Сочинение на тему письмо другу 8 класс по русскому

8 вариантов

  1. План
    1.Приветствие
    2.Рассказ о своей жизни
    3.Прощание
    Привет, Лешка! Вот, как и обещал, пишу тебе письмо. Как ты поживаешь? Какая у вас погода? Что с учебой и что интересного происходит в новой школе? Я вот закончил четверть без троек. И мне за это подарили собаку. Я назвал её Малыш. Она смешная, приносит мне тапочки. У нас вот первый снег выпал. Я вчера успел даже немного простыть, пока лепил снеговика.
    Теперь вместо тебя со мной за партой сидит Ваня. Мне так жль, что ты уехал. Надеюсь твоего папу вновь отправят работать в наш город. Буду ждать нашей встречи. Обязательно пиши мне. Жду ответа. Твой друг Димка.

    Сочинение Письмо другу 5 класс

    План
    1.Приветствие
    2.Ожидание встречи
    3.Прощание
    Здравствуй, Савелий! Как ты поживаешь? Здоров ли? Что у вас с погодой? У нас осень, дожди льют. Сразу к вам, на юг хочется, в такие ненастные дни. Ты, наверное, уже хорошо стал плавать, ведь рядом с твоим домом находится море. А я вот до сих пор так и не научился, хотя мама меня даже в бассейн записала.
    Жду не дождусь Нового года, когда ты приедешь к нам в гости. Я уже подготовился к встрече, купил много настольных игр, которые ты любишь. Твой попугай ведет себя хорошо, начал говорить два новых слова: «Савва» и « Есть». Мы когда завтракать садимся, он всегда кричит: «Савва, Савва! Есть!». Мама дает попрошайке крекер. Не могу рассказать всего, что тут происходит. Все узнаешь при личной встрече. Кстати, папа пообещал, что в весенние каникулы, мы возможно приедем к вам в гости. Думаю, это отличная идея. Покажешь мне пляж, и баскетбольную площадку. Сыграем там с твоими новыми друзьями.
    Вроде все коротко написал о своей жизни. Жду ответного письма. Твой друг Михаил.

    Сочинение Письмо другу 8 класс

    План
    1.Приветствие
    2.О себе
    3.Прощание
    Мариночка, здравствуй! Как поживаешь, подружка, чем сейчас занимаешься? Совсем скоро нам сдавать ОГЭ, всего ничего осталось. Не успеем обернуться 9 класс. Надо еще выбрать два дополнительных экзамена – никак не определюсь. Очень скучаю я без тебя. Помнишь как мы гуляли в парке? А наши любимые качели…. Я теперь редко туда хожу. Даже школа стала какой-то серой, все уроки проходят тихо и однообразно без тебя.
    По геометрии я совсем учебу запустила, раньше хоть ты меня подтягивала, объясняла мне как решать задачки. Но я обязательно все исправлю, постараюсь закрыть все сои плохие отметки, ведь это и есть папино условие моей поездки к тебе. Много времени провожу в доме культуры. Я хожу на курсы немецкого языка и еще начала заниматься танцами. Мне нравится и время пролетает незаметно. Котенк Васька подрос и уже не такой милый, как раньше. Правда сидит всегда у меня на руках по вечерам и мурлыкает свою песенку. На выходные пойдем с родителями на хоккей. Мы теперь страстные болельщики, это папа нас просветил с мамой. Никогда не думала, что это такая интересная и увлекательная игра – столько эмоций.
    Вроде все тебе о себе рассказала. А как ты, Марина, поживаешь. Стала писать мне совсем редко. Наверное, походы к репетитору и в художественную школу занимают все время. Что насчет игры на гитаре, ты ведь давно хотела освоить этот инструмент. Все получилось или пока что нет? Напиши мне подробно о себе. Мне интересно все: про школу, про учителей, про родителей, про твоего лысого кота ( как ты только его завела такого страшного). Жду твоего ответа, скучаю. Твоя подруга Алина.

  2. Следующее утро началось с зарядки. Но это была не простая зарядка, как в школе, а зарядка-дискотека, мне очень понравилось.
    Дальше нам провели экскурсию по всему лагерю. Потом мы играли в игры на знакомства. Ребята все хорошие, я со всеми подружился. Все оказалась очень дружными и веселыми.
    После игр, нам дали план на месяц. Первое наше задание в лагере было придумать имя отряда и кричалки. Мы очень долго думали над этим заданием, все варианты были очень интересными. В итоге, мы решили быть «дельфинами», так как живем рядом с морем. А ещё мы вот такую песню сочинили: « дельфин всегда плывет вперёд – мы это знаем! Командой вместе мы сыграем и никогда не проиграли!»
    Теперь нам осталось придумать танец и завтра выступить на концерте «Смотр команд лагеря Звездочка». Надеюсь, мы всех порвём! Мы же сила!
    Лагерь здесь хороший! Спасибо, что отпустила меня сюда. Мне очень все нравится! Надеюсь, ты скоро получишь это письмо! Люблю тебя сильно! Твой сын Пашка!

