Сочинение на тему письмо кабанихе

10 вариантов

  1. Письмо Кулигина к Борису
    Здравствуйте, сударь! Как у вас дела? Чем занимаетесь? Небось,
    радуетесь, что от дядюшки уехали? И скоро ли кончится ваше дело там? А то мы уж
    заскучали тут без Вас, знаете ли.
    А тут у нас такие дела творятся. Сразу, как Вы уехали,
    произошло такое… Катерина в Волгу бросилась! То ли оттого, что Вы уехали, то ли
    Кабаниха совсем заела, не могу знать. Вот какое ведь совпадение – всю жизнь у
    Волги прожила, и смерть свою в ней нашла.
    Говорят ведь, гром не грянет – мужик не перекрестится. Так вот
    Кабаниха-то, Катерину потерявши, принялась возвращать то, что еще было не
    совсем потеряно. Узнала, куда Варвара с Кудряшом сбежала, приехала к ним,
    умоляла вернуться, так Кудряш ее за ворот из дому и вынес и велел больше не
    возвращаться.
    Сынок Кабанихи, Тихон, после смерти Катерины совсем дураком
    сделался. Как-то еще до того, как она умерла,
    он мне сказал: «Я вот возьму да последний-то, какой есть, ум пропью;
    пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится!» И, представляете
    себе, что он сейчас вытворяет? Каждый день вечером домой пьяный приходит. Она
    все к нему: «Тиша, Тиша, что ж ты делаешь-то?», так он ей: «Отстань, мать, не
    видишь, сын твой с работы пришел! Вместо того, чтобы причитать, покушать бы
    принесла хоть что ль!»  Отужинав, Тихон
    принимается бить ее, после чего та тихонько садится в уголок и начинает
    плакать. А Тихон с веселым настроением отправляется гулять. Таким гулякой стал,
    что диву даешься: неужели это и есть тот самый тихоня Тихон? И так,
    представляете себе, каждый божий день. Долго ли еще эта семья продержится – мне
    знать не дано, однако, по моему мнению, рушится она начала сразу после
    Тихоновой свадьбы.
    У дядюшки вашего тоже проблемы. Недавно во время грозы молния
    прямо в его дом попала, отчего домик-то загорелся. Теперь ему приходится у меня
    жить. Просто никто больше, кроме меня, его и не пускает, даже Кабаниха
    (впрочем, домом она сама уже не распоряжается, даже если бы она и впустила его,
    Тихон бы их обоих поколотил), надоел он всем. А ведь просил я его, чтоб он
    соизволил денег выделить на строительство громовых отводов, а он: «Разбойник,
    разбойник», «В наказание, в наказание». Вот пусть и думает теперь, что гроза
    ему в наказание пришла за его скупость.
    Работники вашего дядюшки от него все и сбежали. Взяли пример с
    Кудряша (Молодец все-таки парень – не один сбежал от плохой жизни, но еще и
    возлюбленную свою с собой забрал). Так что теперь ваш дядюшка совсем разорен.
    Хотя, быть может, ничего плохого в этом и нет. Пусть узнает, как обычные люди
    живут. Теперь вот сам ходит, у всех денег в долг просит. А ему, представьте
    себе, все подряд отказывают. Припоминают ему его отношение к людям. Ругается,
    конечно, все еще, кричит на всех, но никто уже всерьез его не воспринимает,
    никто его не боится. Даже насмехаются – различные шутки-анекдоты про него
    сочиняют. Даже городничий и тот перестал признавать Дикого. Пройдет мимо, не
    поздоровавшись, как будто и не знакомы они совсем. А все из-за денег. Большие
    деньги, дорогой мой, – большие проблемы. Были деньги у человека – все его
    любили, уважали, ценили, а не стало денег, разорился человек, обанкротился –
    так о нем все и забыли, даже вспоминать не желают. Говорил же я, сударь,
    жестокие нравы в нашем городе, очень жестокие.
    На днях в газете прочитал, что англичане-де отменили свой
    конкурс. Кто-то там у них решил, что «перпетуум-мобиле» изобрести невозможно.
    Что это-де противоречит законам природы. Жаль, очень жаль. Я думал, вот изобрету,
    получу миллион, да и обустрою наш Калинов так, чтоб людям жилось у нас лучше:
    школу приличную открою, на площади часы огромные поставлю, пристань хорошую
    сооружу и еще что-нибудь, чтоб для общей пользы-то было… Но, видно, не судьба.
    Как умирал тихой смертью наш город, так и будет продолжать умирать.
    Ну вот, сударь, вроде как все рассказал Вам. Если что
    непонятно – пишите, я на письма отвечать люблю, а лучше всего сами приезжайте
    поскорее, тут столько всего изменилось… В одном письме не опишешь.
    До скорого, надеюсь, свидания!
    Кулигин,
    Июля месяца, числа 19-го, года 1859-го.
    При подготовке данной работы были использованы материалы с
    сайта http://www.studentu.ru

  2. В пьесе «Гроза» мы встречаемся с большим количеством героев, которые появляются перед нами в различных сценах. Герои делятся на две категории: те, которые являлись приверженцами «темного царства» и те, кто был против богатых и лицемерных самодуров.
    Одной из главных героинь «темного царства» является купчиха Марфа Кабанова. Автор дает ей прозвище Кабаниха, и оно полностью соответствует ее внешнему и внутреннему миру.
    Это была женщина преклонных лет, упрямая и черствая, жестокая и своенравная. Она частенько заедала всех домашних и постоянно выражала недовольство относительно их поведения. Кабаниха придерживалась старых жизненных устоев, соблюдала давние обычаи и традиции. Свою родню она так же заставляла выдерживать нормы морали. А если кто-то проявлял непокорность, она гневалась и сердилась. Никто из ее домашнего окружения не мог сказать и слова. Ее сын совершенно перестал проявлять сопротивление к деятельности матери и просто покорно подчинялся ее воле.
    Кабаниха испытывает презрение к своей невестке и постоянно твердит о том, что молодое поколение совершенно выбилось из рук старших, совершенно не чтит и не уважает старость. Хотя это были лишь предрассудки. Марфа Кабанова чувствовала, что наступает конец правления «темного царства». Она боялась потерять власть над своими подчиненными и слугами.

  3. “Гроза” — удивительнейшее
    произведение русского, могучего,
    вполне овладевшего собой таланта.
    И, С. Тургенев
    Осень 1859 года. Премьера в Московском Малом театре. Великие актеры играют пьесу великого драматурга. Об этом произведении будут написаны трактаты, в полемике о нем сойдутся Н. Добролюбов и А. Григорьев. Эта пьеса пройдет по многим сценам мира, но все это будет позже, а пока Малый театр впервые ставит новую пьесу А. Н. Островского “Гроза”.
    За поднявшимся занавесом — панорама Волги, на первом плане — деревья и скамьи. Действие происходит в городе Калинове, утопающем в зелени садов. “Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!” — эти слова Кулигина являются своеобразным прологом пьесы.
    Кажется, на фоне такой красоты люди должны жить красиво и счастливо. Однако это не так. В Калинове царит атмосфера “тупой ноющей боли…, тюремного гробового безмолвия”.
    “Темное царство” — такую характеристику дает многим жителям города Кулигин. Он критикует “жестокие нравы” Калинова, грубость и лживость его обитателей.
    Действительно, создается такое впечатление, что в Калинове все поставлено с ног на голову, все потеряло свой смысл. Доброта здесь стала прикрытием злобы и жестокости. Вспомним, как характеризует Кабаниху тот же Кулигин: “Ханжа! Нищих оделяет, а домашних заела совсем”.
    Любовь в этом городе — преступление. Любое проявление искреннего чувства расценивается как грех. Когда Катерина, прощаясь с Тихоном, кидается ему на шею, Кабаниха ее одергивает: “Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж, глава!”. Любовь и замужество не могут здесь ужиться вместе. В семье Кабановых царят грубость, обман, но только не любовь. О любви Марфа Игнатьевна вспоминает лишь тогда, когда ей надо оправдать свою жестокость: “Ведь от любви родители и строги к вам бывают… Ну, а это нынче не нравится”. Даже смерть Катерины не заставит сжаться холодное сердце Кабанихи: “Об ней и плакать-то грех!”.
    Я думаю, что Кабаниха умна. Невежественная, считающая паровоз “огненным змием”, увлеченная рассказами странствующих богомолок о странах, где правят “салтаны”, а люди все “с песьими головами”, она все же способна оценить происходящее. Кабаниха понимает, что деньги еще не дают полной власти, ей необходимо закабалить людей, осквернив в них все лучшее, что есть в каждом порядочном человеке: любовь, верность, чувство прекрасного, веру, наконец. Основное же средство для достижения полного владычества над людьми — жестокость, прикрытая ханжеством. Но ведь жестокость Кабанихи дает горькие плоды: Катерина гибнет, Варвара убегает из дома, Тихон впервые бросает упрек матери, обвиняя ее в смерти жены. Такой вывод легко делают зритель или читатель, но он недоступен самой купчихе, потому что выходит за пределы правил, царящих в “темном царстве”.
    Кабаниха, на мой взгляд, самая последовательная защитница этого царства, потому что она предчувствует его гибель: “Старина-то и выводится… Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю… хорошо, что не увижу ничего”.
    Думаю, этим ощущением конца того образа жизни, который был характерен для русского купечества середины XIX века, Марфа Игнатьевна отличается от Дикого, самого богатого человека в Калинове (примечательно, что он назван первым в перечне действующих лиц).
    Этот “пронзительный мужик” свято верит в то, что деньги развязали ему руки в общении с людьми. Если Кабаниха действует “под видом благочестия”, то этот самодур дня не может прожить без ругани. Человек для него — червяк: “Захочу — помилую, захочу — раздавлю”. Стоит ли удивляться тому, что Дикой сознательно совершает преступление, разоряя наемных рабочих. “Не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются”, — говорит он городничему, который относится к откровениям Дикого вполне спокойно, потому что сам зависит от него. Вот кто стоит во главе Калинова!
    Косность и грубость Дикого проявляются в его разговоре с Кулигиным. Савел Прокофьевич не желает знать ни о научных открытиях, ни о Державине. Таким образом, в “темном царстве” гибнут не только высокие чувства, но и любые проявления творческой мысли.
    Однако Дикой воюет лишь с теми, кто зависит от него. Когда на переправе его обругал гусар, этот воинствующий самодур не посмел противостоять офицеру, а всю злобу выместил на домашних. “Воюешь-то ты всю жизнь с бабами”, — бросает ему упрек Кабаниха. А Кулигин так характеризует смысл жизни “темного царства”: “Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних”. Как же страшны люди, избравшие жестокость основным делом своей жизни!
    Во многом похожи Дикой и Кабаниха: задушить, истребить благородство, чувства, не похожие на безмолвное повиновение, поиздеваться над людьми, покорными их власти — это для них если и не смысл жизни, то уж удовольствие немаленькое. Но Кабаниха пришла к этому через свою “каторгу”. Ее так же точно ломали, над ней издевались в доме мужа. Прекратилось все это для нее только после того, как именно она стала в доме полновластной хозяйкой. А произойти это могло только после смерти предыдущих хозяев. Значит, таков порядок в жизни: терпи, пока над тобой стоит хозяин, наслаждайся безнаказанностью, коль сама стала хозяйкой. Ей даже в голову не приходит, что можно изменить такой порядок, что относиться к сыну с невесткой, дочери можно по-другому, с любовью и нежностью. Нет в ее душе таких понятий. Она терпела — пусть и другие терпят. Но Кабаниха, не только сильная характером, но и беспринципная и равнодушная, не понимает другого: человека можно не только сломить, как Тихона, озлобить, как Варвару, но можно и просто погубить физически, если прямоту нрава, нежность души не удается побороть. Это и случилось с Катериной.
    Дикой гораздо проще. Он делает то, что делали всю жизнь и отец, и дед, и сосед. Разница в том, что денег больше, а разума все меньше и меньше. Ведь Дикой живет даже не по принципу: деньги все купят. Он не желает ничего покупать. Да и зачем, когда можно использовать силу денег как таран, как капкан, просто как силу.
    По-своему оттеняет характеры Кабанихи и Дикого “благочестивая странница” Феклуша. Она не просто приносит в Калинов сведения о большом мире. Она оправдывает жизненные принципы “темного царства”, причем характеристики города и его обитателей в ее устах не менее нелепы, чем рассказы о заморских “салтанах”. Калинов у нее становится “землей обетованной”, а жестокая Кабаниха — образцом благочестия. Это еще одно подтверждение бессмысленности и бесперспективности “темного царства”.
    “Гроза” — лучшая, но не единственная пьеса А. Н. Островского, которая обличает жестокие нравы сильных мира сего. Вспомним “Бесприданницу”, “Доходное место”, “Бешеные деньги” и другие пьесы.
    В 1886 году Островский, осуществив свою последнюю поездку на Волгу, по словам современников, “заболел душой”: ничего не изменилось в России. Великий драматург решил начать писать новую пьесу для своего любимого Малого театра. Однако смерть перечеркнула этот замысел.

  4. А. Н. Островский в пьесе “Гроза”, написанной им в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, которые мы и попытаемся рассмотреть, показав главные черты самодурства некоторых персонажей пьесы. В данном случае имеет смысл взять двух наиболее ярких представителей общества времен Островского — Дикого и Кабаниху. Рассматривая этих персонажей по отдельности и сравнивая их, мы сможем выявить основные черты самодурства и также некоторые пороки и недостатки.
    Очень часто характер героя может четко отразиться в реакции окружающих на его поведение и в репликах, относящихся к нему. Так произошло и в данном случае. Жители Калинова говорят о Диком и Кабанихе очень часто, и это дает возможность получить о них богатый материал. В разговоре с Кудряшом Шапкин называет Дикого “ругателем”, Кудряш же называет его (Дикого) “пронзительным мужиком”. Кабаниха называет Дикого “воином”. Все это говорит о сварливости и нервозности его характера, потому что Шапкин и Кудряш ругают его между собой не просто так, видя, как Дикой отчитывает Бориса. Отзывы о Кабанихе тоже не слишком лестные. Кулигин называет ее “ханжой” и говорит, что она “нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Это характеризует купчиху с плохой стороны. Более полное, на мой взгляд, представление о человеке может дать его речь, то есть привычные и специфические выражения, присущие только данному герою. Мы можем увидеть, как Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он говорит Борису: “Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом”. Из этой его фразы мы видим, что он безграмотен (говорит “с езуитом” вместо “с иезуитом”), так он еще и сопровождает свою речь плевком, что окончательно показывает его бескультурье. Вообще, на протяжении всей пьесы мы видим его пересыпающим свою речь бранью (“Ты еще что тут! Какого еще тут черта водяного!”), что показывает его человеком крайне грубым и невоспитанным. Взять хотя бы пример, когда он как-то вечером зашел к Кабанихе и накричал на нее… Кабаниха же в своей речи пытается прикинуться доброй и ласковой, хотя иногда именно речь обнаруживает отрицательные черты ее характера, например страсть к деньгам. Иногда купчиха становится в позу: “Ну, ты не очень горло-то распускай!” — обращается к Дикому.
    Поступки же, характеризующие самодурство Дикого и Кабанихи, представляют особый интерес. Дикой груб и прямолинеен в своей агрессивности, он совершает поступки, порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих. Он способен обидеть и побить мужика, не отдавая тому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения. Он буян, и в буйстве своем способен метать громы и молнии на своих домашних, в страхе скрывающихся от него.
    Кабаниха же до абсурда слепо предана своим старым традициям, заставляя всех домашних плясать под свою дудку. Она заставляет Тихона по-старинному прощаться со своей женой, вызывая смех и чувство сожаления у окружающих.
    Остается заметить, что и Дикой, и Кабаниха очень набожны и религиозны. Дикой, например, в грозе видит возмездие.
    Итак, мы рассмотрели основные черты самодурства героев. Остается выяснить вопрос: кто же из них страшнее в своей жизненной концепции и принципах? С одной стороны, кажется, что Дикой грубее, сильнее и, следовательно, страшнее. Но, приглядевшись поближе, мы видим, что Дикой способен только кричать и буйствовать. Зато перед нами приоткрывается страшная и деспотичная сущность Кабанихи. Она сумела подчинить себе всех, держит все под контролем, она даже пытается управлять взаимоотношениями людей, что и приводит Катерину к гибели. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает ее более страшной.
    Итак, все вышеприведенное, на мой взгляд, не только показывает основные черты самодурства Кабанихи и Дикого, но в целом может отражать проблемы и недостатки русского общества того времени.

  5. У мя времени прост нет но надеюсь это поможет хоть както
    Пьесы А. Н. Островского — это отражения жестокой правды жизни, реалий, бытовавших в русском обществе конца XIX века. Драма «Гроза» занимает среди них особое место, она, по словам Добролюбова, «есть самое решительное произведение Островского». В ней Островский бичует самодурство и деспотизм купеческого сословия, бывшего опорой государственности того времени. А образ Катерины по праву считается лучшим женским образом в творчестве Островского.Главная героиня драмы — Катерина, поэтическая, мечтательная, нежная женщина, живущая в доме деспотичной Кабанихи. Катерина замужем за сыном Кабанихи, Борисом. Она — птица, живущая в клетке. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», — вспоминает Катерина о том, как ей жилось до замужества.Детство Катерины в доме ее родителей прошло очень быстро, и вспоминает она о нем, как о лучшем времени своей жизни. У матери ей жилось легко и радостно. Катерина любила ухаживать за цветами, гулять одна но саду, ходить в церковь, чтобы послушать церковное пение и музыку, вышивала по бархату золотом. Тогда девушкам не давали никакого образования и книги ей заменяли рассказы странниц. Еще в детстве Катерина была впечатлительной. Под влиянием рассказов богомолок и странниц сформировался ее вольнолюбивый и романтический характер.«… Отчего же люди не летают так, как птицы? — говорит она Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Эти слова говорят о Катерине как о женщине, которой тесны рамки обыденного, ей нужно больше, чем размеренный мещанский быт, но выйдя замуж, Катерина попадает в «темное царство», где царят ложь и притворство. Ей невыносимо жить в условиях, когда ей приходится выслушивает наказы Тихона, которые он ей дает под диктовку матери. Возвышенные помыслы Катерины сталкиваются с жестокими и бесчеловечными нравами старого образа жизни.Традиции домостроя, которым Катерина отчасти готова следовать (стерпится — слюбится), принимают в доме Кабанихи уродливую форму: Катерина ищет черты, за которые могла бы полюбить мужа, пытается проявлять уважение к свекрови, но не находит в них отклика на свои чувства. Тихон отказывается взять ее с собой, Кабаниха преследует своими наставлениями. Катерина одинока, но как женщина «русского сильного характера», терпеливо несет свое бремя, не находя защиты ни у своего мужа, ни, как окажется позже, у своего возлюбленного Бориса Григорьевича.Любовь к Борису окрыляет Катерину, ее любовь искренна и глубока. Она готова на любые жертвы ради любимого человека, переступая даже те понятия о грехе, которые для нее священны. Она любит по-настоящему: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» — говорит она Борису. Сильная и решительная женщина, она ждет того же от Бориса, но он слишком слаб, чтобы помочь Катерине. Как и Тихон, Борис не может бороться за свое счастье, он словно парализован старыми порядками, подавлен «Кабанихами» и не способен отстоять свои права, любовь.Когда Катерина понимает, что от Бориса не дождаться решительных действий, она сама принимает решение. Она не может мириться с окружающей действительностью: когда она понимает, что путь к свободе отрезан, а жить среди Кабановых уже невмоготу, Катерина решается на самоубийство. Этот шаг она делает намеренно и обдуманно, вопреки нормам христианской морали и ее собственным представлениям. Это ее протест, вызов самодурству, темным силам, царству домостроя. «А уж коли очень мне здесь опостынет, — говорила Катерина, — так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в омут кинусь…». Смелая и волевая женщина привела свои слова в дело и в «темном царстве» блеснул «светлый луч». «Вы ее погубили! Вы! Вы!» — говорит своей матери Тихон, в котором Катерина сумела пробудить чувства любви, сострадания и правдивости, и его слова становятся отблеском этого луча.

  6. По оценке И. А. Гончарова, А. Н. Островский «ли­тературе принес в дар целую библиотеку художест­венных произведений, для сцены создавал свой осо­бый мир». Удивителен мир произведений Островско­го. Он создал характеры крупные и цельные, умел подчеркнуть в них комические или драматические свойства, обратить внимание читателя на достоинства или пороки своих героев.
    Особого внимания заслуживают герои пьесы «Гро­за» — Савел Прокофьевич Дикой и Марфа Игнатьевна Кабанова.
    Савел Прокофьевич Дикой — купец, значительное лицо в городе Калинове. Красноречивые характери­стики дают ему герои пьесы. «Ему везде место. Боится, что ль, он кого!» — говорит о нем Кудряш. Дикой, на самом деле, ничего, кроме собственной воли, не признает. Ему нет дела до мыслей и чувств других лю­дей. Обругать, унизить, оскорбить для Савела Прокофьевича ничего не стоит. С окружающими он ведет себя так, будто «с цепи сорвался», и без этого он «ды­шать не может». «…Ты червяк,— говорит он Кулиги-ну. — Захочу — помилую, захочу — раздавлю».
    Власть Дикого тем сильнее, чем слабее, безвольнее человек. Так Кудряш, например, умеет противосто­ять Дикому. «…Он — слово, а я — десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану»,— говорит Кудряш о своих взаимоотношениях с куп­цом. Иной человек племянник Дикого, Борис. «Дос­тался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит»,— замечают окружающие. Дикого не смущает то, что Борис — сирота и что ближе дяди у него нет ни­кого. Купец осознает, что судьба племянника в его ру­ках, и пользуется этим. «Загнан, забит…»,— с горе­чью говорит Борис. Не менее жесток купец и к своим работникам: «У нас никто и пикнуть не смей о жало­ванье, изругает на чем свет стоит». На чужом рабском труде и обмане делает бессовестный Дикой свое со­стояние: «…недоплачу я им по какой-нибудь копей­ке… а у меня из этого тысячи составляются…». Впро­чем, иногда на Дикого находит прозрение, и он осоз­нает, что перегибает палку: «Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу».
    Дикой — деспот и тиран в своей семье, на него «свои-то никак угодить не могут», «когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись!».
    Не уступает Дикому и Кабаниха, богатая калиновская купчиха. Кабаниха — ханжа, она все делает «под видом благочестия». Внешне она очень набожна. Од­нако, как замечает Кулигин, Кабаниха «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Главный объект ее тирании — собственный сын Тихон. Будучи взрос­лым, женатым человеком, он полностью находится во власти матери, не имеет собственного мнения, боится перечить ей. Кабаниха «выстраивает» его отношения с женой, она руководит каждым его поступком, каж­дым словом. Полное повиновение — все, что хочет она видеть в своем сыне. Властолюбивая Кабаниха не за­мечает того, что под ее гнетом вырос человек трусли­вый, жалкий, безвольный, безответственный. Вы­рвавшись на некоторое время из-под надзора матери, он захлебывается свободой и пьет, потому что по-дру­гому свободу он использовать не умеет. «…Из вашей воли ни на шаг»,— твердит он матери, а «сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей».
    Кабаниха ревнует сына к снохе, постоянно попре­кает его Катериной, «поедом ест». «Уж я вижу, что я вам помеха»,— пилит она Тихона. Кабаниха считает, что жена мужа должна бояться, именно бояться, а не любить и не уважать. По ее мнению, правильные от­ношения строятся именно на подавлении одного чело­века другим, на унижении, на несвободе. Показатель­на в этом отношении сцена прощания Катерины с му­жем, когда все слова Тихона, обращенные к жене,— лишь повтор наущений Кабанихи.
    Если страдает от Кабанихи с детства задавленный ею Тихон, то жизнь такой мечтательной, поэтичной и цельной натуры, как Катерина, в доме купчихи и во­все становится невыносимой. «Здесь что вышла за­муж, что схоронили — все равно»,— рассуждает об этом Борис.
    Постоянное давление заставляет приспосабливать­ся дочь Кабанихи, Варвару. «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»,— рассуждает она.
    Давая оценку образам «хозяев жизни», Н. Добро­любов показывает Дикого и Кабаниху самодурами, с их «постоянной подозрительностью, щипетильностью и придирчивостью». По мнению критика, «Гро­за» — самое решительное произведение Островско­го» в этой пьесе «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены… до самых трагических по­следствий…».

  7. А. Н. Островский в пьесе “Гроза”, написанной им в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, которые мы и попытаемся рассмотреть, показав главные черты самодурства некоторых персонажей пьесы. В данном случае имеет смысл взять двух наиболее ярких представителей общества времен Островского — Дикого и Кабаниху. Рассматривая этих персонажей по отдельности и сравнивая их, мы сможем выявить основные черты самодурства и также некоторые пороки и недостатки.
    Очень часто характер героя может четко отразиться в реакции окружающих на его поведение и в репликах, относящихся к нему. Так произошло и в данном случае. Жители Калинова говорят о Диком и Кабанихе очень часто, и это дает возможность получить о них богатый материал. В разговоре с Кудряшом Шапкин называет Дикого “ругателем”, Кудряш же называет его (Дикого) “пронзительным мужиком”. Кабаниха называет Дикого “воином”. Все это говорит о сварливости и нервозности его характера, потому что Шапкин и Кудряш ругают его между собой не просто так, видя, как Дикой отчитывает Бориса. Отзывы о Кабанихе тоже не слишком лестные. Кулигин называет ее “ханжой” и говорит, что она “нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Это характеризует купчиху с плохой стороны. Более полное, на мой взгляд, представление о человеке может дать его речь, то есть привычные и специфические выражения, присущие только данному герою. Мы можем увидеть, как Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он говорит Борису: “Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом”. Из этой его фразы мы видим, что он безграмотен (говорит “с езуитом” вместо “с иезуитом”), так он еще и сопровождает свою речь плевком, что окончательно показывает его бескультурье. Вообще, на протяжении всей пьесы мы видим его пересыпающим свою речь бранью (“Ты еще что тут! Какого еще тут черта водяного!”), что показывает его человеком крайне грубым и невоспитанным. Взять хотя бы пример, когда он как-то вечером зашел к Кабанихе и накричал на нее… Кабаниха же в своей речи пытается прикинуться доброй и ласковой, хотя иногда именно речь обнаруживает отрицательные черты ее характера, например страсть к деньгам. Иногда купчиха становится в позу: “Ну, ты не очень горло-то распускай!” — обращается к Дикому.
    Поступки же, характеризующие самодурство Дикого и Кабанихи, представляют особый интерес. Дикой груб и прямолинеен в своей агрессивности, он совершает поступки, порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих. Он способен обидеть и побить мужика, не отдавая тому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения. Он буян, и в буйстве своем способен метать громы и молнии на своих домашних, в страхе скрывающихся от него.
    Кабаниха же до абсурда слепо предана своим старым традициям, заставляя всех домашних плясать под свою дудку. Она заставляет Тихона по-старинному прощаться со своей женой, вызывая смех и чувство сожаления у окружающих.
    Остается заметить, что и Дикой, и Кабаниха очень набожны и религиозны. Дикой, например, в грозе видит возмездие.
    Итак, мы рассмотрели основные черты самодурства героев. Остается выяснить вопрос: кто же из них страшнее в своей жизненной концепции и принципах? С одной стороны, кажется, что Дикой грубе’е, сильнее и, следовательно, страшнее. Но, приглядевшись поближе, мы видим, что Дикой способен только кричать и буйствовать. Зато перед нами приоткрывается страшная и деспотичная сущность Кабанихи. Она сумела подчинить себе всех, держит все под контролем, она даже пытается управлять взаимоотношениями людей, что и приводит Катерину к гибели. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает ее более страшной.
    Итак, все вышеприведенное, на мой взгляд, не только показывает основные черты самодурства Кабанихи и Дикого, но в целом может отражать проблемы и недостатки русского общества того времени.

  8. Здравствуйте, сударь! Как у вас дела? Чем занимаетесь? Небось, радуетесь, что от дядюшки уехали? И скоро ли кончится ваше дело там? А то мы уж заскучали тут без Вас, знаете ли.
    А тут у нас такие дела творятся. Сразу, как Вы уехали, произошло такое… Катерина в Волгу бросилась! То ли оттого, что Вы уехали, то ли Кабаниха совсем заела, не могу знать. Вот какое ведь совпадение – всю жизнь у Волги прожила, и смерть свою в ней нашла.
    Говорят ведь, гром не грянет – мужик не перекрестится. Так вот Кабаниха-то, Катерину потерявши, принялась возвращать то, что еще было не совсем потеряно. Узнала, куда Варвара с Кудряшом сбежала, приехала к ним, умоляла вернуться, так Кудряш ее за ворот из дому и вынес и велел больше не возвращаться.
    Сынок Кабанихи, Тихон, после смерти Катерины совсем дураком сделался. Как-то еще до того, как она умерла,  он мне сказал: «Я вот возьму да последний-то, какой есть, ум пропью; пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится!» И, представляете себе, что он сейчас вытворяет? Каждый день вечером домой пьяный приходит. Она все к нему: «Тиша, Тиша, что ж ты делаешь-то?», так он ей: «Отстань, мать, не видишь, сын твой с работы пришел! Вместо того, чтобы причитать, покушать бы принесла хоть что ль!»  Отужинав, Тихон принимается бить ее, после чего та тихонько садится в уголок и начинает плакать. А Тихон с веселым настроением отправляется гулять. Таким гулякой стал, что диву даешься: неужели это и есть тот самый тихоня Тихон? И так, представляете себе, каждый божий день. Долго ли еще эта семья продержится – мне знать не дано, однако, по моему мнению, рушится она начала сразу после Тихоновой свадьбы.
    У дядюшки вашего тоже проблемы. Недавно во время грозы молния прямо в его дом попала, отчего домик-то загорелся. Теперь ему приходится у меня жить. Просто никто больше, кроме меня, его и не пускает, даже Кабаниха (впрочем, домом она сама уже не распоряжается, даже если бы она и впустила его, Тихон бы их обоих поколотил), надоел он всем. А ведь просил я его, чтоб он соизволил денег выделить на строительство громовых отводов, а он: «Разбойник, разбойник», «В наказание, в наказание». Вот пусть и думает теперь, что гроза ему в наказание пришла за его скупость.
    Работники вашего дядюшки от него все и сбежали. Взяли пример с Кудряша (Молодец все-таки парень – не один сбежал от плохой жизни, но еще и возлюбленную свою с собой забрал). Так что теперь ваш дядюшка совсем разорен. Хотя, быть может, ничего плохого в этом и нет. Пусть узнает, как обычные люди живут. Теперь вот сам ходит, у всех денег в долг просит. А ему, представьте себе, все подряд отказывают. Припоминают ему его отношение к людям. Ругается, конечно, все еще, кричит на всех, но никто уже всерьез его не воспринимает, никто его не боится. Даже насмехаются – различные шутки-анекдоты про него сочиняют. Даже городничий и тот перестал признавать Дикого. Пройдет мимо, не поздоровавшись, как будто и не знакомы они совсем. А все из-за денег. Большие деньги, дорогой мой, – большие проблемы. Были деньги у человека – все его любили, уважали, ценили, а не стало денег, разорился человек, обанкротился – так о нем все и забыли, даже вспоминать не желают. Говорил же я, сударь, жестокие нравы в нашем городе, очень жестокие.
    На днях в газете прочитал, что англичане-де отменили свой конкурс. Кто-то там у них решил, что «перпетуум-мобиле» изобрести невозможно. Что это-де противоречит законам природы. Жаль, очень жаль. Я думал, вот изобрету, получу миллион, да и обустрою наш Калинов так, чтоб людям жилось у нас лучше: школу приличную открою, на площади часы огромные поставлю, пристань хорошую сооружу и еще что-нибудь, чтоб для общей пользы-то было… Но, видно, не судьба. Как умирал тихой смертью наш город, так и будет продолжать умирать.
    Ну вот, сударь, вроде как все рассказал Вам. Если что непонятно – пишите, я на письма отвечать люблю, а лучше всего сами приезжайте поскорее, тут столько всего изменилось… В одном письме не опишешь.
    До скорого, надеюсь, свидания!
    Кулигин,
    Июля месяца, числа 19-го, года 1859-го.
    При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

  9. Тип: Сочинение
    Предмет: Литература
    Все сочинения по литературе »
    Язык: Русский
    Автор: Alena
    Дата: 29 сен 2006
    Формат: RTF
    Размер: 6 Кб
    Страниц: 2
    Слов: 602
    Букв: 3456
    Просмотров за сегодня: 2
    За 2 недели: 18
    За все время: 584

    Тезисы:

    Поступки же, характеризующие самодурство Дикого и Кабанихи, представляют особый интерес.
    Остается заметить, что и Дикой, и Кабаниха очень набожны и религиозны.
    Кабаниха называет Дикого “воином”.
    Отзывы о Кабанихе тоже не слишком лестные.
    Мы можем увидеть, как Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека.
    Взять хотя бы пример, когда он как-то вечером зашел к Кабанихе и накричал на нее…
    Дикой, например, в грозе видит возмездие.
    Итак, мы рассмотрели основные черты самодурства героев.
    Остается выяснить вопрос: кто же из них страшнее в своей жизненной концепции и принципах?
    С одной стороны, кажется, что Дикой грубе’е, сильнее и, следовательно, страшнее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *