идейности художественного творчества означает крайнее сужение сферы искусства, литературы. Оно чаще всего связано с уходом авторов от больших проблем современности – либо в царство иллюзий, либо в область натуралистического описания мелочей жизни.
Крупных художников слова никак нельзя отнести к числу пассивных созерцателей жизни. Пытливый интерес к миру и людям, стремление понять их, проявляются у писателей, принадлежащих к разным литературным течениям, к различным по своим эстетическим воззрениям. Это заинтересованное активное отношение талантливого писателя к судьбам человека и судьбам мира, поиски правды жизни имеют существенное значение для художественного освоения действительности.
Даже умозрительные понятия, такие как любовь можно выразить, объяснить по-разному привлекательно. Вот, к примеру, отрывок о Любви (с большой буквы) одного из талантливых писателей, который известен всем почитателям его таланта именно своей «идейностью»:
«Знаешь ли, – обращается автор к читателю, – какая мысль приходит теперь мне часто в голову? Думаю я так: инстинкту размножения неизменно подчинено все живущее, растущее и движущееся в мире, от клеточки до Наполеона и Юлия Цезаря, но только человеку, этому цвету, перлу и завершению творения, ниспосылается полностью великий таинственный дар любви.
Но посылается не так уж часто, как это мы думаем (любовь приходит отнюдь не ко всем). Случаи самой высокой, самой чистой, самой преданной любви выдуманы – увы! – талантливыми поэтами, жаждавшими такой любви, но никогда не находившими её.
Видишь: все мы мыслим, я полагаю, непрерывно, в течение жизни. Но настоящих философов человечество знает не больше десяти – двадцати.
Все мы сумеем нарисовать фигуру человечка: кружок, с двумя точками-глазами, и вместо ног и рук четыре палочки. Миллионы художников рисовали немного лучше, но есть пределы: никто не мог добраться до Рафаэля, Леонардо да Винчи, Рембрандта.
Кто из нас не сумел промурлыкать легонький мотивчик или подбирать его одним пальцем на пианино? Но наши музыкальные способности совсем не сродни гению Бетховена, Моцарта или Вагнера и не имеют с ними ни одной общей душевной черты.
Одни люди от природы наделены большой физической силой. Другие родятся с таким острым зрением, что свободно, невооруженным глазом, видят кольца Сатурна.
Так и любовь. Она – (есть) высочайший и самый редкий дар неведомого бога.
Подумай-ка. Сколько миллиардов людей с сотворения мира совокуплялись, наслаждались, размножались и занимались этим в течение миллионов лет. Но много ли раз ты слышал о большой и прекрасной любви, – о любви, которая выдерживает всяческие испытания, преодолевает все преграды и соблазны: торжествует над бедностью, болезнями, клеветой и долгой разлукой? О высшей любви, – о которой сказано, что она сильнее смерти? И неужели ты не согласишься со мной, что дар любви, как и все дары человеческие, представляет собой лестницу с бесконечным числом ступенек, ведущих от влажной, темной, жирной земли – вверх, к вечному Небу и еще выше?…
Позволь только напомнить тебе о том, что была эпоха, когда человечество вдруг содрогнулось от сознания того болота грязи, мерзостей и пакости, которые засосали Любовь, и сделало попытку вновь очистить и возвеличить Любовь, хотя бы в лице женщины. Это было Средневековье (как ни странно, полное страданий). Это было рыцарство с культом поклонения перед Прекрасной дамой. И как жаль, что это почти священное служение женскому началу выродилось в карикатуру, в шутотрагедию…».
Вот какая была мысль автора, что бывает настоящая Любовь, и как она актуальна в сегодняшнем мире, где о любви знают только по старинным книгам. Потому что любовь в современном мире поистине «выродилась», ее нет, есть только пародии.
Подъем или упадок в развитии литературы и искусства тесно связаны с общими взглядами художников на мир, с широтой и глубиной идейно-творческого охвата явлений жизни.
Стендаль, в свое время дал характеристику искусству: «Итальянское искусство упало с высоты вовсе не потому, что, как обычно полагают, его покинуло высокое дыхание Средневековья, что недостает гениальных творцов…, гений всегда живет среди народа, как искра в кремне, – необходимо лишь стечение обстоятельств, чтобы эта искра вспыхнула из мертвого камня.
Искусство пало потому, что нет в нем той широкой мировой концепции, которая толкала на путь творческой работы прежних художников. Детали формы и мелочи сюжета, как бы художественны они ни были, еще не составляют искусства, – подобно тому, как идеи, хотя бы и гениальные, еще не дают писателю права на титул гения или таланта. Чтобы ими стать, надо свести круг воззрений, который захватил бы и координировал весь мир современных идей и подчинил бы их одной живой господствующей мысли. Только тогда овладевает мыслителем фанатизм идей, то есть яркая и определенная вера в свое дело, без которой ни в искусстве, ни в науке нет истинной жизни».
Большие идеи вдохновляют художника на творческие искания, освещают ему дорогу к вершинам искусства. И хотя великие идеи сами по себе не создают таланта, но талант, владея ими, создает высокие ценности искусства.
Одаренный писатель может накопить большие знания, касающиеся той или иной сферы жизни, он может быть очень осведомленным человеком, эрудитом, и, тем не менее – при отсутствии широкого взгляда на жизнь – он оказывается бессильным раскрыть что-то существенное в действительности.
Знаменитый В. И. Даль, автор словаря, собиратель народных пословиц и поговорок, написал книжку «Картины из русского быта». Эта книга безусловно ценная как историческое исследование, но не очень-то подходит под определение художественной литературы, поскольку не выражает никакой идеи, и не несет никакой оценки действительности: ни что хорошо, ни что плохо в жизни народа, и так далее. Об этой книге написал критическую статью Н. Г. Чернышевский, в которой выразил важнейший недостаток: Чернышевский отмечал, что в народных рассказах писатель (Даль) не обнаружил глубокого и верного понимания народной жизни, что Даль владеет огромным запасом сведений об этой народной жизни, но «он знает народную жизнь, как опытный петербургский извозчик знает Петербург»; ему известны отдельные переулки и улицы, но настоящего представления об облике города в целом, о его характере, особенностях он не имеет.
Остановимся на опыте писателя М. Горького. Он описывает свои творческие искания в свой начальный период литературной деятельности. Рассказывая о встрече писателя с взыскательным читателем, он говорит: «Я открыл в себе немало добрых чувств и желаний, немало того, что обыкновенно называют хорошим, но чувства, объединяющего все это, стройной и ясной мысли, охватывающей все явления жизни, я не нашел в себе…».
В суждениях читателя М. Горький выразил свое понимание литературы, её общественного назначения. Отрицательное отношение читателя вызывала описательная, бескрылая беллетристика: «Загромождая память и внимание людей мусором фотографических снимков с их жизни, бедной событиями, подумай, не вредишь ли ты людям? Ибо – сознайся! – ты не умеешь изображать так, чтоб твоя картина жизни вызывала в человеке мстительный стыд и жгучее желание создать другие формы бытия…. Можешь ли ты ускорить биение пульса жизни, можешь ли ты вдохнуть в неё энергию, как это делали другие?»
Объединяющую мысль, как ведущее начало в творчестве М. Горький видел в страстной борьбе против мерзостей жизни, в том, чтобы неустанно звать к созиданию иных форм человеческого существования. Таким образом, широкий и активный подход к действительности сливает воедино большую мысль и большие чувства, передовые идеи и живые художественные образы!
Конец.
Писатель и талант продолжение.
Совершенно ясно, что в процессе творчества большую роль играет художественная интуиция писателя. Но есть некоторое мнение, что «Муза творчества» «диктует» писателям на бессознательном уровне все творческие идеи.
Оспаривая доводы защитников бессознательности творческого труда, М. Горький утверждал:
«У нас бессознательность смешивается с интуитивностью, то есть с тем человеческим качеством, которое именуется интуицией и возникает из запаса впечатлений, которые не оформлены еще мыслью, не оформлены сознанием, не воплощены в мысль и образ.
Я думаю, что с очень многими, почти с каждым из вас, бывало так, что они сидят над страницей час, два и все что-то не удается, – но вдруг человек попадает туда, куда следует попасть, то есть завершает цепь познанных им фактов каким-то одним фактом, которого он не знает, но предполагает, что он, должно быть, таков, и даже не предполагает, а просто чутьем думает, что именно таков. И получается правильно.
Это внесение в опыт тех звеньев, которых не хватает писателю для того, чтобы дать совершенно законченный образ, – это и называется интуицией. Но называть это бессознательным – нельзя. Это еще не включено в сознание, но в опыте уже есть». Так писал Горький.
Есть такая писательница Натали Саррот и она говорила в пользу бессознательного творчества с трибуны международного симпозиума даже:
«Для писателя существует два рода действительности: 1) Есть действительность видимая – та, в которой он действует, в которой живут все люди вокруг него, та действительность, которая видна с первого взгляда и которую может увидеть каждый. Именно эта действительность как раз и НЕ является субстанцией романа. Эта действительность разведана, изучена, она уже известна, она была множество раз выражена в формах, которые, в свою очередь, тоже тысячи раз использованы и показаны…».
Немного предвзята и неправа Натали Саррот, когда утверждает, что «общая», «массовая» действительность уже разведана и изучена, конечно. Но все же. Натали Саррот полагает, что у каждого истинного художника есть 2) своя действительность, не похожая на «общую».
«Но может случится так, – заявляет она, – что отправные пункты его (художника) творчества не связаны ни с социальными конфликтами, ни с общественной борьбой, ни вообще с окружающей его видимой действительностью. Он может оказаться перед лицом чего-то такого, что не имеет ничего общего со всеми этими вещами, оказаться перед лицом такой действительности, в которой он чувствует себя одиноким, куда не может проникнуть вместе с ним ни одна живая душа, перед лицом такой действительности, которая изолирует и отделяет его от других людей… Свойственная ему манера постижения мира „сливается“, по выражению Сезанна, с самыми глубокими корнями его существа, она погружена в область подсознательного…».
Индивидуальная действительность художника – в суждениях Натали Саррот, – предстает совершенно обособленной от всего социального, от всего того, чем живут остальные люди. Речь идет не об индивидуальном восприятии, видении реального, а о той действительности, которая создается самим художником, и создается бессознательной сферой психики художника. Это, якобы, не объективный мир, а мир причудливых субъективных ощущений и представлений. Так реальная действительность превращается в нечто иллюзорное. Само понятие «действительность» оказывается лишь синонимом субъективной воли художника.
Но и тут, всё не так.
Взять современные популярные сочинения о Гари Потере, и другие фэнтези, типа, «Аватар» – и то в них присутствуют все те же конфликты и перипетии, которые есть у нас в нашем мире. И в них обыграны чувства людей нашего мира: любовь и ненависть, алчность и геройство, предательство и борьба. И здесь художники находят опору своим идеям и источник своих глубоких обобщений и выводов.
Хорошо известно, что творческий труд многих художников, по их собственным признаниям, протекает иначе, чем просто фантазией.
В основе творческого замысла писателя чаще всего лежат его наблюдения над современной ему действительностью, впечатления, которые вызывают у него явления жизни окружающей, общественно-исторические события.
И очень часто происходит так: Внимание писателя привлекают определенные, поразившие его творческое воображение события, факты, люди, – но художественный замысел созревает лишь со временем, постепенно вызревая внутри его сознания. Он нередко рождается в процессе мучительных исканий и раздумий. И уже оформившийся, кристаллизовавшийся замысел, иногда, претерпевает существенные, нередко коренные изменения.
Создавая художественные образы, писатель отталкивается не от общих логических предпосылок, а от восприятия жизни, не от абстракций, а от конкретных явлений действительности.
Это касается и тех писателей, которые с самого начала ясно сознают, о чем будут писать, осознают идею своего будущего произведения.
Вспомним слова Пушкина из «Онегина»:
В мире существует великое множество самых разных профессий – от музыканта до врача, от журналиста до экономиста, от адвоката до милиционера. И все профессии, так или иначе, нужны обществу. Но рассказать я хочу только об одной из них.
Я встречала многих людей, которые хотели посвятить себя самым разным занятиям: кто-то хотел чинить автомобили, кто-то предпочитал стать музыкантом, кого-то привлекала профессия переводчика. И я не встречала ни одного человека, кто в нашем современном мире разделял бы мою тягу к карьере… писателя.
Наша страна известна своими мастерами слова, такими как Бунин, Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Толстой – и этот список далеко не полный, люди – их современники – зачитывались их произведениями, а в наше время классическую литературу уважают и знают все. До сих пор многие театры ставят на сцене пьесы Чехова, Островского, и никогда на постановках не бывает пустых залов. И я могу понять зрителей, поскольку Чехов и Островский, Шекспир, Бомарше и многие другие писатели-драматурги известны глубоким смыслом своих произведений, их красотой.
И я подумала – а почему бы ни попробовать самой что-то написать? Например, как делают многие современные писатели-фантасты, придумать свой мир, своих героев в нём, разные их приключения, представить себе мир будущего, как это делали Рей Бредберри или Жюль Верн, или писать о событиях в жизни других вымышленных персонажей. А, может даже, рассуждать в своих произведениях над нравственными проблемами нашей современности, ставить перед читателем вопросы духовного и морального содержания, заставить задуматься над правильностью выбранного пути, как это делал Толстой, или просто рассказывать о жизни тех или иных людей, которые попали в ту или иную ситуацию… Писать можно о чём угодно. Но нужно точно понимать, что ты хочешь донести до читателя, какую мысль, какой смысл, идею. Ведь авторы своих произведений, конечно же, хотят быть понятыми. “Счастье – это когда тебя понимают”. Главное чётко осознавать, что хочешь сказать своим произведением, к чему призвать, на что обратить внимание. Но, к сожалению, многие авторы так остаются непонятыми, в том числе некоторые из них всё ещё являются загадкой и для меня, в частности и современные.
По моему мнению, профессию писателя можно назвать одной из самых интересных профессий. Она даёт возможность рассказать читателю обо всём, что волнует автора, унести читателя в придуманный мир, который у каждого писателя – свой. И читатель сам имеет возможность путешествовать по миру вместе с героями любимых произведений: то отправится в мир будущего вместе с капитаном Немо, то отправится навстречу приключениям с отважными героями повестей Куприна, или будет мчаться сквозь Вселенную с Алисой – героиней повестей Кира Булычёва. И писатели уносят от реальности, а могут и возвратить в неё, рассказав о том, какими бывают люди в нашей жизни – жестокими или наоборот, добрыми; равнодушными или кидающимися на помощь; любящими и не видящими любовь. Писатели – это творческие люди, они – мастера слова, создающие свой мир, свою реальность и свои события, происходящие в этой реальности, они могут заставить читателя задуматься о многих вещах, задают вопросы, на которые, казалось бы, нет ответа, и отвечают на них по ходу своих произведений. Это очень многогранная профессия, которая позволяет вам писать обо всём. И для всех – для людей разных возрастов и поколений.
Хотя, наверное, слово “профессия” в данном случае не подходит. Позволю себе перефразировать известное высказывание: “Писателями не становятся, писателями рождаются”. Это призвание. У Пушкина был величайший талант, он был величайшим гением, второго такого поэта, как он, не было и не будет – это знают все. И этот талант в нём заметили многие великие критики и писатели, как, например, Жуковский, и Пушкин добился признания своими произведениями, своим творчеством. Это был великий поэт, поэт от Бога, он этому не учился специально – это было ему дано. И другие писатели – Достоевский, Лесков, Блок, Тургенев – находили своё призвание в литературе, и писали такие произведения, которые заинтересовывают наших читателей до сих пор, заставляют переживать все события вместе с героями рассказов и восхищаться их талантом. Кроме того, через книги мы черпаем знания о той эпохе, в которой жил тот или иной писатель, о культуре той далёкой России XVIII века или Англии, или любой другой страны – даже Древней Греции. Обо всём этом мы узнаём не только из исторических очерков летописцев, но и из книг, из литературы той эпохи, ведь литература зародилась ещё до нашей эры. И многие дети из детских книжек учатся добру, понимать близких, выручать друзей и ценить дружбу, книги словно учат нас лучше понимать жизнь, осознавать всю её сложность и помогают избежать некоторых ошибок. Книги важны – это аксиома. Но, если бы не было их авторов, то и книг бы не было.
Но почему я хочу стать писателем?..
Я просто хочу донести до читателя свой мир, открыть ему себя, ведь сочинительство это ещё и способ раскрытия самого себя читателю, и в каждом произведении того или иного автора присутствует его образ, частица его самого. Вот так и я – хочу впустить читателя в свой мир, иногда грустный, иногда – нет, такой разный и непредсказуемый, ведь творчество любого автора не может быть однообразным и скучным – писателя постоянно посещают всё новые и новые идеи, новые материалы для рассказа, и этими материалами может стать любая ситуация. Может, и мои придуманные или реальные, но приукрашенные истории могут стать для читателя интересными, а может, я и ошибаюсь, это покажет время. Но ведь и Чехов не знал, что добьётся такого признания, когда начинал писать. Я знаю одно – литература не только призвание разных великих авторов, но и, надеюсь, моё, если я имею к ней такой повышенный интерес, правда, я не могу сказать точно, что из этого выйдет. Может, я и добьюсь признания, а может, и нет, ведь в наше время очень много талантливых, но, к сожалению, неизвестных авторов, пишущих для себя или “в стол”, или размещая свои произведения на литературных страницах журналов, или с помощью новых технологий оставляя произведения на суждение читателей со всего мира на просторах Всемирной паутины – Интернета. Появилось и много других, уже признанных и известных писателей, творчество которых нельзя назвать не стоящим внимания. И, читая произведения тех и других, я не перестаю радоваться, что литература не умирает, что она живёт, и что есть на свете люди, для которых литература – призвание. И, наверное, не случайно, что среди этих людей оказалась я.
Сочинение ЕГЭ 2015 на тему каково истинное назначение писателя или поэта
Каково истинное назначение писателя или поэта? Вот вопрос, над которым задумывается Юрий Карлович Олеша.
Автор, размышляя над этой проблемой, уверенно заявляет, что главная задача писателя-творца – создать книги, «которые вызвали бы в нашей молодежи чувство подражания, чувство необходимости быть лучше». Ю.К.Олеша понимает, насколько это трудно, потому что писатель вначале должен осознать «все пороки и все доблести», которые живут внутри его самого. Лишь после этого он сможет «вытянуть» ростки разнообразных страстей из героя, которого он описывает, и превратить «их в деревья». И все это ради того, чтобы стать «воспитателем и учителем» читателей.
Позицию Ю. К. Олеши понять не сложно: истинное назначение литератора – учить, воспитывать и совершенствовать человека.
Я полностью разделяю точку зрения автора: литераторы, создающие классические произведения, должны духовно обогащать нас, быть учителями и наставниками. Об этом размышляли многие известные русские писатели.
Так, А. С. Пушкин в стихотворении «Памятник» он писал:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Не раз задумывался об истинном предназначении художника слова и М. Ю. Лермонтов. Читая его стихотворения, мы видим, что главной своей задачей он считал в «век изнеженный» не утратить « назначенье» и
провозглашать «любви и правды чистые ученья».
Таким образом, истинное назначение писателя – создать произведения, вызывающие у читателей желание стать лучше, чище, духовно богаче.
Для обучения базовым навыкам письма мы приготовили несколько уроков. Цель данного курса состоит в том, чтобы помочь начинающим писателям сделать первый шаг к развитию своего таланта. Уроки, которые приведены в данном тренинге, смогут развить ряд полезных компетенций, а именно:
Урок 1. Мотивация или как начать писать
Умение подружиться со своей музой, а затем построить с ней стабильные отношения, не так уж просто. Многие потенциальные авторы сдаются уже на первом шаге, так и не написав ни строчки. В этом занятии будет рассказано, как правильно найти стимулы, чтобы начать писать.
Урок 2. Риторическое позиционирование
Написание любого текста должно начинаться с риторического позиционирования, которое подразумевает ответ на следующие вопросы: О чём я пишу? Зачем я пишу? Для кого я пишу? Как я пишу? Иными словами, риторическое позиционирование включает в себя определение темы будущего произведения, его цели, его аудитории, а также его стилистической и жанровой формы.
Урок 3. Стили текста
Языковая стилистика – это направление, изучающее выразительные возможности и средства языка, их лексическое значение, а также закономерности их употребления в различных языковых ситуациях и сферах общения. В этом уроке мы сосредоточим внимание на функциональной стилистике. Функциональная стилистика исследует использование языка в разных сферах деятельности людей, то есть анализирует функциональные стили, их признаки и особенности употребления в разных коммуникативных ситуациях.
Урок 4. Логичность и структура текста
Когда о тексте говорят, что он логичен, то обычно это не связано с логикой в прямом смысле. Безусловно, никакой текст не должен нарушать логических законов и правил рассуждения, однако в данном случае речь идёт немного о другом. Можно сказать, что основными требованиями, предъявляемыми читателями к любым текстам, являются логичность и структурированность. В этом уроке мы объясним, что это значит и как этого достичь.
Урок 5. Словарный запас и лексическая стилистика
Словарный запас (словарь, лексикон) – это совокупность слов, которые понимает и использует в своей речи человек. Его принято делить на два вида: активный и пассивный. Активный словарный запас – это те слова, которые человек регулярно употребляет в устной речи и письме. Пассивный словарный запас – этот набор слов, которые человек знает и понимает на слух или при чтении, но сам ими не пользуется. В этом уроке вы узнаете, каким должен быть объём активного и пассивного словарного запаса, как его можно пополнять и обогащать, а также правильно использовать в речи.
Урок 6. Лексическая стилистика
Наука, изучающая лексические средства языка и вырабатывающая нормы их употребления, называется лексической стилистикой. В этом уроке мы подробнее поговорим об основных принципах лексической стилистики, которые полезно знать каждому автору.
Урок 7. Грамотность письменной речи
Как проходить занятия
В уроках нашего тренинга вы сможете найти справочную информацию, а также полезные рекомендации и упражнения по овладению всеми важными навыками писателя, которым можно научиться. Скорость и эффективность развития каждого из представленных навыков для разных людей индивидуальны. Поэтому нельзя сказать, сколько именно времени у вас займет каждый урок или весь курс.
Тем не менее, можно дать общие рекомендации относительно режима и длительности занятий:
Чтобы ничего не упустить, постарайтесь ознакомиться со всеми уроками.
Старайтесь выявить свои основные проблемы и решайте именно их, разбираясь подробнее в соответствующих уроках, выполняя упражнения, следуя нужным рекомендациям.
Важным составляющим элементом каждого урока является практика, поэтому обязательно пробуйте применить полученные знания в своей писательской деятельности.
Проверяйте свои произведения на опытных объективных читателях, которые не будут стесняться сказать, что они на самом деле думают о плодах вашего творчества.
Старайтесь писать постоянно и не забрасывайте это дело, иначе и муза, и хороший слог будут приходить к вам также редко и нерегулярно, как и вы к ним.
Книги и учебники
Писательское искусство – это не то, чему можно научиться раз и навсегда. Умение писать тексты нужно постоянно совершенствовать, иначе оно будет угасать. Писателю нужно перманентно поддерживать свою форму: много читать, писать, а также изучать специализированную литературу о писательской деятельности. На данной странице мы привели ряд популярных книг и учебников об авторских и литературных навыках.
Стивен Кинг «Как писать книги»
Юрий Никитин «Как стать писателем»
Умберто Эко «Как написать дипломную работу», а также ряд других произведений
Дитмар Розенталь «Сборник упражнений по русскому языку»
И другие…
Цитаты писателей об авторском мастерстве
Для того чтобы помочь вам найти творческое вдохновение, мы собрали цитаты успешных известных литературных (и не только) деятелей, содержащие советы по борьбе с разными проблемами писательского дела:
Максим Горький:
Можно много видеть, читать, можно кое-что вообразить, но чтобы сделать необходимо уметь, а умение дается только изучением техники.
Джон Стейнбек:
Пишите свободно и так быстро, как можете, чтобы выплеснуть все на бумагу. Никогда не правьте и не переписывайте до тех пор, пока не поставите точку. Переписывание в процессе — это обычно не более чем предлог, чтобы не двигаться вперед. Оно также препятствует свободному потоку мысли и ритму, которые приходят только при бессознательной работе с материалом.
Лев Толстой:
Наши враги могут для нас быть полезнее наших друзей, ибо друзья нередко прощают нам наши слабости, тогда как враги обыкновенно отмечают их и привлекают к ним наше внимание. Не пренебрегай суждениями врагов.
Иван Бунин:
Писать стихи надо каждый день, подобно тому, как скрипач или пианист непременно должен каждый день без пропусков по нескольку часов играть на своем инструменте. В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду.
Антон Чехов:
Настоящий писатель это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди.
Дэвид Огилви:
Люди, которые умеют думать, также умеют и писать. А те, кто страдает низким уровнем интеллекта, пишут такие же воспоминания, письма и речи. Умение хорошо писать — это не дар от природы. Этому можно учиться. Пишите так же, как и говорите: естественно… Старайтесь выражать свои мысли просто, без претензий на излишнюю интеллектуальность… Если вы работаете над чем-то очень важным, то попросите знакомых или коллег высказать свое мнение о вашем произведении.
Другие материалы на нашем сайте
Тренинг на развитие творческого мышления научит вас быстро находить свежие идеи для произведений, создавать оригинальные сюжеты.
Уроки по скорочтению помогут читать больше книг, что, несомненно, скажется на вашем словарном запасе и эрудиции.
Кроме того, в нашем блоге существует специальный раздел, посвященный риторике и писательскому искусству.
Желаем вам успехов в постижении основ писательского мастерства!
Перейти к первому уроку
Ксения Галанина