    Письмо от Мишы

    Дорогой друг, как давно мы с тобой не виделись! Твое письмо я получил еще неделю назад, оно меня очень обрадовало. Сейчас выдалась свободная минутка, я решил ответить тебе.
    Это лето я провожу на даче с родителями и младшей сестренкой. В город выезжаем очень редко. Но меня и не тянет туда. На даче очень хорошо. Погода стоит отличная, очень жарко. Мы всей семьей каждый день ходим на реку купаться и загорать. Проводим на пляже много времени. В такую погоду там находятся все дачники. Мама купила нам с сестрой по надувному матрасу, а мне еще ласты. В них я могу плыть очень быстро. Однажды я даже хотел переплыть с одного берега на другой, но папа не разрешил мне. На будущий год я обязательно сделаю это.
    У нас с сестренкой есть одно развлечение. По средам мы всегда ходим вдвоем на рыбалку. Накануне вечером сестра обязательно подготавливает нам еду, которую надо взять с собой. А я копаю червей и беру с собой прикорм для рыб. Встаем мы на рыбалку очень рано. На улице в это время дня еще сыро и прохладно, поэтому одеваться приходится теплее. Идя назад мы уже снимаем наши ветровки.
    Ходим мы на рыбалку всегда в одно и то же место. Это наше любимое озеро с камышами и утками. В этом году там много маленьких утят. Мы их подкармливаем хлебом, который остается у нас после завтрака. Рыбу, которую я ловлю, мы относим маме. Если попалась крупная рыба, то мама готовит нам ее на обед. А если маленькая, то отдает соседскому коту Ваське. Тот очень радуется нашему улову.
    Дни летят незаметно. Уже прошел целый месяц каникул. Я уже начинаю немного скучать по школе и по своим одноклассникам. Быстрей бы всех увидеть, узнать, как они провели лето.
    Напиши мне, что у тебя нового, как поживает твой брат Артем. Мне очень интересно, что у вас происходит.
    До свидания. До встречи осенью на перекличке.
    Твой Мишка.

    Краткое сочинение для 5 класса

    Дорогой мой друг!
    Я никогда не писал тебе писем, и скорее всего, ты удивишься, получив это письмо. Надеюсь, что никакие расстояния не будут помехой для нашего общения.
    Мне очень жаль, что нам пришлось расстаться, но я рад за тебя. Перед тобой сейчас открываются новые горизонты. «Большому кораблю- большое плавание!». Ты должен знать, что чтобы не случилось в жизни, ты всегда можешь рассчитывать на меня.
    Конечно, я уверен, что мы будем встречаться. Ты всегда можешь приехать в наш город, и я буду очень рад, если ты остановишься у меня. Я часто вспоминаю наши разговоры. Ты знаешь, я горжусь нашей дружбой и ценю её. Я очень рад, что ты у меня есть и хочу поблагодарить тебя за дружбу.
    Пиши мне. Я скучаю по тебе.
    Твой искренний друг.
    —-
    Письмо об одном из удачно проведённых вечеров или дней в семье(у родных,знакомых) в школе в клубе и т.п

    Вариант 6

    Привет, Миша! Надеюсь, что ты не забыл наше обещание – рассказать друг другу в письме о том, кто и как проводит время. Через неделю я пойду на почту снова, надеюсь, что ты не забыл, а я найду в своём почтовом ящике твоё письмо. Иначе, в начале осени кто-то получит по шее. Да-да, я имею ввиду именно тебя.
    Переходя к делу – поначалу всё шло наискучнейшим образом. Я только и делал, что отдыхал, пару раз почитывая книгу. Но в какой-то момент ко мне приехала двоюродная сестра – Юля. Вообще, она меня старше, но общается со мной почти на равных. На самом деле, из нас двоих «заводила» сестра, но я не жалуюсь. Наоборот, с ней весьма интересно. Когда-то она тоже жила в этом городе, а потому показала мне кучу интересных мест. Я и подумать не мог, что у нас подобное водится. Ты знал, что если пройти чуть вглубь искусственного «лесочка», то рядом с поваленной сосной (где большой муравейник) можно найти кучу железяк. Мы туда обычно не ходим, чтобы муравьи не покусали, но если взять мамин лак для волос (всё-таки, лучше спрашивать разрешения) и одеть высокие ботинки, то всё в порядке. Там даже есть старая и заброшенная машина. Без понятия, как она туда попала и почему никто раньше не замечал её, но факт остаётся фактом. Мы даже пару раз потаскали часть металлолома в приёмный пункт. На целую шоколадку, но это неважно.
    А потом мы сходили в кино. Несколько раз. Было весело. Потом посетили библиотеку. Я думаю, меня с собой потащили тогда только от скуки, но зато познакомился с библиотекарем и сделал план того, что хотел бы потом почитать. В целом, всё прошло неплохо. После этого мы как-то кормили птиц и катались на велосипедах. К сожалению, Юля уехала назад, но это были весёлые деньки. Не представляю, чем буду заниматься дальше, но что-нибудь придумаю. С нетерпением жду твоего письма. Твой друг – Сергей.

  3. Помню, как мы летом целыми днями гуляли по твоему посёлку. В дикую жару, когда плавился асфальт, ели мороженое. Фотографировались и дурачились на камеру, а потом хохотали так, что содрогались окрестности. Эти воспоминания приятно греют.
    Что у меня изменилось за последнее время… Сложно вот так сразу сказать, но я попытаюсь. Мы с Андреем расстались — поняли, что нас с ним ничего не связывает. Некоторое время пожила одна, разбиралась в себе, в частности — в том, чего я хочу от жизни.
    Около года назад судьба свела меня с замечательным человеком. Почему с замечательным — для меня он оказался самым настоящим подарком судьбы. Перефразируя цитату из нашего с тобой любимого фильма, скажу — вот так проходит без особых событий день, неделя, месяц… А потом на остановке слышишь: «Девушка, я впервые в вашем городе. Вы можете подсказать номер такси?».
    Как пишут в книгах, мы узнали друг друга сразу — будто уже были знакомы в прошлой жизни. Поначалу он меня слегка испугал своей настойчивостью, но потом поняла, что эта его черта приятна для меня — не так часто встречала таких людей, которые упорно добиваются чего-то.
    Наше с ним общение с самого начала было лёгким, непринуждённым, с полным пониманием и принятием. Во время не очень частых встреч казалось, что время не идёт, а просто летит — пять часов проходили как пять минут. Тогда для обоих это казалось катастрофой.
    Месяц назад он приехал, как оказалось, не просто для встречи — он предложил мне стать его женой, добавив, что мы созданы друг для друга. В действительности, это так и есть — наши повседневные привычки, предпочтения, образ жизни и взгляды на жизнь во многом схожи. Я очень рада этому. Совсем скоро мы поженимся, и я уеду к нему.
    Надеюсь, что у тебя тоже всё отлично.
    Напиши, пожалуйста, даже если до сих пор сердишься на меня. Твоего дружеского общения очень не хватало за всё это время.
    К письму прилагаю новый адрес.
    Эля.
    Смотри также:
    Критерии оценивания сочинения
    План написания сочинения ЕГЭ
    Клише для сочинения егэ
    Требования к оформлению сочинения
    Список рекомендуемой литературы для аргументации в сочинении по русскому языку
    10 важных советов при написании сочинения ЕГЭ по русскому языку
    Топ 10 вопросов с ответами, которые задают в сочинении.
    Цитаты из 20 произведений для сочинения ЕГЭ

  4. Дорогой друг, с наилучшими пожеланиями пишу тебе я. Твое письмо я получил, за которое я очень тебя благодарю.
    Я до сих пор провожу каникулы в деревне, в гостях у дедушки и бабушки. Мне здесь очень нравится, поэтому останусь здесь до конца лета. У меня здесь появилось много друзей. Мы с ними весело проводим время: играем в футбол, ходим купаться на речку, в лес за ягодами. Ребята – добрые, заводные.
    Помогаю бабушке. У нее есть небольшое хозяйство: куры, кролики и козы.
    С дедушкой пару раз ходили на рыбалку. Вставали очень рано, когда еще только-только начинало светлеть, когда еще трава лежала под тяжестью утренней росы. Здесь ловится окунь, карась, плотва. Дед у меня опытный рыбак, поэтому без улова мы никогда не возвращались.
    С рыбалки первым нас всегда встречает кот Васька. Ох, он и любитель поесть рыбки! А вот Дружок, песик, рыбку не ест, а на рыбалку нас сопровождает. Находится с нами до конца. Ну, прямо третий рыболов!
    Погода стоит настоящая летняя. Много солнечных дней, в садах зреет хороший урожай. А природа тут какая! Выходишь утром на крыльцо дома, – и тебя встречает зеленое море деревьев, кустов, всевозможные краски цветов, пенье птиц. Здесь – это тебе не в городе. Тут целый день богат новыми открытиями, новыми исследованиями.
    Еще я ходил в сельскую библиотеку – прочитал много произведений, которые нам задавали по внеклассному чтению. Но если честно, то читать скучновато, когда все вокруг тебя кипит жизнью. Я читаю только перед сном, да и то не каждый день. Иногда за день так устаешь, что глаза просто сами слипаются.

  5. Здравствуй, дорогой друг!
    Пишу я тебе из деревни, куда приехал отдыхать. Хотелось бы узнать, как у тебя дела? Как ты проводишь это лето?
    Я в деревни дни провожу весело: гуляю на природе, хожу на рыбалку и в походы в лес за ягодами. Ягод в этом году уродилось множество. Но мне по душе больше походы на пруд, где можно и искупаться, когда в полдень становится жарко, и порыбачить. Не могу похвастаться большим уловом, но вот на несколько сковородок окуня хватает. Совсем недавно вытащил рыбку больше ладони.
    Однажды вечером мы остались на пруду, чтобы заняться ночной рыбной ловлей. Для этого поставили с друзьями палатку и даже развели костер. Мой дедушка вечером, когда уже совсем стемнело, собрал нас всех у костра и рассказывал разные истории. Мне больше всего запомнился его рассказ о себе, когда он с трудом выжил в годы Великой Отечественной войны.
    Кстати, мы тоже все рассказывали истории. Я рассказал о том, как мы с тобой помогли бабушке, которая никак не могла перейти дорогу. Костя, сосед, рассказал свою историю, когда он помог своей младшей сестре, которая решила искупаться, зашла далеко, а плавать не умела. Неизвестно, чем бы этот заплыв закончился для девочки, если бы Костя вовремя не заметил.
    Мне нравится здесь, в деревне, у бабушки с дедушкой. Все люди здесь добрые и приветливые, всегда спрашивают, как у меня дела, как я учусь в школе и чем занимаюсь в городе. Все ребята, с которыми я уже успел подружиться, предлагают мне играть с ними. Но больше всего мне все-таки нравится просыпаться у бабушки с дедушкой. Где вкусно пахнет, и меня всегда ждут к завтраку вкусные пирожки и другие сладости. Бабушка готовит много и всегда очень вкусно.
    Надеюсь, что ты, мой дорогой друг, так же хорошо проводишь свои летние каникулы, как и я. Может быть, ты напишешь мне обо всем в своем письме, и тогда мы сможем обсудить и то, что происходит у тебя.
    На этом прощаюсь и надеюсь, что очень скоро мы увидимся. До встречи, друг!

  6. Привет мой незнакомый, знакомый друг!
    Здравствуй город Севастополь!
    Меня зовут Никита, мне 14 лет. Я учусь в восьмом классе. Я бы очень хотел познакомиться с тобой и подружиться. А теперь немного о городе и о себе.
    Живу я  в старинном городе Тихвине, расположенном  на востоке от Санкт-Петербурга. Название города происходит от сочетания двух слов вепсского языка “тих” и “вин”, обозначающих “дорога” и “рынок”, то есть дорога к рынку.
    Город расположен на древнем торговом речном пути. В Тихвине родился известный российский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков, имеется его дом-музей.  В городе расположен Спаса-Преображенский собор, Знаменская церковь , храм Иова Многострадального , Часовня Святого благоверного князя Александра Невского,  построена новая церковь Евангельских христиан баптистов «Ковчег» .
    Город знаменит чудотворной Тихвинской иконой Божьей Матери, по легенде чудесным образом явившейся на берегу реки Тихвинки 26 июня (9 июля) 1383 года, позднее на этом месте появились монастырь и город.
    Главной архитектурной и исторической достопримечательностью города является Тихвинский Успенский мужской монастырь, основанный в 1560 году.
    Во время Великой Отечественной войны Тихвин принял на себя удар врага и мужественно боролся за свободу. Жители города делали все возможное для своего города в частности и для победы страны в целом. Город сильно пострадал, но был впоследствии отстроен.
    На  фото – возвращение в Тихвин. (Начало освобождения)
    Мемориал «Самолёт» (МИГ-21)                       Памятник-танк Т-34/85
    Мемориал «Звезда Славы»
    В 2010 году Тихвину было торжественно присвоено звание «Город воинской славы» – за то мужество, героизм его жителей, за стойкость и доблесть, которые его защитники проявили во время борьбы за независимость и свободу своего города и своего Отечества. Современный город Тихвин — это крупный экономический, промышленный и культурный центр, большой транспортный узел. Помимо этого, в городе есть множество достопримечательностей. Это и красивые парки, и места боевой славы, и музеи, и памятники архитектуры.
    Cтела «Город Воинской Славы»
    Каждый народ, заботясь о своем будущем, стремится передать следующим поколениям все свои знания и опыт. Поэтому обращаемся мы к фольклору, этой мудрости народной, учимся народным ремеслам. Каждый вид народного искусства обогащает наших современников. А вообще, нашему поколению посчастливилось, потому что живем в цивилизованном мире, имеем множество информации о жизни не только своего государства, но и разных стран и народов. Именно наличие разнообразной информации дает возможность мне и моим ровесникам заниматься любимым делом, избирать себе занятие по вкусу. Мои родители считают, что ребенок должен сам избрать себе любимое дело. А поскольку все дети талантливы, то родители должны направить детские таланты в надлежащем направлении. С детства я обнаружил в себе умения играть в футбол, настольный  теннис. Но,  увы, времени совмещать два вида спорта практически нет. Мне пришлось выбирать. Я выбрал теннис. Теперь теннис стал маленькой частичкой меня.  Я задумываюсь играть в сборной России. И думаю, мне повезет, и я попаду туда.
    Мой бесценный друг, люби свою Родину, уважай окружающих тебя людей, хорошо учись, овладевай искусством взаимопонимания, и мы будем общаться с тобой на самом прекрасном языке – на языке мира и дружбы!
    С уважением, твой друг Яковлев Никита.

  7. Прямо как в день нашего прощания. Было жутко неудобно давать тебе свой адрес – как сейчас помню то стеснение и мысли о своей оплошности (я же забыл подписать город, благо, ты знала, что я из Москвы). А сколько мыслей было в голове, когда я уходил на автобус. Это было рано утром, но ты всё равно вышла меня проводить. Это было трогательно, я считаю. Как жаль, что у нас было так мало времени. «Время течёт незаметно, когда ты увлечён» – не правда ли?
    Это ведь твои слова. Да, я их не забыл. Именно они прозвучали в том самом автобусе, где мы говорили всю поездку – на самые различные темы. Помнишь, как это было весело? Я помню. Хотелось бы ещё раз это повторить. Возможно, даже встретиться – было бы классно, не так ли? Вернее, я так думаю. А что на счёт тебя?..
    Мы ведь так и не договорили. Не успели. Оказывается, двадцать два дня в лагере – не такой уж и большой срок. По крайней мере, пролетает он уж очень быстро. Хотя… Мы ведь познакомились не сразу?
    Я помню тот день. День, когда мы впервые встретились. Если честно, то ты меня сразу заинтересовала – не часто увидишь такого кудрявого человека. Только не обижайся, я это не со зла. Тебе очень идут эти кудряшки, также, как и цвет твоих глаз. Они у тебя просто необыкновенные – я встречал людей с более яркими глазами, но твой меня чем-то зацепил. Ох, а я тебе даже не сказал об этом тогда… Мне неловко говорить о том, что я люблю глядеть собеседнику в глаза – люди обычно реагируют на это отрицательно. Интересно, как бы среагировала ты?
    Очень надеюсь это когда-нибудь узнать. Может, мы встретимся снова? Было бы так здорово… Возможно, где-нибудь в Москве. Сходили бы на фестиваль. Тебе нравятся ярмарки авторов? Мне очень. Я даже собираюсь в ближайших годах поучаствовать в них. Я помню, что ты любишь рисовать. Может, ты тоже хочешь посетить такое место? Было бы забавно встретиться таким образом.
    Или где-нибудь в театре. Я же помню, что ты танцуешь. И то, что у тебя это выходит здорово. С удовольствием бы посмотрел ещё раз на твой танец!
    С надеждой на скорую встречу, твой лагерный друг.

  8. Образовательное учреждение:  Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа N2»   города Серпухова Московской области.
    Должность: учитель русского языка и литературы   Асланова  Александра Валерьевна.
    Урок развития речи в 8 классе.
    Подготовка к сочинению в жанре личного письма (2 часа).
    Цели:
    ознакомление с содержанием и последовательностью написания личного письма,
    с историей развития личного письма как эпистолярного жанра;
    2) развитие  коммуникативных и культурологических навыков;
    3) формирование интереса к эпистолярному жанру.
    Оборудование:
    памятка «Правила оформления писем»,
    карточки «Образец письма из письмовника 18 века», «Письмо Н.Островского
    другу», «Письмо А.С.Пушкина А.Н.Гончарову, деду Натальи Николаевны»,
    «Письмо А.Блока матери»,
    предметы для инсценировки,
    звукозапись песни «Письмо матери» на стихи С.Есенина, песни «Пожелание
    друзьям» Б.Окуджавы,
    кроссворд.
    Литература:
    1)Андреева М.С., Короткова М.П. Откуда есть пошла грамота на Руси //
    Читаем.Учимся.Играем.-2004.-№2.
    2)Блок А.Письма 1898-1921.-Ленинград:Художественная литература, 1983.
    3)Гольдин В.Е.Речь и этикет:Кн.для внекл.чтения учащихся 7-8 кл.-
    М.:Просвещение, 1983.
    4)Скиргайло Т.О.Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных
    жанров:Пособие для учителей.-М.:Русское слово,2004.
    Ход урока.
    (Звучит песня Б.Окуджавы «Пожелание друзьям»)
    I. Слово учителя, постановка целей урока.
    Личные письма, письма близким…Почему люди пишут, свято хранят и передают их из
    поколения в поколение? Потому что личные письма – это память о прошлом, это забота
    о  семье, друзьях, это заповеди потомкам. Внимание друг к другу делает нас богаче, чи-
    ще, счастливей. Близкие – это тот родник, из которого мы черпаем силы всю свою жизнь.
    Вот почему в минуты радости и грусти пишут люди письма родным и любимым.
    Познакомиться с историей личного письма, содержанием и последовательностью его
    написания – цель нашего урока.
    II. Основная часть.
    1/ ( Звучит бой барабанов)
    Инсценировка отрывка из «Песни о Гайавате» Г.Лонгфелло
    «Первое в мире письмо».
    Из мешка он вынул краски,
    Всех цветов он вынул краски
    И на гладкой на бересте
    Много сделал тайных знаков,
    Дивных и фигур и знаков.
    Все они изображали
    Наши мысли, наши речи.
    Дальше шли изображенья
    Неба, звезд, луны и солнца,
    Вод, лесов и горных высей,
    Земли вместе с человеком.
    Для земли нарисовал он,
    Для восхода – точку слева,
    Для заката – точку справа,
    А для полдня – на вершине.
    Звезды в центре – время ночи,
    Краской линия прямая.
    А волнистые полоски –
    Для небес – дуги под ними,
    Тучи, дождь и непогода.
    2/ Слово учителя с элементами беседы.
    Об удивительном изобретении первого письма живо и красочно, будто видел все сам,
    рассказал американский поэт 19в. Генри Лонгфелло в книге «Песнь о Гайавате». Мудрый
    вождь индейцев Гайавата придумал, как передать своим потомкам знания. Рисуночное
    письмо, пиктография – самый ранний способ фиксирования сообщений.
    Обратимся к толковому словарю И.С.Ожегова: «Письмо – написанный текст, посылае-
    мый для сообщения чего-либо кому-либо».
    – Почему письмо стало необходимым?
    (Общение на большом расстоянии при помощи звучащей речи невозможно)
    – Попробуем расшифровать письмо Гайаваты.
    (Трудно, так как написавший придавал своим знакам одно значение, а читающий –
    другое)
    – О том, как развивалось письмо-послание и почему оно так приглянулось людям, по-
    слушайте сообщение.
    3/ Сообщение ученика «История развития письма как эпистолярного жанра».
    Изображения в рисуночном письме постепенно упрощались, превращались в симво-
    лы, знаки. Но и этим знакам многое было не под силу. Как нарисовать такие абстракт-
    ные понятия, как «красиво», «грустно», «счастье»? Как передать рисунком имя челове-
    ка? Знаками стали изображать звуки. Возникло иероглифическое письмо. Затем изобре-
    ли буквы, обозначающие гласные и согласные звуки.  Братья Кирилл и Мефодий во
    второй половине 10в. составили алфавит для славянских языков. К сожалению, рукопи-
    си тех лет не уцелели.
    Письмо с конкретностью адресации и авторством возникло в Древней Греции. Эпи-
    стола (в переводе с греческого, «послание» или «переписка») родилась во времена
    Античности среди великих философов: Эпикура, Цицерона, Сенеки, Плиния Младшего.
    Формула «Это – не для письма» уже тогда существовала. В древнегреческом риториче-
    Ском сочинении «О слоге» говорится: «Нужно знать, что для писем существует не толь-
    ко свой стиль, но и свой предмет речи».
    Несмотря на ограничения, людей всех эпох письмо привлекало, так как предраспо-
    лагало к разнотемью, свободе и «болтовне». Сочетание новостей, просьб, поручений,
    расспросов с наблюдениями о мире и человеке до сих пор придает письмам очарование.
    В России в 18в. достиг своего расцвета жанр личного письма. В те времена в ходу
    были книги-письмовники, руководства для написания писем, включающие в себя образ-
    цы на все случаи жизни. Здесь пропагандировались особые обороты речи, строго  регла-
    ментировалась форма обращения к адресату, закрепленная в Табели о рангах, введенной
    Петром I. Для написания писем необязательно было обладать соответствующим образо-
    ванием. Достаточно было просто иметь под рукой письмовник.
    КАРТОЧКА 1.
    Перед вами образец «новогоднего послания от племянника тетушке»:
    Милая тетушка!
    Вы, конечно, не сомневаетесь, что мне было бы очень приятно поздравить
    Вас лично самому с Новым годом, но в настоящее время, при моих стесненных
    обстоятельствах, это остается только желанием, и я поручаю моему перу, за
    искусство которого спешу извиниться, выразить все, что  я чувствую к Вам.
    Примите же, дорогая тетушка, мое поздравление с Новым годом и поверьте,
    что в глубине моего сердца я желаю Вам больше, чем могу выразить в письме.
    Слова не значат так много, как поступки, которыми я постараюсь дока-
    зать всю глубокую привязанность.   До свидания, Бог даст, до скорого.
    Многолюбящий Ваш племянник Ч.Ч.
    Неравноправие женщин  требовало закрепленного традицией выражения боль-
    шей почтительности с их стороны. Типичное начало посланий мужа к жене:
    От Дмитрия Ивановича жене моей Агафье поклон да детям мир и благосло-
    вение, здравствуйте на многие лета. А я на Москве июля по 17 день, Бог дал,
    жив, а впредь уповаю на милость Божию. Да прикажи за хлебом ходить так,
    как и при мне хаживали.
    А это ответ жены:
    Государю моему Дмитрию Ивановичу женишка твоя Агафьица с детишка-
    ми твоими челом бьет, здравствуй государь на его (Государя) службе. А дом
    свой изволишь воспомянуть – и в дому твоем , дал Бог, все здорово…
    Сотни одинаковых писем путешествовали по стране.
    Письма ХIХв. пишутся более свободно, утратили свою силу письмовники, но полу-
    официальный характер писем сохраняется.
    Милостивый государь дедушка
    Афанасий Николаевич!
    Спешу известить Вас о счастии моем и препоручить себя Вашему-
    отеческому  благорасположению, как мужа бесценной внуки Вашей, Натальи
    Николаевны.  Долг наш и желание были бы ехать  к Вам в деревню, но мы
    опасаемся Вас обеспокоить и не знаем, в пору ли будет наше посещение…
    С глубочайшим почтением и искренно сыновней
    преданностию имею счастье быть, милостивый
    государь дедушка, Вашим покорнейшим слугой
    и внуком. Александр Пушкин.
    Это пишет А.С.Пушкин 24 февраля 1831 года А.Н.Гончарову, деду Натальи Никола-
    евны.
    Письма ХХв., века войн, подвигов и преступлений, великих открытий и перемен,
    продолжают протоколировать обстоятельства времени и жизни людей, служат призы-
    вом и предостережением. Особенности эпохи запечатлены в них.
    4/ Разгадывание кроссворда.  Запись терминов.
    Форма и характер писем сейчас уже совсем не те, что в «оные времена», но некото-
    рые слова, касающиеся писем, неизменны в течение сотен лет.
    КАРТОЧКА 2.
    1
    5
    2
    3
    4
    По горизонтали.                                                        По вертикали.
    1.Способ передачи писем.
    2.Получатель письма.                                  5.Отправитель письма.
    3.Послание, письмо.
    4.А.С.Пушкин о ней с иронией говорил:
    Родные люди вот какие:
    Мы их обязаны ласкать,
    Любить, душевно уважать.
    И, по обычаю народа,
    О рождестве их навещать
    Или по почте поздравлять,
    Чтоб остальное время года
    Не думали о нас они…
    5/ Повторение сведений о письме, полученных в 5-7 кл.
    – Назовите виды писем.
    (Деловые, личные, предназначенные для печати, поздравительные)
    – Кому могут быть адресованы письма?
    (Семье, учителю, друзьям, чиновникам, президенту, ветеранам, землякам)
    – О чем можно писать в письме?
    (О делах, увлечениях, чувствах; можно поделиться мыслями о кино, животных;
    можно выразить  свое мнение по какой-либо проблеме)
    -Какие знаете формы передачи писем?
    (Информацию можно передать по телефону, с помощью факса, компьютора, мож-
    но отправить письмо по почте)
    – В каких  произведениях литературы вы встречали письма?
    ( А.П.Чехов«Ванька», А.С.Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка»,
    С.Есенин «Письмо матери»)
    – Используя памятку, вспомните, как оформляется письмо?
    КАРТОЧКА 3.
    ПАМЯТКА
    *В правом верхнем углу письма должна быть поставлена …
    *Обращение обычно пишут …
    *В конце письма следует …
    *Поля оставлять …
    *Почерк должен быть …
    *Писать карандашом …
    *Бумага должна быть…
    *Чистый конверт подписывать надо …
    – Вспомните, каков план письма?
    6/ Анализ письма Н.Островского другу Петру Николаевичу Новикову (на партах карточки).
    Составление плана письма, запись его в тетради.
    Определение личного письма.
    КАРТОЧКА 4.
    26 мая 1931 года.
    Здравствуй, дружок!
    Я весь заполнен порывом написать до конца свою «Как закалялась сталь».
    Но столько трудностей в этой сизифовой работе – некому писать под мою диктов-
    ку. Это меня прямо мучит, но я упрям, как буйвол. Я начал людей оценивать лишь
    по тому, можно ли их использовать для технической помощи. Пишу и сам!!! По
    ночам пишу наслепую, когда все спят и не мешают своей  болтовней. Сволочь
    природа взяла глаза, а они именно теперь так мне нужны…
    Удастся ли прислать тебе и моим харьковским друзьям некоторые отрывки из
    написанного? Эх, если бы жили вместе, как было бы хорошо! Светлее было бы в
    родной среде. Петя, ответь, дружок: что, если бы мне понадобилось перепечатать с
    рукописи листов десять на пишущей машинке, мог бы ты этот отрывок перепеча-
    тать, или это волынка трудная? Редакция требует два-три отрывка для оценки. Ты
    хочешь сказать, что я тебя хочу эксплуарировать, но ты же можешь меня к черту
    послать, от этого наша дружба не ослабнет ничуть.
    Жму твою лапу.
    Коля Островский.
    – Прочитайте письмо.
    – По какому поводу оно написано? О чем автор рассказывает?
    – Какими чувствами наполнено письмо?
    – Наиболее яркие в эмоциональном отношении строки…
    – В каком стиле написано письмо?
    – Составьте и запишите структурный план письма.
    (План записывается в левую половину таблицы,  правая заполняется позже)
    ПЛАН  ПИСЬМА.
    1)Дата.
    2)Приветствие, обращение.
    3)Изложение мыслей.
    4)Заключение, прощание.
    5)Подпись.
    – Определите жанр письма. Ответ обоснуйте.
    – Кому чаще всего адресуются личные письма?
    (Друзьям, родственникам, родителям)
    – Какие мысли и чувства могут передаваться  в личном письме?
    – Что такое личное письмо? Сформулируйте определение.
    ЛИЧНОЕ ПИСЬМО – это выражение мыслей или переживаний человека ,чаще
    всего по какому-либо одному вопросу, или сообщение каких-либо сведений,
    интересных  только для автора письма.
    7/ (Звучит песня «Письмо матери» на слова С.Есенина)
    Слово учителя.
    Любовь к матери-
    Великое чувство! Его до конца
    Мы живо в душе сохраняем;
    Мы любим сестру, и жену, и отца,
    Но в муках мы мать вспоминаем!
    Любовь, доброта, забота, всепрощение, беззаветная преданность…Матери – воплощение
    этих качеств. Может быть, поэтому как великие, так и простые люди в письмах своих часто
    обращаются к маме.
    Шлите им почаще телеграммы,
    Письмами старайтесь их согреть!
    Все на свете могут наши мамы,
    Только не умеют не стареть.
    8/ Анализ письма А.Блока матери (карточки на партах).
    Практическая работа с целью выявления особенностей личного письма
    (заполнение правой части таблицы)
    КАРТОЧКА 5.
    1 октября   1906года.
    Здравствуй, мама!
    Мама, я сейчас возвратился домой и захотел тебе написать, потому что, когда мы
    встречаемся, большей частью не говорится ни одного слова, а все только разговоры
    или споры. Я эти дни очень напряжен, хочу, чтобы это напряжение увеличивалось
    все больше; больше меня не утомляют чужие люди, напротив, они выдвигают из
    меня человека, которого я люблю по-настоящему, все больше, и почти всегда, в
    сущности, нахожусь во внутреннем восторге.  Это заставляет меня наружно многое
    пропускать; при этом мне кажется, что ты на меня смотришь вопросительно – очень
    часто.
    Я хочу, чтобы  ты всегда определенно знала, что я ни минуты не перестаю тебя
    любить по-настоящему. Также, не знаю, по-настоящему ли, но наверно, я люблю
    Франциска и тетю. Относительно Любы я наверно знаю, что она тебя любит , она об
    этом говорит мне иногда просто.
    Кроме того, я теперь окончательно чувствую, что, когда начинаются родствен-
    ники  всех остальных калибров, а также всякие знакомые, и офицеры вообще,- то моя
    душа их выбрасывает из себя органически. Все они не только не могут, но и не
    смеют знать, кто я.
    Крепко обнимаю тебя. Я часто хочу, чтобы ты пришла, когда ты не приходишь.
    Не мешаешь.
    Сашинька, или Саша.
    Р.S.Негодник Крабка вовсе не умирал, я его люблю по-настоящему.
    – О чем пишет автор письма?
    – Какова основная мысль содержания?
    (А.Блок пишет о своем  настроении, говорит о кровном и духовном единстве с близ-
    кими родственниками, признается матери в любви. Основная мысль – семья-это
    самое важное и ценное в жизни.)
    – Каков настрой письма?
    (Эмоциональный, взволнованный, откровенный, непринужденный.)
    – Чем обусловлена искренность письма?
    (Адресат – близкий человек.)
    – Раскрывается ли в письме внутренний мир автора?
    (Видим, что автор письма – человек интеллигентный, сильный, способный глубоко
    чувствовать, верно любить.)
    Задание первой группе.
    Выяснить, каковы особенности обращений к адресату и слов прощания;
    определить роль Р.S. в письме;
    обратить внимание на этические моменты.
    Задание второй группе*.
    Выявить особенности речи и лексики.
    Задание третьей группе*.
    Определить, каковы конструкции предложений;
    исследовать композицию основной части письма;
    наличие ассоциаций в письме.
    9/   Подведение итогов работы и заполнение таблицы.
    ПИСЬМО
    План письма
    Особенности личного письма
    1)Дата.
    2)Приветствие, обращение.
    3)Изложение мыслей.
    4)Заключение, прощание.
    5) Подпись.
    6) P.S.
    1) Дата.
    2) Приветствие, обращение.
    Эмоциональное обращение к адресату.
    Этический момент: сначала об адресате,
    потом о себе.
    3) Изложение мыслей.
    Непринужденная речь от первого лица.
    Лексика экспрессивно-эмоциональная.
    Предложения различных конструкций,
    Осложнение обращениями и вводными
    словами.
    Этический момент: постоянное обраще-
    ние к адресату, ссылка на что-либо общее
    4) Заключение, прощание.
    Нежные слова, надежда на встречу.
    5) Подпись.
    Имя, которым называет адресанта
    адресат.
    6) Р.S. возможно.
    Внезапная, интересная обоим мысль.
    10/ Cообщение учащегося на тему «Русские формулы приветствия и прощания»
    /поисково-исследовательская работа/.
    Формула приветствия, употребление.
    Формула прощания, употребление.
    «Ай ты гой еси, …!»
    «Исполать тебе, добрый молодец!»
    (фольклор)
    «С двумя полями сжатыми, с третьим засеянным!»
    «По сту на день, по тысяче на неделю!»
    (фольклор)
    «Слава Богу тебе, …!»
    «Мое почтение».
    (уважительное общение)
    «Добрый день!»
    «Здравствуй!»
    (в любом общении)
    «Привет!»
    «Приветик!»
    «Салют!»
    (дружеское общение)
    «С успехом!»
    «С днем рождения!»
    «С праздником!»
    (традиционные поздравления)
    «Здорово!»
    (мужское приветствие)
    «До свидания!»
    «Всего хорошего!»
    «Всего доброго!»
    (в любой ситуации с оттенком пожелания)
    «До встречи!»
    (когда предполагается встреча)
    «Прощайте!»
    (прощание на длительный срок)
    «Счастливо!»
    «Всего!»
    «Привет!»
    «Пока!»
    (употребление хорошо знакомыми людьми)
    «Бывай!»
    «Будь!»
    (грубовато-сниженное, нелитературное)
    «Разрешите попрощаться!»
    «Разрешите откланяться!»
    (официальное)
    Ш.Обобщение по теме урока.
    Домашнее задание.
    Сегодня на уроке говорилось об истории возникновения и развития личного письма.
    Прочитано несколько ярких писем. Разобраны все этапы написания личного письма.
    Напишите письмо другу, семье…
    И вы убедитесь, что письмо, как птица,
    Может весь мир облететь.
    И вы убедитесь, что письмо – царица:
    Может сердцам повелеть.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *